Как развить свои таланты. Что мешает развитию таланта

Вопрос, что такое талант и откуда он берется, занимал людей веками. В давние времена они предполагали, что талантливый человек – это избранник небес, которого осенил незримый дух-гений. В последнее время предпочтение отдается мнению, что талант – это врожденное качество, доставшееся от кого-то из предков.

Талант – это умение делать что-то с особым мастерством и тщательностью, лучше других.

«Талант – это легко делать то, что для других трудно», считал швейцарский писатель Анри Фредерик Амьель.

А русский поэт-сатирик, писавший в последние годы жизни под псевдонимом Дон-Аминадо, говорил:

«У самородка все от Бога и ничего от среднего учебного заведения».

То есть он признавал, что талант – это то, что дается человеку самой природой.

Талант нередко играет решающую роль в жизни человека. Вспомним Михаила Ломоносова, который родился в глухой деревушке на берегу Белого моря в семье крестьянина-помора. Читать его научил поп, а грамматику и этику он выучил сам. После того, как отец задумал его женить, он в лютые морозы, чтобы его не могли догнать и вернуть, сбежал из дому в Москву. Перед этим тайно от отца, который бы его никуда не отпустил, он получил паспорт, занял немного денег, а затем пристроился к рыбному обозу, следовавшему в Москву. Ему было всего 19 лет, и его обуревала жажда новых знаний: «И все Михайле мало, мало – так воду жаждущие пьют».

Ему было суждено пройти долгий и опасный для жизни путь, ведь в чужом городе, без денег и знакомств, он мог бесследно сгинуть. Но он, назвавшись сыном попа, поступил в Свято-греко-латинскую академию и скоро стал лучшим по всем предметам. Далее были учеба в Петербургской академии наук и в Германии, звание профессора Московского университета, полученное им в 34 года. Его именем назван Московский университет, а его достижения в области науки имеют мировое значение.

А ведь его ждала участь обычного рыбака бедной рыбацкой деревни, если бы не талант и непреодолимое желание развиваться и совершенствоваться.

Однако немало жизненных примеров свидетельствуют о том, что родиться талантливым мало, и талант, как говорится, легко угробить. Об этом хорошо сказал Леонардо да Винчи:

«Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того чтобы развивать и совершенствовать свои способности, … предается праздности и самолюбованию. Такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества…».

Можно ли развить талант?

Рассматривая, что такое талант, психологи различают задатки и способности. Под задатками они подразумевают врожденные особенности человеческого мозга, а под способностями – индивидуальные особенности каждого человека, которые выражаются в степени его готовности овладеть определенным видом деятельности.

Они утверждают, что неталантливых людей не бывает – нужно лишь вовремя выявить и развить свой природный дар и свои способности. Кто-то из великих писал: «В каждом человеке заключен ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они … произвели самые превосходные результаты…». А народная мудрость гласит: «Под лежачий камень и вода не течет».

Первые признаки таланта в области музыки, математики, техники, изобразительного искусства обычно проявляются еще в детском возрасте. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Его формирование и развитие в значительной мере зависит от условий, в которых живет человек. Неважно, где он родился, – важно, чтобы у него была тяга к знаниям и творчеству.

Однако на определенном этапе обучения преимущество имеют те, кто живет в культурном центре и кому доступны интеллектуальные и художественные ценности. Правда, с появлением интернета доступ к ним и большие возможности получили и люди, проживающие вдали от больших городов.

Таким образом, можно обладать, к примеру, врожденным музыкальным слухом, но если его не развивать и не совершенствовать, можно «загубить» свой талант. И наоборот, не обладая таковым при рождении, но имея желание развить в себе музыкальные способности, можно превзойти того, кому они были даны «от Бога».

Как открыть и развить в себе талант

1. Проанализируем свои достоинства и навыки

Вспомним, за что нас хвалили друзья и преподаватели, в каких конкурсах мы побеждали, за что получали награды. Будем отмечать любые мелочи, вплоть до таких, как умение поддержать разговор на любую тему, выслушать собеседника, способность определить неискренность и ложь, или что-то еще.

