Проблематика произведения тарас бульба гоголь. Актуальные проблемы воспитания подростков (на материале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»). Урок литературы –игра «СУД»

Повесть «Тарас бульба» очень примечательна не только в цикле «Миргород», но и во всём творчестве Николая Гоголя. Для начала следует сказать, что в сам цикл входят весьма разноплановые повести: «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики». События всех этих произведений разворачиваются на Украине. И «Вий», и «Тараса Бульбу» можно назвать фантастическими, но «Вий» имеет скорее мистическую направленность, тогда как повесть «Тарас Бульба» относится к произведениям на историческую тематику. Для более глубокого раскрытия темы «Тараса Бульбы» следует подробнее проанализировать произведение.

На первый взгляд может показаться, что тема этого произведения ограничивается лишь фразой «борьба козаков за свою родину». Но это не совсем так. Безусловно, этот аспект присутствует, но помимо него есть и другие.

Борьба за родину

Эта тема является основной: козаки сражаются и с поляками, и с татарами, хоть этот эпизод не описан в тексте произведения. Запорожцы едут в Польшу не просто от скуки или чтобы размяться и закалить в боях молодых воинов. Козаки глубоко оскорблены тем, как католические священники относятся к христианским праздникам, тем, что из ряс шьют наряды, что запрягают простых христианских верующих в телеги, унижая человека: «…ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан». Эти известия вызвали бурную реакцию среди запорожцев, воспряли они духом, и, подгоняемые жаждой справедливости и боевым азартом, стали собираться в поход. Ни один из запорожцев не высказал недовольства, даже мысли о том, чтобы остаться на Сечи, среди гулянок и драк, ни у кого не могло возникнуть: «… и старые, и молодые; все, с совета всех старшин, куренных, кошевого и с воли всего запорожского войска, положили идти прямо на Польшу».

В боях козаки показали себя храбрыми и бесстрашными воинами, готовыми сражаться до последнего, чтобы не посрамить чести родного края. Умирая, все они произносили несколько слов о том, что ценили больше всего: о воле и Отчизне. Например, раненый Балабан произносит перед смертью: «Пусть же цветёт вечно земля Русская!», а Кукубенко благодарит товарищей, заканчивая речь фразой: «путь же после нас живут ещё лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!». Благодаря образам этих запорожцев, читатель понимает, что каждый козак искренне любил родную землю. Каждый запорожец на Сечи - настоящий патриот, так как всегда готов был отстаивать в первую очередь свободу и независимость Отчизны, и только потом думать о себе.

Борьба за то, что дорого

Говоря о теме повести «Тарас Бульба» нельзя не сказать о теме борьбы за веру, которая связана с темой борьбы за Отчизну. Сам Тарас Бульба ставит христианскую веру превыше всего. «Он считал себя законным защитником православия» - так описывает Бульбу автор. Для старого козака понятие «верующий христианин» синонимично определению «порядочный человек» – не случайно молодых людей, которые пришли на Сечь, спрашивали об их вероисповедании. Вера у козаков перерастает из простых отношений с Богом в некий символ единства, то, чем объединены все запорожцы. Именно поруганная вера служит причиной такого скорого решения о нападении на поляков.

Андрий Бульбенко, поначалу представляется неким вероотступником и дезертиром, ведь он предал своих, перейдя на сторону врагов. Неправильным было бы утверждение, что младший сын Бульбы вовсе не заботился о последствиях своего поступка. Он решил сражаться с поляками из-за любви к дочери пана. Девушка, пленившее его сердце, была настолько ему дорога, так много значила для молодого козака, что Андрий отрёкся от сформированной системы ценностей: «А что мне отец, товарищи и отчизна!…нет у меня никого!». Андрий осознанно делал выбор, он понимал, что в лучшем случае никогда больше не увидит панночку, а в худшем – увидит её смерть. Он борется за то, что было ему дорого – за свою любовь, совершая рискованный поступок.

Значимой является сцена убийства Андрия. Напомним, что его убивает Тарас Бульба. Это произошло на поле боя, когда Бульба-старший увидел сына в составе польского войска. Козака охватил гнев и отчаяние: его родной сын предал ту любовь, которую воспитывал и воспитал в нём отец – любовь к Отчизне и христианской вере. Это стало слишком большим ударом для старого запорожца, не вписывалось в его картину мира. Убивая сына, Бульба убивает возможность к ренегатству как таковую. Он показывает, что выстроенные им ценности оказываются превыше кровных уз.

