Как помочь ребенку адаптироваться в новой школе. Переход в новый класс. Ребенку надо объяснить причину смены школы

Бывает так, что родители в начале учебного года сталкиваются с трудностями из-за перевода ребенка в другую школу. Попасть в новый коллектив малышу всегда страшно. Стоит отметить, что в такой ситуации неуверенность проявляют не только дети, но и взрослые люди. К примеру, при переезде в чужой город или смене работы мы тоже можем бояться оказаться в компании, где плохо воспринимают «новеньких». Что уж тогда говорить о ребенке, от которого требуют не только идти в такую компанию, но еще и постараться подружиться с ровесниками.

То, насколько быстро ваш школьник свыкнется с новым окружением, в основном зависит от его характера. Так дети, которые легко идут на контакт со сверстниками, с большей вероятностью заводят новых друзей. Смена школы для них вовсе не трагедия, потому как сам процесс завоевания доверия и общения приносит им удовольствие. Адаптация ребенка в новой школе будет протекать сложнее, если он отличается повышенной тревожностью и чрезмерной эмоциональностью. Если такое случается, как же помочь дочери или сыну справиться с неизбежным напряжением, которое появляется при смене коллектива? Именно об этом пойдет речь в данной статье.

Каким детям особенно нужна помощь при переводе в другую школу?

Существуют определенные категории детей, для которых смена учебного заведения может быть далеко не простым делом. Зачастую трудности подобного характера могут возникнуть:

  • У малообщительного и робкого ребенка, по натуре интроверта, которому сложно находить общий язык с чужими людьми.
  • У малыша с ограниченными возможностями.
  • У ребенка с определенными проблемами со здоровьем, к примеру, с астигматизмом (косоглазие) или заиканием.
  • У очень возбудимого, гиперактивного малыша, который в новой для себя обстановке может перенести нервный срыв.
  • У ребенка, который сильно отличается по внешним показателям от других детей, к примеру, цветом кожи.

Перевести ребенка в другую школу непросто и, конечно, это - серьезная проблема, полностью и мгновенно решить которую не возможно. Однако, учтя некоторые обстоятельства и предприняв определенные меры, можно существенно смягчить этот «удар» по психике малыша и помочь ему поскорее адаптироваться в новом коллективе. Особенно важно процесс смены школы не пускать на самотек, к тому же если ваше чадо среднего и младшего школьного возраста. Как раз именно в этих классах родители могут и должны предпринимать активные действия.

В чем может быть трудность при переводе ребенка в другую школу?

Естественно, проучившись несколько лет в одной школе, дети к ней привыкают. И переход в другое учебное заведение сопряжен с рядом проблем. Каждому родителю следует обратить на это внимание. У вашего школьника сразу появляется множество вопросов: "Понравится ли мне учитель?", "Как меня примут?", "Как подружиться с одноклассниками, если они уже знакомы друг с другом?". Ясное дело, что ребенок какое-то время будет сравнивать новую школу со старой. Поэтому от взрослых требуется помощь в создании благоприятных условий для адаптации ребенка в новой школе.

Иногда случается так, что уровень подготовки в новой школе гораздо выше того, который был в старом учебном заведении. Получается, что ребенок ни по уровню знаний, ни психологически не готов приступить к учебному процессу. Чтобы избежать таких ситуаций, можно предварительно договориться с учителем о подготовке ответа или доклада по конкретному вопросу. Попытайтесь вместе с педагогом создать успешную ситуацию. Привыкание ребенка в новой школе может затянуться потому, что неправильное распределение сил и несобранность мешают ему учиться и со временем даже могут стать постоянным явлением.

Адаптация ребенка в новой школе - что делать родителям?

