Внутренняя политика николая 1 в конце. Исторический портрет Николая I: внешняя и внутренняя политика. Польский вопрос и внутренняя политика

Поэтому не мог рассчитывать на престол, что определило направление его воспитания и образования. С ранних лет он увлекался военным делом, особенно его внешней стороной, и готовился к военной карьере.

В 1817 г. великий князь Николай Павлович женился на дочери прусского короля, в православии получившей имя Александры Федоровны. У них было 7 детей, старший из которых – будущий император Александр II.

В 1819 г. император Александр I сообщил Николаю о намерении их брата Константина Павловича отречься от своего права престолонаследия, и соответственно власть должна будет перейти к Николаю. В 1823 г. Александр I издал Манифест, провозглашавший наследником престола Николая Павловича. Манифест являлся семейной тайной и не был опубликован. Поэтому после внезапной смерти Александра I в 1825 г. возникла путаница с вступлением на престол нового монарха.

На 14 декабря 1825 г. была назначена присяга новому императору Николаю I Павловичу. На этот же день «декабристы» запланировали восстание с целью свержения самовластия и требованием подписать «Манифест к русскому народу», в котором провозглашались гражданские свободы. Проинформированный Николай перенес присягу на 13 декабря, а восстание было подавлено.

Внутренняя политика Николая I

С самого начала правления Николай I заявил о необходимости реформ и создал «комитет 6 декабря 1826 года» для подготовки преобразований. Большую роль в государстве стала играть «Собственная Его Величества канцелярия», которая постоянно расширялась созданием множества отделений.

Николай I поручил специальной комиссии под руководством М.М. Сперанского разработать новый Свод Законов Российской империи. К 1833 г. было отпечатано два издания: «Полное собрание законов Российской империи», начиная с Соборного уложения 1649 г. и до последнего указа Александра I, и «Свод действующих законов Российской империи». Кодификация законов, проведенная при Николае I, упорядочила российское законодательство, облегчила ведение юридической практики, но не принесла изменений в политическую и социальную структуру России.

Император Николай I по духу своему был самодержцем и ярым противником введения в стране конституции и либеральных реформ. По его мнению, общество должно жить и действовать, как хорошая армия, регламентировано и по законам. Военизация государственного аппарата под эгидой монарха – вот характерная черта политического режима Николая I.

Он крайне подозрительно относился к общественному мнению, под цензурный гнет попали литература, искусство, просвещение, были приняты меры по ограничению периодической печати. В качестве национального достоинства официальная пропаганда стала превозносить единомыслие в России. Идея «Народ и царь едины» была главенствующей в системе образования в России при Николае I.

Согласно «теории официальной народности», разработанной С.С. Уваровым, Россия имеет свой путь развития, не нуждается во влиянии Запада и должна быть изолирована от мирового сообщества. Российская империя при Николае I получила название «жандарма Европы» за охранение покоя в европейских странах от революционных выступлений.

В социальной политике Николай I делал упор на укрепление сословного строя. Чтобы оградить дворянство от «засорения», «Комитет 6 декабря» предложил установить порядок, по которому дворянство приобреталось только по праву наследования. А для служилых людей создать новые сословия – «чиновных», «именитых», «почетных» граждан. В 1845 г. император издал «Указ о майоратах» (неделимости дворянских имений при наследовании).

Крепостное право при Николае I пользовалось поддержкой государства, и царь подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет. Но Николай I не был сторонником крепостничества и тайно готовил материалы по крестьянскому вопросу, чтобы облегчить дело своим последователям.

Внешняя политика Николая I

Наиболее важные стороны внешней политики в период царствования Николая I были возврат к принципам Священного союза (борьба России против революционных движений в Европе) и Восточный вопрос. Россия при Николае I участвовала в Кавказской войне (1817-1864 гг.), русско-персидской войне (1826-1828 гг.), русско-турецкой войне (1828-1829 гг.), в результате которых Россия присоединила к себе восточную часть Армении, весь Кавказ, получила восточный берег Черного моря.

В период правления Николая I наиболее памятной стала Крымская война 1853-1856 годов. Россия была вынуждена воевать против Турции, Англии, Франции. В ходе осады Севастополя Николай I потерпел поражение в войне и утратил право иметь военно-морскую базу на Черном море.

Неудачная война показала отсталость России от передовых европейских стран и насколько нежизненной оказалась консервативная модернизация империи.

Николай I умер 18 февраля 1855 г. Подводя итоги правления Николая I, историки называют его эпоху самой неблагополучной в истории России, начиная со Смутного времени.

История России [Учебное пособие] Коллектив авторов

6.7. Внутренняя политика Николая I

В отличие от Александра I Николай I вступил на престол в неблагоприятных общественных условиях. Междуцарствие было своеобразным кризисом власти, и это заставило Николая I быстро сориентироваться в обстановке и твердой рукой наводить порядок в стране.

Этому способствовали и личные качества императора. Достаточно образованный, волевой, прагматичный, он сразу занял активную позицию в государственных делах. Новый самодержец верно оценил внутриполитическую обстановку в России, которая, несомненно, была причиной выступления декабристов.

Государственная деятельность Николая I, если так можно выразиться, полностью опиралась на принципы дворянского консерватизма. Историк В. О. Ключевский так охарактеризовал политику императора: «ничего не переменять, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости с помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества».

Николай замкнул на себя решение всех крупных и мелких государственных вопросов, рассматривая свое окружение только как исполнителей. Всей системе управления он стремился придать военную стройность и строгость.

Централизация управления

Главным условием жизнедеятельности государства Николай I считал укрепление самодержавной власти. С этой целью он проводил курс на полицейско-бюрократическую централизацию органов управления. Параллельно уже сложившейся структуре высших органов управления стала развиваться и преобразовываться Собственная его императорского величества канцелярия в составе шести отделений.

Канцелярия была создана в условиях войны 1812 г. Официального статуса как орган управления она не имела. Скорее, это была дань публичной политике Александра; ее образование вызывалось также необходимостью обработки огромного числа прошений, жалоб и других материалов, поступающих на имя царя. Во главе Канцелярии стоял А. А. Аракчеев.

В начале своего царствования Николай I в качестве уступки общественному мнению отстранил Аракчеева, как и некоторых других наиболее одиозных деятелей, от государственных дел, и в 1826 г. бывшая Канцелярия стала I отделением в составе вновь образованной Собственной канцелярии его императорского величества. В 1826 г. были учреждены II отделение, занимавшееся кодификацией законов, и III отделение, которое стало органом политического надзора и сыска в России. Руководителем III отделения стал генерал А. Х. Бенкендорф, шеф корпуса жандармов, созданного в 1827 г.

Обязанности III отделения были чрезвычайно широки: сбор информации о государственных преступниках, настроениях различных слоев населения, наблюдение за неблагонадежными лицами и иностранными подданными в России, контроль за периодической печатью и перлюстрация частной переписки, сбор статистических сведений и надзор за действиями местной администрации.

Кодификация законов

Николай I был принципиально против любой конституции, но активно стремился к упорядочению законодательной базы государства, считая, что главным гарантом законности является самодержец.

Работу по кодификации российских законов возглавил М. М. Сперанский. Свою задачу он видел, во-первых, в публикации всех имеющихся законов, начиная от «Соборного Уложения» Алексея Михайловича 1649 г. до 1825 г.; во-вторых, в составлении Свода действующих законов, систематизированных по областям права и истолкованных соответствующим образом, но без внесения исправлений и дополнений. Заключительным этапом работы должно было стать издание нового «Уложения» – с дополнениями и исправлениями применительно к существующей юридической практике и сообразно потребностям государства.

Всего в течение 1828–1830 гг. было выпущено 45 томов первого Полного собрания законов Российской империи. Одновременно издавалось второе Полное собрание, включавшее законы, принятые в царствование Николая I.

В дальнейшем стали ежегодно выходить тома второго собрания; его публикация продолжалась до 1881 г. (55 томов). Третье Полное собрание законов, состоявшее из 33 томов и охватывавшее законодательный период с 1881 г. по 1913 г., издавалось уже в конце XIX – начале XX в.

Параллельно с Полным собранием законов готовился Свод законов Российской Империи, вобравший в себя действующие законодательные акты и судебные решения, ставшие прецедентами в их применении. При этом все исправления и дополнения делались только с санкции императора. 19 января 1833 г. состоялось обсуждение Свода законов в Государственном совете. Николай I в своей речи на заседании особо подчеркнул выдающуюся роль М. М. Сперанского в кодификации российского законодательства и возложил на него в качестве награды снятую с себя ленту ордена Св. Андрея Первозванного.

