Методы и приемы развития ассоциативного мышления. Ассоциативное мышление. Развитие ассоциативного мышления. Упражнения для тренировки

Мышление с помощью ассоциаций присуще абсолютно каждому из нас. Но вот как правильно работать с ними знает далеко не каждый. Давайте вместе разберемся в том, как же построение связей между словами помогает нам в жизни, а главное – как развить ассоциативное мышление.

История, как ассоциативное мышление помогло Марине быстро запоминать новую информацию

В школьные времена я всегда с волнением относилась к контрольным работам или просто громоздким заданиям, требующих от меня запоминания большого количества материала. У меня никогда не получалось запомнить все полностью, из памяти обязательно что-то ускользало.

В то время к нам в школу перевелась новая девочка – Марина. Мы с ней быстро подружились, и перед очередной самостоятельной работой я пожаловалась, что плохо запоминаю материал из учебников. К моему удивлению Марина с воодушевлением взялась мне помочь. А ведь стоит заметить, что у нее никогда не было проблем с учебой, память ее не подводила. Мне иногда казалось, что Марина знает ответы на все вопросы.

Когда мы встретились за неделю до самостоятельной работы, Марина принесла мне несколько непонятных рисунков и сообщила, что с сегодняшнего дня мы будем вместе развивать ассоциативное мышление. Та тренировка памяти, которую она мне обещала, обернулась в игру с ассоциациями. А в качестве «поля» для игры служил материал к той самой самостоятельной.

И действительно, с помощью ассоциаций все запоминается значительно легче и быстрее! Я не заметила, как прошла неделя. Мы с Мариной, читавшие материал всего раз за все время, отлично написали самостоятельную работу. С тех самых пор она помогала мне развивать ассоциативное мышление, а я уже больше никогда не сталкивалась с проблемами в учебе.

Ассоциативное мышление — что это такое?

Наверняка многие из нас слышали или сами произносили такую фразу: «Ты у меня ассоциируешься с…». Однако не каждый задумывается о том, что же представляет собой ассоциация. Как правило, этим словом обозначают взаимосвязь предметов и явлений, имеющую место в сознании человека и оставшуюся в памяти. Многие люди используют подобные связи ежедневно, даже не догадываясь об этом. Например, кто-то говорит про Новый год, а в нашем сознании всплывает образ апельсинов, ели или фейерверков.

В психологии принято выделять несколько видов ассоциаций:

  • контрастные, противоположные (вода-огонь);
  • родственные (карета-машина);
  • обобщенные (яблоко-фрукт);
  • близкие в пространстве и времени (жара-лето);
  • причинно-следственные (карандаш-рисование);
  • тематические (зуд-аллергия);
  • образующиеся на основе одного корня (муть-мутный);
  • имеющие фонетическое родство (точка-дочка).

А теперь давайте перейдем к основному вопросу: ассоциативное мышление – что же это такое, что оно дает человеку? Почему же так важно его развивать?


Наверняка кто-то подумает, что раньше он легко жил без этого. Однако подобная мысль неверна. Ранее уже отмечалось, насколько часто наше сознание подбирает связи между словами. А чтобы эти связи не были просто набором слов, образов, нужно их развивать. Для начала все же требуется подробнее разобраться в самом механизме нашего сознания.

Википедия не дает точного определения, поэтому мы можем вывести его самостоятельно. Ранее мы уже отметили, что такое ассоциации, и на основе этого определения можно обозначить и сам мыслительный процесс.

Итак, ассоциативное мышление – это такой вид мышления, основой которого выступают связи между словами. С его помощью наше сознание может легко перерабатывать поступающую информацию без какого-либо логического анализа. То есть благодаря нему, мы можем мыслить гораздо быстрее и эффективнее.

Решение многих проблем осложняется при ограниченном ассоциативном мышлении. На первый взгляд может показаться, что все мы пользуемся тем объемом информации, который собрали за всю жизнь. Хотя на деле человек привык работать лишь с малой частью запаса собственных знаний. Тем самым самостоятельно ограничивая свои возможности.

