Основные показатели физического развития в различных возрастно-половых группах, их особенности и тенденции. Факторы, влияющие на динамику физического развития. Физическое развитие человека
Физическое развитие человека
Физическое развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья. Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем, носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.
Выделяют три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:
1. Эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);
2. Природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т.д.);
3. Социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т.д.).
Все факторы находятся в единстве и взаимодействии и оказывают влияние на физическое развитие человека.
Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (соматоскопия) и антропометрия (соматометрия).
Наружный осмотр позволяет оценить осанку, форму грудной клетки, живота, ног, развитие мускулатуры, состояние кожи, степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата.
Антропометрия – это метод изучения человека, позволяющий измерить параметры тела человека, дать количественную характеристику их изменчивости.
6. Двигательная активность, ее влияние на устойчивость
и адаптационные возможности человека
Двигательная (физическая) активность является естественной потребностью человека в движении, сущность которой заключается в наличии взаимодействия двух видов деятельности – двигательной и мыслительной. Первый вид характеризует активность внешнюю (моторную), второй – активность внутреннюю (умственную).
В жизни постоянно возникают ситуации, когда человек, будучи подготовлен к существованию в одних условиях, должен готовить себя (адаптироваться) к деятельности в других. При этом проблема адаптации связана с тем, что физиологические и биологические процессы сопоставляются с социальными проблемами развития человека и общества.
Исследования адаптации человека приобрели особое значение в связи с ускорением научно-технического прогресса, выходом людей за пределы привычной для них среды обитания – освоение экстремальных районов (Арктика, Антарктика, пустыни и т.д.), космического пространства. Возросла актуальность изучения закономерностей адаптации человека к рассогласованности биоритмов, ионизирующему излучению, химическому загрязнению, шуму, вибрации, электромагнитным полям.
Чем необычнее и сложнее для человека новые условия жизнедеятельности, тем тяжелее протекает у него адаптация. Иногда адаптационные резервы истощаются после того, как организм в течение длительного периода был в состоянии адаптированности. В таком случае наступает дизадаптация, которая может принимать различные формы.
Из многообразия факторов повышения адаптации особое место отводится занятиям физическими упражнениями, которые формируют физиологические механизмы, расширяющие возможности организма, его готовность к адаптации, что обеспечивает в различные периоды эффективное развертывание приспособительных физиологических процессов.
При профилактике десинхронизации биологических ритмов особое место отводится организации режима жизнедеятельности в строгом соответствии с ритмическими особенностями организма. Особое внимание следует уделять профилактике сезонных нарушений, организации работы при многосменной деятельности, синхронизации функций при переездах из одного часового пояса в другой, оптимизации умственных и физических нагрузок, строгому соблюдению режима труда и отдыха, графику и рациону питания.
Плохая организация учебного процесса, неритмичность работы, отсутствие своевременного отдыха, недостаточная двигательная активность – основные факторы, вызывающие переутомление, снижающие внимание, восприятие, память и другие показатели умственной работоспособности у студентов. Предопределяющей основой успешного сохранения устойчивости физической и умственной работоспособности в различных условиях и разное время, условиях дефицита времени, нервно-эмоционального напряжения и стресса, является высокая степень автоматизации двигательных условных рефлексов и устойчивость функций центральной нервной системы.
Устойчивость организма человека в условиях замкнутого пространства во многом сопряжена с его способностями преодолевать гипоксию – недостаточность количества кислорода в окружающем воздухе.
Физическая тренировка, особенно на выносливость, значительно повышает уровень работоспособности человека в условиях снижения содержания кислорода в окружающем воздухе. Это достигается посредством совершенствования различных приспособительных механизмов в процессе физической тренировки. К ним относятся: увеличение количества эритроцитов в крови, повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, образование запасов кислорода в мышечных волокнах и др.
При изменении микроклимата или резко меняющихся погодных условий в организме человека заметно изменяются процессы жизнедеятельности.
Похолодание сильно влияет на обмен веществ и энергии. Наблюдается снижение содержания в крови углеводов; содержание липидов (группа жиров и жироподобных веществ различного химического строения), наоборот, повышается.