Крестьянский вопрос

Кодификация, упорядочив российское законодательство, ни в чем не изменила политическую и сословную сущность государства.

В своей внутренней политике Николай I достаточно ясно сознавал необходимость решения важнейшего социального вопроса – крестьянского. Острота проблемы и ее принципиальное обсуждение привело к организации секретных комитетов и закрытому слушанию дел.

Комитеты наметили лишь политические подходы к решению крестьянского вопроса, которые нашли отражения в ряде законодательных актов (в общей сложности их было издано более 100). Так, законом 1827 г. помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или только землю без крестьян. В 1833 г. вышел указ о запрете публичной торговли крепостными; запрещалось расплачиваться ими в счет долгов, переводить крестьян в дворовые, лишая их наделов.

В секретном комитете 1839 г. ведущую роль играл сторонник умеренных реформ министр государственных имуществ П. Д. Киселев. Он считал необходимым регламентировать отношения между крестьянами и помещиками, и тем самым сделать шаг к освобождению крестьян. Итогом работы комитета стало издание в 1842 г. указа «Об обязанных крестьянах». Согласно указу, помещик мог предоставить крестьянину личную свободу и земельный надел, но не в собственность, а лишь в пользование. Крестьянин был обязан нести повинности, по сути дела, те же барщину и оброк, строго фиксированного размера. Никаких норм на этот счет закон не устанавливал – все зависело от воли помещика. Указ об обязанных крестьянах не принес реальных результатов – крестьяне не соглашались на сомнительные условия «воли», не дававшие им ни земли, ни свободы.

Более решительно правительство действовало в западных губерниях – в Литве, Белоруссии, на Западной Украине. Здесь открыто проводилась политика, направленная на ослабление помещичьей кабалы по отношению к крепостным крестьянам. Во второй половине 40-х гг. в западных губерниях была проведена так называемая инвентарная реформа: составлены описания («инвентари») помещичьих имений, зафиксированы размеры крестьянских наделов, регламентированы повинности (в основном барщинные дни).

Реформа графа П. Д. Киселева

К началу 30-х гг. заметно упали доходы, получаемые казной от хозяйств государственных крестьян. В улучшении их экономического положения правительство Николая I видело ключ к решению проблемы крепостного права. По словам В. О. Ключевского, правительство предпочитало «дать казенным крестьянам такое устройство, которое, подняв их благосостояние, вместе с тем служило бы и образцом для будущего устройства крепостных крестьян».

В 1835 г. специально для разработки реформы управления государственными крестьянами было образовано V отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Руководителем отделения был назначен граф П. Д. Киселев. После проведенного обследования состояния дел в государственной деревне он представил Николаю I проект основных направлений преобразований, которые были одобрены.

Государственные крестьяне переходили из ведения министерства финансов в ведение вновь учрежденного в 1837 г. министерства государственных имуществ во главе с П. Д. Киселевым. Это министерство должно было проводить политику попечительства в отношении казенных крестьян. Малоземельные крестьяне были наделены землей из государственного резерва, им прирезывались сенокосы и лесные угодья. Более 200 тыс. крестьян были организованно переселены в губернии с плодородными землями.

В крупных селах создавались кассы кредита, и нуждающимся выдавались ссуды на льготных условиях. На случай неурожаев открывались «хлебные магазины». Организовывались школы, сельские больницы, ветеринарные пункты, «образцовые» хозяйства, выпускалась популярная литература, пропагандирующая передовые способы ведения хозяйства. Министерство государственных имуществ имело право покупать за счет казны дворянские имения вместе с крестьянами, которые переходили в разряд государственных.

В 1838 г. был издан Указ «Об управлении государственными имуществами в губерниях». Создавалась многоступенчатая система управления: сельский сход – волость – округ – губерния. Волостной сход составлялся из делегатов от домохозяев и избирал на три года волостное правление («волостной голова» и два заседателя). Несколько волостей составляли округ.

Реформа управления государственными крестьянами и имуществом сохранила общинное землевладение с периодическими переделами земли. Оброк также по-прежнему раскладывался «по душам», но его размеры определялись доходностью крестьянских наделов.

Таким образом, характер реформы был противоречивым. С одной стороны, она способствовала развитию сельских производительных сил, с другой – усилила податной гнет и чиновничью опеку над крестьянами, что вызывало крестьянские волнения.

Что касается законодательства Николая I по крестьянскому вопросу, то его общая направленность заключалась в постепенном внедрении в общественное сознание взгляда на крепостного крестьянина не только как на собственность частного лица, а прежде всего как на подданного государства, плательщика государственных налогов и повинностей, неразрывно связанного с государственным богатством – землей.

Политика в области образования

В мае 1826 г. был учрежден «Комитет по устройству учебных заведений», в обязанности которого входила выработка новых подходов к организации системы народного образования и составление учебных программ.

В царствование Николая I получил официальное закрепление принцип сословного образования, в виде предписания министру народного просвещения А. С. Шишкову о запрещении принимать в гимназии и университеты крепостных крестьян.

8 декабря 1828 г. был утвержден новый Устав гимназий, уездных и приходских училищ. В основу образования было положено разделение на сословия: дети из податных сословий могли обучаться один год в приходском училище или два года – в городском; дети купцов и мещан – в трехклассном уездном училище. Гимназии с семилетним сроком обучения предназначались только для детей дворян и чиновников. Выпускники гимназий могли поступать в университеты.

Министр народного просвещения граф С. С. Уваров (возглавлял министерство с 1833 по 1849 г.) при вступлении в должность произнес знаменитую фразу, ставшую национальной идеей николаевского царствования: «общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности». При этом в понятие «самодержавие» вкладывалось прежде всего беспрекословное повиновение государственной власти во главе с самодержцем. «Православие» несло народу понятие об общечеловеческих моральных ценностях, поэтому официальная идеология опиралась на него. К тому же православие, подчеркивая национальные русские черты, составляло противовес европейским либеральным взглядам на государство. С этой точки зрения православие было неотделимо от самодержавия. Воспитание в народе безграничной веры в царя подразумевало обеспечение политической поддержки самодержавной власти, сведение к минимуму гражданской активности всех социальных слоев.

Принципы православия и самодержавия были для России вполне традиционными. Третий компонент формулы – «народность» – был направлен против распространения европейских освободительных идей в России и в широком смысле – против западного влияния в целом. Позитивное значение этого идеалистического принципа заключалось в обращении к русским национальным ценностям, изучению русской культуры, развитии идей патриотизма.

В 1833 г. был утвержден государственный гимн России с текстом В. А. Жуковского, начинавшийся словами «Боже, царя храни».

Политическая программа укрепления самодержавной власти сказалась на изменении университетской политики в сторону крайнего консерватизма. 26 июля 1835 г. был издан новый Устав университетов, существенно ограничивший их автономию. Университеты перестали рассматриваться как центры научной жизни, перед ними была поставлена задача готовить чиновников государственной службы, преподавателей гимназий, медиков, юристов. Как учебные заведения они попадали в полную зависимость от попечителя учебного округа и состояли под административным и полицейским контролем. В университеты был ограничен доступ выходцам из низших сословий, увеличены сроки и повышена плата за обучение.

Вместе с тем развитие экономики требовало расширения подготовки квалифицированных специалистов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли. Поэтому в царствование Николая I расширяется сеть учреждений высшего специального образования: открылись технологический, строительный, педагогический институты и училища правоведения в Петербурге, Межевой институт в Москве, основана Военно-морская академия.

Ужесточение цензуры

10 июня 1826 г. был издан Устав о цензуре, который современники назвали «чугунным». В структуре министерства народного просвещения учреждался Главный цензурный комитет для координации действий всех остальных органов цензуры.

Перед цензорами всех уровней ставилась задача не допускать в печать произведения, даже косвенным образом критикующие власть и правительство; разного рода сатирические сочинения, которые могли ослабить «почтение к властям» и уж тем более произведения, содержащие любые предположения о необходимости политических преобразований. Таким образом, предполагалось формировать «литературный вкус» читающей публики в соответствии с главной идеологической задачей. Под цензуру подпадала вся литература, поступающая из-за границы. Авторы, сочинения которых не пропустила цензура, попадали под надзор полиции.

Устав о цензуре настолько дискредитировал власть, что через два года Николай I согласился подписать новый устав, смягчавший цензурные требования и, главное, запрещавший цензорам произвольно толковать высказывания сочинителей «в дурную сторону». Вместе с тем цензоры постоянно находились под угрозой наказания за допущенные «оплошности». Во многих случаях, помимо общей цензуры, для выпуска произведения в печать требовалось согласование с Сенатом, различными министерствами и полицией. Таким образом, была создана бюрократическая система препятствий для передовой общественной мысли.