Заключение

Как можно заметить, тема произведения Гоголя «Тарас Бульба» не ограничивается лишь борьбой за родной край. Борьба понимается автором как нечто большее, чем просто сражение. Человек должен отстаивать свои интересы, а также то, что представляет для него ценность. Возможно, во время этой борьбы он погибнет, но всё равно до самого последнего вздоха останется Человеком.

Описание идеи и заключение, сделанные в этой статье, могут быть использованы учениками 6-7 классов при подготовке реферата или сочинения «Тема повести «Тарас Бульба»».

Тест по произведению

Знаменитая повесть «Тарас бульба» практически сразу завоевала огромное количество признания среди читателей с самого первого момента своего появления.

Многие критики и специалисты в области литературы и художества утверждают, что данная повесть является одной из самых запоминающихся работ русского писателя Гоголя Николая.

В начале знакомства с данной повестью читатель может предположить, что тема всего этого произведения заключается лишь во фразе «борьба казаков за свою родину».

Но справедливо будет заметить, что это совсем не так. Безусловно, не поспоришь с тем, что данный смысл есть, но помимо него в произведении существуют и другие важные, жизненные смыслы, которыми сполна наполнено все произведение.

Основной темой всего произведения становится борьба за свою родину. Здесь нам рассказывается о сильном и мужественном народе, который не жалеет свои жизни в борьбе за честь и свободу своей родины.

Так же нельзя не отметить, что на протяжении всего рассказа можно увидеть и ещё одну не менее важную и значимую линию отношений родителей со своими детьми. В произведении очень отчетливо показаны отношения отца со своими сыновьями. Также читатель может увидеть как абсолютно одинаковое воспитание двух сыновей способствует вырастанию двух совершенно непохожих друг на друга мужчин.

Один из главных героев, сам Тарас Бульба выступает перед читателями сильным, отважным и смелым казаком, которому не чужды такие чувство, как сентиментальность. Стоит отметить, что один из его сыновей, а именно Андрий был убит своим отцом после того, как пошел против его воли.

Читая данное произведение у читателей складывается разное впечатление, но безусловно, каждый сможет найти в нём что-то лично для себя. Окунувшись в прочтение вы поймёте, что оно наполнено глубоким смыслом.

Тема повести Гоголя «Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» - известная историческая повесть Н. В. Гоголя. Ее основная тема – беззаветная любовь человека к своей родной земле, готовность защищать ее от врагов до последнего вздоха. Эту тему автор талантливо раскрывает в образах и поступках главных героев произведения: Тараса Бульбы и двух его сыновей.

В повести описаны далекие времена зарождения казачества, его непримиримой вражды за свою независимость с польским шляхетством. Создав свое особое государство, свободолюбивую Запорожскую сечь, казаки занимались мирным трудом, но в любой момент были готовы взяться за оружие.

Тарас Бульба – центральный персонаж повести. Это настоящий казак, мужественный и отважный человек. Персонаж не имеет реального исторического прототипа. Он олицетворяет собой все лучшие черты своеобразного российского сословия – казачества. Тарас – настоящий воин, повидавший немало на своем веку. Приезд его сыновей из учения – радость для стареющего отца. Однако, он сурово сдерживает свои эмоции, не дает матери вдоволь налюбоваться на своих детей. Тарас практически сразу начинает собираться в дорогу, чтобы показать Остапа и Андрия на Сечи, дать им ощутить вкус казачьей жизни.

Дети Тараса попадают в разудалую и лихую Запорожскую сечь, где мирная жизнь проходит в бесконечных попойках. Начало военных действий с Польшей моментально преображают жителей Сечи. Готовность по первому зову встать на защиту Родины – главное качество, присущее казачеству. В боевых столкновениях мужают и крепнут сыновья Тараса. Он пророчит своим детям великое будущее.

Осада города Дубны – центральный эпизод произведения. В нем Гоголь в возвышенных тонах описал все силу безграничной любви казаков к своей Родине. Резким контрастом этому является предательство Андрия из-за любви к полячке. Тарас не вынес этого и убил родного сына. В этом – главная трагедия произведения. Предательство Родины не может быть прощено, оно смывается только кровью.

Сердце Тараса ждала еще одна беда. Попал в плен Остап. Момент пыток и казни описан в невероятно трогательном тоне. Остап до конца вытерпел мучения, он умер с честью и гордостью.

Страшная и беспощадная месть Тараса заканчивается его мучительной смертью от рук врага. Последние слова старого казака обращены к своим товарищам. Он предрекает величие своей Родины. Образ распятого и сожженного Тараса – символ истинного борца за свободу своей земли.

