Соотношение физического и духовного в человеке. Физическое и духовное развитие личности. Интеллектуальное развитие личности

Выражение »в здоровом теле – здоровый дух» далеко не новое. Однако все ли мы его правильно понимаем и знаем ли вовсе, что оно означает? Взаимосвязь духовного и физического развития личности является основой гармоничного существования человека, поэтому нужно заботиться как о своем материальном, так и опыте тонкого плана.

Душа, эмоции, разум и тело – это части одного неразрывного целого. Если ум не функционирует должным образом, то страданию подвергается тело и наоборот. Большинство болезней или недугов напрямую влияют на физическое здоровье человека. Именно по этой причине так важно многостороннее развитие.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Страдание или рост каждой клетки организма отражается в прямом или косвенном смысле на самочувствии. Появление какой-либо мысли в нашем сознании практически сразу транслируется в материи. Основной сигнал передается через нервную систему. Здесь же происходит целый ряд химических и электрических изменений. От того, в каком состоянии находится ум, зависит множество реакций на уровне физики.

Тело – отражение души

Практически все эмоции отражаются в первую очередь на теле индивида. Легко отличить, чувствует ли человек боль, радость, наслаждение, беспокойство, печаль. В случае, когда ум не спокоен, не спокойно и тело. Мышление теряет ясность, появляется туманность, координировать свои действия и принимать решения становится сложнее. Причина – дисбаланс, так как нарушена взаимосвязь духовного и физического развития личности.

Большое богатство и наличие несметного количества материальных ресурсов – такая конечна цель, по мнению обывателей, сделает их здоровее и счастливее. Это далеко не так. Деньги при отсутствии здорового тела приносят малую долю радости. Наличие собственного дома без семьи или гостей становится бессмысленным.

Карманы и счета, полные монет, не гарантируют духовное и физическое развитие личности. Последнее находится не под властью денег.

Здоровье тела не является приятным бонусом, а, напротив – для его достижения необходимо прилагать усилия, не меньшие, чем для скопления материальных капиталов. Истинная ценность прекрасного физического состояния познается только в случае его потери, к примеру, во время болезни или депрессии. Состояние нашей души и эмоции также определяют самочувствие. Выражение »в здоровом теле – здоровый дух» появилось не случайно. Роль физической культуры ровно такая же, как и духовное развитие индивида.

Тонкий план связан с материальным миром

Отрицательные эмоции имеют отражение на иммунной функции человека. Способность адаптироваться к различным ситуациям и истощение ресурсов тела происходит по причине постоянного стресса. Функции выживания человека ослабевают, как итог, его настигает болезнь. Сохранение психического состояния и уменьшение напряжения гормонов возможно исключительно благодаря здоровому разуму. Позитивное мышление помогает в короткие сроки достигать успеха и желаемых результатов, вне зависимости от кого, как ситуация складывается.

Тонкая материя имеет прямую взаимосвязь с телом вплоть до самой смерти. По этой причине нужно проявлять свою заботу не только по отношению к своему физическому здоровью, но и »ухаживать» за душой. От того, насколько хорошо настроен человек на физическом уровне, подобно программному обеспечению, зависит функционирование его духовной составляющей. Отношение к телу определяет уровень энергии и жизненный тонус его носителя.

Духовное и физическое развитие личности базируется сразу на нескольких факторах. Во-первых, чистота и частота употребляемой пищи, поэтому следует добавлять пищу преимущественно с положительной энергетикой, к примеру, различные овощи, фрукты, крупы. Во-вторых, важно пить воду, прошедшую паровую обработку (конденсат) и соки, где кристаллы жидкости образовывались естественным путем. В-третьих, телу необходимо давать постоянную физическую нагрузку, выполнять различного рода упражнения.

Все эти пункты оказывают влияние на уровень счастья, позволяют высвобождать большое количество положительной энергии. Здоровое тело – первый этап для обретения счастливой жизни.

При выборе пищи ориентируйтесь на продукты, которые насыщены витаминами и минералами. Добавляйте в свой рацион бобовые и цельные зерна. Искусственно созданные напитки, в том числе кофеин, рекомендуется исключить из питания.

Гармония в развитии тела

Взаимосвязь духовного и физического развития личности включает в себя также регулярное выполнение полюбившихся упражнений или видов активности. К примеру, можно записаться на плавание, устраивать прогулки в ближайшем лесу для насыщения клеток организма максимальным количеством кислорода, ходить на танцы, заниматься фитнесом или спортивной ходьбой. При выборе занятия желательно следовать велению души, выбирать только то, что с вами гармонирует. Дополнительной мотивацией могут стать занятия спортом с близким человеком.

К тому же, регулярная физическая нагрузка прибавляет уверенности, повышается самооценка. Натренированное тело лучше справляется со стрессовыми ситуациями.

При постановке четких целей в выполнении упражнений происходит тренировка ума и такого качества как решительность. Концентрация усилий и дисциплина дает приятный результат – подтянутое и здоровое тело. Такие качества помогают в решении сложных жизненных задач, появляется уверенность в том, что любые вопросы можно уладить, достаточно приложить больше усилий.

