Синтаксический пунктуационный разбор бсп презентация. Конспект урока "синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения". Пунктуационный разбор предложения схема и образец

Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков . Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения.

Вконтакте

Что такое пунктуационный разбор

Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:

  • пунктуационного;
  • синтаксического;
  • графического.

Пунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.

Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.

Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.

Выполнение пунктуационного разбора строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:

  1. Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
  2. Объяснение их постановки.

Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:

  1. Пронумеровать каждый символ пунктуации.
  2. Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
  3. Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
  4. Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).

Пунктуация конца речевой единицы

Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания :

  • повествование;
  • вопрос;
  • восклицание;
  • недосказанность.

В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.

В конце предложения знаки препинания могут сочетаться :

  • ? — !;
  • ? — …;
  • ! — …

Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.

Пунктограммы ПП и СП

В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.

Тире следует ставить :

  1. Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), количественными числительными.
  2. Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения — неопределенная форма , а другой — существительное (в Им.пад.).
  3. Перед указательными : это, вот.
  4. Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.

Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.

Пунктуация при наличии однородных членов

Запятые обязательны :

  • между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
  • перед союзами противительного вида;
  • при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
  • парное соединение (между парами).
  • перед второй частью двойных союзов.

Запятые не нужно ставить , если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:

  • [Ο да (= «и») Ο].
  • [Ο да и Ο].

Точка с запятой; необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.

Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:

  • [Θ: Ο, Ο, Ο].
  • [Ο, Ο, Ο - Θ].
  • [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο - словом, Θ].
  • [Θ: и Ο, и Ο, и Ο - …].

Выделение на письме прямой речи

Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь — это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):

  1. В начале: А: «П!»; А: «П?»; А: «П».
  2. В конце: «П», – а.; «П!» – а.; «П?» – а.
  3. В центре: «П, – а, – п».

Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.

Пунктограммы русского языка

Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:

  • обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств;
  • уточняющие члены;
  • выделение сравнений и оборотов;
  • конструкции с союзом «как»;
  • обращения, вводные слова, междометные выражения.

Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:

  • сочинительная связь частей;
  • подчинительная;
  • без помощи союзов.

Пунктуационный разбор предложения схема и образец

[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)

Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:

7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !

1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.

1 – запятая отделяет придаточное «который знал».

2 – завершает придаточное.

3 – продолжение основной главной части.

4 – начало третьего придаточного.

5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».

6 – не требуется выделение: есть союз «и».

[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни); 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)

Точка – завершение повествовательного предложения.

Начало придаточного. Всего 4 придаточных.

2, 3. Деепричастный оборот.

3.Продолжение придаточного.

Начало второго придаточного.

5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.

Начало придаточного.

Начало и конец придаточного.

Уточнение.

Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.

Порядок пунктуационного разбора простого предложения

Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:

Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4

Объяснение:

4 – Точка. Высказывание повествовательное.

1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.

2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.

Примерный план разбора:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить завершающий знак.
  3. Найти и выделить грамматическую основу.
  4. Объяснить причины постановки символов.
  5. Составить схему.

Как разбирать сложную конструкцию :

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить конечный знак.
  3. Выделить грамматические основы.
  4. Объяснить причины необходимости знаков между частями.
  5. Объяснить каждый знак в ПП.
  6. Составить графическую схему.

Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:

Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3

Пояснения:

3 – Точка, предложение повествовательное.

1 – запятая между ПП.

2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.

Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6

6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.

1 – начало первого придаточного.

2 — начало второго придаточного.

3 – разграничение однородных придаточных.

4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».

Пример пунктуационного разбор предложения

Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор

Вывод

Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.

Данный материал поможет в создании собственного урока по теме "Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения в 9 классе". Урок построен как лингвистическая экспедиция по различным этапам. Учащиеся работают в трёх командах в форме соревнование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе

Тема «Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Цель: 1)формировать умение производить синтаксический разбор предложения

2) развивать умения различать сложные предложения и использовать их с учётом речевой ситуации различных типах предложений.

Задачи:

Личностные:

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

1. Различать разные виды сложных предложений.

2. Трансформировать разные виды сложных предложений.

3. Формировать умение ставить смысловые вопросы в сложных предложениях и расставлять соответствующие знаки препинания.

Метапредметные:

Регулятивные:

1. Формировать умение формулировать тему урока, цели, задачи

2. Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

1. Развивать умение работать с текстом, связно излагать свои мысли.

2. Сохранять и развивать умение сотрудничать в команде.

3. Формулировать, высказывать свою точку зрения.

Познавательные:

1. Извлекать нужную информацию.

2. Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять его с учетом решаемых задач.

форма: лингвистическая экспедиция.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, маршрутные листы

Ход урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя

Приветствие. Сегодня у нас открытый урок, к нам на урок пришли гости.

Тема урока: Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Как вы думаете, какие цели урока можно поставить?(прогноз)

Актуализация

Хочу начать урок с эпиграфа. (выразительное чтение)

Эпиграф: Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования. (Анри Барбюс) (1 мин .)

Как вы понимаете данный эпиграф?

(личность лучше формируется в коллективе единомышленников)

Давайте вспомним личность знаменитого человека. (показываю портрет Гагарина)

О ком речь? Юрий Алексеевич Гагарин

Что вы знаете о Гагарине? (ответы детей)

(Сообщение о Гагарине подготовленного ученика) (1 мин. )

Он совершил полет в космос, благодаря поддержке огромного коллектива, который с ним работал.

Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическую экспедицию

Лингвистическая- языковедческая (по языкознанию)

Экспедицию мы совершим в трех командах, получили маршрутные листы. (1 мин). За правильный исчерпывающий ответ буду давать звездочку, за неполный ответ -ползвездочки. Также в конце экспедиции каждая команда выберет по одному самому активному человеку, которого мы наградим звездой. В путь!


Подписи к слайдам:

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения у рок в 9 классе

Цели 1)формировать умение производить синтаксический разбор предложения 2) развивать умения различать сложные предложения и использовать их с учётом речевой ситуации различных типах предложений 3) развивать умение расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Эпиграф к уроку Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования. Анри Барбюс

Юрий Алексеевич Гагарин советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.

Спишите предложение, соединив части, расставьте знаки препинания, дайте характеристику предложения 1 группа-1 предложение 2 группа-2 предложение 3 группа-3 предложение Не имей сто рублей И лес дружней Один и камень не поднимет когда деревьев много. а миром и горы свернём. а имей сто друзей.

Проверь себя Не имей сто рублей, а имей сто друзей. И лес дружней, когда деревьев много. Один и камень не поднимет, а миром и горы свернём.

Уровень А Спишите союзное сложное предложение, расставьте знаки препинания. Уровень В Преобразуйте союзное сложное предложение в бессоюзное сложное предложение, расставьте знаки препинания. Уровень С Начертите схему бессоюзного сложного предложения, придумайте и запишите свое предложение по схеме Учёный водит а (не)учёный следом ходит. [ Учёный водит ]- [ неучёный следом ходит ] .

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы. Тип связи между простыми предложениями в сложном (союзная, бессоюзная). Средства связи простых предложений в сложном (союзная, бессоюзная). Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; особенности интонации.

Прочитайте отрывок из письма Юрия Алексеевича Гагарина к школьникам и выполните задания: (1) В ко… ективе все болеют за общее дело заботятся друг о друге. (2) Один за всех все за одного есть такое хорошее правило. (3) Двенадцатого апреля в кабине корабля Восток я был один. (4) Но я был за всех ученых конструкторов рабочих биологов. (5) А все были за меня летчики пом.. гали мне советами врачи по приборам сл.. дили за моим самочу.. ствием работники радио заботились о моем настр.. ении. (6) Там высоко над землей я не чувствовал одиночества. (7) Я знал за мной стоит вся моя страна. (8) Дорогой друг если у тебя будут трудности и даже неудачи тебе всегда поможет ко… ектив. (9)Будь и сам хорошим товарищем добрым чес.. ным справедливым. (10) Желаю тебе счастья здоровья успехов в учении. (Гагарин)

Задания объяснить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (2)Один за всех все за одного есть такое хорошее правило. (5)А все были за меня летчики пом.. гали мне советами врачи по приборам сл.. дили за моим самочу.. ствием работники радио заботились о моем настр.. ении. (7) Я знал за мной стоит вся моя страна.

Проверь себя (2) « Один за всех, все за одного »- есть такое хорошее правило. (5)А все были за меня: летчики пом.. гали мне советами, врачи по приборам сл.. дили за моим самочу.. ствием, работники радио заботились о моем настр.. ении. (7) Я знал: за меня вся моя страна.

Синтаксический разбор 5 предложения (5)А все были за меня: летчики пом.. гали мне советами, врачи по приборам сл.. дили за моим самочу.. ствием, работники радио заботились о моем настр.. ении. (1.повествовательное, невосклицательное; 2. состоит из четырех простых предложений; 3.связь бессоюзная, связаны интонацией; 4.2,3,4 предложения раскрывают смысл первого)

Подведение итогов Продолжите предложение Ухожу с урока в хорошем настроении: (причина). Я понял(а):(дополнение). Мне не все понятно: (пояснение, что именно?) Я добросовестно занимаюсь - (следствие).


Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;
  • развивать умения определять отношения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений;
  • совершенствовать соответствующие пунктуационные навыки;
  • употреблять бессоюзные сложные предложения в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • презентация PowerPoint; видеоофайлы;
  • раздаточный материал – рабочие листы урока ; буклеты ;
  • схемы пунктуационного и синтаксического разборов предложений ;

карточки, учебники.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок - практикум с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Прогнозируемые результаты: учащиеся в конце урока знают: основные признаки бессоюзных сложных предложений; условия постановки тире, двоеточия, точки с запятой и запятой в БСП; учащиеся в конце урока умеют: ставить знаки в БСП, выполнять синонимическую замену ССП и СПП бессоюзными.

Ход урока

1. Организационный этап

Вступительное слово.

Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.

Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

Нам на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.

Сегодня на уроке вы будете контролировать свои знания, и оценивать самих себя. Результаты своей работы фиксируйте в “Рабочей карте”, которая у каждого на столе.

Психологический настрой.

Представьте, что в вашем сердце лежит цветок. Вот он раскрывается, лепесток за лепестком. Это центр покоя, центр доброты. Добро, доброта, доброта везде, доброта в тебе, доброта во мне.

Не забывайте, что во время вдоха вы поглощаете в себя Свет, наполняясь добротой, а выдыхая, делитесь добротой.)

Вот мы и поделились добротой, потому что разделённое добро - это два счастья.

Актуализация опорных знаний

Начнём наш урок с экспресс-разминки (слайд)

1. Экспресс-опрос

  • Союзные предложения делятся на ССП и.... (СПП)
  • В ССП средством связи являются союзы.... (сочинительные)
  • В СПП части связываются при помощи каких союзов (подчинительных)
  • А в БСП части связываются при помощи смысла и... (интонации)
  • На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются при помощи... (знаков препинания)
  • Назовите основные типы (значения) интонации в БСП (перечисления, сопоставления, причины, пояснения)
  • Если части в БСП распространенные, имеют собственные знаки препинания, то между частями ставится... (точка с запятой)
  • Если вторая часть обозначает причину того, о чем говорится в первой части, то между частями БСП ставится... (двоеточие)
  • Вспомните памятку о постановке двоеточия в БСП (Причины поясните дополнительно!)
  • Если в первой части предложения содержится указание на время, то между частями БСП ставится... (тире)

2. Орфографическая работа. Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное). Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы. (Предлагается словарный диктант на повторение орфограммы “Буквы з и сна конце приставок)

Задание: К данным словосочетаниям подберите слова-синонимы с приставками, заканчивающимися на –з (-с). Графически объясните их правописание.

  • Не имеющий жалости – безжалостный
  • Лишенный смысла – бессмысленный
  • Не имеющий вкуса - безвкусный
  • Не дающий результата – безрезультатный
  • Покрытый царапинами – исцарапанный
  • Не имеющий звука – беззвучный
  • Лишенный порядка – беспорядочный
  • Не имеющий чувств - бечувственный
  • Предложение не имеющее союзов – бессоюзное (Самопроверка)

3. Отчет экспертов о написании сжатого изложения (проверка д/з)

Сообщение темы и цели урока. Настрой на активную познавательную деятельность

1. Просмотр фрагмента мультфильма “Приключения точки и запятой” (Видеофайл № 1) Приложение 4

О чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке? (о знаках препинания)

О каких знаках препинания (о постановке запятой, тире, двоеточия и точки с запятой в БСП)

Сегодня мы подводим итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Поэтому будем частично повторять теорию, развивать навыки синтаксического и пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умение обобщать, сравнивать и делать выводы, и, конечно же, как на любом уроке, опираясь на уже известное, изученное, узнаём и кое-что интересное о бессоюзных сложных предложениях.

III. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся

1. “Мозговой штурм

Какие ассоциации у вас вызывает слово “Доброта” Запишите эти слова:

Благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение. А с каким цветом ассоциируется слово счастье? Добро – все положительное, хорошее, полезное. (Словарь С.И. Ожегова)

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова Л.Н. Толстого

“Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно” (Л.Н. Толстой)

Как вы понимаете это высказывание? (слайд)

Очень часто мы с вами говорим о том, что самым главным, самым ценным в жизни человека является доброта.

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды, - так поется в одной детской песенке.

Стать добрым совсем не просто. Стать эталоном доброты – задача наисложнейшая.

Добрый человек – это отзывчивый человек, способный на сочувствие.

Запишите высказывание Льва Николаевича Толстого как эпиграф к уроку.

Объясните знаки препинания.

Что произошло бы, если бы записали это предложение другой синтаксической конструкцией?

Запишите это предложение как СПП и ответьте на поставленный вопрос.

(Лучше добрым на свете быть, потому что злого в мире и так довольно)

(Двоеточие ставится, потому что вторая часть предложения имеет значение причины. Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

2. Работа в группах (задание 2 группам, подготовка 5 минут)

Остальные учащиеся выполняют задание №1

Задание: УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Рассмотрите схему. Передайте содержание схемы в виде связного высказывания.

Задание: Внимательно прочитайте предложения, чтобы понять, почему они разделены на три группы. Следите за правильной интонацией, которая передает смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

Добро не лихо, бродит в мире тихо. (В. И. Даль)

Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели... (И. Тургенев)

Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов)

Подлинная добродетель подобна реке: чем она глубже, тем меньше шумит.

Доброта... постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)

Помните: с доброты человек начинается! (А.Чехов )

Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро.

Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.

Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.

У каждого времени своя жестокость - доброта одна на все времена. (А.Лиханов.)

Мы совершаем доброе дело- душа наша наполняется светлой радостью, творим зло - душа скорбит. (По А.Захарову.)

Вы молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро. (А.Чехов)

Ты сделал добро - скрой, тебе сделали добро - расскажи.

1. ЗАДАНИЕ . Прочитайте высказывания. О чем они? Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения. Объясните постановку знаков препинания в БСП. Самостоятельная работа (с последующей взаимопроверкой и проверкой по шаблону) (Рабочая карта урока)

Исходный вариант Перестроенное предложение
1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена. (А.Лиханов.) 1. У каждого времени своя жестокость- доброта одна на все времена. (А. Лиханов.)тире-противопоставление
2.Когда творить добро желаешь ты от-дельным людям иль всему народу, не от-ступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.) 2. Творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу- не отступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.) тире-время
3.Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.) 3. Мы совершаем доброе дело- душа наша наполняется светлой радостью, творим зло - душа скорбит. (По А. Захарову.) тире-время, условие
4.Доброта... постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доб-роту. (А. Швейцер.) 4. Доброта... постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.) двоеточие-причина
5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов) 5. Вы молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро. (А. Чехов.) тире-время
6. Помните, что с доброты человек начинается! (А.Чехов) 6. Помните: с доброты человек начинается! (А.Чехов) двоеточие-изъяснение

3. Просмотр видеоурока (5 минут)

4. Работа в парах. Раздаточный материал: (схема синтаксического и пунктуационного анализа БСП)

Задание: Познакомьтесь с планом и образцом синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения и прокомментируйте логику этого анализа, объясняя, почему разбор предлагает именно такую последовательность действий. (схема разбора БСП)

Выполнить синтаксический и пунктуационный разбор 1 предложения. (карточки)

5. Работа с текстом (текст на экране)

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (2) Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (3) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (4) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. (По В. Сухомлинскому)

Задание к тексту:

1. Определите тему текста (о добрых чувствах).

2. Определите его основную мысль.

3. Определите тип и стиль текста (тип речи – рассуждение; стиль – публицистический).

4. Замените словосочетание “добрые чувства”, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.(чувства доброты)

5. Определите тип подчинительной связи в словосочетании “подлинно человеческое” (предложение 3 ) (примыкание)

6. Из второго (2) предложения выпишите сказуемое. Укажите его тип. (средоточие, составное именное)

7. Найдите СПП, в состав которого входит односоставное обобщенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения. (3)

8. Определите вид осложнения четвертого (4) предложения (обособленное приложение)

9. Найдите сложное(-ые) предложение (-я), одна из частей которого (-ых) осложнена однородными членами . Напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий). (1,3)

10. Найдите СПП с придаточным причины .Напишите номер этого предложения (3)

6. Игра “Аукцион пословиц”

Выиграл тот, кто последний вспомнит пословицу о добре.

Добра на худо не меняют
Добро творить - себя веселить
Делать добро спеши
Все любят добро, да не всех любит оно.
От добра до худа один шаг
Худо тому, кто добра не делает никому
Кто добро творит, тому Бог отплатит
Никакое худо до добра не доведет
Вранье не ведет в добро
В добре жить хорошо
Молодость рыщет – от добра добра ищет.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое добро”, взяв в качестве тезиса, данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. (объем сочинения – не менее 70 слов)

V. Рефлексия.Заполнить карту успешности(раздаточный материал)

Заключительное слово учителя: Мы целый урок говорили о добре, составляли формулы доброты, и как итог нашего урока - напишите синквейн на тему добро.

Чтение синквейнов.

Что стоит в истоке доброго поступка? Ответ один – милосердие, человеколюбие, которое существует с давних пор. Не случайно же Альберт Анатольевич Лиханов сказал: “У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на все времена”. На мой взгляд, именно на милосердии, сострадании и стоит мир.

Человек, который любит мир вокруг себя, совершает добрые поступки, будет счастлив только от того, что он кому-то помог... А тот, кому помогли, через всю жизнь пронесёт в сердце благодарность и веру в добро.

Вспоминаются слова А.П. Чехова: “Жизнь дана на добрые дела... Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! Помните: с доброты человек начинается!”

Подведение итогов.

И закончить урок хочется словами мудреца.

Добрый человек, привет!
Будь со мною много лет,
Охраняй меня от зла,
Чтобы в жизни все смогла.

Чтобы все преодолела
И от бед не заболела.
Будь со мной везде и всюду!
- Хорошо, конечно, буду! (хором)

План разбора:

  • Сложносочинённое.

    Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )

Схема предложения:

1 , но 2 .

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложноподчинённое.

    Главная и придаточная части.

    Что распространяет придаточная часть.

    Чем присоединяется придаточная часть.

    Расположение придаточной части.

    Тип придаточной части.

    Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .

придаточное

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Бессоюзное.

    Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения:


Порядок разбора
    1. Выделить грамматические основы, указать количество частей.
    2. Определить смысловые отношения между частями (одновременность, последовательность, причинно-следственные отношения и т.д.). Указать основное средство связи частей предложения. Объяснить постановку знаков препинания.
    3. Построить схему предложения.
    4. Разобрать каждую часть как простое предложение.
Образец разбора
ц Я верю: 2) новый век взойдёт средь всех несчастных поколений. (А. Блок)
1. Грамматические основы две: 1) я верю; 2) век взойдёт.
      1. Вторая часть раскрывает содержание первой, поэтому после первой части ставится двоеточие. Основное средство связи - интонация.
      2. : .
№ 241.
      1. Каждая часть разбирается как простое предложение.
I. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сделайте синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений.
II. Выберите предложение, в котором наиболее точно сформулирована основная проблема текста:
        1. Общее и различное у реалиста Бунина и представителей различных поэтических школ начала XX века.
        2. Бунин - продолжатель пушкинского направления в поэзии начала XX века.
        3. Своеобразие стихотворений Бунина.
Рядом с творчеством дек..дентов с..мв..листов акм..истов разв..- рачивалась поэтическая деятельность Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953). Он с..знательно прот..востоял м..дернизму и ав..нгар- ду а по..же советской литературе он был прод..лжателем (П, п)уш- кинского направления в поэзии ХХ века. И всё же у реалиста Бунина и пр..дставителей различных поэтических школ начала века было общее. (Не)трудно догадаться что время и желание изменить жизнь России. Только каждый выр..жал это стремление (по)своему. С..мв..листы через противопоставление земного и небесного акмеисты через утверждение земного. Футуристы через поиски новых форм реалисты наоборот через клас(?)ические традиции. Именно по к..нтрасту с поэтикой м..дернизма и авангарда можно ощутить своеобразие стихотворений Бунина каждое из них ценно той клас(?)ической традицией которая за ними стояла где стихотворные формы несут ор..ол лирики ХІХ века:
И цветы и шмели и трава и к..лосья И л..зурь и полуден(?)ый зной... Срок настанет - Господь сына блудного спросит Был ли счас(?)лив ты в жизни земной? И забуду я всё - вспомню только вот эти Полевые пути меж к..лосьев и трав - И от сладос(?)ных слёз не успею ответить К мил..сердным к..леням припав.
(По В. Баевскому)

Вопросы и задания

          1. Какие смысловые отношения возможны между частями бессоюзного сложного предложения?
          2. Перечислите основные случаи употребления тире в простом и сложном предложении.
          3. Перечислите основные случаи употребления двоеточия в простом и сложном предложении.
§ 99

Еще по теме Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения:

  1. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
  2. 43. Бессоюзные сложные предложения. Синтаксическая форма бессоюзного предложения. Семантические отношения между частями бессоюзного предложения.