Не исключено, что у нас не один талант, а два или даже больше. Однако развивать лучше один, ведь распыляя свои силы, мы рискуем не добиться успехов ни в одной сфере. Предпочтение лучше отдать тому занятию, к которому у нас больше лежит душа, поэтому пожертвовать остальными будет несложно.

2. Развиваем свои задатки

Определившись со своими задатками и способностями, начинаем их развивать и совершенствовать: читаем соответствующую литературу, ходим на тренинги, выставки и концерты, участвуем в обсуждениях, прислушиваемся к мнению профессионалов.

3. Используем возможности интернета

Большие возможности для самосовершенствования открывает интернет: можно начать вести свой блог, сделать свой сайт или открыть канал на YouTube. Стоит обращать внимание на комментарии своих читателей или зрителей. Конечно, часть из них принадлежит так называемым хейтерам и содержит неаргументированную критику, негативные, а то и агрессивные высказывания, на которые не стоит обращать внимания.

Если мы не видим в них смысла, если у нас нет конечной цели или она весьма туманна, мы будем плыть по течению, в очередной раз обещая себе начать новую жизнь с понедельника. А достигнув определенного возраста, будем сожалеть о том, что так и не смогли найти себя и раскрыть заложенные в нас способности. Недаром говорят, что одно из условий человеческого счастья – найти свое призвание и реализовать себя.

Поэтому наряду с определением рода деятельности, которому мы посвятим свою жизнь, важно найти стимул, который будет поддерживать в нас желание совершенствоваться: будь то чья-то история успеха, фильм, картина или что-то еще.

Во-первых, когда вы делаете что-либо медленно, вы позволяете тем самым своему мозгу регистрировать и отслеживать каждое свое действие. Таким образом, мозг успевает отследить правильность выполнения как всего алгоритма, так и отдельных шагов, и при необходимости их скорректировать. Во-вторых, разбивая большое задание на маленькие, вы задействуете аналитическую функцию мозга и имеете возможность сконцентрироваться и более эффективно выполнить каждый из этапов. Дэниел Койл (Daniel Coyle), автор книги «Код таланта», советует: «Если вам надо заучить гамму или этюд, разбейте их на несколько составных частей и тренируйте сначала каждую по отдельности». Решая отдельные задачи, прежде чем приступать к целому заданию, вы улучшите свой результат.

Не переусердствуйте

Постоянная практика час за часом эффективна только в том случае, если вы сконцентрированы каждую минуту, а не по инерции выполняете уже автоматизированные действия. Исследования показывают, что даже пианисты мирового уровня, известные шахматисты и спортсмены практикуются не более 3–5 часов в день. «Этап усиленной практики и погружения в занятие неизбежен, вне зависимости от того, чем именно вы выбрали заниматься. Но на следующих этапах пользы от такого усердия становится все меньше», – считает Койл. Длительность этапа усиленной практики может варьировать, это зависит от индивидуальных особенностей. Но если вы останавливаетесь на нем раньше, чем другие, это совершенно не значит, что вы не преданы своему делу или что никогда не добьетесь в нем успеха.

Не бойтесь ошибаться

Мы стремимся безупречно выполнять свою работу, достигать максимально точного результата. Но порой в погоне за идеалом мы рискуем упустить самое интересное. Вспомните, сколько важных открытий было совершено, когда исследователи отклонялись от своего курса. Колумб открыл Америку, будучи в полной уверенности, что он ступил на берега Индии. Флеминг получил Нобелевскую премию за открытие пенициллина благодаря своей неряшливости и немытым чашкам Петри. Возможно, вы не добьетесь намеченной цели, но, позволив себе чуть больше свободы как в самих действиях, так и в их оценках, в своих промахах и неудачах вы сможете разглядеть что-то особенное. «Ошибки помогают развиваться таланту, – считает Койл. – Каждый раз, когда вы случайно оступаетесь, ваш мозг начинает усиленно работать, пытаясь скорректировать ошибку». Процесс допускания ошибок и их исправления очень творческий сам по себе и позволяет выйти за привычные пределы ваших способностей. А именно там, как правило, и скрываются таланты. Идите к намеченной цели, но если вы вдруг обнаружите, что свернули с пути, не бросайтесь сразу обратно, прежде осмотритесь, возможно именно на этой дороге вы сможете открыть что-то новое и интересное.

Поддерживайте интерес

«Любой талант нуждается в мотивационной подпитке и требует эмоциональной отдачи: увлеченности, преданности своему делу», – говорит Койл. Исследование доктора Гари Макферсона (Gary Macpherson) показывает, что именно эмоциональная вовлеченность позволяет достичь успеха, а не врожденные способности. Он опросил 157 студентов музыкального колледжа на предмет, как долго они планируют играть на своих инструментах. Те, кто ответил, что планируют заниматься этим всю жизнь, показали в 4 раза более высокие результаты, чем остальные студенты, хотя число практических занятий и тренировок у них было одинаковое. Талант нуждается в страсти, чтобы развиваться, освежайте его, черпайте вдохновение, читая, слушая и собирая информацию о своем увлечении.

«У него прирожденный талант!» - можно услышать о ком-либо. Или: «Мне это не дано!» - печально подчеркивает другой. Оправданы ли эти выражения? Талантливыми рождаются или становятся?

В психологии талант – это высшая степень развития способностей к определенной деятельности, которая отличается оригинальностью, совершенством и имеет высокую общественную значимость. Поэтому такие люди заметны, всегда привлекают к себе внимание и вызывают симпатию. Кажется, что они делают легко и непринужденно то, в чем талантливы. Так ли это на самом деле? Стоит обратиться к природе развития таланта.

Существует такая структура: «задатки» - «способности» - «талант». Задатками называют свойства нервной системы человека, которые являются наследственными. Задатки считаются основой способностей.

Способности – индивидуальные особенности личности , которые позволяют успешно выполнять определенную деятельность.

Какая природа у способностей?

Все же способности наследуются или прививаются в процессе воспитания и обучения? Почему в семьях актеров, музыкантов, врачей дети часто следуют по стопам родителей в профессиональной сфере? Стоит заметить, что это больше касается социальных и публичных профессий. В таких семьях родители дома регулярно исполняют музыкальные композиции, репетируют роли, сочиняют произведения, обсуждают друг с другом значимые вопросы, что часто вплетается и в воспитание детей. Дети наблюдают за ними, становятся участниками их деятельности, часто пытаются подражать.

Таким образом, задатки наследуются, а талант развивается в процессе жизни, на что влияет и воспитание, и обладание определенными личностными качествами, и действия, выполняемые человеком.

Оптимистичный для общества вывод ученых: нет людей, вообще не обладающих талантом, есть только те, кто занимается «не своим делом» в силу определенных обстоятельств. Задатки есть у каждого, существуют лишь разные условия для превращения их в способности и развития из них таланта.

Как развивается талант?

Наибольшей эффективности в этом можно достичь, если начинать заниматься с детства. На плечи родителей ложится большая ответственность, так как именно они должны суметь разглядеть в ребенке склонность к той или иной деятельности. Конечно, никто не запрещает пробовать и отдавать ребенка в различные кружки или секции. Так могут быстрее проявиться его способности в определенной сфере. Но самое главное – наблюдать за своими детьми и прислушиваться к их желаниям и потребностям, тогда легче будет воспитать из них талантливых личностей!

Этапы развития таланта:

I этап – осознание. Здесь есть два пути.

  1. Либо появление желания заняться какой-либо деятельностью профессионально. И должно быть именно страстное и устойчивое желание, а не просто мимолетный порыв.
  2. Либо это осознание того, что «какую-то деятельность я выполняю хорошо, возможно, лучше других». Совсем необязательно, чтобы это делалось легко. Кто-то вообще не прилагает стараний, кто-то затрачивает массу усилий, занимаясь любимым делом. Главное при этом – результат, которого достигает человек. Именно это замечают окружающие.

II этап – подкрепление. Важно оценить средства достижения цели и решить следующие вопросы: «Что мне нужно для развития таланта?» и «На что я могу пойти ради этого?» В данной ситуации может возникнуть необходимость выйти из зоны комфорта, отбросить свои страхи и комплексы и следовать по намеченному пути.

III этап – совершенствование. Человек, желающий достигнуть наивысшего таланта в чем-либо, должен в разумной степени испытывать тягу к самосовершенствованию. Развитие всегда происходит в движении. Если мы ставим мозгу все новые, более сложные задачи и выполняем их, то таким образом повышаем уровень своего мастерства и усиливаем талант.

