Процесс измерения удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей. Социальные потребности личности

Темой нашего изучения, в первую очередь, станет человек в контексте зависимости как таковой.
В первую очередь нам нужно определиться с термином «Зависимость». Зависимы ли мы изначально и от чего? А от чего мы не зависимы?

Изначально, еще находясь в утробе матери, мы целиком и полностью зависим от нее. Мы растем, формируемся, используя питательные вещества, что дает нам мать. Рождаясь, мы попадаем в большой и неуютный мир и попадаем в зависимость от еды, воздуха, других значимых людей, тепла
и комфорта. Чем больше мы вырастаем, тем большее количество зависимостей окружает нас в повседневной жизни. Следовательно, мы зависимы изначально! От момента нашего зачатия и до последнего вздоха, так как трудно представить себе человека, который бы смог выжить без удовлетворения элементарных потребностей в воде, пищи, воздухе, сексе. О том же самом нам говорит и так называемая «Пирамида Маслоу» .

Маслоу - известный психолог, новаторство исследования которого состояло в том, что он стал изучать не патологические, нездоровые личности, в отличие от большинства своих коллег, а личности, которые полностью реализовались в жизни. Успешные и процветающие. Внесшие огромный вклад в развитие человечества. Именно изучение здоровых личностей позволило ему описать иерархию потребностей, на которую опирались эти личности в процессе своего развития. Постепенно удовлетворяя свои потребности, эти люди достигали невероятных достижений в своей жизни. Получая от нее полнейшее удовлетворение, и практически не нуждались в искусственном стимулировании извне.

1. К первичным потребностям Маслоу отнес так называемые витальные потребности - потребность в пище, воздухе, воде и сексе. Секс важен, так как без него возникновение человека невозможно. Без удовлетворения этих потребностей каждый из нас попросту бы погиб как физиологический организм.

2. К вторичным потребностям Маслоу отнес потребность в безопасности. Потребность в защите, жилье, тепле, одежде, возможности защищать свою территорию и отстаивать свои границы. Для каждого из нас важно иметь одежду, очаг, защищенное помещение, в котором
он является хозяином и может не опасаться вторжения на свою территорию.

3. К следующему, третьему уровню в этой иерархии Маслоу отнес социальные потребности .
Возможность состояться как уважаемый человек, как профессионал в своем деле, получить признание семьи, родителей, общества, занимать важное положение и влиять на развитие своего социума. Будь то совет дома или Государственная дума. Стать значимым в глазах других имеет огромное значение для каждого из нас. От этого напрямую зависят и самоуважение и самооценка человека.

4. К четвертому уровню в иерархии Маслоу отнес самореализацию личности . Когда все предыдущие потребности полностью удовлетворены, у человека появляется возможность реализовывать себя в творчестве. И оно может быть разнообразным. Культурные потребности,
хобби, развитие своего творческого потенциала. Нет ни одного человека, в котором не было
бы изначально заложено потенциала. Развитие талантов, развитие чувства прекрасного и гармонии присуще каждому.

5. И к верховным, стоящим во главе пирамиды потребностей, относятся потребности в духовной жизни . Быть частью чего-то намного большего, чем сам человек. Некой глобальной идеи, превышающей все допустимые рамки. Исповедовать и разделять с другими некие моральные и нравственные ценности. Верить в нечто чудесное и необъяснимое. В сказочное, любящее и заботливое. И соответственно жить, применяя эти принципы в своей жизни.

Если вписать в эту пирамиду потребностей человека, то можно легко представить, как он постепенно распрямляется, постепенно удовлетворяя свои потребности снизу вверх. Для человека в принципе достаточно, чтобы были удовлетворены витальные и духовные потребности. Это позволяет стоять человеку. Вера в нечто большее и все, что необходимо для выживания, достаточно, чтобы личность могла жить, постепенно восполняя пробелы в других сферах.

В дальнейшем мы еще вернемся к удовлетворению этих потребностей, когда будем обсуждать причины, которые приводят человека к употреблению химически активных веществ.

Итак, возвращаясь к вопросу «зависимости - независимости», мы приходим к убеждению, что человек зависим изначально! Это данность, с которой мы приходим в этот мир и проживаем свою жизнь.

Зависимости, от которых зависит наше выживание, мы рассматривать не будем. В наши задачи входит рассмотрение разрушающих, деструктивных зависимостей. И такой зависимостью может стать любая позитивная зависимость. Рассмотрим простой пример.

Еда. Пока человек при помощи пищи утоляет голод и употребляет пищу только для того, что
бы дать организму питательные вещества для роста, эта зависимость от еды помогает человеку выжить. Как только человек начинает употреблять еду для того, чтобы получить удовольствие, «за- едает» своё эмоциональное состояние, не может остановиться и делает это с завидным постоянством, невзирая на последствия, можно рассматривать это как деструктивную зависимость. Человек начинает есть при каждом переживании, тем самым избегая и не проживая его. Как следствие, переедание и проблемы с весом, другими жизненно важными органами (печень, сердце, почки).

Объектом деструктивной зависимости может стать любая позитивная зависимость в ее крайнем проявлении. Секс. Интернет. Азартные игры (лудомания, геймерство). Яркие чувства (Эмоциональная нестабильность). Другой человек (). Работа (Работоголизм). Алкоголь (). Наркотики (). Власть. Телевизор. Хобби. Курение (Табакокурение) и так далее. Этот список можно продлевать до бесконечности. Если мы разместим их на рисунке «Веера зависимости» от наиболее распространенной (табакокурение), до самой глобальной (зависимости от власти над другими людьми), то эта концепция станет очевидной.

В принципе, можно рассматривать как зависимость и профессиональный спорт, и увлечения экстремальными видами спорта (зависимость от адреналина, который вырабатывается в стрессовых ситуациях). Достаточно большое число зависимостей имеют в нашей стране социальное одобрение.
Взять «трудоголизм». Отец или мать с утра до вечера пропадают на работе. Ни на что другое просто не остается: ни сил, ни времени. Все это оправдывается тем, что они являются кормильцами. Более того, портрет человека висит на «Доске почета». Человек получает награды и премии. Его приводят в пример, и т.д… Но все остальные жизненно важные сферы страдают. И такая форма поведения неизбежно приводит к проблемам в них. Страдает и здоровье, и психика, и семья.

Либо возьмем зависимость от другого, глубоко любимого, человека. Так называемую « ». Безраздельная, всепоглощающая любовь к другому человеку. Такая «любовь» не просто поощряется, она воспевается в песнях и стихах. О ней слагают легенды и эпосы. Ее воспевает не
только народ, но и великие писатели и поэты.

Такая модель семейных отношений впитывается с молоком матери. И несмотря на то, что один
из супругов постоянно может страдать, он изо всех сил старается сохранить и спасти эти болезненные отношения. Потому что для него партнер становится не просто любимым человеком, а объектом зависимости. Вся его жизнь концентрируется на жизни зависимого. И он действительно
не может иначе! Так как если перестать жить жизнью и проблемами другого человека, придется решать свои проблемы. Но к обсуждению этого вопроса мы еще вернемся, когда будем рассматривать проблему «Дисфункциональных семей».

Если мы пойдем дальше и вернемся к теме химической зависимости, то, рассматривая употребление алкоголя в обществе, мы увидим, что употребляет практически 99,9 % взрослого населения.
Но зависимыми из них становятся всего лишь 25 - 30 % от общего числа употребляющих. Умеренное и контролируемое употребление алкоголя «по поводу и для здоровья» не делает человека зависимым. Достаточно большое количество людей периодически выпивают, и это никак не влияет на их жизнь. Часть из употребляющих, впервые столкнувшись с негативными последствиями употребления (похмельный синдром, неуправляемое поведение), тут же перестают употреблять.

Отличие зависимого человека от независимого состоит в том, что зависимый человек продолжает употреблять, невзирая на негативные последствия от употребления и самостоятельно не может остановиться. Если ему удается остановиться на время, то через какое-то время следует «срыв». И так долгие годы.

Примите решение прямо сейчас и Вы облегчите свою жизнь и спасете близкого, мы это точно знаем.

