Методы формирования педагогической техники. Понятие и структура педагогической техники. Но если, педагог будет

Педагогическая техника является компонентом педагогического мастерства. Уместно ли говорить о технике, когда речь идет о воспитании, формировании, прикосновении к личности ребенка, т.е. о процессе, который протекает по-разному, в зависимости от индивидуальности человека и условий его жизнедеятельности? Однако А.С.Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть». «Воспитывает все, - писал он, - люди, вещи, явления, но, прежде всего, и дольше всего - люди». Из них на первом месте - родители и педагоги». Для обозначения умения педагога владеть приемами организации своего поведения и влияния на учащихся, АС.Макаренко ввел понятие «педагогическая техника», которое напоминает педагогу о необходимости беспокоиться о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала.

Значительный вклад в развитие как педагогического мастерства, так и непосредственно педагогической техники, внесли ученые-педагоги Ю.ПАзаров, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Л.И.РувинсКИЙ, М.М.Яковлев и др. Так, В.Н.Гринева считает, что педагогическая техника - это совокупность умений и особенностей поведения учителя, которые позволяют сформировать его педагогическую культуру, позволяющую адекватно влиять на учащихся с целью формирования его как разносторонне развитой личности благодаря целесообразно выбранным методам и формам деятельности в соответствии с особенностями конкретных объективных и субъективных условий.

В современной «Педагогической энциклопедии» понятие педагогическая техника - трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на коллектив в целом. С точки зрения И.А.Зязюна педагогическая техника представляет собой совокупность профессиональных умений, способствующих гармонии внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его проявления. Исходя из этого, индивидуальная педагогическая техника определяет различие методики преподавания учителей.

Что же составляет суть педагогической техники, какие компоненты входят в ее состав? Одним из первых попытку выделить компоненты педагогической техники осуществил А.С.Ма-каренко. Обобщая его опыт и опыт других педагогов, можно выделить такие компоненты педагогической техники:

1. Умение одеваться, следить за своей внешностью.

2. Культура речи: направленность, логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание.



3. Умение владеть своим телом: ходить, сидеть стоять.

4. Умение владеть жестами и мимикой.

5. Умения психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психического состояния воспитанника и адекватно влиять на него; умение выбирать темп и ритм в работе.

6. Умение педагогического общения

Если внимательно проанализировать их, можно выделить две группы составляющих. Первая группа связана с умением руководить своим поведением, вторая - с умением повлиять на личность и коллектив.

Практика показывает, что в процессе профессиональной деятельности как молодые педагоги, так и более опытные допускают ряд ошибок в педагогической технике, которые, в конечном итоге, снижают эффективность учебно-воспитательного процесса. К наиболее типичным из них относят:

неумение поговорить с учащимся, его родителями;

неумение сдержать или, наоборот, проявить гнев;

неумение преодолеть неуверенность;

неумение принять соответствующую позу, подобрать необходимый жест;

недостатки речи: монотонность, бесцветность, невыра­зительность, плохая дикция и т.п.

Например, возьмем начало урока: один учитель врывается в класс и не замечает учащихся, другой не может справиться со своим волнением и начать урок и т.п. Поэтому с целью своего, совершенствования педагог должен иметь в своем арсенале средств, форм и методов работы стандартные средства педагогической техники, которые апробированы и вытекают из педагогического опыта. Это даст возможность педагогу глубже, ярче, талантливее проявить себя и достичь успехов в воспитании. В тоже время «наличие «жестких» схем, моделей ни в коем случае не снимает необходимость размышлять. Но размышление на основе научных знаний и опыта существенно отличается от бесконечных киданий, шараханий, которые являются следствием педагогической беспомощности, а нередко и безграмотности»

К методам формирования педагогической техники относят:

Систему тренировочных упражнений по формированию определенных умений и навыков (психофизиологический тренинг);

Систему определенных правил и требований к будущей профессиональной деятельности;

Педагогический ролевой тренинг (включение в ситуации, моделирующие профессиональную деятельность) и совершенствование профессиональных качеств и особенностей, обеспечивающих повышение уровня педагогической техники. Таким образом, каждый педагог должен овладеть педагогической техникой, знать ее компоненты, обеспечивающие успешность его деятельности. Рассмотрим более подробно ос­новные компоненты педагогической техники.

Педагогическая техника - форма организации поведения педагога. Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий - не гарантия высоких результатов.

Педагогическая техника включает две группы умений:

Первая группа умений - умения управлять собой, владение своим телом, техникой речи,

Вторая группа умений - умения взаимодействовать в процессе решения педагогических задач, это дидактические, организаторские умения.

Вникая с секреты успеха педагогов - мастеров, можно обнаружить отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям: мобилизовать учащихся, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. “Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а потому, что видит вас, слушает вас” - говорил А.С.Макаренко. Педагогическая техника как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.

Таким образом, педагогическая техника - совокупность приемов. Ее средства - речь и невербальные средства общения. Педагогическая наука отводит педагогической технике служебную роль и не сводит к ней сущность педагогического мастерства. Но нельзя бросаться и в другую крайность. Пренебрегать техникой тоже нельзя.