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

2. Внутренняя политика Экономика. Главной задачей внутренней политики СССР в первые послевоенные годы было восстановление экономики. Война причинила колоссальный материальный ущерб. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, более 70 тыс. сел и деревень,

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

1. Внутренняя политика Экономика. С лета 1953 г. руководство СССР взяло курс на реформирование экономики, который благотворно отразился как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ, вошедших в историю как

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора

§ 29. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Экономика страны. Во второй половине XVIII в. в состав Российской империи вошли Правобережная Украина, Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, а также территория между реками Буг и Днестр. За 1745 – 1795 гг. количество жителей страны увеличилось с

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

6.7. Внутренняя политика Николая I В отличие от Александра I Николай I вступил на престол в неблагоприятных общественных условиях. Междуцарствие было своеобразным кризисом власти, и это заставило Николая I быстро сориентироваться в обстановке и твердой рукой наводить

Из книги История России. XX – начало XXI века. 9 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 27. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Промышленность. Советский народ победоносно завершил Великую Отечественную войну. Перед ним встала сложнейшая задача – восстановление страны. Фашисты превратили в руины 1710 городов, более 70 тыс. сёл и деревень, тысячи заводов, шахт, больниц, школ.

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

Глава 21. Внутренняя политика Николая I

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика Николая I (1825–1855) Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса нового

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 13. Внутренняя политика Николая I (1825–1855) Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса

автора Яров Сергей Викторович

1. Внутренняя политика 1.1. Ход революции Восстание в Петрограде Октябрьская революция 1917 года на своем начальном этапе довольно точно повторила сценарий февральского переворота. От центра к провинциям - таким был ее ход. Отправной точкой революции стал захват

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Внутренняя политика 1.1. Кризис 1921 г Прекращение войны поначалу слабо сказалось на политическом и экономическом курсе правящей партии. Простота и временный эффект военно-коммунистических приемов производства и распределения рождали иллюзии их вечности и

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Внутренняя политика 1.1. План «Барбаросса» Установление нацистского контроля над Европой в 1938–1940 гг. сделало Советский Союз единственно реальной силой, способной противостоять Германии. 18 декабря 1940 г. Гитлер одобрил военно-оперативный план «Барбаросса». Им

Из книги Россия в середине XIX века (1825-1855 гг.) автора Коллектив авторов

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I За время своего правления Николай I создал десять Секретных комитетов, которые предназначались для обсуждения различных реформ. Один из первых таких кабинетов появился 6 декабря 1826 года. Император поставил перед ним задачу «обозреть

автора Галанюк П. П.

Внутренняя политика императора Николая I Часть I При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. А1. В каком году для охраны государственной безопасности было образовано III Отделение императорской

Из книги История. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА автора Галанюк П. П.

Внутренняя политика императора Николая I

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

3.3. Внутренняя политика Николая I (1828–1855) В историографии отмечается глубокое влияние, которое оказало движение декабристов на все сферы политики николаевского царствования. Однако существуют различные оценки степени этого влияния. Русская историография (В.О.

Из книги Мой XX век: счастье быть самим собой автора Петелин Виктор Васильевич

6. Внутренняя рецензия для Военного издательства (Юрий Карасев. Всегда в бою. Литературный портрет Николая Грибачева) «Сложные, как говорится, чувства испытывал я при чтении этой рукописи. С одной стороны, я тоже хорошо знаю Николая Грибачева, редактировал его книгу

Э. Верне "Портрет Николая I"

По описанию современников, Николай I был «солдат по призванию,
солдат по образованию, по наружности и по внутренности».

Личность

Николай, третий сын императора Павла I и императрицы Марии Фёдоровны, родился 25 июня 1796 года - за несколько месяцев до вступления Великого князя Павла Петровича на престол.

Поскольку цесаревичем считался старший сын Александр, а его преемником Константин, младших братьев — Николая и Михаила — не готовили на престол, они воспитывались как великие князья, предназначенные к военной службе.

А. Рокштуль "Николай I в детстве"

С самого рождения он был на попечении бабушки, Екатерины II, а после ее смерти – на воспитании няни, шотландки Лайон, к которой был очень привязан.

С ноября 1800 года воспитателем Николая и Михаила стал генерал М. И. Ламздорф. Это был выбор отца, императора Павла I, который сказал: «Только не делайте из моих сыновей таких повес, как немецкие принцы». Ламздорф был воспитателем будущего императора в течение 17 лет. В учёбе будущий император никаких успехов не проявлял, за исключением рисования. Живописи он обучался в детстве под руководством живописцев И.А. Акимова и В.К. Шебуева.

Николай рано понял своё призвание. В своих воспоминаниях он писал: «Одни военные науки занимали меня страстно, в них одних находил я утешение и приятное занятие, сходное с расположением моего духа».

«Ум его не обработан, воспитание его было небрежно», - писала об императоре Николае Павловиче королева Виктория в 1844 году.

Во время Отечественной войны 1812 г. он страстно желал участвовать в военных событиях, но от императрицы-матери получил решительный отказ.

В 1816-1817 г.г. Николай для завершения образования совершил две поездки: одну – по всей России (он посетил более 10 губерний), другую – в Англию. Там он познакомился с государственным устройством страны: посетил заседание английского парламента, но остался равнодушным к увиденному, т.к. считал, что подобное политическое устройство неприемлемо для России.

В 1817 г. состоялась свадьба Николая с прусской принцессой Шарлоттой (в православии Александрой Федоровной).

До вступления на престол его общественная деятельность ограничивалась командованием гвардейской бригадой, затем дивизией, с 1817 года он занимал почётную должность генерал-инспектора по военно-инженерному ведомству. Уже в этот период военной службы Николай начал проявлять заботу о военных учебных заведениях. По его инициативе стали функционировать в инженерных войсках ротные и батальонные школы, а в 1818г. были учреждены Главное инженерное училище (будущая Николаевская инженерная академия) и Школа гвардейских подпрапорщиков (затем-Николаевское кавалерийское училище).

Начало правления

Николаю пришлось вступить на престол в исключительных обстоятельствах. После смерти в 1825 году бездетного Александра I по Указу о престолонаследии следующим царём должен был стать Константин. Но ещё в 1822 году Константин подписал письменное отречение от престола.

Д. Доу "Портрет Николая I"

27 ноября 1825 г., получив известие о смерти Александра I, Николай присягнул новому императору Константину, находившемуся в то время в Варшаве; привел к присяге генералитет, армейские полки, правительственные учреждения. Между тем Константин, получив известие о смерти брата, подтвердил свое нежелание занять престол и присягнул Николаю как Российскому императору и привел к присяге Польшу. И только тогда, когда Константин дважды подтвердил свое отречение, Николай согласился на царствование. Пока шла переписка между Николаем и Константином, существовало фактическое междуцарствие. Чтобы надолго не затягивать возникшее положение, Николай принял решение принять переприсягу 14 декабря 1825 г.

Этим коротким промежутком междуцарствия воспользовались члены Северного общества – сторонники конституционной монархии, которые с требованиями, заложенными в их программе, вывели на сенатскую площадь воинские подразделения, отказавшиеся присягать Николаю.

К. Кольман "Восстание декабристов"

Новый император картечью разогнал войска с Сенатской площади, а затем лично руководил следствием, в результате которого пятеро руководителей восстания были повешены, 120 человек отправлено на каторгу и в ссылку; полки, участвовавшие в восстании, были расформированы, рядовые были подвергнуты наказанию шпицрутенами и разосланы по отдаленным гарнизонам.

Внутренняя политика

Царствование Николая проходило в период обострившегося кризиса феодально-крепостнической системы в России, нарастающего крестьянского движения в Польше и на Кавказе, буржуазных революций в Западной Европе и как следствие этих революций — формирование буржуазно-революционных течений в рядах российского дворянства и разночинной интеллигенции. Поэтому дело декабристов имело огромное значение и отражалось на общественном настроении того времени. В пылу откровений царь называл декабристов «своими друзьями 14 декабря» и хорошо понимал, что их требованиях имеют место в российской действительности и порядки в России требуют реформ.

Вступая на престол, Николай, будучи неподготовленным, не имел определенного представления о том, какой бы он хотел видеть Российскую империю. Уверен он был лишь в том, что благоденствие страны может быть обеспечено исключительно через жесткий порядок, строгое выполнение каждым своих обязанностей, контроль и регламентацию общественной деятельности. Несмотря на репутацию ограниченного солдафона, он внес некоторое оживление в жизнь страны после мрачных последних лет царствования Александра I. Он стремился ликвидировать злоупотребления, восстановить законность и порядок, провести реформы. Император лично ревизовал государственные учреждения, осуждая волокиту и коррупцию.

