Какие проблемы рассмотрены в повести тарас бульба. «Тарас Бульба» Гоголь анализ. А каким отцом был Тарас Бульба

Знаменитая повесть «Тарас бульба» практически сразу завоевала огромное количество признания среди читателей с самого первого момента своего появления.

Многие критики и специалисты в области литературы и художества утверждают, что данная повесть является одной из самых запоминающихся работ русского писателя Гоголя Николая.

В начале знакомства с данной повестью читатель может предположить, что тема всего этого произведения заключается лишь во фразе «борьба казаков за свою родину».

Но справедливо будет заметить, что это совсем не так. Безусловно, не поспоришь с тем, что данный смысл есть, но помимо него в произведении существуют и другие важные, жизненные смыслы, которыми сполна наполнено все произведение.

Основной темой всего произведения становится борьба за свою родину. Здесь нам рассказывается о сильном и мужественном народе, который не жалеет свои жизни в борьбе за честь и свободу своей родины.

Так же нельзя не отметить, что на протяжении всего рассказа можно увидеть и ещё одну не менее важную и значимую линию отношений родителей со своими детьми. В произведении очень отчетливо показаны отношения отца со своими сыновьями. Также читатель может увидеть как абсолютно одинаковое воспитание двух сыновей способствует вырастанию двух совершенно непохожих друг на друга мужчин.

Один из главных героев, сам Тарас Бульба выступает перед читателями сильным, отважным и смелым казаком, которому не чужды такие чувство, как сентиментальность. Стоит отметить, что один из его сыновей, а именно Андрий был убит своим отцом после того, как пошел против его воли.

Читая данное произведение у читателей складывается разное впечатление, но безусловно, каждый сможет найти в нём что-то лично для себя. Окунувшись в прочтение вы поймёте, что оно наполнено глубоким смыслом.

Тема повести Гоголя «Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» - известная историческая повесть Н. В. Гоголя. Ее основная тема – беззаветная любовь человека к своей родной земле, готовность защищать ее от врагов до последнего вздоха. Эту тему автор талантливо раскрывает в образах и поступках главных героев произведения: Тараса Бульбы и двух его сыновей.

В повести описаны далекие времена зарождения казачества, его непримиримой вражды за свою независимость с польским шляхетством. Создав свое особое государство, свободолюбивую Запорожскую сечь, казаки занимались мирным трудом, но в любой момент были готовы взяться за оружие.

Тарас Бульба – центральный персонаж повести. Это настоящий казак, мужественный и отважный человек. Персонаж не имеет реального исторического прототипа. Он олицетворяет собой все лучшие черты своеобразного российского сословия – казачества. Тарас – настоящий воин, повидавший немало на своем веку. Приезд его сыновей из учения – радость для стареющего отца. Однако, он сурово сдерживает свои эмоции, не дает матери вдоволь налюбоваться на своих детей. Тарас практически сразу начинает собираться в дорогу, чтобы показать Остапа и Андрия на Сечи, дать им ощутить вкус казачьей жизни.

Дети Тараса попадают в разудалую и лихую Запорожскую сечь, где мирная жизнь проходит в бесконечных попойках. Начало военных действий с Польшей моментально преображают жителей Сечи. Готовность по первому зову встать на защиту Родины – главное качество, присущее казачеству. В боевых столкновениях мужают и крепнут сыновья Тараса. Он пророчит своим детям великое будущее.

Осада города Дубны – центральный эпизод произведения. В нем Гоголь в возвышенных тонах описал все силу безграничной любви казаков к своей Родине. Резким контрастом этому является предательство Андрия из-за любви к полячке. Тарас не вынес этого и убил родного сына. В этом – главная трагедия произведения. Предательство Родины не может быть прощено, оно смывается только кровью.

Сердце Тараса ждала еще одна беда. Попал в плен Остап. Момент пыток и казни описан в невероятно трогательном тоне. Остап до конца вытерпел мучения, он умер с честью и гордостью.

Страшная и беспощадная месть Тараса заканчивается его мучительной смертью от рук врага. Последние слова старого казака обращены к своим товарищам. Он предрекает величие своей Родины. Образ распятого и сожженного Тараса – символ истинного борца за свободу своей земли.

