Функции ментальных моделей системный анализ. Ментальная модель: понятие, определение, характеристика, причины и следствие восприятия мира. Направляют все наши действия

«Мы не склонны рисковать, когда есть что терять, но готовы на риск, когда есть надежда минимизировать потери»

Психологический термин «Эффект отражения» назван так потому, что предполагает зеркальное отображение одной и той же реальности, пропущенное через призму того, насколько неопределенной является ситуация и как оценивается ее возможный исход.

Это понятие помогает наглядно увидеть, что человек склонен воздерживаться от риска, если в условиях неопределенности ему в первую очередь четко показан размер предполагаемой выгоды. С другой стороны, этот эффект наглядно демонстрирует, что в тех же самых обстоятельствах большинство людей склонны пойти на риск, если им сначала четко указать на размер возможных убытков.

Механизм взаимодействия этих двух психологических моментов и был назван эффектом отражения.

Насколько известно, одним из первых ученых, описавших эффект отражения был лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 года Даниэль Канеман (Daniel Kahneman) в содружестве со своим другом (ныне покойным) Амосом Тверски (Amos Tversky). В своем знаменитом труде «Теория Шанса» (Prospect Theory) академики графически представили эффект отражения в следующем виде:

S-образная кривая представляет степень подавления склонности к риску

Как видно из графика, чем значительнее в глазах человека представляется выгода, тем в большей мере он будет подавлять в себе склонность делать то, что увеличит риск ее не получения; и наоборот, чем большие потери сулит исход событий, тем в меньшей мере индивидуум склонен сопротивляться тем вариантам, которые хотя и представляются достаточно рискованными, но несут в себе реальную надежду минимизировать возможные убытки.

Кажущаяся очевидность описанных выше взаимосвязей получает достаточно необычную окраску в свете результатов тех экспериментов, которые были проведены учеными.

Научно-следственный эксперимент

В 1981 Канеман и Тверски под совместным авторством опубликовали статью «Психология выбора: обрамление наших решений» («The framing of decisions and the psychology of choice»), в которой описали модель поведения двух групп людей, поставленных перед определенным выбором.

Условная ситуация была связана со следующей легендой: США сталкивается с опасной эпидемией, поражающей граждан азиатского происхождения, из-за которой могут погибнуть порядка 600 человек из указанной группы риска, проживающей на данной территории.

Для решения возникшей проблемы было разработано 2 программы, из которых нужно выбрать для применения только одну:

  • программа, А: если выбрать ее, 200 человек будут спасены ;
  • программа Б: если выбрать эту программу, то шанс на спасение 600 людей оценивается как один к трем (1/3), в то время как вероятность гибели всех 600 людей составляет два к трем (2/3).

Данная группа респондентов показала следующий результат: 72% участников выбрали программу А.

Второй группе была озвучена та же история, но с другими (диаметрально противоположными, т. е. «зеркальными») формулировками, описывающими последствия внедрения каждой из программ:

  • программа, А: если выбрать ее, погибнет 400 человек;
  • программа Б: если выбрать ее, то остается один шанс из трех (1/3), что никто не погибнет, в то время как вероятность гибели всех 600 человек оценивается на уровне двух к трем (2/3).

Выбор этой группы оказался зеркальным отражением результата выбора предыдущей: 78% проголосовали на программу Б.

И коль скоро Даниэль Канеман, будучи психологом, стал лауреатом Нобелевской премии в области экономики, а не в области психологии, то маркетологи тем более могут постараться найти способы применения описанного им эффекта отражения в сфере интернет-маркетинге.

Эффект отражения в интернет-маркетинге: две сферы применения

Ниже приведены 2 условные ситуации и способы их решения в пользу online предпринимателей и маркетологов с применением эффекта отражения.

Ситуация 1 : посетитель думает, оставлять ли свой лид (контакты) в регистрационной форме на лендинге.

Способ решения этой ситуации с позиции эффекта отражения: сосредоточить внимание клиента на выгодах УТП.

Механизм действия эффекта отражения: желание получить перечисленные выгоды подавляет склонность к риску их неполучения в случае отказа от заполнения лид-формы.

Ситуация 2 : человек думает, стоит ли ему отписаться от оформленной ранее рассылки.

