Беседа с детьми старшей группы на тему "Спички детям не игрушки!". План-конспект на тему: Беседа о пожарной безопасности " Спички детям не игрушка"

Средняя комбинированная группа

  1. Формировать у детей элементарные знания об опасности шалости со спичками, о правилах поведения во время пожара.
  2. Расширить элементарные знания о назначении пожарной машины.
  3. Воспитывать чувство осторожности в обращении с электроприборами.
  4. Развивать интерес к основам безопасности собственной жизнедеятельности, чувство коллективизма.

Предварительная работа:

  1. Чтение литературы: С. Маршака «Кошкин дом», К.И. Чуковского «Путаница», О. Корнеевой «Пожарные машины».
  2. Рассматривание альбома «Бытовые электроприборы».
  3. Беседа по плакату «Правила пожарной безопасности».
  4. Рассматривание электроприборов в домашних условиях.
  5. Организация уголка «Юные пожарные».

Материалы и оборудование:

Игрушка заяц Степаша, кошка, дом, ведро, пожарная машина, телефон.

Набор картинок «Электрические прибор», «Пожарный».

Памятка «Правила поведения во время пожара».

Звуковые записи: сирена пожарной машины, звонок телефона, шум огня.

Медали «Юные пожарные».

Ход занятия:

Дети здороваются с гостями, садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Шипит и злится,

А воды боится!

Дети: Огонь!

Воспитатель: Правильно, это огонь. А вы хотите поговорить про огонь?

Дети соглашаются. Слышится стук в дверь.

Воспитатель: Я сейчас посмотрю, кто к нам пришел.

(Заносит кукольный персонаж – Степашку.) Он здоровается с детьми (грустно).

Воспитатель: Степаша, ты почему такой грустный, что-то случилось? Расскажи ребятам.

Степаша: Мамы дома не было, я взял в шкафу коробочку со спичками, достал одну и захотел, чтобы она побегала по дорожке, которая на коробочке. Чиркнул ею. Быстро появился огонь, спичка сгорела и я обжегся немножко.

Воспитатель: Ребята, а детям можно брать в руки спички?

Дети: (Грозя пальчиком.)

Спички детям не игрушки. Спички не тронь, в спичках огонь!

Степашка: А для чего они, если их нельзя трогать?

Воспитатель: А вот мы и хотим поговорить об этом, а ты присядь и послушай.

Воспитатель: Огонь бывает разный. Он бывает маленький, бывает большой. Как можно сделать огонь?

Дети: Спичками, зажигалками, горючим (бензином).

Воспитатель: Огонь еще бывает полезным и опасным. Для чего нам нужен огонь?

Дети: Чтобы согреться, приготовить или подогреть еду.

Воспитатель: Правильно. Вот послушайте. Очень давно люди готовили еду на костре. Огонь нужно было беречь. Потом, для облегчения своей жизни, люди придумали электричество и электроприборы. А у вас дома есть электроприборы?

Дети: Да, есть.

Воспитатель: Сейчас дети (5 человек) будут загадывать загадки, а мы, если правильно назовем отгадку, увидим изображение этого электроприбора.

1. Гладит платья и рубашки

Отутюжит он кармашки,

Он в хозяйстве верный друг,

Имя у него…. (утюг).

2. Полюбуйся, посмотри,

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед

Там сама зима живет…(холодильник).

3. Есть у меня в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер "ТУ"

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает (пылесос).

4. Она на кухне главная

Без нее как не трудитесь

Без обеда насидитесь (электроплита).

5. Эта прачка автомат

Нам стирает все подряд (стиральная машинка).

Воспитатель: Ребята, скажите, а детям можно включать электроприборы? Вставлять разные предметы в розетку?

Дети: Нет, нельзя!

Воспитатель: Конечно нельзя, может произойти замыкание, а это очень опасно.

Воспитатель обращается к Степашке.

Воспитатель: Ты что-то хотел сказать нам? (Берет его на руки.)

Степаша: У моего друга чуть не случился пожар, взрослых не было, мы не знали, что делать.

Воспитатель: А наши ребята знают правила безопасности при пожаре. Мы даже составили вот такую памятку. Ты, Степаша, смотри и запоминай. Ребята будьте внимательны. Правила: если так нужно делать, вы 3 раза хлопаете в ладоши, если так делать нельзя- 3 раза топаете.