Желая укрепить существующую политическую систему и не доверяя аппарату чиновников, Николай I значительно расширил функции Собственной Его Величества канцелярии, практически подменившей высшие государственные органы. Для этого было образовано шесть отделений: первое занималось кадровыми вопросами и следило за исполнением высочайших повелений; Второе занималось кодификацией законов; Третье следило за законностью и порядком в управлении и общественной жизни, впоследствии превратилось в орган политического сыска; Четвертое заведовало благотворительными и женскими учебными заведениями; Пятое разработало реформу государственных крестьян и следило за ее проведением; Шестое готовило реформу управления на Кавказе.

В. Голике "Николай I"

Любил император создавать многочисленные секретные комитеты и комиссии. Одним из первых таких комитетов стал «Комитет 6 декабря 1826 года». Перед ним Николай поставил задачу рассмотреть все бумаги Александра I и определить, « что ныне хорошо, что оставить нельзя и чем заменить». Проработав четыре года, комитет предложил ряд проектов преобразования центральных и губернских учреждений. Эти предложения с одобрения императора поступили на рассмотрения в Государственный совет, но события в Польше, Бельгии и Франции заставили царя закрыть комитет и совсем отказаться о коренных реформах государственного строя. Так первая попытка осуществить хоть какие-либо реформы в России окончились неудачей, стране продолжались усиливаться канцелярско-административные методы управления.

В первые годы царствования Николай I окружил себя крупными государственными деятелями, благодаря которым удалось решить ряд капитальных задач, не выполненных его предшественниками. Так, М.М. Сперанскому он поручил кодифицировать русское право, для чего были выявлены в архивах и расположены в хронологическом порядке все законы, принятые после 1649 г., которые опубликовали в 1830 г. в 51 томе «Полного собрания законов Российской империи».

Затем началась подготовка действующих законов, оформленных в 15 томах. В январе 1833 г. «Свод законов» одобрил Госсовет, и Николай I, присутствующий на заседании, сняв с себя орден А. Первозванного, наградил им М.М. Сперанского. Главным достоинством этого «Свода» явилось уменьшение хаоса в управлении и произвола чиновников. Однако эта сверхцентрализация власти не привела к положительным результатам. Не доверяя общественности, император расширил количество министерств и ведомств, которые создавали свои органы на местах с целью контроля все области жизнедеятельности, что привело к разбуханию бюрократического аппарата и волокиты, а расходы на их содержание и армию поглощали почти все государственные средства. В.Ю Ключевский писал, что при Николае I в России «завершено здание русской бюрократии».

Крестьянский вопрос

Наиболее важным вопросом внутренней политики Николая I являлся крестьянский вопрос. Николай I понимал необходимость отмены крепостного права, но не мог осуществить этого из-за противодействия дворянства и боязни «общего потрясения». В силу этого он ограничивался такими незначительными мерами, как издание закона об обязанных крестьянах, частичным проведением реформы государственных крестьян. Полного освобождения крестьян при жизни императора не состоялось.

Но некоторые историки, в частности, В. Ключевский, указывали на три существенных изменения в данной области, произошедшие в царствование Николая I:

— произошло резкое сокращение численности крепостных крестьян, они перестали составлять большинство населения. Очевидно, немалую роль сыграло прекращение практики «раздачи» государственных крестьян помещикам вместе с землями, процветавшей при прежних царях, и начавшееся стихийное освобождение крестьян;

— сильно улучшилось положение государственных крестьян, всем государственным крестьянам были выделены собственные наделы земли и участки леса, а также повсеместно были учреждены вспомогательные кассы и хлебные магазины, которые оказывали крестьянам помощь денежными ссудами и зерном в случае неурожая. В результате этих мер не только выросло благосостояние госкрестьян, но и доходы казны с них увеличились на 15-20%, недоимки по податям уменьшились вдвое, а безземельных батраков, влачивших нищенское и зависимое существование, к середине 1850-х годов практически не осталось, все получили землю от государства;

— значительно улучшилось положение крепостных крестьян: был принят ряд законов, улучшавших их положение: помещикам было строго запрещено продавать крестьян (без земли) и ссылать их на каторгу, что ранее было обычной практикой; крепостные получили право владеть землей, вести предпринимательскую деятельность и получили относительную свободу передвижения.

Восстановление Москвы после Отечественной войны 1812 года

В царствование Николая I завершилось восстановление Москвы после пожара 1812 г., по его указанию в память императора Александра I, «восстановившего Москву из пепла и развалин», построены Триумфальные ворота в 1826г. и начались работы по реализации новой программы планировки и застройки Москвы (архитекторы М.Д. Быковский, К.А. Тон).

Расширились границы центра города и прилегающих к нему улиц, реставрированы памятники Кремля, в том числе Арсенал, вдоль стен которого были расставлены трофеи 1812 - пушки (всего 875), отбитые у «Великой армии»; построено здание Оружейной палаты (1844-51). В 1839 состоялась торжественная церемония закладки храма Христа Спасителя. Главная постройка в Москве при императоре Николае I - Большой Кремлёвский дворец, освящение которого состоялось 3 апреля 1849 г. в присутствии государя и всей императорской фамилии.

Улучшению водоснабжения города способствовало строительство «Алексеевского водопроводного здания», заложенного в 1828. В 1829 «на каменных быках и устоях» возведён постоянный Москворецкий мост. Большое значение для Москвы имело строительство Николаевской железной дороги (Петербург - Москва; движение поездов началось в 1851) и Петербург-Варшава. Было пущено 100 пароходов.

Внешняя политика

Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. Возросла роль России в борьбе с любыми проявлениями «духа перемен» в европейской жизни. Именно в правление Николая I Россия получила нелестное прозвание «жандарма Европы».

Осенью 1831 г. русскими войсками было жестоко подавлено восстание в Польше, в результате чего Польша потеряла автономию. Русская армия подавила революцию в Венгрии.

Особое место во внешней политике Николая I занимал Восточный вопрос.

Россия при Николае I отказалась от планов по разделу Османской империи, которые обсуждались при предыдущих царях (Екатерине II и Павле I), и начала проводить совершенно иную политику на Балканах - политику защиты православного населения и обеспечение его религиозных и гражданских прав, вплоть до политической независимости.

Наряду с этим Россия стремилась обеспечить своё влияние на Балканах и возможность беспрепятственного мореходства в проливах (Босфор и Дарданеллы).

В ходе русско-турецких войн 1806-1812 гг. и 1828-1829 годов Россия добилась больших успехов в осуществлении этой политики. По требованию России, объявившей себя покровительницей всех христианских подданных султана, султан был вынужден признать свободу и независимость Греции и широкую автономию Сербии (1830); по Ункяр-Искелесикийскому договору (1833), ознаменовавшему пик российского влияния в Константинополе, Россия получила право блокировать проход иностранных кораблей в Чёрное море (которое было ей утрачено в 1841 году). Эти же причины: поддержка православных христиан Османской империи и разногласия по Восточному вопросу - толкнули Россию на обострение отношений с Турцией в 1853 году, следствием чего стало объявление ею войны России. Начало войны с Турцией в 1853 году было ознаменовано блестящей победой русского флота под командованием адмирала П. С. Нахимова, разгромившего противника в Синопской бухте. Это был последний крупный бой парусного флота.

Военные успехи России вызвали негативную реакцию на Западе. Ведущие мировые державы не были заинтересованы в усилении России за счет дряхлеющей Османской Империи. Это создало основу для военного союза Англии и Франции. Просчёт Николая I в оценке внутриполитической обстановки в Англии, Франции и Австрии привел к тому, что страна оказалась в политической изоляции. В 1854 году Англия и Франция вступили в войну на стороне Турции. Из-за технической отсталости России было сложно противостоять этим европейским державам. Основные военные действия развернулись в Крыму. В октябре 1854 года союзники осадили Севастополь. Русская армия потерпела ряд поражений и не смогла оказать помощи осаждённому городу-крепости. Несмотря на героическую оборону города, после 11-месячной осады, в августе 1855 года, защитники Севастополя были вынуждены сдать город. В начале 1856 года по итогам Крымской войны подписан Парижский мирный трактат. По его условиям России запрещалось иметь на Чёрном море военно-морские силы, арсеналы и крепости. Россия становилась уязвима с моря и лишалась возможности вести активную внешнюю политику в этом регионе.

