Что такое крейсер варяг. Оборудование и вспомогательные системы. Энергетическая установка и ходовые качества

Наверное, нет ни единого человека в России, который бы не слышал о самоубийственном подвиге крейсера «Варяг». Несмотря на то, что с описываемых ниже событий прошло уже более ста лет, память о неслыханном героизме до сих живет в сердцах и памяти людей. Но при этом, зная в общих чертах историю этого легендарного корабля, мы упускаем из вида многие удивительные детали, которыми богата его судьба. Начало 20 века ознаменовалось столкновением интересов двух бурно развивающихся империй – Российской и Японской. Камнем преткновения стали принадлежащие России территории на Дальнем Востоке, которые японский император спал и видел принадлежащими его стране. 6 февраля 1904 года Япония разорвала все дипломатические отношения с Россией, а уже 9 февраля блокировала порт Чемульпо, где и находился безызвестный в ту пор «Варяг».

Made in USA

Бронепалубный крейсер 1-го ранга был заложен в 1898 году. Строительство велось на верфях William Cramp and Sons в Филадельфии. В 1900 году крейсер передали Военно-морскому флоту Российской империи. По утверждению командира крейсера Руднева, корабль был доставлен с множеством строительных дефектов, из-за которых, как предполагалось, он не сможет развить скорость свыше 14 узлов. «Варяг» даже собирались вернуть обратно на ремонт. Однако на испытаниях осенью 1903 года крейсер развил скорость практически равную показанной на первоначальных испытаниях.

Дипломатическая миссия «Варяга»

Прославленный крейсер с января 1904 года находился в распоряжении российского посольства в Сеуле, стоял в нейтральном корейском порту Чемульпо и не предпринимал никаких военных действий. По злой иронии судьбы, «Варягу» и канонерской лодке «Кореец» пришлось вступить в заведомо проигрышный бой, первый в бесславно проигранной войне.

Перед боем

В ночь на 8 февраля из порта Чемульпо скрытно уплыл японский крейсер «Тиёда». Его уход не остался незамеченным для русских моряков. В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но на выходе из Чемульпо был подвержен торпедной атаке и был вынужден вернуться обратно на рейд. Утром 9 февраля капитан первого ранга Руднев получил официальный ультиматум японского адмирала Уриу: сдаться и покинуть Чемульпо до полудня. Выход из порта блокировала японская эскадра, так что русские корабли оказались в ловушке, выбраться из которой не было ни единого шанса.

«Никаких разговоров о сдаче»

Около 11 часов утра к команде крейсера с речью обратился его командир. Из его слов следовало, что он врагу так просто сдаваться не намерен. Моряки полностью поддержали своего капитана. Вскоре после этого «Варяг» и «Кореец» снялись с рейда, чтобы отправиться в свой последний бой, в то время как команды иностранных военных кораблей отдавали честь российским морякам и исполняли национальные гимны. В знак уважения духовые оркестры на кораблях союзников исполняли государственной гимн Российской империи.

Бой при Чемульпо

«Варяг» практически в одиночку (недальнобойная канонерка не в счет) вышел против японской эскадры, насчитывающей 6 крейсеров и 8 миноносцев, оснащенных более мощным и современным оружием. Первые же попадания показали все уязвимости «Варяга»: из-за отсутствия броневых башен, орудийные расчеты несли большие потери, а взрывы приводили в неисправность орудия. За час боя «Варяг» получил 5 подводных пробоин, бесчисленное множество надводных и потерял почти все орудия. В условиях узкого фарватера крейсер сел на мель, представив собой соблазнительную неподвижную мишень, но потом каким-то чудом, к удивлению японцев, сам умудрился с нее сняться. За этот час «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, потопил один миноносец и повредил 4 японских крейсера. Впрочем, как впоследствии утверждали японские власти, ни один снаряд с русского крейсера цели не достиг, а каких-либо повреждений и потерь вовсе не было. На «Варяге» потери среди экипажа были большими: были убиты один офицер и 30 матросов, около двухсот человек получили ранения или были контужены. По мнению Руднева, не оставалось ни единой возможности продолжать бой в таких условиях, поэтому было принято решение вернуться в порт и затопить корабли, чтобы они не достались в качестве трофеев противнику. Команды русских кораблей были отправлены на нейтральные суда, после чего «Варяг» затопили посредством открытия кингстонов, а «Кореец» взорвали. Это не помешало японцам достать крейсер со дна моря, отремонтировать его и включить в эскадру под названием «Соя».

Медаль за поражение

На родине героев Чемульпо ждали большие почести, несмотря на то, что битва была фактически проиграна. Экипаж «Варяга» был удостоен торжественного приема у императора Николая II и получил множество наград. О храбрых русских восторженно откликались и экипажи французских, немецких и английских судов, стоящих на рейде во время боя в Чемульпо. Удивительно другое: героическим поступок русских моряков считали и их противники – японцы. В 1907 году Всеволод Руднев (к тому времени впавший в немилость у Николая II) японским императором был награжден орденом Восходящего солнца в качестве дани уважения мужеству и стойкости русских моряков.

Дальнейшая судьба «Варяга»

После русско-японской войны правительство Японии создало в Сеуле мемориальный музей героев «Варяга». После десяти лет плена «Варяг» был выкуплен у Японии в 1916 году вместе с другими русскими кораблями, захваченными в качестве военных трофеев. После Октябрьской революции британское правительство приказало арестовать в своих портах все русские корабли, среди которых оказался и «Варяг». В 1920 году крейсер решено было пустить на металлолом в уплату долгов царской России, но по пути на завод, он попал в шторм и наскочил на скалы близ шотландского побережья. Все выглядело так, будто «Варяг» обладал своей собственной волей и, желая с честью завершить свою судьбу, совершил харакири. Что неудивительно, учитывая, что он провел в японском плене 10 лет. Намертво застрявший корабль не раз пытались достать со скал, но все попытки окончились неудачей, и теперь останки легендарного крейсера покоятся на дне Ирландского моря. 30 июля 2006 года на шотландском берегу недалеко от места гибели «Варяга» появилась мемориальная табличка, увековечивающая память самого прославленного корабля в истории Российского военного флота.