Нахождение в отличной физической форме дает возможность выполнения целого ряда вещей, без затраты на мотивацию ума. Интенсивная деятельность напрямую влияет на духовное и физическое развитие, что помогает личности лучше выстраивать работу, в том числе, в умственном плане. Регулярная нагрузка на тело также стимулирует развитие и активность нейронов, что было доказано в целом ряде исследований.

Спорт как культурное явление

Физическая культура остается неразрывной частью общечеловеческой культуры. Это способ для совершенствования физической сферы индивида. Спорт и различная активность напрямую влияет на развитие человеческих задатков (одни обусловлены генетикой, другие – воспитанием, третьи – окружающей средой) и их реализацию в материальном мире. Значение физической культуры выражено в целом ряде социальных потребностей, среди которых находятся как игры со сверстниками в детстве, так и развлечения в уже зрелом возрасте, или даже проявление определенной социальной активности, через принесение пользы обществу. В развитии личности спорт и движение дает возможность при помощи физических активностей формировать нужные навыки и умения, применимые в дальнейшем в жизнедеятельности. Все это влияет на общее состояние здоровья и способность к выполнению работы.

Наличие материальных и духовных составляющих влияют на роль физической культуры в жизни человека. К первым можно отнести приспособления и сооружения для занятия спортом, и соответствующую необходимую медицинскую помощь. Ко вторым – разработанные специалистами комплексы упражнений и систему занятия для оздоровления тела, виды спорта, правила игры, информацию и искусство, связанное с физической активностью. Как результат – достижение с применением этих двух составляющих определенных целей, приобретение навыков и качеств (выносливость, целеустремленность, а как следствие – даже интеллектуальное и эстетическое развитие).

Физкультура и современники

В современном определении физкультура имеет сразу несколько значений. Среди них – воспитательное, оздоровительное, экономическое, общекультурное и социальное достижение. Спорт становится не столько методом получения здоровья в теле, сколько элементом взаимодействия людей для движения к поставленным целям.

Именно взаимосвязь духовного и физического развития личности умножает в несколько раз ценность спорта, так как в нем присутствует процесс межличностного взаимодействия людей. Человек расширяет границы своих возможностей, проявляет и ретранслирует свои эмоции. Кроме того, спортивные занятия выступают в некоторых случаях средством воспитания других и самодисциплины. Дух соревнования побуждает к развитию, возможного только при мобилизации нравственных, физических и психических качеств. Спорт – это неотъемлемая часть жизни общества, неразрывно связанная с ним.

Взаимосвязь духовного и физического развития личности: меняем настройки организма

Физическое развитие влияет на здоровье человека. Оно определяет в будущем его материальное благополучие, реализацию в выбранной сфере деятельности. Дополнительно спорт выполняет функцию реабилитации, что особенно актуально для людей с ограниченными возможностями и тяжелыми травмами на уровне физики. Упражнения и активность оздоравливает тело, восстанавливает основные функции тела. Спорт показан также при нарушении деятельности центральной нервной системы, серьезной хронической усталости и депрессии. По ряду причин может быть показана лечебная физкультура, включающая в себя просто огромный комплекс методов и средств.

Последним видом развития материального плана является фоновая физкультура. Взаимосвязь духовного и физического развития личности достигается в повседневной жизни благодаря ежедневным активностям в быту. Например, при выполнении зарядки по утрам для активации организма и придания ему бодрости, прогулке в парке или во дворе с собакой. К рекреативной физической культуре относится туризм и физкультурно-оздоровительные развлечения. Таким образом, в фоновом режиме налаживаются внутренние настройки программного обеспечения тела.

Значение культуры тела в контексте духовного развития и эволюции

Значение физической культуры в развитии личности обуславливается необходимостью противостояния постоянному стрессу, который человек испытывает в обществе. Появляется потребность в социальной гибкости и личностной устойчивости. Так гуманистическая психология подразумевает пять положений, что являются основой для раскрытия потенциала человека:

1. Индивид может быть рассмотрен исключительно как нечто целое. Не имеет смысла изучать его отдельные составляющие.
2. Раскрытие человека на все сто процентов возможно только при условии его взаимодействия с другими людьми, поскольку он постоянно приобретает межличностный опыт.
3. Разум осознает только сам себя, и ничто его не постигает.
4. Главное условие жизни – это наличие выбора. Человек, прежде всего, является творцом, каждый раз принимая решение и совершая какие-либо действия.
5. Любая людская жизнь определена конечной целью, и на протяжении своего пути он следует за ней.

Таким образом, духовное развитие и самоактуализация личности является результатом деятельности индивида, следования намеченным целям при взаимодействии с социумом. Другими словами, для движения вперед человеку необходимо участвовать в различных жизненных ситуациях, постоянно переживать опыт, делиться им с другими, быть максимально вовлеченным в процессы.

Самоактуализация: что это такое

Под следует понимать как реализацию и использование возможностей, которые человеку дает жизнь, воплощение его творческого и созидательного потенциала, так и понятие своего предназначения, истинной природы вещей, достижения синергии на тонком и телесном уровне.

