Что такое истинные и ложные ценности. Истинные и ложные ценности в романе «Война и мир» (Толстой Лев Н.). Притча “Ценное кольцо”

Приложение 2

Методическая разработка классного часа, направленного на духовно-нравственное воспитание школьников

Тема : «Ценности современного мира: истинные или ложные?»

Класс : 5-6

Цели классного часа :

Обратить внимание учащихся на изменение ценностных ориентаций нынешнего поколения;

Показать, что ложные ценности современного мира ведут к духовной деградации;

Научить отличать истинные ценности от ложных.

Оборудование: мультимедийное устройство, интерактивная доска, раздаточный материал для рефлексии (см. Приложение №1)

Ход классного часа

I . Самоопределение к деятельности

Учитель (или заранее приготовленный ученик) читает стихотворение:

Время сейчас такое…

Искренность? Нет, не видел…

Люди теперь с ценою

В самом гламурном виде.

Книг электронных мода,

Ценности так банальны.

Вместо секретов - коды,

Радости виртуальны.

Кажется всё подделкой -

Сердце внутри пустое…

Искренность стала мелкой.

Время сейчас такое…

Мир в цифровом формате.

Нравственность? Нет, не знаю…

Совесть теперь не катит,

Лучше про связь «Вай-Фая».

Время сейчас такое:

Овцы рычат на волка.

Искренность? - Спит с покоем

Правда - в стогу иголка…

(Ирина Самарина-Лабиринт)

Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (Стихотворение о том, что мир сильно изменился, и не в лучшую сторону, мы живем неправильно, «ценности стали банальны» и т.п.)

Подумайте теперь, как стихотворение связано с темой нашего классного часа, и попробуйте определить его тему (Тема классного часа - ценности, мы поговорим о том, какие ценности правильные, а какие - нет)

II . Актуализация знаний

Ребята, вы абсолютно правы. Мы сегодня поговорим о ценностях современного мира и попробуем ответить на вопрос: истинные они или ложные. А как вы понимаете слово «ценность»?

(Ответы учеников)

III . Работа по теме классного часа

Посмотрите на экран, прочтите словарное определение этого слова:

«ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом» (Большой энциклопедический словарь)

Теперь, когда мы с вами точно знаем, что такое ценность, несложно определить, какие ценности являются истинными, или правильными.

Свои ответы ученики вписывают в таблицу, которая изображена на экране интерактивной доски.

Примерные ответы (в пример взяты ответы учеников 6 класса «Токурской СОШ»)

Истинные ценности

Семья, родители

Дружба, друзья

Настоящая любовь

Искреннее общение

Здоровье

Молодцы, ребята, совершенно верно определили ценности, которые должны быть у любого человека. Но вот такие ли они сейчас? (Нет, не всегда, не у всех)

Действительно, ценности меняются и, к сожалению, не в лучшую сторону, становятся ложными. И эта актуальная проблема нашего общества не оставила равнодушным кубинского художника Анхеля Болигана. Он создал ряд ироничных иллюстраций, которые помогут нам увидеть современные ценности и призадуматься.

Работа с иллюстрациями (выводятся на экран), параллельно заполняется правая часть таблицы - «Ложные ценности».

Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на ней? (Обычная семья проводит время вместе в Новый год)

Так ли мы должны проводить самый добрый, семейный праздник - Новый год? (Нет, праздник - это повод собраться всем вместе, поговорить по душам, весело провести время, это момент единения всей семьи. А иллюстрация нам показывает, что каждый член семьи занят собой и своим гаджетом, вроде бы вместе, а на самом деле - врозь. Вместо теплой атмосферы паутина проводов)

Какая истинная ценность здесь подменена на ложную? (Гаджеты, дорогая техника (записываем в таблицу) здесь важнее семьи и времени, проведенного с родными)

Ребята, перед нами еще одна иллюстрация Анхеля Болигана, ее название - «Сохранить дух Рождества». Какую проблему изобразил художник? (Человек копирует елочные игрушки и этими копиями украшает елку. Он заменяет настоящую радость, истинный «дух Рождества», дух праздника на бумажные копии)

А вы встречались с тем, чтобы мы истинное, настоящее заменяли бездушными копиями? Тяжело ответить? А вспомните, как часто мы вместо того, чтобы улыбнуться друг другу, поговорить лично за чашкой чая, погулять на свежем воздухе, просто отправляем сообщение со смайликом? Какую ценность мы подменяем? (Радость искреннего общения на бездушные копии, мы часто притворяемся, надеваем маски)

Думаю, ситуация, изображенная на иллюстрации под названием «Одинокий игрок», вам знакома. Какую проблему здесь поднял художник? (Мальчик, выйдя на улицу, чтобы поиграть с друзьями в футбол, видит, что виртуальные игры вытеснили реальные. Яркие, настоящие эмоции заменяются ложными, ненастоящими, а дружба и друзья - телефонами)

А чем это может для нас обернуться? Над чем заставляет задуматься кубинский художник? (Мы можем потерять близких друзей, стать одинокими, ведь ничто не заменит настоящего общения)

Ребята, а эта иллюстрация Анхеля Болигана поднимает экологическую проблему. Что изображено на картинке? (Перед Новым годом вырубили все елки в сквере перед домом, чтобы на пару недель поставить их у себя дома, а потом выбросить)

Какую проблему поднимает художник? (Мы не бережем природу, не заботимся об экологии. Временные удовольствия для нас важнее, чем возможность для наших будущих детей дышать свежим воздухом)

Ребята, подмена истинных ценностей на ложные волнует не только кубинца Анхеля Болигана, но и польского карикатуриста Павла Кучински . Давайте рассмотрим одну из его иллюстраций. Что она нам показывает? (Иллюстрация показывает, что у каждого человека есть два пути: познавать мир через книги или через телевизор. Первый путь сложнее, но он позволяет нам достичь духовного совершенства. Второй путь гораздо проще, но он делает нам духовными инвалидами)

Здесь Павел Качински увидел, на мой взгляд, довольно серьезную проблему нашего мира. Как вы считаете, какую? (Хоть здесь и изображен значок «Фейсбука», но речь идет о социальных сетях вообще. Мы не видим реального мира, мы смотрим на него сквозь призму социальных сетей и Интернета)

Действительно, я тоже замечала, что многие даже говорят статусами из социальных сетей, а не высказывают собственное мнение. Но так мы с вами никогда не сформируемся как личности, не наберемся жизненного опыта. Именно поэтом Павел Качински и показывает нам нашу зависимость от соцсетей в виде тюремной решетки. А ведь перед нами открыты двери в реальный мир, который может нас научить гораздо большему.

По итогам беседы у нас получилась такая таблица:

Истинные ценности

Ложные ценности

Семья, родители

Гаджеты, дорогая техника

Дружба, друзья

Компьютерные игры

Настоящая любовь

Искреннее общение

Развитие внутреннего мира, образование

Бездумный просмотр передач по телевизору, зависимость от соцсетей

Здоровье

Окружающая среда, природа, экология

Временные, эгоистичные удовольствия

IV . Делаем выводы

Ребята, посмотрите на таблицу, которая у нас получилась. Устраивает ли вас современное положение дел? К чему могут привести такие ценности? (Мы перестанем ценить любовь и дружбу, внутреннюю красоту и искренность. Мы станем одинокими, нам не к кому будет обратиться за помощью, мы станем одинокими. Мы перестанем мыслить, не будем иметь собственного мнения, и нами легко будет управлять)

А что нужно сделать, чтобы этого не произошло? (Нужно изменить мир, а начать с себя)

V . Рефлексия

Спасибо вам за работу, ребята. Напоследок я попрошу вас представить, что вы пишете телеграмму своем товарищу. Вам нужно коротко написать о том, чему научил вас этот классный час, что в вас изменилось.

Ответы (выдержки) шестиклассников:

«Знаешь, лучше посидеть попить чай с другом, чем играть в виртуальные игры»

«Главное - это любовь и уважение. Во мне изменилось состояние души»

Https://post-pak.ru

Приложение 1

Бланк телеграммы для этапа рефлексии

П. Чехов «Попрыгунья»

Ольга Ивановна всю жизнь искала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их расположения, не замечая,

что её муж, доктор Дымов, был тем самым человеком, поисками которого она занималась. Только после его трагической смерти

Героиня осознала свое легкомыслие.

