Опять над полем куликовым. Анализ стихотворения Блока “На поле Куликовом. Анализ стихотворения Блока На поле Куликовом

Н. В. Гоголь видел Петербург не только как цветущую столицу, чья жизнь полна пышными балами, не только город, где сосредоточены лучшие достижения искусства России и Европы. Писатель видел в нем концентрат порочности, бедности и малодушия. Обозначению проблем общества северной Пальмиры, а вместе с тем и всей России, и поиску путей спасения был посвящен сборник «Петербургские повести». В этот цикл включен «Портрет», о котором пойдёт речь в нашей статье.

Идея повести «Портрет» возникла у писателя в 1832 году. Первая редакция была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году. Позднее, уже после написания «Мёртвых душ» и поездки за границу, в 1841 году Гоголь подвергает книгу существенным изменениям. В третьем номере «Современника» новая версия увидела свет. В нем были изменены эпитеты, диалоги, ритмика изложения, а фамилия ведущего персонажа стала «Чартков» вместо «Чертков», что ассоциировалось с чёртом. Такова история «Портрета».

Мотив изображения, обладающего зловещей силой, был навеян Гоголю модным тогда романом Метьюрина «Мельмот Скиталец». Кроме того, образ жадного ростовщика также роднит эти произведения. В образе алчного дельца, чей портрет переворачивает жизнь главного героя, слышны отголоски мифа об Агасфере – «Вечном жиде», который не может обрести покой.

Смысл названия

Идейный замысел произведения кроется в его названии – «Портрет». Гоголь не случайно так нарекает своё детище. Именно портрет является краеугольным камнем всего сочинения, позволяет расширить жанровый диапазон от повести до детектива, а также полностью меняет жизнь главного героя. Наполнен он и особым идейным содержанием: именно он является символом алчности, порочности. Эта работа ставит вопрос об искусстве, его подлинности.

Кроме того, такое название повести заставляет читателя задуматься над проблемами, которые раскрывает писатель. Каким ещё мог бы быть заголовок? Предположим, «Гибель художника» или «Жадность», всё это не несло бы такого символического значения, а зловещее изображение оставалось бы только произведением искусства. Название же «Портрет» фокусирует читателя именно на этом творении, заставляет всегда держать в уме, а впоследствии, видеть в нём больше, чем запечатлённое лицо.

Жанр и направление

Направление фантастического реализма, заданное Гоголем, относительно мало проявилось в этом произведении. Здесь нет призраков, оживших носов или иных очеловечившихся предметов, но присутствует некая мистическая сила ростовщика, чьи деньги приносят людям только горе; картина, выполненная в конце его жизни, продолжает страшную миссию запечатленного на ней человека. Но всем наводящим ужас явлениям, происходившим с Чартковым после приобретения полотна, Гоголь даёт простое объяснение: это был сон. Поэтому роль фантастики в «Портрете» не велика.

Повесть во второй части получает элементы детективной истории. Автор даёт объяснение, откуда могли появиться деньги, находка которых в начале произведения казалась волшебной. Кроме того, черты детектива имеет и сама судьба портрета: он таинственным образом исчезает со стены во время аукциона.

Изображение характеров капризных клиентов Чарткова, его наивная тяга к безвкусной пышности – всё это приёмы комического, воплощенные в книге. Поэтому жанр повести соотносится с сатирой.

Композиция

Повесть «Портрет» состоит из двух частей, но каждая из них имеет свои особенности композиции. Первый раздел имеет классическое строение:

  1. экспозиция (быт бедного художника)
  2. завязка (покупка портрета)
  3. кульминация (душевное расстройство Чарткова)
  4. развязка (смерть живописца)

Вторую часть можно воспринимать как эпилог или некий авторский комментарий к вышеизложенному. Особенности композиции «Портрета» в том, что Гоголь использует приём рассказ в рассказе. Сын художника, написавшего зловещий портрет, появляется на аукционе и заявляет о своих правах на работу. Он рассказывает о непростой судьбе своего отца, жизни алчного ростовщика и мистических свойствах портрета. Обрамляет его речь торг аукционеров и исчезновение самого предмета спора.

О чем?

Действие происходит в Петербурге. Молодой художник Чартков находится в крайней нужде, но на последние гроши покупает в лавке на Щукином дворе портрет старика, глаза которого «гладят, как живые». С тех пор в его жизни стали происходить небывалые перемены. В одну ночь молодому человеку приснилось, будто старик ожил и высунул мешок с золотом. На утро в рамке картины были обнаружены золотые червонцы. Герой переехал с лучшую квартиру, приобрел все необходимые для живописи вещи в надежде посвятить всего себя искусству и развить свой талант. Но всё вышло совсем по-другому. Чартков сделался модным популярным художником, а его основной деятельностью стало написание заказных портретов. Однажды он увидел работу своего товарища, которая пробудила в молодом человеке былой интерес к настоящему творчеству, но было уже слишком поздно: рука не слушается, кисть выполняет лишь заученные штрихи. Тогда он приходит в бешенство: скупает лучшие полотна и зверски уничтожает их. В скором времени Чартков погибает. Такова суть произведения: материальные блага губят в человеке творческую натуру.

