Как объяснить большие перерывы в стаже. Искусство отказа работодателю: дипломатия на службе у карьеры. Нет ничего ужасного в частой смене работы: человеку свойственно выбирать лучшее. Вопрос заключается в причинах частой смены. Какие обстоятельства побужд

Перерывы между прошлой и новой работой встречаются в резюме большинства соискателей. Однако если данный срок затянулся более чем на полгода, это может стать существенным препятствием на пути к получению желанной должности. О том, как объяснить работодателю пробелы в трудовой деятельности, – читайте в материале проекта «Работа».

Попробуйте быть честным

Многие кандидаты не указывают в резюме те места работы, где они трудились «в черную», а также компании, срок работы в которых не затянулся более чем на несколько месяцев. Такие пробелы лучше всего объяснить честно. Как показывает практика, руководители обращают пристальное внимание лишь на полное отсутствие трудовой деятельности соискателя.

«Пробелы в резюме могут быть трех типов, – говорит консультант по подбору персонала официального представителя федеральной рекрутинговой сети «ВИЗАВИ Метрополис» Юлия Антонова . – Кандидат в определённый период нигде не работал; кандидат продолжал трудовую деятельность, но официально оформлен не был; кандидат работал не по профессии, в целевом резюме решил не указывать этот опыт. Самым критичным для работодателя будет первый вариант. Человек, который не работает, пусть даже не по специальности, теряет не только профессиональную квалификацию, но и дисциплину и мотивацию. На его адаптацию и включение в бизнес уйдет, скорее всего, больше времени. Проще всего работодатель в России отнесется ко второму варианту – когда трудовой стаж не прерывался, кандидат не был должным образом оформлен. Дополнительную информацию об этом периоде довольно просто восстановить по рассказу кандидата, отзывам бывших коллег или работодателей. В третьем варианте придется дополнительно изучать мотивацию и сохранение квалификации. Если кандидату удалось найти общий язык с работодателем и объяснить мотивы смены профиля деятельности, такие пробелы становятся лишь расширением профессионального опыта, тем самым, упрочивая позиции специалиста».

«Безусловно, мы обращаем внимание, если у кандидата есть длительные пробелы в трудовом стаже, – говорит руководитель по работе с персоналом екатеринбургского филиала Банка Хоум Кредит Светлана Мильман . – Нам, как, наверное, и любой компании, важно принять на работу благонадежных сотрудников, нацеленных на долгосрочное сотрудничество с нашим банком. Длительный пробел – это отсутствие у кандидата работы более трех месяцев. Однако пробелы в трудовом стаже, отраженные в резюме, не являются стоп-фактором для приглашения на интервью и последующего трудоустройства. Важный момент здесь – именно личная встреча, поскольку есть вопросы, которые человек не готов озвучивать по телефону, и только доверительная беседа со специалистом по подбору позволит ему рассказать о своей ситуации».

При собеседовании важны и невербальные проявления кандидата, продолжает Светлана Мильман. «Искренность в общении, анализ причин, приведших к пробелу в трудовом стаже, осознание своих целей и мотивация к работе в нашей компании позволят кандидату успешно пройти все этапы отбора и стать частью команды».

Для некоторых работодателей длительное отсутствие работы и вовсе подразумевает срок более года.

«Долго без работы – это год и более, – говорит исполнительный директор компании Darenta Олег Грибанов . – Если человек без работы всего месяц или даже полгода, то это может быть обосновано. И, безусловно, у такого кандидата есть шанс на трудоустройство. Много зависит от того, как он проявит себя на собеседовании».

Безработный или бездельник?

Даже если кандидат долгое время находился без работы, это вовсе не означает, что он бездельничал. При правильном подходе к перерывам в трудовом стаже, можно заставить пробелы в резюме работать на вас.

«Для меня важно знать, чем кандидат занимался в свободное время, чтобы понять, подходит он нашей компании или нет, – говорит специалист по подбору персонала Алена Батаева . – Зачастую эта информация может открыть кандидата с интересных сторон. Большинство специалистов проходили через тупик в карьере, однако, если такая трудовая «передышка» была направлена на поиск целей и раскрытие своего потенциала, то в дальнейшем эти люди делали прекрасную карьеру».

