Исторические личности эпохи петра 1. Петр I как историческая личность. Хозяйственные реформы Петра I. Восстание Булавина

В этой главе мы дадим характеристику исторической эпохи Петра Великого и рассмотрим основные факторы, которые повлияли на формирование личности будущего великого реформатора России.

век стал веком масштабных реформ, направленных на модернизацию российского государства и общества. Эти реформы были начаты Петром Великим и продолжены его преемниками. 18 век в России - это также и время господства просветительской идеологии.

Общественно-политические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в. Дмитрия Сергеевича Аничкова (1733-1788), Семена Ефимовича Десницкого (ум. 1789), Ивана Андреевича Третьякова (ум. 1776), Алексея Яковлевича Поленова (1738-1816), Якова Павловича Козельского (ок. 1728 - ок. 1794), Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792), Пафнутия Сергеевича Батурина (ок. 1740-1803), Николая Ивановича Новикова (1744-1818) складывались под влиянием крестьянского восстания, возглавлявшегося Пугачевым. Серьезное влияние на просветителей оказали просветители Европы, в частности, Англии и, конечно же, Франции.

Русские идеологи просвещённого абсолютизма в первую очередь рассматривали вопрос о естественном праве и общественном договоре. Поленов, Фонвизин, Новиков и многие другие из теории естественного права извлекали "антифеодальные выводы", выступая в защиту крепостных, доказывали необходимость просвещения народа, ратовали за законодательство, основанное на разумных началах. Просветители рассматривали вопрос о ступенях развития человечества. К примеру, Десницкий полагал, что человечество уже прошло четыре стадии. Первая - стадия звероловства и сбора готовых продуктов природы, вторая - скотоводческая, третья - земледельческая и четвертая - коммерческая. Он высказывал мысль, что частная собственность существует не вечно - она отсутствовала на ранних стадиях. Сначала появилась частная собственность на движимое, а затем и на недвижимое имущество. Те, кто сосредоточивал богатство в своих руках, становились затем правителями.

Многие русские просветители также выступали против крепостничества и его религиозно-мистической идеологии, что говорит в пользу начала во второй половине XVIII в. в России идейной борьбы антикрепостнического направления. Именно в высказываниях русских просветителей XVIII века мы находим зачатки будущей ожесточённой борьбы с крепостничеством и феодальным строем.

В трудах Новикова, Фонвизина и Десницкого ярко проявилась их приверженность конституционной монархии. В то время начали зарождаться тенденции антикрепостничества, однако их особенность заключалась в том, что зарождались они в буржуазной среде. Русские просветители стали проводником антикрепостнических идей, тогда ещё новых для той эпохи.

Просветители также выступали против вмешательства церкви в дела науки, школы, светской власти, осуждали религиозные преследования. В "Зерцале безбожия", а также в произведении "О мире, начале его и древности" прямо отвергались учение церкви о сотворении мира богом и божественное провидение, высмеивалось учение богословов о божественных атрибутах, отрицалось бытие бога и утверждалось, что мир существует вечно, сам по себе, он развивается по своим законам.

Будущий император Пётр Великий родился 30 мая 1672 года в Москве. Отец его - царь Алексей Михайлович, а мать - Наталья Кирилловна Нарышкина. Наталья Кирилловна была второй женой Алексея Михайловича, она была из семьи западника А.С. Матвеева, убранство дома которого было изысканным и подлинно европейским. Следовательно, оказавшись во дворце Алексея Михайловича, она начала с таким же вкусом облагораживать окружающую обстановку. И будущий государь Пётр I уже с самого детства впитывал в себя эту подлинно европейскую атмосферу, поскольку его окружали "заморские новшества" и "иноземные вещи", его "заморские игрушки" особенно забавляли Петра: с 2-х лет он играл в музыкальный ящик, у него были "цимбальцы" и "большие цимбалы" немецкой работы, клавикорд с медными зелёными струнами.

Более того, придворное общество царя Алексея Михайловича также увлекалось западными новшествами. Всё это в совокупности, несомненно, повлияло на становление будущего "модернизатора" и реформатора Петра Великого.

Одним из детских увлечений Петра были предметы военного дела и различные игры, связанные с военной тематикой.

По старорусскому обычаю будущий император начал обучаться в возрасте пяти лет. Наталья Кирилловна хотела, чтобы её сын воспитывался и обучался у учителя "кроткого, смиренного, Божественное писание ведущего". Боярин - старообрядец Фёдор Прокофьевич Соковнин посоветовал ей "мужа кроткого и смиренного, всяких добродетелей исполненного, в грамоте и писании искусного" Никиту Зотова, подьячего из приказа Большого Прихода, ведомства неокладных сборов.

Будущему императору очень нравилось учиться, ему доставляло истинное удовольствие рассматривать книги с картинками, слушать рассказы своего учителя. Зотов очень много времени посвящал рассказам о русской истории, об Иване Грозном, Дмитрии Донском и других великих исторических деятелях, поэтому Пётр уже с детства интересовался историей России, впоследствии он будет много делать для того, чтобы был составлен фундаментальный учебник по русской истории.

В 1682 году царь Фёдор умер, вслед за этим последовали бурные события: Петра провозгласили царём, при этом интересы его старшего брата Ивана никто не учитывал, царевна Софья и Милославские также начали борьбу за власть, результатом чего стал стрелецкий бунт, вслед за которым в стране наступил период двоевластия, поскольку Софья была объявлена правительницей государства, также активизировались раскольники. Пётр вместе со своей матерью и родственниками были высланы в село Преображенское, любимое подмосковное село царя Алексея Михайловича.

