Грамматическая основа предложения. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Составное именное сказуемое включает компоненты, различные по морфологической природе. Основной компонент представлен формами имен или других категорий слов, по значению сближающихся с именами. Вспомогательный компонент (связка) представлен спрягаемыми формами глаголов, утрачивающих в данной функции свое конкретное вещественное значение.

Связка выполняет следующие ф-ии:

Выражает основные элементы предикативного значения

Связывает сказуемое с подлежащим

Выражает формально его (сказуемого) зависимость от подлежащего

Содержит модальную оценку отношений между предметом и признаком

Виды связок:

Отвлеченная (специализированная): быть, это, вот, значит, как, словно, будто

Полуотвлеченная: стать, казаться, являться, считаться

Знаменательная: глаголы движения, деятельность – полнозначные глаголы, активно формирующие значение: он родился больным

ОГИО(описательно-глагольный именной оборот): иметь вид, играть роль, иметь значение (в сочетании с именной частью)

Односоставные предложения, их отличия от двусоставных Понятие предикативного центра односоставного предложения.

Односоставные предложения – самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения, противопоставленный двусоставным. Специфика: предикативная основа предложения представлена одним главным членом. Главный член выражает основные элементы предикативности – модальность, время, лицо. Он занимает в предложении абсолютную позицию, другие члены имеют зависимую форму.

Различаются глагольные и субстантивные односоставные предложения.

Глагольные предложения, в которых главный член предоставлен формами глагола или содержит их в сочетании с другими категориями слов, выражают независимый признак.

Из сада пахло сырыми листьями.

В субстантивных предложениях с главным членом – существительным или субстантивированным словом выражается бытие, наличие, существование предмета.Глубокая зимняя ночь. Метель .

Сложноподчиненное предложение. Классификация по выполняемой функции. Понятие контактной рамки.

Сложноподчиненное предложение состоит из двух неравнозначных предикативных частей; это его элементарная структура: господствующая часть – «главное предложение», подчиненная (зависимая) часть – «придаточное предложение». Связь частей и выражение отношений между ними осуществляются с помощью формальных показателей – подчинительных союзов и союзных слов. они принадлежат форме зависимой части, которая в русской грамматике обозначается термином «придаточная»: Когда мы вышли с вокзала , синеватый свет уже брезжил над Феодосией.

Элементом структуры СПП и его значения является то, какую функцию выполняет придаточная часть относительно главной – присловную (определяет одну словоформу в главной) или приосновную (поясняет весь состав главной части). По этому признаку выделяются два структурных типа СПП – нерасчлененные (От мысли, что он отравился , его бросило и в холод, и в жар ) и расчлененные (Пока казаки ставили палатку и таскали дрова , я успел сбегать на охоту ).

Классификации СПП

1.Буслаев: уподобление придаточной части члену предложения по семантике: предикативная единица функционально отождествлялась с членом предложения (соответственно, придаточным были даны наименования подлежащных, дополнительных, определительных) При это грамматические свойства придаточных игнорировались, и они рассматривались как развернутые члены предложения.

2.Пешковский: считал необходимым выделять не типы придаточных, а группы союзов - изъяснительных (что, как, будто, чтобы и пр), временных (когда, пока, едва, только и пр), сравнительных (как, словно, точно, будто и пр) и т.д. Эта классификация не получила широкого применения.

3.Богородицкий,Поспелов,Максимов: учитываются и строение СПП (расчлененное/нерасчлененное), и значение придаточной части относительно главной; значительное место отводится семантике союзов и союзных слов.

В нерасчлененных СПП придаточные являются присловными. Они поясняют, характеризуют определенные словоформы в составе главной части и имеют формальную связь с ними. Эти словоформы называются контактными словами . Морфологическая природа контактных слов, особенности словоизменения, семантики определяют их валентность , т.е. потребность в определенном распространении, сочетаемость.

В функции контактных слов используются указательные местоименные слова тот (та, то, те), такой (такая, такое, такие), таков (такова, таково, таковы), так, там, туда, тогда . Все они имеют не только местоименную указательную семантику (как все местоименные слова), но и собственную указательную (разрядную): они указывают на известное.

По структуре нерасчлененные СПП разделяются на 3 вида:

1.местоименно-соотносительные

2.субстантивно-атрибутивные

3.изъяснительные

Они формируются различными типами контактных слов, от чего зависит и выбор союзных средств. В каждом виде, в свою очередь, необходимо отметить различения в выражении семантики отношений.

Предикативная основа предложения. Подлежащее и его структурно-семантическая классификация.

Подлежащее – абсолютно независимый главный член двусоставного предложения. Грамматическими показателями независимости подлежащего являются форма Им.п. имени (номинатив) и неопределенная форма глагола (инфинитив). Имя в качестве подлежащего обозначает предмет. Инфинитив в роли подлежащего называет независимое действие (непроцессуальное, непротекающее), характеристика которого содержится в сказуемом.

Два вида подлежащего:

1) Номинативное основной вид. Использование отдельного слова или словосочетания.

а) подлежащее – слово (сущ. в форме Им.п. Все др. имена в роли подл. уподобл. сущ.: Судьба языка не может зависеть от произвола того или другого лица. Что белеется на горе зеленой?

б) подлежащее – словосочетание

- словосочетания с количественным значением:

Два бойца сидят в засаде (количественное, собирательное, местоименное числительное).

Десятки мальчишек плавали около лодки (сущ. со знач. числа/количественной оценки).

Сзади наплывали новые груды листьев (сущ. со значением совокупности).