С детства россияне знают бодрую маршевую песню «Наверх вы, товарищи, все по местам…». Им известно, что ее главный герой – крейсер «Варяг», геройски погибший в бою с превосходящими силами японцев во время войны в начале ХХ века. Другая, минорная, песня «Плещут холодные волны» известна меньше. Но она посвящена тому же событию, и противоречия в том нет.

Судьба корабля сложилась неоднозначно, а правда про его подвиг оказалась принесенной в жертву требованиям пропаганды.

Американское чудо техники

К моменту начала русско-японской войны в 1904 году в российском обществе по отношению к будущему противнику царило «шапкозакидательское» настроение. Поражение привело к обратному результату: технические достижения японцев стали преувеличивать.

Эта тенденция сказалась и на оценке «Варяга». Поначалу крейсер характеризовали как мощную военную единицу, способную «заткнуть за пояс» противника. Позже появились утверждения, что крейсер этот был слабым и устаревшим. Оба утверждения неверны. Дело было не в технике, а (как сказали бы сегодня) в человеческом факторе.

Гонка флотского вооружения

Япония в конце XIX века отставала от развитых государств в техническом плане, но уже сумела совершить грандиозный экономический прорыв.

Она не достигла уровня мировой державы, но составляла ведущим странам мира достойную конкуренцию. Для дальнейшего развития требовались ресурсы, отсутствующие на тесных островах – так объясняется воинственность молодого «азиатского тигра».

В 1895 году российская разведка получила информацию о намерении Японии увеличить свой флот, чтобы он превосходил российские силы на Тихом океане.

Допускать этого не следовало – Россия сама имела экспансионистские планы в Китае и Корее. Заказ на постройку корабля «Варяг» стал одним из шагов по предупреждению японского доминирования.

Американский заказ

Импортозамещение налажено не было – российские верфи работали медленно. Поэтому заказ на постройку бронепалубного крейсера «Варяг» получили корабелы Филадельфии. Там взялись сделать все за 20 месяцев. Орудия крейсера изготавливались в России.


Согласно проекту, данные крейсера отвечали всем новейшим (на то время) требованиям к боевому кораблю.

Описание технических характеристик корабля позволяет представить мощное, быстроходное, хорошо вооруженное судно.

  • Габаритные размеры: длина – 129, 56 м, осадка – 5,94 м, ширина – 15,9 м.
  • Водоизмещение – 6500 тонн (проектное), 6604 тонны (по факту).
  • Броня: палуба – от 37 до 76 мм, боевая рубка – 152 мм.
  • Суммарная мощность двигателей – 20 тыс. л. с.
  • Максимальная скорость – 24,59 узлов (получена на испытаниях).
  • Главный калибр – 152 мм (12 шт.).
  • Прочая артиллерия – 24 орудия (75-, 63-, 47-, 37-миллиметровые), 2 пулемета.
  • Прочее вооружение: 6 торпедных аппаратов 381 мм, 2*254 мм, 35 мин заграждения, 6 метательных мин.
  • Команда – 20 офицеров, 550 нижних чинов (согласно штату). В реальных условиях бывали изменения; так, на момент битвы с японцами на крейсере было 558 человек: 21 офицер, 4 кондуктора, 3 наемных штатских, священник, 529 матросов.

Были и другие чудеса техники.

На корабле было множество электрики (новинка для того времени) – подъемники для снарядов, лебедки для шлюпок, даже тестомешалки. Имелась телефонная связь. Мебель выполнили из металла, хотя и покрасили «для антуража» под дерево. Это уменьшало пожароопасность.

Детали, не указанные в отчетах

В подлинной истории крейсера «Варяг» обнаруживаются факты, предопределившие ему недолгую жизнь. Он был построен и сдан заказчику в 1899 году (то есть вовремя), но флаг над ним поняли только 2 января 1901 года. Причина в том, что корабль сразу потребовал доработки – тактико-технические характеристики не соответствовали задуманному.


Главных проблем было две. Установленные на корабле котлы системы Никлосса оказались ненадежными, часто ломались. Хотя русский флот уже имел опыт работы с котлами этой системы, и особых проблем они не вызывали, здесь «не срослось».

По этой причине в боевых условиях корабль был тихоходнее, чем планировалось, и постоянно рисковал оказаться в самый неподходящий момент с аварийными котлами. Практически заявленная производителями скорость в 26 узлов не достигалась.

Обычно корабль не давал даже показанной во время испытаний скорости в 24,5 узлов.

Капитан В.Ф.Руднев жаловался не только на проблемы с котлами, но и на другие недоработки производителя, и на слабую ремонтную базу. Вероятно, его сведения о максимальной скорости хода в 14 узлов преуменьшены, но полной скорости «Варяг» не давал.

Кроме того, орудия бронепалубного крейсера броневой защиты были лишены. Это создавало дополнительный риск для артиллеристов и боеспособности крейсера (врагу легко было уничтожать вооружение корабля).


Этот недостаток броневой защиты сыграл роковую роль в знаменитом бою крейсера «Варяг» с японской эскадрой. Большинство крейсеров того времени такую защиту имели, но в данном случае корабль облегчали за счет орудийной брони.

Из печального опыта были сделаны соответствующие выводы, на других крейсерах такого типа (включая «Аврору») была установлена защита для орудий. Но артиллеристам-«варяжцам» это уже не могло помочь.

Доработки по ходу службы

На протяжении своей жизни «Варяг» дважды подвергался основательным модернизациям. Первую произвели японцы, подняв крейсер в 1905 году. В ходе ремонта поменяли штурманскую рубку, трубы, вентиляторы, ходовые мостики, убрали шесты противоминных сетей и марсовые площадки. Пушки калибром 75 мм заменили на 76-миллиметровые орудия Армстронга.

После возвращения в 1916 году корабля России носовые и кормовые орудия главного калибра были переведены в диаметральную плоскость, в результате чего увеличилась мощность бортового залпа.