Это бесплатно для Вас, просто позвоните и наш консультант-психолог расскажет, что прямо сейчас нужно делать в вашем случае...

Самый простой и примитивный тест на наличие предпосылок к зависимости является попытки умерить и контролировать свое употребление. Не зависимому человеку, у которого не возникает трудностей, даже не придет в голову пить меньше, пить только по выходным или только по праздникам. Ему нет необходимости контролировать количество и частоту потребляемого вещества.

Итак, чем же отличается деструктивная зависимость от позитивной зависимости?

Если рассматривать перечень зависимостей, то и всего лишь два вида деструктивных зависимостей из нескольких десятков других. Единственное, что отличает их от других зависимостей, очевидность и болезненность последствий от употребления как для самого больного, так и для окружающих. здесь очевидна.

То, что мы выяснили с вами, это наличие негативных и разрушительных последствий. То есть, говоря простым языком - боли! И она не только физическая, а, в большинстве случаев, душевная
и психологическая. Разрушение жизни в комплексе. Проблемы в разных сферах жизнедеятельности, напрямую связанные с употреблением и являющиеся последствиями оного.

Потребности личности (нужда) – это так называемый источник личностной активности, потому что именно потребности человека являются его побудительной причиной для деяний определенным образом, заставляя двигаться в нужном направлении. Таким образом, нужда или потребность – это такое личностное состояние, при котором обнаруживается зависимость субъектов от определенных ситуаций или условий существования.

Личностная активность проявляется только в процессе удовлетворения ее потребностей, которые формируются во время воспитания индивида, приобщения его к общественной культуре. В своем первичном биологическом проявлении надобностью является не что иное, как определенное состояние организма, выражающее свою объективную нужду (желание) в чем-либо. Таким образом, система потребностей личности напрямую зависит от образа жизни индивида, взаимодействия между окружающей средой и сферой ее использования. С позиции нейрофизиологии нужда означает образование какой-либо доминанты, т.е. появление возбуждения особых клеток головного мозга, характеризующееся устойчивостью и регулирующее потребные поведенческие действия.

Виды потребностей личности

Потребности человека довольно многообразны и сегодня существует огромное множество их классификаций. Однако в нынешней психологии выделяют две основные классификации видов надобностей. В первой классификации потребности (нужды) подразделяются на материальные (биологические), духовные (идеальные) и социальные.

Реализация материальных или биологических нужд связана с индивидуально-видовым существованием индивида. К ним относятся – надобность в еде, во сне, одежде, безопасности, доме, интимные желания. Т.е. потребность (надобность), которая обусловлена биологической нуждой.

Духовные или идеальные нужды выражаются в познании мира, который окружает, смысле существования, самореализации и самоуважении.

Желание личности принадлежать к какой-либо социальной группе, а также надобность в человеческом признании, лидерстве, доминировании, самоутверждении, привязанности окружающих в любви и уважении отражается в социальных потребностях. Все эти надобности разделяют по важным видам активности:

  • труд, работа – нужда в познании, творении и созидании;
  • развитие – нужда в обучении, самореализации;
  • социальное общение – духовные и нравственные потребности.

Описанные выше надобности или нужды имеют социальную направленность, поэтому носят название социогенные или социальные.

В другом виде классификации все потребности разбивают на два типа: нужда или потребность роста (развития) и сохранения.

Нужда сохранения объединяет в себе такие потребности (надобности) – физиологические: сон, интимные желания, голод и др. Это базовые потребности личности. Без их удовлетворения индивид просто не способен выжить. Далее нужда в безопасности и сохранении; изобилие – всесторонность удовлетворения естественных потребностей; материальные потребности и биологические.

Потребность роста объединяет в себе следующее: желание любви и уважения; самоактуализация; самоуважение; познание, в том числе и жизненного смысла; потребности в чувственном (эмоциональном) контакте; социальные и духовные (идеальные) потребности. Вышеперечисленные классификации позволяют выделить более значимые потребности практического поведения субъекта.

А.Х. Маслоу выдвинул концепцию системного подхода к исследованиям психологии личности субъектов, основываясь на модели потребностей личности в виде пирамиды. Иерархия потребностей личности по А.Х. Маслоу представляет собой поведение индивида, напрямую зависящее от удовлетворения его любых потребностей. Это означает, что потребности, находящиеся вверху иерархии (реализация целей, саморазвитие), направляют поведения индивида в той степени, в которой удовлетворены его потребности, находящиеся в самом низу пирамиды (жажда, голод, интимные желания и др.).

Также различают потенциальные (неактуализированные) потребности и актуализированные. Основным двигателем личностной активности является внутренний конфликт (противоречие) между внутренними условиями существования и внешними.

Все виды потребностей личности, находящиеся на верхних ступенях иерархии имеют разный уровень выраженности у различных людей, но без социума ни один человек не сможет существовать. Полноценной личностью субъект может стать только тогда, когда он удовлетворит свою нужду в самоактуализации.

Социальные потребности личности

Это особый вид нужды человека. Заключается она в потребности иметь все необходимое для существования и жизнедеятельности индивида, какой-либо социальной группы, социума в целом. Это внутренний побуждающий фактор активности.

Общественные потребности – это нужда людей в работе, социальной активности, культуре, духовной жизни. Потребности, созданные обществом – это такие потребности, которые являются основой общественной жизни. Без мотивирующих факторов удовлетворения потребностей невозможно производство и прогресс в целом.

Также к социальным нуждам относят потребности, связанные с желанием образовывать семью, вступлением в различные социальные группы, коллективы, с разнообразными сферами производственной (внепроизводственной) деятельности, существованием социума в целом. Условия, факторы внешней среды, которые окружают индивида в процессе его жизнедеятельности, не только способствуют появлению потребностей, но и формируют возможности для удовлетворения их. В жизни человека и иерархии потребностей социальные нужды играют одну из определяющих ролей. Существование индивида в социуме и посредством него – центральная область проявления сущности человека, основное условие для реализации всех остальных нужд – биологических и духовных.

Классифицируют социальные потребности по трем критериям: нужды других, свои нужды, совместные нужды.

Нужда других (потребности для других) – это нужды, которые выражают родовую основу индивида. Заключается в потребности общения, защиты слабого. Альтруизм – одна из выраженных потребностей для других, нужда в жертвовании своими интересами для других. Альтруизм реализуется только посредством победы над эгоизмом. То есть потребность «для себя» должна преобразовываться в потребность «для других».

Своя нужда (потребность для себя) выражается в самоутверждении в социуме, самореализации, самоидентификации, в потребности занять свое место в социуме и коллективе, желание власти и др. Такие потребности, поэтому и относятся к социальным, что не могут существовать без потребностей «для других». Только через выполнения чего-то для других, возможно, реализовать свои желания. Занять какое-либо положение в социуме, т.е. достичь признания для себя, намного проще сделать, не задевая при этом интересы и притязания других членов общества. Наиболее эффективным путем реализации своих эгоистических желаний будет такой путь, в движении по которому содержится доля компенсации для удовлетворения притязаний других людей, тех, кто может претендовать на ту же роль или тоже место, но могут удовлетвориться и меньшим.

Совместные нужды (потребности «вместе с другими») – выражают мотивирующую силу множества людей одновременно или социума в целом. Например, необходимость безопасности, в свободе, в мире, смены существующего политического строя и др.

Потребности и мотивы личности

Основное условие жизнедеятельности организмов – это наличие их активности. У животных активность проявляется в инстинктах. А вот поведение человека намного сложнее и определяется наличием двух факторов: регулятивных и побудительных, т.е. мотивами и потребностями.

Мотивы и система потребностей личности имеют свои основные особенности. Если потребность – это нужда (дефицит), необходимость чего-то и необходимость ликвидировать что-нибудь находящееся в избытке, то мотив — это толкатель. Т.е. нужда создает состояние активности, а мотив придает ей направление, толкает активность в потребном направлении. Необходимость или надобность, в первую очередь, ощущается человеком как состояние напряжения внутри, или проявляется в качестве раздумий, мечтаний. Это побуждает индивида к поиску предмета нужды, но не придает направление деятельности для ее удовлетворения.