Способ решения этой ситуации с позиции эффекта отражения: сосредоточить внимания на том, что он потеряет, отписавшись от рассылки (на практике это могут быть не только элементы УТП, но и бонусы, а также специальные предложения).

Механизм действия эффекта отражения: страх понести ущерб в виде упущенных выгод, подавляет склонность к потенциальному риску.

В этом уроке вы узнаете, как создать текстовый эффект с зеркально отраженным пейзажем, используя фото природы, обтравочные слои, маски, кисти и фильтры. Начнем!

На создание этого эффекта меня вдохновили многочисленные стили слоя, доступные на GraphicRiver .

1. Создаем фон и текстовые слои

Шаг 1

Для качественного результата очень важно выбрать правильную картинку. На ней должны быть две контрастные области, которые мы зеркально отразим и получим нужный эффект, причем одна из контрастных областей должна быть достаточно однотонной с небольшим количеством деталей.

Открываем туманный пейзаж или любую другую картинку в Photoshop. Изображение достаточно большое, поэтому мы подкорректируем его разрешение с помощью команды Image - Image Size (Изображение - Размер изображения). Вводим необходимые размеры и нажимаем ОК.

Шаг 2

Пишем любой текст, используя шрифт Sumac Typeface, затем нажимаем Ctrl+T, чтобы активировать режим свободной трансформации, и подгоняем размер текста под размер документа.

Закончив, нажимаем Enter, чтобы принять изменения.

2. Применяем текстуру к тексту

Шаг 1

Дублируем слой Background (Фон), размещаем копию над текстом, кликаем по ней правой кнопкой мышки и выбираем Create Clipping Mask (Создать обтравочную маску).

Шаг 2

Переходим Edit - Transform - Flip Vertical (Редактирование - Трансформирование - Отразить по вертикали) и Edit - Transform - Flip Horizontal (Редактирование - Трансформирование - Отразить по горизонтали).

Шаг 3

Берем Move Tool (V) (Перемещение) и с помощью стрелок на клавиатуре сдвигаем текстуру до тех пор, пока не подберем наиболее удачное расположение.

3. Создаем градиентную маску

Шаг 1

Выбираем текстовый слой и в нижней части панели слоев жмем на кнопку Add layer mask (Добавить слой-маску).

Шаг 2

Берем Gradient Tool (G) (Градиент), на верхней панели выбираем черно-белый градиент и стиль Linear (Линейный).

Кликаем по маске текстового слоя и заливаем градиентом нижнюю часть текста, начиная от точки за пределами нижней границы текста и заканчивая примерно на полпути до следующей границы.

Таким образом, мы получили плавный переход между нижней частью текста и фоном.

4. Добавляем финальные штрихи

Шаг 1

Выше всех предыдущих слоев добавляем новый и называем его «Кисть», затем берем Brush Tool (B) (Кисть).

Устанавливаем цвет переднего плана на белый и добавляем в Photoshop набор кисточек «Дым». С их помощью рисуем вокруг текста дым, чтобы лучше смешать надпись с туманным фоном.

Очень важно при работе регулировать непрозрачность кисточки и отдельно слоя «Кисть», чтобы получить более интересный результат, чем при использовании одного уровня непрозрачности.

В данном случае я уменьшила Opacity (непрозрачность) слоя до 50%, а для кисточки в процессе работы на верхней панели меняла непрозрачность.

Шаг 2

Выше предыдущих слоев добавляем новый и называем его «Шум», затем переходим Edit - Fill (Редактирование - Заливка). В появившемся окне устанавливаем Content (Содержимое) на 50% Gray (50%-ый серый) и нажимаем ОК.

Шаг 3

Кликаем правой кнопкой по слою «Шум» и выбираем Convert to Smart Object (Преобразовать в смарт-объект). Меняем режим смешивания смарт-слоя на Soft Light (Мягкий свет).

Шаг 4

Устанавливаем цвета переднего и заднего планов на черный и белый соответственно (клавиша D) и переходим Filter - Noise - Add Noise (Фильтр - Шум - Добавить шум).

Устанавливаем Amount (Эффект) на 15, Distribution (Распределение) - на Uniform (Равномерный) и ставим галочку напротив Monochromatic (Монохромный). Обратите внимание, что значение Amount (Эффект) зависит от размера изображения, который вы выбрали в начале урока.

Поздравляю, мы закончили!

