Главные и второстепенные чл. Второстепенные члены предложения и главные члены предложения: особенности и различия

42. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:

  • определение (и приложение как разновидность определения),
  • дополнение,
  • обстоятельство.

42.1. Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Виды определений:

  • согласованное рпирепенив (согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным): Вымытые полы еще не высохли. На стопе стояла красивая ваза. Я живу на пятом этаже. Прозвучала вторая ария из этой оперы.
  • несогласованное определение (связано с главным словом по способу управления или примыкания, связь лишена формально выраженного согласования; выражается существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, наречиями, инфинитивами, неразложимыми словосочетаниями): Сегодня ожидается приезд делегации. Мне очень понравилось ее платье в клетку. Он не выполнил свое обещание прийти.

42.2. Приложение - это разновидность определения, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).

Особая разновидность приложений - несогласованные приложения. Это:

  • названия произведений литературы, органов печати, пароходов, фабрик, заводов и т.д.: роман «Преступление и наказание», у гостиницы «Россия»;
  • прозвища: о Всеволоде Большое Гнездо.

Одиночные приложения и определяемые слова пишутся:

Через дефис, если

  1. приложение выражено нарицательным существительным (инженер-конструктор);
  2. приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит перед главным словом, которое обозначает родовое понятие (Иван-царевич, Москва-река).

Раздельно, если

  1. приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит после, главного слова, которое обозначает родовое понятие (царевич Иван, река Москва);
  2. приложение, которое стоит перед определяемым словом можно приравнять по значению к определению-прилагательному (трус заяц - трусливый заяц);
  3. в сочетании двух нарицательным существительных первое обозначает родовое понятие, а второе - видовое (цветок роза);
  4. первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин, гражданин, наш брат (=я и мне подобные): гражданин милиционер, наш брат студент.

42.3. Дополнение- это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Виды дополнений:

  • прямое дополнение (выражается формой именительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падеже при переходных глаголах с отрицанием или если действие, которое выражает переходный глагол, направлено не на весь предмет, а лишь на его часть): написать письмо, больно ногу, не замечать глупостей, выпить молока;
  • косвенное дополнение (все остальные дополнения): сообщение о трагедии, бочонок с пивом, директор завода.

42.4. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.

Виды обстоятельств:

  • обстоятельство времени (указывает на временные показатели совершаемого действия): прийти рано, работать с утра до вечера;
  • обстоятельство места (указывает на место действия или направление движения): проснуться в комнате, двигаться вперед;
  • обстоятельство меры и степени (обозначает меру пространства, времени, количества или степень качества): повторить трижды, весом шестьдесят три килограмма, пробежать триста метров:
  • обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия): смеяться громко, идти быстро;
  • обстоятельство причины (указывает на причину свершения действия): посинеть от холода, не прийти из-за болезни;
  • обстоятельство цели (указывает на цель действия): уехать отдыхать;
  • обстоятельство условия (указывает на условие, которое должно быть выполнено для свершения действия): не поехать за город в случае снегопада;
  • обстоятельство уступки (указывает на условие, вопреки которому действие совершается): случиться вопреки прогнозам, поехать несмотря на предостережения.

42.5. Двусоставные и односоставные предложения. По составу простые предложения делятся на:

  • односоставные (с одним главным членом предложения),
  • двусоставные (в предложении есть и подлежащее, и сказуемое).

Односоставные предложения - это предложения, представленные одним грамматическим составом: или подлежащим, или сказуемым.

  • карточки;
  • презентация к уроку;

Ход урока

1) Организационный момент . Приветствие.
-Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. (слайд 2)

2) Игра «Найдите лишнее слово

Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение . (слайды 3, 4)

Лишнее слово - «подлежащее».

Все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее - это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют

3) Работа в тетради . Число. Классная работа

Чистописание. Ж ж Жж жи же

4) Словарный диктант « О школе » (слайды 6-12)

Я уроки посещаю и всегда веду дневник.

