Мероприятие в летнем пришкольном лагере без подготовки. Остановка «Ознакомительная. Растительная»

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

6 октября 2009 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Попробуем кратко объяснить, что такое новый образовательный стандарт, зачем и по каким причинам он был принят, и с помощью чего он будет реализовываться.

По каким причинам и для чего был принят Стандарт.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей.

1. Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе - несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личностному развитию. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться уже на первой ступени обучения, система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др.

2. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.

Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески.

Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых - родителей и педагогов - на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.

3. Начальная школа не учитывает, что для школьника этого возраста весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе. Вымывание ведущей деятельности ребёнка происходит уже на дошкольном этапе развития, что отрицательно влияет на формирование психологических механизмов, обеспечивающих готовность к школьному обучению. Сюжетно-ролевая игра и художественно-эстетические занятия не занимают в жизни дошкольника места, подобающего ведущим деятельностям, что приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе.

Результат этого - трудности в обучении, связанные с несформированностью произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления.

4. Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками . День младшего школьника расписан по минутам. Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию навыков общения, эмоциональной отзывчивости, толерантности (терпимости) и др.

5. Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и, соответственно, лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.

Что такое новый образовательный стандарт.

ФГОС-2поколения – это целый пакет документов, включающий в себя несколько программ, которые до этого относились к внеклассной работе: программа внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного воспитания, программа здоровья. В то же время в Стандарте появилось и новое, то, чего раньше не было совсем: программа универсальных учебных действий, планируемые результаты освоения учебных программ, система и модели оценочной деятельности.

Так уж повелось в российской школе, что главное внимание в триаде «знания – умения – навыки» всегда уделялось знаниям, поэтому стандарт воспринимался, прежде всего, как перечень знаний, которые должны были освоить ученики. Такому стандарту соответствовали тексты большинства учебников, в которых содержались все необходимые для запоминания знания. Закрепление уместно было выполнять с помощью репродуктивных заданий, а контроль – с помощью простых тестов, проверяющих фактические знания. Поэтому наши школьники и занимали последние позиции в рейтинге международных исследований уровня образования (PISA).

Количество информации в мире каждое десятилетие удваивается. Существенно изменились требования к образованию и образованному человеку. Действующий ранее принцип сообщения каждому человеку всех важнейших знаний неэффективен. Поэтому ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Главное – не знания, а умение их добывать и ими пользоваться .

В связи с этим на уроках предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественнонаучными текстами, с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения ».

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов (а не просто Знаний, Умений, Навыков, как было раньше). К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,

метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету.

III. С помощью чего Стандарт будет реализовываться.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации деятельности школьников. Поэтому в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход , который предполагает опору на современные образовательные технологии деятельностного типа, которые применяются на всех уроках, начиная с предшкольной подготовки:

Технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

Проблемно-диалогическую технологию,

Технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Чем же эти технологии отличаются от традиционных?

Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Учитель сообщает тему урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Объяснение нового материала - тоже дело учителя, что не гарантирует понимания материала большинством класса. Дело ученика – рассказать, что он выучил, и получить отметку. У кого лучше память (зрительная или слуховая), тот лучше и расскажет.

Напротив, современные технологии: технология проблемно-диалогического обучения, технология продуктивного чтения и технология оценивания - позволяют учащимся самостоятельно открывать знания .

Покажем, как это происходит.

Так, например, в соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги выполнения поставленной цели в соответствии с планом. Это поддерживается с помощью вступительной статьи к учебнику, а также специального методического аппарата. В качестве важнейшего элемента деятельности выступает выполнение продуктивных заданий, готовые варианты выполнения которых не могут быть найдены в учебнике, а должны быть получены в результате умственных действий по анализу и синтезу информации из учебника.

Современный человек живет в условиях изобилия информации. Поэтому извлечение нужной информации из иллюстрации или текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь в нем успехов. Вот почему Образовательная система «Школа 2100» придает работе с информацией ведущее значение.

Обучение работы с текстом становится важнейшим умением первоклассника, на фундаменте которого строится весь дальнейший процесс образования в школе. За период обучения грамоте дети проходят весь курс русского языка. Букварь и Прописи – это фактически мини-учебник русского языка. За это время дети наблюдают за явлениями, особенностями русского языка, но не используют при этом никакой терминологии, лишь учатся замечать. Уже в Букваре начинается работа с текстом в рамках технологии продуктивного чтения . Это даёт возможность подготовить первоклассников к работе с текстами на разных предметах. Начинается эта работа именно на уроках обучения грамоте. Поскольку дети в 1-м классе еще не владеют навыком чтения, то на первых порах важнейшую роль в восприятии информации играют чтение и анализ иллюстрации.

