Как сформировать полезные привычки? Этапы формирования привычки

Сколько раз мы зарекались не есть на ночь, начать бегать по утрам, отказаться от алкоголя, изменить образ жизни? Почему же вся наша решимость проходит, как правило, к утру следующего дня? Кого или что винить в этом: себя, силу воли, характер, напряженную работу, тяжелые времена, нехватку денег и времени?

Чтобы найти ответы на все эти вопросы, необходимо разобраться в том, что такое привычка и как работают психологические механизмы формирования и закрепления наших привычек.

Сознательное я и бессознательное я

Для начала, давайте разберемся с парой простых терминов. Сознательное и бессознательное — это две стороны человеческой психики.Все процессы, которые происходят в нашей голове, можно разделить на «сознательные» и «бессознательные».
Кстати, большое количество действий, как правило, носят неосмысленный характер и не могут быть объяснены с точки зрения сознания.Мотивацией к ним может быть сновидения, творчество, неосознаваемые подавленные переживания и мотивы человека.

Сознательное я – это наша способность понимать, что происходит вокруг и внутри нас. То есть, мы не просто видим то, что происходит, но и можем это понять, объяснить, рассказать об этом самим себе и другим людям.

Бессознательное я — это все то, что мы делаем не задумываясь, не анализируя и понимая в полной мере. Именно к бессознательному относятся все наши с вами привычки, как плохие, так и хорошие.

Сознательное я – это все наши мысли, которые мы контролируем и понимаем.
Бессознательное я – все, что происходит в нашей голове «автоматически», без нашего с вами контроля.


Наше бессознательное хранит огромное количество информации, на которую мы опираемся в принятии решений, но прямого доступа к ней на уровне сознания у нас нет.

Механизм формирования привычек

Каждое действие, которое мы повторяем из раза в раз, постепенно доводится до автоматизма, мы перестаем его осознавать, и оно переходит в бессознательное действие. В результате то, что мы делаем (кушаем сладости после обеда, выпиваем чашку кофе с утра, заедаем стресс) – все это происходит «на автомате», то есть мы не отдаем себе отчета в этом.

Причины для этого часто кроются в наших неприятных воспоминаниях, которые сознание намеренно блокирует. Сами воспоминания в нашей голове не всплывают, но они отлично влияют на наши жизни «исподтишка». Например, мама в детстве жестко сказала вам, что вы слишком много кушаете и поэтому будете полной. Если накал эмоций был велик, то вы запомнили данную установку. Но осознавать это тяжело, и со временем, эта установка спрячется в бессознательное я, чтобы не травмировать и не причинять вам боль. И вот вы взрослая девушка, которая при каждой возможности старается скушать побольше и повкуснее, а потом рыдает и клянет себя за бесхребетность. Бессознательно вы отыгрываете внушенное вам убеждение.

Подобные бессознательные установки вначале нужно осознать, а это всегда больно и самостоятельно это могут сделать немногие. Придется часами копаться в себе, бередить старые надежно спрятанные раны. Помогает работа с хорошим психологом. Процесс этот длительный и неприятный, но реальный.


Однако часто мы сами формируем наши деструктивные привычки, сами того (разумеется) не замечая.

Рассмотрим на простом примере, как происходит формирование и закрепление привычки в нашем бессознательном.
Привычка выпивать по утрам чашку кофе, казалось бы, основана на желании получить дозу кофеина и заряд бодрости, только и всего. На самом деле для многих чашка кофе по утрам (еще и с сахаром, да молоком) стала уже привычкой, а не настоящей потребностью.

Что происходит в нашей голове, когда формируется новая привычка?


Опасность привычки кроется именно в ее неосознанности, автоматизме и бесконтрольности.

Кофе прекрасно иллюстрирует как происходит формирование привычки. Точно так же мы привыкаем к сладостям и другой вредной пище.

Это очень интересный механизм появления привычки — петля привычки «сигнал-действие-награда» :

1) Сигнал - запускает автоматический режим и сообщает мозгу, какую привычку выбрать.

2)Привычные действия - то, что мы делаем в ответ на сигнал. Причём это могут быть не только физические действия, но и наши мысли или чувства.


3)Награда - то, что мы получаем после выполнения действий. Она определяет, стоит ли в дальнейшем использовать именно эту петлю.

Постепенно петля «знак - привычные действия - награда» становится все более и более автоматической, пока у человека не станет появляться сильное ощущение предчувствия и страстного желания получить награду.

Таким образом, чтобы создать нужную привычку, необходимо:
найти простой сигнал .
определить вознаграждение за действие.
выработать бессознательное страстное желание.

Привычки невероятно устойчивы. Удивительно, но люди с серьёзными повреждениями мозга, которые не могут вспомнить последние события своей жизни и нарисовать план своего дома, легко в нем ориентируются и выполняют привычные действия.

Бонус для внимательных

Иногда так сложно начать что то делать, например, перестать перекусывать чипсами или отказаться от покупки очередной шоколадки! Как же выработать полезную привычку?

Иногда ответ прост, чем кажется. Наденьте на руку резинку . Желательно, канцелярскую. Не сдержались или просто начали думать о вредностях- оттяните резинку и щелкните себя по запястью. Неприятно! Зачем же это делать?

Таким образом на уровне низжих инстинктов (боль) вы программируете себя не делать что-либо. Щелкнули раз, два.. десять. Тело усваивает связь — «я ем шоколад = мне больно «. Да и сама по себе резинка — это постоянное напоминание о вашей цели и вы как минимум задумаетесь прежде чем запихнуть в себя сникерс.

И не забывайте о «правиле 5», описанном в статье .

Как отказаться от вредной привычки?

  1. Осознанность – первый шаг в борьбе с привычкой.

    Осознанность – постоянное и непрерывное внимание в каждый момент жизни, сосредоточение вна самом действии как таковом. Что бы лучше понять, что такое осознанность приведем пример того, чем она не является. Человек в кинотеатре ест попкорн, а фильм такой интересный! Зритель не осознает вкус еды, и когда ведро вдруг пустеет, он с недоумением пытается понять, когда он только успел схомячить целое ведро попкорна.
    Любой, кто любит читать, поймет о чем речь – читаешь книгу, как вдруг возникает мысль на постороннюю тему, например, о том, чтобы завтра приготовить на завтрак. Вслед возникает образ происходящего. Еще мысль, еще образ, чувства, переживания… ты понимаешь, что ни чего не помнишь с последних десяти страниц книги, ровно с того момента как «улетел» в свои грезы.

