Моральная ответственность человека за свои поступки. Нравственная составляющая индивида. Выбор моральный - это что такое
На уроках алгебры в школе мы сталкиваемся с выражениями различного вида. По мере изучения нового материала записи выражений становятся все разнообразнее и сложнее. Например, познакомились со степенями – в составе выражений появились степени, изучили дроби – появились дробные выражения и т.д.
Для удобства описания материала, выражениям, состоящим из схожих элементов, дали определенные названия, чтобы выделить их из всего разнообразия выражений. В этой статье мы ознакомимся с ними, то есть, дадим обзор основных выражений, изучаемых на уроках алгебры в школе.
Навигация по странице.
Одночлены и многочлены
Начнем с выражений, имеющих название одночлены и многочлены . На момент написания этой статьи разговор про одночлены и многочлены начинается на уроках алгебры в 7 классе. Там даются следующие определения.
Определение.
Одночленами называются числа, переменные, их степени с натуральным показателем, а также любые произведения, составленные из них.
Определение.
Многочлены – это сумма одночленов.
Например, число 5 , переменная x , степень z 7 , произведения 5·x и 7·x·2·7·z 7 – это все одночлены. Если же взять сумму одночленов, например, 5+x или z 7 +7+7·x·2·7·z 7 , то получим многочлен.
Работа с одночленами и многочленами часто подразумевает выполнение действий с ними. Так на множестве одночленов определено умножение одночленов и возведение одночлена в степень , в том смысле, что в результате их выполнения получается одночлен.
На множестве многочленов определено сложение, вычитание, умножение, возведение в степень. Как определяются эти действия, и по каким правилам они выполняются, мы поговорим в статье действия с многочленами .
Если говорить про многочлены с единственной переменной, то при работе с ними значительную практическую значимость имеет деление многочлена на многочлен , а также часто такие многочлены приходится представлять в виде произведения, это действие имеет название разложение многочлена на множители .
Рациональные (алгебраические) дроби
В 8 классе начинается изучение выражений, содержащих деление на выражение с переменными. И первыми такими выражениями выступают рациональные дроби , которые некоторые авторы называют алгебраическими дробями .
Определение.
Рациональная (алгебраическая) дробь это дробь, числителем и знаменателем которой являются многочлены, в частности, одночлены и числа.
Приведем несколько примеров рациональных дробей: и . К слову, любая обыкновенная дробь является рациональной (алгебраической) дробью.
На множестве алгебраических дробей вводятся сложение, вычитание, умножение, деление и возведение в степень. Как это делается объяснено в статье действия с алгебраическими дробями .
Часто приходится выполнять и преобразование алгебраических дробей , наиболее распространенными из них являются сокращение и приведение к новому знаменателю.
Рациональные выражения
Определение.
Выражения со степенями (степенные выражения) – это выражения, содержащие степени в своей записи.
Приведем несколько примеров выражений со степенями. Они могут не содержать переменных, например, 2 3 , . Также имеют место степенные выражения с переменными: и т.п.
Не помешает ознакомиться с тем, как выполняется преобразование выражений со степенями .
Иррациональные выражения, выражения с корнями
Определение.
Выражения, содержащие логарифмы называют логарифмическими выражениями .
Примерами логарифмических выражений являются log 3 9+lne , log 2 (4·a·b) , .
Очень часто в выражениях встречаются одновременно и степени и логарифмы, что и понятно, так как по определению логарифм есть показатель степени. В результате естественно выглядят выражения подобного вида: .
В продолжение темы обращайтесь к материалу преобразование логарифмических выражений .
Дроби
В этом пункте мы рассмотрим выражения особого вида - дроби.
Дробь расширяет понятие . Дроби также имеют числитель и знаменатель, находящиеся соответственно сверху и снизу горизонтальной дробной черты (слева и справа наклонной дробной черты). Только в отличие от обыкновенных дробей, в числителе и знаменателе могут быть не только натуральные числа, но и любые другие числа, а также любые выражения.
Итак, дадим определение дроби.
Определение.
Дробь – это выражение, состоящее из разделенных дробной чертой числителя и знаменателя, которые представляют собой некоторые числовые или буквенные выражения или числа.
Данное определение позволяет привести примеры дробей.