Технология продуктивного чтения (возможна при работе с любым текстом на любом уроке):

1. Работа с текстом до чтения.

Прогнозирование по названию, имени автора, иллюстрации.

2. Работа с текстом во время чтения

Использование приемов понимания текста.

3 . Работа с текстом после чтения.

Творческое задание.

Обобщающая беседа.

Одна из основных идей, которую разделяют все авторы Образовательной системы «Школа 2100» состоит в том, что цели и задачи обучения должны знать не только взрослые (и прежде всего учителя), но и сами дети. Вот почему авторы включают таблицу требований с основными умениями в дневники и предлагают самим школьникам учиться себя оценивать.

Основные задачи новой технологии (технологии оценивания):

– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;

– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Таким образом, сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

В результате обучения главными достижениями ребёнка младшего школьного возраста являются не скорость чтения или умение без ошибок писать под диктовку, но : словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.


«Переход на новые образовательные стандарты»

«В учении нельзя останавливаться»
Сюнь-цзы

2015-2016 учебный год стал для нас началом перехода на новые образовательные стандарты на ступени основного общего образования. А значит, перед педагогами и школой в целом, ставятся новые задачи.

Планируя работу с новыми стандартами, я выяснила, что в соответствии с ФГОС меняется направленность педагогической деятельности. Основы обучения, реализуемые по новым стандартам, требуют от меня умения учить детей формировать своё мышление, свою учебную деятельность, умение добывать знания. Изменения в современной педагогике отличаются постоянной подвижностью и разнообразием. Мне, как учителю необходимо быстро и умело адаптироваться под создавшиеся условия, к изменениям в содержании образования. Большое значение имеет готовность саморазвиваться и стремление принять и понять новое, передовое.

Понять, готова ли я к работе по новым стандартам можно по следующим показателям: знание предмета, психологическая готовность реализации ФГОС, умение применять полученные знания.

Особенностью нового стандарта является системно - деятельностный подход. Целью - развитие личности на основе формирования УУД. Главное требование к условиям осуществления ФГОС - инновационный характер в структуре образования. В прошлое уходят традиционные представления результатов обучения в виде ЗУН. Немаловажно, что одной из особенностей нового стандарта является изменение учебных планов, появление внеурочной деятельности и индивидуальных планов обучения.

Работая с новым образовательным стандартом, необходимо планировать не только урок, но и вариативную деятельность ребенка. Для меня и всех педагогов стоит очень сложная задача, так как в большей мере приходится проектировать образовательную среду ученика и класса в целом, следовать за ходом мысли ученика, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться, самореализовываться.

Одним из сложнейших и обязательных условий реализации ФГОС является рефлексия на уроке. В словарях дается следующее определение: рефлексия - это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление, самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия - это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Моя готовность к реализации ФГОС нового поколения характеризуется наличием соответствующих ценностных ориентаций, любовью к своей профессии, предмету.

В соответствии с требованиями профессионального стандарта, необходимо обладать определенными знаниями (компетенциями).

Социально-личностные компетенции : способность видеть в каждом ученике потенциально успешную личность, способность индивидуализировать образовательный процесс, способность понимать и принимать точку зрения других участников образовательного процесса, общая культура, эмоциональная устойчивость, позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе.

Постановка целей и задач педагогической деятельности : способность перевести тему урока в педагогическую задачу, способность ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями обучающихся.

Мотивация учебной деятельности : способность обеспечить успех в деятельности, компетентность в педагогическом оценивании, способность превращать учебную задачу в личностно значимую.

Информационная компетентность : глубокое знание своего предмета, качественное использование методов преподавания, знание психологических аспектов обучающихся, самообразование.

Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений : способность разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты, способность принимать решения в различных педагогических ситуациях.

Компетенции в организации учебной деятельности : способность педагога к взаимопониманию, сотрудничеству, чувствовать интересы других участников образовательного процесса, оказывать помощь в обучении, позитивный настрой педагога, использование современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса.

При освоении новых ФГОС обнаружила ряд проблем, объединила их в три группы: общие, личностные и системные.

Общая проблема в неготовности к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Личностные проблемы связаны с психологической неготовностью педагога к изменениям в традиционной, сложившейся педагогической деятельности. Нет осознания себя, как учителя «нового поколения».

Системные проблемы обусловлены неподготовленностью педагогов к выполнению требований ФГОС, в том числе недостаточностью опыта проектной и исследовательской деятельности.

Внедрение новых стандартов в полной мере зависит от мотивации на изменения в методах и приемах своей деятельности. Новое сознание, новая позиция, новое отношение к своей работе – вот основа успешной работы по ФГОС.

