Формирование социальной активности младших школьников на уроках. Развитие социальной активности школьника. Современная концепция модернизации общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на. Дайте характеристику учебной деятельн

Подвижность и изменчивость социума вызывают необходимость активного взаимодействия и преобразования личности.

Внедрение в систему образования Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения существенно изменило его цели и результаты.

Теперь целью образование становится личность учащегося способная к «самоопределению и самореализации», к мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и творческих сил, готовая к культурной коммуникации для обмена духовными ценностями, обладающая гражданской позицией, высоким уровнем социализации, системой ценностных отношений и ориентировок.

Впервые в системе современного образования появилось официально закреплённое понятие внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта . Под внеурочной деятельностью школьников понимаются все школьников (кроме на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Организация внеурочной деятельности предполагает развитие потенциал ребенка на новом уровне как активного субъекта, познающего мир, приобретающего опыт практической деятельности, предъявляются высокие требования к уровню социализации личности.

Для того чтобы организовать данный процесс образовательному учреждению необходимо перестроить свою деятельность. Внеурочная деятельность в школе должна представлять собой достаточно конкретную и целенаправленную систему и включать в себя следующие компоненты: традиционные внеклассные и общешкольные мероприятия, деятельность детских общественных организаций, работа кружков, факультативов, секций, клубов по интересам

    Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности, которое должно проявиться через его поведение, его образ жизни. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Работа с методическим конструктором и выделение трех уровней результатов позволит педагогу:

Разработать внеурочной деятельности с четким представлением о результатах;

    подбирать формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня; выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; оценивать качество программ внеурочной деятельности; оценивать качество программ внеурочной деятельности по достижению результатов, соответствие избранных форм предполагаемым результатам.

Внеурочная деятельность позволяет организовать реальное сотрудничество и сотворчество педагогов, учащихся и их родителей, формы её многообразны и широки. Родители младших школьников, как показывает опыт передовых школ, стремятся к продуктивному сотрудничеству с детьми и учителями в системе групповой массовой и индивидуальной внеурочной деятельности.

Внеурочная работа по направлению социальной деятельности обеспечивает выработку чувства ответственности и уверенности в своих силах, способствует социализации школьника, акцентирует внимание на ценностях семьи, родного дома, малой родины. При организации внеурочной деятельности в рамках социального направления необходимо обратить особое внимание на следующее:

    воспитание коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, честности, стойкости, потребности приносить пользу окружающим; формирование норм ; социальная активность, повышение уровня самоопределения ребенка; сформированность ответственного отношения к общему делу; патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе как составная часть многостороннего процесса формирования личности, воспитание любви к малой родине.

Анализ изученного материала по проблеме формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности позволил нам сделать следующие выводы.

Необходимым условием социализации личности является востребованность социумом. Особую роль здесь играет организация воспитательного процесса.

Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях. Активная социальная позиция наиболее проявляется в общественной деятельности учащихся.

Механизм формирования социальной активности заключается в следующем. Прежде всего, необходимы знания, представления о том или ином явлении. Например, воспитывая в учащихся социальную активную позицию по отношению к труду, педагог расширяет его знания о трудовой деятельности, ее роли в жизни общества, ее значимости. На основе полученных знаний у школьника складываются представления о необходимости участия в трудовой деятельности. Чтобы появилось осознанное стремление к участию в трудовой деятельности, необходимо возникновение отношения к труду, которое, в свою очередь, влечет за собой развитие социальных чувств. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность формируемого качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении.

Необходимым условием формирования социальной активности младшего школьника является развитие самостоятельности, стимулирование активности школьников. Активность обычно определяется как деятельное состояние субъекта. В этой связи иногда говорят, что применительно к деятельности понятие активности не имеет смысла, поскольку сама деятельность представляет собой проявление активности личности. Действительно, если школьник участвует в с желанием, деятельность и активность выступают в единстве. Если же работа выполняется не в силу внутреннего влечения, а только благодаря внешнему понуждению, она не может быть охарактеризована как активность личности.

Таким образом, цель педагогической деятельности учитель - создание такой образовательной среды, которая способствовала бы успешной социализации младших школьников, это обстоятельство обосновывает необходимость разработки программы внеурочной деятельности, направленную на формирование социальной активности и апробации её в условиях опытно-экспериментальной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Битинас, Б. Процесс воспитания. – М.: Просвещение. - 1994. Бондаревская, парадигма личностно ориентированного образования. / Педагогика 1997, № 4, с. 11-17. Белоусова, Т. Л., Бостанджиева, Н. И., Казачёнок, Н. В., Одинцова, В. П., Чозгиян, О. П., Шмелёва, - нарвственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей в двух частях.- М. Просвещение, 2011. Бондаревская, как возрождение человека культуры и нравственности / . Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 1991. 80 с. Григорьев, Д. В., Степанов, деятельность школьников, методический конструктор: пособие для учителя - М.:Просвещение, 2011.-223с. Зимняя, И. А., Бондаренко, Б. Н., Морозова, – проблема современного образования в России. – М., 1998.

«Прогимназия «Сообщество» Воспитательная система класса. Формирование социальной активности у младших школьников Учитель 4 класса «б» Михина Н.А.

"Важно не то, что активно производит субъект, а чем наполнена его активность" Н.Е.Щуркова

форма диалектической связи ребёнка с окружающей действительностью, в которой проявляется единство внутреннего и внешнего, форм самоутверждения и самореализации, степени его участия в социально ценных видах деятельности при овладении социальным опытом. Социальная активность младшего школьника-

Социально- экономические изменения. Происходящие в современном обществе, предъявляет высокие требования к уровню социализации личности. Взаимодействие ребёнка со сверстниками, взрослыми, социумом обозначается понятием «социализация». сверстники взрослые социум Социализация

Под социальным аспектом понимается потребность детей в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения, которые, в свою очередь, являются регулятором нравственных поступков. Способность к общению включает: -желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); -знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (« Я знаю»); -умение организовать общение (« Я умею»). Поэтому задача педагога- научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения.