Несколько интересных сочинений

    Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» был написан в рекордно короткие сроки. Писатель трудился над ним чуть больше недели. Однако его идею он вынашивал долгие годы.

    Однажды мы отправились с родителями и с моим братом за грибами. Погода была великолепной, светило солнышко, пели птички, и трава была сочной и зеленой. У меня было отличное настроение и мне хотелось бегать по лесу и собрать больше всех грибов.

    Не так давно на меня нахлынули воспоминания. Это случилось, когда мы с папой и с мамой гуляли по парку. День стоял солнечный, и было очень жарко. И тут мне вспомнился первый день прошедшей зимы.

    Что может быть прекраснее летней прогулки в лесу? Ведь именно этому посвящают свои картины многие художники, поэты - стихи. Только в это время года лес по – своему прекрасен и кажется, в нем есть своя тайна.

  • Образ Иудушки Головлева в романе Господа Головлевы Салтыкова-Щедринаи его характеристика сочинение

    Основным персонажем произведения является Порфирий Владимирович Головлев, один из сыновей многочисленного семейства помещицы Арины Петровны, прозванный с самого раннего детства родными Иудушкой и кровопийцей.

Год написания — 1835

Жанр «Тарас Бульба» — историческая повесть.

В центре повествования — судьба казацкого полковника Тараса Бульбы и двух его сыновей. Завязка — приезд бывших бурсаков в родительский дом. Кульминаций несколько. Развязка — гибель самого Тараса Бульбы.

Тема — изображение исторических событий XVI — XVII века в Украине, быта, обычаев Запорожской Сечи

Идея — Прославление военного общества, возвеличивание подвига, патриотизма, преданности идеи защиты родной земли.

Основная мысль — Любовь к Родине, возвеличивание казачества.

Проблематика «Тарас Бульба»

  • Защита родной земли.
  • Нравственный выбор.
  • Единство, сплоченность — залог победы.
  • Любовь, верность, самопожертвование.
  • Отношения родителей и детей.
  • Честь и предательство

Повесть «Тарас Бульба» рассказывает читателю о борьбе украинского народа с польской шляхтой. Широкое, эпическое изображение этой борьбы определило патриотический пафос повести. Гоголь показал в своем произведении узы дружбы, связывающие два братских народа — русский и украинский — в их общую историческую судьбу.

Главный герой повести Тарас Бульба не условно-богатырский образ - он наделен конкретными историческими чертами. Гоголь правдиво рисует образ казака той суровой эпохи. Лишь в редкие промежутки затишья Тарас возвращается к мирной семейной жиз­ни; остальное время он - воин, отдающий себя служению отчизне.

Тарасу не свойственны колебания, он всегда знает свою цель; свой долг он видит в безупречном служении родине, отсюда исто­ки его бесстрашия и мужества. «Грубая прямота нрава» Тараса Бульбы противопоставлена изнеженности польской шляхты и тем представителям казачества, которые перенимали ее привычки.

Верность родине, любовь к ней для Тараса выше кровного род­ства и личной привязанности. Тем страшнее трагедия, коснувша­яся его семьи. Было у полковника Бульбы два сына, старший - Остап и младший - Андрий. Остапа Гоголь наряду с другими казаками наделяет богатырскими чертами. А вот Андрий - чело­век более тонкий, замечающий и умеющий ценить красоту в окружающей его жизни. Прельстился казак молодой польской панночкой и перешел на сторону врагов, предав и родину, и отца, и товарищей своих. Бульба сам казнил своего сына, изменившего родине и народу.

В Остапе мы видим продолжателя отцовского дела, Тарас им гордится. Для Остапа, как и для других казаков, нет ничего до­роже отчизны, и для нее он готов вместе со всеми перенести самые страшные муки и смерть. В сцене казни Остап, подверга­емый нечеловеческим пыткам, не теряет мужества, зная, что его гибель не напрасна.

Андрий же, став на путь предательства, «пропал для всего казацкого рыцарства», не стал молодой казак защитником род­ной земли, а вместе с врагами стал убивать своих бывших друзей и товарищей.

Образы двух братьев - это два возможных человеческих жиз­ненных пути. Это или бессмертие во имя народного счастья, или бесславная смерть предателя, имя которого потомками если и будет упоминаться, то с ненавистью и позором.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835) - одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы 19 века. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.