Во время аукциона, когда распродаётся его имущество, один господин заявляет права на портрет старика, который был куплен Чартковым на Щукином дворе. Он рассказывает предысторию и описание портрета, а также признается, что сам он — сын художника, автора этой работы. Но во время аукциона полотно загадочным образом исчезает.

Главные герои и их характеристика

Можно сказать, что у каждой части повести есть свой главный герой: в первой это Чартков, а во второй ярко представлен образ ростовщика.

  • Характер молодого художника на протяжении произведения меняется кардинально. В начале «Портрета» Чартков – это романтический образ художника: он мечтает развить свой талант, учиться у лучших мастеров, только были бы для этого деньги. И вот деньги появляются. Первый порыв был вполне благороден: молодой человек закупился всем необходимым для занятий живописью, но желание стать модным и известным более легким путем, нежели через многочасовой труд, взяло верх. В конце первой части художник обуреваем алчностью, завистью и досадой, что заставляет его скупать лучшие картины и уничтожать их, он становится «свирепым мстителем». Конечно, Чартков – маленький человек, неожиданное богатство вскружило ему голову и в итоге свело с ума.
  • Но можно предположить, что действие золотых червонцев на главного героя связано не с его низким социальным положением, а с мистическим действием денег самого ростовщика. Сын автора портрета этого персиянина рассказывает множество историй об этом. Сам ростовщик, желая сохранить часть своей силы, просит художника написать с него портрет. Отец рассказчика взялся за эту работу, но не смог с нею справиться. В этом живописце Гоголь изобразил истинного творца в христианском понимании: пройти очищение, усмирить свой дух и только тогда приступать к работе. Он противопоставляется Чарткову — художнику из первой части повести.

Темы

Эта относительно небольшая по объёму повесть затрагивает множество тем, касающихся довольно разнообразных сфер жизни человека.

  • Тема творчества. Гоголь представляет нам двух художников. Каким должен быть истинный творец? Один стремится к изучению работ мастеров, но не прочь обрести славу и более легким путём. Другой живописец в первую очередь работает над собой, над своими желаниями и страстями. Для него искусство – это часть его философии, его религии. Это его жизнь, оно ей не может противоречить. Он чувствует ответственность перед творчеством и считает, что человек должен доказать своё право заниматься им.
  • Добро и зло. Эта тема выражена как через искусство, так и через богатство. С одной стороны, необходимы оперённые средства, чтобы творец мог свободно заниматься своим делом и развивать свой талант. Но на примере Чарткова мы видим, что изначально благие намерения вложиться в своё совершенствование могут обернуться гибелью, прежде всего, гибелью человеческой души. Только ли мистическая мила наследия ростовщика тому виной? Гоголь показывает, что всё человек может преодолеть, только бы он был сильным. Главный герой же продемонстрировал слабость духа, потому и сгинул.
  • Богатство – основная тема в повести «Портрет». Здесь она представлена, как способ обрести счастье. Казалось бы, вот немного денег, и всё станет прекрасно: будет счастливый брак с первой красавицей, кредиторы оставят в покое семью, приобретётся всё необходимое для творчества. Но всё выходит иначе. Кроме удовлетворения потребностей, у денег есть оборотная сторона: порождение алчности, зависти и малодушия.

Проблематика

  • Проблема искусства. В повести Гоголь предлагает художнику два пути: писать портреты ради денег или заниматься самосовершенствованием без особых претензий на достаток. Живописец стоит перед сложным выбором: для развития ему необходимы средства на краски, кисти и прочее, но многочасовая работы и бесславие никаких денег не принесут. Есть способ быстро разбогатеть, но написание портретов не подразумевает повышение уровня мастерства. Решая, как быть, необходимо помнить одно: если тот, кто следует пути мастера-инока, ошибется, он сможет ещё спастись, но идущий по лёгкой дороге уже не избавится от «затверженных форм».
  • Тщеславие. Гоголь показывает в повести, как неожиданно разбогатевший Чартков постепенно приходит к тщеславию. Сначала он делает вид, что не узнаёт своего учителя, потом соглашается терпеть капризы клиентов ради денег и славы. Предзнаменованием беды становится порицание классиков, а итогом этого пути явилось сумасшествие.
  • Бедность. Эта проблема стоит перед большинством героев «Портрета». Нищета не позволяет Чарткову свободно заниматься творчеством, из-за не самого высокого положения один из героев второй части не может жениться на возлюбленной. Но бедность здесь — проблема не только материальная, но и духовная. Золото сводит героев с ума, делает их алчными и завистливыми. По мнению автора, малодушный человек с большими деньгами не в состоянии справиться: они его окончательно разрушают.