Пётр также собрал вокруг себя настоящий полк для своих потех из молодёжи из своих спальников и дворовых конюхов, сокольников и кречетников, он образовал из них две роты, которые затем были сформированы в два батальона по триста человек в каждом. Они получили название потешных, причём за свою службу они получали жалованье, а звание потешного стало особым чином. Потешные были одеты в тёмно-зелёные мундиры, имели всё необходимое солдатское вооружение, они подразделялись на штаб-офицеров, обер-офицеров и унтер-офицеров.

Для того чтобы пополнять свои знания и военные навыки, Пётр часто обращался в Немецкую слободу, которая была населена генералами, полковниками, офицерами, которые были вызваны из-за границы царём Алексеем Михайловичем для командования русскими полками иноземного типа. В 1684 году мастер Зоммер познакомил Петра с гранатной стрельбой, а офицеры принимали участие в устройстве потешного войска.

В 1687 году Пётр начал своё обучение под руководством голландца Тиммермана, у которого Пётр учился арифметике, геометрии, артиллерии и фортификации.

В этот период произошло ещё одно важное событие, которое способствовало увлечению Петра корабельным делом и флотом. Пётр нашёл в селе Измайлове в амбарах деда Никиты Ивановича Романова английский бот, который считается родоначальником русского флота. Необходимо отметить, что и до этой находки Пётр проявлял интерес к флоту, поскольку в Преображенском строились потешные суда, из Оружейной казны Пётр позаимствовал старые модели кораблей. К тому же, царь Алексей Михайлович также хотел учредить флот, и это желание передалось его сыну - Петру I.

Петр стал единодержавным царём в 1696 году, период троевластия закончился после подавления дворцового переворота.

До нас дошло множество воспоминаний современников о Петре Великом, его внешности, привычках, быте, распорядке дня.

Очень интересное описание внешности государя дал итальянский певец Ф. Балатри, который жил в России в период с 1698 по 1701 гг.: "Царь Пётр Алексеевич был высокого роста, скорее худощавый, чем полный; волосы у него были густые, короткие, тёмно-каштанового цвета, глаза большие чёрные с длинными ресницами, рот хорошей формы, но нижняя губа немного испорченная, лицо его было смуглое, круглое, с хорошими чертами; выражение лица прекрасное, с первого взгляда внушающее уважение. При его большом росте (204 см) - ноги мне казались очень тонкими, голова его часто конвульсивно двигалась вправо".

С самого детства будущий император отличался хорошей памятью, упорством, тягой к новым знаниям, поэтому учился он с удовольствием и быстро осилил премудрости интересующих его наук. Пётр I с самого детства знал немецкий язык, а затем он изучил также и голландский, английский и французский языки. В течение всей жизни эта тяга к новым знаниям заставляла государя совершенствовать свои умения, особо он считал нужным более тщательно изучать военное дело, кораблестроение, поэтому в 1688 - 1693 гг. он под руководством Тиммермана и русского мастера Р. Кравцова учился строить корабли на Переяславском озере, а также Пётр прошёл теоретический курс кораблестроения в Англии.

Таким образом, физическая сила императора, его накопленные с детства теоретические и практические знания, хорошее владение иностранными языками позволили императору осуществлять кипучую и плодотворную государственную внутриполитическую и внешнеполитическую деятельность, поскольку Пётр мог одинаково хорошо и общаться с европейскими делегациями, и разрабатывать военные планы и планы государственных преобразований, с таким же успехом он мог проследить, насколько хорошо выполняются работы на верфях и заводах, поскольку знал изнутри технологию изготовления кораблей и оружия. Порой Пётр I и сам принимал участие в постройке кораблей, при этом он управлялся с топором и инструментами ничуть не хуже, чем его рабочие.

Неприхотливостью император отличался и в одежде. Одевался он очень просто, не придавая особенного значения своему внешнему виду.

В домашнем быту император имел консервативный вкус, был склонен к аскетизму, ходил частенько в стоптанных башмаках и заштопанных чулках, Петр I не любил просторных зал, избегал пышных королевских дворцов. Конечно, работой жизнь Петра I не ограничивалась, он был по натуре весёлым человеком, любил танцы, пиры, путешествия, особенно император любил домашние праздники, устраиваемые вельможами, купцами, мастерами, поскольку там Пётр мог чувствовать себя уверенным, не загнанным в рамки дворцового и чопорного этикета.

Несколько слов о характере императора. Он был сложным в общении человеком, поскольку сказывалась излишняя его вспыльчивость, грубость. Пётр любил шутить, однако часто эти шутки становились неприличными и даже жестокими. Пётр I особенно ценил в людях честность, поэтому часто мог простить провинившегося человека, если тот открыто признавал свою оплошность, поскольку Пётр справедливо полагал, что все люди не без греха.

Пётр мог позволить себе неприличные и грубые выходки, ему не составляло труда плюнуть в лицо какому-нибудь хвастуну или ударить в порыве гнева нерадивого работника, с дамами в обществе император также не церемонился, заставляя их на приёмах пить русскую водку, к которой сам привык. Дворцовые увеселения при Петре I носили тяжёлый характер, обусловленный печатью грубости и неотёсанности, некоторой истеричности и нервозности.

Напряжённая деятельность сказалась на здоровье Петра Великого. Упустив время, не обращая внимания на состояние своего здоровья, Пётр добился в конечном итоге того, что болезнь его стала неизлечима. Скончался император 28 января 1725 года.

Главная заслуга Петра Великого в том, что ему удалось реализовать ранее намеченные реформы и преобразования, которые были необходимы в условиях сложившейся тогда внутриполитической и внешнеполитической ситуации, и как дальновидный политик он смог почувствовать, что время больших перемен пришло. "Пётр был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источниками государственного богатства. Подобными хозяевами были и его предшественники, цари старой и новой династии; но те были хозяева - сидни, белоручки, привыкшие хозяйничать чужими руками, а из Петра вышел подвижный хозяин - чернорабочий, самоучка, царь - мастеровой".

