Структура и особенности публичного выступления. Специфика публичного выступления. Как завоевать и удержать внимание аудитории

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБПОУ СО «Алапаевский индустриальный техникум»

Основы делового общения

Контрольная работа № 1

Вариант 3

Выполнил студент Максимов И.Е.

Проверил преподаватель: Трескова С.М.

Задание 1 Особенности публичного выступления. Основные аспекты публичного выступления

Для формирования благоприятного имиджа выступающему особенно важны первые минуты контакта с аудиторией. На этом этапе речевого состязания выступающий сможет «выиграть», только овладев навыками эффектного «вхождения» в речь (первые 3-5 минут), когда голос оратора воспринимается комфортно, с удовольствием. Более 38 % передаваемой в устном общении информации обеспечиваетинтонация оратора. Если, предположим, оратор находится в состоянии эмоционального возбуждения, излишнего волнения, страха, депрессии, усталости, то по закону эмоционального «заражения» у его слушателей тоже возникнут аналогичные (и нежелательные для них) ощущения. Здесь главное -- расположить к себе слушателей, увлечь их темой предстоящего выступления, заинтересовать собой как неординарной личностью. При этом можно использовать следующие приемы:

§ сопереживание;

§ парадоксальное начало;

§ неожиданный вопрос;

§ интригующее описание;

§ интересный или необычно поданный факт;

§ оригинальная цитата;

§ комплимент всем собравшимся;

§ наглядный пример;

§ обращение к непосредственным интересам аудитории.

Возможную реакцию аудитории на будущее выступление можно предугадать, заранее составив социальный портрет слушателя:

§ социальный состав аудитории (если она неоднородна, нужно выделить наиболее многочисленные группы);

§ количественный состав аудитории (2-4 человека, 12-15 человек, 40-50 человек);

§ приблизительный возраст слушателей;

§ круг особых интересов аудитории и набор «запретных тем», обсуждение которых в данной аудитории нежелательно;

§ характер образования аудитории, вкусы, пристрастия, потребности.

Кроме того, надо ответить на вопросы: почему и зачем собрались слушатели? Как выступление связано с их интересами и потребностями? Чего они ждут от выступления? Где, когда и как они могут использовать полученную информацию?

§ входите в аудиторию уверенно, спокойно, демонстрируя доброжелательность по отношению к слушателям. Важно всем своим видом убедить их в том, что вам как оратору есть, что сказать, и вы знаете, как это сделать именно в этой аудитории;

§ дайте возможность слушающим вас рассмотреть. Встаньте так, чтобы аудитория вас хорошо видела, и вы сами легко могли бы «встретиться» взглядом со всеми (по возможности) присутствующими в аудитории. Эта тактика позволит создать у каждого слушателя впечатление, что вы будете выступать именно для него, и даст сигнал для аудитории к управлению своим вниманием;

§ рассматривая аудиторию, еще раз подкорректируйте ее социальный портрет, созданный на этапе подготовки выступления. При этом скройте ваше «исследование» слушателей за приветливой улыбкой, дружеской репликой, доброжелательным приветствием. Если ваше выступление начинается в дружественной манере, даже враждебно настроенная аудитория не устоит.

В ходе многовековой риторической практики выяснилось, что человек психологически не способен слушать оратора более 45 мин (так возник «академический час» в системе обучения). Первые 5-10 мин человек слушает, не отвлекаясь. Затем необходимо привлекать его внимание, вставляя в свою речь каждые 5-10 мин какую-то легкую реплику -- шутку, анекдот, яркий пример. В итоге аудитория позднее свяжет выступление воедино в своей памяти с помощью таких «легкомысленных» связок.

Поддерживать и направлять внимание слушателей помогает правильно выбранный темп речи -- для выступающего 100-120 слов в мин. При такой скорости слушатели вполне успевают следить за ходом мыслей выступающего.

В памяти слушателей сохраняются дольше и прочнее отдельные идеи и фразы в речи оратора, если они эффектно отделены границами -- переменой позы, жестом, паузой, изменением громкости голоса, его высоты, интонации. Здесь важно избежать категоричности утверждений, для чего применяют такие приемы, как вводные слова (возможно, вероятно, видимо), вопросы в форме утверждения «Не кажется ли вам, что...?», обращения (дорогие друзья, уважаемые коллеги). Подобные фразы не фиксируются в сознании слушателей, но в подсознании формируют позитивное отношение к выступающему.