Мотив же, в свою очередь, является побудительной причиной для достижения желаемого или, наоборот, избегания его, осуществить деятельность или нет. Мотивы могут сопровождаться положительными или негативными эмоциями. Удовлетворение потребностей всегда ведет к снятию напряженности, нужда исчезает, но через некоторое время может возникнуть вновь. С мотивами же все наоборот. Поставленная цель и непосредственно мотив не совпадают. Потому что цель – это то, куда или к чему испытывает стремление человек, а мотив – это причина, по которой он стремится.

Цель можно поставить перед собой следуя разным мотивам. Но возможен и такой вариант, при котором мотив сдвигается на цель. Это означает преобразование мотива деятельности непосредственно в мотив. Например, ученик вначале учит уроки, потому что заставляют родители, но потом просыпается интерес и он начинает учиться ради самой учебы. Т.е. получается, что мотив – это внутренний психологический побудитель поведения или поступков, обладающий устойчивостью и побуждающий индивида к осуществлению деятельности, придавая ей осмысленность. А потребность – это внутреннее состояние ощущения нужды, которое выражает зависимость человека или животных от определенных условий существования.

Потребности и интересы личности

С категорией потребность неразрывно связана и категория интересов. В основе зарождения интересов всегда лежат потребности. Интерес – это выражение целенаправленного отношения индивида к какому-либо виду его потребностей.

Интерес человека не столько направлен именно на предмет потребности, сколько направлен на такие общественные факторы, которые делают более доступными этот предмет, в основном это различные блага цивилизации (материальные или духовные), которые и обеспечивают удовлетворение таких потребностей. Интересы также определяются конкретным положением людей в обществе, положением социальных групп и являются мощнейшими побуждающими стимулами к любой деятельности.

Интересы также можно классифицировать в зависимости от направленности или по носителю этих интересов. К первой группе относят социальные, духовные и политические интересы. Ко второй – интересы социума в целом, групповые и индивидуальные интересы.

Интересы личности выражают ее направленность, которая определяет во многом его путь и характер любой деятельности.

В общем своем проявлении интересом можно назвать истинную причину общественных и персональных действий, событий, которая стоит непосредственно за побуждениями – мотивами индивидов, принимающих участие в этих самых действиях. Интерес бывает объективным и объективным социальным, осознанным, реализуемым.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей называется объективным интересом. Такой интерес объективного характера, не зависит от сознания индивида.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей в общественном пространстве называется объективным социальным интересом. Например, на рынке очень много ларьков, магазинчиков и определенно существует оптимальный путь к лучшему и самому дешевому товару. Это и будет проявлением объективным социальным интересом. Существует множество способов совершения различных покупок, но обязательно среди них будет один объективно оптимальный для конкретной ситуации.

Представления субъекта деятельности о том, как все-таки лучше удовлетворить свои потребности называется осознанным интересом. Такой интерес может совпадать с объективным или немного отличаться, а может иметь абсолютно противоположную направленность. Непосредственной причиной практически всех действий субъектов является именно интерес осознанного характера. Такой интерес основан на персональном опыте человека. Путь, которым идет человек для удовлетворения потребностей личности называется реализуемым интересом. Он может полностью совпадать с интересом осознанного характера, так и абсолютно противоречить ему.

Существует еще одна разновидность интересов – это товар. Такая разновидность представляет собой и путь к удовлетворению потребностей, и способ их удовлетворения. Товар может быть оптимальным способом удовлетворения потребностей и может казаться таковым.

Духовные потребности личности

Духовные потребности личности – это направленное устремление к самореализации, выражается через творчество или посредством другой деятельности.

Выделяют 3 аспекта термина духовные потребности личности:

  • К первому аспекту относится стремление к овладению результатами духовной производительности. К нему относятся приобщение к искусству, культуре, науке.
  • Второй аспект заключается в формах выражения потребностей в материальном порядке и социальных отношениях в нынешнем обществе.
  • Третий аспект – это гармоническое развитие индивида.

Любые духовные нужды представлены внутренними побуждениями человека к его духовному проявлению, творчеству, созиданию, творению духовных ценностей и к их потреблению, к духовным коммуникациям (общению). Они обусловлены внутренним миром индивида, стремлением уйти в себя, сосредоточиться на том, что не связано с социальными и физиологическими потребностями. Эти потребности побуждают людей к занятием искусством, религией, культурой не для того, чтобы удовлетворить свои физиологические и социальные нужды, а для того, чтобы понять смысл существования. Их отличительной чертой является ненасыщаемость. Так как чем больше удовлетворяются внутренние нужды, тем более напряженными и устойчивыми они становятся.

Пределов прогрессивного роста духовных нужд не существует. Ограничением такого роста и развития могут выступать только количество накопленных ранее человечеством богатств духовного характера, силы желаний индивида участвовать в их произведении и его возможностей. Основные признаки, отличающие духовные потребности от материальных:

  • потребности духовного характера возникают в сознании индивида;
  • потребностям духовного характера присуща необходимость, а уровень свободы в выборе способов и средств удовлетворения таких потребностей значительно выше, чем у материальных;
  • удовлетворение большинства нужд духовного характера связано в основном с количеством свободного времени;
  • в таких потребностях связь между объектом нужды и субъектом характеризуется определенной степенью бескорыстия;
  • процесс удовлетворения нужд духовного характера не имеет границ.

Ю. Шаров выделил развернутую классификацию духовных нужд: необходимость трудовой деятельности; надобность общения; эстетические и нравственные нужды; научно-познавательные нужды; надобность в оздоровлении; нужда воинского долга. Одной важнейшей духовной надобностью личности является познание. Будущее любого общества зависит от духовного фундамента, который будет выработан у современной молодежи.

Психологические потребности личности

Психологические потребности индивида – это такие потребности, которые не сводятся к телесным нуждам, но и до уровня духовных не дотягивают. К таким нуждам обычно относится надобность в аффилиации, общении и др.

Нужда в общении у детей – это не врожденная потребность. Она формируется посредством активности окружающих взрослых лиц. Обычно активно начинает проявляться к двум месяцам жизни. Подростки же имеют убежденность, что их нужда в общении приносит им возможность активно использовать взрослых. На взрослых людей недостаточное удовлетворение потребности в общении влияет пагубно. Они погружаются в негативные эмоции. Нужда в принятии заключается в желании индивида быть принятым другим лицом группой лиц или обществом в целом. Такая надобность нередко подталкивает человека к нарушению общепринятых норм и может приводить к асоциальному поведению.

Среди психологических нужд различают базовые потребности личности. Это такие потребности, при неудовлетворении которых маленькие дети не смогут получить полноценное развитие. Они как бы останавливаются в своем развитии и становятся более подверженными некоторым заболеваниям, чем их сверстники, у которых такие потребности удовлетворены. Так, например, если малыш регулярно получает кормление, но растет без должного общения с родителями, его развитие может задерживаться.

Базовые потребности личности взрослых людей психологического характера подразделяются на 4 группы: автономия – нужда в самостоятельности, независимости; нужда в компетентности; надобность в значимых для индивида межличностных взаимоотношениях; потребность являться членом социальной группы, чувствовать себя любимым. Сюда также относится и чувство собственной значимости, и нужда в признании другими. В случаях неудовлетворения базовых физиологических нужд страдает физическое здоровье индивида, а в случаях неудовлетворения базовых психологических нужд страдает дух (психологическое здоровье).

Мотивация и потребности личности

Мотивационные процессы индивида имеют в себе направленность достижения или, наоборот, избегания поставленных целей, реализовать определенную деятельность или нет. Сопровождаются такие процессы различными эмоциями как положительного, так и отрицательного характера, например, радость, страх. Также во время таких процессов появляется некоторое психофизиологическое напряжение. Это означает, что мотивационные процессы сопровождаются состоянием возбуждения или взволнованности, также может появляться ощущение упадка или прилива сил.

