Мягкий знак на конце разных частей речи. Открытый урок "правописание мягкого знака в различных частях речи"

Часть речи

Правило

Примеры

Существительное

Ь пишется – ж.р. 3 скл.ед.ч.

Молодёжь, роскошь

Ь не пишется

м.р. 2 скл. ед.ч

Сторож,ключ, плющ

Задач,груш, училищ

Прилагательное

В кратких прилагательных с основой на шипящую Ь не пишется

Свеж, горяч, хорош

Глагол

Неопределенная форма

Беречь, обжечься

2 лицо ед.число

Можешь, рисуешь

Повелительное наклонение

Намажь, не плачьте

Наречие

Всегда (искл. уж, замуж, невтерпёж)

Вскачь, настежь, сплошь

Частицы

Лишь, бишь, ишь, вишь

Примеры для орфографической разминки:

Реч ь , молодёж ь , мыш ь , дич ь , ноч ь , полноч ь , доч ь , печ ь , ретуш ь , суш ь , теч ь , тиш ь. Камыш , товарищ , нож , платёж , фарш , калач , борщ , гараж , монтаж , грош , тягач , обруч , лещ , овощ , плащ , плач, Дач , рощ , зрелищ , пожарищ , крыш , встреч , тысяч Свеж , пригож , погож , вхож , похож , непохож , схож , рыж , бесстыж , дюж , неуклюж , широкоплеч , охоч , неохоч , певуч , живуч , прыгуч , тягуч , везуч , невезуч. Учиш ь , учиш ь ся , носиш ь , носиш ь ся , несёш ь , несёш ь ся, теряеш ь , теряеш ь ся , спиш ь , выспиш ь ся, познаком ь те , познаком ь ся ; брос ь , брос ь ся , брос ь те , брос ь тесь ; отреж ь. Сплош ь , вскач ь , проч ь , напроч ь , точ ь -в-точ ь , навзнич ь , настеж ь , наотмаш ь , невмоч ь.

Упражнение № 1. Объясните правописание Ь, обозначьте орфограмму, указывайте часть речи.

ово щ

Сущ, 2 скл, м.р.

Не плачьте

сведу щ

Краткое прилагательное

увлечься

любуешься

преходящ

взаимопомощь

развлечёшься

расплачешься

хранилищ

обожжёшься

подстеречь

наотмашь

обнаружьте

Упражнение № 2. Данные существительные поставьте в Р.П. мн. ч, составьте словосочетания с подчинительной связью управление.

Упражнение №3. Подберите к данным словам однокоренные имена существительные с основой на шипящий, запишите, обозначьте орфограмму .

сторожевой

плюшевый

молодёжный

помогать

лучистый

маршировать

бородатый

речистый

Упражнение № 4. Запишите имена существительные в Р.П. мн. числа

Упражнение № 5. Замените полные формы имён прилагательных краткими. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Каким членом предложения являются краткие прилагательные?

хороший друг

пригожий юноша

тягучий мёд

дремучий бор

бесстыжий человек

горячий кофе

широкоплечий юноша

чернокожий полицейский

похожий на отца сын

трескучий мороз

рыжий малыш

тощий гусь

подходящий случай

Упражнение № 6. Измените глаголы по образцам .

обидятся

обид ишь ся

поднимутся

возвращают

изгибают

присмотрят

вырастят

выспятся

    Объясните правописание окончаний глаголов в форме 3-его лица мн. числа.

съесть

Съеш ь , съеш ь те

нарезать

намазать

не плакать

спрятаться

утешиться

назначить

умножить

сбережёшь

Сберечь, сберечься

испечёшь

отвлечёшь

рассечёшь

бережёшь

Упражнение №7. Найти соответствие словосочетаний синонимичным наречиям на шипящий, обозначьте орфограмму .

