Здоровьесберегающие технологии в образовании презентация. Презентация «Современные здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ. Подготовила: учитель начальных классов Соколова Н.Е

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Новоселова Галина Николаевна

С. Старая Рудка

2015 г.


« Кто не ценит собственного здоровья, тот меньше заботится и о других людях».

В.М. Шепель


Введение

  • Теоретическое обоснование проблемы развития здоровьесберегающих технологий.
  • Методические основы развития здоровьесберегающих технологий.
  • Методическая система формирования здоровьесберегающих технологий для младших школьников.

Заключение

Литература


  • обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

  • Показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности.

  • Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
  • Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

  • Принцип «Не навреди!»
  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип доступности и индивидуализации
  • Принцип всестороннего и гармоничного развития личности
  • Системного чередования нагрузок и отдыха
  • Возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
  • Соблюдение гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.

  • Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения)
  • Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги)
  • Стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.)
  • Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам)



ИГРА «СВЕТОФОР»:

Учитель поочередно показывает сигналы светофора, на красный свет все стоят, на желтый садятся, на зеленый шагают на месте (участвуют все члены команд, кто ошибается, выбывает из игры, побеждает та команда, чей участник останется).

Думаю, вы поняли, что нужно слушаться без спора

Указаний светофора.

Нужно правила движенья выполнять без возраженья.

Различать ты должен ясно цвет зеленый, желтый, красный!


Гимнастика для глаз

1. Часто-часто поморгай,

После глазки закрывай,

Сосчитай так до пяти

И сначала всё начни!

2. Руку держим пред собой,

Не мотая головой,

Пальцем водим вверх и вниз,

Вправо-влево и – следим!



Психологический настрой на урок

Отбросим в сторону переживания и неудачи.

Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,

И на уроке этом мы опять

Все поработаем на пять.


Релаксация « Тихое озеро»

« Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня »



  • Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру. Отсюда, социальная активность проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для учащегося, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику.

Игра « Четыре стихии»

Играющие выстраиваются в одну линию. Водящий становится перед ними с мячом в руках на расстоянии 5-6 шагов.

Как вы знаете четыре стихии – это вода, воздух, земля, огонь. В воде живут рыбы, в воздухе- птицы, на земле- звери, в огне жить невозможно. Тому, кому, бросают мяч со словами одной из стихий должен поймать его и сразу бросая обратно ведущему назвать животное, которое живёт в этой стихии, Если вы ответили правильно, сделайте шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым станет на одну линию с водящим.


Педагогика сотрудничества

Добрый день! – зверям и птицам. Добрый день! – весёлым лицам. Добрый день! – гостям и детям. Добрый день! – всему на свете.

Теперь вы скажите друг другу добрые слова, которые начинаются со звука « В ». (Вежливый, внимательный, весёлый, воспитанный, великодушный.)


  • Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Упражнение «Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

  • Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?
  • Есть ли в поле светлячки?
  • Есть ли в море рыбки?
  • Есть ли крылья у теленка?
  • Есть ли клюв у поросенка?
  • Есть ли гребень у горы?
  • Есть ли двери у норы?
  • Есть ли хвост у петуха?
  • Есть ли ключ у скрипки?
  • Есть ли рифма у стиха?
  • Есть ли в нем ошибки?


  • Элементы движений Физические упражнения Танцевальные упражнения Физкультминутки и подвижные перемены Эмоциональные разрядки и «минутки покоя» Гимнастика Лечебная физкультура Подвижные игры Массаж, самомассаж Психогимнастика
  • Элементы движений
  • Физические упражнения
  • Танцевальные упражнения
  • Физкультминутки и подвижные перемены
  • Эмоциональные разрядки и «минутки покоя»
  • Гимнастика
  • Лечебная физкультура
  • Подвижные игры
  • Массаж, самомассаж
  • Психогимнастика

  • упражнения по формированию осанки,
  • укреплению зрения,
  • укрепления мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • упражнения на ковре,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • массаж области груди, лица, рук, ног,
  • психогимнастика,
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

  • Водные процедуры
  • Фитотерапия
  • Ароматерапия
  • Витаминотерапия

  • Выполнение санитарно-гигиенических требований
  • Личная и общественная гигиена (чистота тела. Чистота мест занятий, воздуха и т.д.)
  • Проветривание и влажная уборка помещений
  • Соблюдение общего режима дня
  • Обучение детей элементарным приемам ЗОЖ

Литература

Аттестация учителей начальных классов. Методические рекомендации / Авт.-сост. Г.Ф. Суворова, О.В. Тараканова; Под общей редакцией Л.Я. Олиференко. – 3-е изд. – М.: Айрис-прес, 2005. – 80 с.- (Аттестация работников образования).

Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 384с.: ил.

Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.- 208 с.- (Мастерская учителя).

Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа.- М.:ВАКО, 2004.- 240 с. – (Мастерская учителя).

  • Аттестация учителей начальных классов. Методические рекомендации / Авт.-сост. Г.Ф. Суворова, О.В. Тараканова; Под общей редакцией Л.Я. Олиференко. – 3-е изд. – М.: Айрис-прес, 2005. – 80 с.- (Аттестация работников образования). Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 384с.: ил. Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.- 208 с.- (Мастерская учителя). Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа.- М.:ВАКО, 2004.- 240 с. – (Мастерская учителя).

Литература

Глизерина Л.И. Крупицы опыта. Методическое пособие для учителей начальных классов. Редакция журнала «Марий Эл учитель» - Йошкар-Ола, 1996.

Ефимов В.Ф. Математика в сюжетах. Пособие дл учителей начальных классов// Серия «Школа для всех» - М.: Новая школа, 2002.-272 с.

Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007- 304с.- (Педагогика. Психология. Управление.).

Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007.- 93 с.

Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 288 с. – (Мастерская учителя).

  • Глизерина Л.И. Крупицы опыта. Методическое пособие для учителей начальных классов. Редакция журнала «Марий Эл учитель» - Йошкар-Ола, 1996. Ефимов В.Ф. Математика в сюжетах. Пособие дл учителей начальных классов// Серия «Школа для всех» - М.: Новая школа, 2002.-272 с. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007- 304с.- (Педагогика. Психология. Управление.). Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007.- 93 с. Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 288 с. – (Мастерская учителя).

Здоровьесберегающие технологии в школе

Подготовила: учитель начальных классов Соколова Н.Е.


Всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединились в его деятельности. (К. Д. Ушинский )

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».

В.А.Сухомлинский .



  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.


Здоровьесберегающее обучение

  • направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
  • опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации)
  • достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
  • приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.


  • Стретчинг
  • Витаминизация и аромотерапия
  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика для глаз- самокоррекция
  • Гимнастика дыхательная
  • Гимнастика бодрящая
  • Организация работы в режиме смены позы

  • Физкультурные занятия
  • Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
  • Занятия из серии «Здоровье»-Валеология
  • Самомассаж


Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – рациональная

организация урока .

Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

в школе;

Занятия активно-двигательного характера : динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.


Релаксация

Релаксация - это расслабление после напряженной умственной дея-тельности.

Цель её - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вы-звать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала.

Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, шутки, пение, танцы.


динамические паузы непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений,

чтобы снять усталость.

Достаточно всего 3-4 упражнений,

чтобы снять усталость.


Требования к проведению физкультминуток

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
  • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.



Литература

  • 1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005 г.
  • 2.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
  • 3. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г.
  • 4. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.
  • http://www.openclass.ru/io/9/kostenko Костенко Л.В. «Здоровье сберегающие технологии в школе».
  • http://www.za-partoi.ru/

1. Понятие о педагогических технологиях. 2. Предпосылки возникновения здоровьесберегающих технологий. 2.1.Состояние здоровья современных детей и подростков. 2.2.Факторы, влияющие на здоровье детей школьного возраста. 2.3.Теоретические предпосылки возникновения здоровьесберегающей педагогики. 3. Сущность, закономерности и принципы здоровьесберегающей педагогики. 3.1.Сущность здоровьесберегающей педагогики. 3.2. Закономерности здоровьесберегающей педагогики. 3.3. Принципы здоровьесберегающей педагогики. 4. Урок с точки зрения его влияния на здоровье детей. 5. Условия, необходимые для реализации образовательным учреждением функции сохранения и укрепления здоровья учащихся. 6. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. 6.1. Виды здоровьесберегающих технологий. 6.2. Формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды. 7. Особенности применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной школе.

