Смысловые отношения в сложносочиненном предложении правило. Знаки препинания в ссп. III. Выразительные средства текста
Тема: Смысловые отношения в сложносочинённом предложении.
Цели: 1. организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению первичного материала: дать понятие о сложносочинённом предложении, показать смысловые отношения в сложносочинённом предложении, повторить сочинительные союзы; 2. способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение, формированию навыка построения схемы сложносочинённого предложения; 3. Содействовать воспитанию внимательного, гуманного отношения к людям, бережное отношение к природе
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник русского языка, словарь школьника, таблица «Группы сочинительных союзов», текст для анализа, тест.
Ход урока
Вступительное слово.
Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
Какие ассоциации рождают у вас эти строки?
Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.
Разминка. Лексико-орфографическая работа.
Ребята, вы должны были определить значение слов
Прогресс
Прогрессивный
Гуманизм
Гуманный
Феноменальный
Объявление темы, постановка цели урока.
Посмотрите на предложение, написанное на доске.
Петухи давно пропели и играют на рожке.
Читая это предложение трудно удержаться от улыбки: получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.
Какое перед нами предложение?
(простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и )
Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?
(не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и , который будет соединять два простых предложения в составе сложного)
Петухи давно пропели , и играют на рожке.
Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.
- Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
(Сложносочиненное предложение)
Определим цели урока по опорным словам:
повторить
усвоить
- ;
научиться
Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП
Запишите тему сегодняшнего урока в тетради
Повторение теории.
Ребята, вы уже изучали сложные предложения.
Давайте вспомним, что мы знаем о ССП:
Какое предложение можно назвать ССП? (сложное предложение с двумя или более грамматическими основами, связанными между собой сочинительным союзом)
Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного? (интонацией и сочинительными союзами).
Назовите сочинительные союзы.
Соединительные: И, ДА (И)
Разделительные: ИЛИ, ЛИБО, ТО-ТО,
Противительные: А, НО, ДА (НО)
- Запишите их в таблицу.
ИДа (= и)
Ни…ни
Тоже
также
То…то
Или (иль)
Либо
То ли…то ли
Не то…не то
Не только…но и
Но
Да (но)
Однако
Зато
Одновременность
Последовательность
причина
Чередование
взаимоисключение
Сопоставление
противопоставление
Работа с учебником.
разбор отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Обвал»
Чтение правила и теоретического материала учебника
выполнение упр. 60 (дети работают над одним предложением)
-Обратите внимание на п. 12.
чтение материала учебника.
работа со схемой учебника
– допишите в таблицу разновидности смысловых отношений между частями сложного предложения
вернёмся к выполненному нами упражнению 60 и определим смысловые отношения между частями предложений.
(одновременность, последовательность, сопоставление;
одновременность, последовательность, противопоставление;
причина, - , сопоставление;
причина,
Закрепление изученного
Запишем предложения, выделите в них грамматические основы, определите какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)
Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)
Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)
В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)
То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)
Правило 1
Правило 2
Схематический диктант
Сейчас вы не будете записывать предложения, а будете составлять схемы предложений:
Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (И.Бунин.)
Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком. (Л.Андреев.)
Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
Осень, но погода ещё тёплая.
То сверкнёт молния, то слышится раскат грома.
Физкультминутка.
Анализ текста.
И
Тест.
I вариант
А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.
А. Б. В. Г.
А. Б. В. Г.
[неопределённо-личное], и [безличное]?
А.Б.В.Г.
4. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение
?
однако
II вариант
А. Б. В. Г.
2. укажите сложносочинённые предложения.
А. Б. В. Г.
3. строение какого предложения соответствует схеме:
А., Б.,В.,Г.
?
А. одновременность явлений. Б. последовательность
В. чередование Г. Противопоставление
5. Найдите предложение с союзом тоже.
Ответы на тест:
I вариант – 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.
II вариант – 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.
Итог урока.
Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока?
Домашнее задание:
Выучить материал п. 11, 12; упражнение 62; подобрать и записать по 10 слов для словарного диктанта на тему «Ь после шипящих»
Рефлексия.
