Чем отличаются общенаучные методы от частнонаучных. Частнонаучные методы исследования. Общенаучные, частнонаучные и специальные методы получения достоверного знания о государстве и праве

Общенаучные методы познания.

Классификация общенаучных методов. Основой классификации являются фиксация двух уровней познания: эмпирического и теоретического, тогда все общенаучные методы познания поделятся на три группы:

1. Методы эмпирического познания (используются только на эмпирическом уровне).

2. Методы, относящиеся к эмпирическому и теоретическому уровню познания.

1. Методы эмпирического познания.

Основополагающим, изначальным методом является наблюдение - это чувственное (преимущественно визуальное) отражение предметов и явлений внешнего мира для получения научных фактов, с использованием материальных средств и приборов. Наблюдение это не пассивное созерцание, а целенаправленная деятельность (с определённой фиксацией некоторых параметров). Эта деятельность опирается на чувственные способности человека, что и позволяет фиксировать внешние свойства и признаки предметов. Три особенности: 1) целенаправленность наблюдения (обусловлена наличием предварительных идей или гипотез, которые ставят задачи наблюдения), 2) планомерность (наблюдения проводятся строго по плану, составленному строго в соответствии с задачей исследования) и 3) активность наблюдения (исследователь осуществляет активный поиск, привлекая для этого свои знания и опыт и привлекая средства наблюдения). Перечисленным особенностям соответствуют следующие исследовательские процедуры наблюдения (за формальной записью стоит проявления таланта исследователя и творческая работа): определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, выбор способа наблюдения минимально влияющего на состояние объекта наблюдения, выбор способа регистрации наблюдаемых параметров объекта, обработка и интерпретация данных наблюдения.

Эмпирическое описание.

Всякое научное наблюдение всегда сопровождается описанием объекта познания, поэтому метод эмпирического описания выделяется отдельно. Эмпирическое описание - это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, полученных в результате наблюдений (перевод чувственной информации на язык понятий, язык знаков, схем, рисунков, графиков). Описание результатов образует эмпирический базис науки. Требования к описанию - максимально полное, научное и объективное.

Эмпирическое описание подразделяется на качественное и количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка математики и различных измерительных процедур. Из этой формулировки извлекаем понятие метод измерения. Измерения есть определение отношения измеряемой величины к другой величине, принятой за эталон. И лишь с проведением измерений естествознание превращается в науку.

Эксперимент.

Эксперимент - более сложный метод по сравнению с наблюдением, но он включает наблюдение. Предполагается активное, направленное, целенаправленное участие. Эксперимент обладает рядом важных присущих только ему особенностей (по сравнению с наблюдением).

1. Позволяет изучать объект в «чистом» виде путём устранения всякого рода побочных факторов, наслоений (например, Галилей бросал твёрдые шарики, пытался уменьшить трение, обматывав чем-то шарик).

2. Входе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные условия для более глубокого и всестороннего его изучения (например, сверх низкие или высокие температуру, давление, вакуум).

3. Экспериментатор может вмешиваться в изучаемый процесс, активно влиять на его протекание.

4. Важным достоинством большинства экспериментов является их воспроизводимость (т.е. могут повторяться столько раз, сколько необходимо для получения достоверных результатов).

Эксперимент - это метод эмпирического познания, позволяющий учёным преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов и воссоздавать исследуемую ситуацию столько раз, сколько необходимо для получения адекватного и достоверного научного результата.

2. Общелогические методы научного познания.

Общелогические методы научного познания - это методы применяемые одновременно на теоретическом и эмпирическом уровне (моделирование, классифицирование, сравнение, аналогия).

Анализ и синтез.

Анализ - это метод познания, состоящий из логических приёмов теоретического или эмпирического расчленения предмета исследования на его элементы, свойства и отношения. Анализ относится к начальной стадии всякого исследование, эта стадия проводится с целью выяснения свойств элементов, как основания для последующего раскрытия закономерных связей между ними. К целевым формам анализа относят:

1. Расчленение предмета исследования как целого на части с последующим изучением свойств, строением, функций.

2. Выделение совокупности признаков и свойств анализируемых предметов, изучение отношений между этими... (?)

3. Разделение множества предметов по общности их свойств, признаков на определённые подмножества.

Завершение процедуры анализа даёт возможность перейти к воспроизведению предмета или системы к целостности путём логического синтеза, входящих в них частей с целью раскрытия причин и закономерностей существования этих целостностей.

Синтез (греч. соединение, сочетание, составление) - это метод познания, состоящий из логических приёмов теоретического или эмпирического соединения выделенных элементов предмета в целое (или в систему). Происходит не просто механическое объединение ранее выделенных предметов, они обобщаются и тем самым достигаются цели по выявлению структурных закономерностей, причинных и других механизмов его...(?) Синтез предполагает свои формы обобщения результатов:

1. Образование научных понятий.

2. Формулировка закономерностей или законов существования целостности.

3. Формирование систематизаций или концепций, отражающих существование целостности.

В ряде случаев результаты синтеза могут стать эмпирической теорией (например, Менделеев синтезировал таблицу и появился эмпирический класс теорий). Эмпирические теории раскрывают сущность первого порядка, а знания более высокого порядка (2-го и 3-го), то это получается качественно иными процедурами (например, абсолютно чёрное тело не получить анализом и синтезом).

Методы анализа и синтеза взаимосвязаны, диалектически предполагают и дополняют друг друга. Анализ - момент познания целого, с другой стороны, предварительное условие синтеза - это совокупное эмпирическое наличие частей из которых состоит предмет синтеза. Всякое синтезированное знание относится к сущности первого порядка.

Индукция и дедукция.

Индукция (лат. наведение) - это метод научного исследования, связанный с движением мысли от отдельных фактов (частных посылок) к общему выводу (обобщающей гипотезе). Основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определённого класса. Поэтому индуктивные умозаключения - вывод об общих свойствах всех предметов данного класса на основе изучения большого количества отдельных событий. Направлены на выявление в предметах чего-то общего, выступающего в качестве объективной закономерности. Индукция разделяется на полную и не полную. В полной общий вывод базируется на знании всех изучаемых предметов; однако, если в силу пространственно временного ограничение исследователь может изучить только часть предметов - неполной индукция.

Выделяют три типа неполной индукции.

