Этапы урока технологии в начальной школе. Фгос начального общего образования дидактические основы урока технологии в начальной школе., лутцева е.а., канд.пед.наук, профессор кафедры начального. Материал к уроку: «новогодние игрушки»

На уроках технологии учитель помогает ребёнку выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся или воспитанников чувство прекрасного, формировать высокие вкусы, уметь отличить истинно художественное произведение от низкопробного. На занятиях у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу, развивается чувство цвета. Также ученики совершенствуют навыки по выполнению работ из различных материалов, учатся самостоятельно изготавливать полезные и нужные в повседневной жизни изделия, украшать их.
Формирование интереса и любви к труду - одна из основных задач обучения и воспитания детей. Большое влияние оказывает труд на умственное развитие ребёнка, на развитие мышления. Если проследить путь изготовления поделки, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем, после усвоения этого процесса, работа усложняется: детям показываю рисунок или фотографию изготовляемой игрушки и, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу.
Яркие поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Занимательность работы по изготовлению игрушек способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. В труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность добиться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой учеников во время изготовления игрушек из различных материалов, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят ребятам замысловатые поделки, выполненные своими руками! Уроки технологии способствуют развитию личности ребёнка, воспитанию его характера.
Коллективный труд оказывает большое влияние на формирование у детей зачатков коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
А мы, как руководители, должны помочь нашим детям преодолеть неудачи, научить доводить начатое дело до конца, формируя у них целеустремлённость контроль и оценку собственной деятельности, воспитывать старание и усердие при выполнении работ. Пусть собственные результаты окрыляют ребят и побуждают их к выполнению новых поделок.
"Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"- В.А. Сухомлинский.
Наши ученики - это творческие личности!




Трудолюбивые!


Старательные!


Перед тем, как приступить к описанию основных требований к проведению подобных занятий, целесообразно уточнить, что именно подразумевает собой данный предмет и для чего он, собственно, так необходим. Уроками технологии в начальной школе по сути может считаться любое занятие по труду, как закрытого, так и открытого типа.

Часто в первых классах этому предмету педагоги не уделяют должного внимания, продолжая лепить с детьми всяческие поделки из пластилина или раскрашивать картинки. На самом деле, идей для проведения подобных занятий, которые могут способствовать не только эстетическому развитию ребенка, но и принести огромную пользу для выработки всех основных задатков тех навыков, которые очень пригодятся каждому человеку в уже взрослой его жизни. Так как речь идет о самой младшей возрастной группе учащихся, то безусловно вручать им молотки и гвозди, либо садить за швейную машину еще рано и лучше отложить подобные занятия минимум до пятого класса, но первые шаги по подготовке к более сложным задачам все-таки необходимо начинать делать.

Возможно кто-то удивится, но все-таки нужно как можно раньше разделять учеников на женские и мужские группы, чтобы, не теряя времени, приучать их к специфическому труду, ведь уроки технологии предполагают именно прививание ребенку, как говорится, с младых ногтей, определенного набора практических навыков и теоретических знаний, который поможет им в будущем решить практически любую бытовую ситуацию. Это вовсе не означает, что нужно совершенно отказаться от лепки, изготовления аппликаций и рисунков на занятиях, ведь у детей необходимо формировать чувство прекрасного, так как уметь красиво и со вкусом оформить личное пространство и собственный внешний вид — это тоже труд, пусть и не физический.

Так, например, мальчишек можно с самого первого класса приучать к выполнению поделок, которые будут нести в себе некую полезную нагрузку. В качестве примера можно привести изготовление птичьих домиков и кормушек из деревянных или фанерных деталей. Их можно заранее изготовить самостоятельно либо приобрести в уже готовом виде (таких специальных комплектов и наборов в настоящее время великое множество, как говорится, на любой вкус и цвет и стоят они совсем недорого).

Преимущество таких поделок заключается в том, что крепление деталей осуществляется посредством специальных шурупов, которые вкручиваются с помощью отвертки в уже заранее проделанные отверстия или специального клея, позволяющего соединять твердые сухие поверхности и делать конструкции практически бесшовными. То есть ни о каких гвоздях или молотках речи не идет, что позволяет исключить различные травматические ситуации среди маленьких учеников, но в то же время, дети уже не просто собирают конструктор, а изготавливают своими руками очень нужную и полезную вещь.

