Общая характеристика педагогической деятельности. Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель. Профессиональные умения воспитателя ДО


Кадры педагогов в средних специальных учебных заведениях ком-плектуются и пополняются в основном за счет инженеров и других специалистов высшей квалификации, прошедших школу опыта работы на производстве, в учреждении, конструкторском бюро, колхозе, совхозе и т. д. Такие преподаватели имеют то положительное качество, что они не только обладают необходимым запасом теоретических знаний, но и получили опытным путем умения и навыки их применения в условиях хозяйственной деятельности. Они знают требования производства к будущему специалисту среднего звена. Многие из них получили также педагогическое образование. Но достаточно ли этого, чтобы стать настоящим педагогом? Опыт работы учебных заведений убедительно показывает, что педагог для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей должен обладать сложным комплексом специфичных черт и качеств, характеризующих его как специалиста и как личность, облеченную особым социальным статусом - воспитателя подрастающего поколения. Педагог среднего специального учебного заведения несет большую долю ответственности не только за подготовку высококвалифицированного специалиста, отвечающего современ-ным требованиям производства или другой сферы общественной жизни, но также формирует молодого человека как личность. За годы учебы в техникуме у молодежи должны созреть и закрепиться все черты и качества, необходимые человеку, самостоятельно вступающему в жизнь социалистических производственных коллективов, человеку - активному 7з 12* 339 проводнику идей и политики Коммунистической партии, наделенному морально-этическими и гражданскими качествами члена социалистического общества.
Успех работы педагога будет зависеть прежде всего от того, насколько сам он будет носителем этих качеств. Идейная закаленность, политическая зрелость, высокая коммунистическая сознательность советского педагога, глубокое понимание им целей и задач воспитания молодых строителей коммунизма - непременное условие успеха в работе, профессиональное качество педагога. Настоящий педагог воспитывает учащихся не только в определенные расписанием часы, а всегда и во всем, каждым своим шагом, поступком, словом и делом, всем своим поведением.
Такие требования к педагогу, вытекающие из задач коммунистического воспитания, порождают другую особенность его профессии - мно-гообразие функций, форм и методов работы. Педагог имеет дело с ма-териалом чрезвычайной сложности. Учащийся -не пассивный продукі природы. Он является объектом и одновременно субъектом воздействии воспитателей, педагогов и самых разнообразных факторов природной и общественной среды. В процессе формирующего ВЛИЯНИЙ педагога НИ воспитанника необходимо учитывать не только все многообразие внешнего воздействия, но также особенности психологической характеристики его возраста, индивидуальные различия в задатках и способностях, характере и привычках. Только умение проникнуть в психо логию каждого отдельного учащегося и коллектива группы в целом делает труд педагога полезным и высокоэффективным.
Профессия педагога требует от него всестороннего и основательного научного образования. Педагог не только должен располагать глубо кими современными знаниями в области тех наук, основы которых он преподает учащимся, но и быть всесторонне образованным: знать осно вы марксистско-ленинского учения, диалектический и исторический материализм, теорию и историю развития человеческого общества, законы классовой борьбы, стратегию и тактику коммунистического и рабочего движения. Педагог должен быть высококультурным человеком с ра:^ витыми эстетическими чувствами, вкусами и потребностями.
Такие требования к педагогу ставит сама жизнь, характер его труда. Современные учащиеся живут в условиях бурного развития^ науки и техники, оказывающих глубокое и всестороннее влияние на все стороны жизни. Развитие различных средств связи, в том числе индивидуального пользования, с одновременным развитием средств и способов массовой коммуникации приводят к тому, что учащиеся в состоянии получать самую разнообразную информацию из наиболее отдаленных районов земного шара.
В таких условиях педагог в своей преподавательской деятельности не может ограничиваться изложением научного материала учебника. Он должен быть также готов ответить на самые неожиданные вопросы любопытных учащихся. Постоянное пополнение своих научных знаний, а также знании в области истории, философии, политики, литературы и искусства укрепит авторитет преподавателя в глазах учащихся, по- может ему быть полезным в процессе всегдашних горячих споров молодежи но различным вопросам жизни. Поскольку воспитание входит в круг профессиональных обязанностей каждого преподавателя техникума, то одной из особенностей профессии педагога является любовь к детям, учащимся, педагогическому труду, умение правильно строить отношения с учащимися. «Воспитывать,- писал М. И. Калинин,- это значит так держать себя с учениками, чтобы при разрешении бесчисленного количества неизбежных в школьной жизни недоразумений и столкновений у них сложилось убеждение, что учитель поступил правильно» 1.