Гипотеза: Формирование социальной активности младших школьников будет эффективным, если: Процесс формирования социальной активности строится на принципах: -включенности учащихся в реально социально-значимые отношения; -организации и функционирования развивающей среды, с учётом психосоциальных и личностных особенностей учащихся. Осуществляется поэтапное формирование отношения учащихся к себе как субъекту общественной деятельности, основанное на комплексной диагностике социальной активности. обогащается совместная деятельность младших школьников посредством постоянного усложнения всех её структурных компонентов, создания общественно ценного продукта, обеспечивающих повышение личностной значимости каждого учащегося, и возникновение атмосферы эмоционального принятия. Активизируются субъект- субъектные взаимодействия детей в ходе воспитательно- образовательного процесса, способствующие созданию социальной направленности общения младших школьников.

В исследованиях отечественных психологов К,А, Абульханова-Славской, Л.И. Анциферовой, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и других, ставших широко известными, в концепциях зарубежных учёных А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Берне и других выделен принцип саморазвития личности. Наиболее близкими к проблеме развития социальной активности школьников можно считать труды А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, которые подчёркивают, что что подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей и приобщение её к культуре. По многочисленным наблюдениям, особенностью младшего школьного возраста необходимо считать интенсивную социализацию детей как в школе, так и за её пределами. Этому посвящён ряд исследований, теоретические и практические аспекты проблемы социализации личности рассматривались в научных трудах Г.Л. Балла, И.А. Жданова, П.С. Кузнецова, Г.И. Царегородцева и других. Однако, проблема развития социальной активности младших школьников изучена недостаточно. В настоящее время имеет место ряд противоречий, обусловленных: современными требованиями к развитию социальной активности младших школьников и реально осуществляющейся социализацией младшего школьника в учебном процессе.

Цель: создать условия для формирования социальной активности у младших школьников.

Задачи: 1. Создать развивающую среду и ситуацию успешности с учетом индивидуальных особенностей ребенка. 2. Формировать умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми. 3.Вовлечь родителей в реализацию воспитательной системы 4.Развивать творческий потенционал каждого ребенка

Принципы Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый ребёнок должен быть самим собой, обрести свой образ. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности класса, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности класса. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Я-концепции личности учащегося стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений и самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация даёт успех обучения и воспитания ребёнка.

Базовые ценности, положенные в основу воспитательной системы Инициатива Ответственность Самостоятельность

Классный Руководитель Учитель физ-ры Учитель музыки Музыкальные сказки. Кружок Учитель Физ-ры Родители выбирают планируют, распределяют обязанности, Участвуют. Психолог тренинг для девочек Социальный Педагог «Веста» «Развитие творческих способностей» Ребёнок Выбирает Предлагает Планирует Организует участвует

Правила дружбы Помогай товарищу, если умеешь что-то делать – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги ему чем можешь. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Умей порадоваться успехам товарища. Умей спокойно принять помощь от ребят. Выполняй эти правила и общение с ребятами будет протекать без ссор и конфликтов

Самоуправление в классе Сектора (формируются по выбору детей) Организаторы (организуют дела в классе) Художники (оформление) Санитары (внешний вид детей, чистота класса) Библиотекари (следят за сохранность Учебников) Учебный (помогают отстающим) Физ-ра (зарядка) Помощники (помогают Учителю)

«МТС» «Мегафон» Командир класса « Шпильки» « Опа - на Звёздочки (создаются по симпатиям) Планируют Предлагают Выбирают партнёров Организуют Проводят Распределяют Роли автодиагностика

Виды деятельности, которые лежат в основе воспитательной системы Коллективно - творческая деятельность Проектная деятельность Самоуправление Традиции класса

Механизм реализации воспитательной системы (что делала) 1.Изучение детского коллектива. Сильные, слабые стороны, предпочтения. Класса Ребёнка Портрет класса Индивидуальные особенности Выявление воспитательных возможностей родителей

2. Совместное планирование классных дел. 3. Создание поля выбора. Ребёнок Родитель Учитель Поле выбора для ребёнка Поле выбора для родителей

Поле выбора для ребёнка Утренний, итоговый сборы Проектная деятельность Классные дела Традиционные дела класса «Веста» Детская библиотека Д. С. «Сибиряк» Взаимодействие Самоуправление

Поле выбора для родителей Родительские собрания Классные традиционные дела Школьные традиционные дела Проекты Благоустройство класса Родительский комитет КТД Походы, экскурсии Помощь учителю Помощь учителю

4. План совместных действий (совместная деятельность) Традиционные дела: Выезд на природу, в «Сказку»

Механизм включения детей и родителей в коллективно-творческую деятельность Стартовая беседа Что будем делать? Зачем? Для кого? С кем? Кто будет проводить? Коллективное планирование (работа в группах через игру «Ассоциации» Подготовительная работа -совет дела –(по желанию) выбор своего дела готовим свое дело отчет о готовности Проведение дела (каждый выполняет свою роль) Подведение итогов (отвечаем на вопросы, даем оценку себе своему делу Что будем делать дальше? (план действий)

Механизм включения детей в проектную деятельность Выбор темы проекта ПЕДАГОГ+ ребенок: - организует выбор темы проектов; - ранжирует темы проектов; - классифицирует вопросы по темам; - создает ситуацию «модели 3-х вопросов»: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнаю? Какой продукт получу? (3-4 кл.) - составляет планирование; - оформляют информационный стенд; РЕБЕНОК: - предлагает тему проекта, которая его интересует; - формулирует вопросы; Сбор сведений - организует выбор детьми тех или иных областей интересов внутри темы; - направляет деятельность детей на самостоятельный поиск информации; - собирает интересующие его сведения в виде записей, рисунков, поделок; - готовит сведения к использованию в проектах;

Реализация проектов - знакомит с проектами, которые позволяет выполнить изученная тема; - сам придумывает свой проект по теме, выбирает вид деятельности; Презентация проекта - создает условия для презентации; - включает родителей в презентацию проекта; - рассказывает о своей работе; - показывает то, что у него получилось, что не получилось; - делает вывод (на какой вопрос хотел получить ответ и что получил)

Механизм включения родителей в реализацию воспитательной системы класса Запрос родителей (каким хотим видеть свой класс) Совместное планирование (план совместных действий) Создание поля выбора (выбор своего дела) Правила взаимодействия Выполнение своего дела Анкетирование (что изменилось в жизни ребенка, жизни класса)