  2. Первым шагом к избавлению от привычки будет осознание того, что мы делаем, почему делаем и какие последствия это имеет. Когда рука тянется за конфетой, когда за чашкой чая вы автоматически съедаете очередное печенье – остановитесь и спросите себя: «Хочу ли я этого на самом деле? Что я получу, а что потеряю, съев эту конфету/торт/печенье? Стоит ли оно того?». Вероятнее всего, вы поймете, что делаете это просто автоматически, по привычке.

  3. Никаких запретов!

    Зачастую процесс преодоления привычки воспринимается так: надо запретить себе это делать, отказаться от привычки!


    Слово «запрет» вызывает психологическую защиту , мы не хотим себе запрещать, лишать себя радости, привычных вещей, отказывать себе в чем-либо. Мы себя любим. Поэтому важно понимать, что мы не запрещаем себе вредную привычку, не отказываемся от нее, мы просто замещаем ее другой, полезной привычкой.

    «Я не отказываюсь от конфет, я забочусь о своем здоровье, поэтому я привыкаю получать удовольствие от фруктов и ягод», – чувствуете разницу?

    Мы не отказываемся вкусно есть, не запрещаем себе получать удовольствие от еды. Напротив, мы учимся все это делать так, чтобы получать не только удовольствие, но и пользу для своего здоровья.
    В результате нет необходимости мучить себя и бороться со старыми привычками, мы просто сформируем у себя новые полезные привычки, которые автоматически вытеснят старые. И вы сами не заметите, как старые плохие привычки ушли на задний план, а потом и вовсе исчезли.
    В этом кроется маленький секрет успеха, комфортнее вырабатывать новые правильные привычки, нежели избавляться от старых.

  4. Подкрепляем новую привычку эмоциями.

    Чтобы сформировалась привычка, человека нужно «зацепить». Потом — заинтересовать. Когда заинтересовался — создать ощущение и уверенность, что для него это в принципе возможно. Дать возможность попробовать и обеспечить легкий первый шаг, первые удачи. Далее дать четкое видение, что нужно для успеха, какие ему предстоят шаги, и обеспечить процедуру выполнения.


    Привычка станет бессознательной (или как говорят, станет чертой характера) в том случае, если человек понимает необходимость новой привычки.

    Например, вы решили бегать по утрам. Зачем? Если это решение импульсивное, в стиле «пора худеть»/ «мне сказали, что это полезно», скорее всего толку будет мало. Если же вы действительно понимаете смысл утреннего бега, можете объяснить этот смысл всем своим друзьями и знакомым, тем более если вы уже кого-то увлекли тоже этой идеей — начало хорошее.
    Далее нужно понять, а нужна ли эта новая привычка вам вообще. Задайте себе вопросы: а при вашем образе жизни утренний бег вам подходит? Если выбегать вам некуда и некогда, если из-за вашего бега вы напрягли уже всю свою семьи и себя самого — скорее всего, нужно придумать что-то другое. Но если бег легко вписывается в ваше утро, после бега вам приятно принять душ, позавтракать и радостно начинать новый день — это ваше.
    Вы бегаете месяц, два, три и вот в одно прекрасное утро вы получаете комплименты по поводу своего внешнего вида и общей бодрости — тадам, вы внезапно осознаете,что с этой привычкой вам расставаться-то и не хочется. Это легко, и это приносит вам радость!

    Если человек четко знает, по каким причинам он хочет внедрить новую привычку и что ему это даст, он сопровождает выработку привычки позитивным параллельным подкреплением: внутренним одобрением, ободряющими комментариями, силой воли в конце концов. А если вы 21 день не кушаете сладкое, но при этом каждый день о нем мечтаете, делая гримасу мученицы и ожидая, когда же эти чертовы дни закончатся, то в реальности вы вырабатываете у себя привычку к негативным переживаниям по поводу отказа от сладкого.

    Яркие эмоциональные переживания облегчают и ускоряют формирование привычки. Не забывайте и о системе обязательных наказаний (да-да, нужно уметь дать себе «ментальный пинок»).

  5. Вырабатываем полезные привычки.

    Психологи говорят, что для формирования привычки в среднем требуется месяц, еще месяц для закрепления и полной уверенности, что привычка доведена до автоматизма и уже является бессознательной,т.е вы не прилагаете усилий, чтобы совершать это действие. Вырабатывая правильную привычку, важно помнить (а лучше держать перед глазами в письменном виде), для чего вы это делаете, почему это важно для вас.
    И помните, постоянство – залог успеха. Привычка закрепится в бессознательном только при регулярном повторение одно и того же действия.
    Формируйте правильные привычки, ведь как гласит известный афоризм: «Привычка – вторая натура».

«А вот я..»


Привычки бывают профессиональные и бытовые, социальные и индивидуальные, полезные и вредные, возникающие постепенно или практически мгновенно. Согласно другому делению, привычки бывают физические, эмоциональные и поведенческие. См.

Формирование привычки: приучение

Привычка - результат повторения и обычно формируется на 21 день (при ежедневном повторении). Станет ли привычка чертой характера? См.

Как отучиться от вредных привычек?

Вредной привычкой может быть и курение , и привычка недовольно топать ножкой, когда что-то не выходит, не получается, и привычкаМесть . Методы отучения от вредных привычек:

Выбор зависит от многих факторов, где влияет и возраст (возможность обратиться к разуму), и умение работать над собой, и прочна ли вредная привычка. Пока привычка не закрепилась, можно (и даже лучше) не обращать на нее внимания, переключая себя или другого на другие дела , занятия, увлечения. Если же привычка уже закрепилась, отвлечение не помогает.

Подробнее смотри:

В жизни человека привычки играют очень важную роль: полезные - благоприятную, вредные - неблагоприятную. От того, как полезные из их числа соотносятся с вредными, во многом зависитсчастье и благополучие индивида.

Как отмечал К.Д. Ушинский, «воспитание, оценившее вполне важность привычек и навыков и строящее на них свое знание, строит его прочно. Только привычка открывает воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу».

В жизни каждого из нас многое определяется именно характером наших привычек : направленность личности, характер и наклонности вкусовые предпочтения, манера держаться и т.п. . Как уже и говорилось, поведение складывается из действии, а действие - из отдельных движений, имеющих определенную последовательность (сочетание) и направленных на какой-лиоо объект всегда с целью овладения им.

Управление движением предполагает произвольные его начало и окончание, изменения темпа, величины затрачиваемого усилия Само же движение осуществляется благодаря автоматическому механизму, данному природой в виде определенного строения и свойств двигательного аппарата. В результате многократного повторения отдельных движения для их осуществления уже не требуется специального контроля, и они осуществляются автоматически, т.е без участия сознания. Эти автоматизированные системы предметно направленных действий получили название навыков.