Упражнение № 8. Заполните графы таблицы (указывайте только номера слов)

1) смаж_ 2) замуж_ 3) молодёж_4) навзнич_ 5) тягач_ 6) сокровищ_ 7) суш _ 8) преследуеш_ 9) могуч_ 10) уж_ 11) вхож_ 12) спряч_тесь 13) вещ_ 14) свеж_ 15) тощ_ 16) скрипач_ 17) напроч_ 18) сбереч_ 19) тиш_ 20) калач_ 21) неуклюж_ 22) хорош_ 23) коттедж_ 24) мелоч_ 25) запряч_ 26) прилеч_ 27) брош_ 28) хронометраж_ 29) горяч_ 30) работящ_ 31) роскош_ 32) принесёш_ 33) рассеч_ 34) реч_ 35) патронтаж_ 36) всезнающ _ 37) электропеч_ 38) высушиш_ 39) рассчитаеш_ся 40) фальш_ 41) престиж_ 42) реванш_ 43) клеиш_ 44) занемоч_ 45) силач_ 46) санврач_ 47) арбитраж_ 48) блестящ_ 49) иш_ 50) пахуч_

Вечерняя (сменная) школа

Правописание мягкого знака

в различных частях речи

Преподаватель

русского языка и литературы

Куртвейсова Э.Н.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Правописание мягкого знака в различных частях речи.

Цели урока:

Обучающие: повторить теоретический материал о функции Ь в различных частях речи; закрепить основные правила правописания Ь в различных частях речи; совершенствовать навыки грамотного письма; систематизировать знания об условиях употребления Ь в различных частях речи.

Развивающие: обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать мысли, создать условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное.

Воспитательные: обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Оборудование: учебник, раздаточные материалы, компьютерная презентация.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок.

    1. Организационный момент.

      Объяснение нового материала.

Учитель: На этом уроке мы с вами поработаем над темой «Правописание Ь знака в различных частях речи». (Слайд № 1). Озвучивание целей урока. (Слайд № 2).

Откройте тетради. Запишите дату, тему урока.

Ребята, обратите внимание на экран. Прочтите запись (слайд № 3 читает ученик)

Как же нам быть с этим знаком

Ставить его или нет?

Надо, чтобы части речи

Сами давали ответ

Ь

Учитель: рассмотрим таблицу на экране (обратите внимание на таблицу) (слайд № 4), после чего запишем примеры в тетрадь. Смотрите, Ь где ставится, а где не ставится. Сейчас части речи сами подскажут.

Правописание Ь в различных частях речи

Пишется Ь

Не пишется Ь

1.В существительных женского рода 3-го склонения: ночь, дочь, печь, молодежь, рожь.

1.а)В существительных мужского рода 2-го склонения: ключ, врач, плащ, товарищ, луч;

б)В существительных родительного падежа множественного числа: из-за туч, с крыш.

2.а)В глаголах в инфинитиве: стеречь, стричь – стричься;

б)В глаголах 2-го лица единственного числа: видишь, читаешь, пишешь, умываешься;

в)В глаголах повелительного наклонения: отрежь – отрежьте, назначь – назначьте, спрячь – спрячьте.

2.В кратких прилагательных: дремуч, кипуч, могуч, колюч, хорош.

3.В неопределенной форме глагола на ть, ться: что делать? что сделать? учить – учиться.

3.В форме глагола 3-го лица на тся : что делает? что сделает? Учится, подготовится.

4.В наречиях после Ч, Ш: вскачь, сплошь, прочь. Исключение: настежь.

4.В наречиях на Ж: уж, замуж, невтерпеж.

5.В частицах: вишь, лишь, ишь, бишь.

6.В количественных числительных на конце слова: двадцать, тридцать, и в середине слова (после первого корня): пятьдесят – восемьдесят, пятьсот – восемьсот.

Давайте уточним в каких частях речи ставится Ь? (в различных).

В каких именно частях речи пишется Ь? (учащиеся перечисляют).

Запишите несколько примеров правописания слов с Ь (дополните своими собственными примерами).

Ребята, зачитайте примеры, в каких словах пишется Ь, а в каких нет (приведите 2 -3 примера).

После рассмотрения второй части таблицы учитель предлагает учащимся записать несколько примеров, где в словах не пишется Ь.

Завершили работу с таблицей.

3.Словарная работа (слайд № 5)

Словарная работа

    Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом. Например: Упасть навзничь.

    Наотмашь – сильно размахнувшись. Например: Ударить наотмашь.