Вся работа строится на основе: - равенства всех участников, независимо от возраста; - добровольного участия; - чередования индивидуальной и коллективной работы; - выбора вида деятельности; - ответственности каждого за свой выбор; - самооценки каждым участником своей деятельности

Игра – анкета по созданию воспитательной системы класса «Жизнь на детском острове» Подумайте и опишите, как должен выглядеть остров, чтобы жить на нем было радостно, приятно и с пользой для человека. 2. Остров – это детское государство. Кто и как станет им управлять? Какие права и обязанности будут у жителей острова? 3. Назови, какие дела и обязанности, которые ты выполнял дома, продолжал бы выполнять с удовольствием на острове и от каких охотно отказался бы? 4. Если ты мальчик, то какую работу, на твой взгляд, должны выполнять девочки? А если ты девочка, то что, на твой взгляд, должны делать мальчики? 5.Твоя любимая игра, в которую ты чаще всего хотел бы играть на острове? 6.С собой на остров можно взять три вещи или три живых существа. Что или кого бы ты выбрал? 7.Назови свое самое сокровенное желание, которое могло бы осуществиться на детском острове? 8.В палатке на сколько человек ты бы предпочел жить? (Один, вдвоем, втроем и т.д.) Обоснуй свой выбор. Назови тех учащихся, которых ты пригласил бы. Учащиеся должны представить поездку на остров, где есть все для полноценной жизни: современная школа, кинотеатр, парк, стадион.

Анкета-опрос для родителей класса. 1.Что изменилось в школьной жизни, в жизни класса, в котором он учится, и во взаимодействии с классным руководителем? 2. Как Как часто и с какой целью Вы общаетесь с классным руководителем? 3.Кто является инициатором встреч? 4. Какое значение лично для Вас как для отца(матери) имеют эти встречи? 5. Хотите ли Вы(пойдёте ли, если понадобится) к классному руководителю за помощью и советом: -чтобы поговорить, как помочь ребёнку в учёбе? (да, нет) -чтобы посоветоваться, как ему наладить отношения с одноклассниками, сверстниками? (да, нет) -чтобы помочь наладить отношения с учителями? (да, нет) -чтобы поговорить о том, как улучшить свои отношения с ребёнком? (да, нет) 6. Подскажите, . Что Вы больше всего цените в жизнедеятельности класса, в котором учится Ваш ребёнок? 7. Что Вам не нравится? 8 пожалуйста, что необходимо изменить в классе, чтобы Вашему ребёнку и другим детям было комфортно? 9. Какую помощь Вы можете привнести (своим участием) в воспитательную работу с классом? (Допишите)

5. Диагностика. Результаты социальной активности ребенка

Автодиагностика (соц. проект.) Ф. И. Предложил Организовал Выбрал С кем? Отметка о выполнении Рустам Игра «крестики нолики» Илья, Юлиан. Слава + Илья Игра «Крестики- нолики» Юлиан, Слава, Рустам + Слава Игра «Крестики-нолики» Илья, Юлиан, рустам +


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Кутмарова А.В.,

Современный этап развития общества, характеризующийся глубокими социально-экономическими изменениями, ставит перед системой образования качественно новые задачи – реализацию личностно-ориентированного развивающего обучения, гуманизацию и дифференциацию воспитательно-образовательного процесса, направленных на формирование у подрастающего поколения качеств конкурентоспособной личности.

Активность личности – деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества ; имеет свои основные характеристики (целенаправленность, мотивация, осознанность, владения способами и приёмами действий, эмоциональность), а также наличие таких свойств как инициативность и ситуативность.

Проблема формирования социальной активности личности всегда была прямо или косвенно в центре внимания философов, педагогов, психологов и социологов. На это в свое время обращал особое внимание отечественный педагог А. С. Макаренко. Одна из основных задач, которую А. С. Макаренко ставил перед педагогами – «воспитание общественного долга в процессе общественно полезной деятельности».

Анализ психолого-педагогической литературы и исследований показал, что структура социальной активности остается мало разработанной, основное внимание уделяется развитию социальной активности подростков и старших школьников, и не затрагиваются вопросы формирования социальной активности в младшем школьном возрасте, как начальном этапе вхождения детей в новую систему отношений с действительностью. Обобщая научные подходы к трактовке понятия «социальная активность» она рассматривается как сложное общественное явление; как свойство личности; как состояние деятельности ;

В своей работе мы использовали классификацию А. П. Петрова , который в структуре социальной активности выделил 3 компонента, свойственные младшим школьникам:

Общественно-политический

Познавательный

Творческий

Для изучения уровня сформированности каждого компонента социальной активности младшего школьника нами были использованы следующие методики:

1. Методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И. Рожков), направленная на выявление уровня общественной активности учащихся.

2. Методика изучения познавательной активности младшего школьника (А.А. Горчинская), для оценки степени выраженности познавательной активности младшего школьника, была выбраны для изучения учебно-познавательной активности младших школьников.

3. диагностика «Творческий потенциал», использован для определения творческой активности учащихся.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали: контрольный класс из муниципального автономного образовательного учреждения лицея № 34 и экспериментальный класс из муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 73 «Лира» с углубленным изучением искусств г. Тюмени. Мы использовали третьи классы в 2010 году, для диагностики исследования исходя из того, что значительных отличий между ними по следующим параметрам обучения не выявлено:

1. Количество учащихся в классе: 3 «Б» класс (МАОУ Лицей №34) 25 учеников, из них девочек 12 человек, мальчиков 13, 3 класс (МАОУ СОШ №73) 24 ученика: 12 девочек и 12 мальчиков;

2. Обучение осуществляется по программе «Начальная школа XXI века»

3. Качественная успеваемость находится на одном уровне.

Отличительной особенностью между классами являлся метод проведения уроков окружающего мира (в экспериментальном классе мы использовали проектную деятельность).

Всего в исследовании приняли участие 49 учеников.

Наше исследование было проведено в три этапа:

1) предварительная диагностика уровня сформированности социальной активности (сентябрь – октябрь 2010 г.);

2) проведение специальной работы по формированию социальной активности младших школьников (ноябрь 2010 г. – ноябрь 2011 г.);

3) итоговая диагностика уровня развития социальной активности младших школьников (февраль – апрель 2012 г.).