Взаимосвязь духовного и физического развития личности не всегда реализуется в действительности по нескольким причинам. Одна из главных – блокировка самоактуализации , так как, к примеру, нереализованным остается целый ряд базовых потребностей. К ним относятся, к примеру, физиологические нужды человеческого тела, желание находиться в безопасности, испытывать чувство любви, принадлежность к группе социума, разные эстетические проявления. Сложность в том, что духовное и физическое развитие, происходит параллельно с течением времени и изменениями в жизни личности. На каждом из этапов биографии возникают все новые и новые потребности, зачастую привязанные к материальному миру.

Индивиды, что самоактуализируют себя, получают раскрытие полностью своего жизненного потенциала. У них нет зависти и злости, но есть чувство созидания и эмпатии. Такие люди максимально получают радость от жизни, почти всегда достигают успеха благодаря позитивному мышлению, получают чувство взаимной любви, судьба к ним также благосклонна и снисходительна. Печалит только тот факт, что таких индивидов в обществе всегда не больше нескольких процентов (классическим является определение трех процентов от общей массы). Талантливые люди с широкой душой часто ставят высокие цели, и со скоростью мысли их достигают, всегда являются примерами для других.

Здоровье – баланс духовного и материального

Духовное развитие и самоактуализация личности помогает человеку расти во всех аспектах его деятельности, постигать свою уникальность и осознавать неограниченные возможности. Такие люди понимают всю ценность веры, гуманности, сострадания, простоты, совершенства и справедливости. Все эти значения постигаются исключительно путем собственного опыта, в том числе, применения техники визуализации, проигрывания определенных жизненных ситуаций в своем сознании.

С одной стороны, основой жизни является материальный мир, с другой стороны – он не может полноценно существовать без духовной составляющей. Болезнь человека является нарушением баланса между этими двумя сосудами. Чем тяжелее недуг, тем больше расхождения в физическом и духовном здоровье.

Прекрасное ощущение себя и своего тела этой жизни основывается на двух аспектах: и осознание себя в качестве личности. Важен поиск гармонии в чувственном восприятии, умственной деятельности, разуме и интеллекте, и эго.

Взаимосвязь духовного и физического развития личности возможна только при понимании того, как работает ум и разум. Первое – это уровень сознательной деятельности, при котором мы можем вести рассуждения, размышления, заниматься различного рода вещами, требующими интеллектуальных вложений. Ум своеобразным образом управляет эмоциями и чувствами, анализирует информацию и принимает решения.

Разум представлен более высокой и сложной субстанцией, что задает программу деятельности индивида, и включает в себя способность к размышлению, различению и памяти. Подобно компьютеру, ум является вычислительной машиной, а разум – программным обеспечением.

Вывод: препятствия на пути к здоровью

Самая непостижимая и тонкая субстанция – . Это установка или программа определенной личности. Оно же помогает удерживать взаимосвязь духовного и физического развития личности. Душа выступает неким носителем сознания, которая обличена в телесную оболочку.

Основными препятствиями для движения вперед по линии жизни души человека и приобретения мирского опыта является отсутствие такой составляющей как здоровье. Эти причины принято разделять на внешние и внутренние факторы. К первым относится состояние внешней среды, в которой проживает индивид, электромагнитное излучение, плохие словесные выражения, радиация, негативные эмоции, довлеющие экономические и социальные проблемы. Ко вторым можно причислять вредные привычки, например, алкоголь и курение, неправильное употребление пищи, недостаточная физическая активность, применение лекарственных препаратов в значении, превышающем норму, отсутствие духовности и любви по отношению к природе и другим людям и так далее.

Поэтому, чтобы почувствовать в полной мере взаимосвязь духовного и физического развития личности, нужно правильно развивать два вида тела – материального и тонкого плана. Важно следить за состоянием здоровья, совершенствовать свои личностные качества и допускать исключительно позитивные мысли для программирования реальности.

Духовное развитие непосредственно связано с развитием сознания и интеллекта, физическое развитие – восстановление общих функций организма и его нормальной работы. Тело и разум взаимосвязаны между собой, и связь эта является как физической, так и духовной. Нервно-мышечная связь осуществляется в процессе различных химических функциях обмена и появления различных двигательных способностей человека. Соответственно, существует определенная взаимосвязь духовного и физического самосовершенствования.

Связь духовного и физического самосовершенствования

Духовное самосовершенствование заключается в таких аспектах:
  1. Профессиональное развитие;
  2. Развитие интеллекта;
  3. Моральное и этическое развитие;
  4. Развитие разума.
Физическое самосовершенствование заключается в воспитании своего тела и создании идеальной фигуры, устранения всех недостатков, воспитания выносливости и пр.

Другими словами, в духовном самосовершенствовании основную роль играет развитие разума, в физическом – развитие тела. По сути, именно мозговая активность является неоспоримой основой физической активности. Система здорового образа жизни включает в себя воспитание духовной и физической сущности. Соответственно, формируется неразрывное взаимодействие физического и духовного самосовершенствования. Основой такого самосовершенствования считается проработанный план действий.