В этом уроке мы с помощью картинки, обтравочных слоев, масок, а также кисточек и фильтров создали креативный текстовый эффект с зеркально отраженным пейзажем.

Не стесняйтесь оставлять комментарии, предложения и делиться результатами.

На этом уроке мы рассмотрим технику создания эффекта реалистичного отражения в стекле.

Я буду работать с этим изображением.

Создайте новый документ и разместите изображение девушки так, чтобы оно занимало правую половину холста.

Создайте копию слоя (Ctrl + J) и переместите созданный Слой 1 на левую сторону холста с помощью инструмента Перемещение (V) .

При активном Слое 1 , выберите инструмент . Затем щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и выберите команду Отразить по горизонтали . Нажмите Enter .

У Вас должно получиться нечто подобное.

Нам необходимо добиться, чтобы левое изображение коснулось правого изображения, таким образом, голова девушки в отражении будет слегка наклонена. На отражаемом изображении, лоб и бровь, самые близкие части в отражении, так как они касаются стекла, а подбородок будет самым далеким от стекла. Прежде всего, с помощью инструмента Свободное трансформирование (Ctrl + T) , необходимо слегка наклонить и уменьшить снизу изображение, таким образом оно будет выглядеть реалистично в отражении. Добившись необходимого результата нажмите Enter.

Есть небольшой белый промежуток наверху и большой белый промежуток у основания, я устраню это с помощью команды Деформации (Warp) . Снова выберите инструмент Свободное трансформирование (Ctrl + T) , затем щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и выберите команду Деформация (Warp) .

Сначала устраним верхний промежуток, перетащив правый верхний маркер вправо.

Чтобы устранить нижний промежуток, захватите угловой маркер у основания и перетащите вправо к основанию.

Теперь у нас остались другие промежутки, которые которые необходимо скрыть. Первый участок - наверху слева, второй - у основания слева. От верхнего участка избавимся при помощи инструмента Рамка (Кадрирование) (С) . Необходимо просто выделить целое изображение (оставив верхний промежуток вне рамки) и подрезать его нажав Enter , чтобы избавиться от первого участка. Что касается участка у основания, я просто копирую часть изображения, оставлю копию на своём месте и, используя инструмент Свободное трансформирование (Ctrl + T) и команду Деформация (Warp) , растяну копию и заполню нижний промежуток. При этом лицо девушки не деформируется. Итак, выделите и скопируйте часть изображения …

Скопируйте и вставьте его обратно в изображение.

Теперь используйте деформацию к скопированной части, чтобы скрыть промежуток. Результат не должен выглядеть прекрасным и может смотреться немного растянуто, так как это отражение. Далее объедините Слой 1 и Слой 2 вместе (Ctrl + E) , чтобы всё отражение оказалось на одном слое. Затем выберите Фильтр - Размытие - Размытие по Гауссу (Filter - Blur - Gaussian blur) и слегка размойте отражение.

Чтобы добиться реалистичного отражения, его необходимо слегка осветлить. Для этого используем инструмент Уровни (Ctrl + L) . Установите значения примерно, как показано ниже.

Установите непрозрачность слоя приблизительно 80 % . Вот, что у меня получилось.

Смотрится неплохо, но для правдоподобности необходимо добавить вид города за окном. Я собираюсь использовать это изображение города:

Откройте изображение города и расположите его в левой части холста.

Обрежьте часть, которая накладывается на отражаемое изображение. Добавьте немного размытия в движении выбрав Фильтр - Размытие - Размытие в движении (Filter - Blur - Motion Blur) и примените следующие параметры.

Установите непрозрачность слоя с городом приблизительно 70 % и измените режим наложения слоёв на Перекрытие (Overlay) .

Я надеюсь, что этот урок даст Вам идею относительно того, как Вы можете сделать реалистичное отражение в стекле. Экспериментируйте. Спасибо за чтение.

*** ПРИМЕЧАНИЕ ***
Основываясь на некоторые полученные комментарии, я немного изменил обучающий урок, чтобы придать эффекту больше реалистичности. Вот, что я изменил. Во-первых, снимок города размывать не надо. Во-вторых, я поместил слой с городом ниже слоя отражения, и установил непрозрачность слоя с городом приблизительно 46 % . В-третьих, для слоя с отражением я изменил режим наложения слоёв на Жёсткий свет (Hard Light) . Надеюсь, что этот вариант выглядит лучше. Спасибо!