Проведя диагностику сформированности уровней данных компонентов, мы выявили, что общий уровень социальной активности у учащихся экспериментальной группы общественно-политический компонент имеет низкий уровень, учебно-познавательный и творческий компоненты имеют средний уровень сформированности. Общий уровень социальной активности находится на среднем уровне. В контрольном классе все компоненты находятся на среднем уровне сформированности.

Данные показали средний уровень сформированности социальной активности у учащихся контрольной и экспериментальной групп. Обучение в начальной школе является первой ступенью в формировании качеств активной, самостоятельной, инициативной, ответственной, творческой личности, проявляющихся в социально ценных видах деятельности. Поэтому мы считаем необходимым формирование социальной активности у учеников начальной школы.

Мы предположили, что формирование социальной активности младших школьников будет эффективно, если в процессе учебной деятельности мы будем применять метод проектов.

Метод проектов – специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием учебной работы .

В групповой проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы :

1. этап. Погружение в проект.

Учитель сообщает тематику раздела, а учащиеся самостоятельно подбирают тему работы, так чтобы она соответствовала содержанию данного раздела. Оформление методического паспорта проекта (формулировка проблемы, которая будут разрешена в ходе выполнения проекта, гипотезы, требующая доказательства или опровержения) и составление листа планирования проходит в совместной деятельности учителя и учеников.

2 этап. Организационный.

Учащиеся самостоятельно распределяются по группам; определяют направления работы, формулируют задачи для каждой группы. Учитель помогает в указывании источников информации по каждому направлению.

Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

Теоретическое решение проблемы: учащимися самостоятельно осуществляется поиск необходимой информации, сбор данных (изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.), изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Переносят теоретические знания на практику (зависит от вида проекта).

Практическое решение проблемы проходит во взаимодействии с взрослыми (учителя, администрация школы, родители)

4 этап. Обработка и обсуждение результатов проекта (презентация).

На этом этапе учитель оказывает помощь учащимся в подготовке проект к презентации, помощь в составлении этапов выступления по данному проекту.

Школьники представляют свои учебные проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

Таким образом, основное преимущество метода проектов по сравнению со многими другими видами учебной деятельности состоит в том, что данная деятельность принимает характер самостоятельно найденной и принятой цели, т.е. цели, имеющей в силу этого значительную личностную ценность. Уроки окружающего мира представляют достаточное количество тем, учебного материала для применения метода проектов.

Мы исходили из предположения, что в рамках нашего исследования формирование социальной активности будет эффективным, если применять метод проектов именно на уроках окружающего мира.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть поставленную нами гипотезу мы провели комплекс работ с экспериментальной группой по формированию социальной активности:

Метод проектов применялся один раз в месяц; темы проектов соответствовали разделам курса окружающий мир: человек и общество (I четверть), человек и другие люди (II четверть), человек и мир природы (III четверть) и история родной страны(IV четверть).

Учащимися были разработаны следующие проекты:

I четверть

Быт Древней Руси. Продукт: презентация с подробным описанием жизни людей в Древней Руси, культуры и зодчества. Данная презентация использовалась другими учителями на уроках изобразительного искусства и окружающего мира.

Россия и её соседи. Результатом проекта стал урок-практикум в игровой форме, где каждая группа представляла сведения об изучаемой стране.

Правила поведения в школе. Продуктами проекта явились: видеофильм, составленный учащимися 4 класса, и брошюра «Школа – храм знаний»;

II четверть

Ветеран живет рядом. Данный проект вызвал сильный эмоциональный отклик ребят на изученные трагические события ВОВ. Результат: выступление (при поддержке администрации школы) для ветеранов ВОВ.

Общение – это лекарство. Продукт: презентация с полезными советами для взрослых и учащихся. Результатом проекта стало выступление на общешкольном родительском собрании.

Предшественники человека. Продукт: плакат с кратким содержанием о теориях происхождения человека, об археологических открытиях, об основных отличиях человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество).

III четверть

Консументы, продуценты, редуценты. Продукт: плакат с кратким содержанием проекта. Результат работы был опубликован в школьной газете «Кифара»

Голубая планета Земля. Продукт: брошюра «Сохраним родную природу». Результатом проекта стало выступление в научной конференции «Шаг в будущее»

Вселенная. Космос. Продукт: книга о Вселенной. Результат: выступление на уроке окружающего мира в 1 классе, с целью формирования знаний у учащихся о сущности вселенной и космоса т.д.

Кометы, астероиды, метеориты. Продукт: книга о небесных телах. Результат: выступление на уроке окружающего мира во 2 классе, с целью ознакомления учащихся с космическими явлениями, небесными телами и т.д.

IV четверть

История одного города. Результатом явился продукт: книга об истории города Тюмени, с полезными советами для туристов.

Культурное наследие России. Продукт: книга, собравшая в себя краткую биографию поэтов, писателей, архитекторов, композиторов, художников, в хронологическом порядке.

Родная страна от края до края. Продукт проекта:

Каждый из этих проектов формировал творческий компонент социальной активности, т.к. творческие способности развиваются в процессе подготовки и выполнения проектной деятельности учащимися начальной школы.

В ходе нашей работы мы отслеживали настроение детей, проводили работу над развитием всех компонентов социальной активности. Данные проекты, а также обсуждение и анализ вместе с учителем результатов работы, позволили нам еще сильнее сплотить ребят, немного наладить межличностные отношения, отследить формирование всех компонентов социальной активности после проведенных уроков.

Диагностика уровней учебно-познавательного компонента показала, что высокий уровень значительно повысился (на 21%), учащихся среднего уровня стало меньше на 16%, а низкий уровень сократился до 12% - то есть до 3 человек (было 4).

Проведя повторную диагностику творческого компонента социальной активности, мы получили следующие результаты:

Высокий уровень вырос на 22% (8 детей стало активно применять свои творческие способности на уроках при решении заданий), уменьшение количества человек произошло со средним уровнем на 5 % и низким уровнем на 17 %.

Проведя повторную диагностику в контрольном классе, мы выявили небольшие изменения в росте показателей социальной активности. Этот рост можно объяснить взрослением учащихся и накоплением социального опыта.

Результаты данного тестирования показали эффективность использования метода проектов на уроках окружающего мира с целью повышения уровня социальной активности младших школьников.

