Что означает в географии. Что такое География? Значение и толкование слова geografija, определение термина. Значение физической географии

Тема урока : География - наука о земле.

Основные цели и задачи : сформировать у учеников 5-ого класса понимание того, чем занимается география, сформировать начальный интерес к этой науке и желание ее изучать.

План урока :

  1. Определение географии
  2. Подразделы географии
  3. Откуда географы черпают информацию

Ход урока

1. Определение географии

Как уже было сказано, география - это наука о Земле. Она всесторонне изучает нашу планету. В переводе с греческого слово «география» означает «землеописание». Да и состоит это слово из двух простых греческих слов: «ге» (что в переводе означает Земля) и «графо» (что переводится как пишу).

Развитие географии проходило параллельно развитию человечества. Помните, с самого начала люди считали, что Земля стоит на трех слонах, которые, в свою очередь, размещались на огромной черепахе? Тогда и описание Земли было другим. Древний человек, не имея достаточных инструментов, описывал то, что мог увидеть невооруженным глазом - леса и поля, реки и озера, людей и их обычаи. С тех пор, как было доказано, что Земля - это круглая планета, методы ее исследования круто поменялись. Современные географы ни для не проживут без различных искусственных помощников, позволяющих им, прежде всего, преодолевать значительные расстояния (например, автомобилей с повышенной проходимостью). Кроме того, им понадобятся бинокли, дальномеры, но при этом и микроскопы.

С чего начнется изучение географии для вас, учеников 5 класса? Конечно, это будет общая география. Вы узнаете об особенностях природы вашего родного края, изучите, какие особенности рельефа тут присутствуют, какие растения растут и какие животные обитают. Со следующего года вы пойдете дальше - и вот уже узнаете, что такое географическая оболочка, из чего она состоит, как она сформировалась. Наверняка вам будет интересно узнать, что такое литосфера или атмосфера. Может, вы сами сможете догадаться, для чего нужна гидросфера и что включает в себя биосфера. А еще вы узнаете, что человечество обитает именно в географической оболочке, и его влияние на нее огромно.

Так что говоря о географии, мы будем подразумевать комплекс наук, который изучает географическую оболочку, в рамках которой происходит взаимодействие природа и человека, живущего в обществе.

2. Подразделы географии

Как и любая другая наука, изучающая явления в комплексе и системе, география имеет несколько подразделов, каждый из которых занимается своими отдельными вопросами. Всего известно более 80 взаимосвязанных между собой наук, которые относятся к географии. Самые известные и популярные среди них:

  • Океанология - наука, изучающая процессы, которые имеют место в Мировом океане.
  • Демография - исследует население земного шара, его качественный и количественный состав. Именно эта наука говорит о том, что в настоящее время на Земле проживает 7,5 млрд. человек. К сожалению, демография не может дать ответа на вопрос, сколько же населения сможет выдержать наша планета.
  • Инженерная география - в рамках этой науки подлежат исследованию грунты, на которых возводят различные сооружения. Специалисты в этих вопросах следят, чтобы построенное здание, к примеру, не сползло в море из-за нестабильных грунтов.
  • Климатология - как следует из названия, и это очень легко, наука о климате на планете. Главный вопрос - существует ли парниковый эффект или его придумали злые ученые.
  • Геология - исследует земную кору, ее строение и состав. А вдруг в месте, где запланировано строительство небоскреба, расположена сейсмически опасная зона и велика вероятность землетрясений?
  • Геоморфология - занимается изучением рельефа земной поверхности.
  • Медицинская география - для нее важными являются вопросы влияния различных особенностей территорий на состояние здоровья тех людей, которые там проживают.
  • Картография - наука о создании карт и их чтении.

Как и биология, усилия географии и ученых, работающих в данной сфере, направлены на то, чтобы сохранить природу в ее первозданном виде, а также экономно и бережно использовать те богатства, которые она нам предоставляет.

Все науки, работающие под «эгидой» географии, относятся к одному из двух классов:

  • Физическая география - они посвящены изучению поверхности нашей планеты.
  • Социально-экономическая - в фокусе ее внимания многообразие проявлений мира, в котором живут люди, а также той экономической деятельности, которую они ведут.

Практическое задание:

Разделите указанные выше подразделы географии между двумя этими классами.

3. Откуда географы черпают информацию

Изучать географию на начальном этапе не очень-то и сложно - географические карты, словари, учебники и энциклопедии, рассказывающие о географических достижениях различной давности очень много. Прежде всего, нужно научиться читать географическую карту - это умение может иметь и практические применение, например, поможет вам в походе или в путешествиях.

