Терапевтический танец. Танцевально-двигательная терапия. Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии

Танцевальная двигательная терапия (танцетерапия)- это уникальный вид психотерапии, который берет свое начало в танцевальном искусстве. В ее основе лежит связь между психикой и телом.

Если укреплять и развивать эту связь, то состояние души и психики будет более . Во время танца можно распознать, пережить и выразить разные чувства и эмоции.

В процессе танцедвигательной терапии возможно улучшить свои коммуникативные способности и наладить общение. Во время сессии развиваются доверие, способность распознать и выразить эмоции, тренируется осознанность и формируется положительный образ себя.

На физическом уровне в процессе терапии улучшается такие качества, как равновесие, координация и чувство ритма. Увеличивается двигательное разнообразие и способность импровизировать. ТДТ помогает уменьшить напряжение и развить бережное, уважительное отношение к своему телу.

В процессе танца мозг интегрирует информацию поступающих из визуальных, аудиальных, вестибулярных и соматосенсорной системы. Чтобы обработать всю поступающую информацию во время движения, разные участки коры головного мозга и подкорковые ядра срабатывают одновременно.

Танец регулирует в организме уровень серотонина и дофамина. В свою очередь, уровень концентрации этих гормонов связан с усталостью, стрессом, бессонницей и другими факторами. способствует когнитивным процессам, уровню концентрации, творчеству и спонтанности и налаживает контакт со своими внутренними ресурсами.

Танцетерапия может происходить в группе, индивидуально, а также для пар.

Изначально, в культуре, танец был выражением чувств. Он передавал то, что человек чувствует в этом мире. Древний человек «танцевал» свои страхи, танцевал свое горе и счастье. Не один ритуал перехода или рождения, инициация мальчиков в мужчины, девочек в девушки, свадьбы и смерти не проходили без танцев. Человек выражал в танце свое взаимоотношение с высшими силами.

Механизм воздействия танца на человека современной наукой были изучены только в двадцатом веке. Однако нашим предкам эти объяснения не требовались, они умели использовать психофизические практики направленные на расширение границ нашего сознания.

Американская танцовщица Мэрион Чейз является первым танцевальным терапевтом . Изначально ее интересовала эмоциональная сторона танца и чувства, которые передает танцор. Чуть позже техника исполнения стала для нее менее интересна и свое предпочтение она отдала выражению чувств в свободной пластике.

Еще в 1946 году она убедилась в силе танцевальных движений при работе с госпитализироваными психиатрическими больными. Мэрион работала с самыми тяжёлыми пациентами, с которыми вербальные способы терапии просто не срабатывали. Они были слишком сложны и основная задача конечно же в работе с психиатрическими больными это улучшение их коммуникативных способностей и телесная реинтеграция — возвращение человеку осознанности своего тела.

Во время лечения, инстинктивно пациенты испытывали непроизвольную радость, которая стала приносить терапевтический эффект. Мэрион успешно работала много лет и смогла выделить большое количество благоприятно влияющих психологических составляющих танца.

В 1960-х годах исследования по невербальному поведению и роли тела в вопросах психического здоровья также повлияли на практику. В 1966 году была создана Американская ассоциация танцевальной терапии (ADTA) , в которой были разработаны стандарты обучения и сертификации в этой области.

Вильгельм Райх считается основателем телесной терапии . Именно он смог доказать, что многие психологические и физические проблемы формируются в детском возрасте:

Все страхи, которые зародились у человека в детстве и со временем были подавлены, приводят к тому, что мышцы становятся скованными. Первой причиной многих душевных и телесных заболеваний являются различные зажимы и блоки, которые появляются от скапливания негативных переживаний и мыслей. Все мышечное напряжение можно полностью растворить если восстановить естественное дыхание и спонтанные движения.

Этого и добивался Вильгельм Райх, потому что был уверен что положительные эмоциональные всплески хорошо влияют на психику.

Методы танцевальной терапии

Существует несколько методов и техник для работы с телом:

  • Внимание к телесным ощущениям;
  • Эмоциональное двигательное выражение;
  • Анализ;
  • Повторное проживание.

Организовываются разные группы танцевальной терапии. Клиническая является основной. Она может длиться несколько лет, но эффект будет гарантирован. Клиническая терапия хорошо помогает таким пациентам, у которых замечены нарушения в речи, в общении с другими людьми.

Существует более трудный вид, который применяют к людям с психологическим проблемами. В основе метода лежит аналитическая психология. Танцетерапия проводится как индивидуально, так и в группе, где присутствуют другие пациенты. Данный вид помогает решить какие-либо конкретные психологические проблемы человека.