Начнем с примеров дробей, числителями и знаменателями которых являются числа: 1/4 , , (−15)/(−2) . В числителе и знаменателе дроби могут быть и выражения, как числовые, так и буквенные. Вот примеры таких дробей: (a+1)/3 , (a+b+c)/(a 2 +b 2) , .
А вот выражения 2/5−3/7 , дробями не являются, хотя и содержат дроби в своих записях.
Выражения общего вида
В старших классах, особенно в задачах повышенной трудности и задачах группы С в ЕГЭ по математике, будут попадаться выражения сложного вида, содержащие в своей записи одновременно и корни, и степени, и логарифмы, и тригонометрические функции, и т.п. Например, или . Они по виду подходят под несколько типов перечисленных выше выражений. Но их обычно не относят ни к одному из них. Их считают выражениями общего вида , а при описании говорят просто выражение, не добавляя дополнительных уточнений.
Завершая статью, хочется сказать, что если данное выражение громоздкое, и если Вы не совсем уверены, к какому виду оно относится, то лучше назвать его просто выражением, чем назвать его таким выражением, каким оно не является.
Список литературы.
- Математика : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - 21-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2007. - 280 с.: ил. ISBN 5-346-00699-0.
- Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. Я. Виленкин и др.]. - 22-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2008. - 288 с.: ил. ISBN 978-5-346-00897-2.
- Алгебра: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 17-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 240 с. : ил. - ISBN 978-5-09-019315-3.
- Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 16-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 271 с. : ил. - ISBN 978-5-09-019243-9.
- Алгебра: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 16-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 271 с. : ил. - ISBN 978-5-09-021134-5.
- Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др.; Под ред. А. Н. Колмогорова.- 14-е изд.- М.: Просвещение, 2004.- 384 с.: ил.- ISBN 5-09-013651-3.
- Гусев В. А., Мордкович А. Г. Математика (пособие для поступающих в техникумы): Учеб. пособие.- М.; Высш. шк., 1984.-351 с., ил.
Выражения, составленные из чисел, знаков действий и скобок, называются числовыми выражениями . Число, являющееся результатом выполнения всех действий в числовом выражении, называют значением числового выражения . О числовых выражениях, которые не имеют значения, говорят, что они не имеют смысла .
Для сравнения
чисел используют знаки
,,,,,.
При этом могут использоваться двойные
неравенства вида
и т.п. Неравенства, в которых используются
знакии,
называютстрогими
,
в которых используют знаки
и,
–нестрогими
.
Выражения, составленные из чисел, букв, знаков действий и скобок, называются буквенными выражениями или выражениями с переменной или с переменными . Множество значений переменной, при которых выражение с переменной имеет числовое значение (имеет смысл), называют областью допустимых значений переменной данного выражения.
Выражения с
переменными используются для записи
чисел определенного вида. Например,
запись
означает любое трехзначное число, у
которогосотен,десятков иединиц, т.е.
.
С помощью буквенных выражений удобно
записывать математические правила,
законы, определения. Например,определение
модуля
(абсолютной величины) числа
можно записать так:
.
Элементы статистики
Ряд чисел, полученных в результате статистического исследования, называется статистической выборкой или просто выборкой , а каждое число этого ряда – вариантой выборки . Количество чисел в ряду называют объемом выборки. Запись выборки, когда последующая варианта не меньше предыдущей, называется упорядоченным рядом данных (или вариационным рядом ).
Средним арифметическим выборки называется частное суммы всех вариант выборки и количества вариант (т.е. частное суммы всех вариант и объема выборки). Количество появлений одной и той же варианты в выборке называют частотой этой варианты. Варианта выборки, имеющая наибольшую частоту, называется модой выборки . Разность наибольшей и наименьшей вариант выборки называют размахом выборки . Если в упорядоченном ряду данных нечетное число вариант, то средняя по счету варианта называется медианой . Если в упорядоченном ряду четное число вариант, то среднее арифметическое двух средних по счету вариант называется медианой .
Подготовительный вариант
АЛГЕБРА
Уроки для 7 классов
Урок № 14
Тема. Выражения с переменными
Цель: совершенствовать умение учащихся работать с выражениями, содержащими переменные (вычисление значений выражений, нахождение ОДЗ выражений с переменными).
Тип урока: применение умений.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания
@ Особенно тщательно следует проверить выполнение задания № 2 (на составление выражения с переменными) и № 3 (на нахождение ОДЗ переменной в выражении).
