Какие бывают сложные союзные предложения. Конспект урока "союзные и бессоюзные сложные предложения". Бессоюзное сложное предложение

Мозоли на пальцах ног - распространенное явление. Появление этих новообразований связано с длительным натиранием кожи. В результате травматизации эпидермис претерпевает патологические изменения, образуется мозоль.

Причины появления

Все причины, приводящие к образованию мозолей, можно разделить на две большие группы - внутренние и внешние.

Главная внешняя причина - неправильная обувь. Негативное влияние обуви может проявляться самым разным образом:

  • неподходящий подъем;
  • зауженный носок;
  • слишком тесная обувь;
  • больший размер, чем нужно;
  • высокий каблук, танкетка;
  • ненатуральный или недоброкачественный материал;
  • жесткий материал стелек;
  • грубые швы.

Другие внешние причины появления мозолей:

  • занятие некоторыми подвижными видами спорта (легкая атлетика, гимнастика) или балетом;
  • ходьба босиком по камням или неровной поверхности;
  • хождение в обуви на босу ногу или не по размеру подобранные носки;
  • ношение носков или чулок из синтетических материалов.

Внутренние причины образования мозолей:

  • изменения возрастного характера (в старческом возрасте увеличивается потеря жидкости организмом, теряется эластичность кожи, повышается восприимчивость к травмам);
  • плоскостопие;
  • сахарный диабет;
  • нарушенный кровоток в ногах;
  • ревматоидный артрит;
  • недостаток витаминов или гиповитаминоз;
  • неврологические заболевания;
  • повышенная потливость нижних конечностей;
  • лишний вес;
  • грибковые заболевания;
  • костная шпора;
  • вирус.

Убрать мозоли на пальцах можно, только устранив причину, которая к ним привела. В особенности это касается внутренних факторов (необходимо вылечить основное заболевание).

Виды мозолей

Мокрая мозоль (другие названия - водянистая, мягкая, волдырь, водянка) - наиболее распространенный тип новообразований на коже ног.

Мозоль представляет собой пузырь с жидкостью (экссудатом), покрытый тонким слоем кожи. Внутри водянистой мозоли может быть прозрачная жидкость, кровянистые выделения или гной. Водянки отличаются болезненностью, особенно при ходьбе. Чаще всего волдыри возникают между пальцев ног.

Сухая мозоль (другое название - твердая) чаще всего появляется на большом пальце ноги или недалеко от него - на стопе. Нарост может находиться на боковой части стопы или пятке. Сухие мозоли обычно не болят. Незначительный болевой синдром возникает лишь при сдавливании новообразования.

Стержневые мозоли, как и сухие, относятся к твердым новообразованиям. Однако отличительной чертой стержневых наростов является наличие стержня, уходящего глубоко под кожу.

Стержневые новообразования болезненны при ходьбе. Обычно возникают на боковых поверхностях пальцев ног, на тыльных участках между фалангами суставов. Самостоятельно лечить стержневые мозоли нельзя: необходима квалифицированная медицинская помощь.

Разновидностью стержневых мозолей являются васкулярные и фиброзные новообразования. Для васкулярной мозоли характерно наличие кровеносных сосудов в стержневой части. Фиброзное новообразование - жесткий по структуре гиперкератоз, внешне напоминающий соты.

Костная мозоль (шпора) возникает на пятке. Представляет собой шпоровидный нарост костной ткани. Патология возникает в поверхностной части кости, причиняя пострадавшему сильную боль. Лечение костной мозоли чаще всего осуществляется хирургическим путем.

Проще всего избавиться от мокрых мозолей, лечение сухих новообразований более трудоемкое.

Лечение

В домашних условиях возможны три варианта лечения:

  1. Применение лекарственных препаратов.
  2. Механическое воздействие.
  3. Использование средств народной медицины.