  1. Бросать горящие спички. (Топать.)
  2. Оставаться в помещении, где начался пожар. (Топать.)
  3. Кричать и звать на помощь взрослых. (Хлопать.)
  4. Прятаться во время пожара по шкаф, под кровать. (Топать.)
  5. Открывать окна во время пожара. (Топать.)
  6. Оставлять без присмотра включённые электроприборы. (Топать.)
  7. Закрыть рот и нос мокрым полотенцем. (Хлопать.)
  8. Обращаться к соседям за помощью. (Хлопать.)

Воспитатель: Степаша, ты запомнил правила?

Степаша: Спасибо, ребята, я побегу и расскажу своему другу. (Воспитатель уносит Степашу.)

Слышится сирена пожарной машины.

Воспитатель: Посмотрите, какая машина к нам приехала. Как она называется?

Дети: Пожарная.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Машина красного цвета.

Воспитатель: А почему она именно красного цвета?

Дети: Это цвет огня, самый яркий цвет, его видно из далека.

Воспитатель: А еще как можно догадаться, что едет пожарная машина?

Дети: По громкому сигналу.

Воспитатель: Для чего пожарной машине громкий сигнал?

Дети: Чтобы все машины пропускали.

Воспитатель: Как пожарная машина едет? Быстро или медленно?

Дети: Быстро.

Воспитатель: Почему она едет очень быстро?

Дети: Чтобы спасти жизнь людям, их дом.

Воспитатель: По какому номеру вызывают пожарную бригаду?

Дети : 01!

Воспитатель: Как называется человек, который борется с пожаром?

Дети: Пожарный!

Воспитатель: Каким должен быть пожарный?

Дети: Быстрым, ловким, смелым, отважным.

Воспитатель: Еще пожарный должен быть внимательным для того, чтобы не упустить ничего для спасения человека (людей) и справиться с пожаром.

Воспитатель: Ребята, машина поехала дальше (увозит).

Раздается телефонный звонок. Воспитатель берет трубку.

Воспитатель: Алло! Что случилось? Поможем!

Обращается к детям.

Воспитатель: Сейчас позвонили и сказали, что загорелся кошкин дом. Поможем потушить пожар?

Дети: Да!

Воспитатель: Можно я буду командиром?

Дети: Да!

Воспитатель: Сказали дом большой, нужны 2 бригады. Первая бригада за Максимом (воспитатель отсчитывает половину детей).

Эти дети бегут и становятся в колонну. Вторая бригада за Дашей (остальные половина группы детей).

Воспитатель идет на противоположную сторону группы, убирает ширму и дети видят дом с язычками пламени, сделанные из красных салфеток. Перед домом (ниже) ставит ведерко (красное), уточняет.

Воспитатель: Первая команда, какую сторону тушит?

Дети: Левую!

Воспитатель: Вторая?

Дети: Правую!

Дети подбегают к домику, вытаскивают по одной красной салфетке и кидают их в ведро.

Звук горящего огня слышится на протяжении всего тушения.

Воспитатель: Молодцы, быстро потушили пожар, а где же кошка?

Дети находят ее около дома за гаражом.

Кошка: Спасибо, ребята, вы так быстро потушили пожар, что мой дом не сгорел. За вашу быстроту, смелость я вручаю вам медали «Юный пожарный».

(Вручение медалей.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 г. Сычёвки

Беседа с детьми старшей группы

на тему «Спички детям не игрушки»

Подготовила воспитатель

Смирнова Ирина Александровна

2016 – 2017гг

«Спички детям не игрушки»

Цель :

Дать понять о том, какую опасность таят в себе спички

Воспитывать у детей чувство самосохранения.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы С. Маршака «Кошкин дом» , «О спичках » .

Материалы и оборудование: коробок спичек, картина с изображением огня, пожарная машина, телефон.

Ход беседы

Воспитатель: Спички говорят, что они очень хотят поиграть с вами. Они предлагают их зажечь. Они будут гореть, и всем будет тепло и весело. Ребята, может кто-то желает поиграть со спичками? Есть желающие?

Дети: Нет!

Воспитатель: Почему? Ведь спички говорят, что будет тепло и весело.

Дети: Детям спички брать нельзя! Может возникнуть пожар!

Воспитатель: Ребята, а для чего нужны спички?

Дети: Спички нужны, чтобы зажигать газовую плиту, свечку, костер, печку. Это могут

делать только взрослые.

Воспитатель: Да, от неосторожного обращения с огнем может возникнуть пожар. Огонь очень опасен.

Воспитатель (вывешивает картину) : ребята давайте внимательно рассмотрим картину. Что вы на ней видите?

Дети: Приехала пожарная машина. Пожарные тушат огонь

Воспитатель: как вы догадались, что это пожарная машина? По каким признакам?

Дети: машина красная, у неё есть лестница, на машине изображён номер 01

Физминутка

Все ребята дружно встали (выпрямится)

И на месте зашагали (ходьба на месте)

На носочках потянулись (руки поднять вверх)

А теперь назад прогнулись (прогнуться назад, руки положить за голову)

Как пружинки мы присели (присесть)

И тихонько разом сели (выпрямится и сесть)

Воспитатель: правильно ребята это пожарная машина, она всегда красного цвета, чтобы ее было видно издалека. Дети, а вы знаете, что красный цвет - цвет тревоги, огня.

Воспитатель: когда машина едет по дороге, её не только видно, но и слышно. Слышно сирену. Как звучит сирена

Дети: У-у-у, у-у-у!

Воспитатель: ребята, как вы думаете, что лежит в кузове пожарной машины?

Дети: рукав, огнетушитель, топор, лопата, лестница.

Воспитатель: кто приехал на пожарной машине?

Дети: пожарные.

Воспитатель: почему их так называют?

Дети: эти люди тушат пожары.

Воспитатель: а какие люди работают пожарными?

Дети: смелые, сильные, ловкие, мужественные, отважные.

Воспитатель: как шипит вода, выливаясь из рукава?

Дети: Ш-ш-ш, ш-ш-ш.

Воспитатель: а кого еще вы видите на картине?

Дети: детей.

Воспитатель: что вы про них можете сказать?

Дети: они очень испугались выбежали из дома.

Воспитатель: а как вы думаете, из-за чего случился пожар?

Дети: дети играл со спичками, зажигали их вот и загорелось.

Воспитатель: что вы посоветуете детям?

Воспитатель: чтобы не было беды, надо хорошо знать правила пожарной безопасности что нельзя делать детям?

Брать в руки спички!

Включать утюг и другие электроприборы!

Вставлять предметы в розетки!

Воспитатель: ребята, а кто мне скажет, как вызвать пожарную машину?

Дети: по телефону 01.

Воспитатель: правильно ребята, а чтобы не случился пожар нужно знать правила пожарной безопасности. Постарайтесь запомнить эти правила и всегда их соблюдать, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому.

Цели и задачи: Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.
Материал: спички, конверт, картинки (чего нельзя делать), например, включать утюг, разрезные геометрические фигуры, набор овощей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята прислушайтесь, вы что-нибудь слышите? Что-то пищит- Что это? (спички). Как интересно! Они что-то говорят. Спички говорят, что они очень хотят поиграть с нами. Спички предлагают, чтобы мы их зажгли, а спички будут гореть. Всем будет тепло и весело. Итак, я зажигаю спичку. Как здорово! Сама спичка деревянная, а головка у неё из серы. Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, огонь такой яркий.- Ой, ребята посмотрите, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Помогите мне. Что надо сделать? Дети: (подуть, бросить на пол. .)Воспитатель: Спасите меня скорее, дуйте.- Ой, спасибо вам ребята, я так испугалась! А вы? А если - бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было? Да правильно, загорелся бы ковёр, мебель, занавески, одежда, мы с вами. Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички. Детям спички брать нельзя - это не игрушка!- Ребята, а кто из вас когда-нибудь обжигался огнём? (ответы детей)- Было больно?- Ребята, а для чего нужны спички? (зажигать газовую плиту, свечу, костёр)А чтобы сварить еду нужны спички? Дети: Да. Воспитатель: Посмотрите у меня на тарелке лежат что? Дети: овощи. Воспитатель: каждый из вас возьмёт по одному овощу, посмотрит на него и расскажет, что у него в руках. (Дети описывают свой овощ), например - это морковка, растёт в земле, оранжевого цвета, овощ. Правильно из всех этих овощей можно сварить борщ или суп. А играть со спичками можно? (нельзя). Ребята, вы знаете, сегодня нам принесли письмо. На конверте написано: «Детям от Хрюши и Степашки» Послушай те, что они пишут.«Здравствуйте, дети! Я лежу в больнице. Хочу рассказать вам, как я сюда попал. Гостил я у Степашки, мы читали книжки, рисовали, лепили из пластилина, а потом стало скучно и мы решили придумать новую игру. И нашли спички и стали с ними играть. Сначала нам было весело, интересно Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к лапкам, мы побоялись обжечься и бросили спичку на пол. А потом я ничего не помню, очнулся только в больнице со Степашкой. Сейчас нам очень плохо, у нас болят лапки и ушки. Нас лечат врачи. Ребята не верьте спичкам, они могут наделать много беды. Они хитрые, всегда просятся детям в руки. А домик наш сгорел.»- Ребята, почему Хрюша со Степашкой оказались в больнице? (ответы детей)- А вы сейчас хотите поиграть со спичками?- Ну и правильно, вы же умные детки, а умные дети придумывают себе умные игры. Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише, Деревцо всё выше, выше. Дидактическая игра: «Чего нельзя делать»Ребята, посмотрите на столе лежат картинки, они перевёрнуты. Нужно взять картинку и объяснить, чего нельзя делать и почему. Молодцы, ребята, хорошо справились. А как же быть с домиком для Хрюши и Степашки? Поможем им? Садитесь за столы на свои места. Посмотрите, что лежит на столе? Дети: треугольник, квадрат, два прямоугольника. Воспитатель: Нужно из этих геометрических фигур собрать домик. Приступайте. Молодцы! Теперь у Хрюши и Степашки будет не один домик, а много. Давайте ещё раз вспомним можно брать спички детям? А чего ещё нельзя делать? (ответы детей)