№ 2. Выражение имеет вид: 6n - 50m . Если m = 2, n = 30 , то
6 · 30 - 2 · 50 = 180 - 100 = 80 (к).
Ответ. На 80 копеек.
@ № 3. Для учеников достаточно сложным является момент перехода от условия, при котором выражение не имеет смысла (делитель или знаменатель равны нулю), в условия, когда выражение имеет смысл (то есть из множества любых чисел исключаем те значения переменной, при которых выражение не имеет смысла):
1) 2х - 5 имеет смысл при любых значениях х, потому что это - целое выражение;
2) имеет смысл при всех х, кроме 0;
3) имеет смысл при всех х, кроме х = -3, при х = -3 х + 3 = 0;
4) имеет смысл при любых значениях х, потому что это - целое выражение.
II . Актуализация опорных знаний
@ Вместо рутинного (и не очень эффективного) фронтального опроса можно организовать работу в парах (или группах) с таким заданием.
Даны выражения: ; 25: (3,5 + а); (3,5 + а) : 25.
Сравните их и найдите как можно больше отличий. Во время презентации результатов выполнения работы учащиеся воспроизводят содержание основных понятий темы:
1. Числовые выражения и выражения с переменными.
2. Значение числовых выражений и выражений с переменными.
3. Выражения, не имеющие смысла
III . Совершенствование умений
@ На этом уроке продолжаем работу по совершенствованию умений учащихся:
а) вычислять значения выражений с переменными;
б) находить значения переменных, при которых выражение имеет смысл;
в) составлять выражения с определенными условиями.
Уровень задач подбираем более высокий.
Выполнение письменных упражнений
1. Найдите значение выражения , если:
1) x = 4; в = 1 ,5;
2) х = -1; у = ;
3) х = 1,4; у = 0;
4) х = 1,3; у = -2,6.
2.
Известно, что а - b
= 6; с = 5. Найдите значение выражения:
1)
a
-
b
+ 3
c
;
3. 2) c (b - a );
4. 3) ;
5. 4) .
6.
При каких значениях переменной имеет смысл выражение:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) ;
7) ?
@ Поскольку учащиеся еще не владеют умением решать уравнения разложением многочленов на множители, решать дробные уравнения, системы уравнений, задачи решаем с использованием рассуждений примерно такого содержания: поскольку переменная в знаменателе выражения (выражение дробный), то, чтобы выражение имело смысл, необходимо, чтобы знаменатель не был равен 0. Но поскольку х2 не может быть отрицательным числом, то сумма x 2 + 1 не может равняться 0 при каких значениях х, поэтому х2 +1 не равно 0 ни при каких значениях х.
Следовательно, выражение имеет смысл при любых х (и т. д.).
7. Составьте выражение для решения задачи.
а) Периметр прямоугольника 16 см, одна из его сторон т см. Какова площадь прямоугольника?
б) Из двух городов, расстояние между которыми S км, навстречу друг другу выехали два автомобиля. Скорость одного из них v 1 км/ч., а скорость второго - v 2 км/ч. Через сколько часов они встретятся?
8. Запишите в виде выражения:
1) сумма произведения чисел а и b и числа с;
2) разность числа с и доли чисел а и b ;
3) произведение разности чисел х и у и их суммы;
4) долю суммы а и b и их разности.
IV . Диагностика усвоения
Самостоятельная работа (разноуровневая)
1. Найдите значение выражения:
A. 3 х - 5, если х = -1. (2 б.)
Б. , если а = 3,5. (3 6.)
B. , если m + n = 8, г = 3. (4 6.)
2. Составьте выражение, что соответствует условию:
A. Разность чисел 5 и 7b . (2 б.)
Б. Піврізниця произведению чисел -0,2 и а и числа 0,8. (По б.)
B. Скорость лодки в стоячей воде равна v км/ч. Скорость течения реки в км/ч. За какое время лодка преодолеет S км за течение реки? (4 б.)
3. Найдите, при каких значениях переменной мас смысл выражение:
А. 2а + 5. (2 б. )
Б. . (3 б.)
В. . (4 б.)
@ Во время выполнения работы учащиеся должны выбрать только одно задание (А, Б, В) из трех предложенных. Оцениваем соответственно: А - 2 балла, Б - 3 балла; В - 4 балла. (Ученик имеет право выбирать задания разного уровня, например № 1 - А, № 2 - В, № 3 - Б.)