Сам себя я называю школьник или. (ученик)

Будем весь урок писать, пригодится нам. (тетрадь)

Острым клювиком, как птичка, водит ровно по страничке.

Я сама прямая. Рисовать вам помогаю.

Отметки, замечания учитель пишет в нем.

«Пятерок» в нем полным-полно, как документ. (дневник)

Я с учителем дружу. На доске всё покажу.

По черному белым пишут то и дело.
Потрут тряпицей - чиста страница. (Школьная доска)

Я его в основе встречу,

Подчеркну одной чертой.

Этот главный член. Какой? Ответ: Подлежащее

Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Называется. Ответ: Сказуемым

Оно со сказуемым в соединении

Составляет. Ответ: Грамматическую основу

Начало формы

А) Вы знаете, ребята, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать.

Это главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

Подлежащее обозначает, ~ о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? ~ Подчёркивается одной чертой.

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. О твечает на вопросы : что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

грамматическую основу предложения.

А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?

Члены предложения, не входящие в грамматическую основу , являются второстепенными членами предложения. Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения.

- определение - обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? В предложении выражено прилагательным, подчёркивается волнистой линией

- дополнение

- обстоятельство

В предложении выражено существительным, подчёркивается пунктир - точка. (слайд 13)

Б) Работа по учебнику:

Упр.179

В степи, на жайляу пасутся овечки.

Там дедушка юрту поставил у речки. (слайд 14)

В) Предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.

Предложения, которые состоят только из главных членов, - это нераспространённые предложения.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, это распространённые предложения.

Сравните предложения:

Задание: Выписать только распространённые предложения. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Указать часть речи, которой они выражены в предложении. (слайд 16)

Кате, аквариум, дедушка, подарил .

В аквариуме, рыбка, жила , золотая.

Катя , каждое, утро, рыбку, кормила .

Дедушка подарил Кате аквариум.

В аквариуме жила золотая рыбка.

Катя кормила рыбку каждое утро.

Е) Воспитательная минутка:

Монгольская пословица гласит:

Ж) Сравните две картинки :

5) Физминутка . (слайд 20)

6) Обратите внимание!

Слова - л

Приходите ровно в пять!

Мама будет выступать!

Мы готовились вдвоём

К этой передаче.

Она писала за столом.

Я решал задачи.

Запишите частью речи они выражены.

7 » Упр.182 (слайд 23)

Кто пишет стихи?

Кто водит поезда?

Кто летает в космос?

Кто продаёт билеты?

Кто лечит детей?

машинист

космонавт

8) Рефлексия. Оценочный лист (слайд 24-25)


Подлежащее отвечает на вопросы:…….
Подлежащее подчеркивается….
Сказуемое отвечает на вопросы ….
Сказуемое подчеркивается….
Второстепенные члены предложения это -
Дополнение отвечает на вопросы -
подчеркивается -
Определение отвечает на вопросы -
подчеркивается -
Обстоятельство отвечает на вопросы -
подчеркивается

9) Домашнее задание . Упр.183, выучить правила (слайд 26)

10) Оценивание учащихся за урок .

Подведение итогов урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения."»

Школа – лицей № 16 имени Ю.А.Гагарина

Разработка открытого урока по русскому языку

Тема :

« Главные и второстепенные члены предложения »

Классный руководитель 3 « В » класса:

Солонцова О. В.

Г.Кентау Школа-Лицей № 16 им.Ю.А.Гагарина

Кл.руководитель 3 « В » кл.: Солонцова Ольга Валерьевна

Предмет: Русский язык

Тема открытого урока: «Главные и второстепенные члены предложения» (слайд 1)

Цель урока: сформировать представление о главных членах предложения - подлежащем и сказуемом и о наличии в предложениях второстепенных членов.

Задачи: 1) научиться находить главные и второстепенные члены предложения;

выделять грамматическую основу;

различать распространенные и нераспространенные предложения

2) развить умение подбирать вопросы к членам предложения;

3) воспитать интерес к изучению русского языка (слайд 3)

    Оборудование:

    интерактивная доска, проектор, ноутбук;

    карточки;

    презентация к уроку;

Ход урока

1) Организационный момент . Приветствие.
-Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. (слайд 2)

2) Игра «Найдите лишнее слово » поможет нам приблизиться к теме урока

Какое слово лишнее? Докажите, что именно это слово лишнее.

Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение . (слайды 3, 4)

Лишнее слово – «подлежащее».

Все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения.Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения

3) Работа в тетради . Число. Классная работа

Чистописание. Ж ж Жж жи же

жёлтый ежи предложение (слайд 5)

4) Словарный диктант « О школе » (слайды 6-12)

Я уроки посещаю и всегда веду дневник.

Сам себя я называю школьник или... (ученик)

Будем весь урок писать, пригодится нам... (тетрадь)

Острым клювиком, как птичка, водит ровно по страничке.

И в твоей тетрадке должны быть строчки гладки. (ручка)

Я сама прямая. Рисовать вам помогаю.

Что-нибудь ты без меня начертить сумей-ка

Угадайте-ка, ребята, кто же я … (линейка)

Отметки, замечания учитель пишет в нем.

Уроков расписание мы тоже в нем найдем.

Хранит и бережет его примерный ученик.

«Пятерок» в нем полным-полно, как документ... (дневник)

Я с учителем дружу. На доске всё покажу.

Следишь за мной ты без опаски. Знаешь, кто я? Я - … (Указка)

По черному белым пишут то и дело.
Потрут тряпицей – чиста страница. (Школьная доска)

4) Тема урока: Отгадайте загадки:

Я его в основе встречу,

Подчеркну одной чертой.

На вопрос «Кто?», «Что?» ответит

Этот главный член. Какой? Ответ: Подлежащее

Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Называется... Ответ: Сказуемым

Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет... Ответ: Грамматическую основу

Начало формы

А) Вы знаете, ребята, что в предложении есть слова, без которых оно не можетсуществовать.

Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Подлежащее обозначает, ~ о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? ~ Подчёркивается одной чертой.

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. О твечает на вопросы : что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?

Члены предложения, не входящие в грамматическую основу , являются второстепенными членами предложения. Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения.

К второстепенным членам предложения относятся:

- определение – обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? В предложении выражено прилагательным, подчёркивается волнистой линией

- дополнение - отвечает на вопросы косвенных падежей. В предложении выражено существительным или местоимением, подчёркивается пунктирной линией

- обстоятельство - отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?

В предложении выражено существительным, подчёркивается пунктир – точка. (слайд 13)

Б) Работа по учебнику:

Упр.179 Списать. Найти главные и второстепенные члены предложения.

Какой частью речи являются подлежащее и сказуемое?

В степи, на жайляу пасутся овечки .

Там дедушка юрту поставил у речки. (слайд 14)

В) Предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.

Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, это распространённые предложения.

Сравните предложения:

Дети играют. Маленькие дети играют на улице. (слайд 15)

Г) Распознавание распространённых и нераспространённых предложений

Наступает утро. Промчался резвый ветерок. На аллее зашумели деревья. Блеснули лучи солнца. Город проснулся.

Задание: Выписать только распространённые предложения. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Указать часть речи, которой они выражены в предложении. (слайд 16)

Д) Восстановление деформированного текста Упр.180

Какими членами предложения будут выделенные слова? (слайд 17)

Е) Воспитательная минутка:

Монгольская пословица гласит :

« Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник» (слайд 18)

Ж) Сравните две картинки :

На 1-ой картинке виден слив грязных вод в водный источник

На 2-ой картинке чистая водная среда с морскими обитателями.

Провести анализ картинок (слайд 19)

5) Физминутка . (слайд 20)

6) Обратите внимание! Подлежащее не всегда выражено именем существительным.

Слова -я, ты, он, она, оно, мы, вы, они - личные местоимения. (слайд 21 -22)

В речи они употребляются вместо имени существительного. Могут быть в предложении подлежащими.

Послушайте строки из стихотворения Агнии Барто:

Приходите ровно в пять!

Мама будет выступать!

Мы готовились вдвоём

К этой передаче.

Она писала за столом.

Я решал задачи.

Запишите . Найдите главные члены предложения и укажите, какой частью речи они выражены.

7) Закрепление. Игра: « Найди соответствие » Упр.182 (слайд 23)

Запиши предложения. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.

8) Рефлексия. Оценочный лист (слайд 24-25)

Главные члены предложения это - ……
Подлежащее отвечает на вопросы:……..
Подлежащее подчеркивается…..
Сказуемое отвечает на вопросы …..
Сказуемое подчеркивается….
Второстепенные члены предложения это –
Дополнение отвечает на вопросы –
подчеркивается –
Определение отвечает на вопросы –
подчеркивается –
Обстоятельство отвечает на вопросы –
подчеркивается

9) Домашнее задание . Упр.183, выучить правила (слайд 26)

10) Оценивание учащихся за урок .

Подведение итогов урока.

Молодцы! Спасибо за урок! (слайд 27)

Все слова рассортированы по частям речи. Например, и т. д. Понять, какое слово к какой группе относится, достаточно легко - необходимо лишь задать соответствующий вопрос, и всё сразу проясняется. Кроме этого, слова еще и работают группами. Они строят предложения. Каждое слово играет свою роль. Оно выступает определенным членом предложения. В данном случае слова выполняют свою грамматическую функцию и делают это в соответствии с определёнными правилами и законами. Основной является информация о том, кто выполняет действие, что, с кем, где и когда происходит. За всё это отвечают главные и второстепенные члены предложения. Рассмотрим их детальнее.

Главные члены предложения

К ним относятся подлежащее и сказуемое. Чтобы понять, что есть что, достаточно задать вопрос. Подлежащее - это «Кто?», «Что?». Сказуемое - «Что делает?». Чтобы быть подлежащим, слово должно стоять в начальной форме, инфинитиве. В ином случае оно становится второстепенным членом предложения. Данная грамматическая тема впервые раскрывается детям в 3 классе. Главные члены предложения достаточно просто понять и выучить на многочисленных примерах. Хорошо, если они дополнены иллюстрациями или таблицами.

Подлежащее

Вопрос «Кто/Что?» сразу же показывает, какой член предложения является подлежащим. Слово, отвечающее на него, является главным членом предложения, и именно с ним всё и происходит в повествовании. Чаще всего подлежащим выступает имя существительное. также могут быть расположены в разном порядке. Впереди чаще всего выступает подлежащее. Его подчеркивают в предложении одной прямой линией.

Анна поливает цветы.

Книга лежит на полке.

Телефон громко звонит.

Иногда подлежащим может быть и имя прилагательное. Однако лишь в том случае, когда нет подходящего имени существительного.

Зеленый горит.

Черный стройнит.

Сказуемое

Вопрос «Что делает?» сразу же позволяет определить в предложении сказуемое. Оно всегда идет в паре с подлежащим и описывает происходящее с ним. Главные и второстепенные члены предложения сложно спутать между собой, если сразу же выделить основную пару. Сказуемое в предложении выражается глаголом. Оно может также характеризовать состояние подлежащего. В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями.

Дом казался огромным на фоне маленьких гаражей и построек.

Лена смотрит сериалы каждый день.

Мама присела у дома, ожидая детей из школы.

Особенности второстепенных членов предложения

Они делают смысл основной части предложения более точным, развернутым, дополняют деталями. По ним мы можем узнать о месте, времени, образе действия происходящего с кем-то или чем-то. Их можно определить по характерным вопросам. Второстепенные члены предложения (3 класс, учебник русского языка О. Д. Ушаковой) - это обстоятельство (места, времени, образа действия), определение (чей/какой?) и дополнение (кого/чего? и т. д.). Они не входят в грамматическую основу предложений.

Определение

Оно может выражаться несколькими частями речи. Существительные, прилагательные и даже местоимения, заменяющие существительные, служат для этой цели. Определение приводит характеристику предмета. Характерные вопросы для вычленения: «Какой?», «Чей?». Для подчеркивания используется

Полная луна вышла из-за туч.