Медикаментозное лечение

В борьбе с мозолями применяют следующие группы препаратов:

  1. Лекарственные средства с содержанием салициловой кислоты. Регулярное использование таких препаратов позволяет удалить мозоль из своего ложа. Салициловую мазь накладывают после приема ванночки - на распаренную, но уже высохшую кожу. Действующий компонент мази агрессивен, поэтому следует избегать попадания препарата на здоровые участки кожи (для этого нужно заклеивать обработанное место пластырем). При удалении пластыря от кожи отделяются омертвевшие (ороговевшие) участки кожи. Наиболее известные препараты группы: «Колломак», крем «Намозоль 911», паста «5 дней», мазь «Немозоль», крем Bottega Verde.
  2. Отдельно стоит упомянуть такое средство борьбы с мозолями, как мазь «Бенсалитин». Этот препарат содержит не только салициловую, но и бензойную кислоту. Мазь обладает антисептическим и кератолитическим эффектом.
  3. Препараты на базе молочной кислоты. По сравнению с салициловой кислотой молочная менее агрессивна по отношению к кожным покровам. Действующее вещество размягчает ороговевшие участки кожи, после чего они отслаиваются с помощью косметической пилочки и обмывания в теплой воде. Препараты с содержанием молочной кислоты наносят на распаренную сухую кожу густым слоем. Далее ноги оборачивают вощеной бумагой и надевают носки. К препаратам данной группы относятся «Зеленая аптека» и «Супер Антимозоль».

  1. Препараты с содержанием чистотела. Лекарственное действие состоит в очищении кожи от ороговевших слоев, в оказании противомикробного и противовоспалительного действия. Перед тем как удалить мозоль на пальце ноги, ноги нужно распарить. В домашних условиях для нанесения препарата можно использовать пластиковую палочку (или) спичку с намотанной на нее ватой.
  2. Препараты с содержанием гидроокиси натрия. Активное вещество представляет собой агрессивную щелочь, разъедающую ороговевшие участки кожи. Препарат нужно наносить очень осторожно, чтобы не повредить здоровую кожу. Для этого применяется специальный аппликатор. Если лекарственное средство нанесено с соблюдением инструкции, мозоль темнеет, однако жжения и болевого синдрома при этом не возникает. Через пару суток разрушенные ткани начинают отпадать самостоятельно. В качестве примера препарата на основе гидроокиси натрия можно привести гель «Антипапиллом».
  3. Препараты-хладагенты. Такие лекарственные средства имеют действующие компоненты - пропелленты. Терапевтический эффект заключается в воздействии на мозоль с помощью холода. В результате мозоль высыхает и постепенно отслаивается. Примеры хладагентов - «Вартнер» и «КриоФарма».
  4. Препараты на базе фенола. Эффект феноловых лекарственных средств основан на прижигании и мумифицировании тканей. Мозоль обрабатывают препаратом, а затем сушат на воздухе. С течением времени происходит отмирание патологического нароста. К фенольным препаратам относят «Веррукацид», «Вартек», «Кондилин».

Народная медицина

Народными средствами лечатся от мозолей. Ниже представлен список проверенных средств нетрадиционной медицины для лечения новообразований на пальцах ног:

  1. Лимон. Дольку этого фрукта наложить на мозоль и закрепить пластырем на всю ночь. С утра ороговевшая кожа отойдет от пальца вместе с повязкой.
  2. Сок алоэ. Для создания примочки разрезать лист растения на две части и приложить мясистую сторону к мозоли. Сверху наложить пластырь или бинт.
  3. Картофель. Измельчить картофель при помощи блендера. Полученную массу приложить к мозоли на всю ночь. Зафиксировать примочку повязкой. С утра очистить кожу от ороговевшей ткани.
  4. Мать-и-мачеха. Для проведения процедуры нужен сок растения. Для этого следует измельчить мать-и-мачеху, а затем смазать полученной травяной массой мозоль.
  5. Водочный компресс. Смоченный в водке кусок ваты приложить к мозоли. Зафиксировать компресс бинтом, а сверху - целлофановой пленкой и шерстяным носком.
  6. Куриное яйцо. Добавить содержимое яйца в емкость с небольшим количеством растительного масла и уксусной эссенции. Прикладывать к мозоли на всю ночь.
  7. Картофельная кожура и семена льна.
  8. Чернослив с молоком. Вымочить плоды в молоке в течение 3 – 4 часов, после чего приложить их на мозоль на ночь.