Смысл повести

Всегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством – это и есть основная мысль повести «Портрет». Все возможности для достижения цели, обретения счастья в человеке уже есть – об этом говорит Гоголь. Позже Чехов обратится к этой мысли в своей драме «Три сестры», где девушки будут верить, что путь к радости – Москва. А Николай Васильевич показывает, что прийти к цели, в данном случае – постичь искусство, можно и без особенных материальных затрат. Главное не в них, а во внутренней силе человека.

Рассказчик во второй части повествует о фатальном воздействии денег ростовщика, но справедливо ли все беды приписывать мистике? Человек, ставящий во главу угла деньги, уязвим перед завистью и порочностью. Именно поэтому в счастливом супруге пробудилась дикая ревность, а в Чарткове – отчаяние и мстительность. В этом кроется философский смысл повести «Портрет».

Личность, сильная духом, на подвластна таким низким качествам, она способна справиться с ними и изжить их из себя. Это иллюстрирует жизненный путь художника, автора портрета ростовщика.

Чему учит?

Повесть «Портрет» предупреждает об опасности превознесения денег. Вывод прост: нельзя богатство ставить как цель жизни: это приводит к гибели души. Важно заметить, что для образа маленького человека свойственна не только бедность материальная, но и духовная. Этим можно объяснить беды Чарткова и заёмщиков ростовщика. Но Гоголь не приводит ни одного положительного примера, когда деньги принесли бы пользу. Авторская позиция выражена ярко: единственный правильный путь писатель видит в духовном совершенствовании, в отречении от светских соблазнов. Главный герой понимает это слишком поздно: он не внял предупреждениям своего учителя, за что был жестоко наказан.

В этой повести Гоголь по стилю и методу соотнесения фантастического и реального наиболее близок к Гофману. Здесь каждую необычную вещь можно объяснить рационально, а действующие лица максимально близки к обществу Петербурга. Такая убедительность встревожила читателя повести и сделала «Портрет» актуальным произведением и для современников Гоголя, и для наследников.

Критика

Литературная критика современников автора была разнообразной. Белинский неодобрительно относился к этой повести, особенно к второй части, он считал её приделкой, в которой не видно самого сочинителя. Придерживался подобной позиции и Шевырев, обвиняя Гоголя в слабом проявлении фантастического в «Портрете». Но вклад Николая Васильевича в развитие русской классической прозы трудно переоценить, и «Портрет» в том числе вносит сюда свою лепту. Об этом говорит в своих статьях Чернышевский.

Рассматривая оценки критиков, важно иметь в виду, что финальная редакция «Портрета» была в поздний, критический период творчества Гоголя. В это время писатель ищет путь к спасению России, погрязшей во взяточничестве, жадности и филистерстве. В письмах к друзьям он признаётся, что видит возможность исправить ситуацию в поучении, а не во внедрении каких-либо новомодных идей. С этих позиций следует рассматривать справедливость критики Белинского и Шевырёва.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Оборудование урока: портреты Н. В. Гоголя; репродукция А. И. Иванова “Явление Христа народу”, учебники, тетради.

Эпиграф к уроку: “Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл, у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…” А. И. Солженицын

Оформление доски: Портреты Н. В. Гоголя, словарик

Портрет работы неизвестного художника 1820е гг.

Автолитография Э. А. Дмитриева – Мамонова с рисунка 1840–х гг.

Рисунок А. А. Иванова. 1847 г.

Портрет работы Горюнова 1835 г

Портрет работы Ф. Моллера. Рим, 1841 г.

Автолитография А. Г. Венецианова 1834 г.

Модель памятника Н. В. Гоголю Н. А. Андреев 1906 г. Бронза. Гранит.

Памятник Н. В. Гоголю. Н. А. Андреев. 1906 г. Бронза. Гранит.

Памятник Гоголю в Москве. Н. В. Томский 1952 г.

Явление Христа народу. А. А. Иванов 1837-1857 гг.

Словарик:

Антики - гипсовые слепки с античных скульптур.

Психея - в греческой мифологии: олицетворение человеческой души изображалось обычно в виде бабочки или прекрасной девушки.

Вандик (Ван Дейк) Антонис (1599-1641) - голландский живописец, особенно прославившийся портретами.

Ундина - водяной дух, героиня одноименной повести Фридриха ла Мотт Фуке.

Аспазия - возлюбленная афинского государственного деятеля Перикла, отличавшаяся умом, образованностью и красотой.

Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке нам предстоит вновь встретиться с творчеством Н. В. Гоголя, но это будет уже не озорной смех “Вечеров на хуторе близ Диканьки” и не размышления о проблемах национального самосознания, веры и гуманизма, как это было, когда мы работали над повестью “Тарас Бульба”. Нам предстоит проследить, как Н. В. Гоголь решает проблему призвания художника, творца, что думает о роли искусства и его месте в истории человечества.