Увлеченный смотрами и парадами, Николай I опоздал с техническим переоснащением армии. Военные неудачи произошли в большой степени и ввиду отсутствия шоссейных и железных дорог. Именно в годы войны он окончательно убедился, что созданный им же самим государственный аппарат ни на что не годен.

Культура

Николай I подавлял малейшие проявления вольнодумства. Он ввел цензуру. Запрещалось печатать практически всё, что имело какую-либо политическую подоплеку. Хотя Пушкина он освободил от общей цензуры, но сам подвергал личной цензуре его произведения. «В нём много прапорщика и немного Петра Великого», - так писал Пушкин о Николае в своём дневнике 21 мая 1834 г.; вместе с тем в дневнике отмечаются и «дельные» замечания к «Истории Пугачева» (государь редактировал её и дал Пушкину 20 тысяч рублей в долг), простота в обращении и хороший язык царя. Николай арестовал и отправил в солдатчину за вольные стихи Полежаева, дважды распорядился сослать на Кавказ Лермонтова. По его распоряжению были закрыты журналы «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», преследовался П.Чаадаев и его издатель, был запрещён к постановке в России Ф. Шиллер. Но в то же время он поддерживал Александрийский театр, ему читали свои произведения и Пушкин, и Гоголь, он первым поддержал талант Л. Толстого, у него хватило и литературного вкуса, и гражданского мужества, чтобы отстоять „Ревизора“ и после первого представления сказать: «Досталось всем - а больше всего МНЕ».

Но отношение современников к нему было довольно противоречивым.

С.М. Соловьев писал: «Он хотел бы отрубить все головы, которые поднимались над общим уровнем».

Н. В. Гоголь вспоминал, что Николай I своим приездом в Москву во время ужасов эпидемии холеры проявил стремление воздвигнуть и ободрить падшего - «черта, которую едва ли показал кто-нибудь из венценосцев».

Герцен, с юности болезненно переживавший провал восстания декабристов, приписывал личности царя жестокость, грубость, злопамятность, нетерпимость к «свободомыслию», обвинял его в следовании реакционным курсом внутренней политики.

И. Л. Солоневич писал, что Николай I был, подобно Александру Невскому и Ивану III, истинным «державным хозяином», с «хозяйским глазом и хозяйским расчетом».

«Николая Павловича современники его не «боготворили», как во время его царствования было принято выражаться, а боялись. Необожание, небоготворение было бы, вероятно, признано государственным преступлением. И постепенно это заказное чувство, необходимая гарантия личной безопасности, вошло в плоть и кровь современников и затем было привито и их детям и внукам (Н.Е. Врангель).

Тема урока: Внутренняя политика Николая I

Задачи:

Образовательные: познакомить с внутренней политикой Николая I , проверить знания студентов по теме «Движение декабристов».

Развивающие: развивать память, внимание, воображение, мышление, монологическую речь.

Воспитывающие: воспитывать патриотизм, познавательный интерес.

Тип урока – комбинированный

Методы: информационный, репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал (тексты документов).

Ход урока.

    Организация начала урока.

Слайд 2

Вступление на престол этого императора не предполагалось. Но волей судьбы он правил Россией 30 лет. Его внутренняя политика не была такой активной, как внешняя, но тем не менее, именно при нем завершился промышленный переворот в России. Тема нашего урока – Внутренняя политика Николая I .

    Актуализация знаний

    1. Индивидуальный опрос по вопросам:

Возникновение тайных обществ

Восстание декабристов

2.2. Фронтальный опрос по вопросам:

В чем причины зарождения движения декабристов?

Каковы их главные цели?

Почему восстание декабристов произошло 14 декабря 1825г?

Почему декабристы потерпели поражение?

3. Изучение нового материала.

Слайд 3

Будущий император Николай I , третий сын императора и императрицы Марии Федоровны, родился 6 июля (25 июня ст.ст.) 1796 года в Царском Селе (г. Пушкин).

В детстве Николай очень любил военные игрушки, а в 1799 году впервые надел военный мундир лейб-гвардии Конного полка, шефом которого числился с младенчества. Служить, по традициям того времени, Николай начал с полугодовалого возраста, когда получил чин полковника. Его готовили, прежде всего, к военной карьере.

Образование Николая было ограничено, главным образом, военными науками.

Тем не менее, император с юных лет неплохо рисовал, имел хороший художественный вкус, очень любил музыку, неплохо играл на флейте, был тонким ценителем оперного и балетного искусства.

СЛАЙД4

Женившись 1 июля 1817 года на дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III немецкой принцессе Фридерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине, принявшей православие и ставшей великой княгиней Александрой Федоровной, Николай жил счастливой семейной жизнью. У императора было семеро детей: император ; великая княгиня Мария Николаевна, в замужестве герцогиня Лейхтенбергская; великая княгиня Ольга Николаевна, в замужестве королева Вюртембергская; великая княгиня Александра Николаевна, супруга принца Фридриха Гессен Кассельского; великий князь Константин Николаевич; великий князь Николай Николаевич; великий князь Михаил Николаевич.

Кумиром Николая I был . Крайне неприхотливый в быту, Николай, уже будучи императором, спал на жесткой походной кровати, укрываясь обычной шинелью, соблюдал умеренность в еде, предпочитая самую простую пищу, и почти не употреблял спиртного. Был очень дисциплинирован, работал по 18 часов в сутки.

Прекрасная память, помогавшая ему узнавать в лицо и помнить по имени даже простых солдат, снискала ему большую популярность в армии. Император отличался немалой личной храбростью. Когда в столице вспыхнул холерный бунт, 23 июня 1831 года он выехал в коляске к пятитысячной толпе, собравшейся на Сенной площади, и прекратил беспорядки. Так же пресёк он волнения и в Новгородских военных поселениях, вызванные всё той же холерой. Незаурядную смелость и решительность проявил император во время пожара Зимнего дворца 17 декабря 1837 года.

Николай I скончался 2 марта (18 февраля по ст.ст.) 1855 года, по официальной версии - от простудной болезни. Похоронен в соборе Петропавловской крепости.

Слайд 5

Внутренняя политика Николая I

Принцип режима личной власти монарха воплотился в разросшейся "собственной канцелярии" царя. Она возникла еще при Павле I в 1797 г. При Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I уже в первой год своего царствования существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего органа управления государством. Прежняя канцелярия царя стала ее I отделением, в обязанности которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений. 31 января 1826 г. было создано II отделение "для совершения уложения отечественных законов", получившее название "кодификационного". 3 июля 1826 г. создано III отделение (высшая полиция). В 1828 г. к ним прибавилось IV отделение, которое управляло учебными, воспитательными и прочими "благотворительными" учреждениями, входящими в ведомство имени императрицы Марии Федоровны (матери царя), а в 1835 г. для подготовки реформы государственной деревни учреждено V отделение. Наконец, в 1843 г. появилось VI, временное, отделение для управления присоединенными к России территориями Кавказа. Наибольшее значение имели II и III отделения императорской личной канцелярии.

Слайд 6

Еще в начале царствования Александра I действовала Комиссия для составления законов под руководством графа П. В. Завадовского. Однако ее 25-летняя деятельность оказалась бесплодной. Вместо нее было учреждено II отделение во главе с профессором права Петербургского университета М. А. Балугьянским. Практически всю работу по кодификации проводил М. М. Сперанский, определенный к нему в "помощники". Хотя Николай относится к Сперанскому сдержанно, даже с подозрением, но именно в нем видел единственного человека, который мог выполнить это важное дело, дав Балугьянскому наказ "смотреть" за ним, "чтобы он не наделал таких же проказ, как в 1810 году" (имелся в виду План преобразования России, составленный Сперанским).

Сперанский подал императору четыре записки со своими предложениями о составлении Свода законов. По плану Сперанского кодификация должна была пройти три этапа: на первом предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законы, начиная с "Уложения" царя Алексея Михайловича 1649 г. и до конца царствования Александра I; на втором издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке, без внесения каких-либо исправлений и дополнений; на третьем предусматривалось составление и издание "Уложения" - нового систематического свода законодательства, "с дополнениями и исправлениями, сообразно нравам, обычаям и действительным потребностям государства". Николай I, согласившись на проведение двух этапов кодификации, отверг третий - как введение нежелательных "новшеств".