  1. Шелуха лука. Залить шелуху уксусом, настаивать состав на протяжении 2 недель. Приложить шелуху на заранее смазанную жирным кремом мозоль. Сверху наложить бинт или пластырь.
  2. Мазь из чеснока. Запечь чеснок вместе со сливочным маслом. Полученный продукт приложить к мозоли. Обмотать проблемный участок бинтом.
  3. Компресс из цветков календулы. Измельчить цветки и добавить их в кипяток. Довести состав до кашеобразного состояния и приложить к мозоли.
  4. Лимонная кожура. Снять кожуру со свежего лимона и приложить к мозоли внешней стороной. До проведения процедуры распарить палец.
  5. Прополис со спиртом. Небольшой кусочек прополиса добавить в спирт. Дождаться растворения прополиса, после чего смешать полученный состав с салициловой кислотой в соотношении 2 к 1. Приложить к мозоли. Эффект наступает после 5 – 6 процедуры.
  6. Помидор. В лечебных целях используют мякоть помидоров кислых сортов. Овощ нужно довести до состояния кашицы, после чего обработать им мозоль.
  7. Сок чистотела. Получить чистый сок проблематично, поэтому чистотел прикладывают к мозоли срезом свежего растения.
  8. Чесночная лепешка. Для приготовления лепешки измельчить чеснок до кашеобразной консистенции, а затем добавить в полученную массу муку. Прикладывать лепешку нужно осторожно, чтобы не вызвать раздражения здоровой кожи. Для этого в пластыре необходимо прорезать отверстие точно над мозолью. В это отверстие приложить лепешку, а сверху наложить целый кусок пластыря и замотать бинтом.

Для выведения мозолей применяют ванночки для ног. Существует несколько принципов, которых следует придерживаться, чтобы такое лечение было эффективным:

  1. Вода не должна быть чрезмерно горячей. Кипятку нужно дать остыть.
  2. Ванночку следует принимать в течение 12 – 15 минут.
  3. После принятия ванночки мозоль нужно обработать пемзой или пилочкой.
  4. Завершающий этап - нанесение жирного крема на мозоль.

Рецепты ванночек:

  1. Ванночка с марганцовкой. Добавить в горячую воду марганцовки (можно заменить двухпроцентным раствором борной кислоты).
  2. Содовая ванночка. В 2 литрах кипятка развести 2 столовые ложки пищевой соды.
  3. Хвойная ванночка. Понадобятся почки сосны или ели. В литр кипятка добавить чайную ложку почек.
  4. Соляной раствор. На литр горячей воды понадобится столовая ложка морской соли.
  5. Мыльно-содовый раствор. В литр кипятка добавить по столовой ложке пищевой соды и жидкого мыла.

Механическое удаление

Использование механических способов одобряется врачами только по отношению к водянкам. Сухие мозоли удаляют специалисты в условиях медицинского или косметологического учреждения.

Прокалывание водянистой мозоли в домашних условиях допустимо и даже желательно, однако нужно соблюдать меры предосторожности. Самое главное - не допустить инфицирования раны. Не рекомендуется прокалывать небольшую мозоль, она пройдет и самостоятельно. Если новообразование объемное и причиняет боль, проткнуть его необходимо, чтобы ускорить заживление кожи.

Обратите внимание! Прокалывать можно лишь те мозоли, которые наполнены прозрачной жидкостью (лимфой). Если внутри пузыря кровянистые выделения или гной, лечением должны заниматься только врачи.

Порядок действий при прокалывании мозоли:

  1. Продезинфицировать проблемный участок зеленкой или йодом.
  2. Взять простерилизованную иглу и осторожно проколоть пузырь в нескольких местах. Прокалывать водянистую мозоль нужно сбоку, а не сверху. В последнем случае можно не рассчитать усилия и повредить здоровые ткани.

  1. Слегка надавить на пузырь, выпустив мозольную жидкость на поверхность. Важно сохранить в целостности кожу над мозолью, поскольку этот лоскут защищает рану от попадания инфекции.
  2. Нанести на рану антисептик.
  3. Заклеить проколотую мозоль пластырем и наложить сверху повязку.
  4. Несколько дней подряд менять пластырь и обрабатывать рану антисептическим препаратом.