Проект«Переход на новые образовательные стандарты»

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

В учреждении необходимо создать все условия для достижения качественного образования в соответствии со способностями, возможностями и интересами учащихся. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей. Для обеспечения эффективности работы по новым образовательным стандартам необходимо развить систему оценки качества образования. Необходимо ввести мониторинг и комплексную оценку академических достижений учащихся, их компетенции и способностей. Это позволит не только осуществлять контроль качества обученности, но и диагностику специального компонента уровня развития.

Цель образования первой ступени:

создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

Задачи:

Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности

Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья школьников

Развивать коммуникативные качества личности учащихся

Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся

Продолжать создание в школе развивающей предметной среды

Поддерживать индивидуальность ребенка, формировать культурное поле школьника

Реализация поставленной цели и вытекающих из нее задач будет осуществляться через :

Программу формирования универсальных учебных действий

Программу отдельных учебных предметов и курсов

Программу духовно-нравственного развития

Программу формирования здорового и безопасного образа жизни

Программу внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности учащихся. К ним относятся: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей. К ним относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли

Учебные предметы и курсы

В МОУ «Петрушихинская ООШ» на начальной ступени будет реализовываться образовательная программа «Начальная школа XXIвека», включающая в себя предметные программы и программы внеурочной деятельности в рамках учебного плана. Программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС второго поколения. В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения, технология формирования правильной читательской деятельности, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Духовно-нравственное развитие

Программа опирается на ценностные идеалы демократического общества: социальную справедливость, равенство возможностей, благосостояние и безопасность. Она построена с учетом стратегических целей системы образования в ходе внедрения ФГОС второго поколения: обеспечение консолидации, конкурентоспособности и безопасности нации.

Цель: духовно-нравственное и гражданское становление учащихся, их ценностно-смысловое самоопределение.

Задачи: признание учащимися культурного многообразия российского общества как важнейшего национального достояния; формирование национальной идентичности личности; формирование основ толерантного сознания учащихся; формирование у школьников чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека.

Решение этих задач позволяет сформировать у учащихся начальной школы основы социокультурного взаимодействия в гражданском обществе.

Формирование здорового и безопасного образа жизни

Основой программы являются базовые национальные ценности российского государства. Сохранение и укрепление здоровья детей, создание оптимальных условий в школе и дома и рациональная организация труда и отдыха школьников (здоровьесберегающая педагогика)

Цель: сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса

Задачи: развитие представления учащихся о ценности здоровья и здорового образа жизни; привлечение школьников к спортивным и физкультурно-оздоровительым занятиям; повышение качества физической подготовки учащихся; расширение использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Портрет выпускника начальной школы:

Умеет учиться, способен организовывать свою деятельность, умеет пользоваться информационными источниками

Владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах

Обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение)

Любит свой город, Родину

Уважает и принимает ценности семьи и общества, готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой

Соблюдает правила здорового образа жизни.

Любознательный, честный, внимательный, толерантный, активно и заинтересованно познающий мир

Важнейшими индикаторами и показателями проекта является:
- степень готовности учащихся к реализации новых государственных стандартов;
- использование инновационных образовательных технологий и УМК;
- рост числа современных методик, используемых в образовательном процессе;
- повышение рейтинга образовательного учреждения;
- рост числа учащихся, проходящих обучение по программам с использованием информационных технологий;
- совершенствование и оптимизация образовательной программы;
- формирование вариативного продвижения учащихся по образовательному пути, проявлению их индивидуальности, особенностей, возможностей, самостоятельности, компетентности;
-оптимизация образовательной среды, создание благоприятных условий для развития личности;
-качественные изменения во взаимодействии учитель-ученик-родитель.

Последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы


  1. Формирование инициативно-творческой группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС НОО.

  2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы.

  3. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы.
Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.

План мероприятий по реализации Программы развития школы на период 2011-2015гг.

ПРОЕКТ « Переход на новые образовательные стандарты »


Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственные

Финансирование

1. Поэтапное обновление Основной образовательной программы школы в соответствии с ФГОС нового поколения

1. Обновление основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО)

2011-2014

Создание организационно-управленческих и содержательно-деятельностных предпосылок осуществления образовательной деятельности в ОУ

Зам. дир по УВР, учитель начальных классов

Бюджет

2. Обновление основной образовательной программы основного общего образования

2014-2015

Зам.дир по УВР, учителя предметники

Бюджет

2. Приведение нормативной базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС

Цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение, должностные инструкции работников и т.п.

2011-2015

Администрация

Бюджет

3.Определение оптимальной для реализации модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся.

Создание и реализация примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование) структурированной в соответствии с направлениями внеурочной деятельности, требованиями времени и традициями школы.

2011-2015

Создание условий для раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений.

Зам дир. по УВР

Бюджет

4. Разработка и реализация плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС

1. Обновление методической работы в школе.