У взрослого человека процесс запоминания происходит на базе накопленного опыта. С помощью своего воображения он воспринимает события, явления, предметы, факты и привязывает новое слово к уже знакомому образу. Соответственно взрослому легче развивать мышление, поскольку он имеет за плечами большой опыт и богатый багаж знаний. Это особенно полезно для людей, занимающихся творческой деятельностью или наукой. Люди, умеющие мыслить ассоциативно, ценятся на работе. Окружающий мир видится им в ярких красках, а сами они всегда позитивны и креативны.

С помощью ассоциативного мышления дети познают окружающий мир. Ассоциации в жизни ребенка влияют на его восприятие мира и дальнейшее обучение.

Иногда родители не возьмут в толк, зачем их ребенок должен дополнительно заниматься, если он и без этого берет все необходимое из окружающей среды. Однако специалисты доказали, что сознание не может развиваться самостоятельно, без помощи родителей ребенка. Поэтому желательно начинать развивать мышление ребенка с младенческих лет.

Стоит отметить, что особое внимание требуется уделять негативным связям. Ведь часто при упоминании врача ребенок думает об уколах или горьких таблетках. Школа напоминает о необходимости выполнять много домашнего задания. Такое мышление отравляет жизнь ребенка, вырабатывая негативное отношение к окружающему миру. Только родитель в силах остановить этот процесс, пустить ассоциации в правильном русле, научить ребенка мыслить положительно.

Ограниченный ряд ассоциаций как у взрослого человека, так и у ребенка мешает развиваться, эффективно и быстро решать задачи.


Какие навыки помогает развивать ассоциативное мышление

Мы не можем отрицать, что человек с развитым мышлением будет гораздо успешнее чем тот, кто его не развивал. Важно начинать развивать ассоциативное мышление с детства, поскольку это даст преимущества в будущем, а именно:

  • формируется неординарная фантазия;
  • улучшается память;
  • появится произвольное внимание;
  • ребенок в раннем возрасте начинает предлагать необычные идеи;
  • ребенок с легкостью начинает генерировать новые смысловые связи.

Нужно обеспечить благоприятные условия развития ребенка. Исключить любой стресс из его жизни, ведь именно он создает почву для формирования возрастных страхов. А они, как известно, сильно тормозят рост человека, как успешной и интересной личности.

Ассоциативное мышление приносит пользу во время учебы. Школьникам, студентам легче запоминать материал, анализировать информацию с помощью построения особых связей между словами.

Взрослым ассоциации помогают при решении самых разных задач, они стимулируют активную работу мышления. Специальные упражнения помогают успешнее делать новые открытия, придумывать креативные идеи, лучше запоминать новые сведения. Так, например, система быстрого усвоения информации Тони Бьюзена основывается именно на ассоциативном методе.

В современном обществе высоко ценятся люди с независимым критическим мышлением. Такие люди яркие и творческие, сразу привлекают к себе внимание. Большинству с ними всегда интересно проводить время.

Надеюсь, перечисленных навыков достаточно, чтобы начать работать с ассоциациями. Но хотелось бы выделить еще одну причину – самопознание. Фрейд считал, что наше подсознание с помощью ассоциаций посылает нам тайные послания, разгадка к которым откроет много новой информации о сознании. Если вы готовы открыть новые сведения о себе, тогда приступайте к выполнению упражнений.

5 упражнений, которые помогут вам успешнее работать с ассоциациями

Ряд специальных упражнений для развития ассоциативного мышления помогут интересно и успешно развить наше сознание, пополнить словарный запас и улучшить грамотность речи. Все упражнения достаточно просты и легко выполняются на протяжении всего дня.