Существует несколько эффективных советов, следуя которым можно избежать множества проблем меняя учебное заведение. Итак:

  • Не избегайте темы перехода в новую школу. Очень важно этот момент обговорить в семье. Расскажите ребенку обо всех плюсах другой школы, нового коллектива, заинтересуйте его, покажите возможные перспективы.
  • Смените школу после каникул. Детские педагоги и психологи утверждают, что в этот период времени ребенок в новой школе будет чувствовать себя лучше всего, так как после каникул приспосабливаться к новому ритму обучения приходится всем ученикам. Это самый подходящий момент чтобы ваш ребенок не сильно выделялся на фоне окружающих.
  • Посетите предварительно новую школу. Будет замечательно, если вы вместе со своим малышом придете посмотреть класс, познакомитесь с педагогами и, возможно, представите его будущим одноклассникам.
  • Заверьте ребенка в поддержке. Покажите своему чаду, что вы не переживаете из-за смены коллектива, однако не потому, что вам безразлично, а потому что вы целиком уверены в его успехе.
  • Помогите школьнику планировать день. Если режим дня не будет соблюдаться, а ребенок в новой школе будет вялый и сонный, то на уроках он не сможет принимать активное участие. Не поспевая за общим темпом класса, он будет терять уверенность в своих способностях и силах.
  • Интересуйтесь школьной жизнью: проверяйте тетради, заглядывайте в дневник, посещайте родительские собрания. Однако ни в коем случае не завышайте требований к ребенку, а в случае каких-то неудач подбадривайте его. Старайтесь поощрять за достижения и успехи, даже если они кажутся вам незначительными.
  • Не забывайте о старых друзьях. Если это возможно, то пусть ваш малыш чаще созванивается с бывшими одноклассниками и приглашает их в гости.

Ребенок в новой школе будет ощущать себя комфортнее, если останется самим собой, постарается вести себя как можно более естественно, и не будет комплексовать перед сверстниками. Поэтому родителям необходимо успокоить его, посоветовать найти родственную душу по увлечениям или просто сдружиться с соседом по парте.

Переезд. За этим словом – немалое количество хлопот. Начиная от бытовых – вещи собрать, жилье найти, маршруты в новом городе отстроить. И заканчивая куда более важными вещами: привыкнуть к новой атмосфере, новым людям, новому коллективу. И все то же самое ждет вашего ребенка. Но только для него все это еще серьезнее. Ведь его школьные друзья – люди, с которыми он провел большую часть своей жизни.

…Когда я переезжала на другой конец Земли, моя голова просто распухала от мыслей: как же примут меня эти новые, совершенно незнакомые люди. Ведь от этого зависит, приживусь ли я в этом городе. Но еще больше я переживала, как через все это пройдет моя 16-летняя девица Александра. У нее-то и коллектив побольше, и дети – существа куда как более жестокие, чем взрослые.

Но отступать некуда – позади… Нет, не Москва, конечно. Но десять тысяч километров до родного Владивостока.

Теперь все это пройденный этап. И мы вместе с девицей Александрой готовы рассказать, как облегчить жизнь себе и ребенку, если вам светит новая школа.

Мама Наташа: Ребенок залипает во ВКонтакте? Так это же прекрасно! Тут главное – направить социальную активность чадушки в нужное русло. Ведь со школой вы уже определились? Значит, дело за малым – отыскать сообщество школы в сети, вступить в него, и заочно перезнакомиться с местными обитателями. А там, глядишь, девиртуализация пройдет легче.

Девица Александра: Общение в сети – это, конечно, не то же самое. Но можно издалека определить, какую музыку в классе предпочитают, сплетни местные почитать тоже полезно. И еще очень важно знать, на каком языке говорят твои будущие друзья.

Мама Наташа: Это был очень сложный момент. Несколько месяцев я не могла решить, переводить ли в разгар года, или дождаться его окончания и явиться в новый класс 1 сентября. В итоге решила сорвать ребенка с места прямо сейчас. И ни разу об этом не пожалела. Саша со всеми перезнакомилась, летом продолжила с некоторыми ребятами общаться, в итоге 1 сентября пришла в школу уже как своя.