V . Рефлексия
Проверяем правильность выполнения заданий. (Учащиеся получают таблицу с решениями и ответами и проверяют свои работы.)
№ задачи |
Условие (выражение) |
Значение переменной |
Значение выражения |
Количество баллов |
||
= -16 |
||||||
m + n = 8 |
||||||
5а - 7b |
||||||
(-0,2 а -0,8) |
||||||
Найдем значение выражения х+5, если х=0, х=3, х=16, х=35
Рассуждаем так:
если х=0, то значение суммы равняется 5, так как 0+5=5
если х=3, то значение суммы равняется 8, так как 3+5=8
если х=16, то значение суммы равняется 21, так как 16+5=21
если х=35, то значение суммы равняется 40, так как 35+5=40
Какие еще значения может принимать х?
Х может быть равен 43 или 68. Вообще можно сказать, что х может принимать любые значения.
Как бы вы назвали букву, которая может принимать любые значения?
Можно назвать ее по-разному: изменчивая, переменчивая.
Правильный ответ: в математике ее называют переменной.
Обратите внимание: в математике переменная позволяет записывать несколько выражений одним.
Рассмотрим выражения. Что можно сказать о них?
Правильный ответ: уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые меняются. Значит, можно записать так:
Рассмотрим выражения с переменной.
Что общего? Чем отличаются?
Правильный ответ: во всех выражениях одно действие, во всех выражениях имеется число 2. Отличия: разные действия, разные буквы обозначают переменную.
Какие значения может принимать переменная в этих выражениях?
В выражении 2+х, х может быть любым числом.
В выражении 2*y, у может быть любым числом.
В выражении 2-z, z может принимать только несколько значений: z=2, z=1, z=0.
Сегодня на уроке мы повторили отличия простой и составной задачи, вспомнили, как складывать и вычитать двузначные числа столбиком.
Найдем значение этих выражений, если х=5, у=3, z=2.
Рассуждаем так: подставим данные числа в выражения.
Если х=5, то 2+х=2+5=7
Если у=3, то 2*y=2*3=6
Если z=2, то 2-z=2-2=0
Прочитаем и сравним задачи.
1. У Тани 3 розы и 6 пионов. Сколько цветков у Тани?
2. У Тани 3 розы и 4 пиона. Сколько цветков у Тани?
3. У Тани 3 розы и 2 пиона. Сколько цветков у Тани?
Обратим внимание на то, что в задаче меняется количество цветков пионов. Заменим все три задачи одной задачей с переменной. Тогда задача будет звучать так: у Тани 3 розы и k пионов. Сколько цветков у Тани?
Чтобы узнать, сколько цветков у Тани, надо к 3 прибавить k.
Подставим значения в буквенное выражение.
если k=6 3+6=9 (цв.)
если k=4 3+4=7 (цв.)
если k=2 3+2=5 (цв.)
Важно отметить, что иногда в выражении бывают две переменные.
Тогда выражения могут выглядеть так:
Определим, какая переменная больше и на сколько.
Правильный ответ:
в первом равенстве сравниваем переменные b и а, а - результат сложения, поэтому a>b на 18;
во втором равенстве сравниваем переменные n и m, n - уменьшаемое, значит n>m на 4;
в третьем равенстве сравниваем переменные c и d, c - это слагаемое, d - значение суммы, значит d>c на 7;
в четвертом равенстве k-t =5 сравниваем уменьшаемое и вычитаемое, уменьшаемое больше, поэтому k>t на 5.
Сегодня на уроке мы учились составлять выражения с переменной, находили значения выражений при данном значении переменной.
Список литературы
- М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. - М.: «Просвещение», 2012.
- М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2. - М.: «Просвещение», 2012.
- М.И. Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
- Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. - М.: «Просвещение», 2011.
- «Школа России»: Программы для начальной школы. - М.: «Просвещение», 2011.
- С.И. Волкова. Математика: Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
- В.Н. Рудницкая. Тесты. - М.: «Экзамен», 2012.
- Nsportal.ru ().
- Prosv.ru ().
- Do.gendocs.ru ().
Домашнее задание
1. Найди значение выражения 36 - а, если а = 15, а = 16, а = 20, а = 35.
2. Найди значение выражения 12 + х, если х = 10, х = 34, х = 48, х = 59
3. Сравни выражения с переменной и поставь знак сравнения. 36 + к …37 + к
4. Замени данные выражения одним общим с переменной.