При этом большую роль играет соблюдение педагогом принципа единства уважения и требовательности к воспитаннику, такой требовательности, которая внешне и внутренне выглядит в глазах обоих: воспитателя (педагога) и воспитанника (учащегося) как неизменная форма уважения к нему. А. С. Макаренко подчеркивал, что этим советская школа, советская система воспитания, советский образ жизни принципиально отличаются от буржуазного.
Труд педагога требует большой силы волн, твердого характера, на-стойчивости и достаточной выдержки. Такие черты особенно необхо-* димы педагогу-наставнику и воспитателю молодежи.
Педагог, обладающий сильным характером, твердой волей и вместе с тем справедливый, всегда объективно оценивающий поступки и действия учащихся, оказывает более эффективное воспитательное влияние на них, чем педагог, не обладающий в достаточной мере указанными качествами.
Для того чтобы воспитать у учащихся смелость, мужество, волю, направленную на преодоление трудностей, педагог должен сам обладать этими качествами. Таким образом, профессия педагога, как никакая другая, ставит его в положение примера для учащихся. Он должен быть примером решительно во всем, начиная с самого обыденного поведения, внешнего вида, манер и кончая высокой идейностью и нравственностью.
«...Учителя,- говорил М. И. Калинин,- должны быть людьми, с одной стороны, высокообразованными, а с другой стороны - кристально честными. Ибо честность, я бы сказал,- неподкупность характера, в высоком смысле этого слова, она не только импонирует детям, она их заражает, она оставляет глубокий отпечаток на всю их последующую жизнь»2.
л
Отсюда следует вывод об исключительном значении в труде педагога нравственно-педагогических знаний, убеждений и поведения, то есть единства нравственного сознания и соответственной практики поведения. Всякие отклонения от такого понимания коммунистической морали в ее конкретном проявлении не останутся незамеченными учащимися и окажут свое отрицательное влияние иа молодую формирующуюся личность.
Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. М., «Молодая гвардия», 1956, с. 143.
К а лин и и М. И. О воспитании и обучении. М., Учпедгиз, 1957, с. 261.
Одной кз особенностей педагогической деятельности является необходимость многосторонних связей с населением. Этого требуют задачи воспитания учащейся молодежи и подготовки молодых специалистов,
Связь с родителями - непременное условие успеха воспитания учащихся, Постоянное информирование родителей об учебе, участии в общественной жизни и поведении их детей создает более благоприятные условия для их воспитания. Контакты педагогов с родителями, установление между ними товарищеских отношений открывают для педагогов дополнительные источники информации с целью изучения учащихся и, наконец, связь с родителями имеет своей целью педагогическое просвещение родителей, включение их в сферу активного воспитательного воздействия на своих детей - учащихся техникумов. Вторым направлением контактов педагогов с населением является реализация принципа связи обучения с жизнью, практикой коммунистического строительства, Система подготовки специалиста предусматривает организацию на разных уровнях и разной продолжительности практической работы учащихся па производстве совместно со взрослыми людьми. Педагоги заботятся о создании благоприятных условий не только для успешного выполнения учащимися учебных трудовых заданий, -но и положительного нравственного климата в коллективах взрослых, где трудятся учащиеся. Путем бесед с рабочими и руководителями трудовых коллективов педагоги делают все возможное, чтобы люди и вся обстановка, где учащиеся проходят практику, содействовали воспитанию и развитию у них коммунистического сознания и поведения.
Среди многообразных связей с населением большое место занимают шефские отношения с производственными коллективами, воинскими частями, руководство специалистов ученическими научными кружка ми» конструкторскими бюро и т. д.
Такие формы связей педагогов с населением требуют от педагога хорошего знания жизни того города, района, где расположено учебное заведение, знания передовых люден своего района, специалистов, умения общаться с людьми, то есть развивать у себя высокие, положительные коммуникативные качества.
Только тесная связь педагога с семьями учащихся, с широкими кругами советской общественности, активное участие самого педагога в общественной жизни страны делает его труд достаточно общественно значимым и ценным.
Необходимость готовить творчески мыслящих специалистов требует от современных наставников учащейся молодежи - педагогов творческого начала в труде. Только педагог, постоянно ищущий новое в науке, влюбленный в поиск, может зажечь учащихся, научить их творчески применять знания на практике, находить новые решения хозяйственных или иных практических задач. Труд педагога предполагает не только умение применять известные в педагогике методы и приемы обучения и воспитания, традиционные средства, помогающие учащимся познавать процессы и явления действительности, но и анализировать свой и других педагогов опыт, внедрять в практику все новое, что разработано
педагогической наукой и проверено на опыте, быть в постоянном поиске путей и средств дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, сґюсобов подготовки молодых специалистов.