В центре «Тараса Бульбы» находится изображение борьбы украинского народа против иноземных захватчиков. Гоголь с теплотой и восхищением описывает жизнь Запорожской Сечи и ее обитателей. Для писателя Запорожье - это гнездо, «откуда разливаются воля и казачество на всю Украину».

В изображении жизни Сечи и его героев Гоголь совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы», произведения одновременно и реалистического, и поэтического.

Повесть начинается с того, что Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь. Он считает, что только там, в битвах с врагами, они понюхают пороха, наберутся ума-разума, станут настоящими мужчинами. Прибыв в Запорожье, Остап и Андрий сразу попадают в гущу событий: не успев опомниться от гуляний и бражничества, они, вместе с другими казаками, едут биться с «проклятыми ляхами». Гонец, прискакавший в казачий стан, сообщил, что поляки по всей Украине притесняют народ и попирают православную веру. Конечно, такого бесчинства казачье товарищество потерпеть не могло. В крови у этих людей была огромная любовь к своей отчизне и благоговение перед верой предков. Негласный кодекс Запорожья гласил, что эти две святыни каждый казак обязан защищать до последнего вздоха.

По мнению Гоголя, Запорожская Сечь являлась кузницей сильных и мощных характеров, мужественных и благородных воинов. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Законы товарищества казаки чтили превыше библейских заповедей. Погибнуть за Родину и веру считалось в их среде почетным долгом, обязанностью.

Поэтому неудивительно, что все казаки отважно сражались с поляками. После того, как часть запорожского войска вернулась в Сечь, оставшиеся казаки поистине совершали подвиги, чтобы не уступить землю «ляхам»: «Как же вскинулись казаки! Как схватились все!»

Силы запорожского войска иссякали с каждой минутой. Польские отряды превосходили казацкие и по вооружению, и по численности. Но силен был в казаках боевой дух, крепка вера и любовь к отчизне. Трижды Тарас Бульба спрашивал своих товарищей: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» И всякий раз богатыри отвечали: «Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще казацкая сила; еще не гнутся казаки!»

Описание битвы под городом Дубно создано в фольклорном ключе. Неслучайно Бульба именно три раза обращается к своим собратьям по оружию. Казаки здесь уподобляются былинным богатырям, защищавшим свою Родину от всякой нечисти.

Много воинов погибло при этой битве. Но все они умирали как настоящие герои со словами «отчизна», «вера», «товарищество» на устах. Именно так погибли Мосий Шило, Степан Гуска, Касьян Бовдюг, атаман Балабан, Кукубенок. Весь «лучший цвет» казачьего войска ушел из жизни под Дубно, повторяя одни те же слова: «Пусть же славится до конца века Русская земля! Пусть же цветет вечно Русская земля!» Погибнуть за свою отчизну эти воины считали наивысшим счастьем.

Главный герой повести, Тарас Бульба, и его старший сын, Остап, всегда были в первых рядах казачьего войска. Это не только смелые и благородные воины. Вся их натура, склад характера, образ мыслей были созданы для битв, защиты родной земли и своих соотечественников. Недаром в 22 года Остапа выбрали атаманом, посчитав его самым достойным из всех казаков.

Остап Бульба всегда сражался как настоящий герой, не боясь ни неприятельской силы, ни ответственности, которую на него возложили казаки. И погиб он как настоящий герой. Остап, вместе со своими товарищами, попал в плен к полякам и умер страшной смертью, мучаясь от жестоких пыток. Но во время испытаний ни один мускул не дрогнул у него на лице. Терзания и пытки Остап выносил «как исполин». Тарас, будучи свидетелем мук сына, невольно восхищался им и одобрительно говорил: «Добре, сынку, добре!»

Только в самом конце, перед «последними смертными муками», Остап начал искать в толпе хоть одно знакомое лицо. В нем он хотел почерпнуть силы для последнего испытания. И Тарас, не побоявшись поляков, благословил сына на героическую смерть, достойную настоящего богатыря. На вопрос сына: «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» Бульба ответил: «Слышу!»…и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Гоголь не описывает смерть других казаков, но мы можем догадаться, что и они погибли как настоящие герои, не предав своей Родины и не изменив православной вере. Идя на казнь, все запорожцы вели себя очень достойно. Они не боялись, но шли «с какою-то горделивостию,… не глядели и не кланялись народу». Перед пытками Остап напомнил своим собратьям, что негоже православному человеку унижаться, крича от боли. Я думаю, что все казаки выполнили наказ своего атамана.