В 1697 году Пётр в возрасте 25 лет отправился в Западную Европу. Государь мечтал об этой поездке давно, поскольку его всегда окружали люди, которые много и охотно рассказывали ему о Западной Европе, к тому же Пётр изучал иностранные языки. Своей поездкой он намеревался положить начало традиции обучения европейским новшествам.

Голландия и Англия, как военно-морские и промышленно-технические центры, несомненно, привлекали государя, поэтому ему хотелось ближе познакомиться с этими странами. Пётр неделю работал на верфи в Саардаме простым плотником, осматривал фабрики, заводы, лесопильни, сукновальни. Однако изучением корабельного дела царь не ограничился, он также слушал лекции профессора анатомии Рюйша, присутствовал при операциях, помимо этого Пётр осматривал всевозможные редкости, достопримечательности, фабрики, заводы, кунсткамеры, воспитательные дома, военные и торговые суда. В начале 1698 года Пётр I отправился в Англию для изучения корабельной архитектуры. Также в лаборатории в Оксфорде и Вуличе он наблюдал, как изготавливаются артиллерийские снаряды.

Однако вскоре случились события, которые заставили Петра I отложить свою поездку в Венецию и вернуться в Москву. Во время пребывания Петра за границей, в Москве начался новый стрелецкий мятеж, который вскоре был подавлен. Подавив стрелецкий бунт, Пётр начал осуществлять свои первые преобразования и реформы. С этого момента и началась его активная насыщенная государственная деятельность, которая не прекращалась вплоть до самого конца его жизни.

Правительство с 1699 года перешло к новой системе комплектования вооружённых сил - набору рекрутов для постоянной службы в регулярных полках, по одному человеку с определённого количества крестьянских и посадских дворов, это важное преобразование стало первым шагом на пути к повышению оборонной мощи страны.

Что касается внешней политики, то Петру Великому первоначально пришлось заканчивать войну с Турцией, которая началась в 1686 году. В результате Азовских походов 1695-1696 гг. был занят Азов, и Россия вышла на берега Азовского моря. Однако по-прежнему приоритетной проблемой была проблема выхода к Балтийскому морю и возврата русских земель, захваченных Швецией в начале XVII века, поскольку это могло бы обеспечить установление непосредственных связей с Западом.

Как дальновидный человек и талантливый политик, Пётр использовал свою поездку в Западную Европу для того, чтобы сделать первые шаги на пути к достижению поставленной цели. В 1697-1698 гг. Пётр I во время поездки в составе Великого посольства подготовил создание антишведского Северного союза, который был окончательно оформлен в 1699 году. В 1700 году был заключён Константинопольский мирный договор с Турцией, это позволило Петру I сосредоточиться на борьбе со Швецией.

Северная война 1700-1721 гг., в которой Россия одержала полную победу, способствовала тому, что Россия стала одной из великих европейских держав. И 22 декабря 1721 года триумфатор Северной войны Пётр I Великий был провозглашён императором.

Что касается личности Петра, то на его формирование как полководца и государственного деятеля эта война, несомненно, оказала большое влияние. В ходе войны Пётр I взял на себя не только обязанности полководца, он устраивал тыл армии, набирал рекрутов, составлял военные планы, принимал участие в строительстве кораблей и военных заводов, в заготовлении амуниции, провианта и боевых снарядов. К концу Северной войны Пётр представлял собой уже сформировавшегося талантливого полководца, государственного деятеля, Пётр I стал создателем регулярной русской армии и русского военно-морского флота и основоположником собственной военной школы, которая дала России таких выдающихся деятелей, как П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов. Очень, на мой взгляд, точную характеристику личности Петра I даёт великий историк В.О. Ключевский: "Пётр отлился односторонне, но рельефно, вышел тяжёлым, но вместе с тем вечно подвижным, холодным, но ежеминутно готовым к шумным взрывам - точь-в-точь как чугунная пушка его петрозаводской отливки".

Во время своего царствования Пётр Великий провёл крупные реформы, направленные на преодоление отставания России от передовых стран Запада и использование её огромных природных ресурсов, при этом Пётр не ставил себе задачу разрушения феодально-крепостнического строя, и даже наоборот, стремился к его укреплению. В этом и состоит самая главная неразрешённая загадка, если Пётр видел, как живут на Западе, то почему же он не стремился к уничтожению самого главного пережитка прошлых времён? Видимо, до конца Петру не удалось освободить свой разум от старых представлений о роли крестьянства в жизни государства. Поэтому Петр I создал чёткую государственную структуру, основанную на том, что крестьянство должно служить дворянству, находясь в его собственности. Дворянство при этом должно служить монарху, за это государство полностью обеспечивает дворянство, а монарх же в свою очередь, опираясь на дворянство, служит государственным интересам в целом. Указом 1723 года Пётр I окончательно превратил крестьян в "личную собственность дворянина - помещика".

Выводы. 18 век - это век Просвещения. На культуру эпохи Просвещения огромное влияние оказывала просветительская идеология. Главные её положения заключаются в следующем: идеи свободы, равенства и свободы, борьба за торжество справедливости через просвещение и культурный подъем. Эти идеи словно бы предвосхитили появление одного из великих реформаторов России - Петра Великого. На становление личности Петра I большое влияние оказала среда, в которой рос будущий император. Созданная его матерью изысканная европейская обстановка способствовала раннему пробуждению в Петре I интереса к европейским странам. В процессе своего обучения будущий император получил основные знания, которые смог впоследствии совершенствовать.

