Смысловые отношения в сложносочиненном предложении правило. Знаки препинания в ссп. III. Выразительные средства текста

Тема: Смысловые отношения в сложносочинённом предложении.

Цели: 1. организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению первичного материала: дать понятие о сложносочинённом предложении, показать смысловые отношения в сложносочинённом предложении, повторить сочинительные союзы; 2. способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение, формированию навыка построения схемы сложносочинённого предложения; 3. Содействовать воспитанию внимательного, гуманного отношения к людям, бережное отношение к природе

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник русского языка, словарь школьника, таблица «Группы сочинительных союзов», текст для анализа, тест.

Ход урока

    Вступительное слово.

Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

    Разминка. Лексико-орфографическая работа.

Ребята, вы должны были определить значение слов

Прогресс

Прогрессивный

Гуманизм

Гуманный

Феноменальный

    Объявление темы, постановка цели урока.

Посмотрите на предложение, написанное на доске.

Петухи давно пропели и играют на рожке.

Читая это предложение трудно удержаться от улыбки: получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.

Какое перед нами предложение?

(простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и )

Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?

(не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и , который будет соединять два простых предложения в составе сложного)

Петухи давно пропели , и играют на рожке.

Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.

- Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(Сложносочиненное предложение)

Определим цели урока по опорным словам:

повторить

усвоить

- ;

научиться

Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

Запишите тему сегодняшнего урока в тетради

    Повторение теории.

Ребята, вы уже изучали сложные предложения.

Давайте вспомним, что мы знаем о ССП:

Какое предложение можно назвать ССП? (сложное предложение с двумя или более грамматическими основами, связанными между собой сочинительным союзом)

Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного? (интонацией и сочинительными союзами).

Назовите сочинительные союзы.

Соединительные: И, ДА (И)

Разделительные: ИЛИ, ЛИБО, ТО-ТО,

Противительные: А, НО, ДА (НО)

- Запишите их в таблицу.

И

Да (= и)

Ни…ни

Тоже

также

То…то

Или (иль)

Либо

То ли…то ли

Не то…не то

Не только…но и

Но

Да (но)

Однако

Зато

Одновременность

Последовательность

причина

Чередование

взаимоисключение

Сопоставление

противопоставление

    Работа с учебником.

    разбор отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Обвал»

    Чтение правила и теоретического материала учебника

    выполнение упр. 60 (дети работают над одним предложением)

-Обратите внимание на п. 12.

    чтение материала учебника.

    работа со схемой учебника

    допишите в таблицу разновидности смысловых отношений между частями сложного предложения

    вернёмся к выполненному нами упражнению 60 и определим смысловые отношения между частями предложений.

(одновременность, последовательность, сопоставление;

одновременность, последовательность, противопоставление;

причина, - , сопоставление;

причина,

    Закрепление изученного

    Запишем предложения, выделите в них грамматические основы, определите какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

    Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)

    Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)

    В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)

    То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

Правило 1

Правило 2

    Схематический диктант

Сейчас вы не будете записывать предложения, а будете составлять схемы предложений:

    Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (И.Бунин.)

    Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком. (Л.Андреев.)

    Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

    Осень, но погода ещё тёплая.

    То сверкнёт молния, то слышится раскат грома.

    Физкультминутка.

    Анализ текста.

И

    Тест.

I вариант

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

А. Б. В. Г.

А. Б. В. Г.

[неопределённо-личное], и [безличное]?

А.Б.В.Г.

4. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

?

однако

II вариант

А. Б. В. Г.

2. укажите сложносочинённые предложения.

А. Б. В. Г.

3. строение какого предложения соответствует схеме:

А., Б.,В.,Г.

?

А. одновременность явлений. Б. последовательность

В. чередование Г. Противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже.

Ответы на тест:

I вариант – 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

II вариант – 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

    Итог урока.

Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока?

    Домашнее задание:

Выучить материал п. 11, 12; упражнение 62; подобрать и записать по 10 слов для словарного диктанта на тему «Ь после шипящих»

    Рефлексия.