- словосочетания со знач. избирательности, выражаемые формой Р.п. мн.ч. зависимого сущ .: Кое-кто из пассажиров третьего класса делится с ребятишками хлебом.

- сл/соч. со знач. неопределенности : Что-то такое ничтожное завязано в платке.

- семантически неделимые метафорические сл/соч .: Серп месяца стал ярче .

Особая группа – сл/соч. со знач. совместности: Матвей с отцом помедлили перед избой.

2) Инфинитивное подлежащее не имеет предметного знач., не подвергается субстантивации. Оно не может обозначать деятеля. И при инфинитивном подлежащем не может быть употреблено глагольное сказуемое. В составное сказуемое при инфинитивном подлежащим обычно входят сущ., инфинитив. Прмер.: Все преувеличивать было его страстью. Читать за кофе – моя непобедимая привычка .

Инфинитивное подлежащее может иметь аналитическую структуру – глагол-связку в инфинитиве и при нем имя в форме Тв.п.: Быть сестрой – это и ваше призвание? Это составное подлежащее.

Способы передачи чужой речи

Чужая речь – это речь другого лица по отношению к говорящему.

Состоявшая ранее чужая речь может быть передана говорящим различными способами:

1. с помощью делиберативного объекта в простом предложении передается тема: Отец рассказал мне о своей поездке в Петербург.

2. с помощью объектного инфинитива в осложненном простом предложении выражается общее содержание – волеизъявление: Я просила его быть аккуратным.

Прямая речь – буквальная передача чужой речи; особое синтаксическое образование, способ дословной передачи чужой речи.

Кто-то сказал: «Многие одержимы страстью писать книги, но редкие стыдятся их потом ».

«Кто же твоя мама?» - спросил Потапов девочку.

Прямая речь имеет сложную пунктуацию:

2. если впереди стоит чужая речь, то она заключается в кавычки, а после нее ставится тире;

3. чужая речь завершается одним из знаков конца предложения, а повествовательное простое предложение чужой речи отделяется от следующих слов автора запятой и тире.

5. если чужая речь не разрывается, то после нее ставится вопросительный, восклицательный знак, запятая, слова автора выделяются тире и после них - точка, а вторая часть чужой речи пишется с прописной буквы.

Косвенная речь – способ передачи чужой речи от лица говорящего, автора. Из нее устраняются все слова и формы, которые указывают на лицо – автора этой речи и на лицо-адресата.

Правила перестройки прямой речи в косвенную:

1. форма 1 лица глагола заменяется формой 3 лица

2. личные местоимения 1-2 лица, притяжательные мой, твой заменяются местоимением 3 лица

3. если чужая речь представляет собой побудительное предложение, то форма повелительного наклонения заменяется формой сослагательного наклонения (с союзом чтобы)

4. если чужая речь – вопросительное предложение, то вопросительное местоимение (или наречие) становится относительным, т.е. употребляется как союзное слово, а при отсутствии вопросительных местоимений или наречий в косвенную речь вводится ли в качестве подчинительного союза

При замене прямой речи косвенной «сглаживается» стиль чужой речи:

1. изменяется порядок слов;

2. опускаются частицы эмоционального значения;

3. опускаютсямеждометия, обращения, вводные слова.

Несобственно-прямая речь - особенная, экспрессивная форма передачи чужой речи, которая представляет собой подробный пересказ говорящим чужой речи своими словами, но с сохранением некоторых элементов стиля другого лица.

Диалогическое единство - структурно-смысловая общность, текст двух или более участников речи. Оно обеспечивается наличием одной темы, согласием/несогласием собеседников. Связь реплик осуществляется либо в виде цепочки взаимосвязанных словоформ, либо через параллельность, однотипность строения.

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения - основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, - или одного из них. Предикативная основа предложения - это его члены, связанные предикативной связью. Подлежащее - это главный член предложения, грамматически независимый, обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым. Это главный член предложения, который называет то, о ком или о чем говорится в предложении. И отвечает на вопросы «кто?» «что?». Сказуемое - главный член предложения, обозначающий признак подлежащего и отвечающий на вопросы: что делает предмет? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое?

Подлежащее – абсолютно независимый главный член предложения, обозначающий предмет высказывания.

Показатель независимости – И.п. существительного (номинатив) или неопр. форма глагола (инфинитив).

Номинатив – наиболее употребительный вид подлежащего (около 93 % случаев). Может быть выражен словом или словосоч-ем.

Номинатив обозначает предмет, производящий действие. Инфинитив – независимое (непротекающее) действие, характеристика которого заключена в сказуемом.

При инфинитивном подл-м не может быть глагольного сказуемого (кроме неопр. формы).

Есть случаи, когда в предлож-и с инфинитивным подлежащим сказуемое также выражено инфинитивом или номинативом. Тогда подлежащее трудно отличить от сказуемого. Признаки различения – интонация, порядок слов или частицы.

Способы выражения подлежащего (ещё раз, чётко):

Номинатив:

Слово (эталон – И.п. сущ-го). Часто – имена собственные. Также другие части речи, уподобленные существительному, чтобы обозначать предмет (мест.-сущ., прилаг., причаст., колич. числит.). Также фразеологизмы и неизменяемые слова.

Словосочетание. В этом случае вещественное и грамматическое значение выражено в разных словах СлС.

В роли подлежащего выступают: синтаксически неделимые СлС (со значением количества, избирательности (предлог ИЗ), совместности (предлог С)) и семантически неделимые СлС (значения неопределённости («Кто-то в тёмном плаще») или если лексич. значение главного слова неполнозначно («футбольное поле», а не просто «поле»).

Инфинитив:

Не может обозначать деятеля.

Сказуемым при инф-ве может быть существ-е, кр. прилаг-е, категория состояния, инфинитив.

В таких предложениях в сказуемом обязательно заключена оценка («Учить СРЯ - глупо»)

Подл-е-инфинитив может быть выражено СлС (с глаголом-связкой). «Быть тюленем – не круто».

там должна быть еще синтетическая и аналитическая форма(и с какими значениями бывают неделимые словосочетание)

синтетическая форма 1 слово (фразеологизм) и аналитическая-2 слова - словосочетание с количественным значением(1,2,3)/ количественная оценка(большинство, множество/ совокупность: стая, стадо) избирательность(из и род падеж), неопределенность(что-то непонятное), совместности, метафора

Русский язык 8 класс

Тема урока : «Грамматическая(предикативная) основа предложения.

Тип урока : изучение нового материала

Цели урока : - расширить знания о грамматической основе предложения;

Формировать умение определять подлежащее и сказуемое;

Воспитывать чуткое отношение к родному языку, настойчивость в достижении цели.

Планируемые результаты :

Личностные:

осознают значимость решения учебных задач, их связь с реальными жизненными ценностями и ситуациями, имеют познавательный интерес, положительный настрой в обучении.

Метапредметные:

регулятивные : соотносят правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; умеют планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;

познавательные : осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, строят кластер по теме, устанавливают причинно-следственные связи;

коммуникативные : осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, стремятся приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные: понимают термины «Предикативная основа», «Подлежащее», «Сказуемое», находят в предложении.

Понятия : предикативная основа, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое.

Методы обучения : проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ : презентация, кластер.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемые интернет ресурсы : http://www.proshkolu.ru/, http://festival.1september.ru/articles/517776/

Оборудование : мультимедиа (презентация), таблица.

План урока

    Стадия вызова(Организационный момент) -

    Актуализация знаний.

Повторение оп теме «Словосочетание», выполнение интерактивных заданий.

    Проблемное объяснение нового знания

1. Прием «Верите ли вы, что…»

1. Предложение – это единица синтаксиса.

2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. В русском языке фиксированный порядок слов.

4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

5. День чудесный . – двусоставное предложение.

6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.

7. Подлежащее может быть выражено местоимением

    Словарная работа Предикативность

    Формулирование темы.

– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

    Что я знаю о грамматической основе предложения?(ответы детей)

II . ОСМЫСЛЕНИЕ

Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»

V - я это знаю;

+ - это новая информация для меня;

- - я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? - это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Под грамматической основой предложения в лингвистике понимается его главная часть, которая состоит из подлежащего и сказуемого (или только из одного компонента). Подлежащее и сказуемое в лингвистике нельзя считать словосочетанием. Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым. Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета . О чем говорится в предложении? - Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.

Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.

А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.

Место подлежащего может занять любая часть речи.

Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.

Или причастие: Провожающие стояли у вагона.

Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.

Что нового вы узнали из этого материала?

Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)

– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.

3. Исследование (разбор предложений)

– Спишите предложения, грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.

Двое уехали в столицу.

Курить – здоровью вредить.

Завтра не наступит никогда.

В воздухе прокатилось «ура».

Столовая напоминала просторную террасу.

– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.

– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?

III Домашнее задание:

IV РЕФЛЕКСИЯ – выход на применение знаний, полученных в ходе урока.

– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним тест на сайте «Решу ОГЭ»

V.Итог урока (рефлексия деятельности). Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.

2. Предикативная основа двусоставного предложения

Предикативную основу двусоставного предложения составляют подлежащее и сказуемое.

1)подлежащее

Подлежащее - это грамматически независимый член предложения, обозначающий предмет (в широком смысле этого слова), признак (действие, состояние, свойство, качество) которого определяется сказуемым. Подлежащее бывает номинативным и инфинитивным.

Номинативное подлежащее имеет предметное значение. Чаще всего оно бывает выражено:

1) Именительным падежом имени существительного: Осень наступила. Высохли цветы . (А.Т.).

2) Именительным падежом местоимения: Вы помните, вы все, конечно, помните (Ес.); Она сидела на полу и груду писем разбирала (Тют.); Это вам даром не пройдет; Полюбить тебя всякий непрочь (Некр.).

В состав подлежащего могут входить слова сам, весь, один и под. Сочетания типа я сам, он весь целиком являются подлежащими. Например: я сам все ему скажу; один я не мог уже к нему приблизиться (П.).

3) Значительно реже в роли подлежащего выступают субстантивированные части речи:

А) числительное в И.п., чаще собирательное: Семеро одного не ждут (посл.); Оба оглянулись.

Количественные и порядковые числительные подлежащими бывают нечасто: Пять - отличная оценка; Третий был моложе всех.

Б) прилагательное в И.п.: Самое трудное позади; Нас ждет новое , неизвестное .

В) причастие в И.п.: Читавший поднял голову от газеты; Встречающие ждали на платформе.

Г) неизменяемые слова - междометия, наречия: Далече грянуло ура ... (П.); По лесу раздавалось веселое ау (Н.); Надоели мне ваши постоянные завтра .

Д) субстантивированные незнаменательные слова - предлоги, союзы, междометия и пр.: НУ - междометие; В является предлогом; С - глухой согласный.

Е) предикативные единицы, занимающие позицию подлежащего по отношению к сказуемому: «Грачи прилетели» - известная картина А.Саврасова; «Подвергай все сомнению» было его девизом.

4) Номинативное подлежащее может быть выражено словосочетаниями:

А) с количественным значением. В таких словосочетаниях главным компонентом являются информативно недостаточные слова: числительные или местоимения, наречия, существительные, обозначающие неопределенное количество, меру, объем, совокупность (столько, много, мало, несколько, множество, груда, куча, стая, половина, сотня, десяток и пр.)

Напр.: На столике горели две свечи ; Три девочки сидели на крыльце; Несколько человек подошли поближе; В лесу росло много грибов ; Стая скворцов поднялась в воздух; Десятки лет прошли с тех пор (П.);

Б) со значением избирательности: это словосочетания типа каждый из нас, один из вас, любой из группы, из вас кто-нибудь и под.

Напр.: Один из нас пошел проведать дорогу; Кто-то из мальчиков свистнул;

В) со значением совместности. Это словосочетания, построенные по схеме «кто-то с кем-то» : На солнышке Полкан с Барбосом , лежа, грелись (Кр.). Синтаксическая нечленимость такого рода подлежащего подчеркивается формой множественного числа сказуемого. Ср.: Отец с Мишей пошли на рыбалку - Отец с Мишей пошел на рыбалку;

Г) с фазисным значением. Это сочетания существительных начало, конец, середина с зависимым словом. Напр.: Была середина марта ; Конец романа был переработан и изменен; Начало осени - самое красивое время года;

Д) с неопределенным значением. В таких словосочетаниях главное слово - неопределенное местоимение, которое можно опустить.

Напр.: Кто-то незнакомый стоял у ворот; С Щукарем произошло что-то неладное (Ш.); Нечто странное в его поведении не давало мне покоя;

Е) с метафорическим значением. В таких словосочетаниях основное название предмета заключено в зависимом слове или предметное значение выражается сочетанием двух компонентов.

Напр.: ... на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод (П.); Кружится вальса вихорь шумный... (П.); Звезды глаз твоих осыпались, завяли... (Ес.).

5) Номинативное подлежащее может быть выражено неделимым фразеологическим сочетанием типа дом отдыха, Нижнее Поволжье, анютины глазки, министерство здравоохранения, куча мала, пир горой и пр.

Напр.: На полу образовалась куча-мала ; Западная Сибирь - обширный регион, богатый полезными ископаемыми; Сегодня приемная комиссия работает до обеда.

Инфинитивное подлежащее выражено неизменяемой формой глагола - независимым инфинитивом. Инфинитив не субстантивируется, то есть сохраняет присущее ему значение действия и обозначает независимый признак, следовательно, он не может обозначать деятеля, производителя действия. Характеристика инфинитивного подлежащего заключена в сказуемом, чаще всего именном. Напр.: Прыгать в воду было страшно; Курить - вредно. О решенном говорить - только путать.

Различают два типа инфинитивных подлежащих:

1) собственно-инфинитивное выражается независимым инфинитивом полнозначного глагола. Напр.: Разубедить его в чем-либо трудно, спорить - невозможно.

2) инфинитивно-именное (составное) подлежащее двухкомпонентно и состоит из инфинитива неполнозначного глагола (стать, быть, сделаться, казаться и под.) и имени. Напр.: Стать настоящим учителем нелегко. Быть актрисой казалось ей величайшим счастьем.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1) Подчеркните подлежащее, определите его тип и способ выражения.

Пример: Страстей игру мы знали оба ; томила жизнь обоих нас; в обоих сердца жар угас... (П.) - в этом сложном предложении подлежащие мы оба (номинативное, выражено И.п. местоимения с числительным оба ); жизнь (номинативное, выражено И.п. сущ.); сердца жар (номинативное, выражено словосочетанием с метафорическим значением);

Но, боже мой, какая скука с больным сидеть и день и ночь... (П.) - подлежащее сидеть инфинитивное, выражено независимым инфинитивом полнозначного глагола (в этом предложении слово скука является сказуемым, а не подлежащим, так как имеет оценочное значение).

1. Толстый только что пообедал на вокзале, и его губы лоснились, как спелые вишни (Ч.) .

2. Чихать никому и нигде не возбраняется (Ч.).

3. Жена ж его была сама от Ричардсона без ума (П.).

4. Перед Онегиным собрался заимодавцев жадный полк (П.).

5. О люди! Все похожи вы на прародительницу Эву: что вам дано, то не влечет, вас непрестанно змий зовет к себе, к таинственному древу... (П.).

6. Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком (П.).

7.Рожденные в года глухие пути не помнят своего (Бл.).

8. И глухо заперты ворота, а на стене - а на стене недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине (Бл.).

9. Гаснут красные крылья заката (Ес.).

10. Она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод и тихо край земли светлеет... (П.).

11. Жил старик со своею старухой у самого синего моря (П.).

12. Какое низкое коварство полуживого забавлять... (П.).

13. Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде (Тют.).

14. Три сотни побеждало - трое! Лишь мертвый не вставал с земли (Цв.).

15. Да, так любить, как любит наша кровь, никто из вас давно не любит! (Бл.).

16. Забыли вы, что в мире есть любовь, которая и жжет, и губит! (Бл.).

17. На тебя заглядеться не диво (Некр.).

2)сказуемое

Сказуемое - второй главный член двусоставного предложения, основной носитель предикативности. Сказуемое грамматически связано с подлежащим и обозначает признак (действие, состояние, свойство, качество) подлежащего.

Сказуемые бывают двух типов: глагольные и именные.

1. Глагольное сказуемое бывает простое и составное.

Простое глагольное сказуемое выражается личными (спрягаемыми) формами полнозначного глагола или глагольными фразеологизмами. У такого сказуемого можно определить лицо, число, время, наклонение и в прошедшем времени род. Напр.: Завтра приедет брат; Дети идут в школу; Сын уехал на дачу; Мы будем изучать эту тему на следующем занятии; Я вас выведу на чистую воду !; Все замечания он пропускал мимо ушей. Такие формы называются продуктивными или согласуемыми (так как сказуемое согласуется с подлежащим в числе, а в прошедшем времени - и в роде). Кроме них существуют непродуктивные (несогласуемые) формы простого глагольного сказуемого, которые не имеют формальных показателей грамматических категорий:

1) усеченные глагольные формы типа БАЦ, ХВАТЬ, ПРЫГ, ЦАП и под. Напр.: ... быстрее тени Татьяна прыг в другие сени (П.); Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой (Кр.);

2) к ним примыкают междометные формы типа АХ, РАЗ и под. Напр.: А он еще о-го-го !; Пес раз меня за палец!; Девы только издали ах на стройных всадников (А.Н.Т.);

3) инфинитив в значении изъявительного наклонения. Напр.: Тут он - ругать меня; А они бежать !

Особое место среди простых глагольных сказуемых занимает глагол БЫТЬ . Обычно он используется как связка в составном сказуемом, но может выступать и как самостоятельное сказуемое в значениях «находиться» или «иметься, существовать». Напр.: Мы были (=находились) в лесу; У меня есть (=имеется, существует) кот; У Маши будет (=появится, будет иметься) ребенок. В настоящем времени такое сказуемое может быть представлено в нулевой форме: Мы в лесу; А у нас в квартире газ. Такое предложение считаем эллиптически неполным, двусоставным, с опущенным сказуемым.

Простое глагольное сказуемое может быть осложнено различными элементами, устранение которых не изменяет значение предложения. Напр.: А он криком кричит; А он возьми и закричи; Смотри не разбейся!; Пошел было, да вернулся; Работать не работает; Писал, писал, да все без толку (П.).

Составное глагольное сказуемое имеет аналитическое строение и состоит из двух частей: основного компонента, выраженного инфинитивом, и вспомогательного компонента, выраженного спрягаемой глагольной формой или модальными словами. Составное глагольное сказуемое всегда обозначает активный признак - действие: Мы продолжаем учиться всю жизнь. Я хочу помочь вам. Он должен приехать утром.

Формы составного глагольного сказуемого различаются вспомогательными компонентами, имеющими добавочные значения - фазисные или модальные .

Фазисные значения выражаются двумя рядами глаголов:

1) глаголы, указывающие на начало, продолжение или конец действия (начать, продолжить, закончить, перестать и под.).

2) 1 глагол, указывающий на проявление признака, - стать.

Напр.: В тот же день стал княжить он... /П./.

Модальные значения несут следующие слова:

1) глаголы, обозначающие способность/неспособность, возможность/невозможность, предрасположенность к совершению каких-либо действий. Это глаголы типа мочь, уметь, научиться, ухитриться, устать и под.

Напр.: Я устал писать ; Он может вам помочь ; Я научилась просто, мудро жить (Ахм.);

2) глаголы, обозначающие волеизъявление (хотеть, желать, намереваться, стараться, попробовать, отказаться, браться и под.).

Напр.: Он отказался ехать с нами; Хочешь в море полететь за кораблем? (П.); Желал бы знать , о чем гадает он? (П.);

3) глаголы, обозначающие процессы мысли, внутренние переживания (иногда их называют эмоциональными и выделяют в отдельную группу). Это глаголы типа думать, вздумать, затеять, готовиться, бояться, стесняться, надеяться и под.)

Напр.: Он собирался позвонить маме; Я надеюсь увидеться с вами; Я думаю начать ремонт; Мартышка вздумала трудиться (Кр.).

К группе глаголов с модальным значением примыкают модальные прилагательные и наречия (слова категории состояния): готов, рад, должен, согласен, хорошо, надо, можно, нельзя, необходимо, трудно и под.

Напр.: Я рада видеть вас; Здесь невозможно пройти ; Ему трудно говорить ; Но грустно думать , что напрасно была нам молодость дана... (П.).

Составное глагольное сказуемое может иметь осложненную форму, при которой вспомогательный компонент содержит 2 и более члена.

Напр.: Он хотел начать работать; Он должен был решиться начать работать.

Иногда такое сказуемое называют сложным.

Следует отметить, что не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым. Не являются такими сказуемыми:

1) сочетания спрягаемого глагола с объектным инфинитивом.

Напр.: Я рекомендую вам прочитать эту книгу (в этом предложении два субъекта действия: один рекомендует, а читать будут другие; поэтому здесь простое глагольное сказуемое «рекомендую», а объектный инфинитив «прочитать» - дополнение). Ср. также: Я попросил брата закрыть окно; Она посоветовала мне подстричься;

2) сочетание глагола движения с целевым инфинитивом.

Напр.: Мы поехали отдохнуть («поехали» - глагол не фазисный и не модальный, обозначает движение; от него к инфинитиву задаем целевой вопрос: поехали (зачем? с какой целью?) отдохнуть; поэтому в этом предложении простое глагольное сказуемое «поехали», а целевой инфинитив «отдохнуть» является обстоятельством цели). Ср. также: Я специально вернулся поговорить с тобой; Он сошел на станции пообедать.

2. Именное сказуемое всегда составное : представляет собой соединение вспомогательного компонента (связки) и основного компонента (именной части). Основной компонент выражает вещественное содержание сказуемого, а именно пассивный признак подлежащего: качество, свойство, состояние. Связка выражает грамматические значения: наклонение, время, лицо, число, в пр. врем. род.

Виды связок:

1) отвлеченная связка. Это два спрягаемых глагола БЫТЬ и ЯВЛЯТЬСЯ, которые не несут никаких дополнительных лексических значений и служат только для выражения грамматических значений. Напр.: День был ясный; Круг является символом солнца.