С одной стороны регуляция психических процессов, которые влияют на направленность деятельности и численность энергии, нужной для выполнения этой самой деятельности называется мотивацией. А с другой стороны мотивация – это все-таки определенная совокупность мотивов, которая придает направленность деятельности и самому внутреннему процессу побуждения. Мотивационными процессами объясняется непосредственно выбор между разными вариантами действий, но которые имеют равно притягательные цели. Именно мотивация влияет на упорство и настойчивость, с помощью которых индивид добивается поставленных целей, преодолевает препятствия.

Логическим объяснением причин действий или поведения называют мотивировкой. Мотивировка может иметь отличия от реальных мотивов или осознанно применяться для того, чтобы их замаскировать.

Мотивация достаточно тесно связана с нуждами и потребностями индивида, потому что появляется при возникновении желаний (нужд) или недостатка чего-либо. Мотивация является начальным этапом физической и психической активности индивида. Т.е. она представляет собой некое побуждение к произведению действий определенным мотивом или процессом выбора причин для конкретного направления деятельности.

Следует всегда учитывать, что за совершенно аналогичными, с первого взгляда, поступками или действиями субъекта могут стоять абсолютно разные причины, т.е. мотивация у них может быть совсем разной.

Мотивация бывает внешней (экстринсивной) или внутренняя (интринсивной). Первая не связана с содержанием конкретной деятельности, но обусловлена внешними условиями относительно субъекта. Вторая связана непосредственно с содержанием процесса деятельности. Также различают отрицательную и положительную мотивацию. Мотивация, основой которой являются на позитивные посылы, называется положительной. А мотивация, основой которой являются отрицательные посылы, называется соответственно отрицательной. Например, положительной мотивацией будет – «если я хорошо себя буду вести, то мне купят мороженое», отрицательной – «если я хорошо себя буду вести, то меня не будут наказывать».

Мотивация может быть индивидуальной, т.е. устремленной на поддержание постоянства внутренней среды своего организма. Например, избегание болевых ощущений, жажда, стремление к поддержанию оптимальной температуры, голод и др. Также может быть групповой. К ней относится забота о детях, поиск и выбор своего места в социальной иерархии и др. К познавательным мотивационным процессам относят различную игровую деятельность и исследовательскую.

Основные потребности личности

Основные (ведущие) потребности нужды личности могут различаться не только по содержанию, но и по уровню обусловленности социумом. Независимо от пола или возраста, а также от социальной принадлежности любой человек имеет основные потребности. Более подробно в своем труде их описал А. Маслоу. Он предложил теорию основанную на принципе иерархической структуры («Иерархия потребностей личности» по Маслоу). Т.е. одни потребности личности являются первичными в соотношении с другими. Например, если человек испытывает жажду или голод, его не особо будет волновать, уважает его сосед или нет. Отсутствие предмета нужды Маслоу называл дефицитными или дефицитарными потребностями. Т.е. при отсутствии еды (предмета нужды), человек будет стремиться любыми путями восполнить такой дефицит любым возможным для него способом.

Основные потребности подразделяются на 6 групп:

1. К ним относят в первую очередь физическую нужду, включающую в себя необходимость в еде, питье, воздухе, сне. Сюда же относится и нужда индивида в близком общении с субъектами противоположного пола (интимные отношения).

2. Нужда в похвале, доверии, любви и др. называется эмоциональными потребностями.

3. Нужда в дружеских отношениях, в уважении в коллективе или другой социальной группе называется общественной потребностью.

4. Нужда в получении ответов на поставленные вопросы, удовлетворении любопытства называются интеллектуальными потребностями.

5. Вера в божественную власть или просто потребность верить называется духовной потребностью. Такие потребности помогают людям обрести спокойствие, переживать неприятности и др.

6. Необходимость самовыражения посредством творчества называется творческой нуждой (потребностями).

Все перечисленные потребности личности – это часть каждого человека. Удовлетворение всех основных нужд, желаний, потребностей человека способствуют его здоровью и позитивному настрою во всех деяниях. Все основные потребности обязательно обладают цикличностью процессов, направленностью и напряженностью. Все потребности в процессах их удовлетворения закрепляются. Вначале удовлетворенная основная потребность временно притихает (угасает) для того, чтобы со временем возникнуть с еще большей интенсивностью.

Потребности, выраженные более слабо, но многократно удовлетворенные, постепенно становятся более устойчивыми. Существует определенная закономерность в закреплениях потребностей – чем многообразнее средства, используемые для закрепления нужд, тем более прочно они закрепляются. В этом случае потребности делаются основами поведенческих действий.

Нужда определяет весь адаптирующий механизм психики. Предметы реальности при этом отражаются как вероятные препятствия или условия для удовлетворения нужд. Поэтому любая основная потребность оснащена своеобразными эффекторами и детекторами. Возникновение основных потребностей и их актуализация направляет психику на определение соответственных целей.

Начиная с рождения, у человека появляются потребности, которые с возрастом только увеличиваются и могут меняться. Ни у каких других живых существ нет такого количества потребностей, как у людей. Для реализации своих нужд человек переходит к активным действиям, благодаря чему он лучше познает мир и развивается в разных направлениях. Когда удается удовлетворить потребность, человек испытывает положительные эмоции, а когда нет, то отрицательные.

Какие потребности есть у человека?

Первичные потребности есть у каждого, независимо от положения, национальности, пола и других характеристик. Сюда входит нужда в еде, воде, воздухе, сексе и т.д. Некоторые появляются сразу при рождении, а другие развиваются на протяжении жизни. Вторичные потребности человека еще называют психологическими, к примеру, это может быть нужда в уважении, и т.д. Некоторые желания являются как бы промежуточными, находясь на рубеже первичных и вторичных потребностей.

Наиболее популярную теорию, которая позволяет разобраться в этой теме, предложил Маслоу. Он представил их в виде пирамиды, разделенной на пять секций. Смысл предложенной теории заключается в том, что человек может реализовывать свои потребности, начиная от самих простых, которые находятся у основания пирамиды, и двигаясь к более сложным. Следовательно, невозможно перейти на следующий этап, если предыдущий не был реализован.

Какие бывают потребности человека:

  1. Физиологические . В эту группу входит нужда в еде, воде, сексуальном удовлетворении, одежде и т.д. Это определенная база, которая может обеспечить комфортную и стабильную жизнь. Такие потребности есть у каждого человека.
  2. Нужда в безопасном и стабильном существовании . На основе этой группы потребностей человека, была выделенная отдельная отрасль, которая называется психологической безопасностью. В эту категории входит как физическая, так и финансовая безопасность. Начинается все с инстинкта самосохранения и заканчивается желанием уберечь от неприятностей близких людей. Чтобы перейти на другую ступень потребностей, человек должен ощущать уверенность в завтрашнем дне.
  3. Социальные . В эту категорию входит нужда человека иметь друзей и любимого человека, а также другие варианты привязанностей. Как ни крути, но люди нуждаются в общении и контакте с окружающими, в противном случае они не могут перейти на следующую ступень развития. Эти потребности и способности человека являются неким переходным этапом от примитивных к высшим уровням.
  4. Личные . В эту категорию входят нужды, которые способны выделить человека из общей массы и отражают его достижения. Во-первых, это касается уважения со стороны близких людей и самого себя. Во-вторых, сюда можно внести доверие, социальный статус, престиж, карьерный рост и т.д.
  5. Потребности в самореализации . Сюда входят высшие потребности человека, которые имеют нравственный и духовный характер. В эту категорию можно отнести желание людей применять свои знания и , выражать себя при помощи творчества, достигать поставленных целей и т.д.

В общем, потребности современно человека можно описать таким образом: люди удовлетворяют голод, зарабатывают на жилье, получают образование, создают семью и устраиваются на работу. Они стараются достичь определенных высот, заслужить признание и уважение у окружающих. Удовлетворяя свои нужды, человек формирует характер, силу воли, становится более умным и сильным. Можно подвести итог и сказать о том, что потребности являются основой для нормальной и счастливой жизни.