Чтобы провести время без работы с пользой, эксперты советуют заняться обучением, освоением новой специальности или временной подработкой на фрилансе.

«Длительное отсутствие работы может стать отличным толчком к дальнейшему построению карьеры, – говорит HR-тренер Максим Левченко . – Это именно то время, когда можно тщательно продумать свои цели, обозначить, какими навыками вы уже обладаете, а какие необходимо развивать. В этом и состоит главное отличие конструктивного пробела в карьере от неконструктивного. Большое количество свободного времени дает возможность наконец-то восполнить те пробелы в знаниях, которые мешали человеку заниматься именно тем, к чему он стремится. Также стоит подумать о внештатной занятости. Даже если фриланс и не принесет стабильного дохода, это будет хорошим ответом для работодателя на вопрос, почему у вас не было работы».

Творческий отпуск

Запланированный перерыв в работе или «творческий отпуск» также может стать достойным объяснением длительного пробела в резюме. Однако не стоит забывать, что такой перерыв требует определенной финансовой подготовки.

«Творческий отпуск не такое уж редкое явление, – говорит Максим Левченко. – Однако к перерыву в работе, во-первых, необходимо финансово подготовиться, а во-вторых, использовать это время исключительно для профессионального роста. Поэтому если специалист сможет воспринимать перерыв в карьере не как неудачу, а как новую возможность, он однозначно будет более привлекательным кандидатом в глазах рекрутера».

Как отмечают эксперты, длительные пробелы в трудовом стаже тем менее критичны, чем выше занимаемая специалистом должность.

«Пробелы в резюме встречаются чаще у определённых групп специалистов, – говорит Юлия Антонова. – Маркетологи и продажники, например, хорошо понимают «целевую аудиторию» и, предвосхищая вопросы рекрутера, чаще других дают комментарии по пробелам в своем трудовом стаже. Сложнее разбираться с резюме технических специалистов и строителей. Для большинства должностей приемлемым в спокойное время будет срок от пары дней до двух месяцев – за это время можно сориентироваться на рынке труда, согласовать и пройти несколько интервью с интересующими работодателями. Для руководителей и топов этот срок может растянуться до полугода – понятно, что такого уровня позиций на рынке не так много, да и конкурсы на такие позиции проходят довольно продолжительное время. В кризисные периоды для экономики все сроки можно смело умножать на два: бюджеты урезаются, штатные расписания оптимизируются, рынок изобилует специалистами, работы у эйчаров становится больше – конкурсы проходят дольше».

«Могу отметить, что чем выше должность (топ-менеджмент, генеральные директора и т.д.), тем больший срок без работы воспринимается нормально, – добавляет управляющий партнер компании «Альт-Бизнес» Светлана Май . – У человека явно была подушка безопасности, да и сам поиск соответствующего места – тоже дело не быстрое».

Если у соискателя есть пробелы в профессиональном стаже, нужно придерживаться нескольких правил, резюмирует директор по персоналу SPSR Express Анастасия Хрисанфова . «Не нужно пытаться их скрыть или «замылить» – это всегда бросается в глаза в виде несостыковок и вызывает большие вопросы, – отмечает эксперт. – Не пытаться прикрыть их несуществующими событиями – важно сделать их понятными для прочтения, например: «С … по …. Проектная деятельность. Реализованные проекты:…». В коммуникации важно быть честным в описании причин, связанных с «пробелом», важно, чтобы вы сами верили, что это не является минусом в вашей профессиональной деятельности. А также важно дать рекрутеру понять, что указанные причины не отразятся в будущем на работе в компании. С каждым годом рынок труда становится все более разнообразным. И если десять лет назад специалистов, которые уезжали на год-два жить в теплые страны было совсем немного, сегодня таких случаев все больше. Пройдет еще совсем немного времени, и мы перестанем оперировать терминами «пробелы» в резюме в том понимании, которое есть сейчас».