Давайте подробнее разберем самые эффективные способы для работы с ассоциациями:

  1. Ассоциативная цепочка – необходимо придумать два совершенно разных слова и построить между ними цепочку из других слов, с помощью которых между ними возникнет связь.
  2. Начало ассоциаций – нужно выбрать одно слово, которое будет стоять в начале цепочки. А после этого уже нужно подбирать другие слова, каким-либо образом связанные с началом. Попробуйте построить настолько длинную цепочку, насколько хватит фантазии.
  3. Общая ассоциация – это упражнение также требует выдумать два слова, однако на сей раз нужно придумывать ассоциации, которые будут общими для них. Например, холодный и белый. К ним одинаково подходят слова зима, снег, холодильник.
  4. Раскрой секрет друдлов – суть этого упражнения – описание картинки, на которой изображены разнообразные каракули, в которых каждый человек увидит определенный образ. Встречаются разные варианты картинок, которые прекрасно тренируют мыслительные процессы.
  5. Нетривиальная ассоциация – выберите определенный термин и подберите к нему необычную ассоциацию. Например, когда большинство людей слышат слово «бумага», они думают о канцелярских товарах. Однако бумагу можно использовать и для поделок, например, для бумажных самолетиков или оригами. Значит, ассоциацией к слову «бумага» может стать «самолетик» или «поделка».

Эти упражнения не требуют от человека больших усилий как физических, так и умственных, поэтому тренироваться можно даже во время выполнения бытовых дел.


Как часто нужно заниматься?

Если вы хотите, чтобы упражнения принесли плоды как можно быстрее и эффективнее, уделяйте им 1-2 часа в день в любое время суток. Можно тренироваться постепенно в течение дня, уделяя одному заданию до 20 минут. Выдумывайте так много ассоциаций, сколько сможете. Это не только полезно, но и весело.

Зачем же это нам нужно?

Ассоциативное мышление позволяет с легкостью усваивать новый материал, генерировать невероятные идеи, быть первым в своем любимом деле. Создать ассоциативный ряд проще простого, но стоит запомнить и учесть одно важное правило – чтобы связь между словами запомнилась лучше, она должна быть яркой, необычной. Именно такие события прочно откладываются в нашей памяти. Нужно ежедневно выполнять специальные упражнения, и тогда вы сможете максимально развить свою память, воображение и творческие способности.

Теперь, зная, что такое ассоциативное мышление, вы можете узнавать больше новых слов и не мучить себя запоминанием нудных формулировок. Взрослый вы или ребенок, неважно, развивать ассоциации никогда не поздно. Прочтение этой статьи является первым шагом на пути к развитию эффективного мышления. Также хотелось бы посоветовать прочитать и другие статьи по развитию на данном сайте. Изучайте новое, делитесь с друзьями и никогда не останавливайтесь в своем стремлении стать лучше.

Ассоциативное мышление

как способ развития мотивации

Ассоциация (от лат. associatio - соедине­ние) - закономерная связь двух или более психических процессов (психических эле­ментов), возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. Напри­мер, это связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (ас­социация идей).

Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассо­циацией по смежности. Строки стихотворе­ния, тригонометрические формулы, истори­ческие события, свойства материальных предметов - всё это для нас системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определённой последовательности, каждый из которых вызывает в памяти представление об остальных. Этим рутинным путём повто­рения и наведения идут почти все умствен­ные процессы у сухих и прозаических натур. Напротив, у людей остроумных и обладаю­щих богатой фантазией обычное течение процессов может легко прерваться. У них одно поле духовных объектов может вызвать появление в сознании другого, такого, с ко­торым первое, быть может, ни разу не соче­талось во всей предшествующей истории человеческой мысли. Связующим звеном в таком случае обыкновенно служит какая-нибудь аналогия между появляющимися друг за другом объектами - аналогия, которая часто бывает так тонка, что мы, хотя и чув­ствуем её, всё же с трудом можем найти её основание. Например, в красном цвете мно­гие видят что-то мужественное, а в голубом - женственное; некоторые человеческие харак­теры напоминают нам кошку, другие - со­баку, третьи, пожалуй, корову.