Детям предложены пословицы, которые ученик выбирает и объясняет свой выбор, комментируя свои впечатления от урока.

    Славу свою добываю в бою.

    Глядя на лес не вырастешь, а смотря на людей богатым не будешь.

    Бог-то бог, а не будь сам плох.

    Святой Боже пахать не поможет.

    Велик телом, да мал делом.

    Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

    Живот толстой, а лоб пустой.

    У врача лечись, у умного учись.

    Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

    Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

    Добрый разум наживёшь не сразу.

    На свой ум надейся, а за чужой держись.

    С кем поведёшься, от того и наберёшься.

    Пчела мала и та работает.

Прогресс – поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития;

Прогрессивный – стремящийся к прогрессу, передовой;

Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;

Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный;

Феноменальный – выдающийся, исключительный.

повторить

сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

усвоить

особенности сложносочинённого предложения ; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

научиться

отличать сложносочинённые предложения от других предложений

    Составление таблицы «Группы сочинительных союзов»

И

Да (= и)

Ни…ни

Тоже

также

То…то

Или (иль)

Либо

То ли…то ли

Не то…не то

Не только…но и

Но

Да (но)

Однако

Зато

Одновременность

Последовательность

причина

Чередование

взаимоисключение

Сопоставление

противопоставление

Правило 1 Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэтому при перестановке простых предложений союз остаётся между предложениями.

Правило 2 Возможность перестановки позволяет установить смысловое равноправие простых предложений по отношению друг к другу. Итак, наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака сложносочинённого предложения.

    Анализ текста.

Всё меньше звуков в ночи, и всё тише они. И поля молчат, и село уснуло, и всё кругом затихло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краёв. (С.Шуртаков.)

Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

Какой смысл вносит во 2 предложении повторяющийся союз И ? (как бы замедляет происходящее: наступление ночной тишины.)

I вариант

А. Снег шуршит под ногами, и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

А. Б. В. Г.

2. укажите сложносочинённые предложения.

А. Б. В. Г.

3. строение какого предложения соответствует схеме:

[ неопределённо-личное ] , и [ безличное ] ?

    Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. Противопоставление

5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

Прогресс – поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития;

Прогрессивный – стремящийся к прогрессу, передовой;

Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;

Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный;

Феноменальный – выдающийся, исключительный.

повторить

сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

усвоить

особенности сложносочинённого предложения ; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

научиться

отличать сложносочинённые предложения от других предложений

    Составление таблицы «Группы сочинительных союзов»

И

Да (= и)

Ни…ни

Тоже

также

То…то

Или (иль)

Либо

То ли…то ли

Не то…не то

Не только…но и

Но

Да (но)

Однако

Зато

Одновременность

Последовательность

причина

Чередование

взаимоисключение

Сопоставление

противопоставление

Правило 1 Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэтому при перестановке простых предложений союз остаётся между предложениями.

Правило 2 Возможность перестановки позволяет установить смысловое равноправие простых предложений по отношению друг к другу. Итак, наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака сложносочинённого предложения.

    Анализ текста.

Всё меньше звуков в ночи, и всё тише они. И поля молчат, и село уснуло, и всё кругом затихло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краёв. (С.Шуртаков.)

Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

Укажите лексические средства, с помощью которых автор передаёт мотив тишины в природе (меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишина).

Случайно ли употреблены глаголы совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (наливалась – налилась, писатель передаёт продолжительность, повторяемость действия).

Какой смысл вносит во 2 предложении повторяющийся союз И ? (как бы замедляет происходящее: наступление ночной тишины.

II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А. Б. В. Г.

2. укажите сложносочинённые предложения.

А. Б. В. Г.

3. строение какого предложения соответствует схеме:

[определённо-личное], и [двусоставное]?

4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. Противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.

