Подходы к планированию учебно воспитательного процесса. Консультация для педагогов доу «современные подходы к планированию образовательного процесса в условиях фгос до. Список использованной литературы

Приводятся современные подходы к планированию игровой деятельности детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО. Рассматриваются условия , которые педагогу необходимо соблюдать при планировании игровой деятельности детей, использование игровой деятельности в режиме дня, в непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные подходы к планированию игровой деятельности

детей раннего возраста»

(слайд 1)

(слайд 2)

Ранний возраст имеет огромное значение для развития ребенка, т.к. именно на этот период приходится наиболее бурное развитие всех психических процессов и личности. А будет ли этот процесс эффективным и качественным в основном зависит от того, как организовано воспитание и обучение ребенка с первых дней его жизни.

(слайд 3)

В соответствии с ФГОС ДО от 17.10.2013 года при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, работа с детьми должна строиться с учетом принципа интеграции детских видов деятельности; в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; комплексно-тематическим принципом планирования, предполагая реализацию Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения в формах, специфических для детей каждой возрастной группы.

Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, которая тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры. В работе с детьми раннего возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности:

(слайд 4)

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

(слайд 5)

Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и т.д.);

(слайд 6)

Общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

(слайд 7)

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);

(слайд 8)

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

(слайд 9)

Двигательная активность.

Так как одним из самых главных ответственных лиц за осуществление эффективной педагогической работы с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение является воспитатель, то именно его деятельность должна быть четко спрогнозирована и скоординирована, особенной при работе с детьми от 1,5 до 3-х лет.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является календарный план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому каждое дошкольное учреждение, разрабатывая Положение о педагогической документации, определяет принципы и структуру планирования.

(слайд 10)

Однако существует несколько важных условий , которые педагогу необходимо соблюдать при планировании:

Объективная оценка содержания работы в момент планирования;

Выделение целей и задач планирования в рабочих программах на определенный период работы (учет темы недели), соотнесение их с Образовательной программой дошкольного образования, по которой организуется образовательная деятельность в учреждении, с возрастными особенностями детей и приоритетным направлением деятельности ДОУ;

Четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода, т.е. иметь представление о целевых ориентирах;

Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Чтобы образовательная деятельность в дошкольном учреждении отвечала требованиям и обеспечивала лучшие условия образования и воспитания, игра должна быть ведущим звеном в организации детской жизни.

(слайд 11)

Если говорить об организации игровой деятельности в I половине дня, то необходимо помнить, что утро ребенка в группе складывается из многих моментов (приятных и неприятных). Это, прежде всего важная в воспитательном отношении встреча педагога с детьми и расставание с родителями. Поэтому можно использовать такую форму работы, как «утро радостных встреч»- это введение игрового персонажа (в соответствии с комплексно - тематическим планированием) с целью создания комфортной эмоциональной обстановки в группе, персонаж поможет расположить детей к общению и отвлечь от расставания с родителями.

(слайд 12)

Утренняя гимнастика может быть организована в разных формах:

Игровой (построенной на подвижных играх, с использованием стихотворного текста)

Сюжетной (с использованием различных сюжетов)

Образной (с использование имитационных игр, подражательных действий).

Особое внимание следует уделить характеру игр после завтрака . Прежде всего, нужно обеспечить условия, чтобы до начала НОД дети могли еще играть не менее 8-10 минут, и те из них, для кого день в детском саду начинается рано, продолжили бы свои игры.

(слайд 13)

Организуя совместные игры после завтрака необходимо тщательно продумать их направление, оно должно в значительной мере предусматривать характер и содержание предстоящей образовательной деятельности. Если согласно расписанию предстоит НОД по развитию речи, рисованию и другим, что требует сравнительно малоподвижной позы, то и игры должны быть активными и подвижными. В другом случае направление следует придавать играм, если занятия потребуют от детей движений (музыкальное, физкультурное и т. д.). Поэтому руководство играми не может быть оторвано от задач дня, не может идти по шаблону.

(слайд 14)

Согласно режиму дня после непосредственно образовательной деятельности и 2-го завтрака проводится прогулка: с детьми организуют наблюдения, трудовые поручения, работу над основными видами движений, но главная роль принадлежит играм. Длительность периода игры от 1 часа до 1 часа 20 минут. Уже то, что играм отводится столько времени, обязывает отнестись к организации их педагогического процесса с особой ответственностью.