Девица Александра: А еще – переводите лучше или до шестого класса, или уже после девятого. В начальной школе на новичков мало внимания обращают, в старших классах уже вдумчиво рассматривают. В средних – это сплошное буйство гормонов, которое нужно куда-то выплескивать. Очень просто растеряться, не справиться с напором «старичков» и вылететь в аутсайдеры класса. Выбраться из «низшей касты» (в любом классе есть иерархия, причем жесткая) будет ой как непросто.

Мама Наташа: Знакомиться с директором и классным руководителем вы придете, конечно, вместе. И тут важно не «перекудахтать». Дайте дитятке самому рассказать о себе. И навыки самопрезентации разовьет, и преподаватель сможет составить адекватное мнение о вашем ребенке.

Девица Александра: В моей первой школе учили говорить. Так что это я умела. И это оказалось моим козырем. В новой школе больше внимания уделяли математике, чем искусству гладкой речи. Это неплохо, конечно, но для меня это оказалось возможностью занять свою нишу, удивить учителей, привлечь внимание одноклассников.

Мама Наташа: Ужасно хотелось сразу, после первого же дня в школе, начать бегать вокруг, заглядывать в глаза, хватать за руки и спрашивать, спрашивать – как же он прошел, этот первый день? На самом деле это «Успокой меня, скажи, что все в порядке», просто в другой форме. Зная своего ребенка, я взяла себя в руки и создала «пространство тишины». Каждому нужно время, чтобы осознать случившееся, обдумать. Потом свои впечатления малыш выскажет сам. Вы только продемонстрируйте ему свою готовность выслушать в любой момент.

Девица Александра: Мне дня три понадобилось, чтобы переварить первые впечатления. И только потом я была готова ими делиться. И здорово, что мама на меня не давила. Она знает, что пока я не «дозрею», вытаскивать из меня откровения бесполезно. Отделаюсь общими фразами.

Подросток грубит и не подчиняется? Виноваты родители

  • Подробнее

Мама Наташа: Моя вечная религия – пусть в доме будут друзья. Не важно, в каком количестве, и пусть даже мне придется все выходные провести вне дома. Ну или лишний раз дать денег на кафе, чтобы Саша могла посидеть там с друзьями. Если есть возможность добыть билеты на концерт, спортивный матч, в кино или на фестиваль – с удовольствием пожертвую девице, чтоб могла кого-то пригласить с собой. Общие интересы и совместный досуг работают в качестве скреп просто отлично.

Девица Александра: Мои одноклассники любят мою маму. Это ж круто.

ОДНОЙ СТРОКОЙ

Маленькие советы от Саши родителям:

  • Ищите плюсы. Только приводите их не в лоб, а ненавязчиво. Типа, «друзей новых заведешь». Или «отсюда в Финляндию ближе, тебе ж там климат подходит». Это работает, даже если человек в ответ гримасу кривит.
  • Устраивайте маленькие праздники. В кафе, например, сходите лишний раз. Или на американские горки можно влезть – хорошо отвлекает и чистит распухшую голову от кучи мыслей.
  • Если расспрашиваете – расспрашивайте на уровне сплетен. Допустим: «Ну что, нормальные-то люди в классе есть»?
  • Прививайте мысль, что здоровое нахальство – это хорошо . Без навыка первым подходить, знакомиться, заводить беседу далеко не уедешь.
  • Не переживайте слишком сильно . Когда я вижу, что мама волнуется, начинаю сама нервничать. Хотя вроде и не из-за чего и все в порядке.

Вы перевели ребенка в новую школу и переживаете за его психическое состояние во время адаптации к новому коллективу – 10 простых правил помогут школьнику быстрее адаптироваться.

Правило №1 – Подготовка

Прежде, чем идти в новую школу, узнайте, в каком классе вы будете учиться, и найдите будущих одноклассников в соцсетях. Общение поможет узнать их интересы и найти общие точки пересечения. Вы сможете определиться, с кем сможете быстро завести дружбу, а к кому нужен особый подход. Виртуальное общение проходит легче, чем реальное, поэтому даже если вы застенчивый и малообщительный человек – это не помешает вам найти новых друзей и заочно познакомиться с большинством будущих одноклассников.