2. Введение новых форм методической поддержки педагогов.

3. Обучение на курсах повышения квалификации педагогов и руководителей.


2011-2012

Готовность педагогов к реализации ФГОС

Зам дир. по УВР

Бюджет

5. Определение УМК, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования

Комплектование библиотеки УЦМК по предметам учебного плана ООП НОО, в соответствии с Федеральным перечнем

2011

Оснащенность школьной библиотеки необходимыми УМК, учебными и справочными пособиями

Зам.дир. по УМР, библиотекарь

Бюджет

6. Расширение возможностей использования электронных учебных материалов

1.Совершенствование материально-технической базы ОУ.

2. Организация повышения квалификации педагогов ОУ по выделенному направлению (школьные семинары)



2011-2012

Создание новой модели организации образовательного пространства на основе современных образовательных технологий и реализации образовательных стандартов

Зам дир по УВР, педагоги, учитель информатики

Бюджет и внебюджетные средства

7. Разработка и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса

Семинары -практикумы, мастер-классы «Использование современных образовательных технологий»,

психологический тренинг «Учитель-ученик»



2011-2015

Использование в учебном процессе современных образовательных технологий.

Отсутствие непонимания во взаимоотношениях учитель-ученик.



Зам. дир. По УВР, ИКТ, педагог-психолог (округ)

8.Привлечение к оценке качества деятельности ОУ общественности, в том числе потребителей образовательных услуг

1.Ежегодное проведение мониторинга удовлетворенности образовательными услугами ОУ (учащиеся, родители и др.)

2. Ежегодные родительские конференции.


2012-2015



Управляющий совет

Администрация



9.Распространение педагогического опыта

Деятельность по подготовке и изданию программных и методических материалов

2012-2015

Формирование банка опыта педагогов

Зам. по УВР, директор школы

10. Анализ результатов освоения учебных программ начальной ступени обучения. Определение их соответствия требованиям ФГОС к результатам освоения ООП НОО

Обработка результатов освоения учебных программ начальной ступени образования с целью коррекции и достижения наилучших результатов.

2012-2015

Определение необходимых изменений в модели образовательной системы ОУ.

Повышение качества образования в ОУ.



Зам. Дир по УВР

11.Организация обеспечения эффективности преемственности образовательных программ начального общего и основного общего образования

Педсовет «Преемственность начального общего и основного общего образования»

2015

Повышение качества образования в ОУ

Зам. дир по УВР, учитель начальных классов и учителя-предметники

12. Совершенствование материально-технической базы ОУ

1. Изучение вопроса соответствия материально-технической базы ОУ требованиям ФГОС

2011

Локальные акты

Администрация

Бюджет

2.Разработка и утверждение локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ОУ с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса.

2011-2015

3. Оформление заявки на приобретение необходимого материального и технического оборудования в соответствии с ФГОС

2011-2015

Оснащение ОУ в соответствии с требованиями ФГОС

4. Приобретение необходимого материального и технического оборудования в соответствии с ФГОС

2011-2015

Анализ работы

лагеря с дневным пребыванием детей « Экологическая тропа » на территории

МБОУ Таятская ООШ Каратузского района Красноярского края

за июнь 2017 года

Лето – это прекрасная пора, когда мир становится ярче, красочнее и чуточку счастливее! Именно таким он должен быть для наших детей – добрым, светлым и безопасным!

С 1 по 26 июня обучающихся школы встречал летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Экологическая тропа», в котором 26 детей отдохнули с удовольствием и пользой для здоровья и души.

Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение для всех. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

Цель программы - организация отдыха и оздоровления, обучающихся школы в летний период.

Задачи программы:

  • расширение экологических знаний об окружающей живой природе своего края;
  • формирование у учащихся бережного и ответственного отношения к окружающей среде;
  • максимальное использование возможностей природного окружения;
  • выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
  • организация активного отдыха и оздоровление детей;

развитие творческих и коммуникативных способностей

Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Распорядок жизни строился так, что в определенное время ребята объединялись по способностям и пожеланиям. Ребенок выбирал для себя «Мастерскую», имея возможность заниматься интересным ему делом, чему-то научиться, чем-то послужить примером другим.

Педагоги постарались сделать отдых детей в лагере организованным. Дети были разделены на два отряда «Добродеятели» и «Юные экологи». Ребята оформили отрядные уголки, где поместили свой девиз, речевку, эмблему. Кроме того был создан общий стенд лагеря на котором была размещена информация: план работы на каждый день, режим дня, охрана жизни и здоровья.

Каждый день пребывания в лагере был подчинён определённой тематике. Очень ярко и увлекательно для детей прошли День открытия лагерной смены, День грибов, День планеты, Тропою смелых, «День леса, День воды, День птиц, День древних сражений, День России, День Воздуха, День творчества, День животных, День Нептуна, День чудес, День экологических сказок, День приключений, День компаса, День погоды, День памяти и скорби, День исследователей, День природы родного края.