(слайд 15)

Необходимо помнить, что одним из ведущих принципов организации игр на прогулке является сезонность. При отборе подвижных игр и их проведении на прогулке воспитатель должен учитывать то, как одеты дети. Кроме того, требование подвижности игр должно быть индивидуализировано с учетом состояния здоровья детей. Педагоги выбирают подвижные игры, ориентируясь на условия, состояние погоды. В холодную погоду игры должны давать достаточную нагрузку, не требовать соблюдения темпа, общего для всех детей, длительной подготовки, большого усилия внимания; они должны быстро согревать детей, давать им отдых.

Правильная организация игр на воздухе - важный этап развития детей в играх. Дети получают возможность интересно провести два часа на воздухе; смена игр, их разнообразие обеспечивают полноценное развитие ребенка.

(слайд 16)

Педагог должен быть подготовлен к тому, чтобы руководить многими видами игр, направлять детскую самостоятельность в одних видах игр, самому участвовать в других играх, знакомить детей с новой игрой. Если развертывается несколько видов игр, развивающие задачи становятся разнообразными и индивидуализируются.

(слайд 17)

Вечером можно использовать дидактические, строительные, настольные игры. В них выявляется кругозор ребенка, развивается мелкая моторика пальцев рук, его умственные интересы. Дидактические игры можно проводить индивидуально или с малой подгруппой детей, от 2-3 человек

(слайд 18)

В играх детей со строительным материалом (образовательная область «Познавательное развитие») развиваются умения самостоятельно сооружать элементарные постройки, используя полученные ранее навыки конструирования; воспитывать интерес к играм со строительным материалом путем обыгрывания построек.

(слайд 19)

Настольные игры со шнуровкой и застежками, липучками, например «Помоги ёжику собрать яблоки», «Разноцветная поляна» и др. развивают мелкую моторику, способствуют развитию произвольного внимания, памяти, навыков самостоятельности. С помощью данных игр вы можете совершенствовать сенсорные представления ребенка, закреплять понятия цвет, форма, величина

(слайд 20)

Необходимо также сказать о сюжетно-отобразительных играх, которые так любят дети. Они могут быть организованы как в утренние часы, так и во второй половине дня. Наши наблюдения за играми детей показывают, что сюжетно-отобразительная игра занимают до 10-15 минут. В детском коллективе обычно всегда есть дети, которые особенно любят такие игры, они предоставляют возможность получить опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Мы видим, что к концу года дети самостоятельно подбирают игрушки и атрибуты для игры, выполняют игровые действия с предметами. Осуществляют перенос действий с объекта на другой объект. Могут играть, не мешая друг другу, подражать действиям сверстника.

(слайд 21)

Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях. Их можно проводить с небольшим количеством детей, иногда привлекать к ним и всю группу детей.

В данном виде деятельности у детей прививается интерес к русским народным сказкам, желание их слушать, дети могут договаривать отдельные слова или фразы, отвечать на вопросы по содержанию сказки, подпевать песенки и манипулировать со сказочными персонажами.

(слайд 22)

В вечерний период предоставляет педагогам широкие возможности развивающей работы с детьми, как с подгруппой, так и индивидуально по автоматизации движений, закреплению различных умений и навыков.

Работа по организации игровой деятельности с детьми третьего года жизни позволяет нам сделать следующие выводы:

(слайд 23)

Использование игровой деятельности в режиме дня, в непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности, позволит педагогу в непринужденной форме активизировать мыслительные процессы, развивать мышление, память, речь, воображение, воспитывать его инициативу, доброжелательность, трудолюбие.

(слайд 24)

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают ребенка на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их с разной степенью обобщенности образа.

(слайд 25)

При правильном влиянии на формирование игры к трем годам дети начинают увлеченно играть, отображая окружающий их повседневный быт. Они самостоятельно ставят игровые задачи и реализуют их. Для этого ребята используют разные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом.

(слайд 26)

Таким образом, на сегодняшний момент рабочая программа – это стратегия построения образовательной деятельности на год, в том числе и игровой деятельности, как ведущего вида деятельности дошкольника. Будем надеяться, что наша стратегия выстроена на перспективу и успех!


КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Тема:

Планирование образовательного процесса

в дошкольном образовательном учреждении

Введение………………………………………………………………………2

ДОУ.