Перевод: Владимир Нестеров

Установка этого эффекта, как и других эффектов для , осуществляется по одному принципу, установка эффектов для Paint.NET описана на главной странице этого раздела.

Диалоговое окно параметров эффекта отражение воды

Первый параметр в диалоговом окне эффекта отражение воды Расстояние . Это параметр отвечает за то, где начнется отражение. Параметр указывается в процентах от высоты изображения. Варианты значения параметра расстояние могут изменяться в интервале от нуля до четырехсот процентов. По умолчанию расстояние равно 50%, это середина изображения.

Второй параметр Период волн , который отвечает за амплитуду волны. Чем больше значение этого параметра, тем большее и мельче будут волны на рисунке. Значения параметра от 0,01 до 100, по умолчанию равно 10.

Третий параметр Длительность этот параметр отвечает за скорость снижение яркости по мере удаления от начала отражения. Значения этого параметра могут изменяться в интервале от 0,01 до 200, по умолчанию равен 100. Так в нашем примере мы заполнили нижний слой заливкой светло-синего цвета. Эффект применили к следующему (второму) слою, на котором был изображен зеленый шар на синем фоне. Кстати, сделать подобный зеленый шар можно легко , описание которого так же приведено на этом сайте. Итак, используя значение параметра "Длительность", установленное по умолчанию - 100, мы получили отражение, плавно меняющее цвет с белого на светло-синий.

Параметр Размытие отвечает за эффект размытия отражения по формуле Гаусса. Значения параметра размытия от нуля до 10. Эффект размытия может выполняться продолжительное время. По умолчанию, значение этого параметра равно 0, т.е. размытие отражения отключено.

Параметр Угол начала , задается в виде числа или с использованием круга, и отвечает за угол движения волны.

Параметр Ветер , позволяет исказить гладкую поверхность отражения, подобно эффекту ряби, вызванной ветром. Значения этого параметра от -100 до +100. Положительное или отрицательное значение отвечает за сторону, с которой "дует" ветер. Значение по умолчанию равно 0, т.е. без ветра. В нашем примере значение этого параметра было +1.

Параметр Искажение , позволяет еще больше исказить полученное в результате применения эффекта отражение. Значения этого параметра изменяются в интервале от -100 до +100, значение по умолчанию равно 0, т.е. отключено.

Флажок Вторая формула , если установить этот флажок, то выполнение эффекта отражения будет рассчитываться по альтернативной формуле. В некоторых случаях, получившаяся волна может выглядеть более естественно, а в некоторых случая эффект может вызвать, наоборот, через чур сильные искажения. Рекомендуется использовать эту формулу для больших значений параметров «Ветер» и/или "Искажение".

Второй флажок Полное искажение , в случае если он установлен, применит искажение не только к отражению, но и к верхней части изображения.

Флажок Прозрачный горизонт позволяет определить линию начала отражения. В результате включения флажка должен будет появиться прозрачной разрез в изображении. В нашем примере все эти параметры были выключены.

В этом уроке мы научимся создавать реалистичное отражение объекта в воде. Шагов в уроке будет много, но на деле спецэффект простой. С его помощью можно обработать любую фотографию (хотя лучше для этого подходят те снимки, где воды изначально не было). Мы добавим рябь на воде с помощью пары фильтров Photoshop, в том числе фильтра Displace, где для искривления и искажения изображения предстоит создать и применить специальную карту смещения. Также в этой версии урока задействована возможность фотошопа создавать смарт-фильтры, которые позволят нам в самый последний момент подправить действие фильтра.

Этот снимок мы берем за основу:

А вот какое отражение мы получим в итоге:

Шаг 1: Создаем копию слоя Background L ayer

Первый шаг - сделать копию оригинала. Он находится в слое Background Layer , в настоящий момент он у нас в панели слоев единственный:

Панель слоев с оригинальным снимком Background L ayer

Мы создадим его копию, открыв Layer в меню, расположенном в верхней части экрана, и нажав New , а затем Layer via Copy . Еще можно нажать Ctrl + J (Win) / Command + J (Mac) на клавиатуре, так будет быстрее:

Открываем Layer > New > Layer Via Copy

Photoshop создает копию слоя с названием Layer 1 , мы видим ее в панели слоев над слоем Background L ayer:

Панель слоев с новым слоем Layer 1

Шаг 2: Добавляем снизу дополнительное пространство

Теперь давайте увеличим холст, добавив внизу место для нашего отражения. Открываем в верхнем меню Image и выбираем Canvas Size :

Открываем Image > Canvas Size

Canvas Size . В первую очередь ставим галочку перед опцией Relative . Потом задаем ширину Width 0 Percent и высоту Height 100 Percent (убедитесь, что у вас выставлено именно Percent, а не Pixels, Inches или что-либо другое).