1. Через простое перечисление фактов (популярная индукция). Получение общего вывода на базе наблюдения ограниченного числа фактов, если среди них не встречается случай противоречащий ему. (Например, все лебеди белые - так считали пока не нашли чёрных).

2. Индукция через отбор фактов, из общей их массы по определённому правилу (используется в статистических методах оценки - по какой-то группе проводят опрос и сообщают о мнении людей).

3. Индукция, осуществляемая на основе знания причинных связей явлений в пределах изучаемого класса явлений.

Индукция изначальный вид умозаключений, с её помощью выведено много знаний (принцип неопределённости, закон сохранения вещества). Индуктивное обобщение стимулирует мысль учёного. Изолированно она не работает и взаимодействует с ранее доказанным знанием.

Когда накоплено достаточное число обобщающих фактов, гипотез, принципов появляется возможность к дедукции.

Дедукция - логическое выведение нового (научного) знания из ранее полученных знаний. (Это все следователи - Шерлок Холмс, Коломбо - раскрывают преступление по уликам). Умозаключение по дедукции строится по схеме: все предметы относятся к классу m ...(?) (например, все люди смертны, Сократ человек => смертен).

Дедуктивный метод не сводится к дедуктивному умозаключению. Направленность от общего к частному может формировать целую систему. Например механика - закон инерции, механики материальной точки и...(?)

Дедукция (как метод научного познания) - это метод научного исследования, заключающийся в том, что новые знания выводятся на основании эмпирических теорий, законов, принципов, аксиом или гипотез, полученных ранее путём индуктивного обобщение данных наблюдения и эксперимента.

Индукция и дедукция неразрывно связаны друг с другом, диалектически дополняют и взаимоопределяют друг друга. Это лишь способ развёртывания некоторых положений на знании исходного знания и т.к. индукция может нести ошибку, то и дедукция тоже. Дедукция не даёт возможности получить содержательно нового знания. Роль научной дедукции тем не менее непрерывно возрастает, в особенности в двух направлениях:

1. Там, где науки приходится иметь дело с явлениями непосредственно недоступным чувственному восприятию (микромир, быстро протекающие процессы).

2. В развитии математизации науки, математических и логико-математических теорий, которые выводятся посредством дедуктивных правил (дедуктивные теории) на основе некоторых утверждений (?), а метод аксиоматический.

Абстрагирование.

Абстрагирование - это особый вид мышления, заключающийся в отвлечении (устранение) от ряда свойств и отношений изучаемого предмета с одновременным выделением только интересующих субъекта свойств и отношений. Результатом является различного рода абстракции. Использую эту закономерность можно выделить те свойства, которые важны. Математическая абстракция - отвлечение от всех чувственных свойств (мягкости, жесткости, вкуса), но сохраняется количественная определённость. Абстракция выступает в виде чувственно наглядного образа (атом), в форме идеализированного объекта (абсолютно чёрное тело) или в форме суждения (этот предмет белый), понятия (?) (категория движения, пространства), в форме закона (отрицание отрицания).

Классификация.

Классификация - это метод научного исследования, в основе которого лежит деление и распределение множества объектов на подмножества, подклассы по определённым признакам. В основе классификации - лежит логическая операция деления объёма понятия. Объём понятия - класс объектов, обозначающиеся данным понятием.

Выделяют следующие виды классификации:

1. Естественные и искусственные образуются по степени существенности основания деления. Существенные - являются источником знания об объекте. Например, периодическая система химических элементов. Несущественные (искусственные) не раскрывают существенное знание об объекте. Например, библиографический указатель в библиотеке.

2. Формальная и содержательная классификация. Формальные ориентированы на выявление какого-то порядка в объектах (иерархия по вертикали или горизонтали), а содержательная ориентирована на раскрытие законов (классификация видов организмов) (???).

3. Описательная и сущностная. Описательная - фиксирует факт существования объекта, а сущностные раскрывает существенные характеристики объектов.

Моделирование.

Методом моделирования называется изучение объекта (оригинала) посредством создания и исследования его копии, которая и называется его моделью. Модель замещает оригинал только в тех характеристиках, которые составляют предмет познания. Модель всегда соответствует оригиналу только в тех свойствах, которые подлежат изучению, она исключает все остальные свойства и отношения оригинала, которые на данном этапе не является актуальными, это и делает модель удобной для исследования.

Моделирование, как процедура включает следующие этапы:

1. Построение модели, цель - создание условий для полноценного замещения оригинала объектом посредником воспроизводящим его необходимые параметры. При построении модели происходит упрощение, идеализации, абстрагирование и т.п.

2. Исследование модели, целью этого этапа является получение необходимой информации о модели. Изучение модели ведётся с той глубиной и детализацией, которая требуется для решения конкретной познавательной задачи. Исследователь может проводить наблюдения, описывать и т.д. с моделью.

3. Перенос или экстраполяция результатов моделирования на объект оригинал, опираясь на основания моделирования, метод аналогии знания об оригинале дополняется информацией об исследовании модели. Если есть несоответствия модель корректируется и всё повторяется, если оценка новых знаний не подтвердила соответствиями. В физико-математических моделях соответствие создаётся заранее и модель создаётся адекватная, то даже при не очень удовлетворит результатах модели не подлежат корректировке, а ищут различия и используют теоретические методы переноса.

Модели бывают материальные (физические, социальные) и идеальные (математические). В связи с повышением теоретического уровня, физическое моделирование теряет своё место и актуальным становится математическое моделирование, которое подразделяется на:

1. Абстрактное.

2. Аналоговое.

3. Имитационное моделирование.

Характеристика следующая.

1. Абстрактное моделирование основывается на возможности описания изучаемого явления или процесса на языке некоторой научной теории (чаще на математическом языке). В начале дают по возможности более чёткое и однозначное описание того, что происходит, почему, при каких условиях, т.е. строят информационную (описательную) модель процесса, которая далее переводится на математический язык (мат. язык определённой теории). Т.е. определяется логико-математическая модель, и она исследуется как функционирующее явление. Например, в физической модели системы выделяют признаки, описывают поведение элементов дифурами и начинают исследовать. Такая модель изоморфна конкретному классы систем.

