Без акваланга против законов физики. Академическая наука отказывается изучать данный феномен

Заслуги физики трудно переоценить. Будучи наукой, изучающей наиболее общие и фундаментальные законы окружающего нас мира, она неузнаваемо изменила жизнь человека. Когда-то термины « » и « » были синонимами, так как обе дисциплины были направлены на познание мироздания и управляющих им законов. Но позже, с началом научно- , физика стала отдельным научным направлением. Так что же она дала человечеству? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно оглянуться вокруг. Благодаря открытию и изучению электричества люди пользуются искусственным освещением, их жизнь облегчают бесчисленные электрические устройства. Исследование физиками электрических разрядов привело к открытию . Именно благодаря физическим исследованиям во всем мире пользуются интернетом и сотовыми телефонами. Когда-то ученые были уверены в том, что аппараты тяжелее воздуха летать не могут, это казалось естественным и очевидным. Но Монгольфье, изобретатели воздушного шара, а за ними и братья Райт, создавшие первый , доказали необоснованность этих утверждений. Именно благодаря человечество поставило себе на службу силу пара. Появление паровых машин, а вместе с ними паровозов и пароходов, дало мощный толчок к . Благодаря укрощенной силе пара люди получили возможность использовать на заводах и фабриках механизмы, не только облегчающие труд, но и в десятки, сотни раз повышающие его производительность.Без этой науки не были бы возможны и космические полеты. Благодаря открытию Исааком Ньютоном закона всемирного тяготения появилась возможность рассчитать силу, необходимую для выведения космического корабля на орбиту Земли. Знание законов небесной механики позволяет запущенным с Земли автоматическим межпланетным станции успешно достигать других планет, преодолевая миллионы километров и точно выходя к назначенной цели.Можно без преувеличения сказать, что знания, добытые физиками за века развития науки, присутствуют в любой области человеческой деятельности. Окиньте взглядом то, что вас сейчас окружает – в производстве всех находящихся вокруг вас предметов важнейшую роль сыграли достижения физики. В наше время эта активно развивается, в ней появилось по-настоящему загадочное направление, как квантовая физика. Открытия, сделанные в этой области, могут неузнаваемо изменить жизнь человека.

Источники:

  • нужна ли физика

В эпоху промышленного и технологического прогресса философия отошла на задний план, далеко не каждый человек сможет внятно ответить на вопрос о том, что это за наука и чем она занимается. Люди заняты насущными проблемами, их мало интересуют оторванные от жизни философские категории. Значит ли это, что философия потеряла свою актуальность и больше не нужна?

Философию определяют как науку, изучающую первопричины и начала всего сущего. В этом смысле она является одной из самых важных для человека наук, так как пытается найти ответ и на вопрос о причине человеческого бытия. Зачем живет человек, для чего ему дана эта жизнь? Ответ на этот вопрос определяет и пути, которые человек выбирает.

Будучи поистине всеобъемлющей наукой, философия включает в себя самые разные дисциплины и пытается найти ответы на важные для человеческого бытия вопросы – есть ли Бог, что есть добро и зло, вопросы старости и смерти, возможности объективного познания реальности и т.д. и т.п. Можно сказать, что естественные науки дают ответ на вопрос «как?», в то время как философия пытается отыскать ответ на вопрос «почему?»

Считается, что сам термин «философия» придуман Пифагором, в переводе с греческого он означает «любовь к мудрости». Следует отметить, что в отличие от других наук, в философии никто не обязывает основываться в своих рассуждениях на опыте предшественников. Свобода, в том числе и свобода мысли, является для философа одним из ключевых понятий.

Философия возникла независимо в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции, откуда и начала распространяться по всему свету. Классификация существующих ныне философских дисциплин и направлений достаточно сложна и не всегда однозначна. В общефилософские дисциплины входит метафилософия, или философия философии. Существуют философские дисциплины, исследующие способы познания: логика, теория познания, философия науки. К теоретической философии относятся онтология, метафизика, философская антропология, философия природы, естественное богословие, философия духа, философия сознания, социальная философия, философия истории, философия языка. В практическую философию, иногда называемую философией жизни (аксиологией), входят этика, эстетика, праксиология (философия деятельности), социальная философия, геофилософия, философия религии, права, образования, истории, политики, хозяйства, техники, экологии. Существуют и другие направления философии, вы можете познакомиться с полным перечнем, заглянув в специализированную философскую литературу.

Несмотря на то, что новый век вроде бы оставляет философии мало места, ее практическая значимость ничуть не уменьшается – человечество по-прежнему ищет ответы на волнующие его вопросы бытия. И от ответа на эти вопросы зависит то, каким путем пойдет человеческая цивилизация в своем развитии.

Видео по теме

Связанная статья

Дисциплина в широком понятии – следование установленным правилам, регламентам. На производстве эти регламенты и режимные ограничения определены официально утвержденным документом - «Правилами внутреннего распорядка». С ними работник знакомится при приеме на работу и, подписывая трудовой договор, он формально обязуется их выполнять.