Кроме того, просмотр телевизора и компьютера с подключением к Интернету в данном случае более чем приветствуется - на сегодняшний момент многие телеканалы мира (например, BBC), имеют собственные программы, посвященные вопросам географии. Ну и про книги (в первую очередь, учебники) забывать не стоит - в них собрана квинтэссенция тех знаний, которые вам сейчас доступны.

Оценивание : Поскольку в рамках урока было мало практических заданий, оценивать учеников необходимо по итоговой проверке уровня освоения ими материала. Следует задать несколько вопросов, перечисленных в разделе «Итоги урока», чтобы понять, как был усвоен его материал.

4. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики познакомились:

  • Что такое география? Какие отличия в изучении нашей планеты в прошлом и в настоящем вы можете отметить?
  • Какие есть подразделения географии и чем каждое из них занимается? Что такое физическая и социально-экономическая география?
  • Что является источником информации для изучения географии?

Домашнее задание:

В рамках творческого задания можно посоветовать ученикам:

Увлекательный предмет география является научным направлением, изучающим земную поверхность, океаны и моря, окружающую среду и экосистемы, а также взаимодействие между человеческим обществом и окружающей средой. Слово географии в буквальном переводе с древнегреческого означает "описание земли". Ниже приведено общее определение термина география:

"География - система научных знаний, изучающая физические особенности Земли и окружающей среды, включая влияние деятельности человека на эти факторы, и наоборот. Предмет также охватывает закономерности размещения населения, землепользования, наличия и производств".

Ученые, которые изучают географию известны как географы. Эти люди занимаются исследованием природной среды нашей планеты и человеческого общества. Хотя картографы античного мира были известны как географы, сегодня это относительно самостоятельная специализация. Географы, как правило, сосредоточены на двух основных областях географических исследований: физической географии и географии человека.

История развития географии

Термин "география" был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.

Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло - венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и . Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.

Ветви географии

География может рассматриваться как междисциплинарная наука. Предмет включает в себя трансдисциплинарный подход, что позволяет наблюдать и анализировать объекты в пространстве Земли, а также разрабатывать пути решения проблем на основе этого анализа. Дисциплина география может быть поделена на несколько направлений научного исследования. Первичная классификация география разделяет подход к предмету на две обширные категории: физическая география и социально-экономическая география.

Физическая География

определяется как ветвь географии, которая включает в себя изучение природных объектов и явлений (или процессов) на Земле.

Физическая география дополнительно подразделяется на следующие отрасли:

  • Геоморфология: занимается изучением топографических и батиметрических особенностей поверхности Земли. Наука помогает прояснить различные аспекты, связанные с формами рельефа, такие как их история и динамика. Геоморфология также пытается предсказать будущие изменения физических характеристик внешнего облика Земли.
  • Гляциология: раздел физической географии, занимающийся изучением взаимосвязи динамики ледников и их влияния на экологию планеты. Таким образом, гляциология предполагает исследование криосферы, включая альпийские и материковые ледники. Ледниковая геология, гидрология снега и т.д. являются некоторыми субдисциплинами гляциологических исследований.
  • Океанография: так как океаны содержат 96.5% от всей воды на Земле, специализированная дисциплина океанография посвящена их изучению. Наука океанография включает в себя геологическую океанографию (изучение геологических аспектов дна океана, подводных гор, вулканов и т.д.), биологическую океанографию (изучение морской флоры, фауны и экосистем океана), химическую океанографию (изучение химического состава морских вод и их воздействие на морские формы жизни), физическую океанографию (исследование океанических движений, таких как волны, течения, приливы и отливы).
  • Гидрология: еще одна важная отрасль физической географии, занимающаяся изучением свойств и динамики движения воды по отношению к суше. Она исследует реки, озера, ледники и подземные водоносные горизонты планеты. Гидрология изучает непрерывное движение воды от одного источника к другому, выше и ниже поверхности Земли, через .
  • Почвоведение: раздел науки, который изучает различные типы почв в их естественной среде на поверхности Земли. Помогает собирать информацию и знания о процессе формирования (почвообразование), составе, текстуре и классификации почв.
  • : незаменимая дисциплина физической географии, исследующая рассредоточение живых организмов в географическом пространстве планеты. Она также занимается изучением распределения видов в течение геологических периодов времени. Каждый географический регион имеет свои уникальные экосистемы, а биогеография исследует и объясняет их взаимосвязь с физико-географическими особенностями. Существуют различные ветви биогеографии: зоогеография (географическое распределение животных), фитогеография (географическое распределение растений), островная биогеография (изучение факторов, влияющих на отдельные экосистемы) и т.д.
  • Палеогеография: отрасль физической географии, которая изучает географические особенности в различные моменты времени геологической истории Земли. Наука помогает географам получить информацию о континентальных положениях и тектоники плит, определяющиеся путем изучения палеомагнетизма и ископаемых записей.
  • Климатология: научное исследование климата, а также важнейший раздел географических исследований в современном мире. Рассматривает все аспекты, связанные с микро или местным климатом, а также макро или глобального климатом. Климатология также включает в себя изучение влияния человеческого общества на климат, и наоборот.
  • Метеорология: занимается изучением погодных условий, атмосферных процессов и явлений, влияющих на местную и глобальную погоду.
  • Экологическая география: исследует взаимодействие между людьми (отдельными лицами или обществом) и их природной средой с пространственной точки зрения.
  • Прибрежная география: специализированная область физической географии, которая также включает в себя изучение социально-экономической географии. Она посвящена исследованию динамического взаимодействия между прибрежной зоной и морем. Физические процессы, формирующие побережья и влияние моря на изменение ландшафта. Исследование также предполагает понимание воздействия жителей прибрежных районов на рельеф и экосистему побережья.
  • Четвертичная геология: узкоспециализированный раздел физической географии, занимающаяся изучением четвертичного периода Земли (географическая история Земли, охватывающая последние 2,6 миллиона лет). Это позволяет географам узнать об экологических изменениях, произошедших в недавнем прошлом планеты. Знания используется в качестве инструмента для прогнозирования будущих изменений в окружающей среде мира.
  • Геоматика: техническая отрасль физической географии, которая включает в себя сбор, анализ, интерпретацию и хранения данных о поверхности земли.
  • Ландшафтная экология: наука изучающая влияние различных ландшафтов Земли на экологические процессы и экосистемы планеты.