В первый день работы была проведена операция «Уют». Детей ознакомили с помещениями - с отрядными кабинетами, где каждый ребёнок выбрал себе место. Первый день – День открытия лагеря был ознаменован праздником Дня защиты детей. Воспитатели приготовили интересное мероприятие, которым и открыли лагерь. Дети помогли Лешему и Бабе Яге найти волшебные пузыри желаний, отгадывая загадки Мальвины. Пели и танцевали задорный танец «Летк- енка» все вместе. Затем все отправились в сельский центр культуры, где состоялся праздничный концерт, в котором активное участие приняли обучающиеся нашей школы. В программе концерта были зажигательные танцы и лирические композиции, ансамблевые, сольные и дуэтные песни различной тематики, звучавшие от всего сердца для зрителя.

2 июня - «День грибов». Прошли такие мероприятия: минутки здоровья, «В гостях у Айболита», игра «Жизнь грибов», спортивные состязания. Всем очень весело и интересно!

3 июня в лагере дневного пребывания «День планеты». Прошёл экологический ликбез «Экология родного края», минутка безопасности «Мы и дорога», викторина «Знаешь ли ты?».

5 июня играем в познавательно-развлекательную игру «Тропою смелых», минутка здоровья «Зелёная аптека», экологический марафон «Красная книга».

6 июня объявлен «Днём леса» в лагере дневного пребывания. В этот день воспитатели говорили о пользе леса, влиянии на него человека, об охране леса, правилах поведения в лесу. Ребята отвечали на вопросы, читали стихи. Библиотекарь зачитала правила поведения на природе и обращение М. Пришвина о том, что нужно любить и охранять природу: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». В конце дня была организована викторина «Лес – богатство России» и конкурс «Птицу отгадай».

9 июня в лагере дневного пребывания «День древних сражений», прошёл конкурс «Наше поколение выбирает спорт и здоровье». А затем прошла интересная и полезная встреча с работником ПДН, которая рассказала о ПДД и ответственности за правонарушения.

12 июня – особая дата в многовековой истории России. В связи с празднованием Дня России, 10 июня был проведен день России. В этот день прошёл конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия», беседа с сопровождением презентации «Символы России в разные времена». По итогам презентации была проведена интеллектуальная игра « Символы России в разные времена» . В игре участвовали все дети.

Все мероприятия были направлены на воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, к государственным праздникам и символам страны.

В конце дня прошёл праздничный концерт «Моя Россия». На концерте звучали стихи и песни о России.

13 июня в лагере дневного пребывания был «День воздуха». Для ребят были организованы: экологический час «Атмосфера – наше защитное покрывало», развлекательное мероприятие» Праздник воздушных шаров», конкурс «Сказка на новый лад».

14 июня в «День творчества» прошла минутка безопасности «Один дома…», мини-проект «Отходы не во вред природы», где дети изготовили цветы из пластиковых бутылок.

15 июня был «День животных» в рамках которого прошла спортивная игра «Зоологические забеги», конкурс рисунков «Необычное животное».

16 июня в традиционный «День Нептуна» прошла минутка здоровья и безопасности «Как вести себя на воде?» и спортивно-развлекательная игра, сельский библиотекарь провела с детьми викторину о воде.

С 17 июня В целях формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах и на воде в лагере с дневным пребыванием детей прошла неделя безопасности, в рамках которой организованы игры, соревнования и викторины.

19 июня прошёл день экологических сказок. Отрядам было предложено поучаствовать в игре «Кто хочет стать сказочным миллионером». Первым этапом игры была разминка. Каждому отряду было предложено по 12 вопросов. На все вопросы ребята ответили верно. Следующим этапом была «Своя игра по сказкам», в которой ребятам были предложены вопросы по следующим темам: сказки Г.Х. Андерсена, сказки А.С.Пушкина, сказочные предметы, музыка из мультфильмов, сказочные персонажи и цитаты из сказок. В конце такого насыщенного конкурсами дня все успешно справились с творческим заданием – нарисовали своих сказочных героев и показали сказки собственного сочинения.

20 июня прошёл день приключений каждый отряд представил карту своих приключений и поиску клада, показал художественный номер и атрибутику пиратов.

21 июня День компаса. Там, где подвижная игра, нет места скуке. Особенность подвижных игр - их соревновательный, творческий коллективный характер. В них проявляется умение действовать сообща в непрерывно меняющихся условиях. И ключевым делом дня стала игра-путешествие «Тропа испытаний». Дети на первом этапе игры путешествовали по школьному стадиону, где на восьми станциях добывали ключи, демонстрируя свою эрудированность, ловкость, смекалку и сноровку, командный дух.