Смысловые отношения между предложениями текста

I. Текст и его строение

III. Выразительные средства текста.

II. Функциональные стили и типы текста.

I. Текст и его строение.

1.1. Текст (от лат. textus ткань, связь, соединение ) – это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически*.

Все предложения в тексте связаны общей темой, которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов. Например:

Несколько дней лил не переставая холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.

Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная дождевая вода хлестала в окна.

Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал – ни дед Митрий, ни лесничий. (К.Паустовский).

В тексте разворачивается тема холодного осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает (выделены ключевые слова, обеспечивающие смысловое единство текста).

Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями: соединительными, пояснительными, противительными, временными, условными, причинными, целевыми, уступительными, сопоставительными, изъяснительными и др. (эти типы во многом аналогичны отношениям между частями сложного предложения). Например:

Чаще всего подарки посылались им [Чеховым ] в виде сюрпризов по почте, причем почти в каждом сюрпризе сказывалось его зоркое внимание ко вкусам и потребностям разных людей. Таганрогскому доктору Давиду Гордону для его «водолечебной» приемной он послал из Москвы картину; Линтваревым, жителям деревни, – новейший патентованный плуг; иркутскому школьнику Нике Никитину – карту Забайкалья; Максиму Горькому – карманные часы (К.Чуковский) – первое и второе предложения текста связаны пояснительными отношениями (между ними можно вставить а именно ).

Выделяются следующие средства связи между предложениями текста:

1. Лексические: повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической группы (например: стадион, трибуны, болельщики, судья, вратарь и т.п.).

2. Морфологические: замена существительных и др. частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме (вид и время), наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т.п.



3. Синтаксические: наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений и т.п.

4. Стилистические: использование слов, принадлежащих к одному стилю (например, термины в учебных пособиях), тропов и стилистических фигур и т.п.

5. Интонационные: длина фразы, темп речи, интонация и т.п.

6. Графические: знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения.

Нахождениюсредств связи посвящено отдельное задание, например: Среди предложений … найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения.

Следует обратить внимание учащихся на то, что в разряде личных местоимений связующую функцию обычно выполняют местоимения третьего лица (он, она, оно, они) . Личное местоимение заменяет какое-либо существительное (или словосочетание) из предыдущего предложения: И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой мере их умы и желудки. (А.Куприн)

В то же время личное местоимение может быть связано с существительным из данного (а не предыдущего) предложения: Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной (В.Белов) – личное местоимение его не является средством связи с предыдущим предложением.

Местоимение это может заменять собой не одно слово, а все предыдущее предложение: Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. Меньше всего имели право на это царствующие особы.… (В.Тендряков)

Среди противительных союзов, связывающих предложения текста, наибольшую трудность представляет союз же, поскольку он находится не в начале, а в середине предложения: Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев. Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич (Ф.Искандер), ср.: А меня поражал… ...

С понятием «текст» каждый из нас сталкивается регулярно. Однако не все могут дать четкое определение этому, казалось бы, простому понятию.
На уроках русского языка мы не раз слышали, что текст — это несколько предложений, скрепленных смысловой и грамматической связью.

В этой статье мы найдем ответ на вопрос «Какими бывают виды и в тексте?». Освежим теоретические знания и рассмотрим наглядные примеры.

Какие бывают предложений в тексте?

Обратимся к грамматическим правилам русского языка. В современной науке встречаются следующие виды связи предложений в тексте: цепная, параллельная.

Самый распространенный способ соединения фраз — первый. Цепная (другие ее названия: последовательная, линейная) связь широко используется в текстах любого типа речи. Объясняется это тем, что линейный тип не конфликтует с привычным способом мышления человека. При помощи цепной связи говорящий имеет возможность выразиться последовательно, постепенно развивая мысль.

Особенности цепного типа соединения

Для цепного вида связи характерны:

  • замена прилагательных, существительных, числительных, употребленных в первом предложении, местоимениями в следующем;
  • использование синонимичных слов и фраз;
  • лексические и синтаксические повторения;
  • местоименные наречия;
  • союзы и союзные слова.