География человека

География человека, или социально-экономическая география - ветвь географии, занимающаяся исследованием воздействие окружающей среды на человеческое общество и земную поверхность, а также влияние антропогенной деятельности на планету. Социально-экономическая география ориентирована на изучение самых развитых с эволюционной точки зрения существ мира - людей и их окружение.

Эта ветвь географии делится на различные дисциплины в зависимости от направленности исследований:

  • География население: занимается изучением того, как природа определяет распределение, рост, состав, образ жизни и миграции человеческих популяций.
  • Историческая география: объясняет изменение и развитие географических явлений с течением времени. Несмотря на то, что этот раздел рассматривается как отрасль человеческой географии, он также фокусируется на определенных аспектах физической географии. Историческая география пытается понять, почему, как и когда изменяются места и регионы Земли, а также какое влияние оказывают на человеческое общество.
  • Культурная география: исследует, как и почему культурные предпочтения и нормы меняются в зависимости от пространства и места. Таким образом, она занимается изучением пространственных вариаций человеческих культур, включая религию, язык, выбор источников средств к существованию, политику и т.д.
  • Экономическая география: важнейший раздел социально-экономической географии, охватывающий исследование расположения, распределение и организацию хозяйственной деятельность человека в географическом пространстве.
  • Политическая география: рассматривает политические границы стран мира и разделение между странами. Она также изучает, как пространственные структуры влияют на политические функции, и наоборот. Военная география, электоральная география, геополитика - некоторые из субдисциплин политической географии.
  • География здоровья: исследует воздействие географического положения на здоровье и благополучие людей.
  • Социальная география: изучает качество и уровень жизни человеческого населения мира и пытается понять, как и почему такие стандарты меняются в зависимости от места и пространства.
  • География населенных пунктов: занимается исследованием городских и сельских поселений, экономической структуры, инфраструктуры и т.д., а также динамики расселения человека по отношению к пространству и времени.
  • География животных: изучает животный мир Земли и взаимозависимость между людьми и животными.

Абсолютная высота – высота любой точки земной поверхности над уровнем океана.

Азимут – угол между направлением на север и направлением на данный предмет.

Айсберги, ледяные горы – большие обломки материковых ледников, которые плавают в океане.

Артезианские воды – напорные межпластовые воды.

Архипелаг – группа островов в океане или море, имеющих одинаковое происхождение и расположенных недалеко друг от друга.

Атолл – коралловый остров кольцеобразной формы с расположенным внутри него мелководным бассейном.

Бассейн реки, речной бассейн – территория, с которой река собирает воду.

Бессточные озера – озера, не имеющие речного стока. Из таких озер не берут начало реки.

Внутренние моря – моря, которые глубоко врезаются в сушу; соединяются с океаном или прилегающим морем проливами.

Водопад – падение воды с уступа, созданного в русле реки.

Водораздел – граница между бассейнами рек.