Понятие «педагогическая техника» состоит из двух групп компонентов:

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:

Владение своим организмом (мимика и пантомимика),

Управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия),

Социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение),

Вторая группа компонентов связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:

Дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;

Технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организация коллективных творческих дел.

Поскольку технология урока и воспитательного процесса будет рассматриваться в последующих темах, остановимся лишь на вопросах педагогической техники, связанных с организацией поведения педагога.

Исследования, проведенные рядом педагогов, выявили, что молодые педагоги очень часто допускают одни и те же ошибки.

Больше всего ошибок происходит от неумения побеседовать с учеником, его родителями, сдержать, или наоборот, проявить гнев, подавить неуверенность.

В сочинениях о первых уроках практиканты пишут, как неспокойны они за свою речь, как проявляют чрезмерную строгость, боялись доброжелательного тона, говорили скороговоркой, как бегали у доски и излишне жестикулировали, или стояли, окаменев и не знали, куда деть руки.

В осанке многих студентов обращает на себя внимание сутулость, опущенная голова, движения рук, вертящих различные предметы. Основным недостатком во владении голосом являются монотонность, безжизненность речи, отсутствие ее выразительности. Много индивидуальных недостатков в речи - нечеткая дикция, неумение найти оптимальный вариант громкости.

Все эти ошибки мешают педагогу активно воздействовать на учащихся, поэтому одна из задач обучения в университете - ликвидация этих недостатков.

Дальнейшее развитие нашего образования и воспитания, в значительной степени зависит от учителя, его целенаправленности, способности в новых экономических и политических условиях организовывать разнообразные виды деятельности учащихся, воспитывать их любознательными, нравственными, убеждёнными патриотами, трудолюбивыми людьми.

Чтобы стать мастером своего дела, педагогу недостаточно владеть лишь теоретическими знаниями, он обязан учитывать индивидуальные и возрастные особенности своих учеников, подбирать такие методы, средства и технологии, которые бы позволили ему эффективно работать как со всем коллективом, так и с отдельными группами учащихся, и индивидуально с каждым учеником.

Педагогический процесс разнообразен, в нём встречаются не только стандартные ситуации, но и те, которые не предусмотрены педагогической теорией, что требует от педагога, с одной стороны, владения стандартизированными умениями и навыками (то есть, педтехникой), с другой - творчества, актёрского мастерства и саморегуляции.

Необходимость творческого подхода обусловлена также требованием внедрять передовые педагогические и информационные технологии в учебно-воспитательный процесс, что сближает педагогическую деятельность с производственной. По сути, школа, лицей, гимназия, колледж и вуз - это и есть педагогическое производство. Поэтому не удивительно, что в последние несколько десятилетий в научно-педагогической терминологии появились такие слова, как техника, технология, действие, разработка и другие, толкование которых является насущной проблемой современной педагогики и частных методик. Отсюда следует вывод: мы не можем оценивать учителя только как проводника знаний или простого методиста, сегодня он должен оцениваться также как педагог-технолог.

«Техника» (с греч.- искусство ремесла) - совокупность элементов методов и средств, обеспечивающих эффективность любого труда, в том числе - педагогического.

Педагогическая техника включает в себя такие элементы, как умение саморегуляции, в том числе мимика (владение мышцами лица), жесты (владение руками), пантомимика (действия без речи), которые позволяют учителю управлять своими эмоциями в процессе общения с учениками, их родителями и коллегами.

Как подчёркивал А.С.Макаренко, «...не владеющий мимикой, не умеющий придавать своему лицу нужное выражение, не владеющий своим настроением человек не может быть хорошим воспитателем. Педагог должен уметь ходить, шутить, радоваться и огорчаться. Воспитатель должен так уметь вести себя, чтобы каждое его действие было воспитывающим. Он должен знать, чего он хочет или не хочет в определённый момент. Если педагог этого не знает, кого он может воспитать?».

«Технология» (с греч. технос -искусство, ремесло, логос-наука) - это наука о профессиональном искусстве. В этом значении слово технология включает в себя совокупность методов, приёмов, средств, в том числе и педтехнику, с помощью которых педагог осуществляет целенаправленную деятельность, формируя определённые знания, умения, навыки и личностные качества.

Техника и технология - взаимосвязанные понятия, при этом технология проект процесса, определённый порядок действий, а техника - одно из средств достижения поставленной цели в этом процессе.

Понятие «технология» очень близко связано с понятием «методика». При этом технология связана с более конкретными вопросами, например: технология проведения определённого этапа урока, технология объяснения нового материала и т.п., то есть она требует детализации. Методика же связана с более широкими вопросами, например: методика подготовки беседы, диспута, экскурсии и т. д.

Педтехника также является важным компонентом педмастерства, и, в свою очередь, включает в себя множество взаимосвязанных элементов: актёрское мастерство, культура и техника речи, ораторское искусство, мастерство управления процессом общения.