Пулеметы были переделаны для стрельбы по воздушным целям. В механике были устранены мертвые ходы. И главное – артиллерия получила частичную броневую защиту (укороченными щитами) – были сделаны выводы из прошлого.

Царская свита

По завершении доработок корабль ушел из Филадельфии и отправился в Кронштадт, куда и прибыл в начале мая 1901 года. Через 2 недели его осмотрел лично царь Николай II. Нельзя отрицать – выглядел крейсер отлично, и судьба его поначалу складывалась удачно.


Впечатление у монарха было настолько хорошее, что он немедленно включил крейсер в состав группы сопровождения собственной яхты для поездки в Европу. Решение оправдывалось тем, что крейсер все равно был обречен на долгое плавание к месту несения службы – его приписали к Порт-Артуру.

Корабль побывал во многих портах Старого Света, и везде его встречали восторженно. На крейсер в прямом смысле ходили экскурсии «хорошего общества» тех портов, где он появлялся. Это было приятно для командира (В.Ф.Руднева), но вредно с военной точки зрения. Ведь во время своего путешествия «Варяг» заходил и в Нагасаки – популярный у иностранных моряков японский порт. Разведка микадо работала неплохо, и получила возможность разузнать побольше о российском корабле.

Пока российское командование преисполнялось уверенности в своем военном превосходстве над японцами, те готовились к войне всерьез. В Японии брали на вооружение новейшие боеприпасы и артиллерию, капитаны и адмиралы великолепно знали театр будущих боевых действий, на всех уровнях царили дисциплина и порядок.

Российские матросы несли службу исправно, но коррупция в верхах – не изобретение наших дней. Среди высшего военного руководства России хватало людей некомпетентных, не желающих нести ответственность за последствия своих распоряжений.

Немного проверенных данных

Достоверной информации о гибели крейсера «Варяг» не так много. Факты сразу были принесены в жертву идеологической целесообразности.


Даже отчет капитана о сражении изобилует неточностями. Но историкам удалось восстановить подлинную картину.

Только факты

27 декабря 1903 года «Варяг» отправился из Порт-Артура в Чемульпо. Это был нейтральный корейский порт. Официально крейсер (его сопровождала канонерка «Кореец») должен был обеспечить связь Порт-Артура с консульством в Сеуле. В Чемульпо капитан Руднев узнал о начале войны.


8 февраля (новый стиль) 1904 года бухта Чемульпо была заблокирована эскадрой адмирала Урио. «Кореец» сделал попытку прорваться в Порт-Артур, но был остановлен.

Урио предъявил русским ультиматум: выйти из бухты и принять бой, либо быть атакованными на рейде, где находились корабли других государств. Японская эскадра насчитывала 15 вымпелов. Офицеров иностранных кораблей категорически не устраивал вариант обстрела русских на рейде – они тоже попали бы «под раздачу».

И капитан Руднев принял решение попробовать пойти на прорыв.

«Варяг» вышел из Чемульпо в полдень 9 февраля и был атакован японцами. Бой продолжался в течение часа. Крейсер сильно пострадал, на нем были погибшие и раненые. Из-за полученных повреждений пришлось вернуться в порт. «Кореец» пошел следом, поскольку не мог тягаться с японцами в скорости.

Корабли было решено уничтожить. «Варяг» погиб от руки своих. Иностранцы категорически воспротивились его взрыву, и крейсер был затоплен путем открытия кингстонов.


Команды «Варяга» и «Корейца» приютили корабли Великобритании, Италии и Франции. Моряки США оказали помощь раненым.

Рейс в историю

Есть еще факты, касающиеся посмертной истории корабля. История о подвиге крейсера «Варяг» быстро стала известной. Когда команда вернулась в Россию (сперва моряки были интернированы), их принял царь. Все участники боя получили Георгиевские кресты, офицеры – ордена.

Выдали и награды приземленного свойства – матросы получили от императора именные часы. В.Ф.Руднев был произведен в контр-адмиралы.

Итоги сражения описывались едва ли не как победа. Ширились рассказы о двух поврежденных японских крейсерах (один даже якобы затонул) и нескольких потопленных миноносцах. Отчет капитана Руднева говорил о тысяче и более выпущенных снарядов.

«Варяг» стал символом верности флотским традициям и воинской доблести. Уже в 1954 году советское правительство разыскало живых к тому времени участников сражения под Чемульпо и наградило их медалями «За отвагу». Памятником крейсеру «Варяг» стали песни и стихи, причем не только в России.


Считается, что канонический текст «Наверх вы, товарищи» является вольным переводом стихотворения немецкого автора. О крейсере упоминали в книгах. В 1946 году был снят советский фильм «Крейсер «Варяг», и «главная роль» в нем досталась «Авроре», а ведь в СССР не было более почитаемого, символичного корабля! Ради съемок символу революции даже приделали дополнительную бутафорскую трубу.

В Военно-морском музее в Петербурге имеется модель (масштаб 1:64) крейсера, изготовленная в США в 1901 году. Здесь же имеется модель его паровой машины (1:20), она появилась в 1980-е годы, автором является С.И.Жуковицкий.

Это все факты. Но они не отвечают на некоторые вопросы, слабо освещенные в реальной истории «Варяга».

Каверзные вопросы

Они есть: не все понятно в биографии «Варяга» и истории его гибели.

  1. Почему крейсер отправили в Чемульпо с «почтовой» миссией? Неужели «Корейца» было мало для установления связи с консульством?
  2. Почему европейские и американские офицеры возражали против взрыва крейсера?
  3. Топил ли «Варяг» японские корабли?
  4. Действительно ли крейсер расстрелял большую часть своего боезапаса? Ведь к концу короткого сражения он потерял ¾ артиллерии, а офицер на дальномере погиб одним из первых?
  5. Почему «Варяг» не пошел на прорыв один, оставив «Корейца»? Тихоходная канонерка (13 узлов) оказалась для крейсера опасным тормозом, а команду можно было и эвакуировать.
  6. Почему японцам оказалось нетрудно поднять и отремонтировать корабль? Восстановление «Варяга» было закончено в июле 1907 года, и крейсер 9 лет плавал под японским флагом.
  7. Почему контр-адмирал Руднев вскоре после присвоения звания подал в отставку?