Водохранилища – искусственные озера на реках, созданные путем строительства плотины.

Воды суши – это воды рек, озер, болот, ледников и воды в верхней части земной коры. Подразделяются на поверхностные и подземные.

Возвышенности – равнинные участки суши, которые располагаются на абсолютных высотах от 200 до 500 м.

Впадины – замкнутые участки суши, расположенные ниже уровня моря.

Вулканизм – совокупность процессов, связанных с внедрением магмы в толщу земной коры или ее выходом на земную поверхность.

Вулканические озера, кратерные озера – озера в кратерах вулканов.

Вулканы – горы, которые образуются при поднятии из недр Земли и извержении на ее поверхности магмы и других вулканических продуктов.

Выветривание – механическое и химическое изменение горных пород на земной поверхности или вблизи ее под влиянием колебаний температуры, воздуха, воды и организмов. Бывает физическим, химическим и биологическим.

Гейзер – периодически фонтанирующий горячий источник.

Географическая долгота – расстояние в градусах от начального меридиана на запад или восток до данной точки. Бывает западный и восточный.

Географическая карта – уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Географическая широта – расстояние в градусах от экватора на север или на юг до какой-либо точки. Бывает северной и южной.

Географические полюса – точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью земного шара.

География – наука о природных условиях земной поверхности (физическая география), населении Земли и его хозяйственной деятельности (экономическая география).

Гидросфера водная оболочка Земли. Основными ее составными частями являются Мировой океан и воды суши.

Глубоководные желоба – длинные узкие понижения дна океана с глубинами свыше 6000 м.

Горизонтали – линии на карте, которые соединяют точки с одинаковой абсолютной высотой.

Горная страна, горы – обширный участок земной поверхности, который поднят над уровнем моря выше 500 м и характеризуется значительными и резкими колебаниями высот на сравнительно коротких расстояниях. По абсолютной высоте различают низкие, средние и высокие горы.

Горные ледники – ледники в горах; имеют разнообразную форму.

Горные породы – природные минеральные образования, из которых слагается земная кора. Бывают магматическими, осадочными и метаморфическими.

Горные реки – реки горных стран с узкими скалистыми долинами и быстрым течением.

Градусная сетка – сетка параллелей и меридианов на глобусе и карте.

Грунтовые воды подземные воды первого от поверхности постоянного водоносного горизонта, которые не перекрыты сверху сплошным водонепроницаемым пластом.

Дельта – устье реки в виде треугольника. Обычно образуется на мелководных участках моря или озера при впадении реки, которая несет большое количество наносов.

Долинные горные ледники – ледники в горах, имеющие форму в виде ледяных потоков, движущихся от областей питания по горным долинам вниз.

Жерло вулкана – канал, через который магма извергается на поверхность Земли.

Загрязнение окружающей среды – изменение свойств окружающей среды в результате антропогенного (созданного человеком) поступления различных веществ.

Залив – часть океана или моря, вдающаяся в сушу, но имеющая свободный обмен водой с остальной частью водного пространства и слабо отличающаяся от нее по природным условиям.

Запрудные озера, платинные озера – озера, возникшие в результате перекрытия, запруды, загромождения долины горным обвалом, лавовым потоком, ледником или его отложениями.

Землетрясения – резкие подземные толчки и колебания земной поверхности.

Земная кора – верхняя твердая каменная оболочка Земли.

Изобаты – линии на карте, которые соединяют точки одинаковых глубин дна океанов, морей и озер.

Искусственные озера – озера, созданные человеком (пруды, водохранилища).

Исток реки – место начала реки.

Источник, родник, ключ – естественный выход на земную поверхность подземных вод.

Карст – совокупность процессов, связанных с растворением поверхностными и подземными водами горных пород.

Карстовые озера – озера, возникшие в результате растворения водой известняков, гипсов, доломитов.

Колебательные движения земной коры – медленные поднятия и опускания земной коры.

Кратер – чашеобразное углубление на вершине вулкана или на его склоне, через которое извергаются вулканические продукты (магма, газы и др.).

Лава – магма, которая вылилась на земную поверхность.

Легенда карты – совокупность использованных на карте условных обозначений с пояснениями.

Ледник – естественное скопление льда на земной поверхности, обладающее самостоятельным движением.

Ледниковые озера – озера, образованные ледниками.

Литосфера –верхняя оболочка Земли, охватывающая земную кору и верхнюю часть мантии.

Ложе океана – собственно океаническое дно с земной корой океанического типа.

Магма – расплавленная огненная масса, которая насыщена парами воды и газами. Образуется в недрах Земли.

Мантия Земли – земная оболочка, расположенная между земной корой и ядром Земли.