Профилактика

Избежать появления мозолей несложно, если выполнять профилактические мероприятия:

  1. Носить только удобную обувь. Пара не должна быть тесной или наоборот - болтающейся на ноге. Материал, из которого изготовлена обувь, должен быть достаточно мягким и желательно натуральным. Не следует слишком долго ходить на высоком каблуке или в новой обуви.
  2. Соблюдать гигиену ног. Нужно загодя удалять огрубевающие участки кожи, чтобы предотвратить образование мозолей. Рекомендуется посещать педикюрный салон и применять средства для смягчения кожи ног.
  3. Для предупреждения образования мозолей желательно использовать специальные гелевые фиксирующие подушечки. Эти подкладки позволяют избежать трения стопы и пальцев о материал обуви. Особенно актуальны подушечки для профилактики мозолей тем лицам, которые носят обувь на высоком каблуке или зауженные модели.

Стопроцентной страховки от образования мозолей не существует. Однако своевременно принятые профилактические меры позволяют избежать появления причиняющих дискомфорт новообразований.

Тема урока: Сложные союзные предложения.

Цель урока: Закрепить знания по изученной теме.

Задачи урока:

Обучающие - с опорой на знания, полученные учащимися по пройденному материалу, восстановить, закрепить сведения о типах сложных союзных предложений; продолжить работу по совершенствованию умений и навыков учащихся применять теоретические знания на практике; донести до сознания учащихся мысль о значимости и роли сложных предложений в жизни.

Развивающие - развивать мыслительную деятельность, познавательный интерес, творческие способности и практические умения и навыки учащихся.

Воспитывающие - воспитывать любовь к природе; разбудить интерес к яркой, образной речи; вызывать нетерпимость к загрязнению окружающей среды.

Тип урока : обобщение и закрепление изученного материала.

Методы обучения: интерактивные, проблемные, частично-поисковые, творческие.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, дидактический материал (карточки, перфокарты, тесты).

Структура урока:

Организационный момент.

Мотивация.

Целеполагание.

Интерактивные упражнения.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Оценивание.

Эпиграф к уроку: «… Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей». (Н.Заболоцкий)

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель: Наш урок пройдёт под девизом: «Знай, люби и цени природу!»

Мотивация.

Заполнение «слепой» таблицы:

сложные предложения

союзные

бессоюзные

изъяснительные

определительные

обстоятельственные

Целеполагание.

Мы заполнили «слепую» таблицу. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Предполагаемый ответ: будем повторять сложные союзные предложения, закрепим полученные знания по теме, выполнять практические упражнения по изученным темам и т.д.)

Учитель: На уроке мы закрепим полученные знания по теме, совершенствуем умения применять теоретические знания на практике.

Интерактивные упражнения.

«Ты - мне, я - тебе».

Учащиеся подготовили вопросы по теме, на которые требуется ответ: «Да -Нет». Вопросы задаются друг другу.

«Поиск соответствий».

Это предложение, которое представляет собой смысловое, грамматическое и интонационное единство, содержит две и более грамматические основы.

Сложное предложение.

Это сложное предложение, предикативные части которого равноправны по смыслу и связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.

Сложносочинённое предложение.

Раздел науки о языке, в котором изучается строй связной речи, т.е. строение, значение синтаксических единиц, связи и отношения между ними.

Синтаксис.

Это сложное предложение, предикативные части которого соединены подчинительной связью, поэтому оно состоит из главной и придаточной частей.

Сложноподчинённое предложение.

Придаточная часть определяет существительное или местоимение в главной части предложения, присоединяются союзными словами.

Определительные придаточные предложения.

Придаточная часть изъясняет, дополняет, поясняет слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения, присоединяются союзами и союзными словами.

Изъяснительные придаточные предложения.

Придаточная часть обозначает место, время, цель, причину, условие, уступку, сравнение, следствие, образ или способ действия, меру и степень, присоединяются союзами и союзными словами.

Обстоятельственные придаточные предложения.

Синтаксический разбор. Выразительно прочитать стихотворение, определить основную мысль, сделать синтаксический разбор предложений.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обременённая работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей». (Н.Заболоцкий).

