Главный педагогический институт. Педагогический терминологический словарь

государственное высшее педагогическое учебное заведение в Санкт-Петербурге. Основан в 1816, в 1819 реорганизован в Санкт-Петербургский университет. Главный педагогический институт вновь открыт в 1829, работал по 1859. Выпускал преподавателей для средних и высших учебных заведений; в 1817-22 и 1838-1847 "второй разряд" института готовил учителей уездных и приходских училищ.

Педагогический терминологический словарь

Главный педагогический институт

государственное высшее учебное заведение в С.-Петербурге. Образован в 1816 на базе реорганизованного Петербургского педагогического института (1804-16), имел права университета. Готовил учителей для гимназий, наставников для частных учебных заведений, профессоров и преподавателей для вузов. Срок обучения 6 лет. В 1817 для подготовки учителей приходских и уездных училищ был учреждён 2-й разряд (срок обучения 4 года); в 1822 реорганизован в Учительский институт при Петербургском университете. При Г.п.и. был открыт благородный пансион (в 1817; с 1830 1-я Петербургская гимназия). В 1819 преобразован в Петербургский университет. Г.п.и. вновь учреждён в 1828 (работал по 1859) как закрытое учебное заведение для подготовки педагогов высших и средних учебных заведений МНП.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 53)

Ч489.514(28)711

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Главный педагогический институт

В 1786 г. для образования учителей в главные народные училища учреждена Учительская семинария, переименованная в 1803 г. в учительскую гимназию. Учащимися в той и другой были казеннокоштные студенты. Курс учения, в который входил, кроме предметов гл. нар. учил. (см.), греческий яз., делился на два разряда: 1) математических и 2) исторических наук. В течение 15-летнего существования семинария приготовила 275 учителей. В 1804 г. она получила новый устав и наименование Педагогического института. Институт находился в непосредственном ведении попечителя округа и управлялся особым директором и его помощником-смотрителем. Дела по учебной части решались в конференции из профессоров, под председательством директора. Преподавались следующие предметы: 1) чистая и прикладная математика, 2) логика, 3) метафизика, 4) нравоучительная философия, 5) география, 6) естественная история, 7) всеобщая и русская история, 8) химия, 9) опытная физика, 10) политическая экономия и коммерческие науки, 11) сельское домоводство, 12) эстетика, 13) языки и словесности латинская, немецкая и французская, 14) рисование и черчение. В 1806 г. к ним прибавлены права естественное и публичное, а в 1811 г. - закон Божий, права уголовное и римское и греческая словесность. Учение в Институте по уставу продолжалось три года, но, за малоуспешностью учащихся, затягивалось и до шести (например в 1811-1817 гг.). Лучшие из окончивших курс отправлялись за казенный счет за границу, для приготовления к профессорской деятельности. 23 декабря 1816 года Педагогический институт получил название Главного Педагогического института и устав, устанавливавший новый курс преподавания, шестилетний. В первые два года проходили предварительный курс наук: 1) логики и метафизики; 2) чистой и высшей математики; 3) всеобщей и математич. географии; 4) физики; 5) всеобщей истории; 6) древней географии; 7) мифологии и древностей; 8) риторики; 9) грамматики и словесности яз. русского, латинского, немецкого и французского, а также искусств: гражданской архитектуры, рисования, черчения, музыки и фехтования. В следующем курсе высших наук (3 года) были факультеты: 1) наук философских и юридических, 2) физических и математических и 3) исторических и словесных. Последний год учения в Г. педагогическом институте посвящался собственно педагогии. Студенты (около 100) были казеннокоштные, большей частью из духовных семинарий. В правах учащих и учащихся Институт сравнен с университетами. В 1817 г. при Институте был открыт "для образования благородного юношества" Благородный пансион, подобный тому, который находился при Московском университете: для него был установлен особый 4-летний курс. Пансионеров было ок. 100; плата ежегодная с каждого - 1500 р. ассигн. Пансион существовал до 1830 г., когда был преобразован в первую гимназию. Одновременно с Пансионом был открыт в Институте второй разряд, для приготовления учителей в средние учебные заведения, с 4-летним курсом; он закрыт в 1822 г. 8 февраля 1819 г. Г. педагогический институт был преобразован в СПб. университет, и возобновлен только в 1828 г., с тем же уставом. С этого года он существовал до 1859 г., когда был окончательно закрыт. За 30-летнее существование Инст. находился под управлением только двух директоров: Миддендорфа и Давыдова. При первом (до 1846 г.) восстановлен прежний второй разряд (1838) и открыт еще приготовительный курс (1832). Давыдов, желая поднять научную сторону образования студентов, достиг упразднения второго разряда, приготовительного курса и юридического факультета (1848) и ввел следующие перемены: в предварительном курсе метафизика замещалась психологией, риторика - теорией прозы и поэзии; исключались математическая и древняя география и вводились языки русский и церковно-славянский. В курсе высших наук оба факультета, историко-филологический и физико-математический, делились на два отделения, с двухгодичным курсом каждое. Полный курс учения по-прежнему был 6-летний, пока в 1849 г. Давыдову не удалось выхлопотать сокращения курса в Инст. до 4 лет, наравне с унив. В 1852 г. старший курс физико-математического отделения инст. разделен на два отделения: наук математических и естественных. В 1854 г. последовало подобное же разделение историко-филологического факультета на два отделения: чисто филологическое и историческое. Тогда же включены в последнее отделение - дипломатия и общенародное право; преподавание педагогики отнесено к младшим курсам, и в обоих фак. вместо 2 двухлетних курсов установлено 4 однолетних. Несмотря на широкие служебные права и уменьшение требований при вступительном экзамене, число студентов все уменьшалось; из последних пяти выпусков только два лица поступили в высшие учебные заведения. Польза Инстит. далеко не соответствовала его стоимости. Еще в 1856 г. стали говорить о его закрытии и в печати, и в самом министерстве просвещения; окончательно решено оно было в 1858 г. Выпуск в июне 1859 г. был последним. Взамен Инст. учреждены с 1860 г. педагогические курсы при университетах.

Из Г. педагогического института вышел целый ряд весьма видных деятелей науки и литературы - профессор Н. М. Благовещенский, профессор Васильевский, недавний министр финансов Вышнеградский, его брат - основатель женских гимназий Ник. Вышнеградский, Добролюбов, профессор Иванишев, Е. П. Карнович, профессор Менделеев, профессор Д. И. Мейер, Н. Н. Страхов, Ходнев и многие др.

За последние 30 лет своего существования институт выпустил преподавателей в высшие учебные заведения - 42, в средние - 377 и в низшие - 261.

Ср. Смирнов, "Краткое историческое обозрение 25-летия Главн. педагог. инст. с 1828-53 г." ("Ж. М. Н. Пр.", часть LXXXI, 3); "25-летие Главн. педагог. инст." (СПб., 1853); Лоренц, "О цели основания Инст." ("Ж. М. Н. Пр.", ч. XCI); Добролюбов, "Соч. т. I"; "Краткое историч. обозр. действий Главн. педагог. инст. 1828-59 г." (СПб., 1859); "Материалы по вопросу о приготовлении учителей" ("Журн. М. Н. Пр.", ч. CXXVI, 4); С. А. Венгеров, "Критико-биографич. Словарь" (т. III, статья о Н. М. Благовещенском).

В . Рудаков.

В 1786 году для подготовки учителей в главные народные училища в Петербурге была учреждена учительская семинария , переименованная в 1803 году в учительскую гимназию. Располагалась она в доме Г. Х. Паульсена (6-я линия Васильевского острова , д. 15 ). В 1804 году учительская гимназия получила наименование Педагогического института, который с 1837 года располагался в здании Двенадцати коллегий . С октября 1808 года по 1811 год его директором был И. Буле .

Педагогический институт 23 декабря 1816 года получил название Главного педагогического института и устав, устанавливавший новый, шестилетний, курс преподавания . Директором его был назначен Д. А. Кавелин . В 1817 году был открыт Благородный пансион (с 1830 года - 1-я петербургская гимназия); при пансионе существовали курсы повышения квалификации для чиновников гражданских ведомств различных рангов. В педагогический институт принимались казенные воспитанники из духовных семинарий ; как отмечал в 1822 году А. Н. Голицын , «из них <семинарий> имеющие некоторую способность к учению и лучшую нравственность, удерживаются преимущественно для поступления в духовное звание, а для образования в светские звания доставляются всегда семинаристы нижних классов и не оказывающие уже особливых способностей и не столько надежные» .

В феврале 1819 года Главный педагогический институт, не совершив ни одного выпуска, был преобразован в Санкт-Петербургский университет . При этом до 4 (16 ) января года университет продолжал функционировать по Уставу Главного педагогического института, пока в нём не был введён Устав Московского университета.

В 1817 году, 25 октября, был организовано отделение: «Второго разряда Главный педагогический институт», в котором обучалось 30 воспитанников, преимущественно из детей бедного состояния; воспитанники принимались в возрасте 12-14 лет на казённое обеспечение; курс обучения, продолжавшийся 4 года, включал 5 предметов: закон Божий, русский язык, математику с физикой, историю с географией, чистописание с рисованием; выпускники должны были направляться помощниками учителей народных училищ, а лучшие из них направлялись в «высший разряд» Главного педагогического института или другое высшее учебное заведение.

Отделение «Второго разряда» стало называться с 19 сентября 1819 года «Учительским институтом». Он существовал до 1823 года; руководил им Ф. И. Миддендорф , учителями были вернувшиеся после трёхлетней заграничной поездки с целью ознакомления с ланкастерской системой , выпускники Главного педагогического института: К. Ф. Свенске (русский язык), Ф. И. Буссе (математика), М. М. Тимаев (история), А. Г. Ободовский (география). Закон Божий был приглашён преподавать Г. И. Мансветов , чистописание - К. Ф. Энгельбах, рисование - Ф. К. Редер.

Размещался он в доме митрополита римско-католических церквей в России, Станислава Богуша-Сестренцевича : на Мещанской (ныне - Казанская улица), 63 («2-й от угла со стороны Гороховой ») .

Выпускники обязаны были оставаться на службе в учебном ведомстве, по его направлению, не менее шести лет. Однако ни одного выпуска не случилось, поскольку в 1823 году все учащиеся и преподаватели оказались сначала в «Пансионе казенных гимназистов», а затем - в Санкт-Петербургской губернской гимназии (с 1838 года - Третья Санкт-Петербургская гимназия). Среди первых учащихся были: Василий Лапшин , Степан и Михаил Куторга.

Главный педагогический институт был восстановлен менее чем через десять лет - по уставу, учреждённому 30 сентября (12 октября) 1828 год . Его открытие состоялось 30 августа 1829 года. Первым директором стал Ф. И. Миддендорф , который при выходе в отставку 23 октября 1846 года был произведён в чин тайного советника.

По уставу Главный педагогический институт имел три отделения: историко-филологическое, юридическое (существовало до 1847 года) и физико-математическое. Продолжительность обучения в Главном педагогическом институте составляла шесть лет.

С 7 января 1847 года директором института был назначен И. И. Давыдов . При нём было упразднено юридическое отделение (с 1847 года) и продолжительность обучения с 1849 года сокращена до четырёх лет.

Единовременно в Главном педагогическом институте проходили обучение около ста студентов. Большая часть будущих педагогов получали субсидии на получение образования из государственной казны.

В 1838-1847 годах при институте вновь стал действовать так называемый «второй разряд», в котором готовили к педагогической деятельности в низших приходских и уездных училищах.

Всего за 11 выпусков в Главном педагогическом институте было подготовлено 682 педагога, из которых 43 стали профессорами и преподавателями высших учебных заведений, 377 - учителями средних школ, 262 - учителями начальных школ

Главный педагогический институт. В 1786 г. для образования учителей в главные народные училища учреждена учительская семинария , переименованная в 1803 г. в учительскую гимназию. Учащимися в той и другой были казеннокоштные студенты. Курс учения, в который входил, кроме предметов гл. нар. учил. (см.), греческий яз., делился на два разряда: 1) математических и 2) исторических наук. В течение 15-летнего существования семинария приготовила 275 учителей. В 1804 г. она получила новый устав и наименование Педагогического института . Институт находился в непосредственном ведении попечителя округа и управлялся особым директором и его помощником-смотрителем. Дела по учебной части решались в конференции из профессоров, под председательством директора. Преподавались следующие предметы: 1) чистая и прикладная математика, 2) логика, 3) метафизика, 4) нравоучительная философия, 5) география, 6) естественная история, 7) всеобщая и русская история, 8) химия, 9) опытная физика, 10) политическая экономия и коммерческие науки, 11) сельское домоводство, 12) эстетика, 13) языки и словесности латинская, немецкая и французская, 14) рисование и черчение. В 1806 г. к ним прибавлены права естественное и публичное, а в 1811 г. - закон Божий, права уголовное и римское и греческая словесность. Учение в Институте по уставу продолжалось три года, но, за малоуспешностью учащихся, затягивалось и до шести (например в 1811-1817 гг.). Лучшие из окончивших курс отправлялись за казенный счет за границу, для приготовления к профессорской деятельности. 23 декабря 1816 года Педагогический институт получил название Главного педагогического института и устав, устанавливавший новый курс преподавания, шестилетний . В первые два года проходили предварительный курс наук: 1) логики и метафизики; 2) чистой и высшей математики; 3) всеобщей и математич. географии; 4) физики; 5) всеобщей истории; 6) древней географии; 7) мифологии и древностей; 8) риторики; 9) грамматики и словесности яз. русского, латинского, немецкого и французского, а также искусств: гражданской архитектуры, рисования, черчения, музыки и фехтования. В следующем курсе высших наук (3 года) были факультеты: 1) наук философских и юридических, 2) физических и математических и 3) исторических и словесных. Последний год учения в Г. педагогическом институте посвящался собственно педагогии . Студенты (около 100) были казеннокоштные, большей частью из духовных семинарий. В правах учащих и учащихся Институт сравнен с университетами. В 1817 г. при институте был открыт «для образования благородного юношества» благородный пансион , подобный тому, который находился при московском университете: для него был установлен особый 4-летний курс. Пансионеров было ок. 100; плата ежегодная с каждого - 1500 р. ассигн. Пансион существовал до 1830 г., когда был преобразован в первую гимназию. Одновременно с пансионом был открыт в институте второй разряд , для приготовления учителей в средние учебные заведения, с 4-летним курсом; он закрыт в 1822 г. 8 февраля 1819 г. Г. педагогический институт был преобразован в СПб. университет, и возобновлен только в 1828 г., с тем же уставом. С этого года он существовал до 1859 г., когда был окончательно закрыт. За 30-летнее существование инст. находился под управлением только двух директоров: Миддендорфа и Давыдова. При первом (до 1846 г.) восстановлен прежний второй разряд (1838) и открыт еще приготовительный курс (1832). Давыдов, желая поднять научную сторону образования студентов, достиг упразднения второго разряда, приготовительного курса и юридического факультета (1848) и ввел следующие перемены: в предварительном курсе метафизика замещалась психологией, риторика - теорией прозы и поэзии; исключались математическая и древняя география и вводились языки русский и церковно-славянский. В курсе высших наук оба факультета, историко-филологический и физико-математический, делились на два отделения, с двухгодичным курсом каждое. Полный курс учения по-прежнему был 6-летний, пока в 1849 г. Давыдову не удалось выхлопотать сокращения курса в Инст. до 4 лет, наравне с унив. В 1852 г. старший курс физико-математического отделения инст. разделен на два отделения: наук математических и естественных. В 1854 г. последовало подобное же разделение историко-филологического факультета на два отделения: чисто филологическое и историческое. Тогда же включены в последнее отделение - дипломатия и общенародное право; преподавание педагогики отнесено к младшим курсам, и в обоих фак. вместо 2 двухлетних курсов установлено 4 однолетних. Несмотря на широкие служебные права и уменьшение требований при вступительном экзамене, число студентов все уменьшалось; из последних пяти выпусков только два лица поступили в высшие учебные заведения. Польза Инстит. далеко не соответствовала его стоимости. Еще в 1856 г. стали говорить о его закрытии и в печати, и в самом министерстве просвещения; окончательно решено оно было в 1858 г. Выпуск в июне 1859 г. был последним. Взамен Инст. учреждены с 1860 г. педагогические курсы при университетах.

Из Г. педагогического института вышел целый ряд весьма видных деятелей науки и литературы - проф. Н. М. Благовещенский, проф. Васильевский, недавний мин. финансов Вышнеградский, его брат - основатель женск. гимназий Ник. Вышнеградский, Добролюбов, проф. Иванишев, Е. П. Карнович, проф. Менделеев, пр. Д. И. Мейер, Н. Н. Страхов, Ходнев и мн. др.

За последние 30 лет своего существования инст. выпустил преподавателей в высшие учебн. завед. - 42, средние - 377 и низшие - 261. Ср. Смирнов, «Краткое историческое обозр. 25-летия Главн. педагог. инст. с 1828-53 г.» («Ж. М. Н. Пр.», часть LXXXI, 3); «25-летие Главн. педагог. инст.» (СПб., 1853); Лоренц, «О цели основания Инст.» («Ж. М. Н. Пр.», ч. XCI); Добролюбов, «Соч. т. I»; «Краткое историч. обозр. действий Главн. педагог. инст. 1828-59 г.» (СПб., 1859); «Материалы по вопросу о приготовлении учителей» («Журн. М. Н. Пр.», ч. CXXVI, 4); С. А. Венгеров, «Критико-биографич. Словарь» (т. III, статья о Н. М. Благовещенском).