Несколько интересных сочинений

    Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» был написан в рекордно короткие сроки. Писатель трудился над ним чуть больше недели. Однако его идею он вынашивал долгие годы.

    Однажды мы отправились с родителями и с моим братом за грибами. Погода была великолепной, светило солнышко, пели птички, и трава была сочной и зеленой. У меня было отличное настроение и мне хотелось бегать по лесу и собрать больше всех грибов.

    Не так давно на меня нахлынули воспоминания. Это случилось, когда мы с папой и с мамой гуляли по парку. День стоял солнечный, и было очень жарко. И тут мне вспомнился первый день прошедшей зимы.

    Что может быть прекраснее летней прогулки в лесу? Ведь именно этому посвящают свои картины многие художники, поэты - стихи. Только в это время года лес по – своему прекрасен и кажется, в нем есть своя тайна.

  • Образ Иудушки Головлева в романе Господа Головлевы Салтыкова-Щедринаи его характеристика сочинение

    Основным персонажем произведения является Порфирий Владимирович Головлев, один из сыновей многочисленного семейства помещицы Арины Петровны, прозванный с самого раннего детства родными Иудушкой и кровопийцей.

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» является частью цикла повестей «Миргород». К написанию этого произведения писатель подошел весьма ответственно, тщательно изучив множество хроник того времени. В исторической повести Гоголь поднял серьезные проблемы, которые не перестают быть актуальными и в наши дни. Приведенный ниже анализ произведения «Тарас Бульба» будет весьма полезен при подготовке к уроку литературы в 7 классе или написании сочинения на данную тему.

Краткий анализ

Год написания – 1835 г.

История создания – Идею написать историческую повесть о запорожском казачестве Гоголь вынашивал давно. Он был недоволен опубликованным вариантом, и в течение семи лет упорно работал над произведением.

Тема - Основная тема «Тараса Бульбы» – беззаветная любовь к своей родине, земле, где ты родился и вырос. Особенно полно она раскрывается через призму взаимоотношений Тараса и его сыновей.

Композиция - В центре сюжета - непростая судьба казацкого полковника Бульбы и двух его сыновей, Остапа и Андрия. Завязка - возвращение молодых людей в отчий дом. Кульминаций в повести несколько. Развязка - трагическая гибель Тараса Бульбы.

Жанр – Историческая повесть.

Направление – Эпос.

История создания

Николай Васильевич долгое время вынашивал план «Тараса Бульбы». В 1830 году, почувствовав в себе силы к написанию масштабной исторической повести, он приступил к работе. Спустя пять лет была опубликована первая часть «Миргорода», куда вошла авторская версия повести.

Однако писатель остался крайне недоволен напечатанным вариантом. В течение последующих семи лет он занимался правкой произведения, каждый раз подвергая жесткой критике свои труды. Он пытался оправдать смысл названия своего произведения, воплотив в образе старого вояки весь украинский народ. Гоголь стремился не только продемонстрировать свой писательский талант, но и, прежде всего, проникнуть в глубины характеров своих персонажей, ярко и точно передать идеалы описываемой эпохи.

В результате кропотливой работы произошло значительное увеличение объема произведения от трех до девяти глав. Благодаря красочным художественным средствам и неподражаемому языку писателя образы героев стали более яркими и полными, быт Запорожской Сечи наполнился интересными подробностями, а батальные сцены приобрели большую выразительность.

Гоголь проводил много времени за изучением самых разнообразных исторических источников. В основу своего произведения он положил казацкое восстание 1638 года, которое было подавлено гетманом Потоцким. Для придания особенного национального колорита Николай Васильевич гармонично вплел в свой рассказ украинский фольклор: различные песни, думы, сказания.

Тема

Основная мысль , которую автор хотел передать в своей повести - это безграничная любовь к своей родине, готовность служить ей верой и правдой. Однако Гоголь делает акцент не только на борьбе за Отчизну: прежде всего, это способность защитить и не предать самое дорогое, и при этом остаться человеком.

Кроме того, в своей повести Гоголь затрагивает такую важную проблематику как взаимоотношение отцов и детей, сложность нравственного выбора, самопожертвование, единство нации, честь и предательство.