2. Аналоговое моделирование основывается на изоморфизме явлений (подобие форм) имеющих различную физическую природу, но описываемых одинаковыми математическими уравнениями. Например с помощью ЭВМ моделируют различные процессы в природе, которые описываются также как в электронике машины (тепловые процессы) (?). Уравнение Лапласа в частных производных - гидродинамические процессы описываются электрическим полем. И электрическое поле исследовать проще, чем гидродинамические процессы.

3. Имитационное моделирование. Заключается в имитации на компьютере структуры и процесса функционирования исследуемого объекта. Отсутствует детальное описание элементов системы, а протекающие в них процессы имитируются в интегрированном виде, позволяющем определить лишь основные данные, необходимые для принятия решения на более высоком уровне. При имитационном моделировании в качестве исходной информации используются не только теоретические и...(?) но и интуитивные, неформальные сведение об объекте, поэтому значительна роль исследователя (неформальная).

Обобщение.

Этот метод пронизывает все остальные методы.

Обобщение - это способ выделения общих свойств, связей и закономерностей некоторой предметной области путём перехода на более высокий уровень абстракции и определения соответствующих понятий. Включает все ранее рассмотренные методы, при этом они накладывают свой существенный отпечаток на определённых уровнях и этапах обобщения. В зависимости от задач и уровня исследования выделяют эмпирическое и теоретическое обобщение. Обобщение часто называют особым видом абстрагирования или обобщающая абстракция. Однако их нельзя отождествлять, т.к. познавательная задача существенно отличается. Операция обобщения - переход от частного или менее общего понятия или суждения к более общему, расширяя класс предметов и позволяет добиться новых понятий.

3. Методы теоретического познания.

Эти методы применяются для раскрытия причин и сущности явления (идеализация, мысленный эксперимент...)

Идеализация.

Идеализация - это вид абстрагирования, при котором осуществляется мысленное конструирования предельно абстрактных объектов, наделённых минимальным числом сущностных свойств, необходимых для решения теоретических задач. Идеализированные объекты, идеализации не существуют в действительности, но у них есть прообраз в материальном мире. Например, материальная точка - брошенный камень, или абсолютно чёрное или твёрдое тело. Цель идеализации - создать конструкции для моделей мысленного эксперимента. Как процесс идеализация характеризуется двумя теоретическими процедурами: 1) отвлечение от реальных свойств и отношений, изучаемых фрагментов действительности и 2) введение в содержание понятия мысленно сконструированного объекта таких признаков, которые не могут принадлежать реальному прообразу.

Так Галилей понимал, что нельзя искусственно воспроизвести природный процесс => надо построить модель.

Мысленный эксперимент.

Мысленный эксперимент - методы теоретического исследования объекта, в своей совокупности, образующих идеализированную модель, состоящую из мысленных схем и их взаимодействия. В ходе такого эксперимента объекты мысленно ставятся в различные ситуации и в ходе этого можно установить такие законы, которые нельзя получить экспериментально. Классические методы исследования: метод Галилея, Эйнштейна при выведении положения теории относительности о тождестве инерциальной силы и силы тяжести тела. Это тождество он вывел путём мысленного эксперимента - представил лифт, движущийся от поверхности Земли к центру в нём сидит наблюдатель и вдруг лифт обрывается, и вопрос - что чувствует наблюдатель? Наблюдатель и не знает, что трос оборвался, и не отличает, что это сила тяжести или ускорение от падения. Далее Са?до Карно? при исследовании паровой машины. Он считал что там есть теплород и уподобляет его воде и разность температур - разность уровней, и тогда работа не зависит от природы вещества, а измеряется произведением количества теплорода на разность температур, т.е. ограничена температурой нагревателя и холодильника, которые оба важны. Далее это стало вторым началом термодинамики.

Такие эксперименты сопровождают всю современную науку.

Метод формализации (Формализация).

Формализация - это метод исследования содержания объекта с помощью выявленных закономерностей и связей между элементами его формы. В процессе формализации какая-либо содержательная область (рассуждения, доказательства, поиск научной информации и т.д.) представляется в виде формальной системы. В этой системе форма отделяется, абстрагируется от содержания, изучаемая предметная область отображается в знаковой системах искусственных языков (формулах). Такая модель позволяет исследовать структурные закономерности происходящего в ней процесса, при этом происходит отвлечение от качественных характеристик. Подвергаются преобразованиям с формальными знаками. Оперируя формулами и получая конечное содержание, далее субъект может опять вкладывать в него содержание.

Формализация осуществляется на базе абстракций, формализаций и т.п. осуществляется на базе математики и частный случай этого метода - метод математизации - внедрение математики в область. Логика, лингвистика имеют свои «упаковки» метода формализации. При этом, используются искусственные языки, которые называются исчислениями. Исчисление - это система изучения тех или иных областей...(???) установления соответствия между знаками и предметами области теоретического исследования.

В мат логике: исчисление предикатов, классов, высказываний и т.п.

Метод аксиоматизации (аксиоматизация).

Аксиоматический метод - метод дедуктивного построения теории или какого-либо раздела науки (математики механики), при котором на основе выбора исходных постулатов, называемого аксиомами, логически путём выводятся все остальные положения теории или какого-либо раздела науки. К аксиомам относятся начальные общие положения истинность которых принимается без доказательств, а все остальные положения теорий выводятся с помощью доказательств. Пример - геометрия Евклида. Науки, построенные на основе аксиоматического метода - дедуктивные науки.

Гипотетико-дедуктивный метод.

Гипотетико-дедуктивный метод - это метод, выдвижения абстрактно теоретического предположения (научная гипотеза) для объяснения причин непосредственно не наблюдаемых форм связей между изучаемыми объектами. Такая конструкция далее дедуктивно развёртывается. Т.е. гипотеза развёртывается от начального предположения, подвергается проверки, а далее знание уточняется и анализируется.

Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

Метод теории государства и права имеет сложную структуру, основу которого составляет теория познания как методологическая основа любой юридической науки. Теория познания основана на теории отражения и есть результат многовекового пути человечества к познанию мира. Ее главным звеном являются принципы познания:

  • - объект познания, явления или вещи окружающего мира существует объективно, независимо от познающего субъекта, и познаваем;
  • - результат познавательной деятельности - знания, их система, которые объективно определяются реальностью, жизнью;
  • - мышление есть опосредованное познание, основанное на восприятии окружающей среды с помощью ощущения, восприятия и представления;
  • - мыслительный процесс есть выведение абстракции, обобщений понятий и категорий, фиксирующих объективные законы;
  • - мышление и язык тесно взаимосвязаны; мышление протекает с помощью языка и объективирует мысль; языковые единицы (слово; словесный оборот; грамматическое предложение) и правила есть адекватный способ формулирования мысли; одновременно язык есть способ закрепления (выражения) результатов мышления;
  • - познание "удваивает" мир. С одной стороны, это мир действительности, непосредственно то, что окружает нас, с другой - мир идеального, существующий в виде понятий, категорий, гипотез, предположений, теорий, концепций, отражающий реальность.