Без ответов на эти вопросы невозможно знать историю знаменитого корабля такой, какой она была на самом деле.


Правда о крейсере «Варяг» оказалась неудобной для пропагандистской машины, и в угоду ей была скрыта. Из-за сознательного сокрытия и искажения фактов не все неудобные вопросы имеют ответы даже сейчас.

Ответы на неудобные вопросы

Но ответы есть, и они создают иную картину, чем официальная «биография» крейсера.

  1. «Почтовое» назначение крейсера объяснить сложно. По одной из версий, он потребовался для того, чтобы доставить на родину корейского посла. Но все равно неясно, почему посол должен был ехать обязательно на крейсере. В Чемульпо в ту пору уже находился крейсер «Боярин», и «Варяг» должен был заменить его. Порт официально был нейтральным, но иностранных военных кораблей в нем хватало. Вероятно, это была попытка борьбы за влияние в Корее.
  2. Мотивы действия иностранцев неясны. Вероятно, они не желали явно принимать сторону России. США были явно не заинтересованы в том, чтобы Россия стала ведущей тихоокеанской державой. Портсмутский мира показал, что американцам требовалось ослабить и Россию, и Японию.
  3. «Варяг» не потопил ни одного вражеского корабля, хотя повреждения им нанес. Один из японских крейсеров после встречи с русским вынужден был встать на длительный ремонт.
  4. Масштабы обороны «Варяга» преувеличены. Подняв крейсер, японцы обнаружили на нем запасы неизрасходованных боеприпасов, так что данные капитана Руднева о стрельбе завышены. Данные о расходе снарядов главного калибра преувеличены не слишком сильно (но полсотни 152-миллиметровых – это немало). Однако Руднев позволил себе преувеличить расход и других боеприпасов.
  5. Принцип «сам погибай, а товарища выручай» высокоморален. На русском флоте чтили традиции, но в случае с боем в Чемульпо губить крейсер ради тихоходной канонерки было неразумно. Подлинная причина такого решения неясна. Капитан Руднев ссылался на сложности прохождения местного фарватера. Есть версия, что крейсеру не давал разрешения на выход русский посланник Павлов.
  6. В районе затопления крейсера залив имел недостаточную глубину. «Варяг» затонул не полностью, и поднять его было нетрудно. Ремонтировать оказалось трудней – работы продолжались до 1907 года. Ремонт обошелся в миллион иен. Крейсер ходил в составе японского флота в качестве учебного корабля. Официально он назывался «Соя», но надпись «Варяг» на корме была сохранена в знак уважения к мужеству противника. Ему был присвоен 2-й ранг (при постройке – 1-й).
  7. Специалисты в России знали реальную картину происшедшего. Опытные моряки могли оценить непрофессионализм действий как командования в Порт-Артуре, так и капитана Руднева. Это могло стать причиной его отставки. Но высокое начальство нельзя было признавать некомпетентным.

Не соответствует действительности и представление о гибели во время сражения всей или почти всей команды крейсера. Потери во время боя были невелики.

На крейсере погиб 1 офицер и 30 нижних чинов, серьезно ранены и контужены были 85 матросов и 6 офицеров (в том числе капитан). На «Корейце» потерь не было совсем. Но ставшая народной песня говорила про «кипящее море под нами» и отсутствие «камня и креста» в память о моряках, и эта версия закрепилась в массовом сознании.


На деле же многим матросам крейсера была суждена долгая жизнь, а их могилы сохранились во Владивостоке, Петербурге, Ярославле.

Технология возникновения легенды

Для чего потребовалось скрывать правду и выдумывать красивые легенды и мифы о «Варяге»?

Затем, чтобы скрыть факт, что первое же сражение в войне с Японией окончилось для русского флота поражением.

И виноваты в этом были не матросы и офицеры (от погибшего на «Варяге» мичмана нашли только руку, и рука эта так и не выпустила дальномер), а высшее руководство страны.

Ради пропаганды моряки были превращены в супергероев, расправившихся едва ли не с половиной японской эскадры. Они чтили славные традиции, не бросали товарищей и гибли под непокоренным флагом. Многие современники (а потомки – тем более) даже не понимали, что «Варяг» был потоплен на рейде.

Развенчивать созданную легенду о «Варяге» необходимости не было. Героизм моряков (а он был настоящим) оправдывал частично позорное поражение в войне. Дальше красивая картинка из прошлого была полезна для воспитания подрастающих матросов. Подлинная история команды «Варяга», что впрямь вела себя достойно и проявила истинную верность присяге, никого не беспокоила.

Покрепче, парень, вяжи узлы…

Не морские, а те, что связывают с Родиной.

В 1916 году Япония (теперь союзник по Антанте) вместе еще с двумя кораблями вернула крейсер России. Примечательно, что России пришлось еще и заплатить за «Варяг» – официально он был продан.

Он не остался на Тихом океане, а, пройдя частичную модернизацию во Владивостоке, своим ходом перешел Северным морским путем в Романов-на-Мурмане (Мурманск).


Корабль нуждался в ремонте, и с этой целью в начале 1917 года был отправлен в Англию. Там его застало известие о революции, и «союзники» реквизировали его, сделав из него «учебку». В 1919 году «Варяг» продали на лом, но до места он не дошел, сев на рифы. В 1925 году корабль был окончательно уничтожен.

Но это не конец истории. В 1979 году в серии «Советская Украина» заложили ракетный крейсер. Сегодня «Варяг» снова гроза Дальнего Востока, флагман российского Тихоокеанского флота.


Еще один корабль с таким названием строился в Николаеве. После распада СССР авианосец «Варяг» достался Украине, но она не могла и не хотела достраивать его. В 1998 году авианесущий крейсер «Варяг» был продан Китаю.

Там помнят, что в 1905 году японские захватчики рубили головы китайцам, считая жертвы на тысячи. Под названием «Ляонин» ТАВКР «Варяг» патрулирует моря под красным флагом. Он слабее, чем предусматривалось проектом, но захватчикам все же лучше не попадать под его раздачу.