Давайте, обратим внимание на портреты Гоголя в разные периоды его жизни: в молодости, в зрелые годы. Несмотря на то, что перед нами один и тот же человек, тем не менее, не только возраст обуславливает восприятие внешнего вида, но и подход к изображению человека, самое восприятие личности отличается многообразием и обуславливается творческой индивидуальностью авторов.

С художниками и их творчеством мы встретились на страницах повести, проверим, хорошо ли мы прочли текст, чтобы поразмышлять о роли искусства и назначении художника.

1. Действие повести происходит:

а) в Петербурге;

б) в Москве;

в) в деревне.

2. Имя главного героя:

а) Андрей Петрович Чартков;

б) Алексей Иванович Чиртков;

в) Никита Иванович Чертков.

3. В лавочке продавали:

а) картины, писанные маслом;

б) акварели;

в) гравюры.

4. Покупателей было:

б) немного;

в) не было совсем.

5. Чартков впервые увидал портрет:

а) на выставке;

б) в монастыре;

в) в картинной лавке.

6. Главной деталью портрета было:

а) широкий азиатский;

б) пейзажный фон – пламенный полдень;

в) глаза старика.

7. Чартков:

а) купил портрет на аукционе;

б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;

в) сторговался в лавочке за двугривенный.

8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:

а) два раза;

б) три раза;

в) четыре раза.

9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:

а) на необходимые для художника материалы;

б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства,

в) на новую квартиру, одежду, развлечения.

10. Талант Чарткова еще проявил себя:

а) в изображении Психеи;

б) аристократической дамы;

в) портрете дочери аристократической дамы.

11. Чарткова прославил:

а) таинственный портрет;

б) дама – заказчица;

в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.

12. Чартков стал знаменитым:

а) благодаря высокому таланту;

б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам;

в) благодаря таинственной силе портрета.

13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:

а) зависти;

б) пьянства;

в) скандальной истории.

14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:

а) много денег;

б) незаконченные великие произведения искусства;

в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства

15. Историю таинственного портрета рассказал:

а) аукционист;

б) аристократ, любитель живописи;

в) молодой художник.

16. Изображенный на портрете старик был:

а) ростовщиком;

б) купцом;

в) актером.

17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:

а) удачу и богатство;

б) несчастье;

в) широкую известность.

18. Портрет был заказан художнику:

а) церковью, для которой он писал святых;

б) родными ростовщика;

в) самим ростовщиком.

19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:

а) бросил вообще заниматься своим ремеслом;

б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;

в) продолжал писать картины.

20. Портрет в конце концов:

а) был продан на аукционе;

б) уничтожен;

в) украден.

21. Композиция всего произведения:

а) линейная;

б) обратная;

в) рамочная.

В конце I четверти на страницах учебника мы познакомились с “Письмом преподобного оптинского старца иеромонаха Амвросия к превосходительной NN”. Вы помните, что предваряя чтение этого письма, мы познакомились с историей Оптиной Пустыни, куда приезжали за советом и поучением многие известные нам писатели XIX века. Среди них был Н. В. Гоголь. Оптинские старцы целью своего служения богу основывали на подвиге жертвенной любви к людям, на возрождении духовной цельности человека, большое значение в своих проповедях предавая смирению и взгляду на самого себя.

Читая повесть “Портрет”, мы видим, что размышления Гоголя над одной из важнейших для литературы тем – темы ответственности художника за свой труд не лишена влияния Оптиной Пустыни.

Давайте познакомимся поближе с героем повести, обращая пристальное внимание на детали портрета, интерьера, помня о том, что ни одно слово писателя не может быть написано случайно.

Как выглядел Чартков в начале повести? (Старая шинель, нещегольское платье, крепко и сильно заношенный халат.)

Что представляло собой его жилье? (Комната с низкими потолками, в которую приходилось подниматься по лестнице, загаженной и облитой помоями, узкий диванчик с торчащими медными гвоздиками, отсутствие свечей.)

Был ли Чартков талантлив? Найдите подтверждение в тексте. (Молодой Чартков был художник с талантом, его кисть отзывалась наблюдательностью, занятый своей работой, мог забыть и питье, и пищу, и весь свет).

В толковом словаре слово “талант” трактуется следующим образом: “Выдающиеся природные способности, высокая степень одаренности”. В дневнике М. М. Пришвина есть такая запись: “Талант похож на аванс, который нужно отработать, и чем больше талант, тем, значит, больше к нему труда. Вот почему бездарные и ловкие люди обыкновенно больше зарабатывают, чем талантливые. По тому же самому часто слышишь сказку о “загубленных талантах”. Такие таланты опускаются, потому что не могут работать. Талант называется даром, потому что даровитому и сильному человеку сама работа доставляет наслаждение”.

Кто или что погубило талант Чарткова? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим: внешние или внутренние обстоятельства сыграли определенную роль в забвении дарования молодого художника.

Для этого составим сравнительную таблицу, обращая внимание на детали. Используем для этого материал 283-285, 296-298 страниц учебника.