«Тарас Бульба» стал отображением надежд и мечтаний всего украинского народа, который находился в состоянии борьбы с иноземными захватчиками. Повесть наполнена глубоким смыслом, патриотическими идеями, призванными воодушевить читателя на проявление сильных искренних чувств к своей родине.

Композиция

Завязка повести знаменуется возвращением в родительский дом двух братьев - Остапа и Андрия, которые проходили обучение в бурсе. Сразу же после их прибытия Тарас намеревается отвести сыновей на Запорожскую Сечь, чтобы проверить уровень их боевой подготовки. Он прекрасно знает, чему учит Сечь молодых казаков, и хочет, чтобы и его орлы прошли эту школу. Однако братьям не удается как следует познакомиться с местными обычаями - практически сразу они призываются на службу в Запорожское войско и отправляются на войну с польской шляхтой.

Кульминационных моментов в повести несколько. Это и сцена осады города Дубно, в ходе которой как нельзя лучше показаны жизненные ценности главных героев, и страшное предательство Андрия, безумно влюбленного в польскую панночку. Не выдержав подлой измены младшего сына, Тарас собственноручно убивает его: по его мнению, предательство Родины может быть искуплено только горячей кровью.

Еще одним испытанием для бравого казака становятся мучения Остапа, попавшего в плен к врагу. Развязкой повести становится душераздирающая смерть Тараса Бульбы, заживо сожженного на костре. Свои последние слова он обращает к товарищам, предрекая величие своей Отчизны.

В повести «Тарас Бульба» анализ образов двух братьев прослеживается очень четко. По сути, это два разных жизненных пути, перед выбором которых так или иначе становится каждый человек. Это либо вечная слава и бессмертие во благо своего народа, либо позорная смерть предателя, выбравшего личное счастье в ущерб интересам Родины.

Главные герои

Жанр

По своему жанру произведение «Тарас Бульба» относится к исторической повести , для которой характерна невероятная многоплановость действующих лиц. Но, несмотря на большое количество задействованных персонажей и важных исторических событий, в центре сюжета все-таки находится старый казак Тарас Бульба и его сыновья, общая характеристика которых прекрасно отображена в повести.

«Тарас Бульба» является довольно сложным литературным произведением, как по своей конструкции, так и по сюжету. Невзирая на относительно небольшой объем, в нем присутствуют характерные признаки эпической прозы: подробное описание быта казаков, баталий, сцен народной жизни, природы. Вывод напрашивается сам собой - по своему направлению историческая повесть «Тарас Бульба» относится к эпосу, в котором яркой чертой проходит драматическая судьба Бульбы и его семьи.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Проблема личного выбора и гуманизма.

Пейзажные описания в повести

Литература

7 класс

Тарасенко Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы,

Цели урока:

образовательная: обобщить знания учащихся о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, дать понятие о народном герое и героической повести, научить умению аргументировать, анализировать и составлять дискуссионные и концептуальные карты опроса;

развивающая: развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ, логическое, критическое, ассоциативное мышление;

воспитательная: воспитать патриотические чувства, любовь к ближнему, человечность, милосердие, осознание человеческих поступков. Расширить читательский кругозор.

Тип урока: закрепление изученного материала, обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: стандартный.

Методы и приёмы обучения: словесный (рассказ, беседа, чтение) , исследовательский, проблемное изложение.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Педагогические технологии и методики: личностно-ориентирован-ное обучение, стратегия критического мышления через чтение и письмо ( RWST ).

Межпредметная связь: история, основы общественных знаний.

Оборудование и наглядность: Мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска, колонки) ; программное обеспечение Microsoft Office 2013 (приложение - PowerPoint ; проигрыватель Windows Media // Flv Player. Иллюстративное приложение « Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Видеофрагменты из кинофильма «Тарас Бульба» (режиссёр Владимир Бортко, 2009); книжно-иллюстративная выставка «О Гоголь , наш несравненный Гоголь !...» ; портрет писателя.

Дида ктический материал: дискуссионные и концептуальные карты опроса; диалоговые карточки (Приложение 2) .