Применение на уроках метода проектов в процессе практической работы способствует социальной активности учащихся, которые, испытав на себе «ситуацию успеха» стремятся к новым открытиям не только для удовлетворения собственных интересов, но и интересов общества.

Литература:

1. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2005. - 176 с.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Словарь. - М: УЦ Перспектива, 2011. - 244 с.

3. Петров А.П. Социальная активность: сущность, содержание, критерии// Формирование социально активной личности: Сущность, проблемы: Сб. научных трудов МГПИ им. В.И.Ленина/ Под ред. А.П.Петрова. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. - С.3 - 18.

4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2008. - 80 с.

3.2 Социальная активность учащихся

Обычно при рассмотрении методов или форм обучения принято пи­сать о познавательной активности учащихся. Разработаны и приемы ак­тивизации познавательной деятельности, но все это нисколько не изме­нило традиционное обучение, которое уже веками в своей основе оста­ется неизменным, а, следовательно, и его эффективность, если и повы­силась, то весьма незначительно. Педагоги считают (В. К. Дьяченко, И. М. Чередов), что при рассмотрении про­цесса обучения и форм его организации нужно раскрывать прежде всего социальную активность учащихся в процессе обучения, т. е. ученик в процессе обучения воздействует на окружающих его людей и преобразует их сознание и поведение, поднимает их на более высокий уровень. Педагогов давно уже беспокоит вопрос социальной (общественной) пассивности большинства современных школьников. Анализ форм организации процесса обучения показыва­ет, чем обусловлена эта массовая общественная пассивность школьни­ков.

I. Индивидуально-обособленные учебные занятия. Ученик читает книгу, выполняет письменное задание, работает с каким-нибудь прибором, не вступая в живое непосредственное общение с другими людьми. На такую учебную деятельность у школьников уходит 30-50 процентов учебного времени. Социальная активность при индивидуаль­но-обособленной учебной работе равна нулю. Она может проявиться в будущем, когда ученик что-то выучит, напишет сочинение, усвоит содер­жание книги (статьи), но, как правило, в подавляющем большинстве случаев этого тоже не происходит, так как для этого оказывается нет объективной возможности, что видно из анализа других форм обучения.

II. Парная форма учебной работы, если учитель занимается с отдельным учеником (учитель-ученик), как это имеет место при репетиторстве или дополнительных занятиях с отстающими, то возможности проявления социальной активности у уче­ника ничтожно малы. Цель такой работы - изменить сознание и пове­дение отстающего ученика, помочь ему догнать своих товарищей.

Если же преуспевающий ученик занимается с отстающим учеником, то он при этом проявляет социальную активность, но такая работа - явление исключительное; пока здесь системы нет. Напротив, это откло­нение от установившейся системы.

III. Групповое обучение.

1. Лекция преподавателя является образцом социальной активности преподавателя и полного отсутствия социальной активности тех, кто оказывается ее слушателем.

2. Беседа, семинар. Учитель ставит вопросы, ученики отвечают на них, но цель этих ответов заключается не в том, чтобы воздействовать на окружающих, преобразовывать их сознание и деятель­ность. Напротив, ответы и выступления делаются для того, чтобы их положительно оценил преподаватель. Поэтому здесь можно говорить то­лько о зачатках социальной активности у некоторой части учащихся. Даже выступления и спор отдельных учащихся сути не меняет. Все это только зачатки.

3. Занятия в малых группах, бригадах и звеньях. В положение социальной активности ставятся отдельные школьники, кото­рые выполняют работу бригадиров, консультантов, т. е. те, кто обучает малую группу. Но таких школьников незначительное меньшинство - не более 20 процентов. Но главное даже не в этом, а в том, что сами-то бригадные занятия в массовой школе почти не практикуются. И сотни учителей только два-три учителя на своих уроках проводят бри­гадные занятия. При традиционной классно-урочной системе бригадные занятия оказываются не нужными, а если в них и возникает необходи­мость (например, выполнение измерительных работ, некоторых лабора­торных работ), то только в порядке исключения.

Итак, мы охватили все формы традиционного обучения и видим, что социальная активность школьников в их рамках не могла развивать­ся, а напротив, социальная пассивность культивировалась постоянно.

IV. Коллективные учебные занятия. Все ученики при коллективной работе, т. е. работа учащихся в парах сменного состава, постоянно на­ходятся в положении, когда нужно воздействовать на других учеников (людей), учить их новому учебному материалу, доказывать им, что-то опровергать, управлять их деятельностью. Социальная активность каж­дого школьника проявляется систематически, регулярно, не менее 40 - 50 процентов того времени, которое выделяется на коллективные заня­тия. Социальная активность школьников в процессе коллек­тивной работы проявляется также и в том, что все они активные уча­стники самоуправления, которое осуществляется непосредственно на уроках в процессе обучения. Поэтому в данном случае мы можем говорить о высшем уровне социальной активности школьников. Современное общество требует воспитания активных, самостоятельных учащихся, способных решать поставленные перед ними задачи.

Глава II. Методический аспект использования различных форм обучения

§1. Использование различных форм обучения при изучении физики (из опыта работы)

Многие учителя испльзуют в своей практике деловые игры. Рассмотрим опыт некоторых из них. И. Я. Ланина предлагает при обучении физике использовать следующие игры: [ Ланина.98]

Экспертиза

Имитационная модель игры. На предприятие (завод, стоительная организация, проектный институт) прибывает прибывает экспертная комиссия фирмы. Её задача: оценить качество продукции. Учитель в качестве руководителя предприятия предлагает всем учащимся класса стать членами экспртной группы.

С докладами на комиссии выступают работники предприятия, назначенные руководителем. Участники экспертной группы по каждому докладу составляют акт приёма на бланке по специальной форме, где указываются достоинства доклада, ошибки. Дополнения, выводы. Указываются фамилии отвечающего и эксперта.

Подготовка к игре. Специальной подготовки к игре не проводится. Для учащихся такая игра – обычный отчёт о выполнении домашнего задания. Учитель более тщательно,чем обычно, подбирает вопросы и с помощью учащихся класса готовит бланки актов приёмки. Общее число бланков равно числу учащихся класса, умноженному на число ответов.

План оценки ответа может быть следующим:

1. Оценка правильности ответа.