На заключительном этапе выступления оратор должен закрепить вэмоциональной памяти слушателей впечатление от увиденного и услышанного. Поэтому разумно повторить ключевые моменты выступления, прибегнуть к выразительной цитате, афоризму (краткому и меткому изречению). Финальные слова опытный оратор всегда скажет «на подъеме», с оптимистической ноткой, чтобы оставить в этом состоянии уходящих слушателей. В заключительной части выступления следует: обобщить самое существенное в выступлении, усилить впечатление, закрепить сказанное, поставить конкретные задачи. Нельзя выносить в заключение какие-то новые мысли и новые факты, так как они не будут восприняты.

Задание 2.

выступающий публичный выступление слушатель

Начальнику службы

Безопасности УрФУ

От абитуриентки УрФУ

Левченко Ю.А.

Прошу выдать мне разрешение на получение временного пропуска, для посешения подготовительных курсов.

Директору ИнФО

Охотникову О.В.

От старосты

группы студентов

Докладная

Во время сдачи сессии промежутки между экзаменами были по 3 дня.

Для экзамена по математике этого мало и многие получили неудовлетворительные оценки.

Просим продлить сроки пересдачи на 2 дня.

Задание 3

1) Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы предоставляем?

2) Прощу оплатить мне расходы по командировке.

3) С гарантированной теплоотдачей двигателя.

4) Командированные должны зарегистрировать свои документы.

5) Администрация потребовала гарантированных обязательств от клиентов-неплательщиков.

6) Необходимо вести хозяйствование экономичными методами.

Решать (Что?) проблему.

Разрешать (Что?) действие.

Предъявлять (Что?) паспорт.

Достигать (Что?) цель.

Предоставлять (Что?) услугу.

Представлять (Что, кого?) рыбалку, зайца.

Оказать (Что?) помощь.

Рассмотреть (Что, кого?) предложение, кандидата.

Удостоить (Чем?) наградой.

Выставить (Что, куда?) счет, за забор.

Заключить (Что, куда?) сделку, под стражу.

Достичь (Чего?) результата.

1) Из-за срочного отъезда на родину…

2) По причине болезни в течении семестра…

3) Вследствие опоздания на вокзал…

4) Вследствие изменения расписания движения поездов…

5) За неимение средств на покупку билетов на самолет…

6) За недостатком средств на лечение…

7) Прошу предоставить мне отпуск без сохранения заработной платы…

8) Довожу до вашего сведения, что график поставки товара не соблюдается.

9) Во исполнение приказа ректора, курить в здании строго запрещается.

10) В целях решения этой задачи, необходимы дополнительные средства.

Отличаться - иметь отличие.

Корректировать - производить коррекцию.

Охарактеризовать - давать характеристику.

Уточнять - выделять важное.

Дополнять - вносить изменения.

1) Продолжающиеся инциденты.

2) Сотрудничать с вами.

3) Каждый считает, что…

4) Приложенное заявление.

5) Повторите ваше предложение.

6) Все остается не решенным.

7) Я прошу…

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, структура и функции (коммуникативная, интерактивная и перцептивная) делового общения. Этические и культурные требования, этапы подготовки и проведения публичного выступления. Установление контакта с аудиторией. Поза, жесты и мимика оратора.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Публичное выступление как взаимодействие выступающего с аудиторией. Основные рекомендации для постановки правильной речи, использование коммуникационных эффектов. Особенности грамотного употребления слов и оборотов, заполнение пауз в выступлении.

    реферат , добавлен 13.06.2010

    Механизм межличностного общения. Условия создания благоприятного впечатления о себе с первых секунд разговора, построение доверия. Наиболее часто допускаемые ошибки при первом общении. Роль внешнего вида, улыбки и взгляда в установлении контакта.

    реферат , добавлен 04.09.2011

    Ознакомление с принципами создания благоприятного впечатления у окружающих: высказывание интереса к другим, поддерживание момента общности, выражение искреннего одобрения, применение техники пейсинга, использование комплиментов и знаков внимания.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    Основные правила и принципы публичного выступления. Одежда и внешний вид. Хорошие манеры. Выражение лица. Контакт со слушателями. Поза, жесты. Непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. Как подготовить и провести выступление.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2004

    Психологические аспекты переговорного процесса. Причины ведения спора подчиненных с руководителями. Основные положения методики эффективного слушания Атватера. Психологические основы публичного выступления. Основные принципы ведения делового спора.