Литературный ряд: Произведения Н.В. Гоголя. Литература об авторе. (Список прилагается)

Предварительная работа: разработка темы урока и диалоговых карточек, подбор видеофрагментов, текстового и иллюстративного материала, вопросов и заданий для анализа текста. Работа с учащимся по подготовке индивидуального выступления по творчеству Н.В. Гоголя.

Ожидаемые результаты: учащиеся пополнят сведения об авторе и исторической эпохе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST ; расширят словарный запас.

Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Анализ текста по главам. 3. Рефлексия. Подведение итогов. 4. Работа над жанровым своеобразием повести . 5. Домашнее задание.

Ход урока

Литература.

Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 классов. - М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. – 223с.

Савельева В.В. Русская словесность: мир художественной литературы: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина. - Алматы: Атамұра, 2003. – 352 с.

Савельева В.В. Русская словесность: мир художественной литературы. Рабочая тетрадь: Для 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина, И.Р. Махракова. – 3-е изд., доработ. - Алматы: Атамұра, 2012. – 128 с.

Гоголь Н.В. Тарас Бульба: повесть/ Н.В. Гоголь. – М.: Дет.лит., 2013.-187 с.

Индивидуальные карточки на знание текста

Карточка №1

Прочитайте текст повести. Подумайте, в чем своеобразие этого описания и с какими картинами живописи можно сравнить его.

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки (васильки); желтый дрок (степное растение) выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!

Карточка № 2

Прочитайте вслух «Речь о товариществе». Подумайте, какие мысли в ней важны вам и сегодня.

«… Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь - и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а! .. -сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната (польский крупный помещик), который желтым чеботом (сапогом)своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать… Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»

Карточка № 3

Как встретил Тарас своих сыновей?

Восстановите текст повести «Тарас Бульба»:

- А поворотись-ка, …! Экой ты … какой! Что это на вас за … подрясники? И этак все ходят в академии?

Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два … молодца, еще смотревшие …, как недавно выпущенные семинаристы. …, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась … . Они были очень смущены таким приемом отца и стояли …, потупив глаза в землю.

- Стойте, стойте! дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, - какие же длинные на вас …! Экие …! таких … еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшись в полы.

- Не смейся, не смейся, батьку! - сказал наконец старший из них.

- Смотри ты, какой …! А отчего ж бы не смеяться?

- Да так; хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-Богу, …! (…)

- Да он славно бьется! - говорил Бульба, остановившись, - Ей-богу, хорошо! - продолжал он, немного оправляясь, - так, хоть бы даже и не … . Добрый будет … ! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся! - И отец с сыном стали … . - Добре, сынку! Вот так … всякого, как меня … : никому не спускай!

Проверьте себя по тексту. Верно ли вы вставили пропущенные слова? Подготовьте с одноклассниками инсценированное чтение.

Карточка № 4

1. Какое впечатление произвела речь на козацкие сердца? Перескажите близко к тексту Гоголя, включив в свой рассказ словосочетания: «разобрала сильно такая речь», «до самого сердца», «потупив седые головы», «слеза тихо накатывалася в старых очах».

2. С какими словами погибли на поле брани Степан Гуска, Бовдюг, Балабан, Кукубенко?

Карточка № 5

Кто и в связи с какими событиями произнес: «А что, паны?.. Есть ещё порох в пороховницах? Не иступились ли сабли? Не утомилась ли козацкая сила? Не погнулись ли козаки?»

Карточка № 6

Какие чувства передает нам Гоголь, описывая смерть Андрия? По каким приметам мы догадываемся об этом?

« Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова»

Карточка № 7

Прочитайте фрагмент сцены казни Остапа. Подумайте, о чем заботится в последние мгновения жизни Остап. Как это перекликается с речью о товариществе?

«… Площадь, на которой долженствовала производиться казнь, нетрудно было отыскать: народ валил туда со всех сторон…

Но толпа вдруг зашумела, и со всех сторон раздались голоса: «Ведут… ведут!.. козаки!..»

Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап.

Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его. Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:

Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!

После этого он приблизился к эшафоту.

Добре, сынку, добре! – сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову.

Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и … Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества…

Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, – ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его.

Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»

Но когда подвели его к последним смертным мукам, – казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

Батько! где ты! Слышишь ли ты?

Слышу! – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул.

Часть военных всадников бросилась заботливо рассматривать толпы народа.. Но Тараса уже возле него не было: его и след простыл.

Карточка № 8

Чем объяснить такое настроение Тараса?

Напрасно старались занять и развеселить Тараса; напрасно бородатые, седые бандуристы, проходя по два и по три, расславляли его козацкие подвиги. Сурово и равнодушно глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой! Остап мой!»

Карточка № 9

Найдите в десятой главе описание Тараса Бульбы. Сравните описание Тараса Бульбы в первых и десятой главах. Как изменился герой?

КК (Концептуальная Карта)

Параметры

Первая глава

Десятая глава

Внешний портрет

Внутренний (психологический портрет)

Поступки

Карточка № 10

О чем заботится Тарас в последние мгновения своей жизни? Как это перекликается с речью о товариществе?

«…Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. «Эх, старость, старость!» – сказал он, и заплакал дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам.

«Попалась ворона! – кричали ляхи. – Теперь нужно только придумать, какую бы ему, собаке, лучшую честь воздать». И присудили, с гетьманского разрешенья, сжечь его живого в виду всех. Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костер. Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты все было видно как на ладони.

Занимайте, хлопцы, занимайте скорее, – кричал он, – горку, что за лесом: туда не подступят они!

Но ветер не донес его слов.

Вот, пропадут, пропадут ни за что! – говорил он отчаянно и взглянул вниз, где сверкал Днестр. Радость блеснула в очах его. Он увидел выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы, собрал всю силу голоса и зычно закричал:

К берегу! к берегу, хлопцы! Спускайтесь подгорной дорожкой, что налево. У берега стоят челны, все забирайте, чтобы не было погони!

На этот раз ветер дунул с другой стороны, и все слова были услышаны козаками. Но за такой совет достался ему тут же удар обухом по голове, который переворотил все в глазах его. (…)

Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.

Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! …

А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!

Немалая река Днестр, и много на ней заводьев, речных густых камышей, отмелей и глубокодонных мест; блестит речное зеркало, оглашенное звонким ячаньем лебедей, и гордый гоголь быстро несется по нем, и много куликов, краснозобых курухтанов и всяких иных птиц в тростниках и на прибрежьях. Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели, всполашивая подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана.

Карточка № 11

Что привлекало Гоголя в истории Украины Х I XVII веков? Объясните происхождение названия «Запорожская Сечь».

Карточка № 12

Как описывает Тараса Бульбу Н.В. Гоголь? Какие художественные средства использует автор для описания его портрета?

Элементы портрета героя

Художественные средства

Карточка № 13

Выпишите из текста описания элементов интерьера светлицы в доме Тараса и комнаты прекрасной полячки.

Светлица Тараса

Комната полячки

Карточка № 14

Сопоставьте образы сыновей Тараса Бульбы

Остап

Андрий

Портрет

Отношение к родителям

Отношение к учебе в бурсе

Поведение в бурсе

Первый бой

Сцена гибели

Выводы:

Повесть “Тарас Бульба” Н.В. Гоголя: сюжет, герои, проблематика

Центральное место в сборнике “Миргород” Н.В. Гоголя за­нимает повесть “Тарас Бульба”. Это произведение воссоздает эпоху героической борьбы украинского народа за свою независимость. Центром освободительного движения в то время была Запорожс­кая Сечь, организация украинского казачества, сложившаяся в середине XVI века в низовьях Днепра. Это обращение Гоголя к истории перекликалось с отношением писателя к современнос­ти. “Бей в прошедшем настоящее, – писал впоследствии Гоголь Языкову, – и тройною силою облечется твое слово”. Духовной пустоте современного общества писатель противопоставляет нрав­ственную цельность и могучую силу народного духа.

Повесть “Тарас Бульба” привлекает читателей реалистичнос­тью повествования, истиной сильных, богатырских характеров, героическим началом, сочетанием жанровых элементов эпоса и трагедии. При этом ведущий пафос произведения – романти­ческий.

