Польская аристократия. Шляхта, поляки, ВКЛ ну и всё остальное историческое. Шляхта & Российская империя

Любители исторических романов Генрика Сенкевича не раз встречали в них такое понятие, как «шляхта». Значение слова этого, однако, не всегда было понятно из контекста. Давайте же узнаем, что означает данное существительное, а также рассмотрим историю явления, именуемого этим названием.

Что обозначает слово «шляхта»

Этим термином в Речи Посполитой именовался дворянский класс.

Фактически это существительное можно считать синонимом к терминам «знать», «дворянство». При этом шляхта - это особое явление, характерное именно для польской культуры. Кроме того, оно существовало в соседних Словакия) и тех, чьи земли в прошлом входили в состав Речи Посполитой (Беларусь, Литва, Украина).

Этимология

Российское слово «шляхта» было образовано от польского существительное szlachta. Оно, в свою очередь, вероятнее всего, образовано было от немецкого термина Schlacht (битва, сражение).

Также распространена версия, что «прародителем» «шляхты» было старонемецкое слово Slacht, обозначающее «породу, род».

Какая из этих теорий верна - неизвестно. Тем более что первые свидетельства об этимологии рассматриваемого слова появились лишь в XV в. При этом само понятие возникло минимум на 4 века раньше.

Кто такой шляхтич

Если шляхта - это общее название аристократии, то отдельный ее представитель именовался «шляхтич» или «шляхтянка» (если речь шла о женщине благородного происхождения).

Изначально (еще в период существования Королевства Польского) получить дворянство обычные люди могли в основном за боевые заслуги (кстати, отсюда и происхождение термина). Поэтому в ранние века были близки по своей роли к европейским рыцарям.

В более поздние времена стать дворянином стало намного сложнее, даже несмотря на славные подвиги на ратном поле. При этом на протяжении практически всей истории существования шляхты на ее представителях лежала ответственность за оборону страны.

По данным польских историков, в XVI-XVIII вв. существовало более десяти разновидностей шляхты. На них делили по разным категориям: по древности, по богатству, по наличию или отсутствию герба, земель или крестьян, по происхождению, по месту жительства и т. п.

Несмотря на множество разновидностей, шляхта - это всегда элита общества. Поэтому даже самый бедный безземельный шляхтич имел больше прав и привилегий, нежели самый зажиточный простолюдин.

Поскольку многие дворяне Речи Посполитой были бедны, главным богатством каждого аристократа были его honor i godnośc (честь и достоинство). Защищая их, даже самый небогатый дворянин мог бросить вызов знатному богачу.

Бытует заблуждение, что все шляхтичи обязательно были католиками. Это миф, хотя вопрос вероисповедания был весьма важен для Речи Посполитой, среди ее дворянства были представители разных христианских деноминаций.

История появления шляхты

Рассмотрев, что означает слово «шляхта», стоит обратить внимание на историю этого явления.

Первые рыцари-шляхтичи появились в XI в. Как уже было сказано выше, благородное звание они получали за военные заслуги. Интересно, что в те времена любой человек мог за боевые достижения получить дворянское звание. Причем это правило распространялось даже на рабов.

Благодаря такой политике в XI в. появилось огромное количество дворян, при этом они не имели гербов и земель, находясь на государственном обеспечении.

Начиная с XII в. шляхта - это землевладельческое сословие. С этого периода польские дворяне начинают постепенно подминать под себя управление всеми сферами жизни государства. Так получив земли, они за несколько десятков лет практически поработили крестьянство, лишив сельские общины самоуправления и введя крепостное право.

Ситуация с населением городов была не лучше. Поскольку мещане были людьми мирными, не участвующими в постоянных военных конфликтах, шляхта лишила их права владеть землей. Также дворяне постоянно облагали городских жителей налогами и грубо вмешивались во все их дела. Из-за этого промышленность государства практически не развивалась.

Золотая вольность

Разобравшись с тем, что означает «шляхта» и «шляхтич», стоит узнать о таком понятии, как «шляхетская демократия» или Złota Wolność (Золотая вольность).

Суть этой политической системы (которая сформировалась в Королевстве Польском, а потом распространилась и на Речь Посполитую) заключалась в том, что практически каждый дворянин принимал участие в управлении государством.

Хотя официально во главе страны стоял король, он единственный в Европе был выборным. И выбирал его состоящий из наиболее состоятельных шляхтичей, по структуре напоминает современный сенат в США), причем на место короля могли претендовать практически все состоятельные дворяне, независимо от древности рода.

Выбирался на всю жизнь, но шляхта имела законное право поднять против него восстание (рокош) и сместить неугодного с занимаемой должности. Кроме того, каждый член Сейма имел право вето, поэтому большинство законов в Речи Посполитой принимал не король, а шляхта.

Несмотря на свою прогрессивность, Золотая вольность имела и негативные стороны. Например, постоянные междоусобицы и борьба наиболее состоятельных дворян за власть. По этой причине в конце XVIII в. страна оказалась настолько ослабленной, что была завоевана тремя соседними государствами: Российской империей, Австрией и Пруссией.