Если вы стремитесь получить перспективы идеального самосовершенствования, то вам непременно следует разработать план действий, чтобы воспитание было направлено не только на развитие разума, но еще и на развитие физического здоровья.

Особенности физического и духовного самосовершенствования

Сам по себе процесс самосовершенствования является достаточно сложным. Ведь изначально вам следует правильно настроить себя, рассмотреть все свои сильные и слабые стороны, правильно установить процесс собственного воспитания. В достижении поставленных целей нужно использовать различные методики развития. Вы можете использовать уже отработанные методики с модификацией под собственные желания и под индивидуальные возможности.

Духовное саморазвитие непременно основывается на необходимости использования и переработки различной информации. А информацию нужно будет подбирать с учетом вашего направления по саморазвитию. Что же касается физического самосовершенствования, то в данном случае очень важно правильно расставить приоритеты, создать для себя оптимальную систему тренировок, а также составить себе правильное меню питания, чтобы в дальнейшем, получать желаемый результат в течение кратчайшего количества времени. При правильном воздействии на сознание, физическое самосовершенствование не будет сложным и напряжным, что же касается духовного саморазвития, то в данном случае, нужна мотивация, а также нужен стимул, чтобы вы стремились к новым и новым свершениям.


Процесс духовного самосовершенствования и саморегуляции основывается на правильном подборе методик, которые будут вам понятными и будут реализовываться вами с удовольствием. Но,...

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Москвин Н. Г.

Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в ᴦ.Набережные Челны

Набережные Челны, Россия

Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально обусловленной разновидности деятельности общества, определяется преимущественно непосредственной и опосредованной потребностью труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлением общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания. Результаты физического воспитания выражаются в показателях здоровья, физической силы, выносливости, в активной двигательной деятельности, развитии двигательных навыков и умений, физиологических и психологических функций организма. Достижение этих результатов обеспечивается методами, средствами, формами, условиями, факторами физического воспитания. Достигаемые результаты и всœе то, что обеспечивает данный процесс, представляют значительную общекультурную ценность и являются неотъемлемым пластом современной культуры.

В.К. Бальсевич в связи с этим пишет: ʼʼВ первую очередь, понятие ʼʼфизическая культураʼʼ может иметь смысл одного из феноменов культуры жизнедеятельности не только отдельной личности, но и различных человеческих сообществ и общества в целом. Во-вторых, исходя из общего смысла понятия ʼʼкультураʼʼ, данный феномен предполагает сознательное преобразование, ʼʼвзращиваниеʼʼ человеческой телœесности и ментальности, разумного и грамотного отношения к этому процессу, как личности, так и общества. В-третьих, он оказывается ответственным и за духовное развитие общества и личности, как один из важнейших стимулов формирования культуры их отношения с природой и к природе, в т.ч. и к природе в человеке. Последнее, к нашему всœеобщему сожалению, продолжает оставаться неосознанным и непонятым подавляющим большинством людей, их сообществ и управляющих ими структурʼʼ.

С учетом характера ценностей принято различать материальную и духовную культуру. К первой относят совокупность материальных благ, средства их производства, ко второй – совокупность всœех знаний, всœе формы мышления и вся сфера мировоззрения. Эти элементы культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в базе его деятельности в других областях жизни. С другой стороны, результаты его мыслительной деятельности материализуются, превращаются в вещи, технические средства, произведения искусства.

В связи с этим, дискуссионной является проблема возможности отнесения физической культуры либо к материальной, либо к духовной культуре, либо к обособленному виду культуры, где органически сочетаются и материальные и духовные стороны этого феномена. М.С. Каган считает физическую культуру областью материальной культуры, поскольку она является способом и результатом преобразования человеком его собственной природной данности в подлинном культивировании дарованных человеку природой анатомо-физиологических качеств.

Л.П. Матвеев подчеркивает, что связь физической культуры с материальной проявляется в процессе двигательной активности, которая составляет её главное содержание. ʼʼФизкультурная деятельность в данном отношении есть наше ʼʼсамопроизводствоʼʼ.

Другая часть учёных относит физическую культуру к духовной культуре, мотивируя это тем, что человек не механизм, а, прежде всœего, духовность. Приоритет духовности, по мнению И.М. Быховской, проявляется в том, что физическая культура - ϶ᴛᴏ не область непосредственной ʼʼработы с теломʼʼ, хотя именно телœесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как всякая сфера культуры, культура физическая – это, прежде всœего ʼʼработа с духом человека, его внутренним, а не внешним миромʼʼ.