Безусловно, это лишь основы теории познания, без знания которых, без реализации их требований невозможно достижение объективных научных результатов.

Метод познания зависит от композиции (комбинации) познавательных средств, а также от цели, поставленной познающим. Однако сама теория познания - лишь основа метода юридической науки, в том числе ее составляющий теории государства и права, которая диалектические принципы и саму диалектику как бы вбирает в себя ("прописывает") как универсальный метод познания.

Диалектика как универсальный принцип познания. Представляет собой систематизированные правила познания мира, выработанные человечеством. Универсальным систематизатором и автором многих требований диалектического подхода, диалектической логики явился Гегель*(5) .

К основным требованиям диалектики относится прежде всего объективность подхода к исследуемому явлению (государство и право). Познающий должен изучать все стороны предмета или явления и его (их) связи с другими, где реализуются или проявляются его свойства. Например, невозможно изучение права, правового регулирования вне связи с государством, государственной властью; также невозможно их объективное исследование вне таких специальных феноменов, как политика, культура и др. На этом универсальном принципе диалектики, на наш взгляд, во многом и основан материалистический подход, который заключается в рассмотрении государства и права как явлений особых, являющихся неотъемлемыми элементами общества, общественного устройства. Эти структурные компоненты общественной системы призваны выполнять важнейшие функции с целью сохранения и развития самого общества. Однако их содержание и уровень развития предопределены существующими социальными, культурными и экономическими условиями.

Марксизм в этом плане шел еще дальше и утверждал, что базисные отношения - отношения, складывающиеся в процессе средств производства и средств потребления и обмена, - фактор, определяющий сущность и содержание возвышающейся над ними надстройки (государство, право, мораль, культура и др.). Таким образом, государство и право предопределяются экономикой, а их "обратное" воздействие на нее невелико*(6) . Марксистская концепция происхождения государства и права, их место и функции в общественной жизни, а также их судьба, в том числе политическая, в настоящее время подвергнуты критике. Однако отрицать марксистское положение о взаимосвязи и взаимозависимости государства и права от экономических и иных социальных явлений вряд ли объективно.

В конечном итоге изучаемое должно реально и точно отражать действительность. Здесь важны следующие моменты. Исследователь, основывающий свое познание на принципах диалектики, выработанных всем человеческим опытом и объективно данных природой, в принципе "обречен" на достижение объективных результатов. Между тем достижение объективности часто затруднено, особенно в сфере социальных наук по причинам политического характера, эмоционального восприятия общественных процессов и полученных результатов. Здесь задача исследователя - сохранить объективность, несмотря на различные обстоятельства, ибо только в этом случае полученные научно-исследовательские данные можно назвать научными, а их автора - ученым.

Следующее требование диалектики - исследование явления или объекта необходимо проводить с позиции того, как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, какие задачи и функции выполняет в настоящее время. Это требование в полной мере распространяется и на юридическую науку; несомненно, это очень важный принцип для метода теории государства и права, истории отечественного государства и права и других юридических наук. Невозможно адекватно представить цели, задачи и содержание государства и права, не имея представления об особенностях этих явлений в прошлом, их социальном и политическом предназначении.

К требованиям диалектики при исследовании государственно-правовых явлений относят использование категорий диалектического материализма. И это справедливо, однако важно, чтобы их применение было корректно. Нередко при изучении используются понятия, не отвечающие смысловому содержанию полученных научных результатов (по нашим наблюдениям такое нередко происходит, например, с категорией "сущность" и др.). Юридическая наука наиболее часто использует такие диалектические категории, как форма и содержание; сущность и явление; причина и следствие, общее и особенное и др. Следует обратить внимание и на необходимость корректного применения понятий и категорий иных философских наук, например, теории систем (элемент и структура; система и подсистема и т.д.). В полной мере это относится к социологии, историческому материализму и др.

Применение теорией государства и права категориального аппарата диалектики, ее законов при изучении государства, права, правового регулирования позволяет выяснить и вскрыть глубинные закономерности их происхождения, развития и изменения; упорядочить и структурировать результат познанного.

Общенаучные методы. Теория познания, ее принципы, диалектика и ее категории и законы самостоятельно не могут дать научных результатов. Они являются лишь направляющими требованиями и необходимыми научными средствами. Более конкретные знания любые науки получают, применяя общие научные методы. Их знание и творческое применение в изучении государства и права и иных связанных с ними явлений в значительной мере облегчает путь к объективным знаниям, выступает гарантом от ошибок и получения недостоверных знаний. Содержание общенаучных методов составляют приемы и способы, применяемые в процессе познания его предмета, с помощью которых приращиваются новые знания в системе данной науки. Таким образом, метод теории государства и права - система приемов и способов, используемых для познания предмета науки, раскрытие закономерностей функционирования и развития государства и права. Рассмотрим общенаучные методы.

Теоретический метод. Основу данного метода составляет восхождение от конкретного к абстрактному, что является необходимой стадией познания предмета науки и по большому счету выступает основным приемом познания государственно-правовой реальности. Именно этот метод в первую очередь позволяет говорить об особенности науки с позиции познания действительности. Абстрагирование представляет собой качественно новый этап, скачок в развитии научного познания, несомненно, обогащающий эмпирические знания. Это переход от многообразия черт, отношений и связей, присущих явлениям и процессам, к закономерностям, повторяющемуся и устойчивому.

Теоретическое познание необъяснимых факторов приводит к образованию понятий, отражающих общие свойства и связи исследуемых явлений ("система права", "норма права", "источник права", "пробел в праве", "коллизия юридических норм" и др.), образованных с помощью абстрагирования.

Восхождение от конкретного к абстрактному находит широкое применение в процессе изучения новых явлений и факторов, которые по объективным обстоятельствам не могут быть объяснены с помощью теоретических знаний.