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Для семьи Курвгиных главной ценностью в жизни были деньги, позтому и Анатоль, и Элен выросли вгоистами. 8 доме Ростовых все было наоборот: в их семье все строилось на любви и взаимопонимании. Позтому Наташа, Николай и Петя выросли добрыми и отзывчивыми.Таким образом, Курагины выбрали ложные ценности, а Ростовы - истинные.

М.А.Шолохов «Тихий Дон»

Григорий Мелехов на протяжении долгого времени пытается найти ответы на ввжиые для себя вопросы. Эти поиски истины приводят его то к красным, то к белым. «Истину» каждых Григорий по началу принимает, а потом видит ложь и обман, жестокость и произвол. Григорий теряет родных и близких людей. В финале романа герой приходитк пониманию того, что главное для него- возможность спокойно жить на своей земле, возделывать её, любить и заботиться о своих детях.

Н.В.Гоголь «Мертвые души»

Погоня за ложными ценностями приводит к оскудению и моральной деградации. В позме Гоголь выводит перед читателем целую череду «мертвых душ»: Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина,самогоЧичикова, городскихчииовнииов. все они, в той или иной степени охваченные страстью к накопительству и наживе, теряют живые души, превращаясь в марионеток.

Чемпионами становятся не в тренажерных залах. Чемпиона рождает то, что у человека внутри - желания, мечты, цели. (Мухаммед Али, американский боксёр)

Только сам человек может найти для себя цель своей жизни и способы ее достижения (Эрих Фромм немецкий философ)

Проблема любви и милосердия

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

м«ририта способна на глубокую, преданную, самоотверженную любое», и потому она нравственно неуязвима. Подобно тому, как иешуа остаётся человеком даже находясь во власти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита, попав в чудовищную компа­нию растлителей, висельников, отравителей, мерзавцев всех времён и народов, остаётся человеком; никто из них ей не противен, она ста­рается понять их, сочувствует им. Она потеряла самое дорогое - своего Мастера, но не замкнулась в своём горе: она видит горе другого человека и активно сочувствует ему.

В.Гюго «Отверженные»

В доме епископа Мириеля нет запоров, днем и ночью он помогает бедным. Он раздает свое жалованье нищим, устраивает больницу в епископском дворце. Вся жизнь этого человека посвящена служению человеку.

Ожесточенный жизнью каторжника Жан Вальжан становится высоконравственным человеком благодаря доброму поступку епископа* Мири зля, отнесшегося к нему не как к преступнику, а как к человеку, нуждающемуся в моральной поддержке.

Б. Екимов «Ночь исцеления»

Подросток Гриша, герой рассказа, приехал на каникулы к бабушке, которая по ночам часто кричит, плачет, молит о помощи: ей каждую ночь снится, что она потеряла карточки и голодными останутся ее дети. Гриша не кричит бабушке: «Молчать!», как советовала сделать его мать, он состраданием и любовью излечил её от страшных воспоминаний.

М. А. Шолохов «Чужая кровь»

Казак Гаврила, потеряв сына Петра, полюбил, как родного, чужого человека, врага, коммуниста Николая Косых, которого подобрал тяжело раненным и выходил. Всепоглощающая ненависть к красным сменилась отцовской любовью и заботой.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Милосердие и сострадание всегда были неотъемлемыми чертами нашего народа. Эти чувства заставили, например, Наташу Ростову во время отъезда из Москвы сбросить с подвод собственное имущество, чтобы погрузить на них раненых. Это и есть истинное проявление милосердия и сострадания, которое видел Л.Н. Толстой в своём народе.

Этапы, условия и стимулы развития коллектива

Коллектив, как группа людей, представляет собой совокупность индивидов - носителей ассоциативных характеристик, взаимодействующих между собой для достижения общей цели путем эффективной балансировки индивидуальных личностных характеристик.

В своем развитии коллектив проходит несколько этапов.

Первая стадия - стадия формирования. :

Коллектив рождается в тот момент, когда группа индивидуумов собирается вместе для решения общей цели. Изначально члены коллектива незнакомы друг с другом и не знают, могут ли они вообще работать вместе, поэтому испытывают неуверенность как по поводу решения самой задачи, так и по поводу своих взаимоотношений. Для выяснения этого требуется время.

Взаимоотношения в коллективе в это время нерешительные: поначалу члены коллектива выдерживают дистанцию, чтобы чувствовать себя в безопасности, и проявляют только хорошие качества, чтобы понравиться другим.

На этом этапе люди присматриваются друг к другу и к руководителю, действуя методом "проб и ошибок". Связи между ними еще слабы и неустойчивы, товарищеские контакты часто меняются. Нередко возникают конфликты вследствие недопонимания. Необходимо подчеркнуть, что если на этом этапе руководитель не проявит разумную твердость в организации коллектива, то "раскачка" может затянуться. Члены коллектива пока еще не готовы брать на себя ответственность, и склонны ждать, пока менеджер сам не распределит роли, задачи и не инициирует действий группы.

На этом этапе коллектив характеризуется низкой работоспособностью, поскольку его члены испытывают неуверенность в своих действиях, а энергия группы поглощается процессом установления взаимоотношений и поиском методов сотрудничества. Чем быстрее это закончится, тем быстрее пойдет процесс развития коллектива.

Направляющей силой, стержнем развития должна быть цель. Она мобилизует коллектив. Каждый его член должен также чётко осознавать значимость своей работы. Чем сложнее, престижнее стоящая перед ними задача, тем легче объединить людей для её решения. Причем значение цели должно быть понятно не только логически, но и пропущено сквозь сердце. В этом случае её достижение станет делом каждого члена коллектива.

Психологи установили, что, если цели или требования исходят от руководителя, то они воспринимаются подчиненными как внешние. Если же их выдвигают и поддерживают свои же товарищи, то коллектив такие цели и требования рассматривает как собственные и они значительно сильнее влияют на личности.

Одно из условий успешного продвижения к намеченной цели - дисциплина. Вот еще почему на первой стадии становления коллектива руководитель может пользоваться авторитарным стилем управления с жесткой исполнительской дисциплиной. Этот стиль характеризуется тем, что руководитель сам вырабатывает требования к подчиненным и неукоснительно следит за выполнением отданных распоряжений. Поэтому, самая первая задача менеджера разъяснить, чем кому заниматься, распределить ресурсы и установить правила, по которым будут работать члены коллектива. При необходимости, поощряя и наказывая подчиненных, он может не советоваться ни с кем, принимая всю ответственность за принятые решения на себя.

Ускорить процессы личного знакомства между людьми, раскрытия ими своих жизненных ценностей и убеждений, своих забот, надежд и т. д. можно разными путями. Неплохо это осуществляется через совместный отдых. В целом, чем скорее члены команды близко узнают друг друга, тем раньше начнется их эффективное сотрудничество.

Вторая стадия -стадия позиционирования.

Она характеризуется тем, что в коллективе практически завершается изучение друг друга и определяются личные позиции каждого члена. Многие коллективы проходят через этот период переворота, когда критически оценивается вклад менеджера, образуются группировки и разногласия между ними выражаются более открыто. Личные взаимоотношения приобретают все большее значение, сильные и слабые стороны отдельных индивидов выходят наружу, коллектив начинает обсуждать пути достижения согласия и пробует улучшить взаимоотношения. При этом можно наблюдать и силовую борьбу за лидерство.

При правильном развитии коллектив быстро проходит первую стадию. Члены коллектива входят в зависимость друг от друга, a не от лидера. Вторая стадия часто конфликтна и известна под названием "буря". Раздражения и обиды, скрываемые ранее ввиду дистанцирования людей, выносятся наружу, принимая форму конфликтов. Однако эта фаза развития эффективного коллектива имеет концептуальное значение, т.к. ранее скрываемые внутренние мотивы, интересы и устремления членов незрелого коллектива отвлекали их от решения главной задачи на попытки занять лучшее положение, обрести власть и т.д. Выход их наружу позволяет быстрее преодолеть этот барьер. "Буря" имеет следующие характеристики:

Кулуарное проявление негативных эмоций, агрессии, упреков, обвинений или просто ворчание на всех (ехидные, саркастические ремарки, часто замаскированные под шутки или поддразнивания, редко высказываемые непосредственно оппоненту, принимающие облик косвенных обвинений и намеков);

Недовольство менеджером: тиран, слишком авторитарны его методы;

Процветание интриг, группировок и междоусобиц.