Как отмечает В.М. Выдрин, физическая культура органично связана с духовной культурой, поскольку развивает образное мышление, в её сфере идёт процесс творчества, формирования представления и восприятия прекрасного, созданного средствами и формами проявления физической культуры. Ей так же свойственны процессы прогнозирования результатов двигательной деятельности, что является одним из аспектов духовной культуры. Он подчеркивает, что физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всœех природных сущностных сил и морального духа человека. Другими словами, в физической культуре воплощается единство материального и духовного: она, с одной стороны, нацелœена и имеет своими результатами ʼʼсоциальное преобразованиеʼʼ своего тела, с другой выступает как процесс и результат обогащения человека знаниями и способами этого преобразования. По этой причине сведение физической культуры только к чисто духовной деятельности или только к физическому, телœесному развитию обедняет содержание данного понятия, создает неверное представление о его сущности. Она не должна быть отнесена только к материальной культуре, так как отражение материального бытия общества или отдельного человека не является главной ее характеристикой как социального явления. По этой же причинœе она не должна быть отнесена и только к духовной культуре, хотя в ее сфере и отражается общественное сознание.

В современной теории физической культуры всё чётче формируется тенденция использования философско-культурологического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма её формирования каждой личностью. В связи с этим, чаще ставится вопрос не о ʼʼфизическомʼʼ, а о ʼʼфизкультурномʼʼ воспитании человека. В случае если в слове ʼʼфизическоеʼʼ традиционно акцент ставится на двигательном, биологическом, то в терминœе ʼʼфизкультурноеʼʼ присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Основополагающим принципом физкультурного воспитания является единство мировоззренческого, интеллектуального и телœесного компонентов в формировании физической культуры личности, обуславливающее тесную взаимосвязь и взаимозависимость в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер человека.

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с её влиянием на духовную сферу человека, как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания.

Особенность феномена физической культуры в отличие от других её сфер состоит, прежде всœего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека.

Л.И. Лубышева считает, что в цивилизованном обществе на передний план выдвигается ʼʼфизическая культура личностиʼʼ. Автор говорит, что физическая культура личности - ϶ᴛᴏ забота человека о своем физическом состоянии, умение эффективно применять средства физического воспитания, ʼʼфизкультурная ментальностьʼʼ человека, уровень знаний в области физической культуры, готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении и физическом совершенствовании.

Физическая культура, в прямом соответствии с гуманистической парадигмой образования, определяется В.К. Бальсевичем как деятельность индивида по позитивному самопреобразованию, в ходе которой решаются задачи телœесного, психологического, интеллектуального и нравственного плана, и достигаются результаты этой деятельности в виде системы образуемых ею ценностей.

В Международной хартии физического воспитания и спорта ЮНЕСКО записано: ʼʼВ учебных программах крайне важно отвести важное место воспитательной деятельности, основанной на ценностях спорта и последствиях взаимодействия между спортом, обществом и культуройʼʼ.

В другом важном международном документе – Европейском манифесте ʼʼМолодые люди и спортʼʼ, принятом на 8-ой конференции европейских ми­нистров спорта в мае 1995 года в Лиссабоне, определœена нацелœенность занятий спортом на: 1) развитие психических, физических и социальных качеств; 2) обучение эстетическим ценностям, справедливости, дисциплинированности; 3) воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе, к группам меньшинства; 4) обучение терпимости и ответственности как предпосылки жизни в демократическом обществе; 5) воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности; 6) пропаганду здорового образа жизни.

Мощный оздоровительный потенциал физической культуры и спорта͵ возможности этой сферы в формировании морально-волевых качеств молодежи и гармонично развитой личности на протяжении многих лет недооцениваются в России. Тем не менее, в рейтинге молодежных интересов физкультурно-спортивная деятельность занимает одно из ведущих мест.

Анализ теоретических источников свидетельствует о том, что особого внимания заслуживает воспитание в детско-юношеских спортивных школах, где юные спортсмены отдают много сил и времени тренировкам и соревнованиям.

Особенно сложны и специфичны связи физической культуры, спорта с нравственным развитием личности, формированием ее личностных установок. Практически весь процесс занятия спортом, вся его организация оказывают прямое или опосредованное влияние на развитие нравственных качеств личности, причем, это влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.

Занятия спортом требуют значительного времени, большого напряжения сил и продолжительных тренировок. Это воспитывает такие качества личности, как целœеустремленность, настойчивость, коллективизм. При этом усиленные спортивные занятия могут иметь и негативные последствия: вести к ограниченности интересов, деформации жизненных ценностей. Участие в соревнованиях способствует формированию воли, решительности, умению владеть собой. Но оно может привести в отдельных случаях и к развитию индивидуализма, стремлению добиться победы любой ценой. Сама возможность проявления положительных или отрицательных воздействий спорта на процесс формирования духовного мира личности в решающей степени зависит от эффективности воспитательной работы.

В современных условиях, когда всœе населœение России и, в том числе, молодежь и дети переживают ситуацию переоценки ценностей во всœех сферах общественной жизни, спорт является одним из немногих институтов, призванных решать задачу формирования духовной жизни общества посредством формирования ценностных ориентаций.