Все большее применение в праве и других общественных науках получает аксиологический метод (ценностный). Его основа - теория ценностей и оценок. Человек всегда старался определить, что для него является ценным, полезным, какие явления и предметы значимы для него, группы людей, общества, государства, экономики и т.д. Исследователи также ставят своей задачей определить ценность явления, предмета, информации и др.

Большое признание, начиная с середины прошлого века, получил так называемый системный подход (метод). Здесь задача исследователя сводится к тому, чтобы установить систему (объект), (подсистемы), их элементы, наличие и качество связей и отношений между ними. Системный подход основывается на утверждении принципа, что каждая подсистема в свою очередь есть система для другой, более масштабной. Например, верно утверждение о том, что система права выступает суперсистемой для отрасли права как самостоятельной системы. Одновременно отрасль права суперсистема для ее подотраслей. Аналогичное можно сказать об отношениях между подотраслью и институтом права. Относительно государственных явлений, как пример отношений система - подсистема, может выступать федерация и ее субъекты. Подчеркнем, что системный анализ (иногда его называют системно-структурным) ставит целью выявить функциональные связи между элементами, установить факторы, обеспечивающие единство системы. Важное значение имеет и установление субординационных отношений в системе и средств ее обеспечивающих, а также координационных и иных связей и средств их обеспечения.

Частнонаучные методы. Юридические науки, в том числе теория государства и права, используют не только общенаучные методы, но и частнонаучные, свойственные определенным юридическим наукам. Общенаучные и частнонаучные методы не сливаются друг с другом. Широта использования частнонаучных методов не означает, что они "поглощают" общенаучные. Нередко и частнонаучным методам приписывают всеобщий характер, их рассматривают не только с позиции всеобщности, но и наделяют такими качествами, "как устремление диалектики", "ее острие" и т.д.

К частнонаучным методам юридических наук относят формально-логический метод, конкретно-социологический, сравнительного правоведения (государствоведения) и др.

Формально-логический метод - средства и способы логического изучения права. Основан на понятиях, категориях, правилах и законах формальной логики. Здесь право изучается как таковое и не связывается с иными социальными феноменами (культурой, религией, нравственностью и т.д.) и экономикой. В этом случае исследователь абстрагируется, например, от проблем субъектов правореализации, его эффективности и др. Право рассматривается как формально-определенная, логически взаимосвязанная и строго фиксированная система правил, построенная по принципу соподчиненности и непротиворечивости норм. Логический закон тождества, не противоречия, исключенного третьего, достаточного основания позволяют установить особенности права как логической системы. Правотворчество и правоприменение рассматриваются в соответствии с логическими формами мышления, логическими операциями, в основе которых правила формулирования суждений и умозаключений.

Правотворческая деятельность в процессе подготовки текста нормативного правового акта подчинена законом и правилам формальной логики, образуя внешне невидимую, но крайне важную логическую основу текста документа.

Формально-логический метод с успехом применяется при изучении правоприменительной деятельности. Применение юридической нормы к фактическому обстоятельству часто справедливо представляют как дедуктивное умозаключение, где норма права - большая посылка, фактическая ситуация - меньшая, а решение по юридическому делу - вывод.

Заметим: формальная логика, ее приемы и законы применяются при использовании любого метода. Когда же речь идет о формально-логическом методе, то здесь имеется в виду применение логики как специального способа познания права (именно поэтому метод называют формально-логическим).

Конкретно-социологический метод. Государственно-правовые институты, исследуемые юридической наукой, в конечном итоге выражаются в действиях граждан, должностных лиц, коллективных субъектах права. Юридическая социология изучает эти действия, операции (системы действий), деятельность тех или иных государственных органов и их результаты. Цель конкретно-социологических исследований - в получении информации о государственно-правовой деятельности, ее эффективности. С помощью данного метода изучается, например, кадровый состав судебной системы (уровень юридического образования, ученая степень, периодичность повышения квалификации), отношение к выполнению профессиональных обязанностей (количество жалоб и заявлений на действия судьи и работников судебной системы), а также факторы, влияющие на вынесение судебных решений (уровень профессиональной подготовленности, уровень общей культуры, семейное положение и т.д.).

Приемами получения такого рода информации выступают опрос, анализ письменных источников, интервьюирование и др. Недостоверность социологической информации - явление нередкое. Его объясняют желанием интервьюируемого "выглядеть лучше", скрыть трудности, недостатки в профессиональной деятельности. Социально-правовые исследования трудоемки, затратны и требуют высокого профессионализма.

Метод сравнительного правоведения и государствоведения предполагает изучение различных государственно-правовых систем, в том числе судебных, путем выявления общих и специальных признаков сходных правовых явлений. Полученные знания могут быть использованы при совершенствовании государственного аппарата и его органов, правовой системы. Эти знания необходимы для формирования единого правового пространства, координации усилий различных, прежде всего европейских, государств, для решения глобальных проблем человечества.

Сравнительный метод предполагает следующие стадии исследования: 1) изучение государственно-правовых явлений как автономных образований и выявление их существенных качеств и черт; 2) сравнение исследуемых признаков аналогичных институтов и установление на этой основе сходства и различия; 3) оценку признаков отличия с позиции целесообразности применения в национальной государственно-правовой или международной практике. Оценка может осуществляться с позиции справедливости, целесообразности, эффективности и др.

Сравнительное правоведение позволяет значительно расширить юридический кругозор, создать базу для практической деятельности. Данный метод, его развитие очень важны для России - страны, где активно обновляется законодательство, проходят судебная и административная реформы, а также реформа местного самоуправления.

Введение. 3

1. Общенаучные методы исследования. 4

1.1 Моделирование. 4

1.2 Системный метод. 5

1.3 Математические методы.. 6

2. Частнонаучные методы исследования. 8

2.1 Сравнительный метод. 8

2.2 Картографический метод. 9

2.3 Исторический метод. 12

2.4 Геоинформационные системы.. 14

2.5 Аэрофотометоды.. 15

2.6 Космические методы.. 16

2.7 Фенологические наблюдения. 17

Заключение. 20

Литература. 21


Введение

При решении теоретических проблем и практических задач в биогеографии используется широкий арсенал географических методов, среди которых важнейшую роль играют сравнительно-географический и картографический методы; при этом требуется также глубокое знание биологических свойств и экологии растительных и животных организмов, умение широко использовать данные о специфике взаимодействий организмов и сообществ друг с другом и со средой .