    презентация , добавлен 06.01.2017

    Общие принципы современных деловых отношений. Условия успешного проведения совещания и публичного выступления. Основные положения теории "человеческих отношений". Этические нормы, используемые в деловом общении с подчиненными, коллегами и руководителем.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2013

    Слушание как вид деятельности, эффективность речевой коммуникации и взаимопонимание. Факторы эффективности слухового восприятия и слушания публичного выступления. Цель, задачи, прогнозируемые результаты и коммуникативная компетенция участников общения.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2010

    Проведение переговоров, деловых разговоров и бесед. Сущность и основные составляющие делового имиджа. Использование риторики в процессе создания делового имиджа. Выработка рекомендаций по правильному использованию риторики при создании делового имиджа.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2011

    Понятие и принципы судебной этики. Нравственное значение судебных прений. Этика речевого поведения адвоката. Нравственные особенности судебного представительства по гражданским делам. Этические требования, предъявляемые к адвокату как судебному оратору.

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Различают следующие виды публичной речи:

  • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
  • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
  • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
  • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
  • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

  • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
  • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
  • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
  • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
  • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
  • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Особенности публичной речи

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно - субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.

Требования и технология публичного выступления

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость - сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

Технология публичного выступления:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

10 основных ошибок начинающего оратора

Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

  • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
  • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
  • Не стоит извиняться перед публикой.
  • Неуместная мимика.
  • Неправильный подбор слов и частиц «не».
  • Скучный монолог без присутствия юмора.
  • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
  • Много лишних суетливых движений по сцене.
  • Монотонная не эмоциональная речь.
  • Неправильно расставленные паузы в предложении.

Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

  • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

  • Игорь Родченко «Хозяин слова».

Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».

В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.

Любой путь к Успеху и достижению Цели за редким исключением сопровождается постоянным общением с другими людьми. От эффективности такого взаимодействия зависит и карьерный рост, и ваше удовлетворение своей деятельностью. Одной из обязательных составляющих большинства дорог к Успеху являются публичные выступления . Независимо от количества людей, перед которыми вам предстоит выступить, каждое подобное мероприятие должно быть тщательно подготовлено, ведь зачастую от него зависит дальнейшая судьба вашего проекта, вашего дела.

Подготовка к публичному выступлению - это маленькая репетиция вашего Успеха

Итак, вам предстоит публичное выступление. Конечно, оно пройдет легче, если вы увидите знакомые и доброжелательные лица, но столь идеальные условия создаются не всегда. И тогда решающую роль играет ваша подготовка к публичному выступлению.

Подготовка речи
В первую очередь следует продумать свою речь. Оптимально изложить ее на бумаге, но не вызубрить ее (вы все равно не расскажете ее дословно), а сформулировать план, которые поможет соблюсти логику выступления. Никакие особенности публичного выступления вам будут не страшны, если вы твердо знаете, о чем хотите сказать .
Структурируйте это знание на бумаге и учтите следующие советы:

  • Тщательно продумайте начало своего публичного выступления. Филипп Честерфилд как-то писал сыну: «Часто судьбу человека решают первые, произнесенные в обществе слова». Впрочем, все мы знаем о том, насколько сильным является первое впечатление. И ваше выступление должно запомниться ярким началом. Это может быть цитата или афоризм. Это может быть рассказ или обещание поведать какой-то секрет. Важно с первых секунд привлечь внимание и заинтриговать слушателей.
    В начале публичного выступления мало уместен юмор. Не извиняйтесь за плохую подготовку к публичному выступлению. Избегайте общих, малоинформативных заявлений.
  • Продумайте не только план изложения, но и основные приемы, чтобы заинтересовать аудиторию. Найдите новый факт по теме своего выступления. Постарайтесь вызвать эмоции у слушателей - это залог того, что вашу речь запомнят. Для этого будут уместны истории из жизни обычных людей, конкретные примеры, иллюстрации. Чем образнее вы сможете изложить тему своего публичного выступления, тем ярче оно запомнится слушателям. Но не выдвигайте себя на первый план своего повествования - аудитория уважает скромных ораторов с чувством собственного достоинства, а не самолюбования. Используйте несколько ключевых слов, отображающих тему и идею вашей речи, чтобы они отложились в памяти даже самых невнимательных слушателей.
  • Финал выступления должен быть настолько же запоминающимся, как и начало. Здесь уместны афоризмы, четверостишия в тему, удачная шутка и побуждение к действию, комплимент аудитории и благодарность за дружелюбие и внимание. К окончанию своего публичного выступления нельзя показывать усталость, ведь тогда финал будет смазанным и нечетким. Поэтому целесообразно заучить пару последних предложений наизусть. Хотя не помешает подготовка двух-трех вариантов окончания речи, чтобы выбрать оптимальный из них по ситуации.