Еще по теме § 2. Особенности профессии педагога:

  1. Генезис и история журналистской профессии, особенности тенденции развития. Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры, в информационном постиндустриальном обществе. Современное состояние профессии.

Учитель — профессия самая благородная. Люди, посвятившие свою жизнь просвещению и преподаванию, оставляют в душах детей след, который впоследствии может повлиять на выбор жизненного пути. Учитель закладывает в головы учеников семя знаний, которое, прорастая, приносит плоды уже в зрелом возрасте.

Это один из самых древних родов деятельности на планете. В давние времена учителями обычно становились старшие в племени, Они передавали младшим членам общества свои умения и навыки. Как отдельный институт профессия выделилась в XVII веке. В этот период люди, которые занимались преподаванием, образовали отдельную касту. Учить других стало важным и высокооплачиваемым занятием, вскоре профессия эта обрела популярность во всём мире.

В наше время быть учителем, возможно, и не так престижно. Люди, которые посвящают этому роду деятельности жизнь, очень тяжело работают. Их труд часто не ценится, так как молодёжь не понимает значения и важности этой профессии. И только став взрослыми и самодостаточными, бывшие школьники понимают, как на развитие карьеры, на их формирование, как личности, повлияли любимые, и не очень, педагоги. История профессии учитель продолжает развиваться и в ХХІ веке, так как возникают новые направления в науке и разных сферах жизни.

Как и любой другой вид деятельности, это занятие тоже имеет две стороны медали. плюсы и минусы которой тесно переплелись, очень непростая и, наверное, одна из самых сложных. Позитивная сторона - это постоянное общение с детьми. Если вы их любите, то преподавание принесёт вам ни с чем не сравнимое удовольствие. Постоянно быть со школьниками, слушать их ещё такие "зелёные" мнения, видеть искренние улыбки - дорогого стоит.

Длительный отпуск — тоже позитивная сторона. Когда в школе тоже может передохнуть и расслабиться. Хотя это редко делают люди, чья профессия учитель. Плюсы и минусы этой деятельности видны как на ладони. Поэтому государственную работу, социальные гарантии, которые она даёт, и стабильность можно также отнести к преимуществам. Безусловным плюсом также является постоянная работа над собой, самообучение, ведь прогресс идёт вперёд, и знания нужно давать, идя в ногу со временем.

Минусы работы в школе

Трудность этой деятельности - Профессия учитель, плюсы и минусы которой мы рассматриваем, требует от человека большого терпения. Ведь школьники не всегда бывают весёлыми, умными и вежливыми. Иногда встречаются двоечники, хулиганы. Все малыши разные, и разгадать их - это полдела. Нужно уметь найти ко всем без исключения подход, поставить их на стезю исправления, убедить в том, что учение — свет, а тьма будет в жизни обязательно, если вести себя неподобающим образом.

К минусам также можно отнести постоянные стрессовые ситуации, связанные с работой с несовершеннолетними. Учитель за каждого в ответе. И если с учеником что-то случится, то виноват будет учитель, мол, не уследил. Низкая зарплата и работа на дому, связанная с проверкой тетрадей, также не каждому по душе. Подготовка к новым урокам отнимает массу личного времени, что, без сомнения, является обратной, не очень приятной, стороной медали.

Специфика педагогической деятельности

Мы уже знаем, что особую роль в жизни человека играет профессия учитель. Плюсы и минусы деятельности, её давнее происхождение и особый подход — всё это мы обсудили. Но не стоит забывать и про специфику этой работы. В первую очередь это сокращённый рабочий день: 4—6 часов. Также это использование своего свободного времени для работы на дому. Специфика также заключается в длительном летнем отпуске. А ещё в длительной стратегии работы, ведь результат никогда не заметен сразу, а спустя годы, иногда десятилетия. В своей работе учителя должны чётко следовать программе, вольнодумство в школе не приветствуется, хотя некоторые новации вполне допустимы.

Специфичность — работа с детьми. Понять язык, вникнуть в проблемы и распутать иногда их сложные взаимоотношения тоже сможет далеко не каждый взрослый человек. Поэтому это - еще одна особенность педагогической деятельности, которая очень демонстрирует сложность работы педагога, его каждодневный нелёгкий специфический труд.

Требования к учителям

Они очень жёсткие и строгие. Например, учитель русского языка. Профессия обязывает безукоризненно владеть речевыми оборотами, правилами синтаксиса, морфологии, пунктуации и так далее. Такой человек должен не только следить за своей речью, но и быть примером в том, как правильно нужно говорить, как вести себя в той или иной ситуации. Словарь, правила написания слов, их значение — всё это может меняться, и нужно следить за всеми новациями.