Виды потребностей и их классификация

В основу классификации потребностей челове­ка положен принцип направленности личности на тот или иной объект, в соответствии с которым выделяют потребности фи­зиологические, физические, психические, в общении, нравст­венные, духовные и др.

Физиологические потребности - в пище, воде, избегании вредного воздействия и т.д. задаются человеку самой приро­дой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретные условия, в которых находятся люди, накладывают на них свой отпечаток. Степень их развития, формы проявле­ния, способы удовлетворения видоизменяются и совершенст­вуются по мере развития производительных сил и производст­венных отношений. Например, потребность в жилище из про­стейшей нужды в крыше над головой сегодня превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье.

Физические потребности - это внешние потребности по от­ношению к организму, например в тепле, жилье. Физические потребности включают в себя и чисто физиологические, в ча­стности потребность в двигательной активности, сне и т.п. Они могут удовлетворяться и без участия материальных благ и ус­луг.

Психические потребности - это такие, как потребность в привязанности, любви, безопасности.

Потребность в общении выражает социальную природу че­ловека и стимулирует развитие личности. В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом соци­альной жизни. Общение с людьми обогащает личность интел­лектуально и эмоционально, стимулирует обмен знаниями, опытом, мнениями. В результате общения, основанного на со­трудничестве и пересечении интересов, новый характер при­обретает потребность человека в существе другого пола, кото­рая становится потребностью человека в человеке. Потреб­ность в общении порождает дружбу и любовь.

Нравственные потребности - это поведение, соответствую­щее моральным принципам общества, добро, истина.

Общественные потребности возникают в процессе развития общества в целом, социально-экономических групп населе­ния, отдельных его членов; их можно разделить на две группы: О потребности общества, определяемые необходимостью обес­печения условий его функционирования и развития. К ним от­носятся потребности в государственном управлении, обеспе­чении конституционных гарантий членам общества, охране окружающей среды, обороне;

о личные потребности возникают и развиваются в процессе жиз­недеятельности человека и выступают как специфическая эко­номическая категория, выражающая общественные отноше­ния между людьми по поводу производства, обмена и исполь­зования материальных и духовных благ и услуг. Личные потребности называют также потребностями населения. Лич­ное потребление происходит не на производстве, а за его пре­делами и включает в себя потребление людьми пиши, одежды, жилища и т.д.

В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в ко- г торой проявляются личные потребности, выделяют две группы j этичных потребностей - материальные (экономические) и ду­ховные.

Материальные потребности - основа жизнедеятельности i человека - пища, одежда, жилище. Они сформировались в процессе филогенетического (эволюционная история вида), общественно-исторического развития человека и составляют его род о вое свойство. Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и до­машняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т.п.). Материальные потребности - часть физических потребно­стей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т.д.).

Поступки людей определяются их интересами, прежде все­го экономическими. Экономическая жизнь общества включа­ет в себя производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью производства является потребление. Произ­водство может быть нормальным только при условии нормаль­ного свободного потребления. Между производством и по-

2.4. Виды потребностей и их классификация

треблением - сложная, теоретически противоречивая связь, и при всей важности производства оно имеет смысл только в том случае, если есть свободное потребление - цель и движущие мотивы производства, определяющие объем, структуру и каче­ство общественного производства. Потребление материаль­ных благ не однозначно: производительное потребление пред­ставляет собой процесс производства, где потребляются сред­ства производства (орудия и предметы труда), а также сила человека, т.е. происходит расход его физической и духовной силы.

Если в производительном потреблении продукт создается, то в личном - уничтожается. В производстве потребляют сред­ства производства, а люди потребляют предметы потребления. Связь между производством и потреблением взаимно обуслов­ливается, т.е. производство определяет потребление, но в то же время потребление определяет производство. Производство порождает потребность в произведенных продуктах, т.е. созда­ет импульс потребления. Можно сказать, что производство всегда ведет за собой потребление, определяющее в конечном счете его объем и многообразие, а потребление активно влияет на производство. Когда вещь не нужна для потребления, утра­тила свое значение как полезный продукт, производство ее прекращается. В то же время потребление каких-либо продук­тов требует их создания и по мере удовлетворения старых по­требностей побуждает и вызывает к жизни новые потребности людей.

Духовные потребности - высшие человеческие потребно­сти, чувственная форма познания прекрасного, обращенная к созерцанию или воображению, эстетическому наслаждению. Они связаны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая другая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. Следовательно, духовные потребности шире интеллектуаль­ных. В круг таких потребностей человека входят и потребность в пользовании культурными ценностями (включая памятники архитектуры, живопись, концертно-исполнительскую дея­тельность и т.п.), и потребность в эстетическом наслаждении (которые могут удовлетворяться как материальными благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря сло-

вами Энгельса, непреходящая потребность человеческого ду­ха - преодолеть все противоречия.



Интеллектуальные потребности - рациональные мысли­тельные функции человеческой психики, познавательные про­цессы в целом - рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в позна­нии окружающего мира, образовании, повышении квалифи­кации, в различных видах творческой деятельности (в том чис­ле творческой самодеятельности). Эти потребности созданы обществом, развиваются вместе с развитием человека, повы­шением его интеллектуального уровня, приобретаются в про­цессе становления человека как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспи­тывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспиты­ваемой обществом индивидуальности.

Потребность в познании - переменная личности, отражаю­щая степень, в которой индивид получает удовольствие от по­знавательной деятельности, требующей приложения усилий. Потребности в познании бывают общие (в ориентировке, по­знании мира как целого) и частные (страсть к познанию специ­фических явлений действительности).

Потребность в научном познании образуется на основе по­требности в познании, когда познание становится не целью, а средством удовлетворения потребности в творчестве. Человек с высокой потребностью в познании жаждет информации, ему нравится анализировать сложные ситуации, он получает удо­вольствие от решения проблем, особенно трудных.

Потребность в эстетическом наслаждении занимает в жизни человека большое место. Испытывая эту потребность, человек стремится сделать свой быт, отдых, свою жизнь красивой.

Созерцание эстетических ценностей в действительности и искусстве облагораживает личность, возвышает ее.

Потребность в художественном творчестве проявляется в том, что человек не просто овладевает готовыми эстетическими ценностями, но создает их новые виды и формы.

Социальные потребности - потребности в достижении определенного статуса в обществе и развития своих социально-ценностных характеристик - возникают в связи с функционированием человека в обществе в процессе деятельности

Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека

человека как общественного субъекта. В отличие от физиче­ских потребностей они не задаются природой, не закладывают­ся генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества. К ним относят­ся потребность в общественной деятельности, самовыраже­нии, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т.д. Потребность в общественной деятельности вытекает из ус­ловий и образа жизни человека в обществе. У всесторонне раз­витого человека представлены все человеческие потребности при доминировании высоких социальных требований, предъ­являемых кличности. Социальная группа, трудовой коллектив представляют для человека жизненное условие, без которого немыслимо удовлетворение многих других его потребностей и интересов. Человек испытывает глубокое удовлетворение, ко­гда находит себе оптимальное место в коллективе и получает признание своей деятельности в организации, и чувствует глу­бокую неудовлетворенность, если по тем или иным причинам не признан коллективом.

Развитие базовых потребностей можно представить сле­дующим образом:

О потребность в активности - от потребности в «разрядке энер­гии» до потребности в труде;

2.4. Виды потребностей и их классификация

о потребность в общении - от неопределенной надобности в другом человеке до высших форм привязанности к конкретной личности (группе людей);

О потребность в познании - от элементарного любопытства до страстного поиска истины;

о потребность в отдыхе - от надобности в релаксации и сне до временной изоляции от привычных форм общественной жиз­ни.

По степени конкретизации все потребности подразделяют­ся на две группы:

О общие потребности - потребности, вытекающие из какого-ли­бо вида жизнедеятельности человека. К ним относятся, напри­мер, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, ин­формации и т.д. Каждый вид общих потребностей может удов­летворяться различными наборами конкретных благ и услуг;

о конкретные потребности - потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги, например потребность в хле­бе, мясе, в мебели, телевизоре, книгах и т.п.

Общие и конкретные потребности взаимосвязаны: каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, а набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.