Но подготовка к публичному выступлению, как правило, не ограничивается лишь продумыванием речи. Важно помнить, что 90% успеха принесет не то, что вы скажете, а как вы скажете. В этом и заключаются основные особенности публичного выступления, которое существенно отличается от повседневного общения.

  • Тема выступления должна задевать вас за живое. Только тогда вы сможете достичь успеха посредством глубокого возбуждения людских эмоций. Если этого не происходит, найдите наболевшую проблематику, которая все-таки затронет вас.
  • Вы должны досконально знать тему своей речи. При этом следует подготовиться настолько тщательно, чтобы отвечать на самые неожиданные и сложные вопросы. Ваши ответы должны быть уверенными и убедительными, как и сама речь.
  • Уверенность и убедительность - залог успеха вашего выступления. Уверенность складывается из знаний темы, вашего внешнего вида и убежденности в своей правоте. Убедительность формируется посредством позитивного эмоционального настроения, а также использованием специальных приемов воздействия невербальными сигналами, голосом и словами.
  • Поставьте конкретную Цель своего публичного выступления. Только горячо желая ее достичь, вы сможете быть убедительным в речи и уверенным в своем успехе.
  • Во время выступления говорите достаточно громко и ясно.

Легкий и гибкий выход на новую ступень карьеры и пути к вашему Успеху происходит благодаря постоянной подготовке себя в культурном, психологическом и профессиональном плане. Аподготовка к публичному выступлению - это маленькая репетиция вашего пути к Успеху , к достижению Цели. Однажды пройдя этот этап, вы научитесь четко формулировать цель, ясно выражать своим мысли и находить наиболее убедительные средства донесения информации.

Выступление на публике может стать серьезным испытанием даже для опытного актера. Для того чтобы публика была заинтересована в словах оратора, слушала с любопытством и не стремилась дождаться окончания речи, нужно подойти к подготовке выступления с особой тщательностью. Грамотно построенное публичное выступление способно принести удовольствие и слушателям, и выступающим. В мире давно известны различные формы построения диалогов и монологов. Разработаны различные техники подачи информации, .

На какие виды подразделяются публичные выступления

Важно! Чтобы речь была интересна публике, оратору нужно следовать правилам подготовки текста.

Правило 1 . Тщательно готовим вступление. Эффектное начало, заинтересовавшее слушателей – половина успеха.

Правило 2 . Присутствие драмы. Сухое повествование без описания жизненных ситуаций, историй, юмористических или трагических примеров теряет свою привлекательность в глазах слушателя. Эмоционально освещенная тема любого вида публичных выступлений с добавленными историями способна расположить к себе любую публику.

Правило 3 . Краткое изложение. Знаменитая поговорка гласит: «Краткость - сестра таланта». Все мысли внутри изложенной информации должны быть преподнесены лаконично и продуманно. Тексту не следует быть слишком растянутым.

Правило 4 . Пользование разговорной речью. Любое выступление должно походить на диалог между оратором и аудиторией. Речь не может быть переполнена множеством незнакомых терминов и иностранных фраз. Чем легче получится текст, тем больший интерес увидит выступающий в глазах слушателей.

Правило 5 . Готовим финал. Завершение речи должно быть на такой же впечатляющей ноте, как и начало. Правильная интонация и эффектные слова помогут выступлению надолго остаться в умах аудитории.

Принято соблюдать определенную последовательность действий при подготовке и подаче информации слушателям. Технология включает в себя 12 последовательных этапов.

  • Ставим четкие цели.
  • Определяем целевую аудиторию.
  • Продумываем стиль и содержание выступления.
  • Выбираем манеру поведения перед публикой.
  • Разрабатываем текст.
  • Корректируем текст в соответствии с принятыми правилами и этическими нормами.
  • Создаем структуру выступления с помощью разных видов восприятия (визуального, аудио и других).
  • Готовим место произнесения речи.
  • Эмоционально настраиваемся на успешное мероприятие.
  • Выступаем.
  • Принимаем критику.
  • Анализируем поведение слушателей и реакцию аудитории.