Педагогическая деятельность, в силу своего творческого характера, очень схожа с театральной деятельностью, а значит - требует драматургии и режиссуры. Не случайно существует термин «театральная педагогика», ведь часто урок или воспитательное мероприятие напоминает спектакль, где педагог - одновременно сценарист, режиссёр и главный актёр, а его ученики соисполнители. От педагога-режиссёра зависит, как они «играют» свои роли. Кроме того, педагога и театрального режиссёра сближает также цель -эмоциональное воздействие, орудием которого является содержание и средства, используемые в процессе обучения и воспитания учащихся с одной стороны, в ходе спектакля - с другой. Педагогу, как и актёру, должны быть присущи также многие творческие особенности: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться и др.

Педагогический процесс, как и драматургия, требует планирования с учётом особенностей тех людей, которые в нём участвуют, и их влияния друг на друга, что помогает педагогу заранее предвидеть результаты своего воздействия на учеников и даже заранее планировать различные ситуации, требующие от учеников (воспитанников) проявления тех или иных личностных качеств, знаний и опыта.

Урок, воспитательное мероприятие будут эффективны лишь в том случае, если педагог сумеет правильно, на основе соответствующих принципов, спланировать их, постоянно обновляя «сценарий», средства и формы работы. Только при этом условии обучение и воспитание приведёт к развитию личности ученика, воспитанника.

Педагогическая деятельность, направленная на воспитание каждой личности, помогает педагогу также формировать и межличностные отношения, в систему которых он включает своих учеников.

Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра. В этом плане очень полезно учение известного театрального режиссёра К.С.Станиславского, в соответствии с которым, на наш взгляд, каждый педагог должен хорошо двигаться, владеть своей мимикой и жестами, правильно дышать, иметь богатое воображение, уметь общаться с разными людьми и т.п. Один из главных советов великого режиссёра - каждую обязанность стараться превращать в инициативу - это поможет учителю избавиться от лишних конфликтов с учениками, стрессов, обид и неприятностей.

Порой незначительная, на первый взгляд, грубость может вызвать у педагога и его воспитанников взаимное недовольство и обиды. Часто возмущение педагога бывает бесполезным, поскольку ученики его не понимают, эмоции педагога «не доходят» до их сознания, из-за чего он ещё больше нервничает. В таких случаях педагог должен уметь «разрядить» ситуацию шуткой, предложением подумать над этой ситуацией дома или найти для её обсуждения более подходящий момент.

Полезен также совет другого известного драматурга Е.Вахтангова: чтобы наладить отношения режиссёра и актёра, соответственно - педагога и учеников - необходимо начинать урок с самого интересного. Самое лучшее действие - совместное действие. Известный зарубежный учёный Гордон Крег говорил: «.. .ключом к объяснению поведения человека является скромность и импровизация».

Первая встреча педагога со своими учениками запомнится надолго, если учитель обладает способностью спокойно держаться, красиво говорить, быстро сближаться с ними, а также твёрдой уверенностью в себе и своих действиях.

Важную роль в развитии актёрского мастерства педагога играют психологические процессы: память, внимание, воображение и др.

Память - это способность воспринимать, сохранять и воспроизводить ту или иную информацию извне. Этот сложный процесс является основой психотехники как актёра, так и педагога. Представим, что педагог совершенно не запоминает прочитанное, увиденное или услышанное - в этом случае он не сможет выполнять свои основные функции - обучать и воспитывать подрастающее поколение.

Внимание - также одно из составных элементов психотехники, поскольку любое действие педагога (также как и актёра), требует внимательного отношения к действиям и поведению учащихся. Невнимательный учитель не сможет эффективно провести урок, опросить учеников, организовать какое-либо мероприятие. Внимание само направляет работу мозга на какой-либо объект - реальный или идеальный, затем заставляет человека размышлять об этом объекте и совершать определённые действия.

Воображение - это создание нового образа или идеи на основе ранее полученной информации (посредством слуха, зрения, обоняния и осязания). Можно привести множество примеров, когда, читая книгу, мы представляем тех или иных персонажей из этой книги, как бы «входим» в ту эпоху, когда они жили. Точно так же художник часто изображает пейзажи и сцены, никогда ранее не виденные им. Поэтому очень важно для педагога иметь хорошо развитое воображение - это поможет ему предвидеть результаты своего воздействия на учащихся, изменения в их поведении.

Таким образом, психические процессы являются орудием, средством выражения отношения педагога к различным педагогическим ситуациям и составляют психофизическую основу театральной педагогики

Известный педагог А.С.Макаренко писал: «Большинство организаторских ошибок в работе с детьми происходит из-за грубостей в общении. С ними нужно разговаривать так, чтобы из общения с вами они почувствовали вашу культуру, ваше терпение, вашу личность. Мы должны именно так научиться разговаривать с ними».

То есть, в процессе обучения и воспитания необходимо особое внимание уделять средствам общения, прежде всего - речи. Культуре речи детей нужно учить с младенчества, развивая её в дальнейшем. Педагог же должен в совершенстве владеть культурой речи, чтобы в процессе своей деятельности быть образцом для детей, поскольку именно посредством речи осуществляется общение с ними.

В отличие от представителей других профессий, педагог должен владеть речью как основным средством воздействия на личность учащихся, передачи им своих знаний, а также жизненного опыта. В этой связи речь учителя должна отвечать определённым требованиям:

Речь должна быть содержательной, эмоциональной, живой, логичной...

