Тренинг с трудными подростками группы риска. Тренинг для учеников «группы риска» «Положительный образ «Я. Тест на тему: Тесты и тренинги для работы с детьми группы риска

Техники, используемые в системе психолого-педагогического сопровождения

ребенка группы социального риска:

  1. Техника указаний (директив)

Прямые и четкие указания. Должны касаться определенных действий.

Три вида директив:

  • указание делать что-то (выслушать говорящего до конца )
  • указание делать нечто иначе, чем до сих пор (комментировать не соседа, а действия соседа)
  • указание не делать того, что делалось до сих пор (не приходить в группу пьяным)

Бывают полезны в ситуациях, угрожающих безопасности; подчеркивающих ведущую роль специалиста; ссор между подростками.

  1. Техника «Дискуссия»

Обсуждение в группе широкого круга проблем, касающихся их жизни и задач. Дискуссия может преследовать разные цели:

  • коррекция ложных представлений о ценностях, о эффективных методах влияния, о распределении обязанностей, планировании времени;
  • обучение приемлемым формам межличностной коммуникации, где специалист регламентирует ход дискуссии и использует ситуацию для коррекции неэффективного поведения;
  • формирование адекватных представлений о том ли ином аспекте семейной жизни, учебной жизни, быта и др.
  1. Техника «Обусловленное общение».

Группа терапевтических методов, общим для которых является то, что в привычные отношения вводится новый, необычный для группы элемент (определенные правила взаимодействия).

Пример: техника, предложенная С. Кратохвилом,: «конструктивный спор» или «честная борьба». Техника применяется в конфликтных ситуациях. Перед тем, как ее ввести, подростков обучают навыкам эффективной коммуникации («я-высказывания», активное слушание).

Правила «честной борьбы»:

  • нельзя откладывать прояснение конфликта, приступать сразу же;
  • начинающий спор должен ясно представлять себе цель;
  • обе стороны должны принимать активное участие в споре;
  • спор касается только того предмета, с которого он начался (без отсылок к прошлому, обобщений и др.)
  • не допускается применение «болезненных» аргументов (указание на физические недостатки; неудачи).
  1. Техники, формирующие умения и навыки

Ставятся задачи формирования определенных умений и сообщаются критерии, с помощью которых можно судить о том, в какой мере навык удался. Тренинги.

Примеры навыков: терпимость к другому; навык задавания вопроса, просьбы; навык распознавания своих эмоций и контроля...

  1. Техники саморегуляции
  1. Техники обмена ролями

Проигрывать роли тех, с кем находишься в конфликте. Используются методы проигрывания альтернативного сценария (отвернуться и продолжать говорить спиной; реплики в сторону )

Предварительный просмотр:

«Работа с детьми «группы риска»

  1. Ананьева Т. Комната друзей: Психологическая коррекция общения детей с

Повышенным уровнем школьной тревожности // Школьный психолог. 2009. № 10.

2. Безрукова А., Палкина Т. В погоне за идеалом: Коррекционно-развивающая про-

Грамма // Школьный психолог. 2009. № 22.

  1. Бесчастная Е. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения

Социально неблагополучных детей // Воспитание школьников. 2009. № 9.

  1. Битянова М. Трудности подросткового возраста // Воспитательная работа в школе.

2008. № 7.

5. Воробьёва К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного вос-

Питания // Воспитание школьников. 2008. № 7.

  1. Воробьёва К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание

школьников. 2008. № 6.

  1. Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2008.
  2. Дубинина Т. Как вести себя с «трудным» ребёнком? // Классный руководитель.

2008. № 3.

9. Каменная В. Программа воспитания «Подросток» // Классный руководитель. 2008.

№ 4.

  1. Кошербаев Р. Трудные подростки: страны разные – проблемы общие // Методист.

2008. № 1.

11. Литвяк С. Как победить детские страхи?: Материалы для педагогов и родителей //

Классный руководитель. 2008. № 4.

  1. Мерзлякова Ж. Общение без агрессии // Воспитание школьников. 2009. № 7.
  2. Молодцова Т. Дезадаптация подростков: анализ и диагностика // Воспитательная

работа в школе. 2009. № 1.

  1. Морева Е. Детская агрессивность и способы её преодоления // Воспитание школь-

ников. 2008. № 5.

  1. Орлова Л. Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов // Школьный пси-

холог. 2010. № 5.

  1. Печникова Л. Психологические и социальные проблемы детей в России // Народ-

ное образование. 2009. № 9.

  1. Подростковый возраст – всё ли в норме?: Комплект диагностических методик для

комплексного обследования учащихся средней школы. М., 2008.

  1. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические

методы, коррекционная работа. Волгоград, 2009.

  1. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, техно-

логии, консультирование, занятия, тренинги. Волгоград, 2009.

  1. Пятаков Е. Агрессия. Лечение через осмысление // Школьный психолог.2010. №13.
  2. Пятаков Е. «Трудный» подросток. Искусство откровенного разговора: Основы пра-

ктической работы по психологической коррекции криминальных установок подро-

стков средствами индивидуальной консультации //Школьный психолог.2009. №13.

  1. Разгоняева Е. Вулкан: Сказкотерапевтическое занятие с элементами арт-терапии //

Школьный психолог. 2010. № 10.

  1. Савина Н. Анализ причин деликвентного поведения подростков // Воспитание шко-

льников. 2008. № 10.

  1. Сакович Н. Голосуем за жизнь вместе: О профилактике подросткового суицида //

Школьный психолог. 2008. № 8.

  1. Сорокина А. Круг друзей: Коррекционно-развивающее занятие в работе с тревож-

ными детьми // Школьный психолог. 2009. № 14.

  1. Способы преодоления детской агрессии // Директор школы. 2008. № 7.
  2. Степанов С. Жестокость виртуальная и реальная – трудные поиски взаимосвязи //

Школьный психолог. 2008. № 17.

  1. Стишенок И. «Трудный» ребёнок: Практическое пособие для психологов и родите-

лей. М., 2010. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог».

Вып. 32).

  1. Тагирова Г. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подрост-

ками. М., 2008.

  1. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отк-

лоняющегося поведения. М., 2007.

  1. Черникова Т. Трудный подросток: как вести беседу? // Народное образование.2009.

№ 6.

  1. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы шко-

льного психолога: Курс лекций // Школьный психолог. 2009. №№ 17-24.

  1. Шульга Т. Подросток в кризисной ситуации. М.,2009. (Библиотечка «Первого сен-

тября», серия «Школьный психолог». Вып. 25).

  1. Щепетов В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления //

Классный руководитель. 2008. № 3.

  1. Щербакова Т. История одной сказки // Школьный психолог. 2010. № 12.

(Сказкотерапия в снижении тревожности и страхов детей)

  1. Юдина И. Когда не знаешь, как себя вести… Тренинг устойчивости подростков к

коммуникативному стрессу: Практическое пособие. М., 2007.

Составитель: Дятлова В.Я., заведующая библиотекой ТОГОУ ДОД «Центр

Развития творчества детей и юношества»


Программа профилактического тренинга предназначена для групповых занятий с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорности среди подростков, помощь в адаптации несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации, имеющим конфликт с законом и состоящих на учете в отделах полиции, а также для подростков, чье поведение характеризуется как аддиктивное.

Основные цели тренинга:

1. Формирование ответственности у подростка за свои поступки.

2. Повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями.

3. Выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.

4. Профилактика безнадзорности и беспризорности, социальной дезадаптации и правонарушений подростков.

Основные задачи:

1. Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды.

2. Помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего, в частности.

3. Повысить уровень знаний участников тренинга об их правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений.

4. Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.

5. Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений.

Ожидаемые результаты:

1. Овладение адекватным представлением о последствиях совершения правонарушений, о своих правах и обязанностях.

2. Актуализация у подростков чувства уверенности в своих способностях, противостояния нежелательному влиянию среды и навыка отстаивания безопасного поведения в различных ситуациях.

3. Сформированность умения эффективно общаться с другими людьми, особенно в ситуациях высокого риска.

4. Понимание подростками разрушительного влияния наркотиков, алкоголя.

Упражнение №1 «Что я выиграю / что я потеряю»

Совершив правонарушение, человек знает последствия, но рискует, видя какой-то плюс для себя. Ведущий предлагает разделиться участникам на группы. При малом количестве участников возможно проведение упражнения в виде «мозгового штурма», без разделения на группы.

Каждой группе предстоит ответить на два вопроса: «Что я выиграю от совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения правонарушения?». Варианты ответа записываются на отдельных листах. Для рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения на усмотрение ведущего, например, «кража мобильного телефона», «хулиганство в общественном транспорте», «избиение одноклассника» и др.

На выполнение упражнения дается 5-7 минут. Затем результаты работы групп обсуждаются в рамках вопроса «Если правонарушение совершается, какие последствия это влечет для совершившего правонарушение?». Выслушиваются все возможные варианты ответов. Создаются свои групповые определения последствий.

Упражнение №2 «Письмо негодованию»

Ведущий дает установку: «Попробуйте написать письмо своему негодованию, попытайтесь рассказать ему как вам с ним приходится уживаться; как вам живется с ним и как вам живется без него. Попытайтесь оценить какую пользу, и какой вред для вас приносит негодование, а также постарайтесь оценить, как негодование может влиять на ваши отношения с другими людьми».

Самостоятельная работа участников по выполнению установки ведущего. По окончании упражнения можно, при согласии участников, прочитать «письма негодованию».

Упражнение №3 «Учимся противостоять влиянию»

Влияние - это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации. Подросткам в данном упражнении предлагается обсудить серию вопросов:

Что такое влияние, на что или на кого можно повлиять?

Всегда ли влияние отрицательно?

Каким образом можно отличить отрицательное влияние?

Каковы способы негативного влияния (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т.д.)?

Хотели бы участники лично поддаваться такому влиянию и к каким последствиям может привести соглашение?

Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?

Далее составляется план безопасности и ведущему необходимо убедить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план включаются пункты не только самопомощи и взаимопомощи, но и обращение к родителям, родственникам, взрослым; к специалистам учителям; в органы полиции, телефоны доверия, школу, социальные службы.

Упражнение №4 Групповая дискуссия «Ответ за поступки»

В дискуссии ведущий предлагает вспомнить ситуации, которые вы могли видеть по телевидению, когда героем преступался закон, возможно, даже группой лиц. Далее организуется групповое обсуждение данной ситуации по вопросам: Что в данном случае нарушалось? Почему? Каков был исход? При этом задача - попытаться образовать диалог среди участников тренинга и оценить поступок не только со стороны уголовного наказания, но и общественного осуждения.

Упражнение №5 «Рояль»

Вступительное слово ведущего: « Подумайте и вспомните, что вы делаете, когда вам плохо? Как вы пытаетесь справиться с плохим состоянием? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом поведения в данных ситуациях».

Участники озвучивают способы преодоления своего «плохого состояния», а ведущий их записывает, причем каждый способ на отдельном листе бумаги и затем выкладывает их на полу как клавиши у рояли. После этого делает обобщение «Итак, в нашей группе действуют такие способы…», (перечисляет, особенно подчеркивая такие ответы как алкоголь, наркотики, сладкое, компьютер, агрессия и прочие девиации.

Ведущий подводит тренинговую группу к вопросу: «У каждого человека есть свои способы справиться с плохим самочувствием, у кого-то их много, у кого-то мало. Как вам кажется, что лучше – иметь много или мало «клавиш»? Далее делает заключение: «Конечно, лучше когда «клавиш» много. Это означает, что человек знает множество способов справиться с плохим настроением. Например, в одной ситуации можно поплакать, в другой нужно хорошенько подумать, в третьей нужно обратиться за помощью и т.д. А если у человека есть только одна «клавиша»? Участников необходимо подвести в процессе обсуждения к выводу: «Если одна «клавиша», тогда в каждой ситуации он будет действовать одинаково, по-другому он просто не умеет».