Внешние препятствия для развития творчества

“последний двугривенный”

нестерпимо холодная гостиная”

“мастерская с мерзнущими окнами”

“оборванный диван”

“не на что купить кисти и краски”

“нечем платить за квартиру”

Брань хозяина квартиры

  • Оценка профессора:
  • нетерпеливость;
  • увлеченность чем-нибудь одним;
  • нет хороших “ремесленных” навыков художника;
  • погоня за модой;
  • предпочтение светской жизни, а не ремеслу.
Собственное желание Чарткова:
  • “хотелось кутнуть, щегольнуть, показать свою молодость”;
  • досада от чужого денежного успеха;
  • желание бросить все и закутить с горя на зло всему;
  • деньги, даже воображаемые, способны заворожить, а вид живых денег способен довести почти до безумия

Внезапно появившиеся деньги

Голос рассудка Голос чувств
  • появилась возможность работать;
  • есть деньги на содержание и обеспечение
  • “во власти все, на что смотрит завистливыми глазами”;
  • желание “одеться, разговеться, нанять новую квартиру”;
  • отправился в театр, кондитерскую и прочее;
  • купил нечаянно лорнет, бездну всяких галстуков;
  • более ежели нужно завил локоны;
  • катался в карете без причины;
  • объелся без меры конфектами;
  • в новой квартире все, что получше поставил на видное место, что похуже в угол;
  • желание непреоборимое схватить славу за хвост ;
  • заказал статью о себе; читал с тайным удовольствием.

Подводя итог нашим наблюдениям, сравним, наконец, его мысли вслух, когда Чартков был молод (обращаемся к тексту стр. 286), и его же несобственно-прямую речь после увиденной на выставке картины (текст стр. 311-312).

Итак, все это помогает нам многое понять в характере героя: он талантлив, в нем есть вкус к учебе, труду, но одновременно жажда славы, мгновенного успеха побеждает.

Теперь проанализируем эпизод создания портрета молодой аристократки, обращая внимание на детали. Все вопросы к этому эпизоду записаны на доске.

  • Как изображен Гоголем процесс работы над портретом?
  • Что нарушает работу художника?
  • Как относится к претензиям заказчика?
  • Что примиряет его с ними?
  • Почему Гоголь так подробно описал первый портрет, а об остальных творениях художника упомянул только вскользь?

Чартков не был знатоком человеческой природы, ему не дана возможность выразить внутренний мир изображаемой им девушки, он видит только внешнее. Он увлекается, но его работа постоянно нарушается репликами, нетерпеливостью клиентки, претензиями аристократической дамы, на которые он фактически не возражает, а идет на поводу их желаний. Приглашение бывать, прийти на следующей неделе обедать, а затем восхищение Психеей, которой были переданы черты юной особы и последовавшие вслед за тем улыбки, деньги, комплементы, искреннее пожатие руки, приглашение на обеды – совершенно примеряют Чарткова с ними. Остальные творения не могут в полной мере называться творениями, потому кисть его хладела и тупела. Его портреты стали похожи на тот хлам, который он когда-то рассматривал в картинной лавочке из Щукинского двора. Обратимся опять к тексту. Сравним суждения молодого Чарткова (стр. 281) с тем, что произошло с ним самим. (“Тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусства, тогда как ей место среди низких ремесел”).

Итак, на выставке в Академии художеств он увидел картину художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант. Примером такого подвижничества является художник Александр Иванов, много лет писавший свое грандиозное полотно “Явление Христа народу”. В большой картине, ставшей делом жизни художника Иванова, тема нравственного преобразования и озарения человека и человеческого развернулась во всей широте и наглядности. Момент появления Христа перед людьми, принимающими крещение от Иоанна, был связан с представлением художника с началом дня человеческого. Для показа этого момента Иванову понадобилось прибегнуть к необычайному разнообразию персонажей, к глубокому их психологическому анализу, к воссозданию сцены как живой, словно происходящей на глазах у зрителя. Замысел художника и его реализация - монументальны. Композиция имеет симметричный характер, она замкнута, расположение фигур барельефно, фигурный план тяготеет к неглубокому пространственному развороту. Эти особенности композиции входят в противоречие с тем опытом освоения пространства, который был добыт художником в пейзажных этюдах. В результате изменения мировоззрения Иванова картина осталась незаконченной, и многие проблемы, поставленные в ней, - неразрешимыми. Вместе с тем она явилась великим опытом как для самого художника, так и для мастеров последующих поколений.

Гоголь, близко знавший Иванова, говорил о картине: “Где мог найти он образ того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины – представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу? Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображаемым? Постигнуть мыслью? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение. Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращение к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании к нему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль…”

Что почувствовал Чартков, когда почувствовал, что потерял свой талант? (Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства…”)

Зависть – один из смертных грехов. Когда адское намерение в результате это чувство родилось в его душе? (Чтение текста стр. 313-314).