По звучанию ровной, равномерной, приятной на слух и отвечающей требованиям акустики;

Речь должна выполнять коммуникативную, интерактивную и перцептивную функции одновременно;

Она должна служить средством прямой и обратной связи;

В речи должны быть пословицы, поговорки, обобщения и фразеологические выражения;

Речь должна помогать педагогу в проблемных ситуациях, активизировать учащихся, а не подавлять их;

Важное значение имеет учёт психолингвистических закономерностей при речевой передаче и приёме мнений.

Среди множества особенностей речи педагога важное место занимает красноречие. Красноречивому учителю легче найти общий язык с учениками, их родителями и коллегами, легче воздействовать на их сознание и чувства. Особенно это важно для учителя начальных классов, ведь младшие школьники - это 6-10 летние дети и в общении с ними учителю чаще нужно употреблять такие слова, как молодец, умница, очень хорошо и другие.

В процессе работы педагог должен пользоваться литературным языком, его произношение должно отвечать нормам фонетики и дикции, а также требованиям слушания, чтения и говорения.

Значимость речевых способностей для педагога очень велика, поскольку он должен посредством речи и с помощью мимики, жестов, пантомимики уметь точно выражать свои мысли и намерения.

В процессе занятий речь учителя должна быть направлена на учащихся, должна способствовать развитию их интереса к теме урока, обсуждаемым вопросам и используемым средствам наглядности - только тогда смысл учебного материала будет доступен учащимся.

Речь учителя должна активизировать мыслительную деятельность учащихся, их внимание. Для этого педагог должен уметь задавать вопрос, умело подводить учащихся к нужному ответу, обращать их внимание на определённые элементы с помощью таких слов: посмотрите сюда, обратите внимание на это, подумайте и другие. Всё это помогает сделать уроки интересными, насыщенными и улучшает успеваемость школьников.

Речь учителя должна быть точной, образной, яркой, эмоциональной, без стилистических и фонетических ошибок. Замедленная, слишком тихая речь быстро утомляет детей и усыпляет их. Одни педагоги говорят быстро, другие медленно, лучше всего говорить в среднем темпе, чтобы ученики успевали воспринимать информацию. Громкая и крикливая речь портит учащимся настроение, а неправильное произношение затрудняет восприятие того, о чём говорит учитель.

Часто повторяющиеся выражения, слова, жесты раздражают учеников, отвлекают их.

Помимо вышесказанного для успешной работы педагога большое значение имеет ораторское искусство: на массовых мероприятиях (вечерах, собраниях, конкурсах, конференциях, семинарах) он должен уметь выступать перед большой аудиторией. Для этого ему необходимо владеть хорошо поставленной дикцией, жестами и мимикой, способностью управлять аудиторией, убеждать её, использовать самые разные средства (технические, наглядные) для эффективного воздействия на слушателей.

Педагогическое общение - это взаимодействие участников педагогического процесса. Его успешность зависит от умения партнёров совместно трудиться, помогать друг другу, координировать свои действия. То есть, успешность общения зависит от мастерства педагога.

Мастерство педагога по управлению общением включает в себя следующие компоненты:

Правильное выполнение функций общения;

Правильный выбор стиля и позиции общения;

Предупреждение или своевременное устранение конфликта;

Обучение своих учеников, воспитанников правильному общению.

Педагогическая техника, будучи сложным по структуре образованием, играет важную роль в педагогической деятельности. Для повышения своего мастерства педагог должен постоянно работать над собой, развивая свою технику, свой стиль общения. В этом ему должен помогать школьный психолог, однако он и сам самостоятельно должен осваивать психотренинг, различные деловые игры, ролевые ситуации, изучать опыт передовых педагогов.

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие «педагогическая техника», и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.).

Что представляет собой педагогическая техника

Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, - распоряжений, требований к воспитанникам, - служат слово, речь, выразительный жест, мимика.
Педагогическая техника - это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это- умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) - жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием - чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией- она тоже входит в педагогическую технику. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП).
В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой- условие, необходимое для эффективной его работы. Отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, А.С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет «организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым», каждое движение педагога воспитывает. В педагогических вузах обязательно надо преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом. «Все это вопросы воспитательной техники».

Её роль

Какова же роль педагогической техники в педагогической технологии?
Как уже говорилось, педагогическая технология включает целеполагание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот воспитатель, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с унащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это - приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии.

Педагогическая техника как форма организации поведения учителя. Понятие педагогической техники.
Вникая в секреты успеха учителей мастеров, мы обнаруживаем отточенность приёмов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям: мобилизовать учащихся на интенсивную познавательную деятельность, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, вести наблюдения, организовать коллектив, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. «Воспитанник воспринимает вашу душу и вещи мысли не потому, что знает, что у Вас в душе, а потому, что видеть вас, слушает вас», - говорил А.С.Макаренко.
Педагогическая техника как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Мастерство педагога в синтезе духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности.
Таким образом, техника - совокупность приемов. Её средства - речь и невербальные средства общения.
Педагогическая наука отводит педагогической технике служебную роль и не сводить к ней сущность педагогического мастерства. Но нельзя бросаться и в другую крайность. Не пренебрежение техникой, а овладение его превращает ее в тонкий инструмент решения важных педагогических задач, стоящих перед учителем.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.
Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением (снятие из лишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально - персептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективность творческих дел и пр.

Поскольку технология урока и воспитательного процесса будет рассматриваться в последующих темах остановимся лишь на вопросах педагогической техники, связанных с организацией поведения педагога.

Типичные ошибки молодого учителя.

Исследования, проведенные рядом педагогов, указывают на типичные ошибки педагогической техники начинающего учителя. Больше всего потерь у такого педагога от неумения задушевно побеседовать с учеником, его родителями, сдержать или, наоборот, проявить гнев, подавить неуверенность. В сочинениях о первых уроках практиканты пишут, как неспокойны они за свою речь, как проявляли чрезмерную строгость, боялись доброжелательного тона, говорили скороговоркой, испытывали даже чувство страха, как бегали у доски и излишне жестикулировали или стояли, окаменев, и не знали, куда деть тяжелые руки. В осанке многих студентов обращает на себя внимание сутулость, опущенная голова, беспомощные движение рук, вертящих различные предметы. Основным недостатком во владении голосом являются монотонность, безжизненность речи, отсутствие навыков выразительного чтения. Много индивидуальных недостатков в речи - нечеткая дикция, неумение найти оптимальный вариант громкости. Все эти ошибки мешают педагогу эффективно воздействовать на учащихся. Ликвидация их в процессе обучения его в вузе - одна из насущных задач подготовки учителя к руководству учебно-воспитательным процессом.

Педагогическая целенаправленность и внешний вид педагога.

Внешний вид воспитателя должен быть эстетически выразительным. Недопустимо небрежные отношение к своей личности, внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней.
И прическа и костюм и украшения в одежде учителя всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи - эффективному воздействию на формирование личности воспитанника. Имея право на украшение в одежде, на косметику, учитель во всём должен соблюдать чувство меры и понимание обстановки.

Эстетическая выразительность воспитателя сказывается и в том насколько приветливые у него выражение лица, в собранности, сдержанности в движениях, в скулам, оправданном жесте, в осанке и в походке. Ему противопоказаны гримасничанье, суетливость, неестественность жестов, вялость. Даже в том как вы войдете к детям, как посмотрите, как поздороваетесь, как отодвинете стул, как пройдете по классу - во всех этих, «мелочах» сила вашего влияния на ребенка. Во всех ваших движениях, жестах, взгляде, дети должны чувствовать сдержанную силу, очень большую уверенность в себе. Именно такой -спокойной, приветливой, уверенной вы наиболее выразительны как человек, именно такой вы наиболее сильны как воспитатель.

Каковы конкретные требования к внешнему виду учителя, к осанке, мимике, пантомимике, одежде воспитателя? Как ими управлять? Так как все эти элементы являются производными от внутреннего состояния человека, то управление ими следует начинать с постижения техники саморегуляции творческого самочувствия педагога.

Управление эмоциональным состоянием.

Публичный характер общения начинающего педагога с классом, как правило, вызывает у него «мышечные зажимы» чувства неуверенности, страха, скованности. Деятельность под пристальным взглядом учителей, детей, родителей, т.е. действие «на виду» отражается на стройности мыслей учителя, состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствие (ноги деревенеют, руки, как палки) психическом состоянии (страшно быть смешным, казаться невялым). Все это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения.

Способность к саморегуляции можно проверить, используя следующий тест. Ответьте словами «да» или «нет» на вопрос, касающиеся самочувствия и настроения:

Вы всегда спокойны и выдержанны?
Ваше настроение, как правило, мажорное?
Во время занятия в аудитории и дома вы всегда внимательны и
сосредоточены?
Вы умеете управлять своими эмоциями?
Вы всегда внимательны и доброжелательны в общении с товарищами и
близкими?
Вы легко усваиваете изученный материал?
У Вас нет вредных привычек, от которых хотелось бы избавиться?
Вам не приходилось жалеть, что в какой-то ситуации вы, вели себя не
лучшим образом?
Посчитайте количество «да» или «нет» и сделайте вывод. Если все эти ответы положительны то это свидетельствует либо о спокойствие, отсутствии тревог, умении управлять собой, либо о завышенной самооценке; если ответь, отрицательные на все или некоторые вопросы, то это говорит о тревожности, неуверенности, неудовлетворенности собой самокритичности. Смешанные ответы (и «да» и «нет») указывает на умение видеть свои недостатки, а это первый шаг самовоспитания. Следующие шаги можно сделать, если осознать способы саморегуляции и овладеть ее методикой. Среди важнейших способов саморегуляции можно выделить следующие:

воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, тайна движений, речи, дыхания); разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, юмор, имитационная игра); самовнушение.