При жарком климате предъявляются большие требования к механизмам теплоотдачи. Основная реакция на высокую температуру – расширение кожных кровеносных сосудов, что сопровождается учащением сердцебиения, падением артериального давления.
Реакции организма человека на изменение температуры внешней среды приводит к нарушению теплового баланса, к снижению способности к умственной и физической работе в течение периода акклиматизации.
Физическая тренировка и закаливание повышают устойчивость организма человека к резко меняющимся погодным условиям, к изменению микроклимата, значительно сокращают период акклиматизации и способствуют более быстрому восстановлению умственной и физической работоспособности.
Физическая подготовленность приобретает большое значение при необходимости адаптироваться к вибрации и укачиванию, которые могут существенно снижать производительность труда и даже приводить к полной потере работоспособности.
Эффективными профилактическими средствами являются:упорядоченный режим работы и отдыха, производственная гимнастика, регулярные занятия физическими упражнениями, укрепляющими мышечную систему и весь опорно-двигательный аппарат.
Для повышения устойчивости организма к воздействию проникающей радиации, быстрому выведению радионуклидов из организма необходимо сочетать правильно организованные занятия физическими упражнениями с рациональным питанием, витаминизацией, гигиенически обоснованным режимом труда и отдыха.
Лекция 3.
Тема: Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности
План:
1. Здоровье человека как ценность, факторы его укрепления и сохранения.
2. Структура и влияние образа жизни на здоровье человека.
3. Здоровый образ жизни и его составляющие.
4. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.
5. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.
6. Физиологические основы освоения и совершенствования двигательных действий.
7. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности.
8. Основы биомеханики естественных локомоций человека.
1. Здоровье человека как ценность, факторы его укрепления
и сохранения
Проблема сохранения здоровья человека затрагивается многими исследователями. Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И., Давиденко Д.Н., 1998):
· соматическое – текущее состояние органов и систем органов человеческого организма;
· физическое – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма;
· психическое – состояние психической сферы человека;
· сексуальное – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви;
· нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.
Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно выходят на психосоматический уровень здоровья.
Одной из важнейших задач, обеспечивающих укрепление здоровья человека, является своевременная диагностика здоровья, его количества и качества. Существующие в традиционной медицине методики оценки здоровья основаны на противопоставлении здоровья и болезни или на принципах нормологии.
Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенерации и т.д.
Различают субъективные и объективные показатели здоровья . К субъективным относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Объективные показатели связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др.
Основные критерии здоровья :
· генетический (особенности строения и функционирования генотипа человека);
· физиологический (особенности строения и функционирования анатомо-физиологических систем организма человека);
· психический (особенности строения и функционирования нервной системы, особенности психики и личностного статуса человека);
· социальный (социальная активность человека).
Здоровье человека складывается из нескольких факторов и является результатом взаимодействия наследственных особенностей организма с условиями окружающей действительности. В зависимости от этих условий выделяют группы факторов сохранения и укрепления здоровья , имеющих неравноценную связь с сознанием и активной деятельностью человека.
1. Факторы, не зависящие от сознания и активной деятельности человека:
· генотип;
· наследственно детерминированные особенности организма и психики.
2. Факторы, косвенно зависящие от сознания и активной деятельности человека (общественно-экономические):
· социально-экономические условия жизни;
· экология мест проживания;
· уровень развития здравоохранения.
3. Факторы, прямо зависящие от сознания и активной деятельности человека (образ жизни):
· плодотворный труд;
· рациональный режим труда и отдыха;
· отказ от вредных привычек;
· оптимальный двигательный режим;
· личная гигиена;
· закаливание;
· рациональное питание.
По данным экспертов ВОЗ здоровье человека обусловлено на 50% условиями и образом жизни, на 20-25% – экологическими факторами, на 15-20% – генетическими особенностями организма, на 5-10 % – состоянием и уровнем развития здравоохранения.
В узком значении термин физическое развитие используется для обозначения антропометрических и биометрических показателей (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т. д.).