Яндекс.ДиректВсе объявления Развитие человека через тренинги Это эффективно! Тренинги по саморазвитию в Новосибирске. Отзывы. Рейтинги.samopoznanie.ru

Благодаря приобретению навыков индивид становится способным выполнять все более сложные действия, решать все более сложные двигательные задачи, на все более высоком уровне осуществлять взаимодействие с объектами окружающего. При этом контроль за «течением» действий постепенно заменяется их планированием. Без приобретения навыков невозможно было бы ни учиться ни работать, ни обслуживать себя в быту. Объясняется это тем что навык разгружает сознание от необходимости контроля над каждым отдельным движением или простым действием и позволяет оперировать все более сложными и совершенными их комплексами.

Процесс выработки навыков происходит ежедневно, непрерывно и в значительной степени самостоятельно.

У любого взрослого индивида много двигательных навыков, и все они приобретены в процессе индивидуального развития - путем отбора нужных, целесообразнных движений из общего количества возможных для человека, а также последующего их совершенствования и закрепления

Развитие системы движений тесно связано с развитием психики. Образы элементов окружающего мира, их сопоставление и взаимосвязи являются основой мышления. Формируясь в мозге, они становая элементами мысли. Перенос внимания индивида от одного образа к другому, от самих образов к связям между ними составляет сущность элементарного движения мысли, а оно есть элементарное умственное действие. Автоматизация этого процесса означает выработку мыслительных навыков.

Умение - это навык или совокупность навыков, четко соотнесенные решением какой-либо двигательной задачи, чаще произведением изменений в объектах окружающего мира. Если для выработки навыка обязательно повторение действий, то для проявления умения это не всегда необходимо: умение порою возникает ситуационно, при появлении какой-либо существенной цели, благодаря сочетанию навыков, которыми уже располагает индивид. Умение - это еще и способность индивида сочетать навыки, подчиняя определенное количество эффективных действий (навыков) решению какой-либо масштабной задачи.

Привычки формируются так же, как и навыки, путем повторения тех или иных движений и действий, но представляют собой особое явление психики и поведения. Привычка - это действие, которое становится для индивида как бы обязательным, причем не с точки зрения его обязанностей перед кем-либо, а как бы его обязанностью перед самим собой. Подобно тому как живое существо, у которого выработался условный рефлекс , не может не совершить соответствующего действия при наличии соответствующих условий, так и привычка: индивид не может не произвести того или иного действия, когда наступает определенная ситуация (совокупность условий или единичный значимый фактор).

Если индивид не выполнил привычного действия, он ощущает определенное беспокойство и психологический дискомфорт.

Понятие привычки подразумевает не только способность индивида произвести определенное действие, но и потребность сделать это. А формирование привычки означает не столько возникновение нового навыка, сколько появление побуждения к постоянному осуществлению соответствующей последовательности движений или действий.

Наблюдения показывают, что привычка может сложиться раньше, чем полностью сформировался навык, и тогда совершенствование навыка затрудняется: если выработка навыка - довольно гибкий процесс, то привычка формируется по типу фиксации, затвердения определенной последовательности движений; и главное ее свойство (наряду с обязательностью) - консерватизм: привычки способны «отстаивать» в психике самих себя и именно благодаря этому превращаться во «вторую натуру» индивида. А навыки могут совершенствоваться сколь угодно долго, пока они не стали устойчивой привычкой.

Таким образом, понятие привычки означает: - обязательность действия (в той или иной ситуации); - приоритет данного действия перед другими (в этой ситуации); - четкую определенность того или иного действия (в той или иной ситуации).

Характерно различие между навыком и привычкой: хотя и первое, и второе вырабатывается путем повторения определенных движений (действий), навыки у индивида находятся как бы в резерве, образуя его двигательный потенциал. Привычка же активно напоминает о себе, как только возникает соответствующая ситуация, а порою и внеситуационно. Привычка, в отличие от навыка, обладает побудительной силой, и это не всегда ведет к хорошему.

Для превращения действия в привычку важна регулярность его осуществления, включение в качестве постоянного элемента в систему действий индивида. Само по себе действие редко может стать привычным, если оно осуществляется вне системы действий, в которую оно включается в качестве элемента. Или же если в основе его осуществления не лежит какая-либо потребность, изначально заложенная природой. Например, легко формируются привычки, связанные с приемом пищи: сама потребность в пище побуждает человека к постоянному осуществлению необходимой системы действий. И поэтому в данном случае привычка принимать пищу определенным образом есть способ реализации изначально существующего побуждения. Иными словами, привычка принимать пищу определенным образом становится вторичной потребностью, базирующейся на потребности первичной - в пище.

Итак, привычка - это последовательность связанных между собой условно-рефлекторных движений, образующих определенное действие, активирующаяся тоже условно-рефлекторно в определенной ситуации и служащая решению той или иной стандартной задачи.

Привычкой может- быть также последовательность элементарных действий, которые образуют более сложное действие, способное решать более сложную, но тоже стандартную задачу, - это более сложная привычка. Привычка вырабатывается всегда на определенную ситуацию.

Поскольку условный рефлекс проще, чем привычка, о нем говорят, что он «вырабатывается», тогда как привычка «формируется» или «складывается» (из нескольких частей).

И в случае условного рефлекса, и в случае привычки важна повторность сочетания некоторых факторов: условный рефлекс как важнейшая основа поведения и жизнеобеспечения не может и не должен вырабатываться на случайные, незначимые факторы, природа как бы себя проверяет. Повторение сочетания означает (для самой природы!) его неслучайность, а следовательно, и возможную жизненную важность. Но, поскольку привычка - это сочетание нескольких условных рефлексов, она вырабатывается дольше, чем обычный условный рефлекс. Кроме того, условный рефлекс вырабатывается на какой-либо один безусловно значимый фактор, привычка же вырабатывается в ответ на ситуацию плюс некое побуждение к действию, которое при формировании привычек ребенка задается ему взрослыми. Если у условного рефлекса подкрепителем является жизненная польза, непосредственно заложенная в безусловном подкрепителе - инстинкте, то у привычки эта польза может быть опосредованной ситуацией, поведением окружающих, их одобрением или неодобрением.

Привычки могут быть ситуационными (чаще) и внеситуационными (реже). Ситуационные привычки находят себе место при определенных условиях, проявляют себя в определенных ситуациях, но при этом и они могут стать отражением и выражением индивидуальных черт человека, формируя неотъемлемые его особенности. Именно сочетанием привычных действий определяется такое свойство индивида, как его манеры: манера говорить, манера держаться, манера общаться, характер походки.