Еще один метод танцевальной терапии создан для тех людей, которые не имеют проблем, но в их жизни их что-то не устраивает. Это им помогает обрести свое скрытое «я», по новому самовыражаться и взаимодействовать с другими людьми.

Лечение начинается с легких упражнений, благодаря которым тело настраивается на работу. Упражнения и задания выстроены так, чтобы человек смог узнать себя и свое тело.

Танцевальный терапевт также является участником события, полностью вовлекается в процесс вместе со своими пациентами. Он создает направление, дает задания и отслеживает изменения, которые приносят его методы каждому пациенту.

Показания к применению

Люди с психологическими проблемами, а также здоровые люди, которые хотят обрести внутренний баланс, находят пользу в танцевальной терапии. Проблемы, которые способна решить такая терапия:

  1. Обеспечивает негативным эмоциям и агрессии безопасный выход;
  2. Помогает проанализировать и избавиться от плохих мыслей и чувств;
  3. Меняет отношение к своему телу на более осознанное;
  4. Помогает избавиться от проблем в общении с посторонними людьми, благодаря коммуникативному опыту, полученному в группе;
  5. Повышает самооценку и развивает творческие способности.

Для тех, кто часто пребывает в плохом настроении, либо испытывает стресс, танцевальная терапия необходима. Также терапия помогает решить такие психологические проблемы, как ревность, неудовлетворение семейными отношениями, страхи, фобии, чувство одиночества, повышенное беспокойство.

С какими проблемами можно заниматься танцевальной терапией?

Танцевальные терапевты работают с людьми в терапии, чтобы помочь им улучшить психологическое и физическое состояние. ТДТ — это универсальная форма терапии, основанная на идее, что движение и эмоция взаимосвязаны. Творческое выражение танцевальной терапии может укрепить коммуникативные навыки и вдохновить на динамичные отношения. Она обычно используется для лечения физических, психологических, когнитивных и социальных проблем.

Физические проблемы:

  • Хроническая боль
  • Детское ожирение
  • Артрит
  • Повышенное кровяное давление
  • Сердечно-сосудистые заболевания

Вопросы психического здоровья:

  • Тревожность
  • Депрессия
  • Неупорядоченная еда
  • Низкая самооценка
  • Пост травматический стресс

Когнитивные проблемы:

  • Слабоумие
  • Проблемы связи, коммуникабельность

Социальные вопросы:

  • Аутизм
  • Агрессия / насилие
  • Сложное социальное взаимодействие
  • Семейный конфликт

Насколько эффективна танцевальная терапия?

Исследования показали, что танцевальная терапия может быть эффективной при лечении вопросов психического здоровья, таких как неупорядоченное питание, депрессия и беспокойство. Некоторые недавние примеры включают:

  • Исследование, проведенное журналом The Arts in Psychotherapy (2007), показало, что танцевальная терапия оказала положительное влияние на участников, испытывающих симптомы депрессии.
  • Исследование, проведенное Американским журналом танцевальной терапии (2004), в котором участвовало 54 студента в программе профилактики насилия в отношении танцевальной терапии, показало, что агрессия среди участников уменьшилась, а социальное поведение увеличилось.
  • Исследование от Alzheimer’s Care Today (2009) предполагает, что ТДТ может непосредственно улучшать воспоминание памяти у людей с деменцией.
  • В обзоре литературы из American Journal of Dance Therapy указано, что ТДТ может быть хорошим вариантом лечения для детей в спектре аутизма.
  • Благодаря своим социальным и физическим компонентам, танцевальная двигательная терапия также рассматривается как вариант лечения детского ожирения.

Ключевые принципы ТДТ

  1. Тело и ум взаимосвязаны, так что изменение одного воздействует на другого.
  2. Движение может выражать аспекты личности.
  3. Часть терапевтических отношений передается через невербальные средства.
  4. Движения могут быть символическими и представлять собой бессознательный процесс.
  5. Импровизация движения, экспериментирование могут привести к новым ощущениям и восприятию окружающей действительности.

Особенности танцетерапии для детей

Танцы являются одним из самых приятных способов . Танцевальные занятия есть в каждом детском саду. Здоровые дети просто прыгают под музыку в виде игры, а для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются танцевальные программы с лечебной направленностью. Врачи создали комплексы танцевальной терапии для детей с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

Улучшенное физическое . Танцы — это активные физические действия, и дети, которые регулярно участвуют в уроках танцев, значительно улучшают свое физическое здоровье. Согласно Pro Dance Center , регулярная практика танца может увеличить гибкость вашего ребенка, диапазон движения, физическую силу и выносливость. Повторяющиеся движения, связанные с танцем, могут улучшить мышечный тонус, исправить плохую осанку, увеличить баланс и координацию и улучшить общее здоровье.