Упражнения для тренировки

Публичное выступление − нелегкая задача. Многие люди не умеют держаться перед публикой, раскрепощенно чувствовать себя под прицелом множества глаз. Даже если опыта общения с публикой нет совсем, а предстоящее мероприятие можно перебороть, а речь подготовить с помощью тренировок и упражнений.

Задание 1 . Скороговорение. Благодаря таким тренировкам голос станет увереннее, речь – четче и понятнее. Выполнять такие упражнения нужно каждый день.

Задание 2 . Громкое выразительное чтение, с элементами пересказа. Такое упражнение формирует речь, учит правильно излагать мысли.

Задание 3 . Нахождение смысла в вещах. Нужно взять любую бессмысленную, на первый взгляд, вещь, и за краткий период времени, до 5 минут, объяснить ее суть.

Задание 4 . Поддержание диалога. Любое общение выводит оратора на новый уровень. Диалоги с другими людьми помогают оратору отрабатывать приемы воздействия на публику.

Задание 5 . Развиваем воображение. Создание в уме интересных картинок, визуализация прошедшего дня развивают мозговые ресурсы и делает речь красноречивее.

Вывод

− непростая задача. Чтобы эффективно контактировать с аудиторией, доступно излагать информацию и надолго завоевывать внимание публики, нужно постоянно тренироваться и развиваться.

Грамотное изложение текста, соответствие информации тому или иному виду мероприятия невозможны без усердной работы над собой. Соблюдение принятых правил и технологий принесут оратору успех и признание.

Главная задача любого публичного выступления – повлиять на слушателей, убедить их в чем-либо, склонить к излагаемой точке зрения. Для этого оратор использует не только логические, но и психологические, педагогические приемы, стремясь воздействовать и на разум, и на чувства аудитории. Любая сторона выступления – будь то аргументация, выбор речевых средств, композиция или контакт оратора с аудиторией – не может быть до конца понята и эффективно использована без проникновения в суть психологических механизмов, функционирующих в процессе речи. Ведь каждое публичное выступление является целенаправленным воздействием оратора на психику слушателя. По словам Н. Михайличенко, круг проблем, которые при этом возникают и которые помогает решить психология, может быть самым разнообразным: как организовать и поддержать внимание слушателей; как установить контакт между оратором и аудиторией; как протекает процесс передачи, усвоения и переработки информации; можно ли управлять этим процессом; в чем состоят социально-психологические особенности различных аудиторий и как грамотно их учитывать и др. (см. 41, с. 36).

Как взаимодействуют оратор и аудитория в процессе речевого взаимодействия? Главная цель оратора – передача смысловой информации и убеждающее воздействие на слушателей. В ходе своего выступления оратор стремится изменить состояние аудитории (проинформировать, доказать, убедить, призвать и т.п.), но и аудитория пытается оказать обратное воздействие на оратора: принимая или не принимая его точку зрения, она своим видом, поведением, вопросами, репликами (обратная связь) влияет на выступающего и в конечном счете на все выступление. Таким образом, ораторская речь – это не тот заготовленный заранее текст, который отшлифован и отрепетирован оратором, а теперь просто «озвучивается» для других, а постоянная импровизация, учитывающая интересы и оратора, и аудитории, конкретную обстановку выступления, и многие другие факторы. Аудитория становится как бы соавтором речи, и оратору нужны специальные умения, особые качества, чтобы выполнить поставленную задачу, оказать желаемое воздействие на слушателей в непростой и во многом непредсказуемой обстановке живого общения, нередко преодолевая прямое сопротивление аудитории (см. 41, с. 36-38).

Прежде всего он должен четко представлять, какими средствами воздействия на аудиторию располагает. Одно из важнейших преимуществ устного публичного выступления состоит в том, что в распоряжении оратора оказывается целый комплекс средств: и звуковых, и визуальных, и собственно речевых (вербальных – от лат. verbum – слово), связанных с речью непосредственно (голос, интонация) и невербальных (жесты, мимика, поза). Все эти каналы общения используются как для передачи информации, так и для создания необходимой социально-психологической атмосферы, помогающей влиять на разум и на чувства слушателей.