Существуют общенаучные методы и частнонаучные методы, которые использует каждая наук, в том числе и биогеография.

Общенаучные методы, которые используются в различных областях науки, т.е. имеют широкий, междисциплинарный спектр применения. К ним относятся:

1) моделирование;

2) системный анализ;

3) математический.

Частнонаучные (специфические) - это методы, используемые только в какой-то конкретной науке. Среди них важное значение имеют сравнительный, картографический, исторический, создание геоинформационных систем.


Общенаучные методы исследования

Моделирование

Моделирование процессов, связей, явлений широко применяется в биогеографии. Стремясь к систематичности, географы во все времена исключали из поля зрения часть явлений. В последние 10-летия это делается сознательно, что и является, по сути, моделированием: ведь когда учёные "отбирают" только главные черты действительности, им становиться более ясной и понятной её структура, механизм развития .

Моделирование - упрощённое воспроизведение реальности, описывающее в обобщённой форме её существенные черты и взаимосвязи, широко используется в современной географии .

Математическое моделирование в экологии сообществ – достаточно обширная область исследования и по выбору объектов моделирования, и по набору методов, и по спектру решаемых задач. Предлагаемый читателю обзор не претендует на охват всех аспектов моделирования. Внимание авторов обращено на два класса методов: моделирование с помощью дифференциальных уравнений и методы, основывающиеся на экстремальных принципах биологии. Если примеры вариационных моделей относятся к довольно широкому кругу растительных и животных сообществ, то для подходов, основанных на дифференциальных уравнениях, в виду обширности материала внимание сконцентрировано на моделировании сообществ микроорганизмов .

Модели каждого из методов, безусловно, обладают своими достоинствами и недостатками. Так, дифференциальные или разностные уравнения позволяют описывать динамику процессов в режиме реального времени, тогда как вариационные методы, как правило, предсказывают лишь конечное стационарное состояние сообщества. Но на пути имитаций с помощью уравнений возникают трудности как принципиального, так и технического характера. Принципиальная трудность состоит в том, что не существует систематических правил вывода самих уравнений. Процедуры их составления основываются на полуэмпирических закономерностях, правдоподобных рассуждениях, аналогиях и искусстве модельера. Технические трудности связаны с высокой размерностью задач по моделированию сообществ. Для существенно многовидовых сообществ, потребляющих многочисленные ресурсы, требуется подбор сотен коэффициентов и анализ систем из десятков уравнений .

В зависимости от цели моделирования, можно выделить два типа моделей: дескриптивные модели и модели поведения .

Дескриптивная модель позволяет получить информацию о взаимосвязях между наиболее важными переменными экосистемы. Реализуется такой тип модели методами стохастического моделирования, основанного на инструментах теории вероятностей и математической статистики. Разделяют статические методы, не учитывающие время в качестве переменной (простая и множественная линейная и нелинейная корреляция и регрессия; дисперсионный, дискриминантный и факторный виды анализа, методы оценки параметров), и динамические методы, которые учитывают временную переменную (анализ Фурье, корреляционный и спектральный анализ, весовые и передаточные функции) .

Модели поведения описывают системы во время переходного периода от одного состояния к другому. Для осуществления этой категории моделей изучают: 1) структуру сигналов на входе и выходе системы; 2) реакцию системы на особые проверочные сигналы; 3) внутреннюю структуру системы. Последний пункт реализуется аналитическим моделированием, в основе которого лежат дифференциальные уравнения, описывающие причинно-следственные связи в экосистеме .

Системный метод

"Природу нужно рассматривать как целое, если мы хотим понять детали". (Докучаев, Берг, Баранский, Саушкин). Л.Берталанфи - творец системного подхода - в конце 40-х гг. писал: "Система есть комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи" .

К числу важнейших понятий теории систем относятся: целостность, структура, саморегулирование, устойчивость. Системный поход позволяет не только по-новому взглянуть на объект как на целое, но и охарактеризовать его количественно, создать его графическую модель. В этом состоит практическое значение системной методологии .

В 60-70 гг. XX в. в географические исследования стал проникать системный подход, основанный на общей теории систем. Появились работы А.Д. Арманда, В.С. Преображенского, Ю.Г. Пузаченко, А.Ю. Ретеюма, А.Г. Исаченко, В.Н. Солнцева, Ю.Г. Саушкина и др. (за рубежом ещё раньше в США, Швейцарии - Д. Харвей, Р. Чорли). Такое внимание не случайно. Ведь в реальной действительности любая система (целостный комплекс взаимосвязанных элементов) является бесконечно сложной и мы можем изучать лишь систему, полученную в результате некоторой абстракции от реальной системы. Системный подход применим к широкому географических проблем как в статистике (анализ элементов, образующих систему, их взаимоотношения, структуру), так и в динамике (ретроспекция, прогнозирование изменений и спонтанных и целенаправленных). Позволяет оценить динамику развития сообществ живых организмов во времени и в пространстве, а также взаимодействие их с окружающей природной средой .

Математические методы

Очевидно необходимы и математические методы. В науке они были вызваны к жизни стремлением как-то выразить "в числе и мере" бесконечного сочетания объектов природы, населения, хозяйства на определённых территориях. Но математические методы в географии особенно успешно применимы при определённой однородности пространства, что встречается редко .

В 60-е гг. некоторые географы рассмотрели внедрение в географию "количественных" математических методов как столбовую дорогу её развития. Это получило название "количественной революции" в географии, а её сторонники называли себя "количественниками". Но уже в 70-е начинается откат, т.к. очевидна вся сложность предметного отражения всего многообразия пространства и его элементов только методами математики .

Кроме методов математической статистики и теории вероятности, широко используемых в настоящее время в физической географии, применяются также математический анализ, теория множеств, теория графов, матричная алгебра и др. Особенно большие надежды возлагаются на использование теоретико-информационных методов и кибернетики .

До сих пор еще в географии наиболее широко используются вероятностно-статистические методы, необходимые для анализа протоколов наблюдений и систематизации фактических данных, т.е. на эмпирическом уровне познания. Однако при переходе на теоретический уровень для обобщений и выявления основных закономерностей географы все больше начинают использовать математический и векторный анализ, теорию информации и теорию множеств, теорию графов и теорию распознавания образов, теорию вероятности и теорию конечных автоматов. При этом резко возрастает роль таких познавательных операций, как идеализация, абстракция, гипотеза. Получение результатов исследования в виде карт, графиков, математических формул и т.д. по сути дела уже является моделированием .