Таким образом, мы подошли к проблеме противостояния ремесла и искусства. Искусство принято отражать высшую реальность. Когда “ясно даже непосвященным, какая незримая пропасть существует между созданием и простой копией природы”.

Сложную задачу поставил перед собой писатель. Рассмотрим, каким образом она получает свое решение в повести.

Вспомним историю расставания (краткий пересказ одним учеником).

Давайте подумаем, какой прием использует автор, чтобы более выпукло, ярко, быстро обнажить человеческую сущность того же Чарткова. (Фантастику).

С какой целью он использует прием фантастики?

Побуждая заново всмотреться в жизнь кажущуюся благополучной лишь потому, что она привычна, Гоголь изображает ее в преувеличенно резком виде, так чтобы эта привлекательная обыденность в своей недоброй порочной сути ярко бросилась в глаза всем. Высокий идеал и норма жизни здесь изображается по принципу контраста, что является собой и чем ей надлежит быть. Привлечение внимания к общественному злу, которое как зло люди уже не воспринимают, Гоголь считал своей прямой задачей. Ведь чтобы вылечить общую болезнь, надо ее назвать.

Домашнее задание. Письменно ответить на вопросы:

  1. Может ли искусство очистительно и благотворно повлиять на людей?
  2. Что вы думаете о роли искусства?
  3. Каково его назначение в жизни общества?

Индивидуальное задание (2 человека): подготовить рассказ о художнике написавшем картину, выставленную в Академии, и о художнике, нарисовавшем портрет ростовщика.

Тема: Проблема ответственности человека за свою судьбу.(3 урок)

Цель: учить пересказывать с сохранением основных стилевых особенностей текста и выражать собственную оценку прочитанного. Высказывать и обосновывать свое отношение к прочитанному. Характеризовать и оценивать героев произведения, объясняя обусловленность их поведения жизненными обстоятельствами, влиянием общественной среды и выявлять особенности их внутреннего мира.

Оборудование: текст, рабочая тетрадь.

Эпиграф к уроку: “Усилие есть необходимое условие нравственного существования”

Л. И. Толстой.

Урок начать с выступления учащихся (развернутый ответ на вопрос о роли искусства в жизни общества, дать возможность высказаться как можно большему числу учащихся).

Подводя итог вашим выступлениям, следует сказать, что лишь искусство возвращает человеку утраченную им душевную гармонию в мире, раздираемом противоречиями, отравленном властью бездушного чистогана и меркантильностью.

Какой путь может выбрать художник? (В процессе беседы сделать краткие записи в рабочей тетради).

I тип. Судьба Чарткова (предпочтение творчеству, приносящему духовное удовлетворение, ремеслу, приносившему деньги).

Рассказ ученика о художнике, написавшем картину, выставленную в Академии художеств.

Рассказ ученика о художнике, нарисовавшем ростовщика.

III тип.Добро существует наряду со злом. Пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит человека. Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Художник служит не своему тщеславию, и даже не таланту. Он служит Богу.

Вывод по уроку.

Итак, перед человеком всегда встает определенный выбор – выбор судьбы. Бывает, что выбирая, человек ошибается и снова его мучает выбор – что делать дальше: осознать свою ошибку и исправить ее – это добрый путь; или понимать, что ошибаешься, но гордыня не позволяет исправиться, тогда падение окончательно – это злой выбор, безнравственный. Истинное искусство служит Добру.

Домашнее задание. По группам. Ответить на вопросы:

1 группа. Почему нарушается хронология повествования?

2 группа. В первой редакции повести финал был таким: после рассказа об истории страшного портрета изображение ростовщика у всех на глазах исчезает с полотна. Во второй редакции портрет во время рассказа крадут. В чем смысл такого финала?

3. группа. Можем ли мы причислить “Портрет” к произведениям романтического направления? Доказать свою точку зрения.

Александр Блок – очень талантливый человек, который прекрасно писал стихи, и кроме того, он была сам по себе – глубоким человеком, который многое понимал и ценил.

Александр Блок написал произведение в жанре стихотворение «На поле Куликовом…» в 1908 году. Блок сам по себе являлся человеком очень любящим свою страну, в которой он жил, а потому для него являлось делом чести показать все, как он любит и ценит свою родину, место где родился и вырос. Кому-то больше нравиться писать о любви, теме всегда популярной и признанной, но Блок был настроен больше патриотично, нежели многие другие поэты его времени. И его, как и многих, тем не менее, творческих и просто людей, беспокоило будущее России.

Александр Блок, в этом произведении показал себя, как самый настоящий предсказатель судьбы. Ведь именно в этом произведении он написал то, что ему казалось более приемлемым, то есть свои предположения что до будущего России, этой великой для него страны. И, как ни странно, он почти точно смог предугадать все, что случиться в скором или не скором будущем этой страны. Недаром, тут есть скрытый смысл. Ведь в этом произведении Куликовская битва как бы схожа с настоящей Русью, то есть того времени. Блок как бы провел параллель между той битвой и тем временем, и тонко намека, что России придется обороняться от возможных врагов. Так как их всегда много, несмотря ни на что.