В широком понимании термин «физическое развитие» включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие). В детском саду не менее двух раз в течение года проводится специальное обследование физического развития детей, определяется гармоничность развития, соответствие его возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводится коррекционная работа.
Физическое развитие человека - это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни.
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и другое; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя,), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния
Аэробная выносливость -- способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
Скоростная выносливость -- способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
Силовая выносливость -- способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
Скоростно-силовая выносливость -- способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
Гибкость -- способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
Быстрота -- способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
Динамическая мышечная сила -- способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц -- «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
Ловкость -- способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
Состав тела -- соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
Росто-весовые характеристики и пропорции тела -- эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.
Важным показателем физического развития человека является осанка -- комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.
На физическое развитие влияет природная (биологическая) основа, передаваемая по наследству, и социальные факторы (воспитание, труд, быт).
В этой совокупности факторов особая роль принадлежит физическому воспитанию. С помощью средств и методов физического воспитания можно направленно воздействовать на физическое развитие человека.
физический развитие выносливость дети
Показатели физического развития
Виды диагностики, цель, задачи
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ЛЕКЦИЯ 6
ПЛАН:
1. Виды диагностики, цель, задачи
2. Показатели физического развития
3. Оценка функциональной тренированности
4. Самоконтроль
4.1. Субъективные показатели самоконтроля
4.2. Объективные показатели самоконтроля
ДИАГНОСТИКА – оценка состояния здоровья занимающегося.
ДИАГНОЗ – заключение о состоянии здоровья занимающегося.
Основными видами диагностики являются :
· Врачебный контроль – комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.
· Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом.
· Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, функциональной и физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.
Цель диагностики – оптимизация процесса занятий физической культурой на базе объективной оценки различных сторон состояния занимающихся.
Задачи диагностики:
1) Врачебный контроль за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
2) Оценка эффективности применяемых средств и методов занятий;
3) Выполнение плана тренировочных занятий;
4) Определение тестов для оценки подготовленности (физической, технической, тактической, морально-волевой, теоретической);
5) Прогнозирование достижений спортсменов;
6) Выявление динамики спортивных результатов;
7) Отбор талантливых спортсменов.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.
Термин ʼʼфизическое развитиеʼʼ употребляется в двух значениях:
1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;
2) как состояние, ᴛ.ᴇ. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.
Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ - ϶ᴛᴏ комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.
Выделяют следующие антропометрические показатели:
Соматометрические;
Физиометрические;
Соматоскопические.
К соматометрическим показателям относятся :
· Рост – длина тела.
Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.
· Вес – правильнее говорить ʼʼмасса телаʼʼ.
Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Далее вес стабилизируется, а в дальнейшем исходя из направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.
Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко используют индекс Брока , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:
Для людей ростом 155-165 см:
оптимальный вес = длина тела – 100
Для людей ростом 165-175 см:
оптимальный вес = длина тела – 105
Для людей ростом 175 см и выше:
оптимальный вес = длина тела – 110
Более точную информацию о соотношении физического веса и конституции тела дает метод, который кроме роста учитывает также окружность грудной клетки:
· Окружности – объёмы тела в различных его зонах.
Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.
Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.
Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.
· Диаметры – ширина тела в различных его зонах.
К физиометрическим показателям относятся :
· Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха.
ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.
Средние показатели ЖЕЛ:
У мужчин 3500- 4200 мл,
У женщин 2500-3000 мл,
У спортсменов 6000-7500 мл.
Для определение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига :
Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400
Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800
где L – рост в см, P – вес в кᴦ.
К примеру, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.
· Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).
В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.
· Потребление кислорода – количество кислорода, использованного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.
В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.
Наибольшее количество кислорода, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, принято называть максимальным потреблением кислорода (МПК ).
· Динамометрия – определение сгибательной силы кисти.
Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кᴦ.
У правшей средние значения силы правой кисти :
Для мужчин 35-50 кг;
Для женщин 25-33 кᴦ.
Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.