Говоря об осознанности или неосознанности условных рефлексов и привычек, нужно иметь в виду, что индивид не контролирует их выработку, если на это окружающие специально не обращают его внимания. О наличии или отсутствии у него того или иного условного рефлекса или привычки он может узнать или со слов окружающих, видящих его со стороны, или по результатам своих действий. Если они его удовлетворяют, индивид продолжает использовать их неосознанно; если же они его не удовлетворяют, то, выясняя причины этого неудовлетворения, он постепенно доходит и до анализа особенностей своего поведения. А такое выяснение причин неудачи родственно объективации, но осуществляется не по ходу дела, а по его завершении. В то же время овладение навыком чаще происходит под контролем сознания, и индивид способен отследить этапы этого освоения.

Манера - это сочетание привычек, формирующих поведенческий облик индивида.

Еще один аспект привычек - предпочтения, они зависит как от индивидуальных особенностей организма, так и от доступности тех или иных предметов.

Итак, привычка - это явление условно-рефлекторного характера, но более сложное, поскольку она объединяет в себе некоторое число условно-рефлекторных действий (движений) и активируется тоже условно-рефлекторно. Привычка обладает и главнейшими свойствами условного рефлекса: обязательностью (или повышенной вероятностью) того или иного действия в той или иной ситуации, предпочтением (выбором) именно данного действия (или движения) из всего того их числа которым располагает индивид, сигнальным характером начала действия - именно в ответ на некий пусковой фактор в окружающей среде.

Привычка обладает свойствами доминанты и условного рефлекса. Но, в отличие от развитой внеситуационной доминанты, привычка - это ситуационная доминанта; привычка привязана к ситуации и только постепенно (и далеко не все привычки) обретает свойство внеситуационности.

Привычка - это и своего рода установка психики на определенное действие: стоит этой обстановке возникнуть, как действие совершается. Иными словами, привычка, как и установка, обладает способностью выжидать подходящего момента. Но развитая установка подчиняет себе множество ситуаций, подобно тому как привычка подчиняет себе множество условных рефлексов: здесь прослеживается аналогия. Обладающий привычкой индивид как бы нацелен на определенное действие и обязательно совершит его, как только представится возможность. Но, как правило, привычка не подчиняет себе различные ситуации, как это делает установка, а подчиняется их течению и смене.

Существенное отличие привычек от установок и доминант - внешнее проявление (привычек): они изначально демонстративны, тогда как установки и доминанты индивида остаются скрытыми не только для окружающих, но и для него самого.

Наличие привычек порождает уверенность индивида в его по-веденииТскольку он даже неосознанно «знает», что нужно делать в той или иной ситуации, без мучительных (порою) раздумий. Привычка уже выработавшись, несет в себе опыт субъективно удачной для индивида деятельности: не будь этого, она бы не закрепилась. Следовательно привычка - это форма накопления индивидом жизненного опыта.

Совокупность привычек формирует двигательный стереотип индивида - постоянное и устойчивое сочетание действий, которое занимает существенное место в структу ре его активности.

Привычки разгружают внимание и сознание индивида, позволяя ему направлять их на более существенные, менее элементарные, более значимые объекты, процессы, явления окружающего.

Совокупность и качество привычек определяет культурный облик индивида и степень его цивилизованности. Особенно это относится к привычкам самообслуживания и характеру его предпочтений в той или иной сфере окружающего.

Сочетание привычек может образовывать «поведенческие модули». К примеру, поведенческий модуль «выйти из дому» включает в себя: погасить свет, проверить окна, запереть дверь. Индивид обычно делает это автоматически. Но, если у него возникает какая-либо тревога, он начинает раскладывать этот модуль на отдельные действия и проверяет каждое из них по отдельности, да еще и не один раз. Тревожность проявляется именно в этом родственном объективации действии - проверить все составные части поведенческого модуля.

Привычка тесно связана с ритуалом - особой сверхценной последовательностью действий, осуществляемых в той или иной ситуации.

Выполнение привычных действий позволяет индивиду постоянно получать удовлетворение от достигнутого: небольшое, но надежное, ведь прочая деятельность не всегда его приносит, а это вызывает психическое напряжение.

Привычки позволяют находить смысл в доступном и повседневном и облегчают проблему поиска «смысла жизни»: в привычных действиях смысл заложен автоматически. И хотя это не столь уж возвышенный смысл, зато смысл жизненный и надежный. Ведь привычка-это механизм придания значимости ранее индифферентным, ничем не побуждаемым действиям, способ канализации жизненной активности индивида.

В ходе развития ребенка привычки формируются раньше, чем такие психические новообразования, какуровень притязаний , завышенность которого нередко несет индивиду множество неприятностей. Привычка - это наша постоянная связь с детством, с периодом, когда она была сформирована. Она проносится индивидом через всю его жизнь, служа одним из существенных механизмов преемственности поколений.

Привычка - надежный способ адаптации индивида к условиям существования: она облегчает жизнь, снижая уровень нагрузки как физической (вследствие «отработанности» действий), так и психической ввиду отсутствия необходимости осуществлять для каждого действия процессы мотивации, целеполагания и смыслообразования.

Не так давно люди ошибочно считали некоторые привычки свойствами характера. О том, что курение и любовь к алкоголю – плохие привычки, знают все. А вот лень, безответственное отношение к заданиям или разбрасывание вещей где попало – это качества характера, тут уже ничего не попишешь.

А вот и неправда! Изучая механизмы и причины формирования свойств характера, психологи пришли к выводу, что весь комплекс наших ежедневных действий основан на привычках. Какими-то мы обзавелись еще в детстве и с трудом представляем, как так получилось, другие же заимели во взрослом возрасте и смутно догадываемся о причинах их происхождения.

Мы знаем множество древних поговорок и притч о влиянии привычек на характер, но приведу здесь лишь одну:

«Посеешь действие - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».

А это значит, что мы можем заполучить счастливую судьбу – но для этого придется осознанно взяться за формирование полезных привычек.

За какое время формируется привычка?

Как назло, на формирование дурных привычек уходит куда меньше времени, чем на закрепление полезных. Почему родители так рьяно предостерегают детей от экспериментов с сигаретами, алкоголем и наркотиками? Потому что склонным к зависимостям людям достаточно один раз покурить или выпить рюмку водки, чтобы оказаться в цепких лапах порока. А вот выработка полезных привычек занимает куда больше времени – вплоть до нескольких месяцев.

