Египетское новое царство исторические реалии соседи. Внешняя политика Нового царства – южная граница. фактов из повседневной жизни обычных египтян

Что связывает Александра Македонского с Египтом? Освобождение от персов, расцвет государства, новые династии царей, превращение Египта в римскую провинцию.

Новое царство просуществовало около пяти столетий, приблизительно с 1580 по 1090 год до нашей эры. Этот период с полной уверенностью можно назвать порой наивысшего государственного, экономического и культурного развития Древнего Египта. Небывалый расцвет производительных сил явился предпосылкой к тому, что царские постройки по затратам вложенных в них труда и средств не уступали наиболее крупным пирамидам .

Эпоха правления XVIII династии фараонов

Некоторые из гробниц очень велики, они напоминают своими размерами дворцы. К примеру, гробница Тутмоса III состоит из девяти помещений, гробница Аменхотепа II - из десяти. Самая большая гробница принадлежит фараону Сети I. В ней шесть лестниц, четыре колонных зала и шестнадцать иных помещений. Площадь в несколько сот квадратных метров покрыта раскрашенными рельефами. Как творения человеческих рук эти подземные сооружения едва ли уступают пирамидам по своей грандиозности.

Всем известная гробница представляет собой сравнительно небольшое и довольно скромное строение. Ее значение состоит в том, что она является единственной, нетронутой грабителями. Доказано, что им удалось проникнуть внутрь, но, вероятно, что-то напугало их, обратив в бегство.

Гробницам правителей Нового царства полагалось быть скрытыми на веки вечные от глаз людей, именно поэтому, а также для того, чтобы уберечь от алчных людей заключенные в них сокровища, эти сооружения тщательно маскировали. Заупокойные храмы, посвященные этим фараонам, доступные людям, строились отдельно, но не слишком далеко от места погребения.

Эти храмы поражают своими грандиозными размерами не меньше, чем гробницы. Самый большой храм был выстроен для Рамсеса II. Его развалины сохранились до сегодняшних дней.

Развитие наук и искусств в новом царстве

Однако, помимо выдающихся вершин в зодчестве, египтяне Нового царства достигли небывалых успехов и в других сферах: в ваянии, в литературе (как научной, так и художественной). К научным трудам относятся медицинские и математические труды. А в области художественной литературы высочайшего уровня достигли традиционные сказки, путевые дневники и новеллы царей и вельмож.

В эпоху Птолемеев при царе существовал огромный штат чиновников. Сохранилось громадное количество канцелярской переписки. Были введены придворные должности: «родственников», «равных по почёту родственникам», «первых друзей», «равных первым друзьям», «друзей», «преемников» и т. д.

Поэтическое творчество обогатилось гимнами, прославляющими богов (в частности, прекрасный "Гимн солнцу" Эхнатона, который состоит более чем из сотни строк). Кроме того, к художественным произведениям можно отнести и многочисленные царские надписи. Хотя они и считались историческими документами, скорее это были гимны, восхваляющие великие достижения фараонов, большинства которых в действительности никогда не существовало.

Последние представители XX династии канули в Лету загадочным образом. После Рамсеса XI - последнего правителя этой династии - титул фараона присвоил верховный жрец Амона Херихор, ставший основателем династии жрецов-царей.

XXII династию основал властитель ливийского происхождения по имени Шешонк I. Это произошло в середине Х века до нашей эры.

Правление представителей следующих нескольких династий ничего хорошего Египту не принесло. Они были настолько слабы и незначительны, что им не удавалось сохранить государство объединенным. В результате ослабевшая, распавшаяся страна в конце VIII века до нашей эры попала под власть нубийского царя Пианхи, преемник которого, Шабака, стал основателем XXV династии. Греки именовали ее эфиопской (от греческого названия Нубии).

XXVI династия фараонов

Наметившийся было подъем государства остановили ассирийцы, вторгшиеся в страну примерно в 670 году до нашей эры. Лишь в 663 году до нашей эры Псамметих I вернул Египту независимость. Он был родоначальником XXVI династии, в которую вошли следующие правители:
- Нехо II;
- Псамметих II;
- Уахибра (Априй);
- Яхмос II (Амасис);
- Псаметих III.

Эти фараоны египетского происхождения радели о своей стране, заботились о сельском хозяйстве, поощряли развитие торговли и судоходства. Представители XXVI династии стояли у власти около 140 лет. Период их правления назван историками саисским ренессансом.

В эту эпоху пора расцвета наступила не только в экономической, но и культурной жизни Египта. Именно тогда возникло новое письмо, демотическое. Особое внимание фараоны уделяли восстановлению и реконструкции древних архитектурных памятников, в частности пирамид в Гизе и Саккара. Этот период стал последним моментом расцвета Древнего Египта.

Вторжение персов на территорию Древнего Египта

В 525 году до нашей эры в Египет вторглись персы, которые к этому времени захватили практически весь Ближний Восток. В результате этого нашествия Египет стал сатрапией Персидского государства. Персидские цари, называемые Манефоном представителями XXVII династии, подвергли страну жестоким грабежам, безжалостно подавляя многочисленные восстания и бунты.

Правители XVIII и XIX династий продолжали ту же захватническую политику. Народ стенал под гнетом персов, надеясь лишь на то, что освобождение ему принесут греки.

Александр Македонский возрождает могущество Египта

Храмы в Египте были хозяйственными центрами. Они обладали привилегиями в ремесленном производстве: например, правом на производство кунжутного масла, правом на изготовление особых тканей. Жрецы получали пособие из казны и собирали приношения с верующих.

Чаяния египтян сбылись в 332 году до нашей эры, когда, одолев персов, в Египет вступил Александр Македонский. Жреца Птаха тотчас же короновали как своего освободителя двойной короной Верхнего и Нижнего Египта.