При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, ᴛ.ᴇ. соотнесенную с массой тела.
Для определения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.
К примеру, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кᴦ.:
52 х 100 / 75 = 69,33%
Средние показатели относительной силы:
У мужчин 60-70% массы тела;
У женщин 45-50% массы тела.
К соматоскопическим показателям относятся :
· Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.
При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята͵ нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.
При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.
· Тип телосложения – характеризуется шириной скелетных костей.
Различают следующие типы телосложения : астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).
· Форма грудной клетки
Различают следующие формы грудной клетки : коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).
Рис 3. Формы грудной клетки:
а - коническая;
б - цилиндрическая;
в - уплощенная;
α - надчревный угол
Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом.
Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов.
Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой должна быть снижена дыхательная функция.
Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.
· Форма спины
Различают следующие формы спины : нормальную, круглую, плоскую.
Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. принято называть кифозом, вперёд – лордозом.
В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов. Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные.
Одними из базовых причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.
· Форма ног
Различают следующие формы ног : нормальную, Х-образную, О-образную.
развития костей и мышц нижних конечностей.
· Форма стопы
Различают следующие формы ступней : полую, нормальную, уплощённую, плоскую.
Рис. 6. Формы ступней:
а – полая
б – нормальная
в – уплощённая
г – плоская
Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.
· Форма живота
Различают следующие формы живота : нормальную, отвислую, втянутую.
Отвислая форма живота обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.).
Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.
· Жироотложение
Различают : нормальное, повышенное и пониженное жироотложение. Вместе с тем, определяют равномерность и локальное отложение жира.
производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения.
Показатели физического развития - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Показатели физического развития" 2017, 2018.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - процесс изменения форм и функций организма человека на протяжении его жизни. Для изучения и характеристики физического развития условно выбирают ряд общих признаков, поддающихся объективному учету и относительно простому измерению: показатели роста, веса тела, окружности грудной клетки, спирометрии, динамометрии, определения соматотипа и другие (см. ). В этих же целях применяют нормативы физической подготовленности. Исходной предпосылкой физического развития являются естественные жизненные силы, задатки, которыми человек наделен от природы. Однако направление физического развития, его характер и то, какие качества, признаки приобретает человек, определяются всей совокупностью условий его жизни. Решающую роль при этом играют общественные условия - условия материальной жизни, трудовая деятельность, воспитание, гигиенические условия и так далее.
Физическое развитие осуществляется по объективным законам: по законам единства организма и условий жизни, единства наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфология, изменений, по законам возрастной смены фаз и периодов развития и так далее. Физическое развитие проходит ряд последовательных периодов и этапов. В настоящее время пока еще нет общепринятой периодизации физического развития. Обобщая данные различных авторов, можно с известной условностью выделить следующие основные возрастные периоды и этапы развития человека:
- Периоды становления форм и функций организма
1. Период внутриутробного развития - до 9 месяцев (по X. Фирордту).
2. Период новорожденного - от 1 до 5 недель после рождения.
3. Период детства - до 6-го года жизни (по X. Фирордту).
4. Период отрочества - от 7-го до 15-го года жизни (по X. Фирордту).
5. Период юности - от 16-го до 20-го года жизни (по X. Фирордту).
- Зрелость
6. Первый период зрелости - 20-40 лет.
7. Второй период зрелости (средний возраст) - 40-55 лет (мужчины); 40-50 лет (женщины) (по И. М. Саркизову-Серазини).
- Старение
8. Первый период старения (пожилой возраст) - 55-65 лет (мужчины); 50-60 лет (женщины) (по И. М. Саркизову- Серазини).
9. Второй период старения (старший возраст) - 65 лет (мужчины); старше 60 лет (женщины).
Каждый из перечисленных периодов характеризуется количественными и качественными особенностями физического развития. В периоды становления организма наблюдаются прогрессивные изменения всех признаков физического развития. Периоды зрелости характеризуются вначале все большим уменьшением степени морфологических и функциональных изменений, а затем - относительной стабилизацией большинства признаков физического развития (показателей роста, размеров тела, веса и другого).