Недаром Блок так предсказал судьбу во многом России. Ведь и у него для этого были свои причины. Когда-то, при революции и перед ней, Блок очень активно поддерживал само противостояние царю, этой его власти, которая казалась такой деспотической. Но после революции, ему как-то открылись по-новому глаза. Он понял, что революция – это не только свержение той власти, которая ни для кого не приемлема, но понял, что это – еще и то, что погибнут десятки тысяч невинных людей. А это, как он считал, слишком дорогая цена, даже за свободу и равенство.

Этот великий поэт подразумевал то, что Россия как бы кобылица, которая несется сама не зная куда, и эта кобылица е понимает, что делает, но, тем не менее, уже ничего нельзя будет изменить. А потому, явно видно, как Блоку жаль, что такие грядущие перемены не сделают эту возможно лучше. Но он тоже не сможет никак помочь, даже если предскажет будущее слишком явно. А потому он просит в этом стихотворении помянуть тех, кто еще должен будет погибнуть в этой кровавой бойне, которая увы не принесет свободы и чего-то лучшего, чем все ожидали.

Анализ стихотворения Блока На поле Куликовом

Александр Блок – человек, который покоряет своих читателей, и просто людей –самых обычных или нет, не имеет значения, но все-таки покоряет. Потому что все его произведения – полны какой-то невыразимой печали, или же наоборот – невыразимого одиночества. Но он таков есть – и изменяться не надо ему.

Его стихотворение, которое появилось на свет в 1908 году своей жизни. Это произведение он назвал «На поле Куликовом». Оно очень красиво, но все же весьма необычно. Потому что не только написано в необычном стиле формы, но к тому же затрагивает все очень важные аспекты в жизни людей. Россия – страна родная для Блока, а потому неудивительно, что он всегда был патриотом, и просто всегда любил своей родной край, красивый и любимый.

И именно Александр Блок как будто бы предсказал будущее своей России. В то время назревало серьезное происшествие – революция. И это время он предпочел перенести в своем крае, и не покинул его, как бы ему не говорили, что это может быть очень опасно. Его можно отнести к группе тех людей, которые состояли из поэтов и писателей, которые были патриотами своей страны всегда и такими и остались. Именно потому вскоре свет увидел произведение, которое недвусмысленно называлось «На поле Куликовом». Ведь автор как бы пытается провести параллель с битвой, которая когда-то была названа «Куликовская». Потому что обстоятельства как бы очень схожи с той битвой, и с теми происшествиями, которые уже произошли тогда в краю Блока.

Александр Блок даже в своем произведении отстаивает позицию – быть всегда рядом со своим народом, и в своем краю. Он знал, что судьба людей, простого народа – скорее всего, будет трагична и печальна. Но все равно остался, вопреки своей судьбе.

В стихотворении недаром проведена параллель со знаменитой битвой на Куликовском поле. Ведь снова придется Росси обороняться, и причем – еще сильнее. Ведь в стране еще существуют люди, которые до безумства покорились своей идее – сделать страну просто немыслимой, и только из-за идеи великой. Они готовы на все, а потому – страна может быть уничтожена своим же народом.

В своем произведении Блок как бы говорит о прошлом, но вспоминает на самом деле – настоящее, и говорит даже о будущем, которое так неотвратимо. Он также подчеркивает, что Родине придется долго после этого – как бы лечиться.

Стихотворение обширное, и имеет как бы разделения, которые нумерованы.

Анализ стихотворения На поле куликовом по плану

Возможно вам будет интересно

    Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии

  • Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся

    Владимир Маяковский известный советский и российский поэт 20 столетия. Направлением его яркого творчества был футуризм, который захватывал в это время много юных поэтов.

При анализе поэтики Блока нужно учитывать, что 1908 год был годом мрачнейших переживаний поэта – личных и общественных. Поэтому и исторический “оптимизм” стихов “На поле Куликовом” двойствен, прямолинейному толкованию он не поддается. Лирический герой стихотворения восклицает: “И вечный бой!”, но это возглас не только воина XIV века, но и его дальнего потомка, рафинированного человека XX века, продолжающего ощущать себя перед враждебным станом готовым к битве. Исторический оптимизм поэта складывается в признании непобедимости народного рвения “за святое дело мертвым лечь”.

Личное отчаяние, прорывающееся в некоторых стихах А. Блока, да и в его прозаических высказываниях и письмах, в цикле “На поле Куликовом” поглотилось величавостью народного дерзания. Мертвенность покоя, покорности оказалась мнимой, ибо извечный бой завещан нам историей. Отсюда во втором стихотворении цикла вещие строки:

За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…

Символически напоминают, что Куликовская битва продолжается, а все стихотворение заканчивается драматической строфой: “Я – не первый воин, не последний… История предстала перед взором поэта в неумолимости своего движения сквозь кровь, горе, в героическом подвиге народа. И это ощущение истории как реальности народной жизни и стало формой приобщения поэта ко всеобщему.