Одной из очень давних попыток практического решения проблемы физического и духовного развития личности в их диалектическом единстве являются восточные боевые искусства, которые представляют из себяудивительно гармоничный сплав глубокой духовности и физического совершенства человека. Идея восточных боевых искусств привлекательна для тех, кто не ограничивается спортом и кому дороги высокие идеалы мастеров. Искреннее служение идее дает шанс на сохранение некоего оазиса духовности, который зелœенеет благодаря не иссякающим родникам культурной традиции Востока. За этим весь восточный менталитет и специфический подход к мастерству. Главной заботой является совершенствование и освобождение духа, сознания, что сочетается с необычайной целœеустремленностью и долготерпением. В их базе – изучение природной закономерности и пробуждение собственных природных сил через упорную и длительную тренировку. В обретении полного мастерства духа над телœесно-технической стороной является на Востоке аксиомой. В противном случае гармония тела, техники и духа оставалась бы непостижимым идеалом, а каратэ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нас интересует, утратило бы свою ценность, как боевое искусство. Боевые искусства, в т.ч. и каратэ, нужны человечеству, как способ целостного общественного воспитания отдельной личности, его интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам.

В этой связи, распространение восточных боевых искусств в российской культурной традиции Р.В. Крючков рассматривает не только как вид спортивного совершенствования личности, но и как вид духовной практики, который оказывает большое влияние на формирование ценностных ориентаций спортсменов. Основным механизмом, позволяющим целœенаправленно формировать ценностные ориентации и мотивационные тенденции спортсменов, он называет механизм социокультурной идентификации, реализуемый через программу, включающую в себя психорегулирующую тренировку с элементами обучения восточным традициям, знаниям и нравственным ценностям восточной культуры.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры общества, решая социально значимые задачи формирования личности. Она воплощает единство материального и духовного: она, с одной стороны, нацелœена на ʼʼсоциальное преобразованиеʼʼ своего тела, с другой, выступает как процесс обогащения человека знаниями и способами этого преобразования. Специфическими результатами присвоения личностью ценностей современной физической культуры являются физическое и нравственное совершенствование личности, обеспечивающее ее готовность к жизни в обществе в различных сферах деятельности и общения на социально приемлемом уровне.

При решении проблемы соотношения физического и духовного аспектов физической культуры в настоящее время всœе большую значимость приобретает философско-культурологический подход.

Одним из эффективных средств реализации этого подхода являются восточные боевые искусства, в которых представлен гармоничный сплав глубокой духовности и физического совершенства человека. В современных условиях, когда Россия переживает кризис общественного сознания, изменяются ценностные ориентации и установки, приводящие к распущенности нравов, к росту криминогенности общества, росту преступности и насилия, в том числе, и в подростковой среде, восточные боевые искусства могут и должны использоваться в качестве эффективного средства формирования духовности.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ" 2017, 2018.

Василий Александрович Сухомлинский…

Это имя известно всем, кто занимается воспитанием детей. Сегодня ссылку на слова Сухомлинского встретишь и в газете, и в статье учёного-педагога, услышишь в простом житейском разговоре: «А Сухомлинский говорил…», «А вы читали Сухомлинского?»

Василий Александрович Сухомлинский был директором Павлышской средней школы. Всю свою жизнь он отдал детям. «Каждый ребёнок был миром – совершенно особым, уникальным», – записывает Сухомлинский слова, которые мы не раз слышали. Мы понимаем, что это так, что это правда: каждый ребёнок – совершенно особый мир. Но какая пропасть между пониманием этих слов умом и сердцем! Но только человек, для которого каждый ребёнок действительно уникальный мир, способен установить тонкие духовные отношения с ребёнком, понимать его, чувствовать; только тот и способен воспитывать. «Я глубоко убеждён, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний», – пишет Сухомлинский

Все стороны воспитания – идейное, умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое – для Сухомлинского важны именно в той степени, в какой влияют они на духовный мир ребёнка. Важна такая мысль Василия Александровича, что «…нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». Но школа – это, прежде всего, урок. Как без него? Об уроке написано много. Меняются цели и содержание, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы ни свершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации ни вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учеником, он как был, так и остаётся главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.



Откуда пошло слово – урок? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – учение в назначенный час, срочная задача, назидание. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведёт своё начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз. Отсюда же и уроки – это и болезни, в особенности – детские. Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.

За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза. В специальной литературе стали нормой такие связанные со школой термины, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия». Сейчас до 80% детей уже «сломали» свои нормальные физиологические функции – сердце, дыхание, пищеварение – в том числе из-за бесконечных нагрузок и перегрузок, которые накапливаются и будут накапливаться дальше. У детей всё больше атрофируются чувства самостоятельности, ответственности, стремления к творчеству, размышлениям, критическому и мотивированному отношению к действительности. Впору задуматься, чего же мы, и учителя, и ученики, недополучили на тех школьных уроках, где нас должны были научить всему. А надо ли учить всему? Не проще ли заложить основы знаний для самостоятельного принятия решений в неординарных ситуациях, руководствуясь не только логикой рассудительности, но и ценностями разума. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на структуру привычного урока: оргначало, опрос, новый материал, закрепление, оценка, выводы. Это и есть те самые обстоятельства, которые создаются учителем и превращают ученика в жертву. Противоречия между знанием учителя и незнанием ученика снимаются здесь просто: надо заставить ученика учить, т. е. все усилия направить на превращение человека в жертву обстоятельств на школу и учителя. Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остаётся не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98% учебного времени.