На втором этапе игры команды боролись в интеллектуальном поединке. По итогам всей игры воспитанники лагеря отметили, что узнали много нового и интересного, еще больше сдружились друг с другом, получили яркие положительные эмоции.

22 июня День памяти и скорби, именно 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В этот день мы почтили воинов-защитников нашей Родины. Мужеством и доблестью, не щадя жизни, они отстаивали независимость нашего Отечества. Русские солдаты всегда стояли на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли. Воспитателями была подготовлена презентация и беседа об этом памятном дне.

23 июня День погоды. В течение всего дня дети развлекались, участвовали в увлекательных конкурсах, радовались сами и вызывали улыбки у друзей и окружающих.

Большое внимание педагогами уделялось подвижным играм на свежем воздухе и укреплению здоровья. Каждое утро начиналось с бодрой зарядки, которая проходила на свежем воздухе, для ребят проводились минутки здоровья, а после - повара кормили ребятишек вкусным и полезным завтраком.

Поварами и администрацией школы постоянно осуществлялся контроль за приготовлением пищи и соблюдением питьевого режима, а воспитатели лагеря строго следили за соблюдением детьми личной гигиены до и после приема пищи, во время игр и пребывания на воздухе.

В рамках оздоровительной работы в лагере проводились спортивные мероприятия: первенства лагеря по игровым видам спорта, спортивные эстафеты (как командные, так и личные первенства), в которых были задействованы все дети. С большим удовольствием дети участвовали в спортивных конкурсах, где проявляли силу, выносливость, терпение, умение сопереживать, сочувствовать. В таких мероприятиях у ребят происходил выброс отрицательной энергии и зарядка положительными эмоциями..

В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности детей были проведены следующие мероприятия: КВН «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», в ходе которого повторили основные правила поведения в природе, на улице и дома; беседы на тему безопасного поведения на водоёмах; беседы по правилам пожарной безопасности, основам безопасности жизнедеятельности «Моя безопасность» и викторин на знание правил поведения в экстремальных ситуациях.

Дети приняли активное участие в концертах, посвящённых открытию и закрытию лагеря.

В лагере дети занимались общественно-полезным трудом: следили за чистотой в комнатах, ухаживали за комнатными растениями, поливали цветники на территории школы.

Для детей летнего оздоровительного лагеря было организовано полноценное двухразовое питание в столовой школы. Здесь неустанно трудились повар и помощник повара. Ежедневно дети с удовольствием съедали завтрак и очень вкусный обед. А после приема пищи можно было заняться своим любимым делом. Дети рисовали, лепили, читали, просто играли, разгадывали кроссворды, танцевали, пели, играли на свежем воздухе.

Время, которое ребята провели в смене, им очень понравилось и конечно запомнилось. Они провели его с пользой для себя и своего здоровья.

26 июня в последний день работы лагеря состоялось заключительное мероприятие «До свидания, лагерь!». Была составлена концертно-развлекательная программа, в ходе которой дети участвовали в играх, пели песни, танцевали.

Подводя итог, дети отметили, что каждый день пребывания в лагере был полон эмоций, насыщен мероприятиями и зарядом бодрого настроения и здоровья.

За активное участие в конкурсах и мероприятиях дети награждались грамотами, сладкими призами и подарками.

Организованный отдых и оздоровление детей на базе нашей школы создали условия для физического развития и укрепления здоровья, способствовали воспитанию у ребят дисциплины, трудолюбия, дружбы и коллективизма, ответственности, коммуникабельности, толерантности. Каждый из ребят за время смены нашел себе дело по душе, проявил свои лучшие качества.

Анализ результатов показал, что у детей сложились положительные впечатления от пребывания в школьном лагере. Так же высоко оценили организацию работы лагеря родители учащихся.

Поэтому можно уверенно сказать, что время, проведенное в лагере, не прошло бесследно для детей и на следующий год они с удовольствием примут участие в работе лагеря.

В полной мере можно сказать задачи и цели, которые были поставлены при планирование работы лагеря, выполнены в полном объёме.

Смена закончилась, но остались бодрый дух, хорошее настроение и приятные воспоминания.

Руководитель лагеря: Ткачёва Н.М.


Цель мероприятия:

Действие на спортплощадке.

Утро. Зарядка.

Учитель:

Другу нежно улыбнись.

Поклонись земле родной.

Умойся ключевой водой.

Носом воздух ты вдохни.

Природу за все поблагодари.

Учитель:

Задание:

Учитель:

Крапива-девочка:

Я крапива. Молода.

Горделива, но добра.

Много пользы приношу.

Хворь я всякую лечу.

Хоть и жалюсь я слегка.

Но не бойтесь вы меня.

Лиха крапива, а мороз губит.

