Орган в котором происходит речь. Речевой аппарат: как происходит формирование звуков речи. Центральный аппарат и его строение

Для того чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, необходимо следующее: а) определенный импульс, посылаемый из головного мозга; б) передача этого импульса по нервам к органам, непосредственно выполняющим данную «команду»; в) в громадном большинстве случаев сложная работа дыхательного аппарата (легких, бронхов и трахеи), а также диафрагмы и всей грудной клетки, так как без воздушной струи, создаваемой дыханием, нормально не могут быть образованы звуки речи; г) сложная работа тех органов, которые принято называть произносительными органами в узком смысле слова, т. е. голосовых связок, языка, губ, нёбной занавески, стенок глотки и определенные движения нижней челюсти, обеспечивающие нужный угол в растворе полости рта.

Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

Речевой аппарат − это органы человеческого организма, приспособленные для производства и восприятия звуковой речи. В широком смысле слова речевой аппарат охватывает центральную нервную систему, органы слуха (и зрения), необходимые для восприятия звуков и коррекции звукообразования, и органы речи, необходимые для производства звуков речи.


Органы речи (или речевой аппарат в узком смысле) состоят из дыхательных органов, гортани и надгортанных полостей.

Дыхательные органы − это легкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Легкие и бронхи − источник и проводник воздушной струи, которая и вызывает колебания органов произносительного аппарата, порождающего звук речи. Дыхание само по себе непроизвольно. Речевое дыхание, которое, в отличие от физиологического, происходит через рот, имеет ту особенность, что вдох у него больше, чем выдох, так что в легких остается достаточное количество воздуха, чтобы продлить выдох и создать давление воздуха, необходимое для приведения в колебание голосовых связок. При правильном речевом дыхании начало фонации, т. е. образования звучащей речи, совпадает с началом выдоха.

Гортань (ларинкс) - верхняя расширенная часть трахеи. В гортани расположен голосовой аппарат. Он состоит из хрящей, мускулов и мышц. Остов гортани образуют два хряща − перстневидный и щитовидный (верхняя часть его выдается у мужчин в виде кадыка). На верхней части перстневидного хряща находятся два небольших черпаловидных (или пирамидальных) хряща; они имеют вид треугольников, которые могут раздвигаться и сдвигаться к центру.

Между черпаловидными и щитовидным хрящами натянуты две упругие складки - голосовые связки; они расположены на боковых стенках гортани, покрыты слизистой оболочкой и могут при помощи черпаловидных хрящей сходиться или расходиться под углом, образуя голосовую щель различной формы.

Существенную роль в образовании звуков речи играет рото вая полость : здесь образуются различные шумы и резонаторные тоны, важные для создания тембра. В ротовой полости (см. рис. на с. 104) находятся: зубы (верхние и нижние), альвеолы (бугорки у корней верхних зубов), твердое нёбо (palatum; оно, в свою очередь, подразделяется на переднее и среднее), мягкое нёбо (velum), которое заканчивается язычком (по-латински его называют uvula), язык - самый подвижный орган речи. Различают кончик языка, спинку (часть, обращенную к нёбу) и корень языка; спинка языка подразделяется на три части - переднюю, среднюю и заднюю.

Мягкое нёбо называется также нёбной занавеской ; оно действительно открывает и закрывает носовую полость: при опущенной нёбной занавеске, когда воздушная струя свободно проникает в полость носа, возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов и согласных. При поднятой и прижатой к задней стенке зева нёбной занавеске мягкое нёбо закрывает для воздушной струи проход в носовую полость; при этом возникают неносовые звуки речи.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные . Активные органы подвижны; они совершают различные движения, необходимые для создания преград и форм прохождения воздушной струи. Пассивные органы неподвижны, они являются тем местом, где активный орган создает смычку или щель. Активными органами являются голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя спинка глотки (фаринкс), а также вся нижняя челюсть. Особенно активен язык и его передняя часть.

Пассивные органы - это зубы, альвеолы, твердое нёбо, а также вся верхняя челюсть.

Для произнесения любого звука речи недостаточно активности одного какого-то органа речи. Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, т. е. нужна вполне определенная артикуляция.

Различают три фазы артикуляции звука речи: это приступ (экскурсия ), выдержка и отступ (рекурсия ). Эти фазы связаны друг с другом как компоненты произнесения звука.

Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния или артикулирования предшествующего звука в положение, необходимое для произнесения данного звука. Так, приступ к артикулированию звука [т] заключается в том, что голосовые связки раздвигаются и расслабляются, нёбная занавеска поднимается и прижимается к задней спинке зева, а кончик языка - к верхним зубам.

Речевой аппарат представлен системой взаимосвязанных органов, отвечающих за производство звуков и построение речи. Это система, благодаря которой люди могут общаться посредством речи. Состоит она из нескольких отделов и разных элементов человеческого организма, неразрывно связанных между собой.

Строение речевого аппарата – своеобразная система, в которой задействованы многие органы человека. Она включает органы дыхания, активные и пассивные составляющие речи, элементы головного мозга. Дыхательные органы играют важную роль, звуки не могут образовываться без выдоха. При сокращении диафрагмы взаимодействующей с межреберными мышцами, на которые опираются легкие, происходит вдох, при расслаблении – выдох. В итоге издается звук.

Пассивные органы не имеют особой подвижности. К ним относятся: челюстная область, носовая полость, гортанный орган, нёбо (твёрдое), глотка и альвеолы. Они являются опорной структурой для активных органов.

Активные элементы производят звук и производят одну из основных функций речи. Они представлены: областью губ, всеми частями языка, голосовыми связки, нёбом (мягким), надгортанником. Голосовые связки представлены двумя мускулистыми пучками, которые производят звуки при сокращении и расслаблении.

Головной мозг человека подает сигналы остальным органам и контролирует всю их работу, направляя речь согласно воле говорящего.

Строение речевого аппарата человека:

  • Носоглотка
  • Твёрдое небо и мягкое небо.
  • Губы.
  • Язык.
  • Резцы.
  • Область глотки.
  • Гортань, надгортанник.
  • Трахея.
  • Бронх с правой стороны и легкое.
  • Диафрагма.
  • Позвоночник.
  • Пищевод.

Перечисленные органы относятся к двум отделам, образующим речевой аппарат. Это центральный отдел периферический.

Периферический отдел: его строение и функционирование

Периферический речевой аппарат образуется тремя отделами. К первому отделу относятся дыхательные органы, которые играют основную роль в произношении звуков при выдохе. Этот отдел подает струи воздуха, без которых невозможно создать звук. Потоки воздуха при выходе выполняют две важные функции:

  • Голосообразующую.
  • Артикуляционную.

При нарушениях речевого дыхания искажаются и звуки.

Второй отдел состоит из пассивных органов речи человека, оказывающих основное воздействие на техническую составляющую речи. Они придают речи определенную окраску и силу, создавая характерные звуки. Это голосовой отдел, отвечающий за характерные черты речи человека:

  • Силу;
  • Тембр;
  • Высоту.

При сокращении голосовых связок поток воздуха на выходе преобразуется в колебание воздушных частиц. Именно эти пульсации, переданные во внешнюю воздушную среду, слышимы, как голос. Сила голоса зависит от интенсивности сокращений голосовых связок, которая регулируется воздушным потоком. Тембр зависит от формы вибраций колебания, а высота от силы давления на голосовые связки.

К третьему отделу относятся активные органы речи, непосредственно производящие звук и выполняющие основную работу при его образовании. Этот отдел играет роль создателя звуков.

Артикуляционный аппарат и его роль

Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:

  • Область губ;
  • Составляющие языка;
  • Мягкое и твердое небо;
  • Челюстной отдел;
  • Гортанная область;
  • Голосовые складки;
  • Носоглотку;
  • Резонаторы.

Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.

  • Главный элемент артикуляционного аппарата - язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.

В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение глазных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

  • Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижность принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.
  • Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
  • Твёрдое небо - это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
  • От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка - это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.

Центральный аппарат и его строение

Центральный речевой аппарат – это элементы мозга человека. Его составляющие:

  • Мозговая кора (в основном левая ее часть).
  • Узлы под корой.
  • Ядра нервов и ствола.
  • Пути, проводящие сигналы.

Речь, как и все остальные проявления работы высшей нервной системы, развивается благодаря рефлексам. Эти рефлексы неразрывно связаны с работой мозга. Его некоторые отделы играют особую, главную роль в воспроизведении речи. Среди них: височная часть, лобная доля, теменная область и затылочная, относящиеся к левому полушарию. У правшей эту роль выполняет полушарие правой части мозга.