Адаптация ребенка доподросткового возраста в новой школе пройдет быстрее, если родители заранее познакомятся с классным руководителем и расскажут ему о ребенке. Учитель сможет подготовить класс к приходу нового ученика, назначит подходящих ребят для шефства над новичком, учитывая его интересы и черты характера.

Правило №2 – Естественность

Будьте собой и не тратьте время на показную дружбу. Отдавайте предпочтение общению с людьми, которые вам интересны и с которыми вам легко. Не старайтесь выглядеть лучше, чем вы есть. Все люди имеют недостатки, которые вы можете принять или не принять.

Правило №3 – Постоянство

Не рвите контакт с бывшими одноклассниками. Вы провели с ними много времени, хорошо их знаете, а они знают вас. Это те люди, которые поддержат вас в трудные дни адаптации в новой школе. Вам будет легче привыкать к новой обстановке, если вы расскажете старым друзьям об отличиях от старой школы.

Правило №4 – Новая жизнь

Переход в новую школу дает вам возможность начать жизнь с чистого листа. Вы можете перечеркнуть старые недостатки и вести себя по-новому. Никто не знает, какими вы были в старой школе – это возможность стать лучше и избавиться от комплексов.

Правило №7 – Обращение к одноклассникам

Запомните имена ребят и обращайтесь к ним по имени. Такое обращение располагает к себе и настраивает на дружеский лад.

В младших классах для быстрого запоминания имен, дети носят бейджи с именами на форме. При поступлении нового ученика, учитель просит детей называть свое имя при общении с ним, чтобы он быстрее всех запомнил.

Правило №8 – Поспешные выводы

Не спешите делать выводы про одноклассников. Они могут стараться выглядеть лучше, чем являются на самом деле, чтобы заинтересовать вас. Дайте им время проявить себя, наблюдайте со стороны и молча делайте выводы. Самой сложной считается первая неделя в новой школе.

Правило №9 – Личное достоинство

Не позволяйте себя унижать. В каждом классе есть неформальный лидер, который наверняка будет проверять вас «на прочность». Не поддавайтесь на провокации и не теряйте чувство личного достоинства. Постарайтесь быть независимым в суждениях, иметь личное мнение и не принимать навязанные мысли или поступки, которые вам не нравятся.

Правило №10 – Отсутствие страха

Не бойтесь перемен. Любые перемены – опыт. Новая школа даст вам новых друзей, новое понимание себя, стратегию поведения в новом коллективе, которая пригодится вам во взрослой жизни.

Адаптация подростка в новой школе происходит сложнее, чем ученика младших или средних классов. Психика ребенка подросткового ребенка пребывает в процессе трансформации. Этот сложный период перехода из детства в юность, сопровождаемый нестабильностью гормонального фона, провоцирует возникновение ряда комплексов и недовольство собой, особенно у девочек. В этот период важно мнение окружающих. Остро воспринимается критика и неприятие коллективом.

В жизни многих семей нередко случаются ситуации, когда приходится менять место жительства. Люди могут перемещаться внутри города или страны, а также выезжать на постоянное место жительства за границу. Переезд всегда представляет собой стресс и для взрослых, и для детей, причём последние больше подвержены ему. Если в семье есть ребёнок школьного возраста, с переездом ему необходимо будет сменить место обучения. Родители должны знать, как обезопасить ребёнка от эмоционального перенапряжения, связанного с переходом в другую школу.