Узнаешь, чем крапива пахнет.

Действие в классе.

Учитель:

В мире нет природы краше.

Надо нам ее беречь!

И букашку, и цветочек,

И шмелька, и мотылька

Береги, не обижай,

Все, что видишь ты вокруг.

Ведь природе ты лучший друг.

Бабочка:

Лишь два крыла

Куда спешу?

И вот - дышу.

Дышать хочу?

Афанасий Фет.

Действие в актовом зале.

Ответы детей.

Учитель:

  1. Птица-певунья (соловей).
  2. Птица - говорун (попугай).
  3. Птица, символ мира (голубь).
  4. Ночная птица (сова).

Действие в спортзале.

Мы, хитрые лисички,

Обманем хоть кого.

Умеем быстро бегать

Добьемся своего.

Не смотри, что мы трусливы.

Сможем спутать мы следы.

Мы умеем отлично прыгать.

Доведем соперника до беды.

Мы, медведи, неуклюжи.

Так считают простачки.

Но силен медведь в лесу.

Победит и косого, и лису.

Игра «В лесу».

Учитель:

Игра на внимание. Ребята стоят в командах.

Учитель:

Это наш огромный общий дом.

Тематический день в школьном оздоровительном лагере

«Давайте, дети, любить природу…»

Мероприятие рассчитано на учащихся 1-4 классов.

Цель мероприятия:

Остановка «Ознакомительная. Растительная».

Действие на спортплощадке.

Утро. Зарядка.

Учитель:

На зарядку, ученик, становись!

Другу нежно улыбнись.

Поклонись земле родной.

Умойся ключевой водой.

Носом воздух ты вдохни.

Природу за все поблагодари.

Учитель: День сегодня будет необычным. Начнем с беговых упражнений, 1 круг по беговой дорожке пробегите, задание первое получите, задание непростое, оно находится в конце беговой дорожки в белом конвертике. Кто первым его найдет, тот первым и прочитает. А выполнять его нужно всем вместе. Ну что ж, в путь. Бегом марш!

Задание: (Отгадайте загадку. Ах, не трогайте меня! Обожгу и без огня. (Крапива)).

Учитель: Нашли задание, отгадали загадку? Молодцы. Продолжаем зарядку. Но зарядка непростая, а тоже с заданием. Делаем упражнение, но сначала по очереди описываем крапиву (травянистое растение, листья с зубчатыми краями, жгучая, применяется в пище, полезная, лекарственная, высокая, зеленая, растет дома). Молодцы, ребята!

А теперь давайте сядем на скамеечку, отдохнем, послушаем о крапиве информацию.

Крапива-девочка:

Я крапива. Молода.

Горделива, но добра.

Много пользы приношу.

Хворь я всякую лечу.

Хоть и жалюсь я слегка.

Но не бойтесь вы меня.

Ребята, хотите со мной подружиться, тогда ответьте на мои вопросы.

  1. Назовите автора сказки и название сказки, в которой героиня сплела братьям рубашки из крапивы, чтобы освободить их от колдовских чар. (Андерсен «Дикие лебеди»).
  2. В каком месяце крапива самая полезная. (В мае. В крапиве много железа и меди, витамина С, К).
  3. Продолжите пословицу «Крапива заменяет семерых ….(врачей).
  4. А теперь задание для самых смекалистых, давайте выучим несколько пословиц о крапиве.

На лицо красива, а на язычок крапива.

С тобой водиться — что в крапиву садиться.

Кто пораньше встает, тот грибки себе берет; а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Лиха крапива, а мороз губит.

Узнаешь, чем крапива пахнет.

Дети хором вспоминают пословицы, которые запомнили.

А теперь пора в класс, нас ждут и другие интересные задания.

Остановка «Познавательная. Насекомая».

Действие в классе.

Учитель:

В мире нет природы краше.

Надо нам ее беречь!

И букашку, и цветочек,

И шмелька, и мотылька

Береги, не обижай,

Все, что видишь ты вокруг.

Ведь природе ты лучший друг.

Ребята, здравствуйте, я летела, летела на балл цветов, а прилетела к вам. Не подскажите, куда мне дальше путь держать? У меня в руках конверт з заданием, помогите его выполнить.

  • Поможем, конечно, правда, ребята. Но сначала нам необходимо разгадать маршрут бабочки. Для этого нужно разгадать кроссворд «Мир бабочек».
  1. Главное украшение бабочек. (крылья).
  2. Тело бабочки состоит из головы, груди и …(брюшко).
  3. Какого цвета бабочка Лимонница (желтый).
  4. Как называется основной процесс передвижения бабочек (полет).
  5. Чем питаются бабочки (цветочным нектаром).
  6. Из куколки бабочки появляется (гусеница или личинка).
  7. Враги бабочек (птицы, ящерицы, жабы).
  8. Польза бабочек (опыляют растения, являются звеном в пищевой цепочки).
  9. Защита бабочек от врагов (окраска, неприятный запах, вкус).
  10. Название гусениц, которые производят шелк (шелкопряд).