Упадок и исчезновение шляхты как класса

После того как Речь Посполитая прекратила свое существование в XVIII в., огромная часть ее земель оказалась под властью Российской империи. Новые власти пришли к необходимости уровнять шляхтичей с русскими дворянами. Но оказалось, что польской знати было очень много (приблизительно 7 % от всего населения Польши, в то время как в России - 1 %).

Чтобы уменьшить ее количество, на протяжении всего XIX в. в империи вводились различные ограничительные законы, требующие от шляхтичей подтверждения древности своего рода документально. Однако собрать все необходимые справки могли далеко не все дворяне. Из-за этого почти половина из них были переведены в категорию простолюдинов.

Такая подлая политика способствовала многочисленным восстаниям, которые лишь усугубляли положение бывшей шляхты.

После событий 1917 г. на территории бывшей Российской империи и Речи Посполитой были попытки восстановить шляхту как класс и вернуть ей былые права и свободы. Однако добиться этого не удалось, и в 1921 г. последние привилегии дворян в Польше, Украине и Западной Белоруссии были упразднены, как и само сословие.

Шляхтичи – особая каста поляков, обосновывавшая свою уникальность не только статусностью, внешним видом или манерами, но и происхождением. Славянским корням в шляхетской родословной места не нашлось.

Другие славяне

События, происходящие в последнее время в Украине, возобновили оживленные дискуссии на тему межславянских взаимоотношений. Сегодня идеи панславизма, родившиеся в XVIII и окрепшие в XIXстолетии, как никогда поверглись девальвации. А ведь еще в середине XIX века чехи видели в объединении славян мощную политическую силу, способную противостоять германизму.

Чешская инициатива была поддержана Россией, однако Польша отнеслась к ней как минимум прохладно. Союз славян при доминирующей роли русского царя означал крах надежд на польское независимое государство. Свою роль в сопротивлении поляков идеям панславизма сыграла и религия: Католическая Польша традиционно выступала антагонистом православной Руси.

В Королевстве Польском, конечно, были свои славянофилы. С энтузиазмом идею славянского объединения воспринял князь Адам Чарторыйский, а декабрист Юлиан Любиньский и вовсе возглавил Общество объединенных славян - первую организацию, которая открыто провозглашала идеи панславизма.

Тем не менее, в части польской элиты всегда существовали идеи об особом статусе польского народа, что во многом мешало найти точки соприкосновения с соседями-славянами. Этнолог Станислав Хатунцев отмечал, что в ходе своего исторического бытия поляки во многом утратили многие ментальные свойства, компоненты духовного и материального уклада того старинного племени и приобрели вместо них черты психической организации, материальной и духовной культуры, типичные для кельто-романских и германских народов.

Польский историк Францишек Пекосинский, к примеру, выдвинул теорию о династическом происхождении польской шляхты, связывая это с выявленным им воспроизведением старых скандинавских рун в польских гербах, а также со скандинавскими выражениями, встречающимися в так называемых «заволанях». Однако в свое время и сами шляхтичи приложил руку, чтобы доказать уникальность своей родословной.

Мы сарматы

В XV – XVII столетиях, когда происходил завершающий этап формирования европейских народов, в Старом Свете набирает силу интерес к античной литературе. В древних книгах мыслители раннего Нового времени вели поиски истоков своих государств и наций. Романские страны видели свои корни в Римской империи, немцы – в древнегерманских племенах, на далеком Востоке нашли своих предков и поляки.

Одним из первых идею сарматизма выдвинул польский историк Ян Длугош (1415-1480). Он утверждал, что древними писателями и историками территория Польши называлась Европейской Сарматией, а поляки именовались «сараматами».

Позднее эта мысль была закреплена астрологом Мацеем Карпигой из Мехова (1457-1523) в его знаменитом трактате «О двух Сарматиях», выдержавшем в XVI веке 14 изданий. В своей работе автор обосновывал существенное отличие поляков, как потомков доблестных сарматов от московитов, произошедших от варварского племени скифов.

Следующие несколько столетий идея сарматизма была господствующей среди польской аристократии, превратившись из модного романтизированного увлечения в консервативный политический идеал – Шляхетскую Республику, где широкие демократические свободы доступны только для избранных.

Краеугольным камнем шляхетского сарматизма стала «золотая вольность», которая противопоставлялась как раболепной деспотичной Азии, так и буржуазной деловитой Европе. Впрочем, это не мешало шляхтичам сочетать в себе и восточную любовь к роскоши, и сугубо европейскую предприимчивость.

Отголоском идеологии сарматизма стал так называемый «польский мессианизм», развившийся в XVII-XVIII столетиях, согласно которому поляки в силу своего происхождения должны играть особую роль в судьбах мира, а Речь Посполитая должна стать «оплотом христианства, убежищем свободы и житницей Европы».