Для того чтобы легко определять виды связи предложений в тексте, необходимо разобрать несколько примеров:

  1. Как-то раз я серьезно заболел. Лихорадка мучила меня несколько дней. Вконец измученный болезнью, я вызвал врача. Он прибыл к вечеру, осмотрел меня и назначил лечение.
  2. В далеком-далеком королевстве жила прекрасная принцесса. Волосы ее были золотыми, как солнце. А лицо белым, как парное молоко. Девушка была красивее первого весеннего цветка.

Оба текста — яркий пример линейной связи. Каждое предложение соединено со следующим при помощи синонимов, местоимений, лексических повторов.

Параллельная связь

Как нам известно, распространенных способов соединения предложений в тексте два. Перейдем к знакомству со вторым.

При параллельном (централизованном) способе связи предложения в тексте не зависят друг от друга. Каждая фраза считается самостоятельной по своему содержанию. Но она также может являться частью перечисления, сопоставления или противопоставления.

Параллельную связь чаще всего используют в текстах описательного и повествовательного характера. Связано это с тем, что централизованный тип прекрасно подходит для единовременного рассказа о нескольких явлениях, предметах, событиях.

Для предложений, использующих параллельный вид связи, характерны:

  • одинаковая структура построения (один и тот же порядок постановки слов);
  • употребление глаголов одной формы в каждой фразе.

Рассмотрим несколько примеров предложений с параллельным типом соединения. Подобная практика поможет вам справиться с заданиями из разряда: «Определите виды связи предложения в тексте».

  1. Стоял прекрасный летний день. Солнце освещало теплыми лучами запылившуюся дорогу. Яркие блики весело бегали по зеленой листве. Где-то вдали тоненько пели птички.
  2. Варвара ехала в старом автобусе на работу. Погода была угрюмой. Дождь лил, не переставая, вот уже несколько часов. И девушке уже начало казаться, будто он никогда не закончится. Но внезапно тучи рассеялись, и появился скромный лучик солнца.

Представленные примеры относятся к двум и повествование. Предложения в обоих являются самостоятельными. Они не являются прямым продолжением друг друга.

Фразы схожи по модели своего построения: сначала идет подлежащее, затем — сказуемое. Помимо характерной параллельной структуры, в каждом примере были использованы глаголы, стоящие в форме единственного или множественного числа прошедшего времени.

Существуют ли другие виды связи предложений в тексте?

В некоторых интернет-источниках выделяется третий тип сочетания самостоятельных фраз в тексте — присоединение. При этом виде связи часть высказывания становится самостоятельной, конкретизируя и дополняя основную информацию.

Распознать этот тип можно по использованию характерных для него сочинительных и присоединительных союзов: даже, главным образом, притом, в первую очередь, в частности, например, прежде всего.

Рассмотрим несколько предложений:

  1. Все предметы в комнате, в особенности одежда и книги, были неряшливо разбросаны.
  2. Все в доме были крайне смущены, в первую очередь мой дядюшка.

На примере этих фраз видно, что часть высказывания, отвечающая за детализацию основной мысли, становится обособленной, самостоятельной. Однако она не превращается в самостоятельное предложение.

Из трудов известных русских лингвистов Л. В. Щербы, В. В. Виноградова можно узнать, что присоединение работает только внутри фразы и не относится к видам связи между предложениями в тексте.

Комбинирование видов связи

Следует помнить, что параллельный и цепной типы соединений могут встречаться не только поодиночке. Довольно часто попадаются объемные тексты с различными видами связи.

В зависимости от того, что хочется сказать автор, он использует определенный тип соединения предложений в тексте. Например, для описания природы он выберет параллельный способ. А для рассказа о том, как прошел день, — цепной.

Средства связи. Какими они бывают?

Мы узнали, какие существуют виды связи предложений в тексте. Выявили их характерные особенности и научились распознавать. Теперь перейдем ко второй части нашего плана.