Петр Алексеевич родился 9 июня 1672 г. Его отцом был русский царь Алексей Михайлович Романов, а матерью Наталья Нарышкина - вторая жена царя. В возрасте 4 лет Петр потерял отца, который умер в 47 лет. Воспитанием царевича занимался Никита Зотов, который по меркам тогдашней России был очень образованным. Петр был младшим в большой семье Алексея Михайловича (13 детей). В 1682 году после смерти царя Федора Алексеевича при дворе обострилась борьба двух боярских кланов - Милославских (родственники первой жены Алексея Михайловича) и Нарышкиных. Первые считали, что престол должен занять больной царевич Иван. Нарышкины, как и патриарх, выступали за кандидатуру здорового и довольно подвижного 10-летнего Петра. В результате стрелецких волнений был выбран нулевой вариант: царями становились оба царевича, а регентом при них назначалась их старшая сестра - Софья.

Петра поначалу мало интересовали государственные дела: он часто навещал Немецкую Слободу, где познакомился со своими будущими соратниками Лефортом и генералом Гордоном. Большую часть времени Петр проводил в подмосковных селах Семеновском и Преображенском, где им были созданы потешные полки для увеселения, ставшие впоследствии первыми гвардейскими полками - Семеновским и Преображенским.

В 1689 году между Петром и Софьей происходит разрыв. Петр требует от сестры удаления в Новодевичий монастырь, потому что к этому времени Петр и Иван уже достигли совершеннолетия и должны были править самостоятельно. С 1689 по 1696 год Петр I и Иван V были соправителями, пока последний не умер.

Петр понимал, что положение России не позволяет ей полностью реализовывать свои внешнеполитические планы, а также стабильно развиваться внутренне. Было необходимо получить выход к незамерзающему Черному морю, чтобы придать дополнительный стимул отечественной торговле и промышленности. Именно поэтому Петр продолжает дело, начатое Софьей и активизирует борьбу с Турцией в рамках Священной Лиги, но вместо традиционного похода в Крым, молодой царь бросает всю свою энергию на юг, под Азов, взять который в 1695 году не удалось, но после постройки зимой 1695-1696 годах флотилии в Воронеже Азов был взят. Дальнейшее участие России в Священной Лиге, однако, начало терять смысл - Европа готовилась к войне за Испанское наследство, поэтому борьба с Турцией переставала быть приоритетом для австрийских Габсбургов, а без поддержки союзников Россия не могла противостоять османам.

Стремясь сделать государство более эффективным, Петр I провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска, церковь подчинена государству, введен Духовный регламент, проведено деление страны на губернии, построена новая столица – Санкт-Петербург).

Понимая отсталость России в промышленном развитии от ведущих европейских держав, Петр использовал их опыт в самых различных областях – в мануфактурном деле, в торговле, в культуре. Государь уделял огромное внимание и даже насильно заставлял дворян и купцов развивать необходимые стране знания и предприятия. К этому можно отнести: создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов. Петр прекрасно понимал, насколько важны военные успехи страны, поэтому лично возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696 годов, принимал участие в разработке стратегических и тактических операций входе Северной войны 1700-1721 годов, Прутского похода 1711 года, Персидского похода 1722-23 годов.

Реформы и внешняя Политика Петра I

Внешняя политика Петра I

Азовские походы

Петру I пришлось продолжить начатую царевной Софьей войну с Османской империей. Первый поход на Азов (1695 г.) окончился неудачей, однако зимой того же года началась подготовка нового похода, начавшегося в мае 1696 г., в результате которого крепость сдалась. Таким образом, Петру удалось открыть России первый выход в южные моря.

Великое посольство

Весной 1697 г. Петр отправил в Западную Европу так называемое Великое посольство с целью найти союзников в борьбе с Османской империей. Всего в составе посольства было около 250 человек, в число которых вошел и сам царь. В ходе посещения ряда иностранных государств посольству удалось завербовать несколько сотен корабельщиков, а также закупить военное и другое оборудование. Однако своей главной цели оно так и не достигло – Европа готовилась к Войне за испанское наследство, и в войну против турок европейские державы ввязываться не хотели. Тем не менее, и из этого России удалось извлечь выгоду – она смогла начать борьбу за Балтику.

Северная война

Вернувшись из Европы, царь принял решение о переориентации внешней политики и начал приготовления к войне со Швецией, рассчитывая получить выход к Балтийскому морю. Одним из главных шагов стало создание Северного союза (1699 г.) и заключение временного мира с Османской империей. В августе 1700 г. Россия начала войну со Швецией. Первые два года были неудачными для России, однако в 1703 – 04 годах Петру удалось закрепиться в Восточной Прибалтике. В 1706 г. шведский король начал решительное наступление, в ходе которого ему удалось захватить Могилев и Минск. Затем он двинулся на юг, однако на этом направлении его войска получили решительный отпор.

27 июня 1709 г. шведы были разгромлены под Полтавой, а их король бежал в Турцию. В следующем году Турция вмешалась в войну, однако Петру удалось добиться перемирия. Война со шведами возобновилась в 1713 г., и в течение 5 лет Петр смог одержать ряд побед, в том числе в морских сражениях. Война завершилась в 1721 г. заключением Ништадтского мира, согласно которому Россия получила выход к Балтике, а также расширила территорию за счет Эстляндии, Ингрии, Лифляндии и части Карелии. В ноябре 1722 г. Петр стал именоваться императором.