В течение 1828 - 1830 гг. было издано 45 томов (а с приложениями и указателями 48) "Полного собрания законов Российской империи", куда вошли 31 тыс. законодательных актов с 1649 по 1825 г. Законодательные акты, изданные с 1825 по 1881 г., составили впоследствии второе, а с 1881 по 1913 г. - третье собрание. Все три собрания составили в общей сложности 133 тома, в них вошли 132,5 тыс. законодательных актов - важный источник по истории России за более чем два с половиной столетия.

В 1832 г. издан 15-томный "Свод законов Российской империи", заключавший в себе расположенные в систематическом порядке 40 тыс. статей действующего законодательства. Кроме того, в 1839 - 1840 гг. были изданы подготовленные Сперанским (уже после его смерти) 12 томов "Свода военных постановлений", "Свод законов Великого княжества Финляндского", своды законов для остзейских и западных губерний.

Кодификация законов при Николае I играла огромную роль в упорядочении российского законодательства и в обеспечении более твердой и четкой юридико-правовой основы российского абсолютизма. Однако она не меняла ни политической, ни социальной структуры самодержавно-крепостнической России (да и не ставила этой цели), ни самой системы управления. Не устраняла она произвола, коррупции чиновников, которые именно в николаевское царствование достигли особого расцвета. Правительство видело пороки бюрократии, но искоренить их в условиях абсолютистского режима было не в состоянии.

Слайд 7

Печально знаменитую известность получила деятельность III отделения императорской канцелярии. При нем был учрежден корпус жандармов, состоявший сначала из 4, а позже из 6 тыс. человек. Во главе III отделения поставлен фаворит Николая I генерал А. Х. Бенкендорф, он же являлся и шефом жандармов. Вся Россия, за исключением Польши, Финляндии, области Войска Донского и Закавказья, была поделена сначала на 5, а позже на 8 жандармских округов во главе с жандармскими генералами. В губерниях жандармами командовали штаб-офицеры. Герцен назвал III отделение "вооруженной инквизицией, полицейским масонством", поставленным "вне закона и над законом". Прерогативы его были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за политически "неблагонадежными" лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о "расколе", наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей "ложных слухов" и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений по своему ведомству, перлюстрацией частных писем. III отделение имело свою сеть тайных агентов. В 40-х годах оно создает тайную агентуру за рубежом для слежки за политической русской эмиграцией.

III отделение было не только органом осведомления и борьбы с "крамолой". В круг его обязанностей также входили проверка деятельности госаппарата, центральной и местной администрации, выявление фактов произвола и коррупции и привлечение виновных к судебной ответственности, пресечение злоупотреблений при рекрутских наборах, защита невинно пострадавших вследствие незаконных судебных решений. Оно должно было следить за состоянием мест заключения, рассматривать поступавшие просьбы и жалобы населения.

Слайд 8

Крестьянский вопрос был одним из острейших в правительственной политике второй четверти XIX в. Само крестьянство напоминало об этом возраставшими с каждым десятилетием бунтами. "Крепостное право - пороховой погреб под государством", - писал в одном из своих годовых отчетов шеф жандармов А. Х. Бенкендорф и предлагал приступить к постепенной ликвидации крепостной зависимости крестьян: "Начать когда-нибудь и с чего-нибудь надобно, и лучше начать постепенно, осторожно, нежели дожидаться, пока начнется снизу, от народа". Сам Николай I признавал, что "крепостное право - зло", и заявлял, что он "намерен вести процесс против рабства". Однако отменить крепостное право в данный момент он считал еще "большим злом". Опасность этой меры он видел в том, что уничтожение власти помещиков над крестьянами неизбежно затронет и самодержавие, опиравшееся на нее. Характерно заявление Николая I о помещиках как о своих "ста тысячах полицмейстерах", охраняющих "порядок" в деревне. Самодержавие боялось, что освобождение крестьян не пройдет мирно и будет сопровождаться народными волнениями. Оно чувствовало и сопротивление этой мере "справа" со стороны самих помещиков, не желавших поступиться своими правами и привилегиями. Поэтому в крестьянском вопросе оно ограничивалось паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.

Для обсуждения крестьянского вопроса Николаем I в общей сложности было создано 9 секретных комитетов. Правительство боялось открыто заявить о своих намерениях по этому крайне острому вопросу. От членов секретных комитетов даже бралась подписка о неразглашении тайны. Нарушившим ее грозило суровое наказание. Конкретные результаты деятельности секретных комитетов были весьма скромными: разрабатывались различные проекты и предположения, которые обычно ограничивались их обсуждением, издавались отдельные указы, которые, однако, нисколько не колебали основ крепостного права. В царствование Николая I было издано более сотни разных узаконений, касавшихся помещичьих крестьян. Указы были направлены лишь на некоторое смягчение крепостного права. Ввиду их необязательности для помещиков они либо оставались мертвой буквой, либо находили весьма ограниченное применение, ибо ставилась масса бюрократических преград к их реализации. Так, были изданы указы, запрещавшие продавать крестьян без земли или одну землю в населенном имении без крестьян, продавать крестьян с публичного торга "с раздроблением семейств", а также "удовлетворять казенные и частные долги", расплачиваясь за них крепостными крестьянами, переводить крестьян в категорию дворовых; но и эти указы, казалось, обязательные для помещиков, игнорировались ими.

2 апреля 1842 г. был издан указ об "обязанных крестьянах", призванный "исправить вредное начало" указа 1803 г. о "свободных хлебопашцах" отчуждение части земельной собственности помещиков (надельной крестьянской земли) в пользу крестьян. Николай I исходил из принципа незыблемости помещичьего землевладения. Земельную собственность помещиков он объявил "навсегда неприкосновенной в руках дворянства", как гарантию "будущего спокойствия". Указ гласил: "Вся без исключения земля принадлежит помещику; это вещь святая, и никто к ней прикасаться не может". Исходя из этого, указ предусматривал предоставление крестьянину личной свободы по воле помещика, а надел земли не в собственность, а в пользование, за что крестьянин был обязан (отсюда и название "обязанный крестьянин") выполнять по соглашению с помещиком по сути дела те же барщину и оброк, какие он нес ранее, но с условием, что помещик не мог впредь их увеличивать, равно как и сами наделы не мог отнять у крестьян и даже уменьшить. Никакой определенной нормы наделов и повинностей указ не устанавливал: все зависело от воли помещика, отпускавшего по этому указу на свободу своих крестьян. В селениях "обязанных крестьян" вводилось "сельское самоуправление", однако оно находилось под контролем помещика. Практического значения в разрешении крестьянского вопроса этот указ не имел. За 1842 - 1858 гг. на положение "обязанных" было переведено всего лишь 27 173 души муж. пола крестьян в семи помещичьих имениях. Такие скромные результаты были обусловлены не только противодействием помещиков, которые встретили указ в штыки, но и тем, что сами крестьяне не соглашались на столь невыгодные для себя условия, не дававшие им ни земли, ни подлинной свободы.

Смелее действовало правительство там, где его меры по крестьянскому вопросу не затрагивали интересов собственно русского дворянства, а именно в западных губерниях (в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине), где помещиками были преимущественно поляки. Здесь проявилось намерение правительства противопоставить националистическим устремлениям польской шляхетской фронды православное белорусское и украинское крестьянство. В 1844 г. в западных губерниях были созданы комитеты для выработки "инвентарей", т. е. описаний помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и повинностей в пользу помещика, которые нельзя было впредь изменять. Инвентарная реформа с 1847 г. сначала стала проводиться в Правобережной Украине, а затем в Белоруссии. Она вызвала недовольство местных помещиков, выступавших против регламентации их прав, а также многочисленные волнения крестьян, положение которых нисколько не улучшилось.

В 1837 - 1841 гг. была проведена реформа в государственной деревне П. Д. Киселевым. Этот видный государственный деятель, некогда близкий друг декабристов, являлся сторонником умеренных реформ. Николай I называл его своим "начальником штаба по крестьянской части".

Государственная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление учрежденного в 1837 г. Министерства государственных имуществ во главе с Киселевым. Для управления государственной деревней в губерниях были созданы палаты государственных имуществ, им подчинялись округа государственных имуществ, в которые входили от одного до нескольких уездов (в зависимости от численности в них государственных крестьян). Вводились крестьянское волостное и сельское самоуправление, волостной суд, рассматривавший мелкие проступки и имущественные тяжбы крестьян. Взимание оброка с ревизской души сохранялось, но при этом учитывался уровень доходности крестьянского хозяйства с земли и неземледельческих промыслов.