Подчеркивая уникальность

Сарматский миф всегда был важной идеологической базой для Польши, выступая в роли неофициальной национальной идеи. Польские историки сделали многое, чтобы укрепилось представление о том, что сарматские племена действительно проживали на территории Польши и заложили основы польской государственности.

Сарматское прошлое служило своего рода эталоном, по которому кроился образ идеального шляхтича. Он, как и его предок сармат – мужественный воин, беспощадный к врагам, но в то же время рыцарь, для которого честь и справедливость не пустой звук. Другая ипостась шляхтича – поляк-магнат, хранитель традиций патриархальной старины, гармонично вписывающийся в лоно сельской идиллии.

Важная особенность польского сарматизма – это культивирование рыцарского отношения к женщине, одной из составляющих которого был галантный обычай целования женской руки. Сторонники сарматской теории ссылались на то, что высокое положение женщины в обществе было несвойственно иным славянским народам. По мнению историков, на особый статус женщины в шляхетской культуре повлиял миф о сарматских амазонках.

Образ идеального шляхтича со временем прочно вошел в геном польской идентичности. «Бесстрашие, граничащее с почти безумием, когда человек идет на верную смерть в белом мундире, в гордо сдвинутой набекрень конфедератке, с розой в зубах, он знает, что он будет через минуту расстрелян, но он не позволяет себе ни на минуту выйти из этого образа идеального рыцаря-сармата, - это реалия польского национального характера вплоть до XX века», – пишет журналист Тамара Ляленкова.

Нельзя забывать и о другой стороне шляхетского мировоззрения – неуемном высокомерии, которым гоноровый шляхтич дистанцировал себя от литовцев, белорусов, украинцев, русских и даже значительной части поляков, проживавших на территории Речи Посполитой. В терминологическом смысле это выглядело как противопоставление сарматской элиты крестьянскому «быдлу» (Bydło – рабочий скот), с которым ассоциировалось, в том числе, и славянство.

Мало общего

Сарматизм и сегодня существует в польской культуре, правда, являясь скорее формой иронической самоидентификации. Иногда это слово употребляют, чтобы подчеркнуть уникальность польского характера, любые отличия от соседей-славян.

В наши дни разногласия внутри славянской семьи очевидны, и на то есть множество причин социально-политического и культурного характера. Одна из них ведет свой отсчет примерно с VI века нашей эры – именно тогда, по мнению исследователей, начал выходить из употребления общий для всех славян праславянский язык. Как выразился один из мыслителей, «славяне использовали национальные языки, скорее, для разделения, чем для объединения».

Однако различия между славянами объясняются не только посредством истории или языка. Польский антрополог и биоархеолог Януш Пионтек пишет, что с биологической точки зрения к славянам можно отнести разные группы, которые изначально населяли Южную, Центральную и Восточную Европу, и они заметно отличаются друг от друга.

«Славян с поляками связывает многое. Поляков со славянами - ничего. Им неуютно в своем славянстве, неуютно осознавать, что они из той же самой семьи, что украинцы и русские. То, что мы оказались славянами - это случайность», - констатирует польский писатель Мариуш Щигел.

События Второй мировой войны, последствия развала СССР во многом отдалили поляков не только от всего советского, но и в какой-то степени, от того, что является основой славянской идентичности. Тенденция последних десятилетий, когда ситуация заставляет граждан Польши искать работу и лучшие условия существования на Западе, приводит к тому, что поляки стали чувствовать больше общего с жителями Великобритании и Германии, чем с белорусами или украинцами.

Журналист Кшиштоф Василевский в статье «Славяне против славян» постсоветский период в истории Польши называет годами трансформации, когда поляки «любой ценой старались стать похожими на Запад, отмежевываясь от всего, что носило отпечаток Востока».

Вполне закономерно, что польские историки выискивают теории общих корней с кем угодно – с германцами, скандинавами, сарматами, с брезгливостью относясь к словам автора древнейшей польской хроники Галла Анонима: «Польша - часть славянского мира».

В современной Польше её граждане уравнены в правах и сословных различий не имеют. Однако каждый поляк хорошо знает значение слова привилегированное сословие существовало в государстве почти тысячу лет, начиная с 11 века и по начало 20, когда в 1921 году были упразднены все привилегии.

История возникновения

Существуют две версии возникновения верховного дворянства Польши, шляхты.

По первой, считающейся более правдоподобной и принятой официально, считается, что польская шляхта возникла эволюционно в результате социально-экономических преобразований.

Разрозненные славянские племена, жившие на территории Восточной Европы, постепенно разрастались и объединялись в союзы. Самый крупный получил название ополе. Первоначально во главе ополя стоял совет старейшин, избиравшийся из представителей самых сильных и уважаемых родов. В дальнейшем управление отдельными территориями ополя было разделено между старейшинами и стало передаваться по наследству, а сами старейшины стали называться князьями.