Во-первых, не надо лгать. У каждой приличной компании есть служба безопасности. И она наведет о вас справки, так что правда неизбежно выплывает наружу.

Правдивость ответов актуальна в отношении не только причины увольнения на собеседовании, но и опыта работа, семейного положения… Это все легко проверяется.

Во-вторых, не надо юлить. Если собеседование проходит «глаза в глаза», то любая заминка с ответом на этот вопрос, вызовет подозрение. Не пытайтесь уйти от прямого ответа.

В-третьих, ответ не должен быть шаблонным и звучать заученно. Это также спровоцирует сомнение в вашей искренности.

Пример: на вопрос «Почему вы попали под сокращение?» вы отвечаете: «Кризис. Многих сейчас сокращают».

Неправильный ответ, даже, если и отчасти правдивый. Как правило, когда шторм, корабль избавляется от балласта. Та же ситуация и в эпоху экономического кризиса.

Согласитесь, признавать себя «не ценным грузом» не очень приятно. А потому нужно придумать причину не такую обидную для самолюбия и более убедительную в глазах работодателя.

На вопрос «Почему вас уволили сразу после испытательного срока?» можно, конечно, сказать, что это – постоянная метода фирмы, которая не хочет повышать зарплату. Но лучше, если вы скажете, что увольнение произошло по соглашению сторон, что вы поняли, что это – не ваше, что это не то, чем бы вы хотели заниматься.

Как объяснить причину увольнения на собеседовании? Об этом также рассказывает короткий и практичный видеоролик.

Если уволили по статье

Это отдельная история. Запись в трудовой книжке соискателя об увольнении по статье, как мигающая красная кнопка, предупреждающая работодателя об опасности.

Есть несколько вариантов, что делать обладателю такой трудовой книжки. Например, потерять трудовую, устроиться на работу «по знакомству». Если вы понимаете, что это все – не ваши варианты, то идите на собеседование и учтите ряд моментов.

Не указывайте в резюме причину увольнения. На собеседовании сами об этом не заводите разговор. Постарайтесь попасть на собеседование к руководителю, а не к сотруднику отдела кадров. Так вы получите индивидуальный подход. И это может вам пригодиться.

Если вопрос, все же, был задан, отвечайте коротко, не детализируя и не приукрашивая. Важно! Способность признавать свои ошибки обычно ценится больше, чем хитрость и желание свалить вину на других. Совет: Если руководитель колеблется, предложите взять вас с испытательным сроком.

5 красивых причин ухода с работы на собеседовании

Какие причины увольнения говорить на собеседовании лучше всего:

  1. Эмоционально сгорели. Сейчас это довольно модный ответ. Кстати, термин «профессиональное выгорание», действительно, существует в природе. Совет: эта причина не подходит, если вы склонны менять место работы каждый год.
  2. Банкротство фирмы, сокращение должности, реорганизация. Осторожно! Это все легко проверяется.
  3. Смена места жительства. Стало неудобно добираться до работы. Совет: можно воспользоваться ситуацией и подчеркнуть свои положительные черты. Например, пунктуальность: «Добираться до работы так долго и проблематично, что из-за пробок я стал (а) опаздывать. Что мне, человеку пунктуальному и обязательному, невыносимо».
  4. Хочу белую зарплату и соц.пакет. Внимание! Подходит тем, у кого на предыдущем месте работы всего этого не было.
  5. Много слышал(а) о вашей компании. Давно мечтаю в ней работать. Замечание: редкому работодателю не польстит такой ответ. Но потрудитесь навести справки и собрать информацию о компании, в которую вы так стремитесь.

И еще один ответ, в качестве образца для подражания:

По моему мнению, продолжительная работа на одном месте ведет к умственному регрессу. Замечаю, что, изучив все нюансы, я выполняю уже свои обязанности «одной левой», на автомате. Мне становится неинтересно и скучно работать. Я больше ничего не узнаю нового, профессионально не расту. Не вижу смысла в такой работе. И потому стараюсь «не засиживаться» — больше трех лет не работать в одном коллективе, на одной должности.