Подвиг крейсера «Варяг» обросла легендами, имеющими мало общего с реальной судьбой корабля и его экипажа. Правда проста: русские моряки умели выполнять приказы и соблюдать правила чести.

Мы пред врагом не спустили славный Андреевский стяг…

Видео

В конце 19 века морское министерство Российской Империи заказало в Соединённых Штатах строительство лёгкого бронепалубного крейсера. Контракт был подписан 11 апреля 1898 года, а местом строительства были выбраны верфи компании "American Company William Cramp & Sons" на реке Делавэр в Филадельфии.

Несмотря на американское "происхождение", всё вооружение крейсера "Варяг" было изготовленно в России. Орудия - на Обуховском заводе, торпедные аппараты - на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза. А вот якоря заказывали в Англии .

Технические характеристики

Для своего времени "Варяг" был одним из кораблей высочайшего класса. Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

Подобное оснащение было не единственной сильной стороной крейсера. Он отличался от кораблей, построенных ранее значительно большим количеством приборов и механизмов, работавших от электричества .

Кроме этого, вся мебель крейсера была сделана из металла . Это значительно увеличивало сохранность корабля в бою и во время пожара: прежде мебель делали деревянной и горела она, как следствие, очень хорошо.

Крейсер "Варяг" стал также первым судном российского флота, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукт`оров и 20 офицеров.

При всех достоинствах не обошлось и без недостатков: котлы, установленные на крейсере, через несколько лет эксплуатации уже не давали нужных мощностей и в 1901 даже зашла речь о ремонте. Однако на испытаниях 1903 года перед уходом из Кронштадта в порт приписки "Варяг" показал отличные ходовые качества, близкие к максимально возможным.

Спуск на воду и путь в порт приписки

Крейсер "Варяг" бы спущен на воду 19 октября 1899 года. До января 1901 года прибывшая из России команда вела работы по вооружению и укомплектовке судна. В середине января оснащение было закончено и корабль был официально принят в состав военно-морского флота Российской Империи.

Утром 3 мая 1901 года "Варяг" отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. В Кронштадте крейсер провёл совсем немного времени: после двух смотров, один из которых произвёл лично великий князь Алексей Александрович, "Варягу" было выписано назначение в Порт-Артур на усиление 1-й Тихоокеанской эскадры. Кораблей в составе этой эскадры было не так уж и много и они были разбросаны по всем портам: Владивосток, Порт-Артур, Дальний, Чемульпо, около Сеула, у берегов Кореи.


В порт приписки крейсер добирался через полмира: сначала курс лежал через Балтикийское и Северное моря, затем через Ла-Манш в Атлантический океан, потом - вокруг Африки в Индийский океан. Всё плаванье заняло примерно полгода и 25 февраля крейсер "Варяг" встал на якорь на внешнем рейде Порт-Артура.

Сражение, гибель и дальнейшая судьба

"Варяг" принял участие в одном из самых драматичных морских сражений в истории . Дело было во время Русско-японской войны, буквально за месяц до начала которой царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхонь).

  • 26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу блокировала порт Чемульпо, чтобы прикрыть высадку десанта и не допустить вмешательства "Варяга".
  • 27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до полудня покинуть порт, в противном случае русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.

В полдень "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" вышли из порта и на расстоянии 10 миль встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми. Бой длился всего 50 минут. За это время "Варяг" выпустил по противнику 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда.

В ходе сражения "Варяг" получил 5 пробоин ниже ватерлинии и лишился трех 6−тидюймовых орудий. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой , и было принято решение вернуться в порт Чемульпо.

В порту после оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, сам крейсер был затоплен, а "Кореец" взорван. Впрочем, это ещё не конец истории легендарного крейсера.


  • В 1905 году японцы подняли и отремонтировали "Варяг". Корабль получил новое имя "Соя" и последующие несколько лет служил учебным судном для японских моряков.
  • В 1916 году Россия выкупила корабль у Японии, а в 1917 году корабль отплыл в доки Великобритании для ремонта. После революции у советского правительства не оказалось возможности оплатить ремонтные работы и корабль остался англичанам.
  • В 1920 году британские власти продали крейсер на слом в Германию.
  • В 1925 году при транспортировке "Варяг" попал в шторм и сел на мель близ ирландских берегов, недалеко от поселка Лендалфут. Там же легенда военно-морского флота и нашла свой последний причал: корабль был взорван, чтобы корпус не мешал рыболовству и судоходству.
  • В 2004 году было точно установлено место затопления крейсера. Сейчас всё, что осталось от суда лежит на морском дне на глубине 8 метров, в нескольких сотнях метров от берега.

Сегодня на Дальнем Востоке , в Ирландии и Корее открыты музеи и мемориалы, посвящённые памяти крейсера "Варяг". Подвигу экипажей кораблей посвящены песни "Врагу не сдается наш гордый "Варяг" и "Плещут холодные волны", кроме того, в 1972 году в СССР была выпущена памятная почтовая марка с изображением крейсера.

Начало русско-японской войне положила история, произошедшая с героическим крейсером «Варяг», команда которого предпочла пленению неравный бой и гибель корабля, оттянув на себя основные силы противника. Этот героический поступок команды, передается из поколения в поколение в строчках известной песни. Но настоящая правда о событиях, произошедших на крейсере, не менее интересна.

Строительство корабля

Бронепалубный крейсер 1 ранга «Варяг», был построен по заказу Адмиралтейства на верфи Филадельфии, и под звуки духового оркестра и восторженные крики его экипажа в 565 человек, торжественно спущен на воду 31 октября 1899 года. Бутылка шампанского, как и полагается по старинной морской традиции, была разбита о борт крейсера – рождение легенды состоялось.

Практически сразу были обнаружены конструктивные недочеты, допущенные во время строительства: в пути взорвался один из котлов. Неполадки будут сопровождать крейсер и далее, на протяжении всей истории его существования. Но, несмотря на это, судно отправилось в нейтральный порт приписки Чемульпо (Южная Корея), где находилось в распоряжении правительства России в Корее.

Начиная с 1903 года, Россия и Япония вели постоянные переговоры о статусе Маньчжурии и Кореи. Япония претендовала на территорию Кореи, Россия препятствовала этим требованиям.

В порту, помимо крейсера «Варяг», были приписаны суда из Британии, Италии, Японии, Франции и Америки. Утром 27 января 1904 года японский адмирал Урио Сотокити направляет ультиматум Рудневу (капитану крейсера), в котором говорилось, что поскольку Россия и Япония находятся в состоянии войны, крейсеру надлежит покинуть порт Чемульпо до 12.00 9 февраля 1904 года.

В противном случае, адмирал с превосходящими силами будет вынужден атаковать и захватить крейсер.

Нота протеста

Некоторые историки склоняются к тому, что капитан должен был выполнить требования японского адмирала, пересечь нейтральные воды и держать курс к российским берегам. Технические характеристики корабля, даже, несмотря на неисправность двигателей, позволяли крейсеру, имеющему более высокую скорость хода, беспрепятственно покинуть порт.

Руднев понимал, что броня корабля и огневая мощь уступают превосходящим силам японского флота. На совещании капитанов морских судов Англии, Франции, Италии и России, проходившем на английском крейсере «Талбот», было решено направить ноту протеста Урио Сотокити. Руднев решил с боем продвигаться в нейтральные воды, командиры иностранных судов отказались от сопровождения «Варяга», сославшись на нейтралитет.

9 февраля в 11.00 крейсер вышел из гавани Чемульпо, и открыл огонь по врагу. Артиллерийские расчеты крейсера значились в списках лучших, среди кораблей военно-морского флота России. И хотя в бою затонули три японских крейсера и эсминец, силы были слишком неравными. Большая часть орудий крейсера вышла из строя, вода начала заливать крейсер.

Верхняя палуба была вся усыпана трупами убитых матросов, часть шлюпок была повреждена шрапнелью, часть попросту сгорела.

Машинное отделение было разбито, управление крейсером стало невозможным, и корабль вернулся в гавань. По окончании краткого совещания с офицерами команды, капитан принял решение затопить крейсер, но не сдаться врагу.

Были открыты кингстоны, и корабль был затоплен в порту Чемульпо.

Историки считают, что Руднев первоначально недооценил ситуацию, что привело к многочисленным потерям среди команды и затоплению крейсера.

Позднее, Японская сторона подняла корабль, сопроводила в Японию, и, после ремонта, целых 11 лет «Варяг» ходил под японским флагом.

Правда теперь он назывался «Соя», хотя, отдавая дань уважения героизму русских моряков, на корме так и осталась надпись «Варяг».

Итоги сражения

Каждый пятый, а в общей сложности 108 человек экипажа, погибли. Находившиеся неподалеку иностранные суда подобрали выживших членов экипажа. Японцы были потрясены стойкостью русских моряков. Все, захваченные члены экипажа крейсера, позднее были освобождены, давая клятву не принимать участие в боевых действиях.

Никто из выживших членов экипажа не считал себя героем, скорее наоборот, они думали, что в России их ждет суд. Но, отдавая дань героизму и стойкости русских моряков, устроил в их честь императорский прием и вручил на память каждому именные часы. Капитан корабля и офицерский состав был награжден орденами Андрея Первозванного IV степени.

В истории российского флота достаточно трагических и героических страниц, самые яркие из них связаны с русско-японской войной 1905 года. Героическая оборона Порт-Артура, гибель адмирала Макарова, цусимский разгром. Сегодня в России, наверное, не найдется ни одного человека, который бы не слышал о самоубийственном подвиге крейсера «Варяг», принявшего неравный бой, о гибели гордого корабля, сражавшегося до последнего и не пожелавшего сдаться неприятелю.

С того памятного боя прошло уже более ста лет, но несмотря на это, героизм матросов и офицеров «Варяга» до сих пор живет в памяти их потомков. На примере этого славного корабля воспитано не одно поколение советских и российских моряков. О «Варяге» сняты фильмы, написаны песни.

Однако всё ли мы знаем сегодня о том, что происходило в бухте Чемульпо в тот памятный день 9 февраля 1904 года? Но прежде чем перейти к описанию того памятного боя, следует сказать несколько слов о самом бронепалубном крейсере «Варяг», истории его создания и службы.

История и устройство крейсера

Начало двадцатого столетия стало временем столкновением интересов двух империй, которые стремительно развивались – Российской и Японской. Ареной их противостояния стал Дальний Восток.

Страна восходящего солнца, пройдя стремительную модернизацию в конце XIX века, желала получить лидерство в регионе и была не прочь расшириться за счет территорий соседних стран. Россия тем временем продолжала свою экспансию, в Петербурге разрабатывали проект «Желтороссии» - заселения части территорий Китая и Кореи российскими крестьянами и казаками и русификации местного населения.

До поры до времени российское руководство не воспринимало Японию всерьез: уж слишком несопоставимым казался экономический потенциал двух империй. Однако стремительный рост японских вооруженных сил и флота заставил Петербург по-другому взглянуть на далекого азиатского соседа.

В 1895 и 1896 году в Японии была принята судостроительная программа, которая предусматривала создание флота, который бы превосходил ВМФ России на Дальнем Востоке. В ответ на это Россия внесла изменение в собственные планы: началось строительство боевых кораблей специально для дальневосточного региона. В их число входил и бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг».

Постройка корабля началась в 1898 году на верфи компании American Company William Cramp & Sons в Филадельфии. За ходом строительства крейсера наблюдала специальная комиссия, присланная из России.

Изначально на корабле планировали установить более тяжелые, но надежные и проверенные временем котлы Бельвиля, но позже они были заменены котлами Никлосса, которые хотя и отличались оригинальной конструкцией и хорошей производительностью, но не были испытаны на практике. Позже такой выбор силовой установки для крейсера стал причиной множества проблем: она часто выходила из строя, по прибытии из США во Владивосток «Варяг» сразу же на несколько месяцев встал на ремонт.

В 1900 году корабль был сдан заказчику, однако крейсер имел массу недоработок, которые устранялись вплоть до самого убытия корабля на родину в 1901 году.

Корпус крейсера имел полубак, что значительно улучшало его мореходные качества. Вдоль бортов на уровне скосов в районе котельных и машинных отделений располагались угольные ямы. Они не только снабжали силовую установку топливом, но и являлись дополнительной защитой для наиболее важных узлов и механизмов корабля. Погреба с боезапасом находились в носовой и кормовой части судна, что облегчало их защиту от неприятельского огня.

Крейсер «Варяг» имел броневую палубу, ее толщина достигала 38 мм. Также броневой защитой были обеспечены дымовые трубы, приводы рулей, элеваторы для подъема боеприпасов и дульные части торпедных аппаратов.

Силовая установка крейсера состояла из двадцати котлов системы Никлосса и четырехцилиндровых машин тройного расширения. Их суммарная мощность составляла 20 тыс. л. с., что позволяло вращать вал со скоростью 160 оборотов в минуту. Он, в свою очередь, приводил в движение два гребных винта корабля. Максимальная проектная скорость крейсера составляла 26 узлов.

Установка на корабле котлов Никлосса была явной ошибкой. Сложные и капризные в обслуживании, они постоянно выходили из строя, поэтому котлы старались не слишком нагружать и высокую скорость хода – один из главных своих козырей – бронепалубный крейсер использовал крайне редко. В условиях же слабой ремонтной базы Порт-Артура полноценно починить подобное оборудование было практически невозможно, поэтому (по мнению ряда историков) к началу войны «Варяг» не мог дать даже 20 узлов.

Корабль был оснащен мощной системой вентиляции, спасательные средства крейсера состояли из двух баркасов, двух паровых катеров и двух весельных шлюпок, вельботов, ялов и пробных шлюпок.

Бронепалубный крейсер «Варяг» имел довольно мощное (для своего времени) электрооборудование, которое питалось от трех паровых динамо-машин. Рулевое управление имело три привода: электрический, паровой и ручной.

В состав экипажа крейсера входили 550 нижних чинов, 21 офицер и 9 кондукторов.

Главным калибром «Варяга» являлись 152-мм пушки системы Канэ. Их общее количество составляло 12 единиц. Орудия были разделены на две батареи по шесть пушек: носовую и кормовую. Все они были установлены на специальных выступах, которые выходили за линию борта, – спонсонах. Подобное решение значительно увеличивало угол обстрела орудий, однако проблемой было то, что орудийная обслуга не была защищена не только башнями, но даже броневыми щитами.

Кроме главного калибра, крейсер имел на вооружении двенадцать 75-мм пушек, восемь 47-мм и по два 37-мм и 63-мм орудия. Также на борту корабля были установлены восемь торпедных аппаратов разных конструкций и калибров.

Если давать общую оценку проекта, то следует признать: бронепалубный крейсер «Варяг» был очень неплохим кораблем своего класса. Он отличался хорошей мореходностью, общая компоновка судна была компактной и продуманной. Системы жизнеобеспечения крейсера заслуживают самой высокой оценки. «Варяг» имел выдающиеся скоростные характеристики, которые, правда, отчасти нивелировались ненадежностью силовой установки. Вооружение и защищенность крейсера «Варяг» также не уступали лучшим зарубежным аналогам того времени.

25 января 1902 года крейсер прибыл к постоянному месту службы – на российскую военно-морскую базу в Порт-Артуре. До 1904 года корабль совершил несколько незначительных походов, а также долгое время находился в ремонте из-за частых проблем с силовой установкой. Начало русско-японской войны бронепалубный крейсер встретил в гавани корейского города Чемульпо. Командиром корабля в тот момент был капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев.

Бой «Варяга»

26 января 1904 года (далее все даты будут даны по «старому стилю») в порту Чемульпо находились два российский военных корабля: крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Также в гавани присутствовали военные корабли других государств: Франции, США, Великобритании и Италии. «Варяг» и «Кореец» находились в распоряжении российской дипломатической миссии в Сеуле.

Следует несколько слов сказать о другом российском корабле, который принял бой вместе с «Варягом» - канонерской лодке «Кореец». Она была построена в 1887 году в Швеции, была вооружена двумя 203,2-мм и одним 152,4-мм орудием. Все они были устаревшей конструкции, стрелявшими дымным порохом на дистанцию не более четырех миль. Максимальная скорость канонерки во время ее испытаний составляла всего 13,5 узла. Однако на момент боя «Кореец» не мог развить даже такую скорость из-за сильной изношенности машин и низкого качества угля. Как не трудно заметить, боевое значение «Корейца» практически равнялось нулю: дальность стрельбы его орудий не позволяли нанести неприятелю хотя бы какой-нибудь урон.

14 января телеграфная связь между Чемульпо и Порт-Артуром была прервана. 26 января канонерка «Кореец» с почтой пыталась покинуть гавань, однако была перехвачена японской эскадрой. Канонерка была атакована японскими миноносцами и вернулась в порт.

Японская эскадра представляла значительную силу, в ее состав входили: броненосный крейсер 1-го класса, броненосный крейсер 2-го класса и четырех бронепалубных крейсера 2-го класса, авизо, восемь миноносцев и три транспорта. Командовал японцами контр-адмирал Уриу. Чтобы расправиться с «Варягом», врагу было достаточно одного корабля — флагмана японской эскадры броненосного крейсера «Асама». Он был вооружен восьмидюймовыми орудиями, установленными в башнях, кроме того, броня защищала не только палубу, но и борта этого корабля.

Утром 9 февраля капитан «Варяга» Руднев получил от японцев официальный ультиматум: покинуть Чемульпо до полудня, иначе русские корабли будут атакованы прямо на рейде. В 12 часов крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» покинули гавань. Спустя несколько минут они были обнаружены японскими кораблями и начался бой.

Он продолжался в течение одного часа, после чего российские корабли вернулись на рейд. «Варяг» получил от семи до одиннадцати попаданий (по разным источникам). Корабль имел одну серьезную пробоину ниже ватерлинии, на нем вспыхнули пожары, вражеские снаряды повредили несколько орудий. Отсутствие защиты у орудий привело к значительным потерям среди комендоров и орудийной обслуги.

Один из снарядов повредил рулевые приводы и неуправляемый корабль сел на камни. Положение стало безнадежным: неподвижный крейсер стал прекрасной мишенью. Именно в этот момент корабль получил самые тяжелые повреждения. Каким-то чудом «Варягу» удалось сняться с камней и вернуться на рейд.

Позже капитан Руднев в своем рапорте указывал, что огнем российских кораблей был потоплен один японский миноносец и тяжело поврежден крейсер «Асама», а другой крейсер, «Такачихо», после боя и вовсе утонул от полученных повреждений. Руднев утверждал, что «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов разных калибров, а «Кореец» - 52 снаряда. Однако количество неиспользованных снарядов, которые японцы обнаружили после подъема «Варяга», говорят о значительном завышении этой цифры.

Согласно японским источникам, ни в один из кораблей адмирала Уриу попаданий не было, соответственно, не было и потерь в личном составе. Попал или не попал хотя бы раз русский крейсер по противнику — до сих остается предметом дискуссии. Однако информацию о том, что ни один из японских кораблей не получил повреждений, подтверждают офицеры иностранных кораблей, находившихся в Чемульпо и наблюдавших этот бой. Также к этому выводу пришли практически все крупные исследователи русско-японской войны.

В результате боя на «Варяге» были убиты офицер и 30 матросов, а 6 офицеров и 85 матросов были ранены и контужены, ещё примерно сотня членов экипажа получила легкие ранения. Ранение получил и капитан корабля Руднев. Практически все, кто находился на верхней палубе крейсера были убиты или ранены. Экипаж «Корейца» потерь не имел.

Капитан Руднев посчитал, что российские корабли больше не в состоянии продолжать бой, поэтому крейсер решили затопить, а канонерку – взорвать. «Варяг» взрывать побоялись из-за опасности повредить другие корабли на рейде. Затоплен был и российский пароход «Сунгари». Затопление крейсера получилось крайне неудачным: во время отлива часть корабля обнажалась, что позволила японцам практически сразу снять с него орудия и ценное оборудование.

Экипажи «Варяга» и «Корейца» перешли на иностранные корабли и покинули Чемульпо. Японцы не мешали эвакуации.

Уже в начале 1905 года крейсер был поднят и принят в состав японского флота. Он был переименован в «Сойя» и стал учебным судном.

После боя

После начала Первой Мировой войны, в которой Япония была союзницей России, крейсер «Варяг» был выкуплен российским правительством. До осени 1916 года во Владивостоке шел ремонт корабля, 17 ноября он прибыл в Мурманск. Затем правительство России договорилось о проведении капитального ремонта «Варяга» в Ливерпуле. Пока крейсер ремонтировали, в Петрограде случилась революция, англичане реквизировали корабль и превратили его в плавучую казарму.

В 1919 году «Варяг» был продан на металлолом, однако до места утилизации он так и не добрался: сел на камни в Ирландском море. Позже его часьтчно разобрали прямо на месте гибели.

После сражения в Чемульпо команды «Варяга» и «Корейца» стали национальными героями. Все нижние чины получили Георгиевские кресты и именные часы, офицерский состав кораблей был награжден орденами. Моряков с «Варяга» лично принимал российский император Николай II. О храбрости русских моряков слагали стихи. Причем не только в России: немецкий поэт Рудольф Грейнц написал стих Der Warjag, который позже был переведен на русский язык и положен на музыку. Именно так родилась популярнейшая в России песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».

Мужество защитников «Варяга» было оценено и противником: в 1907 году капитан Руднев был награжден японским орденом Восходящего солнца.

Немного другим было отношение к «Варягу» и его командиру у профессиональных военных моряков. Часто высказывалось мнение, что ничего героического капитан корабля не сделал и даже не смог полноценно уничтожить свой корабль, чтобы он не достался неприятелю.

Не слишком хорошо было воспринято и массовое награждение команды Георгиевскими крестами. В то время в России это было не принято: «Георгия» давали конкретному человеку за совершенный подвиг. Простое присутствие на корабле, который по воле командира идет в атаку, вряд ли относится к такой категории.

После революции о подвиге «Варяга» и подробностях битвы в Чемульпо надолго забыли. Однако в 1946 году на экраны вышел фильм «Крейсер «Варяг», который полностью изменил ситуацию. В 1954 году все оставшиеся в живых члены экипажа крейсера были награждены медалями «За отвагу».

С 1962 года в составе ВМФ СССР (а потом и российского флота) всегда был корабль, который носит название «Варяг». В настоящее время ракетный крейсер «Варяг» - флагман Тихоокеанского флота РФ.

Могло ли быть по-другому?

История не терпит сослагательного наклонения. Это известная истина — но все же мог ли бронепалубный крейсер «Варяг» прорваться к основным силам флота и избежать гибели?

При той тактике прорыва, которую избрал Руднев, ответ однозначно является отрицательным. Выйти в открытое море вместе с тихоходной канонеркой, которая не могла дать и 13 узлов - эта задача явно выглядит нереальной. Однако после обстрела «Корейца» 26 января Руднев мог бы понять, что началась война и Чемульпо превратилось в ловушку. В распоряжении у капитана «Варяга» была всего лишь одна ночь: он мог затопить или взорвать канонерку, пересадить на крейсер ее команду и под покровом ночи уйти из гавани. Однако он этой возможностью не воспользовался.

Однако отдать приказ об уничтожении собственного корабля без боя – серьезная ответственность и непонятно, как на такое решение отреагировало бы командование.

Не меньшую ответственность за гибель двух кораблей несет и российское военное командование на Дальнем Востоке. Когда стало понятным, что войны не избежать, «Варяг» и «Кореец» нужно было срочно выводить из Чемульпо. В отрыве от основных сил флота они превращались в легкую добычу японцев.