1.1 Планирование как функция управления и компонент профессионально-педагогической деятельности…………………………………………………………5

1.2 Специфика образовательного процесса в ДОУ……………………………13

1.3 Особенности планирования образовательного процесса в ДОУ. ………..19

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….31

Глава 2. Состояние образовательного процесса в МДОУ №14 «Ромашка» г. Кумертау

2.1. Анализ состояния планирования образовательного процесса в ДОУ……32

Выводы по 2 главе……………………………………………………………....40

Заключение………………………………………………………………………...41

Список литературы. …………………………………………………………….43

Приложение……………………………………………………………………..46

Введение

Актуальность темы.

В условиях нестабильности современного мира, кризиса системы общественного дошкольного образования в России руководителю детским садом очень важно принять адекватные оперативные меры по сохранению и развитию вверенного ему учреждения.

Планирование - ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой - один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя. Именно поэтому необычайно актуальными становятся вопросы обучения руководителей детских садов навыкам научного планирования своей деятельности и эффективной ее организации. Планирование позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного экономического функционирования и облегчить управленческий контроль.

При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного сотрудника, что облегчает достижение общих целей и задач. Исследования в области управления подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности руководителя в целом.

Сущность планирования - направить деятельность ДОУ на выработку решений, направленных на адаптацию детского сада к постоянно изменяющимся условиям, нейтрализацию факторов, отрицательно влияющих на всю систему дошкольного образования в целом.

В психологическом аспекте основой планирования является преодоление руководителем стереотипов мышления: смена установки с «глобального» (абстрактного) планирования к стратегии составления нескольких вариантов сценария будущего, от модели директивного планирования к вероятностным моделям развития.

Анализ нормативных документов по дошкольному образованию, изучение опыта управления дошкольным учреждением позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса и управления им в новых условиях. Анализ работ К.Ю.Белой, Л.В.Поздняк, А.Н.Троян показал, что проблема содержания и реализации функции планирования образовательного процесса не являлась до настоящего времени объектом специального исследования, хотя некоторые ее аспекты и были рассмотрены в связи с изучением организационно-педагогической деятельности заведующих дошкольными учреждениями.

Анализ работ Ю.А.Конаржевского, М.М.Поташника, А.М.Моисеева, П.И.Третьякова, Е.А.Ямбурга и других по управлению образовательным учреждением показал, что основное внимание ученых направлено на изучение проблем управления образовательным процессом в современной школе. Предложенные в них технологии развития инновационной школы, безусловно, не могут быть в полной мере использованы в управлении развитием дошкольного учреждения в силу его специфичности.

Таким образом, проблема планирования образовательного процесса в ДОУ как начального звена системы образования в настоящее время является недостаточно разработанной. Практическая значимость этой проблемы и научная неразработанность делают ее актуальной.

Объект исследования: процесс управления дошкольным образовательным учреждением.

Предмет исследования: планирование образовательного процесса как функция управления ДОУ.

Гипотеза исследования : Процесс управления ДОУ будет эффективным при условии планомерного использования сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата.

Цель работы : изучить особенности планирования образовательного процесса в ДОУ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблемам управления современным дошкольным образовательным учреждением.

2. Раскрыть особенности планирования образовательного процесса в ДОУ.

3.Провести анализ состояния планирования в базовом детском саду.

Методы исследования : методы теоретического исследования (работа с литературой, анализ, обобщение), методы эмпирического исследования (изучение плана работы базового детского сада, анализ планирования и разработка методических рекомендаций).

Практическая значимость исследования:

Исследование может представлять интерес для заведующих и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также студентов педагогических учебных заведений.

Структура исследования: работа состоит из введения, 1-ой теоретической главы, 2 главы – практической, заключения, списка литературы, представленного 32 источниками, приложения.

Глава 1. Теоретические основы планирования образовательного процесса в ДОУ

1.1 Планирование как функция управления и компонент профессионально - педагогической деятельности

Современная педагогическая наука стремится осмыслить целостный педагогический процесс с позиции управленческой науки. Управление - явление объективно обусловленное, вызванное к жизни закономерностями и взаимосвязями функционирования систем. Что же такое управление?

В энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «Управление - это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей». При этом в зависимости от природы объекта различают:

а) биологическое,

б) техническое,

в) социальное управления.

Разновидностью социального управления является управление педагогическими системами. Обратимся к специфике управления в обществе.

Социальное управление всегда связано с людьми и осуществляется на основе общественных закономерностей. Оно, разумеется, имеет много общего с управлением в технических, биологических системах, с управлением различными природными процессами, но оно никогда не смешивается с ними, не подменяет их закономерности и всегда сохраняет свою сущность. В управлениив обществе именно люди посредством определенных организационных норм, стимулов и т. п. управляют своими общественными отношениями, поведением и деятельностью. Здесь и субъектом и объектом управления выступает человек во всем комплексе его устремлений, человек активный, целеустремленный, со своими потребностями, интересами, целями и волей. Социальное управление состоит в направляющем, организующем, регулирующем воздействии на общественные процессы.

Учитывая изложенное, можно сказать, что управление в обществе представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, групповую жизнедеятельность .

Управление отличается от общественной саморегуляции, которая может быть стихийной, происходить хаотически, случайно, возникать вследствие бесконечного столкновения интересов, которые все же создают какую-то результирующую.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта, управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Управление педагогическими системами (как разновидность социального управления) представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей .

Основная цель управления : эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата.

Из целей вытекают задачи управления , которые решаются в комплексе и определяют технологию достижения целей. Задача - это работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Сущность управления выражается через его функции (от лат. functio - исполнение), в которых определен круг деятельности, ее содержание, ее виды, назначение, роль. Другими словами, процесс управления - это последовательное выполнение определенных видов деятельности (функции).

Функция - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся разновидностью, определенностью, сложностью и стабильностью..

Впервые функции управления были выделены А.Файолем в XX в. (планирование, организация, координация, распорядительство и контроль). В дальнейшем набор функций управления дополнялся, расширялся и уточнялся.

В 1922 г. издан фундаментальный труд М.Х. Мескона, М.Альберта и Ф.Хедоури «Основы менеджмента». Менеджмент представляет собой теорию и практику управления в социальных организациях, т.е. в организациях людей. Возникли новые области научного знания: «менеджмент в строительстве», «менеджмент в образовании» и т.д.

«Инновационные подходы к планированию игровой деятельности

детей раннего возраста»

М.Н.Дукова, старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 51» ЭМР Саратовской области

Ранний возраст имеет огромное значение для развития ребенка, т.к. именно на этот период приходится наиболее бурное развитие всех психических процессов и личности. А будет ли этот процесс эффективным и качественным в основном зависит от того, как организовано воспитание и обучение ребенка с первых дней его жизни.

В соответствии с ФГОС ДО от 17.10.2013 года при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, работа с детьми должна строиться с учетом принципа интеграции детских видов деятельности; в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; комплексно-тематическим принципом планирования, предполагая реализацию Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения в формах, специфических для детей каждой возрастной группы.

Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, которая тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры. В работе с детьми раннего возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности:

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и т.д.);

Общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

Двигательная активность.

Так как одним из самых главных ответственных лиц за осуществление эффективной педагогической работы с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение является воспитатель, то именно его деятельность должна быть четко спрогнозирована и скоординирована, особенной при работе с детьми 1,5 до 3-х лет.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является календарный план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому каждое дошкольное учреждение, разрабатывая Положение о педагогической документации, определяет принципы и структуру планирования.

Однако существует несколько важных условий , которые педагогу необходимо соблюдать при планировании:

Объективная оценка содержания работы в момент планирования;

Выделение целей и задач планирования на определенный период работы (учет темы недели), соотнесение их с Образовательной программой дошкольного образования, по которой организуется образовательная деятельность в учреждении, с возрастными особенностями детей и приоритетным направлением деятельности ДОУ;

Четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода, т.е. иметь представление о целевых ориентирах;

Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Чтобы образовательная деятельность в дошкольном учреждении отвечала требованиям и обеспечивала лучшие условия образования и воспитания, игра должна быть ведущим звеном в организации детской жизни.

Если говорить об организации игровой деятельности в I половине дня, то необходимо помнить, что утро ребенка в группе складывается из многих моментов (приятных и неприятных). Это, прежде всего важная в воспитательном отношении встреча педагога с детьми и расставание с родителями. Поэтому можно использовать такую форму работы, как «утро радостных встреч»- это введение игрового персонажа (в соответствии с комплексно - тематическим планированием) с целью создания комфортной эмоциональной обстановки в группе, персонаж поможет расположить детей к общению и отвлечь от расставания с родителями.

Утренняя гимнастика может быть организована в разных формах:

Игровой (построенной на подвижных играх, с использованием стихотворного текста)

Сюжетной (с использованием различных сюжетов)

Образной (с использование имитационных игр, подражательных действий).

Особое внимание следует уделить характеру игр после завтрака . Прежде всего, нужно обеспечить условия, чтобы до начала НОД дети могли еще играть не менее 8-10 минут, и те из них, для кого день в детском саду начинается рано, продолжили бы свои игры.

Организуя совместные игры после завтрака необходимо тщательно продумать их направление, оно должно в значительной мере предусматривать характер и содержание предстоящей образовательной деятельности. Если согласно расписанию предстоит НОД по развитию речи, рисованию и другим, что требует сравнительно малоподвижной позы, то и игры должны быть активными и подвижными. В другом случае направление следует придавать играм, если занятия потребуют от детей движений (музыкальное, физкультурное и т. д.). Поэтому руководство играми не может быть оторвано от задач дня, не может идти по шаблону.

Согласно режиму дня после непосредственно образовательной деятельности и 2-го завтрака проводится прогулка: с детьми организуют наблюдения, трудовые поручения, работу над основными видами движений, но главная роль принадлежит играм. Длительность периода игры от 1 часа до 1 часа 20 минут. Уже то, что играм отводится столько времени, обязывает отнестись к организации их педагогического процесса с особой ответственностью.

Необходимо помнить, что одним из ведущих принципов организации игр на прогулке является сезонность. При отборе подвижных игр и их проведении на прогулке воспитатель должен учитывать то, как одеты дети. Кроме того, требование подвижности игр должно быть индивидуализировано с учетом состояния здоровья детей. Педагоги выбирают подвижные игры, ориентируясь на условия, состояние погоды. В холодную погоду игры должны давать достаточную нагрузку, не требовать соблюдения темпа, общего для всех детей, длительной подготовки, большого усилия внимания; они должны быстро согревать детей, давать им отдых.

Правильная организация игр на воздухе - важный этап развития детей в играх. Дети получают возможность интересно провести два часа на воздухе; смена игр, их разнообразие обеспечивают полноценное развитие ребенка.

Педагог должен быть подготовлен к тому, чтобы руководить многими видами игр, направлять детскую самостоятельность в одних видах игр, самому участвовать в других играх, знакомить детей с новой игрой. Если развертывается несколько видов игр, развивающие задачи становятся разнообразными и индивидуализируются.

Вечером можно использовать дидактические, строительные, настольные игры. В них выявляется кругозор ребенка, развивается мелкая моторика пальцев рук, его умственные интересы. Дидактические игры можно проводить индивидуально или с малой подгруппой детей, от 2-3 человек

В играх детей со строительным материалом (образовательная область «Познавательное развитие») развиваются умения самостоятельно сооружать элементарные постройки, используя полученные ранее навыки конструирования; воспитывать интерес к играм со строительным материалом путем обыгрывания построек.

Настольные игры со шнуровкой и застежками, липучками, например «Помоги ёжику собрать яблоки», «Разноцветная поляна» и др. развивают мелкую моторику, способствуют развитию произвольного внимания, памяти, навыков самостоятельности. С помощью данных игр вы можете совершенствовать сенсорные представления ребенка, закреплять понятия цвет, форма, величина

Необходимо также сказать о сюжетно-отобразительных играх, которые так любят дети. Они могут быть организованы как в утренние часы, так и во второй половине дня. Наши наблюдения за играми детей показывают, что сюжетно-отобразительная игра занимают до 10-15 минут. В детском коллективе обычно всегда есть дети, которые особенно любят такие игры, они предоставляют возможность получить опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Мы видим, что к концу года дети самостоятельно подбирают игрушки и атрибуты для игры, выполняют игровые действия с предметами. Осуществляют перенос действий с объекта на другой объект. Могут играть, не мешая друг другу, подражать действиям сверстника.

Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях. Их можно проводить с небольшим количеством детей, иногда привлекать к ним и всю группу детей.

В данном виде деятельности у детей прививается интерес к русским народным сказкам, желание их слушать, дети могут договаривать отдельные слова или фразы, отвечать на вопросы по содержанию сказки, подпевать песенки и манипулировать со сказочными персонажами.

В вечерний период предоставляет педагогам широкие возможности развивающей работы с детьми, как с подгруппой, так и индивидуально по автоматизации движений, закреплению различных умений и навыков.

Работа по организации игровой деятельности с детьми третьего года жизни позволяет нам сделать следующие выводы:

Использование игровой деятельности в режиме дня, в непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности, позволит педагогу в непринужденной форме активизировать мыслительные процессы, развивать мышление, память, речь, воображение, воспитывать его инициативу, доброжелательность, трудолюбие.

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают ребенка на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их с разной степенью обобщенности образа.


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51» Энгельсского муниципального района Саратовской области «Инновационные подходы к планированию игровой деятельности детей раннего возраста»

Ранний возраст имеет огромное значение для развития ребенка, т.к. именно на этот период приходится наиболее бурное развитие всех психических процессов и личности

В соответствии с ФГОС ДО от 17.10.2013 года при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, работа с детьми должна строиться с учетом принципа интеграции детских видов деятельности; в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; в соответствии с комплексно-тематическим принципом планирования, с применением разнообразных форм, специфических для детей каждой возрастной группы.

В работе с детьми раннего возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности: В предметной деятельности и в играх с составными и динамическими игрушками;

В процессе экспериментирования с материалами и веществами (песок, вода, тесто и т.д.)

В процессе общения со взрослыми и в совместных играх с детьми под руководством взрослого

В процессе самообслуживания и действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и т.д.) I

В процессе восприятия музыки, стихотворений, сказок, рассматривания картинок

В процессе двигательной активности

Условия планирования образовательной работы с детьми раннего возраста - объективная оценка содержания работы в момент планирования; - выделение целей и задач планирования на определенный период работы (учет темы недели), соотнесение их с Образовательной программой дошкольного образования, по которой организуется образовательная деятельность в учреждении, с возрастными особенностями детей и приоритетным направлением деятельности ДОУ; -четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода, т.е. иметь представление о целевых ориентирах, прописанных в ФГОС ДО; -выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Чтобы образовательная деятельность в группах раннего возраста отвечала требованиям и обеспечивала лучшие условия образования и воспитания, игра должна быть ведущим звеном в организации детской жизни. «Утро радостных встреч» -это введение игрового персонажа (в соответствии с комплексно - тематическим планированием) с целью создания комфортной эмоциональной обстановки в группе, персонаж поможет расположить детей к общению и отвлечь от расставания с родителями.

Организация утренней гимнастики в различных формах Игровой (построенной на подвижных играх, с использованием стихотворного текста); Сюжетной (с использованием различных сюжетов, например «Птички». «Часики», «Пузырь»); Образной, например «По узенькой дорожке», «Паровозик», «Дети водят хоровод», «Поедем в лес» и т.д..

Особое внимание следует уделять характеру игр после завтрака: Если согласно расписанию предстоит НОД по развитию речи, рисованию, что требует сравнительно малоподвижной позы, то и игры должны быть активными и подвижными. В другом случае следует уделять внимание спокойным (настольным, дидактическим) играм, если занятия потребуют от детей движений (музыкальное, физкультурное и т. д.).

Организация прогулки: наблюдения, трудовые поручения, работа над основными движениями, возможна индивидуальная работа по различным видам деятельности, игры -

При организации игр на прогулке необходимо учитывать: Сезонность; Тематическое планирование; Состояние здоровья, уровень развития детей; То, как одеты дети; Условия на участке; Состояние погодных условий; Динамику игр;

Игровая деятельность во II половине дня Дидактические игры; Строительные игры; Настольно-печатные игры; Игры на развитие мелкой моторики; Сюжетно-отобразительные игры; Игры-драмматизации

Дидактические игры можно проводить индивидуально или с малой подгруппой детей, от 2-3 человек

В играх детей со строительным материалом (образовательная область «Познавательное развитие») развиваются умения самостоятельно сооружать элементарные постройки, используя полученные ранее навыки конструирования; воспитывать интерес к играм со строительным материалом путем обыгрывания построек.

Игры на развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания

Сюжетно-отобразительные игры, позволят получить опыт общения со сверстниками и взрослыми

Игра-драмматизации, позволят прививать интерес к русским народным сказкам, желание слушать их.

В вечерний период предоставляет педагогам широкие возможности развивающей работы с детьми, как с подгруппой, так и индивидуально по автоматизации движений, закреплению различных умений и навыков.

Качественно спланированная и организованная игровая деятельность позволит педагогу в непринужденной форме: активизировать мыслительные процессы, развивать память, внимание, воображение и речь ребенка раннего возраста; Воспитывать игровую и творческую инициативу, доброжелательность и трудолюбие

Своевременное изменение игровой среды, правильный подбор игрушек и игрового материала помогут: Закрепить в памяти полученные впечатления при знакомстве с окружающими предметами; Развивать у детей самостоятельность; Развивать умение творчески решать игровые задачи, побуждать к различным способам воспроизведения действительности в игре

При правильной педагогическом воздействии на формирование игровой деятельности дети к трем годам: Начинают увлеченно играть, отображая окружающий мир и повседневный быт; Самостоятельно ставить игровые задачи и реализовывать их; Использовать разнообразные предметы для воспроизведения действительности; Овладевают действиями с сюжетными игрушками; Начинают применять предметы-заместители; Адаптируясь к воображаемым предметным ситуация, переходят на обозначение предметов и действий словом





3 Программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Программа должна предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.


4 Современные исследования педагогов, психологов, социологов свидетельствуют о том, что воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей. При организации процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному « минимуму ». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.




Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах: Проектная деятельность Комплексно-тематическое планирование В основе проектной деятельности лежит проект. Существует немало определений понятия проект. ПРОЕКТ в педагогике – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта (Мацкевич Т.А.) Основой данного принципа является тематическое планирование – это особая форма организации психолого- педагогической деятельности в детском саду, объединяющие все виды детской деятельности в течение определённого промежутка времени 6


Этапы проекта: 7 Целепо- лагание Выпол- нение проекта Подведе- ние итогов Разра- ботка проекта педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. план деятельности по достижению цели практическая часть определение задач для новых проектов Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применить их на практике.


Проекты классифицируются: по составу участников по целевой установке по тематике по срокам реализации 8 В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательские, творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); информационно - практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например « Театральная неделя »).


9 По продолжительности проекты бывают: краткосрочными одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные - на учебный год). Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Реализация проектного принципа является очень сложным и трудоёмким процессом и требует серьёзной и длительной подготовки со стороны воспитателя, детей и родителей. А так же высокого профессионализма от педагога. Поэтому этот способ подходит не для всех воспитателей и не всегда может применяться для постоянного планирования психолого-педагогической деятельности. Но этот метод педагогам можно применять несколько раз в году для решения каких-то глубоких тем.


10 Другой принцип планирования – это комплексно-тематический Основой данного принципа является тематическое планирование – это особая форма организации психолого-педагогической деятельности в детском саду, объединяющие все виды детской деятельности в течение определённого промежутка времени. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.


11 Авторы программы « От рождения до школы » (рук. авторского коллектива Н.Е.Веракса) рекомендуют одной теме уделять не менее одной недели. Оптимальный период – 2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.


12


В практической работе воспитателя используется несколько видов планирования: Перспективное планирование Календарно-тематическое планирование составляется на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). В перспективном плане планируются: 1. Цели и задачи (на год); 2. Все виды детской деятельности 3. Работа с семьей. Оно предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. Календарно-тематический план может быть составлен на один, два, три дня, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре, поочередно составляют план на 1-2 недели. 13


Основными компонентами комплексного планирования являются: Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение детей. Содержание (виды действий и задачи) определяется программой. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам). Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать) 14 Таким образом, ФГТ внесли существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности.

В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным организациям. Приоритетными направлениями для развития деятельности ДОО являются:

Повышение качества дошкольного образования;

Использование инновационных образовательных технологий;

Личностное развитие ребенка дошкольного возраста, способного реализовать себя как часть социума;

Любая дошкольная образовательная организация проходит три этапа: становление (при создании нового ДОО и нового коллектива), функционирование (воспитательно-образовательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий); развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии воспитания и образования приходят в противоречие с новыми целями, условиями ДОО и федеральными стандартами) . Развивающиеся ДОО, работающие в поисковом режиме, значительно отличаются от тех, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования.

Существует два основных режима деятельности дошкольной образовательной организации. Ниже приводятся основные характеристики каждого типа и их отличительные особенности.

Деятельность ДОО в режиме развития - целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.

Деятельность ДОО в режиме функционирования - процесс жизнедеятельности, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала. В таблице 1 представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный.

Таблица 1

Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОО

Показатели

Функционирование

Развитие

Тип/вид ДОУ

Традиционный, типовой

Инновационный

Цели и задачи управления

Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала

Обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости. вариативности

Субъект управления

Администрация, при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью

Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрение и инициативы.

Научные концепции управления, подходы

Эмпирический, основанный на личном опыте

Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития

Мотивационное обеспечение

Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы

Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов

Воспитательно-образовательный процесс

Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях

Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях

Использование традиционных идей, учебных предметных планов и программ

Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств

Технологии

Обеспечивают стабильные результаты

Личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов

Организация воспитательно-образовательного процесса

Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения

Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОО - школа - ВУЗ

Нормативно-правовое обеспечение

Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу

Типовые документы становятся основой для разработки собственных

Кадровое обеспечение

Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения

Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсов

Научно-методическое обеспечение

Традиционные учебные программы и планы

Финансовое обеспечение

Бюджетное

Бюджетное и внебюджетное

Материально-техническое обеспечение

Организация базового процесса на имеющихся материалах

Постоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития

Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОО в режиме развития:

1. Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы.

2. Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов; инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной деятельности.

3. Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.

4. Присутствуют показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

А.А. Майер выделяет условия развития ДОО и источники идей развития: четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа; наличие концепции развития; наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно - методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы; благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса; предоставление свободы выбора в решении поставленных задач; выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий инновационной деятельности; использование образовательного потенциала социума; расширение внешних связей, открытость ДОО; организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления; изучение и использование позитивного опыта других ДОО.

В современный период развитие отечественного дошкольного образования идет по следующим направлениям:

Разработка, внедрение и реализация инновационных педагогических технологий, методик, систем развития детей;

Создание новых видов дошкольных организаций.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости серьезных изменений в функционировании учреждения. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОО - основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. В таблице 2 предложены Современные тенденции в развитии дошкольного образования.

Таблица 2.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования.

Тенденции

Процессы

Управление

Педагогическая деятельность

Сопровождение и обеспечение

Гуманизация

Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление

Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы.

Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.

Демократи-зация

Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей.

Новые отношения и позиции:

субъект-субъектные;

возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником.

Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса

Диверсифи-кация

Расширение типов и уровней управления.

Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг.

Расширение структур сопровождения:

медико-валеологическая;

социально-педагогическая;

психологическая;

коррекционно-педагогическая

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т. Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом "Об образовании".

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОО в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОО в режим развития.

Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОО. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы (таблица 2).

Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, как указывает В.А. Сластенин , - процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что "составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе" и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности.

Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.

Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОО по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОО и его участников:

человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

целостности педагогического процесса и комплексности целей;

активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления ДОО предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОО в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.

Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство .

Организация комплексного сопровождения индивидуального развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения требует разных подходов к образовательному процессу, его планированию и разработке программно-методического обеспечения деятельности детского сада. Изменяющиеся запросы российского общества к качеству дошкольного образования должны мотивировать дошкольное учреждение к использованию современных образовательных комплексных программ, технологий, методик.

Инновационный менеджмент в современном дошкольном образовательном учреждении предполагает:

разработку планов и программ инновационной деятельности;

наблюдение за ходом разработки инновационного продукта и его внедрением;

рассмотрение проектов создания новых продуктов;

проведение единой инновационной политики - координация деятельности всех структурных подразделений;

финансовое и материальное обеспечение инновационных процессов;

управление персоналом, осуществляющим инновации;

создание целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.

Примерами управления инновациями в ДОУ могут быть:

1. Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.

2. Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.

3. Внедрение новых форм дифференциации специального образования: временной логопедической группы, логопункта.

4. Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.

5. Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие), группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.

6. Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.

7. Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического "часа", "часа" двигательного творчества).

8. Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.

9. Научно-методические продукты инновационной деятельности - публикации методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.

10. Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.

11. Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.

12. Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.

Таким образом, для эффективного и рационального руководства современным дошкольным образовательным учреждением менеджер образования - заведующий, директор, руководитель должен овладеть основами управления, разобраться в современных эффективных стратегиях и методах управления ДОУ, технологиях работы с коллективом, основанных на позитивном конструктивном подходе и лидерских функциях руководителя.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационной деятельности в ДОО, в частности:

совмещение инновационных программ с уже существующими;

сосуществование представителей различных педагогических концепций;

несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

потребность в обновлении научно-методического и материально-технического обеспечения;

потребность в квалифицированных педагогических кадрах;

приспособление новшеств к конкретным условиям;

проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

В.Т. Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления развития инновационной деятельности в ДОО .

1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.).

2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.

4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода.

Таким образом, рассмотрев организацию инновационной деятельности в современной дошкольной образовательной организации, мы выявили следующее:

Любая ДОО может функционировать в двух основных режимах деятельности: "функционирование" и "развитие", причем последний является оптимальным, инновационным, так как в современный период развитие отечественного дошкольного образования идет по следующим направлениям:

Формирование нового содержания образования;

Разработка, внедрение и реализация инновационных педагогических

технологий, методик, систем развития детей.

Определены актуальные проблемы и ведущие направления развития инновационной деятельности в ДОО. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОО - основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования, в котором ведущую роль играют творческие педагоги, готовые к внедрению инновационной деятельности.