Масштаб – отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине соответствующей линии на местности.

Материки, континенты крупные участки суши, окруженные со всех или почти со всех сторон океанами и морями.

Материковая отмель, шельф – подводная слабонаклоненная мелководная равнина до глубины 200 метров.

Материковый склон – часть дна Мирового океана, расположенная между шельфом и ложем океана на глубине от 200 до 2500--3000 м.

Межень – период с наиболее низким устойчивым уровнем воды в реке. Бывает летней и зимней.

Межпластовые воды – подземные воды, которые залегают между водоупорными пластами.

Меридианы – линии на глобусе и картах, условно проведенные на поверхности Земли и соединяющие полюса.

Мировой океан – все водное пространство земного шара вне суши.

Мониторинг – наблюдение и контроль за состоянием природной среды, ее отдельных компонентов и их изменением человеком.

Море – часть океана, обособленная сушей и подводными поднятиями от остальной части водного пространства океана и имеющая свои природные условия.

Морена – твердый обломочный материал, который переносится и отлагается ледником.

Морские течения, океанические течения – горизонтальное перемещение водных масс в океанах и морях в виде огромных потоков, которые движутся по определенным путям.

Наводнение – затопление водой местности, расположенной в речной долине выше поймы.

Нагорье – большая по площади часть горной страны, которая включает как горные хребты, так и участки плоскогорий.

Низменность – равнина с абсолютной высотой до 200 м.

Овраги – глубокие рытвины (рвы) с крутыми склонами, образованные временными водными потоками – ливневыми и талыми водами.

Озеро – естественное замкнутое углубление суши, заполненное водой. Различаются по происхождению озерных котловин, проточности и солености.

Океаны – крупные части Мирового океана, обособленные материками.

Окраинные моря – моря, которые неглубоко врезаются в сушу, широко связаны с океаном и отделены от него островами, полуостровами и подводными поднятиями.

Оползни – сдвиги, сползания вниз масс горных пород на крутых склонах под влиянием силы тяжести.

Ориентирование на местности – определение своего положения по отношению к сторонам горизонта и местным предметам.

Острова – небольшие, по сравнению с материками, участки суши, со всех сторон окруженные водой. По происхождению бывают материковыми, вулканическими и коралловыми.

Отметки высот и глубин – цифры на картах и планах местности, показывающие абсолютные высоты суши и глубины океанов, морей, озер.

Относительная высота – превышение одной точки земной поверхности над другой.

Паводок – быстрый, но кратковременный подъем уровня воды в реке.

Параллели – линии, условно проведенные на поверхности Земли параллельно экватору.

Перекаты – мелководные участки русла реки.

Перешеек – относительно узкая полоса суши в водном пространстве. Соединяет различные участки суши.

Питание рек – поступление воды в реки. Различают дождевое, ледниковое, подземное и смешанное питание рек.

План местности – уменьшенное условное изображение небольшого участка земной поверхности на чертеже, сделанное в определенном масштабе.

Плесы – более глубокие части русла реки между более мелководными.

Плоскогорье – крупный равнинный участок суши с абсолютной высотой свыше 500 м.

Поверхностные воды – воды, переносимые ручьями и реками, сосредоточенные в озерах, водохранилищах, болотах и ледниках.

Подводная окраина материков – часть дна океанов, что включает материковую отмель и склон.

Подземные воды – воды, находящиеся в порах, пустотах и трещинах горных пород в верхней части земной коры (до глубины 12-16 км).

Пойма – пониженная часть речной долины, затапливаемая водой в половодье.

Покровные ледники, материковые ледники – ледники в виде куполов или щитов, покрывающие поверхность суши, независимо от рельефа.

Полезные ископаемые, минеральные ресурсы – природные минеральные образования в земной коре, которые добываются и используются человеком.

Половодье – высокий и продолжительный подъем уровня воды в реке, сопровождаемый затоплением поймы.

Полыньи – незамерзающие участки реки зимой.

Полуостров – участок суши, вдающийся в водное пространство, с трех сторон окруженный водой.

Пороги – мелководные каменистые или скалистые участки в русле реки с быстрым течением. Образуются в результате выхода твердых горных пород.

Пресные озера – озера, содержание растворенных солей в которых менее 1г на литр воды.

Приливы и отливы – периодические подъемы и спады уровня воды в океанах и морях. Вызываются силами притяжения Луны и Солнца.

Пролив – относительно узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее отдельные части Мирового океана.

Пруд – небольшое искусственное озеро в долине речки, оврага, балки и в других понижениях рельефа, которое образовалось путем строительства плотины или выкапывания котлована.