Классный час

« Спички - это не игрушки».

Цели: научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;

закрепить знания правильного поведения при пожаре;

прививать навыки осторожного поведения с огнём.

Оборудование: серия плакатов по пожарной безопасности, макет дома, телефон, выставка книг, детских рисунков.

Ход урока.

Учитель: Сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя и действовать при пожаре, рассмотрим, какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.

Ребята, слово « огонь» известно человеку с давних времён.

А кто скажет, огонь друг или враг человеку?

Да, огонь – давний друг человека. Но об огне, как о друге мы не редко забываем. А ведь с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве. И ребята готовы защищать огонь как нашего друга.

Ученик 1 .Нам без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами.

Гонит холод, Гонит мрак,

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Вам огонь хороший нужен,

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

Ученик 2. Говорим – огонь нам друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нём забудем,

Отомстит он сразу людям.

Пожалеете о том

Вы в сражении с огнём.

Тут он страшен и суров –

И от дома куча дров.

Учитель: 200 лет назад пожары обнаруживали с высокой башни – каланчи.

На площади базарной,

На каланче пожарной

Круглые сутки

Дозорный из будки

Поглядывал

На север, на юг,

На запад, на восток –

Не виден ли дымок?

И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчой пожарной.

И два шара, и три шара

Взвивалось вверх бывало,

И вот с пожарного двора

Команда выезжала.

Дидактическая игра « Если возник пожар» (дети образуют круг).

Учитель: Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар,

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет злой (пожар)

Раз, 2,3,4 – У кого пожар в (квартире)?

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил (утюг)?

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками (играл)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над (газом)?

Столб огня чердак объял.

Кто там спички (зажигал)?

Побежал пожар во двор.

Это кто там жёг (костёр)?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жёг (траву)?

Кто бросал в огнь при этом

Незнакомые (предметы)?

Помни каждый гражданин,

Этот номер (01).

Дым увидел - не зевай

И пожарных (вызывай)

Это всем должно быть ясно

Что шутить с огнём (опасно)!

Пожары причиняют огромный вред, губят человеческие жизни. В уральском городе Верхотурье огонь уничтожил более 100 жилых домов. Из – за шалости детей 500 человек остались без крова, один человек погиб и несколько пострадали.

Пожарные всегда спешат на помощь, но иногда они приезжают слишком поздно. До того, как на пожар приедут пожарные, мы многое сумеем спасти, если будем действовать правильно.

(Встреча с пожарными)

Пожар – это опасность для здоровья и жизни людей, значит это ЧС. А главное в ЧС - не паниковать и правильно, грамотно действовать.

Игровые ситуации.

1.У вас загорелся телевизор. Каким должны быть ваши действия?


  • - обесточить

  • - накрыть плотной тканью

  • - позвонить 01
2. Кашу Саша решил на сковороде подогреть,

При этом в соседней комнате песни петь.

Заигрался Саша и бдительность потерял,

Правила пожарной безопасности не соблюдал.

И вот огоньки заскакали кругом,

И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!

На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия?


  • Выключить газ

  • Накинуть влажное полотенце.
3. На тебе горит одежда. Что будешь делать?

  • Надо упасть на пол(траву, землю, снег)

  • Накрыться влажной тканью.

  • Бежать нельзя.
4.Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?

  • Догнать, накрыть тканью

  • Уронить на землю (пол, траву, снег)

  • Огнетушителем тушить нельзя.
5. Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай сигнал –

Смело трубку в руки взять,

« 01» сумей набрать.

И назвать ещё потом

Город, улицу и дом,

И квартиру, где живёте.

Игра « Вызовите пожарную службу».

На столе телефон, с завязанными глазами набрать номер 01 и назвать полный адрес.

6. От чего гибнут люди при пожаре?


  • От огня, дыма, ядовитого газа, от завалов.
7. Как надо преодолевать задымлённое место?

8. игра « Два сапога - пара».

9. Игра « донести воду, не расплескав ни одной капли».

10. Доврачебная помощь при ожогах. Ваши действия?

(встреча с врачом)

11. Отработка учебной вводной « Эвакуация при пожаре».


  • Что такое эвакуация?(выход из опасной зоны)

  • Какие сигналы в школе? Что нужно делать, услышав этот сигнал?
Подведение итогов.

Нам пришёл приказ:

«За мужество и героизм, находчивость в борьбе с огнём, за знание и умение выходить из трудных ситуаций объявить благодарность учащимся 1 – а класса.»

Просмотр фильма о пожаре.


страница 1

Конспект внеклассного занятия с младшими школьниками.

Тема: " Спички детям не игрушки" .

Цель: Обобщить знания детей о том, какую опасность таят в себе спички. Повторить свойства огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.
Материал: картинки

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята прислушайтесь, вы что-нибудь слышите? Кто-то плачет? Кто бы это мог быть? И где он? (воспитатель заглядывает в шкафчик и находит там «Незнайку».
-Кто это? (Дети отвечают). Как интересно! А почему Незнайка плачет? Может кто–то его обидел? Почему у него забинтованные руки? Давайте спросим у Незнайки.

Незнайка, а кто тебя обидел?

Ой, ребята, да его обидели спички! А вы знаете, что такое спички? (дети отвечают)
- Как вы думаете, для чего нужны спички? (зажигать газовую плиту, свечу, костер)
(ответы детей).
-Что появляется, когда зажигаем спички? (огонь)
(ответы детей).

А спички можно назвать игрушкой?
(ответы детей).

Спички просто так никого не обижают, Незнайка, наверное, ты захотел с ними поиграть?

Ребята, как вы думаете, правильно поступил Незнайка, решив поиграть со спичками? (дети отвечают).

Да, вы правы, он поступил не правильно.

Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём
Кто с огнём неосторожен
У того пожар возможен.

Спички не тронь!
В спичках огонь!
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни, ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.

Ребята, давайте расскажем Незнайке, что мы знаем о спичках, какой вред они могут нам причинить. (Воспитатель показывает картинки и зачитывает стих. И организуется беседа по содержанию стихотворения и картинки)

Картинка 1

Что запомнить мы должны? (дети отвечают «Спички детям не нужны»)

Картинка 2

"Физминутка"

Показываю иллюстрации к сказке К. Чуковского "Путаница".

" А лисички, взяли спички. (КАРТИНКА)
К морю синему пошли.
Море синее зажгли."
- Ой, как мы испугались!

Тут бабочка прилетела,

Мы будем бабочками. Повторяйте за мной:

Тут бабочка прилетела

Крылышками помахала,

Стало море потухать-

И потухло.

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Давайте продолжим нашу беседу для Незнайки.

Картинка 3

Можно ли оставлять костер в лесу не потушенным? (дети отвечают)

Дети, а если случится пожар, что нужно делать? (Дети отвечают)

"Сам не справишься с пожаром.
Это труд не для детей.
Не теряя время даром,
"01" звони скорей.
Набирай умело!
Чтоб не все сгорело!"

Картинка 4

Теперь то, Незнайка ты не будешь играть со спичками? Думаю нет. Молодец, Незнайка, что ты пришел к нам и узнал много нового. А теперь, ребята, попрощаемся с нашим гостем, ему пора домой.

Вывод, подведение итога беседы.

Давайте ещё раз вспомним, можно ли брать спички детям? А чего ещё нельзя делать? (ответы детей).

Спасибо, ребята, за интересную беседу, думаю, что теперь Незнайка не будет играть со спичками и вы тоже.