Вывод: В стихотворении поэт говорит о том, что далеко не каждому человеку, даже если он наделён поэтической душой и художественным даром, удаётся разглядеть «подлинную радость» в привычном русском пейзаже, и автор приоткрывает завесу тайны над волшебством природы и даёт возможность всем желающим заглянуть в мир, который находится на расстоянии вытянутой руки.

Анализ предложений:

1 предложение: повеств., невоскл., сложное, союзное, сложносочинённое)

2 предложение: повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр., осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Работа с перфокартами.

Задание: определить вид предложений.

А - простое предложение.

Б - сложносочинённое предложение.

В - СПП с придаточным изъяснительным.

Г -

Д - СПП с придаточным обстоятельственным.

Примеры предложений:

1. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох.

2. Всё лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик.

3. Человек - вершина природы, но животные, птицы, рыбы, деревья, цветы - её подножие.

4. Земля даёт нам полезные ископаемые, без которых представить сейчас нашу жизнь невозможно.

5.Знатоки знают, что соловьи поют неодинаково.

6. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свёртывают лепестки и засыпают.

7.Существует легенда, будто в давние времена ромашки были зонтиками у маленьких степных гномов.

8. Всем известно, что растения способны улавливать энергию солнца.

Правильный ответ:

5. Работа с текстом.

Задание: определить основную мысль текста, найти сложные предложения, определить их вид.

Пикник. Представьте себе: лес, просёлок, лужайка. С просёлка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы.

Разжигается костёр, ставятся палатки, включается музыка, а утром они выезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ. И что они видят?

На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры. Валяется ветошь, кто-то обронил разводной ключ.

От протекторов осталась грязь, которая налипла на каком-то неведомом болоте … Но и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обвёртки, консервные банки, пустые бутылки, старые драные газеты …

(Из романа братьев Стругацких «Пикник на обочине»)

6..Творческое задание.

Задание: составить сложные предложения на тему «Природа и мы».

7. Работа в парах.

Учащимся раздаются карточки с разными заданиями, которые они выполняют в паре и отчитываются о выполнении работы.

Карточка № 1.

Установите соответствие: предложение - вид придаточного.

Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдёт снег.

СПП с придаточным определительным.

Найдутся ли люди, которые бы не услышали в мартовском лесу перестук невидимых барабанов?

СПП с придаточным времени.

Вода в луже так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листик.

СПП с придаточным определительным.

Вот поляне, где мы собирали грибы.

СПП с придаточным образа действия.

Карточка №2.

Преобразовать простые предложения с обособленными определениями в СПП с придаточными определительными.

1.Дождь размыл тропинку, круто поднимающуюся в гору.

2.Густой туман, нависший над морем, рассеялся.

3. Скворцы, прилетевшие в марте, поселились в новом скворечнике.

4. Ястреб, кружившийся над нашим двором, камнем упал вниз.

Карточка №3.

Определить средства связи в предложениях: союз или союзное слово?

Что имеем, не храним, потерявши - плачем.

Это были цветы, которые посадила мама.

Небо такое светлое, что напоминает глаза ребёнка.

Хорошо известно, что Землю надо беречь.

Карточка №4.

Закончите предложения, чтобы получились сложные предложения.

Человек - часть природы, так что …

Мы любим природу и хотим, чтобы …

Не будет рыба водиться там, где …

Человечество должно помнить о том, что …

Карточка №5

Постройте схемы предложений.

1.Куда не бросишь взгляд, всюду бело и пустынно.

2.Природу нужно беречь, чтобы в будущем наши потомки могли жить на чистой, красивой, живописной планете.

3. Земля — единственная известная в настоящий момент , на которой есть жизнь.

4. Экосистема — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, а также системы связей и обмена веществом и энергией между ними.

Рефлексия.

Толстые” и “тонкие” вопросы:

На какой вопрос отвечают придаточные определительные? - когда в СCП между двумя простыми предложениями не ставится запятая? - как связаны простые предложения в составе сложного? - что такое СПП? - как отличить союз от союзного слова?

Какие союзы присоединяют предикативные части ССП?

Какие предложения называются бессоюзными?

Домашнее задание. Послушайте стихотворение Р.Рождественского и ответьте, почему человек ещё придёт просить прощения у природы. Напишите эссе.

Кромсая лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого … пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

Отличие сложного предложения от простого не количественное, а качественное. Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому

предложению. Сложное предложение имеет собственные грамматическое значение, грамматическую форму и структурные показатели.

Грамматическое значение сложного предложения - это типизированные синтаксические отношения между его частями. Нет особой предикативности сложного предложения, - она оформлена в каждой предикативной части, где выражены модальность, время, лицо. Например: Что-то начало мне мерещиться , как если бы ночью снился сон, от которого остались одни обрывки (Сол.) - во всех частях оформлено временное значение (в первой - прошедшее, во-второй и третьей - временная неопределенность), модальное значение (соответственно - реальное и ирреальное). Однако эти значения в структуре сложного предложения взаимодействуют, оказывают влияние друг на друга; возникают особые значения - относительное время, условная модальность: Было б поле, найдём и сошку (Поел.).

В русском языке сложное предложение располагает набором средств, с помощью которых соединяются предикативные части и выражаются отношения между ними: интонация, союзы (как если бы) и союзные слова (от которого ), а также соотношение глагольных форм (было б - найдём ), указательные слова [Что мне не нужно , без того я обойдусь (С.-Ц.)]. Эти показатели создают форму сложного предложения. С учетом указанных средств и выражаемых ими отношений сложные предложения разделяются па два структурных типа: союзные сложные и бессоюзные сложные; далее союзные сложные также разделяются на два структурно-семантических подтипа: сложносочиненные и сложноподчиненные.

Союзные сложные предложения

Структура союзных сложных предложений определяется количеством предикативных частей и их строением, а грамматическая форма представлена союзными средствами: союзами, союзными (относительными) словами, указательными словами - вспомогательными контактными местоимёнными словами тот, такой . таков , там , тогда. Союзные средства называют также скрепа м и.

Семантика союзных средств, а также их корреляция, соотносительность {такой...какой, тот...кто, туда...куда, столько...сколько", так...что, такой...будто, так...чтобы и т.д.), оформляют семантико-грамматические отношения между предикативными частями предложения.

Сложносочиненные предложения

В любом сложносочиненном предложении выражается значение грамматической равнозначности. Основным показателем этого значения и одновременно средством связи частей в целое и выражения определенных отношений является сочинительный союз. Он создает грамматическую форму сложносочиненного предложения, поэтому нс принадлежит ни одной из предикативных частей: Всё небо заволокло облаками , и стал накрапывать редкий мелкий дождь (Ч.).

Соединяемые предикативные единицы являются равноправными и относительно автономными, но в некоторых случаях одна из них поясняет отдельные компоненты другой: Комната была большая , светлая , но всё в ней было расставлено и навалено без толку (Гайд.); Мне не хотелось дом ой , да и незачем было идти туда (Ч.). Значение равнозначности может подчеркиваться, усиливаться с помощью общих членов: Л вече - р о м была для всех ёлка и все дружно встречали Новый год (Гайд.).

Структурным фактором сложносочиненного предложения является открытость/закрытость, причем открытость предполагает наличие более чем двух частей. Таким образом, элементарное сложносочиненное предложение включает две или более части, но выражает один вид отношений. Для оформления разных видов отношений используется усложненное сложносочиненное предложение: Шёл дождь , и от сильного ветра шумели деревья , но в потёмках не было видно ни дождя , ни деревьев (Ч.).

Общее значение грамматической равнозначности, аналогичности проявляется в сложносочиненном предложении в виде определенных семантико-грамматических отношений. Они опираются на семантику сочинительных союзов. Дополнительными факторами, формирующими эти отношения, являются: координация форм вида, наклонения, времени глаголов-сказуемых или связок; лексико-семантические отношения синонимии и антонимии; лексические элементы с общеуказательным значением (потом, поэтому , из-за этого , для этого , при этом , вследствие этого и др.), включая метаслова (время от времени , иногда , одновременно , по временам , с тех пор , в это время , до сих пор и др.). Например: Я уехал тогда от брата рано утром , и с тех пор для меня стало невыносимо бывать в городе (Ч.).

Основными видами семантико-грамматических значений сложносочиненных предложений являются соединительные, противительные и разделительные, соответствующие семантике сочини-

тельных союзов. В них, в свою очередь, следует различать более узкие, частные значения.

Понималось как объединение простых предложений, достигаемое с помощью определенных синтаксических средств и характеризующееся смысловой, конструктивной и интонационной целостностью. Но его части не являются простыми предложениями, так как: 1) они часто не могут быть самостоятельными коммуникативными единицами, а существуют только в составе сложного; 2) не имеют интонационной завершенности; 3) все предложение целиком отвечает на один информационный вопрос, т.е. представляет собой одну коммуникативную единицу. Правильнее считать их не простыми предложениями, а предикативными единицами.

Классификация сложных предложений

Разберем сложносочиненные и примеры и их классификацию. Начнем с того, что и те и другие являются сложными. Сложные предложения различаются по характеру связи, характеру предикативных единиц, порядку следования частей. Они бывают союзными и бессоюзными. Союзные, на которых мы и остановимся в данной статье, в свою очередь, делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (примеры смотрите ниже).

Сложносочиненное предложение (ССП)

Структурно-семантическая классификация СПП опирается на важный формальный признак - характер синтаксической, формальной зависимости придаточной части от главной. Этот признак объединяет научные классификации В.А. Белошапковой и "Русской грамматики-80". Все СПП делятся на предложения нерасчлененного и расчлененного типа. Их дифференциальные признаки таковы.

Нерасчлененный тип

1. Придаточная часть находится в присловной позиции (относится к одному слову в главной), присловная или коррелятивная связь (относится к указательному местоимению).

2. Одна из частей синсемантична, т.е. не может быть семантически достаточной коммуникативной единицей вне состава сложного предложения.

3. Средства связи - синтаксические (многозначные) союзы и союзные слова.

Расчлененный тип

1. Придаточная часть относится ко всему главному предложению: детерминативная связь.

2. Обе части автосемантичны, т.е. потенциально способны существовать самостоятельно.

3. Средства связи - семантические (однозначные) союзы.

Самым важным признаком является первый, структурный признак.

Дальнейшая классификация СПП расчлененного типа проводится с учетом содержания, семантических аспектов (таких как время, условие, уступка, причина, цель, следствие, сравнительный, сопоставительный аспект, которыми может обладать сложноподчиненное предложение).

Примеры из художественной литературы и другие предложения:

  • Прошло уже несколько часов, с тех пор как я покинул город (временное).
  • Если сумеешь, приходи к двум часам (условие).
  • Хотя было уже поздно, в доме горел свет (уступка).
  • Свободного времени у меня почти не бывает, музыка требует полной отдачи (причина).
  • Чтобы хорошо учиться, надо потрудиться как следует (цель).
  • Его глаза сияли, как сияют на темном небе звезды (сравнительное).
  • Если он владеет мыслью, то формой он тем более владеет (сопоставительное).

Классификация СПП нерасчлененного типа прежде всего опирается на структурный признак - характер средства связи и лишь на второй ступени - на различия семантические.

Виды СПП нерасчлененного типа

1. С союзной связью: изъяснительные, определительные (количественные, качественные, квалификация) и компаративные.

2. С местоименной связью: местоименно-вопросительное и местоименно-относительное сложноподчиненное предложение.

Примеры из художественной литературы и другие предложения с союзной связью:

  • Глупо, что ты не придешь (изъяснительное).
  • Воздух так чист, словно его и нет (определительное, количественное).
  • Он говорил быстро, как будто его подгоняли (определительное, качественное).
  • Все это происходило так, будто никого не было в комнате (определительное сложноподчиненное предложение).

Примеры из литературы и другие предложения с местоименной связью:

  • Нужно было слышать, как он говорил (местоименно-вопросительное).
  • Дом, в котором мы живем, новый (местоименно-относительное, ориентированное).
  • Кто бы ни обращался, отказа не было (местоименно-относительное, неориентированное сложноподчиненное предложение).

Примеры предложений (5 класс, учебник русского языка поможет вам продолжить этот список), как вы видите, можно привести самые различные.

Более подробную теоретическую часть можно найти во множестве пособий (например, В.А. Белошапкова грамматика-80" и др.).