Как и любой другой учитель, преподаватель русского языка должен также участвовать в методической работе, в творческой жизни школы, обязан сохранять дисциплину в классе, анализировать успеваемость, общаться с родителями и добиваться полного усвоения знаний. Поставленных задач много, и справиться с ними должен один человек — учитель. Даже его одежда и причёска не должны быть, как у других. В них также соблюдается строгость, сдержанность и скромность.

Учитель — нелёгкая профессия, со множеством обязанностей и задач. Но если к ней прикипеть всей душой и полюбить её всем сердцем, отдача не заставит себя долго ждать. Лет через 10—15 в двери класса постучится бывший двоечник Вася, обнимет и похвастается своим новым научным открытием. И тогда вы поймёте, что жизнь прожита недаром, даже если это жизнь простого учителя.

Характеристикой любого преподавателя являются его педагогические особенности. Такие особенности обусловливаются в большей степени его способностями. При этом способности могут быть общими и специальными, специфическими для данной профессии. К общим относятся те, которые обусловливают высокие результаты в различных видах деятельности. Специальные включают в себя такие, которые определяют успешность при выполнении именно педагогической деятельности, обучения и воспитания. К таким специфическим способностям относятся:

1) способность к эмпатии, т. е. пониманию и чувствованию ребенка, пониманию тех проблем, которые он испытывает, и прогнозирование степени и характера этих проблем;

2) самостоятельность в подборе учебного и методического материала;

3) способность разносторонне и доступно излагать и пояснять одинаковый по содержанию материал, с тем чтобы учащиеся его хорошо усвоили;

4) построение процесса обучения таким образом, чтобы при этом учитывались индивидуально-личностные особенности учащихся, а также соответственно обеспечивалось конструктивное и динамическое освоение ими знаний, умений и навыков;

5) способность к такому дозированию информации учащимся, чтобы они в максимально возможно короткие сроки усвоили значительный

объем информации, а также интеллектуально и нравственно сформировались;

6) способность передавать собственный опыт как учащимся, так и коллегам-учителям, и учиться, в свою очередь, на их примере;

7) способность к самообучению и самосовершенствованию, включая поиск и творческую обработку полезной информации для обучения, а также способность к ее практическому использованию в рамках педагогической деятельности;

8) способность организовывать и ориентировать учащихся таким образом, чтобы их мотивация и структура учебной деятельности соответствовали учебной программе. Можно также выделить способности, помогающие правильному воспитанию:

1) способность верно оценивать ситуацию и внутреннее состояние ребенка, эмпатию;

2) способность брать на себя роль примера и образца для подражания в рамках воспитательного процесса;

3) способность к тому, чтобы вызывать у детей только положительные и благородные чувства, стремления и мотивацию;

4) способность адаптировать воспитательное воздействие соответственно индивидуальным чертам каждого ребенка;

5) способность к моральной поддержке ребенка в трудных ситуациях;

6) выбор необходимого стиля общения с каждым ребенком и умение вызывать у него чувство уважения к себе.

18 Понятия «педагогическое мастерство» и «педагогическое творчество»

Педагогическая деятельность имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Специфику работы учителя можно оценить, определив уровень его творческого отношения к своей деятельности, а также его мастерства.

Педагогическое мастерство – это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые обусловливают высокую результативность педагогического процесса.

К составляющим педагогического мастерства относятся специальные знания, умения, навыки и привычки, которые обусловливают чистое владение основными приемами того или иного вида деятельности. В мастерстве педагога выделяют четыре части:

1) мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей;

2) мастерство убеждения;

3) мастерство передачи своих познаний и опыта;

4) мастерство владения педагогической техникой. Согласно Н. Н. Тарасевичу педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональной деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника.

Ядром педагогического мастерства является совокупность знаний и установок личности. Успешность определяется способностями, а общность направленности и результативности – качественным овладением педагогической техникой.

Педагогическая техника – это умение найти верный стиль и тон в общении с воспитанниками.

Также необходимы правильная дикция и поставленный голос.

Педагогическое творчество – это процесс решения педагогических задач в меняющихся условиях.

Педагогическое творчество – это следствие мастерства. Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки.

Педагогическое творчество охватывает все стороны педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов.

В творческой деятельности в целостности выражаются познавательная, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная составляющие личности.

Чтобы обучиться творческой деятельности, необходимо присутствие устойчивой мыслительной активности и творческой познавательной мотивации у будущих учителей.

В область проявления творчества учителя входит решение как педагогических задач, так и коммуникативных, которые служат фоном для педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик к коммуникативным задачам относит умение распоряжаться своим психическим и эмоциональным состоянием, особенно в публичной обстановке. Сочетание всех творческих свойств личности педагога определяет ее креативность.