Повседневный опыт показывает, что наш ум может переходить от одного предмета к другому через множество промежуточных полей сознания. Мы никогда не в состоя­нии заранее определить цепь возможных ассоциаций. Мы не можем предсказать, о чём человек будет думать через пять минут. По мнению основателя ассоциативной пси­хологии английского врача Д. Хартли (1705-1757), ассоциативное мышление - понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации (сочетания): любая связь представлений и действий вы­водима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу.

Многие ключевые вопросы химии, такие, как химическая связь, окислительно-восстано­вительные процессы, электронное строение атомов и т. д., трудны для понимания, а зна­чит, и для запоминания школьников. К тому же многие из таких вопросов изучаются в 8-м классе, т. е. на первом году обучения хи­мии. Именно по этой причине, т. е. из-за про­стого непонимания, любовь к химии, воз­никшая на первых порах, может легко пере­расти в ненависть, и справиться с ней учите­лю будет нелегко Восприятие сложных вопросов затруднено также тем, что у учащихся неодинаково развито абстрактное и пространственное мышление, способствующее пониманию химической природы мира. Первостепенная задача преподавателя химии - не просто донести до студента смысл тех или иных понятий, но научить его самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между ними, в особенности связи таких явлений и объектов которые невозможно непосредственно наблюдать и потрогать своими руками.

Каждый преподаватель находится в постоянном поиске методов и способов подачи материала учащимся с учётом их индивидуального развития. Одним из приёмов, способствующих пониманию нового, зачастую действительно трудного для восприятия материала, может быть ассоциативное мышление.

К использованию на уроках приёмов ассоциативного мышления меня подтолкнули сами дети. Как оказалось, если не представлять тот или иной процесс на сложном научном уровне, а связать его с чем-то привычным законным для учащихся, то многие научные термины становятся им понятны, а значит, уже не так страшны и не требуют заучивания.

Как можно заглянуть внутрь атома, особенно если невозможно использовать компьютерную поддержку урока? И Мы придумываем! Представляем, например, что взаимоотношения между атомами различных химических элементов - это взаимоотношения между людьми, обладающими своими характерами, привычками, способностями и т.д.

Пример ассоциативного мышления в истории развития химии - представление английским химиком Дж. Томсоном в 1903 г. модели атома, которую он назвал «пудинг с изюмом». По его гипотезе, атом подобен положительно заряженному пудингу, в которой вкраплены отрицательно заряженные «изюмины» - электроны. Впоследствии Э. Резерфорд в 1911 г. предложил планетарную модель атома, согласно которой атом состоит из положительно заряженного ядра и электронов, вращающихся вокруг него по замкнутым орбитам, подобно движению планет вокруг Солнца.

Рассмотрим некоторые темы из курса химии, при изучении которых мож­но использовать метод ассоциативного мыш­ления (см. таблицу).

Можно провести анкетирование с целью определить, помо­гает ли студентам ассоциативное мышление в обу­чении химии.

1. Есть ли в курсе химии трудные для ва­шего понимания темы?

2. Если да, назовите хотя бы одну из таких тем.

3. Доступно ли учитель объясняет те или иные понятия?

4. Что помогает вам лучше понимать и запоминать материал?

5. Приведите примеры способов запоми­нания (свои и предложенные учителем).

6. Помогает ли ассоциативное мышление усвоению материала?

7. На каких ещё уроках вы используете ассоциативные приёмы?

Анализ анкет показал, что 15% студентов легко запоминают новый материал, 45% усваивают его с помощью ассоциаций, 30% заучивают (см. диаграмму). Предпо­лагаю, что некоторые студенты, использую­щие ассоциации, просто не определяют их так для себя. По результатам опроса можно сделать вывод, что применение метода ассоциаций способствуют усвоению нового материала, а также свидетельствует о необходимости дальнейшего развития ассоциативного мышления учащихся.