Делят на три большие группы: лексические, морфологические, синтаксические. С каждой из них мы познакомимся и рассмотрим примеры для лучшего усвоения темы.

Лексические средства связи

К этой группе в современном русском языке относятся:

  1. Лексические повторы слов или словосочетаний. Этот прием используется достаточно часто, так как придает тексту особую выразительность. Пример: «Мальчик взял в библиотеке книгу для домашнего чтения. Книга оказалась очень увлекательной».
  2. в соседних предложениях. Например: «Весенний день был так прекрасен! Недаром весну называют самым прекрасным временем года».
  3. Синонимы. Часто встречаются в художественных и публицистических текстах. Делают речь более экспрессивной, красочной. Для примера: «Его роман был хорошо принят критиками. По достоинству произведение оценили и преданные читатели».
  4. Антонимы (в том числе контекстуальные). Приведем пример: «У него было много друзей. Недругов на порядок меньше».
  5. Описательные обороты, заменяющие одно из слов предыдущего предложения: «Он смотрел в небо. Голубой купол поражал юношу своей необъятностью».

Морфологические средства связи

Рассмотрим, какие морфологические средства связи предложений в тексте могут нам встретиться:

  1. Личные местоимения в форме третьего лица: «Я ждала свою лучшую подругу уже час. Она, как всегда, опаздывала».
  2. Указательные местоимения. Например: «Мне очень нравится красное платье. Кажется, что в таком наряде невозможно остаться незамеченной».
  3. Местоименные наречия. Приведем пример: «Александру просто необходимо было делать вид, будто у него отличное настроение. Так он и вел себя».
  4. Частицы, союзы. Рассмотрим пример: «Всем очень понравился мамин суп. Только брат, как всегда, отказался есть первое блюдо».
  5. Соблюдение единства вида и времени глаголов. К примеру: «Мы решили устроить романтический ужин. Приготовили вкусный десерт. Накрыли стол. Зажгли свечи».
  6. Прилагательные и наречия, употребленные в форме сравнительной степени: «День был просто замечательный. Казалось, что лучше и не бывает».
  7. Наречия со значением времени, места. Пример: «Сегодня он выглядел чудесно. Совсем не так, как пять лет назад».

Синтаксические средства связи

К группе синтаксических средств относят:

  1. Вводные слова и конструкции. Например: «Во-первых, он был слишком молод. Во-вторых, слишком глуп».
  2. Неполные предложения. Для примера: «Сегодня была отвратительная погода. Из-за проливного дождя».
  3. (использование одинаковой конструкции для построения соседних предложений). Пример: «Надо быть мудрым. Надо быть ответственным».
  4. Парцелляция (деление предложения на несколько частей для большей выразительности). Рассмотрим пример: «Чтобы быть успешным, надо стать ответственным, целеустремленным. Надо изменить свой подход к делу».
  5. Комбинирование прямого и обратного порядка слов: «Я буду ждать, когда ты вернешься. Ты вернешься, и мы заживем счастливо».
  6. Использование предложений-скреп, начинающихся с «перейдем к следующей части», «об этом уже говорилось выше», «как было отмечено ранее».

Мы узнали, какими бывают средства и виды связи между предложениями текста. И закрепили теоретические знания, разбирая примеры.

Теперь, наткнувшись на задание «Определите, какие встречаются в и средства связи», вы легко с ним справитесь.

>>Русский язык: Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Обобщение и систематизация изученного о сложносочинённом предложении

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения . Обобщение и систематизация изученного о сложносочинённом предложении Между частями сложного предложения устанавливаются определённые смысловые отношения. В сложносочинённых предложениях - одновременность или последовательность событий, взаимоисключение, противопоставление. В сложноподчинённых предложениях придаточная часть может указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении.

Отослано читателями из интернет-сайтов

Сборник конспеков уроков по всем классам, русский язык скачать, онлайн библиотера на скачку бесплатно, учебники и книги по всем предметам, готовые домашние задания

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей