Упражнения на осознание интонационных особенностей речи. Речевые упражнения для развития интонации

Что же такое прекрасный голос ? Это свободный, яркий, льющийся голос, голос не хрипит и не сипит, виртуозное владение интонациями голоса, умение общаться и располагать к себе собеседника, хороший голос несет высокий уровень энергетики.

В общении с мужчиной говорите медленнее, ниже (слишком высокие тона голоса мужчины не понимают, не слышат, они их раздражают).

  • Гласные и согласные звуки –хорошая дикция.
  • Умение делать паузы.
  • Дыхание: умеете ли вы говорить на дыхании и владеете ли правильным дыханием.
  • Ударение: правильно ли вы ставите ударение в словах, во фразах.
  • Темп: можете ли вы владеть быстрым и медленным темпом голоса.
  • Ритм.
  • Интонация: насколько вы владеете различными интонациями.

Предлагаем комплекс упражнений на дыхание, которые помогают:

  • Вернуть голос, если вы ранее потеряли его;
  • Укрепить связки;
  • Избавиться от лор-заболеваний;
  • Сделать голос более глубоким, мягким, эластичным и ярким, чтобы он выходил из вас свободнее.


Если делать все упражнения правильно – дыхательная гимнастика заменяет занятия спортом. Т.е. физически вы будете уставать. Но если вы будете чувствовать себя расслабленными, значит, упражнения делаете неправильно.

Для детей эти упражнения тоже будут полезны (возраст детей строго после 5 лет – не перегружайте их голосовые связки!)

Основные правила этой гимнастики:

  • Плечи во время вдоха не поднимать. Плечи должны быть свободные.
  • Лучше делать перед зеркалом.
  • Вдох обязательно короткий, резкий и шумный. Он должен быть похож на «шмыг» носом. Плечи при этом не участвуют, работает только диафрагма. Делать 8 раз по 4 подхода каждое упражнение . После каждого подхода отдохнуть 5 секунд.
  • Этот легкий, короткий шмыг проникает в самую глубину наших легких, и легкие начинают хорошо работать, чистится весь организм, поднимаются ваши хронические заболевания. Если будет кашель, головокружение – это нормально.
  • Противопоказание: высокое давление. Начинайте слабо и только 1 подход.

Некоторые упражнения используются в «Дыхательной гимнастике Стрельниковой».

Упражнение №1 «Ладошки».

При резком вдохе (шмыге) сжимаем руки в кулаки, выдох тихий и небольшой.


Упражнение №2 «Погончики».

Стоя, руки вперед, пальцы растопыриваем и держим в напряжении. Делаем вдох/шмыг вниз.


Упражнение №3 «Насосик».

Движения вниз, словно мы держим насос в руках и накачиваем шины. Руки при этом свободны и расслаблены. Движение вниз – вдох/шмыг.


Упражнение №4 «Кошечка».

Исходное положение – стоя. Приседаем на поворотах и делаем хватательные движения руками, как кошка. На каждую сторону/поворот делаем резкий вдох/шмыг через нос.


Упражнение №5 «Обними плечи».

На шмыге мы себя закрываем, обнимаем плечи.

Упражнение №6. 2 в 1 «Нососик» + «Обними плечи».

Делаем насосик на шмыге, на втором шмыге – обнимаем плечи, немного отклоняясь назад.


Упражнение №7. «Повороты головой».

При выполнении этого упражнения плечи должны быть неподвижны. Шмыг на каждый поворот.


Упражнение №8 «Китайский болванчик».

Легкий наклон головы на каждый шмыг.


Наклоны головы вперед и назад на каждый шмыг. Назад сильно голову не запрокидываем. Увидели потолок – и хватит.


Упражнения на ноги.

  • Одна нога впереди, другая сзади. Получается, что мы приседаем на одну ногу и на другую. Две ноги сгибаются/приседают вместе, но корпус тела и центр тяжести переносится с одной ноги на другую. Переход с одной ноги на другую сопровождаем шмыгом. Затем меняем ноги и делаем 4 подхода на другую ногу. Расстояние между ног небольшое.


  • Упражнение «Рок-н-ролл». Одну ногу приподнимаем к локтю, при этом вторая слегка сгибается. Поднимаем ногу на каждый шмыг.


  • Делаем короткий шмыг, задерживаем дыхание. И на задержанном дыхании считаем восьмерками (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь). Выдох. Повторяем упражнение 8 раз по 4 подхода.

Упражнения на дикцию

Очень важно, что и как мы говорим. Чтобы нас было понятно и ясно слышно, помогает наш артикуляционный аппарат. Если мы им пользуемся правильно, и он у нас работает, тогда нас все понимают, нам легко говорить, и голос льется намного легче.

Но если артикуляционный аппарат очень вялый – страдает дикция. Предлагаем вам комплекс упражнений для работы с артикуляционным аппаратом.

Все упражнения делаем перед зеркалом, чтобы видеть свои ошибки, контролировать себя.

Каждое упражнение делать 10 раз и почаще. Первый результат вы увидите в течение недели – речь будет более четкой, ясной и приятной на слух.

  • Разогреем губы . Губы отвечают за четкость. Они держат звук. Причем так, как они направляют звук, так он и выходит. Это упражнение также для красоты вашего лица (рабочие мышцы и улучшается кровообращение), лицо будет более подтянуто.

Трубочка-улыбка-трубочка-улыбка…


Упражнение делаем активно, растягиваем улыбку до упора.

  • Делаем трубочку из губ и водим в стороны, влево и вправо.
  • Делаем круговые движения трубочкой по часовой стрелке, затем против часовой.
  • Натягиваем губы на зубы. Затем скатываемся и делаем как бы оскал. Повторили упражнение. Если вы под носиком почувствовали тепло, значит, упражнение делаете правильно, т.е. действительно разогревается артикуляционный аппарат. Если ничего не чувствуете, попробуйте делать упражнение более активно.


  • Упражнение для языка: покусывание языка, будто делаем отбивную. Покусали по бокам, пришла слюна, стало легче говорить, активизировалось кровообращение в языке, и голос сразу становится объемнее.


Бывает ситуации, когда вы говорите, у вас пересохло во рту, а водички попить рядом нет. Просто покусайте язычок, придет слюна, вам станет намного комфортнее разговаривать дальше.

  • Упражнение для языка: упираемся в левую, в правую щечку поочередно. Как бы толкаем язык, чтобы он вышел сквозь щеку. Упражнение предназначено для того, чтобы язык не был вялым и умел хорошо напрягаться.
  • Упражнение для языка: «Жало-Лопатка». Высовываем язык вперед и напрягаем его, затем расслабляем. Еще раз напрягаем и расслабляем.


  • Упражнение для нижней челюсти: чтобы челюсть свободно уходила вниз, и наш звук лился полноценно, со всем объемом, со всеми красками. Если у нас зажат голос, мы не сможем четко произносить гласные звуки, не донесем своих эмоций до собеседника (сексуально, интригующе, интересно, восторженно). Опускаем нижнюю челюсть и поворачиваем в сторону вправо-влево. Далее делаем упражнение по кругу (по часовой и против часовой стрелки). Упражнение делаем аккуратно, чтобы не повредить челюсть. После упражнения делаем «полоскание» (надуваем щечки, как будто полощем зубы).


  • Упражнение для нижней челюсти: берем тыльную сторону ладошек и поглаживаем свои щечки. Вы увидите, насколько ваш рот может опуститься вниз. Например, проговорим фразу «Два сапога пара». Это упражнение можно делать до 30 раз или до того момента, как почувствуете, что ваша нижняя челюсть расслабилась.


  • Упражнение для лучшего звучания голоса. Работаем над гласными звуками (И, Э, А, О, У), они очень эмоциональные. Выдох-вдох через рот и тянем звук «И» на одном дыхании, насколько сможете (и-и-и-и…). Повторяем упражнение с остальными звуками в той последовательности, как написано выше.
  • Работает над согласными звуками. Звук «М» активизирует грудную часть тела и живот. Помычим на выдохе 3 раза (техника, как в предыдущем упражнении): тихо, средне и громко.
  • Звук «Р», чтобы голос звучал звонче и ярче. Техника выполнения та же. Давайте порычим снизу вверх (по нарастающей) и наоборот.

Упражнения на интонацию

Интонация очень важна, потому что когда мы говорим на одной ноте, наш голос звучит скучно, нас слушать неинтересно.

Всего известно более 100 различных интонаций в голосе человека. Но если вы будете владеть 10 интонациями и 10 эмоциями, это позволит вам быть яркими, конкурентноспособными и уверенными в себе.

  • Тон воина – это уверенный, руководящий тон голоса (например, тон учителя на уроке, начальника на работе). Он говорится твердо и очень уверенно. Таким тоном говорят о важных вещах.
  • Тон друга – более мягкий тон, звучание голоса выше. Звук добрый, мягкий, располагающий (как общение с друзьями).
  • Интонация старца – очень близка с другом, но старец говорит медленнее. Отсутствует эмоциональная окраска.
  • Интонация мудрец. Это тяжелый, низкий голос, почти шепотом. Каждое слово в нем очень важно. Паузы после каждого слова.


Находите новые для себя интонации и тренируйте дома. Не забывайте повторять блоки на тренировку вашего дыхания, дикции и интонации.

Оформление речи

В английском достаточно много слов, которые имеют разные значения в зависимости от ударения. Например, ré-bel и re-bél. Или désert и dessért. Поэтому ударение на неправильном слоге может привести к недоразумениям в общении. Также ученик должен понять, что акцент на разных словах в предложении придает ему разный смысл. Выполните с учеником следующие упражнения для того, чтобы он научился обращать внимание на ударение в словах и акценты в предложениях.

Упражнение 1
Наверняка у ученика есть набор слов, в которых он неправильно делает ударение. Например, “hótel” и “weekénd”. Запишите эти слова, и когда их наберется достаточно, проведите с учеником следующее упражнение: каждое слово из списка произнесите дважды, ученик должен выбрать вариант с правильным ударением. Например, “ Do we say hótel or hotél?”

Упражнение 2
Подготовьте такую таблицу:

1 – 2 – 3 1 – 2 – 3 1 – 2 – 3

Подчеркнутая цифра показывает, на какой слог нужно делать ударение.
Дайте ученику список трехсложных слов (telephone, magazine, religion, etc…) и попросите разместить их в соответствующих колонках.

Упражнение 3
В качестве примера возьмите простое предложение: You think I saw the monster. Произнесите предложение несколько раз, каждый раз делая акцент на другом слове. Попросите ученика объяснить, как от этого изменился смысл предложения.

You think I saw the monster. (You are the one who thinks this is true.)
You think I saw the monster. (This is your belief, but you are not be correct in it.)
You think I saw the monster. (Maybe someone saw it, but it wasn’t me.)
You think I saw the monster. (I did something with the monster, but I may not have seen it.)
You think I saw the monster . (I saw something, but it may not have been the monster.)

Упражнение 4
После того как ученик справился с предыдущим упражнением, возьмите это же предложение или любое другое. Например, “John likes his new job ”. Произнесите его по разному, каждый раз делая акцент на новом слове. Ученик должен отреагировать на каждое, основывая свой ответ на том слове, которое вы подчеркнули. Например, если вы сказали “John likes the company ”, ученик может ответить: “Oh,him? I thought you were talking about Mike.”

Упражнение 5

Подготовьте для ученика короткий диалог вместе с транскриптом. Во время первого прослушивания диалога студент одновременно читает транскрипт. Прослушав диалог он должен отметить в диалоге те слова, на которых, по его мнению, участники диалога делали ударение. После дайте ученику прослушать диалог еще раз и проверить, правильно ли им были расставлены ударения.

Упражнение 6
Подготовьте для студента несколько предложений. Он должен их прочесть и, исходя исключительно из контекста, решить на каких словах делать ударение. Например,
I was so angry at John. He forgot to call me on my birthday. He said he had remembered, but that it was too late to call.
Может быть более одного правильного ответа, поэтому ученик должен аргументировать свой выбор.

Интонация

Ученик может иметь прекрасное произношение, но если говорит без интонации - это также, как и неправильное ударение, может привести к недоразумениям в речи. Несколько упражнений для развития чувства интонации.

Упражнение 1
Лучший способ проиллюстрировать различия в интонации - сказать одно и то же предложение по-разному, обсудить эмоции и намерения говорящего в каждом случае. Начинать следует с коротких фраз и предложений.

Sorry. (apology) Yes. (agreement)
Sorry? (clarification) Yes? (prompting to speak)

После этого можно перейти к более длинным фразам и предложениям.

Say: Isn’t it hot. Ask: Am I asking a question or making a comment about the weather?
Say: Don’t you like coffee? Ask: Do I sound certain or surprised?

Наконец попросите ученика определить эмоции самостоятельно.

Say: “You have to go?” Ask: What emotion am I indicating? (surprise).
You’re John, aren’t you? (The speaker is certain.)
You’re John, aren’t you? (The speaker is uncertain.)
Isn’t that funny. (The speaker is making a comment.)
Isn’t that funny? (The speaker is asking a question/seeking affirmation.)

Упражнение 2
Дайте ученику серию вопросов, которые необходимо проанализировать. Попросите с помощью стрелки отметить интонацию в каждом вопросе.

Did you remember to buy the milk?
Where did you buy that?

На основе вопросов ученик должен выработать следующие правила для интонации:

Yes/No questions
Questions that begin with wh-words
Statements
Expressing surprise
Sarcasm or disbelief

Упражнение 3
Попросите ученика ответить на различные ситуации одним словом. Поскольку он может использовать только одно, то придется тщательно подбирать интонацию, чтобы правильно передать смысл. Например,

Say: What do you say to a friend who’s just arrived late?

Student: Late.

Say: Your friend has not arrived yet, but you’re not sure why. What do you say to your other friend?

Student: Late?

Подготовьте простой диалог.
A: Good afternoon.
B: Hi. How are you?
A: Fine, thanks. And you?
B: I’ve been busy, but good.
A: Well, it was nice talking to you. See you later.
B: Same to you. Goodbye.

Вместе с учеником разыграйте этот диалог в различных сценариях. Например,
— двое друзей, которые впервые за несколько лет встретились;
— сотрудник и бывший начальник;
— мальчика и девочка, которые друг другу нравятся;
— незнакомые друг другу люди в самолете.

Обратите внимание ученика на то, что единственное отличие между сценариями - интонация и ритм речи. Тем не менее именно из-за них диалоги могут выражать совершенно разный смысл и чувства. Выполнив эти упражнения ученик начнет говорить выразительно и правильно оформлять речь.


Интонация - это индивидуальный тон речи, которые может повышаться или понижаться, в зависимости от ситуации, в которой находится говорящий человек. При помощи интонации можно высказать свои чувства, пожелания, волеизъявление.

При нарушении плавности речи интонационное оформление устного высказывания затруднено, а эмоциональная выразительность приводит к усугублению проблем в речи.

Интонация - способ организации средств устной речи: силы звучания отдельных слов, темп речи, тембр, паузы и мелодия: восходящая и нисходящая.

Интонация предаёт устному высказыванию особое семантическое и эмоциональное значение.

Повышение уровня компетентности в интонационных конструкциях определённого языка, помогает улучшить плавность и темпо-ритмическую организацию устной речи.

Дело в том, что это нормально - говорить с сильным чувством, не только со злостью, но и с любыми другими эмоциями. Вы можете даже получить восхитительный бонус, а именно: люди с заиканием, как правило, обнаруживают уменьшение количества ступоров, когда позволяют чувствам выходить на поверхность... Так происходит, когда мы на самом деле используем чувства, чтобы придать больше выразительности нашей речи. Джон Харрисон "Переосмысление заикания"

Интонационные упражнения

Задание: прочитайте вслух фразы, повышайте тон голоса на выделенных словах.

Перед началом работы можно выполнить упражнения для голоса.

Повествование

Это мой друг. Его зовут Павел. Ему двадцать лет. Он поступил в университет. Он будет учиться на педагогическом факультете. Он будет изучать русский язык. Он студент первого курса. Семестр начинается в сентябре. Павел будет жить в общежитии. Он будет обедать в студенческой столовой.

Утверждение

Это мой друг. Его зовут Павел . Ему двадцать лет. Он поступил в университет . Он будет учиться на педагогическом факультете. Он будет изучать русский язык. Он студент первого курса. Семестр начинается в сентябре . Павел будет жить в общежитии . Он будет обедать в студенческой столовой. Если бы он не был студентом, то не жил бы в общежитии, и не обедал бы в студенческой столовой.

Вопрос

Кто ваш друг? Это ваш друг? Это ваш друг ?! Сколько ему лет? Ему двадцать лет? Ему двадцать лет ?! Как его зовут? Его Павел зовут? Его зовут Павел ?! Куда он поступил? Он поступил в университет? Он поступил в университет ?! На каком факультете он учится? Он учится на педагогическом факультете? Он учится на педагогическом факультете или отделении? Какой он будет изучать язык? Он будет изучать русский язык ? Он будет изучать русский язык или литературу ?! На каком курсе он учится? Он учится на первом курсе?! Он учится на первом курсе ? Когда начинается семестр? В сентябре начинается семестр? Семестр начинается в сентябре ?! Где он будет жить? Он в общежитии будет жить? Он будет жить в общежитии ?! Где он будет обедать? Он будет обедать в студенческой столовой? Он будет обедать в студенческой столовой или в кафе?!

Восклицание

Какой у вас друг ! Какой хороший у вас друг! Какой он вам друг! Ему только двадцать лет! Павел — прекрасное имя! Он поступил в университет ! Он будет учиться на педагогическом факультете! Он будет изучать русский язык !

Мелодекламация.

Задание: прочитайте стихотворение вслух с музыкальным сопровождением. Соблюдайте паузы, используйте интонацию для усиления выразительности звучания речи.

С.А.Есенин

Музыкальное сопровождение В.А.Моцарт «Концерт для фортепиано с оркестром №21»

***
Сви́щет ве́тер, сере́бряный ве́тер,/
В шёлковом ше́лесте сне́жного шу́ма.//
В пе́рвый раз я в себе́ заме́тил -/
Так я ещё никогда́ не ду́мал.//

Пусть на око́шках гнила́я сы́рость,/
Я не жале́ю, и я не печа́лен.//
Мне всё равно́ э́та жизнь полюби́лась,/
Так полюби́лась, как бу́дто внача́ле.//

О, моё сча́стье и все уда́чи!//
Сча́стье людско́е землёй люби́мо.//
Тот, кто хоть раз на земле́ запла́чет,-/
Зна́чит, уда́ча промча́лась ми́мо.//

Жить ну́жно ле́гче, жить ну́жно про́ще,/
Все принима́я, что есть на све́те.//
Вот почему́, обалде́в, над ро́щей/
Сви́щет ве́тер, сере́бряный ве́тер.//

Другие упражнения по совершенствованию интонационной стороны речи доступны в разделе " ".

1. Развитие восприятия различных видов интонации.

Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:

1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:

а) знакомство с повествовательной интонацией;

в) упражнения по выделению повествовательной интонации.

3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:

а) знакомство с вопросительной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по различению вопросительной интонации.

4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:

а) знакомство с восклицательной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по выделению восклицательной интонации.

5. Развитие дифференциации различных видов интонации.

При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:

Восклицательный знак

Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнестись должны!

(А. Тетивкин)

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!

Вопросительный знак

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.

(А. Тетивкин)

Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом.

У нее особый пост В самой малой строчке. Если точка - Вывод прост:

Это значит - Точка.

Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.

(Ф. Кривин)

Предложения бывают:

1. Вопросительные

Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:

“Ты дрался, да?..

Ты что - немой?..

Ну что молчишь упрямо?”

2. Повествовательные

Повествовать придется мне, И я скажу:

“Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...”

3. Восклицательные

Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:

“Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”

(Ф. Кривин)

2. Формирование интонационной выразитель ности речи.

В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:

В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко?”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т. д.

ау ои ауи аза усо и т. д.

у - беззвучная артикуляция - ау, ауи у - шепотное произнесение - ау, ауи у - тихое произнесение - ау, ауи у - громкое произнесение - ау, ауи и т. д.

А а А а А а

Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:

1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся

понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Это Маша.

Маша поет.

На улице ранняя весна. И т. д.

2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Маша пришла?

Маша пришла?

Маша поет песню?

Маша поет песню?

Маша поет песню? И т. д.

3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове:

Как Маша поет?

Когда он приедет?

Сколько в саду детей? И т. д.

4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой:

Какая она красавица!

Это же мама!

Доброе утро!

и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности):

За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку!

и его сокращение:

Смотри! Начинай работу! И т. д.

В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем - самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый еж

и его ежиха.

Серый еж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них -

Очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок-ежик.

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ.

В дом лесной вернутся еж,

Ежик и ежиха,

Если сказку ты прочтешь

(С. Маршак)

Скажи погромче Слово “гром” - Грохочет слово,

Словно гром.

(А. Барто)

Опавшей листвы разговор еле слышен:

Мы с кленов... Мы с яблонь... Мы с вязов... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад:

На пороге - морозы!

(Ю. Капотов)

В водах тихого затона Пели песни три тритона. Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном. Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон. Но у третьего тритона Голос ниже на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона - Значит, это мощный бас1 Вот и весь рассказ.

(Л. Мезинов)

(Детям предварительно объясняются незнакомые понятия, ребенку предлагается изобразить голоса тритонов.)

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с ЗПР, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

§ показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;

§ познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется по пяти направлениям.

1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз - без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически так: →. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

Логопед говорит о том, что на письме такие предложения обозначаются точкой. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка - точка-одиночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.

Примерный текст:

Два цвета

Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.

Затем детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встречается в тексте.

3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически:

Для обозначения вопроса предлагается знак? Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:

Это кривоносый

Вопросительный знак,

Задает он всем вопросы:

«Кто? Кого? Откуда? Как?»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

Примерный текст:

Хомяк

Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.

Затем детям предлагается при предъявлении текстов и стихов выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

§ Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

§ Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

§ Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.

Затем детям снова последовательно показываются подобранные картинки и дается задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. Потом логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом:

Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицания дается соответствующий знак: «Восклицание мы будем обозначать вот таким знаком!» Заучивается стихотворение про восклицательный знак:

Чудак - восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.

Примерный текст:

Самый важный

«Я самый важный! Я всех бужу», - говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу! - говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», - говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»

Затем при предъявлении текстов и стихов дети выкладывают перед собой столько фишек (записывают столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям дается задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения поднимается карточка с соответствующим грамматическим знаком. Примерный текст:

Сорока и мышь

Мышка-трусишка, ты треска боишься?

Ни крошечки не боюсь!

А громкого свиста?

Ни капельки не боюсь!

А страшного рева?

Нисколечки не боюсь!

А чего же ты боишься?

Да тихого шороха.

Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

§ формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

§ последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

Ну, Весна, как дела? (высоко )

У меня уборка, (низко )

Для чего тебе метла? (высоко )

Снег мести с пригорка, (низко )

(О. Высотская)

Это кто? Это кто

По дороге скачет? (высоко )

Это наш озорной

Непоседа-мячик, (низко )

Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор? (высоко )

Вот невежливый вопрос:

Это собственный мой нос! (низко )

Был сапожник? (высоко )

Был. (низко )

Шил сапожки? (высоко )

Шил. (низко )

Для кого сапожки? (высоко )

Для пушистой кошки, (низко )

Почему корова эта

Маленького роста? (высоко )

Это же - ребенок,

Это же - теленок, (низко )

(А. Шибаев)

8. Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в направлении 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.

Развитие интонационных умений у детей имеет огромное значение для речевого развития, поскольку от умения адекватно восп­ринимать, интерпретировать и воспроизводить речевую интонацию и в зависимости от этого строить свое поведение во многом зависит успешность процесса общения. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее несоответствие условиям речевой ситуации – один из источников конфликтов в межличностном общении.

К интонационным умениям относят: умение воспринимать на слух изменения всех акустических параметров интонации;различать по интонациивыражение основных эмоциональных состояний (радости, печали, гнева, страха, удивления, презрения, отвращения) и смысловых оттенков звучащего высказывания;правильно расставлять логические ударения; повышать и понижать голос, владеть силой голоса; выдерживать паузы, соотносить темп речи с содержанием текста; передавать с помощьюинтонации смысл фразы; подбирать необходимую интонацию для выражения любого эмоциональ­ного состояния; давать вербальную характеристику интонации эмоциональной речи; а также передавать эмоциональные интонации в письменной речи.

Практическим средством осуществления работы по развитию интонационных умений младших школьников являются речевые упражнения .

В психолого-педагогическом словаре находим дефиницию «упражнение – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе». Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на органи­зацию репродуктивной (воспроизводящей) деятельности учащихся, не­обходимой для выработки умений и навыков и не требующей от ученика творческого мышления. Однако в процессе речевой деятельности в той или иной мере всегда присутствует творческое начало. Для развития в процессе работы над интонацией учащих­ся предлагается использовать наряду с репродуктивными упражнениямиэвристические, проблемные, творческие задания.

Можно выделить следующие основные группы речевых упражнений для организации работы по развитию интонационных умений детей:

1) Упражнения на усвоение компонентов интонации (логического ударения, мелодики, темпа, громкости, тембра, пауз), например:

* Прочитайте предложения. Подумайте, как нужно расставить ло­гические ударения. Какие слова в предложениях помогли правильно это сделать?

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай —

Сколько хочешь поливай!

* Вспомните и разыграйте фрагмент из сказки « Три медведя » , в котором медведи вернулись домой. Какой тембр голоса каждого медве­дя?

2) Упражнения на развитие выразительности речи:

* Подготовьте текст к произнесению вслух: отметьте логические ударения, расставьте паузы, сделайте разметку движения голоса, темпа, силы голоса и тембра. Выразительно прочитайте.

* Выразительно прочитайте фрагмент из сказки « Золотой клю­чик » , соблюдая интонационные установки автора и обращая внимание на пометы о тембре голоса.

3) Упражнения, предусматривающие обогащение словарного запаса:

* Какие эмоции испытывают герои из рассказа Н.Носова « Дру­жок » ? Какие бы интонационные установки вы дали участникам диало­га? Какими словами можно заменить глаголы « говорит » и « сказал » ?

Поезд остановился.Мы вылезли из вагона и пошли домой. В че­модане было тихо.

— Смотри, – сказал Мишка, – когда не надо, так он молчит, а когда надо было молчать, он всю дорогу скулил.

— Надо посмотреть – может, он там задохнулся? – говорю я. Мишка поставил чемодан на землю,открыл его… и мы остолбенели: Дружка в чемодане не было! Вместо него лежали какие-то книж­ки, тетради, полотенце…

— Что это? – говорит Мишка. – Куда же Дружок делся?

Тут я понял, в чем дело.

Стой! – говорю. – Да это ведь не наш чемодан!

Мишка посмотрел и говорит:

— Верно! В нашем чемодане были дырки просверлены, и, потом, наш был коричневый, а этот рыжий какой-то. Ах я разиня! Схватил чужой чемодан!

— Бежим скорей обратно, может быть, наш чемодан так и стоит под лавкой, – сказал я.

4) Упражнения на соотнесение интонации предложения и пунктуа­ции:

* Поставьте нужные знаки препинания (точки, вопросительные и восклицательные знаки). Прочтите, соблюдая интонацию.

Вот рисовое поле да разве это поле это болото какое-то, вода, а из воды трава торчит это не простая трава это рис растет

(По Л.Кон)

* Прочитайте стихотворение, которое набрал в типографии один рассеянный наборщик. Что тут напутано? Исправьте стихотворение, правильно расставив паузы и запятые.

Б.Заходер

Где поставить запятую

Очень-очень странный вид:

Речка за окномгорит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

— Вот что значит запятая!

5) Упражнения на соотнесение интонации и смысла предложения:

* Любую скороговорку можно прочитать с различными интонацион­ными оттенками. От чего зависит их выбор?

« От топота копыт пыль по полю летит » .

а) радостно, восторженно (Как красиво мчатся кони!)

б) раздраженно, недовольно (Напылили только…)

в) презрительно (Фу! Какая пыль!)

« Проворонила ворона вороненка » .

а) с сожалением (Жалко вороненка)

б) с осуждением (Вот растяпа эта ворона!)

в) с удивлением (Не может быть!)

* Представьте, что фразу из сообщения диктора « Погода на завтра: значительная облачность, временами дождь » повторяют вслух разные люди и каждый думает о своем. Попробуйте произнести эти слова за:

— пассажира, взявшего билет на самолет ( « Эх, надо было взять билет на поезд » );

— отдыхающего на море ( « Так и не загоришь и не покупаешься, а скоро домой! » );

— агронома в дни долгой засухи ( « Наконец-то » );

— записавшегося на интересную экскурсию назавтра( « Отменят или нет? » ).

6) Упражнения на построение предложения с нужной интонацией:

* Задайте вопрос так,чтобы предложение служилоответомна него.

…? В саду созрели яблоки.…? В саду созрели яблоки. …? В саду созрели яблоки.

* Придумайте вопросительное предложение и задайте этот вопрос товарищу с разными логическими ударениями.

7) Упражнения на восприятие и соотнесение основных эмоций человека по инто­нации и мимике:

* Рассмотрите иллюстрации. Что чувствуют изображенные на них герои? Как вы догадались? Что они могут говорить? С какой интонацией? Произнесите.

* Рассмотрите иллюстрации. Подумайте, какая должна быть мимика у человека, который произносит фразу. Нарисуй ему лицо. С какой интонацией произносится эта фраза?

* Прочитайте отрывки из сказок Г.-Х.Андерсена « Гадкий утенок » и « Дюймовочка » с соответствующей интонацией и мимикой.

1) Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: « Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод! » А мать добавля­ла: « Глаза бы на тебя не глядели! »

2) …Пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки-барыш­ни шевелили усиками и говорили:

— У нее только две ножки! Жалко смотреть!

— У нее нет усиков!

— Какая у нее тонкая талия! Фи! Как некрасиво! – сказали в один голос все жуки женского пола.

8) Упражнения на выражение эмоциональных состояний в устной и письменной речи:

* Выразите поочередно разные эмоции человека (радость, печаль, гнев, страх и т.д.) с помощью ми­мики, жестов и интонации, произнося цифры от 1 до 10.

* Произнесите фразы, выражая голосом разные эмоции. Пусть ва­ши слушатели попробуют их определить.

« Открой дверь! » – гневно, трагически, грустно, умоляюще, ра­достно, высокомерно, раздраженно, хитро.

« Пришла! » – испуганно, ехидно, с чувством радостного облегче­ния, завораживающе, обиженно.

« Молодец! » – восхищенно, удивленно, насмешливо, равнодушно, ласково.

* Придайте фразам заданную эмоциональную окраску при помощи специальных слов и выражений и знаков препинания.

Тысуп пересолил (с отвращением); Какой большой гриб (удивленно);

Скоро начнутся каникулы (радостно); Как мне быть (печально)

* Придумай и запиши радостные фразы с междометием « Ах! » и грустные фразы с междометием « Ох! » . Какие знаки препинания поста­вишь в конце этих фраз?

Особое место при обучении младших школьников занимает игра.

Игровым упражнениям отводятся следующие функции: а) облегчать, оживлять учебный процесс; б) возбуждать активность учащихся, стремление к лидерству (соревновательная функция); в) «театрализировать» учебный процесс. В основе игровой деятельности лежит творческое воображение, которое помогает ребятам примерять речевые роли, перевоплощаться в литературных героев, оценивать их речевое поведение. Игровые формы позволяют ребенку реализовать свои фантазии, мечты, намерения, в том числе и коммуникативные. При выполнении речевых упражнений дети играя, с одной стороны, осваивают интонационные и мимические средства выражения эмоций и распознавания чужих чувств, с другой стороны,обогащаются их собственные эмоцииичувства.

Приведем примеры игровых интонационных заданий:

* Игра « Послушай меня: что чувствую я? »

Ведущий произносит данную фразу с интонацией одной из основ­ных эмоций. Остальные должны по интонации угадать, какое эмо­циональное состояние передал ведущий. Тот, кто первый угадает, становится ведущим.

* « Алфавит » . Попробуйте произнести алфавит на одном дыхании, постепенно повышая голос. До какой буквы вы дошли? Посоревнуйтесь с товарищем. Кто остановится ближе к концу алфавита, тот и побе­дил.

* « Кто правильнее? » Играют несколько человек. Читают по оче­реди предложения, правильно делая паузы. Кто прочитает неправиль­но, выбывает из игры. Побеждает тот, кто дольше всех продержится.

Где здесь остановиться? Где, здесь остановиться? Что, болит? Что болит? Ну, что споем? Ну что, споем? Как вы закончили? Как, вы закончили? Дайте мне другую, новую книгу. Дайте мне другую новую книгу. Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать. Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру. Их, детей, отправили в лагерь. Их детей отправили в лагерь.

* Каждый ученик получает по одной-две фразы из газеты, кото­рые нужно прочитать с указанными интонационными оттенками. Один ученик зачитывает свое задание, остальные, опираясь на словарь интонаций, пытаются отгадать, с какой интонацией была произне­сена фраза.

Наталья Василевская