Изучаемый материал

Ассоциации

Знаки химических элементов, например знак фосфора - Р

например знак фосфора - Р

Р - это русская буква «эр». На букву «эр» начинается слово «рыба», в рыбе много фосфора

Электронное строение атомов химических элементов

Правило Хунда

Принцип Паули

Преподаватель - ядро, студенты - электроны. У каждого своё место, свой уровень и т. д. Имеются вакантные места за партами, первые парты заполнены

В автобусе на сдвоенные сиденья пассажиры садятся по одному, если есть свободные места. Так удобнее

В автобусе не бывает мест, где сидели бы более двух человек

Валентность, Степень окисления

Имея определённую сумму денег, вы можете потратить все или часть. Потра­ченная сумма равна степени окисления. А возможности - это валентность

Химическая связь. Причины её образования. Смещение общей электронной пары к одному из атомов

Атомы, как и люди, стремятся к стабильности, поэтому они «встречаются», «дружат» крепко или не очень, «расстаются». Всё зависит от характера

Окислительно-восстановительные процессы. Окисление. Окислитель. Восстановление. Восстановитель

Если ты потерял что-либо, настроение грустное, кислое - окисление. А когда ты нашёл пропажу, настроение восстановилось - восстановление. Тот, кто помог восстановить настроение, - восстановитель

Металлические свойства. На внешнем уровне атомов металлов 1-3 электрона, которые атомы легко отдают, проявляя восстановительные свойства

Усиление металлических свойств элементов одной подгруппы с увеличе­нием радиуса их атомов

Если в кармане 1-3 рубля - это мало. Потеряешь и не заметишь

Студент, сидящий за последней партой, легче отвлекается на уроке, т. е. отрывается от основного занятия

Неметаллические свойства

Чем больше денег в кармане, тем труднее с ними расстаться. Если есть большой капитал, то легче заработать ещё

Электроотрицательность. Смещение электронов к атому более электроотри­цательного элемента

Поговорка «тянуть одеяло на себя»; из двух друзей всегда кто-то лидирует

Химические реакции. Взаимодействие с кислородом - реакция окисления Реакции замещения и обмена

Кислород обозначают буквой 0. На «о» начинается слово «окисление»

Легко показать, пересаживая учащихся на их местах за партами

Структура органических соединений. Изомерия углеродного скелета

Структура полимеров

Если учеников класса пересадить за партами по-другому, то состав класса не изменится, но от этого может измениться дисциплина и успеваемость

Бусы или цепочка (украшение). Звенья могут быть одинаковые или разные, в определённом порядке

Способы запоминания, %

С этой целью на уроках и дополнитель­ных занятиях я систематически использую нестандартные задачи.

В качестве примера приведу несколько задач.

Задача 1. В подвале дома обнаружен ящик гвоздей. От плохого хранения многие из них были покрыты ржавчиной. Что представляет собой ржавчина с химической точки зрения? Каким простым способом можно удалить ржавчину? В ответе приведите химические формулы и уравнения реакций.

Задача 2. Молодая хозяйка повесила су­шить бельё на железную проволоку, натяну­тую между стойками вместо бельевого шнура. Когда бельё высохло, хозяйка с ужасом обна­ружила на чистом белье ржавые полосы. Как объяснить появление ржавчины на белье? Как хозяйке избавиться от этих пятен?

Задача 3. В домашней мастерской всегда много инструментов, запчастей и материалов, которые изготовлены из металлов и их спла­вов. Но вот беда: при хранении металличе­ские изделия подвергаются коррозии. Укажи­те условия хранения металлических изделий, чтобы срок их службы был как можно больше. Какие химические процессы могут проис­ходить на поверхности инструментов при неправильном хранении? Объясните, почему новые металлические изделия покрыты смаз­кой, лаком или обернуты промасленной бу­магой.