Большой ящик загородил дорогу.

Дополнение

Если слово-существительное не отвечает на вопрос «Кто/Что?», можно определенно утверждать, что это дополнение. Оно выражается не только существительными, но и местоимениями. В предложениях для подчеркивания используется падежей очень точно помогают вычленить главные и второстепенные члены предложения.

Соседи купили новую машину.

Бабушка забрала внучку из садика сразу же после обеда.

Цветы были срезаны острым ножом.

Обстоятельство

Оно указывает на место, время, причину, цель, образ действия, уточняя, поясняя и добавляя деталей в описание происходящего. В каждом из случаев обстоятельство отвечает на соответствующие вопросы. Например:

Место: Где происходит/Куда направляется/Откуда исходит?

Образ действия: Как случилось/Каким образом произошло?

Причину: Отчего так случилось/Почему это происходит?

Время: С каких пор началось/Когда стартовало/До каких пор будет длиться/Как долго ждать?

Цель: Зачем это/Для чего?

Роль обстоятельства в предложении может выполнять существительное, наречие и местоимение. Для подчеркивания используется штрих-пунктирная линия, состоящая из точек и тире.

Связка бананов лежала на столе в кухне.

Знакомые отменили поездку на пляж из-за плохой погоды.

Он постоянно читает много книг, чтобы казаться умным.

Таблица "Главные и второстепенные члены предложения"

Чтобы запомнить правила и научиться различать главные и второстепенные члены предложения, рекомендуется выполнить ряд специальных упражнений на практике. Они дадут необходимый результат в закреплении навыка.

Справочный материал для 8 класса по теме

«Главные и второстепенные члены предложения»
Все члены предложения делятся на:

Главные Второстепенные
Подлежащее Сказуемое Дополнение Определение Приложение Обстоятельство


Главные члены предложения:


  1. Подлежащее - это главный член предложения , который обозначает то, о чём или о ком говорится в предложении, связанный со сказуемым и отвечающий на вопросы именительного падежа кто? или что?

Способы выражения подлежащего:


Способы выражения

Примеры

1. Имя существительное в именительном
падеже (или другая часть речи,
употребленная в значении
имени существительного)

Метель надвинулась сразу. (Н. Островский)
Собравшиеся обсуждали повестку дня.

2. Местоимение в именительном падеже

Каждый отправился в комнату, ему предназначенную.
(А. Пушкин)

3. Неопределенная форма глагола

Охранять природу - значит охранять Родину.
(К. Паустовский)

4. Фразеологизмы

В поле вышли от мала до велика.

5. Собственное наименование

Широкой полосой, от края до края, протянулся
Млечный Путь . (В. Арсеньев)

6. Синтаксически цельное словосочетание

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.
(М. Горький)

  1. Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он?

Сказуемое может быть простым и составным .

Сравните предложения:

Листья желтеют . (Простое глагольное сказуемое – ПГС )

Листья начинают желтеть . (Составное глагольное сказуемое – СГС )

Листья становятся жёлтыми . (Составное именное сказуемое – СИС )
ПГС состоит из одного слова , но может состоять и из двух, если


  1. Сложная форма будущего времени – буду рисовать

  2. Фразеологизм – бить баклуши


Неопределённая форма глагол

Вспомогательный глагол
СГС состоит из двух слов


Именная часть

Глагол-связка

СИС состоит из двух слов

Второстепенные члены предложения:


Член предложения

Признаки

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1. Второстепенный член предложения, который называет признак грамматического предмета (имени существительного), чаще всего подлежащего или дополнения.
2. Отвечает на вопросы Какой? Который? Чей?.
определение подчеркивается волнистой чертой.

Согласованное определение

1. Определение, которое согласовано с главным словом, то есть стоит в том же роде , числе и падеже. При изменении формы главного слова точно так же меняется и форма определения.
2. Согласованные определения бывают выражены прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными: красный цветок, увядший цветок, каждый цветок, пятый цветок.

Несогласованное определение

1. Определение, которое связано с главным словом не согласованием, а другими способами подчинительной связи : управлением или примыканием.
2. Бывают выражены:
1) управляемым, то есть стоящим в определенном падеже существительным, форма определения не меняется, когда меняется форма главного слова: платок в горошек > платка в горошек;
2) примыкающим прилагательным в сравнительной степени , наречием или глаголом в инфинитиве: кофе покрепче, кофе по–турецки, мечта учиться.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Согласованное определение, выраженное именем существительным, которое согласуется с главным словом в падеже , в формах рода и числа оно может совпадать или не совпадать с ним: Меркнут знаки зодиака над просторами села, спит животное собака (согласование в падеже, совпадение в числе и несовпадение в роде), дремлет рыба камбала (согласование в падеже и совпадение в роде и числе)
2. Отвечает на вопросы: Какой? Который?
3. При грамматическом разборе приложение подчеркивается волнистой чертой.

ДОПОЛНЕНИЕ

1. Второстепенный член предложения, обозначающий объект, с которым производится действие в предложении; в безличных предложениях и в пассивных конструкциях - субъект действия или состояния.
2. Отвечает на вопросы косвенных падежей (все, кроме И. п.)
3. Прямые выражены формой винительного падежа без предлога, косвенные – формами других косвенных падежей или винительным с предлогом: Я пишу письмо брату ручкой, Мне не смешно, Дом построен отцом.
дополнение подчеркивается пунктиром.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. Второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака.
2. Отвечает на вопросы: Как? Где? Почему? Зачем? и другие
3. По значению выделяются обстоятельства:
а) места: Сад был на горе;
б) времени: А поутру они проснулись;
в) причины: Сидим дома из-за дождя;
г) условия: При должном упорстве подготовиться к экзаменам можно;
д) уступки:При всем желании я вам не смогу помочь;
е) образа действия: Слониха–щеголиха так отплясывает лихо
ж) меры и степени: А она очень аппетитна, очень недурна
з) сравнения: Как все московские, ваш батюшка таков
4. При грамматическом разборе подчеркивается штрихпунктирной линией.

Вспомним:

Падежи:

Именительный – Кто? Что?

Родительный – Кого? Чего?

Дательный – Кому? Чему?

Винительный – Кого? Что?

Творительный – Кем? Чем?

Предложный – О ком? О чём?

16 сентября 2017

Любое предложение русского языка можно подразделить на составные части, которые в науке носят название «члены предложения». Среди них выделяются главные и второстепенные. Без главных не может существовать большая часть предложений, они образуют его основу, а второстепенные делают текст более информативным и насыщенным. Что же представляют собой главные и второстепенные чл. предложения?

Главные

Подлежащее и сказуемое в предложении - это и есть главные его члены.

  • Подлежащее означает предмет, который совершает действие. Вопросы, которые помогут обнаружить его при синтаксическом разборе - это "кто?" (если действие совершает одушевленный предмет) или "что?" (в случае, если в предложении говорится о явлении или неодушевленном предмете).
  • Сказуемое чаще всего выражено глаголом и означает действие, которое совершает подлежащее. Вопросы для определения - "что делает, что сделает?"

Приведем пример: Хорошее настроение помогало мальчикам преодолевать трудности . На вопрос «что» в нашем примере отвечает слово «настроение», именно оно является подлежащим и при разборе подчеркивается одной чертой. Чтобы найти сказуемое, задаем вопрос: "Настроение что делало?" Помогало. Этот слово и есть сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами. В итоге предложение с найденными главными членами выглядит так: Хорошее (что?) настроение (подчеркивается сплошной линией) (что делало?) помогало (подчеркивается двумя сплошными горизонтальными полосами) мальчикам преодолевать трудности.

Как узнать подлежащее и сказуемое при разборе

Чтобы не допустить ошибку, разбираясь, где подлежащее, а что такое сказуемое, следует воспользоваться таблицей-подсказкой.