Бабочка: Спасибо, ребята, за помощь. Теперь я знаю, куда мне дальше лететь. Вы отгадали кроссворд. А я прочитаю вам стихотворение в благодарность за это.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем

Лишь два крыла

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

Афанасий Фет.

Ребята, не хорошо отпускать гостью с пустыми руками, давайте нарисуем бабочек, и самую красивую подарим нашей красавице. Не забудьте подписать свои работы. (Детям выдаются картинки разных бабочек, виды бабочек подписать. Бабочка помогает ребятам. Выбирает лучший рисунок. Благодарит и улетает).

Остановка. «Удивительная. Птичья».

Действие в актовом зале.

Сценка «О чем спорят птицы?».

  • Кар, я черная ворона, я самая черная птица на планете. Я люблю шум. Люблю одиночество. Я самая каркающая птица на земле.
  • Чик-чирик, а я самая дружелюбная птица на свете. Я дружу с человеком. Живу в его жилище. Охраняю деревья человека от насекомых. Я самая-самая дружелюбная птица.
  • Пик. А я самая трудолюбивая птичка. Никогда не сижу на месте. Все. Ни секунды свободного времени. Пора лететь.
  • Слушай, Воробей, а как ты думаешь, кто из нас (птиц) самая полезная птица? Ты или я? Скорей всего, я самая полезная птица на земле.
  • Не знаю, а давай спросим у ребят? Кто из птиц самая нужная птица на земле?

Ответы детей.

Учитель: Все птицы нужны. Все птицы приносят пользу. А сейчас небольшая викторина.

  1. Самая маленькая птица на земле? (колибри).
  2. Птица-певунья (соловей).
  3. Птица, вестница весны (ласточка).
  4. Птица, которая приносит детей (аист).
  5. Птица - говорун (попугай).
  6. Птица, символ мира (голубь).
  7. Птица, которая курлычит (журавель).
  8. Птица с красивым хвостом (павлин).
  9. Ночная птица (сова).
  10. Птица, которая имеет крепкие ноги, хорошо бегает, прячет голову в песок (страус).

Остановка «Развлекательная. Животная»

Действие в спортзале.

Делим отряд на 3 команды: «Лисы», «Зайцы» и «Медведи». Дети придумывают девизы для своей команды.

Мы, хитрые лисички,

Обманем хоть кого.

Умеем быстро бегать

Добьемся своего.

Не смотри, что мы трусливы.

Сможем спутать мы следы.

Мы умеем отлично прыгать.

Доведем соперника до беды.

Мы, медведи, неуклюжи.

Так считают простачки.

Но силен медведь в лесу.

Победит и косого, и лису.

Игра «В лесу».

На полу лежат картинки «морковка», «рыбка», «мед».

Учитель: Дети, давайте вспомним, что любят зайцы? (морковку). Что любят лисички? (рыбку). Медведи тоже любят рыбку, но больше они любят мед. Задание командам. По команде учителя все участники разбегаются по залу, собирают морковки, мед и рыбу. Когда первые участники сообщают, что собрали все, учитель говорит «Стоп». Учитель считает количество собранных морковок, рыбок, меда. У кого картинок больше, тот и выиграл.

Эстафета «Передай лакомый кусочек».

Первому участнику в команде «Лисички» дается в руки «рыбка». Первому участнику в команде «Зайцы» дается в руки «морковка». Первому участнику в команде «Медведи» дается «горшочек с медом». По команде учителя, первые участники команд бегут вперед спортивного зала, дотрагиваются до стены, возвращаются в команды передают «морковку», «рыбу», «горшочек с медом».

Игра на внимание. Ребята стоят в командах. По команде учителя «Лисы», лисы бегут вперед. По команде «Зайцы», зайцы прыгают вперед. По команде «Медведи», медведи на четвереньках продвигаются вперед.

Творческий конкурс в командах . Детям раздают плакаты с заголовками «Берегите лис», «Берегите зайцев», «Берегите медведей». За 10 минут каждая команда должна нарисовать рисунок, написать свой заголовок, учитель оценивает качество и содержание работ.

Защита творческой работы. Каждая команда выходит, читает свой девиз, объясняет содержание своего агитационного плаката.

Учитель: Ребята, вот и прошел наш день, посвященный охране природы. Я искренне верю, что вы будете беречь окружающий наш мир.

Берегите мир, в котором мы живем.

И природе не забудьте низко поклониться.

Это наш огромный общий дом.

Мы обязаны в нем дружно жить и им гордиться.