Детям предложены пословицы, которые ученик выбирает и объясняет свой выбор, комментируя свои впечатления от урока.
Славу свою добываю в бою.
Глядя на лес не вырастешь, а смотря на людей богатым не будешь.
Бог-то бог, а не будь сам плох.
Святой Боже пахать не поможет.
Велик телом, да мал делом.
Глаза с поволокой, а рот с позевотой.
Живот толстой, а лоб пустой.
У врача лечись, у умного учись.
Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
Один глаз на мельницу, другой на кузницу.
Добрый разум наживёшь не сразу.
На свой ум надейся, а за чужой держись.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Пчела мала и та работает.
Прогресс – поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития;
Прогрессивный – стремящийся к прогрессу, передовой;
Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;
Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный;
Феноменальный – выдающийся, исключительный.
повторить
сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;
усвоить
особенности сложносочинённого предложения ; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;
научиться
отличать сложносочинённые предложения от других предложений
Составление таблицы «Группы сочинительных союзов»
Да (= и)
Ни…ни
Тоже
также
То…то
Или (иль)
Либо
То ли…то ли
Не то…не то
Не только…но и
Но
Да (но)
Однако
Зато
Одновременность
Последовательность
причина
Чередование
взаимоисключение
Сопоставление
противопоставление
Правило 1 Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэтому при перестановке простых предложений союз остаётся между предложениями.
Правило 2 Возможность перестановки позволяет установить смысловое равноправие простых предложений по отношению друг к другу. Итак, наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака сложносочинённого предложения.
Анализ текста.
Всё меньше звуков в ночи, и всё тише они. И поля молчат, и село уснуло, и всё кругом затихло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краёв. (С.Шуртаков.)
Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?
Какой смысл вносит во 2 предложении повторяющийся союз И ? (как бы замедляет происходящее: наступление ночной тишины.)
I вариант
А. Снег шуршит под ногами, и ему больше уже не белеть на мостовой.
Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.
Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.
1. укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.
А. Б. В. Г.
2. укажите сложносочинённые предложения.
А. Б. В. Г.
3. строение какого предложения соответствует схеме:
[ неопределённо-личное ] , и [ безличное ] ?
Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение
То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?
А. одновременность явлений.
Б. последовательность
В. чередование
Г. Противопоставление
5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).
А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.
Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.
Прогресс – поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития;
Прогрессивный – стремящийся к прогрессу, передовой;
Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;
Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный;
Феноменальный – выдающийся, исключительный.
повторить
сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;
усвоить
особенности сложносочинённого предложения ; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;
научиться
отличать сложносочинённые предложения от других предложений
Составление таблицы «Группы сочинительных союзов»
Да (= и)
Ни…ни
Тоже
также
То…то
Или (иль)
Либо
То ли…то ли
Не то…не то
Не только…но и
Но
Да (но)
Однако
Зато
Одновременность
Последовательность
причина
Чередование
взаимоисключение
Сопоставление
противопоставление
Правило 1 Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэтому при перестановке простых предложений союз остаётся между предложениями.
Правило 2 Возможность перестановки позволяет установить смысловое равноправие простых предложений по отношению друг к другу. Итак, наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака сложносочинённого предложения.
Анализ текста.
Всё меньше звуков в ночи, и всё тише они. И поля молчат, и село уснуло, и всё кругом затихло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краёв. (С.Шуртаков.)
Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?
Укажите лексические средства, с помощью которых автор передаёт мотив тишины в природе (меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишина).
Случайно ли употреблены глаголы совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (наливалась – налилась, писатель передаёт продолжительность, повторяемость действия).
Какой смысл вносит во 2 предложении повторяющийся союз И ? (как бы замедляет происходящее: наступление ночной тишины.
II вариант
Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.
Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.
В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.
Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.
1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
А. Б. В. Г.
2. укажите сложносочинённые предложения.
А. Б. В. Г.
3. строение какого предложения соответствует схеме:
[определённо-личное], и [двусоставное]?