На этой стадии руководитель должен отдавать себе отчет в том, что происходит, а не закрывать на все глаза. Это фаза созревания коллектива. К сожалению, некоторые организации навсегда останавливаются именно на этой стадии.

Настоящий руководитель должен воспользоваться энергией "бури". Он должен:

Заставить всех "раскрыть свои карты";

Подавать пример вежливостью, справедливостью, заботой, невозмутимостью;

Заставить людей высказать свои недовольства в лицо друг другу;

Стимулировать всех вместе искать позитивные решения возникших проблем; -разрешить внутренние конфликты, определив их причины;

Внедрить нормы и правила взаимного общения внутри коллектива;

Научить людей слушать и уважать друг друга, самим этично поправлять друг друга, если они нарушают установленные нормы.

Таким образом, на основании общих ценностей и интересов постепенно формируется единая микросоциальная среда коллектива, складывается корпоративная культура. В задачу руководителя на этой стадии входит создание ядра единомышленников. В процессе этих преобразований руководитель может переходить от авторитарного (директивного) стиля руководства к коллегиальному (демократическому), который характеризуется стремлением как можно больше вопросов ставить на обсуждение коллектива.

Третья стадия - стадия объединения.

Она характеризуется тем, что в коллективе постепенно возникает интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство.

Интеллектуальное единство определяется осведомленностью всех членов о возможностях коллектива, взаимопониманием и психологической совместимостью отдельных личностей в процессе трудовой деятельности, стремлением находить общий язык, вырабатывать единое мнение.

Эмоциональное единство отличает атмосфера сопереживания всеми работниками событий, происходящих в коллективе и вне его, забота о судьбе товарищей, проявление чуткости по отношению к ним. Ни один человек в таком коллективе не чувствует себя обособленным и беззащитным, каждый уверен, что он не останется в беде один.

Единство воли проявляется в способности коллектива преодолевать возникающие трудности, препятствия и доводить дело до конца, а также в способности каждого подчинять личные интересы общественным.

Таким образом, на этой стадии в коллективе окончательно утверждаются отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи. Этому особенно способствует общение людей вне производственной сферы, например, совместное проведение досуга.

На третьей стадии не только руководитель, но и все сотрудники чувствуют ответственность за деятельность коллектива. Руководитель полностью переходит на демократический стиль управления и, проводя деловые совещания, старается вместе с сотрудниками находить оптимальные решения производственных и других задач. Руководитель начинает действовать не как стоящий над коллективом, а как член коллектива, наделенный функциями руководства. Если на первой стадии руководитель воспринимается подчиненными как внешняя по отношению к ним сила, то на третьей стадии он выступает как авторитетный представитель и выразитель интересов коллектива.

Четвертая стадия - стадия зрелости.

Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильном использовании времени и на уточнении задач. Сотрудники начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице». На проблемы они смотрят реалистически и решают их творчески. В развитом коллективе действуют прочные связки между его членами. Людей принимают и оценивают по их достоинствам, а не по их претензиям. Отношения носят преимущественно неформальный характер. Личные разногласия быстро устраняются. Коллектив способен показывать превосходные результаты в работе.

Руководитель может перейди на пассивный стиль руководства. Для этого ему надо поощрять инициативу членов группы в разработке эффективных методов работы, частично уступать группе свои полномочия по принятию решений, распределению ролей и задач и т. доставляя при этом за собой полномочия, необходимые для выполнения общих задач в соответствии с нуждами всей организации.

Для достижения зрелости коллектива руководителю необходимо изначально обеспечить понимание и принятие идей и задач коллектива со стороны каждого из его членов. Поэтому участие группы в формировании её целей (миссии) является решающим фактором в достижении конечного успеха.

Многие менеджеры испытывают здесь трудности, но если этого не сделать, коллектив так и останется в состоянии зависимости от руководителя, что будет препятствовать проявлению коллективного творчества и сотрудничества.

Руководитель должен уметь предвидеть наступление очередного этапа развития (зрелости) коллектива и вести всех вперед к новым возможностям. Это позволит избежать возникновения конфликтов роста. С повышением качества работы коллектива расширяются и возможности для внедрения новшеств в процесс управления. Разные сотрудники могут курировать то или иное задание по очереди, в зависимости от своего опыта. Расширяется делегирование полномочий, все больше людей участвует в планировании и принятии решений. Менеджер помогает коллективу пройти все стадии развития и полностью раскрыть свой потенциал, используя для этого личный пример и полномочия.

Пути преодоления трудностей, препятствующих эффективному развитию коллективов

На пути к зрелости и эффективности коллектив может вдруг обнаружить, что рост затормозился. Один из симптомов появившихся ограничений - низкая уровень желания перемен и невысокие их результаты. Полезно проанализировать наиболее типичные ошибки, потому что, поняв их, легче решить проблемы коллектива.

Непригодность руководителя.

Руководство - это, возможно, самый важный фактор, определяющий качество работы коллектива. Руководитель, который не хочет применять коллективный подход или которому недостает умения использовать этот стиль руководства, подавит любую инициативу, направленную на создание коллектива.

Хороший руководитель всегда обращает особое внимание и показывает личным примером, как доводить вопросы до полного решения. Можно выделить несколько слагаемых успеха. Эффективный руководитель:

Честен по отношению к убеждениям других людей, и они тоже считают его честным;

Использует делегирование полномочий в качестве средства достижения цели и развития коллектива;

Имеет четкие и равные критерии оценки для всех подчиненных;

Хочет и может предоставить и получить взамен доверие и преданность;

Способен воспринимать надежды, опасения и нужды своих сотрудников, уважает их достоинство;

Честно и прямо смотрит в лицо фактам;

Поощряет развитие каждой группы и каждой личности;

Устанавливает и поддерживает эффективные приемы работы;

Старается сделать так, чтобы работа была источником удовлетворения и воодушевленности каждого.

Низкая квалификация сотрудников.

Коллектив - это больше, чем сумма индивидуальных даровании.

Нужен сбалансированный состав сотрудников, которые могут работать вместе. В любом коллективе есть необходимость выполнять разнообразные функции, и анализ таких "ролей" помогает создать сбалансированный и полнокровный коллектив. Можно выделить: "поставщика идей", "аналитика", "организатора", "критика" и нескольких "исполнителей". Бывает, что каждый сотрудник берет на себя одну или больше из перечисленных ролей. Если же какую-то роль выполнять некому, то коллективу приходится восполнять этот пробел.

Если членам коллектива не хватает элементарных навыков работы, то вряд ли будут получены полезные результаты. Нужно добиться сочетания профессиональных и человеческих качеств, которые в совокупности только и позволяют успешно справляться с работой.

Коллектив - это средство для развития каждого сотрудника.

При поступлении новых сотрудников важно, чтобы их включали в дело с пониманием, но твердо. Коллектив должен предъявлять требования, а новый сотрудник понимать, что здесь не получится работать кое-как. Каждый сотрудник должен ощущать свою сопричастность как привилегию.

Развитых сотрудников можно определить по таким признакам:

Энергичен;

Умеет совладать со своими эмоциями;

Готов открыто излагать свое мнение;

Хорошо излагает свое мнение;

Может изменить точку зрения под воздействием аргументов, но не силы.

Неконструктивный социальный климат.

Часто оказывается, что в коллективе объединены люди разного возраста, с самым разным прошлым, с различными ценностными установками и жизненными планами. Это объективно может привести к сложностям в формировании конструктивного социального климата.

Преданность сотрудников задачам коллективам один из признаков положительного климата. Преданность коллективу нужно, развивать сознательно, поскольку она редко возникает сама по себе, пока каждый из сотрудников лично не решит направить свою энергию на коллективные цели.

Рост преданности - это показатель зрелости коллектива. Эмоциональные узы между сотрудниками укрепляются, и им лучше удается активное достижение совместных целей, причем сопричастность вызывает огромное удовлетворение. В коллективе возникает теплота, сочетающая прямоту и честность с заботой о благе каждого.

Коллективный подход поощряет быть личностью каждого.

Еще один важный аспект коллективизма ^это поддержка. В этом случае коллектив позволяет каждому индивидууму чувствовать себя сильнее и увереннее. Если же между сотрудниками возникают разногласия, то о них лучше сказать во всеуслышание. Когда важные вопросы остаются невысказанными, климат в коллективе становится оборонительным: люди скрывают свои взгляды, предпочитая быть удобными, а не естественными и полезными для общего дела.