Поскольку отвлеченные связки указывают только на наличие, существование какого-либо признака, постольку в настоящем времени изъявительного наклонения они могут быть опущены: День ясный; Круг - символ солнца. В такой ситуации говорят о нулевой связке;

2) полузнаменательная связка. Это неполнозначные глаголы, содержащие добавочные лексические значения: а) проявления, обнаружения признака (казаться, оказаться, представляться и под.) и б) возникновения нового или сохранения прежнего состояния (стать, сделаться, остаться и под.).
Напр.: Он казался моложе; Небо стало серым; Мы останемся друзьями. Эту связку нельзя опустить, а без именной части информативно недостаточный глагол в полном предложении употребляется редко (ср.: Мы останемся дома - глагол остаться употребляется в другом значении: «находиться, пребывать»);

3) знаменательная связка. Это полнозначный глагол, обозначающий конкретную деятельность, в основном движение: лежать, сидеть, работать, прийти, вернуться, - или пребывание в каком-либо состояния: жить .

Напр.: Он сидел тихий, присмиревший; Он жил отшельником; Валя вернулась усталая.

Эти глаголы в других контекстах могут выступать как самостоятельные простые глагольные сказуемые, поэтому такое сказуемое называют еще двойным именным : мы можем разложить его на простые компоненты: Валя вернулась + Валя (была) усталая.

Именная часть передает основное лексическое значение и может быть представлена следующими частями речи:

1) именем прилагательным. Чаще всего употребляется краткая форма. Напр.: Тайга огромна; Он был богат и знатен.

Но используются прилагательные и в полной форме, а также в форме сравнительной и превосходной степени.

Напр.: Час был поздний; Этот берег круче; Она казалась ему лучше всех;

2) именем существительным. Обычно используется И. и Тв. п. существительного.

Напр.: Он - учитель; Цикламен - это альпийская фиалка; Это был шторм; Он работал слесарем; Я буду летчиком.

Однако существительное может стоять и в других падежах.

Напр.: Деревья уже стояли без листьев; Месяц был на исходе; Какой-то муравей был силы непомерной (Кр.);

3) имя числительное в функции именной части встречается редко.

Напр.: Он был первым у окошка кассы; Пятью пять - двадцать пять;

4) кроме имен, в функции именной части могут выступать причастия. Причастие очень распространено в краткой форме.

Напр.: Экзамен сдан вовремя; Книга будет напечатана осенью; Рефераты были написаны к сроку.

Крайне редко именная часть бывает представлена полными причастиями.

Напр.: Он вернулся встревоженный; Девушка была серьезная, читающая научные журналы;

5) местоимение тоже встречается нечасто.

Напр.: Не моя тут вина; Он такой!; Но какова была бабушка!; Это то, что вы хотели узнать;

6) наречия и слова категории состояния довольно распространены, особенно в безличных конструкциях.

Напр.: Маша давно уже замужем; Мы были наготове; Уже светло; Было тихо; Вам этого нельзя.

7) инфинитивы (с нулевой связкой или особыми связками значит, это ).

Напр.: Учить других - это прежде всего учиться самому; Курить - здоровью вредить.

Составное именное сказуемое также может быть осложненным, состоящим из 3 и более элементов.

Напр.: Он старался быть похожим на отца.; Она должна была быть счастлива.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Определите способ выражения простого глагольного сказуемого.

Пример: Ждет-пождет с утра до ночи, смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи с белой зори до ночи... (П.) - в этом предложении 3 сказуемых: ждет-пождет - простое глагольное сказуемое с осложнением, выражено согласуемым глаголом в изъявительном наклонении, в настоящем времени, в 3 лице единственного числа; смотрит - простое глагольное сказуемое, выражено согласуемым глаголом в изъяв. накл., в наст. вр., в 3 л., в ед. ч.; разболелись - простое глагольное сказуемое, выражено согласуемым глаголом в прошедшем времени, во множественном числе;

Кот прыг на стол, - в этом предложении простое глагольное сказуемое прыг выражено несогласуемой усеченной глагольной формой.

И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами... (П.); Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Додон... (П.); Бить не бьет, бить и мне не дает (Н.); Так иногда лукавый кот разинет когти хитрых лап и вдруг бедняжку цап-царап (Кр.); За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть (П.); Но царевна в обе руки хвать - поймала (П.); Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй! Рана не смертельна, вылечится к лету, будешь красоваться, листьями убрана... Лишь больное сердце не залечит раны! (А.К.Т.).

2. Подчеркните простое или составное глагольное сказуемое. Укажите значение вспомогательной части в составном глагольном сказуемом. Определите синтаксическую функцию инфинитива, примыкающего к простому глагольному сказуемому.

Пример: Каравеллы продолжали плыть (Гум.) - в составном глагольном сказуемом продолжали плыть основная часть выражена инфинитивом, а вспомогательная часть представлена глаголом с фазисным значением;

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят, перенять гонца велят (П). - в этом предложении составное глагольное сказуемое извести хотят (основная часть - инфинитив, вспомогательная часть - глагол с модальным значением, указывающий на волеизъявление) и простое глагольное сказуемое велят , к которому примыкает объектный инфинитив перенять - дополнение (велят ткачиха с поварихой, а действие перенять будет выполнять другой субъект);

Я пойду за дорожным курганом дорогого гостя встречать (Ес.) - в этом предложении простое глагольное сказуемое пойду , к которому примыкает целевой инфинитив встречать - обстоятельство (пойду - глагол движения; пойду (зачем? с какой целью? ) встречать );

Рад и счастлив душу вынуть (Ес.) - в составном глагольном сказуемом рад и счастлив душу вынуть вспомогательная часть выражена модальными прилагательными рад и счастлив , а основная - глагольным фразеологизмом душу вынуть .