Под опцией Relative находится поле Anchor 3 × 3 клетки. Выберите среднюю клетку в верхнем ряду. Photoshop добавит дополнительное пространство в низу фотографии. И хотя это не критично, но для того, чтобы знать, что мы все делаем одинаково, в опции Canvas extension color , которая находится в нижней части диалогового окна, выберите White:

Закончив, закройте диалоговое окно, нажав OK . Теперь наш холст стал вдвое больше, снизу добавился кусок белого цвета:

Шаг 3: Перевернем вертикально фотографию в слое Layer 1

Теперь надо перевернуть фотографию в слое Layer 1 , расположив ее вверх ногами под оригиналом, что даст нам эффект зеркального отражения. Для этого откройте Select в верхней части экрана и выберите All или же нажмите Ctrl + A (Win) / Command + A (Mac) на клавиатуре. Таким образом мы выбираем весь слой Layer 1 , по его краям вы увидите контур:

Выбираем Select > All

После этого открываем меню Edit , затем Transform , затем Flip Vertical :

Открываем Edit > Transform > Flip Vertical

Фотография переворачивается вверх ногами по отношению к оригиналу, как нам и требовалось. Прежде чем двигаться дальше, давайте уберем контур выделения. Для этого мы заходим в меню Select и выбираем Deselect либо нажимаем Ctrl + D (Win) / Command + D (Mac) на клавиатуре:

Выбираем Select > Deselect

Теперь у нас под оригинальной фотографией появилось ее зеркальное отражение:

Мы перевернули слой Layer 1 вертикально

Шаг 4: Объединим два этих слоя в один

Теперь нам нужно объединить оригинал и отражение в одном слое. Самый простой способ - сделать это с клавиатуры. Нажмите Shift + Ctrl + Alt + E (Win) / Shift + Command + Option + E (Mac). Как будто бы ничего не изменилось, но в панели слоев появился новый слой Layer 2 , а на его миниатюре слева от названия мы видим, что он объединил в себе оба слоя, которые находятся под ним:

Слои Background L ayer и Layer 1 теперь объединены в новом слое Layer 2

Шаг 5: Добавим чистый слой Blank Layer

Нам нужно создать еще один слой, на этот раз чистый. Для этого нажимаем на иконку New Layer в нижней части панели слоев:

Нажимаем на иконку New Layer

С изображением ничего не происходит, но в панели слоев в самом верху добавляется новый слой Layer 3:

Панель слоев с новым чистым слоем Layer 3

Шаг 6: Заливка нового слоя белым цветом

Новый слой необходимо залить белым. Для этого откройте Edit в верхней части экрана и выберите команду Fill:

Открываем Edit > Fill

Photoshop откроет диалоговое окно Fill . В опции Use , которая находится сверху, выберите White и убедитесь, что в опции Mode , которая находится ниже, установлено Normal , а значение Opacity - 100 %:

Опции Fill

Нажмите OK , окно закроется, и Photoshop зальет слой Layer 3 белым. На время он скроет из вида все остальное:

Так выглядит наше изображение после того, как слой Layer 3 залили белым

Шаг 7: С помощью фильтра Halftone Pattern создаем черные и белые горизонтальные линии

Теперь с помощью одного из фильтров Photoshop - Halftone Pattern - расчертим белый слой Layer 3 черными и белыми горизонтальными линиями. Но предварительно следует убедиться, что цвета переднего и заднего планов выставлены по умолчанию (черный передний план и белый задний план). Это необходимо потому, что фильтр Halftone Pattern зависит от цветов переднего и заднего плана, а для целей данного урока нам необходимо, чтобы это были черный и белый цвета.