Несомненно, вы слышали, что для формирования привычки нужно повторять одно и то же действие в течение 21 дня. Откуда взялось это утверждение?

Его автор – косметический хирург Максвелл Мальц, косметический хирург из США, подметивший в 50-х годах прошлого века, что пациенту требуется около трех недель на психологическую адаптацию после операции, осознание нового образа. Он описал этот эффект в книге «Психокибернетика», подметив, что ему самому понадобилось три недели на формирование новой привычки.

Но штука в том, что Мальц говорил о минимум трех неделях. Закрепление разных привычек требует разное количество времени – от 21 дня до нескольких месяцев . Все зависит от того, насколько далек желаемый результат от положения дел в самом начале работы над собой.

Если человек занимается спортом, правильно питается и заботится о повышении квалификации, это свидетельствует о наличии практики саморазвития. Новая полезная привычка – например, просыпаться на час раньше – дастся ему легко и быстро. А вот тому, кто привык лежать на диване и есть одну порцию жареной картошки за другой, будет намного сложнее сделать над собой усилие – а значит, процесс займет больше времени.

Даже один и тот же человек на разных этапах развития самодисциплины будет затрачивать разное количество времени на формирование и закрепление новых привычек.

Зависит длительность работы и от сложности внедряемого действия. Например, приучить себя умываться холодной водой по утрам намного проще, чем совершать пробежку. Первое действие требует меньше усилий и занимает меньше времени, чем второе, поэтому на него себя проще уговорить.

https://www.youtube.com/watch?v=fV4h-gdylXA

Как сформировать привычку, с чего начать и как не забросить это благородное дело на полпути? Вы можете подробнее узнать, как выработать полезную привычку , пройдя по ссылке, поэтому не будем углубляться в пошаговые «рецепты».

Напомню лишь несколько важных тезисов:

  • В любом деле самое главное – это первый шаг. Если вы хотите сделать свою жизнь лучше, не ждите понедельника. Для некоторых хороших начинаний не нужно даже ждать завтра – что-то можно сделать прямо сейчас.
  • Легкие и приятные привычки закрепляются легко, трудные требуют много времени и усилий. Поэтому постарайтесь связывать процесс формирования привычки с приятными эмоциями. Например, вы решили начать правильно питаться. Организм, взращенный на гамбургерах, мороженном и колбасе будет отчаянно бунтовать, подбивая психику выступить с ним в одной банде против капитана, то есть вас. У вашей команды отобрали то, что ей нравилось, значит, ей нужно дать что-то взамен. Приятная музыка и красивые тарелки, на которых художественно выложены овощи и фрукты, порадуют ваших бунтарей. Если же они не эстеты – отвлеките их чем-то другим: прогулкой по парку, походом в кино, на выставку собак или на шоппинг. Нужно доказать своему голодающему подсознанию, что жизнь не стала хуже – просто она немного изменилась, и, возможно, даже в лучшую сторону.
  • Не перестарайтесь. В первые три дня новый образ жизни может показаться легким и приятным, что может привести к передозировке. «Я думал, что это трудно, а это так здорово! Я все могу! Еще 20 кругов по стадиону, и я стану практически идеален!» Чтобы не случилось подобного, нужно загадать определенный темп работы и не отклоняться от него, даже если кажется, что вы способны на большее. Первые несколько дней организм живет по инерции и расходует накопленные ресурсы, потом начинают нарастать усталость и недовольство собой. В общем, лучше месяц понемногу, чем неделю до изнеможения.

При улучшении собственного характера важно позаботиться и о том, чтобы избавиться от вредных привычек . Ведь согласитесь: если человек курит, то утренние пробежки не прибавят здоровья – а может, и наоборот, вызовут неожиданные побочные эффекты.

Каждому, кто желает быть успешным и реализованным в любимой профессии, стоит искоренить привычки, мешающие работать . Этих хитрых зверьков мы даже не считаем вредными – но они жадно пожирают наше рабочее время, внимание и силы.

Привычки нужно не только формировать, но и учиться понимать, к каким результатам ведет каждая из них. Чтобы «выловить» тайных диверсантов, советую завести дневник (можно электронный) и писать туда все, что вы делаете. Через месяц вычлените в своих записях наиболее регулярные действия и поразмышляйте – несут они пользу или наоборот, вредят здоровью и снижают работоспособность?

Существуют привычки, продлевающие жизнь : некоторые из них могут показаться нам забавными, но они реально работают.

Обладая знаниями и пониманием того, как формируется привычка, намного проще приступить к изменению жизненного уклада. Конечно, выход на новый уровень саморазвития всегда сопровождается трудностями, совсем легко все не получится. Но одно дело беспомощно барахтаться в темных водах экспериментов, и совсем другое – сознательно и продуманно идти шаг за шагом к обновленному «Я».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей и учителей является увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧЕК

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей и учителей является увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Разные привычки возникают в различные годы жизни. Значит, "фактор времени" не только не безразличен для их воспитания, но, наоборот, чрезвычайно важен. Родители должны помнить, что воспитание привычек нужно начинать, как можно раньше. Некоторым родителям кажется, что в первые годы жизни ребенка самое важное - сохранить его здоровье, обеспечить питанием, одеждой и т.д. А воспитание откладывается на более позднее время. Поэтому, когда ребенку исполняется 3-4 года, родители часто сталкиваются со множеством стихийно возникших у него привычек, которые влияют иногда и на здоровье ребенка, незаметно для родителей образуя некоторый фундамент его будущей личности.

Когда нужная ребенку и соответствующая его возрасту, привычка своевременно воспитана, его поведение удовлетворяет окружающих, и он чувствует себя спокойно, бодро. Если же у ребенка сложилась неправильная привычка, она мешает ему самому, нервирует его, становится источником конфликтов со старшими, причиной капризов, слез.

Если обратиться к примерам, то можно заметить, что для каждой отдельной привычки легко определить время ее возникновения. Ребенок начал сам раздеваться - возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Появился ранец или портфель для школьных принадлежностей - возникла привычка складывать в него книги и тетради заблаговременно или в спешке.

Можно сказать, что привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Вот тогда и происходит как бы "закладка" соответствующих привычек. Понимая это, родители должны с особым вниманием относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые.

Купив ребенку книги, покажите место их хранения и на протяжении нескольких дней внимательно наблюдайте за тем, чтобы он не бросал книги, где попало, а убирал их на указанное место. За выполнением этого требования нужно следить до тех пор, пока у ребенка не укрепится привычка класть свои книги на место.

Ребенок научился застилать свою постель - овладел умением, навыком. Но после этого необходимо добиться, чтобы это умение перешло в привычку, т.е. чтобы, проснувшись, ребенок сразу вставал и, не раздумывая, всегда сам застилал свою постель. И по мере того, как появляются в жизни ребенка новые вещи, новые формы действий с этими вещами, новые умения, новые виды деятельности, - следует позаботиться о том, чтобы весь этот новый жизненный опыт ребенка был организован так, чтобы он способствовал формированию разумных, хороших привычек.

Родители, приступая к целенаправленному воспитанию у детей тех или иных привычек, обычно встречаются с немалыми трудностями. Все делается как будто правильно: и режим продуман, и проявлено достаточно много требовательности со стороны родителей, а нужные привычки у детей все же не возникают.

Рассмотрим подробнее, как же формируется новая привычка? Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что привычки воспитывают не столько словами, сколько делами.

Ваш ребенок вначале просто наблюдает за хорошими действиями, причем ни один раз, а затем пробует повторить увиденное. Если у ребенка получилось повторить – все, привычка сформировалась. Теперь задача – ее закрепить. И закрепляется она, если ребенок наблюдает ее долгий промежуток времени.

Опыт показывает, что для превращения какого-нибудь действия ребенка в привычку важно и нужно не только многократное повторение этого действия, важен его результат: приводило ли это действие к удовольствию или к неудачам и огорчениям.

Таким "подкреплением" может быть положительная оценка действия ребенка со стороны взрослых, детского коллектива или непосредственное удовольствие от результата труда, от процесса действия (наслаждение музыкой, книгой, природой и т.д.). Напротив, неудачи, неприятности, связанные с действиями, мешают превращению последних в привычку.

Если, например, родители хотят создать у детей привычку делать утреннюю зарядку, нужно позаботиться, чтобы в первые недели дети к моменту подъема успевали хорошо выспаться, чтобы в комнате не было холодно (поэтому лучше начитать летом), чтобы упражнения были подобраны в меру трудные, чтобы утренние дела после зарядки приносили удовольствие. Одним словом чтобы первые несколько недель зарядку было делать легко, приятно и весело. В дальнейшем ребенок должен делать зарядку и в те дни, когда в комнате прохладно или когда он не выспался. В том то и сила привычки, что она помогает преодолевать трудности. Однако для того, чтобы эта привычка сформировалась и хоть немного окрепла, в самом начале нужно обеспечить ей благоприятные "подкрепления". Если этот первый этап не обдуман, не подготовлен родителями, дети начинают делать зарядку, а затем бросают.

Девочка, которая умеет расчесываться и плести косы станет содержать свои волосы в порядке лишь в том случае, если у нее есть привычка расчесываться и ухаживать за волосами. Кому не знакома распространенная фраза " Что нужно сказать девочке (бабушке, мальчику, папе)?" И ребенок обычно отвечает: "Спасибо". Не нуждаются в напоминании только те дети, у которых сформировалась привычка так отвечать. Частично привычки и навыки приобретают автоматизированный характер.

Если малыш был обучен умываться перед сном, и будет совершать эти действия ежедневно, на первых порах по указанию старших, а затем без напоминаний, то спустя какое-то время привычка станет более стойкой, и он вряд ли сможет пойти в кровать, не умывшись. Если использовать навык лишь периодически, а не постоянно, то закрепляться привычка будет хуже. Когда ребенку после приема пищи не напоминают все время о том, что следует высказывать свою благодарность, то привычка так и не будет сформирована.

Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду онанизм, сосание пальцев, языка, грызение ногтей. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался строго, чрезмерно требовательно, либо у тех, кто испытал явный дефицит внимания со стороны родителей. Такие дети подолгу оставались одни в постели, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т. п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что отсутствует мать. Когда же обеспокоенная мать появляется рядом и стремится отвлечь его от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: он занят сам собой.

Опыт показывает, что процесс искоренения вредных привычек детей требует значительного времени и что нельзя перекладывать всю тяжесть борьбы с вредной привычкой на еще не окрепшую волю ребенка. Родители должны терпеливо оказывать ему помощь. Но обычно бывает так: объяснив детям вред и недопустимость той или иной привычки, они берут с них слово "больше так не делать", а затем, в случае повторения действия, всячески подчеркивают обман, нарушение обещания. Они забывают при этом, что дурная привычка (например, грызть ногти) уже "залегла" в нервной системе ребенка и чтобы преодолеть ее, от него требуется необычайный, не соответствующий его возрасту сознательный контроль над своим поведением, не ослабевающий ни на минуту. Что же удивительного в том, что при самом искреннем желании сдержать слово и "не делать так больше" старая привычка вдруг "прорвется" у ребенка. От привычки одним обещанием - "больше так не делать" - не избавишься. Делать это нужно постепенно. Привычка формировалась постепенно, и избавляться от нее нужно постепенно.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Дорогие родители, вы знаете, что «ваши дети станут похожими на вас; поэтому старайтесь сами быть такими, какими в будущем хотите видеть их».

Родители обязательно должны уделять большое внимание воспитанию своего ребенка. И во многом, примеры родителей вырабатывают привычки детей.

Тот факт, что дети, вырастая, становятся похожими на своих родителей, заставляет каждого взрослого человека задуматься над своим поведением, внутренним состоянием.

Полезные привычки родителей обязательно отразятся на формировании характера вашего чада.

«Если ребенок видит, как его родители неизменно ведут себя доброжелательно, сдержанно и достойно, если он видит, что они способны приводить в порядок свою собственную жизнь - тогда глубоко внутри себя он однажды ощутит, что именно так и ему следует строить свою жизнь».

На основе привычек у ребенка формируются черты характера.

Прививая, например, ребенку навыки самостоятельности и хозяйственной помощи взрослым, родители могут надеяться на то, что в будущем их малыш будет трудолюбивым. Потому что трудиться он начнет еще задолго до того как сможет осознать, что трудолюбие это весьма ценное качество любого члена нашего общества. И в остальном, то же самое. Приучая детей чистить зубы, заботиться о младших, бережно относиться к одежде, вовремя ложиться спать, быть благодарным и т.д. мы формируем у них такие черты характера, как отзывчивость, чистоплотность, вежливость, пунктуальность. Привычки - это основа основ. Недаром гласит народная мудрость: "Привычка - вторая натура", потому что они сохраняются надолго и могут повлиять на всю дальнейшую жизнь.


