Сколько славянских стран в мире. Держава Само. Древнейшее славянское государство,упомянутое в письменных источниках. Софийский собор. Киев

Государство Само — древнейшее славянское государство, упомянутое в письменных источниках. Существовало на территории современных Чехии и Нижней Австрии, объединив предков современных чехов, словаков, лужицких сербов и словенцев.


Изображение Само на зноемской ротонде

Настоящим достоверным источником, в котором упоминается личность князя Само является «Хроника мира» бургундского монаха Фредегара , написанная около 660-го года. Летописец Фредегар сосредоточил свое внимание, прежде всего на событиях, которые произошли при его жизни, то есть событиях периода 631-660-ых годов:

"...На 40-м году правления Хлотаря (623 г.) некий человек по имени Само, франк родом из Санса, вместе с другими купцами отправился к тем славянам, которые известны как венды. Славяне уже подняли восстание против авар, называемых также гуннами и против их правителя-кагана. Венды были долгое время поданными гуннов, которые использовали их как befulci. Когда бы гунны не выступали против других народов, они стояли у лагеря в строю, готовые к бою, пока сражались венды. Если венды побеждали, то гунны бросались вперед за добычей, но если венды терпели поражение, то гунны поворачивали их и вновь заставляли вступать в битву. Венды звались гуннами befulci, потому, что они дважды начинали атаку в боевых порядках, и таким образом, прикрывали гуннов. Каждый год гунны зимуют со славянами, спят с их женами и детьми, и вдобавок славяне платят дань и терпят много других тягот. Сыновья, рожденные от гуннов славянским женами и дочерьми однажды нашли это постыдное унижение нестерпимым, и поэтому, как я сказал, они отказались подчиняться своим господам и подняли восстание. Когда они выступили против гуннов, Само, о котором я говорил, пошел с ними, и его храбрость вызвала их восхищение: удивительно много гуннов пало от меча вендов. Признав его заслуги, венды сделали Само своим королем, и он правил ими 35 лет. Несколько раз они, под его руководством, воевали с гуннами, и его благоразумие и храбрость всегда доставляли вендам победу. У Само было 12 вендских жен, которые родили ему 22 сына и 15 дочерей..."

"...В этом году славяне (или венды, как они себя называют) убили и ограбили большое число франкских купцов в королевстве Само, и так началась вражда между Дагобертом и Само, королем славян. Дагоберт отправил Сихария с посольством к Само с требованием соответствующего возмещения за ограбление купцов его людьми. Само не пожелал видеть Сихария и не допускал его к себе. Но Сихарий оделся как славянин и таким образом, вместе со своей свитой, проник в покои Само и полностью прочел ему послание, которое ему было приказано вручить. Но, как это обычно бывает у язычников и у людей дурной гордости, Само не признал ничего из того зла, которое он совершил. Он просто утверждал, что у него есть намерение совершить правосудие в этом споре, также как и в других раздорах, которые возникли в это же время. При этом, посол Сихарий, поступив как глупец, говорил с Само угрозами, хотя для того эти слова не имели никакого значения. Он сказал, что Само и его народ обязаны быть верными поданными Дагоберта. Оскорбившись, Само ответил: ”Земля, занимаемая нами, принадлежит Дагоберту, и мы являемся его людьми лишь при условии, что он будет поддерживать с нами дружбу”. Сихарий возразил: ”Невозможно для христиан и слуг Господа жить с условием дружбы с собаками”. ”Тогда, сказал Само, если вы божьи слуги, то мы его гончие псы, и если ты настаиваешь на оскорблении Его, то в нашем праве разорвать тебя на куски”. И затем Сихарий был выгнан вон. Когда он вернулся к Дагоберту с донесением о результатах своей миссии, король приказал тайно собрать войско со всего королевства Австразии для похода против Само и вендов. Против вендов выступило три отряда, лангобарды также помогли Дагоберту, сделав нападение на славянскую землю. Но славяне повсюду приготовились к отпору. Алеманские войска под командованием герцога Хродоберта одержали победу в том месте, где они вступили в славянскую землю, и лангобарды также одержали победу и, как и алеманы, взяли много славянских пленных. Но, с другой стороны австразийцы Дагоберта, осадившие крепость Вогастисбург, в которой укрылось множество самых решительных вендов, были сокрушены в трехдневной битве. И поэтому они вернулись домой, оставив во время своего бегства все палатки и снаряжение. После этого венды совершили много грабительских набегов на Тюрингию и прилегающие земли королевства франков. Помимо этого, Дерван, герцог сорбов, народа славянского происхождения, долгое время подчинявшийся франкам, перешел под власть Само вместе со всеми своими людьми. И не столько славянская храбрость вендов позволила им одержать победу над австразийцами, сколько плохое состояние духа у последних, которые видели, что их Дагоберт их ненавидит и постоянно обирает..."

Необходимо добавить, что в изложении Фредегара имеются многие неясности.

Во-первых неизвестно, где находилась Сенонская область, из которой Само происходил . Историки также не уверены в том, что Само был первоначально действительно купцом. В латинском тексте Фредегара можно найти много грамматических ошибок, Фредегар вероятно несовершенно знал латинский язык, и мог воспользоваться искаженным словом. Также очень трудно определить, где находились границы державы Само. Но во всяком случае речь идет о первой славянской державе европейского значения, которой приходилось постоянно отражать наезды иностранцев.

Ученые спорят и об этническом происхождении Само.

Зальцбургский Аноним в сочинении “Обращение баваров и карантанцев” (870 г.) сообщает: "Некий славянин по имени Само, находясь у карантанцев, был князем того племени".

Исследовавший происхождение Само Фр. Палацкий пришел к заключению, что он "был славянин, родом из племени велетов; около 622 г. этому племени угрожало подчинение владычеству франков и, чтобы не подчиняться чуженациональному владычеству, Само ушел со своим родом к чехо-моравским славянам, где быстро приобрел широкую популярность". Другой известный чешский историк, Шафарик находит имя, образ жизни и нравы Само чисто славянскими, особо подчеркивая его “непримиримую ненависть к франкам".