Нижние, они же лобные, извилины играют основную роль при создании устной речи. Извилины в области висков – слуховая часть, воспринимающая все звуковые раздражения. Благодаря ей можно слышать чужую речь. В процессе понимания звуков основную работу выполняет теменная область коры человеческого мозга. А затылочная часть отвечает за зрительную часть и восприятие речи в виде письма. У детей она активна при наблюдении артикуляции старших, приводит к развитию устной речи.

От подкорковых ядер зависит характерный окрас голоса.

С периферическими элементами системы мозг взаимодействует при помощи:

  • Путей центростремительных.
  • Путей центробежных.

Центробежные пути связывают кору с мышцами, которые регулируют работу периферического отдела. Начало центробежный путь берет в коре головного мозга. Мозг посылает по этим путям сигналы ко всем периферическим органам, производящим звуки.

Ответные сигналы к центральному отделу проходят по центростремительным путям. Их начало расположено в барорецепторах и проприорецепторах, находящихся внутри мышц, а также сухожилий и суставных поверхностях.

Центральный и периферический отделы неразрывно связаны и дисфункция одного неизбежно приведет к нарушению работы другого. Они составляют единую систему речевого аппарата, благодаря которому организм способен производить звуки. Артикуляционный отдел, как элемент периферической части, играет обособленную роль в постановке правильной и красивой речи.

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:


Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены - воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи - та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.


В производстве звуков речи принимает участие целый ряд органов, которые все вместе образуют речевой аппарат человека. Этот аппарат состоит их четырех главных частей: дыхательного аппарата, гортани, полости рта, полости носа.
Дыхательный аппарат состоит из диафрагмы, или грудобрюшной преграды, грудной клетки, легких, бронхов, дыхательного горла.
Роль дыхательного аппарата в речи подобна роли мехов, которые нагнетают воздух: он производит необходимую для образования звука воздушную струю.
В работе дыхательного аппарата различаются две фазы: вдыхание и выдыхание.
При вдыхании воздух через дыхательное горло и бронхи входит в легкие; при выдыхании выходит из них обратно. При простом дыхании (не во время речи) обе фазы приблизительно равны по длительности. Во время же речи вдыхание совершается быстро, а выдыхание растянуто. Это происходит потому, что в процессе речи используется главным образом выдыхание, а вдыхание лишь восстанавливает израсходованный в речи запас воздуха. Таким образом, когда мы говорим, воздух из легких через бронхи по дыхательному горлу попадает в гортань.
Гортань составляет верхний конец дыхательного горла. Это орган, служащий почти исключительно для целей образования звуков. Гортань подобна музыкальному инструменту, который дает самые разнообразные по высоте и силе звуки.
Поперек гортани расположены два пучка эластичных мускулов, похожих на две губы, которые называются голосовыми связками. Края голосовых связок, обращенные друг к другу, свободны и образуют щель, называемую голосовой.
Когда связки не натянуты, то голосовая щель широко открыта, и сквозь нее свободно проходит воздух. Именно такое положение связки занимают при образований глухих согласных. Когда же они натянуты и соприкасаются друг с другом, то свободный проход для воздуха затруднен. Воздушный поток с силой проходит между связками, в результате чего возникает колебательное движение, заставляющее их дрожать и вибрировать. В итоге образуется музыкальный звук, называемый голосом. Он принимает участие в образовании гласных, сонорных и звонких согласных.
Полость рта выполняет двоякую роль в образовании зву- ков. С одной стороны, она служит резонатором, который придает различную окраску (тембр) звукам. С другой стороны, она является тем местом, где производятся различные по своему качеству самостоятельные шумы, которые или примешиваются к голосу, или сами, без участия голоса, образуют звуки.
Качество шумов в полости рта, а также роль полости рта как резонатора зависят от объема и формы, которые могут быть различны благодаря движению губ и языка. Эти движения называются артикуляциями. Посредством артикуляций каждый звук речи получает свою окончательную «отделку». Этим он отличается от остальных звуков. К артикуляциям языка и губ присоединяется еще движение нижней челюсти, которая, опускаясь, расширяет полость рта или обратным движением сужает ее.
Язык имеет особенно большое значение в образовании звуков речи. Он чрезвычайно подвижен и принимает различные положения по отношению к зубам и нёбу. Особенно подвижны передняя часть языка, кончик которой может касаться почти любого места рта, начиная с зубов и кончая мягким нёбом.
В зависимости от того, какой своей частью, насколько и к какому месту нёба поднимается язык, изменяются объем и форма полости рта, благодаря чему получаются различные шумы.
У языка никаких естественных границ между его частями провести нельзя, поэтому деление производится совершенно условно.
Часть языка, расположенная против зубной части нёба (вместе с кончиком языка), называется передней. Часть языка, расположенная против твердого нёба, - средней.
Часть языка, расположенная против мягкого нёба, называется задней.
Различия в звуках зависят от различий в артикуляциях языка, при этом нужно различать место и способ артикуляции.
Место артикуляции определяется:
  1. какой своей частью артикулирует язык;
  2. по отношению к какому пункту он артикулирует (зубам, нёбу).
Передняя часть языка может артикулировать по отношению к верхним зубам (например, при образовании согласных звуков , [то], [з], [с], [к], [л]) и по отношению к зубной части нёба (например, при образовании согласных [ж], [ні], [р]).
Когда язык артикулирует своей средней частью, то его спинка приближается к твердому нёбу (например, при образовании согласного звука [/] или гласных [и], [э]).
Когда же язык артикулирует задней частью, то его спинка поднимается к мягкому нёбу (при образовании согласных [г], [к], [X] или гласных [у]gt; [о]).
При произношении согласных звуков русского языка движение средней части языка может присоединиться к другим артикуляциям, благодаря такой дополнительной артикуляции получается так называемое мягкое произношение согласных.
То, что мы называем «мягкость» звука, акустически обусловлено более высоким тоном образуемых в полости рта шумов по сравнению с соответствующим «твердым». Эта большая высота звука связана с изменением формы и уменьшением объема резонирующей полости рта.
Работа губ также играет большую роль при образовании звуков, но меньшую, чем язык. Губные артикуляции совершаются или обеими губами, или только нижней губой.
При помощи губ могут быть произведены самостоятельные шумы, подобные тем, которые производит язык. Например, губы, смыкаясь друг с другом, могут образовать затвор, который со взрывом разрывается струей воздуха. Так образуются согласные [и] (без голоса) и [б] (с голосом). Если при этом открыт проход в полость носа, то получается согласный [л*].
Границей между полостью рта и проходом в полость носа служит так называемая нёбная занавеска (подвижное мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком). Назначение нёбной занавески состоит в том, чтобы открывать или закрывать для воздуха проход из зева в полость носа.
Назначение полости носа - служить резонатором при образовании некоторых звуков. При образовании большей части звуков русского языка носовая полость не принимает участия, так как нёбная занавеска бывает приподнята и доступ воздуха в полость носа закрыт. При образовании же звуков
[ж], [н] нёбная занавеска бывает опущена, проход в полость носа открыт, и тогда полость рта и полость носа образуют одну общую резонирующую камеру, другую качественную окраску - тембр.

Еще по теме УСТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО АППАРАТА:

  1. § 109. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ РЕЧИ. РЕЧЕВОЙ АППАРАТ
  2. I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЧЕВЫХ АКТОВ «ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ» КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. Взлом буржуазно-помещичьего аппарата царской России и создание нового, советского государственного аппарата

Речевой аппарат представляет собой совокупность взаимодействующих между собой органов человека, которые активно участвуют в возникновении звуков и речевого дыхания, образуя тем самым речь. К речевому аппарату относятся органы слуха, артикуляции, дыхания и Сегодня мы подробнее познакомимся со строением речевого аппарата и природой человеческой речи.

Образование звуков

На сегодняшний день строение речевого аппарата смело можно считать на 100% изученным. Благодаря этому мы имеем возможность узнать, как рождается звук и что вызывает нарушения речи.

Звуки зарождаются благодаря сокращению мышечных тканей периферического речевого аппарата. Начиная разговор, человек автоматически вдыхает воздух. Из легких поток воздуха попадает в гортань, нервные импульсы вызывают вибрацию а они, в свою очередь, создают звуки. Звуки складываются в слова. Слова - в предложения. А предложения - в задушевные беседы.

Речевой, или, как его еще называют, голосовой, аппарат имеет два отдела: центральный и периферический (исполнительный). Первый состоит из головного мозга и его коры, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола и нервов. Периферический, в свою очередь, представлен совокупностью исполнительных органов речи. К нему относятся: кости, мышцы, связки, хрящи и нервы. Благодаря нервам перечисленные органы получают задачи.

Центральный отдел

Как и другие проявления работы нервной системы, речь возникает посредством рефлексов, которые, в свою очередь, связаны с головным мозгом. Важнейшими отделами мозга, отвечающими за воспроизведение речи, являются: лобная теменная и затылочная области. У правшей эту роль играет правое полушарие, а у левшей - левое.

Лобные (нижние) извилины отвечают за создание устной речи. Извилины, расположенные в височной зоне, воспринимают все звуковые раздражения, то есть отвечают за слух. Процесс понимания услышанных звуков происходит в теменной области коры головного мозга. Ну а затылочная часть ответственна за функцию зрительного восприятия письменной речи. Если рассмотреть подробнее речевой аппарат ребенка, то можно заметить, что у него затылочная часть особенно активно развивается. Благодаря ней ребенок зрительно фиксирует артикуляцию старших, что приводит к развитию у него устной речи.

Мозг взаимодействует с периферическим отделом посредством центростремительных и центробежных путей. Вторые посылают сигналы мозга к органам речевого аппарата. Ну а первые отвечают за доставку ответного сигнала.

Периферический речевой аппарат состоит еще из трех отделов. Рассмотрим каждый из них.

Дыхательный отдел

Все мы знаем, что дыхание - это важнейший физиологический процесс. Человек дышит рефлекторно, не думая об этом. Процесс дыхания регулируется специальными центрами нервной системы. Он состоит из трех стадий, непрерывно следующих друг за другом: вдох, небольшая пауза, выдох.

Речь всегда образуется на выдохе. Поэтому поток воздуха, создаваемый человеком при разговоре, выполняет артикуляционную и голосообразующую функции одновременно. Если этот принцип каким-либо образом нарушается, речь тут же искажается. Именно поэтому многие ораторы уделяют внимание речевому дыханию.

Дыхательные органы речевого аппарата представлены легкими, бронхами, межреберными мышцами и диафрагмой. Диафрагма - эластичный мускул, который в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда она вместе с межреберными мышцами сокращается, грудная клетка увеличивается в объеме и происходит вдох. Соответственно, когда расслабляется - выдох.

Голосовой отдел

Продолжаем рассматривать отделы речевого аппарата. Итак, голос имеет три главные характеристики: сила, тембр и высота. Колебание голосовых связок приводит к тому, что поток воздуха из легких превращается в колебания мелких воздушных частиц. Эти пульсации, передаваясь в окружающую среду, создают звук голоса.

Тембр можно назвать звуковой окраской. У всех людей он отличается и зависит от формы вибратора, создающего колебания связок.

Артикуляционный отдел

Речевой артикуляционный аппарат по-простому называют звукопроизносящим. Он включает в себя две группы органов: активные и пассивные.

Активные органы

Как можно понять из названия, эти органы могут быть подвижными и принимают непосредственное участие в образовании голоса. Представлены они языком, губами, мягким небом и нижней челюстью. Так как эти органы состоят из мышечных волокон, они поддаются тренировке.

Когда органы речи меняют свое положение, в различных частях звукопроизносящего аппарата возникают сужения и затворы. Это приводит к образованию звука того ли иного характера.

Мягкое небо и нижняя челюсть человека могут подниматься и опускаться. Этим движением они открывают или закрывают проход в носовую полость. Нижняя челюсть отвечает за образование ударных гласных, а именно звуков: «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э».

Основной орган артикуляции - язык. Благодаря обилию мышц он чрезвычайно подвижен. Язык может: укорачиваться и удлиняться, становиться уже и шире, быть плоским и выгнутым.

Человеческие губы, будучи подвижным образованием, принимают активное участие в образовании слов и звуков. Губы меняют свою форму и размер, обеспечивая произношение гласных звуков.

Мягкое небо, или, как его еще называют, небная занавеска, является продолжением твердого неба и лежит вверху ротовой полости. Оно, как и нижняя челюсть, может опускаться и подниматься, отделяя глотку от носоглотки. Мягкое небо берет свое начало за альвеолами, около верхних зубов и заканчивается маленьким язычком. Когда человек произносит любые звуки, кроме «М» и «Н», небная занавеска поднимается. Если она по каким-то причинам опущена или неподвижна, звук выходит «носовым». Голос получается гнусавым. Причина тому проста - когда небная занавеска опущена, звуковые волны вместе с воздухом попадают в носоглотку.