Что мешает развитию таланта?

Драгоценный дар природы важно не только выявить, но и сохранить.

Факторы, препятствующие проявлению уникальных особенностей:

  • недооценка со стороны окружающих;
  • выбор деятельности, к которой нет призвания;
  • социальные потрясения, материальные проблемы.

Почему не развиваются способности у детей?

Проблемы усиления природного дара детей часто возникают из-за недостаточной подготовленности родителей и педагогов.

  1. Взрослые фиксируют особые качества малышей, но не развивают их.
  2. Обесценивание достижений. Отсутствие или дефицит похвалы в ситуации успеха.
  3. Негативное восприятие окружающими неудачных попыток проявить себя.
  4. Постоянное сравнение с одноклассниками.
  5. Запрет экспериментов и исследовательской деятельности.
  6. Авторитаризм старших родственников, чрезмерность ограничений.
  7. Категоричность требований к форме и содержанию обучения.
  8. Некомпетентность учителей (отрицательное отношение к одаренным ученикам и неумение работать с ними).
  9. Однообразие досуга.
  10. Гиперопека.

Что мешает взрослым реализовать свой потенциал?

Найти свое призвание удается не всем. Часто рамки профессии не позволяют человеку в полной мере проявить себя. Иногда мешает боязнь несоответствия, сформировавшаяся в детстве.

Нередко люди не решаются проявить свои качества и устремления, опасаясь непонимания друзей и родственников. Барьером на пути самореализации может стать убеждение, что занятость и возраст помешают добиться успеха.

Но главная трудность проявления потенциала зрелого человека - неуверенность в своих силах. Страх неудач может стать решающей причиной отказа от своего предназначения.

Развитие способностей

В детском возрасте

Важнейший фактор реализации природных задатков - развивающая среда. Это интеллектуальные развлечения и умные игрушки, психологический настрой на активное исследование тайн мира. Успешность самореализации талантливых ребят во многом зависит от старших членов семьи и педагогов.

Изучение дара чудо-ребенка

Биографии выдающихся людей помогают понять роль семьи в воспитании гениальных детей. Наблюдение за эволюцией малыша с первых дней жизни и создание наилучших условий образования характерно для родителей выдающихся музыкантов, художников, математиков.

Ознакомление детей с шедеврами культуры и уточняющие вопросы помогают родственникам выяснить, что нравится ребятам, чем они хотят заниматься. Разнообразные задания позволяют уточнить возможности малышей.

Волшебная сила поддержки

Мощный катализатор роста - атмосфера познания в семье. Поощрение любознательности и активного изучения особенностей предметов, звуков, цветов, слов делает мир юного исследователя ярким и осмысленным.

Уважение родителей к интересам ребенка стимулирует его стремление к совершенству. Взрослый стиль общения подчеркивает серьезность отношения к творчеству.

Оценка успеха и право на ошибку

Талант реализуется в активности. Необходимо поощрять познавательную активность и достижения ребят.

Даже неудачу можно превратить в эффективный мотиватор, если предложить потренироваться вместе для улучшения результатов. Так легче усваиваются новые навыки и совершенствуются память, внимание, мышление, речь, воображение. Формируется уверенность в себе. Ошибка воспринимается как естественный этап освоения нового и не вызывает разочарования.

Талантливые педагоги и разнообразные возможности

Способный ребенок может быть успешен в разных направлениях. Но обычно больше времени вундеркинды уделяют одному виду деятельности.

Без опытного наставника занятия могут превратиться в бесцельное накопление информации. Уходит время, благоприятное для развития. Компетентный учитель - обязательное требование совершенствования задатков будущего исследователя. Центры творчества, студии, школы искусства и технические кружки также могут стать эффективной площадкой для расцвета ранней одаренности.

У взрослых

Заняться любимым делом никогда не поздно. Если зрелый человек решит расширить свои ресурсы, потребуется выполнить 7 условий.

  • Переоценка ценностей. Осознание своих желаний и достижений.
  • Постановка актуальной цели: усиление творческого потенциала.
  • Готовность к обучению.
  • Тренировка ума и креативности с помощью специальных систем упражнений.
  • Разработка собственных методов и способов саморазвития.
  • Занятия с учителем (тренером) индивидуально или в группе.
  • Сохранение уверенности в результате независимо от возраста и обстановки.