Трагическая судьба была уготована всем мужчинам из семьи Бульбы. Сам Тарас также погиб мученической и геройской смертью от рук врагов. Его заживо сожгли на костре. Но этот сильный и мужественный воин даже не дрогнул при мысли о своей смерти. Мне кажется, что все казаки с юных лет знали, что могут погибнуть в любой момент. Поэтому для них не страшно было умереть, страшно было потерять свое достоинство, нарушить святые законы товарищества.

До самого конца Тарас Бульба думал только о своих братьях-казаках, о том, чтобы они ушли от врага, сумели спастись. Уже будучи в руках у поляков, связанный и израненный, герой дает товарищам советы, как убежать от противников. За это Тараса так ударили обухом по голове, что все «переворотилось в глазах его». Но, как пишет Гоголь, «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Своими последними словами Тарас Бульба подтверждает эту мысль. Он, как и лучшие воины Запорожья, благословляет русскую землю и православную веру, признается в любви к ним.

С семьей Тараса Бульбы в повести связана не только тема подвига, но и тема предательства. Младший сын Бульбы, Андрий, перешел на сторону врагов, влюбившись в прекрасную полячку. Но этого героя нельзя однозначно назвать отрицательным. Он обладает богатым духовным миром, сложным и противоречивым. Он также храбр в бою, как и Остап. Недаром, наблюдая за ним, Тарас думает: «И этот добрый – враг не взял бы его – вояка!»

Еще в бурсе младший Бульба отличался сметливостью, ловкостью, силой, умом. Не раз он становился предводителем опасных предприятий. Но Андрий не только «кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна другим чувствам». Именно из-за тонкости, чувствительности души и попал герой в беду.

Андрий искренно полюбил прекрасную полячку. «А что мне отец, товарищи и отчизна?» - говорит он. Этого героя не привлекает романтика войны, битвы и победы. Он создан для другого: для любви, личного счастья. Стремление к этому привело Андрия к измене и гибели от руки собственного отца.

Любовь к женщине столкнулись в душе Андрия Бульбы с любовью к отчизне и родной вере, с чувством долга. Любовь к женщине победила, но не принесла герою счастья. Нужно отметить, что во всех произведениях Гоголя женщины выступают как нечто разрушительное, как создания дьявола, темной силы. Они призваны соблазнять и разрушать, приносить несчастья и зло. Образ прекрасной полячки из «Тараса Бульбы» не стал исключением. Эта женщина отгородила Андрия от товарищей, отца, Родины.

Предательство и измена – самые страшные грехи в негласном кодексе казачьего товарищества. Они не прощаются и наказываются смертью, ибо измену Родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. Андрий погибает от руки отца, который даже не пожелал закопать тело сына-предателя, ибо изменники этого не заслуживают.

Со всей уверенностью можно сказать, что повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - героическая повесть. В ней прославляется любовь к Родине и святость православной веры, подвиг во имя них. Запорожские казаки здесь уподобляются богатырям, хранящим родную землю от всякого зла. Все они погибают как герои, не предавшие святынь и законов товарищества. Изменники для этих людей приравниваются к врагам, которых нужно безжалостно уничтожать. Предательство святынь не прощается никому. Изменники вместе с честью и совестью теряют свою душу и не достойны жить на отеческой земле, которую воспевает в своей повести Н.В. Гоголь.

Урок литературы –игра «СУД»

Тема урока: Нравственная проблематика повести Н.В.Гоголя

«Тарас Бульба»

Цели урока:

1.Повторить и обобщить знания учащихся по тексту повести;

2.Определить нравственную проблематику повести, исследуя эпизод казни Тарасом своего сына Андрия;

4.Воспитывать культуру чтения, прививать интерес к классической литературе;

5.Расширять кругозор учащихся, развивать ориентировку в пространстве, социально -бытовую ориентировку слабовидящих учащихся.

Оборудование урока компьютер, проектор, презентация, ролевые костюмы, предметы следственного эксперимента.

Форма урок-суд

ХОД УРОКА

1. Вводное слово учителя

Дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы закончили изучение повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Задача художественной литературы поднимать проблемы современности, а уж решать эти проблемы наша с вами задача. Не может быть одинакового прочтения художественного произведения. А хорошее произведение всегда вызывает споры. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в поступке главного героя. Ребята, будьте очень внимательны, смотрите, слушайте, запоминайте. У каждого из вас есть своя точка зрения. По окончании урока вы, возможно измените свою точку зрения, а возможно останетесь на прежней. Это ваше право. В конце урока вы должны будете ответить на вопросы и составить пятистишие к образу Тарас Бульба.