Танцы — это аэробная форма упражнений. Это может потенциально помочь детям с избыточным весом похудеть и улучшить свои привычки в еде .

Преимущества социализации. Помимо физической активности, танцы также являются социальной деятельностью. Согласно «FamilyTalk Magazine», уроки танцев могут помочь детям улучшить свои социальные и коммуникативные навыки: научиться работать в команде, развивать чувство доверия и сотрудничества и заводить новых друзей.

Если ваш ребенок застенчив, занятие танцами может побудить его общаться с другим детьми своего возраста и помочь уменьшить беспокойство по поводу новых людей или мест. также может помочь облегчить страхи, связанные с выступлением перед аудиторией.

Танцетерапия для пожилых

По прогнозам, к 2050 году пожилое население мира достигнет почти удвоения, а случаи деменции и депрессии, как ожидается, увеличатся в тандеме. Поэтому существует большая потребность в комплексных, не фармацевтических методов, которые укрепляют когнитивные, психосоциальные и двигательные функции и улучшают общее качество жизнь пожилых людей.

Исследования показывают, что танцевальная двигательная терапия может значительно улучшить состояние настроения среди пожилых людей, а также улучшить когнитивные функции и сенсомоторную работу (Kshtriya, Barnstaple, Rabinovich, DeSouza, American Journal of Dance Therapy, 2015) .

Занятие танцами могут также помочь предотвратить падения, улучшить походку и равновесие, а также уменьшить потребность в болевых приемах. И многие старейшины находят это более приятным, чем другие формы физической активности.

Танцевальная терапия улучшает и увеличивает объем движений, воспитывает координацию. Оказывает глубокое позитивное влияние на жизнь пожилых людей. Это гораздо больше, чем просто приятное развлечение — это настоящая медицина.

Танцевальная терапия - упражнения

В танцевальной терапии используются специальные упражнения, такие как:

  • Свободное раскачивание;
  • Движения, которые требуют собранности и контроль над телом;
  • Чередование собранности и расслабления;
  • Передвижение по помещению строго определенным способом.

Занятия или танцевальные сессии состоят из нескольких этапов:

На первом , терапевт выслушает тебя и выяснит, что на данный момент тебе важно и что ждёшь от процесса. В этот момент обговариваются все организаторские вопросы.

Второй этап начинается с разогрева, которая занимает несколько минут и состоит из упражнений, которые в виде разминки подготавливают тело к работе. Выполняются спонтанные движения свободной формы под разную музыку. Упражнения включают в себя встряхивания, покачивания, хлопки.

Основную часть составляют задания, направленные на достижение терапевтических целей. Этап состоит из разработки темы для всей группы, члены которой должны взаимодействовать друг с другом.

В заключительной стадии занятия разрабатывается такая тема, которая сможет использовать все пространство, которое предоставлено группе. Последовательность действий и скорость участников должны меняться.

Третий этап — это этап завершения. Этап рефлексии, который необходим, чтобы сформулировать пережитое словами и углубить терапевтический процесс.

Какой бы ни была твоя история, у тебя всегда есть выбор довериться и сделать шаг в неизвестность. Впусти движение в свою жизнь.

Ирина Горбачева танцевальная терапия (видео)

Предлагаем вам также посмотреть видео, проект с использованием танцетерапии «Я танцую по Москве»:

А также клип Полины Гагариной «Танцуй со мной»с участием Ирины Горбачевой, где она говорит: «Танцевальная терапия работает по другому, она открывает, защищает и исцеляет»!

Заключение

Танец, который основан на естественных импульсах своего тела и рожден из самой глубины души, способен разрушить многие барьеры в голове, а также помочь обрести себя настоящего. Рожденные спонтанно движения способны освободить нас от тревожных мыслей. Человек обретает новый способ мышления - через свое тело. В процессе такого лечения человек обретает гармонию и здоровье.