Похожие варианты: устал (а) быть узким специалистом, хочу расширения сферы деятельности, исчерпал (а) свой потенциал в этой компании, не было перспектив профессионального роста.

3 главные ошибки

Критика прежнего руководства, демонстрация обид и претензий. «Начальник всегда прав» — в данных обстоятельствах эта формула работает.

Не важно, кто, на самом деле, был прав в споре с начальством. Победа заведомо – на стороне того, кто сильнее. Смиритесь с этим. Вам нужно найти работу и репутация скандалиста и критикана в этом деле — плохой помощник.

Можно сказать, что пришел новый директор и привел свою команду. В ней не было для вас места. Но вы благодарны прежнему руководству за полученный опыт и готовы теперь его применить с пользой в другом месте. Можно также сказать про разное видение перспектив развития компании. Важно: работодатель часто хочет видеть характеристику с прежнего места работы. А потому, уходя, не хлопайте дверью.

Мало платят. Даже, если это — сущая правда, не делайте ее главным аргументом в поиске нового места работы.

А если вы, все же, решили в графе «причина увольнения» написать «финансовые соображения» , будьте готовы аргументировать свои претензии на хорошую зарплату. Приведите веские доводы, докажите свою компетенцию, как профессионала. Иными словами, обоснуйте свою рыночную стоимость.

Негативная атмосфера в коллективе. Забудьте рассказы про «энергетических вампиров», сидящих с вами в одном кабинете. И про то, как Иван Иванович постоянно шмыгает носом, и вас это достало. Чтобы не убивать Ивана Ивановича, вы решили сменить место работы.

Не прокатит! Никогда не отзывайтесь о бывших компаниях и коллегах плохо. Это прикрепит к вам ярлык «скандалист» или «конфликтный человек». И, в конечном итоге, помешает вам найти работу.

Совет: если на прежнем месте работы у вас остались недоброжелатели, то имеет смысл предупредить об этом новое руководство и добавить, что вас не хотели отпускать, а потому отказались давать положительную рекомендацию.

Что думает работодатель?

Он хочет нанять покладистого, адекватного, компетентного работника. А потому в ответах на вопрос о причинах увольнения, слышит не совсем то, на что рассчитывает соискатель.

Например, работодатель не любит, когда соискатель «заточен» только на большую зарплату.

Ход его размышлений: хочет хорошо получать, значит, мотивирован на результат, амбициозен. Это хорошо и понятно. Но такого можно легко перекупить. Уйдет туда, где посулят больше. Покинет фирму, не раздумывая, если у нее возникнут финансовые трудности. Значит, не надежен.

На заметку: как отмечают профессиональные рекрутеры, каждый работодатель хочет, чтобы его фирму любили не за зарплату, а за «нечто большее». Работодатель не доверяет уволенным по сокращению. В глазах работодателя это не совсем уважительная причина для увольнения.

Ход его размышлений: сократили, значит, не очень был нужен. Значит, можно обойтись и без него. Ценными кадрами не разбрасываются.

Другое дело, если компания пережила реорганизацию, сменила собственника, и сокращение было массовым. В этом случае работодатель может заинтересоваться появлением на рынке труда профессиональных кадров, ставших безработными по независящим от них обстоятельствам.

На заметку: есть термин у «кадровиков» для непрофессиональных и неценных для работодателей кандидатов – «шлак». В эпоху кризиса процент «шлака» на рынке труда резко возрастает.

«Почему я хочу поменять работу?» — что говорить на собеседовании? Запомните 3 главных правила:

  • будьте кратки;
  • аргументированы;
  • никаких конфликтов.

Существует стереотип, что человек, который долго не работал, становится неконкурентоспособным, утрачивает свои навыки и связи. По этой причине работодатели неохотно рассматривают подобных соискателей. Как грамотно объяснить долгий перерыв и повернуть ситуацию в свою сторону?

Что значит «долго»

Мнения рекрутеров относительно продолжительности перерыва во многом схожи: для работников среднего звена «приличным» считается два месяца. Этого хватит на отдых или повышение квалификации и поиск подходящего места. Топ-менеджерам позволительно растянуть сроки поиска до полугода.