Русско-турецкая война

Когда шведский король после поражения в Полтавской битве укрылся на турецкой территории, Петр I попытался угрожать Турции военным походом, однако султан объявил войну России в ноябре 1710 г. России пришлось воевать на три фронта, и в результате ее вынудили отдать туркам Азов. Боевые действия окончились в августе 1711, однако мирный договор был подписан лишь в июне 1713. Движение на Восток. Чтобы присоединить к России владения хивинского хана, а также разведать пути в Индию, в 1714 г. была организована экспедиция Бухгольца. Однако отряд был уничтожен хивинским ханом.

Персидский поход

В июне 1722 г. сын персидского шаха обратился за военной помощью к России. В результате русские завоевали Дербент и западный берег Каспийского моря, однако затем в войну вступила Османская империя, захватившая западное и центральное Закавказье. В сентябре 1723 был подписан договор с Персией, согласно которому Россия получала южное и западное побережье Каспийского моря. В дальнейшем Турция признала условия договора и отказалась от притязаний на персидские территории.

Итоги

До сих пор историки крайне неоднозначно оценивают период правления Петра I, в том числе и его внешнюю политику. Однако именно в результате его действий Россия стала империей – не только расширила территории, но и получила выход к морю.

Реформы Петра 1

Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможность торговых связей с Европой. Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.

Это событие в жизни молодого царя положило начало его преобразовательской деятельности. Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жизни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес музыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества, чем поверг его в шок.

Указом от 20 декабря 1699 г. Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января.

Петровская эпоха — это интереснейший период российской истории. Россия меняется и укрепляется, становится великой империей. В стране проходят реформы одна за другой. Достигнуты колоссальные успехи в промышленности и экономике. В стране идут постоянные войны, что неудивительно, ведь именно войны Петр I считал необходимыми для завоевания выхода к морю и усиления России. Сам Петр, бунтарь и реформатор, заставляет одних восхищаться им, других же приводит в бешенство. Ведь он дал настолько мощный толчок развитию своей страны, что, как говорят историки, «едва не сломал ей хребет».