Например, широко известно простое методическое правило, предписывающее начинать речь так называемой начальной паузой. Но для того, чтобы правильно варьировать длительность этой паузы или, возможно, вовсе от нее отказаться в какой-то ситуации, необходимо представлять, почему это правило возникло. Главная роль начальной паузы – психологическая: она нужна для фокусировки внимания аудитории и подготовки к восприятию речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сосредоточиться. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи ошеломить их. В обоих случаях это будет особый психологический прием, цель которого – привлечь внимание и пробудить интерес.

Н. Михайличеснко подчеркивает, что понятие внимания – ключевое в психологии речевого общения. Внимание направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восприятие, запоминание, мышление. Однако оно неустойчиво и подвержено колебаниям, частота которых (и соответственно, устойчивость внимания) зависит от разнообразия, объема информации, соответствия ее интересам аудитории, умения оратора избежать монотонности речи, снимать усталость у слушателей. Наименее эффективны здесь прямые призывы быть внимательным, зато более действенны разнообразные композиционные, речевые и методические приемы (см. 41, с. 38).

Композиционные средства активизации внимания и интереса включают в себя: 1) интригующее начало; 2) прерывистое («пунктирное») развертывание тезиса; 3) вопросно-ответный ход рассуждения; 4) контрастное сопоставление аргументов; 5) экспрессивное заключение.

Речевые средства : 1) использование литературных образов, цитат, крылатых выражений; 2) применение разностилевой, экспрессивной лексики; 3) художественность изложения (тропы и фигуры речи) и драматизация речи; 4) интонационная выразительность, варьирование силы, высоты голоса, темпа речи; психологические паузы.

Методические средства : 1) рассмотрение проблемных ситуаций; 2) выделение основных моментов речи; 3)полемический характер изложения; 4) зрительный контакт с аудиторией; 5) использование наглядности, технических средств; 6) использование обращений к аудитории для возобновления внимания.

Особо нужно остановится на технике аргументации и композиции речи. Известно, что аргументы не следует излагать в нисходящем порядке, лучше начинать с более сильных доводов и такими же сильными заканчивать. Здесь действует так называемое «правило рамки» (или «закон края»). Оно состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация в общении (будь то лекция, доклад, просто разговор) должна быть заключена в «рамку», в качестве которой выступают сильные аргументы или, по отношению ко всей речи, яркие, запоминающиеся начало и конец выступления. Суть правила – в особом психологическом законе работы памяти, сформулированным Г. Эббингаузом: начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина (см. 35, с. 115). В результате, излагая во вступлении цели и перспективы общения, а в заключении – итоги и выводы, оратор обеспечивает запоминание главного в предмете речи.

Немаловажное значение для усиления эффективности речи имеет лингвостилистическая сторона речевой культуры. Неточности в языке выступающего могут оказать отрицательное влияние на восприятие содержания выступления. Как правило, несоответствие употребляемого слова его общепринятому значению или стилистическим нормам вызывает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель речи. Излишне торжественные выражения смешат, банальные – раздражают, неправильно используемые слова вызывают насмешку и иронию.

Речевые ошибки дают и отрицательный психологический эффект, поскольку они отвлекают внимание от смысла речи и направляют его на форму произнесения. Иногда слушатели вообще перестают вникать в содержание и только следят за тем, как произносится речь. Это приводит к уменьшению, а иногда и полному исчезновению предполагаемого эффекта.

Важнеший момент при подготовке и реализации публичного выступления – учет особенностей аудитории. Аристотель в «Риторике» писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего» (1, с. 24). Оратору приходится обращаться к «образу» аудитории неоднократно, на всех этапах подготовки, произнесения речи и анализа ее итогов. Сложность состоит, во-первых, в том, что конструируемый образ будущей аудитории далеко не всегда совпадает с аудиторией реальной, а во-вторых, даже знакомая, уже известная аудитория может внезапно изменить свое поведение в связи с новой обстановкой, ошибками оратора и другими факторами.

Аудитория – это некоторое количество людей, собравшихся, чтобы выслушать публичную речь, и сосредоточивших свое внимание на ораторе и его выступлении. При этом у любой аудитории есть объединяющие и разъединяющие признаки. Этих людей объединяют общие условия, в которых происходит речевое общение, общая деятельность (слушание), общий субъект воздействия (оратор). При этом «аудитория – это не просто «сумма личностей», ее составляющих. В группе человек ведет себя по-иному, по-иному чувствует, и процессы восприятия, запоминания, мышления протекают иначе, чем если бы оратор воздействовал на каждого слушателя по отдельности. В больших аудиториях сильнее проявляются такие явления, как подражание, заражение, внушаемость, интенсивнее переживаются эмоциональные состояния. Это хорошо видно, например, в реакциях аудитории массового митинга, когда смех, возмущение или восторг мгновенно охватывают большинство слушателей и выражаются довольно бурно» (см. 41, с. 40-42).

Еще важнее для оратора учитывать те признаки, которые разделяют аудиторию на различные группы. Прежде всего, слушатели неоднородны по тем причинам (мотивам), что привели их на собрание, лекцию или митинг. Конечно, наилучший вариант – непосредственная заинтересованность слушателей в теме, когда люди идут что-то узнать и обсудить, интересуясь предметом разговора и разбираясь в нем. Но это еще не вся аудитория, поскольку всегда найдутся те, кто пришел, подчиняясь приказу, порядку, долгу; есть и те, кого больше интересует сам оратор (о чем бы он ни говорил) или ситуация общения («побыть на людях»). Цель оратора – захватить, увлечь аудиторию темой и содержанием речи, преобразовать мотивы второй и третьей группы в интеллектуально-познавательные.

«Разделить слушателей можно и по такому критерию, как уровень понимания материала, а также по типу отношения к оратору. Конструктивный тип – те, кто размышляет с оратором, мысленно или открыто спорит с ним в поисках истины; соглашательский – слушатели, принимающие некритически, на веру любой тезис оратора; поверхностный – не вникающие в мысль оратора, равнодушные к предмету речи; конфликтный – отвергающие любые положения публичного выступления лишь потому, что им не нравится оратор, не устраивает ситуация общения и т.д.» (см. 41, с. 42).

От мастерства оратора зависит, изменится ли к лучшему отношение к предмету речи и к оратору: усугубится ли неблагоприятное состояние аудитории или оратор «расшевелит» слушателей, увлечет их своим рассказом, поможет снять усталость; изменятся ли установки слушателей, усилится ли их интерес к теме выступления.

Немаловажное значение играет и этическая культура, такт, умение наладить общение. Эту сторону речевого мастерства можно обозначить как коммуникативную культуру или культуру общения. Этические нормы пронизывают всю деятельность оратора – от начального момента подготовки к выступлению и до самокритичного анализа состоявшейся речи. Для успеха речи, достижения эффекта убеждения необходим благоприятный социально-психологический климат в аудитории, на который влияет и личность оратора. Ведь прежде чем принять идею, предлагаемую к обсуждению, слушатели должны принять самого оратора – как человека, вызывающего доверие и уважение. Недаром еще Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора этику и логику, справедливо полагая, что, не зная этики, оратор не сумеет расположить слушателей к себе и не добьется успеха (36, с. 99).

Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своего выступления, к своим слушателям (43, с. 50). Этически значима сама личность оратора – такие ее качества, как эрудиция, принципиальность, убежденность, самокритичность. Другой существенный элемент ораторской этики – такт, проявляющийся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории, общительности, чуткости. Такт особенно важен в академическом и деловом красноречии, где неопытный оратор может легко впасть в назидательный, поучающий тон или без необходимости прибегнуть к жестким, авторитарным формулировкам.

Очень важна и форма произнесения речи. Конечно, говорить намного труднее, чем читать по тексту, но именно живая речь больше воздействует на аудиторию, способствует установлению контакта и атмосферы доверия, обеспечивает эффективность выступления. Определенную роль в достижении убедительности публичного выступления играет и речевой этикет, включающий в себя: совокупность приветствий, обращений; пространственные отношения между говорящим и слушающими; систему жестов и мимических движений оратора.

Как уже отмечалось, очень важны первые фразы выступления, помогающие сосредоточить внимание слушателей. Начальная фаза речи несет и большую этическую нагрузку. Иногда можно говорить даже о так называемых «самоубийственных» началах выступления, затрудняющих контакт с собеседниками. Это выражения типа: «Я не знаю, как начать», «Я, правда, специально не готовился», «Вряд ли вам понравится то, что я скажу», а также фразы «Вам, конечно, пока неизвестно», «Вы, наверное, еще не знаете…». Нежелательны и злоупотребления местоимением «я», и бесконечные ссылки на собственный опыт.