Арина Гороховская, эксперт по оценке персонала, автор методики по развитию ответственности: «С одной стороны, руководителю необходимо взять тайм-аут, прежде чем переключиться на другую деятельность. С другой стороны, позиции топ-уровня появляются на рынке редко, и руководителю требуется время, чтобы найти место, соответствующее его мотивации и компетентности».

Юлия Ефимова, руководитель группы консультантов компании «АНКОР ЭнерджиСервисез»: «Кандидат, находящийся в поисках работы более года, настораживает работодателя, значит, дело либо в завышенных ожиданиях кандидата, либо в том, что его никто не хочет брать на работу из-за личностных характеристик, недостатка опыта и знаний».

Уважительные причины

В глазах кадровика чаще всего уважительными причинами перерыва в карьере считаются переезд в другой город, проблемы со здоровьем, получение образования, если оно соответствует профилю работы. Требовательное отношение к подбору работы оправдано, если вы имеете экспертные знания или узкую специализацию. Покажите, что вы были заняты конкретным делом или проектом.

Елена Орлова, руководитель компании Smart HR: «В любом перерыве можно найти преимущества. Определялись с дальнейшим развитием карьеры и получали образование? Отлично, подчеркните стремление к стабильности и нежеланию прыгать с места на место. Семейные обстоятельства? Объясните причины и сообщите, что теперь вы свободны и готовы к деятельности».

Важный момент: объяснить причины перерыва лучше сразу в резюме или сопроводительном письме, чтобы не выглядеть слабее остальных кандидатов.

«Искал себя, гулял»

Работодатели настороженно относятся к кандидатам, которые во время перерыва в карьере занимались фрилансом, собственным бизнесом или просто находились в поиске себя где-нибудь в Таиланде. Здесь важно объяснить, чему вы научились, что сделали, как это можно теперь применить, а главное, почему вы все-таки решили вернуться «в систему».

Арина Гороховская: «Считается, что человеку, который однажды «вышел из системы», будет трудно мириться с установленными нормами и правилами. Небольшие компании, в которых успех зачастую зависит от инициативы и предприимчивости сотрудника, таким кандидатам могут быть рады. На собеседовании важно подчеркнуть, что вас мотивирует, кроме денег: профессиональное развитие, команда, амбициозные задачи».

Ксения Левина, руководитель группы консультантов компании «АНКОР ЭнерджиСервисез»: «В ситуациях, когда кандидат является высококвалифицированным специалистом с хорошим послужным списком, наличие перерыва в работе не будет являться причиной отказа на собеседовании. Главное, чтобы работодатель понял, что соискатель готов быстро погрузиться в рабочий процесс и трудиться в стандартном режиме».

Правда и ничего кроме?

На собеседовании старайтесь быть искренним, любая ложь рано или поздно может раскрыться и сыграть против вас. Объясняйте четко и коротко причины и не вдавайтесь в подробности, если этого не требуется.

Елена Орлова: «Ошибка, когда кандидат пытается скрыть пробел, растягивая сроки работы на предыдущем месте работы. Это всегда можно проверить, а начав врать о сроках работы, придется врать дальше».

Юлия Ефимова: «Инициировать обсуждение нюансов, которые сыграют вам не на пользу, не стоит. Лучше соблюдать баланс и отвечать на поставленный интервьюером вопрос, проговаривая свои преимущества и акцентируя внимание на сильные стороны».

Блеснуть умом

Большинство работодателей готово рассматривать долго не работающих соискателей, им важно услышать объяснение перерыва и мотивацию к деятельности.

Ксения Левина: «Необходимо дать понять работодателю, что вы готовы трудиться в обычном режиме. Нельзя говорить, что решение устроиться на работу вынужденное, и при любой возможности вы вернетесь к прежнему ритму».

Почти на любом собеседовании работодатель у вас обязательно поинтересуется причинами увольнения. Даже если у вас не было опыта работы вас могут спросить — что может вас заставить уволится. Сегодня поговорим о том, как правильно рассказывать о причинах увольнения. И какие кандидаты совершают ошибки на этом вопросе.