Постоянные войны и конфликты между князьями привели к необходимости создания воинских подразделений. Воины набирались из числа свободных людей, не привязанных к земле. Из этого-то класса и выросло новое привилегированное сословие - шляхта. В переводе с немецкого языка слово «шляхта» означает «сражение».

А вот что представляет собой вторая версия возникновения сословия. Она принадлежит профессору Краковского университета, Францишеку Ксаверию Пекосинскому, жившему в 19 веке. По мнению учёного, польская шляхта не была рождена эволюционно в недрах польского народа. Он убеждён, что первые шляхтичи были потомками полабов, воинственных славянских племён, вторгшихся на территорию Польши в конце 8 - начале 9 века. В пользу его предположения говорит тот факт, что на родовых гербах самых древних шляхетских семей изображены славянские руны.

Первые летописи

Первое упоминание о польских рыцарях, ставших родоначальниками дворянского сословия, сохранилось в летописи Галла Анонима, умершего в 1145 году. Несмотря на то, что составленная им «Хроника и деяния князей и правителей польских» подчас грешит историческими неточностями и пробелами, она всё же стала главным источником сведений о формировании польского государства. Первое упоминание о шляхте связано с именами Мешко 1 и его сына, короля Болеслава 1 Храброго.

В правление Болеслава было установлено присвоение статуса «владыки» каждому воину, оказавшему королю значительную услугу. Об этом есть запись, датируемая 1025 годом.

Король польских рыцарей

Болеслав 1 Храбрый жаловал почётное звание не только князьям, но и рабам, хотя первые вытребовали себе особый статус - «можновлады», чем гордились особо. Вплоть до конца 11 века владыки, они же - рыцари, они же - родоначальники шляхетского сословия, не имели своих земельных владений.

В 12 веке, при Болеславе Кривоустом, рыцарское сословие из перекати-поле превратилось в землевладельцев.

Европа середины прошлого столетия знает рыцарей как воинов церкви, несущих христианскую веру язычникам. Польские же рыцари начинались не как воины церкви, а как защитники князей и королей. Болеслав 1 Храбрый, учинивший это сословие, и был сначала князем Польши, а потом самопровозглашённым королём. Он правил почти 30 лет и остался в истории как очень умный, хитрый и смелый политик и воин. При нём Королевство Польское значительно расширилось за счёт присоединения чешских территорий. Болеслав ввёл в состав Польши часть Великой Моравии. Благодаря ему город Краков, столица Малой Польши, навсегда вошёл в Королевство Польское. Долгое время он был столицей государства. Это и по сей день - один из самых крупных городов страны, важнейший культурный, экономический и научный её центр.

Пясты

Династия Пястов, к которой принадлежал король Болеслав, правила страной четыре века. Именно при Пястах Польша пережила период наиболее бурного развития во всех областях. Основы современной культуры Польши были заложены именно тогда. Не последнюю роль в этом сыграла христианизация страны. Процветали ремёсла и сельское хозяйство, были установлены прочные торговые связи с приграничными государствами. Шляхетское сословие активно участвовало в процессах, способствующих развитию и возвеличиванию Польши.

Разделение шляхты и рыцарства

К польская шляхта представляла собой довольно многочисленное и очень влиятельное сословие. Теперь вступить в него просто так, за рыцарский подвиг, стало нельзя. Были приняты законы об индигенате, адопции и нобилитации. Шляхтичи отгораживались от прочих сословий, оказывая давление на короля. Они могли себе это позволить, так как за несколько столетий стали самыми крупными землевладельцами в государстве. А в правление короля Людовика Венгерского добились неслыханных доселе привилегий.

Кошицкий привилей

Людовик не имел сыновей, а его дочери не имели права на престол. Чтобы получить для них это право, он пообещал дворянам-шляхтичам отмену почти всех обязанностей по отношению к монарху. Так, в 1374 г. вышел знаменитый Кошицкий привилей. Теперь все важные государственные должности занимала польская шляхта.

В соответствии с новым договором, дворянство существенно ограничивало власть королевской семьи и верховного духовенства. Шляхтичи освобождались ото всех налогов, за исключением земельного, но и он был мизерным - с одного поля в год взималось всего 2 гроша. При этом дворяне получали жалованье, если участвовали в боевых действиях. Они не были обязаны строить и ремонтировать замки, мосты, городские здания. Во время поездок королевской особы по территории Польши шляхтичи уже не сопровождали ее в качестве охраны и почётного эскорта, с них также была снята обязанность обеспечивать короля продовольствием и жильём.

Речь Посполитая

В 1569 году Королевство Польское объединилось с Великим Княжеством Литовским в единое государство, Речь Посполитую. Политический строй в новом государстве принято называть шляхетской демократией. На деле же никакой демократии не было. Во главе Речи Посполитой стоял избираемый пожизненно король. Его титул не передавался по наследству. Вместе с монархом управление страной осуществлял Сейм.

Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской избы. Сейм состоял из высших государственных чиновников и верховного духовенства, а Посольская изба - их выборных представителей шляхетского сословия. По сути дела, история Речи Посполитой - это история того, как дворянство самовластно и неразумно управляло собственным государством.

Власть шляхты над Польшей

При слабой монархии польские шляхтичи добились огромного влияния на законодательные и исполнительные органы власти. Историками шляхетское самоуправление оценивается как предпосылка к анархии.

Данное заключение построено на неограниченном влиянии шляхтичей на политические и экономические процессы в стране. Шляхта имела право вето, если король намеревался созвать ополчение, принять какой-либо закон или установить новый налог, последнее слово, быть этому или не быть, всегда стояло за шляхтой. И это при том, что само шляхетское сословие было защищено законом о личной и имущественной неприкосновенности.

Взаимоотношения шляхты с крестьянами

После присоединения в 14-15 вв. к Польше малозаселённой Червонной Руси польские крестьяне начали переселяться на новые территории. С развитием торговли сельхозпродукция, произведённая на этих землях, стала пользоваться за рубежом повышенным спросом.

В 1423 году свободы общин крестьян-переселенцев ограничили очередным законом, введённым под давлением шляхетского сословия. По этому закону крестьяне были обращены в крепостных, обязывались исполнять панщину и не имели права покидать местность, на которой проживали.

Взаимоотношения шляхты с мещанами

История Речи Посполитой помнит и то, как шляхта третировала городское население. В 1496 году вышел закон, запрещающий мещанам покупать земельные участки. Причина выглядит надуманной, так как аргументом в пользу принятия данного постановления было лишь то, что горожане имеют тенденцию уклоняться от воинских обязанностей, а закреплённые за землёй крестьяне - потенциальные рекруты. И их городские хозяева-мещане будут препятствовать призыву своих подданных на военную службу.

По этому же закону работа промышленных предприятий и торговых заведений контролировалась старостами и воеводами, назначаемыми из числа шляхтичей.

Шляхетское мировоззрение

Постепенно польская шляхта начала воспринимать себя высшим и лучшим из польских сословий. Несмотря на то, что в общей массе шляхтичи не были магнатами, а имели довольно скромные владения и не отличались высоким уровнем образования, они имели чрезвычайно высокую самооценку, ведь шляхтич - это прежде всего гонор. В Польше слово «гонор» до сих пор не имеет негативного подтекста.

На чём же зиждилось столь необычное мировоззрение? В первую очередь на том, что каждый дворянин, избранный в Правительство, имел право вето. Тогдашняя шляхетская культура подразумевала даже пренебрежительное отношение к королю, которого избирала по своему усмотрению. Рокош (право непослушания королю) ставил монарха на одну ступень с подданными из шляхетского сословия. Шляхтич - это человек, одинаково презирающий все сословия, кроме своего, и уж если сам король для шляхтича - не авторитет и тем более не то что говорить про крестьян и мещан? Их шляхтичи именовали холопами.

Чем же занимала своё время эта праздная часть населения Речи Посполитой? Любимыми занятиями шляхтичей были пиры, охота и танцы. Нравы польских дворян красочно описаны в исторических романах Генрика Сенкевича «Пан Володыевский», «Огнём и мечом» и «Потоп».

Однако всё когда-то кончается. Закончилось и самовластие шляхты.

Польша в составе Российской империи

В конце 18 века часть территорий Речи Посполитой вошла в Вот тогда и начались так называемые разборы шляхты. Под этим термином понимается комплекс мероприятий, проведённых российским правительством. Они были направлены на ограничение безраздельной и нецелесообразной, в рамках государственного развития, власти польского дворянства. К слову сказать, в то время процент дворянского населения в Польше составлял 7-8%, а в Российской империи едва достигал 1,5%.

Имущественный статус шляхтичей не дотягивал до принятого в России. По государеву Указу от 25 сентября 1800 года к дворянскому сословию можно было отнести тех жителей Привислинских губерний (так назывались польские земли в составе России), которые смогут в течение двух лет представить документальные доказательства своего статуса, датируемые шляхетскими 1795 года. Всех остальных распределят по иным сословиям - крестьянскому, мещанскому и вольнохлеборобскому. Во время шляхетского самоуправления в Речи Посполитой шляхетское сословие активно пополнялось новыми членами. К моменту присоединения к Российской империи среди шляхтичей были те, кто успел получить этот статус от Дворянского депутатского собрания, но не имел подтверждения из Герольдии Сената. Эта категория была исключена из списка рассматриваемых на причисление к дворянству.

После польского восстания 1830-1831 годов Сенатом было принято Постановление об упорядочении поляков, относящих себя к шляхте, и о разделении их на три категории с последующим причислением к дворянскому сословию.

С момента вступления в силу данного Постановления Дворянским собраниям запрещалось выдавать полякам свидетельства о дворянстве, если названный статус не был заверен в Герольдии.

Поляки-шляхтичи, представившие документы на предоставление дворянства, были записаны гражданами или однодворцами. Все остальные записывались в государственные крестьяне.