Нечеткость целей.

Первый шаг к успеху - это понять, к чему вы стремитесь. Способная и зрелая команда людей обычно в состоянии достичь цели, если каждый ясно представляет себе желаемые результаты. Члены коллектива скорее посвятят себя какой-то цели, если они разделяют ее и считают в определенной мере собственной целью. Добиться такого согласия бывает нелегко, но, судя по опыту, это существенная предпосылка успешной коллективной работы.

Если нет ясного видения цели, то, как следствие, отдельные члены коллектива не могут внести свой вклад в общий успех. Даже когда цели понятны всем важно найти компромисс между личными и коллективными интересами.

Эффективный коллектив дает возможность каждому сотруднику удовлетворить свои личные интересы и внести вклад в реализацию коллективных интересов.

Коллективные и индивидуальные дели нужно менять с течением времени. Есть множество примеров того, как коллективы имели ясные цели вначале, но поплатились за свое неумение корректировать их впоследствии. Коллектив, который глядит вперед, предвидит трудности, использует все возможности, конкретизирует цели в зависимости от накопленного опыта. Такой коллектив, в конечном счете, добьется успеха.

Неэффективность методов работы.

Разумные методы работы и эффективный процесс принятия решений нужны любому коллективу. Особого внимания заслуживают такие вопросы:

Каким образом принимаются решения;

Каковы методы сбора и представления информации;

Каковы взаимосвязи внутри и вне коллектива;

Высока ли эффективность распоряжения ресурсами;

Проработан ли процесс анализа решений;

Как оцениваются новые задачи;

Каковы критерии измерения эффективности.

В хорошем коллективе методы работы отточены настолько, что они становятся неформальной, но строгой дисциплиной. Люди научаются применять качественные критерии к своим действиям. Отдельные сотрудники приобретают личные навыки, которые получают общее признание и используются в коллективе. На заседаниях царит дух компетентности и редко бывает скучно. Коллектив быстро движется вперед, при этом высокий уровень личного внимания и простота общения обеспечивают быстрое разрешение всех относящихся к делу конфликтных ситуаций.

Нехватка открытости и конфронтация.

Чтобы добиться успеха, члены коллектива должны уметь высказывать своё мнение друг о друге, обсуждать разногласия и проблемы без страха показаться смешными и, не опасаясь мести. Если члены коллектива не желают выражать свои взгляды, то впустую теряется много энергии, усилий и творчества. В эффективно работающих коллективах не избегают деликатных и неприятных вопросов, а берутся за них честно и прямо.

Столкновение взглядов, если его направлять должным образом, и конструктивно использовать, ведет к росту взаимопонимания между сотрудниками. Результатом позитивного конфликта становится открытость, ослабление напряженности, улучшение отношений и рост доверия. Из негативных конфликтов произрастает недоверие и враждебность.

Неконструктивные отношения с коллегами.

По работе обычно приходится иметь дело с другими коллективами, но иногда качество такого взаимодействия низкое. Довольно часто связи неудовлетворительны, общих целей не хватает.

Говоря о своей работе, менеджеры часто употребляют термины из области спорта: "играть на выигрыш", "набирать очки", определять "стиль игры". Эти выражения показывают, что люди думают о своей работе и с помощью каких мысленных образов они объясняют происходящее.

Лидеру коллектива отводится особая роль в укреплении связей с другими коллективами, и он в силах сделать многое для предотвращения враждебности и возникновения сотрудничества.

Показатели развития коллектива

Средний цикл развития коллектива неоднозначен, он составляет от 5 до 15 лет. Это зависит в первую очередь от характера работы.

Показателями развития коллектива, степени его интеграции является сработанность и сплоченность.

Сработанность характеризует согласованность действий работников в рамках их конкретной производственной деятельности. Особенно важна сработанность для людей тесно связанных в ходе выполнения работ: для экипажей самолетов, бригад хирургов и т.д.

Показатели сработанности:

1)успешная деятельность коллектива (конкретные результаты при минимуме усилий на их достижение),

2)удовлетворение, получаемое от совместной работы.

Сплоченность характеризует психологическую близость членов коллектива, основанную на согласованности позиций людей по отношению к наиболее значимым для их жизни вопросам.

Показатели сплоченности те же, что и показатели сработанности, но при решении не только деловых, но и личных проблем.

Сработанность и сплоченность возникают только на определенных этапах развития коллективов. При этом возникают две формы взаимосвязи и отношений между людьми: деловые (авторитет, желание работать вместе), личностные (симпатии и антипатии).

Необходимым условием нормального развития коллектива является хорошо организованная совместная деятельность людей, что прямо зависит от качества руководства коллективом. Главными интеграторами коллектива являются: общие цели. Общие интересы, возникающие помимо работы, разрешение сложных конфликтных ситуаций.

Эффективное взаимодействие людей в коллективе возможно только при минимуме эмоциональных и психологических затрат на достижение результатов. При этом могут возникнуть субъективные и объективные трудности.

Главная объективная по отношению к коллективу трудность это низкое качество руководства со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Субъективные трудности более разнообразны:

1) высокое самомнение некоторых сотрудников, их неуважительное отношение к остальным,

2) нежелание или неумение членов коллектива понять друг друга, выслушать собеседника,

3) отсутствие навыков совместного принятия решений, выработки общей точки зрения,

4) чисто человеческие особенности членов коллектива, в т. ч.: ситуационные (усталость, болезнь и т.д.) и устойчивые (темперамент, характер, воспитание).

Ложные организационные ценности

Рассмотренные ранее ценности коллектива, такие как: стабильность, динамизм, сработанность, сплоченность и другие относятся к группе истинных ценностей. В то же время в коллективах всегда присутствуют ценности ложные. Рассмотрим два типа ложных внутриорганизационных ценностей, наличие которых должен принимать во внимание руководитель.

Многие исследования показали, что у лиц, занятых только обеспечением эффективности руководства, существует стремление присвоить себе роль руководителя. Чем бы это стремление ни вызывалось, оно указывает, что в организациях существует самостоятельная ценность руководства, как такового, т. е. права распоряжаться и санкционировать, не принимая при этом решений. Особенно она развита у работников, приближенных к руководителям, а именно: у секретарей, референтов и пр.

Эта ценность вызывает к жизни противоположную, сопряженную с ней ценность - организационный конформизм или послушание, которые внешне маскируются под исполнительность и дисциплинированность.

Причем, эти две ложные ценности тем сильнее развиваются, чем инструментальнее (формальнее) организация.

Социологические исследования показывают, что руководители на словах обычно высоко ценят инициативность и новаторство подчиненных, но рядом с собой на практике предпочитают видеть людей преданных и послушных. Это порождает объективную противоречивость ценностей истинных и ложных, возможность возникновения конфликтов и на этой почве.

Не существует абсолютных по содержанию ценностей, к которым бы стремились все люди, но существуют абсолютные по значению ценности, к которым явно или неявно тянутся все люди. Это истинные ценности. Слово “истина” в аксиологическом контексте отличается от его истолкования в гносеологии. Тут истина означает не соответствие знания действительности, а, напротив, соответствия действительности житейской или политической мудрости. Истинность или ложность ценности в аксиологии неотделима от мудрости. Исходя из этой связи, ценности можно разделить на истинные и ложные . Истинными ценностями являются те ценности, которые делают жизнь данного человека и близких ему людей, социальной группы, общества счастливой. Напротив, ложные ценности, отнимая у людей силы, время и средства, делают их несчастными. Истинность или ложность ценности лучше всего видна на примерах индивидуальных судеб людей. Девиз Сократа “Познай самого себя” имеет прямое отношение к истинности ценности. Человек, хорошо знающий свои материальные, интеллектуальные и психологические возможности, выберет верный путь, верного спутника в жизни и будет счастлив независимо от своего положения в обществе . Напротив, незнание самого себя и окружающей социальной среды, либо преобладание чувств над рассудком приводят к тяжким ошибкам в жизни, к потере времени, которого уже не вернуть . “Не всё то золото, что блестит”, - гласит народная мудрость, но как трудно порой распознать, что стоит за внешним блеском. Ценности придают смысл жизни человека, они определяют направленность активности личности . Следует, однако, заметить, что таким свойством обладают не только истинные, а и ложные ценности, быть может, даже в большей мере, чем истинные ценности. Причиной тому является двойственность природы человека. Как животное человек “запрограммирован” на совершение определённых рефлекторных действий. Совершение этих действий не требует ни интеллектуальных, ни физических усилий, отсутствует ситуация выбора, индивид-животное действует автоматически, причём легко автоматически. Биологическая эволюция обо всём “позаботилась”. Сложнее положение у индивида-носителя культуры. Совершение действий требует определённых, порой немалых, интеллектуальных и физических усилий. В более сложных случаях сложнее и соотношение обеих сторон природы человека, но ложные ценности формируются легче и прельщают людей сильнее ценностей истинных . Когда, например, человеком движет алчность, возникает вопрос о её источнике; источником же выступает тело человека . Алчность показывает человека как животное, а не как творца и носителя культуры . Потребность в самоутверждении может, в частности, удовлетворяться обладанием вещами (материальными объектами). Ценной оказывается не столько сама вещь, сколько именно обладание нею . Мне радостно не оттого, что я имею эту вещь, а оттого, что вы её не имеете. Потребности индивида, а они могут быть только у индивида, удовлетворяются разными средствами, однако милее всех средства, выражающие его биологическую природу. Потребности не бывают истинными или ложными, этим свойством обладают лишь желания, которые, хотя и возникают на основе потребностей, но определяются воспитанием, содержанием получаемой информации, сложившейся ситуацией и другими обстоятельствами. Отсюда проистекают по большей части ложные ценностные представления . .Ложные ценности - это ценности функционирования , а не развития . Функционирование есть хождение по кругу, а не качественное изменение, не развитие. Ложные ценности охватывают порой и целые народы. Если рассматривать в аксиологическом плане причину крушения Римской империи, достаточно легко можно видеть эрозию тех ценностей, которые возвысили Рим. Стремление к обогащению, разврат, тяга к наслаждениям стали более значимы, чем почитание богов, патриотизм, уважение к праву . Субъект общества - население, и чем больше в его составе находится людей, руководствующихся ложными ценностями, тем ближе крах государства и разложение общества. . В настоящее время в обществе возобладали некоторые ценности западной культуры. Их вполне можно назвать ложными. Нет сомнения в том, что рано или поздно ценности обогащения, славолюбия, секса, острых ощущений и др. заведут ориентирующихся на них людей в тупик. Поскольку западные ценности доминируют в мире, тревога за будущее охватывает самих западных учёных. Для предпринимателя его занятие представляет некий особенный вид спорта. Деньги из средства превращаются в цель, которая опять превращается в средство и т. д. Предпринимателя (за немногими исключениями) интересует не благосостояние населения, которое он использует как материал для своих операций, его интересует норма прибыли. К имеющемуся миллиону надо добавить второй миллион и так до бесконечности. Ж.-Ж- Руссо был прав, говоря, что богачу легче заработать второй миллион, чем бедняку первый грош . Люди, называющие себя музыкантами, пишут и поют песенки- однодневки, понижая и без того невысокий уровень музыкальной культуры населения. Завтра будут новые песенки, которые споют безголосые певцы. На худой конец можно испоганить классику, это не запрещено законом. “Звёзд” развелось уже так много, что их, как в астрономии, уже стали различать по “величинам”. Благо, родное государство позволяет им занимать теле- и радиоэфир. А также обогащаться, что вдвойне приятно кандидатам в “звёзды” и самим “звёздам”. Ценность денег и предметов роскоши привела к расцвету преступности. Ценность человеческой жизни оказалась ниже ценности денег, оттого редко на экранах телевизоров появляются фильмы без выстрелов и трупов. Когда встаёт вопрос о смертной казни преступников, тут же вспоминают о ценности человеческой жизни, как будто, сами преступники не уменьшили её значимость . Каждое общество обладает определённым запасом прочности, но если периодически не производится коррекция политического курса, то рано или поздно наступает предел прочности, а с ним и катастрофа.

Виды ценностей

Ценности делят по самым разным основаниям . Самое простое из них - содержание деятельности. По этому основанию выделяют ценностиполитические, экономические, правовые, религиозные, нравственные и др. Но более актуальным в философии и общественных науках является деление ценностей по субъекту , носителю ценностей. В этом плане можно выделить пять видов ценностей.

1. Ценности личной жизни, индивидуальные . Бесконечное разнообразие ценностей не означает их одинаковой значимости для всех людей. Люди не всеядны, каждый из них признаёт лишь те ценности, которые соответствуют индивидуальным особенностям и личному мировосприятию. Но на первом месте стоит ценность самой жизни . За исключением самоубийц, все хотят жить, причём как можно дольше, невзирая ни на какое качество и уровень жизни. Стремление к жизни является естественным правом человека, которое даровано ему Богом, а не государством . Второй по значимости является ценность здоровья достаточного для активной жизнедеятельности. Чем старше становятся люди, тем яснее им становится значимость этой ценности: качество жизни здорового человека явно выше качества жизни больного человека. Здоровый человек может работать, учиться, радоваться жизни, а больной проходит курс лечения, дожидаясь выздоровления. Поэтому в ряду приоритетов многих людей здоровье занимает важнейшее место. Другие ценности личной жизни трудно расположить в порядке убывания их значимости, однако, несомненно, они оказывают большое влияние на мотивы поведения людей. Таковы ценность свободы воли человека, любви, дружбы, семьи, достатка, престижа, карьерного роста, уважения окружающих, образования, способностей, общения, гостеприимства, увлечений и др. Большое количество ценностей личной жизни позволяет индивиду достаточно часто менять ценностные ориентации, “тактику” личной жизни.

2. Ценности малых социальных групп. Малой социальной группой является совокупность людей, которые систематически общаются между собой . Малую группу не следует отождествлять с коллективом, поскольку коллектив как совокупность свободных личностей представляет собой лишь одну из разновидностей малых социальных групп. Каждый из нас является членом нескольких малых групп - семьи, трудового или воинского подразделения, учебной группы, спортивной секции, клуба по интересам и т. д. Малая социальная группа предъявляет к своим членам весьма определённые, порой жёсткие, требования. “Мы” преобладает над “я”, в противном случае группа нестабильна или даже распадается. Скрепляющим группу “цементом" являются ценности . Семья создаётся не ради продолжения рода, как обычно глупо отвечают люди, а ради более высокого качества жизни - фактической, а не воображаемой свободы человека. Ценность семейной жизни сильнее взрослых ощущают дети. На семейных фото обычно отображены молодые родители и счастливые дети. Другие малые группы, которые лишь для удобства обозначения называют коллективами, также имеют свои ценности. Среди них ведущую роль играет солидарность членов группы перед лицом вероятного противника, в каком бы образе он не представал . Неважно, по какой причине мы оказались в одном “коллективе”, но коль уж скоро мы оказались вместе, следует соблюдать нормы поведения, позволяющие нам сосуществовать . Поэтому члены малой группы обязуются помогать друг другу или, по меньшей мере, хотя бы не мешать друг другу. В “коллективе” часто обнаруживаются такие ценности как помощь и взаимопомощь, сотрудничество, обмен опытом и др . Лучшая часть жизни многих людей проходит на работе или службе, поэтому общение в малых группах оставляет глубокий след в их душах.

3. Ценности больших социальных групп. Большая социальная группа - это совокупность людей, которые сходны между собой по какому-либо значимому для общества признаку. К большим группам относятся классы, нации, расы, религиозные, профессиональные, половые, возрастные и другие социальные группы. В отличие от малых групп, члены больших социальных групп почти всегда лично не знакомы и не общаются друг с другом. Тем не менее, они знают о существовании себе подобных благодаря деятельности государства, средств массовой информации, различных социальных институтов. Индивид одновременно является членом нескольких не только малых, а и больших социальных групп. Он принадлежит к определённому классу общества, нации, поколению, полу и т. д. Знание о себе подобных позволяет каждому отдельному человеку идентифицировать (соотносить) себя с той или иной группой. В соответствии с принадлежностью индивида к той или иной большой социальной группой выявляются общие для членов группы ценности . Самое существенное основание деления на большие группы - отношение к собственности на средства производства и предметы потребления . По этому основанию люди делятся на классы богатых и бедных (хотя имеются и другие признаки классов). Как богатым, так и бедным присущи ценности классовой солидарности, сплочённости, единства действий. Двадцатый век прошёл под знаком усиления национальных движений как в глобальном масштабе, так и в пределах территорий государств, что само по себе свидетельствует о возрастании значимости национальных ценностей. К ним относится, прежде всего, независимость данной нации от других наций. Как отдельному человеку дорога его личная свобода, так и нации дорога её независимость. Нация - это совокупность людей, живущих одной культурой (языком, обычаями, традициями, праздниками, верованиями, фольклором, искусством и др.) Подлинная жизнь нации состоит в “пользовании” ею элементов своей культуры. Эти элементы и есть национальные ценности . Для членов общества, исповедующих определённую религию, ценностями выступают догматы и культ данной религии. . Сторонники каждой религии считают единственно “истинным” именно свою религию, а все остальные ложны. У мужчин и женщин также имеются разные ценности, обусловленные их полом, о чём написано и сказано немало. Достаточно упомянуть о феминизме - идеологии женского пола, основанной на якобы превосходстве женщины над мужчиной . Разные ценности имеются и у представителей разных поколений, чем и обусловлен известный, постоянно воспроизводящийся в каждом поколении конфликт “отцов и детей”. Одежда, причёски, манера поведения, музыка, досуг - всё отличает представителей разных поколений.