  • - Развитие страны и превращение ее в европейскую державу требовало не только многочисленных реформ, но и экономической независимости во внешнеторговых отношениях. Для этого империи требовался выход к морским берегам.
  • - Историки называют внешнюю политику Петра безупречной. Он показывает себя лояльным союзником и человеком, который держал свое слово. В военном деле Петр был гениальным организатором и полководцем. В результате проведенных реформ российская армия не только увеличилась, но и качественно изменилась в лучшую сторону.
  • - Личность Петра, как и его реформы, потомки и современники оценивают неоднозначно. Отдавая все силы службе государству, Петр требовал того же от своих подчиненных. В государственном управлении стремился ввести принцип законности. Петр потерпел много неудач, велики были жертвы, но также велики были его достижения.
  • - Петр всячески старался придать офицерам привилегированное положение, сделать их элитой общества. За особые заслуги военных награждали орденами. Армия при Петре не испытывала трудностей с оружием и продовольствием. Большое значение придавалось дисциплине и несению караульной службы.
  • - После неудачной попытки найти путь в Индию через Среднюю Азию, Петр решает зайти с другой стороны. В результате персидского похода к России было присоединено побережье Каспийского моря. Однако приемники Петра не видели в этом выгоды. После смерти Петра русские войска были выведены с завоеванных земель.
  • - Огромным успехом России был заключенный в 1721 г. Ништадтский мирный договор. По этому договору Россия получала земли на побережье Балтийского моря, решив, таким образом, важную внешнеполитическую задачу. Швеция утратила статус великой державы. Границы России отодвинулись далеко на запад, на Балтийском море появился мощный военный флот.
  • - В 1712 г. Россия продолжает войну и ведет успешные действия, одержав ряд побед. Петр вел переговоры с королем Швеции о союзе, однако король погибает, а его сестра решает продолжить войну с Россией. Начинаются активные боевые действия на море. Русский флот одерживает победу у Гренгама, что становится последним сражением войны.
  • - Несмотря на возникшие проблемы со снабжением, Петр решает двигаться вперед. Турецкий султан предлагает ему мир в обмен на земли, Петр отказывается и начинает наступление. «Союзники» России бежали в первом же сражении, положение русской армии становится тяжелым, однако турки соглашаются на переговоры, в результате которых был заключен крайне невыгодный для России Прутский мир.
  • - После победы над шведами Петр решает продолжить завоевание Балтийского побережья. В 1710 г. была окончательно покорена Лифляндия, захватом Выборга и Кексгольма создан плацдарм, надежно прикрывший Санкт-Петербург. Однако дальнейшие успехи русского оружия были остановлены в результате происков Карла XII в Турции.
  • - 28 сентября в битве при Лесной шведские войска были наголову разбиты и понесли большие потери. После нескольких неудачных попыток захватить Белгород, Карл решает захватить Полтаву. Однако осада не приносит успеха. 27 июня состоялся решающий бой. В результате шведская армия была полностью разгромлена, Карл бежал к туркам.
  • - Русские войска продолжали боевые действия на западном направлении. Под Головчино Русская армия терпит поражение в результате неправильного выбора позиции. В дальнейшем ситуация сложилась благоприятно для русских. Карл, не имея вестей от генерала Левенгаупта, отступил на Украину.
  • - К началу Северной войны русская армия была недостаточно подготовлена и понесла большие потери. После этого по приказу Петра началось лихорадочное строительство промышленных предприятий, было завершено оформление рекрутской системы. Благодаря этому, а также более эффективной тактике, вскоре русская армия одержала ряд побед, захватив стратегически важные территории и закрепившись на них.
  • - Первоочередной задачей для Петра Первого было обеспечение России надежного выхода к морю. Архангельск на севере и Азов на юге не решали в полной мере эту задачу. Так как Черное море, по мнению Петра, представляло множество неудобств, его основное внимание было направлено на Балтику.
  • - Петр стремился не просто ввести в России европейские нравы, но и поднять русскую технику и просвещение до европейского уровня. Для этого молодых людей отправляли учиться за границу. Были созданы различные учебные заведения. Массово печатались книги светского содержания, было положено начало периодической печати. В столицах по приказу Петра устраивали вечерние публичные собрания.
  • - Высокие военные расходы вынуждали Петра искать новые источники государственных доходов. С 1704 г. вводится бесконечный ряд новых налогов. Для повышения производительности и качества народного труда Петр принимал ряд мер по повышению качества и производительности труда в сельском хозяйстве, заботился о развитии горного дела, крупной фабрично-заводской промышленности и достиг в этих направлениях немалых успехов.
  • - При Петре Первом исчезает боярство. Должностных лиц он назначал, не считаясь с происхождением. Служебная повинность дворянского сословия не только не облегчилась, но и стала более тяжелой, чем в Московском государстве. Отношения крестьян и помещиков законодательством Петра не регулировались, однако введение «подушной подати» ухудшало положение крестьян.
  • - Петр Первый видел в своем сыне Алексее будущего наследника. Однако Алексей не разделял взглядов отца и отказывался от престола, впоследствии сбежав за границу. Петр обманом убедил его вернуться в Россию, где Алексей был арестован и умер от пыток. После смерти Петра Первого вопрос о престолонаследии стал спорным.
  • - В результате церковной реформы, проведенной Петром, патриаршество было заменено коллегиальной формой управления. По мнению историков, события, пережитые Петром в детские годы, оказали существенное влияние на его личность. Поэтому его стремление обустроить все по западному образцу коснулось и церкви.
  • - После Азовских походов Петр убедился в малой пригодности войск к военным действиям. В 1698 г. начинается военная реформа. Изменился принцип комплектования войск, большинство командных должностей было отдано иностранцам. В 1703 г. начинается подготовка к созданию военно-морского флота.
  • - В процессе проведенной Петром реформы государственного управления боярская дума была заменена Сенатом. Были учреждены государственные контролирующие органы. В 1708 г. Россия была разделена на 8 административных округов, названных губерниями. Предпринимались попытки создания городского самоуправления.
  • - В 1705 г. после распоряжения о новых чрезвычайных налогах в Башкирии вспыхивает восстание, в результате которого пострадали не только царские чиновники, но и простые крестьяне. Были разорены сотни русских деревень. Башкиры вели переговоры о переходе под власть крымского хана. Подавить бунт удалось только в 1711 г.
  • - Петр I недоволен поселениями на Дону и отправляет туда отряд во главе с князем Долгоруким. Против правительственного войска выступили донские казаки. Возглавили войска казаков Кондратий Булавин и Лукьян Максимов. Среди казаков не было единства и они были разбиты.
  • - Жители Астрахани недовольны правлением воеводы и высокими налогами, которые он ввел. В 1705 году начался бунт, в результате которого убиты члены астраханского правления, в том числе сам воевода Ржевский. Все указы и налоги, введённые Ржевским были отменены.
  • - На российских мануфактурах использовался принудительный труд крепостных, бездомных, осужденных. Некоторые мануфактуры в стране, в первую очередь металлургические, полностью обслуживались только ими. Связано это с тем, что труд в металлургии был изнурительным.
  • - Удачи в промышленности России при Петре I. Растет продажа металла. Быстрое развитие Урала, строительство новых металлургических заводов. Металл необходим для российской армии и флота. Строительство мануфактур за счёт казны. Льготы для всех успешных мануфактур.
  • - Слой крепостных крестьян России был неоднороден. Среди них были и зажиточные крестьяне и бедняки. Крестьяне могли заниматься промыслами в городе: торговлей или работой на мануфактурах. Немногим удавалось разбогатеть и они могли выкупить себя и свою семью.
  • - Знать при Петре получала большие владения земли. Крестьяне платили помещикам натуральный и денежный оброк, отрабатывали на их землях барщину. Положение крестьян ещё больше ухудшилось, когда правительство перешло к подушному налогообложению (вместо подворного).
  • - В 1724 году издан таможенный тариф, который увеличивал торговый баланс России за счёт большой пошлины с иностранцев. Пошлина на товары, которые не производились в России, составляла 10 %. Самую большую пошлину платили за ввоз железа, шелка, воска и парусины.
  • - В российских городах быстрыми темпами развивается ремесло, но уровень развития ремесла очень сильно отстаёт от европейского. Ремеслом в городе занимаются в основном бывшие крестьяне. Знаменитые российские ярмарки и их особенности. Расширение торговли с Европой.
  • - Контроль государства абсолютно над всеми сферами жизни. Развивается торговля между российскими городами. Расширяются торговые связи с Востоком. Государственная монополия на торговлю привела к пополнению казны, однако одновременно «расцветает» контрабанда в стране.
  • - Российская торговля продолжает развиваться, однако страны Европы пытаются оказывать давление на страну. Россия пытается сохранить независимость в торговле и диктовать свои условия. Российские купцы поворачиваются лицом к восточным странам, которые наиболее открыты.
  • - Длительное отсутствие государя, как и следовало ожидать, привело к восстаниям и попыткам перевернуть власть. Однако, по возвращении, молодой Петр I проявил все задатки сильного правителя, которого ждали впереди великие свершения. Он объявил «стрелецкий розыск».
  • - Царю следовало себя проявить и в качестве великого полководца. Отчасти именно поэтому был совершен Азовский поход, ставший знаменательным событием в российской истории. Он укрепил Петра I на троне, а также имел далеко идущие последствия для самого государства.
  • - Софья, старшая сестра будущего императора Петра I, страстно желала власти, но морально была не готова к ней. В итоге годы перед восшествием царя были полны смуты и противоречий, а также бунтов и восстаний. В такой атмосфере воспитывался будущий великий государь.
  • - Первые годы правления Петра I отличались сложностью и противоречивостью. Россия в конце XVIIв была вовсе не той страной, какой она стала к концу правления императора. Какой она досталась еще совсем молодому Петру, становится ясно из дальнейшего повествования.
  • - Какие именно нововведения и преобразования внедрил император в жизнь русского народа? Все, что поменялось с его правлением, исчезло навсегда, появилось и устоялось в политике, экономике, быту стало толчком для дальнейшего развития государственности в России.