В настоящее время большинство учителей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

МИНУСЫ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, так как большую часть урока проводит сам учитель; надоедает одно и то же, бесконечное повторение пройденного; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом всё меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). Постоянное чувство неудовлетворённости из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны родителей к требованиям, предъявляемым учителем. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно родилась шутка: « Кому жить хорошо: отличнику или троечнику?» Ответ всегда один – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда чётко и правильно выполняли указания учителя. Значит нужно искать новые методы и подходы к уроку!

Очень многому можно научиться, если внимательно перечитать советы В.А.Сухомлинского. Почаще перечитывать его труды. Важны его слова: «Надо… пробуждать чувство гордости своими силами, а если у них (детей) встретились какие-нибудь затруднения, например в учении, подбодрить их, вселить уверенность в возможности преодоления трудностей. Проявлением уважения духовных и физических сил юношей и девушек, признанием их зрелости является, в частности, переход воспитателя в обращении к ним с «ты» на «вы». Необходимо отказаться от ежедневного сравнивания успехов одного ученика с успехами другого, ведь за этим и таится опасность разочарования неуверенности в своих силах, замкнутости, равнодушия, озлобления, т.е. таких душевных сдвигов, которые приводят к огрублению души, утрате чуткости к слову и красоте. В Павлышской школе учителя договорились: если подросток не выполнил задания потому, что не понял, не ошеломлять его сразу оценкой. Они вообще не ставили неудовлетворительных оценок. «Если вы ещё не поняли, поработайте, подумайте, выполните самостоятельно то, что нужно было выполнить вместе с классом», – такими были смысл и тон обращения. За доверие подростки платили искренностью и трудолюбием.

Вот теперь-то и мы подошли к самому главному – СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. Каким он должен быть, чтобы учиться с увлечением и быть здоровым.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

· Обучение через открытие

· Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

· Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счёт обсуждения истинной точки зрения

· Развитие личности

· Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом

· Демократичность, открытость

· Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что чувствовал ученик при этом.

· Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

· Урок позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.

· Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие

· Педагог ведёт учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. Увлекаясь новыми технологиями, нельзя забывать и о здоровье детей. На это обращает наше внимание и В.А.Сухомлинский: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» Пагубно влияет на качество урока – интенсификация учебного процесса. А это в настоящее время стало особенно популярным. Интенсификация идёт разными путями: увеличение количества учебных часов, реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объёма материала. При интенсификации вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет – 9 – 10 часов в начальной, 10 – 12 в основной и 13 – 15 – в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей чаще отмечается большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. Реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объёма материала приводит неизбежно к увеличению домашних заданий. Следствие – состояние усталости, утомления, переутомления. Именно ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ создаёт предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развитие нервных и других заболеваний. Приходим к выводу: нужны здоровьесберегающие технологии урока.

Что советует нам Сухомлинский?

«Ребёнок – живое существо, его мозг – тончайший, нежнейший орган, к которому надо относиться заботливо и осторожно. Источник полноценного труда не в темпе и напряжённости умственного труда, а в правильной, продуманной его организации, в осуществлении многогранного физического, интеллектуального, эстетического воспитания». Также Сухомлинский обращает наше внимание на правильное питание, на закаливание детского организма, на правильный режим дня, на то, чтобы ребёнок больше находился на воздухе (в лесу, в поле, на лужайке). В качестве главных видов занятий по физической культуре в Павлышской школе избрали гимнастику и лёгкую атлетику. Цель таких упражнений – «…воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость, выносливость». В каждом виде спорта Сухомлинский видел эстетическое удовлетворение. «Забота о человеческом здоровье,- говорил Василий Александрович, – тем более о здоровье ребёнка, - это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Вот и подошли мы к тому, что урок надо сконструировать так, чтобы ребёнку на нём было интересно. От правильной организации урока во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно- ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. Учащимся приходится много писать, читать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающих технологиям. Без их применения не обойтись, т. к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Большое значение имеет организация урока.

Для примера взяла урок по литературе «Любовь как чувство, полагающее сохранить честь и достоинство в сложных жизненных ситуациях» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Помним девиз: «Чтобы не остался никто в стороне».

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ.

Сопоставить образы Гринёва и Швабрина, показать их роль в повести для раскрытия основной мысли; развивать умение самостоятельно отбирать нужный материал для раскрытия темы урока, совершенствовать навыки анализа художественного текста; воспитывать понимание сложного чувства любви.

ОБОРУДОВАНИЕ

Портрет А.С.Пушкина; тексты повести «Капитанская дочка», фрагменты из кинофильма «Капитанская дочка»

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

2. Актуализация опорных знаний

· Назовите эпиграф к повести

· Как Пётр Гринёв следует этому завету отца? (домашнее задание)

3. Постановка целей и задач урока

Все, наверное, согласятся с тем, что главное богатство человека – это здоровье. Резервы человеческого организма огромны. Например, сердце человека имеет потенциал как минимум на 300 лет жизни, легкие – лет на 200 и примерно столько же лет все внутренние органы. Одним словом, средняя продолжительность жизни человека должна составлять минимум 150 лет. Станет ли когда-нибудь эта теория реальностью, угадать невозможно, но уже сегодня средняя продолжительность жизни в Европе составляет 74,9 лет, в Японии – 87,5 лет.