4. Ценности общества (общественные ценности). Общество - не совокупность физических тел индивидов, а совокупность социальных отношений между ними и большими и малыми группами . Содержание таких отношений бывает различным и это в решающей степени зависит от ценностей, которыми руководствуются люди. Поведение людей определяется не только индивидуальными ценностями и ценностями малых и больших групп, к которым они относят себя.Существуют ценности более высокого порядка - общественные . К ним относится та или иная форма правления либо тип государства, форма собственности, патриотизм политическая стабильность, экономическое процветание, социальная справедливость, престиж профессии, престиж государства на международной арене, высокий уровень развития науки, военная мощь и др. Большая или малая значимость тех или иных общественных ценностей проверяется в смутные времена, когда неясен и тревожен дальнейший ход событий в данной стране. Одной из известных политических ценностей является ценность демократии. Но в последние несколько столетий она приобрела совсем иное значение, чем это было на её родине - древней Греции. Если в небольших греческих городах-полисах демократия действительно означала власть народа (свободных граждан, обладающих определённой собственностью), то с завоеванием буржуазией государственной власти в новое время демократия стала обозначать забеги денежных мешков . У кого денег больше и кто сумеет ими лучше распорядиться, тот и победил на “выборах”. В особенности, если претендент на начальствующее кресло щедро проплатил холопствующий “народ”. Бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль называл буржуазную демократию мерзкой штукой, но лучше которой, по его мнению, будто бы люди ничего не придумали. Вряд ли, с У. Черчиллем согласились бы жители султаната Бруней, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов, других арабских эмиратов. В этих странах господствуют монархи, а уровень жизни такой, которому позавидовали бы граждане демократических государств.

5. Общечеловеческие ценности. Длительное время на роль общечеловеческих ценностей претендовали заповеди Моисея. Однако эти заповеди первоначально были обращены только к евреям и не относились к другим народам.. В популярных заповедях не выражены идеалы справедливости, свободы, равенства, поэтому заповеди Моисея выражают культуру одного народа. Не убий еврея, не обмани еврея и т. д. К представителям других народов данные заповеди не относились. Они не согласовались с необходимостью возмездия за злодеяния, уничтожения маньяков, защиты семьи или родины от врагов. Неудивительно, что представители других народов столь редко прислушивались к этим заповедям. Общечеловеческими следует считать те ценности, которые признаются всеми людьми в ту или иную историческую эпоху. Эти ценности вечны, не временны, и разделяются практически всеми сколько-нибудь цивилизованными обитателями планеты. Духовными общечеловеческими ценностями является культура, в особенности религия и язык, идеалы справедливости, свободы и равенства и др . Хотя различны религии, языки, понимание указанных идеалов, никто из людей не отказывается от них. Менее понятны материальные ценности. К материальным ценностям следует прежде всего отнести ценность частной собственности на средства производства и предметы потребления . Частная собственность не отрицает, а дополняет другие формы собственности (муниципальную, корпоративную, государственную), но она традиционно признаётся всеми людьми. И это неудивительно: ведь ценность частной собственности заключается в том, что она является материальной основой свободы человека, свободы действительной, а не мнимой. К материальным общечеловеческим ценностям относятся также плодородные почвы, мягкий климат, достаточное количество осадков, наличие полезных ископаемых, драгоценные металлы и камни, экологический баланс между обществом и природой и др . Совпадение ценностей людей порождает большую энергию, позволяет организовать их совместное сосуществование. Однако ввиду множества различий между людьми возникает такое же множество их индивидуальных и иных ценностей . Значимость их может быть невелика, поэтому несовпадение ценностей не приводит к осложнению отношений. Эти несовпадения могут перекрываться в совпадениях более значимых ценностей. Но следует отметить, что любые ценности, начиная от индивидуальных и заканчивая общечеловеческими, не ведают компромиссов. Многие конфликты между индивидами, малыми и большими социальными группами, народами и государствами возникают потому, что различны их ценности, либо потому, что они по-разному понимают одни и те же ценности . Пристрастия и интересы не всегда позволяют им придти к согласию. Ключ к пониманию (не обязательно к согласию) всевозможных трений, напряжённости, конфликтов - познание ценностей людей.

Ценность дружбы

В наборе индивидуальных ценностей видное место принадлежит дружбе и любви. В современную эпоху раздаются жалобы на оскудение дружбы, что вызвано, видимо, индивидуализмом и эгоизмом, которыми поражена западная культура. У “традиционных” народов значимость ценности дружбы не подвергается сомнению. В дружбе видят социальную опору личности. Как гласит восточная мудрость: “Человек без друзей - то же, что дерево без корней”. Феномен дружбы возникает при разложении родового строя, когда, с одной стороны, ослабевают родственные связи, и когда, с другой стороны, усложняется сеть социальных отношений между людьми. Праславянское словоdrugb означает “приятель, товарищ, иной, другой, следующий”. Усложняющаяся социальная структура общества требует упрочения социальных связей и большего количества людей, на которых мог бы положиться индивид в час испытаний судьбой. Возникает обычай побратимства . Обычно он обставлен тожественным ритуалом, например, побратимы надрезают пальцы, сливают кровь в чашу и делят её между собой. Внешне дружба выступает имитацией родственных связей, что дошло до наших дней. Известны так называемые крёстные отцы и матери, братья и сёстры. Внутренне же дружба дополняет родственные отношения или компенсирует их недостаточность. В то же время интуитивно люди понимают необходимость весьма умеренного количества друзей, если, конечно считать друзьями тех, кто не предаёт в трудную минуту, а не тех, кто друзья “по случаю”, поскольку их изобилие не удовлетворяет требованию качества отношений. Поэтому пословица “...а имей сто друзей”, вряд ли, отвечает социальным реалиям. Друг - наше второе “Я”, ближе друга может быть только родственник. Количество друзей должно быть небольшим. У племён Африки, Новой Гвинеи и других народов количество друзей ограничивается тремя особами . Друзья не должны быть родственниками, они назывались “братьями по ножу” и были обязаны оказывать взаимную помощь, особенно материальную. У индейцев Америки друг побратим оказывается даже дороже родного брата. Отказать в помощи побратиму или бросить его на поле битвы означало покрыть себя несмываемым позором. Представления о ценности дружбы отразились в трудах философов. Платоновский Сократ утверждает, что “без дружбы никакое общение людей не имеет ценности”. Сам Платон писал о друзьях, как о людях, которые гораздо ближе друг к другу, чем мать и отец, дружба между ними прочнее, потому что связывающие их духовные качества прекраснее и бессмертнее. Аристотель в “Никомаховой этике” излагает теорию дружбы. Дружба, по его мнению, - самое необходимое в жизни. Никто не выберет жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага. Аристотель выделяет три вида дружбы: 1) утилитарную, которая основана на соображении взаимной или односторонней выгоды; 2) гедонистическую , которая основана на эмоциональной привязанности и совершается ради удовольствия, приятности, это дружба ради дружбы; 3) нравственную или совершенную, в которой объединены утилитарные и гедонистические мотивы, это дружба, переходящая в любовь. Понимание дружбы происходит не только под влиянием ценностно-мотивационного подхода к ней. С точки зрения структурно-функционального подхода дружба классифицируется по её объективным функциям в рамках определённой социальной системы и по месту в ряду социальных институтов .

1) Одной из таких функцией является слияние: дружба сливается с каким-либо иным видом деятельности, например, с сотрудничеством, с пребыванием в местах, которые хотелось бы поскорее оставить (“друзья по несчастью”) или более значимой социальной ролью. Люди дружат, поскольку занимают ответственные равнозначные посты в государстве. При иных обстоятельствах они, вряд ли, оказались бы друзьями.

2) Замещение. Дружба заменяет, компенсирует какие-либо недостающие роли. Человек, не имеющий родственников, заменяет их дружбой с другими людьми или общением с животными. Одинокие, пожилые люди привязываются к животным, ухаживают за ними, как за детьми, поскольку у них явный дефицит общения. Иногда животных предпочитают людям за их искренность и преданность, которых не находят у людей.

3) Дополнение . Дружба дополняет другие социальные роли, не сливаясь с ними. В семье существуют хорошие отношения между папой, мамой и их детьми, однако, дети желают дружить со сверстниками.

4) Конкуренция. Дружба выступает антитезой другим социальным ролям и конкурирует с ними. “Дружба дружбой, а табачок врозь”... Случается, что дружеские отношения соперничают с семейными или служебными отношениями. Дружба мужчин, равно как и женщин иногда может серьёзно осложнить отношения в семьях. На работе человек проводит большую и лучшую часть своей жизни, на работе не редкость в дружбу заводятся “служебные романы”, происходят нарушения трудовой дисциплины и др. Принцип “дружба дружбой, а служба службой” оказывается трудновыполнимым для людей, ложно понимающим сущность дружбы. Оба подхода к пониманию дружбы не противопоставляются, а дополняют друг друга. В реальной жизни, вряд ли, кто-нибудь рефлектирует по поводу завязывания дружеских отношений и их перспективы. Дружба начинается обычно спонтанно, добровольно, под влиянием симпатии и доверия людей друг к другу. В то же время дружба весьма избирательна, далеко не с каждым индивидом установит тёплые отношения имярек. Избирательность определяется некоторыми условиями: однородностью темпераментов, единством ценностей, сходством социальных статусов и ролей (“люди одного круга”), наличием совместной деятельности. Отсюда и пословица: “Скажи мне, кто твой друг...” При выполнении данных условий дружба между А и Б возможна, хотя ей могут помешать некоторые неучтённые факторы, например, порочащая субъекта А или Б информация. В любой макро- или микросреде существуют неписанные правила дружбы. Они сводятся к следующему: друг моего друга - мой друг; враг моего друга - мой враг друг моего врага - мой враг; враг моего врага - мой друг. В более развитых обществах возможна и такая позиция: не друг и не враг, а так... Дружба разнообразна, что свидетельствует о её объективной необходимости и неувядающей ценности для людей. Дружат индивиды, семьи, коллективы, города и народы. Как писал Эпикур, “дружба с пляской обходит вселенную, объявляя нам всем, чтобы мы пробуждались к прославлению счастливой жизни”. О счастливой жизни как результате дружбы говорить сложно, поскольку кроме друзей достаточно и недругов. Но несомненным итогом дружбы выступает сотрудничество и взаимопомощь, что не так мало для приемлемой жизни. Ценность дружбы состоит в усилении и сохранения социальных связей, такого общения людей между собой, которое повышает удовлетворённость человека своей жизнью.

Ценность любви

Любовь более сложное явление душевной и духовной жизни человека. По существу она тождественна счастью, так как любящий человек не знает ничего более высокого и значимого для него. О любви сложено бесчисленное количество стихов и песен, по частоте употребления слово “любовь” занимает первое место среди тысяч других слов. Но тема любви занимала не только литераторов и музыкантов. Большое внимание оказывали ей и философы. Любящий человек не одинок. Гегель писал: “Любовь означает вообще сознание моего единства с другим, то, что я не изолирован для себя, а обретаю моё самосознание только как отказ от своего для-себя-бытия и посредством знания себя как своего единства с другим и другого со мной. Но любовь есть чувство, другими словами, нравственность природного в форме: в государстве любви уже нет, в нём единство сознаётся как закон, в нём содержание должно быть разумным, и я должен его знать. Первым моментом в любви является то, что я не хочу быть самостоятельным лицом для себя и что, если бы я был таковым, я чувствовал свою недостаточность и неполноту. Вторым моментом является то, что я обретаю себя в лице другого, что я обладаю в нём значимостью, которую он, в свою очередь, обретает во мне”. Любящий человек, по Гегелю, забывает себя в любимом и выходит из любимого, обогащённый его любовью . Философ XX века Эрих Фромм, анализируя феномен любви, выделяет несколько её обязательных моментов. Любовь есть способность давать, а не получать. Отдавать не означает жертвовать и страдать, отдавая, человек живёт . “Отдавать много радостнее, чем получать, - писал Э. Фромм, - не потому, что это лишнее, а потому что, отдавая, я ощущаю, что живу. Любящий человек испытывает ответственность за любимого и не считает ответственность тягостной повинностью. Ответственность сопровождается уважением к любимому и доскональным знанием о нём. Поистине любящий человек живёт любимым ”. Столь высокая оценка явления любви показывает её фактом духовности. Однако понимание любви очень сильно осложняется и опошляется связью любви с сексом. Сексуальный уклон в понимании любви имеет место во многих работах, хотя духовная сущность любви видна невооружённым глазом. В эпоху “массовой культуры” секс даже прикрывается маской любви. Чего стоит одно лишь название американского фильма “Давай займёмся любовью”. Как будто любовью можно “заняться”... Секс, может быть дополнением к любви, может совершаться без любви, но никак не способен заменить её. В мифологии эрос понимался в качестве созидающей силы природы. Было распространено представление о всемирной “симпатии” вещей, о том, что любовь создала мир и движет им. Применительно к межличностным отношениям эрос понимался как стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюблённость, направленная на плотское или духовное. Филией называлась любовь-дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором. Сторге - это любовь-привязанность, особенно семейная, а агапе - жертвенная, снисходящая любовь к ближнему. Платон несколько иначе строит свою “лестницу” любви-красоты. Первой и низшей ступенью является стремление получить физическое удовольствие, естественной целью которой является рождение детей. В качестве второй ступени выступает любовь к конкретным образцам физической красоты. Третья ступень - любовь к красоте в целом. Четвёртая (высшая) ступень - агапе, то есть любовь к мудрости, которая, как и религиозные переживания, позволяет познать абсолютную истину. Любовь высочайшего типа является делом души, делом двух благородных умов, соединяющихся с целью создания духовного потомства, к которому способны лишь мужчины. В диалоге “Пир” Платон излагает учение об андрогинах - людях не существующего в настоящее время третьего пола: “Когда-то наша природа была не такой, как теперь... Люди были трёх полов, а не двух, как ныне - мужского и женского, ибо существовал ещё третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя...- андрогины, ... они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского. Тогда у каждого человека тело было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько и рук, и у каждого на шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевших в противоположные стороны, была общей... Было этих полов три... потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский - от Земли, а совмещавший оба этих - от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала... Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов... Они пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов”. Далее, по Платону, угроза побудила богов к решительным действиям. Зевс разрезал андрогинов пополам и создал гомосексуалистов, когда мужская половина стремится воссоединиться с мужской, лесбиянок, когда женская половина стремится воссоединиться с женской же половиной, и гетеросексуалов, когда стремятся к воссоединению мужская и женская половины. Гетеросексуалы считались низшей сексуальной категорией. С тех пор, по словам Платона, людям свойственно влечение друг к другу, они пытаются восстановить единство. Процесс воссоздания единства - любовь, представляющая собой томительное чувство воссоединения в целостную индивидуальность. Миф об андрогенах стал традиционно истолковываться в смысле полового влечения мужчин и женщин друг к другу, чем человек низводился до уровня животного. Потомки подправили Платона, его именем стала называться любовь без секса . Строго говоря, любая любовь секса не предполагает. Обыденное сознание отождествляет похоть с любовью, но похоть явление биологическое, а не духовное. Необходимость продолжения рода и создания семьи далеко не всегда вызывались любовью. Хотя античный мир знал романтическую любовь, она не всегда фиксировалась как любовь мужчины и женщины. Процветала однополая любовь. Древнегреческий писатель Лукиан в произведении “Две любви” устами своих героев признаёт необходимость семьи, однако считает подлинной любовь мужчин к мальчикам. Но качественное отличие любви от секса проявляется даже в тех видах любви, которые традиционно связываются с сексом. 1) Любовь мужчины и женщины воспета во множестве литературных и музыкальных произведений. Речь в них идёт вовсе не о жажде поскорее броситься в постель. Любимые желают быть вместе и им этого достаточно. Тут, действительно, проявляется стремление если не восстановить, то хотя бы установить духовное единство мужчины и женщины. 2) Однополая любовь, может быть, не существует без секса, но и не сводится к нему .3) Любовь родителей к детям и детей к родителям представляет собой почти чисто духовное отношение, хотя в некоторой мере детерминирована биологически. Известна такого рода “любовь” животных к своим маловозрастным детёнышам. Впоследствии “мамы”, не говоря уже о “папах”, становятся совершенно равнодушными к своим детям и даже отгоняют их от себя. Любовь родителей-людей сохраняется всю жизнь.4) Любовь к делу, труду характерна высокой степенью самопожертвования, отказа от некоторых других видов деятельности, иногда даже от семьи. Фанатики в лучшем смысле этого слова свели воедино увлечение и работу, в наше время их зовут трудоголиками. 5) Любовь к Родине малой и большой . Любовь к малой родине (населённому пункту, местности, в которых вырос данный человек) обусловлена щемящими воспоминаниями детства. Любовь к большой родине (обществу, членом которого является индивид) обусловлена степенью духовного развития личности, когда человеку бывает “за державу обидно”. 6) Любовьк природе проявляется не только в созерцании чудесных пейзажей, но и в деятельности по сохранению этих пейзажей . 7) Любовь к самому себе обычно ассоциируется с эгоизмом. Действительно, себялюбие является эгоизмом, но лишь в том случае, когда эгоист ущемляет интересы других людей или наносит им вред . В иных случаях любовь к самому себе нравственно оправдана, поскольку не любящий, не заботящийся о себе человек, вряд ли, вызовет доверие других людей. Таким образом, в явлении любви видна её связь с биологической и духовной природой человека. Первые три вида любви обусловливаются обеими сторонами природы человека, остальные - исключительно духовной природой человека. Ценность любви состоит в стремлении к единству с предметом любви, а применительно к другому человеку в стремлении жить его жизнью, его чувствами и мыслями.

1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» по­казал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что под­линное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не уз­нав, что такое жизнь.

2) Имя простой крестьянской девушки Жанны д"Арк сегод­ня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не уда­валось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неисто­вой верой людей. После многих лет позорных поражений фран­цузы, наконец, смогли победить захватчиков.

Когда размышляешь над этим поистине чудесным событи­ем, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель.

3) Мало кто знает, что во время съемок известного фильма Н. Михалкова «Утомленные солнцем», испортилась погода, тем­пература понизилась до минус шести. А между тем по сцена­рию должно быть знойное лето. Актерам, изображавшим от­дыхающих, приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требу­ет от человека жертв, полной самоотдачи.

4) Французский писатель Г. Флобер в романе «Госпожа Бо­вари » рассказывал о судьбе одинокой женщины, которая, за­путавшись в жизненных противоречиях, решила отравиться. Писатель сам почувствовал признаки отравления и вынужден был обратиться за помощью. Не случайно потом он говорил: «Госпожа Бовари - это я».

5) Верность своему призванию не может не вызывать ува­жения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним при­шли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. «Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» - так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский.

6) «Я всегда поражался безмерному трудолюбию и терпе­ливости Кирилла Лаврова, - вспоминает режиссёр Владимир Бортко о выдающемся актере: «Нам надо было отснять 22­ минутный разговор Иешуа с Понтием Пилатом, такие сцены снимаются по две недели. На съёмочной площадке Лавров, 80-летний человек, провёл 16 часов в нагрудных доспехах весом 12 кг, не сказав ни слова упрёка съёмочной группе».

Проблемы:

Нравственная ответственность человека (художника, ученого) за судьбу мира

Роль личности в истории

Нравственный выбор человека

Конфликт человека и общества

Человек и природа

Утверждающие тезисы:

1. Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.

2. От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.

3. Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторож­ный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми не­предсказуемыми последствиями.

4. Помни о своей Высокой человеческой ответственности!

Цитаты:

1. Есть один несомненный признак, разделяющий по­ступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит он вражду и разъединение - он дурной (Л. Толстой, русский писатель).

2. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М. Монтень, французский философ-гуманист).

3. Да - я в ладье. Меня разлив не тронет! Но как мне жить, когда народ мой тонет? (Саади, персидский писатель и мысли­тель)

4. Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Кон­фуций, древнекитайский мыслитель).

6. Люби - и делай что хочешь (Августин Блаженный, христи­анский мыслитель).

7. Жизнь - это борьба за бессмертие (М. Пришвин, русский писатель).

8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель).

Аргументы:

У каждого в руках судьба мира

1) В боевой операции под Первомайском бойцы, отбивав­шие атаку боевиков, бросились к ящику с гранатами. Но когда они открыли его, то обнаружили, что у гранат нет взрывателей. Упаковщик на заводе забыл их положить, а без них граната ­ это просто кусок железа. Солдаты, неся тяжелые потери, вынуждены были отступить, а боевики прорвались. Ошибка бе­зымянного человека обернулась страшной бедой.

2) Историки пишут, что турки смогли захватить Константи­нополь, пройдя через калитку, которую кто-то забыл закрыть.

3) Двадцатый век - век первый в истории человечества мировых войн, век создания оружия массового поражения. Складывается невероятная ситуация: человечество может само себя уничтожить. В Хиросиме, на памятнике жертвам атом­ной бомбардировки, написано: «Спите спокойно, ошибка не повторится». Чтобы та и многие другие ошибки не повторя­лись, всечеловеческий характер приобретает борьба за мир, борьба против оружия массового поражения.

4) Посеянное зло оборачивается новым злом. В средние века появилась легенда о городе, который заполонили крысы. Горожане не знали, куда от них деться. Один человек пообе­щал избавить город от мерзких существ, если ему заплатят. Жители, конечно же, согласились. Крысолов заиграл на дудоч­ке, околдованные звуками крысы пошли за ним. Чародей ув­лек их к реке, сел в лодку, и крысы утонули. Но горожане, избавившись от напасти, отказались платить обещанное. Тог­да колдун отомстил городу: он вновь заиграл на дудочке, со всего города сбежались дети, и он утопил их в реке.

Роль личности в истории

1) «Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав свет­лые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В стране началось широкое дви­жение за отмену крепостного права.

2) После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горь­кая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.

3) Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала ро­ман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантато­ром. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. По­том говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну.

4) Вряд ли король Англии Эдуард III до конца понимал, к чему приведет его дерзость: на государственном гербе он изоб­разил нежные лилии. Тем самым английский король показал, что отныне ему подвластна и соседняя Франция. Этот рисунок властолюбивого монарха стал поводом для Столетней войны, которая принесла людям бессчетные бедствия.

Человек и природа

1) Человек на наших глазах продолжает роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад: во имя потребностей своего произ­водства он уничтожил наполненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты. Ведь Сахара и Кара­ Кумы - очевидное свидетельство преступной деятельности человека, продолжающейся и поныне. А разве не свиде­тельством тому является загрязнение Мирового океана? Чело­век лишает самого себя в ближайшем будущем последних не­обходимых ресурсов питания.

2) В русских народных сказках часто прославляется беско­рыстие человека. Емеля не собирался ловить щуку - она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего птенца - по­ложит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь - этому учит народная мудрость.

3) Вмешательство человека в сложную жизнь природы мо­жет привести к непредсказуемым последствиям. Один известный ученый решил привести в свой регион оленей. Однако животные не смогли приспособиться к новым условиям и ско­ро погибли. Зато клещи, которые жили в шкуре оленей, осво­ились, наводнили леса и луга и стали настоящим бедствием для остальных обитателей.

4) Глобальное потепление, о котором все настойчивее гово­рят в последнее время, чревато катастрофическими последстви­ями. Но не все задумываются о том, что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности человека, который в погоне за наживой нарушает устойчивое равновесие природ­ных циклов. Не случайно ученые все больше говорят о разум­ном самоограничении потребностей, о том, что не прибыль, а сохранение жизни должно стать главной целью деятельности человека.

5) Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую сле­поту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предуп­реждение всему человечеству, которое хищнически грабит при­роду.