    Невмочь – то же, что невмоготу. Например: Невмочь больше терпеть.

    Сплошь – без промежутков, по всей поверхности. Например: Доска сплошь заклеена объявлениями

    Настежь - распахнув совсем, до конца. Например: Открыть окно настежь.

    Блажь – нелепая причуда, дурь. Например: Выкинуть блажь из головы.

    Залежь – скопление полезного ископаемого. Например: Залежи угля.

Наша тема отражена в учебнике на стр. 26.

Повторение орфограмм.

4.Работа с учебником (2 ученика у доски):

стр. 26, задание 6, упр. 2;

стр. 164, задание 5, упр. 2.

5.Задаю домашнее задание: (слайд № 6).

стр. 7, задание 6, упр. 2;

стр. 10, задание 6, упр. 2;

стр. 121, задание 5, упр. 1.

6.Работа с раздаточным материалом (на партах у учащихся):

Пословицы: Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай то, что говоришь.

Учитель: Как ты ее понимаешь?Что ты можешь сказать? (Человек должен сначала подумать, а потом сказать).

Раздаточный материал:

Карточка № 1

1.Спишите пословицы, вставляя глаголы из скобок в форме 2-го лица ед.числа и подчеркните:

    Воду, что рядом течет, не …(ценить). (Узбекская).

    Когда (спешить), всегда на пути холмов много. (Монгольская).

    Если (любить) меня, люби и мою собаку. (Английская).

    Когда новый ботинок начинает жать, (вспомнить) старый. (Английская).

    (Хотеть) есть калачи, так не сиди на печи. (Русская).

    (Говорить) правду, правду и делай. (Русская).

    В каком народе (жить), того и обычая держись. (Русская).

2.Подчеркните частицу с Ь на конце:

1) Иные друзья пригодны лишь чай пить. (Японская).

2) Готов осла дядей назвать, лишь бы тот за него работал. (Армянская).

3) Лишь глупцы упорствуют в своих заблуждениях. (Немецкая).

Карточка № 2.

1.Выпишите пословицы и поговорки, в которых существительные 3-го склонения речь , мышь стоят в И.п. ед. ч.

1) Краткая речь – хорошая речь. (Немецкая).

2) Если правды нет в твоей груди, к людям речь держать не выходи. (Калмыцкая).

3) Хорошую речь хорошо и слушать. (Русская).

4) Хочешь узнать человека – вслушайся в его речь. (Китайская).

5) Речь – образ души. (Латинская).

6) В своей норе и мышь подобна льву. (Лезгинская).

7) Из лап голодной кошки мышь не ускользнет. (Армянская).

8) Перекопал гору, а выкопал мышь. (Индийская).

9) Мышь рыла, рыла и до кошки дорылась. (Грузинская).

Учитель: Какой темой объединены пословицы?

Ребята, мы должны обогащать наш язык.

Обратите внимание на слайд (Слайд № 7) Кузя. (1 ученик у доски выписывает правильный вариант).

Заявление

Заявляю, что как только ноч заполноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ –в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так, что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч.

Домовой Кузьма.

Учитель: Ребята, к какому стилю речи относится заявление? (Официально-деловой).

А какие стили речи вы знаете?

На какие две группы подразделяются все стили речи? (На разговорный и книжные).

Назовите книжные стили. (Научный, официально-деловой, художественный, публицистический).

Какова сфера применения разговорного стиля? В каких случаях и где он употребляется? (В разговоре с близкими людьми. Он уместен в домашней или другой неофициальной обстановке, в письмах).

7.Закрепление изученного материала.

1. Какую тему мы сегодня повторили?

2. Когда Ь пишем в именах существительных?

Когда Ь пишем в глаголах?

Когда Ь пишем в наречиях?

Когда Ь пишем в числительных?

3.Когда Ь не пишем?

4.Назовите виды деловых бумаг.

8.Подведение итогов. Оценки за урок.

Тема: Правописание Ь в словах разных частей речи.

5-б класс.

2012/13 учебный год.

Цели урока:

закрепить изученные правила употребления Ь в словах разных частей речи;

развивать мышление, память, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей;

воспитывать любовь к русскому языку.