Этикет проявляется и в том, насколько точно выбрана дистанция между оратором и аудиторией (этот аспект изучается специальной наукой проксемикой). Основные правила, по мнению Н. Михайличенко, здесь таковы:

Расстояние между говорящим и слушающими определяется родом и жанром речи; наибольшая дистанция (3-4 м) выбирается в ситуации официальной речи (собрание, совещание и т.п.);

Превышение обычной дистанции затрудняет контакт, говорит о неуверенности оратора, об отсутствии духовной общности, о высокомерии и отрицательно влияет на успех речи;

Уменьшение дистанции в ходе беседы может свидетельствовать об упрочении контакта и доверия, но нередко трактуется слушателями как попытка навязать им чужое мнение, как стремление подавить их волю (см. 41, с. 43).Другая связанная с риторикой наука – кинесика – изучает роль телодвижений (поз, жестикуляции и мимики) как составных частей этикета и как фактора эффективности речи. Роль жестов велика и в обиходной речи. Но в ситуации «оратор – аудитория» жест становится одним из средств передачи информации, он призван усиливать речь, помогать оратору убеждать слушателей.

Жесты тесно связаны с национальной культурой, имеют социальные ограничения в использовании и, кроме того, жесты и мимика строго индивидуальны. Обычно считается, что жестикуляция и мимика должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему и надлежащим образом подчеркивать некоторые ее элементы (см. 12). Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты – они выдают искусственность, нарочитость речи. Но не менее коварны и монотонные, однообразные жесты, усыпляющие слушателей и лишающие речь выразительности. Оратор не должен специально «придумывать» жесты, но контролировать их он обязан. «Исполнение, - говорил Цицерон, - требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса» (47, с. 46).

Психологические и этические аспекты риторики, так же, как и другие стороны ораторского искусства, непосредственно связаны с личностью оратора. В конечном итоге именно его индивидуальные качества определяют состояние и функционирование процесса речевого общения. Возможность достижения своих целей и установления взаимопонимания с аудиторией напрямую зависит от умения оратора использовать речевые умения и навыки, а также от общей коммуникативной компетентности . Сюда включаются жестикуляция, выражение лица, взгляд, голос, степень речевого воздействия, речевые навыки, фонетические особенности, произношение, артикуляция, интонация и т.д.

Основные критерии оценки коммуникативной компетенции:

1)психофизиологические особенности . Оратор должен обладать комплексом специфических психофизиологических свойств, необходимых для успешного выполнения своей социальной роли. Это такие интеллектуальные качества, как гибкость, критичность, самокритичность; волевые качества: настойчивость, решительность, самообладание; эмоциональные качества: устойчивость, импульсивность, жизнерадостность; коммуникативные качества: доброжелательность, общительность, скромность, такт; деловые качества: организованность, целеустремленность, деловитость, энергичность, работоспособность.

2)социальная характеристика и статус личности

Здесь учитываются образование, возраст, пол, происхождение, статус. Иерархия социальных ролей оказывает непосредственное влияние на речевые возможности индивида и определяет его социальную идентификацию, которая происходит постоянно.

3) культурный фонд личности: все наши знания и ценности, нравственные императивы и идеалы. Коммуникация успешна только тогда, когда в дискурсе актуализируются значимые фрагменты культурного фонда участников и они совместимы.

4) языковая компетенция как полноценное владение языком. Это набор умений и навыков, позволяющих отличать правильные в языковом отношении варианты от неправильных, выбирать из множества средств выражения мысли те, которые наиболее соответствуют ситуации общения и выражают личностные характеристики. На основе этих характеристик можно составить речевой портрет личности.

Все эти стороны личности оратора направлены на то, чтобы он умел понять аудиторию, предвидеть ход взаимодействия с ней и его результаты, организовать познавательную деятельность слушателей, управлять их вниманием и поведением в процессе речевого общения. Эти качества выражены у разных ораторов в разной степени, их сочетание с природными темпераментом, особенностями характера, опытом дают нам многообразие индивидуальных стилей, определяют успех любого выступления.

И в заключение приведем «Десять заповедей оратора» по Иржи Томану (цит. 41, с. 45) как итог всего вышесказанного:

1. Будь внимателен и благожелателен к своим слушателям.

2. Развивай свои речевые умения и навыки.

3. Будь убежден в необходимости того, о чем говоришь.

4. Владей своими эмоциями, но не будь бесстрастен.

5. Заботься о точности формулировок и логичности суждений.

6. Используй разговорную речь.

7. Избавляйся от речевого балласта, бессодержательности и фразерства.

9. Работай над дикцией.

10. Пользуясь словом, не забывай также о жестах, мимике, взгляде.