Проще всего восстановить настройки по умолчанию, нажав клавишу D (Defaults) на клавиатуре. В цветовых ячейках в нижней части панели инструментов вы должны увидеть, что слева вверху находится черный цвет (цвет переднего плана), а справа внизу - белый цвет (заднего плана):

Убедившись, что с цветами все нормально, выберем фильтр Photoshop CS6 Halftone Pattern . Он находится в галерее фильтров Filter Gallery . Открываем в верхнем меню Filter и выбираем Filter Gallery:

Открываем Filter > Filter Gallery

Открывается огромная галерея фильтров, большую часть которой занимает расположенная слева зона предварительного просмотра. В среднем столбце находятся фильтры, разнесенные по различным категориям. Найдите категорию Sketch , щелкните по ее названию, и вы увидите список находящихся в ней фильтров. Выбираем Halftone Pattern:

В правом столбце галереи фильтров появляются опции для настройки фильтра Halftone Pattern . Сначала выбираем Line в качестве Pattern Type . Затем, наблюдая за изменениями в зоне предварительного просмотра, сдвигаем ползунок Size , регулируя число черных и белых горизонтальных линий. Это наша будущая рябь на воде. Установим значение 10. Ниже находится ползунок Contrast, регулирующий четкость границ этих линий. Чем меньше значение, тем мягче эта граница. Нам понадобятся довольно мягкие линии, так что выставим Contrast 4:

Правый столбец с настройками фильтра Halftone Pattern

Нажмите OK , галерея Filter Gallery закроется, применив фильтр к слою Layer 3 . Теперь у вас должно получиться нечто в таком роде:

Изображение после применения фильтра Halftone Pattern

Шаг 8: Выделяем нижнюю половину изображения

Убедитесь, что у вас все еще выбран слой Layer 3 (он должен быть выделен синим цветом в панели слоев), после чего, удерживая клавишу Ctrl (Win) / Command слоя Layer 1 :

Удерживая Ctrl (Win) / Command (Mac), щелкните мышью по миниатюре Layer 1

Выделится нижняя половина слоя Layer 3 (возможно, на скриншоте это не очень хорошо видно):

Выбрана нижняя половина слоя Layer 3

Шаг 9: Применяем команду Perspective Transform

В верхней части экрана выберите Edit , затем Transform , затем Perspective:

Открываем Edit > Transform > Perspective

По углам нижней части слоя появляются манипуляторы (маленькие квадратики). Щелкните мышью по нижнему левому или нижнему правому и переместите его немного от центра. Перемещая только один из них, вы увидите, что второй тоже смещается в противоположном направлении. Обратите внимание, что линии в нижней части слоя становятся толще, а у центра - тоньше. Это фильтр Perspective создает ощущение перспективы, что сделает нашу рябь более реалистичной, поскольку расстояние между кругами на воде будет увеличиваться пропорционально удалению от края:

Верхнюю половину слоя мы не трогаем, потому что эффект отражения будет применяться только к нижней половине изображения. Так что переживать за верхнюю половину смысла нет.

Закончив, нажмите Enter (Win) / Return (Mac), потом Ctrl + D (Win) / Command + D (Mac), чтобы убрать контур выделения (также можно открыть меню Select в верхней части экрана и выбрать Deselect , как мы уже делали раньше). Теперь у вас должно получиться нечто подобное:

Слой после применения команды Perspective Transform

Шаг 10: Создаем копию слоя в новом документе

Из этого слоя мы сделаем карту смещений, но для начала нам нужно сохранить его в отдельном документе. Перейдите в меню Layer и выберите Duplicate Layer:

Открываем Layer > Duplicate Layer

Photoshop откроет диалоговое окно Duplicate Layer . В опции Document , которая находится в нижней половине окна, выберите New :

В опции Document устанавливаем New

Нажав OK , закройте диалоговое окно. Новый документ Photoshop откроется в новой вкладке. В верхней части экрана справа от первого документа появится вкладка с новым документом. Поскольку мы еще не задали его название (сделаем это сейчас), он называется Untitled-1:

Шаг 11: Сохраним и закроем новый документ

Все, что нам нужно сделать с новым документом, это сохранить его и закрыть. Перейдите в меню Layer и выберите Save As:

Нажимаем File > Save As

Откроется диалоговое окно Save As . Назовем свой документ water-ripples . Под названием файла находится опция Format , мы установим Photoshop.PSD , поскольку для создания карты смещений нам надо сохранить его как документ Photoshop. Не забудьте, куда вы сохраняете файл, чтобы потом его было просто найти. Сохраним файл в папке на рабочем столе. Закончив, нажмите Save , файл будет сохранен, а диалоговое окно закроется:

Дайте своему файлу название и сохраните его как Photoshop.PSD

Примечание: в зависимости от настроек Photoshop может открыться еще одно окно с опцией Maximize Compatibility . В таком случае просто нажмите OK и закройте окно.