В творчестве А. Блока стихи “На поле Куликовом” имели значение огромное. Поэт неоднократно обращался к исторической трагедии разрыва между народом и интеллигенцией. В этой сложной драматической коллизии он не искал однозначных решений. Он наглядно убеждался, что в условиях социальной нищеты происходит разрыв между народом и культурой, что народ – за неграмотностью – не читает выстраданных им книг, а в этом заключена трагедия не только народа, но и самой интеллигенции. Его собственная душевная мука была отражением этой социальной трагедии. В сложной символике цикла стихов, посвященных реальному событию народной истории, лирический герой приобщается к муке и подвигу народа и тем преодолевает свою роковую отчужденность.

Последнее стихотворение цикла “На поле Куликовом” помечено декабрем 1908 года, а несколько раньше, в октябре, Блок создал стихотворение “Россия”, в котором вновь обращается к символической, столь любимой им гоголевской тройке, несущейся по бескрайним просторам России. Но это уже не “птица-тройка”, – Блок увидел стертые шлеи, вязнущие в расхлябанных колеях расписные спицы колес

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви! Вновь все тот же мотив: “О, Русь моя! Жена моя! До боли. “

Причудливо переплетаясь, проходят тоскливая боль о нищете серых изб и преклонение перед женственной тенью:

А ты все та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей.

И заканчивается стихотворение воспоминанием о мгновенном взоре из-под платка и осторожной тоске ямщика, песней погоняющего свою захудалую, увязающую в родимой хляби тройку.

В стихотворении “На железной дороге” героиня Блока приобрела необычайную рельефную демократичность. Прекрасная Дама аристократична, она соизмерялась с неоглядностью космоса, Незнакомка прекрасным, но чуждым видением прошла сквозь низменный быт. А девушка на затерянном полустанке – дитя народа, за ее единичной судьбой – множество демократичных судеб. Девушка “в цветном платке” с затерянного полустанка и ратник XIV века, задумавшийся о судьбе родины на берегу Непрядвы, оказались в общем поэтическом цикле, ибо при всем своем различии выражали демократические устремления поэта.

История как проявление роевой жизни народа приобретала в его глазах непоколебимую несомненность. Народен герой Куликовской битвы, он сам говорит о себе: “Я – не первый воин, не последний”, на его плечи пала судьба родины; народен образ блоков-ской девушки – сестры толстовской Катюши Масловой. На ее плечи также пала железная тоска родины. Оба эти образа воплотили и веру поэта, и его же отчаяние, неприятие им ужаса реального исторического бытия.

Историческая ответственность героя совпала с его демократической природой. Это ощущение нового героя и укрепило “могучую тоску” поэта по освежающей грозе, по новой битве у берегов символической Непрядвы, реки национального освобождения. В неправом мире “не может сердце жить покоем”, но не может оно жить и бороться в одиночку, ибо принадлежит народу, народной рати, только и способной вести битву за родину, за мир – достойный человека.

(No Ratings Yet)

Анализ цикла стихотворений Блока “На поле Куликовом”

Другие сочинения по теме:

  1. Цикл “На поле Куликовом” – лучшее, что написал Блок о родине, о ее истории и современности, о подвиге служения своей...
  2. У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия – это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами,...
  3. Стихотворение “О доблестях…” поражает своей гармоничностью. Это такая же жемчужина русской лирики, как “Я вас любил…” Пушкина. И все-таки нельзя...
  4. Блок некогда утверждал, что не будь “Незнакомки” и “Балаганчика”, не было бы написано “Куликово поле”. Кто знает: не будь многолетней...
  5. К теме Бородинского сражения Лермонтов обращался дважды – в 1830-1831 годах было написано “Поле Бородина”, в 1837-м – “Бородино”. Необходимость...
  6. Стихотворение А. А. Блока “Плачет ребенок под лунным серпом…”, написано 14 декабря 1903 года и входит в книгу “Стихи о...
  7. На разных этапах поэтического развития Блока это понятие “лирической величины” изменялось. В стихах “На поле Куликовом” в гениальном озарении предстало...
  8. Сочинения по литературе: Анализ стихотворения А. Блока “Осенняя воля” Александр Блок “нашел” себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений...
  9. События 1905 года оставили заметный след в творческой эволюции Александра Блока. Поэтому был сделан шаг в его движении к народу,...
  10. В цикле “Родина” Блок поместил и стихотворение “На железной дороге” – о трагической судьбе молодой красивой женщины, раздавленной безотрадной, безнадежной...
  11. “Преображение” – так называется первый послереволюционный сборник поэта. Название глубоко символично: преображается не только сам автор, но и мир вокруг...