4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение
Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?
А. одновременность явлений.
Б. последовательность
В. чередование
Г. Противопоставление
5. Найдите предложение с союзом тоже.
А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.
Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.
Смысловые отношения между предложениями текста
I. Текст и его строение
III. Выразительные средства текста.
II. Функциональные стили и типы текста.
I. Текст и его строение.
1.1. Текст (от лат. textus – ткань, связь, соединение ) – это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически*.
Все предложения в тексте связаны общей темой, которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов. Например:
Несколько дней лил не переставая холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.
Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная дождевая вода хлестала в окна.
Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал – ни дед Митрий, ни лесничий. (К.Паустовский).
В тексте разворачивается тема холодного осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает (выделены ключевые слова, обеспечивающие смысловое единство текста).
Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями: соединительными, пояснительными, противительными, временными, условными, причинными, целевыми, уступительными, сопоставительными, изъяснительными и др. (эти типы во многом аналогичны отношениям между частями сложного предложения). Например:
Чаще всего подарки посылались им [Чеховым ] в виде сюрпризов по почте, причем почти в каждом сюрпризе сказывалось его зоркое внимание ко вкусам и потребностям разных людей. Таганрогскому доктору Давиду Гордону для его «водолечебной» приемной он послал из Москвы картину; Линтваревым, жителям деревни, – новейший патентованный плуг; иркутскому школьнику Нике Никитину – карту Забайкалья; Максиму Горькому – карманные часы (К.Чуковский) – первое и второе предложения текста связаны пояснительными отношениями (между ними можно вставить а именно ).
Выделяются следующие средства связи между предложениями текста:
1. Лексические: повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической группы (например: стадион, трибуны, болельщики, судья, вратарь и т.п.).
2. Морфологические: замена существительных и др. частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме (вид и время), наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т.п.
3. Синтаксические: наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений и т.п.
4. Стилистические: использование слов, принадлежащих к одному стилю (например, термины в учебных пособиях), тропов и стилистических фигур и т.п.
5. Интонационные: длина фразы, темп речи, интонация и т.п.
6. Графические: знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения.
Нахождениюсредств связи посвящено отдельное задание, например: Среди предложений … найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения.
Следует обратить внимание учащихся на то, что в разряде личных местоимений связующую функцию обычно выполняют местоимения третьего лица (он, она, оно, они) . Личное местоимение заменяет какое-либо существительное (или словосочетание) из предыдущего предложения: И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой мере их умы и желудки. (А.Куприн)
В то же время личное местоимение может быть связано с существительным из данного (а не предыдущего) предложения: Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной (В.Белов) – личное местоимение его не является средством связи с предыдущим предложением.
Местоимение это может заменять собой не одно слово, а все предыдущее предложение: Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. Меньше всего имели право на это царствующие особы.… (В.Тендряков)
Среди противительных союзов, связывающих предложения текста, наибольшую трудность представляет союз же, поскольку он находится не в начале, а в середине предложения: Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев. Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич (Ф.Искандер), ср.: А меня поражал… ...
С понятием «текст» каждый из нас сталкивается регулярно. Однако не все могут дать четкое определение этому, казалось бы, простому понятию.
На уроках русского языка мы не раз слышали, что текст — это несколько предложений, скрепленных смысловой и грамматической связью.
В этой статье мы найдем ответ на вопрос «Какими бывают виды и в тексте?». Освежим теоретические знания и рассмотрим наглядные примеры.
Какие бывают предложений в тексте?
Обратимся к грамматическим правилам русского языка. В современной науке встречаются следующие виды связи предложений в тексте: цепная, параллельная.
Самый распространенный способ соединения фраз — первый. Цепная (другие ее названия: последовательная, линейная) связь широко используется в текстах любого типа речи. Объясняется это тем, что линейный тип не конфликтует с привычным способом мышления человека. При помощи цепной связи говорящий имеет возможность выразиться последовательно, постепенно развивая мысль.