В идеале, на предприятии, где установлена «железная» дисциплина, все сотрудники строго и точно соблюдают порядок, режим работы и правила, установленные законами, подзаконными и локальными актами, положениями, инструкциями и приказами по организации, а также неукоснительно выполняют распоряжения руководителей. Понятно, что такую дисциплину сейчас не встретишь даже . Но насколько она необходима и для ?

Дисциплина призвана обеспечить единство и преемственность в рабочих и технологических процессах, что отражается на качестве производимой продукции и предоставляемых услуг. Именно дисциплина делает производственное поведение сотрудников предсказуемым, поддающимся планированию и прогнозированию. Это позволяет обеспечить взаимодействие те только на уровне рядовых исполнителей, но и между подразделениями предприятия в целом. От нее зависит эффективность труда, а, значит, количественные и качественные его показатели.

Существуют объективные и субъективные аспекты дисциплины. Объективные находят выражения в той системе установленных норм и правил, которая действует на предприятии. Субъективные представляют собой желание каждого работника выполнять их. Задача руководства – создать в компании такие условия, когда требования дисциплины ставились бы выше интересов отдельных членов трудового коллектива. В этом случае отпадает необходимость в осуществлении контрольных и сдерживающих функций со стороны руководства – коллектив сам мобилизуется на борьбу с бесхозяйственностью, бюрократизмом, прогулами и прочими явлениями, мешающими нормальной работе.

Не следует ожидать от сотрудников выполнения норм дисциплины, когда руководство предприятия само постоянно нарушает его, необоснованно привлекая их к внеплановым и авральным работам, работе во внеурочное время и выходные дни. В этом случае сотрудники вполне справедливо будут считать, что трудовую дисциплину в обычный рабочий день можно нарушить, поскольку они трудятся во внеурочное время. Если вы – управленец, то начните выполнять требования дисциплины с себя. Только в этом случае вы сможете требовать этого от своих подчиненных и избежите саботажа.

Видео по теме

Казалось бы, чем меньше слов в языке, тем проще общаться. Зачем «придумывать» такие разные слова для обозначения одного и того же, по сути, предмета или явления, т.е. ? Но при внимательном их рассмотрении становится понятно, что синонимы несут в себе ряд совершенно необходимых функций.

Богатство речи

В сочинениях младших школьников нередко можно встретить текст примерно такого содержания: «Лес был очень красивым. Там росли красивые цветы и деревья. Это была такая красота!». Происходит подобное оттого, что словарный запас ребенка еще довольно мал, и он не научился пользоваться синонимами. В речи взрослого человека, особенно письменной, такие повторы считаются лексической ошибкой. Синонимы позволяют разнообразить речь, обогатить ее.

Оттенки смысла

Каждый из синонимов, хотя и выражает похожее значение, но придает ему свой особый оттенок смысла. Так, в синонимическом ряду «неповторимый – удивительный – впечатляющий» слово «удивительный» обозначает предмет, вызывающий в первую очередь удивление, «неповторимый» - предмет, не похожий на остальные, единственный в своем роде, а «впечатляющий» - производящий сильное впечатление, но этим впечатлением может быть нечто другое, нежели простое удивление, а также этот предмет может быть похож на подобные ему, т.е. не быть «неповторимым».

Эмоционально-экспрессивная окраска речи

Синонимический ряд содержит слова, имеющие различное экспрессивно-эмоциональное значение. Так, «глаза» - слово нейтральное, обозначающее орган зрения человека; «очи» - слово, принадлежащее к книжному стилю, обозначает также глаза, но, как правило, большие и красивые. А вот слово «буркалы» тоже обозначает большие глаза, но не отличающиеся красотой, скорее уродливые. Слово это несет в себе негативную оценку и принадлежит к разговорному стилю. Еще одно разговорное слово «зенки» обозначает также некрасивые глаза, но маленького размера.

Уточнение значения

Большинство заимствованных слов имеют -аналогию в русском языке. Их можно использовать для уточнения значения терминов и других специальных слов иностранного происхождения, которые могут быть непонятны широкому кругу читателей: «Будут приняты превентивные, т.е. профилактические меры»

Как ни парадоксально, но синонимы могут выражать и противоположные оттенки значения. Так, у Пушкина в «Евгении Онегине» встречается фраза «Татьяна смотрит и не видит», и это не воспринимается как противоречие, потому что «смотреть» - это «устремлять взгляд в определенном направлении», а «видеть» - это «воспринимать и осмысливать то, что предстает перед глазами». Точно так же не вызывают отторжения фразы «равные, но не одинаковые», «не просто мыслить, но размышлять» и т.п.

Видео по теме

Физика - это наука, изучающая основополагающие закономерности материального мира, описывающая с помощью законов свойства и движение материи, явления природы и ее структуру.

Одной из основополагающих наук нашей планеты является физика и ее законы. Ежедневно мы пользуемся благами ученых физиков, которые уже много лет работают для того чтобы жизнь людей становилась комфортнее и лучше. Существование всего человечества построено на законах физики, хотя мы об этом и не задумываемся. Благодаря кому у нас в домах горит свет, мы можем летать на самолетах по небу и плавать по бескрайним морям и океанам. Об ученых посветивших себя науке мы и поговорим. Кто же самые известные физики, чьи работы изменили нашу жизнь навсегда. Великих физиков огромное множество в истории человечества. О семи из них мы и расскажем.

Альберт Эйнштейн (Швейцария) (1879-1955)


Альберт Эйнштейн один из величайших физиков человечества родился 14 марта 1879 года в немецком городе Ульм. Великого физика-теоретика можно назвать человеком мира, ему пришлось жить в тяжелое время для всего человечества во время двух мировых войн и часто переезжать из одной страны в другую.

Эйнштейн написал больше 350 работ по физике. Является создателем специальной (1905) и общей теории относительности(1916), принципа эквивалентности массы и энергии(1905). Разработал множество научных теорий: квантового фотоэффекта и квантовой теплоемкости. Вместе с Планком, разработал основы квантовой теории, представляющие основой современной физике. Эйнштейн имеет большое количество премий за свои труды в области науки. Венцом всех наград выступает Нобелевская премия, по физике полученная Альбертом в 1921 году.

Никола Тесла (Сербия) (1856-1943)


Родился известный физик-изобретатель в небольшой деревушке Смилян 10июля 1856 года. Работы Теслы намного опередили время, в которое жил ученый. Николу называют отцом современного электричества. Он сделал множество открытий, и изобретений получив более 300 патентов на свои творения во всех странах, где работал. Никола Тесла был не только физиком теоретиком, но и блестящим инженером, создававшим и испытывавшим свои изобретения.

Тесла открыл переменный ток, беспроводную передачу энергии, электричества, его работы привели к открытию рентгена, создал машину, которая вызывала колебания поверхности земли. Никола предсказывал наступление эры роботов, способных выполнять любую работу. Из-за своей экстравагантной манеры поведения не снискал признания при жизни, но без его работ сложно представить повседневную жизнь современного человека.

Исаак Ньютон (Англия) (1643-1727)


Один из отцов классической физики появился на свет 4 января 1643 года в городке Вулсторп в Великобритании. Являлся сначала участником, а впоследствии главой королевского общества Великобритании. Исаак сформировал и доказал главные законы механики. Обосновал движение планет Солнечной системы вокруг Солнца, а также наступление приливов и отливов. Ньютон создал фундамент для современной физической оптики. Из огромного списка работ великого ученого, физика, математика и астронома выделяются две работы одна из которых была написана в 1687 году и «Оптика» вышедшая из под пера в 1704 году. Верхом его работ является известный даже десятилетнему малышу закон всемирного тяготения.

Стивен Хокинг (Англия)


Самый известный физик современности появился на нашей планете 8 января 1942 года в Оксфорде. Образование Стивен Хокинг получал в Оксфорде и Кембридже, где и преподавал в дальнейшем, также работал в Канадском Институте теоретической физики. Главные работы его жизни связаны с квантовой гравитацией и космологией.

Хокинг исследовал теорию возникновения мира вследствие Большого взрыва. Разработал теорию исчезновения черных дыр, вследствие явления получившего в его честь название-излучение Хокинга. Считается основоположником квантовой космологии. Член старейшего научного общества, в которое входил еще Ньютон, Лондонского королевского общества на протяжении долгих лет, вступив в него в 1974 году, и считается одним из самых молодых членов принятых в общество. Всеми силами приобщает к науке современников с помощью своих книг и участвуя в телепередачах.

Мария Кюри-Склодовская(Польша, Франция)(1867-1934)


Самая известная женщина физик появилась на свет 7 ноября 1867 года в Польше. Окончила престижный университет Сорбонна, в котором изучала физику и химию, а впоследствии стала первой женщиной-преподователем в истории своей Альма-матер. Вместе со своим мужем Пьером и известным физиком Антуаном Анри Беккерелем изучали взаимодействие солей урана и солнечного света, вследствие экспериментов получили новое излучение, которое было названо радиоактивностью. За это открытие вместе со своими коллегами получила Нобелевскую премию по физике 1903 года. Мария состояла во множестве научных обществ по всему земному шару. Навсегда вошла в историю как первый человек, удостоившийся Нобелевской премии, по двум номинациям химии в 1911и физике.

Вильгельм Конрад Рентген(Германия) (1845-1923)


Рентген впервые увидел наш мир городе Леннеп, в Германии 27 марта 1845 года. Преподавал в Вюрцбургском университете, где 8 ноября 1985 года и сделал открытие, которое изменила жизнь всего человечества навсегда. Ему удалось открыть икс-излучение, впоследствии получившее название в честь ученого — рентгеновское. Его открытие стало толчком к появлению целого ряда новых течений в науке. Вильгельм Конрад вошел в история как первый обладатель Нобелевской премии по физике.