Александр восстановил правление в соответствии с египетскими традициями, вернул сановникам их титулы и владения храмам. По его приказу было восстановлено все, что разрушили персы в западном устье. Александр основал портовый город в устье Нила и дал ему свое имя . Укрепив свою власть, он доверил управление страной своим военачальникам, чтобы завоевать Персию.

В Египет Александр Македонский возвратился уже мертвым - в золотом саркофаге. С правлением Александра историческое развитие страны пошло по иному руслу. Египет превратился в сильное средиземноморское государство с большим флотом и мощной армией. Египет стал центром культуры , которая, однако, уже потеряла свою самобытность, подчинившись влиянию Греции. Экономический и общественный строй Египта также приблизился к более прогрессивной в этом плане Греции.

Последняя Династия фараонов

После смерти Александра Македонского в 323 году до нашей эры власть над Египтом захватил его полководец Птолемей. В 305 году до нашей эры он провозгласил себя царем и основал династию, пробывшую у власти более 250 лет. Для египетских подданных он принял имя Сетеп-эн-Ра Мериамон ("Избранник Ра , Любимец Амона"). В историю же этот правитель вошел как Птолемей I Сотер ("Спаситель").

Дромедары (одногорбые верблюды) были ввезены в Египет лишь в период Нового царства, около 250 года до нашей эры.

Последней представи-тельницей династии Птолемеев стала Клеопатра VII, которая, пожалуй, представляет собой самую значительную фигуру в истории Египта после Рамсеса II Великого и Эхнатона.

Клеопатра всю свою жизнь посвятила тому, чтобы отстоять независимость страны. Не колеблясь, она избавилась от двух своих братьев и соправителей, которые мешали ее замыслам.

Эта царица, как известно, была любовницей выдающихся римлян - Цезаря, а затем Антония. Она пыталась одолеть Августа, перепробовав все имеющиеся в ее арсенале средства: армию, флот и женские чары. Когда же она поняла, что ее планам не суждено воплотиться в жизнь, Клеопатра покончила с собой.

После ее смерти , в 30 году до нашей эры. Древний Египет перестал существовать в качестве самостоятельного государства. Победоносный Август превратил его в одну из римских провинций.

Под римским господством Египет пробыл до 395 года нашей эры, постепенно все глубже погружаясь во тьму веков. При разделе империи страна отошла к византийским императорам, а у них ее отвоевали арабы в 640-642 годах нашей эры.

Падение Древнего Египта происходило постепенно. По мнению некоторых исследователей, его история заканчивается одновременно с Манефоновыми "тремя царями из Себеннита" в 343 году до нашей эры. Другие ученые придерживаются иной точки зрения, утверждая, что конец исторического пути Древнего Египта датируется уходом из жизни Клеопатры в 30 году нашей эры - в то время, когда он утратил самостоятельность.

Часть египтологов полагает, что существование Египта подошло к концу в 293 году нашей эры, когда была проведена административная реформа Диоклетиана, разделившая государство на шесть провинций, составивших новую административную единицу Римской империи - диоцез Египет.

Существуют и другие версии по поводу окончания истории Древнего Египта, мы указали лишь наиболее популярные из них.

Т. Фисанович
Тайны древних пирамид 23.09.04 , il_86_2004@mail. ru, Илья(ИБП)

Здорово!!! Эта информация мне очень-очень помогла, просто надо много информации об истории и культуре Египта....спасибо:-)))
14.09.04 , [email protected], Valya

Древнее царство

Основной хозяйственной и общественной ячейкой в этот период продолжала оставаться сельская община. Земледельцы-общинники составляли основную массу населения, привлекались к принудительному труду на строительство каналов, дамб, дорог, крепостей и т.п. Периодически проводились переписи "людей, скота и золота", на основе которых устанавливались налоги и повинности. Внутри общины усиливалось социальное расслоение. Значительная часть обедневших общинников составляла категорию "слуг царя", т.е. зависимых, полусвободных работников, которые трудились под надзором царских надсмотрщиков. "Слуги царя" могли иметь незначительное личное имущество и получали пропитание из царских складов.

Широко использовался труд рабов, хотя они еще не являлись преобладающей рабочей силой. Существовал рынок рабов. Людей продавали и покупали. Основными источниками пополнения количества рабов были плен, самопродажа за долги, превращение в рабов преступников.

Верхушку общества составляли жречество и номовая родовая аристократия, обладавшие крупными земельными владениями и занимавшие ключевые посты в управлении.

Государственная власть формировалась в виде "восточной деспотии", для которой характерны централизация управления, использование аристократического чиновничества, обожествление фараона и его деяний. Фараон был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников, командовал армией. Считалось, что от фараона-бога зависит урожай, справедливость в государстве и безопасность последнего. Фараону принадлежало верховное право на земельный фонд государства. Он мог жаловать землю с государственными рабами своим подданным, даровать титулы.

Непосредственное управление в Древнем Египте возглавлялось первым сановником – "джати", который осуществлял контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжался земельным фондом, системой водоснабжения, контролировал набор войска, строительство крепостей, флота. Ему подчинялось судебное ведомство – "шесть великих домов". О наиболее важных делах джати ежедневно докладывал фараону и следил за выполнением полученных от фараона указаний. Обычно должность "джати" исполнял кто-либо из близких родственников фараона. Существовали и специализированные ведомства, главы которых находились под контролем джати. Наиболее важное значение среди них имели военное ведомство, ведомство общественных работ, финансовое ведомство.