Следует также осмыслить полезные советы В.А. Сухомлинского о воспитании душевного равновесия, не допускать прорастания угрюмости, преувеличения чужих пороков, обращаться к юмору, быть оптимистом, доброжелательным. Условия для развития этих качеств такие: глубокое осознание социальной роли своей профессии, развитие чувство долга, педагогическая зоркость, эмоциональная отзывчивость, а также стремление к самоанализу и адекватной самооценке. Все эти приемы будут малоэффективны.

Следующая группа способов основана на контроле за деятельностью организма. Глубину эмоциональных переживаний можно изменять, влияя на их внешние проявления, так как элементарный контроль за соматическими и вегетативными проявлениями эмоцией ведет к их самокоррекции. На что можно направить контроль? На тонус мимической, скелетной мускулатуры, темп речи, дыхание и т. п.

Молодому учителю, готовящемуся к предстоящему уроку и ощущающему состояние неуверенности, страха перед детьми, желательного провести сеанс релаксации, добиваясь физического и психического расслабления. Аутогенная тренировка (психическая саморегуляция) своеобразная психофизическая гимнастика должна стать частью «педагогического туалета» учителя наряду с дыхательной и артикуляционной зарядками. Психическая саморегуляция включает релаксацию (состояние расслабления) и самовнушение формул с целью формирования профессионально необходимых качеств. Для этого в «позе кучера» с помощью специальных формул нужно вызвать ощущения тяжести и тепла в конечностях, мышечных расслабления, покоя. Затем, внушая себе заданные состояние и воображая соответствующие установки, полезно произнести следующие формулы такого характера: «Я спокоен, Я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Ребят всех знаю и вижу. Я хорошо проведу урок. Детям интересно со мной. Я уверен, полон сил. Я хорошо владею собой. Настроение бодрое, хорошее. Учить интересно. Ученики уважают меня, слушают и выполняют мои требования. Мне нравится работать на уроке. Я учитель».
Подготовка к уроку, вообще к общению с детьми требует от учителя, особенно молодого психологической настройки на урок, чему способствует поиск притягательного ядро в материале и методике урока, предвосхищение удовлетворенности от предстающего общения с классом, поиск соответствующего эмоционального состояния при изучении данной темы.
Однако не следует разочаровываться от неудач на первом же занятии. Здесь нужна систематическая работа, тренинг психофизического аппарата, который постепенно станет послушным орудием в педагогической деятельности.

Пантомимика.

Пантомимика - это движении тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Посмотрим на учителя, вдохновенно объясняющего урок. Как органически слиты у него движения головы, шеи, рук, всего корпуса!

Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорит об уверенности педагога в своих силах, знаниях. А это же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствует о внутренней слабости человек, его неуверенности в себе. Учителю необходимо вырабатывать манеру правильно стоять перед учащимися на урок. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивание взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула, вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, держать себя за ухо.
Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых слов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция.

Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрирует ход мыслей. Они менее нужны, но встречаются часто. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: «Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя. Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли не следуют за ней.
Выработке правильной осанки помогают занятия спортом, специальные приемы представить себя стоящим на цыпочках, постоять у стены и пр.; очень важен самоконтроль учителя, умение взглянуть на себя со стороны, глазами детей в нервную очередь. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшит дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуется движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредочить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

Мимика.

Мимика-искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему усвоению. Дети «читают лицо» учителя, угадывая но отношение, настроение, поэтому лицо учителя должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач. Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольства, радость, возмущение в десятках вариантов.
Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные детали мимики- брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые -сосредоточенность, неподвижные - спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении восторг.
Наиболее выразительны на лице человека глаза. «Пустые глаза - зеркало пустой души». (К.С. Станиславский). Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности, лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также и безжизненной статичности («каменное лицо»).

Для развития ориентировки в осознании собственного поведения и поведения учащихся полезно знакомство с эталонами, представленными в работах психологов. Вот, например, эталон поведения в состоянии радости: улыбка, глаза сияют, чрезмерно жестикулирует, многословен, желание помочь другому. Эталон поведения в состоянии страха: глаза расширены, поза застившая, брови приподнятые, голос дрожит, лицо искажено, взгляд бегающий, движения резкие, тело дрожит. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться в ноле зрения всех учащихся.

§.3. Техника речи.

Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связаны со сложным процессом учебного слушания, на которые по подсчетам ученых,
приходится приблизительно части учебного времени. Поэтому ясно, что
процесс правильного восприятия учащимися учебного материла зависит от совершенства речи учителя.
Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимаются как фальшь, и вызывает недоверие к учителю. Некоторые считают, что и голос, и его тембр - только природный дар человека. Но современная экспериментальная оргунология утверждает, что качество голоса можно коренным образом улучшить. История также свидетельствует о разительных последствиях самоусовершенствования человека в данном направлении. Вероятно, все слышали о Демосфене и о том, как он, преодолев свои физические недостатки, стал выдающимся политическим оратором Древней Греции. Таким же образом готовил себя к публичным выступлениям и двадцатилетней Владимир Маяковский, который, набирая в рот камешки, произносил речи на берегу шумной реки Риони. Но методика Демосфена не лучшая для выработки ораторской техники. Она пример для нас в том плане, насколько важную роль играет большое желание, сильная воля человека и регулярность занятий. Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая, опираясь главным образом на опыт театральной педагогически и представляя собой, комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, Позволяет учителю донести до ученика все богатство содержания своего слова.