Андрей Дмитриевич Сахаров (СССР, Россия)


21 мая 1921 года родился будущий создатель водородной бомбы.Сахаров написал немало научных работ на тему элементарных частиц и космологии, по магнитной гидродинамике и астрофизике. Но главным его достижением является создание водородной бомбы. Сахаров был гениальным физиком в истории не только огромной страны СССР, но и мира.

В комнате с потолка опускаются две тонкие верёвки. Нужно связать их нижние концы. Если держат в руках одну верёвку, дотянуться до другой никак не удаётся. Кто-то должен ее подать. Но в комнате только один человек (а также мяч, кукла, книги)...

Для решения этой задачи не нужна физика, и мы получили очень много писем - даже от первоклассников. Правда, не все ребята справились с задачей. Некоторые предложения слишком сложны, некоторые нарушают условия задачи: нельзя, например, использовать лестницы, палки и другие предметы, которых нет в комнате.

"Вторая верёвка должна сама приблизиться к нам", - пишет ученик (г. Киев). На первый взгляд, это кажется невозможным. Но решение многих изобретательских задач полезно начинать с рассмотрения идеального решения: пусть то, что требуется, произойдет само собой! Вторая веревка должна сама отклониться. Это возможно лишь в том случае, если она будет раскачиваться. Но веревка тонкая, легкая, Значит, надо привязать к веревке куклу. Теперь нетрудно раскачать веревку – и она сама пойдет к нам навстречу...

Еще одна задача. В порту грузили корабль. Мощный кран поднимал пакеты по 25 мешков и опускал их в трюм корабля. Шел сильный дождь. Но огромную крышу трюма (ширина крыши три метра, длина пять метров) пришлось снять, чтобы вести погрузку. И вода попадала в открытый трюм, мешала работающим там грузчикам.

Вот и задача для изобретателя: как сделать, чтобы дождь не проникал в трюм корабля, а груз, подаваемый краном, опускался бы совершенно свободно?

Для решения этой задачи вам не понадобится физика. То, что нужно применить для защиты от дождя, вам наверняка известно.

Подумайте и напишите нам.

© Г.Альтов "Пионерская правда", 15.05.1979. - С.4.
ЗАДАЧА НА СМЕКАЛКУ!

На стройке разбили стекло. Мелкие осколки упали на бетонный пол. Как очистить от них поверхность бетона? Веник не помогает, потому что мелкие кусочки стекла застревают в неровностях пола. А убрать осколки нужно быстро, используя простые средства, имеющиеся на стройке.

РЕШИТЕ ЗАДАЧУ

По трубе течёт пульпа - вода, смешанная с измельчённой железной рудой. Поток пульпы регулируют с помощью металлической задвижки: она, как дверь, отчасти или полностью перекрывает поток. К сожалению, частицы руды, ударяясь о задвижку, быстро её истирают. Пробовали делать задвижку из очень прочной стали - всё равно удары частиц руды буквально "съедают" задвижку. Как защитить задвижку от истирания?

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ ФАНТАЗИЮ

Существует много замечательных весёлых и красивых праздников. Придумайте ещё один такой праздник, вкратце опишите его.

И НЕМНОГО ФИЗИКИ

По конвейеру движутся детали, похожие на двухкопеечную монету. Большинство деталей белого цвета, но попадаются детали чёрные. Как их отделить? Вручную трудно и утомительно. Нужно механизировать отделение чёрных монет. Учтите, что монеты ничем, кроме цвета, не отличаются. Расположены детали на конвейере в один слой, но беспорядочно: где именно окажется чёрная деталь - неизвестно. Чтобы легче было решить эту задачу, подумайте сначала: чем чёрные предметы отличаются от белых? Есть одно физическое свойство (оно наверняка вам известно), которое и надо использовать!

Ждём ваших писем. Не забудьте указать, в каком классе вы учитесь.

Отличие физики от всех других наук заключается в том, что она изучает самые основные, фундаментальные законы нашего мира. Изучая, описывает их языком математики.

Например, закон гравитации - фундаментальный закон. Но он не совсем точен, ибо нет связи его с квантовой теорией. Тоже относится и к другим нашим законам - они не точны. Где-то на краю их всегда лежит тайна, всегда есть, над чем поломать голову. Может быть, это - свойство природы, а может быть, и нет, но это свойственно тем законам, которые известны нам сегодня. Может быть, все дело тут в неполноте нашего знания.

Законы просты, их легко сформулировать так, чтобы не оставалось никаких лазеек для двусмысленности и для иного толкования. Они просты и поэтому прекрасны. Просты по форме. Закон действует сложно, но его коренная идея проста. Это и роднит все наши законы. Сами по себе они всегда оказываются простыми, хотя в природе действуют сложным образом.

Физические законы универсальны. Например, гравитация, простирается на огромные расстояния. Если увеличить расстояние в десять миллионов миллионов раз, то мы получим Солнечную систему. Увеличим еще в десять миллионов миллионов раз - и вот вам галактики, которые притягиваются друг к другу по тому же самому закону. Вышивая свой узор, Природа пользуется лишь самыми длинными нитями, и всякий, даже самый маленький образчик его может открыть нам глаза на строение целого.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства образования Республики Беларусь
от 20.12.2012г №931

МЕХАНИКА.