Среднее царство

В этот период происходит значительное усиление номовой родовой аристократии; общеегипетская власть фараонов приходит в упадок; страна распадается на полунезависимые области. Раздробленность Древнего Египта способствовала завоеванию его в XVIII в. до н.э. гиксосами, господство которых длилось порядка 150 лет.

В период Среднего царства происходят и важные изменения в социально-экономической жизни страны.

Неэффективность подневольного труда земледельцев способствовала развитию в царско-храмовых хозяйствах надельноарендных отношений. Земля стала передаваться в аренду "слугам царя", которые обрабатывали ее в относительно обособленном хозяйстве, выплачивая в пользу храма, номарха, казны или вельможи часть урожая. Это ускорило развитие частного землевладения, товарно-денежных отношений, рынка, привело к определенным изменениям в социальной структуре. Из общей массы "слуг царя" выделяются "неджес" (маленькие), а среди них – "сильные неджес". Неджес вместе с ремесленниками, будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, продавая часть продукции на рынке, приобретают более высокий статус. В период Среднего царства все большую роль в государстве наряду с номовой аристократией начинает играть нетитулованное чиновничество. Дети "сильных неджес" могли пройти обучение в специальных школах под руководством царских писцов и по окончании получить ту или иную должность. В это время место в должностной иерархии, близость к фараону и двору полностью определяет и уровень благосостояния.

Наряду с неджес в это время появилась и особая категория "немху", к которой относились земледельцы, ремесленники, мелкие чиновники, воины, чей социально-правовой статус мог быть изменен фараоном в зависимости от потребностей государства.

Новое царство

После поражения и изгнания племен гиксосов начался период Нового царства, когда в результате многочисленных завоевательных войн Древний Египет превратился в огромную державу. Происходило усиление власти фараонов, укреплялась система централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, а те, в свою очередь, делились на области (номы). Вся власть в номах сосредоточивалась в руках царских чиновников. Города и крепости управлялись начальниками, назначенными царем. В системе госуправления возрастало значение армии и военачальников, которые играли важную роль и в системе хозяйственного управления.

Особенностью периода Нового царства является возвышение жречества, которое стало независимым от центральной власти и превратилось в замкнутую наследственную касту.

В период Нового царства отмечено широкое применение труда рабов, прежде всего в царских и храмовых хозяйствах. Так, известно, что Рамзее III за время своего 30-летнего правления подарил храмам свыше 100 тыс. пленных из Сирии и Палестины и более 1 млн арур пахотной земли (1 арур = 0,2 га).

К XI в. до н.э. Новое царство приходит в упадок. Единая государственная власть становится номинальной, усиливается противоборство между Севером и Югом. Страна распадается на ряд отдельных областей, многие из которых попадают под контроль завоевателей из Ливии и Нубии.

Позднее царство

Освобождение Египта и его объединение осуществил основатель XXVI династии Псамметих I. В этот период резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов, получили распространение сделки по самопродаже в рабство, усилилось обнищание свободного населения.

Структура государственной власти оставалась прежней, но в армии возросла роль иностранных наемников. Само государство было слабым. В последующие годы Древний Египет неоднократно становился добычей завоевателей: персов, войск Александра Македонского, римлян. В 30 г. до н.э. Египет стал одной из провинций Древнего Рима.

Новое царство - известный наибольшим числом древнеегипетских памятников период расцвета древнеегипетской государственности и создания крупного египетского «мирового» государства, приходящийся на время правления трёх манефоновских династий египетских фараонов - XVIII, XIX и XX.

Хронологические рамки Нового царства определяются 1552-1069 до н. э. по «краткой» хронологической схеме или 1582-1070 до н. э. по «средней». Период Нового царства наследовал Второму переходному периоду - времени упадка Древнего Египта и завоевания страны семитским народом гиксосов - и предшествовал Третьему переходному периоду. Основателем Нового Царства считается Яхмос I.

Внутренние неурядицы, приведшие к социальным катаклизмам, положившим конец правлению XII династии, ослабили Среднее царство Египта и открыли путь для завоевания страны интервентами-гиксосами. Хотя после вторжения гиксосов из Азии к 1640 году до н. э. вся страна формально подчинилась захватчикам, на юге сохранялся мощный очаг сопротивления - Фивы. Начиная с правления Таа I и Таа II Секененры противостояние Фив и Авариса приняло характер открытого военного конфликта. При Камосе (1555-1552 до н. э.) фиванцы скопили достаточно ресурсов, чтобы начать изгнание гиксосов из страны и нейтрализовать возможность союза гиксосов и кушитов против Фив.

Наконец, борьба против захватчиков увенчалась успехом - в 1552 году до н. э. фараон Яхмос I (Яхмес) (1552-1527 до н. э.) положил конец их владычеству в Египте, взяв столицу гиксосов Аварис, а после затяжной трёхлетней осады в 1549 году до н. э. лишил их и опорного пункта в Палестине Шарухена. Гиксосы были рассеяны среди народов Ближнего Востока. Так началось Новое царство Египта (1552-1069 до н. э.) - самая блистательная эпоха египетской цивилизации. Подавив мятежи нубийцев и Тетиана, Яхмос распространил власть своей династии на весь Египет. По сути, фараоны основанной им XVIII династии (1552-1305 до н. э.) были прямыми потомками предшествовавшей ей XVII династии, однако по манефоновской традиции она выделяется в отдельную династию.

Таким образом, походы Яхмоса не приобрели ещё ярко выраженный завоевательный характер, поскольку были направлены на установление безопасности южной и северо-восточной границ, но его преемники в силу одного факта обладания высокоэффективной армией были фактически обречены проводить экспансионистскую политику. После смерти Яхмоса в 1527 году до н. э. к власти пришел его малолетний сын Аменхотеп I (1527-1506 до н. э.), регентом при котором была провозглашена его мать Яхмес-Нефертари. В результате военных походов первых двух царей Нового царства Египет достиг рубежей периода расцвета Среднего царства - от Синайского полуострова на севере до II нильского порога на юге. Поскольку Аменхотеп I умер, не оставив наследников, Яхмес-Нефертари возвела на престол мужа своей дочери Мутнофрет, своего зятя Тутмоса.

Начало масштабных завоевательных походов связано с именем Тутмоса I. После успешного наступления в ходе нубийской экспедиции войска Тутмоса I были отправлены на север, в Переднюю Азию, разоряя Палестину и Сирию. Египетские войска впервые достигают хурритского государства Митанни на Евфрате, названного ими «Перевёрнутой водой». Восстановления Тутмосом I влияния Египта в Восточном Средиземноморье и поворот к экспансионистской политике в целом своеобразно отразился и в захоронении фараона: он был первым похоронен в Долине Царей близ современного Луксора. Новое царство не было периодом строительства гигантских каменных пирамид, предпочтение стали отдавать более защищённым и дешёвым скальным усыпальницам.

Фараоны XVIII династии превратили Египет в ведущую силу древнего мира. Во время правления царицы Хатшепсут (1489-1468 до н. э.) закончилось возрождение Египта. Она расширила границы царства, лично возглавив один из двух походов в Нубию и воюя в Палестине, восстановила уничтоженные гиксосами монументы в Луксоре и Карнаке, развернула активную торговлю с таинственной страной Пунт на востоке Африки (вероятно, территория современного Сомали). По поручению Хатшепсут зодчим и приближённым царицы Сенмутом был создан целый ряд выдающихся архитектурных сооружений, в том числе храм Джесер-Джесеру в Дейр эль-Бахри. Началось интенсивное развитие науки и искусств, распространялось использование стекла и вертикального ткацкого станка.

Преемник Хатшепсут, ее пасынок, у которого она в раннем детстве отняла власть, Тутмос III (1468-1436 до н. э.), «Наполеон Древнего мира», стал крупнейшим фараоном-воителем и создал крупнейшую империю от Северной Сирии до Нубии, победив в 17 кампаниях в Передней Азии и потеснив сильные государства Ближнего Востока, включая Митанни. Уже в мае 1468 до н. э. Тутмос III разбил при Мегиддо коалицию восставших сирийских, палестинских и гиксосских князей во главе с правителем Кадеша, через семь месяцев взял саму крепость Мегиддо, и этой блестящей кампанией подчинил себе земли практически до самого Евфрата, однако, ему приходилось ходить сюда походами почти каждый год, чтобы закрепить египетское верховенство над Сирией, Палестиной и Финикией.

В 1448 до н. э. фараон наносит окончательный удар Кадешу и митаннийцам, доходя до столицы Митанни Вашшукани. Поэтому апогей могущества Египта припадает на правление наследников Тутмоса III, включая фараона Аменхотепа III (1405-1367 до н. э.), который, пользуясь полученными в ходе походов своих воинственных предков ресурсами, создал несколько грандиозных храмов в честь фиванского бога солнца Амона, отождествлённого с Ра в образе Амона-Ра.

После скорой смерти молодого Тутанхамона XVIII династия пала, а престол перешел сначала к Эйе, затем - к Хоремхебу (1333-1305 до н. э.), восстановившему былую мощь страны до уровня, достаточного для эффективной борьбы с хеттами за Восточное Средиземноморье, и, наконец, к престарелому визирю Рамсесу I (1305-1303 до н. э.) и его наследнику и соправителю Сети I (1303-1289 до н. э.). Тем временем началась вражда между египтянами и хеттами, так как последние за правление Эхнатона и Тутанхамона заняли Сирию, принадлежавшую египтянам. Противостояние закончилось при фараоне Рамсесе II Мериамоне (Великом) (правил в 1289-1224 до н. э.) из XIX династии (1305-1186 до н. э.). Он сумел вывести часть своей армии из ловушки, подготовленной ему хеттами в битве под Кадешем в 1284 до н. э., а через некоторое время вновь напал на Хеттское царство и в 1270/1269 до н. э. подписал с царём Хатти Хаттусили III мирный договор - древнейший договор, текст которого сохранился до нашего времени (если не учитывать договора между шумерскими городами Умма и Лагаш, известный нам по «стеле коршунов»). Рамсес II также примечателен как активный строитель. Он приказал построить множество храмов (крупнейший из которых находился в Абу-Симбеле в Северной Нубии), а также новую резиденцию Пер-Рамсес, но при этом активно пропагандировал собственные достижения, зачастую преувеличенные. Рамсес II правил почти 67 лет и имел множество сыновей, но вскоре его династия пала.

После Рамсеса II начался медленный закат Египта. В исторических документах сообщается о волнениях, вторжениях «Народов моря» из Балканского и Малоазийского региона, которых с большими усилиями в морской битве смог отразить фараон Мернептах (1224-1204 до н. э.), тринадцатый сын Рамсеса II, в 1219 до н. э., и отсутствии порядка ок. 1186 до н. э. Стабилизировать ситуацию удалось вельможе Сетнахту, который стал основателем XX династии (1186-1069 до н. э.). Его преемник получил имя Рамсес III (1184-1153 до н. э.). Он восстановил боеспособность армии, победив армию и флот «народов моря» и союзных им ливийцев в 1173 до н. э. Понимая всю шаткость своего положения, Рамсес III во всем пытался подражать Рамсесу II, но и это не уберегло его от многочисленных заговоров.

После смерти Рамсеса III все последующие правители династии носили имя Рамсес, откуда и получили общее название Рамессиды, однако не обладали удачливостью своих предшественников. Авторитет некогда могучего государства упал (о чём наглядно свидетельствует находящееся в московском Музее изобразительных искусств им. Пушкина произведение «Путешествие Уну-Амона в Библ»), а бюрократический аппарат стал распадаться. После смерти Рамсеса XI (1069 до н. э.) XX династия прекратилась: жрец Амона-Ра Херихор провозгласил себя новым фараоном (этот факт ныне оспаривается; более того, даже известно, что Херихор мог умереть раньше Рамсеса XI), что дало начало Третьему переходному периоду (1069-664 до н. э.).

Именно при Новом царстве благодаря успешным военным кампаниям Яхмоса I, Тутмоса I и Тутмоса III была создана крупнейшая по территории египетская держава, простиравшаяся от IV или даже V порога Нила в Куше (Южной Нубии) на юге до реки Евфрат и юга Анатолии на севере, а Египет стал наиболее влиятельной силой на Ближнем Востоке. Как свидетельствуют дипломатические архивы этого времени (правления Аменхотепа III и Эхнатона), сохранившиеся в развалинах столицы Эхнатона Ахетатона - Телль-эль-Амарне, - Египет в период Нового царства определял общие тенденции в отношениях между странами. Египетская цивилизация восприняла целый ряд достижений передназиатских культур и сама оказала огромное влияние на окружающие страны.

Военные успехи вызвали подъём во всех отраслях египетского хозяйства. Бронза окончательно утверждается в качестве основного металла, тем не менее, продолжают использоваться орудия труда из чистой меди, камня и дерева. Увеличилось и количество изделий из метеоритного железа, но к разгадке секрета обработки и литья железа из руды египтяне так и не подошли, что и было одной из причин успехов хеттов в Сирии. Важнейшим изобретением в сельском хозяйстве явился новый водоподъёмный инструмент под названием шадуф. Неэффективный ручной полив был заменён механическим, что резко повысило производительность труда в сельском хозяйстве, в частности, в садоводстве, обычно требовавшем подъём воды из каналов. Торговля вышла на качественно новый уровень, и к правлению царицы Хатшепсут Египет превратился в пример экономического процветания

Большие изменения в жизни и самосознании древних египтян произошли уже в гиксосское время. Как уже указывалось, прежде всего это были перемены военно-технического характера (появление конного дела и флота), однако этим не ограничилось. Борьба с гиксосами и необходимость удерживать свою сферу влияния в Азии привели к серьезным изменениям в официальной идеологии Египта и общественном сознании египтян.

Именно при гиксосах Египет впервые в своей истории на опыте ощутил, что другие народы могут быть по меньшей мере не слабее, а то и сильнее, чем египтяне, а благодаря разветвленным связям гиксосской державы в Средиземноморье и Африке увидел себя частью необычайно многообразного мира. Победив гиксосов, Египет оказался в непрерывном военно-политическом противостоянии с великими державами Передней Азии.

Характерно, что, вопреки представлению о себе как о сакральных правителях не только Египта, но и мира, фараоны XVIII династии в переписке с государями Митанни и касситской Вавилонии, которая велась клинописью на аккадском языке, были вынуждены именовать их тем же титулом, что и самих себя, невольно признавая равенство с ними. Все это должно было привести к некоторому снижению в восприятии египтян роли их страны в мире - и это притом, что победы над чужеземными врагами стали занимать в обосновании власти фараонов несравненно большее место, чем прежде .

В III - 1-й половине II тыс. до н. э. египетские цари почти никогда не участвовали в войнах лично. Когда какие-либо тексты описывали войны Египта против своих соседей, победа в них обычно изображалась как дело нетрудное и заранее предопределенное, ввиду божественного происхождения и сакрального характера власти египетского царя. В текстах эпохи Нового царства Секененра и Камос предстают отнюдь не столь уверенными в победе. Секененра в упоминавшейся легенде о состязании в хитроумии с гиксосом Апопи II и вовсе стремится избежать военного столкновения с ним, прекрасно зная свою слабость. Камос же, доказывая собственным вельможам необходимость борьбы с гиксосами, говорит, что без этого не сможет стать подлинным сакральным царем, но вовсе не утверждает, что добьется в этой борьбе успеха. Далее мотив спора царя со своим окружением, которое исполняет при нем роль своеобразного штаба, становится стандартным приемом военных текстов XVIII династии: вельможи в начале кампании или накануне решающего сражения призывают фараона к чрезмерной осмотрительности и осторожности, а он отвергает этот совет, исходя из того, что риск, при должном искусстве полководца, есть залог победы.

Сам этот прием не имел бы смысла без признания того, что царь на поле боя подвергается определенному риску и должен проявлять мастерство полководца и личную доблесть не в меньшей мере, чем другие начальники в его войске. Успех в войне служил фараону доказательством помощи «породившего» его божества (именно поэтому цари XVIII династии делятся плодами своих побед в первую очередь со своим «отцом» Амоном-Ра, чтимым в Карнаке). Однако теперь победы достаются фараону также и ценой огромных собственных усилий. Это становится теперь главным мотивом текстов и изображений на царских памятниках и, по сути дела, обоснованием права царя на сакральную власть .

В связи с этим для некоторых царей острым оказался вопрос: что делать, если сослаться на подобные военные успехи в обосновании собственного статуса не представляется возможным? Мы уже видели, как войны Аменхотепа II с Митанни и его союзниками именовались «победоносными походами» (и описывались в соответствующей тональности!) вопреки тому, что было на самом деле. Однако Хатшепсут - женщина на престоле - даже независимо от военных успехов ее времени заведомо не могла изобразить себя разящей врагов с боевой колесницы. С трудностями такого рода сталкивался и Аменхотеп III, при котором войны в Азии сходят на нет. По-видимому, как раз по этой причине в идеологии именно этих царей особое место занимает подробное «прописывание» легенды об их рождении от божества: Хатшепсут включала соответствующие тексты и изображения в оформление своего храма в Дейр эль-Бахри, а Аменхотеп III попросту копировал их в Луксорском храме. Другим пропагандистским приемом «мирной передышки» при Аменхотепе III становится, как мы видели, его самообожествление (некоторые современные египтологи считают, что тенденция к этому проявилась уже при Тутмосе IV, который был вынужден прекратить борьбу с Митанни в Азии).

Длительные войны в Азии и Нубии в эпоху XVIII династии привели к переменам не только в официальной идеологии. По-новому стали относиться к своему участию в них и рядовые воины, и младшие начальники. Об этом свидетельствуют автобиографические надписи. Если в эпоху Древнего царства в надписях частных гробниц походы в чужие страны оценивались исключительно с точки зрения пользы для государства, то теперь их составители не стесняются говорить о личной выгоде от участия в войне (о вознаграждении за это и о захвате пленных и добычи не для царя, а непосредственно для себя). Само вознаграждение воинов приобрело характерную форму «орденов», изготовленных из золота и присваиваемых за подвиги. Их материальная стоимость была, конечно, немалой, однако ценились они независимо от нее .

В надписи современника трех первых царей XVIII династии - Яхмоса I, Аменхотепа I и Тутмоса I - «начальника гребцов» нильской флотилии Яхмоса, сына Абен, мы встречаем следующую фразу: «Имя героя - в содеянном им, оно не исчезнет в этой стране вовеки». Египетские представления о значении увековечения имени для личного бессмертия человека позволяют понять ее чисто прагматически (герой будет жить, пока его имя помнят и произносят). Однако, кроме того, в этих словах явно чувствуется и признание психологической ценности собственных подвигов и похвалы за них.

Еще более развернуто этот мотив представлен в автобиографии современника Аменхотепа II Аменемхеба. Этот воин перечисляет подвиги, которые он неустанно совершал на глазах у царя, получая за них пресловутые «ордена». Самым курьезным из них был эпизод, когда Аменемхеб поймал и заколол кобылу, выпущенную коварным князем Кадеша перед египетскими колесницами, чтобы нарушить их строй. Курьезность этого «подвига» (вовсе не исключающая риска при его совершении), похоже, не давала оснований даже для присвоения за него боевой награды; тем не менее Аменемхеб описывает, как он преподнес царю отрубленный им хвост вражеской кобылы и удостоился за это похвалы. Сам навык преодоления риска при помощи сноровки выступает здесь основой для собственной положительной оценки в неменьшей степени, чем практическая польза от совершенного «подвига» в сочетании с царской похвалой.

Таким образом, современники царей-завоевателей XVIII династии начинают ценить собственные свершения и независимо от того, сколь значимы они были для государства. Этот факт свидетельствует об обретении египтянами большей независимости от государственной структуры, чем в предшествующие эпохи.

Политику укрепления царской власти, опиравшейся на преданное ему незнатное чиновничество, и повышения роли царя в религиозной жизни Египта, начатую Аменхотепом III, продолжил его сын от брака с Тэйе Аменхотеп IV (1365-1349 гг. до н. э.). Уже в первые годы его царствования особое значение приобретает культ Ра-Харахте, который с 1361 г. до н. э. отождествляется с богом - солнечным диском Атоном. Верховным жрецом этого нового культа становится лично царь. До некоторых пор центром почитания нового «царского» бога являлись Фивы, где недалеко от Карнака был возведен храм Атона .

Однако около 1359 г. до н. э. Аменхотеп IV услышал в Фивах нечто «дурное», очевидно о созданном им культе, и решил покинуть столицу.

Новую столицу он построил в Среднем Египте, близ современного селения Телль эль-Амарна, в месте, которое до тех пор «не принадлежало ни богу, ни богине», т. е. за пределами территории какого-либо нома с его местными культами. Отсюда общее обозначение религиозно-политических преобразований Аменхотепа IV - «амарнская реформа», а связанного с ней периода египетской истории - «амарнский». Новая столица получила название Ахетатон («Горизонт Атона»), а фараон изменил свое имя на Эхнатон («Полезный для Атона»). Ахетатон стал главным для всего Египта центром почитания бога Атона. Сам этот бог, в отличие от традиционных египетских богов, не имел человеческого облика (либо облика человека с головой животного). Он изображался непосредственно как солнечный диск, лучи которого, устремленные к земле, оканчивались благословляющими кистями рук. В таком облике бог Атон получал почести от царя и его супруги Нефертити («Прекрасная пришла»).

Существенно, что Атон провозглашался теперь царем Египта, правящим наряду с его сыном Эхнатоном. Царский статус верховного бога признавался египтянами и раньше, но не подчеркивался в такой мере. Соответственно, особо выделялась и исключительная роль царя как сына и соправителя верховного божества. Принципиально новой была та сугубо личная и уникальная связь, в которой Эхнатон, согласно его собственной вере, находился с богом Атоном. В титулатуре царя она подчеркивается характерным эпитетом «Уаенра» («Единственный для солнца»). Только Эхнатон, как единственный и любимый сын, мог получать непосредственно от солнечного бога сведения о его природе и об устройстве мира. Атон провозглашался вдохновителем политики Эхнатона, подсказывавшим необходимые действия в откровениях, доступных одному царю. Ориентируясь на такое откровение, фараон, в частности, избрал место для своей новой столицы .

Достоверность подобных откровений считалась несомненной, а всем подданным, не исключая и жрецов нового и прежних культов, оставалось лишь внимать тому, что им возвещал царь, ссылаясь на свое общение с божеством, и слепо следовать его указаниям. При этом воля солнечного божества могла служить единственным обоснованием и для невероятно жестоких действий. Так, ближе к концу царствования Эхнатона некоторые вельможи, сопротивлявшиеся его религиозной политике, были казнены, а их тела сожжены, что лишало возможности загробной жизни. Скажем для сравнения, что примерно полтора века спустя, после заговора против царя Рамсеса III, только главарей заговорщиков принудили к самоубийству, но их тела были похоронены.

В представлениях египтян царь всегда считался посредником между людьми и богами при совершении ритуала, однако никогда эта идея посредничества не абсолютизировалась настолько и с таким смыслом, как при Эхнатоне. В чисто материальном плане важным было создание огромных и богатых хозяйств храмов Атона, по существу, находившихся в полном распоряжении царя.

Надписи из гробниц вельмож, высеченных в скалах вблизи Ахетатона, показывают, что Эхнатон на протяжении своего царствования опирался на людей не просто незнатных, но порой вышедших из низов и обозначавших свое социальное происхождение характерным термином немху (досл. «сирота»). В них всячески подчеркиваются милости, которыми фараон осыпал своих приближенных, и сам тот факт, что исключительно его заботе последние обязаны своим положением в обществе и на государственной службе .

Первые признаки нетерпимости к старым культам появились около 1356 г. до н. э., когда на многих старых надписях стали стирать имя прежнего верховного бога Амона, а в Ахетатоне перестали возводиться новые памятники с именами традиционных богов. Около 1353 г. до н. э. нетерпимость перешла в преследование - последние следы этих имен исчезли из культа Атона; имена Амона и некоторых других старых богов стали истреблять во многих местах (особенно рьяно - в Фивах). Наконец, истребляется в старых и выходит из употребления в новых надписях само слово «бог» (егип. нечер). Теперь Атон и его сын и соправитель Эхнатон именуются только правителями.

Понятно, что на этом этапе не могло идти речи о том, чтобы царь, хотя бы чисто формально, продолжал возглавлять совершение каких-либо ритуалов за рамками культа Атона. Подобные действия никак не могут означать неверия Эхнатона в существование традиционных богов: в таком случае он должен был бы отнестись к сохранению их почитания с полным равнодушием. Напротив, они показывают, что царь всегда видел в богах вполне реальную силу, заведомо менее благую, чем Атон, но на первых порах терпимую (прежде всего ради того, чтобы не обрушивать на себя их гнев). Лишь со временем ему стала ясна несовместимость старой религии с почитанием Атона и необходимость жесткой борьбы с ней, невзирая на связанную с этим угрозу гнева традиционных богов. Вряд ли к выводу о необходимости этого Эхнатон мог прийти чисто умозрительным путем, в ходе эволюции его представлений об Атоне, тогда бы он осознал это гораздо раньше. Более вероятно, что причиной послужили какие-то реальные события, истолкованные как немилость Атона за компромисс со старыми культами и повеление порвать с ними полностью.

Именно в связи с этим стоит обратить внимание на ситуацию в азиатской сфере влияния Египта в конце 1360-х - 1350-е гг. до н. э., которая представляла собой настоящую внешнеполитическую катастрофу. В конце 1360-х гг. равнодушие Эхнатона к внешнеполитическим делам подорвало важнейший устой «амарнского мирового порядка» - согласие Египта и Митанни; около 1360 г. между ними началась война, и митаннийский царь Тушратта отобрал у Египта практически все его владения в Сирии .

Около 1355 г. до н. э. эти территории перешли уже от Митанни к Хеттскому царству, правитель которого Суппилулиума I нанес Тушратте тяжелейшее поражение, после чего тот потерял власть и был убит. Таким образом, соседом Египта в Азии становится новая и очень агрессивная держава.

Жертвами завоеваний или внутренних неурядиц стали многие мелкие правители Восточного Средиземноморья, еще признававшие свою зависимость от Египта. Наконец, несмотря на отсутствие поводов к прямым разногласиям, охладели прежние союзнические отношения Египта с Вавилоном. Вряд ли случайно, что важнейшей частью пышного празднования юбилея царствования Эхнатона примерно одновременно с полным разрывом со старыми культами был прием царской четой дани от представителей подвластных Египту стран Азии и Нубии. Видимо, эта церемония явно была призвана скомпенсировать в восприятии подданных Эхнатона бедственное реальное положение дел в Азии.

Характерно, что в так называемой Реставрационной стеле, составленной при втором преемнике Эхнатона Тутанхамоне и сообщающей о возрождении традиционных культов, главным следствием их забвения и последовавшего гнева богов признавалось именно падение египетского влияния в Азии. Аналогичным образом этот внешнеполитический кризис мог объяснять и Эхнатон - только он должен был, конечно, объяснять его гневом не старых богов, а как раз Атона. Самой главной причиной такого гнева вполне могло быть сочтено слишком длительное сохранение враждебных солнечному диску традиционных культов .

Разрыв с традиционными египетскими культами был далеко не столь полным и всеобщим, как этого хотелось Эхнатону. Хотя имена старых богов были преданы полному забвению в его столице, посвященные им памятники встречаются и после 1353 г. до н. э. даже в таком крупном центре, как Мемфис, и тем более в мелких городах. Запрет почитания старых богов был непонятен простым египтянам, привыкшим видеть в них залог стабильности страны, и должен был вызвать протест у значительной части элиты. Неудивительно, что религиозная реформа Эхнатона ненадолго пережила своего основателя, просуществовав лишь в течение двух лет правления его преемника Сменхкара (1349-1348 гг. до н. э.). Уже в конце его царствования культы Амона и других старых богов были восстановлены, а после вступления на престол следующего царя, Тутанхатона («Живой образ Атона»), царский двор покинул Ахетатон, и почитание Атона прекратилось. В связи с этим было, в частности, изменено имя царя, который стал называться Тутанхамон («Живой образ Амона»), а также его жены Анхесенпаатон («Живет она для Атона») - на Анхесенамон («Живет она для Амона»).

Период наивысшего могущества и развития цивилизации Древнего Египта пришелся на XVI-XXI века до нашей эры. В историографии этот период относят к Новому царству. В период Нового царство Древнего Египта государством правили фараоны трех династий: XVIII, XIX и XX.

Точные хронологические рамки периода Нового царства разнятся, в основном его относят к 1550-1069 годам до нашей эры. Новое царство началось после окончания второго переходного периода, когда Египет был завоеван гиксосами, и предшествовало третьему, когда единое государство потеряло азиатские территории и распалось.

Территория Нового царства Древнего Египта

Наивысшего распространения Новое царство Египта достигло при фараоне Тутмосе III, представителе XVIII династии. В этот период южная граница государства была отодвинута к пятым порогам Нила, была захвачена западная часть Синайского полуострова, а также произведены большие захваты в восточном Средиземноморье - в Палестине и Сирии.

Столицей Египта во время правления XVIII династии были Фивы. Фараон Аменхотеп IV, известный также как Эхнатон, в рамках религиозной реформы перенес столицу в новый город Ахетатон, но при Тутанхамоне она снова была возвращена в Фивы. Рамсес II из XIX династии опять перенес столицу государства - на сей раз в Пер-Рамсес в Дельте Нила.

Культура и ремесло Нового царства

Большое влияние на развитие хозяйства страны в период Нового царства оказали военные успехи. Основным металлом в эту эпоху стала бронза, хотя продолжали использоваться и медные, каменные и деревянные орудия. Египтяне начали чаще добывать железо из метеоритов, но освоить обработку железной руды всё же не смогли.

Также повысилась производительность сельского хозяйства. Это произошло благодаря изобретению шадуфа (рис. 1), инструмента для подъема воды, увеличившего эффективность полива. Расширение посевных площадей и приток рабов в результате завоеваний способствовали расцвету сельского хозяйства.

Рис. 1 - Шадуф

Высочайшего рассвета в Новом царстве Древнего Египта достигла архитектура. С ростом влияния жречества и различных религиозных культов возводились крупные храмы, было создано множество памятников изобразительного искусства и литературы. Большого размаха достигли гробницы фараонов в Долине царей в Фивах. Наряду с культовыми сооружениями и гробницами строились и богатые жилища знати, по роскоши не уступавшие дворцам царей.

История Нового царства

Самой успешной из династий Нового царства была восемнадцатая. Ее первым представителем был Фараон Яхмос I, при котором гиксосы были полностью изгнаны за пределы Египта. Первые завоевательные походы в Месопотамию произошли при Тутмосе I. Благодаря этим походам влияние Египта на Ближнем Востоке было восстановлено.

Возрождение Египта окончательно завершилось при царице Хатшепсут. Ее правление длилось два десятилетия, и за это время помимо нескольких военных походов была организована торговая экспедиция в Пунт, развивались дипломатические отношения, внешняя торговля, а также произошел значительный подъем культуры и ремесел внутри страны.

Наивысшего распространения Новое царство Древнего Египта достигло при пасынке Хатшепсут, Тутмосе III. Он провел семнадцать военных походов в Переднюю Азию, во время которых покорил Финикию, Митанни и другие государства. При Тутмосе III Египет был мировым государством, которое многие исследователи рассматривают как первую в истории империю.

Потеря влияния Египта началась при Аменхотепе IV, который сосредоточил свое внимание на внутренних проблемах государства и не вел завоевательных походов. Аменхотеп серьезно конфликтовал со жрецами, установив в стране новую религию, почитавшую единого бога Атона. Фараон взял себе имя Эхнатон в честь Атона и перенес столицу, а также окружил себя новой знатью.

После смерти Эхнатона началось возвращение страны к старым порядкам, а его имя было предано забвению. При этом, однако, начался и закат XVIII династии, одним из последних представителей которой был Тутанхамон.

Наиболее успешными фараонами XIX династии были Сети I и Рамсес II. Сети I удалось стабилизировать государство после трудного периода смены династий, а Рамсес II удачно воевал с хеттами, при нем строились новые города и возводились монументы и храмы.

При сыне Рамсеса II Мернептахе на Египет начали нападать «народы моря», одно из нападений которых фараон разбил в Ливии в 1220 г. до н. э. На рубеже XIII-XII веков после смерти Мернептаха страну затопила волна восстаний и смуты, в результате которой воцарилась XX династия.

В ходе правления XX династии Египет стал окончательно терять свое могущество и влияние, в результате чего Новое царство стало стремиться к своему закату. Последним великим фараоном этого периода был Рамсес III, который смог на некоторое время стабилизировать обстановку в стране и нанести несколько поражений «народам моря», постоянно нападавшим на Египет. Благодаря ему, цивилизация Египта смогла сохраниться, а «народы моря» стали расселяться по берегам Средиземного моря, дав начало новым этносам. Потомки Рамсеса III не смогли продолжить его линию, в результате чего государство стало слабеть и терять завоевания прошлых веков, а влияние фараонов снижаться на фоне возвышения жрецов. В конце концов, власть в Южном Египте была после смерти Рамсеса XI захвачена жрецом Херихором, провозгласившим себя фараоном, что не было признано в Дельте Нила, где началось правление XXI династии. Раскол во власти привел к распаду государства. Началась следующая эпоха истории Древнего Египта - третий переходный период.