Cлайд 1

Cлайд 2

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия. Современная школа и состояние здоровья школьников.

Cлайд 3

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции: значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их осталось не более 10 – 12%); стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50 – 60 % школьников; резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% школьников 5 и более диагнозов).

Cлайд 4

Статистические данные о здоровье учеников школы №164 (из отчета мед.кабинета за 2007 г.)

Cлайд 5

К важнейшим причинам неблагополучия здоровья учащихся относятся: стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся; недостаток физической активности учащихся; перегруженность учебных программ; невозможность реализовать индивидуальный подход к учащимся; несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса; неправильная организация питания учащихся в школе; недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов; низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.

Cлайд 6

Проблемам, связанным со здоровьем учащихся, соответствуют задачи в этой области, стоящие перед школой: снятие учебных перегрузок, приводящих их к состоянию переутомления; организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии; организация правильного питания школьников во время их пребывания в школе; профилактика школьных болезней; охрана и укрепление психологического здоровья учащихся (предупреждение стрессов, распространения вредных привычек, зависимостей и т.д.)

Cлайд 7

Здоровьесберегающие образовательные технологии – то, что делают педагоги, медики, и другие специалисты школы для защиты здоровья учащихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом. Здоровьесберегающая педагогика – педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья. Здоровьесберегающее пространство школы – это территория грамотной, комплексной и неустанной заботы каждого о своём здоровье и о здоровье другого.

Cлайд 8

Здоровьесберегающие технологии предполагают консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение формирование и укрепление здоровья учащихся.

Cлайд 9

Принципы здоровьесберегающей педагогики: принцип ненанесения вреда. принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся; принцип триединого представления о здоровье; принцип непрерывности и преемственности; принцип индивидуального подхода к учащимся; принцип соответствия содержания обучения возрастным особенностям учащихся; комплексный междисциплинарный подход; принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих воздействий; приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными; приоритет активных методов обучения; принцип охранительной и тренирующей стратегии; принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье; принцип отсроченного результата; принцип контроля за результатами;

Cлайд 10

Приоритет здоровья ШКОЛА, работающая по принципам здоровьесберегающей педагогики Диагностика и мониторинг здоровья и здоровье- сберегающей работы школы Учебно- воспитательные технологии Организационно- педагогические технологии Психолого- педагогические технологии Здоровьесберегающие образовательные технологии Обратная связь Обратная связь Лечебно- образовательные технологии Социально- адаптирующие технологии Сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся

Cлайд 11

Возможные пути решения проблемы организации физической активности учащихся и профилактики гиподинамии: увеличение количества уроков физкультуры; изменение содержания уроков физкультуры, превращая их в «тропинки здоровья»; использование на уроках физкультминуток и проведение подвижных перемен; проведение занятий для детей с ограничениями по здоровью. обучение учителей-предметников технологиям, способствующим снятию у школьников мышечных зажимов и уменьшающим гиподинамию; предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале, бассейне и на спортплощадках школы во внеурочное время.

Cлайд 12

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся. К физкультурно-оздоровительным технологиям относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового тренированного человека от физически слабого.

Cлайд 13

Организация физической активности учащихся и профилактика гиподинамии в нашей школе имеет систему: Уроки физкультуры. Физкультминутки на уроках. Занятия в секциях ОДОД (баскетбол, волейбол, тхэквандо) Занятия в бассейне. Спортивные праздники. Спортивные соревнования Участие в городских и районных соревнованиях. Занятия одарённых детей в спортивных школах и клубах района.

Cлайд 14

Методология воспитания культуры здоровья школьников основана на: обеспечении их грамотности в вопросах здоровья, формировании мотивации на ведение здорового образа жизни, воспитании ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких.

Cлайд 15

Необходимый уровень грамотности в вопросах здоровья может быть достигнут путём интеграции вопросов здоровья в содержание большинства школьных программ (в первую очередь – ОБЖ, биологии, физкультуры).

Cлайд 16

Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.

Cлайд 17

Идеальная школа Школа, целенаправленно создающая здоровьесберегающее пространство (процесс бесконечный) Все радует глаз: лица школьников и учителей, охранников и работников столовой; внутреннее убранство школы и внешний вид учеников В школе настроение сотворчества и взаимоуважения Пришкольный участок – чистый, много цветов, хорошо оборудованные спортивные площадки О курящих на ступеньках школы здесь не может быть и речи. Утром вас встречает улыбкой администрация школы, но не для того, чтобы отследить опоздавших, а чтобы поприветствовать каждого входящего. Чистота в коридорах и классах Удивляет чистота и опрятность туалетов: зеркала, сушилки, туалетная бумага. Цветы создают экологический комфорт. Заметна грамотная работа дизайнера(правильный подбор цвета стен, минимум прямых углов и прямоугольных фигур, утомляющих зрение).

Cлайд 18

На стенах стенды, которые постоянно обновляются, а значит, читаются. В одном классе занимается 15-20 школьников. Помещения регулярно проветриваются, по графику. В классах кондиционеры, очищающие и увлажняющие воздух. Стекла чистые, почти не заметные. Когда включены светильники (все работают) нет никакого жужжания. Мебели много, но она складная, поэтому свободного пространства достаточно. Интерьер каждого класса индивидуален, но в каждом есть шведская стенка, широкая доска, рейки с крючками для развешивания схем, плакатов, таблиц. На потолке и в передних углах класса размещены рисунки-траектории для гимнастики глаз Телевизор и видеоплеер находятся в рабочем состоянии (экран не запылился). В одном из углов – музыкальный центр. Во всех кабинетах – компьютер. Гордость учителей – система для свето-цветовой оркестровки урока. Часть урока требует особой освещенности передней части класса, где находится учитель. В это время снижение освещенности остальной части класса позволяет учащимся лучше перестроиться в режим слушания и внимания на доску. И наоборот, когда класс выполняет задание освещенность передней части снижается.Эти переключения способствуют лучшему переключению учащихся с одного режима работы на другой.

Cлайд 19

Во время урока проводятся физкультминутки. Если дети перевозбуждены, то учитель профессионально проводит короткий сеанс успокоения и отдыха. Улыбки в этой школе приветствуются и на уроках и во взаимоотношениях между всеми, находящимися под ее крышей. Столовая напоминает ресторан: чисто, уютно, красиво, оригинальный интерьер, тихая музыка, на столах – салфетки, йодированная соль. Но главное – ассортимент блюд соответствует принципам рационального питания. В школе используется питьевая вода. В спортзале на скамейке нет «освобожденных», они занимаются по отдельной программе. Зал оборудован всем необходимым для интересных уроков. В современно оборудованные медицинский кабинет дети почти не обращаются. Школа продолжает жить активно и творчески и после уроков. Проводятся факультативные занятия, работают кружки и секции.Идет подготовка нового стенда, снимается видеофильм, репетируется новая программа эстрадного ансамбля, идут занятия ритмикой. Не пустует психологический блок, в котором идут занятия самодиагностики и психологического тренинга, эмоциональной разгрузки. Эпицентр оживления активности – спортзал. Работает тренажерный зал и зал лечебной физкультуры. Школа проводит занятия по плаванию в бассейне.

Cлайд 20

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологи и , без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Здоровье сберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Цель здоровье сберегающей технологии :
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.

Задачи здоровье сберегающей технологии:
1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
  • подвижные и спортивные игры
  • контрастная дорожка, тренажеры
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия
  • бассейн
  • точечный массаж
  • спортивные развлечения, праздники
  • День здоровья
  • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
  • Технологии музыкального воздействия.
  • музыкотерапия
  • сказкотерапия
  • библиотерапия

4 . Технология коррекции поведения.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога — психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.
Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

Скачать презентацию

воспитатель МБДОУ №7 «василек»

г. Осинники Кемеровской области, Россия