Кроме франкской и славянской гипотез этнической принадлежности Само, существует еще и третья версия — кельтская (галлоримская), опирающаяся на различные этимологии его имени. И франкская, и галлоримская версии этнического происхождения Само предполагают, что ко времени прихода к славянам — винидам он был христианином. Когда "виниды избрали его над собой королем" , можно подозревать, что он отошел от христианства.

Самая крупная и одновременно самая таинственная битва с франкскими наездниками состоялась в 631-м или в 632-м году под крепостью Вогастисбург.

Несмотря на то, что факт победоносной битвы под Вогастисбургом является несомненным, историкам до сих пор не удалось определить, где собственно крепость Вогастисбург находилась . До наших дней существуют три возможных решения этого вопроса. Видные историки 19-го века, в том числе и легендарный «король чешских историков» Франтишек Палацки , придерживались мнения, что Вогастисбург находился недалеко западно-чешского города Домажлице. В 1843-м году историк Владивой Томек провозгласил, что Фредегар сделал в названии крепости ошибку, и что настоящее название крепости было Тогастисбург. Это название отвечает чешскому названию «Крепость Тугоштя». Деревню «Тугошть», названную в честь старинной крепости, действительно можно найти недалеко Домажлиц.

Известный археолог и специалист по истории чешских крепостей Аугуст Седлачек в 1882-м году опубликовал статью, в которой поместил Вогастисбург неподалеку от северо-западного города Кадань. Он сослался на свои археологические раскопки на горе, находящейся недалеко от этого города, на которой он нашел остатки крепости, стариной и размерами отвечающей предполагаемому Вогастисбургу. А Кадань ведь также являлась пограничным городом. Фредегар пишет, что войско короля Дагоберта сразилось с венедами на самой границе державы князя Само. Однако снова нехватает убедительного доказательства, что холм, находящийся вблизи от города Кадань, действительно и есть таинственный Вогастисбург.

Третье предположение, высказанное историком Франтишеком Франком в 1911-м году, помещает Вогастисбург неподалеку от городка Штаффелштейн в Германии. В северо-западном направлении от чешского пограничного города Хеб находится холм с названием «Вугастесроде», на котором также были найдены остатки средневекового крепления. Кроме того, на этой территории тогда находилось славянское население - там жили лужицкие сербы. В наши дни можно на вершине холма найти маленькую церковь, посвященную святой Альдегунде. Интересен тот факт, что святая Альдегунда, которая умерла в 662-м году, была современницей описанных событий. У церкви романский фундамент, ее могли построить в память недавней битвы. Однако все это предположения. Держава князя Само распалась в 658-м году. Битва под Вогастисбургом оказалась первой, исторически подтвержденной победой славян на территории центральной Европы.

Славяне постоянно вступали в культурное взаимодействие и смешение с соседями и захватчиками. Еще во время переселения народов славяне оказались под влиянием авар, готов и гуннов. Позже на нам влияли финно-угры, татаро-монголы, (которые, что характерно, не оставили следа в нашей генетике, но оказали сильное влияние на русский язык и еще более сильное на нашу государственность), нации католической Европы, турки, прибалты и многие другие народы. Здесь поляки отпадают сразу - их культура формировалась под сильным влиянием западных соседей.

В XVIII-XX вв. Польша была разделена между соседними державами, что тоже повлияло на национальную культуру и самосознание. Русские тоже - в нашем языке много финских и тюркских заимствований, очень сильное влияние на наши традиции оказали татаро-монголы, греки, а также достаточно чужеродные, с точки зрения традиции, преобразования Петра. В России уже несколько веков принято возводить традицию к Византии или к Орде, и при этом полностью забывать про, например, Великий Новгород.

Южные славянские народы поголовно были подвержены сильнейшему влиянию турок - мы можем видеть это и в языке, и в кухне, и в традициях. Наименьшее врияние иностранных народов испытали, прежде всего, славяне Карпат: гуцулы, лемки, русины, в меньшей мере словаки, западные украинцы. Эти народы формировались в ареале западной цивилизации, однако из-за изоляции смогли сохранить много древних традиций и защитить свои языки от большого числа заимствований.

Также стоит отметить старания народов, которые стремятся к восстановлению своей подпорченной историческими процессами традиционной культуры. Прежде всего, это чехи. Когда они попали под власть немцев, чешский язык начал стремительно исчезать, К концу XVIII века его знали только в глухих селах, а чехи, особенно в городах, не знали другого языка, кроме немецкого.

Преподаватель кафедры богемистики Каролав университета в Праге Мария Янечкова рассказывает, что если интеллигент-чех хотел выучить чешский язык, то шел в специальный лингвистический кружок. Но именно такие национальные активисты и восстановили по крупицам почти утраченный чешский язык. При этом очистили его от всех заимствований в довольно радикальном духе. Например, театр по-чешски - дивадло, авиация - лейтадло,артиллерия - делострелетство и так далее. Чешский язык и чешская культура очень славянские, но это было достигнуто благодаря стараниям интеллектуалов Нового Времени, а не благодаря непрерывной трансляции древней традиции.

СЛАВЯНЕ, крупнейшая в Европе группа родственных народов. Общая численность славян около 300 млн. человек. Современные славяне подразделяются на три ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы), южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы) и западные (поляки, чехи, словаки, лужичане). Говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение этнонима славяне недостаточно ясно. По-видимому, он восходит к общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие «человек», «люди», «говорящие». В таком значении этноним славяне зарегистрирован в ряде славянских языков (в том числе в древено-полабском языке, где «славак», «цлавак» означало «человек»). Этот этноним (средние словенцы, словаки, словинцы, словени новгородские) в различных модификациях чаще всего прослеживается на периферии расселения славян.

Вопрос об этногенезе и так называемой прародине славян остаётся дискуссионным. Этногенез славян, вероятно, развивался поэтапно (протославяне, праславяне и раннеславянская этнолингвистическая общность). К концу 1-го тысячелетия нашей эры складывались отдельные славянские этнические общности (племена и союзы племён). Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, этнических и локальных групп, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные, как славянские, так и неславянские, этносы в качестве субстратов или компонентов. Возникали и менялись контактные зоны, для которых были характерны этнические процессы разного типа в эпицентре и на периферии. В современной науке наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянская этническая общность первоначально складывалась в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой (одерско-висленская теория), либо между Одером и Средним Днепром (одерско-днепровская теория). Лингвисты полагают, что носители протославянского языка консолидировались не позднее 2-го тысячелетия до нашей эры.

Отсюда началось постепенное продвижение славян в юго-западном, западном и северном направлениях, coвпадающее в основном с заключительной фазой Великого переселения народов (V-VII века). При этом славяне вступали во взаимодействие с иранскими, фракийскими, дакскими, кельтскими, германскими, балтскими, финно-угорскими и другими этническими компонентами. К VI веку славяне заняли придунайские территории, входившие в состав Восточной Римской (Византийской) империи, около 577 пересекли Дунай и в середине VII века расселились на Балканах (Мёзия, Фракия, Македония , бульшая часть Греции , Далмация, Истрия), проникнув частично в Малую Азию. Одновременно в VI веке славяне, освоив Дакию и Паннонию, достигли приальпийских районов. Между VI-VII веками (в основном в конце VI века) другая часть славян расселилась между Одером и Эльбой (Лабой), перейдя частично и на левобережье последней (так называемый Вендланд на территории Германии). С VII-VIII веков происходит интенсивное продвижение славян и в центральные и северные зоны Восточной Европы. В результате в IX-X вв. сложился обширный ареал славянского расселения: от Северо-Востока Европы и Балтийского моря до Средиземноморья и от Волги до Эльбы. Вместе с этим происходил распад праславянской этнолингвистической общности и формирование на основе локальных прадиалектов славянских языковых групп и позже - языков отдельных славянских этносоциальных общностей.

Античные авторы I-II веков и византийские источники VI-VII веков упоминают славян под разными именами, то называя их обобщённо венедами, то выделяя среди них антов и склавинов. Не исключено, однако, что подобные названия (особенно «венеды», «анты») употреблялись для обозначения не только собственно славян, но и соседних или связанных с ними других народов. В современной науке местопребывание антов обычно локализуют в Северном Причерноморье (между Северским Донцом и Карпатами), а склавинов трактуют как их западных соседей. В VI веке анты совместно со склавинами участвовали в войнах против Византии и частично осели на Балканах. Этноним «анты» исчезает из письменных источников в VII веке. Возможно, что он отразился в более позднем этнониме восточно-славянского племени «вятичи», в обобщённом обозначении славянских групп на территории Германии - «венды». Начиная с VI века византийские авторы всё чаще сообщают о существовании «Славиний» («Славий»). Их возникновение зафиксировано в разных концах славянского мира - на Балканах («Семь родов», Берзития у племени берзитов, Драгувития у драгувитов и др.), в Центральной Европе («государство Само»), у восточных и западных (в том числе поморских и полабских) славян. Это были непрочные образования, возникавшие и вновь распадавшиеся, менявшие территории и объединявшие различные племена. Так, государство Само, сложившееся в VII веке для защиты от аваров, баварцев, лангобардов, франков, объединяло славян Чехии , Моравии, Словакии , Лужиц и (частично) Хорватии и Словении . Возникновение «Славиний» на племенной и межплеменной основах отразило внутренние перемены древнеславянского общества, в котором шёл процесс образования имущей верхушки, а власть племенных князей постепенно перерастала в наследственную.

Появление государственности у славян относится к VII-IX векам. Датой основания Болгарского государства (Первое Болгарское царство) считается 681. Хотя в конце X века Болгария попала в зависимость от Византии, как показало дальнейшее развитие, болгарская народность к этому времени уже обрела устойчивое самосознание. Во второй половине VIII - первой половине IX вв. происходит становление государственности у сербов, хорватов, словенцев. В IX веке складывается древнерусская государственность с центрами в Старой Ладоге, Новгороде и Киеве (Киевская Русь). К IX - началу X вв. относится существование Великоморавской державы, имевшей большое значение для развития общеславянской культуры, - здесь в 863 началась просветительская деятельность создателей славянской письменности Константина (Кирилла) и Мефодия, продолженная их учениками (после разгрома православия в Великой Моравии) в Болгарии . В пределы Великоморавского государства в пору его наивысшего расцвета входили Моравия, Словакия , Чехия , а также Лужицы, часть Паннонии и словенских земель и, по-видимому, Малой Польши . В IX веке возникает Древнепольское государство. Одновременно протекал процесс христианизации, причём большинство южных славян и все восточные славяне оказались в сфере греко-православной церкви, а западные славяне (включая хорватов и словенцев) - римско-католической. У части западных славян в XV-XVI веках возникли реформационные движения (гусизм, община чешских братьев и др. в Чешском королевстве, арианство в Польше , кальвинизм у словаков, протестантство в Словении и др.), в значительной мере подавленные в период контрреформации.

Переход к государственным образованиям отразил качественно новую ступень этносоциального развития славян - начало формирования народностей.

На характер, динамику и темпы складывания славянских народностей определяющее влияние оказали факторы социальные (наличие «полных» или «неполных» этносоциальных структур) и политические (наличие или отсутствие собственных государственно-правовых институтов, стабильность или подвижность границ ранних государственных образований и т. п.). Политические факторы в ряде случаев, особенно на начальных этапах этнической истории, приобретали решающее значение. Так, дальнейший процесс развития великоморавской этнической общности на базе входивших в состав Великой Моравии моравско-чешских, словацких, паннонских и лужицких племён славян оказался невозможным после падения этого государства под ударами венгров в 906. Произошёл разрыв экономических и политических связей указанной части славянского этноса и его административно-территориальное разобщение, что создало новую этническую ситуацию. Наоборот, возникновение и упрочение на востоке Европы Древнерусского государства явилось важнейшим фактором дальнейшей консолидации восточнославянских племён в сравнительно единую древнерусскую народность.

В IX веке земли, населённые племенами - предками словенцев, были захвачены германцами и с 962 стали частью Священной Римской империи, а в начале X века предки словаков после падения Великоморавской державы были включены в состав Венгерского государства. Несмотря на длительное сопротивление германской экспансии, основная часть полабских и поморских славян лишилась независимости и подверглась насильственной ассимиляции. Несмотря на исчезновение у этой группы западных славян собственной этнополитической базы, отдельные группы их в разных регионах Германии сохранялись длительное время - до XVIII века, а в Бранденбурге и под Люнебургом даже до XIX века. Исключение составили лужичане, а также кашубы (последние в дальнейшем вошли в состав польской нации).

Приблизительно в XIII-XIV веках болгарская, сербская, хорватская, чешская и польская народности начали переходить к новой фазе своего развития. Однако этот процесс у болгар и сербов был прерван в конце XIV века османским нашествием, в результате которого они на пять столетий потеряли независимость, а этносоциальные структуры этих народностей были деформированы. Хорватия ввиду опасности извне в 1102 признала власть венгерских королей, но сохранила автономию и этнически хорватский господствующий класс. На дальнейшее развитие хорватской народности это оказало позитивное воздействие, хотя территориальное разобщение хорватских земель привело к консервации этнического регионализма. К началу XVII века польская и чешская народности достигли высокой степени консолидации. Но в Чешских землях, включённых в 1620 в состав габсбургской австрийской монархии, вследствие событий Тридцатилетней войны и политики контрреформации в XVII веке в этническом составе правящих слоёв и горожан произошли существенные перемены. Хотя Польша до разделов конца XVIII века сохраняла независимость, общая неблагоприятная внутри- и внешнеполитическая обстановка и отставание в экономическом развитии тормозили процесс формирования нации.

Этническая история славян в Восточной Европе имела свои специфические особенности. На консолидацию древнерусской народности оказали воздействие не только близость культуры и родственность диалектов, которыми пользовались восточные славяне, но и сходство их социально-экономического развития. Своеобразие процесса формирования отдельных народностей, а позже - этносов у восточных славян (русские, украинцы, белорусы) заключалось в том, что они пережили стадию древнерусской народности и общей государственности. Их дальнейшее формирование было следствием дифференциации древнерусской народности на три самостоятельных близкородственных этноса (XIV-XVI века). В XVII-XVIII веках русские, украинцы и белорусы вновь оказались в составе одного государства - России , теперь уже как три самостоятельных этноса.

В XVIII-XIX веках восточнославянские народности перерастают в современные нации. Процесс этот протекал у русских, украинцев и белорусов в различном темпе (наиболее интенсивном - у русских, наиболее замедленном - у белорусов), что обусловливалось своеобразными историческими, этно-политическими и этнокультурными ситуациями, которые переживал каждый из трёх народов. Так, для белорусов и украинцев важную роль сыграла необходимость противостоять полонизации и мадьяризации, неполнота их этносоциальной структуры, образовавшаяся в результате слияния собственных верхних социальных слоёв с верхними социальными слоями литовцев, поляков, русских и др.

У западных и южных славян становление наций, при некоторой асинхронности исходных рубежей этого процесса, начинается во второй половине XVIII века. При формационной общности, в стадиальном отношении между регионами Центральной и Юго-Восточной Европы существовали различия: если у западных славян этот процесс в основном завершается в 60-х годах XIX века, то у южных славян - после освободительной русско-турецкой войны 1877-78.

Вплоть до 1918 поляки, чехи и словаки входили в состав многонациональных империй, и задача создания национальной государственности оставалась нерешённой. В то же время политический фактор сохранял в процессе становления славянских наций своё значение. Закрепление независимости Черногории в 1878 создало основу для складывания в дальнейшем черногорской нации. После решений Берлинского конгресса 1878 и изменения границ на Балканах вне пределов Болгарии оказалась бульшая часть Македонии , что в последующем привело к формированию македонской нации. В начале XX века, а особенно в период между первой и второй мировыми войнами, когда западные и южные славяне обрели государственную независимость, этот процесс, однако, был противоречивым.

После Февральской революции 1917 предпринимались попытки создания украинской и белорусской государственности. В 1922 Украина и Белоруссия вместе с другими советскими республиками были учредителями СССР (в 1991 они объявили себя суверенными государствами). Утвердившиеся в славянских странах Европы во второй половине 1940-х годов тоталитарные режимы с господством административно-командной системы оказывали деформирующее воздействие на этнические процессы (нарушение прав этнических меньшинств в Болгарии , игнорирование руководством Чехословакии автономного статуса Словакии , обострение межэтнических противоречий в Югославии и т. д.). Это явилось одной из важнейших причин общенационального кризиса в славянских странах Европы, который привёл здесь, начиная с 1989-1990 гг., к существенным изменениям социально-экономической и этнополитической ситуации. Современные процессы демократизации социально-экономической, политической и духовной жизни славянских народов создают качественно новые возможности для расширения межэтнических контактов и культурного сотрудничества, имеющих прочные традиции.

    Сущ., кол во синонимов: 1 славянщина (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Славянская Таксон: ветвь Ареал: Славянские страны Число носителей: 400 500 млн Классификация … Википедия

    С. языки составляют одну из семей ариоевропейской (индоевропейской, индогерманской) отрасли языков (см. Языки индоевропейские). Названия славянин, славянские языки не только нельзя считать родственным этимологически слову человек, но даже нельзя… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    славянские народы Этнопсихологический словарь

    СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ - представители славянских наций, русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, словаки, чехи, югославы, имеющие свою специфическую культуру и своеобразную национальную психологию. В словаре мы рассматриваем лишь национально психологические… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Немецкий язык принадлежит к западногерманской подгруппе германских языков и является официальным государственным языком таких государств, как Федеративная Республика Германия (около 76 77 млн говорящих), Австрия (7,5 млн человек),… … Википедия

    Южнославянские страны в XIII-XV вв. Албания - Болгария после освобождения от Византийского владычества В период существования Второго Болгарского царства (1187 1396), начавшийся после свержения византийского ига, Болгария вступила, далеко ещё не преодолев феодальной раздробленности. Это… … Всемирная история. Энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Славяне (значения). Славяне … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Болгария (значения). Республика Болгария Република България … Википедия

    Западнославянские страны … Википедия

Книги

  • Серия "Тысячелетие русской истории" (комплект из 18 книг) , . Много ли мы знаем об истории собственной страны? Страны, в которой мы живем? Книги серии "Тысячелетий русской истории" преподносят историю нашей страны как череду загадок и тайн, каждый том…
  • Учебно-методический комплекс по истории Средних веков. В 5 книгах. Книга 4. Авторская программа курса. Планы семинарских занятий. Хрестоматия , Под редакцией В. А. Ведюшкина. Цель программы - дать преподавателям возможность построить работу таким образом, чтобы студенты получили наиболее полное представление об изучаемом предмете. Цель хрестоматии - предоставить…

Самым большим по площади славянским государством в настоящее время является Россия (Российская Федерация) . Она занимает территорию в 17 075 400 квадратных километров, что составляет 76 % от площади бывшего СССР. Более трети страны расположено в Европе, остальная территория - в Азии. Общее географическое положение страны определяется как северо-восток Евразии. Россия граничит с Китаем, Монголией, Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Украиной, Беларусью, Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией и Норвегией, имеет выход в Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Каспийское, Черное и Балтийское моря.

Численность населения – около 150 миллионов человек, среди них 76 % - городское население, 24 % - сельское. Кроме русских, в России проживают представители более ста других национальностей, в том числе и славянских (украинцы, белорусы, поляки).

Государственным языком является русский .

В настоящее время Россия является федеративной республикой. Государство возглавляет президент.

Столица - Москва.

Краткий очерк истории

На территории современной России (Российской Федерации) в разное время располагались различные государственные образования. Наиболее ранним из них является , возникшая в конце VIII века и более чем на три века объединившая восточных славян. К XII веку Киевская Русь приходит в упадок и распадается на несколько самостоятельных враждующих между собой княжеств: Полоцкое, Галицко-Волынское, Турово-Пинское, Киевское, Переяславское, Новгород-Северское, Черниговское, Муромо-Рязанское, Смоленское. Наиболее сильными среди них являются Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика . Удельные княжества ведут постоянные междоусобные войны, весьма жестокие и кровавые. Этими войнами пользуются соседи русичей, и в XIII веке Новгородскому княжеству приходится постоянно отражать нападения шведов и немцев (Невская битва 1240 год и Ледовое побоище 1242 год). Восточные княжества подвергаются татаро-монгольскому нашествию и почти на двести пятьдесят лет подчиняются ханам Золотой орды; западные княжества попадают в зависимость от Великого княжества литовского и Польши. Новгородские земли сохраняют самостоятельность. Феодальная раздробленность ведет не только к политическому ослаблению и распаду государства, в языковом плане она несет также увеличение диалектных различий между говорами, что в конечном счете послужило основой для формирования трех самостоятельных восточнославянских народов и их языков.
Русские княжества в XII веке (по Голубцову; границы обобщены)

Среди восточнославянских земель постепенно растет значение Владимиро-Суздальского княжества. Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, делает Владимир столицей княжества и начинает объединять вокруг него русские земли. Спустя некоторое время он переносит столицу в Москву, и с XIV века уже существует сильное централизованное Московское государство , образование которого фактически завершилось в 1547 году, когда Иван IV Грозный был коронован царем. С созданием единого централизованного государства связано возникновение великорусской народности . В XVI - XVII веках Россия расширяет свои границы, и в состав Российского царства вошли Поволжье, Урал, Западная Сибирь – на востоке, некоторые территории, ранее захваченные Речью Посполитой, – на западе. Это превращают Россию в обширную по территории великую многонациональную державу. Она начинает играть важную роль в европейских делах и привлекает к себе все большее внимание западных стран.

В середине XVII века царем России становится Алексей Михайлович, первый из династии Романовых, правившей государством по 1917 год. В конце XVII века на трон России взошел его сын, Петр I, правление которого в корне изменило судьбу страны. По образцу европейских государств в России открываются заводы, мануфактуры, строится флот (Россия получила выход в Балтийское море), создается регулярная армия. Коренные изменения претерпело и государственное управление: вместо боярской думы и приказов учреждаются Сенат и подчиненные ему коллегии. В 1722 году была введена , в соответствии с которой все гражданские и военные чины были разделены на четырнадцать степеней, или рангов. Начинать службу нужно было с низшего, четырнадцатого ранга, независимо от происхождения служащего. Повышение в чинах ставилось в прямую зависимость от личных успехов каждого. Ряд изменений коснулся и церкви. В 1721 году в стране уничтожается патриаршество, а на смену ему приходит Святейший правительствующий синод, возглавляет который светское лицо - обер-прокурор. Церковь, таким образом, подчиняется власти гражданской, ставится в зависимость от нее. Для четкого размежевания светской и церковной литературы вводится гражданский шрифт, после чего старым шрифтом печатались только богословские и богослужебные книги. В 1721 году Россия была провозглашена империей .

Расцветом Российской империи принято считать правление Екатерины II Великой. В это время делаются огромные шаги по пути просвещения, открывается Московский университет.

Из наиболее значимых событий до 1917 года следует отметить также Отечественную войну 1812 года; реформу 1861 года, отменившую крепостное право в России; революцию 1905 года, приведшую к созданию в России первого парламента - Думы, просуществовавшего до 1918 года.

К началу ХХ века (1914) Российская империя занимает около двадцати двух миллионов квадратных километров. В её состав входят Восточная Европа, Великое княжество Финляндия, большая часть Польши, Кавказ, Сибирь, часть Средней Азии.

Среди наиболее значимых политических событий ХХ века нужно назвать февральскую и октябрьскую революции 1917 года; гражданскую войну; образование нового государства - Союза Советских Социалистических Республик (СССР) , в состав которого входила Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) ; коллективизацию; репрессии 1930-х годов; Великую Отечественную войну; период «Оттепели» начала 60-х годов и последовавший за ним период застоя. После распада СССР в декабре 1991 года Россия (Российская Федерация) стала независимым государством.

Краткий очерк культуры

Русская культурная традиция берет свое начало в культуре Киевской Руси и, глубже, в культуре славянских и неславянских племен составивших древнерусскую народность. На протяжении веков она не только развивалась самостоятельно, но и испытывала на себе влияние (иногда значительное) народов, которые так или иначе взаимодействовали с русичами (финно-угорские, норманнские, балтские, тюркские племена); языческой и христианской идеологии, способствовавшей развитию архитектуры, скульптуры (вырезанные из дерева и камня идолы), живописи, письменности.

Дохристианская зодческая традиция была в основном деревянной. Некоторые формы деревянного строительства позднее вошли в каменную архитектуру и стали отличительной чертой русского зодчества. До наших дней дошло немного дохристианских памятников культуры, однако основные языческие мотивы еще долгое время присутствуют в орнаменте не только светских, но и культовых сооружений. Например, в каменной резьбе на стенах христианского собора Покрова на Нерли (г. Владимир), помимо традиционной для культовых сооружений христианской символики, растительный орнамент переплетается с изображениями львов, грифонов, мифических человеко-зверей.

Софийский собор. Киев
После крещения Киевской Руси на древнерусскую культуру сильное влияние оказывает византийская художественная и литературная традиция. Не секрет, что при выборе православия князем Владимиром немаловажную роль сыграл культурно-эстетический критерий, о котором упоминается в "Повести временных лет" . Посланцы русского князя побывали на торжественном богослужении в константинопольском храме святой Софии и были потрясены как красотой самого храма, так и великолепием и гармоничностью увиденного обряда. С крещением Руси церковное византийское искусство было воспринято и переработано под воздействием местных традиций русичами.

В летописях рассказывается, что вскоре после крещения в Киеве византийскими мастерами была возведена каменная Десятинная церковь. Мы не можем точно сказать, каким было это сооружение, так как оно было разрушено монголо-татарами в 1240 году, но в 1037 – 1054 годах в Киеве русскими и греческими мастерами был возведен Софийский собор, красотой которого мы можем любоваться по сей день. Конструкция XI века значительно отличалась от той, что представлена сейчас, после перестроек собора в XVII – XVIII веках, когда в общий вид сооружения были внесены барочные мотивы. На восточном фасаде выступало пять апсид, отражающих внутреннюю пятинефную структуру, с севера, запада и юга собор окружали открытые галереи.

Венчали собор тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. Две ассиметрично поставленные лестничные башни на западном фасаде вели на хоры. В восточной оконечности северной галереи располагалась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других политических деятелей Древней Руси).

Собор сложен из темно-красного бутового камня, перемежающегося с прослойками тонкого кирпича (плинфы), кладка основывается на розовом цемяночном растворе. Изначально кладка была открытой, но на рубеже XVII – XVIII веков стены собора были оштукатурены и побелены. К XVII веку относится и первое поновление фресок (1), которое несколько раз повторялось на протяжении XVIII – XIX веков. Особую ценность представляет мозаика (2), покрывающая около двухсот шестидесяти квадратных метров стен Софийского собора. Мозаика дошла до наших дней практически без изменений.

С середины XII века византийское влияние в архитектуре ослабевает, но в живописи продолжает сохраняться еще долгое время.

Софийский собор.Великий Новгород
Элементы западноевропейской культуры начинают проникать на Русь с середины XI века и особенно усиливаются во второй половине XII – начале XIII века, в период расцвета романского стиля и ослабления византийского влияния на Руси. Элементы романского стиля можно обнаружить в архитектуре Софийского собора в Великом Новгороде. Одним из западноевропейских элементов храма является его расположение на холме, что подчеркивает возвышение божественного над земным. Кроме того, как романское здание Софийский собор имеет массивные стены, узкие проёмы окон, углубленные порталы, которые придают сооружению особую торжественность и мощь. Обязательным и важным архитектурным элементом романского стиля является наличие башен. Софийский собор, согласно традициям романского строительства, представляет собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленяется лопатками, аркатурными фризами и галереями.

Облик новгородской Софии лучше других домонгольских храмов сохранил первоначальный вид. Первоначально, согласно древнерусской традиции, собор был сделан из дерева, позднее деревянные стены заменили кирпичными, изготовленными из местного белого камня, которые скреплялись известковым раствором. Надо сказать, что использование местного строительного материала также является традицией романского стиля.

Новгородский Софийский собор послужил образцом при строительстве Антониева (1117 – 1119) и Юрьева (1119) монастырей, Николо-Дворищенского собора (1113).

Новые новгородские постройки представляют собой четырехстолпные кубические храмы с одним куполом и тремя апсидами. Церкви Благовещения в Аркажах (1179), Параскевы Пятницы на Торгу (1207) и другие, построенные в Новгородской республике на деньги прихожан, имеют небольшие размеры и очень просты в оформлении. Это обусловлено еще и тем, что храмы в Новгородской республике зачастую использовались как склады товаров, место хранения имущества граждан.

Архитектура Пскова (церковь Спаса в Мирожинском монастыре, середина XII века) отличается отсутствием столбов, трехглавыми сооружениями. В целом же древнерусская архитектура этого времени (в особенности владимиро-суздальская школа) отличается сплетением собственно русских традиций с традициями романской западноевропейской школы. Отличительной чертой русских храмов является архитектурная пластика, исполненная, в отличие от романского стиля, жизнеутверждающих сил.

В XII – XIII веках формируются местные школы живописи. Наиболее сформированными среди них являются новгородская, псковская и владимиро-суздальская, отличавшиеся в мастерстве и способе передачи персонажей. Новгородской фресковой живописи свойственно упрощение художественных приемов и экспрессивность в передаче человеческих лиц. Образы, представленные в псковской школе отличаются простотой, психологической напряженностью. Лики святых, написанные в ростово-суздальской школе, можно сказать, лиричны, теплы.