По количественной определенности и возможности удов­летворения всю совокупность потребностей подразделяют на следующие группы:

о абсолютные потребности - выражают желание обладать това­рами. Они не ограничены ни возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстрактны и характер, не связа­ны с конкретными предметами потребления;

О действительные потребности - формируются в рамках достиг­нутого уровня производства. Как и абсолютные, они не огра­ничены платежеспособными возможностями потребителей, но в отличие от них носят конкретный характер, т.е. направле­ны на определенный предмет или услугу, которые производят­ся и предлагаются потребителям;

о платежеспособные потребности - определяются платежеспо­собными возможностями потребителей, что их отличает от аб­солютных и действительных потребностей. В то же время они носят абстрактный характер, как и абсолютные потребно-

Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека

сти, т.е. отражают абстрактное желание обладать товарами во­обще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром. Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса; о удовлетворенные потребности - потребности, которые факти­чески удовлетворяются благами и услугами в зависимости от достигнутого уровня развития производства и платежеспособ­ных возможностей потребителей. Платежеспособные потреб­ности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке дос­таточно товаров и услуг, потребительские свойства которых соответствуют требованиям покупателей; в противном случае они остаются неудовлетворенными.

Все рассмотренные потребности взаимосвязаны. Так, аб­солютная потребность под влиянием достигнутого уровня про­изводства превращается в действительную. Действительная потребность в результате распределения общественного про­дукта принимает форму платежеспособной, которая затем вы­носится на рынок и удовлетворяется благодаря приобретению и потреблению товаров и услуг. Часть потребностей населения остается неудовлетворенной по разным причинам - из-за не­достаточного уровня развития производительных сил, услуг, низкого уровня доходов потребителей. По мере развития об­щественного производства, совершенствования производст­венных отношений, роста доходов населения все большая часть неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются новые неудовлетворенные конкрет­ные потребности.

По степени рациональности потребности разделяют на ра­зумные и иррациональные.

Разумные (рациональные) потребности - потребности, соот­ветствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, здоровом образе жизни человека, всестороннем гармо­ничном развитии личности. Они определяются уровнем про­изводительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей. Например, разумные потребно­сти в питании складываются на основе знаний и достижений естественных наук - физиологии, биологии, медицины - и формируются наукой о питании. Разумные потребности - это

2.4. Виды потребностей и их классификация

общественно полезные потребности, удовлетворение которых обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека. Эти потребности можно определить с помощью рациональных норм и нормативов. Однако все эти нормы и нормативы (за исключением рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) весьма при­близительны и носят условный характер. Но поскольку не вы­работано ничего лучшего, они используются сейчас для опре­деления границ разумных потребностей в отдельных товарах, а также для расчетов степени удовлетворения этих потребно­стей.

Иррациональные потребности выходят за рамки разумных, принимают гипертрофированные, иногда извращенные фор­мы. Такие потребности называют негативными, и они связаны с присутствием чего-то, что мешает нормальной жизни. Бы­вает, что в мироощущении даже самых активных людей по­является желание избежать чего-то. Сегодня это ощущается многими и проявляется в охране окружающей среды, защите человека от внешних последствий развития техники. Иррацио­нальные потребности могут складываться одновременно у до­вольно широкого круга людей. Наибольшее распространение иррациональные потребности получили в питании; с ними связаны ожирение, нарушение обмена веществ и появляю­щиеся по причине этого болезни. К иррациональным относят­ся и потребности в алкоголе, наркотиках и т.п.

Каждый человек характеризуется неповторимым сочетани­ем потребностей. Ценность личности определяется в первую очередь тем, какие потребности в ней преобладают и как они реализуются.

Существует тенденция рассматривать потребность как эк­вивалент влечения. Этот способ употребления расширяет ба­зовые и биологические потребности. Приравнивание потреб­ности к влечению наделяет состояние потребности мотива-ционными свойствами. Однако имеются потребности, для которых нет никаких влечений, например потребность в ки­слороде, так как то напряжение, которое человек чувствует, ко­гда задерживает дыхание, - это не влечение к кислороду, но стремление снизить уровень содержания углекислого газа.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

К главе 1

\. В чем сущность природы человека?

2. От чего зависит выбор человеком ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни в целом?

3. Можно ли выделить из предыстории человечества нечто существен­ное, определяющее человека?

4. Расскажите о внутренней противоречивости побудителей человече­ской деятельности на примере размышлений античных мыслителей.

5. Как рассматривались естественные жизненные потребности в эпоху Средневековья?

6. Охарактеризуйте взгляды мыслителей Нового времени на природу че­ловека и его потребностей.

7. Кто из философов утверждал, что происхождение и развитие челове­ческих потребностей связано с функционированием исторически конкретных способов производства?

8. Что отражали теории понимания человека и его потребностей в запад­ной обществоведческой мысли середины XX в.?

К главе 2

1. Расскажите о пирамиде потребностей А. Маслоу.

2. Какие свойства и качества человека учитываются при оценке соци­ально-ценностных характеристик личности?

3. Что побуждает человека к деятельности?

4. Что является источником развития потребностей?

5. Какое обстоятельство переводит потребности на собственно психо­логический уровень?

6. Какие потребности человека оказывают существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение?

7. Какой принцип положен в основу классификации потребностей че­ловека?

8. Перечислите и охарактеризуйте основные потребности человека.

9. К какому виду потребностей относятся: чувственная форма познания прекрасного, созерцание природы, эстетическое наслаждение и т.д.?

10. Охарактеризуйте общие и конкретные потребности.

Реферат

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ИХ ВИДЫ

И СРЕДСТВА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

О г л а в л е н и е:

1. Введение. 1

2. Виды потребностей человека. 1-4

3. Основы хозяйственной деятельности человечества.

Специализация и торговля. 4-8

4. Ограниченность экономических ресурсов и связанные

с нею проблемы. 8-10

5. Заключение. Принципы распределения благ. 11

1. Введение.

Великим ученым Древней Греции Аристотелем было даноназвание нау- ке - экономике. Он соединил два слова: «эйкос» - хозяйство и «номос» - за-

кон, так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означа-

ет «законы хозяйства».

Экономика обозначает науку, которая:

1) изучает способы организации деятельности людей, направленной на соз-

дание благ , необходимых им для потребления;

2) исследует как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для

удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.

В экономической жизни есть три главных участника: семья, фирмы и государство.Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятель-

ность как непосредственно другс другом, так и через рынки факторов про-

изводства (то есть ресурсов,с помощью которых можно организовать произ-

водство благ) и потребительских товаров (благ,которые непосредственно пот-

ребляются людьми).

Фирмы и государство играют большую роль в экономике, но человек,

семья – вот главные действующие лица экономики. Хозяйственная деятель –

ность любой страны должна осуществляться ради удовлетворения нужд лю -

дей в конкретных благах.

Поведение людей, их решения в конкретных хозяйственных ситуациях

определяют деятельность фирм, государственных организаций, рынков.

Исследуя поведение людей, экономическая наука помогает людям, фир-

мам и государству предвидеть последствия их решений в сфере экономики

2.Виды потребностей человека.

Основными потребностями человека являются биологические потребности.

Эти потребности являются основой формирования конкретных потребностей

людей (необходимость утолить голод рождает потребность в определенных

видах еды). Первой задачей хозяйственной деятельности (экономики) и было

удовлетворение этих нужд.

К числу основных относятся потребности человека:

В одежде;

В жилье;

В безопасности;

В лечении при заболеваниях.

Эти потребности необходимы для простого выживания людей, но и они

являются очень сложной задачей. До сих пор люди не могут полностью ре-

шить эти проблемы; миллионы людей на Земле еще голодают, у многих нет крова над головой и элементарного медицинского обслуживиния.

Кроме того, потребности человека намного больше, чем просто набор ус-

ловий для выживания. Ему хочется путешествовать, развлекаться, комфортной жизни, любимого занятия и т.п.

3. Основы хозяйственной жизни человечества. Специализация и

торговля.