Личность Петра Великого стоит в истории России особняком, так как ни среди современников, ни среди приемников и потомков не нашлось человека, который смог бы произвести такие глубокие изменения в государстве, настолько внедриться в историческую память русского народа, став при этом полулегендарной, но наиболее яркой ее страницей. В результате деятельности Петра Россия стала империей и заняла место среди ведущих европейских держав.

Петр Алексеевич родился 9 июня 1672 г. Его отцом был русский царь Алексей Михайлович Романов, а матерью Наталья Нарышкина — вторая жена царя. В возрасте 4 лет Петр потерял отца, который умер в 47 лет. Воспитанием царевича занимался Никита Зотов, который по меркам тогдашней России был очень образованным. Петр был младшим в большой семье Алексея Михайловича (13 детей). В 1682 году после смерти царя Федора Алексеевича при дворе обострилась борьба двух боярских кланов — Милославских (родственники первой жены Алексея Михайловича) и Нарышкиных. Первые считали, что престол должен занять больной царевич Иван. Нарышкины, как и патриарх, выступали за кандидатуру здорового и довольно подвижного 10-летнего Петра. В результате стрелецких волнений был выбран нулевой вариант: царями становились оба царевича, а регентом при них назначалась их старшая сестра — Софья.

Петра поначалу мало интересовали государственные дела: он часто навещал Немецкую Слободу, где познакомился со своими будущими соратниками Лефортом и генералом Гордоном. Большую часть времени Петр проводил в подмосковных селах Семеновском и Преображенском, где им были созданы потешные полки для увеселения, ставшие впоследствии первыми гвардейскими полками — Семеновским и Преображенским.

В 1689 году между Петром и Софьей происходит разрыв. Петр требует от сестры удаления в Новодевичий монастырь, потому что к этому времени Петр и Иван уже достигли совершеннолетия и должны были править самостоятельно. С 1689 по 1696 год Петр I и Иван V были соправителями, пока последний не умер.

Петр понимал, что положение России не позволяет ей полностью реализовывать свои внешнеполитические планы, а также стабильно развиваться внутренне. Было необходимо получить выход к незамерзающему Черному морю, чтобы придать дополнительный стимул отечественной торговле и промышленности. Именно поэтому Петр продолжает дело, начатое Софьей и активизирует борьбу с Турцией в рамках Священной Лиги, но вместо традиционного похода в Крым, молодой царь бросает всю свою энергию на юг, под Азов, взять который в 1695 году не удалось, но после постройки зимой 1695-1696 годах флотилии в Воронеже Азов был взят. Дальнейшее участие России в Священной Лиге, однако, начало терять смысл — Европа готовилась к войне за Испанское наследство, поэтому борьба с Турцией переставала быть приоритетом для австрийских Габсбургов, а без поддержки союзников Россия не могла противостоять османам.

В 1697-1698 годах Петр инкогнито путешествует по Европе в составе Великого посольства под именем бомбардира Петра Михайлова. Тогда он заводит личные знакомства с монархами ведущих европейских стран. За границей Петр получил обширные знания в навигации, артиллерийском деле, кораблестроении. После встречи с Августом II, саксонским курфюрстом и польским королём, Петр решает перенести центр внешнеполитической активности с юга на север и выйти на берега Балтийского моря, которые предстояло отвоевать у Швеции, самого мощного государства в тогдашней Балтике.

Стремясь сделать государство более эффективным, Петр I провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска, церковь подчинена государству, введен Духовный регламент, проведено деление страны на губернии, построена новая столица - Санкт-Петербург).

Понимая отсталость России в промышленном развитии от ведущих европейских держав, Петр использовал их опыт в самых различных областях - в мануфактурном деле, в торговле, в культуре. Государь уделял огромное внимание и даже насильно заставлял дворян и купцов развивать необходимые стране знания и предприятия. К этому можно отнести: создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов. Петр прекрасно понимал, насколько важны военные успехи страны, поэтому лично возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696 годов, принимал участие в разработке стратегических и тактических операций входе Северной войны 1700-1721 годов, Прутского похода 1711 года, Персидского похода 1722-23 годов.

7 Комментариев

Валуев Антон Вадимович

8 февраля отмечается День Российской науки, основателем которой стал Петр I Великий, выдающийся государственный и общественный деятель, Царь - реформатор, создатель Российской Империи. Именно его трудами в Санкт - Петербурге была учреждена Академия наук, в которой на благо России из поколения в поколение трудились выдающиеся представители отечественной и зарубежной науки. Позвольте поздравить коллег с профессиональным праздником и пожелать интересной работы, постоянно совершенствуя знания и опыт, при этом всегда оставась верным своим убеждениям, стремясь преумножить вековые традиции российской науки.

Валуев Антон Вадимович / Кандидат исторических наук, профессор Российской Академии естествознания

Указом Петра Великого в Санкт - Петербурге учрежден Сенат, высший орган государственной исполнительной власти. Сенат просуществовал с 1711 по 1917 годы. Один из самых важных и влиятельных институтов в системе светской государственной власти Российской Империи.