Е. С. Громов и В. А. Моляко выделяют признаки креативности: оригинальность, эвристич-ность, фантазию, активность, концентрирован-ность, четкость, чувствительность.

Специфика деятельности педагога дополнительного образования проявляется в формировании отношений с обучающими, их родителями. В деятельности педагога дополнительного образования отношения формируются ради достижения определенных образовательных целей и результатов.

В профессиональных отношениях, педагог дополнительного образования на первое место ставит не столько собственные интересы, сколько потребности, интересы и ожидания других людей. Он строит отношения на базе объективности и осознания своей ответственности, что позволяет ему отвлечься от собственных эмоциональных состояний для того, чтобы почувствовать потребности, заботы и трудности обучающихся.

Специфику деятельности педагога дополнительного образования определяют и профессионально - значимые качества.

Важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности, являются личностные качества педагога. Все личные качества педагога дополнительного образования имеют профессиональную значимость.

Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, значимых для профессии педагога, предпринимаются попытки выделения наиболее существенных с точки зрения эффективности педагогической деятельности. В качестве одного из вариантов классификации профессионально - значимых личностных качеств педагога дополнительного образования мы обратили внимание на исследования Ивановой Т.П., Николаевой B.C., Симонова В. П. (24, 135). К достоинствам данной разработки следует отнести то, что она не просто содержит перечень профессионально - значимых личностных качеств, но и позволяет их диагностировать на трех уровнях.

Оптимальные

характеристики

качества

личности

Допустимые

характеристики

качества

личности

Критические

Характеристики

Сильный уравновешенный тип нервной системы

неуравновешенный тип нервной системы

Слабый инертный тип нервной системы

Тенденция к лидерству

Властность

Деспотизм

Уверенность в себе

Самоуверенность

Самовлюблен

Требовательность

Непримиримость

Жестокость

Добросердечие и отзывчивость

Недостаточная

самостоятельность

Чрезмерный

Комформизм

Гипертимость

Педантичность

Возбудимость,

экзальтирован

2. Педагог дополнительного образования в структуре межличностных отношений

Преобладание демократического стиля общения с учащимися и

Преобладание

Либерального стиля общения

коллегами

Незначительные конфликты только по принципиальным вопросам

Полное отсутствие конфликтов с учащимися и коллегами

Постоянная конфликтность по большинству вопросов

Нормальная

самооценка

Заниженная

самооценка

Завышенная

Самооценка

Стремление к сотрудничеству с коллегами

Стремление к соперничеству с коллегами

Постоянные приспособления и компромиссы

изоляции в коллективе равен нулю

Уровень изоляции в коллективе в пределах 10%

Уровень изоляции в коллективе более 10%

3. Профессиональные черты личности педагога дополнительного образования

эрудиция и свободное изложение материала

Знание только своего предмета

Работа только по конспекту

учитывать

психологические

возможности

учащихся

Знание возрастной и педагогической психологии

Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии

Темп речи 120- 130 слов в минуту, четкая

Темп речи 120 слов в минуту

Темп речи выше 150 слов в минуту,

дикция, общая грамотность

неразборчивость

Элегантный внешний вид, выразительные мимика и жесты

Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов

Неряшливый

внешний вид,

чрезмерная

жестикуляция,

неадекватная

Обращение к участникам по имени

Обращение к участникам по фамилиям

Постоянное безадресное обращение к учащимся

Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость

Чуть замедленная реакция и находчивость

Отсутствие находчивости и умения адекватно реагировать на ситуацию

Профессионально-значимые качества личности учителя как характеристики интеллектуальной и эмоционально - волевой сторон личности, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. На наш взгляд, правомерным является выделение доминантных, периферийных, негативных и профессионально недопустимых качеств.

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.

Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие ее успешности.

Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально-недопустимые ведут к непрофессиональной непригодности учителя.

Доминантные качества:

  • 1. Социальная активность - готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально - педагогической деятельности.
  • 2. Целеустремленность - умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.
  • 3. Уравновешенность - способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.
  • 4. Желание работать со школьниками - получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно - воспитательного процесса.
  • 5. Способность не терять в экстремальных ситуациях - умение оперативно принимать оптимальные педагогические решение и действовать в соответствии с ними.
  • 6. Обаяние - сплав духовности, привлекательности и вкуса.
  • 7. Честность - искренность в общении, добросовестность в Деятельности.
  • 8. Справедливость - способность действовать беспристрастно.
  • 9. Современность - осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).
  • 10. Гуманность - стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.
  • 11. Эрудиция - широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.
  • 12. Педагогический такт - соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально - психологических особенностей.
  • 13. Толерантность - терпимость в работе с детьми.
  • 14. Педагогический оптимизм - вера в ученика и его способности.

Периферийные качества:

  • 1. Доброжелательность.
  • 2. Приветливость.
  • 3. Чувство юмора.
  • 4. Артистичность.
  • 5. Мудрость - наличие жизненного опыта.
  • 6. Внешняя привлекательность.

Негативные качества:

1 .Пристрастность - выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточно. Негативное, по мнению учеников, признается несущественным и извинительным.

Третий тип - «позитив, нейтрализуемый негативом» - соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для педагогов этого типа в работе - направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако, искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.

Таким образом, знание профессионально - значимых личностных качеств педагога дополнительного образования, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет качественным изменениям в учебно - воспитательной работе с детьми.

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования: сущность, структура, содержание

Сущность понятия «профессиональная компетентность педагога дополнительного образования»

Под компетенцией в общем смысле понимают личные возможности должностного лица, его квалификацию (знание, опыт), позволяющие принимать участие в разработке в разработке?

определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию у него определенных знаний, навыков.

Понятие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования выражает личные возможности учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи,

формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь и быть готовым применять ее на практике. Таким образом, под педагогической компетентностью педагога дополнительного образования можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Структура профессиональной компетентности педагога дополнительного образования раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.

Наиболее общим умением учителя является умение профессионально мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением анализировать факты и явления педагогической деятельности.

Как показывают исследования, вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыслить - действовать - мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. И результате модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности.

Приведем педагогические умения, объединенные В. А. Сластениным в четыре группы:

  • 1. Умение» переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся, выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
  • 2. Умение построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно - воспитательных задач, обоснованный отбор содержания образовательного процесса, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
  • 3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; создание необходимых условий (материальных, морально - психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности: обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
  • 4. Умение учета и оценки результатов педагогической Деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.?

Аналитические умения состоят из ряда частных умений:

а. - анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составляющие их элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.)

б. - осмысливать каждый элемент в связи с целым и во взаимодействии с другими.

с. - находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;

д. - правильно диагностировать педагогическое явление;

е. - формировать доминирующую педагогическую задачу.

Прогностические умения связаны с управлением образовательным процессом и предполагают ориентацию на четкое представление в сознании учителя, являющегося субъектом управления, цели его деятельности в виде предвидимого результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся.

В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения В. Л. Сластенин объединяет в три группы (21,1)5):

а. - прогнозирование развития коллектива.

б. - прогнозирование развития личности.

с. - прогнозирование педагогического процесса.

Педагогическое прогнозирование требует от учителя овладения такими прогностическим» методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполирование и др.

Проективные умения осуществляются в виде разработки проекта образовательного процесса и означают:

  • - конкретизацию полей обучения и воспитания;
  • - обоснование способов их поэтапной реализации;
  • - планирование содержания и видов деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, собственного опыта и лично - деловых качеств;
  • - определение формы и структуры образовательного процесса в соответствии с поставленными задачами и с учетом особенностей участников образовательного процесса;
  • - планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей творческих сил и дарований;
  • - отбор форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
  • - планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.

Оперативное планирование требует от педагога овладения целым рядом конкретных узкометодических умений.

Рефлексивные умения имеют место при осуществлении педагогом контрольно - оценочной деятельности, направленной на себя, и предполагают использование таких разновидностей, как:

  • - контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами;
  • - контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане;
  • - контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий;

Особое внимание заслуживает последняя разновидность контроля как наиболее часто применяемая в деятельности педагога дополнительного образования (педагога - предметника).

Для эффективного его осуществления педагог дополнительного образования должен быть способен к рефлексии, позволяющей объективно анализировать свои суждения, поступки, и в конечном итоге, деятельности, с точки зрения, их соответствия поставленным целям и условиям реализации.

Рефлексия понимается, как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных действий. Для педагога очень важно установить, в какой мере полученные результаты (положительные или отрицательные) являются следствием его деятельности. Отсюда и возникает необходимость в анализе собственной деятельности, в ходе которой определяются:

правильность постановки целей, их трансформации в конкретные задачи;

адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач;

соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам;

  • - эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;
  • - причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания;
  • - опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с выбранными наукой критериями и рекомендациями;

Рефлексия -- это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают учителя, его личностные, эмоциональные реакции и профессиональные способности и возможности.

Организаторская деятельность педагога дополнительного образования обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания. К организаторским умениям относят: мобилизационные, информационные, развивающие и ориентированные.

Мобилизационные умения педагога дополнительного образования направлены на:

  • - привлечение внимания учащихся и развития у них устойчивых интересов к учению;
  • - формирования у них потребности в знаниях;
  • - формирование учебных навыков и обучение приемам научной организации учебной деятельности;

формирование у учащихся активного, самостоятельного, творческого отношения к явлениям окружающей действительности.

Информационные умения связаны не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умение и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умение добывать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образо - вательного процесса. В ходе преподавания, информационные умения проявляются способности:

  • - доступно излагать учебный материал, с учетом специфики предмета, уровня подготовленности учащихся их жизненного опыта и возраста;
  • - логически правильно построить процесс передачи учебной информации, используя различные методы: рассказ, беседу, объяснение;
  • - доступно, лаконично и выразительно формировать вопросы;
  • - оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учебного материала.

Развивающие умения предполагают:

стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических и функциональных отношений;

Ориентационные умения направлены на формирование морально - ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей; организацию совместной творческой

деятельности, имеющей своей целью развитие социально¬значимых качеств личности.

Функции педагога дополнительного образования Деятельность педагога дополнительного образования реализуется в определенных ситуациях через выполнения самых разнообразный действий, подчиненных определенным целям и направленных на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых педагогом. Определенная совокупность таких действий определяет реализацию той или иной психолого - педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности.

Исследование ряда ученых (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И.Щербаков и др.) показывают, что в учебно - воспитательном процессе проявляются следующие взаимосвязанные функции педагога дополнительного образования:

  • - диагностическая;
  • - ориентационно - прогностическая;
  • - конструктивно - проектировочная;
  • - организаторская;
  • - информационно - объяснительная;
  • - коммуникативно - стимулирующая;
  • - аналитико - оценочная;
  • - исследовательско - творческая;

Диагностическая функцня педагогической деятельности связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно- воспитательную работу, не зная особенностей психического развития каждого ребенка, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. «... Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо прежде всего знать его во всех отношениях»,

Отмечал К. Д. Ушинский в предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания». Для этого учителя необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения уровня воспитанности ребенка, знать круг его интересов склонностей.

Ориентационно - прогностическая функция

педагогической деятельности выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретной цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, то есть то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности ребенка он хочет получить.

Ориентационно - прогностическая деятельность в работе педагога дополнительного образования осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование цели, методов и форм воспитания и обучения.

Конструктивно - проектировочная функция органически связана с ориентационно - прогностической и обеспечивает:

Отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;

Проектирование собственной деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися;

Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением учащихся в воспитательную работу и стимулирование их активности. Очень важным элементом является умение вдохновлять учащихся к работе, вносить в нее элемент романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением. Организаторская функция реализуется через:

  • - отбор и структурирование информации в процессе сообщения ее учащимся;
  • - организацию различных видов деятельности учащихся;
  • - организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия учащихся.

Информационно - объяснительная функция педагогической деятельности. Ее большое значение обуславливается тем, что обучение и воспитание, по существу, в той или иной мере, основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно - эстетическими идеями - это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Педагог в этом случае выступает не только как организатор учебно - воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно - эстетической информации. От того как педагог сам владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный педагог знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся.

Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у детей умений и навыков.

Коммуникативно -- стимулирующая функция педагогической деятельности связана с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на ученика его личное обаяние, нравственная культура, умение установить и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно - познавательной, трудовой и художественно - эстетической деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми. Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость.

В статье «Три элемента школы» К. Д. Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм, как бы он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». (30, 117) Коммуникативная функция предполагает:

а.- установление правильных взаимоотношений с учащимися;

б,- с другими педагогами, с администрацией учреждения дополнительного образования.

Аналитико - оценочная функция деятельности педагога.

Педагог, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляя свою работу с опытом коллег.

Аналитико - оценочная деятельность помогает педагогу дополнительного образования поддерживать так называемую обратную связь в- своей работе, это значит, непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении игвоспитании учащихся и что достигнуто, и на этой основе вносить коррективы учебно -- воспитательный процесс, вести поиски путей его совершенствования и повышение педагогической эффективности, шире использовать передовой педагогический опыт.

Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятельности предусматривает изучение:

б. - возрастных и индивидуально - психологических особенностей других людей;

в. - особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Исследовательская функция основывается на способности человека воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реальности собственной оценке (самооценке).

Исследовательская функция успешно осуществляется, если учитель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мастерства и определенных исследовательских навыков. Гностическая (исследовательская) функция предполагает развитие умений

1.1 Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования

Для того чтобы понять мотивацию педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, необходимо выяснить функции и особенности системы дополнительного образования детей, а затем особенности деятельности данной категории педагогов.