Для удовлетворения своих потребностей люди использовали вначале только то,что могла им дать дикая природа.Но с ростом потребностей возник-

ла необходимость научиться добывать блага. Поэтому блага разделяются на

две группы:

1) даровые блага;

2) экономические блага.

Даровые блага – это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме большем, чем потребность в них. Их не нужно производить, их можно потреблять бесплатно.К таким благам относят-

ся: воздух, вода, солнечный свет, дожди, океаны.

Но в основном потребности человека удовлетворяются не за счет даровых,

а экономических благ , то есть товаров и услуг, объем которых недостаточен

для удовлетворения потребностей людей в полной мере и он может быть уве-

личен только в результате производственного процесса. Иногда приходится

перераспределять блага тем или иным способом.

Сейчас люди живут лучше, чем в древние времена.Это достигнуто благо- даря увеличению объема и улучшению свойств этих благ (продовольствия,

одежды, жилья и т.д.) .

Источником благосостояния и могущества народов Земли сегодня являет-

ся чрезвычайно развитой механизм объединения усилий ради решения общих задач, в том числе самой главной задачи- производства все большего объема

жизненных благ, то есть создания лучших условий жизни людей.

Для производства жизненных благ люди используют природные ресурсы,

свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, про-

изводственные объекты и др.). Все это называется «факторами производства».

Существуют три основных факторов производства:

3) капитал.

Труд как фактор производства – это деятельность людей по производству

товаров и услуг с помощью использования их физических и умственных воз-

можностей А так же навыков, приобретенных в результате обучения и опыта

работы. Для организации производственной деятельности покупается право

на использование способностей людей в течение некоторого времени для соз-

дания определенного вида благ.

Это означает, что объем трудовых ресурсов общества зависит от числен –

ности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это

население может отработать за год.

Земля как фактор производства – это все виды природных ресурсов,имею-

щихся на планете и пригодных для производства экономических благ.

Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются пло-

щадями земель того или иного назначения, объемами водных ресурсов или

полезных ископаемых в недрах.

Капитал как фактор производства–это весь производственно-технический

аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения воз-

можностей изготовления необходимых благ. Он состоит из зданий и соору –

жений производственного назначения, станков и оборудования, железных

дорог и портов, складов, трубопроводов, то есть из того, что необходимо для

реализации современных технологий производства товаров и услуг. Объем капитала обычно измеряют суммарной денежной стоимостью.

Для анализа экономических процессов выделяют еще разновидность факто-

ров производства – предпринимательство. Это услуги, которые оказывают

обществу люди,наделенные способностями правильно оценить, какие новые

товары можно с успехом предложить покупателям, какие технологии произ-

водства имеющихся товаров стоит внедрить, чтобы достичь большей выгоды.

Эти люди готовы рисковать своими сбережениями ради новых коммерческих

проектов.Они обладают умением координировать использование других фак-

торов производства для создания нужных благ обществу.

Объем предпринимательского ресурса общества измерить невозможно.Час-

тичное представление о нем можно составить на основе данных о численнос-

ти владельцев фирм, которые их создали и ими руководят.

В ХХ веке приобрел большое значение еще один вид факторов производ-

ства: информация , то есть все те знания и сведения, которые необходимы

людям для осознанной деятельности в мире экономики.

Постоянно совершенствуя способы использования экономических ресур-

сов, люди в основу своей хозяйственной деятельности положили два важней-

ших элемента: специализацию и торговлю.

Специализация имеет три уровня:

1) специализация отдельных людей;

2) специализация деятельности хозяйственных организаций;

3) специализация экономики страны в целом.

В основе всей специализации лежит специализация труда людей, которая

определяется:

а)Сознательным разделением труда между людьми.

б)Обучением людей новым профессиям и навыкам.

в)Возможностью кооперации,то есть сотрудничества ради достижения общей

щей цели.

Впервые разделение (специализация) труда возникла около 12 тысяч лет

тому назад:одни люди специализировались только на охоте, другие были ско-

товодами или земледельцами.

Сейчас существуют тысячи профессий, многие из которых требуют обуче- ния особым навыкам и приемам труда.

Почему специализация является важнейшим инструментом в хозяйствен- ной жизни человечества?

Во-первых, люди наделены разными способностями; они по разному вы-

полняют те или иные виды работ. Специализация дает возможность каждому

человеку найти ту работу, ту профессию, где он может проявить себя с наи-

лучшей стороны.

Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться все большей уме-

лости в избранной для себя деятельности. А это ведет к изготовлению благ

или оказанию услуг с более высоким качеством.

В –третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ

меньшее количество времени и не иметь его потерь при переходе с одного

вида работ на другой.

Таким образом, специализация является главным способом повышения

производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства необходимых им экономических благ,и прежде

всего ресурса труда.

Производительность –это объем благ, который удается получить от исполь-

зования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного пе-

риода времени.

Так, производительность труда определяется количеством изделий, кото-

рое изготовил работник за единицу времени: за час, за день, за месяц, за год.

Одним из самых значительных изобретений человечества в области спе-

циализации и разделения труда явился конвейер. Это самое могучее средство

повышения производительности труда.

Создателем конвейера был Генри Форд (1863-1947), отец массового авто-

мобилестроения, талантливый человек.Идея конвейера родилась у него после

того, как созданная им компания по производству автомобилей перестала

справляться с заказами, которые за один год увеличились в два раза.

Тогда (весной 1913 года) в цехе сборки магнето Форд запустил первый в

мире конвейер. До этого времени сборщик работал за столом, где у него был

полный набор деталей. Умелый сборщик собирал за смену около 40 магнето.

Теперь каждый сборщик должен был выполнить одну или две операции по

сборке (то есть специализировался еще больше, чем когда он умел выполнять

все операции по сборке) . Это позволило сократить время на сборку одного

магнето с 20 мин до 13 мин.10 сек. А после того, как Форд заменил прежний

низенький стол на поднятую выше движущуюся ленту,которая задавала темп

работе, время сборки сократилось до 5 минут. Производительность труда воз-

росла в 4 раза! После внедрения принципа конвейерной сборки во всех цехах

производительность труда выросла в 8,1 раза, что позволило в 1914 г. увели-

чить выпуск машин в 2 раза. Форд получил возможность выпускать свои ма-

шины с меньшими затратами, чем у конкурентов, продавать их дешевле и

захватить рынок сбыта. Это привело к тому, что конкурентам пришлось тоже

внедрить конвейер на своих предприятиях.

Благодаря специализации труда и росту производительности труда люди

пришли к переходу от случайного и нерегулярного обмена имевшимися бла –

гами к постоянной торговле ими. Произошел переход от самообеспечения, то

есть от натурального хозяйства, к получению благ, изготовленных другими

людьми. Люди постепенно убедились, что благодаря обмену благами можно

получить в свое распоряжение больше благ и сделать их более разнообразны-

ми по сравнению с их самостоятельным изготовлением.Поняв это люди стали

заниматься обменом не от случая к случаю, а сделали его основой своей жиз-ни. Так появились товары и услуги , используемые ими для регулярного об-

Умение обмениваться благами – уникальная способность людей, отлича-

ющая их от других обитателей Земли. Как остроумно подметил великий шот-

ландский экономист Адам Смит (1723 –1790г.г.) :

«Никому никогда не приходилось видеть,чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой…».

Регулярный обмен товарами и услугами явился основой для важнейшей

сферы деятельности людей – торговли , то есть обмена благами в форме куп-

ли-продажи товаров и услуг за деньги.

Торговля родилась в глубокой древности, она древнее даже земледелия.

Она существовала во времена палеолита – на заре каменного века, около

30000 лет назад.Вначале торговали между собой племена,которые жили дале-

ко друг от друга. Торговали предметами роскоши (драгоценными и отделоч-

ными камнями, пряностями, шелками, редкой древесиной и т.д.). Занимались

этим странствующие купцы– арабы, фризы, евреи, саксы, а потом итальянцы.

Со временем в Европе появились торговые города: Венеция, Генуя и приб-

режные города Германии – Гамбург, Штеттин, Данциг и другие.