Физическое развитие происходит постепенно, но неравномерно. Как видно из приводимых данных (см. таблицы 1-4), наиболее высокие темпы физического развития наблюдаются в первые периоды жизни. За относительно небольшие отрезки времени происходят наиболее значительные изменения форм и функций. Вместе с тем в эти периоды организм наиболее пластичен, то есть наиболее легко поддается изменениям под влиянием тех или иных внешних условий. Поэтому в годы становления организма имеются наиболее благоприятные возможности для направленных воздействий на процесс физического развития для физического воспитания. Нельзя отменить объективные законы физического развития, но можно использовать их в целях «управления» процессом физического развития так, чтобы придать ему направление, необходимое для полноценной жизни (в частности, отодвинуть наступление периодов старения), обеспечить гармоничное совершенствование всех органов и систем, приобрести физические способности, необходимые для творческого труда.
Первостепенную роль в решении данной проблемы играет . Оно включает систему педагогически-организованных воздействий на физическое развитие, которые осуществляются посредством физических упражнений, оздоравливающих факторов природы - солнечных облучений, свойств воздуха и воды и гигиенических условий (режим быта и другие). Основным средством при этом служат физические упражнения. Значение их как фактора воздействия на физическое развитие наглядно выявляется при сопоставлении показателей физического развития у лиц, систематически занимающихся и не занимающихся физическими упражнениями (см. табл. 5). Систематически выполняя разнообразные физические упражнения, человек целесообразно изменяет, повышает свои функциональные возможности. А это, в свою очередь, ведет к изменению форм строения организма (в соответствии с формообразующей ролью функции).
Советская система физического воспитания решает задачу всестороннего физического развития человека. Этого требуют интересы общественного прогресса, строительства нового, коммунистического общества, в котором люди должны гармонически сочетать духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Неуклонное повышение материального благосостояния народа, бурный рост всех отраслей культуры, совершенствование системы воспитания обеспечивает в социалистическом обществе небывалые условия для улучшения показателей физического развития населения.
Табл.1. - Изменение роста, веса и окружности груди человека от рождения до 18 лет*. |
||||||
Возраст (в годах) | Рост (в см) | Вес (в кг) | Окружность груди (в см) | |||
муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | |
При рождении | 50,8 | 50,2 | 3,5 | 3,3 | 36,3 | 35,9 |
1 | 75,3 | 74,0 | 10,5 | 10,0 | 48,9 | 47,7 |
2 | 85,9 | 85,0 | 12,7 | 12,1 | 51,8 | 50,0 |
3 | 93,8 | 92,9 | 14,6 | 14,3 | 53,2 | 52,3 |
4 | 100,0 | 99,6 | 15,9 | 15,4 | 54,1 | 53,1 |
5 | 107,3 | 106,1 | 17,8 | 17,5 | 55,8 | 54,9 |
6 | 114,0 | 112,4 | 20,4 | 19,9 | 57,6 | 56,6 |
7 | 123,2 | 122,3 | 24,0 | 23,8 | 58,8 | 57,4 |
8 | 124,9 | 123,9 | 24,4 | 24,8 | 59,4 | 58,2 |
9 | 131,0 | 130,3 | 27,8 | 27,4 | 62,0 | 59,3 |
10 | 136,1 | 136,0 | 30,4 | 30,8 | 64,0 | 62,6 |
11 | 140,5 | 140,6 | 32,8 | 32,7 | 66,0 | 64,3 |
12 | 144,5 | 149,0 | 35,5 | 38,5 | 66,3 | 67,5 |
13 | 150,2 | 154,0 | 39,4 | 42,7 | 69,6 | 69,7 |
14 | 158,7 | 156,5 | 46,1 | 46,8 | 73,1 | 72,3 |
15 | 164,8 | 159,3 | 52,2 | 51,3 | 76,3 | 74,3 |
16 | 167,2 | 159,5 | 56,4 | 53,0 | 80,5 | 76,3 |
17 | 171,1 | 160,2 | 60,1 | 55,1 | 81,4 | 77,3 |
18 | 172,0 | 161,0 | 61,5 | 55,3 | 84,5 | 79,1 |
* По материалам сотрудников Института педиатрии и других авторов, обобщенным В. И. Хлопковым. Данные относятся к детям и юношам г. Москвы (1956-58 гг.). |