Равнины – крупные участки суши и океанического дна со сравнительно малыми колебаниями относительных высот. По характеру поверхности бывают плоскими и холмистыми, по абсолютной высоте представлены низменностями, возвышенностями и плоскогорьями.

Равнинные реки – реки равнины с широкими речными долинами и плавным, спокойным течением.

Режим реки – изменение состояния реки во времени (изменение уровня воды, скорости течения, температуры воды и т.д.). Обычно выделяются половодье, межень, паводки.

Река – природный водный поток, который течет постоянно по одному и тому же месту.

Рекультивация земель – восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека.

Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности.

Речная долина – продольно вытянутое понижение от истоков к устью, созданное или измененное рекой.

Речная система – река вместе со своими притоками.

Речные равнины – равнины, образованные речными отложениями.

Русло реки – углубление в речной долине, по которому текут воды реки.

Снеговая граница (линия) – абсолютная высота выше которой выпадение снега превышает его таяние. Снег накапливается и преобразуется в лед. На снеговой границе снега выпадает столько, сколько его может растаять.

Соленость воды – общее количество всех солей в граммах, содержащихся в 1 л. Или 1 кг воды.

Соленые озера, минеральные озера – озера с содержанием более 24г растворенных веществ в литре воды.

Солоноватые озера – озера, в которых содержание растворенных солей от 1 до 24г в литре воды.

Срединно-океанические хребты – мощные горные сооружения на дне Мирового океана с вулканизмом и землетрясениями.

Старицы – озера в старых руслах рек, обычно серповидной формы.

Сточные озера – озера, имеющие речной сток. Из них берут начало реки.

Тектонические озера – озера, образовавшиеся в результате движений земной коры, ее опускания по трещинам или прогибам.

Террикон – конусообразный отвал пустой породы около горных выработок (например, угольный шахт).

Устье реки – место впадения реки в другую реку, озеро или море.

Ущелье – узкая и глубокая горная долина с крутыми склонами.

Цунами – большие морские волны, которые возникают в результате мощных подводных землетрясений, иногда – подводных извержений вулканов.

Части света – материки или их части и расположенные вблизи острова.

Шкала высот и глубин – цветная шкала на физических картах и глобусах, с помощью которой определяют высоты и глубины.

Экватор – линия на глобусе и картах, условно проведенная на поверхности земного шара на одинаковом расстоянии от географических полюсов.

Ядро Земли – центральная часть Земли, расположенная ниже мантии.

Введение

…………….

Что изучает география

Изучение земной поверхности в древности и в средние века

Эпоха Великих географических открытий. География Нового времени

Современная география

Раздел 1. Изображение поверхности Земли на плане

местности, глобусе и карте

Тема 1. План местности

Ориентирование на местности

Измерение расстояний на местности

План местности

Масштабы планов местности

Составление схематического плана участка местности

Абсолютная и относительная высоты

Изображение рельефа горизонталями

Тема 2. Географическая карта

Особенности изображения Земли на глобусе

Географическая карта

Параллели и меридианы. Градусная сетка

Географические координаты

Отличие плана местности от географической карты. Значение карт.

Обобщающее повторение по разделу «Изображение поверхности Земли на плане местности, глобусе и карте»

Раздел 2. Природные условия земной поверхности.

Тема 3. Литосфера и рельеф Земли

Внутреннее строение Земли

Породы, слагающие земную кору.

Медленные вертикальные и горизонтальные движения земной коры

Землетрясения как кратковременные движения земной коры

Горы, горные страны и нагорья

Охрана земных недр и поверхность суши

Обобщающее повторение по теме «Литосфера и рельеф Земли»

Тема 4. Гидросфера. Мировой океан.

Понятие о гидросфере

Суша в мировом океане. Материки.

Острова и полуострова.

Моря, заливы, проливы.

Рельеф дна Мирового океана

Соленость и температура вод Мирового океана

Волны в океанах и морях

Океанические течения и приливные явления

Растительный и животный мир океанов и морей

Значение Мирового океана в жизни людей. Охрана океанских вод

Изучение Мирового океана

Тема5. Воды суши

Подземные воды. Источники

Характер течения рек

Питание и режим рек

Работа текучих вод

Сточные и бессточные озера, пресные и соленые озера

Охрана вод суши

Обобщающее повторение по теме «Воды суши»

ПРИЛОЖЕНИЯ

………….………………………………………….

……………………………………………………………………………………………

…………….

…………………………………………………………………

………………………………………

……………………………………………………………………………….

…………….

…………….

……………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………….

……………………………………….

……………………………………………………..

……………..

…………….

Чтобы научиться отличать Австрию от Австралии, север от юга, дюну от бархана - следует хорошо учить географию. Определение слова и его значение вы найдете в этой статье. Кроме того, вы узнаете, что изучает одна из древнейших наук, и каковы ее главные особенности.

Что такое география: определение и значение термина

География - древнейшая из ныне существующих научных дисциплин. Ее основы были заложены еще в эпоху эллинизма. В сфере ее интересов - моря и океаны, горы и равнины, а также общество. Точнее, особенности взаимодействия человека с окружающей природой.

Определение понятия «география» невозможно без трактовки самого слова. Оно имеет древнегреческое происхождение и переводится как «землеописание». Термин состоит из двух греческих слов: «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).

В третьем веке до нашей эры (когда география зарождалась как наука) данный термин вполне соответствовал сущности. Древнегреческие мыслители и вправду занимались «землеописанием», не сильно вдаваясь в тонкости природных процессов и явлений. Однако нынешнее определение географии нельзя сводить к такой, столь узкой трактовке.

Чем же занимается наука на современном этапе? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться с тем, что такое география. Определение данной научной дисциплины вы найдете далее в нашей статье.

Ранняя история географической науки

Итак, как мы уже разобрались, термин «география» придумали древние греки. Ими же были созданы первые детальные карты местности. Собственно, и основы этой науки были заложены именно в эллинскую эпоху. Позднее центр ее развития плавно переместился в арабский мир. Исламские географы не только исследовали и нанесли на карты массу новых земель, но и совершили немало важных новаторских открытий.

Развитию географической науки сильно поспособствовала также китайская цивилизация. В частности, инструментально. Именно китайцы разработали такую полезную вещицу, как компас, которой активно пользуются и в XXI веке.

Самые известные представители раннего периода в истории географической науки:

  • Эратосфен («отец географии»).
  • Клавдий Птолемей.
  • Страбон.
  • Мухаммад-аль-Идриси.
  • Ибн Баттута.

Развитие географии в XVI-XX веках

В эпоху европейского Возрождения громадное эмпирическое наследие, накопленное географами предыдущих поколений и культур, было систематизировано и переосмыслено. Так называемый период Великих Географических открытий поставил перед «наукой землеописания» совершенно новые задачи и цели, а в обществе возник свежий и неподдельный интерес к профессии географа.

В XVIII веке данную науку начинают изучать в университетах как отдельную дисциплину. В первой половине XIX столетия Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером был заложен фундамент современной академической географии - такой, какой мы знаем ее сегодня. В наши дни, благодаря спутниковым технологиям и новейшим геоинформационным системам, география входит в совершенно новый этап своего развития.

Ученые, внесшие существенный вклад в развитие европейской географической науки:

  • Герхард Меркатор.
  • Александр фон Гумбольдт.
  • Карл Риттер.
  • Вальтер Кристаллер.
  • Василий Докучаев.

Определение географии как науки

«Линейное изображение всей известной части Земли, со всем тем, что на ней расположено - заливами, крупными городами, народами, значительными реками». Такое определение географии дал Клавдий Птолемей еще во втором веке. Благодаря этой науке, как говорил известный древнегреческий астроном, мы получаем уникальную возможность «обозреть всю Землю в одной картинке».

В начале XIX века немецкий географ Карл Риттер предложил заменить «землеописание» термином «землеведение». Кстати, именно он впервые разделил географию на две самостоятельные ветки: физическую и общественную (политическую). «Территория влияет на жителей, а жители - на территорию» - эту справедливую мысль Риттер высказал еще в 1804 году.

Другой немецкий ученый Герман Вагнер он дал следующее определение географии: это наука о могуществе пространства, которое проявляется в местных различиях его вещественного заполнения. Вагнер был довольно близок по своим научным воззрениям к Карлу Риттеру.

Интересное определение географии дал известный советский почвовед Арсений Ярилов. По его утверждению, это та наука, которая должна ориентировать человека в пределах отведенного ему природой жилища.

Существует немало других любопытных трактовок данной научной дисциплины. Чтобы подытожить все вышесказанное, следует привести современное определение: география - это наука, изучающая так называемую географическую оболочку Земли, во всем ее природном и социально-экономическом многообразии. О том, что это такое, мы более подробно расскажем в следующем разделе.

Географическая оболочка - это…

Под географической оболочкой подразумевают оболочку планеты Земля, состоящей из четырех структурных слоев:

  • Тропосферы.
  • Земной коры.
  • Гидросферы.
  • Биосферы.

При этом все эти «сферы» пребывают в теснейшем взаимодействии, пересекаясь и проникая друг в друга. Сущность понятия о географической оболочке Земли впервые описал еще в 1910 году русский ученый П. И. Броунов.