Шляхтичи, не утверждённые в не имели права покупать землю с крестьянами. В конечном итоге они пополнили мещанский класс и крестьянство.

Конец шляхетского сословия

Закончилась эпоха польской шляхты с обретением Польшей (в начале 20 века) независимости от Российской империи. В новой Конституции от 1921-1926 гг. ни разу не упоминаются слова "шляхта" или "дворянство". Отныне и навсегда в новопровозглашённой Польской Республике все её граждане были уравнены в правах и обязанностях.

Слово «шляхта» происходит от средневерхненемецкого Geschlecht (род, порода), или от Schlaht (битва). Из немецкого языка в XIII веке оно вместе с многими другими терминами из области государственно-правовых отношений проникло сначала в чешский, а затем в польский язык. В Польше в XIII – XIV веках словом «шляхта» стали называть формирующееся в это время военно-служилое сословие.

С заключением в 1385 году Кревской унии и началом публикации первых земских привилеев этот термин распространился также и на территории Великого княжества Литовского (ВКЛ). Здесь в это время имели хождение другие термины для обозначения военно-служилого сословия, среди которых важнейшая роль принадлежала «боярам». В течении XV – XVI веков различные термины в государственно-правовых документах бытовали параллельно. Но по мере эволюции политического устройства ВКЛ и оформления шляхты как единого сословия произошла постепенная унификация терминологии.

Происхождение шляхетского сословия ВКЛ

В процессе становления шляхетского сословия на территории ВКЛ можно выделить несколько этапов. Первый соответствует периоду с середины XIII до конца XIV веков. В это время в продолжение традиции Древнерусского государства княжеские дружинники и воины, происходившие с территории Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств по-прежнему именовались «баляры», или «бояре». Со второй половины XIII века так же именовались дружинники великого князя литовского, а также дружинники удельных князей и даже крупных землевладельцев.

Батальная сцена на одной из миниатюр Радзивилловской летописи XV века

Принадлежность всех этих людей к общей группе определялась общей для всех обязанностью служить своему князю, что, в свою очередь, давало им права на получение от него кормлений и возможностей приобретения и держания земельной собственности. В состав этой категории входили лица различной социальной и имущественной принадлежности. Среди них были как потомки мелких литовских князей, а также старшей дружинной знати, являвшиеся богатыми наследными собственниками-вотчинниками своих земель, так и находящиеся в личной зависимости слуги князя, за службу получавшие от него стол, содержание, одежду, оружие и подарки, а также часть военной добычи.

Исследования показывают, что подавляющее большинство бояр по своему имущественному положению были людьми небогатыми. Как правило, они владели лишь небольшой усадьбой и одним-двумя зависимыми людьми-челядинами, или вовсе не имели своей земельной собственности.

Второй этап датируется временем между окончанием XIV и первой половиной XVI веков и связан с правовым оформлением военно-служилого сословия. Начало этому процессу было положено в 1387 году изданием великим князем литовским Ягайло первого земского привилея в ознаменование заключения Кревской унии с Польшей. В нем говорится, что воинская повинность в ВКЛ распространяется не только на «людей, носящих оружие, или бояр» (armigeri sive boyarines), но на всех мужчин, к этому способных.

Те из бояр, которые принимали католическую веру, а также их наследники, получали права владеть, держать, продавать, дарить, менять свои земли по собственной доброй воле. Жившие на этих землях крестьяне должны были выполнять в его пользу те повинности, которые полагалось выполнять в пользу князя. Они также освобождались от выполнения всех других принудительных работ, за исключением замковой повинности. Привилей гарантировал эти права как в отношении самих бояр и их прямых наследников, так и в отношении их вдов.

В 1413 году был издан Городельский привилей, адресатом которого являлись «паны, шляхтичи и бояре» (nobiles, barones, boyares) католического вероисповедания. Привилей подтверждал их старые владельческие права и предоставлял новые: занимать земские и придворные должности, участвовать в заседаниях великокняжеской Рады и в деятельности общих сеймов, распоряжаться доходами с полученных в качестве пожалований великокняжеских имений, т.е. те же права, которыми к тому времени уже пользовалась польские паны и шляхта. С целью укрепления боевого братства поляки даровали литовским боярам свои гербы. Семьи, пользующиеся одним гербом, рассматривались как родственники друг друга.

Хотя вышеназванные права предоставлялись первоначально лишь боярам-католикам, в результате междоусобной войны 1430 – 1434 годов в ВКЛ они оказались распространены также и на православных. Соответствующие решения были проведены в привилеях Ягайлы 1432 года и Сигизмунда Кейстутовича 1434 года.

Казимир IV Ягеллон, великий князь литовский в 1440 – 1492 годах, король польский в 1447 – 1492 годах

Закрепление привилегированного характера военно-служилого сословия ВКЛ произошло в привилее Казимира IV Ягеллона, изданном в 1447 году. В этом документе нашли подтверждения права бояр на земли и собственность, дарованные им предками Казимира, были гарантированы основные права на владение, наследование, продажу, залог и обмен имений. После смерти боярина его владения не могли быть конфискованы, а передавались его наследникам. Кроме того, дочери и родственницы бояр могли выходить замуж без ведома князя или его наместника.

Одним из важнейших положений привилея было освобождение живших во владениях бояр зависимых крестьян от уплаты любых повинностей в пользу государственной власти с передачей права на получение соответствующего дохода за их владельцем. На боярские владения распространялось также права судебного иммунитета, что делало их владельца единственным судьей для своих крестьян. Привилей подтверждал личную свободу и неприкосновенность бояр, гарантировал принцип личной ответственности при судебных конфликтах, предоставлял боярам ряд других привилегий, в том числе свободу выезда за границу для службы.

Права и обязанности шляхты

Правовое положение шляхетского сословия, созданное великокняжескими привилеями XIV – XVI веков и получившее окончательное оформление в Статутах ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов, резко отличалось от правового положения иных категорий населения. Шляхта могла владеть землей на правах личной собственности, имела право беспошлинно торговать продукцией своих имений, в том числе вывозить их за границу, была освобождена от выплаты таможенных пошлин на товары, приобретенные за границей для личного пользования, а также от всех других налогов и повинностей, кроме обязанностей несения военной службы во время войны и выплаты денежных средств на военные нужды, которые собирались по решению общего сойма.

Шляхтич имел право оставлять службу у одного магната и переходить к другому, а также свободно выезжать за пределы страны. Он сохранял свободу независимо от того, как долго находился на службе у того или иного магната или проживал на арендованной у него земле. В законодательных актах провозглашались неприкосновенность личности шляхтича, которого было нельзя заключить в тюрьму до суда. Судить его могли только равные ему другие шляхтичи. Только шляхта имела право занимать государственные должности и участвовать в заседаниях сойма. Для защиты общих интересов шляхта имела право объединяться в политические союзы-конфедерации.


Основным занятием для большинства шляхтичей в мирное время были охота, пиры и танцы, сформировавшие особый тип шляхетской культуры XVI – XVIII веков

Основной обязанностью шляхты являлась военная служба. В 1502 году на сейме в Новогородке было установлено, что каждый землевладелец должен переписать своих людей и списки отдать Великому князю под присягою, что ничего не утаил. С каждых десяти имевшихся у него служб (крестьянских дворов) шляхтич должен был выставить с собой ратника в «зброе» (вооруженного – прим. ред.), на коне и с копьем. Начиная с 1528 года ратник в полном вооружении должен был выставляться с каждых восьми служб. Кто имел только восемь, обязан был выезжать сам. В документах их называли «конные бояры, якия людей не маюць», или «пешая шляхта». У кого людей было меньше или совсем не было, должны были снаряжать воина вскладчину от соответствующего числа крестьянских дворов в их собственности.

Было установлено, что не явившийся к сроку на сборный пункт подвергается штрафу в 100 грошей, кто не выедет неделю спустя, теряет имение, а за дезертирство полагалась смертная казнь. В 1528 году было установлено, как должен быть снаряжен воин в походе: «на добром кони во зброи з древом, с прапором, на котором бы был панцер, прылъбица, меч, або корд, сукня цветная, павеза и остроги две». В том же году был составлен список, кто и сколько всадников по призыву к ополчению должен выставить. Наибольшее число воинов выставляли Виленское воеводство (3605 человек, из которых 466 всадников со всех своих имений должен выставить виленский воевода Гоштовт), Трокское воеводство (2861 человек, из которых трокский воевода выставлял 426 всадников), а также Жмудская земля (1839 человек, из них 371 всадника выставлял жемайтский староста). Общая численность посполитого рушения могла достигать 10 178 воинов.

Эти и другие данные переписей войск ВКЛ в 1528, 1565 и 1567 годах явно показывают огромную имущественную разницу между различными представителями одного сословия. В то время, когда крупные феодалы могли выставить в армию целые конные отряды, представители мелкой шляхты не имели даже положенного вооружения. По количеству выставленных шляхтой воинов их можно разделить их на пять основных категорий в зависимости от величины земельных владений. К первой группе относятся самые мелкие шляхтичи (1 всадник), затем мелкие (2 – 10 всадников), средние (11 – 50 всадников), крупные (60 – 100 всадников), магнаты (более 100 всадников).

Абсолютное большинство военнообязанных шляхтичей принадлежит к группе самых мелких и мелких землевладельцев. В 1528 году они составляли 2562 человек, или 81 процент всех шляхтичей, явившихся на смотр из белорусских поветов (уездов). При этом они выставляли 53,6 процента всех (3873) лошадей из белорусских поветов, или 10,5 % всех (19817) лошадей ВКЛ.