Знать : условия выбора написания Ь в словах разных частей речи – существительных 2-го и 3-го склонений, кратких прилагательных, наречий, глаголов.

Уметь: владеть способом действия при выборе написания

Создание проблемной ситуации .

У доски на перемене заспорили Коля и Витя.

А на доске написано: Учит(?)ся, учиш(?)ся, береч(?), из задач(?), хорош(?)

- Во всех этих словах надо писать мягкий знак, - говорит Коля.

- Нет, не надо, - не соглашается Витя.

- Нет, надо!

- Нет, не надо!

Как бы вы рассудили их спор?

Какая тема объединяет записанные слова?

Что это за слова?

О чём будет идти речь на уроке? Догадались?

К нам на урок заглянул… почтальон. Послушаем, что он скажет нам.

Почтальон:

Здесь, друзья, таится клад

И сокровища лежат.

А какие – угадай,

Но письмо не открывай.

Надпись хитрая гласит,

Что письмо в себе таит.

На конверте написано:

Куда Орфография

Кому Употребление Ь в словах разных частей речи

Тему урока вы определили верно.

Ребята! Вам придётся сегодня прислушаться к мнению Грамотейкина, ведь он знаток русского языка и правил грамматики.

Уроки Грамотейкина:

Грамматика, грамматика,

Наука очень строгая,

Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё…

Люблю тебя, грамматика.

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я.

Помощник Грамотейкина – Словознайкин.

И, конечно же, главные персоны сегодня на уроке – это буквы Мягкий и Разделительный Мягкий знаки.

Написание Ь после шипящих в конце слова.

Одно из самых важных умений – владеть способом действия при выборе написания Ь.

Уроки Грамотейкина:

Мягкий знак после шипящих просит знаний настоящих.

Опираясь на схему и на рифмованный алгоритм, расскажите о написании Ь в словах с шипящим на конце.

На доске:

ж.р., ед.ч. Ь

(она, одна)

Кр. прил. Ь/

мн.ч., м.р. Ь/

(много, мой)

Словознайкин:

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда.

А в кратких прилагательных

Его нет никогда.

Существительное – МНОГО,

Существительное – МОЙ –

Знак не нужен никакой.

А подставь ОНА, ОДНА –

Мягкий знак пиши всегда.

Цифровой диктант.

Обозначьте цифрами: 1 – написание Ь; 0 – Ь не пишется.

Прочитайте слова с Ь, распределяя их по частям речи.

В каких словах вы не написали Ь? Обоснуйте свой ответ.

Имя существительное:

Вышло солнце из-за туч.. .

Летят камни с круч .. .

Мимо дач.. шагает грач.. .

Мимо рощ.. несу я борщ.. .

Прилагательное:

Кактус всегда колюч.. .

Дуб могуч.. .

А лес дремуч.. .

Цветок хорош.. .

Ну а наш малыш.. пригож.. .

К соседу в тетрадь заглянеш..

Ошибку к себе перетянеш.. .

Исправ.. исправ..те !

Остав.. остав..те !

Так мягко просит Мягкий знак,

Что отказать нельзя никак.

10 дремуч..

13 пригож..

14 заглянеш..

15 перетянеш..

16 исправ..

17 исправ..те

19 остав..те

Запомните: мягкий знак в словах типа заглянешь, перетянешь не может обозначать мягкость всегда твёрдого звука ш и пишется только по традиции.

Написание Ь в глаголах на –тся и –ться

Уроки Грамотейкина:

Как же нам быть с этим знаком,

Ставить его или нет?

Надо, чтоб сами глаголы

Людям давали ответ.

Как вы понимаете слова о том, что сами глаголы должны давать ответ, когда в них следует писать –тся, а когда –ться?

- Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? всегда пишутся с мягким знаком.

Выпишите примеры к правилу. Объясните написание этих глаголов. Помните: очень часто с глаголами в неопределённой форме употребляются слова надо, следует, можно, нельзя, пора и т.д., от которых и ставится вопрос к глаголу.

Ждём помощи от Словознайкина.

Словознайкин:

При выборе -тся, -ться в глаголах нужно:

1. Установить, к какому слову относится глагол.