Зачем спрашивают о причинах увольнения

Смена работы - это очень серьёзный шаг в жизни человека. Особенно если сотрудник работал на предыдущем месте достаточно долго. И ответ на вопрос почему вы покинули предыдущее место работы, даст работодателю понимание о ведущей мотивации сотрудника. Кроме того, этот вопрос позволяет выявить ряд важных параметров:

  • Конфликтность сотрудника;
  • Лояльность к предыдущему работодателю (а значит, что и к будущему);
  • Решающие демотивирующие факторы;

Исходя из того, что человек рассказывает о причинах увольнения можно судить о личностных характеристиках, профессиональных достижениях, ожиданиях, а также опасениях и страхах в связи со сменой работы.

Не врать

Самая частая ошибка кандидата в том, что он пытается соврать при ответе на вопрос о причинах ухода. Это видно, как правило сразу так как причина ухода не вяжется с тем что кандидат говорит о своих целях и ценностях. К примеру кандидат говорит, что ему важен высокий доход, но уволился он потому что не смог сработаться с руководителем. Такая не состыковка говорит любо о том, что сотруднику свойственны нелогичные поступки, либо о том, что он врёт. Пара уточняющих вопросов быстро поставит всё на свои места.

Запомните никогда не врите на собеседовании, как правило умеет выявлять ложь. Эти люди проводят десятки собеседований ежедневно и, скорее всего, намного опытнее Вас в этом вопросе. Даже если вы умело соврёте это может всплыть на следующих этапах найма и результат всё равно будет печальным.

Что делать тем, у кого причина увольнения совсем некрасивая и упоминать о ней не хочется. Прежде всего знайте, что есть вакансии куда берут практически всех. И если вы совершили ошибку на предыдущем месте работы, не стоит этого скрывать, нужно просто начинать всё с нуля и снова зарабатывать репутацию. Я бы честно сознался во всём что было со мной и рассказал бы какой урок я из этого извлёк. Уверен, что найдётся работодатель, который оценит такую честность.

Какую причину увольнения стоит озвучивать на собеседовании

На самом деле плохих причин увольнения почти не бывает, чаще встречается некачественное доведения причины до рекрутера. Сразу оговорюсь что это не касается тех, кто уволен за воровство и т.п. Собеседование - это , компании работодателю. Чтобы продажа осуществилась, нужно знать . Если кратко, то нужно соблюдать следующие правила:

  • Избегаем предлогов «не». Запрещенные слова: не сработался, не смог, не давали, не хотели и т.п.;
  • Все минусы переводим в плюсы. Не рассказываем о трудностях, рассказываем о том, чего хотите достигнуть;
  • Не ругаем предыдущего работодателя и начальника. Это никто не оценит;

Одну и туже причину увольнения можно озвучить совершенно по-разному. Можно сказать: «мне не давали и мешали», а можно «я хотел расти и развиваться». Первое звучит как жалоба, второе как нормальная позиция взрослого человека. Если вы обдумаете все слова, которые собираетесь произносить и переведёте их из минусов в плюсы, то получится то что вам необходимо и при этом абсолютно правдиво.

Примеры причин увольнения с работы

Не забывайте про логику если вы до этого трудились в крупной федеральной компании, где много возможностей, то в рассказ что там не было вариантов карьерного развития никто не поверит. Поверьте, работодатели отлично знают конкурентов, и понимают рынок труда в целом. И нелогичные вещи будут бросаться в глаза.

Назвав причину увольнения, вам следует быть готовым к уточняющим вопросам. Это нормально, если работодатель хочет понять мотив полностью он будет задавать столько вопросов сколько потребуется. Вам нужно быть готовым рассказывать о причине так подробно как это потребуется исходя из вышеуказанных параметров.

Человек увольняется не из-за одной конкретной причины, а исходя из-за комплекса факторов. Рекрутер, зная и понимая это может захотеть услышать больше причин. Поэтому рекомендую перед собеседованием составить список из хотя бы 3х причин.

Хорошие причины увольнения

Есть причины увольнения, которые не вызывают лишних вопросов у работодателя. Такие причины будут хорошо восприняты и если выменяете работу по таким причинам, то у вас нет поводов для волнения при вопросе почему вы ушли с предыдущего места работы?

К таким причинам можно отнести:

  • Смена места жительства;
  • Прекращение деятельности вашего предыдущего работодателя;
  • Смена графика работы по семейной необходимости (уход за ребёнком или другим членом семьи);
  • Финансовые трудности компании, в случае если они являются достояние гласности. Если данный в открытых источниках нет, то о таких вещах рекомендую не упоминать;

Многие соискатели интересуются тем, как отказать работодателю после собеседования. Такая потребность возникает, когда человек обращался по поводу трудоустройства в разные компании и сразу несколько из них дали согласие. В статье будет рассказано, как себя вести, чтобы не выглядеть невежей.

Как тактично отказаться от вакансии

Многие соискатели надеются на то, что из компании позвонят, и уже тогда они поговорят об отказе. Такой вариант не лучший, потому что есть вероятность выглядеть в глазах работодателя неответственным кандидатом.

Известить о том, что вакансия перестала интересовать, можно по-разному:

  • по телефону;
  • при личной встрече;
  • письменно.

Какой бы из них ни был выбран, важно сделать это тактично.

Схема отказа

Чтобы все прошло гладко, следует придерживаться определенных правил:

  1. Искренне выразить признательность компании за предложение.
  2. Кратко и понятно аргументировать отказ.
  3. Выразить сожаление о том, что пришлось отказаться от должности.
  4. Пожелать успехов в поиске кандидатов.

Рекомендации помогут больше не волноваться о том, как отказать работодателю после собеседования. Предложенная схема, если правильно ею воспользоваться, поможет остаться в глазах компании порядочным и тактичным человеком.

Как отказаться от предложенной должности

План описанных ниже действий достаточно прост. Главное, не игнорировать работодателя и вовремя поставить его в известность, чтобы он продолжил поиски подходящего кандидата.

Описанные ниже правила помогут разобраться в вопросе о том, как отказать работодателю после собеседования. Пример аргументированных ответов, которые устроят любого нанимателя, представлен ниже.

Предлагаем 7 важных составляющих, которых следует придерживаться при личной встрече:

  1. Выразить признательность за потраченное время. Несомненно, что в данной ситуации были потрачены ресурсы на изучение анкет кандидатов и среди них выбирались наиболее подходящие. Обязательно стоит поблагодарить за это и ответить на все возникшие вопросы.
  2. Ни в коем случае не следует заставлять менеджеров строить догадки по поводу отказа. Для компании важно знать истинную причину. Возможно, это поможет организации в будущем более тщательно относиться к возможным кандидатам на определённую должность.
  3. Описывая причину отказа, важно быть кратким и честным. Все из сторон взаимодействия потратили немало времени, поэтому сказать причину следует обязательно.
  4. Объяснение не должно занимать много времени. Лучше ответить просто, по существу и признаться в том, что вами рассматривались и другие варианты.
  5. Быть вежливым стоит ещё и потому, что в случае если другие варианты не подойдут, имеется вероятность вернуться в данную компанию и быть уверенным, что здесь примут.
  6. Постараться поддержать хорошие отношения с работодателем. Не будет лишним пожелать ему всего хорошего. Профессиональный мир не так уж и велик. Возможно, в ближайшем будущем вам придётся встретиться на конференции или еще где-то. Если не пренебрегать данным советом, то можно обрести полезные связи.
  7. Актуальна в данном случае стратегия, которую сравнивают с сэндвичем. Она подразумевает сообщение сначала хорошей новости, потом плохой и опять хорошей. Такое поведение весьма результативно в общении с людьми. Оно позволит предстать перед другими людьми человеком ответственным и серьёзным, который ведёт дела дипломатично.

Если следовать описанным советам, данный вопрос больше не будет казаться таким сложным. После у работодателя останется хорошее впечатление о соискателе.