Особенности цепного типа соединения
Для цепного вида связи характерны:
- замена прилагательных, существительных, числительных, употребленных в первом предложении, местоимениями в следующем;
- использование синонимичных слов и фраз;
- лексические и синтаксические повторения;
- местоименные наречия;
- союзы и союзные слова.
Для того чтобы легко определять виды связи предложений в тексте, необходимо разобрать несколько примеров:
- Как-то раз я серьезно заболел. Лихорадка мучила меня несколько дней. Вконец измученный болезнью, я вызвал врача. Он прибыл к вечеру, осмотрел меня и назначил лечение.
- В далеком-далеком королевстве жила прекрасная принцесса. Волосы ее были золотыми, как солнце. А лицо белым, как парное молоко. Девушка была красивее первого весеннего цветка.
Оба текста — яркий пример линейной связи. Каждое предложение соединено со следующим при помощи синонимов, местоимений, лексических повторов.
Параллельная связь
Как нам известно, распространенных способов соединения предложений в тексте два. Перейдем к знакомству со вторым.
При параллельном (централизованном) способе связи предложения в тексте не зависят друг от друга. Каждая фраза считается самостоятельной по своему содержанию. Но она также может являться частью перечисления, сопоставления или противопоставления.
Параллельную связь чаще всего используют в текстах описательного и повествовательного характера. Связано это с тем, что централизованный тип прекрасно подходит для единовременного рассказа о нескольких явлениях, предметах, событиях.
Для предложений, использующих параллельный вид связи, характерны:
- одинаковая структура построения (один и тот же порядок постановки слов);
- употребление глаголов одной формы в каждой фразе.
Рассмотрим несколько примеров предложений с параллельным типом соединения. Подобная практика поможет вам справиться с заданиями из разряда: «Определите виды связи предложения в тексте».
- Стоял прекрасный летний день. Солнце освещало теплыми лучами запылившуюся дорогу. Яркие блики весело бегали по зеленой листве. Где-то вдали тоненько пели птички.
- Варвара ехала в старом автобусе на работу. Погода была угрюмой. Дождь лил, не переставая, вот уже несколько часов. И девушке уже начало казаться, будто он никогда не закончится. Но внезапно тучи рассеялись, и появился скромный лучик солнца.
Представленные примеры относятся к двум и повествование. Предложения в обоих являются самостоятельными. Они не являются прямым продолжением друг друга.
Фразы схожи по модели своего построения: сначала идет подлежащее, затем — сказуемое. Помимо характерной параллельной структуры, в каждом примере были использованы глаголы, стоящие в форме единственного или множественного числа прошедшего времени.
Существуют ли другие виды связи предложений в тексте?
В некоторых интернет-источниках выделяется третий тип сочетания самостоятельных фраз в тексте — присоединение. При этом виде связи часть высказывания становится самостоятельной, конкретизируя и дополняя основную информацию.
Распознать этот тип можно по использованию характерных для него сочинительных и присоединительных союзов: даже, главным образом, притом, в первую очередь, в частности, например, прежде всего.
Рассмотрим несколько предложений:
- Все предметы в комнате, в особенности одежда и книги, были неряшливо разбросаны.
- Все в доме были крайне смущены, в первую очередь мой дядюшка.
На примере этих фраз видно, что часть высказывания, отвечающая за детализацию основной мысли, становится обособленной, самостоятельной. Однако она не превращается в самостоятельное предложение.
Из трудов известных русских лингвистов Л. В. Щербы, В. В. Виноградова можно узнать, что присоединение работает только внутри фразы и не относится к видам связи между предложениями в тексте.
Комбинирование видов связи
Следует помнить, что параллельный и цепной типы соединений могут встречаться не только поодиночке. Довольно часто попадаются объемные тексты с различными видами связи.
В зависимости от того, что хочется сказать автор, он использует определенный тип соединения предложений в тексте. Например, для описания природы он выберет параллельный способ. А для рассказа о том, как прошел день, — цепной.
Средства связи. Какими они бывают?