Тарас Бульба – главный герой повести. В этом образе Гоголь раскрыл лучшие черты

национального героического характера. Все мысли и надежды героя неразрывно слиты с помыслами его народа. Во всем: в суровой простоте быта, в широте натуры и в самом складе ума – Тарас близок к своему “товариществу”. Од­нако, создавая типический образ народного героя, писатель под­черкивает его индивидуальность. Тарас Бульба – яркая, сильная личность, активно влияющая на ход событий. Могучая жизнен­ная сила, кипучая энергия, мужество и в то же время непосред­ственность, искренность, добродушие, чувство юмора – все эти качества присущи герою. Все эти качества делают образ героя многогранным, жизненно правдивым. “У Гоголя, – писал В.Г. Бе­линский, – Тарас Бульба также исполнен комизма, как и траги­ческого величия; оба эти противоположные элемента слились в нем неразрывно и целостно в единую, замкнутую в себе лич­ность; вы и удивляетесь ему, и ужасаетесь его, и смеетесь над ним”.

Историки литературы, анализируя образ Тараса Бульбы, стре­мились найти исторический прототип этого героя. Так, И. Ка­манин предполагал, что таким прототипом является Богдан Хмельницкий. И некоторые черты биографии Хмельницкого (два сына его убиты польской шляхтой) действительно позволяют нам говорить о справедливости данного замечания. Однако в целом Тарас Бульба – это обобщенный образ народного героя, каким он предстает в народных песнях и сказаниях.

И этот образ действительно соотнесен у Гоголя с фольклор­ной традицией. Превыше всего герой ставит любовь к отечеству. Он беспощаден и к врагам, и к родным, когда дело касается ис­полнения долга. Тарасу чужда какая-либо внутренняя противо­речивость, душевная двойственность. Это натура сильная, цель­ная, духовно могучая. Так, он осознает всю тяжесть преступле­ния Андрия, несмотря на его любовь к сыну. Ослепленный сво­им чувством к красавице-полячке, Андрий отрекается от родины и предает идеалы “товарищества”. “Чем не козак был?” – с горе­чью говорит Тарас, смотря на “чудную красоту” казненного его рукой сына. Это горькое чувство, глубокая жалость к сыну, так человечно и реалистически показанные Гоголем, придают обра­зу Тараса большую правдивость. Верность родине герой ставит выше кровного родства. “Нет уз святее товарищества! – говорит Тарас. – Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя лю­бит отец и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей”.

Героическими качествами, по мысли писателя, обладают мно­гие запорожцы. Писатель представляет нам целую галерею храб­рых, достойных казаков в лице Мосия Шило, Степана Гуски, Бовдюга, Остапа. Остап – достойный преемник своего отца. Писатель подчеркивает его храбрость, воинскую смекалку, преданность своему народу. Всю силу своего характера проявля­ет Остап в сцене казни, когда его подвергают жестоким пыткам и мучениям.

Сцены убийства Тарасом изменника-сына, сцена казни Ос­тапа и сцена гибели самого Тараса на костре представляют собой трагические вершины повести. Центральным же эпизодом произведения является битва под Дубно. “Битва под Дубно из­лагается в форме сказа, в котором монументально-эпическая гиперболика, характеризующая подвиги богатырей из Запорожс­кой Сечи (битва – пир, воины – орлы), соединяется с высоким, проникающим в душу лиризмом(троекратное обращение Тара­са к казакам). Гиперболизируя, Гоголь применяет стилистику былин: “Там, где прошли незамайновцы, – так там и улица, где поворотились – так уж там и переулок!”. Усиливая образность и лиризм повествования, автор обращается к анафорическим фра­зам, к повторам, к риторическим восклицаниям: “Как же вски­нулись козаки! Как схватились все! Как закипел куренной ата­ман Кукубенко…”

На протяжении развертывающихся событий Гоголь неодно­кратно превращается в их очевидца, участника, заинтересован­ного свидетеля и комментатора, что было особенно свойственно романтизму. Так, предостерегая увлекшегося Шило, писатель просит: “Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад!”. Захваченный драматизмом сражения, потрясенный потерями запорожцев, Гоголь призывает: “Козаки, козаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска!””.