Монголо-татарское нашествие ослабило подъем русской культуры. Были разрушены многие города, уничтожены памятники письменности, живописи, зодчества, а вместе с ними утратились и некоторые художественные традиции. Во время междоусобных войн, которые наносили культуре ничуть не меньший урон, чем татаро-монголы, восстанавливать утраченное было нелегко. Новый подъем культуры на Руси начинается только с появлением нового сильного политического центра, которым становится сначала Владимир, а затем Москва, то есть с середины XIV века.

В зодчестве XIV-XVI веков традиции областных архитектурных школ Руси, сложившиеся до XIII века, получают новое направление развитие. На рубеже XIII-XIV веков в Новгороде и Пскове возобновляется каменное строительство. Новгородские постройки, как и прежде, делаются на средства отдельных граждан (бояр, купцов) и коллективов «уличан». Новые постройки отличаются легкостью, обилием света. Церкви нового типа – Спаса на Ильине улице (1374) и Федора Стратилата (1360 - 1361) – украшены декоративными нишами, которые заполнены фресковыми росписями, скульптурными вкладными крестами, треугольными впадинами (Спас на Ильине).

Ведется в Новгороде и гражданское строительство. Строятся каменные палаты с Коробовыми сводами. В 1302 году в Новгороде был заложен каменный детинец, который впоследствии несколько раз перестраивался.

Псковское зодчество развивается в направлении строительства крепостей. Так, в 1330 году псковскими зодчими каменными стенами был окружен Изборск – одно из крупнейших военных сооружений того времени; в Пскове был построен большой каменный кремль. Псковские архитектурные сооружения отличаются строгим видом, лаконичностью, в них почти не используется декоративное убранство. Псковские мастера разрабатывают особую систему перекрытия здания перекрещивающимися арками, что позволяет при строительстве храма отказаться от столбов.

Русские зодчие в 1367 году в Москве возводят белокаменный Кремль, а в конце XV – начале XVI века выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый и Марк Руффо ставят новые красно-кирпичные стены и башни. К этому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), новгородскими строителями построена Грановитая палата (1487– 1489), а рядом с нею псковские мастера выстроили Благовещенский собор (1484–1489). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505–1509). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555–1560 годах в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой – шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI веке (церковь Вознесения в Коломенском, 1532).

Живопись второй половины XIV–XV столетия – это время, когда творят Феофан Грек и Андрей Рублев. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублёва («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, нравственном совершенствовании, о поисках гармонии и идеала. Живопись этого времени в России по темам и жанрам (иконопись, фрески) остается глубоко религиозной, но в ней появляется обращение к внутреннему миру человека, мягкость, философичность, гуманизм.

В середине XV века окончательно пала Византия, долгое время бывшая оплотом православия. В связи с этим в Московском государстве с этого времени возникает догмат «Москва – третий Рим», который в искусстве воплощается в тяготении ко всему пышному, большому, «великому». В конце XVI века Андрей Чохов отливает «Царь-пушку», которая не произвела ни одного выстрела, несколько позже, при Анне Иоанновне, отец и сын Моторины создают огромный «Царь-колокол» (1733–1735).

В XVII и особенно XVIII веках продолжает идти процесс «обмирщения» культуры. Церковь утрачивает былую роль в распространении культурных ценностей, которая постепенно переходит в светские круги. В это время делаются попытки осмыслить и систематизировать накопленные научные знания. Большое распространение получают различного рода «Травники» и «Лечебники», содержащие описания трав и их свойств, наставления по исцелению различных заболеваний. Афанасий Холмогорский в своей работе «Шестоднев», исходя из геоцентрической теории Птолемея, описывает строение мира, представляя Землю как шар. Многие ученые предпринимают попытки географического, топонимического и исторического описания разных мест России. Так, около 1640 года появляется «Роспись Сибирским городам и острогам; в 1667 году – «Годуновский чертеж», названный по имени тобольского воеводы П.И. Годунова; в 1701 году – «Чертежная книга Сибири» С.У. Ремезова.

В церковном зодчестве продолжают развиваться традиции шатровой архитектуры, появившиеся еще в XV веке, однако церкви все больше становятся похожи на светские здания – дворцы. Таковы, например, Троицкая церковь в Муроме, Троицкая церковь в Никитинках (Москва).

Палаты думного дьяка Аверия Кириллова
Каменные жилые дома появляются у дворян и богатых купцов. Характерной чертой этих сооружений является богатое декоративное оформление фасадов. Так, при отделке палат думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной были использованы нарядные изразцы с синим рисунком по белому фону. Подобные жилые сооружения появляются в Калуге, Ярославле, Нижнем Новгороде.

На рубеже XVII – XVIII веков, во время правления Петра I, в русской архитектуре появляется новый стиль, получивший название «нарышкинское барокко», или «московское барокко», в котором западноевропейский «причудливый» (3) стиль переплетается с русской декоративностью, воздушностью. «Московское барокко», преобразуя элементы западноевропейского стиля, всё-таки остается доминирующим. Главным украшением сакральных и светских зданий становятся декоративные кружева, пришедшие в этот стиль из народного промысла - резьбы по дереву. Белокаменная резьба, барочные криволинейные линии, элементы архитектурного ордера (4) придают этому стилю жизнеутверждающее, светлое начало. Кроме церкви Покрова в Филях (1693), в нарышкинском стиле возведены церковь Троицы в Новоголутвином монастыре в Коломне (1680-е), церковь Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре (1686), келейный корпус с палатами Нарышкиных в Высокопетровском монастыре в Москве (1690), церковь Благовещения в Никитском монастыре в Переславле-Залесском (1690), церковь Стефана в Мирожском монастыре в Пскове (конец XVII века), колокольня церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле (1700), колокольня Преображенского собора в Угличе (1730) и другие светские и церковные сооружения.

Церковь Покрова в Филях (1693)

«Нарышкинским барокко» завершается развитие древнерусской архитектуры и начинается её новый этап.


При Петре I Россия становится могучей империей, и на всей территории проводится широкое строительство городов и отдельных сооружений различного назначения. Появились новые типы зданий: верфи, арсеналы, госпитали, театры, музеи, библиотеки. Архитектура Петровской эпохи утверждает могущество России. Условно этот период называют «петровским барокко», но нужно иметь в виду, что в работах русских и приглашенных иностранных мастеров нередко встречаются и элементы классицизма.