Переход к обсуждению аддикций: «А если эта «клавиша» - наркотики? Да, тогда и возникает зависимость. Зависимость может появиться не только от наркотиков, а, например, от компьютера, алкоголя, еды, азартных игр. Сейчас выделяют уже более 200 видов разных зависимостей. Зависимость возникает, когда у человека «Не работают другие «клавиши» на рояле». А как у вас с количеством «клавиш»? Какие есть мысли и чувства по этому поводу? Ваши комментарии?».

Упражнение №6 «Сказка»

Ведущий тренер предлагает ребятам разделиться на две группы и сочинить сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а также их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная задача. Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются - о государстве беззакония. На работу отводится 10-15 минут. Каждая группа презентует свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:

В какой стране народу жилось лучше? Почему?

Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?

Нужны ли законы вообще? Какова их роль?

Упражнение №7 « Мне нравится в тебе…»

Ведущий организует взаимодействие участников: «Встаем в круг, а один из нас - желающий - в середину круга. Каждый из нас, кто стоит в круге, скажет что-нибудь хорошее о качествах характера и поступках того, кто стоит в центре, начиная со слов «Мне нравится в тебе…». Нужно предоставить возможность поучаствовать всем желающим.

После проигрывания важно обсудить как участники себя чувствовали, стоя в центре круга.

В заключение ведущему необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны.

Данная программа профилактического тренинга разработана и апробирована для специалистов социальных служб и может быть реализована ими в своей профессиональной деятельности при работе с несовершеннолетними для профилактики аддиктивного поведения, правонарушений, безнадзорности подростков, в целях формирования мотивов у подрастающего поколения здорового образа жизни. Преимущество данной программы, по сравнению с другими методами социального обучения, заключается в том, что она направлена не только на решение ныне существующих проблем несовершеннолетних, их социальную реабилитацию, но и на первичную профилактику девиантного поведения.

Профориентационная работа с детьми «группы риска» в современном образовательном пространстве

Баянова Н.В., социальный педагог

МБОУ «Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»

Важность профессионального, а в широком смысле и социального самоопределения подрастающего поколения ставит серьёзные задачи перед организаторами профориентационной работы в школе. Профориентация - это система подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Однако профориентация в современных условиях не всегда достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труду. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика. Отсутствует индивидуальный подход к личности выбирающего профессию. Как же правильно выстроить работу по подготовке к сознательному выбору с детьми «группы риска», которые требуют особого, индивидуального подхода.

Кто они дети «группы риска»? Это дети, которые живут в асоциальной среде и испытывают пренебрежительное или агрессивное отношение к себе и/или окружающим. Это дети из неблагополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Дети, имеющие асоциальное поведение, вредные привычки и правонарушения, пропуски без уважительной причины. Такие учащиеся, не всегда умеют организовать свою деятельность, часто эти дети могут быть агрессивными, замкнутыми, безразличными, неуверенными в себе, иметь неадекватную реакцию. Также у детей ГР чаще всего отсутствуют культурные навыки, мотивация к образованию и развитию, представление о себе как о члене социума.

Кроме выше перечисленных особенностей учащихся ГР, необходимо выделить проблему, касающуюся профориентационной работы с такими ребятами. Заключается она в том, что дети «группы риска» преимущественно ориентируется на мнения именно своего окружения и поэтому часто пренебрегают интересами других людей (успешных одноклассников, педагогов и родителей), мнение взрослых не является для них авторитетным и эту позицию достаточно сложно переломить. Ещё одна распространённая проблема детей ГР не заинтересованность и не занятость, в каких-либо видах внеурочной деятельности.

Первоочередной задачей перед педагогами стоит заинтересовать, привлечь ребёнка ГР к внеурочной деятельности, учитывая его интересы и возможности (можно рассмотреть варианты внеурочной занятости, предлагаемые в городе - творческие, спортивные и др.). Также, очень важно выстраивать работу с детьми ГР таким образом, чтобы ребёнок и его семья могли доверять педагогам.

Для того чтобы понимать профессиональную расположенность ребёнка, необходимо иметь полную информацию о его интересах и возможностях выявить это можно посредством:

Бесед с классным руководителем (получение информации, касающейся отношения ребёнка к труду и т.д. на основе результатов диагностики «Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания»);

Бесед с педагогом-психологом (результаты проф.диагностик, тренинговых занятий по профориентации учащихся);

Бесед с социальным педагогом (индивидуальные особенности социализации ребёнка (успехи, проблемы и недостатки, результаты бесед о профессиональном и жизненном самоопределении));

Бесед с родителями (организация труда школьника в семье, его личная ответственность и отношение к трудовой деятельности, интересы и возможности);

Анкетирования «Выявление интересов ребёнка» и др.

Профориентационная работа с данной категорией учащихся ведётся многосторонняя с привлечением нескольких структур ОУ. Это и классные руководители, (классные часы, диспуты), психологи (консультации, диагностики, индивидуальная и групповая работа), организаторы (привлечение к общественной деятельности, самоуправление), социальный педагог (помощь в социализации, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение) учителя-предметники (взаимодействие с одноклассниками, учителем, интеллектуальные способности). Каждая структура имеет немаловажное влияние, ведь только взаимодействие может привести к успешной реализации профессионального интереса ребёнка.

Ещё одним важным фактом в работе с учащимися ГР является создание ситуации успешности во время образовательного процесса. Необходимо найти в ребёнке положительные стороны и взаимодействовать с ним одобряя и поддерживая его интересы и возможности, учитывая индивидуальные особенности каждого, тем самым улучшая самооценку и коммуникативные навыки обучающегося.

Для улучшения профориентационной работы, детей ГР, обучающихся в 9 классах, возможно привлечение:

К научной деятельности (участие в научно-практических конференциях);

Участие в школьных олимпиадах (обж, физическая культура);

Участие в спортивных соревнованиях;

Участие во внеклассных мероприятиях (организация конкурсов, акции);

Участие в общественной деятельности (например, даже самые простые, маленькие поручения: работники службы охраны на школьных мероприятиях, помощь в подготовке актового зала, встреча гостей в холле, волонтёрские движения и т.д.), это необходимо для наилучшего взаимодействия между всеми участниками образовательного пространства.

После привлечения ребёнка ГР к различным видам деятельности, можно определить спектр его возможностей (ребёнок обладает ораторским искусством, художественными способностями, навыками конструирования, умело обращается с инструментами, владеет навыками работы с деревом, металлом, имеет хорошие спортивные данные и т.д.).

Учитывая все полученные результаты необходимо в дальнейшем работать индивидуально с учащимся ГР и его семьёй, помогая сделать правильный выбор профессионального обучения.

В нашем образовательном учреждении индивидуальная профориентационная работа направлена на учащихся «группы риска» 9 классов, поскольку это дети, которые не могут пойти в 10-11 класс, в связи со слабой успеваемостью. Таким ребятам мы рекомендуем учреждения средне-специального, профессионального образования (в 2015-2016 уч.г. таких детей ГР на параллели было 4 человека, поэтому преобладал индивидуальный подход, который дал положительный результат, все учащиеся определились с выбором получения профессии по интересам и успешно поступили в профессиональные лицеи и техникумы).

В рамках профориентационной работы, в этом учебном году совместно с учащимися 8-9 классов был посещён Братский экономический форум, где были представлены основные предприятия города; Фестиваль Русала, где можно было увидеть деятельность металлургического завода с другой, более интересной и творческой стороны.

Проанализировав свою работу, можно сделать вывод, что слабым местом в данном направлении является отсутствие прямого взаимодействия с учебными заведениями (средне-профессиональными), возможно есть необходимость приглашать работников и консультантов данных учреждений в школу, проводить экскурсии на производствах, создавать ученические производственные бригады, оказывать содействие в организации летней трудовой практики. Вести работу через раздачу информационных брошюр, рекомендовать родителям посещение дней открытых дверей, посещение семинаров по профориентации.

Таким образом, можно подвести итог профориентационной работы с учащимися в условиях непрерывного образовательного процесса:

Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры (уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям);

Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные для учащихся ГР);

Анкетирование;

Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);

Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями:

Проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);

Лектории для родителей;

Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

Анкетирование родителей учащихся;

Помощь родителей в организации профессиональных проб на предприятиях;

Помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.

Индивидуальный характер любого профориентацион-ного воздействия (учёт индивидуальных особенностей учащегося, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

Направленность профориентационных воздействий, прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Психокоррекционная методика «Разноцветные человечки»

Цель: разрешение личностных и эмоциональных проблем через творчество и игру.

    Развивать творческое мышление, воображение;

    Развивать навыки игрового взаимодействия;

    Создать ситуацию, в которой появляется возможность подчеркнуть значимость личности каждого участника;

    Исследовать эмоционально-волевую и коммуникативную сферы.

Оборудование: цветная бумага, ватман, клей, ножницы, краски, восковые мелки, гуашь, кисточки, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, ручки, листы бумаги.

Форма: коллективная. Участников может быть до 20 человек, делятся на команды по 5 и более человек.

1.Приветствие. Сообщение темы.

Упражнение «Свеча» (дети с ведущим становятся в круг и передают друг другу горящую свечу с добрыми пожеланиями).

Упражнение «Кто я?» . Посмотрите на фигуры и выберите ту, в отношении которой вы можете сказать «Это я» (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, зигзаг).

(дети делятся на несколько групп по количеству выбранных фигур)

2. Вводное слово психолога : Любой человек мечтает иметь настоящего друга. Кому-то из вас уже повезло, и у него есть такой друг, а у кого-то множество знакомых и приятелей, но такого человека, которого можно было бы назвать настоящим другом, нет. А кто-то в силу своей застенчивости или замкнутости, чувствует себя одиноким, и у него тоже нет друзей.

Сегодня мы постараемся помочь себе и друг другу. Ведь так может случиться, что ваш друг рядом с вами, а вы этого не замечаете.

Итак, перед вами разноцветные листы бумаги.

Выберите себе тот цвет, который вам больше всего нравится.

Нарисуйте на нем человечка.

Возьмите ножницы и вырежьте его одним движением руки.

Напишите рассказ об этом человечке, используя вопросы

    Как зовут человечка?

    Сколько ему лет?

    Где он живет?

    С кем живет?

    Чем занимается в жизни?

    Что он любит больше всего?

    Чего боится?

    Для чего он живет, какое у него предназначение?

    Какая мечта у человечка?

Психолог: А теперь по желанию, расскажите пожалуйста, историю о своем человечке. (дети читают придуманные рассказы, педагог задает дополнительные уточняющие вопросы).

Психолог: У вас есть человечки, есть история о нем. Давайте мы придумаем и создадим мир человечков. Подумайте, чего им не хватает, где бы они жили, с кем. У вас на столах лежат краски, карандаши, восковые мелки и т.д. На ватмане нарисуйте все, что бы вам хотелось. (под музыкальное сопровождение дети рисуют).

Психолог: Я попрошу по одному представителю из каждойкоманды выйти и познакомить всех с вашим миром, рассказать, что вы изобразили, чем занимаются человечки, где они расположены и т.д.

Когда 2 команды познакомят со своим миром, задаю вопрос:

«Кто хочет перейти из одного мира в другой? Почему?»

Итог занятия:

Повторяется первое упражнение. Посмотрите на фигуры и выберите ту, в отношении которой вы можете сказать «Это я» (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, зигзаг).

Рефлексия. Ребята, у меня в руках теннисная ракетка- пусть это будет лицом «Человека настроения», а перед вамиразличные части головы, лица. Каждый из вас может прикрепить к нему любую часть лица и создать человечку настроение. (дети по очереди подходят и прикрепляют к «Лицу» глаза, рот, нос, парик, уши и т.д.)

Глоссарий:

Цвет человечков

Желтый - жизнерадостность

Красный – активность, агрессия

Оранжевый - радость

Синий - спокойствие, медитация

Фиолетовый - кризис

Зеленый - я хочу, чтобы меня увидели

Серый - я хочу руководить, но незаметно

Черный - сохранение энергии (у меня есть проблема, но я не хочу об этом говорить)

Коричневый - цвет болезни, ипохондрия.

Квадраты - трудолюбивые, упорные, выносливые, терпеливые, любят порядок, эмоционально сдержаны.

Треугольники – лидеры, энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели.

Круги – доброжелательные, заинтересованы в хороших межличностных отношениях.

Зигзаги – развита интуиция, инакомыслящие, устремлены в будущее.

Прямоугольники – символ неопределенности, переходная форма, непоследовательность, непредсказуемость, низкая самооценка.

Цель: формирование умения находить позитивное в себе и в других, способность говорить о своем положительном отношении к себе.

— формировать навыки взаимоуважения;

— формировать представление подростка о положительный образ «Я»;

— способствовать выработке адекватной самооценки;

— формировать навыки общения без оценок.

Упражнение «Ожидание»

Цель: актуализировать внимание участников, получить информацию о том, что они ожидают от занятия. Психолог раздает подросткам стикеры в виде листочков, на которых ученики пишут свои ожидания озвучивают их и прикрепляют на дерево.

Игра-разминка «Эмоции и ситуации»

Цель: активизация участников для работы в группе, тренировки навыков контроля эмоций.

Материал: мяч.

Участники становятся в круг. Ведущий. Сейчас каждый участник назовет одну эмоцию или чувство и запомнит, что он назвал. Я начинаю: «Радость». Когда все назвали по одной эмоции и запомнили ее, ведущий продолжает упражнение.

Ведущий. А теперь каждый называет какую-то ситуацию и бросает мяч другому участнику, предлагая продолжить предложение и назвать свою эмоцию или чувство. Например: «Когда я работаю на работе, то чувствую радость».

Игра заканчивается, когда мячик побывает у каждого из участников.

Упражнение «Репортер»

Цель: формирование умения оценивать свои положительные качества. Один из участников группы берет интервью у других членов группы, предлагая каждому сказать несколько слов о себе для праздничной телепередачи в честь успешного завершения какого-то важного дела, в котором принимали участие подростки.

Обсуждение:

— Трудно было говорить о себе?

— Возможно, вы еще хотели бы сделать доброе дело? Почему?

Упражнение «Бомбардировка положительными качествами»

Цель: формирование умения находить позитивное в себе и других.

Подросток садится на стул, стоящий в центре круга, и закрывает глаза. Каждый участник группы по очереди подходит к нему и шепотом говорит несколько слов о его положительных чертах, за которые он его ценит и любит. Такую «бомбардировку» положительными эмоциями получает каждый участник группы.

Упражнение «Ты будешь мной, а я-тобой»

Цель: развитие способности формирования навыков безоценочного общения.

Двое участников «обмениваются личностями»: каждый представляет, что он — другой: для этого копирует его язык, жесты, поведение, высказывания. После того, как они некоторое время (15 мин) общаются таким образом, каждый из двух рассказывает, что он чувствовал, когда видел свое изображение другим. Как он считает, это было похоже или смешно? Что он узнал нового, когда увидел, как выглядит со стороны и т. д.? Затем вся группа обсуждает увиденное. Подростки делают вывод, что умение поставить себя на место другого-очень важный элемент навыка коммуникации. В этом упражнении нужно обязательно придерживаться правил: «Не делай нарочно ничего такого, что могло бы неприятно задеть чувства того, чью роль ты играешь».

Упражнение «Я — уверенный человек»

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 15th Сентябрь, 2015
Вы находитесь: