Что входит в коррекционные технологии. Применение современных коррекционных технологий в работе воспитателя в условиях социально-реабилитационного центра

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – может проводиться в младших отрядах и отрядах среднего возраста. Используется для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать вожатый, воспитатель, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, все остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Должно проводиться опытными специалистами- медицинскими работниками. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

· закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты ДОУ;

· проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

· проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

· сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой возрастной группе с учетом группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом и утверждается директором ДОУ.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

· нахождение детей в облегченной одежде в течение дня;

· проведение утренней гимнастики на свежем воздухе ;

· прогулки на свежем воздухе . При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на территорию ДОУ. В холодное время года (если это санаторий) длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;


· солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят, притопывая по дорожке. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти).

· В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования – это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л.Лебедь). В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

· В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.

· При карантинном режиме в лагере применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.

· введение «рижского метода» - топтание на гальке в солевом растворе.

· В повседневной работе использование, начиная с младшей группы, схемы индивидуальных программ закаливания, в которых чётко расписывается, какую закаливающую процедуру должны проводить в определённый отрезок времени (утром, днём, вечером).

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности лагеря, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Технологии валеологического просвещения также являются формами организации здоровьесберегающей среды ДОУ. Задача данных технологий-обеспечение валеологической образованности воспитанников. К таким формам относятся: выпуск радио-газет, газет-молний («Здоровье в твоих руках», «Мы - молоды успешны, здоровы и сильны!», «Мы- молодость страны!»), диспуты для старших отрядов («Вредные привычки: За и Против» и др.), сюжетно-ролевые игры: «Суд над алкоголем», «Курить – здоровью вредить» и т.п..

Еще одной формой является туристский поход, который является адаптивной формой оздоровления детей в условиях ДОУ. Такая форма также будет эффективной и для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время все большую популярность приобретает Адаптивный туризм – туризм для лиц с ограниченными возможностями здоровья – достаточно новый вид адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, оздоровления и социальной интеграции. Многодневный походы на сегодняшний день доступны любому здоровому человеку, для людей же с ограниченными возможностями здоровья туристский поход является серьёзным испытанием. Однако в условиях ДОУ можно разработать разные по сложности походы и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее быстро развивающийся сегодня сегмент индустрии досуга, связанный с участием в активном отдыхе на открытом воздухе – это туризм.

Туризм в организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков во всех проявлениях используется как средство массового оздоровления детей разного возраста в силу его общедоступности. В данном случае в адаптивном туризме большую роль играют туристские походы, так как походы выходного дня. Такой опыт широко используется в практике Всероссийского Детского Центра «Орленок». Методистами, инструкторами по туризму и спорту разработаны и паспортизированы туристские маршруты различной протяженностью и продолжительностью (от нескольких часов до нескольких дней).

В основе туристского похода лежит участие ребенка в коллективных туристских мероприятиях, расширения круга общения, выход за территорию лагеря, выезд за пределы города, психологическая мобилизация, повышения жизненной активности. Чтобы выехать в поход, ребёнку нужно совершить волевые усилия и преодолеть определенный дискомфорт.

Ребенку, подростку предстоит преодолеть определенные трудности, но вместе с тем и испытать романтику походной жизни. Это и устройство палаточного городка, заготовка дров, нахождение чистых источников воды, разведение костра и приготовление на костре пищи, песни у костра под гитару и многое другое. Естественно, что определенная борьба с трудностями формирует у детей и подростков переоценку ценностей, готовность к преодолению трудностей, формирование культуры общения со сверстниками, взрослыми, адаптивные возможности ребенка.

При подготовке к турпоходам следует начинать с самого простого похода выходного дня, продолжительностью в несколько часов поскольку оно является самым массовым видом похода и играет в адаптивном туризме чрезвычайно важную роль, так как в большей степени соответствует целям и задачам двигательной рекреации. В походе выходного дня определяется, может ли ребёнок ходить в походы, какие он нагрузки способен переносить и какой вид туризма для него подходит.

Из личного опыта работы в ООО ДОК «Сигнал» (1998-2000 гг.) хотелось бы отметить, что такие походы (от нескольких часов до одного дня) прекрасно «работают» на формирование корпоративного духа воспитанников лагеря, помогают воспитателям и воспитанникам, а также представителям администрации (директору ДОУ, его заместителям) научиться совместно проживать это увлекательное путешествие, позволяют формировать такие нравственные категории, как взаимовыручка, помощь младшим и слабым, формирование толерантности по отношению друг к другу, формировать трудовые навыки. В таких заранее запланированных в плане-сетке смены походах решаются задачи физического, нравственного, патриотического, экологического, эстетического воспитания. Эти походы могут являться формами перечисленных направлений воспитания: «Экологическая тропа», «Дорогой войны» (по местам боевой славы), «Родной Казачий край» (краеведение), «В горы – за здоровьем» и др.

В походе выходного дня воспитанники овладевают туристскими навыками и умениями, играют, тренируются. Что же касается многодневных походов это уже следующая стадия, именно в этих походах ребёнок испытывает все трудности туристской жизни. Именно после таких походов у ребёнка меняются потребности, мотивации, образ жизни, появляется цель и т.д.

Туристский поход оказывает оздоровительное влияние на организм ребёнка. Неслучайно народная педагогика всегда связывала функционирование внутренних органов и систем человека с природой. Считалось, что отрыв человека от природы приводит к нарушению деятельности организма и различным заболеваниям. Рекреационной медициной доказано, что негативные факторы проживания в городских условиях могут быть компенсированы в естественном природном окружении. Оздоровительным фактором является для ребенка пребывание в лесу, где воздух насыщен фитонцидами и лёгкими аэронами, деревья защищают от жары и ветра. Звуки леса, прохлада чистой родниковой воды, нежные запахи цветов и трав. Эти и другие элементы природы лечат нервную систему ребёнка.

Чистый природный воздух укрепляет здоровье, снижает восприимчивость к различным заболеваниям. Чистый воздух благодаря своим физическим свойствам воздействует на кожу, положительно влияет на чувствительные нервные клетки и дыхательные системы. Через них происходит рефлекторное воздействие на органы и системы сосуду, почки, печень, мозг, кроветворную и эндокринную систему, улучшается обмен веществ.

Аэроны - это фракции газов атмосферы, которые образуются под воздействием космического излучения. Лёгкие аэроионы отрицательной полярности используются как лечебный фактор. Ускоряют заживление ран, снижают болевые ощущения, благоприятно воздействуют на нервную, дыхательную и сердечно сосудистую систему. Таких лёгких аэроинов много в горах.

Фитонциды – это биологические активные вещества, вырабатываемые растениями, их очень хорошо использующие в медицине при лечении при гайморите, при инфекциях и т.д. Помимо бактерицидного действия, фитонциды оказывают стимулирующие действие на иммунную систему. При длительном нахождении в лесу в естественной атмосфере летучих веществ растений повышается жизненный тонус, стимулируются процессы возбуждения и торможения, снижается напряжение нервной системы, снижается проявления психоэмоционального дискомфорта. Сон на свежем воздухе является ещё одним оздоровительным фактором. Лес является одним из идеальных условий для лиц, которые не могут переносить прямые солнечные лучи. В данном случае речь идёт о светолечении, поскольку оказывает стимулирующие влияние, корригирует биоэнергетические процессы, повышает компенсаторные возможности организма. Дозированное и мягкое светолечение оказывает терапевтическое воздействие при сезонных дегрессиях и других неврологических и психических расстройствах.

Но одним из важных элементов оздоровления ребёнка в туристских походах является закаливания организма. Закаливания – это один из мощных способов повышения устойчивости организма к заболеваниям и изменениям внешних метеорологических условий. Постоянное воздействие закаливающего фактора заключается в тренировке терморегуляционных механизмов и приводит к привыканию. В результате закаливания тонизируется нервная и сердечно – сосудистая система, улучшается состав крови, общее состояние организма. Закаливающие процедуры должны быть подчинены следующим принципам – непрерывность, постепенность, комплексность, учёт индивидуальных возможностей организмов. Закаливания воздухом является наиболее простым способом, потому что теплопроводность воздуха очень мала Закаливание водой действует более активно. Длительное воздействие холода приводит к изменению состава крови, увеличение жирового обмена, угнетению углеводного обмена. Одним из оздоровительных факторов туризма является двигательный режим. Влияния двигательного режима на детей с ограниченными возможностями здоровья в туристских походах заключается в том, что на природе начинают двигаться те дети с ограниченными возможностями здоровья, которые не делают лечебную физическую культуру или её недолюбливают. Поскольку в туристском походе они вынужденными постоянно перемещаться на большие для них расстояния, так как палатка, в которой спит турист, кухня, туалет, умывальник, костёр и т.д. находится на достаточном значительном расстоянии друг от друга. Ходьбу следует подчеркнуть особо, так как она происходит в условиях природы. Ходьба в неторопливом режиме в пересечённой местности считается уникальным оздоровительным и лечебным фактором. Ходьба как никакой другой вид двигательной гимнастики позитивно и мягко влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную систему и опорно-двигательный аппарат. В туристском походе при двигательных нагрузках и ходьба, происходит активизация мышечной системы, сердца, лёгких и обмена веществ. Активные способы передвижения, регулируемые физические нагрузки, положительные эмоции и другие оздоровительные факторы природы благотворно сказываются на здоровье ребёнка и его работоспособности. После туристского похода участники отмечают бодрость уверенность оптимизм.

Исходя из всего сказанного, можно отметить, что используя различные формы здоровьесберегащей работы в ДОУ, воспитатель может решать следующие задачи:

Воспитание терпения, смелости, выносливости, любознательность;

Развитие творческих способностей;

Формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка;

Поддержание гармонического физического и функционального развития;

Развитие двигательных умений и навыков;

Закаливание организма и привитие гигиенических навыков;

Выработка и укрепление положительного отношения к активным формам отдыха через укрепление навыка к регулярной двигательной деятельности; - расширение кругозора и формирование мировоззренческих взглядов;

Адаптация и интеграция в социальную жизнь ДОУ.

Таким образом, современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе ДОУ, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

· приобщение детей к физической культуре;

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности. Для этого необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития детей.

С точки зрения современных подходов в педагогике здоровьесбережения, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Принципы, лежащие в формировании единства:

· принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;

· принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;

· принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;

· принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.


Психологи утверждают, что только 15-25% школьников несут задатки в области интеллектуальной деятельности, остальным 75-85% современные требования непосильны! Подавляющее большинство детей теряет интерес к учению, находится в состоянии умственной перегрузки, чувствует свою неполноценность. Основная цель – установить соответствие между возможностями детей и предъявляемым к ним требованиям


Технология (от др.-греч. τέχνη искусство, мастерство, умение; λόγος мысль, причина; методика, способ производства) в широком смысле совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности. В узком смысле комплекс организационных мер, операций и приемов с номинальным качеством и оптимальными затратами.др.-греч.мысль, причина


Педагогические технологии: Авторитарные технологии Личностно – ориентированные Гуманно – личностные технологии Технологии сотрудничества. Педагогика сотрудничества Технология индивидуализации обучения Информационные технологии Игровые технологии Технология коллективной творческой деятельности Технология исследовательского (проблемного) обучения Здоровьесберегающие технолологии


Личностно-ориентированные технологии Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.


Гуманно – личностные технологии. Отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.


Технологии сотрудничества. (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г. К. Селевко и др.) Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата.


Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает: заинтересованность педагога в их судьбе; сотрудничество, общение, отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность; отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»); терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»).


Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения: -превращение педагогики знания в педагогику развития личности; -в центре всей образовательной системы – личность ребенка; -гуманистическая ориентация образования; -развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка; -сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.








Цели новых информационных технологий: Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. Подготовка личности «информационного общества». Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить. Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.


Игровые технологии Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.


«Игра, по определению Л.С. Выготского, - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок». Классификации педагогических игр: -по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); -по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.); -по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.); -по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).




Цели образования игровых технологий обширны: -дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; -воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; -развивающие: развитие качеств и структур личности; -социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.


Технология обучающих игр: Обучающие игры выполняют три основные функции: Инструментальная: формирование определенных навыков и умений - может выражаться в игровых упражнениях; Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках; Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.




Цели технологии: выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.) воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.


Технология «ТРИЗ» – Теория Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.). Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.


Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности. Принципы технологии ТРИЗ: -снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами; -гуманистический характер обучения; -формирование нестандартного образа мышления; -практико-ориентированное внедрение идей.


Технология исследовательского (проблемного) обучения Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять


Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию: Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения. Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.




Здоровьесберегающие технологии «Здоровьеформирующие образовательные технологии»- это все те психолого- педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.


Методики: Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния. Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях. Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах. Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов. Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия. Игровая терапия и др.



Коррекционные технологии: Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Арт-терапия - Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий. Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Слайд 12 из презентации «Современные образовательные технологии в ДОУ»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Современные образовательные технологии в ДОУ.ppt» можно в zip-архиве размером 1827 КБ.

Скачать презентацию

Дошкольное образование

«Инновации дошкольного образования» - Волшебная астрономия. Дошкольное образование – традиции и инновации. Нововведение. План работы над проектом. Рабочие учебные программы. Инновационный проект для детского сада. Этапы осуществления проекта. Название проекта. Метод проектов в ДОУ. Инновации в ДОУ.

«Дошкольное образование» - Оценка результатов внедрения в практику модели системы муниципального дошкольного образования. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА: проблемы, задачи и пути развития. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАРТА муниципального образования Белогорский район. Повышение профессиональной компетентности кадров. Обеспечение преемственности дошкольного и общего среднего образования.

«Планирование в детском саду» - Планирование образовательной деятельности. Перспективный план на год. Тематическое планирование. Растения. Мы живем в России. Определяет содержание работы. План включает в себя 3 блока. Принципиальные изменения в дошкольном образовании. Календарный план в системе планирования образовательного процесса ДОУ.

«Технологии обучения дошкольников» - Формы работы. Технологии обучения здоровому образу жизни. Познавательно-исследовательская деятельность. Классификация детских игр. Коррекционные технологии. Классификация проектов. Исследовательское обучение. Функции игры. Закаливающие мероприятия. Игровая технология. Особый вид человеческой деятельности.

«Финансирование дошкольного образования» - Совещания. Родительская плата за присмотр и уход за детьми. Средний размер родительской платы. Присмотр и уход за детьми. Состав расходов. Среднемесячный размер платы. Финансирование дошкольного образования. Субвенция. Учредитель. Количество детей. Частные образовательные организации. Расходы. Компенсация родительской платы.

В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важное место в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.

В результате коррекционно- развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С.,АмонашвилиШ.А.)в школе - интернате направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. В школе разработана рабочая программа факультативных занятий «Основы компьютерной грамотности», адаптированная для обучения детей ограниченными возможностями здоровья. На своих уроках я стараюсь активно использовать полученные учащимися знания на данном факультативе: старшеклассников вовлекаю в подготовку мероприятий и уроков с использованием интернет ресурсов. Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.
В учебно- воспитательном процессе я использую:
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
-использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
- тестовые технологии (презентации);
-аудиовизуальные технологии;
- компьютерные тренажеры.
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

На учебных, коррекционно-развивающих занятиях стараюсь широко применять технологии Арттерапии. (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др.
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Применение данной технологии имеет следующие преимущества:
исключается уравниловка и усреднение детей;
повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
создаются щадящие условия для слабых;
у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
дополнительные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

На уроках в коррекционной школе VIII вида можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно-развивающие технологии и информационно-коммуникационные технологии:

1. Технология разноуровневого обучения. Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах. Технология разноуровневого обучения - это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.

2.Обучение в сотрудничестве. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок. В концессии образования РФ сотрудничество трактуется как идея совместной развивающий деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом этой деятельности. Важнейшее место занимают отношения? учитель-ученик. Педагогика сотрудничества красной нитью проходит через все технологии, так как в центре стоит ученик, личность.

3.Технология проблемного обучения. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

4 .Игровая технология. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого.

5.Здоровьесберегающая технология , цель которой - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя - это рациональная организация урока. Использование данной технологии в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. 6 .Коррекционно-развивающие технологии - это такие технологии, которые нацелены на развитие или коррекцию какой-либо психической деятельности. 7.Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании - э то совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе. Под информационными и коммуникационными технологиями предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.