Валуев Антон Вадимович / Кандидат исторических наук, профессор Российской Академии естествознания

Поворотным пунктом в истории европейской модернизации общественно - политического строя России считается Великое Посольство молодого государя Петра Алексеевича. В ходе Посольства будуший император своими глазами увидел Западную Европу и оценил ее большой потенциал. После возвращения на родину процессы обновления многократно ускорились. Быстро развивались дипломатические и торгово - экономические отношения, промышленное производство, науки, культура и военное дело. В некотором смысле, это и было настоящее " окно в Европу ", которое для России открыл царь Петр.

Валуев Антон Вадимович / Кандидат исторических наук, профессор Российской Академии естествознания

Талант государственного деятеля виден в его отношении к развитию человеческого фактора, личности, социального потенциала страны. И здесь Петр I сделал многое для укрепления и общественных связей, и внутренней стабильности, и, в итоге, позиций Российской Империи на мировой арене. Кадровая политика Петровской эпохи базировалась на двух основах: таланте каждого человека - вне зависимости от его социального происхождения - и его стремления быть полезным Отечеству. В 1714 году Указом Петра было запрещено производство дворян в офицерское звание, если до этого они не прошли службу простыми солдатами. Спустя шесть лет в новом указе Петр закрепил право каждого старшего офицера на получение дворянского патента и передачи дворянского титула по наследству. На практике это означало, что благодаря своим талантам и проявленному в реальных условиях мужеству и героизму человек честно зарабатывал право на переход в иное, более высокое сословие. Это был важный шаг в обновлении сословной иерархии Российской Империи.

Валуев Антон Вадимович / Кандидат исторических наук, профессор Российской Академии естествознания

18 мая - вдвойне важная дата в военной истории нашего Отечества. В 1703 году в устье Невы тридцать русских лодок под командованием Петра l в ходе дерзкого рейда захватили два шведских военных фрегата, "Астрильд" и "Гедан". Это событие считают началом героической истории Балтийского флота. Год спустя, для укрепления военных позиций на Балтике, по указу Петра I заложен Кроншлот, форт Кронштадта. С тех пор прошло три столетия, и всегда Балтийский флот и Кронштадт защищали и защищают интересы России. Торжественные мероприятия в этот день проходят в Санкт - Петербурге и Кронштадте, городах военно - морской славы России. Основателю Российской Империи, Балтийскому флоту, Кронштадту - виват!!!

Смышленый Иван Михайлович

Хорошая, информативная статья. Хотя стоит заметить, что в курсе прозападной официальной истории, "совершенствуемом" в деле искажения Истины со времен первых Романовых-западников, Петр Романов выглядит благодетелем Отечества, "отцом народов" России-Евразии.
Но вот в народе русском сохранились-таки сведения, что "подменили немцы царя" - то ли в малолетстве еще, то ли уже в юности (А.А. Гордеев). А скорей всего, правда в том, что завербовали Петра 1-го иезуиты-католики, неустанно ведущую свою работу по осуществлению "Дранг нах Остен" - "Натиска на Восток” (Б.П. Кутузов).
Ибо "... надо сказать, что при Петре I колонизаторы уже не стеснялись вволю «расходовать людские ресурсы» захваченной ими страны - «в эпоху Петра Великого» убыль населения
Московской Руси составила, по оценкам разных историков-исследователей, примерно от 20 до 40% всего населения.
Впрочем, население Московской Руси сокращалось и вследствие бегства народа от деспотизма колонизаторов. А бежал народ от них в основном в Татарию (см. ниже).
Вообще-то, надо сказать, «европеизацию» Руси-Московии Петр Романов начал со своей семьи. Первым делом, жену свою из исконно русского рода, Евдокию Лопухину, заключил в монастырь - в тюрьму, то есть. Посмела возражать против издевательств мужа и его западноевропейского окружения над Отечеством - тем, видимо, зело мешала «внедрению западной культуры и прогресса».)
А вот девка Монс из немецкой слободы всемерно помогала Петру в том внедрении. На нее и поменял Петр русскую жену - красавицу и умницу. А сына Алексея, поскольку тот тоже с возрастом упорно не желал «европеизоваться», предал казни. Но перед тем Петр, используя все навыки, перенятые им у учителей-иезуитов, долго и упорно «вел розыск» в отношении Алексея. То есть, под пытками допрашивал сына - почему противится сей «европеизации», да кто у него сообщники в этом «темном» да злодейском, по мнению «царя-просветителя», деле (7)...."

(Из книги "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" (Москва, Алгоритм, 2012). Автор Г.Р. Еникеев).

Также об этом всем и еще о многом сокрытом от нас из подлинной истории Отечества читайте в книге “Великая Орда: друзья, враги и наследники. (Московско-татарская коалиция: XIV–XVII вв.)”.– (Москва,Алгоритм, 2011). Автор тот же.

Валуев Антон Вадимович / Кандидат исторических наук, профессор Российской Академии естествознания

Петру Великому Россия обязана многими преобразованиями. Так, именно согласно его указу от 15 декабря 1699 года в России утверждалось юлианское летоисчисление и юлианский календарь. С тех пор Новый Год в нашей стране стали отмечать не с 1 сентября, а с 1 января. При Петре Первом были заложены и многие важнейшие культурные атрибуты этого народного празднования - украшенные ели, фейерверки, новогодние карнавалы и многие другие зимние увеселения. Накануне Новогодних праздников, по традиции, принято подводить итоги прошедшего года и с надеждой строить планы на будущее. Хочется пожелать всем коллегам и участникам проекта приятных предновогодних хлопот, побольше радости, семейного тепла, уюта, счастья. Пусть в Новом, 2016 - м Году нас ждут новые творческие планы, удачные и интересные идеи, пусть они обязательно исполнятся!