Пассивные органы

Речевой аппарат человека, а точнее его артикуляционный отдел, включает также неподвижные органы, которые являются опорой для подвижных. Это зубы, носовая полость, твердое небо, альвеолы, гортань и глотка. Несмотря на то что эти органы пассивны, они оказывают огромное влияние на

Теперь, когда мы знаем, из чего состоит голосовой аппарат человека и как он работает, рассмотрим основные проблемы, которые могут его коснуться. Проблемы с произношением слов, как правило, возникают от несформированности речевого аппарата. Когда отдельные части артикуляционного отдела заболевают, это отражается на правильности резонирования и четкости произношения звуков. Поэтому важно, чтобы органы, которые задействованы в формировании речи, были здоровыми и работали в полном согласовании.

Речевой аппарат может быть нарушен по разным причинам, так как это довольно сложный механизм нашего организма. Однако среди них есть проблемы, которые встречаются чаще всего:

  1. Дефекты в строении органов и тканей.
  2. Неправильное использование речевого аппарата.
  3. Расстройства соответствующих отделов центральной нервной системы.

Если у вас есть проблемы с речью, не стоит откладывать их в долгий ящик. И причина тут не только в том, что речь является важнейшим фактором в формировании человеческих отношений. Обычно люди, у которых нарушен речевой аппарат, не только плохо говорят, но и испытывают трудности в дыхании, пережевывании пищи и прочих процессах. Поэтому, устранив недостаток речи, можно избавиться от целого ряда проблем.

Подготовка органов речи к работе

Чтобы речь была красивой и непринужденной, о ней нужно позаботиться. Обычно это имеет место в подготовке к публичным выступлениям, когда любая запинка и ошибка может стоить репутации. Речевые органы готовятся в работе с целью активации (настройки) основных мышечных волокон. А именно мышц, которые участвуют в речевом дыхании, резонаторов, отвечающих за звучность голоса, и активных органов, на плечи которых ложится внятное произношение звуков.

Первое, что нужно помнить, - речевой аппарат человека лучше функционирует при правильной осанке. Это простой, но важный принцип. Чтобы речь была более четкой, нужно держать голову прямо, а спину - ровно. Плечи должны быть расслаблены, а лопатки - слегка сведены. Теперь ничего не мешает вам произносить красивые слова. Привыкнув к правильной осанке, можно не только позаботиться о четкости речи, но и обрести более выгодный внешний вид.

Для тех, кто по роду своей деятельности много говорит, важным является навык расслаблять органы, отвечающие за качество речи и восстанавливать их полноценную работоспособность. Релаксация речевого аппарата обеспечивается выполнением специальных упражнений. Делать их рекомендуется сразу после продолжительного разговора, когда голосовые органы сильно устают.

Поза релаксации

Возможно, вы уже сталкивались с такими понятиями, как поза и маска релаксации. Эти два упражнения нацелены на расслабление мышц или, как еще говорят, снятие По сути, они не представляют собой ничего сложного. Итак, чтобы принять позу релаксации, нужно сесть на стул и слегка нагнуться вперед, склонив голову. При этом ноги должны стоять всей стопой и образовывать друг с другом прямой угол. Сгибаться они также должны под прямым углом. Достичь этого можно путем подбора подходящего стула. Руки свисают вниз, слегка опираясь предплечьями о бедра. Теперь нужно закрыть глаза и максимально расслабиться.

Чтобы отдых и релаксация были максимально полными, можно заняться некоторыми формами аутотренинга. На первый взгляд кажется, что это поза удрученного человека, но на самом деле она довольно эффективна для расслабления всего тела и в том числе речевого аппарата.

Маска релаксации

Этот простой прием также очень важен для ораторов и тех, кто по специфике своей деятельности много говорит. Здесь также нет ничего сложного. Суть упражнения состоит в попеременном напряжении различных мышц лица. Нужно «надевать» на себя разные «маски»: радость, удивление, тоску, злость и так далее. Проделав все это, нужно расслабить мышцы. Сделать это вовсе не сложно. Просто произнесите на слабом выдохе звук «Т» и оставьте челюсть в свободном опущенном положении.

Релаксация является одним из элементов гигиены речевого аппарата. Кроме нее, в данное понятие входит защита от простудных заболеваний и переохлаждения, избегание раздражителей слизистой оболочки и тренировка речи.

Заключение

Вот таким интересным и сложным является наш речевой аппарат. Чтобы полноценно наслаждаться одним из важнейших даров человека - умением общаться, нужно следить за гигиеной голосового аппарата и бережно к нему относиться.