“Тарас Бульба” – глубоко трагическое произведение. Здесь гибнут все главные герои. Однако авторская позиция оптимис­тична: писатель считает, что сила и мощь украинского народа вечны, непобедимы.

Глоссарий:

  • Сочинение тарас бульба
  • тарас бульба сочинение
  • сочинение по тарасу бульбе

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Тарас Бульба является ключевым персонажем в одноимённом произведении Н. В. Гоголя, у которого было множество существовавших в реальности прототипов – его образ вобрал в себя...

Бахмурнова Елена.Анатольевна, учитель МБОУ СОШ № 24 г. Новосибирска

Актуальные проблемы воспитания подростков (на материале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Говоря современным языком, русская литература - эта совершенная поисковая система, которая никогда не дает сбоя. Какой бы вопрос ни стоял на повестке, можно запрашивать классиков и ожидать исчерпывающего ответа.

В рамках художественной системы писателя открывается видение пути человека, народа, государства. Любая ситуация, оказывается, была описана давно, и давно даны безошибочные ориентиры.

Вот «Тарас Бульба» Гоголя. Сцена убийства Тарасом сына Андрия всегда потрясает детей. Как же так? Согласно одной из традиционных трактовок, перед нами неразрешимая коллизия: выбор между любовью и Родиной.

Андрия влечет красота полячки. Но не только. Его глазами дается описание прекрасного храма и дома в осажденном Дубне. Прекрасная архитектура, прекрасная музыка, прекрасная полячка, прекрасные польские паны, что смотрят сверху вниз на осаждающее город казачье войско. По контрасту – жалкая мать Андрия, простая беленая хата Тараса, отнюдь не блестящий вид козаков. Андрий выбирает красоту. «Красота - страшная сила» - так называлась исследовательская работа одной из моих учениц по «Тарасу Бульбе». У Гоголя она страшна, потому что это великое искушение. Рядом с «Тарасом» стоит у него «Вий», где обнаружена дьявольская сущность соблазна, что раскалывает душу человека, а потом и вовсе губит его.

Дети сейчас увлекаются жанром фэнтэзи, и чем же не ЧУЖОЙ Андрий, который произносит чудовищные слова: «А что мне отец, товарищи и отчизна?.. Кто сказал, что моя отчизна Украйна?.. Отчизна моя – ты!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» В традициях русского православия вера христианская, и родина, и воинское братство – это главные ценности. Андрий отрекся от рода, народа, Родины. «И погиб козак!»-пишет Гоголь раньше, чем Тарас убивает сына.

А теперь ситуация, что в свое время обошла СМИ: девушка на майдане с плакатом «Хочу кружевные трусики и в ЕС». Красота – страшная сила. Красота архитектуры, красота музыки, красота мужчин и женщин, красота трусиков, в конце концов. Красивая жизнь в широком смысле слова - и «Кто сказал, что моя родина Украина?»

Известно, что Гоголь в свое время не избежал соблазнов: был увлечен красотами Рима и красотой католического богослужения и всегда боялся попасть под власть женщин. Так что писал он со знанием дела. И повесть «Тарас Бульба в том числе про то, что так актуально сейчас: внешнее не должно заслонять сущностное. Чтобы менять свое на чужое, надо понимать, что за ценности ты размениваешь.

Красота польских красных кафтанов и золотых доспехов, которые горят на солнце – это одна сторона. С другой стороны: в бедной хате Тараса богатыми были только трофеи, конская упряжь и оружие – все то, что отличает героя как хорошего воина. Не до золотых доспехов запорожцам, потому что делают они дело «великого поту, великой козацкой доблести». И жены казаков не Прекрасные Дамы, потому что и время, и доля их тяжелы: мужчины большую часть жизни проводили в походах и там часто погибали. Но женщины смиренно несли свой крест, сохраняли дом, были нежными, заботливыми матерями.