2. СЦЕНЫ СУДА Во время сцены суда перед глазами учащихся на мультимедийном проекторе проецируются иллюстрации худ.Шмаринова Д.А. к повести и иллюстрация худ Рытман Б.Л., которая служит косвенным вещественным доказательством.

3. ВОПРОСЫ

1.Кто главный герой повести?

2.Какие художники иллюстрировали повесть «ТарасБульба»

3.О каком новом герое повести вы узнали сегодня на уроке?

4.Что нужно сделать, чтобы правильно представить образ героя?

5.Какие у вас возникли вопросы? (можете написать эти вопросы дома)

4. ЗАДАНИЕ: составить пятистишие к образу Тарас Бульба

1. обвинение

2. защита

5. ТЕСТЫ

Сцены суда

Секретарь -Прошу всех встать, суд идёт.

Судья -Здравствуйте, господа. Прошу садиться.

Никто из свидетелей не уклонился, все на месте.

Секретарь -Нет, все собрались и ожидают в коридоре. Они предупреждены о запрещении общаться друг с другом.

Судья -Подсудимый,встаньте. Где вы родились, где живёте, род вашей деятельности?

Подсудимый Тарас Бульба, родился в 15 веке, проживаю в Запоржской Сечи, один из числа коренных старых полковников.

Судья - Слушается дело об убийстве Андрия Бульбы под председательством судьи-ученика 9 класса

государственный обвинитель - прокурор

защитник-адвокат

секретарь суда

обвиняемый, свидетели - учащиеся 7 класса

Есть ли отводы у сторон от состава суда.

Прокурор - Нет, ваша честь.

Адвокат -Нет, не имеем.

Судья -Тарас Бульба, вы имеете право хранить молчание, задавать вопросы, обращаться с ходатайством, выступить с последним словом.

Потерпевший, представьтесь

Потерпевший -Жустова Надежда Алексеевна, родилась в 20 веке, проживаю в г.Семей, работаю в школе-интернате №3, для слабовидящих детей, учитель русского языка и литературы в 7 классе.

Судья -Прошу садиться. Подсудимый встаньте. Признаёте вы себя виновным?

Тарас -Признаю.

Адвокат .- В законе указано, что подсудимый имеет право не свидетельствовать против себя, хранить молчание. Мы воспользуемся этим правом.

Судья -Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Прокурор - В ходе судебного следствия была полностью доказана вина подсудимого. У меня вопрос к потерпевшей.

Надежда Алексеевна, Как вы расцениваете поступок Бульбы, убийство сына.

Потерпевшая

Я очень уважаю Тараса, но из-за убийства им Андрия мнения ребят разделились. Прошу суд помочь нам разобраться и определить: обвинить или оправдать Бульбу.

Прокурор

Следствие располагает рядом улик и показаниями свидетелей, доказывающим вину подсудимого. На листе дела№2 имеется описание вещественного доказательства. При обследовании на месте происшествия была найдена гильза от патрона, из тела убитого извлечена пуля. По данным судебно-медицинской экспертизы они соответствуют орудию убийства)

Подсудимый, это ваш пистолет.(Показывает пистолет)

Подсудимый Тарас -Да мой.

Прокурор

Также на месте происшествия найдены отпечатки обуви, подсудимого, следы подковы его лошади.

Адвокат

Господин судья, На листе№3 имеются также описание отпечатков обуви и других участников процесса, а на пистолете имеются слабые отпечатки пальцев других лиц.

Судья –У вас всё. Сторона защиты может что-нибудь добавить.

Адвокат -Пока нет

Судья -Переходим к допросу свидетелей. Вызывается свидетель Голокопытенко

Голокопытенко. - Голокопытенко. Участвовал в осаде города Дубно.

Прокурор -Что вы можете рассказать по существу дела?

Голокопытенко . Шёл бой. Я увидел,как из ворот крепости вылетел гусарский полк. Под всеми всадниками были бурые аргамаки. Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Он разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево. Затем я услышал, как вскрикнул Тарас

«Как?...Своих?.. чёртов сын, бьёшь?.. Эй, хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его.»

Я хватил его плашмя саблей, и он кинулся за мной. В лесу Тарас схватил его коня за повод. Я поскакал дальше в бой.

Адвокат. - Скажите, свидетель, вы узнали Андрия.

Голокопытенко.- Да узнал, это предатель.

Адвокат. -Господин судья, на листе дела №4 имеется описание гильз, выпущенных из оружия свидетеля. Чем вы это объясните?

Голокопытенко - Шёл бой, все стреляли.

Адвокат. Вот видите, у Голокопытенко тоже был мотив убить Андрия.

Судья

(прокурор и адвокат отказываются.)

Вызывается свидетель Остап Бульба. -Здравствуйте, свидетель. Вы предупреждены, что должны говорить суду только правду. Представьтесь.

Остап -Остап Бульба. Родился в середине 15 века. На момент событий меня избрали атаманом.

Судья . -Господин прокурор, ваши вопросы к свидетелю.

Прокурор -Скажите, Остап, что вы видели на месте убийства.

Остап

Когда я подъехал, Андрий лежал на траве. Я спросил у отца: «Батько, что ты сделал? Это ты убил его?» Отец кивнул головой. Тогда я предложил: «Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

Погребут его и без нас! Будут у него плакальщицы и утешницы.

Но минуты две думал он, кинуть ли его на расхищение волкам -сыромахам или пощадить в нём рыцарскую доблесть, которую храбрый должен уважать в ком бы то ни было. Потом подбежали Голокопытенко, Вовтузенко, Писаренко, все твердили, что казаки погибают и хотят видеть отца перед смертью. Тут нас окружили и меня ляхи схватили.

Адвокат . Как вы можете объяснить, отпечатки ваших пальцев на оружии моего подзащитного. Ваша честь на листе №3, как уже говорилось, есть отпечатки пальцев Остапа.

Остап -Когда мы с Андрием приехали домой после семинарии, увидели у отца на стенах сабли, нагайки,невода и ружья. Я брал оружие в руки и его осматривал. Оружие стоило дорого и поэтому редко использовалось, чаще сражались саблей.

Адвокат -Скажите, свидетель, Бульба стоял или сидел на лошади.

Остап -Отец стоял.

Адвокат . У нас есть ходатайство. Художник Рытман изобразил сцену встречи Тараса и Андрия. Просим вашего обозрения и приобщения к делу.

Судья – секретарь, будьте добры включить проектор.

Адвокат -Как видно, рисунок противоречит показаниям свидетеля. Тарас был на коне, ствол оружия опущен вниз.

Прокурор -Я протестую, ваша честь, Рисунок выполнен художником через пять столетий и не может быть приобщён к делу. Так как у каждого читателя своя точка зрения.

Судья. Протест принимается. Суд только обозрел доказательство защиты. К делу данный рисунок не приобщается.Есть вопросы к этому свидетелю.

(прокурор и адвокат отказываются).

Вызывается свидетель Амина Розахунова -Здравствуйте, свидетель. Вы предупреждены, что должны говорить суду только правду. Представьтесь.

Амина Розахунова. родилась в Турции в 15в. Живу с панночкой в доме воеводы. На момент убийства Андрия семья воеводы была в городе Дубно.

Судья. -Господин прокурор, ваши вопросы к свидетелю.

Прокурор - Скажите,свидетель, что вам известно по делу______________________________________________________________

Андрий не предавал. Он просто помог моей панночке и нам. Он был добрым

Судья -Есть вопросы к этому свидетелю.

(прокурор и адвокат отказываются) .

Вызывается свидетель Мария Стоцкая

Здравствуйте, свидетель. Вы предупреждены, что должны говорить суду только правду. Представьтесь.

Мария -Мария Стоцкая. Дочь воеводы, проживаю в г.Дубно.

Прокурор - свидетель,расскажите о ваших взаимоотношениях с погибшим.

Мария. Я всегда чувствовала,что у нас не может быть с ним никаких отношений. При встрече в осаждённом городе я ему сказала: «Не обманывай,рыцарь себя и меня».

Но он ответил, что всё для меня сделает. У меня всё.

Судья. Есть вопросы к этому свидетелю. Присаживайтесь

Адвокат.

Ваша честь, у защиты есть ходатайство о приобщении к делу магнитофонной записи ответа Андрия. Вот справка, что запись подлинная.

Судья - Мнение прокурора.

Прокурор - Не возражаю.

Судья . Наталья Николаевна, будьте добры, поставьте запись на прослушивание.

Андрий. А что мне отец, товарищи и отчизна?...Так если ж так, то вот что: Нет у меня никого! Никого! Никого! …Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна. И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну.

Адвокат . Ваша честь, у нас ходатайство о вызове ранее не заявленного свидетеля, явка его обеспечена. Он ожидает в адвокатской комнате. Это жид Янкель. Он также может пояснить некоторые обстоятельства дела.

Судья .Прокурор не возражает. Пригласите свидетеля Янкеля.

Здравствуйте, свидетель, Представьтесь.

Янкель. Янкель, еврей, но в повести все называют меня жидом. Я благодарен Бульбе, он меня когда-то спас от унижения.

Судья. Господин адвокат, ваш свидетель, задавайте вопросы.

Адвокат Скажите свидетель, когда вы впоследний раз виделиТараса, о чём у вас состоялся разговор.

Янкель. Это было за несколько дней, до последнего боя. Когда в город вошло подкрепление, я тоже вошёл, там увидел Андрия. Мы с ним разговаривали, и я записал на плёнку наш разговор. Об этом разговоре я и поведал Тарасу.

Адвокат Ваша честь, разрешите прослушать этот разговор. Вот справка, что запись не подверглась демонтажу.

Судья. Если прокурор не возражает. Нат.Ник. Будьте добры поставьте запись.

Андрий Янкель

Янкель Пан Андрий.

Андрий Янкель! Скажи отцу, скажи брату, скажи козакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец – теперь не отец мне, брат - не брат, товарищ - не товарищ, и что я с ними буду биться со всеми. Со всеми буду биться!

Адвокат Вот видите, ваша честь, он сам выбрал свою судьбу.

Судья . Все свидетели выступили, судебное следствие закончено, переходим к прениям сторон.

Прокурор. 1. В ходе открытого процесса была доказана вина подсудимого, я считаю, что Тарас Бульба виновен в убийстве сына.

2.В ходе следствия обвинение в убийстве переквалифицировано на самосуд.

Я понимаю состояние отца, но Андрия должен был судить суд товарищей.

Адвокат Уважаемый суд. Андрий при свидетелях отрёкся от отчизны, отца, брата, товарищей, вступил в открытый бой с запорожцами и был казнён старшим атаманом Тарасом Бульбой по законам военного времени как предатель. Я считаю, что Тарас спас своего сына от ещё более мучительной казни и позора. Вспомните, какое жуткое наказание видели братья в Сечи за убийство своего запорожца. Да и, возможно, если б позволили обстоятельства, он бы похоронил своего сына. Об этом мы услышали от свидетеля Остапа Бульбы. Я считаю, что мой подзащитный должен быть оправдан.

Судья . Пострадавший Надежда Алексеевна, что вы можете добавить

Н. А.. Я верю, что суд примет правильное решение.

Судья Тарас Бульба, ваше последнее слово.

Тарас

Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. А сын мой предал не только меня, предал, продал родину, веру, товарищей. И вырвал я седой клок волос и проклял и день и час, в который породил на позор себе такого сына. Я его породил, я его и убил.

Судья Суд удаляется в совещательную комнату.

Секретарь Встать, суд идёт.

Судья. Оглашается приговор. Суд, рассмотрев в открытом заседании, все обстоятельства дела постановил Тараса Бульбу 1. Обвинить (В убийстве, в самосуде)

2.Оправдать за неимением в его действии состава преступления (выбор учащихся)

Литературному суду

Экспертной комиссии

По данным экспертной комиссии аудиозапись № 1 с ответом Андрия является подлинной.

Литературному суду

Экспертной комиссии

По данным экспертной комиссии аудиозапись № 2 диалога Андрия с Янхелем является подлинной, демонтажу не подвергалась.

В целях соблюдения правил игры, возможности интерпретации художественного произведения были даны имена литературным героям повести соответственно: полячка - Мария Стоцкая; татарка - Амина Розахунова.

Тесты к повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1.Действие повести происходит

а. современный мир

2.Место проживание запоржцев

а.Запоржская сечь

3.Остап и Андрий учились

в.семинария

с.колледж

4.В кого был влюблён Андрий?

а.татарка

в.полячка

с. русская

5.Сколько дней были братья дома после семинарии?

а. неделю

в. два дня

с.одну ночь

6.Какой город подвергся осаде запорожцев?

7.Кто заманил Андрия в лес.

а. Писаренко

в. Голокопытенко

с. Вовтузенко.

8. Как звали жида?

а.Менхель

с.Сенхель.

9.Кто убил Андрия?

с.Голокопытенко.

Синквейн

1.Тарас Бульба

Честный, справедливый

Защищает, любит, казнит

Страдает за Отчизну и казнит предателя

2. Тарас Бульба

Мужественный, жестокий

Возглавляет, сражается, казнит

Не признаёт любви Андрея и казнит