2. Характеристика глубины ответа (достаточны ли обоснования, доказательства и примеры).

3. Характеристика полноты ответа.

4. Оценка логичности построения ответа.

В этом случае акт экспертизы будет содержать не только исправление ошибок и дополнения, но и оценку достоинств ответа, что должно быть характерно для любого акта. Все акты оцениваются руководителями предприятий – учителями.

Вакансия

Имитационная модель игры. В НИИ, занимающемся изучением данной темы, есть следующии вакнсии: заведующий лабораторией, старший научный струдник, лаборант. На конкурсной основе происходит отбор специалистов. Оценивают участников конкурса группы экспертов: теоретики, экспериментаторы, прктики.

На должность принимаются претенденты, которые сумели првильно и чётко ответить на поставленные перед ними вопросы.

Подготовка к игре. Учитель выбирает общую тему для игры и определяет задания для тестов трёх категорий сложности (три вакантные должности). Готовятся приборы и материалы для постановки опытов. Карточка-тест включает в себя три вопроса: теоретический, экспериментальный (подразумевает постановку опыта и его объяснение), задачу.

Учащиеся тоже готовятся и оформляюткласс для игры (рисуют плакат с названиями лаборатории и вакнтных должностей, таблички на стол экспертов).

Экспертам выдаются карточки подобные карточкам-тестам претендентов, но только с вопросами, соответствующими их специальности. Группы экспретов могу разделиться на подгруппы. Разные подгруппы будут работать с карточками разной сложности (3-5 мин). Всем учащимся: претендентам и экспертам - отводится время для составления ответов на ворпросы теста (15 мин).

Заслушивание ответов - самая ответственная часть урока. Эксперты, выслушав ответы претендентов, дают рецензии, отмечая правильность ответа, его полноту, чёткость, и рпедлагают свой ответ на этот же вопрос. После совещания они высказывают своё мнение о претендентах (20).

Далее следует подведение итогов конкуса. Прошедшие по конкусу занимают свои рабочие места за столами с табличками «Лаборант», «Старший научный сотрудник», «Заведующий лабораторией». Им выдаются удостоверения (5 мин).

Ниже рассматривается ход игры «Вакансия» по теме «Количество теплоты» (8 класс).

I. Карточка-тест претенденту на должность лаборанта:

1. Теоретический вопрос (задача). Присгорании порха массой 3 кг выделилось 11 400 кДж энергии. Вычислите удельную теплоту сгорания топлива.

2. Практический вопрос. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

3. Эксперимент. Возьмите учебные весы,установите их на лапке штатива и уравновесьте. Поднесите снизу под чашку весов горящую спичку на расстоянии 10-12 см. почему они выходят из равновесия?

II. Карточка-тест претенденту на должность старшего научного

сотрудника:

1. теоретический вопрос. В алюминиевой кастрюле, масса которой 800 г, нагревается вода объёмом 5 л от 10 ° С до кипения.какое количество теплоты пойдёт на нагревание кастрюли и воды?

2. Практический вопрос. В промышленных холодильниках воздух охлождается с помощью труб, по которым течёт олождённая жидкость. Где надо располагать эти трубы: вверху или внизу помещения?

3. Эксперимент. Положите на полоску бумаги металлический цилиндр и внесите в пламя. Почему бумага не горит?

III. Карточка-тест претенденту на должность заведующего

лабораторией:

1. Теоретический вопрос. Как изменится температура свинцового

шара массой 2кг, если он упадёт с высоты 26 м на стальную

плиту? (Считайте, что вся кинетическая энергия превращается в его внутреннюю энергию).

2. Практический вопрос. Возможны ли конвекционные потоки в искусственном спутнике Земли (в состоянии невесомости)?

4. Эксперимент. Зажгите свечу, накройте её цилиндрической трубкой. Пламя уменьшится и может погаснуть. Почему? Если трубку приподнять, то свеча горит ярче. Почему?

Учительница 55-й средней школы г. Иваново Н. Л. Смирнова, организуя уроки-деловые игры, имитирует работу специального конструкторского бюро (СКБ).

На таких уроках, рассказывает она, моделируется труд разных специалистов, поэтому формирую из учеников следующие группы: поставщиков исходных данных (цель – актуализация опорных знаний), помощи (выдаёт сведения по справочной литературе), «мозгового центра» (выдвигает гипотезу, идеи), экспериментаторов (демонстрирует явления, лежащие в основе предлагаемой конструкции), инженеров (собирает сконструированную установку и показывает её действие), историков (ищет сведения о развитии научных взглядов по данному вопросу), обозревателей (даёт представление о значении рассматриваемой проблемы для жизни общества, подбирает факты о моральной ответственности специалистов за последствия применения их научно-технических достижений), правил безопасного труда, охраны окружающей среды, экономистов, психологов (организует психологическую разгрузку учащихся на уроке), ОТК (оценивает работу групп). В зависимости от темы создаю не весь набор групп, а только их часть.

Для урока использую демонстрационные приборы, конструкторские модели разных типов, справочную и научно-популярную литературу, периодическую печать, тематические школные стенгазеты по физике, самодельные приборы, диапозитивы, а также таблички с названиями групп и большое табло с критериями оценок.

По рссмотренному типу проведены уроки: в VII классе – «Плавние судов», «Применеие сообщающихся сосудов», «Простые механизмы»; в VIII классе – «Тепловые двигатели», «Нагревательные приборы». Их продолжительность 1-2 часа. К ним даю опережающее домашнее задание.

Намечены и новые аспекты в проведении традиционных уроков, рассмотрим урок решения задач учителя 8-й средней школы г. Уварово Тамбовской области В. Н. Ардабьева .