Реформа в государственной деревне носила противоречивый характер. С одной стороны, она несколько смягчала земельную тесноту, способствовала развитию предпринимательства зажиточной части казенной деревни, но, с другой - она значительно усилила податной гнет и ввела мелочную чиновничью опеку над крестьянами. Государственная деревня Приуралья, Поволжья и Центральной России ответила на реформу массовыми выступлениями, в которых приняло участие свыше полумиллиона крестьян. На усмирение их были брошены крупные воинские силы, применявшие даже артиллерию.

В целом меры правительства в разрешении крестьянского вопроса в царствование Николая I дали ничтожные результаты. Положение как помещичьих, так и других категорий крестьян не улучшилось, зато было много сделано для сохранения власти и привилегий помещиков. Только потрясения Крымской войны заставили самодержавие всерьез заняться подготовкой отмены крепостного права.

Слайд 9

В сфере экономической политики правительство оказалось более последовательным и шло значительно дальше, нежели в вопросах политики социальной. Сами процессы экономического развития страны заставляли покровительствовать промышленности, сельскохозяйственному предпринимательству, торговле, т. е. в конечном счете способствовать развитию буржуазных отношений. Более того, самодержавие не без успеха использовало новые явления в экономике в своих интересах. Военные затраты и расходы на растущий бюрократический аппарат требовали новых источников денежных поступлений. Отсюда проведение поощрительных мер для предпринимателей: принятие покровительственных тарифов, поощрение деятельности сельскохозяйственных и промышленных обществ, организация выставок.

В 1839 - 1843 гг. министр финансов Е. Ф. Канкрин провел денежную реформу. До этого в России шел двойной денежный счет - на ассигнационные рубли и рубли серебром, при этом курс ассигнаций подвергался постоянным колебаниям. С 1839 г. вводился твердый кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром. В течение последующих четырех лет удалось накопить для проведения реформы необходимый запас в золоте и серебре. Манифестом 1 июня 1843 г. начался обмен всех находившихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета 1 кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями. Денежная реформа Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны.

При Никоале I в России завершался промышленный переворот. О строительстве железных дорог вы узнаете, просмотрев отрывок из документального фильма «Романовы»

Просмотр видеофильма- слайд 10

Слайд 11

При Николае I большое внимание уделялось профессиональному образованию. В Петербурге были открыты Технологический, Горный, Лесной, Межевой институты и др. В Москве действовали ремесленное училище и земледельческая школа. К началу правления Николая 1 в России было 49 гимназий, а к концу – 77.

Главное место в правительственной идеологии занимала «Теория официальной народности». Немалую роль в ее разработке сыграл граф С.С. Уваров. Он сумел доказать Николаю I , что науки при опоре на исконные русские начала – просвещение, самодержавие и народность – станут надежной опорой власти.

1848 - 1855 гг. ознаменованы резким усилением политической реакции в России. Современники назвали последние годы царствования Николая I "мрачным семилетием". Усиление реакции проявилось в первую очередь в карательных мерах в сфере просвещения и печати. С целью более эффективного надзора за периодической печатью 27 февраля 1848 г. был учрежден "временный" секретный комитет под председательством А. С. Меншикова. Через месяц его заменили "постоянным" под председательством Д. П. Бутурлина. Комитет призван был осуществлять негласный надзор за всеми материалами, уже прошедшими предварительную цензуру и появившимися в печати. Николай I поставил перед ним задачу: "Как самому мне некогда читать все произведения нашей литературы, то вы станете делать это за меня и доложите о ваших замечаниях, а потом мое уже дело будет расправляться с виновными".

Многочисленный штат чиновников бутурлинского комитета ежегодно просматривал тысячи названий книг и десятки тысяч номеров газет и журналов. Следили за содержанием даже губернских ведомостей - изданий официального характера. Комитет осуществлял также надзор и за деятельностью цензуры. Была введена цензура и на иностранную литературу, поступавшую в Россию, тщательно просматривались учебные руководства и программы, даже ежегодные отчеты ректоров университетов, публикуемые в печати. Император неоднократно высказывал свое удовлетворение работой Комитета и напутствовал его "продолжать дело столь же успешно".

Наступила эпоха "цензурного террора", когда подвергалась взысканиям даже благонамеренная газета Греча и Булгарина "Северная пчела". Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку за повесть "Запутанное дело". И. С. Тургенева за похвальный некролог о Н. В. Гоголе в 1852 г. сначала посадили в полицейскую часть, затем сослали под надзор в его орловское имение. Даже у М. П. Погодина тогда возникла мысль о подаче адреса царю от имени литераторов с жалобой на излишние стеснения цензуры. Но коллеги по перу не поддержали его, испугавшись последствий.

Правительством были приняты меры для прекращения связей русских людей с Западной Европой. Иностранцам фактически запретили въезд в Россию, а русским - за границу (за исключением особых случаев с разрешения центральных властей). Начальству предоставлялось право увольнять подчиненных, признанных "неблагонадежными", без объяснения причин увольнения; при этом не принимались во внимание жалобы увольняемых на произвол вышестоящих чиновников.

Суровым ограничениям подверглось высшее образование. Был сокращен контингент студентов (не более 300 человек для каждого университета), усилен надзор за студентами и профессорами; некоторых из них уволили и заменили более "благонадежными"; отменено преподавание государственного права и ненавистной для Николая I философии. Разнеслись слухи о закрытии университетов, что побудило С. С. Уварова выступить с благонамереннейшей статьей в их защиту. Статья вызвала гнев Николая I. Уваров был заменен на посту министра народного просвещения крайним мракобесом кн. П. А. Ширинским-Шихматовым, который потребовал от профессоров, чтобы они все выводы наук основывали "не на умствованиях, а на религиозных истинах". Знаменитый историк С. М. Соловьев писал в начале Крымской войны об этом времени, а точнее, безвременье: "Мы находились в тяжком смятении: с одной стороны, наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением России, с другой - мы были убеждены, что только бедствие, и именно несчастная война, могли произвести спасительный переворот, остановить дальнейшее гниение".

Итоги внутренней политики Николая I . Бросается в глаза совершенно формальное отношение правительства и всего чиновничества к государственным делам. Ничего удивительного в этом нет. Министры, бюрократия рассматривались лишь как исполнители верховной воли. Зачастую Николая I упрекают за нерасположенность к переменам. Беда же заключалась в обратном, император брался за многие нововведения, не вникая в их суть, и старался лично, но лишь формально руководить каждым из них. В этом стремлении самодержца, даже при его прекрасной памяти и огромной работоспособности, таилась слабость государственного управления во второй четверти XIX в. Недостаточная компетентность Николая I имела в данном случае отнюдь не решающее значение.

Опасно было то, что чиновники, получая задания и оценку своей деятельности от монарха, оказывались в положении слепых и нерассуждающих исполнителей. Подобная работа не требует ни особого профессионализма, ни заинтересованности в ней. Более того, оценка сделанного чиновником мало зависела от конечного результата его деятельности. Николай I , естественно, не мог проследить за ежедневной работой государственного аппарата, поэтому он был вынужден удовлетворяться докладами министров, отчетами ведомств и т. п. Все это приводило к припискам, грубому обману, фанфарности отчетов. Россией начинал править не только Зимний дворец, но и бюрократия, точнее, ее среднее звено, поскольку об истинном положении дел в стране знали не министры, а столоначальники. Безнаказанность и круговая порука еще больше развращали государственный аппарат.

Реальная же ситуация была далеко не блестящей. В 1842 г., например, во всех служебных местах империи было не закончено 300 тысяч дел, изложенных на 3 млн листов бумаги.

Попытка Николая I походить в управлении страной на Петра I не удалась. Николай Павлович не сумел поставить все сословия на службу России. В его намерение входило подчинить все сословия власти монарха и возглавляемого им государственного аппарата.

Вместо государства «общего блага» Россия превращалась в государство общего бесправия. Жизнь страны, пронизанная не столько направляющей идеей, сколько всепроникающим шпионством и доносительством, бюрократизировалась и формализовалась.

Руководствуясь лозунгом: «Мне нужны не умники, а верноподданные», Николай! не требовал от своих министров инициативы и профессионализма в делах, знакомства с передовыми идеями и т. п. В таких руках управление империей не могло не прийти в упадок. Правда, для того чтобы это стало абсолютно ясно, понадобилась внешнеполитическая катастрофа, подчеркнувшая призрачность величия николаевского строя.

Крепостничество давно ощущалось правящими кругами как главная угроза существующему строю. С другой стороны, крепостное право являлось основным связующим звеном всего российского государственного механизма. Неудивительно, что в подобных условиях попытки самодержавия отменить или изменить крепостное право выглядели нерешительными и половинчатыми, говорившими скорее о желании «облагородить» этот варварский институт, нежели расстаться с ним.