Жизнь с нуля

В обществе сложился стереотип, согласно которому дети, в силу своего возраста, легко приспосабливаются к переменам в жизни. Такое мнение ошибочное, ведь в данном случае всё зависит от характера ребёнка и уровня его социализации. Переход в другую школу это, прежде всего знакомство с большим количеством новых людей: учеников и преподавателей. Ребёнку предстоит влиться в коллектив, который уже давно был сформирован и в котором существуют свои порядки, правила и лидеры. Новый ученик всегда становится объектом всеобщего внимания и не каждый ребёнок сможет комфортно пережить такой момент. Не нужно требовать от чада уверенности в себе и отсутствия страха перед незнакомыми людьми, ведь многие взрослые тоже неловко и скованно себя чувствуют перед предстоящим знакомством с новыми коллегами и начальством.


советы психолога

Детские психологи могут дать родителям детей несколько советов, которые помогают легко адаптироваться к новой школе. При возможности смену школы или класса лучше перенести на самое начало учебного года. Первое сентября всегда означает перемены в школьной жизни и для давно сформированного коллектива, и для нового ученика. К тому же приход «новенького» в школьный коллектив в начале учебного года является распространённым явлением.

Совет

Накануне окончательного перехода в школу ученик вместе с родителями должен наведаться в новое учебное заведение, чтобы прочувствовать саму обстановку и познакомиться с преподавателями.

Тема смены школы должна обсуждаться в семье. Если у ребёнка есть вопросы и сомнения, их обязательно нужно обсудить. Переход в новую школу не означает прекращения дружбы с одноклассниками из предыдущего учебного заведения. Если ребёнок желает поддерживать контакт с приятелями, это нужно поощрять. Но если школа была сменена из-за напряжённых отношений ребёнка с одноклассниками, переход в новую школу должен восприниматься, как уникальный шанс найти новых друзей.

Если у чада были проблемы с некоторыми дисциплинами, родители должны предупредить об этом педагогов, которые будут их преподавать в новой школе. Это убережёт ребёнка от ситуации, когда учитель в качестве проверки знаний даст ему очень сложное задание, с которым он точно не сможет справиться. Если чаду в первый же день в новой школе придётся продемонстрировать свои слабые стороны, это точно не прибавит ему уверенности и решительности.

Поддержка родителей

Родители сами должны демонстрировать уверенность в том, что у ребёнка всё будет хорошо в новой школе. Если они показывают страх и сомнение, их настроение передастся чаду.
Нередко бывает так, что старшеклассники после многих лет обучения вынуждены по тем или иным причинам перейти в другое учебное заведение. Подростки сложнее переносят адаптацию, а давно сформированный коллектив обычно неохотно принимает «новенького». Однако если новый ученик будет вести себя естественно, и не будет стремиться изо всех сил понравиться одноклассникам, он гарантированно получит доброжелательное отношение со стороны новых приятелей. К тому же переход в новую школу станет для старшеклассника примером ситуации, с которой он столкнётся при поступлении в колледж или университет.


Ребёнку необходимо объяснить, что в новом коллективе нужно вести себя скромно и не пытаться сразу же получить статус самого умного ученика в классе. Обычно такое поведение демонстрируют дети, которые привыкли быть лидерами в предыдущем классе или любимчиками всех учителей. Ребёнок должен понять, что в новом коллективе необходимо заново проявлять себя, причём делать это нужно постепенно, чтобы не прослыть занудой и выскочкой. Если ребёнок действительно талантливый, это проявиться само собой.

Проблемы с коллективом

Нередко бывает так, что нового ученика без видимых на то причин негативно восприняли в новом коллективе. Однако это не значит, что школу опять нужно менять, иначе ребёнок будет всё время решать свои проблемы в обществе путём отрицания и бегства. Если чадо испытывает трудности в общении с новыми приятелями, необходимо обсудить с ним эту тему и продемонстрировать свою поддержку. Нужно отказаться от идеи визита в класс с целью организации разборок. Такой подход к решению проблемы приведёт к эскалации напряжения.


Задача родителей состоит в том, чтобы выяснить причину конфликта и совместно с ребёнком разработать способы её устранения. Нередко виновником конфликта бывает сам ребёнок и если это произошло, нужно деликатно рассказать чаду, в чём оно неправо. Возможно, придётся заручиться поддержкой классного руководителя в налаживании отношений нового ученика с одноклассниками.