Мы узнали, какие существуют виды связи предложений в тексте. Выявили их характерные особенности и научились распознавать. Теперь перейдем ко второй части нашего плана.
Делят на три большие группы: лексические, морфологические, синтаксические. С каждой из них мы познакомимся и рассмотрим примеры для лучшего усвоения темы.
Лексические средства связи
К этой группе в современном русском языке относятся:
- Лексические повторы слов или словосочетаний. Этот прием используется достаточно часто, так как придает тексту особую выразительность. Пример: «Мальчик взял в библиотеке книгу для домашнего чтения. Книга оказалась очень увлекательной».
- в соседних предложениях. Например: «Весенний день был так прекрасен! Недаром весну называют самым прекрасным временем года».
- Синонимы. Часто встречаются в художественных и публицистических текстах. Делают речь более экспрессивной, красочной. Для примера: «Его роман был хорошо принят критиками. По достоинству произведение оценили и преданные читатели».
- Антонимы (в том числе контекстуальные). Приведем пример: «У него было много друзей. Недругов на порядок меньше».
- Описательные обороты, заменяющие одно из слов предыдущего предложения: «Он смотрел в небо. Голубой купол поражал юношу своей необъятностью».
Морфологические средства связи
Рассмотрим, какие морфологические средства связи предложений в тексте могут нам встретиться:
- Личные местоимения в форме третьего лица: «Я ждала свою лучшую подругу уже час. Она, как всегда, опаздывала».
- Указательные местоимения. Например: «Мне очень нравится красное платье. Кажется, что в таком наряде невозможно остаться незамеченной».
- Местоименные наречия. Приведем пример: «Александру просто необходимо было делать вид, будто у него отличное настроение. Так он и вел себя».
- Частицы, союзы. Рассмотрим пример: «Всем очень понравился мамин суп. Только брат, как всегда, отказался есть первое блюдо».
- Соблюдение единства вида и времени глаголов. К примеру: «Мы решили устроить романтический ужин. Приготовили вкусный десерт. Накрыли стол. Зажгли свечи».
- Прилагательные и наречия, употребленные в форме сравнительной степени: «День был просто замечательный. Казалось, что лучше и не бывает».
- Наречия со значением времени, места. Пример: «Сегодня он выглядел чудесно. Совсем не так, как пять лет назад».
Синтаксические средства связи
К группе синтаксических средств относят:
- Вводные слова и конструкции. Например: «Во-первых, он был слишком молод. Во-вторых, слишком глуп».
- Неполные предложения. Для примера: «Сегодня была отвратительная погода. Из-за проливного дождя».
- (использование одинаковой конструкции для построения соседних предложений). Пример: «Надо быть мудрым. Надо быть ответственным».
- Парцелляция (деление предложения на несколько частей для большей выразительности). Рассмотрим пример: «Чтобы быть успешным, надо стать ответственным, целеустремленным. Надо изменить свой подход к делу».
- Комбинирование прямого и обратного порядка слов: «Я буду ждать, когда ты вернешься. Ты вернешься, и мы заживем счастливо».
- Использование предложений-скреп, начинающихся с «перейдем к следующей части», «об этом уже говорилось выше», «как было отмечено ранее».
Мы узнали, какими бывают средства и виды связи между предложениями текста. И закрепили теоретические знания, разбирая примеры.
Теперь, наткнувшись на задание «Определите, какие встречаются в и средства связи», вы легко с ним справитесь.
>>Русский язык: Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Обобщение и систематизация изученного о сложносочинённом предложении
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения . Обобщение и систематизация изученного о сложносочинённом предложении Между частями сложного предложения устанавливаются определённые смысловые отношения. В сложносочинённых предложениях - одновременность или последовательность событий, взаимоисключение, противопоставление. В сложноподчинённых предложениях придаточная часть может указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении.
Отослано читателями из интернет-сайтов
Сборник конспеков уроков по всем классам, русский язык скачать, онлайн библиотера на скачку бесплатно, учебники и книги по всем предметам, готовые домашние задания