Для малышек тоже можно придумать уйму самых интересных и полезных занятий. Первой в таком списке, безусловно, является кулинария для девочек. При этом, так как речь идет о самой младшей возрастной группе учащихся, также нужно сразу исключить все способы приготовления, которые могут привести к травмам и любым негативным последствиям. Именно поэтому никакого кипятка или выпечки быть, конечно, не должно на уроках технологии в начальной школе и более сложные блюда можно оставить для изучения старшеклассницам.

Возникает логичный вопрос, что же можно доверить делать детям на кухне, чтобы они сами себе не причинили вред? Ответ прост — различные холодные закуски, салаты, бутербродики, канапе. При этом лучше использовать уже готовую овощную, мясную и хлебную нарезки, чтобы малышам не пришлось ничего резать самостоятельно. Сами съедобные изделия можно оформлять в оригинальном, присущем возрасту юных поваров, стиле. Вариантов масса — бутерброды — «божьи коровки», канапе «светофор», салатик «радуга» и пр.

Как вариант, вместе с детьми можно приготовить детскую пиццу в микроволновой печи. Для этого, каждой малышке нужно выделить по шарику уже готового теста, небольшое количество муки в нескольких мисочках, чтобы оно не липло к столу, скалку для его раскатывания и набор заранее подготовленных ингредиентов для начинки (сладкий перец, дольки помидор, кубики ветчины, сыра, оливки, томатный соус и пр.).

Таким образом, руки ребенка впервые «познакомятся» с мягким нежным тестом и малыши смогут хотя бы приблизительно понять процесс приготовления данного блюда. Выпекать приготовленные девочками заготовки, естественно, должен учитель по технологии, дабы избежать возможных неприятных последствий.

Цель:

  1. Прививать знания, навыки, практические умения по работе с природными и другими материалами.
  2. Развивать эстетические чувства, познавательные интересы.
  3. Воспитывать ответственность за порученное дело, аккуратность, взаимовыручку, бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Наведение рабочего порядка на столе.
  3. Концентрация внимания детей.

Мы внимательны! Мы успеем сделать все! Сегодня я буду предельно внимательным! (Эти фразы повторяются 1-2 раза мысленно или вслух).

2. Вступительная беседа учителя .

Мы сегодня проведем необычный урок. Наш класс- это фирма «Очумелые ручки». А мы с вами – рабочие данной фирмы. Наша фирма (изготовляет) выпускает игрушки, сувениры, то есть помогает своим трудом поднимать экономику страны.

(На мониторе компьютера слово экономика и ученик дает объяснение этому слову).

Греческое слово. Оно означает хозяйство страны. У нее много помощников. Занимаются каждый своим делом. Следят за порядком на заводах и фабриках. Подсчитывают сколько нужно производить товаров, продуктов и т.д.

У нашей экономики много помощников. Они занимаются каждый своим делом, соблюдая при этом все Законы. (На мониторе – Законы.) Ученик разъясняет. Законы – правила, которым подчиняются все происходящее в природе и обществе.

По закону все получают деньги за свой труд. (На мониторе - Деньги).

И вот инженер нашей фирмы посетил Биржу. Подписал договор по изготовлению сувенира «Бабусенька - Ягусенька». Наша с вами цель с честью выполнить данный заказ. Его нужно выполнить аккуратно, красочно оформить и проявить свое творчество. Ведь фирма может потом выставить свою работу и на «Аукцион». (Товар – продукт труда, произведенный для продажи.

Биржа – это место, где покупают и продают, заключают сделки, подписывают договора между организациями.

Аукцион – это одна из фирм торговли, но не всякими товарами, а лишь особо ценными или редкими, когда желающие соревнуются между собой за право покупки.

3. Работа по теме урока. Актуализация знаний.

Кто из вас уже знаком с Бабой-Ягой?

(Мы знакомы с ней по книгам, сказкам, видели по телевизору).

В каких произведениях мы ее встречали? (Дети называют сказки).

Где живет героиня нашего сувенира?

Баба Яга живет в избушке на курьих ножках, в лесу на границе двух миров (мира живых и мира мертвых). Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом- к себе передом, т.е. повернуть к миру живых»

Какая она – Баба Яга (добрая старушка или злая ведьма)?

Мы считаем, что Баба Яга – злая ведьма. Она всем вредит, создает трудности, похищает детей, ее бояться маленькие дети, у нее страшный вид. Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть.

Баба Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма. Она может быть разной – и доброй, и злой (см. рис.1).

Рисунок 1

Баба Яга – Змея.

Человекоподобное существо.

Божество, имеющее недостаток в ноге (хромоногое), костяная нога.

Баба Яга, высказав свое недовольство накормит гостя своей пищей и истопит баню.

Она дарит предметы, обладающие волшебной силой.

Сама ничего не делает, но указывает, к кому обратиться за помощью.

Баба Яга поднимает ветер помелом, свистом, летает на ступе, лежит на печи.

4. Показ и анализ образца.

Из чего изготовлена «Бабусенька-Ягусенька»?

Используем природный материал: веточки, бусинки, рис, ягода рябины, ракушка, пластилин разного цвета (см. рис.2).

Рисунок 2

5. Работа по плану.

(На плакате - порядок выполнения изделия.) На партах у каждого ученика, на тарелочках находятся все детали для выполнения данного изделия (см. рис.3).

Рисунок 3

6. Инструкция по технике безопасности лежит перед каждым учеником.

Не забывай правила безопасной работы.

  1. Будь внимателен, не отвлекайся во время работы.
  2. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
  3. Подавай ножницы кольцами вперед. Храни ножницы в специальном футляре.
  4. После работы сразу вымой руки.

7. Физ. минутка.

(Дети сидят за партой, руки на парте, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев).

8. Практическая работа.

1. Ход выполнения работы.

Прослушивание вальса из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского. Приглушенная музыка может звучать на протяжении всей практической части урока.

Лепка головы и туловища. Слепить шарики маленькие для головы, чуть побольше для туловища. Цвет пластилина дети выбирают самостоятельно.

Вылепить детали для верхней части туловища, рук, ладоней.

Соединить детали поделки.

Повязать платочек с помощью кнопок, прилепить руки, собрать и привязать ей метлу.

Украсить Бабу Ягу налепными украшениями.

2. Гимнастика для глаз.

И.п. - сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3с. Поставить ладонь руки по середине линии лица на расстоянии 15-20см от глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3-5с. Опустить руку. Повторить упражнение 5-6 раз меняя руки.

Структура урока технологии

Урок технологии в начальной школе

Заключение

Хорошо известно, что подготовка учителя к любому уроку начинается не накануне этого урока, а задолго до него. Очень важна практическая подготовка учителя, ᴛ.ᴇ. владение основами обработки поделочных материалов, технологиями и пр.

Задания студентам:

1. Студентам предлагается выполнить творческие работы по темам: ʼʼПодготовка и проведение уроков технологии в начальной школеʼʼ, ʼʼВозможности использования предмета ʼʼТехнологияʼʼ для кружковой работы в начальной школеʼʼ.

2. Заполнение терминологического словаря.

План:

1. Структура урока технологии.

2. Схема плана-конспекта урока технологии в начальной школе.

3. Примерный плана-конспекта урока технологии по традиционной системе обучения.

4. Анализ урока технологии.

Литература:

Педагогическая практика для студентов ОЗО факультета учителœей начальных классов по специальности ʼʼПедагогика и методика начального образованияʼʼ [Текст]: методическое пособие / Л. Я. Кульбякина, Т. А. Брагина, Л. Г. Колтакова, Е. В. Островская и др.; Под ред. Л. Я. Кульбякиной, Е. В. Островской; Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. – 106 с. - 100 экз.

Урок технологии в начальной школе имеет гибкую структуру, которая может изменяться исходя из разных условий. При этом традиционно выделяется несколько этапов в структуре урока, а именно: оргмомент, вступительная беседа, анализ изделия, планирование работы, выполнение изделия, выставка работ и вывод по уроку.

Оргмомент необходим для того, чтобы проверить готовность учащихся и классного оборудования к уроку.

Вступительная беседа должна отвечать нескольким целям:

1) уравновесить деятельность и игру;

2) эмоционально подать материал;

3) заинтересовать детей и т.д.

Другими словами, вступительная беседа должна быть эмоционально насыщенной, обучающей, быстрой (3-4 мин). Она может проводиться как диалог учителя и учащихся, драматизация, рассказ с опорой на опыт детей и использованием загадок, стихотворений, песен и т.д. Сегодня популярно использование музыкальных произведений.

Новый материал излагается учителœем, иногда с помощью детей, но учебную задачу ставят учащиеся, ᴛ.ᴇ. они сами говорят, чем будут заниматься на уроке.

Наличие этапа ʼʼанализа изделияʼʼ должно быть обусловлено объективными причинами, так как существуют уроки, в которых данный этап может отсутствовать, к примеру: аппликация из песка.

Анализ изделия обычно предполагает беседу по следующим вопросам:

Из какого материала выполнено изделие?

Из каких деталей состоит (основные и дополнительные)?

Как они скреплены между собой?

Можно ли изменить цвет деталей изделия?

Каково оформление изделия (дополнительные детали – глаза, нос, рот и т.д.) и т.п.

Чаще всœего анализ изделия проводится на базе образца в собранном виде или в деталях.

Анализ может включать самостоятельный поиск получения нужной формы детали (к примеру, путем складывания листа бумаги), поиск наиболее рационального способа разметки, сравнение деталей изделия с эскизами и т.д.

При изготовлении некоторых изделий последовательность выполнения работы играет большое значение, а в других – нет. Система выполнения работы записывается на доске или оформляется на ватмане в виде рисунков, которые появляются на доске поочередно. Это должна быть словесный план, технологическая карта͵ инструкционная карта͵ эскиз и т.д.

Правила по технике безопасности при работе с различными инструментами повторяются непосредственно перед работой.

Во время практической работы учитель оказывает посильную помощь учащимся. В планах-конспектах уроков труда желательно выделять несколько характерных ошибок, которые могут допустить дети при выполнении работы и указать приемы их устранения.

Цель выставки детских работ – показать, чему ребенок научился за время урока. Выставка может проводиться по рядам, по группам, в которых работали дети, и другим образом. При этом при ее организации крайне важно учитывать следующие требования:

Изделие должно располагаться так, чтобы его можно было хорошо рассмотреть;

Плоскостные композиции лучше закреплять на стендах или оформленные в рамки размещать на стене;

Объёмные работы расставлять на столе или специальных подставках, располагая на разных уровнях высоты.

От того, как будут представлены работы, во многом зависит воспитание у детей эстетического и художественного вкуса, общей культуры, отношения к творчеству.

Нормы оценки детских работ бывают различны: творческий подход к заданию (или точность по отношению к образцу), аккуратность, соответствие избранной технике, композиционные особенности, соотношение реальности и фантазии и т.д. Неудовлетворительные оценки за творческие работы не выставляются.

В итоге урока обобщаются новые знания, полученные учащимися, раскрывается практическая значимость выполняемых изделий и др.

Многолетний опыт преподавания методики труда в Бийском педагогическом государственном университете на факультете учителœей начальных классов (теперь педагогический факультет) выявил затруднения студентов в написании и оформлении планов-конспектов уроков труда по разным программам в начальной школе. С целью разрешения возникающих затруднений была составлена схема конспекта͵ описанная ниже, и выделœены общие требования, предъявляемые к его написанию.

Структура урока технологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура урока технологии" 2017, 2018.


Ведущие виды деятельности Дошкольное детство – игра 7 – 9 классы – общение Начальная школа + 5, 6 кл. – учебная деятельность классы – учебная деятельность, самоопределение


Учебная деятельность Умения: Мыслить (наблюдать, сравнивать, анализировать, проводить аналогии синтезировать, обобщать) Планировать свою деятельность (искать возможные пути решения учебной задачи, выстраивать последовательность решения) Выполнять самоконтроль и итоговый контроль


Этапы формирования мышления предметное (до 3- х лет) образно (наглядно)-предметное (дошкольники) абстрактно-логическое (к 12-ти годам, +,-) НШ от предмета или образа к слову, понятию Ребенок начальной школы не имеет физиологической возможности мыслить абстрактно-логически, т.к. у него еще не сформированы соответствующие структуры мозга (Внимание! Математика, русский язык). Дошкольник словесно-логическое (сравнение, классификация, описание наблюдаемого процесса) образно-логическое (до 12-ти лет +,-)


Планируемые результаты ФГОС НОО Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: (управление своей деятельностью) принятие цели, планирование, контроль и коррекция;, оце нка Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символи- ческих средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие определение границ собственного знания и «незнания» Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат Ок М Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом ПРЕДМЕТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


Программа формирования УУД самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собствен- ного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью планирование контроль и коррекция оценка Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества М е т а п р е д м е т н ы е Л и ч н о с т н ы е наглядность


Методика реализации содержания ФГОС объяснение, наглядный показ, пошаговый диктант работа по инструкции создание ситуаций для открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового) Два пути в обучении Цель ФГОС – научить добывать знания Предметные результаты Предметные, метапредметные и личностные результаты Передача знаний (репродуктивный) Обучение умению добывать знания (продуктивный)


Цель Формирование ЗУН Основной дидактический подход Репродуктивный Содержание От готового правила, образца к упражнениям на закрепление Методика Объяснение учителя правила, способа Организационн ые формы Max фронтальные, min групповые Сравнение дидактических подходов Научить добывать ЗУ Продуктивный Нет готового знания - -предметная и иллюстративная среда; - вопросы для поиска ответа (правило или способ деятельности). После «открытия» упражнения на закрепление Поиск учащимися нового правила, способа Max групповые, min фронтальные


Механизм освоения нового понятия и способа действия: «Как без внешних предметов нельзя сформировать понятие, так и без внешнего действия (предметно-практической деятельности) не может быть сформировано мыслительное действие» (Талызина Н.Ф.) Предметдействие с нимспособ Технология


Уроки технологии - уникальная психологическая и дидактическая база – предметно-практическая деятельность, как основной путь (для дошкольников и младших школьников) познания окружающего мира, формирования универсальных учебных действий (УУД); на уроках технологии сочетаются устные рассуждения с продуктивными практическими действиями с реальными объектами; уроки технологии создают важный противовес тотальному вербализму основных учебных предметов начальной школы Окружающий мир младший школьник познаёт, хочет и может познавать только в реальной предметно-практической деятельности Почему учебный предмет «технология» обладает мощным развивающим потенциалом?


Анализ задания (выделение известного и неизвест- ного) Затруд- нение (проблема) Само- контроль Само- оценка Мотивация, познавательная информация осозна ние форм улиро вание Практиче ский поиск решения проблемы Самостоятель ное выполне- ние задания Планирование практической деятельн-ти выбор решен ия «Не мыслям, а мыслить надо учить» Иммануил Кант Структура учебной деятельности на уроке технологии Самостоятельная поисковая деятельность


Элементарные знания о технологии ручной обработки материалов Элементы материаловедения Технологические операции (знаю как) 1. Разметка деталей (по шаблону, с помощью чертежных инструментов, копирование и др.) 2. Выделение деталей из заготовки (разрывание, отрывание, резание и др.) 3. Формообразование (сминание, сгибание и др.) 4. Сборка изделия (склеивание, сшивание и др.) 5. Отделка деталей, изделия (окраши- вание, аппликация, вышивка и др.) Это изучается на уроках технологии. (примерные темы) Элементы конструирования Виды и свойства материалов Детали, их форма, вид соединения (подвиж- ный, неподвиж- ный)


Изучение основных технологических знаний и умений по классам (темы уроков) 1 класс Разметка: - свободным рисованием; - сгибанием, - по шаблону, трафарету. Выделение детали из заготовки: - отрывание; - резание ножницами. Сборка изделия: - склеивание. Отделка: - раскрашивание; - аппликация; - рисование и др. 4 класс Освоение новых технологий и художественны х техник на основе изученных. Использование освоенного для выполнения творческих проектов. Сборка изделия: - сшивание (петельная и крестообразная строчки). 2 класс Разметка: - с помощью чертежных инструментов (плоские формы), - копирование. Выделение детали из заготовки: Сборка изделия: - сшивание (прямая строчка). Отделка: - вышивка; -блестки; - бусины и др. 3 класс Разметка: -с помощью чертежных инструментов (объемные развертки). Выделение детали из заготовки: -резание канц.ножом. Сборка изделия: - проволока; -щелевые замки; - сшивание (косая и петлеобразная строчки).



Ключевые моменты сценария урока технологии (обучающий урок) Тема: Задачи: обучающие (предметные) 1. Научить … 2. Совершенствовать … развивающие (метапредметные) воспитательные (личностные) Анализ образца (см. след. слайд). 90% - известные способы, 1 % - неизвестное зн.,ум. Приемы открытия новых знаний и умений Обобщение Разметка деталей по шаблону приемам разметки деталей по шаблону умение резать ножницами, аккуратно наклеивать, подбирать цвет Координация, внимательность, логические операции, установление аналогий… Уверенность в себе, уважение к чужому труду… Что нового узнали, чему научились?



Методические приёмы открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового) Анализ источников информации (изделия, образцы, учебник, рабочая тетрадь, инструкционная карта, схема, информация на электронных носителях-CD, Интернет и др.). Демонстрация сложной конструкции в разборе (использование полуфабриката для разборки конструкции перед учащимися). Пробные поисковые, тренировочные упражнения (поиск способа выполнения технологического приёма). Перенос известного в схожую, новую ситуацию (изучение нового материала в сравнении с известными). Практическое исследование объекта (свойства материалов, конструктивные особенности…)


Критерии оценки деятельности учащихся на уроке Качество (отдельного нового изученного приема, операции и в целом работы). Творчество (оригинальные конструкторско- технологические решения, предложения). Самостоятельность (при открытии нового знания, и в целом в процессе всей работы): - вместе с учителем; - с помощью учителя, детей; - полностью самостоятельно (предметный) (метапредметный) (личностный, метапредметный - УУД)