Дыхание.

Дыхание (позволяет) выполняет физиологическую функцию обеспечивает жизнедеятельность организма. Но одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греческого phone- звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появится одышка. Кратко изложим основные положения техники дыхания. Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхательном процессе.
Верхнее дыхание совершается мышцами и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно работают лишь верхушки легких.
Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэтому видах недостаточна энергичен.
Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения продольного объема грудной клетки, вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхательных мышц, но очень незначительное).
Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет изменения объема в продольном и полерасном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевою дыхания. Рассмотрим механизм диафрагмальное - реберною дыхания. Диафрагма сокращаясь, опускается вниз, давит на внутренние органы, находящиеся в брюшной полости. В результате этого выпячивается верхняя часть живота, грудная полость расширяется в вертикале ноль направлении за счет опустившийся диафрагмы. Нижняя часть легких заполняется воздухом. Расширение грудной клетки происходит при вдохе вследствие активной работы межреберных мышц, раздвигающих грудную клетку и увеличивающих объем грудной полости в горизонтальном направлении. Легкие расширяются в своей средней части и наполняются воздухом. Потягивание нижних стенок живота (косых мышц) служит созданию опоры для диафрагмы и частичному перемещению воздуха из средней и нижней частей легких в верхнюю, что способствует заполнению воздухом всего объема легких. Как совершается выдох? Диафрагма, расслабляясь поднимается, вдаваясь в грудную полость продольный объем которой уменьшается, а ребра опускается, уменьшая поневечный грудной клетки. Общий объем грудной клетки уменьшается, давление в ней увеличивается и воздух выходит наружу. В чем отличие фонационного дыхания от обычного? Вдох и выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и ровны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания вдох-выдох пауза.
Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требует большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха-паузы для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой вдох пауза выдох.
Звуки речи образуется при выдохе. Поэтому организация его имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и усовершенствования. Существует специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы. Например: Лежа на спине, сделать глубокий вдох через нос. Вы почувствуете, как воздух заполняет нижние доли легких, как шевельнулись мышцы брюшного перса, раздвинулись нижние ребра. Надо попробовать сделать тоже самое стоя. При этом необходимо следить, чтобы воздух оставался в нижней части легких, не поднимался в верхний отдел грудной клетки. Воздух надо время всё отправлять книзу. Практические занятия, представленные в данном пособии, и в основном самостоятельная работа смогут усовершенствовать систему дыхания каждого учителя.

Среди учителей встречаются люди, у которых голос поставлен сомой природой, но эти случаи нечасты. Да и хороший голос при отсутствии специальной тренировки с годами деградирует, портится, изнашивается. И все же можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, гибким, звучным. Голосовой аппарат состоит из трех отделов: генераторного, энергетического, резонаторного. Генерация звука происходит в голосовых связках, щелях и затворах в полости рта, что обеспечивает дифференцировку звуков на тональные и шумовые. Резонаторная система-глотка, соллатка, полость рта обеспечивает статику и динамику речи. Энергетическая система, в которую входит механизм внешнего дыхания, обеспечивает скорость потока воздуха и его количество, подаваемого к органам фонации и необходимого для возникновения звука. Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук-голос. Каковы особенности голоса педагога? Прежде всего это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука. Важные условия слышимости голоса- полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость. Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Подвижность глосса прежде всего касается его изменений по высоте. Высота- тональный уровень голоса. Человеческий глосс может свободно изменяться по высоте в пределах примерно двух октав, Хотя в обычной речи мы обходимся тремя-пятью нотами.

Диапазон - объем голоса. Границей его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство телебральной окраски.

Тембр окраска звука, яркость, а также его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса. Исходный тембр голоса может изменяться с помощью резонаторов. Различают два главных топа резонаторов: верхний (головной) и нижний (грудной). Трахея и большие бронхи - грудной резонатор. Черепная коробка, полости носа и рта - головной резонатор. Резонаторные ощущения в грудной клетке (а их можно обнаружить, если приложить руку к груди) и особенно в области головного резонатора помогают организовать работу голосовых связок таким образом, чтобы исходной тембр голоса, рождающийся в гортани, имел в себе те обертона, которые вызовут резонанс в головном и грудном резонаторах. Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса процесс индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов. Сознательная тренировка голоса (изменение направленности звука в определенные места резонирования) может повлиять на изменение его тембра, снять неприятные оттенки(гнусавость, визгливость), снизить общий тон. Экспериментально доказано, что низкие голоса(по сравнению с высокими) лучше воспринимаются детьми, больше им нравится, они сильно впечатляют. Систему упражнений для воспитания речевого голоса можно найти в работах З.В. Савковой и В.П.Чихачева о голосе лектора, в пособии для театральных вузов. Несколько слов о гигиены голоса педагога. Как показывают специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессий» очень высокая. У учителей она составляет в среднем 40,2 %. Причины нарушений голоса различны. Выделяют четыре основные: повышенная ежедневная голосовая нагрузка, не умелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового органа. Перенапряжение голосового аппарата, вызывающие нарушение голоса, обусловлено тем, что около 50 % рабочего времени педагог говорит, причем во время урока громче обычного. Повышение интенсивности голоса связано с необходимостью перекрывать шум класса, который в среднем составляет 55 -72 децибела, а интенсивность здорового голоса находится в пределах 65-74 децибелов. Перенапряжение связано и с неумелым пользованием голосовым аппаратом. Часто это можно констатировать буквально с первых слов приветствие, произнесенных после выдоха на так называемом остаточном воздухе, когда речь строится без достаточной дыхательной опоры. Если выдох укорочен, учитель чаще дышит, выдыхает ртом неувлажненный и неочищенный воздух, который сушит и раздражает слизистую оболочку гортани и глотки, что ведет к хроническим катаром. Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно заниматься гигиеной голоса, соблюдать определенные условия работы в школе. После окончания рабочего дня педагог должен в течение 2-3 ч избегать продолжительных разговоров. При необходимости речь должна быть более тихой, фразы короче (лаконичнее). При составлении расписания уроков следует учитывать, что утомление голосового аппарата возникает при преподавании в течение 3-4 ч работы и исчезает через 1 ч полного голосового покоя (это касается учителей со стажем до 10 лет). Учитель с большим стажем устает быстрее чрез 2-3 ч и отдыхает дольше - до 2 ч.

Надо обратить внимание и на здоровье состояние верхних дыхательных путей, нервной системы, режим питания. Голосовой аппарат очень чувствителен к острой, раздражающей пище. Слишком холодные, слишком горячие, острые блюда, алкогольные напитки, курение вызывают покраснение слизистой оболочки полости рта, глотки. Для избегания сухости в горле специалисты рекомендуют полоскать горло раствором соды и йода. Полезны следующие советы: монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, т.к. при такой речи функционирует только одна группа мышц. Чем больше выразительна речь, тем она здоровье; вдыхание меловой пыли вредно, поэтому тряпка для доски всегда должна быть влажной; нельзя быстро ходить в холодные дни после голосовой работы, т.к. при интенсивных движениях дыхание учащается, становится более глубоким и больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути.

Дикция.

Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция -это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые связки. Активное участие в речи принимают язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть, поэтому их можно тренировать. Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство: операция уздечки (перепонки под языком), применение специального устройства для выпрямления зубов, использование специального устройства для выпрямления зубов, использование специальных зондов для придания правильного положения языку при произношении тех или иных звуков и т.п.

Неорганические недостатки произношения следствие невнимания к речи ребенка дома и в школе. Это картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость или неясность речи, порождаемые неправильным пользованием речевым аппаратом. Частый дефект дикции - скороговорка, когда слова как бы наскакивают друг на друга. Невнятной речь бывает из-за звучания «сквозь зубы» съедания конечной согласной или звуков внутри слова. Некоторым свойственно нечеткое произношение свистящих и шипящих согласных из-за неподвижной верхней и вялой нижней губы.

Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная артикуляционная гимнастика, которая включает, во-первых, упражнения для разминки речевого аппарата и, во-вторых, упражнения для правильной отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука.

Полезные совета по исправлению некоторых дефектов речи можно найти в пособим для вузов по выразительному чтению. Так, сюсюканий, которые бывает, если человек очень сильно прижимает язык к внутренней стороне верхних зубов или кладет его на зубы, устранимо: надо учиться прятать язык за зубы. Звук «с» произносится при нежатых зубах: язык лежит внизу, едва касаясь нижних зубов. Полезны упражнения со спичкой в зубах. Есть и несложные упражнения по ликвидации шепелявости, картавости, вялости голоса, гнусавости. Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки, которые уже укоренились в речи, не смогут. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка.

Ритмика

Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании ритмической организованностью, размеренностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важных элемент речи, т.к. «интонация и паузы семи по себе, помимо слов, обладают силой эмоциональною воздействия на слушателя» (К.С.Станиславский).Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Оптимальный темп речи русских составляет около 120 слов в минуту (англичан от 120до 150).

Но, как показывают экспериментальные данные, в V -- VI классах учителю лучше говорить не более 60, а в IX - 75 слов в минуту. Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. «Пустые слово сыплется, как горах из решета, насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью ». (К.С. Станиславский). Чем важнее слово, текст, тем медленнее речь. Трудную часть материала учитель излагает замедленным темном, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод-определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения учащихся. Чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю. Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами, логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических безжизненна. Паузы, темп и методика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса. Академик И.П. Павлов называл скуку «сном с открытыми глазами ». Речь учителя должна привлекать своей естественностью, разговорным мелодичным рисунком и в отличие от обычной беседы быть контрастнее, выразительнее. Для развития интонационного богатство речи учителю могут помочь специальные упражнения. После объективной оценки своих речевых данных надо приступить к регулярным занятиям: установить дыхание, отрабатывать дикцию, темпоритм, укреплять голосовые связки. Голос учителя должен быть ярким, сочным, звучным, четким, привлекать внимание, звать к мышлению, к действию, а не убаюкивать.