Табл. 2. - Изменение мышечной силы от 6 до 30 лет (по наибольшему грузу, поднимаемому обеими руками)* | ||
Возраст (в годах) | Показатели (в кг) | |
муж. | жен. | |
6 | 10,3 | |
7 | 14,0 | - |
8 | 17,0 | 11.8 |
9 | 20,0 | 15,5 |
10 | 26,0 | 16,2 |
11 | 29,8 | 19,5 |
12 | 33,6 | 23,0 |
13 | 39,8 | 26,7 |
14 | 47,9 | 33,4 |
15 | 57,1 | 35,6 |
16 | 63,9 | 37,7 |
20 | 84,3 | 45,2 |
30 | 89,0 | 52,6 |
* По средним данным X. Фирордта. |
Табл. 3. - Изменение жизненной емкости легких с 4 до 17 лет*. | ||
Возраст (в годах) | Жизненная емкость (в см куб.) | |
муж. | жен. | |
4 | 1100 | |
5 | 1200 | |
6 | 1200 | 1100 |
7 | 1400 | 1200 |
8 | 1600 | 1300 |
9 | 1700 | 1450 |
10 | 1800 | 1650 |
11 | 2100 | 1800 |
12 | 2200 | 2000 |
13 | 2200 | 2100 |
14 | 2700 | 2400 |
15 | 3200 | 2700 |
16 | 4200 | 2800 |
17 | 4000 | 3000 |
* По средним данным Н. А. Шалкова. |
Табл. 4. - Изменение с возрастом ударного объема сердца (количества крови, нагнетаемого сердцем в сосуды при каждом сокращении) *. | |
Возраст | Объём (в см куб.) |
Новорожденный | 2,5 |
1 год | 10,2 |
7 лет | 28,0 |
12 лет | 41,0 |
Взрослые | 60 и более |
*По данным С. Е. Советова |
Табл. 5. - Некоторые показатели физического развития юношей, систематически занимающихся и не занимающихся физическими упражнениями. * | ||||||
15-16 лет | 17-18 лет | 19-20 лет | ||||
Показатели физического развития | занимаю щиеся |
незанимаю щиеся |
занимаю щиеся |
незанимаю щиеся |
занимаю щиеся |
незанимаю щиеся |
Вес (в кг) | 53,6 | 48,9 | 59,0 | 52,0 | 64,8 | 58,0 |
Рост (в см) | 160,8 | 157,2 | 166,8 | 159,0 | 169,4 | 165,0 |
Окружность грудной клетки (в см) | 76,8 | 71,3 | 85,6 | 80,9 | 89,3 | 86,6 |
Сила правой кисти (в кг) | 42,0 | 34,0 | 45,8 | 37,0 | 48,1 | 42,5 |
Становая сила (в кг) | 131,3 | 110 | 137,5 | 114,5 | 159,1 | 120,0 |
Спирометрия (в см куб.) | 3750 | 3235 | 4320 | 3356 | 4650 | 3750 |
* По средним данным (ООО исследований) С. Л. Летунова и Р. Е. Мотылпнской. |
Физическое развитие -- комплекс морфо-функциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени.
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарат]. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.
Аэробная выносливость -- способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
Скоростная выносливость -- способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
Силовая выносливость -- способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
Скоростно-силовая выносливость -- способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
Гибкость -- способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
Быстрота -- способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
Динамическая мышечная сила -- способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц -- «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
Ловкость -- способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
Состав тела -- соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
Росто-весовые характеристики и пропорции тела -- эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.
Важным показателем физического развития человека является осанка -- комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы.а также его здоровье объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека. физический развитие организм онтогенез
- 2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
- 3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45--50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.
Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.
Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.
Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.