Категории шляхты

Наиболее заметной группой господствующего сословия являлась высшая знать, в состав которой вошли потомки удельных русских и литовских князей и старших дружинников, богатые вотчинники, и крупные землевладельцы, крупнейшие иерархи церкви. Примерно с середины XV века для ее обозначения в государственно-правовых актах начинает использоваться термин «паны». В Статутах ВКЛ и других документах выделяются следующие их категории:

  • «Паны радные» – высшая знать, представители которой занимали придворные должности и заседали в составе Рады ВКЛ;
  • «Паны хоруговные» – крупнейшие землевладельцы, выступавшие в поход под своими знаменами (хоругвами) во главе собственных отрядов;
  • «Панята» – богатые землевладельцы, выступавшие на войну под особой хоругвой в составе особого отряда, отдельно от поветового ополчения шляхты.

Как правило, панами-радой и панами хоруговными являлись представители одних и тех же семей. Во второй половине XVI века эта группа по польскому образцу стала называться «магнатами». «Попис войска ВКЛ» 1528 года насчитывал 23 магнатских рода, аналогичный документ 1567 года – уже 29 родов, каждый из которых владел более чем тысячей крестьянских дымов.


Магнаты Речи Посполитой первой половины XVII века. Фрагмент картины Томаша Долабеллы

На более низкой в сравнении с этой группой ступени находились «бояре-шляхта», или со второй половины XVI века – просто «шляхта», – которые также были внутренне весьма неоднородной группой. Ее костяк составляли средние и мелкие собственники, которые обладали хорошей оседлостью и владели одним или несколькими имениями с собственными землями и обрабатывавшими их зависимыми крестьянами. Они, как правило, имели наследственные гербы, или наделялись ими, получив шляхетство от короля. Впоследствии, в XVII – XVIII веках, эта группа получила название «фольварочной шляхты».

Еще ниже ступенью находилась наиболее многочисленная группа малоимущей шляхты, владевшей лишь 5 – 10 волоками земли (волока - 21,36 га), которые, при отсутствии зависимых крестьян, они обрабатывали собственными силами. Совершенно не отличаясь от крестьянства в имущественном плане, малоземельная шляхта пользовалась всеми основными привилегиями своего сословия и обладала характерной корпоративной культурой. Зачастую образовывались целые шляхетские поселения, так называемые «застенки» или «околицы», которые были обособлены от соседних крестьянских поселений. Их население известно как «застенковая», «околичная» или «загоновая» шляхта.

Наконец, в самом низу находилась безземельная шляхта («голота»), которая жила за счет аренды государственных или магнатских земель на условиях выплаты оброка («чиншевая шляхта»), или за счет службы («служилая шляхта»).


«Шляхтич на загроде равен воеводе». Небогатый шляхтич, рисунок XVIII века

Особенностью Великого княжества Литовского являлось наличие значительной по численности промежуточной группы, занимавшей положение между шляхтой и крестьянами. Таким промежуточным статусом, например, обладали «панцирные бояре», или «панцирные слуги», набиравшиеся из вольных людей, крестьян и мещан и селившиеся в пограничных с Московской державой районах. На условиях бесплатного пользования наделами и рядом других привилегий они должны были участвовать в походах «с имений своих поспол (наравне – прим. ред.) с бояры», а также нести пограничную и гарнизонную службу. Между походами они должны были подчиняться местному каштеляну.

Другой подобной группой являлись «путные бояре» («путные слуги», «сельские путники»), выполнявшие «путную службу», т.е. поездки по поручениям администрации и за это получавшие аналогичные права пользования полученным от Великого князя земельным наделом. Пока границы шляхетского сословия оставались открыты, эти военнообязанные крестьяне часто стремились, – и в большинстве случаев им это действительно удавалось, – попасть в его ряды. Известны, однако, и противоположные случаи, когда бояре-слуги, которые не могли выполнять свои обязанности, переводились в категорию зависимых крестьян.

Литература:

  • Любавский М.К. Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно. – Мн.: Беларуская навука, 2012, – 397 с.
  • Лойка П. А. Шляхта беларускіх зямель у грамадска-палітычным жыцці Рэчы Паспалітай другой паловы ХVІ – першай трэці ХVІІ ст. – Мн., 2002. – 99 с.
  • Саганович Г. М. Войска Вялікага Княства Літоўскага ў ХVІ – ХVІІ ст. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1994. – 79 с.
  • Селицкий А. И. Польская шляхта в социально-правовой системе Российской империи // Поляки в России: XVII – XX вв.: Материалы Международной научной конференции. – Краснодар: «Кубань», 2003. – с. 105–128.
  • Грицкевич А.П. Формирование феодального сословия в Великом княжестве Литовском и его правовые основы (ХV – ХVІ вв.). // Первый Литовский Статут 1529 г. Вильнюс, 1982.
  • Грыцкевiч А.П. Шляхта. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.6, кн. 2. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.220 – 223.
  • Грыцкевiч А.П. Баяры. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.1. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.338.
  • Ткачоў М. А. Баяры панцырныя. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.1. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.339.