    Закрепление

    1. Фронтальный опрос:

В чем состояли причины преобразований, осуществленных при Николае I ?

Каково было отношение Николая I к крестьянскому вопросу? Какие меры были приняты для его решения?

Почему, несмотря на неограниченную власть императора, Николай I не мог решить крестьянский вопрос, хотя понимал пагубность сохранения крепостного права?

Какие реформы были осуществлены при Николае I в сфере финансов?

Как развивалось образование при Николае I ?

В чем суть теории «официальной народности»?

3.2. Работа с документом «Из апологии Л.В. Дубельта, управляющего III Отделением в 1839-1856 гг, в защиту отечественных устоев»( см. приложение)

Вопросы к документу:

На основании документа охарактеризуйте аргументы в пользу теории «официальной народности», которые высказывали ее сторонники.

Как вы думаете, для чего автор документа написал его?

4. Задание на дом: параграф 55, используя дополнительную литературу, написать биографический очерк об одном из государственных деятелей времен Николая I .

Использованная литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История – учебник.М., 2012

Биография Николая I

Внутренняя политика Николая I

Внутренняя и внешняя политика при Николае I

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня - материал о нашем русском императоре Николае I. Этот пост поможет Вам качественно повторить ранее изученный материал, а также написать исторический портрет на максимальный балл по этому историческому деятелю.

И для того чтобы логически подойти к описанию начала правления Николая, необходимо поведать о событиях, которые происходили в конце правления его предшественника – старшего брата императора Александра Первого.

После блестящей победы в Отечественной войне 1812 года и изгнания Наполеона из Европы, национальное самосознание интеллигенции России испытало невиданный подъем. Энергия русского народа проявила неожиданную мощь в избавлении Европы от угрозы порабощения Францией. Это способствовало появлению мысли о «правах народа» в некоторых дворянских головах и созданию тайных обществ.

К слову, тайные общества начала XIX века, несмотря на их немногочисленность, отличались своим разнообразием, например, кто-то выступал за отмену крепостного права и конституционную монархию, более радикальные общества предлагали вооруженный захват власти, цареубийство, были даже планы подъема бунта мужиков для свержения монарха с последующим установлением диктатуры других лиц. Но мы будем говорить об обществах, которые осмелились начать осуществление своих планов.

Крупнейшими тайными обществами первой четверти XIX века были Южное общество на Украине и Северное в Петербурге. Предполагалось в 1826 году объединить эти общества и затем совершить военный переворот, но нежданная смерть императора Александра I заставила ускорить планы заговорщиков.

Нужно упомянуть, что супружеская чета Александра Первого и Елизаветы Алексеевны не имела детей. По закону трон должен был наследовать младший брат Константин, но он отказался от престола, поэтому в 1823 году государь написал завещание, согласно которому права на престол после его кончины переходили Николаю Павловичу. Только об этом завещании почти никто не знал, и вступление Николая на престол 13 декабря 1825 года стало для многих неожиданностью.

Ситуация оказалась запутанной, и заговорщики этим воспользовались. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади было организовано восстание, завершившееся поражением мятежников.

Время правления Николая Первого: 1825—1855

Внутренняя политика

  1. Борьба с революционными настроениями

К сожалению, свое правление Николаю Первому пришлось начать с жесткого подавления выступления декабристов, с последующим судом, казнью организаторов и ссылкой участников в Сибирь. Далее во избежание закипания последующих возмущений император проводит мероприятия по устранению вольнодумных мыслей в народе, а именно:

1)В 1826 году создает III отделение и корпус жандармов, основной обязанностью которых является отслеживание появления и распространения революционных идей

2) в 1826 и 1828 годах издает «чугунный» цензурный устав

  1. Формирование русской нации

Говоря о правлении Николая, нельзя не принимать во внимание некоторые черты его личности, которые имели проявление в проводимой им политике. Государь был истинным русским царем, свой императорский долг воспринимал как служение Богу и русскому народу и стремился данное в управление Господом государство уберечь от следования западному антихристианскому образцу. Он стремился этого добиться путем формирования национального самосознания, и вот какие действия он предпринял:

1)в 1834 году император принимает созданную Уваровым «теорию официальной народности» — Православие, Самодержавие, Народность — как государственную идеологию, которая с любовью отозвалась в русских сердцах словами «За Бога, Царя и Отечество»

2)при Николае в 1833 году появляется первый отечественный гимн «Боже, Царя храни.»

3)именно Николай Первый заказал К.А.Тону проект Храма Христа Спасителя в Москве

4) с целью укрепления и упорядочения государственной власти с 1826 по 1833 год проводится кодификация законов, завершившаяся созданием Свода законов Российской империи

  1. Крестьянский вопрос

Подъем народного духа не был бы возможен без улучшения условий жизни основной части населения – крестьян. Николай Павлович понимал это и стремился решить данный вопрос. В годы его правления были созданы специальные комитеты, которые разрабатывали проекты отмены крепостного права. В сложившихся условиях противостояния революционной Европы и монархической России и вольнодумства среди интеллигенции государство не было готово к полной крестьянской реформе, но постепенное облегчение бремени земледельцев началось осуществляться:

  • В 1837—1841 годах в деревне проводилась реформа Киселева, создавшая новое сословие государственных крестьян.
  • В 1842 году был издан «Указ об обязанных крестьянах», разрешающий помещикам отпускать крестьян с землей
  • В 1847—1848 годах была проведена инвентарная реформа, которая была направлена на ввод обязательных описей помещичьих владений в Белоруссии, Правобережной Украине и Литве.

Внешняя политика

Православный характер имела как внутренняя политика императора, так и внешняя. Давайте разберемся, как же религия вмешалась в международные отношения.

  1. Помощь европейским государствам в подавлении революции

Считая, что такая могущественная держава как Россия, не впустив в себя революционную заразу, должна помочь дружественным христианским государствам противостоять ей, Николай с успехом подавлял восстания:

1)в 1830 году в Польше

2)в 1849 году в Венгрии

  1. Кавказское направление

1) Русско-иранская война (1826—1828)

В 1826 году Иран захотел вернуть земли, которые потерял в 1813 году и вторгся в Карабах, но при поддержке добровольческих отрядов армян и грузин Россия в 1828 году одержала победу и по Туркманчайскому мирному договору присоединила Эривань и Нахичевань

2) Кавказская война (1817—1864)

Николай продолжил политику на Кавказе, начатую еще при Александре. Кавказская война завершится только при следующем императоре.

  1. Восточный вопрос

1) Русско-турецкая война (1828—1829)

К этой войне русская армия была подготовлена намного лучше, чем турецкая, это и послужило успеху в военных действиях. Причиной войны стал конфликт между Османской и Российской империями, который в свою очередь образовался после нарушения Османской империей Аккерманской конвенции. Из хода военных действий Русско-турецкой войны (1828—1829) следует отметить несколько важных событий: Штурм крепости Карс и подвиг брига русского флота «Меркурий». А в результате этой войны по Адрианопольскому миру к России отошли Дунайские княжества, и для русских судов были открыты черноморские проливы

2) Крымская война (1853—1856)

В эти годы в Палестине возник спор между православными и католиками о святых местах в Палестине, принадлежавшей тогда Турции. Турецкий султан враждебно относился к России, не любил православие и поэтому отдал ключи от Вифлеемского храма Рождества Господня католикам. Конечно, Николай Первый был этим крайне возмущен и вступился за единоверцев, потребовав от турецкого султана покровительства России над православными подданными Османской Порты. На это требование он получил отказ, который стал причиной введения русской армии в Валахию и Молдавию. В ответ на это Турция объявила России войну.

Крымская война завершилась поражением уже при сыне Николая Александре Втором. Россия не смогла противостоять союзу Турции и сильнейших европейских держав. Согласно Парижскому миру Черное Море становилось нейтральным, что лишило нашу империю права иметь черноморский флот и привело к международной изоляции.

Итоги деятельности

Была проведена активная деятельность по разработке и внедрению мер облегчения положения российских крестьян, которые, однако, оставляли крестьянский вопрос открытым. Жестокое подавление восстания декабристов способствовало военизации государства. Происходила централизация власти в руках монарха, вся система государственного управления подчинялась непосредственно императору. Сформировались идейные течения: консервативное самодержавно-охранительное (теория официальной народности), либеральное (западники и славянофилы), революционно-социалистическое (просветительские кружки). Касательно внешнеполитических итогов, Россия значительно расширила свои территории на Востоке и на Кавказе, однако, поражение в Крымской войне сильно подорвало международный авторитет страны.

© Анастасия Приходченко 2015

Похожие материалы