Прежде всего, следует найти действующее лицо, задав вопрос: «Кто? Что?», это и будет подлежащее. Далее ищут сказуемое.

Видео по теме

Второстепенные

Чтобы разобрать предложение по членам, следует уметь находить и обстоятельства, определения и дополнения. Именно они и являются второстепенными членами, назначение которых - конкретизация и уточнение главных (или других второстепенных). Как их найти?

  • Определение. Вопросы, которые помогут его обнаружить в предложении - "какой", "чей".
  • Дополнение. Наиболее часто к нему задаются вопросы косвенных падежей: "кому (чему)", "с кем (с чем)", "о ком (о чем)" и другие. То есть вопросы всех падежей, помимо именительного.
  • Обстоятельство. Его можно найти, задав вопросы наречий или деепричастий: "откуда", "куда", "зачем", "как", "где" и подобные.

Приведем пример. Найдем главные и второстепенные чл. предложения:

Маленький мальчик торопливо шел по тропинке.

Есть разобрать предложение по членам, получится так:

(какой, определение) Маленький (кто, подлежащее) мальчик (как, обстоятельство) торопливо (что делал, сказуемое) шел (по чему, дополнение) по тропинке.

Каждый главный и второстепенный чл. предложения отвечает на свой вопрос, несет определенную нагрузку и выполняет в предложении собственную роль.

Как распознать

Чтобы не допустить ошибок при выявлении дополнений, определений и обстоятельств, можно воспользоваться такой сводной таблицей-подсказкой.

Второстепенные члены
Параметр Опеределение Дополнение Обстоятельство
Значение Характеризует признак предмета Означает предмет Имеет значение места, времени, способа действия
Вопросы

Какой? Какая, какое, какие?

Косвенных падежей: кому (чему), кем (чем) и прочие Где, куда, откуда, почему, когда, как - все вопросы наречий
Чем выражено

Прилагательное

Причастие

Количественное числительное

Падеж совпадает с падежом главного слова

Существительное (как с предлогом, так и без него)

Местоимение

Падеж может быть любым, кроме именительного

Существительное

Как подчеркивается Волнистая линия Пунктир Точка-тире
Пример (Какая?) Красивая ваза стояла в (чьей?) маминой комнате. Малыш нес (что?) корзинку (с чем?) с грибами. (где?) В лесу (когда) осенью было сыро.

Чтобы выявить, какой член предложения перед нами, следует прежде всего задать вопрос.

Дополнительные подсказки

Чтобы находить главные члены предложения, следует соблюдать правила. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, это уже предложение, пусть и очень короткое. Главные члены независимы друг от друга.

Синтаксический разбор следует начинать с обнаружения подлежащего, далее выясняется, что такое сказуемое, чем оно выражено. Затем следует выявить группу подлежащего при помощи вопросов, только после этого - группу сказуемого. Каждый второстепенный член зависим:

  • от одного из главных;
  • от одного из второстепенных.

В одном предложении может быть несколько главных и второстепенных чл. предложения. Если несколько основ, то предложение является сложным - сложносочиненным или сложноподчиненным. Если же несколько определений, дополнений, обстоятельств, но основа одна, то предложение является простым распространенным.

Нередко можно встретить и обращения, например: Катя, иди делать уроки. Несмотря на то что обращение «Катя» напоминает подлежащее, оно не является членом предложения и обозначается как обращение.

Сложные случаи

Не все главные и второстепенные чл предложения выглядят очевидно. Сложные, но интересные случаи разнообразны:

  • В односоставном предложении есть только один главный член. Смеркалось (это сказуемое, предложение является безличным). Сегодня нам сообщили (сказуемое, неопределенно-личное предложение), что экзамен отменен.
  • В сказуемое может входить имя прилагательное: Погода была дождливая. В этом примере сочетание «была дождливая» является составным именным сказуемым.
  • Сказуемое может включать в состав несколько глаголов: Сегодня Вася начал заниматься. «Начал заниматься» - составное глагольное сказуемое.

Главные и второстепенные чл. предложения необходимо выделять правильно при синтаксическом разборе предложения.