Думал ли Андрий об этом? У Гоголя он замирает, остолбеневает при появлении полячки - этот паралич личности лишает его сознания, критичного отношения к происходящему. Конфликта между любовью и долгом, на наш взгляд и не было, Андрий был сразу покор е н и потому сделался покорным. Можно вести речь не только о гибели Андрия как казака, но и о его гибели как человека, отдающего свою субъектность во «внешнее управление». Это проблема очень широкая, и касается она и некоторых людей, и целых государств.

Еще одна актуальная проблема: поиск современного положительного героя. Делать жизнь подростку с кого - с брутальных суперменов западного образца?

А вот обратите внимание: Петр Гринев, «Капитанская дочка» Пушкина. Вначале – типичный недоросль. Представления о жизни, как и у многих инфантильных подростков: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе , об удовольствиях петербургской жизни» (выделено нами). Но мудрый батюшка решает отправить его на службу в захолустье, и начинается обряд инициации. Пушкин строит «Капитанскую дочку» во многом как сказку, потому что в основе произведения – линия инициации, т.е. испытаний героя. По сути, «Капитанская дочка» про то, как мальчик становится мужчиной. Сюжет укладывается в схему В.Я. Проппа: наказ герою, выезд из дома, обман и т.д. Но все этапы испытаний Гринева психологически очень достоверны. Первое, что он делает, выйдя из-под опеки, - сразу же нарушает наказ отца и поддается уговорам выпить и сыграть на деньги «по-взрослому». Но не это делает его взрослым.

Один из своих памфлетов Пушкин сопроводил эпиграфом: «Я вышел на арену с равными мне». Только в столкновении с трудными препятствиями и сильными врагами человек становится героем. Главным соперником Гринева Пушкин делает Пугачева.

В западных фильмах враги - это различные монстры, начиная от доисторических животных и заканчивая космическими пришельцами. Давайте посмотрим на Пугачева под этим углом зрения. Каждый раз он является Гриневу в новом обличье (беглый казак, «царь», палач, благодетель), к тому же имеет зооморфные черты (волк, орел) - попробуй различи под этими личинами человека. Всякая встреча Гринева с Пугачевым – это разгадывание загадки, испытание не на жизнь, а на смерть, и здесь суперменские боевые приемчики не при делах. В нужный момент Гринев проявляет и мужество, и волю, и бесстрашную честность, а еще глубокое понимание ситуации, ум и гибкость. Всякий раз он находит верный ключ к душе непредсказуемого Пугача, при этом сохраняет достоинство и ни разу не изменяет себе. Вот это испытания! В итоге самый опасный враг делается другом.

Каждый раз Петр как будто бы переходит на новый уровень в компьютерной игре: только победил – начинается новый гейм, еще более сложный. В итоге, когда, казалось бы, все позади, Гринев попадает под суд по ложному доносу. И здесь – благородное молчание о своей невесте и великое смирение перед судьбой, готовность перенести ее новые тяготы.

Пушкин показывает, что источник внутренней крепости русского человека – в его нравственной цельности. Петр Гринев обрел внутреннюю опору и начал соответствовать своему имени (Петр – камень) в Белогорской крепости. В этом ему помогло семейство с говорящей фамилией - Мироновы. Эти люди противостоят всякой лжи, раздору, расколу на личностном уровне: с одной стороны – великая смута, с другой - потрясающая нравственная цельность. Тихая, смирная Маша Миронова в нужный момент оказывается верной, сильной, самостоятельной в решениях, и она, как вещая невеста в сказках, спасает жениха. Happy end , и Голливуд отдыхает.

Пушкин как конкурент Голливуда? Да, поскольку современное массовое искусство эксплуатирует архетипические образы и сюжеты, заложенные в мифах и сказках. Схема та же: испытания героя в экстремальных ситуациях. Но если у западных «коллег» этот герой становится суперменом (читай: сверхчеловеком), потому что широко шагает по головам, то у Пушкина герой начинает и заканчивает другим - милосердием (заячий тулупчик и прощание с Пугачевым на лобном месте).

Одна из закономерностей: в критической ситуации нас осеняет, что пора оборачиваться назад, к «устаревшим» источникам, и мы наконец-то задаем трудные вопросы классикам. В итоге получаем возможность подумать о самом главном: об ответственном личностном выборе и о становлении человеческого в человеке.