Мы сохранили новый документ, так что теперь можно закрыть его, нажав на крестик рядом с его названием на вкладке. Вы заметите, что теперь у него новое название вместо Untitled-1 (в моем случае - water-ripples.psd ). А оригинальный документ остается открытым:

Шаг 12: Удаляем слой Layer 3 в оригинальном документе

В оригинальном документе слой Layer 3 с линиями нам больше не нужен, так что выделите его в панели слоев и нажмите Backspace (Win) / Delete (Mac) на клавиатуре. Теперь у вас должно остаться три слоя, выделен верхний слой Layer 2:

Панель слоев после удаления слоя Layer 3

Шаг 13: Преобразуем слой Layer 2 в смарт-объект

Теперь мы готовы перейти к редактированию отражения с помощью фильтров, но сначала давайте преобразуем этот слой в смарт-объект. Таким образом и фильтры станут смарт-фильтрами, а это значит, что мы сохраним полный контроль над настройками этих фильтров до самого конца. Активировав слой Layer 2 , нажмите на кнопку меню, которая находится в правом верхнем углу панели слоев:

Открывается меню с опциями, управляющими слоями. Выбираем из списка вариант Convert to Smart Object:

Выбираем из списка вариант Convert to Smart Object

На первый взгляд как будто ничего и не произошло, но в правом нижнем углу миниатюры слоя Layer 2 появится значок Smart Object , а это значит, что операция выполнена успешно:

На миниатюре появился значок смарт-объект

Шаг 14: Применяем фильтр Motion Blur

Давайте для начала немного размоем этот слой. В верхней части экрана выберите Filter , затем Blur , затем Motion Blur:

Открываем Filter > Blur > Motion Blur

В диалоговом окне Motion Blur установим значение Angle 90°, чтобы задать вертикальное направление размытия, после чего сдвинем ползунок Distance , который находится в нижней части окна, немного вправо, добавив небольшое размытие (передвигая ползунок, следите за изображением). Установим Distance 6 пикселей, но в данном случае фотография с небольшим разрешением. Если разрешение выше, то и число должно быть больше:

Открывается диалоговое окно с опциями фильтра Motion Blur

Нажмите OK , окно закроется, применив фильтр к изображению. Обратите внимание, размытие совсем небольшое. И не переживайте из-за того, что оно затронуло всю площадь кадра, вскоре мы это исправим:

Motion Blur

Шаг 15: Применяем фильтр Displace

Теперь давайте создадим рябь на воде при помощи недавно созданной карты смещения. Вернитесь в меню Filter , выберите Distort , затем Displace:

Открываем Filter > Distort > Displace

Наложение фильтра Displace состоит из двух этапов. Сначала мы с помощью нескольких опций зададим степень воздействия карты смещения на пиксели изображения, а затем выберем файл, который будет служить картой смещения. Основные опции мы зададим в появившемся диалоговом окне Displace . Нам понадобится горизонтальное искажение, похожее на расходящиеся в стороны круги на воде, для этого мы воспользуемся опцией Horizontal Scale , которая находится в верхней части окна. Зададим значение 4, но поскольку мы работаем со смарт-фильтром, в любой момент можно будет вернуться и изменить его.