Как выразить отказ в письменном виде

Не менее часто соискатели отказываются от определённой вакансии в письменном виде. Менеджеру по найму можно написать электронное письмо.

«Уважаемый _______________________!

Очень признателен, что Вы выбрали меня на должность _____________. Сожалею, но я уже нашёл подходящую вакансию в другой организации, где меня в данный момент абсолютно всё устраивают. Я отказываюсь от Вашего предложения. Приятно было познакомиться с Вами и Вашими сотрудниками.

С наилучшими пожеланиями, ___________

Дата_________ Подпись____________________»

Как поступать нельзя

Полезно ознакомиться и с тем, как поступать не стоит при разговоре с работодателем. Ниже представлены советы по этому поводу:

  1. Ни в коем случае не нужно игнорировать работодателя. Он имеет право своевременно узнать решение соискателя.
  2. Нельзя отмалчиваться и не отвечать на телефонные звонки. Часто соискатели поступают таким образом из-за того, что им неловко признаваться в том, что они нашли более подходящую должность либо место работы. Некоторые не знают, как отказать работодателю после собеседования по телефону, поэтому не выходят на связь.

Игнорирование решения свидетельствует о некорректности и недальновидности кандидата. Данные о соискателе попадают в базу рекрутинговых агентств. Вероятность того, что другие работодатели обратят внимание на такого кандидата, крайне мала.

После личного общения с представителями компаний информация в базе хранится определённое время. Часто компании обмениваются между собой данными о соискателях, поэтому полезно продумать план разговора заранее.

Как объяснить отказ

Причин отказаться от предложенной должности огромное количество. У каждого они разные. Важно правильно преподнести информацию, чтобы оставить о себе мнение как о добропорядочном человеке и компетентном кандидате. Советы, представленные ниже, содержат причины отказа от должности, которые работодатели воспримут положительно. Они продемонстрируют, как вежливо отказать работодателю после собеседования, сохранив хорошие отношения.

  1. Невозможность работать сверхурочно является реальной причиной отказа. Любой работодатель воспримет это адекватно.
  2. Если уровень зарплаты значительно ниже того, на который может согласиться кандидат, то это станет весомой причиной.
  3. Если нет перспективы карьерного роста, соискатель без угрызений совести может отказаться от предложения.
  4. Предложенный режим не всегда устраивает соискателей. Часто при поиске работы этот момент является главным.
  5. Хоть об этом нетактично говорить напрямую, но бывает, что с первого взгляда не понравилась сама компания либо её руководитель. По этой причине многие отказываются от вакансии сразу же после собеседования, но говорить об этом открыто не стоит. Лучше сказать другую более объективную причину.

В данной ситуации главное - не игнорировать работодателя и вовремя сообщить о своем решении.

Как отказаться от предложения работодателя

Неважно, в какой форме соискатель выразит отказ, стоит заранее обдумать, как отказать работодателю после собеседования. Советы эксперта, представленные ниже, помогут сделать это грамотно и тактично:

  1. Проявите максимальную откровенность во время разговора. Если это электронное письмо, стоит постараться излагать мысли таким образом, чтобы при его чтении работодатель чувствовал, что к нему относятся уважительно.
  2. Во время диалога нужно быть открытым. Важно грамотно аргументировать отказ от вакансии.
  3. Полностью отказаться от негатива во время беседы.
  4. Ничего плохого нет в том, что соискатель скажет истинную причину отказа, например, что ему неудобно добираться до работы или не устраивает зарплата.
  5. Если не устраивает функционал, важно доступно и чётко объяснить, чем планирует соискатель заниматься на новой работе.
  6. Какова бы ни была причина отказа, работодатель имеет право её знать, чтобы не принимать на свой счёт принятое соискателем решение.
  7. Важно быть честным и признаться, что вы рассматриваете несколько вакансий. Предупредив работодателя об этом, потом будет проще вести беседу.

Если соискатель проявляет честность и откровенность во время личной беседы, работодатель это очень ценит. Даже после отказа он предложит занять должность, если дальнейшие поиски работы не увенчаются успехом.