От чего же зависит наше здоровье? По заключению экспертов Всемирной организации здоровья, оно зависит на 20% от состояния окружающей среды, 20% на него влияет наследственность, 10% - уровень развития медицины и состояние медицинской помощи. И большая часть 50% зависит от социальных условий и образа жизни субъекта.

Культуру здоровья следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей:

    Физический аспект культуры здоровья. Понимается то, как функционирует наш организм и все его системы.

    Эмоциональный аспект. Означает понимание своих чувств и умение выражать их.

    Социальный аспект. Это осознание себя в качестве личности как части окружающего мира.

    Личностный аспект культуры здоровья означает то, как развивается наше «я», что каждый понимает под успехом и что стремится достичь.

    Духовный аспект культуры здоровья отражает то, что действительно важно для нас, то. Что мы больше всего ценим. Это главный аспект, центр нашей жизни, который обеспечивает цельность нашей личности.

Важность последнего духовного аспекта культуры здоровья подтверждают известные ученые- медики. Академик Углов, раздумывая о здоровье человека, дает нам советы, утверждая, что для здоровой и полноценной жизни человека необходимы собственные усилия самого человека. По его мнению, в человеческом обществе должна господствовать любовь к людям, как призывал нас Иисус Христос. Любовь к людям рано или поздно принесет тебе ответную любовь людей. Даже если не все ответят на твою любовь, ты не смущайся, а продолжай делать добро людям. В этом ты познаешь удовлетворение и счастье, и это обязательно скажется на окружающих людях и на тебе самом.

И второе, что не менее важно – не делать зла окружающим. Сделанное тобой зло увеличит зло общества, в котором живешь ты и твои близкие, и непременно скажется на тебе самом и на твоих детях. Тут действует закон: что посеешь, то и пожнешь.

говорит как о физическом, так и о духовном компоненте здоровья:

    Люби Родину и защищай ее. Безродные долго не живут.

    Люби работу. И физическую тоже.

    Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятельствах.

    Сохрани свой нормальный вес. Не переедай.

    Делай добро. Зло, к сожалению, само получится. И так далее.

А вот православный взгляд на проблему здоровья. Каково же соотношение физического развития и духовной жизни человека?

В Священном Писании сказано первым людям, изгнанным из рая: «В поте лица своего будете добывать хлеб свой». Это означает, что род людской будет прикладывать большой физический труд для добывания своей пищи. И, действительно, сколько труда следует приложить, чтобы сделать буханку хлеба или построить дом. «В поте лица своего» трудился человек многие тысячелетия. Физический труд стал основой жизни человека, поэтому и наш организм адекватно приспособлен для физического труда.

Когда человек живет вне физического труда, вне физического напряжения, происходит дряхление мышц, от этого страдает и сердечно-сосудистая система, меняется обмен веществ. У человека развивается много различных заболеваний, что сокращает жизнь человека. Но физическая лень порождает не только физические болезни, но разлагает человека духовно, приводя к лени, нежеланию работать, вызывает стремление к греховному времяпрепровождению.

Важное значение физическому труду придавал апостол Павел. Именно ему принадлежит известное всем выражение: «Кто не работает, тот да не ест».

В наше время, когда физический труд низвержен до минимума, а нравственное разложение человека стало нормой жизни, недостаток физического напряжения приводит к физической деградации и усиливает его духовное разложение. В этом случае для нормального функционирования организма, особенно подрастающего – ребенка, подростка – физическая культура и спорт, особенно на постоянной основе, способствуют нормальному физическому развитию, оздоровляют организм, являются профилактическим средством против развития многих заболеваний, особенно позвоночника и опорно- двигательного аппарата, способствуют дисциплинированию духа.

Хотя, надо сказать, что сейчас говорят о духовном кризисе спорта. Это относится, в первую очередь, к большому спорту, который стал коммерческим бизнесом. Критично надо относится к модному сейчас увлечению восточными боевыми искусствами, которые уводят человека от христианской духовности, от Церкви. Православная церковь также дает отрицательную оценку популярным системам оздоровления, в частности, методике Порфирия Иванова. Считает эту методику языческой, вредной для здоровья и жизни человека.

С точки зрения православной Церкви, телесное здоровье не является самоцелью, но для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические меры, среди которых в условиях современного гиподинамического и компьютеризированного образа жизни, физической культуре и спорту должно быть уделено важное место.

В заключение хочется привести слова Феофана Затворника, который,рекомендуя труд и физические упражнения как средство телесного развития, постоянно подчеркивает, что их использование должно соответствовать целям христианского воспитания. «Тот воспитатель злой, - замечает он,- который ради крепости и живости тела убивает душу»