Фундаментальные знания о закономерностях функционирования естественных надорганизменных систем добывают не только в специально организованных и спланированных экспериментах, но и путем анализа данных экологического мониторинга, полученных с помощью стандартных методик. Эти данные накапливаются десятилетиями, могут охватывать большие территории, но не всегда удовлетворяют требованиям метрологии, статистической воспроизводимости и другим условиям, которые позволили бы обоснованно использовать для их анализа традиционные методы математической статистики .

Анализ экологической литературы последних лет показывает, что при анализе многомерных массивов данных, получаемых в ходе исследования природных экосистем, чаще всего применяются либо классические статистические методы, такие как дисперсионный и регрессионный анализ, либо методы, лишь формально относящиеся к статистическим: факторный анализ, кластер-анализ, многомерное шкалирование. Благодаря тому, что для всех этих методов в настоящее время имеются пакеты прикладных вычислительных программ (например SYSTAT, SPSS, STATISTICA и др.), эти методы стали доступны для широкого круга экологов, как правило не имеющих адекватной математико-статистической подготовки. Между тем применимость указанных методов к анализу данных экологических наблюдений (экологического мониторинга), относящихся к категории т.н. "пассивных экспериментов", представляется достаточно проблематичной .

Дальнейшие перспективы развития теоретического уровня в географии связаны с использованием математических и логических методов, а также методов моделирования и кибернетики .


Частнонаучные методы исследования

Сравнительный метод

Как отмечал Гетнер: "Сравнение - один из основных логических приёмов познания... познание любого предмета и явления начинается с того, что мы отличаем его от всех других предметов и устанавливаем сходства его с родственными предметами" .

Метод сравнения - один из старейших традиционных методов в науке. Он важен потому, что даёт возможность более полно и глубоко уяснить многообразие форм сообществ живых организмов в индивидуальном развитии и в связи с окружающей средой. Цель сравнений - в установлении количественных и качественных показателей, их описании и анализе для получения выводов о пространственно-временной структуре природно-территориальных систем, сообществ, их функционировании, состоянии и потенциале .

Сравнительный метод подразделяется на:

· собственно сравнительно-географический (применяется при выявлении и отображении качественных и количественных различий одноимённых объектов и явлений);

· географическое сопоставление (проводиться по составу, структурным связям, генезису, типу функционирования);

· сравнение соответствия теоретической модели объективному развитию географических объектов (используется для установления закономерностей пространственной дифференциации объектов, изучения их динамики и развития) .

Практические цели биогеографии тесно смыкаются с задачами общей экологии и наук о Земле. Специфика биогеографии состоит, с одной стороны, в получении комплексных, сопряженных данных об органическом мире той или иной территории, а с другой – в сравнительно-географическом подходе к анализу и интерпретации этих данных. С его помощью биогеография способна в принципе прогнозировать результаты различных планируемых и случайных воздействий на биосферу. При этом биогеография выступает как бы в качестве наблюдателя и толкователя экспериментов, поставленных самой природой. Специально ставить такие эксперименты чаще всего нельзя – это либо рискованно для биосферы, либо требует многих сотен и даже тысяч лет для получения результата .

Наиболее разработанными частными дисциплинами биогеографии являются зоогеография и фитогеография (география растений, ботаническая география, геоботаника). География микроорганизмов находится на стадии становления по причине трудности изучения самого объекта .

Зоогеография и фитогеография четко различаются по объектам, но процессы, определяющие закономерности распределения для животных и растений, имеют много общего. Отсюда вытекает и принципиальное сходство целей и методов для этих биогеографических дисциплин, их синтез в рамках единой науки .

Биогеографический синтез наиболее оправдан в тех разделах частных дисциплин, которые занимаются исследованием распределения комплексов организмов по территории и закономерностей этого распределения. Далее следует задача объяснения выявленных закономерностей, что требует знания современных и прошлых взаимодействий между разными группами организмов, между ними и средой. Таким образом, логически осуществляется переход к сравнительно-географи­ческому исследованию сообществ и экосистем разного ранга, что и представляется основой биогеографической методологии. Реально исследователь имеет дело лишь с ограниченным набором видов или групп, однако и здесь необходимо осмысливать материал в биогеоценотическом и экосистемном плане .

Сравнительно-географический метод при творческом использовании даёт возможность анализировать черты сходства далёких друг от друга и совершенно непохожих территорий .

К сравнительному методу в определённой степени примыкает широко используемый в различных науках метод аналогов. Он состоит в том, что знания и данные о каком-либо географическом объекте выводятся из уже сложившихся представлений о другом, нередко сходном объекте (территории) .

Общенаучные и частнонаучные методы познания государства и права.

Сфера применения общенаучных приемов ограничивается решением определенных познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания. Общенаучные методы - методы применяемые на отдельных стадиях научного познания. 1 Анализ и синтез - деление целого на составляющие, и их анализ (пример - система права: отрасли, подотрасли, институты, нормы). Анализ как прием научного мышления выявляет структуру ГиП, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Синтез - изучение конкретного явления в единстве всех его составных частей. Как конкретный прием научного познания используется ТГП для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов ГиП м получаем представление о ГиП в целом. 2 Системный подход - изучает ГиП, государственно-правовые явления с позиции их системности. 3 Функциональный подход - выяснение функций ГиП, их элементов. 4 Герменевтический подход - текст нормы, есть документ особого мировоззрения автора, и толкуется с позиции современного исследователя совершенно по-другому. Поэтому этот метод предполагает вкладывать в исследуемые понятия именно то содержание, которые подразумевал их автор. 5 Моделирование - создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция с этими моделями. 6 Абстрагирование, подведение менее общего понятия под более общее, восхождения от абстрактного к конкретному - к философским законам и категориям непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Так, процесс познания формы Г может двигаться от абстракции «форма государства» к ее видам - форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм При подобном подходе познание формы Г будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие ""форма Г"" начнет обогащаться конкретными признаками и особенностями. При движении мысли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.

Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а напротив, предполагает применение спе­циальных и частных методов познания государственно-пра­вовых явлений. Традиционен для юридической науки 1 формально-юри­дический метод. Исследование внутреннего строения пра­вовых норм и права в целом, анализ источников (форм пра­ва), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. - все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при анализе форм Г, при определении и юри­дическом оформлении компетенции органов Г и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы ГиП, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-пра­вовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы. 2 Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные корни Г и П. Изложенное обусловливает применение при познании государственно-правовых явлений исторического метода. 3 Метод конкретно-социологических исследований - сбор, анализ и обработка правовой информации. Выявление социальной обусловленности юридических норм, престижа права в обществе. Конкретно-социологический метод позволяет установить и измерить роль социальных факторов, их влияние на государственно-правовое развитие общества. 4 Статистический – используется при изучении эффективности действия права. Это анализ количественных показателей. Используется для явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью. 5 Кибернетический – используется для автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации (например, подход к управляемым процессам с учетом обратной связи, обязательного соответствия «разнообразия» управляющей и управляемой систем и т.п.). 6 Сравнительно-правовой - основан на сравнении чего-либо "правового" с чем-либо "правовым". Условия: сравниваемые величины должны быть а) юридическими б) равнозначными (нельзя сравнивать Конституцию США и мононормы). Сравнение может быть микро (сравнение институтов), макро (в целом всей системы права). 7 Моделирование - создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция с этими моделями. 8 Социально-правового эксперимента - создание в экспериментальном порядке государственно-правовых явлений и проверка их "действий" в конкретных условиях.

Юридические науки, в том числе теория государства и права, как отмечалось, использует не только общенаучные методы, но и частнонаучные, свойственные юридическим наукам. Общенаучные и частнонаучные методы не сливаются друг с другом. Широта использования частнонаучных методов не означает, что они «поглощают» общенаучные, и наоборот. Нередко и частнонаучным методам приписывают всеобщий характер, их не только рассматривают с позиции всеобщности, но и наделяют такими качествами, «как устремление диалектики», «ее острие» и т. д.

К частнонаучным методам юридических наук относят формальнологический метод, конкретно-социологический, сравнительного правоведения (государствоведения) и др.

Формально-логический метод - средства и способы логического изучения государственности и права; основан на понятиях, категориях, правилах и законах формальной логики. Здесь государство и право изучается как таковое и в основном не связывается с иными социальными феноменами (культурой, религией, нравственностью и т. д.) и экономикой. В этом случае исследователь абстрагируется, например, от проблемы качества субъектов правореализации, его эффективности в связи с этим и др. Право рассматривается как формально определенная, логически взаимосвязанная и строго фиксированная система правил, построенная по принципу соподчиненности и непротиворечивости норм. Логические законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания позволяют установить, например, особенности права как логической системы. Так, право- творчество и правоприминение рассматриваются в соответствии с логическими формами мышления, логическими операциями, в основе которых - правила формулирования суждений и умозаключений.

Правотворческая деятельность в процессе подготовки текста нормативного правового акта подчинена законам и правилам формальной логики, образует внешне невидимую, но крайне важную логическую основу текста документа. Содержание нормативного правового акта, его композиция также предполагают использование правил формальной логики.

Формально-логический метод с успехом применяется при изучении правоприменительной деятельности. Применение юридической нормы к фактическому обстоятельству часто справедливо представляют как дедуктивное умозаключение, где норма права - большая посылка, фактическая ситуация - меньшая, а решение по юридическому делу - вывод. Итогом правоприменительной деятельности в большинстве случаев является подготовка индивидуального акта, в котором важно не только значение, но и грамотное использование средств формальной логики. Каждый индивидуальный (правоприменительный) акт также имеет логическую структуру и текстуальную специфику (судебное решение, приказ о приеме на работу, указ Президента РФ о награждении и т. д.).

Таким образом, формально-логический метод позволяет исследовать логику действий субъектов правотворчества и правоприменения, особенности профессионального мышления и др.

Заметим, что формальная логика, ее приемы и законы применяются при использовании любого метода. Когда же речь идет о формально-логическом методе, то здесь имеется в виду применение логики как специального способа познания права (именно поэтому метод называют формально-логическим).

Рассмотрим сущность конкретно-социологического метода. Государственно-правовые институты, исследуемые юридической наукой, в конечном счете выражаются в действиях граждан, должностных лиц, коллективных субъектах права. Юридическая социология изучает эти действия, операции (системы действий), деятельность тех или иных государственных органов и их результаты. Цель конкретно-социологических исследований - получение информации о качественной стороне государственно-правовой деятельности, ее эффективности. С помощью данного метода изучаются, например, кадровый состав судебной системы (уровень юридического образования, ученая степень, периодичность повышения квалификации), отношение к выполнению профессиональных обязанностей (количество жалоб и заявлений на действия судьи и работников судебной системы), а также факторы, влияющие на вынесение судебных решений (уровень профессиональной подготовленности, уровень общей культуры, семейное положение и т. д.).

Приемами получения такого рода информации выступают опрос, анкетирование, анализ письменных источников, интервьюирование и др. Недостоверность социологической информации - явление нередкое. Его объясняют желанием интервьюируемого «выглядеть лучше», скрыть трудности, недостатки в профессиональной деятельности и др. Социально-правовые исследования трудоемки, затратны и требуют высокого профессионализма.

Сравнительное правоведение и государствоведение как метод предполагают изучение различных государственно-правовых систем, в том числе правотворческих, правоприменительных, включая судебные, путем выявления общих и специальных признаков сходных правовых явлений. Полученные знания могут быть использованы при совершенствовании государственного аппарата и его органов, системы права и др. Эти знания необходимы для формирования единого правового пространства, координации усилий различных, прежде всего европейских, государств для решения глобальных проблем человечества.

Сравнительный метод предполагает следующие стадии исследования: 1) изучение государственно-правовых явлений как автономных образований и выявление их существенных качеств и черт; 2) сравнение исследуемых признаков аналогичных институтов и установление на этой основе сходства и различия; 3) оценку признаков отличия с позиции целесообразности применения в национальной государственно-правовой или международной практике. Оценка может осуществляться с позиций справедливости, целесообразности эффективности и др.

Сравнительное правоведение позволяет значительно расширить юридический кругозор, создать базу для практической деятельности. Данный метод, его развитие очень важны для России - страны, где активно развивается законодательство, модернизируются судебная и административная системы, а также местное самоуправление.