В пределах географической оболочки происходит постоянный и непрерывный процесс перемещения вещества и энергии. Так, вода из рек и озер постоянно поступает в нижние слои атмосферы, а также в земную кору (через трещины и поры). В свою очередь, в водоемы попадают газы и твердые частицы из тропосферы.

Границы географической оболочки определяются нечетко. Чаще всего нижнюю ее черту проводят по подошве земной коры, верхнюю - на высоте 20-25 километров. Таким образом, средняя мощность географической оболочки Земли составляет примерно 30 км. По сравнению с параметрами нашей планеты - это мизер. Но именно эта тонкая «пленка» как раз и является главным объектом изучения для географической науки.

Структура географической науки

Современная география - комплексная и очень объемная наука, включающая в себя десятки частных дисциплин. Как правило, ее делят на два крупных блока - физическую и общественную (или социально-экономическую). Первая изучает общие закономерности развития и существования географической оболочки и ее отдельных частей, а вторая - занимается исследованием процессов взаимодействия общества с природной средой.

Среди физико-географических дисциплин выделяются следующие:

  • Геодезия.
  • Геоморфология.
  • Гидрология.
  • Океанология.
  • Ландшафтоведение.
  • Почвоведение.
  • Палеогеография.
  • Климатология.
  • Гляциология и пр.

В числе общественно-географических наук принято выделять такие дисциплины:

  • Демография.
  • Экономическая география.
  • Геополитика.
  • География культуры.
  • Медицинская география.
  • Геоурбанистика.
  • Политическая география.
  • Страноведение и др.

Основные проблемы и дискуссии современной географии

Как ни странно, вопрос «что такое география?» остается одним из самых сложных и дискуссионных среди представителей данной науки. Что должна изучать география, какие цели она обязана ставить перед собой - эти проблемы до сих пор не могут решить умы нынешнего поколения ученых-географов.

Помимо этого, теоретическая география пытается сегодня решить и ряд других актуальных проблем. К самым основным можно отнести следующие:

В последнее время набирает популярность такое свежее направление, как «конструктивная география». Прежде всего, в силу стратегического характера своих исследований. Данная дисциплина может преобразовать традиционно описательную и теоретическую географию - в практичную и полезную.

В заключение

География входит в число древнейших наук. Она зародилась еще в III веке до нашей эры. Сегодня география является самостоятельной научной отраслью, которая занимается глубоким и комплексным изучением географической оболочки Земли, начиная от процессов в толще земной коры и заканчивая производственной деятельностью человека.

География (греч. – «землеописание») – наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои вещества, которые в совокупности образуют географическую оболочку.

Название этой науке дал Эратосфен более 2200 лет назад.

Рис. 1. Изучение поверхности земли ()

География – одна из древнейших и основных наук.

Уже в 3 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек.

Ныне нет ни одного места на Земле, о котором бы человек не знал.

Объект изучения географии – законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. Географию подразделяют на две (физическую и экономическую) или три (физическую, экономическую и социальную) ветви. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

Рис.2. Основные ветви географии

Экономическая (или социально-экономическая) география изучает население и его хозяйственную деятельность.

В составе физической географии есть три основных науки. Это землеведение, которое изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки, ландшафтоведение, которое изучает территориальные природные комплексы, и палеогеография. В свою очередь, эти разделы имеют свою иерархическую структуру по видам изучаемых компонентов, процессов и явлений. Так, отдельные компоненты географической оболочки изучают геоморфология, климатология, метеорология, гидрология (изучение водных объектов), гляциология (изучение природных льдов), география почв, биогеография (география живых организмов). А на стыке с другими науками образовались такие новые направления физической географии, как медицинская география, инженерная география. Физическая география изучает природные явления, объекты природы.

Физическая география тесно связана с другими географическими науками – картографией, страноведением, исторической географией, социально-экономической географией.

Значение физической географии

1. Описание природы.

2. Разъяснение особенностей природы.

3. Предвидение возможных изменений в связи с вмешательством в природу человека.

В процессе изучения курса начальной физической географии формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.

В структурном соотношении курс географии 6 класса состоит из четырех разделов:

1. «Виды изображений поверхности Земли – план и карта».

2. «Земные оболочки: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера».

3. «Население Земли».

4. «Влияние природы на жизнь человека».

В процессе изучения курса начальной физической географии вы научитесь работать с планом и картой, обобщать собранный материал, определять местонахождение географических объектов на Земле.

Домашнее задание

Параграф 1.

1. Что изучает география?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

4. Электронная версия журнала География ().