Статью прочитали: 4 944

Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, показать свое настроение, ощущения. Прежде всего, танцевальная терапия способствует развитию мышц, позволяя ребенку тратить энергию, которой у него просто в избытке. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Танцевальная терапия

Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальная терапия является - это новая форма лечения для широкого спектра болезней. Лечение происходит на том принципе, что тело и разум взаимосвязаны, и через движение тела можно лечить самые тонкие области психики. Педагоги работают с детьми, у которых различные эмоциональные проблемы, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелые заболевания. Они работают с детьми всех возрастов в групповой и индивидуальной терапии. Некоторые также проводят исследования. Танцевальные терапевты стараются помочь детям развить навыки общения, позитивный образ и эмоциональную стабильность. Очевидно, что танец как метод лечения относится к сфере телесно-ориентированной терапии, а также психологии, лечебной физкультуры, арт-терапии и психосоматической медицины. Танец уже долгое время используется в качестве терапевтического инструмента. Истоки танцевально-двигательной терапии идут к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной чертой составляющей жизнь. Возможно, люди начали танцевать и применять движение тела как средство коммуникации до возникновения языка. Специалисты доказывают, что еще народные целители в индейских племенах применяли танец в качестве своеобразного искусства исцеления. В Китае же в медицинское лечение были добавлены определенные движения, такие как Тай Цзи. Еще в 19 веке в Англии врачи были осведомлены о влиянии движения для лечения как физических, так и психических заболеваний. Разнообразные теории танцевальной терапии были разработаны в Великобритании под влиянием американских современных хореографов, таких как Марта Грэм и Дорис Хамфри. Танцевальная терапия появилась как профессия в 40-ые гг. ХХ века благодаря работе Мэрион Чейс. Она начала преподавать танец после того, как закончила свою карьеру в компании Денишоун в 1930 г. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, которые выражались в танце и мало интересовались самой техникой танца. И тогда она позволила им обращаться к свободе движения, а не механике танца. Вскоре местные врачи стали посылать ей своих пациентов. Это были дети с антисоциальным поведением, взрослые с двигательными проблемами и пациенты психиатров. Она была первым танцтерапевтом, работавшим на государственной службе. Чейс работала с пациентами, у которых были эмоциональные проблемы, и пыталась помочь им восстановить контакт с другими людьми через танец.

Танцевальная терапия с детьми дошкольного возраста - это очень сложный и трудоемкий процесс. Цель - развить творческие способности детей, средствами танцевального искусства. Основные задачи танцевальной терапии с детьми:

  1. Не только улучшить физическое и эмоциональное состояние детей, но и правильно использовать свое тело в танце
  2. Развить социальные навыки, посредством творческого взаимодействия
  3. Снять физическое напряжение, наладить контакт с собственными чувствами; установить связь чувств с движениями
  4. Научить детей работать в коллективе
  5. Повысить двигательную активность
  6. Раскрепостить ребенка
  7. Привить любовь к танцу
  8. Наработать широкий репертуар детских танцев и танцевальных игр

Ритмика в системе обучения знакомит с методикой преподавания и репертуаром детского танца. В детском возрасте, на начальном этапе обучения, закладываются многие важные навыки, поэтому развитие ребенка во многом предопределяется профессионализмом педагога. Ритмика помогает развить ритм, умения слышать и понимать музыку, согласовывать движения, развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Ритмика создает для организма ребенка физическую нагрузку, равную нагрузке нескольких видов спорта. Используемые на уроках ритмики движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На таких занятиях в раннем возрасте формируется осанка, мышечный скелет, развитие физических и природных данных в раннем возрасте помогает, подобно скульптору, вылепить из простого материала уникальное тело. В обучения детей младшего возраста необходимо добавить игровое начало, сделать игру главным компонентом урока, который должен возникать на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры формируют умение трудиться, вызывают интерес к уроку, работе. Поэтому педагогу важно внимательно относиться к подбору репертуара для учащихся младшего школьного возраста, постоянно обновлять его, внося определенные коррективы с учетом времени и особенностей обучаемых детей, научиться самостоятельно, создавать танцевальные композиции и постановки с учетом возрастных, психологических и физиологических возможностей детей.

Приемы обучения ритмики тесно связаны с постоянной физической нагрузкой и требуют от хореографа совершенного исполнительского мастерства при демонстрации танцевального репертуара. Сама по себе физическая нагрузка обязательно должна быть сочетаться с творчеством, развитием памяти и эмоциональным выражением. Педагога-хореографа должен воспитывать в детях стремление к творческому самовыражению, грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Необходимо «разбудить» в детях интерес к занятиям и получению новых знаний, поставить четкие для детского понимания цели. Хореограф должен создать условия для дружного целеустремленного творческого процесса, где в равной степени трудятся и педагог, и ребенок. В этом отношении приносит большой успех индивидуальная постановочная работа. Дети любят ее, относятся к подготовке с большим интересом, ведут себя на репетициях лучше, чем на уроках, включаются в рабочий процесс, фантазируют, работают с огромным увлечением и отдачей. В процессе подготовки к постановке педагогу необходимо сформировать собранность, творческую активность и артистизм, которые необходимы в дальнейшем от будущих исполнителей. Они должны уметь перевоплощаться и владеть высочайшими навыками актерского мастерства. Педагоги-хореографы, репетирующие ярко и убедительно, добиваются высоких положительных результатов, их ученики различаются артистизмом, выразительностью в исполнении сложных танцевальных элементов. Сочиняя танцевальные композиции для детей, необходимо стремиться к доступности хореографического языка. Движения должны быть простыми и в то же время интересными. Не следует увлекаться обилием разнообразных ритмических фигур, перестроений, технических сложностей - недоступность гасит в ребенке желание заниматься. Если же он чувствует, понимает композицию танца, то он уже не отступит перед трудностями и будет упорно трудиться. Будущий специалист должен умело отбирать танцевальные движения, соединяя их в интересные сочетания, строить хореографические этюды. Методика предварительной этюдной работы полезна в работе с детьми именно при постановке сюжетных танцев и произвольных программ. Самым важным фактором работы на начальном этапе обучения является использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, повторение небольшого количества движений дают возможность качественного его усвоения, отработка является прочным фундаментом знаний. Различное сочетание танцевальных движений открывает новизну и развивает творческую фантазию детей. Обучение танцевальным движениям происходит благодаря практическому показу и объяснений на словах. Нужно четко обозначить баланс в сочетании этих двух методов. Подробное словесное объяснение приводит к потере внимания учащихся, утрате интереса к занятиям. Нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае материал воспринимается подражательно и неосознанно. Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней жизни: ребенок учится ходить, бегать, прыгать и т. д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на его овладение требуется время. Хореографическая тренировка - это длительный процесс выработки большого числа усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Будущим педагогам следует помнить, что обучение двигательными навыками всегда должно сопровождаться конкретным эмоциональным настроем, нельзя учить только движениям, надо раскрывать эмоциональную выразительность учеников. На первых этапах обучения педагог знакомит детей с элементарными понятиями: характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер, эмоциональная выразительность. Происходит знакомство с актерским мастерством через игровые задания на передачу эмоциональных состояний. На занятиях необходимо использовать импровизацию. Импровизационное творчество детей не возникает само по себе, оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух и воображение ребенка, способность изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося опыта. Дети импровизируют выразительно-изобразительные движения в характере музыки, которую слушают и исполняют, ритмизируют, участвуют в играх - импровизациях по русским народным сказкам и сказкам других народов. К творческим заданиям импровизационного характера относится так же самостоятельный выбор наиболее подходящих названий к прослушиваемой музыке. Движения под музыку помогают лучше почувствовать общий характер произведения, темп исполнения. Применяя свои движения в ход восприятия музыки, дети реализуют свое непроизвольное стремление к двигательному сопровождению музыки. Детям очень нравится импровизация, они любят замирать в определенных позах, кружится, любят танцевать парами. Так же в игровой форме можно знакомить учеников с анатомией: части тела - суставы и мышцы. Эти знания помогут детям более осознанно усваивать танцевальные элементы и избегать возможных травм. Таким образом, при подготовке педагогов-хореографов спортивного бального танца важное место отводится предмету «Ритмика», который закладывает творческие и профессиональные основы, учит организовывать, планировать концертно-постановочную деятельность коллектива, быть руководителем и реализовывать задачи по воспитанию духовно-нравственной культуры у современного подрастающего поколения.

Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, показать свое настроение, ощущения. Прежде всего, танцевальная терапия способствует развитию мышц, позволяя ребенку тратить энергию, которой у него просто в избытке. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Кроме того, танцы способствуют развитию в ребенке эстетического вкуса и стремлению к красоте. Это выявляется самим набором танцев и одеждой, которая для танца выбирается самая красивая. Также у ребенка появляется музыкальный слух, который и позволяет попасть в такт музыке. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Танец может улучшить психодинамические функции ребенка. На самом деле, ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, создавая тем самым базовую предпосылку для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Это доказывает необходимость проведения специальных танцевальных занятий. Занятие в танцевальной студии способствует тому, что у ребенка и родителей возникают общие точки соприкосновения, а их в современных мире у семей очень мало. Поэтому родители должны мотивировать интерес своего ребенка к танцу, своим интересом, гордостью за все его маленькие победы, прежде всего над собой. Ребенок будет гораздо меньше болеть простудными заболеваниями, научится гордо держать спину. Все это в комплексе позволяет ребенку стать полноценной личностью - здоровой морально и физически.


Лечение танцами - это невербальный метод психотерапии. Цель данного психотерапевтического приема - выражение эмоций языком тела . Через движения и их анализ начинается процесс выздоровления пациента.

В танцевальной терапии нет строго установленных правил и определенных танцевальных движений. Пациенту предоставляется полная свобода самовыражения. Такая двигательная терапия применяется в целях оказания помощи больным людям. Лечение танцем можно применять и в профилактических целях.

Уже с древних времен танец являлся средством выражения чувств. В диких племенах и поныне ритуальные танцы сопровождают основные события жизни человека - рождение ребенка, свадьбу и смерть, а также выздоровление. Многие народы признают чудодейственную силу танца, которая помогает обрести новые силы или расслабиться. Для многих людей возможность потанцевать - это возможность снять стресс, отдохнуть, зарядиться энергией и поднять настроение.

В конце XIX - начале XX века большую популярность получил характерный танец. Его основу заложила известная американская танцовщица Айседора Дункан, одна из основоположниц танца модерн. Она отрицала классическую школу танца, использовала древнегреческую пластику, балетный костюм заменила хитоном, танцевала без обуви, выразительно и эмоционально раскрывая свою личность. Характерный танец в качестве метода лечения стал практиковаться в Америке. Вот несколько известных имен в этой области: Мэри Уайтхаус, Труди Скуп, Мериан Чейс и Лилиан Эспенак. В 1966 году была создана американская ассоциация танцевальной терапии, в 1967 году - лечебный центр в Нью-Йорке.

Основы терапии

Теории Карла Густава Юнга оказали влияние на развитие танце-терапии. Работы Юнга помогли многим танцовщикам посредством танца попытаться проникнуть в глубины подсознания человека и преодолевать определенные психологические проблемы, а также избавляться от многих заболеваний. Некоторые психоаналитики применили теории Юнга в танце-терапии и даже развивали их дальше. Существуют различные стили и направления лечения танцами. Теоретические принципы каждого отдельного направления связаны с соответствующей психологической школой и терапевтическими методами. Однако в основе всех стилей танце-терапии лежит психология.

Танцевальная терапия понимается как терапия впечатлений и ощущений, направленная на чувства пациента в конкретный момент. Танцуя, пациент должен выразить то, что он пережил. Анализируя движения пациента, терапевт пытается как можно более точно описать его поведение во время танца и понять проблемы человека. Пациент и терапевт пытаются вместе расширить обычно довольно ограниченный потенциал движений и таким образом способствовать раскрепощению человека и преодолению его комплексов и психологических проблем. Терапевт помогает пациенту осознать его движения, а через движения познать самого себя. На последней стадии терапии, называемой временем интеграции, пациент движением выражает свои чувства. Он должен чувствовать себя и свое тело как единое целое и выразить это движениями.

Показания к применению танце-терапии

Сначала основоположники танцевальной терапии успешно применяли этот метод в психиатрических больницах. Им удалось помочь многим пациентам, проходящим длительное лечение в больнице. Однако эту форму терапии можно успешно использовать при всех формах неврозов, детском аутизме , нарушениях обучения, психической инвалидности или старческой деменции. Танцевальная терапия обычно применяется как групповая терапия, однако может применяться и индивидуально.

Танцами лечат терапевты, получившие специальное образование. В Европе их обучают старшие коллеги. В США есть специальные курсы, где готовят специалистов танце-терапии.

Танец тесно связан с радостью жизни, с праздником, хорошим настроением и приятным общением. Занятия танцами всегда поднимают настроение, поэтому рекомендуются всем людям вне зависимости от их умения танцевать.

Танцевальная терапия особенно широко распространена в США, где она и была создана. Для того, чтобы стать танце-терапевтом, необходимо окончить университет, в котором готовят специалистов в этой области.

НАТА КАРЛИН

Танец с древних времен люди использовали в качестве инструмента для и отношений. Люди танцевали во время всех значимых событий, в их предвкушении и во славу случившемуся. Это происходило за дверьми роженицы и возле смертного одра. С развитием цивилизации, танцы стали для человека предметом искусства. Им отвели строгое место, ограничили рамками приличий поводы для танцев. Но в природе человека заложена любовь к танцу, и тогда была придумана танцетерапия.

Азы этой науки заложили прославленные психологи. Среди которых такие, как Фрейд, Адлер, Юнг. Эту науку пропагандировали А. Дункан, М. Вигман, Рудольф фон Лабан.

Первым танцетерапевтом в мире принято считать американскую танцовщицу Мэрион Чейс. Она работала в 30-х годах прошлого столетия. Работа ее строилась на строгом обучении правилам разных танцев. Однако женщина заметила, что люди танцуют раскованнее, и отдаются придуманным движениям с большим энтузиазмом. Их тело раскрепощается, а на лицах играет улыбка. Она стала строить свои уроки на совмещении спонтанного танца и традиционных движений.

Чтобы помочь эмоциям выбраться наружу, человек должен танцевать.

В 66 году прошлого столетия была основана первая танцевальная ассоциация Америки. В 90-х годах, популярное к тому времени движение на Западе, попало к нам.

Танцевально-двигательная терапия: теория и практика

Танцевальная терапия положительно влияет на людей, которые не умеют выражать эмоции, и страдают от этого. Занятия с танцетерапевтами строятся как на индивидуальной основе, так и в группах. Для преподавателя курсов обязательно наличие психологического и танцевального образования. Принцип работы в группе прост – присутствующие получают задание, выполняют его и делятся впечатлениями друг с другом.

Польза от танцетерапии тройная:

Нормализуется состояние здоровье, кровоснабжение и физическая форма;
Человек, чувствуя себя в новой ипостаси, обретает большую ;
Учится , используя язык тела.

Занятия помогают:

Групповая танцетерапия

Разница преподавания в групповой танцетерапии состоит в том, что люди, которые приходят в группу, становятся единым целым всего процесса. Они выглядят, как танец в хороводе или импровизация в группе. Особое отношение уделяется синхронности жестов и движений, единству переживаний учеников. Группы разбиваются на пары, где один из партнеров исполняет выбранную роль, а второй старается с помощью телодвижений заставить его отказаться от своей позиции. Многие ученики жалуются на то, что в группах появляются новые лица и исчезают привычные. Но это помогает оставшимся учиться быстро адаптироваться к переменам, и находить взаимопонимание с новыми людьми.

Танцетерапевты стараются научить людей понимать партнера через его движения, искать истинную подоплеку его поступков и действий. Разговоры в группе сменяются танцем, где каждый из тех, кого слушали, выражает свои мысли с помощью танцевальных па. Если участники группы склонны сегодня к беседе, занятия проводятся в форме монолога, сменяющегося дискуссией. Если им сегодня хочется танцевать больше, чем разговаривать, преподаватель следует желаниям группы.

Танцевальная терапия – упражнения

Есть несколько упражнений, которые используют все данс-терапевты в своих уроках. Если у вас нет возможности посещать танцевальные группы, воспользуйтесь их наработками в самостоятельных занятиях. Итак, упражнения для танцевальной терапии:

Танец отдельных частей тела.

Включите музыку, и танцуйте. Сначала одной рукой, затем другой, после этого каждой ногой по отдельности и так далее. Обязательно «потанцуйте» лицом – губами, глазами, мышцами лба. По ходу танца запоминайте, какие чувства в какой момент вы испытывали. Запишите их в блокнот.

Движемся, как умеем.

Теперь , которая вам больше нравится, и потанцуйте под нее так, как вы считаете нужным. Поменяйте мотив на противоположный, и двигайтесь под него. Запишите, как поменялось ваше настроение в зависимости от смена танца и музыки.

Стиль музыки.

Выберите музыкальные произведения в разных стилях. Старайтесь исключать те, которые вам не по душе. Включайте подряд и танцуйте, выбирая движения спонтанно. Зафиксируйте свое отношение к каждому стилю, и запишите ваши ощущения.

Перед зеркалом.

Глядя на себя в зеркало, потанцуйте. Какие чувства вызывает в вас тот человек, который танцует по ту сторону отражающей поверхности?

Переодевайтесь.

Попробуйте устроить для себя костюмированное представление. В соответствии с каждым музыкальным стилем, переодевайтесь и танцуйте.

Вы тигр или кролик?

Представьте, что вы животное, и подвигайтесь, как тот персонаж, которого вы изображаете. А теперь объясните, почему вы выбрали тигра, кролика или котенка.

Попробуйте двигаться под музыку так, как вы представляете себе какую-либо работу. Например, стирку или глажку белья. Возьмите за шаблон ваши постоянные дела – чистку зубов, еду, бритье и т.д. Меняйте движения, экспериментируйте.

Профессиональный танец.

Включите клипы или телепередачи, в которых много музыки и танцуют профессионалы. Копируйте их движения и па. Какие ощущения вы при этом испытываете?

Поставьте перед собой репродукцию картины. Попробуйте выразить в танце ее настроение.

Танцуем, как другие.

Вспомните, как танцуют ваши знакомые. Воспроизведите их движения. Какие ощущения у вас при этом возникли?

Положение сидя.

Сядьте на пол и подвигайтесь под музыку в положении сидя.

Положение лежа.

Теперь растянитесь на кровати или на полу и под музыку продолжайте танцевать.

Воображение.

Включите музыку, закройте глаза, и попробуйте вообразить, как бы вы хотели двигаться под нее.

«Партнер».

В качестве партнера возьмите игрушку, стул или зонтик. Все, что вам придет в голову и не помешает передвигаться, подойдет в качестве «партнера» для танца.

И так до тех пор, пока сможете удерживать в руках, подмышках и между ног предметы.

Кому нужна танцетерапия?

К танцетерапевтам обращаются люди, которые ощущают дисгармонию между телом и духом. Это ощущение возникает с ранних лет, когда ребенок не чувствует любви родителей и окружающих людей, когда его преследует чувство вины за поступки, когда ему самостоятельно приходится учиться выживать в окружающем мире. В том числе, если в подростковом возрасте человек испытывал чувство неудовлетворения своим телом. Это ощущение не исчезает и с годами. Человек ищет и находит в танцетерапии осознание себя, тела и личности.

Весь процесс строится на борьбе противоположностей или достижений того, что считалось недостижимым. Кроме того, человек, открывая в себе новые возможности, учится мыслить креативно. Он рассматривает себя с разных точек зрения, начинает реально смотреть на вещи, и правильно оценивать поступки и проступки.

Танцетерапевты дают возможность ученикам проникнуться ритмом музыки и выразить внутренние переживания с помощью телодвижений. Они вызывают из потаенных уголков души каждого человека те переживания и проблемы, которые так и не нашли решений. Они помогают найти ответы на вопросы, которые человек тщетно ищет годами.

14 марта 2014

Практические упражнения для групп танцевальной терапии

Отображение

Цель: Упражнение поощряет осознание тела, творческое движение и межличностную эмпатию. Оно дает опыт и руководства, и следования за кем-то.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: Нет.

Процедура: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой - ведомым.

Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его.

В качестве ведомого отражайте движения своего партнера - как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас "ведет" ваше тело. Примерно через пять минут поменяйтесь ролями. По окончании задания поделитесь своими чувствами с партнером.

Животные

Цель: Упражнение предусматривает символическую ролевую игру и творческое взаимодействие с другими членами группы.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 20 минут вы должны быть этим животным, "переняв" его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и "летайте", изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь. В заключение поделитесь своими впечатлениями от опыта с остальной группой.
Следование за ведущим

Цель: Это упражнение дает возможность быть и ведущим, и ведомым в маленькой группе.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Поделите большую группу на более маленькие - по четыре-пять человек. Каждая группа выстраивается в ряд. Участник, стоящий впереди, является ведущим.

В качестве ведущего спонтанно и творчески двигайтесь по комнате. Экспериментируйте с различными импровизированными движениями тела. Остальные члены группы должны следовать за вами, сохраняя ряд. Через несколько минут перейдите в конец своей маленькой группы, чтобы стоящий за вами в ряду участник стал ведущим. Выполняйте упражнение до тех пор, пока каждый участник не получит возможность хотя бы раз стать ведущим группы, внося в нее свой особый стиль, свои движения.

Свободный танец

Цель: Упражнение дает каждому участнику возможность экспериментировать с танцевальными движениями перед другими. Этим упражнением хорошо заканчивать занятия в группах танцевальной терапии.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: Это упражнение лучше проводить под музыкальный аккомпанемент.

Подготовка: Никого нельзя принуждать к участию.

Процедура: Группа садится в круг. Один участник выходит в центр круга и танцует. Не заботьтесь о том, чтобы быть "хорошим" танцором. Не соревнуйтесь с другими. Двигайтесь свободно и спонтанно, следуя за своим телом. Через несколько минут закончите упражнение, сядьте и пригласите кого-нибудь заменить вас. Продолжайте так до тех пор, пока каждый желающий не использует возможность исполнить свой свободный танец. Упражнение может быть завершено участием всей группы в свободном танце.

по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия"