Валгина Н.С. Теория текста. Виды информации и функционально-смысловые типы речи (способы изложения) действия глаголы описание. Чехов антон павлович "антоша чехонте"

В 80-е годы Салтыков-Щедрин создает особый жанр сатирической сказки. Своей главной целью он ставит обличение самодержавия, бюрократии, либерализма, обывательщины. Особенно внимательно следует проанализировать идейное содержание следующих сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Карась-идеалист», «Орел-меценат», «Богатырь», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь», «Вяленая вобла»

В сказках наглядно проявляются особенности щедринской сатирической типизации в них широкое развитие получают гротеск, гипербола, аллегория, фантастика, эзоповская манера повествования как основные художественные средства сатиры.

По своей внешней форме и стилю сказки связаны с традициями русского фольклора, но эта форма используется в целях сатирического обличения. Все сказки аллегоричны - в отношениях между представителями животного мира отражены классовые взаимоотношения, людей; пескари «об конституциях болтают», карась оказывается рыбой, «к идеализму склонной», а ерш - тронутой «скептицизмом».

Фантастика Салтыкова-Щедрина также обладает сатирической направленностью. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» фантастика не разрушает аллегоризма, а служит главным средством для выражения сатирического негодования по. адресу помещиков. В сказках писатель продолжает развивать те проблемы, которые его интересовали и в ранних произведениях; столкновение правителей-крепостников, Жалких либералов, «чумазых» мироедов и трусливых мещан с людьми из народа, наделенными великой силой природного ума и трудолюбия (Иванушка из сказки «Дурак», Иван Бедный - «Соседи», Татьяна - «Деревенский пожар»)» Характеристика подневольного труда крестьян дана в сказке «Путем - дорогой»; «Худо наше крестьянское житье! Нет хуже... Где правда, где ее отыскать! Прежде господа рвали Душу, теперь - мироеды да кабатчики. Терпим и голод и холод, каждый год все ждем... Ин и в самом деле Правды на свете нет!»

Обобщенное представление о жизни народа Салтыков-Щедрин создает в сказке «Коняга». Образ Коняги символизирует угнетение народных масс, благодаря труду которых существуют эксплуататоры. Вокруг Коняги увиваются «пустоплясы», они то восхваляют, то критикуют его покорность, но всегда хотят урвать свой кусок.

Либералы, стремящиеся к примирению классов, вызывают особую ненависть писателя. По его словам, либералы требование «по возможности» заменили просьбой «хоть чего-нибудь», а затем стали приспосабливаться «применительно к подлости». Писаревчасто использовал щедринский сатирический образ обывателя-либерала («Либералы», «Премудрый пескарь», «Вяленая вобла») для борьбы с меньшевиками и либеральной буржуазией.

Салтыков-Щедрин ясно представлял себе необходимость революционной борьбы за лучшее будущее и гневно обрушивался на тех, кто слепо сохранял веру в возможность путем реформ изменить существующий строй («Карась-идеалист»). В сказке «Медведь на воеводстве» писатель аллегорически изобразил падение самодержавия в результате народного бунта - мужики убили Топтыгина за злодейства, совершенные по приказу Льва. То же произошло с волком в сказке «Бедный волк», а в сказке «Богатырь» Иванушка одним ударом перешиб гнилого богатыря (царизм), угнетавшего народ в течение многих лет. Вороны в сказке «Орел-меценат» взбунтовались и улетели, в результате чего орлу предстояла голодная смерть,

Луначарский следующим образом охарактеризовал сказки Щедрина; «Они могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ядовитому ехидству, очаровывают своим языковым совершенством».

Сатира Салтыкова-Щедрина проникнута освободительными идеями. Она насыщена публицистическим содержанием, писатель активно вмешивается в изображаемые события. Продолжая традиции Гоголя, Свифта, Салтыков-Щедрин стремится представить уродливую, «ненормальную» действительность в предельно контрастном освещении. Ведущим способом изображения в его творчестве становится реалистический гротеск - контрастное пре--увеличение, придающее образам условный, неправдоподобный, нередко фантастический характер. Образ выводится за пределы допустимого правдоподобия. Но любое преувеличение у Салтыкова-Щедрина выступает реалистически мотивированно, его фантастики полностью лишена иррационального смысла, становясь средством выявления скрытых, потенциальных возможностей персонажа в неожиданных ситуациях. Важной особенностью сатирической типизации Щедрина является умение создавать обобщенные «собирательные» образы, отражающие социальную психологию определенных групп людей.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Сатира Салтыкова-Щедрина . И в закладках появилось готовое сочинение.

Сатира в произведениях
М. Е. Салтыкова-Щедрина

Острая Сатира в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина и в сегодняшнее время весьма актуальна. Ведь столько лет назад он писал о том, что сегодня можно увидеть сплошь и рядом. Это бюрократия, чинопочитание, казнокрадство.

Яркими примерами такой сатиры Щедрина являются произведение «История одного города» и несколько сказок.

Во-первых, по поводу «Истории одного города» и ее сатиры существуют две точки зрения. Первая заключается в том, что «История одного города», в сущности, Сатира на русскую историю конца XVIII - начала XIX века. Отсюда многие исследователи стремились «расшифровать» аллегорические образы градоначальников, найти им аналоги в русской истории.
Вторая точка зрения содержит мысль, что произведение Салтыкова-Щедрина - сатира на современность, но с использованием исторических реалий.

Повод для этой точки зрения подавал сам Щедрин. Он говорил: «Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее».

В своем произведении Салтыков-Щедрин поставил вопросы, которые актуальны и ныне. В решении же этих вопросов он опирался и на исторические материалы, и на современную ему жизнь. Отсюда видно совмещение времен в произведении. «История одного города» явилась сатирой на государственное устройство России, хотя писатель раскрыл закономерности существования не только российского самодержавия, но и тоталитарного режима вообще.

В произведении охвачены самые различные сферы государственной власти: судопроизводство, законодательство, бюрократический аппарат. И везде присутствует единая и полная Сатира автора.

Взять хотя бы знаменитую галерею градоначальников города Глупова, даже то, как Салтыков-Щедрин их классифицировал на откровенных деспотов - Брудастый и Фердыщенко, на либеральных градоначальников, которые в конце концов также оказываются деспотами,- Двоекуров, майор Прыщ.

Самый яркий образ, конечно, образ Угрюм-Бур-чеева - «идиота», облеченного властью. Даже в портрете этого градоначальника видна жестокая Сатира автора. «Он был ужасен; но, сверх того, он был кроток и с изумительной ограниченностью соединял непримиримость, почти граничившую с идиотством». Следует отметить и жанровое своеобразие произведения. Сатира В форме исторической хроники - примерно так можно определить жанр «Истории одного города». Необычно построена и композиция произведения.

Основной художественный принцип, используемый Салтыковым-Щедриным в «Истории одного города»,- гротеск.

Во-первых, гротеск предполагает совмещение несовместимого, соединение несоединимого и сочетание в одном художественном явлении реальных и фантастических черт.

У Салтыкова-Щедрина в произведении есть несколько видов гротеска - временной гротеск, который выразился, например, в случае когда архивный Пимен защищает свой труд от беллетристов или когда в главе о Грустилове «Гомоид» читает статьи Страхова, затем это пространственный гротеск, который нашел свое выражение в том, что город у автора то на болотах, то на двух холмах, или то это уездный городишко, а то губернский город.

Еще один вид гротеска связан с образами градоначальников, например «органчик» в голове у Брудасто-го.

Очень важны черты, которые носит гротеск в «Истории одного города». Например, образ градоначальника у Салтыкова-Щедрина не образ-характер, а образ, персонифицирующий историческое поведение. Например, у человека не может быть фаршированной головы, а у градоначальника может.

С помощью гротеска Салтыков-Щедрин говорит о том, что даже не нужно быть человеком, чтобы быть градоначальником. Характерно и наличие в произведении образов-символов. Это Угрюм-Бурчеев, который выражает идею деспотизма, образ смерча - в конце произведения - символ божьей кары.

Сатира Салтыкова-Щедрина нашла свое выражение также и в его сказках, где основным художественным приемом автора стал гротеск.

Как известно, сказки - итог творчества писателя. Жанр он выбрал и из цензурных соображений, дабы скрыть истинную подоплеку своих произведений.

В своих сказках Салтыков-Щедрин освещает такие темы, как обличение самодержавия, критика гос-
Подствующих сословий, критика либерализма и тему народа.

Сказки Щедрина явились острой и актуальной сатирой. Сам по себе жанр сказок - емкий, лаконичный, новаторский. Писатель опирается на две традиции - сказочную и басенную.

Сказочная традиция выразилась в форме сказок с ее неизменными атрибутами - зачин, концовка, а также сказочные персонажи с традиционными амплуа. Басенная традиция выразилась в том, что его сказки называли баснями в прозе.

Очень ярко гротеск проявился в таких сказках, как «Дикий помещик», где последний превращается в животное, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Богатырь», «Орел-меценат».

Итак, Сатира играла огромную роль в произведениях Салтыкова-Щедрина . Пользуясь таким художественным приемом, как гротеск, писатель обличает все существенные недостатки и государственного строя России, и бюрократического аппарата.

Салтыков-Щедрин один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию. Если Гоголь верил в то, что его сатира поможет исправить некоторые недостатки в государственном устрое России, то революционер демократ Щедрин приходит к выводу, что надо разрушить старую Русь, и призывает к этому в своих произведениях.

Понимая, что революцию может совершить только народ, Щедрин старается разбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всем блеске раскрылся талант сатирика в его сказках. Этот жанр позволяет скрыть истинный смысл произведения oт цензуры. В сказках Щедрин раскрывает тему эксплуатации народа, дает уничтожающую критику

дворянам, чиновникам всем тем, кто живет народным трудом. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин изображает двух чиновников, которые попали на необитаемый остров. Два крупных чиновнику всю свою жизнь прослужили в регистратуре, которую потом «за ненадобностью упразднили». Попав на

остров, генералыдармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись на острове мужика, бездельники так и пропали бы с голоду, хотя на острове было множество плодов, рыбы и всякой живности. Насытившись, генералы вновь приобретают уверенность в себе. «Вишь,

и генералы, умер бы с голоду. Генералам не приходит в голову, что эксплуатировать мужика это позорно и безнравственно, они полностью уверены в своем праве, что на них должен ктото работать.

Щедрин пишет: «Вернувшись обратно в Петербург, генералы денег загребли, но и мужика не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра. Веселись мужичина.» С такой же силой СалтыковЩедрин разоблачает самодержавие в сказке «Медведь на воеводстве». Лев в свое дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения «внутреннего супостата». Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода злодеяниями: первый Топтыгин мелкими (чижика съел), второй

крупными, капитальными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). Третий же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с воеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьянства против своих угнетателей. Щедрин показал, что недовольство народа обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью всей царской системы, что дорога к счастью народа лежит через свержение монархии, то есть через революцию.

Щедрин не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. В сказке «Орелмеценат» выдающийся писатель показал отношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один вывод, «что орлы для просвещения не нужны». В сказке «Премудрый пескарь» Щедрин высмеивает мещанство («жил дрожал и помирал

дрожал»). Также неравнодушен Салтыков и к идеалистам утопистам (сказка «Карасьидеалист»). Писатель утверждает, что не словами, а решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и сделать это может сам народ. Народ в сказках СалтыковаЩедрина талантлив, самобытен житейской смекалкой. Мужик делает из

собственных волос невод и лодку в сказке о генералах. Писатель гуманист полон горечи за свой многострадальный народ, утверждая, что он своими руками «вьет веревку, которую ему потом накинут на шею угнетатели». Образ коняги из сказки Щедрина символ порабощенного народа.

Свой стиль Щедрин называет эзоповским, в каждой сказке присутствует подтекст, различные иносказания. Тесно связаны сказки Щедрина с народным творчеством: он часто употребляет народные пословицы и выражения. Литературное наследство Щедрина, как и всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и будущему.