2. Поставить к глаголу вопрос, определить его форму, записать окончание.

Образец рассуждения:

К урокам надо тщательно готовиться.

Определяем, с каким словом связаны глагол готовиться.

Ставим от него вопрос: надо (что делать ?) готовиться .

Он всегда готовится к урокам.

Он (что делает ?) готовится .

Предположим, ученик на пятёрки учит..ся .

Очень любит он учит..ся и от книг не мучит..ся.

Превосходный человек из него получит..ся.

Предположим, ученик спит весь день и ленит..ся .

Он учит..ся не желает, на авось надеет..ся .

Всё равно он от ученья никуда не денет..ся . (Э.Успенский)

Проверка проводится по ключу:

Ь - - - ь - -

Написание мягкого и разделительного мягкого знака в словах.

Прослушайте басню. Попробуйте разрешить спор знаков: нужны ли они; кто из них важнее и где они должны стоять?

- Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку Мягкому промолвил

Твёрдый знак. –

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! - Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал.-

Ты твёрд и груб,

Как суковатый дуб…

Уроки Грамотейкина:

- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова,-

Скажу вам я:

- Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

Как вы понимаете смысл двух последних строк басни? Расскажите об условиях написания этого знака в словах.

А теперь прослушайте стихотворение «Разделительный мягкий знак».

Найдите слова с разделительным мягким знаком. Выпишите только их.

Перед Е, Ё, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья .

Воробьи, семья, жильё

Перед Я, Ю, И, Е, Ё.

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи.

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, внёс, рыть, ныть,

Кон, конь, шум, шить.

Ты скажи, в каких словах

Ты напишешь мягкий знак?

Конь Жильё

Помните: Ь всегда добр и ласков, всё время старается всё смягчать. Вот такая интересная работа у Мягкого Знака.

А теперь заглянем в конверт, который принёс почтальон.

Почтальон:

Ребята! Я случайно уронила свой конверт со словами и потеряла букву Ь в некоторых словах. Не поможете ли вы мне её найти?

Предлагается раздаточный материал.

«Собери пословицу». На какую тему подобраны пословицы?

Вставьте, где необходимо, Ь. Прочитайте понравившуюся вам пословицу и объясните её смысл.

Учит..ся не выловиш.. и рыбку из пруда

Без труда люби и саночки возить

Любиш.. катат..ся руки не отнимут..ся

От работы мастера боит..ся

Лентяю всё не может..ся всегда пригодит..ся

Дело да нездоровит..ся

Лентяю всегда пригодит..ся

На миру и работа приподнят..ся лень

Всякий человек не проживёш..

Всякое дело человеком по делу узнаёт..ся

Грамоте учит..ся и славит..ся

Без труда спорит..ся

1вариант. Учиться всегда пригодится. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Любишь кататься - люби и саночки возить. Без труда не проживёшь. Лентяю всё не можется да нездоровится. Дело мастера боится.

2 вариант. Лентяю и приподняться лень. На миру и работа спорится. Всякий человек по делу узнаётся. От работы руки не отнимутся. Всякое дело человеком ставится, человеком и славится. Грамоте учиться всегда пригодится.

Подведение итогов урока.

Мягкий знак о себе говорит:

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносит..ся,

Но в слово часто просит..ся.

Он очень вежлив, Мягкий Знак,

Не любит споров он и драк.

Он в слове мат.. и в слове доч..,

И в тихом лунном слове ноч...

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить.

Почему у дома угол

Превратился сразу в угол.. ?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

Будем мы всегда, где надо,

Мягкий знак вставлять в слова,

Чтобы хор.. не стал бы хором,

Кол..я – Колей никогда.

Какова роль Ь в словах? Проиллюстрируйте это примерами из стихотворения.

Запишите слова с Ь в три колонки:

Ь указывает на грамматическую характеристику слова (дочь, ночь, не произносится, просится).

Ь указывает на мягкость предшествующего согласного (мать, уголь, хорь, не огорчить, смягчить, вставлять).

Разделительный Ь (колья).

Перечитайте текст. В нём главная мысль «спрятана». Выделите её и запишите.