Урок первых задач. Изучен теоретический материал. Можно приступать к задачам. Начинаю это так: на доске заранее сделана запись условий трёх или четырёх типовых задач. Тетради учащихся закрыты, а глаза устремлены на доску. Вначале анализирую первую задачу: ставлю вопросы и отвечаю на них сам либо привлекаю к беседе школьников.; в классе напряжённое внимание. Наконец, запись решения закончена. Говорю: «Опустите голову вниз, закройте глаза. Кому непонятно решение задачи, посмотрите на меня». Если есть хоть один взгляд, кратко повторяю логику решения, пользуясь готовой записью на доске.после этого решение первой задачи стираю. Аналогично разбираю вторую, третью… Объявляю «Приступайте к самостоятельному решению в тетрадях двух первых задач. Как только справитесь с работой, поднимите руку».так создаётся «поле» для активной умственной деятельности ребят. Через несколько минут вижу первую руку. Это Марина Ф. Быстро проверяю её решение. Тем временем поднимаютсяещё две руки. Правильность решения у первого проверяю я, у другого – Марина. Когда появляются ещё руки, уже три ученика готовы проверять работы своих товарищей. Они же могут оказать помощь «застрявшим» одноклассникам. «А теперь, - говорю, - домашнее задание. Задачник А. П. Рымкевича, задачи №… . Два последних типа из четырёх, разобранных в классе, входят в число домашних. Поэтому вы легко сделаете домашнюю работу».

Урок-экскурсия

Уроки этого типа в первую очередь призваны показать учащимся практическое приминение знаний, полученных при изучени темы или раздела курса физики. Ныне всю большую популярность у учитеоей получает активная методика проведения экскурсий, суть которой в том, что учащиеся по ходу экскурсии собирают материал для выполнения определённых заданий. Эта методика приходит на смену пассивной, заключающейся лишь в созерцании, осмотре предприятияи ознакомлении с его оборудованием и технологическим циклом.

Опытом организации таких уроков делятся пофессор И. Я. Ланина и учительница 190-й средней школы Санкт-Петербурга И. П. Шидлович [.158].

Эффективность урока-экскурсии во многом зависит от умения педагога привлечь учащихся к активной деятельности. Проиллюстрируем на примере обобщающей экскурсии по разделу «Элекрические явления» в XIII классе. Её цель – показать применение постоянного тока, электрических и электромагнитных явлений на производстве; объект экскурсии – цех завода или фабрики.

Ко времени проведения экскурсии (IV четверть) объём информации, которую получили учащиеся, достаточен для того, чтобы каждый смог подробно вникнуть в суть вопросов: где, почему и как применяют на заводе электричество? Урок строится как поиск-поход за ответами на эти вопросы. Класс разбивается на пять бригад, каждая получает своё задание.

Задание 1. Значение электричества для развития данного предприятия. Выяснить, как облегчился труд рабочих в связи с применением электричества, как повысилась производительность труда, каковы перспективы роста использования электричества на предприятии, какие рационализаторские предложения, связанные с электричеством, были внедрены, что они дали, как предприятие намерено экономить электроэнергию.

Задание 2. Электрические цепи и схемы: электрическая схема предприятия в целом. Её основные части и узлы. Электрическая цепь отдельного станка.

Задание 3. Электричество – источник света и тепла: электрическое освещение в цехе, применение электрического нагрева на производстве, электросварка и электроплавильные печи на заводе, электросистемы для сушки изделий или лакокрасочных покрытий.

Задание 4. Электродвигатели на производстве: их роль (функции), технические особенности и параметры.

Каждая бригада имееет в составе три рабочие группы: теоретическую, инжинерную и практическую. Члены первой выясняют принципы действия прборов, машин и цепей, о котрых они узнали на экскурсии; члены второй подробно разбираются в устройстве этого оборудования, а членов третьей интересует область использовани этих приборов на поизводстве, а также возможности их совершенствования. Все учащиеся сначала осматривают объект в целом, а затем побригадно знакомятся с тем оборудованием, которое имеет отношение к полученному заданию.

На уроке, завершающем экскурсию, проходит конференция: бригады делают сообщения о выполнении заданий. Кроме того, могут быть заслушаны ученические выступления на темы «Завод завтрешнего дня», «лучшие люди завода»; материал для последнего дают интервью с передовиками производства. В ходе обсуждения материалов конференции подводятся итоги и определяется лучшая бригада. Все ученики получают оценки.

§2. Разработка своей деловой игры

2.1 Деловая игра

На практике я провела имитационную игру « Международная научная выставка».

Цель игры: закрепить знания по теме «Воздухоплавание», повысить активность учащихся в процессе обучения физике, вызвать познавательный интерес у учащихся, развить такие качества личности как коммуникабельность, самостоятельность, инициативность.

Имитационная ситуация такова: на международную научную выставку конструкторских моделей по использованию воздушных шаров, шаров-зондов приезжают представители разных стран. Каждая страна представляет свою модель. Победители выставки заключают долгосрочный контракт с Комитетом природных ресурсов для создания необходимой техники по представленным проектам моделей.

Учащиеся разделены по ролям: организатор выставки, конкурсное жюри, эксперты, конструкторы моделей, рекламодатели, критики.

Игра состоит из следующих этапов:

1. Вступительное слово организатора выставки (ввод в игру).

2. Представление жюри.

3. Просмотр моделей. Конструкторы характеризуют свои модели (из чего состоит, каким газом заполняется шар, какой объём и т. д.).

4. Модели оценивают эксперты (решают задачи по данным характеристики, например, найти пдъёмную силу шара, зная плотность газа и объём шара).

6. Критики отмечают отрицательные стороны данной модели, задают вопросы (что такое балласт, подъёмная сила, как вычислить силу архимеда?).

7. Вывод жюри. Определение победителя. Разрешение проблемной ситуации.

Анализ игры. Ребята активно принимали участие в игре, серьезно отнеслись к своим ролям. Конструкторы отвечали на вопросы критиков. Эксперты решали поставленные задачи. Ребята с интересом играли и одновременно закрепляли материал по воздухоплаванию. В классе царила атмосфера соперничества. Ребята проявляли свои творческие способности. Урок прошел интересно и наглядно. Я направляла деятельность учащихся, но, в общем, они провели игру самостоятельно. Цели игры были достигнуты.

2.2 Видеофильм

Активизировать познавательную деятельность учащихся можно используя рзличные игровые ситуации. Например, на практике я сняла небольшой фильм на тему «Атмосферное давление».

Данный фильм имеет воспитательные и развивающие функции. Он способствует развитию логического мышления учащихся, формированию новых умений и навыков, закреплению полученных знаний. Ребята сами разрабатывают сюжет фильма, подбирают материал, много работают самостоятельно, выполняя роли и артистов, и режиссеров. С помощью данного фильма можно провести урок закрепления знаний, урок изучения нового материала, итоговый урок по теме «Атмосферное давление». Просматривая опыт, можно предложить учащимся самим ответить на поставленные в фильме вопросы, проанализировать результаты опыта. Такой урок будет необычным, и учащиеся с интересом будут обучаться, даже если они устали. Я показала фильм перед итоговой проверочной работой по теме «Давление в твёрдых телах, жидкостях и газах», куда входит тема «Атмосферное давление». Они вспомнили изученный ранее материал.

Таким образом, игровая деятельность способствует обучению учащихся, делает учёбу интересным процессом, проходящим в коллективной форме.

Крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественно нового его этапа - искусства ХХ века. 2. Творчество художников - импрессионистов 2.1 Эдуард Мане О том, насколько органично сливались в искусстве импрессионистов традиции и новаторство, свидетельствует, прежде всего, творчество выдающегося живописца XIX века Эдуарда Мане (1832-1883 ...

Владимир Ильич625000 Тюмень, ул. Советская 88-1 Хабаровский государственный педагогический университет На правах рукописи Золотарева Светлана Алексеевна Развитие Теории урока в советской дидактике периода середины 50-х – середины 60-х годов Диссертация на соискание ученой степеникандидата педагогических наук. 13.00.01 – Общая педагогика. Научный руководитель: доктор...

Современная концепция модернизации общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Стратегия модернизации образования: конкурентноспособность; конкурентноспособность; компетентность; компетентность; мобильность; мобильность; способность нести способность нестиответственность.




Социализация– это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития. Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.


Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями. В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Во-первых, оно идет стихийно Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.


Работая с детьми начальных классов, мы вместе с учителями ставим перед собой задачи в социализации личности ребенка: Помочь ребенку формиро вать и использо вать свой социальн ый опыт; Помочь ребенку формиро вать и использо вать свой социальн ый опыт; Адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать детям о них представления Адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать детям о них представления Помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа. Помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа. Оградить детей от асоциальных влияний, сформировать навыки выживания и духовного противостояния. Оградить детей от асоциальных влияний, сформировать навыки выживания и духовного противостояния. Сглаживать проявления социальной и материальной стратификации в детской среде, воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях имущественного неравенства; Сглаживать проявления социальной и материальной стратификации в детской среде, воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях имущественного неравенства;


Работа по развитию социальной активности поможет ребёнку: приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; научиться чувствовать и понимать других людей; научиться чувствовать и понимать других людей; приобщиться к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью; приобщиться к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью; увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на земле; увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на земле; приобрести уверенность в себе; приобрести уверенность в себе; научиться принимать решения и достигать научиться принимать решения и достигать результаты в соответствии с поставленной целью. результаты в соответствии с поставленной целью.


Сначала изучается представление о самом себе, своём месте в школьном коллективе. Этому способствуют игры, тренинги, работа в группах, чтение и обсуждение книг, ролевые игры, рисование, работа с пиктограммами. Игры: «Я – ученик», «Найди пару», «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону». Сначала изучается представление о самом себе, своём месте в школьном коллективе. Этому способствуют игры, тренинги, работа в группах, чтение и обсуждение книг, ролевые игры, рисование, работа с пиктограммами. Игры: «Я – ученик», «Найди пару», «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону». Рисование на темы: «Моя семья», «Кто мне дорог», «Красивое и безобразное», рисование самого себя Рисование на темы: «Моя семья», «Кто мне дорог», «Красивое и безобразное», рисование самого себя


Задачи Развитие у детей гражданского самосознания. Развитие у детей гражданского самосознания. Формирование у ребёнка таких качеств личности как предприимчивость, активность, практичность. Формирование у ребёнка таких качеств личности как предприимчивость, активность, практичность. Формирование экологического сознания и ответственности за жизнь будущих поколений. Формирование экологического сознания и ответственности за жизнь будущих поколений. Повышение ценности здоровья, формирование здорового Повышение ценности здоровья, формирование здорового образа жизни. образа жизни. Формирование положительной системы нравственных и духовных ценностей. Формирование положительной системы нравственных и духовных ценностей. Вовлечение детей в совместную трудовую деятельность. Вовлечение детей в совместную трудовую деятельность.


Формирования самооценки, осознанию своего «Я». Игра «Волшебный магазин». Игра «Волшебный магазин». Что бы вы хотели «купить"? Что бы вы хотели «купить"? Какие свои недостатки или неприятности хотели бы «обменять» на то, что есть в «магазине»? Какие свои недостатки или неприятности хотели бы «обменять» на то, что есть в «магазине»? Беседа на тему «Кто ты? Какой ты?» Во что я верю? Во что я верю? Что я знаю? Что умею? Что я знаю? Что умею? Какие поступки я совершаю? Какие поступки я совершаю? Кем я хочу быть? Кем я хочу быть? Чем я могу помочь близким? Родине? Чем я могу помочь близким? Родине? Кто или что помогает тебе стать лучше? Кто или что помогает тебе стать лучше? Какой поступок ты никогда не совершишь? Какой поступок ты никогда не совершишь? Чему ты можешь научить младшего? Чему ты можешь научить младшего? Игры «Горячий стул», «День рождения ». любовь удача смелость целеустремлённость благородство нежность милосердие честность радость успех




Как сделать лучше? Зачем это нужно? Зачем это нужно? Для кого? Для кого? Кто будет участвовать? Кто будет участвовать? С кем вместе? С кем вместе? Кто нам поможет? Кто нам поможет? К каким результатам мы стремимся? К каким результатам мы стремимся? Главный девиз наших совместных дел: Кто, если не мы, Когда, если не сейчас, Наша жизнь в наших руках.


В ходе работы над заинтересовавшими проблемами ребята научились: ставить цель, и идти к её достижению доступными средствами, ставить цель, и идти к её достижению доступными средствами, работать в команде, работать в команде, привлекать к своим делам взрослых, привлекать к своим делам взрослых, агитировать, агитировать, отстаивать свою точку зрения. отстаивать свою точку зрения.
















Оценка ключевых компетенций учащихся «Как я оцениваю свое здоровье»; «Размышляем о жизненном опыте» (младшие школьники); «Оценка уровня конфликтности»; Тест «Оценка коммуникативных умений»; Методика изучения типа личности в общении; «Оценка уровня общительности»;