Желание заниматься тем, что нравится и получается - мощный стимул для человека. Именно мотивация поможет преодолеть все сложности и реализовать мечты.

  • Посмотреть на себя со стороны, прислушаться к мнению окружающих, если они убеждают, что мы в чем-либо талантливы.
  • Не нужно бояться пробовать включаться в ту или иную деятельность. Если есть интерес и желание развиваться, то ни возраст, ни образование не будут помехой! Известны случаи, когда люди в преклонном возрасте становились первоклассными художниками и певцами, до этого ни разу не занимаясь подобными видами деятельности.
  • Дать себе отдохнуть . В состоянии стресса или сильной загруженности мозга порой невозможно адекватно оценить свои способности. При достижении внутренней гармонии мы лучше понимаем себя, чего мы хотим и умеем.
  • Посвящать любимому делу как можно больше времени. Так работает механизм тренировки: мы постепенно превращаем умения в навыки и затрачиваем меньше усилий на выполнение деятельности.
  • Уметь признать в себе талант и порадоваться достижениям! Это всегда добавляет энтузиазма и повышает уверенность в себе.

Введение

1 Способности

1.1 Понятие о способностях

1.2 Классификация способностей

1.3 Способности и задатки

2 Одаренность

2.1 Понятие одаренности

2.2 Влияние социальной среды на одаренность

2.3 Технология работы с одаренными детьми

Заключение

Библиография


Введение

Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.

Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.

При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности.

Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.

Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.


1 Способности

1.1 Понятие о способностях

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Способности (как и человека в целом) изучают различные науки - философия, социология, медицина и др. Но, ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес и др.

1.2 Классификация способностей

В науке способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений, навыков).

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения (типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т.д., и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

1.3 Способности и задатки

В науке четко разделяют понятия "задатки" и "способности".

Подавляющее большинство психологов считает, что задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда.

Однако некоторые из ученых (например, Р.С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).

Способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.

2 Одаренность

2.1 Понятие одаренности

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).

Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются "ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда.

Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.

Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.

Настало время еще раз подумать о таланте. Таланты могут быть артистические или технические, интеллектуальные или физические, личные или социальные. Вы можете быть талантливым интровертом или талантливым экстравертом. Ваши таланты не обязательно должны приносить деньги, быть полезными или общепринятыми, но они всегда будут вашими собственными, частью того, что делает вас вами. Научиться искать свои таланты в правильных местах и развивать из них навыки и способности потребует определенных усилий, но творческий подход позволит вам исследовать свои природные способности и найти свои врожденные таланты.

Шаги

Часть 1

В поисках талантов

    Хватит ждать, что таланты сами появятся. Вы не узнаете, что у вас талант к игре на гитаре, если вы никогда не попробуете играть на гитаре. То же касается балалайки, вязания, бадминтона и тирольского горлового пения. Найдите талант, который кажется вам крутым, и узнайте о нем все, что только сможете. Выясните, что для этого нужно, и посмотрите, что вы имеете для этого. Если вы никогда не попробуете, вы никогда не узнаете. Вы не сможете найти талант, если не попробуете. Вы сможете обнаружить свои природные наклонности, способности и таланты только тогда, когда вы проверяете свою отвагу и активно ищете новые впечатления. Встречайтесь с препятствиями и ищите вызовы, чтобы узнать, какие врожденные навыки и способности вы можете в себе таить.

    Попробуйте вещи, которые легкие. Что у вас естественно получается? Что вы делаете, не задумываясь? Что вы любите? Посмотрите на свои страсти и интересы с точки зрения таланта. Если вам нравится проводить дни напролет, делая эскизы, читая или танцуя, нет смысла тратить время, желая иметь кулинарный талант. Сфокусируйтесь на талантах, которые вы действительно имеете, фокусируйтесь на том, что вам легче всего дается.