Учит..ся в школе – значит под руководством учителя самому себя

учить, самому старат..ся добывать знания.. Ведь лучше всего учит..ся тот, кто

учит..ся не только для будущего, не только для того, чтобы получить

хорошую специальность, а просто потому, что ему интересно учит..ся.

Каждому, кто хочет учит..ся, каждому, кто старает..ся учит..ся, открывает..ся самая дальняя дорога. (С.Соловейчик).

Это было наше последнее задание. Пожалуй, можно поставить и точку. Но каждый раз, когда вы берётесь за перо, урок русской грамматики начинается для вас снова.

Уверена, что, хорошо зная правила русского письма, вы будете получать удовольствие там, где раньше испытывали муки. Ведь русский язык удивительный, интересный, увлекательный и совсем-совсем не скучный. Вы согласны со мной, друзья?

Внимание!

Читается последняя страница!

И этим объясняется:

Урок уже кончается!

Учебник закрывается –

Пора с ним распроститься.

Мягкий знак писать – руку поднимать. В каких словах вы напишите Ь?

На дом.

Поразмышляйте письменно о том, почему важно учиться.

Попробуйте написать о себе.

  1. «-н- и -нн- в разных частях речи»

    Урок

    ... «-Н- и -НН- в разных частях речи ». (5 класс, 6 часов). Урок №1 Правописание -н- и -нн- в разных частях речи . I. Знакомство с новым... .(-н- и -нн- в разных частях речи .) - Что общего в словах ? (Наблюдение) маринованный асфальтированный иллюстрированный...

  2. Примерные вопросы н и нн в разных частях речи

    Документ

    ... Правописание сложных слов . Правописание и склонение имен числительных. Числительное пол-. Правописание местоимений. Правописание ... Правописание предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Правописание не с разными частями речи . Правописание ...

  3. Конспект открытого урока русского языка в 7 Бклассе тема: Слитно-дефисно-раздельное написание слов

    Конспект

    Заданий на повторение материала о правописании НЕ со словами разных частей речи . Словарный диктант "По следам... -над, по-за Учитель: Слова каких частей речи не встретились в тексте, но они...

Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, например: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь .

Буква ь , которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, например: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень?нефть .

Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква "ь" пишется в следующих случаях

1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , например: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый .

Между двумя л мягкий знак не пишется, например: гулливый .

?ск? согласный л перед суффиксом – мягкий, поэтому после л пишется ь , напр.: сельский, уральский, барнаульский . Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л , и поэтому ь не пишется, например: кызылский, ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский ).

2. После других согласных букв:

а) перед буквами, передающими твердые согласные, например: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;

В большинстве прилагательных с суффиксом ?ск? согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, например: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом ?ск? мягкие, в них после н и р пишется ь : день?деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, например: тянь?шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом ?ц? от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.

б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, например: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).

3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, например: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .

Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами ?чик, ?щик, ?щин (а), например: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .

Буква "Ь" как показатель грамматической формы

Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:

а) в сложных числительных перед ?десят и ?сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот ;

В числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать перед ?надцать ь не пишется.

б) в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед?ся (так же, как в инфинитиве глаголов без ?ся ), например: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться ;

в) в формах повелительного наклонения глаголов перед ?ся и ?те (так же, как в формах без ?ся и ?те ), например: отправься, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте ;

г) в форме творительного падежа множественного числа существительных , например: людьми, лошадьми, дверьми, детьми , а также в форме творительного падежа числительного четырьмя .

После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:

а) на конце форм именительного/винительного падежа единственного числа существительных женского рода 3?го склонения , например: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь ;

б) в окончании 2?го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (после ш ), например: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься ;

в) в формах повелительного наклонения глаголов , например: мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься ;

г) в неопределенной форме глаголов (после ч ), например: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься .

Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц , например: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь . Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж , в частице аж , а также в предлоге меж .

Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:

а) именительного/винительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2?го склонения , например: нож, мяч, ковш, плащ ;

б) родительно падежа множественного числа существительных женского рода 1?го склонения , например: луж (от лужа ), туч, галош, рощ ;

в) кратких форм мужского рода прилагательных , например: свеж, охоч, хорош, нищ .