Вывод:

Если ребёнок испытывает психологический дискомфорт из-за негативных отношений в новом коллективе, нужно постараться переключить его внимание на другие аспекты: учёбу, занятия в кружках, общение с внешкольными приятелями. Зачастую со временем многие конфликты в классе решаются со временем сами по себе, и в данных случаях всё зависит от поведения ребёнка и его отношения к ситуации.

С проблемой перехода в другую школу и другой класс дети сталкиваются часто. Как же помочь ребенку справиться с напряжением, которое возникает при смене коллектива?

Согласитесь, идти в новый коллектив всегда боязно. Неуверенность проявляют не только малыши, но и даже взрослые люди. При смене работы или глобальном переезде в другой город/страну, согласно статистике, больше всего боятся попасть в компанию, где не слишком хорошо принимают «чужаков». Что говорить о ребенке, который должен не только идти в новую компанию, но и пытаться подружиться с ровесниками-подростками, которые при уже сложившемся коллективе и давно сформированных приятельских группах часто настроены настороженно по отношению к новичку. Поддержка родителей и друзей в такое время крайне нужна ребенку. Важно так же правильно настроить школьника, рассказать, как лучше вести себя, чтобы подружиться с новыми одноклассниками.

То насколько легко ваш ребенок вольется в новый для него коллектив во многом зависит от характера, коммуникативных навыков. Дети, быстро идущие на контакт, с большей вероятностью без проблем находят новых друзей, сам процесс знакомства, завоевание доверия, узнавания может приносить им большое удовольствие. Дети же с повышенной тревожностью и мнительностью, скорее всего, будут долго привыкать к новым одноклассникам. Здесь очень легко провести параллели и аналогии с нашей взрослой жизнью. Также более чем очевидно, что удачный опыт по адаптации в детстве повлияет на ребенка и в дальнейшем.

Педагоги и детские психологи обращают внимание родителей на то, что смена школы или класса должна происходить после каникул, когда всем детям приходится несколько адаптироваться к школьному ритму . Самому чаду будет проще привыкнуть к изменениям, свыкнуться с мыслью, что придется идти в новый класс и заново влиться в учебный процесс.

Вы лучше подготовите ребенка к переходу, если предварительно вместе приедете в школу, познакомитесь с учителями, покажете класс. Обратите особое внимание на то, как принято одеваться в новой школе. Не затягивайте с приобритением модной школьной формы 2017 в соответствии с той одеждой, которую носят другие ученики.

Тема «переход в новую школу» должна обсуждаться в вашей семье ! Нельзя избегать ее, замалчивать или относиться к этому как к чему-то обыденному. Рассказывайте сыну или дочери о плюсах перехода на новое место учебы, заинтересуйте его или ее, покажите перспективы. Постарайтесь прислушаться и к детскому мнению.

По возможности, приглашайте чаще в гости старых друзей, из предыдущего класса ребенка. Если чадо уже влилось в новый коллектив, зовите в гости и новых приятелей, слияние двух компаний – прежней и только что сформировавшейся также будет естественным и закрепительным процессом.

Научите ребенка постоять за себя и пропускать мимо ушей подколы одноклассников, которые зачастую испытывают на себе новички. Очень важно показать, что сами вы практически не волнуетесь по поводу адаптации, но не потому, что вам все равно, а потому что вы уверены в нем и в его успехе .

Поговорите предварительно с педагогическим составом и расскажите о трудностях, которые могут возникнуть у вашего ребенка, о его чертах характера, слабостях и сильных сторонах в учебе.

Если, например, класс ежемесячно посещает выставки или кинотеатры, дети собираются во время школьных каникул – давайте возможность ребенку участвовать в этих мероприятиях, так как именно в это неучебное время дети больше раскрепощаются и между ними завязываются дружеские отношения.