    • Если вы ходите в школу, какое домашнее задание получается у вас легче всего? Что вас меньше всего беспокоит? Ответ может навести вас на ваши природные таланты.
    • Обратите внимание на то, что другие люди могут отмечать в вас. Часто другие могут быть даже более проницательными в отношении того, что у вас хорошо выходит, чем вы сами. Попросите свою семью, своих друзей и своих учителей помочь вам выяснить, что, как им кажется, у вас легко получается.
  1. Попробуйте сложные вещи. Вас пугает сцена или публичное выступление? Начать писать рассказ и закончить его? Схватить микрофон и приложить ручку к бумаге? Делайте то, что вас пугает. Что у вас в списке талантов, выброшенных в мусорную корзину? Какой талант бы вам хотелось иметь от природы, не пробуя? Примите большие вызовы и выясните, что понадобится, чтобы преуспеть в них.

    • Начните учить все, что можете, о разных талантах и навыках, чтобы прояснить процесс. Отжигать на электрогитаре как Джимми Хендрикс может казаться невозможным, но если вы не знаете, как взять соль-аккорд, у вас нет ни малейшего представления, насколько это сложно.
    • Джеймс Ерл Джонс, голос Дарт Вейдера и известный своей игрой в шекспировских пьесах актер с цветущим, божественным голосом в детстве страдал от страшнейшего заикания. Он до смерти боялся говорить в классе и научился говорить должным образом, только взглянув в лицо своему страху. Сейчас он широко признан как один из самых талантливых актеров озвучивания в мире.
  2. Последуйте за своим наваждением. О чем другие уже устали слышать от вас? Что у вас есть такое, от чего вы оттягиваете себя за уши? Используйте вещи, которыми вы одержимы, чтобы обнаружить свои способности и таланты, которые могут быть спрятаны под поверхностью.

    • Даже если вы одержимы чем-то, что трудно связать с каким-то талантом, например, смотреть телепрограммы или игровые фильмы, отметься в себе это. Возможно, у вас есть талант рассказывать истории, или анализировать повести. Возможно, у вас есть талант оценивать фотографические ракурсы. Каждый критик фильмов начинал точно так же. Соедините свою страсть с изучением истории создания фильма и изучением того, как делаются фильмы.
  3. Следите за своими маленькими успехами. Если вы чувствуете себя бесталанным, возможно, это потому, что вы пропустили свой собственный успех. Попробуйте внимательно рассмотреть успехи, и малые и большие, чтобы выявить те вещи, к которым у вас могут быть природные наклонности. Думайте творчески о том, как эти маленькие успехи можно соединить с более значимыми талантами и способностями.

    • Возможно, вы только что "замутили" убийственную вечеринку. Может звучать не похоже на талант, но если у вас есть навыки общения с людьми, планирования и организационные способности, нужные, чтоб все провернуть, отпразднуйте ее как успех. Возможно, у вас таланты лидера и управленца, которые еще пригодятся вам позже.
  4. Игнорируйте телевидение. Шоу талантов типа “Минута славы” имеет очень узкие формулировки того, что значит быть талантливым. Если вы не привлекательный молодой человек с выдуманной легендой и громким сценичным певческим голосом, все такие шоу подводят людей к тому, что они начинают верить в свою бесталанность. Это не правда. Быть талантливым не означает быть известным, привлекательным или в какой-то степени быть актером. Это значит увлеченность, творческое мышление и внимание к деталям. Это значит, что у вас есть ненастная любознательность в доращивании неких своих врожденных способностей до навыков. Вам нужно только найти их.

    Часть 2

    Быть креативным
    1. Пройдите тест на определение особенностей личности. Такие тесты часто используют в агентствах по трудоустройству, чтобы проверить и выяснить, к чему у вас могут быть врожденные способности. Они работают так же, как талант. Больше узнайте о своих природных наклонностях к отдельным идеям или от них, отношении и линиях поведения, и это поможет вам узнать больше о своих талантах. Такие тесты не выявляют таланты сами по себе, но они могут показать направление, снабдить вас кусочком пазла.

      Поговорите с вашими друзьями и семьей. Должно быть, один из лучших способов обнаружить свои спрятанные таланты - поговорить с теми, кто знает вас лучше всех. Мы часто не замечаем свои навыки и прячем свои способности, слишком часто пропуская то, что делает нас великими. Если вам достаточно повезло иметь друзей и семью, которые заботятся о вас, они не постесняются перечислить их.