Благодаря необычной формулировке та­ких задач, их связи с жизнью они вызывают повышенный интерес у обучаемых, разви­вают любознательность. Многим нравится решать эти задачи. Самостоятельный поиск путей решения повышает прочность знаний, качество обучения.

Решение нестандартных задач по химии развивает логическое и ассоциативное мыш­ление. Преподаватели математики и физики также отмечают возрастание внимания к трудным задачам по их предметам. Это свидетельствует о развитии умений решать сложные задачи естественно-математической направленно­сти. Кроме того, эти задачи способствуют интеграции знаний, установлению межпред­метных связей, побуждают студентов исполь­зовать дополнительную литературу. Таким образом, появляется мотивация не только изучения химии, но и учёбы в целом.

Все предложенные выше способы разви­тия ассоциативного мышления – результат многолетней педагогической работы. Конечно, возможны и другие ассоциации, иной ход рассуждений. Важно, чтобы преподаватель не навязывал свои ассоциации, а советовался со студентами, ведь восприя­тие мира индивидуально. Если студенты на занятии предлагают свои варианты запомина­ния того или иного химического понятия, это свидетельствует о многом, и прежде всего о том, что у них есть интерес к предмету, а са­мое главное - развиваются способности рас­суждать, сравнивать, анализировать. Таким образом, все это позволяет не только научить химии, но и воспитать интеллекту­ально развитую личность.

ГОУ СПО (ССУЗ) «Темниковское медицинское училище»

ДОКЛАД

Подготовила для выступления

на методическом совете

преподаватель химии

Сергеева Любовь Юрьевна

Ассоциативное мышление - это мышление, которое происходит благодаря оперированию образами, возникающими в памяти человека. Каждый образ индивидуален и вызывает другие, связан с ними известными только их обладателю связями, и черпается из личного опыта человека. Любое слово может вызывать целую картину образов, с ним связанных. На этом свойстве разума базируется память и человека. Примером ассоциативного мышления может служить ребенок, который придает перевернутому цветку значение «девушка» и оперирует далее созданными аналогиями в процессе игровой деятельности. В данном случае воображению нет предела.

Взрослый человек, например, при слове «персик» представляет себе сад, дерево, голубое небо, насекомых, летний зной, землю, запах фрукта.

Из ассоциативно – образного мышления вытекает также способность человека творить что – то новое, генерировать новые идеи. Данный вид мышления способствует благодаря созданию ассоциативных связей между предметами и явлениями, а также позволяет понять новую информацию на основе уже имеющейся. Чем большее количество различных образов мы накапливаем, тем шире и разнообразнее возможность совершения в разуме операций с их использованием, и тем лучше мы можем развить память и творческое мышление.

С помощью упражнений для развития ассоциативного мышления можно увеличить количество ассоциативных образов и связей, а значит развить свой творческий потенциал.

Как развить ассоциативное мышление?

Упражнение 1. Составление цепочек ассоциаций

Называем любое слово для начала цепочки, затем следующее, которое с ним ассоциируется в Вашей памяти.

К примеру: небо-птица-клюв-пища и т.д.

Упражнение 2. «Поиск цепочки ассоциаций»

Называем два исходных слова. Далее подбираем цепочку слов-образов, которая начинается первым выбранным словом и заканчивается вторым. Например, имеются два слова: дерево - дождь. Составим цепочку: дерево – плоды – засуха - дождь. Или же: сено и рояль. Цепочка: сено – коса – смерть – гроб – церковь – костел - орган - рояль.

Упражнение 3. «Сочетание по признаку»

Называем 2-3 слова, затем подыскиваем к ним несколько слов, подходящих к одному либо ко всем исходным по определениям или признакам. Например, полый и темный: куб, ведро, бочка, кувшин.

Упражнение 4. «Подходящие слова»

Выбираете 2-4 слова, затем ищем в памяти те слова, которые подходили бы к каждому взятому за основу цепочки слову одновременно. Например, исходные слова: камин – огонь – растопка. Подходящие слова: гостиная, комната, дом, ресторан.

Упражнение 5. Необычные ассоциации

Исходя из одного первого слова в цепи, подбираем оригинальные, необычные слова, дальние от него по смыслу. Например, первое слово ручка. Банальная ассоциация – тетрадь. А вот «пускание мыльных пузырей» из ее полости или «древний состав чернил» уже более необычная ассоциация.

Тест на ассоциативное мышление

Игра в ассоциации используется как метод исследования своих глубинных проблем и особенностей личности, тестирования себя. С помощью теста вы можете заглянуть в свое подсознание!

  1. Введите первые 16 слов, которые приходят вам в голову.
  2. Для упрощения ниже Вам предлагаются конкретные буквы, на которые будут начинаться эти ассоциативные слова.
  3. Так Вы получите первый ассоциативный ряд.
  4. Далее Вам будут предлагаться пары слов (из Вашего ассоциативного ряда). Введите слово-ассоциацию к каждой паре слов.
  5. Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов.
  6. Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов, из 2 слов.
  7. Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент. Внимательно присмотритесь к нему - ведь вы практически вытащили его из своего подсознания.

Перечень букв, на которые начинаются слова-ассоциации:

Следует отметить, что ассоциативный метод исследования появился впервые в психоанализе З. Фрейда, который вывел и использовал в своей практике значение неконтролируемых ассоциаций и их цепочек как прямое проецирование глубоко внутренних, часто неосознаваемых проблем. Пройдя данный тест, Вы лучше познаете себя и корень своих проблем.

www.сайт

"Ассоциативное мышление в развитии памяти"

Чтобы лучше запомнить нужную информацию и дольше удерживать ее в памяти, хорошо находить яркие запоминающиеся ассоциации. Их использование будет помогать вам в нужный момент более полно воспроизводить информацию. Создание ассоциаций - процесс творческий, но ничего сложного, а тем более невозможного в нем нет. Прежде всего, давайте условимся, что есть несколько правил, которые нужно усвоить:

  • Ассоциация должна быть интересна.
  • Ассоциация должна быть необычна.
  • Ассоциация должна быть максимально детализирована.

А теперь чуть подробнее. Итак, что же вообще такое ассоциация и как она может способствовать запоминанию информации.

Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) — в психологии и философии закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти.

Идеи о взаимосвязи предметов в воображении развились ещё в античной философии (Аристотель, Платон), но сам термин «ассоциация» был введен в 1698 году Дж. Локком для обозначения взаимосвязи между представлениями, вызванными случайным стечением обстоятельств.

Мы видим предмет, подсознание его анализирует, а воображение синтезирует нечто подобное (в целом анализирует предмет, обстоятельства), встречавшееся ранее или в подобной сложившейся ситуации. Набор ассоциативных понятий формируется в течение всей жизни, т.к. основывается на жизненном опыте каждого из нас.

Мы все применяем ассоциации, хотя часто не задумываемся об этом. Например, при слове Новый год кто-то в первую очередь подумает о красивой елке, украшенной шарами, кто-то о пушистом снеге, кто-то о подарках или запахе мандаринов. Все ассоциации можно объединить в несколько групп:

  • ассоциации по сходству: глобус-шар,
  • ассоциации по контрасту: большой-маленький, черное-белое,
  • ассоциации по смежности в пространстве или во времени: весна-цветение, осень-дождь,
  • причинно-следственные ассоциации: день-свет, ночь-темно.

В дополнение к основным видам ассоциаций можно использовать:

  • обобщение: ромашка-цветы,
  • подчинение: цветы-ромашка,
  • часть и целое: секунда-минута,
  • дополнение: бумага-ручка.