1.В гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить (П.).

2. Рада службу оказать тебе я в дружбу (П.)

3. ... и притом дьяка заставил строгий счет орехам весть... (П.).

4.Гости умные молчат: спорить с бабой не хотят (П.).

5. Лебедь нас к тебе прислала и наказом наказала чудный город твой хранить и дозором обходить (П.).

6. Не посмел я взять с нее выкуп (П.).

7. На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала (П.).

8. Ни ступить, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство (П.).

9. На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела (П.).

10. Перед утренней зарею братья дружною толпою выезжают погулять (П.).

11. Наконец в стороне что-то стало чернеть (П.).

12. Не ищи меня ты в боге, не зови любить и жить...(Е.).

13. Я пойду по той дороге буйну голову сложить (Ес.).

3. Определите способ выражения составного именного сказуемого .

Пример: Грязь везде по колено - составное именное сказуемое по колено образовано при помощи нулевой связки и именной части, выраженной существительным в В.п.;

Дороги сделались непроезжими, сделались непроезжими образовано полузнаменательной связкой сделались и именной частью, выраженной причастием;

Ушли мы неудовлетворенные, - составное именное сказуемое ушли неудовлетворенные образовано при помощи знаменательной связки и именной части, выраженной причастием.

1. Дом ее был самый модный (П.).

2. Мне нынче труден мой урок (Гум.).

3. Но я другому отдана, я буду век ему верна (П.).

4. Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт (Ес.).

5. Хозяин был чрезвычайно в духе (П.).

6. ...на эпиграммы мои отвечал он эпиграммами, которые всегда казались неожиданнее и острее моих и которые, конечно, не в пример были веселее... (П.).

7. Она считалась богатой невестою (П.).

8.Таковы были благородные увеселения русского барина! (П.).

9. Владимира давно не видно было в доме Гаврилы Гавриловича (П.).

10. Память его казалась священною для Маши (П.).

11. Он первый перед нами явился мрачным и разочарованным... (П.).

12. Не до смеху было чопорной англичанке (П.).

13. ... мы встали из-за стола совершенными приятелями (П.).

14. Лицо его стало мрачнее ночи (П.).

15. Это показалось ему, по-видимому, странным (П.).

16. Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (П.).

17.Тотчас отнес он письмо на почту, в дупло, и лег спать весьма довольный собою (П.)

18..Он представил Кирилу Петровичу свои аттестаты и письмо от одного из родственников Троекурова, у которого четыре года жил он гувернером (П.).

4. Определите тип сказуемого и способ его выражения (примеры см. выше).

1. Я не буду тебя проклинать, я печален печалью разлуки, но хочу и теперь целовать я твои уводящие руки (Гум.).

2. Устал я жить в родном краю в тоске по гречневым просторам, покину хижину мою, уйду бродягою и вором (Ес.).

3. Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей (П.).

4. И меня по ветряному свею, по тому ль песку, поведут с веревкою на шее полюбить тоску (Ес.).

5. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом (П.).

6. ...полю не было конца (П.).

7. Графиня Д. велела звать тебя непременно, и вот тебе от нее письмо (П.).

8. А у князя женка есть, что не можно глаз отвесть (П.).

9. А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам, и Русь все так же будет жить, плясать и плакать у забора (Ес.).

10. Я - изысканность русской медлительной речи (Брюс.).

11. Еду представляться государю (П.).

12. Вы приказали напомнить о разжалованном Долохове в этом полку (Л.Т.).

13. И в ту же ночь поехали мы драться (П.).

14. Улыбка у него была не такая, как у других людей... (Л.Т.).

15. Ты будь покоен (Л.Т.).

16. Бумаги должны были быть доставлены государю после его смерти (Л.Т.).

17. С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения (П.).

18. Мне было совестно на него глядеть (П.).

19. ...легче тени Татьяна прыг в другие сени (П.).

20. Милый мой, вы благодетель! (Л.Т.)

21. Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться (Л.Т.).

22. Но влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез (Л.Т.).

23.....гости стали расходиться (Л.Т.).

24. Прибежала полиция их унимать (Л.Т.).

25. Мама велела вас просить танцевать (Л.Т.).

26. ...тебе тяжело говорить и думать о таких вещах (Л.Т.).

27. ...хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне... (Л.Т.).

28. Княжна Марья все еще молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах ее были и любовь и грусть (Л.Т.).

29. Я ей рад (Л.Т.).

30. ...все надо пожалеть молодого человека в несчастии. (Л.Т.).

5. Определить тип подлежащего и сказуемого.

1. Вам была не новость смиренной девочки любовь (П.).

2. И в этот час была мне отдана последняя из всех безумных песен (Ахм.).

3. Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением (Л.Т.).

4. Он сам мне говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех детей в адъютанты (Л.Т.).

5. Наша обязанность, моя милая, исправить его ошибку... (Л.Т.).

6. На дворе была темная осенняя ночь (Л.Т.).

7. После полуночи усталый хозяин приказал кормить гостей ужином, а сам отправился спать (П.).

8. Княжна Марья не могла решиться оставить его (Л.Т.).

9. Мы все глядим в Наполеоны; двуногих тварей миллионы для нас орудие одно; нам чувство дико и смешно (П.).

10.На тебя заглядеться не диво, полюбить тебя всякий не прочь (Некр.).

Это задание проверяет умение находить в предложении его грамматическую основу (двусоставную или односоставную). Грамматическая основа обязательно выражает определённое отношение содер¬жащейся в предложении информации к действительности (обладает предикативностью): то, о чём сообщается в предложении, происходит в данный момент, происходило, будет происходить, должно произойти, могло бы происходить. Основное средство выражения предикативности — это сказуемое (в двусоставном или в односоставном предложении с одним главным членом — сказуемым). Но бывает и неявно выраженная предикативность, передающая наличие какого-либо предмета или явления действительности в момент речи или всегда (в предложениях с одним главным членом — подлежащим). Для выполнения задания необходимо хорошо знать способы выражения подлежащего и сказуемого в двусоставных предложениях, а также помнить граммати¬ческие признаки разных видов односоставных предложений, в частности формы глаголов, соответствующие сказуемому в определённо-личном и неопределённо-личном предложении, способы выражения сказуемого в безличном предложении. Грамматическая основа — это грамматическое и смысловое ядро предложения, поэтому умение правильно находить грамматическую основу обязательно не только для определения синтаксической структуры предложения, но и для верного понимания его смысла.

Просмотр содержимого документа
«ЗАДАНИЕ 8 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения»

ЗАДАНИЕ 8

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

Это задание проверяет умение находить в предложении его грамматическую основу (двусоставную или односоставную).

Грамматическая основа обязательно выражает определённое отношение содер­жащейся в предложении информации к действительности (обладает предикатив­ностью): то, о чём сообщается в предложении, происходит в данный момент, происходило, будет происходить, должно произойти, могло бы происходить.

Основное средство выражения предикативности - это сказуемое (в двусостав­ном или в односоставном предложении с одним главным членом - сказуемым). Но бывает и неявно выраженная предикативность, передающая наличие какого-либо предмета или явления действительности в момент речи или всегда (в пред­ложениях с одним главным членом - подлежащим).

Для выполнения задания необходимо хорошо знать способы выражения подле­жащего и сказуемого в двусоставных предложениях, а также помнить граммати­ческие признаки разных видов односоставных предложений, в частности формы глаголов, соответствующие сказуемому в определённо-личном и неопределённо-личном предложении, способы выражения сказуемого в безличном предложении.

Грамматическая основа - это грамматическое и смысловое ядро предложе­ния, поэтому умение правильно находить грамматическую основу обязательно не только для определения синтаксической структуры предложения, но и для верного понимания его смысла.

Ответом к заданию 8 является слово или сочетание слов, которое сле­дует записать в поле ответа в тексте работы.

грамматическую основу.

И вот в эти самые дни мы взяли шефство над одним из детских домов.
Ответ: .

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Плёс у Егора небольшой.

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Сколько прошло лет...

Выпишите из предложения 2 грамматическую основу.

(1)Я думал об этом, слушая крик затаившегося коростеля. (2)И вдруг ощутил ещё невидимый Бобришный угор.

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Каравайки на косогоре не было.
Ответ: .

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.
Серёже делается жалко маму.
Ответ: .

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Охотно повстречался бы я с этим прилизанным фазаном где-нибудь с глазу на глаз!

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Но думается ему обо всём этом равнодушно и отдалённо.
Ответ: .

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

А на копытах были железные подставки с шипами.
Ответ: .

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

И пушечка моя как золотая.
Ответ:

8.11 основу.

В связи с этим предупреждали о чём-то опасном, не рекомендовали брать незнакомые грибы и покупать консервированные неизвестного производства.

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

К вечеру парашют был готов.
Ответ:

8.13 1 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело всё вокруг. Ответ: __

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Теперь они не будут тебя обижать! Ответ:

8.15 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Бери ещё одного человека, хозяин!
Ответ: .

8.16 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Загорелись самые крупные звёзды.
Ответ: .

8.17 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Новому «жильцу» отгородили место в углу.
Ответ: .

8.18 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Что он слышал за всю свою жизнь?
Ответ: .

8.19 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Было это очень давно, ещё в царское время.
Ответ: .

8.20 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Сейчас Челкаш - довольно крупный представитель беспородного собачьего племени.

8.21 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Этому, брат, сейчас цены нет.
Ответ: .

8.22 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Даже за тройки, полученные в школе, меня не ругают.
Ответ: .

8.23 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Эту, можно сказать, музейную ценность сразу же устанавливают на верхней полке серванта за толстым стеклом, на видном, почётном месте.

8.24 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Почему-то раньше всё было просто.


Столбов, пересядь к Фоминой.
Ответ: .

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.
Хотелось бы мне знать автора этой картины...
Ответ: .

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.
Давай попросим мою маму.
Ответ:

8.28 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

От вида этой груши мне даже во рту стало противно.
Ответ:

Выпишите из предложения 2 грамматическую основу.

(1)Нарисуй его отдельно и покрупнее, и это будет замечательная работа. (2)А Левитана оставь в покое.

8.30 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу

Воздух на картине - моё второе значительное открытие. ЗАДАНИЕ 8

Предложение. Грамматическая (предикативная)

основа предложения

варианта задания

Правильный ответ

мы взяли шефство

плёс небольшой

сколько лет прошло

делается жалко

я повстречался бы / повстречался бы я

думается

подставки были / были подставки

пушечка как золотая

парашют был готов

всё посветлело, порозовело / посветлело, порозовело всё

они не будут обижать

загорелись звёзды / звёзды загорелись

отгородили

он слышал

было это / это было

Челкаш (-) представитель

не ругают

устанавливают

всё было просто

пересядь

хотелось бы знать

давай попросим

стало противно

оставь в покое

воздух (-) открытие