1) Механическое движение. Относительность движения. Характеристики механического движения: путь, перемещение. Скорость. Закон сложения скоростей.

2) Равномерное движение. Графическое представление равномерного движения.

3) Неравномерное движение. Средняя и мгновенная скорости. Ускорение. Прямо¬линейное движение с постоянным ускорением. Графическое представление равно¬ускоренного движения.

4) Движение материальной точки по окружности с постоянной по модулю линей¬ной скоростью. Угловая скорость. Период и частота равномерного вращения. Центростремительное ускорение.

5) Свободное падение тел. Ускорение свободно падающего тела. Движение тела, брошенного горизонтально.

6) Взаимодействие тел. Первый закон Ньютона.

7) Сила. Сложение сил.

8) Инертность тел. Масса. Плотность вещества.

9) Второй закон Ньютона.

10) Третий закон Ньютона.

11) Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.

12) Силы упругости. Закон Гука.

13) Силы трения. Коэффициент трения.

14) Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

15) Механическая работа. Мощность.

16) Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии.

17) Потенциальная энергия. Потенциальная энергия гравитационных и упругих взаимодействий.

18) Закон сохранения механической энергии.

19) Колебательное движение. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Пружинный и математический маятники. Превращения энергии при колебательных движениях.

20) Распространение колебаний в упругой среде. Волны. Скорость распространения волны, частота и длина волны, связь между ними.

21) Давление. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды.

22) Атмосферное давление. Опыт Торричелли.

23) Закон Архимеда. Плавание тел.

знать/понимать:

физические явления: механическое движение: равномерное, равноускоренное движение; равномерное вращательное движение;

смысл физических понятий: путь, перемещение, скорость, средняя скорость пути и перемещения, мгновенная скорость, ускорение; угловая и линейная скорости, период и частота равномерного вращения, центростремительное ускорение, масса, плотность, сила (тяжести, упругости, трения), давление, атмосферное давление, импульс тела, импульс силы, гравитационное поле, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия; период, амплитуда, частота, фаза колебаний, длина волны, скорость распространения волны;

I, II, III законов Ньютона, всемирного тяготения, Гука, сохранения механической энергии, сохранения импульса, Архимеда, Паскаля

уметь решать задачи:

на применение кинематических законов поступательного движения, закона сложения скоростей, на определение периода, частоты, на связь угловой и линейной скоростей, на определение центростремительного ускорения при равномерном вращательном движении, на применение законов Ньютона, Гука, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, Архимеда; на расчет работы и мощности, на движение тел под действием силы тяжести, упругости, трения; на определение периода, частоты и фазы колебаний, периода колебаний математического и пружинного маятников, скорости распространения и длины волны;

ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ТЕРМОДИНАМИКИ.

1) Основные положения молекулярно-кинетической теории.

2) Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Закон Дальтона.

3) Температура - мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Шкала температур Цельсия. Абсолютная шкала температур - шкала Кельвина.

4) Уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона-Менделеева). Изотермический, изобарный и изохорный процессы в идеальном газе.

5) Внутренняя энергия термодинамической системы. Работа и количество теплоты как меры изменения внутренней энергии. Удельная теплоемкость.

6) Внутренняя энергия одноатомного идеального газа.

7) Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в идеальном газе.

8) Циклические процессы. Физические основы работы тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия теплового двигателя и его максимальное значение.

9) Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления.

10) Испарение и конденсация. Кипение жидкости. Удельная теплота парообразования.

11) Насыщенный пар. Влажность.

12) Горение. Удельная теплота сгорания топлива.

знать/понимать:

физические явления: переход вещества из одного агрегатного состояния в другое;

смысл физических понятий: внутренняя энергия, внутренняя энергия одноатомного идеального газа, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования;

смысл физических законов, принципов, правил, постулатов: закона Дальтона, первого закона термодинамики, газовых законов;

уметь решать задачи:

на расчет количества вещества, средней квадратичной скорости и средней кинетической энергии теплового движения молекул, параметров состояния идеального газа (давления, объема, температуры) с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории и уравнения Клапейрона-Менделеева; на применение закона Дальтона; на расчет работы, количества теплоты, изменения внутренней энергии одноатомного идеального газа при изотермическом, изохорном, изобарном процессах с использованием первого закона термодинамики, на применение уравнения теплового баланса при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое; на определение коэффициента полезного действия тепловых двигателей;

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА.

1) Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.

2) Взаимодействие точечных зарядов. Закон Кулона.

3) Электростатическое поле. Напряженность электростатического поля. Поле точечного заряда. Однородное электростатическое поле. Графическое изображение электростатических полей.

4) Потенциальный характер электростатического поля. Потенциал электростатического поля точечного заряда. Разность потенциалов. Напряжение. Связь между напряжением и напряженностью однородного электростатического поля.

5) Принцип суперпозиции электростатических полей.

6) Диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость вещества.

7) Электроемкость. Конденсаторы.

8) Энергия электростатического поля конденсатора.

9) Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники электрического тока. Сила и направление электрического тока.

10) Закон Ома для однородного участка электрической цепи. Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников.

11) Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной электрической цепи.

12) Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Коэффициент полезного действия источника тока.

13) Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле.

14) Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Индукция магнитного поля. Графическое изображение магнитных полей. Принцип суперпозиции магнитных полей.

15) Движение заряженных частиц в магнитном поле. Сила Лоренца.

16) Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

17) Явление самоиндукции. Индуктивность.

18) Энергия магнитного поля.

19) Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в контуре. Формула Томсона. Превращения энергии в идеальном колебательном контуре.

20) Переменный электрический ток. Действующие значения силы тока и напряжения.

21) Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн.

знать/понимать:

физические явления: электрические взаимодействия; тепловое действие тока; магнитные взаимодействия; электромагнитная индукция, самоиндукция; электромагнитные волны;

смысл физических понятий: электромагнитное поле; проводник, диэлектрик, электрический заряд, точечный электрический заряд, элементарный заряд, напряженность электрического поля, потенциал электрического поля, разность потенциалов, электрическое напряжение; электроемкость, диэлектрическая проницаемость вещества, энергия электрического и магнитного полей; источник тока, сила электрического тока, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление, электродвижущая сила источника тока; индукция магнитного поля, магнитный поток, электродвижущая сила индукции и самоиндукции, индуктивность; амплитудное и действующее значения напряжения и силы переменного тока;

смысл физических законов, принципов, правил, постулатов: законов сохранения электрического заряда, Кулона, принципа суперпозиции электрических и магнитных полей; законов Ома для однородного участка цепи, для полной цепи, Джоуля - Ленца; Ампера; электромагнитной индукции Фарадея, правила Ленца;

уметь решать задачи:

на применение закона сохранения заряда и закона Кулона; на расчет напряженности и потенциала электростатического поля; на применение принципа суперпозиции для напряженности и потенциала электростатического поля; на определение напряжения, работы сил электрического поля, связи напряжения и напряженности однородного электростатического поля, электроемкости конденсатора, энергии электростатического поля конденсатора;

на расчет электрических цепей с использованием формулы для электрического сопротивления, закона Ома для однородного участка цепи и полной цепи и закономерностей последовательного и параллельного соединения резисторов; на расчет работы и мощности электрического тока, на применение закона Джоуля-Ленца; на определение коэффициента полезного действия источника тока;

на определение силы Ампера, силы Лоренца; на применение принципа суперпозиции для магнитных полей; на расчет характеристик движения заряженной частицы в однородном магнитном поле перпендикулярно линиям магнитной индукции; на расчет магнитного потока; на применение правила Ленца, определение электродвижущей силы индукции; на расчет электродвижущей силы, возникающей в прямолинейном проводнике, равномерно движущемся в однородном магнитном поле, энергии магнитного поля, электродвижущей силы самоиндукции и индуктивности катушки;

на определение периода, частоты и энергии свободных электромагнитных колебаний в колебательном контуре; на расчет действующих значений напряжения и силы переменного тока; на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью;

ОПТИКА

1) Источники света. Прямолинейность распространения света. Скорость распространения света.

2) Отражение света. Закон отражения света. Зеркала. Построение изображений в плоском зеркале.

3) Закон преломления света. Показатель преломления. Полное отражение.

4) Призма. Ход лучей в призме.

5) Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы. Построение изображений в тонких линзах. Формула тонкой линзы.

6) Интерференция света.

7) Дифракция света. Дифракционная решетка.

8) Дисперсия света. Спектр.

знать/понимать:

физические явления: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, дифракция и интерференция света, поглощение и дисперсия света;

смысл физических понятий: световой луч, показатель преломления; фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы; оптическая разность хода, постоянная дифракционной решетки;

смысл физических законов, принципов, правил, постулатов: законов отражения и преломления света;

уметь решать задачи:

на применение законов отражения и преломления света, формулы тонкой линзы; на использование условий максимума и минимума интерференции, формулы дифракционной решетки;

ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

1) Постулаты специальной теории относительности.

2) Закон взаимосвязи массы и энергии.

знать/понимать:

смысл физических законов, принципов, правил, постулатов: постулатов Эйнштейна; законов взаимосвязи массы и энергии;

уметь решать задачи:

на применение закона взаимосвязи массы и энергии;

ОСНОВЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ

1) Фотоэлектрический эффект. Экспериментальные законы внешнего фотоэффекта.

2) Фотон. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

3) Ядерная (планетарная) модель атома. Квантовые постулаты Бора.

4) Излучение и поглощение света атомом. Спектры.

знать/понимать:

физические явления: фотоэффект;

смысл физических понятий: внешний фотоэффект, фотон, энергия и импульс фотона, красная граница фотоэффекта, работа выхода;

смысл физических законов, принципов, правил, постулатов: внешнего фотоэффекта;

уметь решать задачи:

на вычисление частоты и длины волны при переходе электрона в атоме из одного энергетического состояния в другое; на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей волны; уравнения Эйнштейна для внешнего фотоэффекта;

АТОМНОЕ ЯДРО И ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ

1) Протонно-нейтронная модель строения ядра атома.

2) Энергия связи атомного ядра.

3) Ядерные реакции. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.

4) Элементарные частицы.

знать/понимать:

физические явления: радиоактивность, деление ядер;

смысл физических понятий: ядерная модель атома, энергия связи ядра, дефект масс, энергетический выход ядерной реакции, период полураспада; элементарные частицы;

смысл физических законов, принципов, правил, постулатов: радиоактивного распада, постулатов Бора, правил смещения при?-, ?-распадах;

уметь решать задачи:

на определение продуктов ядерных реакций; на расчет энергии связи, энергетического выхода ядерных реакций; на применение закона радиоактивного распада и правил смещения при?-, ?--распадах.

Л. Г. ,
МОО СОШ № 5, г. Абдулино, Оренбургская обл.

«Нам без физики удачи не видать»

Оформление. На доске написаны слова: «Физика важна! Физика нужна! Без неё не сделать нам ни шагу!»

Реквизит: стол, стулья, стопка учебников по физике, видеоролики с интервью, взятыми у представителей разных профессий, родителей.

Цели занятия: в доступной и увлекательной форме показать ученикам, что знание законов физики может пригодиться им в различных жизненных ситуациях поднять престиж учебного предмета заронить мысль о том, что только знающий человек может быть успешным в жизни научить владеть аудиторией, работать в команде, быть коммуникабельными.

Ход занятия

Вступление (2 мин)

Звучит песня на мотив «Учат в школе» в исполнении учащихся. На экране сменяются фотографии из цикла «С уроков физики».

Массу с весом различать и мензуркой измерять

Как длину волны найти, в метры всё перевести,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Задачу сложную решить, путь на скорость разделить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Как устроен тепловоз, что таится в недрах звёзд,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Амперметр подключить, атом как изобразить,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе...

Сценка «После урока физики» (4 мин)

Первый ученик. Не буду физику учить, пусть её учат технари! Я от рождения гуманитарий. Юристом буду, и без физики себя прославлю!

Второй ученик. А я пойду учиться в МГУ и стану знаменитым журналистом! Скажите, в толк я не возьму, где физика мне может пригодиться?

Третий ученик. А я тем более учить её не буду, мне папа долю в бизнесе отдаст. И школу быстро я забуду! Законы физики для нас – балласт!

Четвёртый ученик. Я, как папа, менеджером буду! Торговать – моё призвание! И без физики смогу я товаров выучить названия!

(Уходят. )

Ведущий. Прошли годы...

Сценка «Менеджер» (4 мин)

Стол с табличкой «Генеральный директор». За стол садится ди­ректор, нажимает на кнопку и просит секретар­шу пригласить менеджера Соколова. Приходит Соколов – ученик, ко­торый когда-то хотел стать менеджером. Директор ставит перед ним большую коробку и даёт задание: разо­браться в находящемся в ней бытовом приборе нового поколения, принести завтра полное описание этого прибора, его основные характеристики, рассказать, как им пользо­ваться, чтобы затем научить продавцов успешно продавать этот прибор и инструктировать покупателей. Менеджер начинает перебирать детали, относящиеся к прибору, что-то мямлит.

Директор. Ты что, ни одной лабораторной работы не сделал? Придётся тебя уволить.

Менеджер идёт прочь, берёт учебник физики и садится читать.

Сценка «Журналист» (5 мин)

На сцену выходит весь обвешанный фотоаппаратами ученик, когда-то собиравшийся стать журналистом. За столом сидит редактор. На столе – соответствующая табличка.

Редактор. Принёс репортаж?

Журналист. Принёс. (Подаёт рукопись. Редактор читает её. )

Редактор. Ты что написал?! «Машинист резко нажал на тормоз, и поезд встал, как вкопанный».

Журналист. А почему бы и нет?

Редактор. А это?! «Теплоход проплывал мимо меня, и я любовался красиво переливающейся под прозрачной водой красной линией, тянущейся по всему борту теплохода».

Журналист. А разве так не бывает?

Редактор. Слушай! «Свет, рождающийся в недрах Луны, манил и зазывал туда, вглубь». Ты сколько классов окончил?

Журналист. Одиннадцать классов и факультет журналистики.

Редактор. На уроках физики спал, наверное? А это что? «Тонкий писк комара, издаваемый его тонюсенькими голосовыми связками, мешал мне заснуть». Нельзя в печать это отдавать, засмеют нас! Ты совсем не знаешь ни физику, ни биологию! У нас серьёзный журнал, и без знания физики здесь делать нечего! Поищи работу в какой-нибудь дешёвой газетёнке!

Журналист хватает учебник и подсаживается к менеджеру учить физику.

Игра со зрителями «Что не понравилось редактору?» (5 мин)

Сценка «Бизнесмен» (5 мин)

За столом сидит и играет с мобильным телефоном тот, кто хотел стать бизнесменом. К нему подходит дочка и просит помочь выполнить трудное задание по физике.

Девочка. Пап, ты у меня такой крутой, почему ты не делаешь со мной уроки? Ты плохо учился?

Бизнесмен. Да ты что? Я был лучшим учеником!

Девочка. И по физике?

Бизнесмен. Само собой!

Девочка. Тогда помоги мне ответить на вопросы по физике!

Бизнесмен (нехотя ). Давай.

Девочка. Кто впервые измерил атмосферное давление?

Бизнесмен. Ньютон, конечно!

Девочка. В горах или в долине вода кипит при 80 °С?

Бизнесмен. Вода везде кипит при 100 °С!

Девочка. Почему молекулы воздуха не падают на Землю?

Бизнесмен. Потому что они очень лёгкие.

Девочка. Чему равно нормальное атмосферное давление?

Бизнесмен . 1000 ньютонов.

Девочка. Легко ли дышится на Эвересте?

Бизнесмен. На любом курорте легко дышится!

Девочка. Что такое вакуум?

Бизнесмен. Пылесос такой есть.

Девочка. Что измеряет барометр?

Бизнесмен. Хм... Судя по названию, это связано с баром... Объём, похоже!

Девочка. Всё. Спасибо, папочка! Ты такой умный у меня!

Ведущий. На следующий день...

Папа сидит там же. Приходит из школы дочка и закатывает отцу истерику.

Девочка (плача ). Что ты мне наговорил! Ты меня опозорил! Меня высмеяли на уроке. Я получила «2» за ответы! Ничего ты не знаешь! Я не люблю тебя больше!

Убегает вся в слезах. Бизнесмен со вздохом берёт учебник и садится к тем двоим.

Игра со зрителями «Чего не знал бизнесмен?» (4 мин)

Сценка «Юрист» (5 мин)

Появляется ученик, желавший стать юристом. В руках у него пакет «Кодак».

Юрист. Ура! Меня недавно назначили следователем и поручили сложное задание! Я выследил банду грабителей! Теперь они не отвертятся! Иду сдавать отчёт о выполнении работы. У меня есть неопровержимые доказательства! Я все их пере­говоры и само ограбление записал на диктофон и сфотографировал! Нелегко мне это далось. Всю ночь в засаде просидел! (Вынимает из пакета и показывает большой фотоаппарат. Подходит к столу, за которым сидит начальник отдела, и докладывает о проделанной работе. Начальник радуется, включает диктофон... Раздаются шорохи, шипение. )

Начальник. Это что такое?! Ты где записывал? Почему одни шорохи?

Юрист. Не знаю! Я за стеной стоял, снаружи.

Начальник. Там же толстая бетонная стена, звук просто потерялся!

Юрист. Ну что вы! Я хорошо знаю, что для электромагнитных волн такие стены - не препятствие.

Начальник. Ты считаешь, что звук - это электромагнитные волны?

Юрист. Конечно!

Начальник. Я смотрю, ты физику совсем не знаешь! Стыдно! (Смотрит фотографии. ) Не понял! Почему на снимках одни силуэты? Никого не узнать!

Юрист. Так ночь же была! А вспышкой нельзя было пользоваться!

Начальник. Так в инфракрасном свете надо было снимать! Тебе же дали ИК-аппарат!

Юрист. При чём здесь красный свет? Не было там красных ламп!

Начальник (задумчиво ). Не думал я, что есть такие неучи, которые не знают, что такое инфракрасное излучение. Иди физику учи! Завалил такую операцию!

Горе-юрист берёт учебник и садится к другим неучам.

Заключение (3 мин)

Выходят все участники представления и по очереди (по строчкам) читают стихи:

Физика нужна! Физика важна!
Без неё не сделать нам ни шагу!
Как из берёзы получить бумагу?
Как мобильный телефон превратить в магнитофон?
Как получить незатухающий костёр?
Как сделать умный полотёр?
Как увидеть микромир?
Как создать нам новый мир?
Как нанотехнологии внедрить?
Как параллельные миры заполучить?
Как заглянуть в другие времена?
Как в невесомости взрастить нам семена?
Ответ один: тут физика нужна!
Учи её, и станешь умным ты,
Достигнешь с ней в карьере высоты!

Подведение итогов (3 мин)

Людмила Геннадьевна Курдюмова – учитель физики первой квалификационной категории, окончила Орский ГПИ по специальности «Учитель физики и математики», педагогический стаж 26 лет. По распределению приехала в г. Абдулино и начала свою педагогическую деятельность в СОШ № 5, где и работает по сей день. Высокий уровень предметно-методической подготовки позволяет ей отбирать учебный материал, организовывать самостоятельную и исследовательскую работу учащихся. На её уроках царят полное взаимопонимание и взаимоуважение учителя и учащихся. Микроклимат на уроке определяет их творческое содружество. Педагогический труд Людмилы Геннадьевны высоко оценён: она имеет звание «Почётный работник общего образования РФ». В настоящее время учитель работает над проблемой «Телекоммуникационный проект как форма организации продуктивной деятельности учащихся на уроках физики».