Торговля сыграла большую роль в истории человечества. Благодаря ей

купцы пускались в плавание в поисках новых земель, где можно было добыть

дорогостоящие товары. Главной целью Колумба также были торговые инте –

ресы. Он хотел найти более короткий путь к берегам Индии, чтобы легче и

дешевле везти товары в Европу. Благодаря торговле были сделаны и многие

другие географические открытия, а также родилась современная промышлен-

ность. Из купеческих денег стало появляться крупное ремесленное производ-

ство, а потом мануфактуры – предвестницы заводов и фабрик.

Именно торговля объединила людей в фирмы, специализирующиеся на

производстве определенных товаров.

Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необ-

ходимых для создания всего разнообразия благ, которыми пользуются сегод-

Сочетание торговли и специализации дает возможность людям получить

блага в большем объеме, в большем ассортименте и быстрее.

Если страна умело пользуется сочетанием специализации и торговли, то это приведет к:

Росту производительности труда;

Росту объема доступных благ;

Увеличению роста потребления благ людьми, соответственно росту доходов

продавцов;

Увеличению доходов от торговли, которые можно направить на развитие и

совершенствование производства и специализации труда.

Это относится ко всем странам, даже к тем которые распологают большими природными богатствами, так как сами по себе богатства недр, пашен и лесов

процветания не гарантируют.

Так, в России огромны природные богатства, их рациональное использова-

ние могло сделать народ России одним из зажиточных в мире.Но Россия, не-

смотря на то, что находилась под контролем планово- командной системы,

тратила свои природные богатства в огромных масштабах, не обеспечила вы-

сокого уровня благосостояния своим гражданам.

По оценкам экспертов ООН Россия находится по уровню богатства лишь на

53-ем месте. Она сможет подняться выше только увеличив масштабы произ -

водства полезных людям экономических благ.Решить эту задачу можно лишь

овладев искусством рациональной организации экономической деятельности.

4. Ограниченность экономических ресурсов и возникающие в этой

связи проблемы.

Людям для удовлетворения своих потребностей в благах нужно намного больше ресурсов, чем это всегда было доступно человечеству.

С ограниченностью ресурсов люди столкнулись еще в древности, когда

земля была единственным доступным источником производства благ.

На графике изображено возникновение разрыва между материальными

желаниями людей и возможностями их удовлетворений.

Увеличение ресурсов природы происходит за счет разработки месторож-

дений полезных ископаемых, строительства гидроэлектростанций, освоения

целинных земель и т. д. На графике линия объема ресурсов – полого подни-

мающаяся.Линия, которая круто поднимается вверх, -человеческие потебнос-

ти. В первый период развития человечества потенциальные возможности природы прокормить людей, которых было немного, превосходили их пот-

ребности. Благодаря росту численности и увеличению потребностей людей

человечество столкнулось с новой ситуацией – дефицитом.

Человечество еще 11-16 тысяч лет назад могло вымереть из-за недостатка

пищи и спастись ему удалось только за счет возникновения земледелия.

Потребности людей, численность населения Земли продолжают постоян-

но возрастать. Прирост объема жизненных благ отстает от роста потребности людей, несмотря на то, что они научились использовать ресурсы природы и другие факторы производства.

За исключением небольшого числа благ – воздуха, дождя, солнечного тепла, - все остальные средства удовлетворения потребностей человечества

имеются в ограниченном объеме. Так, запасы нефти в недрах Земли состав-

ляют 128,6 млр.тн. Это ее физическая ограниченность. Люди активно исполь-

зуют ее, но сейчас она доступна только тем, кто может оплатить затраты на

ее добычу и транспортировку. Экономическую проблему создает не физичес-

кая ограниченность ресурса, а возможность получить ее лишь затратив иные

ресурсы. Так, чтобы добыть дополнительный объем нефти, нужно потратить

другие ограниченные ресурсы: электроэнергию, труд нефтяников, металл для

изготовления нефтяного оборудования и труб нефтепроводов) и т.д.

Следовательно, хозяйственная деятельность людей все время направлена

на изъятие ресурсов из сферы удовлетворения одних, чтобы удовлетворить

потребности других людей.

Экономические ресурсы всегда ограниченны.

Ограниченность труда связана с тем, что число трудоспособных людей любой страны строго фиксировано в любой момент времени.

По физическим и умственным способностям, люди не все пригодны для выполнения конкретных работ. Эту проблему можно частично решить путем

привлечения рабочих из других стран, переобучением и переподготовкой ра-

ботников более эффективным специальностям, но это не дает моментального

результата, так как требует определенного времени для их осуществления.

Ограниченность земли (природных ресурсов) определяется географией страны и наличием в ее недрах месторождений полезных ископаемых. Эту ограниченность можно снизить путем превращения ранее бесплодных почв в

сельскохозяйственные угодья.

Ограниченность капитала определяется предыдущим развитием страны,

тем, что она успела накопить. Эту ограниченность можно сократить путем

строительства новых заводов, шоссе, линий газопроводов и дополнительного

изготовления оборудования. Но это требует времени и затрат.

Ограниченность предпринимательства обусловлена тем, что природа не

всех наделяет этим талантом.

Ограниченность ресурсов заставила людей принять соответствующие

меры. Люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в собствен –

ность. Отдельный человек или группа людей могут:

- владеть ресурсами, то есть фактически ими обладать;

- пользоваться ресурсами, то есть использовать их по своему усмотрению

для получения текущего дохода;

- распоряжаться , то есть иметь право передать их другим лицам, например

Остальные люди должны уважать эти права. Закрепление ресурсов в соб-

ственности граждан позволяет им представлять эти ресурсы за плату тем, кто в них нуждается. Формы дохода от этого могут быть самыми различными и зависят от вида предоставляемых ресурсов.

Большая часть крупных состояний России (благ) связана с теневой собст-

венностью (криминальный доступ к ресурсам и т.д.) и с постгосударственной

собственностью (приватизация, земля, бюджетные средства).

В результате «прихватизации» под прикрытием лозунга о ваучерной народ-

ной приватизации собственность оказалась распыленной, разорванной между

отдельными звеньями неразрывных по природе технологических цепочек.

Это привело к неэффективности российской экономики сегодня.

5. Заключение. Принципы распределения благ.

Чтобы удовлетворить свои все возрастающие потребности, человечество

вынуждено постоянно искать ответы на главные вопросы основ хозяйствен-

ной жизни, то есть главных вопросов экономики:

1. Что и в каком количестве производить?

2. Как производить?

3. Каким образом распределять изготовленные блага?

Решая вопрос «Что и в каком количестве производить?», люди в конечном

счете распределяют ограниченные ресурсы между производителями различ -

ных благ.

Решая вопрос «Как производить?», люди выбирают предпочтительные для

них способы (технологии) изготовления благ, которые им необходимы.

Каждый из возможных вариантов технологических решений предполагает

свою комбинацию и масштабы использования ограниченных ресурсов. И по-

тому выбор лучшего варианта – задача непростая, которая требует сопостав –

ления, взвешивания ценности различных ресурсов.

Отвечая на вопрос «Каким образом распределить изготовленные блага?»,

люди решают, кому и сколько благ должно достаться в конечном счете. Как

осуществить распределение благ, чтобы оно не вызвало в людях чувства не –

справедливости из-за различий в комфортности жизни?

Люди решали эту проблему следующим образом:

- «право сильного» - лучшее и в полном объеме получает тот, кто может ото-

брать блага у более слабых силой кулака и оружия;

- «принцип уравнителности» - каждый получает примерно поровну, чтобы

«никому не было обидно»;

- «принцип очереди» - благо достается тому,кто раньше занял место в очереди

желающих это благо получить.

Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, так как они не

заинтересовывают людей в более производительном труде.При таком распре-

делении благ, даже если трудиться лучше других и получать за это больше,

не гарантировано приобретение желаемого блага. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) в настоящее время

преобладает сложный механизм рыночного распределения.

Список литературы:

1.И.В.Липсиц «Экономика» , Москва, 1998 г.

2.Г.Явлинский «Экономика России: наследство и возможности» ,ЭПИцентр,