Профессиональные функции - это те, которые имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Их так же много, как и видов деятельности.

Остановимся на краткой характеристике в разных видах педагогической деятельности профессиональных функций педагога дополнительного образования детей:

1) образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;

7) интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9) функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы.

У каждой профессии есть особенности, у педагогической - тоже. Рассмотрим их.

1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, к какой жизни готовить своих воспитанников. Следовательно, педагогу необходимо профессионально владеть опытом прошлого, особенно хорошо ориентироваться в современной жизни и предвидеть контуры будущего, предвосхищать события, которые могут быть в предстоящей жизни. 2. Из рассмотренной особенности профессиональной деятельности педагога вытекает и следующая:

концентрическое расположение содержания и организации учебно-воспитательной работы. Это значит, что формирование заданных, даже одних и тех же, черт личности происходит многие годы, все более расширяясь, пополняясь новыми характеристиками, а в чем-то и изменяясь, т.е. происходит углубление и уточнение представления о том же понятии. Так, физическую, нравственную, экологическую культуру, культуру общения и т.п. педагоги начинают формировать уже у дошкольников. Эти же вопросы, но уже на новом витке, в более полном и широком понимании возвращаются к детям в младших классах, в подростковом и юношеском возрасте. 3. Объект педагогической деятельности (воспитанник) - постоянно развивающийся и меняющийся динамичный индивид (или группа). Он имеет свои потребности, цели, мотивы деятельности, интересы и ценностные ориентации, которые регулируют его поведение. И, следовательно, педагогу приходится “приспосабливать” свою работу к особенностям этого объекта, чтобы он стал союзником, активным соучастником учебно-воспитательного процесса. В идеале вместо субъектно-объектного отношения складывается субъектно-субъектное взаимодействие между воспитателем и воспитанником. 4. Педагогическая деятельность имеет коллективный характер. В школе, в других учебно-воспитательных учреждениях, работает не педагог-одиночка, а один из членов педагогического коллектива. Это особенно проявляется в том классе, где работает 8-10 преподавателей-предметников и, кроме учителей, есть еще воспитатели. Любой из них достигнет хороших результатов только тогда, когда будет выработана общая цель на перспективу. На эту особенность педагогической профессии обратил внимание А.С. Макаренко. Он полагал, что в коллективе педагогов каждый учитель, воспитатель, будучи неповторимой личностью, чем-то своим обогащает коллектив, и в свою очередь обогащается сам. Коллектив силен и хорош тот, в котором есть разные учителя: молодые и пожилые, начинающие работать и опытные, мужчины и женщины, любители разных видов искусства. Именно в коллективе учитель получит помощь в случае затруднений, возникающих в работе. В этом состоит смысл коллективного характера работы педагога, составляющего одну из особенностей его профессии.

5. Целенаправленная и организованная профессиональная деятельность педагога проходит в природной и социальной среде. Она в свою очередь представляет собой мощный, хотя часто неорганизованный, случайный и потому неуправляемый фактор, воздействующий на развитие и формирование личности. На молодого человека, кроме педагога, оказывают влияние и средства массовой информации (СМИ). В этой ситуации, когда на развитие личности одновременно воздействует много факторов, педагогу приходится вести “конкурентную борьбу” с негативными явлениями и искать союзников в благоприятной среде.

8. Учитель не имеет права на ошибку - в его руках - судьба человека. Образно говоря, работа учителя сразу, без репетиций выполняется набело, без черновиков (например, в отличие от театральных постановок), потому что воспитанники - это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Конечно, было бы идеально, если бы в никакой деятельности ошибок не было. К сожалению, так не бывает. Но во многих случаях ошибку без серьезных последствий можно исправить, устранить брак. Другое дело- педагогическая деятельность: нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то {к музыке ли, рисованию и т.п.) Не проявившийся талант- это вина учителя. Недопустимо подозревать ребенка в каких-либо плохих делах, не имея на то достаточных оснований: он станет скрытным, обидчивым, недоверчивым ко всем и в первую очередь - к учителю. Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, несложившейся жизнью, разочарованием во всем. Тогда ошибка будет на совести педагога.

9. Особенностью профессии педагога является также гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях. 10. Учитель-профессионал не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствуя мастерство. Если он не будет пополнять свои знания, то наступит время, когда нечего будет отдавать другим. Не-прерывное образование, таким образом, является характерной особенностью педагогической профессии.

Таковы, на наш взгляд, существенные особенности педагогической профессии. Внимательный и придирчивый читатель не без основания заметит, что те особенности педагогической профессии, о которых только что говорилось, присущи и представителям некоторых других профессий.

Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием. Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.