      Рассмотрите как свои достоинства, так и недостатки в поисках таланта. Одним из способов понять, в чем ваш талант, это думать о какой-то сверхъестественной способности делать что-то так, что оно кажется легким. Еще один способ найти талант, это думать о нем, как о способности преодолевать некие препятствия. Был ли слепой гитарист Вилли Джонсон более талантливым от того, что был слепым? Был ли Джеймс Ерл Джонс лучшим актером от того, что заикался? Был ли Майкл Джордан лучшим игроком в мяч потому, что его выгнали из команды?

      • Не позволяйте воспринимаемым ощущениям или вызовам удерживать вас от испытания нового и развития в себе таланта. Посмотрите на вещи, которые кто-то другой мог определить как вызовы вашей личности или вашим способностям. Если вы застенчивый человек, было бы тем более впечатляющим, если бы вы стали великим рок-н-рольным певцом? Если вы очень низкий, вы можете стать великим игроком в мяч?
    2. Сами себе определите талант. Некоторые люди считают, что Хендрикс был лучшим гитаристом всех времен, но он не смог бы сыграть классическую гитарную пьесу даже для спасения собственной жизни, потому что не умел читать по нотам. Он мог бы быть способным на это, если бы положил на это всю свою концентрацию, но классический музыкант мог бы посмотреть на Хендрикса как на бесталанного ремесленника от музыки. Не позволяйте другим людям говорить вам, что вы отлично рассекаете на скутере, если это не “настоящий” талант, или что приготовление по-настоящему отличного запеченного на гриле сыра не считается.

    Часть 3

    Развитие вашего таланта
    1. Посвятите себя формированию навыка из вашего таланта. Раян Лиф должен был стать очередным многообещающим спортсменом. Великий футбольный куортербек, обладатель кубка Хайсмана, второй номер драфта НФЛ среди игроков, подбирающих мяч. Быстро продвигавшийся в течение нескольких лет, Лиф считается одним из самых больших неудачников всех времен, не сумевший поддержать свои достижения на высоком уровне. Врожденный футбольный талант ничего не значит, если вы не прикладываете усилия, чтобы развить из него навык.

      • Когда вы найдете свой талант, отнеситесь к нему, как к семени, которое вы растите. У вас есть хороший старт, но вам все еще нужно поливать его, мульчировать, и полоть вокруг, чтобы убедиться, что ваше семечко вырастет в большое растение. Понадобятся усилия.
    2. Найдите других талантливых людей. Как железо острит железо, так талантливые люди оттачивают друг друга. Если у вас есть в чем-то талант, или если вы только надеетесь развить талант в какой-то области, окружите себя другими талантливыми людьми и копируйте их поведение, как в бытовых вещах, так и их в отношении к своему таланту. Учитесь всему, чему можете, у талантливых людей.

      • Найдите наставника, который захочет разжевать вам ваши необходимые действия и будет вас натаскивать в развитии ваших новых навыков. Расцветающим гитаристам нужны хорошие учителя помимо находящихся в YouTube. Расцветающим певцам нужны другие музыканты, с которыми вместе они смогут играть музыку.
    3. Уважайте сложность вашего таланта. Развить из таланта навык, а из навыка способность будет сложно. Чем больше вы будете узнавать о предмете, задании или способности, тем более сложным это будет становиться. Примите решение учиться всему, что только можно, о вашей отрасли и поставьте себе высокую цель стать мастером. Превратите ваш талант в нечто особенное. Сделайте его настоящим.

      • Никогда не сдавайтесь, даже если терпите неудачу!
      • В жизни есть три "В": "Воспользуйтесь" шансом, чтобы сделать "Выбор" и ответить на "Вызов" в своей жизни.
      • Будьте терпеливыми, тоже. Может занять немало времени и потребоваться много неверных движений, пока вы не обнаружите, что у вас получается лучше всего.
      • Смотрите широко на то, в чем может заключаться ваш талант. Он может оказаться не совсем в том, в чем вы ожидали.
      • Попробуйте делать много разных вещей и читать еще о большем числе вещей. Если вы не чувствуете, что это созвучно вам, - двигайтесь дальше; если чувствуете, исследуйте это вглубь.