Значительные преобразования в архитектуре России связаны со строительством новой столицы. Первый проект Петербурга был составлен французом А. Леблоном, но принята была лучевая планировка города, предложенная русскими архитекторами П.М. Еропкиным, М.Г. Земцовым и И.К. Коробовым. Главным лучом стал Невский проспект, лучи трех основных магистралей сходились у Адмиралтейства (первое здание Адмиралтейства построено по проекту И.К. Коробова в начале 20-х годов XVIII века). В 1703 году в Санкт-Петербурге была заложена Петропавловская крепость, в 1704 – судостроительная верфь, в 1708-1711 годах строится каменный Летний дворец Петра (архитекторы М.Г. Земцов, Н. Микетти, А. Шлютер.

Ведущими типами сооружений в Петербурге становятся не храмы, а общественные здания, городские и загородные дворцово-парковые ансамбли с симметричной планировкой объектов. Здания возводятся в духе французского классицизма.

Русское зодчество 40-50-х годов XVIII века называют русским, «елизаветинским», или «растреллиевским» барокко. Итальянец Франческо Бартоломео Растрелли прибыл в Россию вместе с известнейшим архитектором Бартоломео Карло Растрелли по приглашению Петра I в 1715 году. Вместе с ним они создавали чудесные архитектурные ансамбли и дворцы в Петровское время и время правления Анны Иоанновны, а также возвели два дворца на территории Курляндского герцогства для Бирона. Но настоящий расцвет творчества Ф.Б.Растрелли приходится на время правления Елизаветы. В 50-60-е годы по проекту обер-архитектора были построены дворец в Петергофе, Зимний дворец, перестроен дворец в Царском Селе и другие сооружения. Мастер внес в барочный стиль свои отличительные черты – он украшает все фасады здания, а не только главный, как это было принято в Западной архитектуре, очень широко использует раковинообразные декоративные детали. В традициях древнерусского зодчества Растрелли активно использует возможности цвета, ажурной пластики.

С приходом к власти Екатерины II на смену «елизаветинскому» барок-ко приходит классицизм – строгий стиль с применением классических ордерных форм. В этом стиле построены не только административные здания (Академия художеств – А. Кокоринов, В. Деламот, Мраморный дворец – А. Ринальди), но и помещичьи усадьбы, купеческие дома, дворцы мелкой знати. В стиле позднего классицизма творят В. Баженов (дом Пашкова, Каменноостровский дворец Екатерины II), М. Казаков (здание Московского Сената в Кремле, Московский университет), И. Старов (Таврический дворец).

Отличительные черты классицизма – единообразие, согласованность, порядок, создание иллюзии гармонии и разумности монархии, политики просвещенного абсолютизма. Здания отличает четкая планировка, стоечно-балочная тектоническая масштабность. Новым в приемах архитектурной композиции времен после Отечественной войны 1812 года было свободное использование форм колоннады, аркады, портика и их сочетаний в контрасте с большим полем гладкой, часто легко рустованной стены; использование форм дорического ордера с целью создания героического облика архитектуры; применение светлой окраски фасадов в сочетании с белыми рельефами. По-новому использовалась и декоративная скульптура, отражающая триумфальную и героическую тематику: лепные венки, медальоны, военная атрибутика.

С 40-х годов XIX века виден отход от русского классицизма. На развитие архитектуры оказывает влияние необходимость строительства промышленных зданий – крупных корпусов фабрик, заводов – и доходных домов, в которых располагалось большое количество квартир. При строительстве этих сооружений используются и новые материалы: чугун, прокатное железо, железобетон.

К концу XIX века создается новый стиль – модерн, в котором вычурность линий, подчеркнутая асимметричность сочетаются со стилизованным растительным орнаментом (в качестве декора используются формы лилий, орхидей, ирисов) и мягкой цветовой гаммой фасадов. Примером здания, выполненного в стиле модерн, является особняк Рябушинского (1900, архитектор Ф. Шехтель).

В архитектуре России ХХ века выделяется четыре этапа:

1) 1917 – 1932 годы – период новаторства, попытки отойти от традиционных архитектурных форм (здание Днепрогэса в Запорожье – 1929 – 1932, В. Веснин; мавзолей В.И. Ленина – 1929 – 1930, А. Щусев; четырех-пятиэтажные многоквартирные дома секционного жилого типа, фабрики-кухни, универмаги, рабочие клубы);

2) 1933 – 1954 годы – возвращение к классическому наследию (Дворец Советов в Москве – 1939, В. Гельфрейх, Б. Иофан, В. Щуко; метрополитен – с 1935 года; многоквартирные дома из крупных блоков; укрупненные жилые кварталы; с 1947 года – строительство высотных зданий как символа победы в Великой Отечественной войне;

3) с середины 50-х годов – архитектура, направленная на решение задач индустриализации, удешевления объектов;

4) с конца 70-х – начала 80-х годов постепенно возвращается индивидуальное проектирование зданий, что становится особенно заметно в конце 90-х годов, когда начинается относительный подъем экономики страны.

Литература

Булахов М.Г., Жовтобрюх М.А., Кодухов В.И. Восточнославянские языки. М., 1987.
Все страны мира. Энциклопедический справочник / Авторы-сост. И.О.Родин, Т.М.Пименова. М., 2003.
Громов М.Н., Ужанков А.Н. Культура Древней Руси / История культур славянских народов. В 3-х тт. Т.1: Древность и Средневековье. М., 2003. С. 211-299.
Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 1995.
Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.
Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.
Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., 1998.
Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.
Примечания

1. Фреска – рисунок, выполненный водяными красками по сырой штукатурке.
2. Мозаика – изображения, набранные из разноцветных кубиков смальты.
3. Барокко - от итал. barocco, фр. baroque, - странный, неправильный, причудливый.
4. Ордер – сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художест-венная обработка. Ордер включает колонну с капителью, базой, пьедесталом, а также несомые части: архи-трав, фриз и карниз. Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции (дорический, ионический, коринфский).