Вертикальное движение нам не нужно, поэтому в опции Vertical Scale остается 0. Наконец, в опции Displacement Map выберите Stretch To Fit , а в опции Undefined Areas - Repeat Edge Pixels , если это не задано по умолчанию:

Задаем основные опции Displace

Нажав OK , закройте диалоговое окно. Появится второе окно, где мы выберем карту смещения. Откройте папку, в которую вы в 11-ом шаге сохранили файл water-ripples.psd . Выберите его и откройте при помощи кнопки Open:

Когда мы открываем файл, Photoshop сразу же применяет карту смещения ко всему изображению, создавая ощущение водной ряби (опять же не переживайте, в следующем шаге мы это исправим):

Фотография после применения фильтра Displace

На панели слоев под слоем Layer 2 мы видим два смарт-фильтра (Motion Blur и Displace ). Хотя мы уже наложили оба этих фильтра, мы еще можем отрегулировать их. Если вы хотите попробовать изменить настройки, например, поменять значение Distance для фильтра Motion Blur или значение Horizontal Scale фильтра Displace , откройте любой из них двойным щелчком из панели слоев, и снова появится соответствующее диалоговое окно. В конце этого урока вы увидите, что настройки фильтра, которые дают превосходный результат на одной фотографии, не обязательно будут так же хорошо смотреться на другой. Всегда остается поле для экспериментов, поэтому наличие смарт-фильтров крайне полезно:

Удерживая Ctrl (Win) / Command (Mac), щелкните мышью по миниатюре Layer 1

Вокруг нижней части фотографии появится контур выделения:

В нижней части панели слоев выбираем Layer Mask:

Нажимаем Layer Mask

В панели слоев появится миниатюра маски слоя Layer 2 , ее верхняя половина будет черная, а это значит, что она теперь скрыта из вида, а нижняя, белая, остается видна:

Теперь рябь на воде видна только в нижней части изображения, а сверху - нетронутая оригинальная фотография:

Шаг 17: Раскрасим воду, создав новый слой для регулирования Hue/Saturation

Завершим работу над спецэффектом, немного изменив оттенок воды. Для этого нам понадобится новый корректирующий слой , но поскольку мы хотим отредактировать только нижнюю часть изображения, не забудьте нажать Alt (Win) / Option (Mac) на клавиатуре и мышью выбрать иконку New Adjustment Layer в нижней части панели слоев:

Удерживая Alt (Win) / Option (Mac), нажмите на иконку New Adjustment Layer

Из появившегося списка корректирующих слоев выберите Hue/Saturation:

Добавим слой для корректировки Hue/Saturation

Когда мы удерживаем Alt (Win) / Option (Mac), Photoshop открывает диалоговое окно для создания нового слоя, прежде чем его добавить. Выберите опцию Use Previous Layer to Create Clipping Mask . Photoshop «обрежет» корректирующий слой по слою, который находится ниже, то есть изменения будут затрагивать только нижнюю половину изображения (чтобы понять, как это работает, см. урок «Основы работы с Clipping Masks в Photoshop»):

Выбираем опцию Use Previous Layer To Create Clipping Mask

Нажмите OK , и диалоговое окно закроется, а Photoshop добавит новый слой для работы с Hue/Saturation непосредственно над слоем Layer 2 (с маской):

Корректирующий слой Hue/Saturation , ограничивающийся слоем Layer 2

Управлять новым слоем будем через панель Properties panel . Сначала отмечаем опцию Colorize . Потом передвигаем ползунок Hue вправо примерно до 210, чтобы получить красивый голубой оттенок:

Опции Hue/Saturation в панели Properties

Вот что получилось, когда мы раскрасили нижнюю половину голубым:

Шаг 18: Понижаем непрозрачность корректирующего слоя

Остался последний шаг: снизить непрозрачность корректирующего слоя, чтобы сделать добавленный голубой оттенок деликатнее. Опция Opacity находится в правом верхнем углу панели слоев. Снизим ее примерно до 25 %:

Значение Opacity снижено до 25 %

И все, готово! Вот окончательный вариант спецэффекта отражения в воде после снижения непрозрачности корректирующего слоя:

Очень хорошо этот эффект смотрится и на пейзажах. Покажем его на примере одного снимка:

Фотография после создания спецэффекта. В этот раз мы задали значение опции фильтра Motion Blur Distance 4 пикселя вместо 6 (шаг 14), в фильтре Displace (шаг 15) использовали значение Horizontal Scale всего 1 вместо 4, сделав всего лишь едва заметную рябь, а в последнем шаге (шаг 18) снизили Opacity корректирующего слоя Hue/Saturation до 10 % вместо 25 %. Как видите, конкретные показатели зависят от фотографии, так что экспериментируйте и оценивайте результат каждый раз заново:

Еще один пример применения того же спецэффекта.