Формирование привычки – это процесс, направленный на установление определенного образа поведения, имеющего сложившийся характер и приобретающий для человека значимость потребности. Образуется подобный механизм выстраивания жизненного поведения путем повторения одного и того же действия систематически и неоднократно, подкрепляя процесс или результат позитивными эмоциями и ощущениями. Обычно негативные привычки формируются самостоятельно, без участия внутреннего критика и вмешательства волевого компонента, тогда как формирование полезных привычек часто требует от человека контроля своего поведения, разработки целой системы поощрений и .

Психологический аспект, отражающий момент установления какого-либо поведенческого проявления, как привычного, проявляется в исчезновении волевых усилий при исполнении повторяемого действия или снижении остроты познавательных трудностей. Тут подключается физиологический компонент, для которого привычка – это установление новых прочных нейронных связей после определенного количества повторов. Что в психологическом, что в физиологическом смыслах, а также на ментальном и соматическом уровнях при первых разах выполнения непривычного действия наблюдается сильное сопротивление во многих частях организма из-за того, что выполняемое является новым и соответственно требует большей ресурсной затратности.

С течением времени нейронные связи становятся более сильными, и для их активации при следующих обращениях к данной деятельности будет требоваться меньшее количество энергии. Кроме того, однажды сформированные привычки способны успешно поддерживаться длительное время без подкрепления с внешней стороны и вновь актуализироваться после длительного перерыва, но при возобновлении необходимых условий. Ту можно вспомнить, что даже если вы год не писали ничего от руки, то при необходимости заполнить бланк, вы сделаете это автоматически, так же как и езда на велосипеде вспоминается за секунды после многолетнего перерыва. Это обусловливается тем, что однажды установленные нейронные связи довольно легко восстанавливаются или не исчезают вообще.

Формирование привычки к здоровому образу жизни

Формирование полезных привычек считается более долговременным, однако, это лишь субъективное ощущение, если у человека недостаточная мотивация. В реальности все привычки требуют различного времени, и какие-то складываются за пару дней, а для формирования других необходимы месяцы. Тут имеет влияние и скорость выработки рефлекторного поведения и особенности психики, и внешние факторы.

Здоровье – это не операции, вернувшие вам жизнь и препараты, которые вы будет принимать, а то, как сформируете свою будничную жизнь. Именно ежедневные привычки к определенным моментам дают хорошую форму и самоощущение. Первое основополагающее на контролировании чего и изменении в лучшую сторону следует сконцентрировать свое внимание – качество сна, засыпания и утреннего пробуждения. Если вы не высыпаетесь, каждое утро вскакиваете от звонка будильника, при этом не чувствуете, что отдохнули, следует изменить своим привычным ритмам. Самый яркий показатель того, что вы все сделали правильно для своего организма – это пробуждение без будильника в отличном состоянии при меньшем количестве сна. Смещая режим в сторону отсутствия ночных бдений необходимо позаботиться о помощи своему организму в засыпании, тут отличными помощниками будут физические нагрузки, насыщенная жизнь и организация режима и ритуалов (можете принимать ванну или читать по главе любимой книги перед сном, но позаботьтесь о плавном переходе к спокойному режиму).

Заведите себе ежедневник и введите планирование в ежевечерние процедуры – это одновременно поможет структурировать всю свою жизнь и не задерживаться в выполнении необходимого, а также поможет следить за формированием новых привычек. Посудите сами, когда действие еще не стало вашим автоматизмом, то легко про него забыть или отложить, если же оно является пунктом ежедневного плана, то вы его выполните, да еще и получите эмоциональный бонус за свершенное.

Планирование также помогает следить за сроками исполнения, ведь четко спланированный предыдущий день поможет избежать доделывания отчетов в полночь, а значит, вы встанете с бодростью и силами. К планированию относится не только расписание вашей деятельности, но и вашего питания. Если стараться, то о своих обедах и перекусах необходимо позаботиться заранее, выбрав свежие и полезные продукты, приготовив еду. Подобное требует большей дисциплинированности, чем покупка хот-дога или сухариков на бегу.

Постепенно приучайте свое тело к физической активности, степень и частота которой должна рассчитывается относительно ваших потребностей, возможностей и начального уровня. Если ваше тело не знает, что такое спорт, то сразу отправлять его на усиленную тренировку в спортивную секцию может оказаться сверхнагрузкой и лучше начать с ежедневных зарядок. Когда небольшие нагрузки станут для вас привычны и легки можно постепенно наращивать количество и интенсивность. Ориентируйтесь в этом вопросе на собственные ощущения и возможно советы профессионального тренера, а не на скорость ваших друзей, поскольку способность к и физические возможности у всех различны.

Соблюдение гигиены – неотъемлемая часть здоровья, поэтому до автоматизма необходимо довести регулярность гигиенических процедур относительно собственного тела (душ, чистка зубов, мытье рук), а также окружающего пространства (чистка дома, одежды, рабочего помещения).

Во всех данных аспектах выработки привычки к здоровью, вы должны уметь проявлять гибкость в нахождении методов реализации. Если спортклуб закрыли на ремонт, то продолжать тренировки можно на отрытых площадках, пробежками в парке или в другом заведении; недоступность ванной комнаты для полноценной гигиены решается с помощью влажных салфеток и жидких антисептиков; отрегулировать сон можно при помощи берушей и масок для сна или взяв дополнительный выходной; проблемы со временем, сказывающиеся на приготовлении здоровой пищи можно решить с помощью ресторанной продукции, отвечающей вашим стандартам или выбором фруктов и творога как перекуса, вместо чипсов. В общем, у вас должна остаться привычка и потребность поддерживать здоровье в любых условиях и искать для этого подходящие методы.

Этапы формирование привычки

В формировании новой привычки, какой бы сферы она ни касалась, все равно должны быть пройдены одинаковые этапы формирования. Первоначально становится вопрос выбора и определения приоритета формирования нового жизненного подхода, где из всех необходимых привычек вначале потребуется сосредоточиться на одной. Работать одновременно над множеством задач, меняя жизнь кардинально, может получаться непродолжительное время (около недели), после чего ресурс организма закончится и вас отбросит на самый начальный этап. Поэтому дождитесь полного формирования одной привычки и потом беритесь за следующую.

Следующий момент – определение собственной мотивации в обретении новой привычки. Нужно установить ваш внутренний смысл и потребность в подобных изменениях, понимание к чему приведет в дальнейшем. Действовать не понимая конечной цели является энергозатратным мероприятием, кроме того само непонимание зачем вы чего-то достигаете, будет являться саботажным фактором, в то время как хорошая внутренняя мотивация и осознанное желание будут помогать.

Следующий этап – конкретные действия, где стоит распланировать этапность достижения задуманного результата. Ставя себе цель, необходимо определить сроки, сформировать соответствующий режим дня, включить в ежедневное расписание пункты по выполнению задачи. Старайтесь не брать сразу большие объемы (если хотите начать бегать по утрам, лучше начинать с пятисот метров, чем с пяти километров), разбивание больших достижений на малые, но доступные цели являются основным механизмом в качественном продвижении к результатам. После того, как вы разбили свою цель на этапы достижения необходимо неукоснительно им следовать. Тут начинается самое сложное, поскольку потребуется выполнение действий регулярно и постоянно, какие бы оправдания не подсказывали новые жизненные ситуации. Для стимуляции и чтобы не падать духом, отлично будет завести не только ежедневник будущих планов, но и дневник для фиксации полученных достижений, которые не дадут все бросить на середине пути.

Обычным является формирование привычки за 21 день и к концу этого термина действительно видны первые результаты, но первую неделю нужно максимально держать себя в руках. Выполнение чего-то нового легко и с энтузиазмом дается в первый день, чуть хуже во второй, а через неделю становится мукой и причиной развития нереальных фантазий, почему стоит все бросить. Недельный интервал – самый кризисный момент, пережив который дальше становится легче.

Через три недели происходит физиологическое формирование новых нейронных связей и фактически можно считать привычку сформированной, но расслабляться рано, т.к. через этот промежуток времени старые связи и привычки еще не разрушены. Таким образом, у вас есть два равнозначных пути выбора поведения, после трех недель вы выходите в ноль, где появляется осознанный выбор, как жить дальше. Для окончательного закрепления привычки понадобится около полутора месяцев, соответственно по прошествии трех недель вы продолжаете следить за собой с той же строгостью. Многие, расслабляясь на данном этапе, начинают пропускать ежедневные тренировки, делать себе все большие поблажки, чем подкрепляют старые нейронные связи.

Окончательно сформированной привычка считается на этапе ее повторения в течение трех месяцев. После такого промежутка любой механизм (физических нагрузок, режима дня, употребления продуктов) становится ведущим в вашей деятельности и теперь, чтобы от него избавиться необходимо будет пройти весь путь заново.

Почему привычка формируется за 21 день

Много где говорится о том, что возможно формирование привычки за 21 день, и возникает вопрос, почему именно такие сроки указываются. Это эффект был замечен хирургом М.Мальцем, работавшим с пациентами в пластической хирургии. В ходе своей деятельности он заметил, что именно такое минимальное количество времени необходимо пациенту для того, чтобы проявились показатели привыкания к своим новым формам или отражению в зеркале. При этом, описывая подобную закономерность, распространение которой хирург заметил не только в операционной практике, но и в личной жизни при формировании своих новых привычек, он указывал, что три недели – это минимальный термин для формирования нового ментального образа.

Было указано, что чем выше сложность задуманной новой привычки, чем дальше она находится от исходного состояния жизни человека, тем дольше она формируется. Т.е. наметив цель вставать в шесть утра, при том, что ранее просыпались в семь, вы достигнете ее значительно проще и быстрее, сформировав новый механизм, чем человек, пробуждающийся к десяти. Кроме того на длительность формирования влияет эмоциональный фон процесса перестройки – когда человек получает позитивные эмоциональные подкрепления, видит и чувствует улучшения, то это стимулирует процесс, если же изменения связаны с напряжением, раздражением и стрессом, то затянуться формирование привычки может на месяцы.

В психологии была обнаружена достаточность данного временного промежутка, чтобы человек успешно овладел новым навыком, увидел первые результаты его использования, при этом остается свобода выбора есть ли необходимость в постоянном поддержании данной модели. Чем полезнее и приятнее оказывается новый навык, тем больше мотивации поддерживать его выполнение. Это означает, что 21 день не программирует человека на строгое исполнение, а является своеобразным тест-драйвом задуманного, что дает возможность изменить стратегию при отсутствии желаемых результатов.

Множество экспериментов подтвердили факт изменения мозговой активности именно через три недели постоянного воздействия или волевого изменения поведения. За это же время происходит адаптация к новой еде, новой обстановке в квартире. Считается, что именно за такой срок формируются новые нейронные связи, отвечающие за легкое выполнение новой деятельности и полное ее освоение.

Формирование вредных привычек и их профилактика

Привычки требуют не только формирования, но и коррекции, поскольку некоторые из них мы хотим привить, а некоторые развиваются самостоятельно, причем не все имеющиеся у нас привычные модели поведения являются полезными.

Формирование вредных привычек мешает не только физическому здоровью человека, как принято думать в большинстве случаев, но затрагивают также эмоциональную и мотивационную сферу, где препятствуют достижению целей и благоприятному течению жизни, а в межличностных отношениях могут разрушать имеющиеся связи.

Возникают вредные привычки у людей, не имеющих четкой внутренней дисциплины и чувства ответственности за собственные поступки. Те, кто поддается сиюминутным желаниям, внушению со стороны других людей, со временем могут обнаружить себя связанными по рукам и ногам негативными действиями, от которых сформирована потребность. Сюда относится не только алкоголь и наркотики, но также негативные формы поведения, такие как зависимое поведение, излишняя жестокость, стремление к повышенному уровню адреналина, и, казалось бы, обычная . Люди, без определения своих внутренних ценностей, жизненных целей не рассчитывают временную перспективу, полагаются и действуют относительно настоящего момента, где не каждое поведение может быть благоприятным для будущего. Стремление к экспериментам также может закончиться приобретением негативных зависимостей, особенно некоторые химические виды формируются с первого приема.

Трудности с построением коммуникации, полученные травмы, тревожные и депрессивные расстройства могут стать причинами появления негативных привычек у тех, кто пытается справиться самостоятельно с подобными тяжелыми состояниями. Даже если не рассматривать злоупотребление химическими веществами, возможны варианты установления режима дня, негативно сказывающегося на самочувствии, погружение в среду виртуального общения, вместо живого или полная изоляция.

Соответственно и профилактические методы по предотвращению формирования негативных привычек должны сводиться к укреплению внутренней позиции человека. Это включает работу, направленную на развитие зрелой личности, поиск жизненных смыслов и ориентиров, установления собственных границ и потребностей, разработку жизненной стратегии. Чувствительное отношение к происходящему в жизни человека может помочь избежать формирования вредного способа жизни, а вместо этого выработать позитивную линию поведения, ориентированную на взаимодействие с другими людьми и поиск выхода из сложной ситуации при помощи поддержки, терапии, участия, переформатирования своей системы смыслов, вместо ухода от проблематики и подмены понятий.