При изучении большого объема материала использование ассоциаций позволяет образовывать смысловые связи между объектами, легче переходить от одного пункта к другому, запоминать и вспоминать информацию. Чтобы запомнить новое, нужно сопоставить это с тем или иным событием, образом, полученным ранее опытом, имеющимися у нас знаниями. Надо сказать, что в построении ассоциаций участвуют разные образы чувств. Один лучше запоминает, записывая информацию (тактильная память), другой - произнося ее вслух (аудиальная), третий - выделяя ключевые слова, рисуя схемы (визуальная) и т.д. Для развития ассоциативного мышления нужно находить сходные элементы в различных вещах и тренировать образную память, используя особенности своей чувственной репрезентативной системы. Существующие несложные упражнения помогут вам расширить круг ассоциация, развить воображение и ассоциативное мышление.

Упражнение 1 «Цепочка ассоциаций»

Берем любое слово и записываем для него ряд ассоциаций: билет-кино-друзья-прогулка-курс-институт. С течением времени увеличивайте скорость придумывания ассоциаций.

Упражнение 2 «Заполнение промежутка»

Берем два слова, имеющих минимум общего друг с другом и заполняем промежуток между ними ассоциативными словами. Например, карандаш и диплом. Промежуточные слова могут быть: карандаш-класс-учеба-диплом.

Упражнение 3 Множественные ассоциации

Берем несколько слов и подбираем ассоциации, подходящие к каждому из них. Можно начать с двух слов, затем добавить к ним еще несколько. Например, прямоугольный, коричневый. К ним можно подобрать слова: хлеб, кирпич и т.д.

Упражнение 4 Нестандартные ассоциации

Есть ассоциации, которые приходят в голову большинству, например, шкаф - одежда, футбол - мяч, лицо - глаза. Придумайте к ним необычные ассоциации, что будет способствовать лучшему запоминанию.
Если уделять упражнениям 10-15 минут в день, то ассоциации будут с каждым разом ярче и интереснее, а придумывать их будет все легче и легче, в конечном итоге вы будете запоминать любой новый материал быстрее и надолго.

Мышление – основной познавательный процесс, многое определяющий в жизни человека. Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций: все связи действий и представлений исходят из ощущений и тех следов, которые они оставляют в мозге. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое – так рождаются ассоциации.

Ассоциативные связи неодинаковы у разных людей, ведь они зависят от личного опыта. Так, слово «осень» у одного человека ассоциируется со слякотью и непогодой, у другого – с яркими желтыми осенними цветами, у третьего – с буйством красок в лиственном лесу, у четвёртого – с грибами и «тихой охотой», у пятого – с одиночеством, моросящим дождём и уходящей вдаль пустынной аллеей, усыпанной жухлыми листьями, а у шестого – с днём рождения, друзьями, подарками и весельем.

Термин «ассоциация» был введён английским философом и педагогом Джоном Локком ещё в 1698 году, и с тех пор широко используется. Благодаря ассоциативному мышлению мы знакомимся с новым, открываем для себя мир, расширяем границы его познания, учимся мыслить нестандартно.

Виды ассоциаций

Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:

— Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).

— Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).

— Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).

— Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).

— Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).

— Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).

— Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).

— Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).

— Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).

Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).

В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.

Ассоциативная теория мышления

С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.

Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.

Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:

— Важность использования наглядного материала в процессе обучения;

— Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.

— Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.

Развитие ассоциативного мышления

Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты. И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.

Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:

Способствует развитию воображения;

Помогает генерировать новые, незаурядные идеи;

Облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;

Улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;

Стимулирует работу мозга;

Улучшает объём памяти.

Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать

Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.

Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.

Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:

1.Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.

2.Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).

3.Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.

4.Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело, интересно и развивает ассоциативное мышление.

5.Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?

6.Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву - первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

По изменению темпа мышления:

— Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.

— Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.

— Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.

— Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

По подвижности, живости процесса мышления:

— Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.

— Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.

— Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

По грамматическому построению речи:

— Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.

— Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.

— Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

По целенаправленности:

— Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.

— Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.

— Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).

— Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).

— Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения, з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).

— Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).

— Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.

— Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.

— Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.

— Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.

— Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.

— Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.

— Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия на .

Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!