Педагогической деятельности принадлежит управленческой функции управление. Функция организации в управлении школой. Функции управления общеобразовательным учреждением

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Мурманский государственный гуманитарный университет"

(ФГБОУ ВО "МГГУ")

Психолого-педагогический институт

Кафедра педагогики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Выполнила студентка:

Ткачева Кристина Андреевна

Научный руководитель: к.п.н, доцент

Авдеев Алексей Петрович

Мурманск 2015

  • Введение
  • 1. Понятия "управление" и "педагогический менеджмент"
  • 2. Основные функции педагогического управления
  • 3. Информационно-аналитическая функция
  • 4. Мотивационно-целевая функция
    • 5. Планово-прогностическая функция
    • 6. Организационно-исполнительская функция
    • 7. Контрольно-диагностическая функция
    • 8. Регулятивно-коррекционная функция
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Управление образовательным учреждением в современных условиях - сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Управление образовательной организацией - это научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углублённого изучения учебных предметов, нравственного воспитания, всестороннего развития личности.

Решение теоретических и практических задач управления образовательным учреждением приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание основ организации и управления. Хотя эти механизмы в современном управлении образовательным учреждением все еще мало изучены, но уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя создавать условия, способствующие формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе организации.

1. Понятия "управление" и "педагогический менеджмент"

Под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей.

Главная цель управленческой деятельности в системе образования - использование потенциала образовательной системы, а также повышение его эффективности.

Сущность управления образованием заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования.

Подчиняясь общим закономерностям социального управления, управление образованием имеет специфические особенности, заключающиеся в способах постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях.

Управление внутри образовательного заведения представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса как изучения объективных закономерностей этого процесса для достижения оптимального результата.

Его объектом являются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, социальные условия.

Субъекты - Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, министерства и департаменты управления образованием края, области, города, образовательные учреждения разных типов.

В теории менеджмента различают три принципиально различных инструмента управления: первый - это организация, иерархия управления, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ); второй - культура управления (т. е. вырабатываемые и признаваемые обществом, образовательным учреждением, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения); третий - это рынок, рыночные (т. е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя) отношения.

Современный менеджмент как специфический вид управленческой деятельности строится на следующих элементах:

· принципы объединения людей, способных к совместным действиям;

· взаимодействие членов коллектива при решении общих целей и задач для развития и удовлетворения потребностей человека;

· воспитание коммуникативности и чувства личной ответственности;

· единые подходы к оценке возможности личной деятельности;

· оценка коллективом своих результатов во внешней среде.

Современное образовательное учреждение, как общего, так и профессионального образования, рассматривается как открытая педагогическая система и как особая социально-экономическая организация общества. Обновление системы управления образовательными учреждениями (ОУ) может происходить только с применением новых технологий в его развитии.

Теория педагогического менеджмента открывает перед руководителями и педагогами неисчерпаемые резервы, так как обладает следующими возможностями:

· во-первых, позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека и личностно ориентированный подход к его деятельности по достижению максимальных результатов;

· во-вторых, обеспечивает возможность развития каждой личности, координацию мотивационной ориентации руководителей и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося ОУ;

· в-третьих, создает комфортный психолого-педагогический климат для всех участников образовательного процесса.

Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью людей. Менеджмент вообще можно понимать, как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, и как сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами.

В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. В рамках данного определения можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ОУ - менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда - информация, орудием труда - язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента - учащихся.

2. Основные функции педагогического управления

Функция управления образовательной системой - действия субъекта управления по отношению к учреждению образования (объекту управления) или по отношению к внешней среде.

Полный управленческий цикл состоит из четырех основных управленческих действий, в соответствии с которыми выделяются основные функции управления образовательными системами. Эти виды управленческих действий (планирование, организация, руководство и контроль) в совокупности образуют полный управленческий цикл - от постановки целей до их реализации - и потому могут рассматриваться как необходимые и достаточные. Кроме перечисленных к основным функциям внутришкольного управления (которые наиболее часто встречаются в педагогической литературе) относятся мотивация, педагогический анализ, целеполагание.

Некоторые современные исследователи проблем управления образовательными учреждениями выделяют следующие функции управления: информационно-аналитическую, мотивационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную. Эти функции представляют собой последовательность звеньев, из которых слагается процесс управления для всех самоуправляемых систем. Они взаимосвязаны и поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Рассмотрим кратко содержание функций управления образовательными учреждениями и условия их реализации.

3. Информационно-аналитическая функция

Обновление управления образовательным учреждением связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Одной из основных характеристик любой системы, определяющих эффективность ее функционирования, является коммуникативность, характеристика циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решений).

Управленческая деятельность руководителей образовательного учреждения и органов управления формируется в процессе педагогического анализа информации о деятельности каждого звена образовательного учреждения в целом.

Педагогическим анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние (Т.И. Шамова).

4. Мотивационно-целевая функция

Цель - это осознанный желаемый результат. Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.

Целеполагание - один из важнейших компонентов управленческой деятельности и общей жизнедеятельности учреждений. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как описание предвосхищаемых результатов, на достижение которых предполагается направить деятельность. Это есть формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.

Трактовка данной функции в теории внутришкольного управления неоднозначна. С одной стороны, признается определяющая роль целеполагания как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Подчеркивается, что наличие обоснованных перспективных целей - главное условие функционирования и развития образовательного учреждения, а способность руководителя к их постановке - одно из важнейших управленческих качеств. Однако при этом целеполагание не выделяется в качестве самостоятельной функции и рассматривается как часть другой функции - планирования или трактуется как исходная стадия всего управленческого цикла, как бы предшествующая ему, и потому выносится за пределы системы управленческих функций.

С другой стороны, целеполагание и по своему содержанию, и по роли в управлении признается именно управленческой функцией. Приверженцы данного подхода аргументируют свою позицию следующими положениями:

Целеполагание может происходить не только на начальном этапе управления, может потребоваться переформулировка или постановка новых целей в ходе последующей деятельности. При этом целеполагание не выступает в качестве первого этапа управления, а является следствием иных управленческих функций;

По своему содержанию функция целеполагания - это сложный и развернутый во времени процесс, имеющий свои специфические закономерности, не свойственные иным управленческим функциям;

Функциональной обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено в процесс функционирования учреждения.

Реализация во внутришкольном управлении функции целеполагания является самым трудным и самым ответственным для руководства и педагогического коллектива образовательного учреждения. Качественное целеполагание закладывает основу результативности целеосуществления.

При постановке целей особую важность приобретает вопрос о разграничении в данном контексте понятий "задача", "цель", "идеал".

Задача - это реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат.

Цель предполагает достижение желаемого результата в более продолжительный отрезок времени.

Идеал, или сверхзадача, - это тот редко достигаемый результат, к которому нужно постоянно стремиться.

Широкое распространение в научной литературе получило разделение целей по их значению и по временному охвату на стратегические, оперативные и тактические. Стратегические цели и задачи - ожидаемый долгосрочный результат. Тактические задачи - промежуточные желаемые результаты в обозримом будущем. Оперативные задачи - желаемый результат на текущий момент.

По источнику и способу образования, как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организованной социальной системы, цели могут быть внутренними (инициативными), т.е. формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне (обществом).

Внешние и внутренние цели различаются между собой способом своей связи с потребностями (индивидуальными, групповыми), побуждающими субъекта к их достижению. Связь между целями и потребностями (мотивами) в первом случае образуется по направлению от целей к мотивам, во втором - по направлению от потребностей и мотивов к целям, а в этом случае мотивы трансформируются в цели.

Основными формами технологии целеобразования являются: усвоение целей, задаваемых обществом; превращение мотивов в цели; замена целей, когда запланированный результат не получен или достигнут не полностью; преобразование неосознанных мотивов в осознанные цели.

5. Планово-прогностическая функция

Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения.

Планирование как один из основных процессов в управлении на всех уровнях должно отвечать ряду принципиальных требований:

Единство целевой установки и условий реализации;

Единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

Сочетание государственных и общественных начал;

Комплексный характер прогнозирования и планирования;

Стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов. Одним из действенных путей совершенствования этого вида деятельности является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ). В структуру комплексной целевой программы включаются краткое описание состояния проблемы; ее место и роль в общешкольном плане; генеральная цель; система доведенных до исполнителей задач; показатели, сроки и исполнители; вид информационного обеспечения управления процессом решения задач; данные о контроле за ходом выполнения программы, о текущем и итоговом анализе, регулировании.

Системный подход к прогнозированию и планированию требует при определении целей и задач образовательного учреждения комплексного обоснования путей их реализации, учета всех аспектов развития системы образования: политических, экономических, правовых, социальных и педагогических. Этот подход обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на всех уровнях управления.

6. Организационно-исполнительская функция

Эта функция принадлежит каждому циклу управления. Работа по управлению учреждением образования характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий (отношений) посредством совокупности способов и средств, необходимых для достижения целей. Организационные отношения можно определить как связи между людьми, возникающие из-за распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда.

7. Контрольно-диагностическая функция

Контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления в условиях все большей самостоятельности образовательных организаций занимает особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри учреждения образования с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса входит в практику работы школ и других учреждений образования.

Процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Именно контроль как технология в различных его формах и методах (способах, средствах и воздействиях) обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации для каждого участника процесса.

8. Регулятивно-коррекционная функция

Регулятивно-коррекционная функция - вид деятельности по внесению коррективов с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне. Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать тот или иной уровень организации системы в определенной ситуации. Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями.

Коррекция невозможна без установления причин, вызывающих отклонения в ожидаемых, проектируемых результатах. Причинами таких отклонений являются необоснованно составленные планы и ошибки в них, слабость прогнозов, отсутствие нужной и своевременной информации, ошибочно принятые решения, плохое исполнение и недостатки в системе контроля и оценки результатов. Конкретные формы и виды регулирования весьма разнообразны и определяются, прежде всего, спецификой управляемого объекта.

Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором является цель. Под влиянием мотивов и целей формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность их участников.

Выполнение функций управления - процесс комплексный. Каждая функция реализуется во взаимодействии со всеми остальными, и ни одна не реализуется независимо от других. В то же время каждая функция выполняется автономно. Например, функция планирования образовательной деятельности региона, которая осуществляется плановым отделом органа управления образованием, состоит из выполнения нескольких основных и специфических функций: организации работы отдела, изучения поставленных целей и установления за ними персональной ответственности, стимулирования работников, контроля, учета и корректирования их работы и др.

Заключение

педагог администрация воспитание управление

Под управлением образовательным учреждением понимается систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения. Система управления образовательным учреждением - это совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации.

Среди функций управления образовательным учреждением основными являются анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование. Данные функции имеют специфическую для образовательного учреждения направленность и являются особыми, относительно самостоятельными видами деятельности, последовательно взаимосвязанными друг с другом этапами, полный состав которых образует единый управленческий цикл.

Важным показателем эффективного управления образовательным учреждением является стабильность педагогического коллектива. Поэтому сегодня руководитель образовательного учреждения должен находить пути решения кадровой проблемы оперируя средствами, создавая собственную систему корпоративных стимулов, льгот, стратегий успеха, заботиться о морально-психологических стабильности коллектива.

Таким образом, понятие управления, еще десяток лет назад трактуемое только как командование, сегодня кардинально меняется: это регулирование информационных потоков и коммуникативных процессов, а не трансляция приказов сверху вниз. Это делегирование полномочий и совместное решение ключевых вопросов, ставка на компетентность и моральный авторитет.

Список литературы

1. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2009. - 304 с.

2. Гусинский, Э.Н., Введение в философию образования [Текст]: учебное пособие / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. - М.: Логос, 2005. - 224 с.

3. Джуринский, А.Н. История педагогических идей [Текст]: учебное пособие / А.Н. Джуринский. - М.: Владос, 2000. - 432 с.

4. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире [Текст]: учебное пособие / А.Н. Джуринский. - М.: Владос, 2004. - 200 с.

5. Никитина Н.Н., Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. - М.: Мастерстов, 2002. - 288с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации. Формы, особенности организации духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе детского сада. Сравнительный анализ программы "От рождения до школы" и "Детство".

    дипломная работа , добавлен 16.02.2016

    Проведение исследования возможностей автономии в управлении образовательной организацией по направлениям деятельности. Характеристика представления руководителей и педагогов об актуальном стиле правления трудовым коллективом в некоммерческой компании.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Исследование нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности. Изучение механизмов и содержания нравственного воспитания. Выявление отношения дошкольников к нравственным нормам в ходе экспериментального исследования.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом. Психодиагностические методики, направленные на выявление духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Диагностика нравственной самооценки и ценностных ориентаций.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Рассмотрение нравственного воспитания младшего школьника как психолого-педагогической проблемы. Определение эффективных условий формирования нравственных качеств детей и проверка их на практике. Разработка рекомендаций по развитию системы воспитания.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Основы применения педагогических методов воспитания в учебно-воспитательном процессе с учащимися 5 класса. Организация опытно-экспериментальной работы. Использование методов с целью музыкального образования. Проведение в школе внеклассных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Возможности нравственного воспитания в процессе учебно-воспитательной деятельности среди младших школьников. Эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 11.05.2008

    Понятие и группы мотивов образовательной деятельности. Уровень образовательной мотивации учащихся и условия ее развития. Стратегия педагогической деятельности с целью ее повышения. Самообразование и основные движущие силы умственного развития школьников.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Экспериментальное выявление уровня духовно-нравственного развития с помощью внедрения программы "Истоки".

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Функции и преимущества виртуальной образовательной среды. Преподаватель в виртуальной образовательной среде. Процессуальные аспекты обучения. Подготовка учебно-методического комплекса, размещение материалов в оболочку виртуальной образовательной среды.

Функцию управления (от латинского functio - совершение, исполнение) можно определить как отношение между субъектом и объектом управления, требующее от субъекта (управляющей системы) «определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов» .

Отношения между субъектом и объектом управления (иначе говоря, между управляющими и управляемыми системами) могут быть различными. Так, в зависимости от тех или иных отношений от руководителя могут требоваться следующие действия:

Изучение тенденций в управляемом объекте;
- принятие решения и формулирования распоряжения;
- организация работы непосредственных исполнителей;
- представление интересов управляемой системы на вышестоящем уровне управления и т.д.


Основаниями для выделения видов функции разные авторы считают…

Вид управленческого действия;
- вид объекта управления;
- вид связей между субъектом и объектом управления.

Основные функции педагогического управления

В литературе, посвящённой различным вопросам управления школой, упоминаются следующие функции: планирование, прогнозирование, анализ, организация, инструктирование, распорядительство, сплочение, руководство, координация, коммуникация, принятие решений, контроль, оценка, информирование, стимулирование и др. Таким образом, существует несколько подходов к выделению основных управленческих функций.

Одним из наиболее признанных является подход, согласно которому основными функциями педагогического управления являются педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация деятельности исполнителей, контроль и диагностика, регулирование и коррекция (Ю.А. Конаржевский ). К этому подходу очень близка позиция Т.И. Шамовой , которая в качестве основных функций педагогического управления выделяет информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную .

При ближайшем рассмотрении основные функции педагогического управления «по Конаржевскому» и «по Шамовой» оказываются идентичны: их одинаковое количество (шесть), и они, несколько отличаясь названиями, фактически совпадают по своему содержательному наполнению:

  • педагогический анализ - информационно-аналитическая функция;
  • целеполагание - мотивационно-целевая функция;
  • планирование - планово-прогностическая функция;
  • организация исполнения (деятельности исполнителей) - организационно-исполнительская функция;
  • контроль и диагностика - контрольно-диагностическая функция;
  • регулирование и коррекция - регулятивно-коррекционная функция.
Основные функции пронизывают всю управленческую деятельность, реализуясь практически в каждом управленческом цикле. Этим они отличаются от дополнительных функций педагогического управления.

Дополнительные функции педагогического управления

Дополнительные функции управления - это функции, которые реализуются вместе с основными управленческими функциями и обеспечивают необходимую гибкость менеджмента, поскольку в них более всего проявляются особенности управления и его объекта . Реализация дополнительных функций, в отличие от основных, ограничена решением отдельных проблем, конкретными направлениями работы. Дополнительные функции реализуются в сочетании с основными или формируются на базе основных. Например, к дополнительным функциям школьного управления можно отнести представительскую, исследовательскую, здоровьесберегающую др.

Роль дополнительных функций педагогического управления, как правило, возрастает, если образовательная организация работает в инновационном режиме. (Подробней об этом можно прочитать в моей статье «Усиление роли дополнительных функций в школьном инновационном менеджменте» , доступной на внешнем ресурсе.)

Источники

1. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 222 с.

2. Сидоров С.В. Усиление роли дополнительных функций в школьном инновационном менеджменте. - Социосфера. 2010. № 3. С. 55-60.

3. Управление школой: Теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. - М.: Центр социальных экономических исследований, 1997, с. 72.

4. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М.: 2002. - 320 с.

FEATURES OF MANAGEMENT FUNCTIONS OF THE HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Yuliya Yakhina

head of structural unit municipal budget preschool educational institution № 26 "Goldfish",

Russia, Rezh

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены особенности управленческих функций руководителя образовательной организации. Проанализированы управленческие функции руководителя образовательной организации, которые представляют собой основу организации управленческой деятельности, что позволяет руководителю и педагогам развить в детях ценности познания, преобразования, переживания. Была дана характеристика личностных качеств, а также навыками и способностями, которыми должен обладать современный руководитель.

Чтобы успешно руководить коллективом образовательного учреж­дения, руководителю необходимо повышать уровень своей квалификации в области управленческой деятельности. Современный руководитель образовательной организации – это руководитель с высокой культурой управленческой деятельности.

ABSTRACT

In this article features of administrative functions of the head of the educational organization are considered. The administrative functions of the head of the educational organization, which are the basis of the organization of management, which allows the head and teachers to develop in children the values of knowledge, transformation, experience, are analyzed. The characteristic of personal qualities, and also skills and abilities which the modern head has to possess has been given.

In order to successfully manage the staff of the educational institution, the head must improve the level of Soviets qualification in the field of management. The modern head of the educational organization is the head with high culture of administrative activity.

Общество, в котором живет современное образование – это общество социальных перемен.

В деятельности современного руководителя ведущим направлением является целенаправленная педагогическая деятельность, которая помогает координировать работу педагогов с детьми. Исходя из этого, особую значимость в настоящее время приобретает педагогическая компетентность руководителя.

Под понятием педагогической компетентности понимается «прежде всего человек, профессионально работающий в области педагогики, способный рационально использовать всю совокупность цивилизован­ного опыта в деле воспитания и обучения, а значит, в достаточной степени владеющий способами и формами педагогической деятельности и отношений». Исходным показателем профессиональной педаго­гической компетентности является отношение к человеку, так как руководитель образовательного учреждения – это работа в системе «человек-человек». Руководитель должен воспринимать педагоги­ческую реальность и уметь действовать в ней, он должен понимать для какой общей цели работает он.

В управлении образовательным учреждением руководитель должен ориентироваться и иметь такие нормативно-правовые документы, как:

  • Трудовой Кодекс РФ;
  • лицензию на право ведения образовательной деятельности, выданная государственным органом управления образованием;
  • устав образовательного учреждения;
  • договоры между образовательным учреждением и родителями;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • план работы образовательной организации на текущий год;
  • и пр.

Управленческие функции руководителя образовательной органи­зации представляют собой основу организации управленческой деятель­ности, которая позволяет руководителю и педагогам развить в детях ценности познания, преобразования, переживания.

Организация управления выполняет функции структурирования педагогического процесса в определенной образовательной организации, а также внедрение программ развития учреждения в соответствии с законом функционирования развития, ценностей, творчества.

Деятельность руководителя: прогнозирующая, планирующая, проектировочная, моделирующая, координирующая - предполагает во всех составляющих педагогической системы наличие развивающих целей.

Планирующая деятельность руководителя проявляется в прогнози­ровании на всех уровнях педагогической системы иерархии ценностей. Эта функция руководителя в его управленческой деятельности наиболее значима из всех остальных, так как связана с качеством выполняемых действий работников. Результаты планирования могут быть отражены в создании локальных нормативно-правовых документах (устав образова­тельного учреждения, программы, планы). Вся зафиксированная инфор­мация в этих документах выступает как основание для принятия решения, является доказательством его исполнения.

При планировании деятельности учреждения руководитель коорди­нирует работу сотрудников, подчиняя их усилия для достижения поставленной цели. Это тоже является функцией управления, которая отражена в системе отношений внутри образовательной организации. Система управления в координации деятельности сотрудников предусматривает различные методы стимулирования деятельности профессионалов.

Контролирующая функция в деятельности руководителя пред­ставляется двумя компонентами: административным контролем и самоконтролем. Данная функция управления обеспечивает сбор и анализ информации о состоянии педагогической системы. Основная цель контролирующей функции в обеспечении деятельности учреждения согласно стандарту, созданным программе и плану развития, выявить отклонения в образовательной системе, но наиболее важное – достичь качества в деятельности. При выполнении контроля образовательной системы главное для руководителя, определить с какой целью он осуществляет контроль. Это может быть цель принятия оперативного решения, ориентировки коллектива на успех, на достижение качества или для выявления недостатков, применения административного взыскания.

Таким образом, можно выделить в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения следующие компоненты:

  • качество управления зависит от способов управленческой деятельности;
  • наличие достаточной информации;
  • наличие обратной связи;
  • каналы обратной связи.

Для того чтобы руководитель эффективно управлял образователь­ной организацией, он должен иметь следующие навыки и способности:

  • принятие решений;
  • повышение профессиональной компетенции;
  • разрешение проблем управленческого характера;
  • инновационная деятельность;
  • создание условий для повышения квалификации педагогичес­кого коллектива;
  • формирование сплоченного коллектива;
  • грамотная организация делопроизводства.

Руководитель должен помочь педагогам самостоятельно органи­зовывать педагогический процесс, который способствует развитию ребенка в физическом, психическом, эмоциональном, познавательном, волевом плане.

Кроме того, в процессе управления людьми в организации в личности руководителя выделяют две характеристики – это жесткость и твердость. Эти качества личности необходимы управленцу для выполнения сотрудниками общепринятых социальных норм. Не мало важным в личности управленца принадлежит и еще таки характе­ристикам, как умеренная агрессивность, конфиденциальность, настой­чивость. Руководитель независим, ориентирован на достижение цели, профессионально компетентен.

Деятельность руководителя строиться на основе его требований к сотрудникам. Но эти требования по-разному могут реализоваться людьми.

Чтобы успешно руководить коллективом образовательного учреждения, руководителю необходимо повышать уровень своей квалификации в области управленческой деятельности.

Современный руководитель образовательной организации – это руководитель с высокой культурой управленческой деятельности. Ему присущ определенный стиль руководства, под которым подразумевают не только проявление индивидуальных личностных качеств, но и характер осуществления функций управления, способы достижения результатов в образовательном процессе. Он должен уметь решать, управлять, организовывать, планировать и контролироваться деятель­ность своих сотрудников в организации.

Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития образовательного учреждения, ставить цели на будущее. От этого будет зависеть дальнейшее качественное развитие образовательного учреждения.

Список литературы:

  1. Настольная книга руководителя образовательного учреждения / Н.Ф. Дик. - Изд.2-е, перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005-384 с.
  2. Настольная книга руководителя организации. Правовые основы. – М.: Юстиционформ, 2015. -512 с.
  3. Управление образовательным учреждением в современных условиях: Пособие для руководителей ОУ. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 80 с.
  4. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения: метод. Пособие для руководителей и воспитателей дошк. образоват. учреждений: из опыта работы/авт.-сост. И.А. Кутузова. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. - 159 с.

Кто имеет информацию, тот правит миром.

Б. Брехт

Функция управления образовательной системой — действия субъекта управления по отношению к учреждению образования (объекту управления) или по отношению к внешней среде.

Полный управленческий цикл состоит из четырех основных управленческих действий, в соответствии с которыми выделяются основные функции управления образовательными системами. Эти виды управленческих действий (планирование, организация, руководство и контроль) в совокупности образуют полный управленческий цикл — от постановки целей до их реализации — и потому могут рассматриваться как необходимые и достаточные (В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров).

Кроме перечисленных к основным функциям внутришкольного управления (которые наиболее часто встречаются в педагогической литературе) относятся мотивация, педагогический анализ, целеполагание.

Некоторые современные исследователи проблем управления образовательными учреждениями выделяют следующие функции управления: информационно-аналитическую, мотивационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную (Т.И. Шамова). Эти функции представляют собой последовательность звеньев, из которых слагается процесс управления для всех самоуправляемых систем. Они взаимосвязаны и поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Рассмотрим кратко содержание функций управления образовательными учреждениями и условия их реализации.

Информационно-аналитическая функция. Обновление управления образовательным учреждением связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Одной из основных характеристик любой системы, определяющих эффективность ее функционирования, является коммуникативность, характеристика циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решений).

Управленческая деятельность руководителей образовательного учреждения и органов управления формируется в процессе педагогического анализа информации о деятельности каждого звена образовательного учреждения в целом.

Педагогическим анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние (Т.И. Шамова).


Мотивационно-целевая функция. Цель — это осознанный желаемый результат. Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.

Целеполагание — один из важнейших компонентов управленческой деятельности и общей жизнедеятельности учреждений. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как описание предвосхищаемых результатов, на достижение которых предполагается направить деятельность. Это есть формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.

Трактовка данной функции в теории внутришкольного управления неоднозначна. С одной стороны, признается определяющая роль целеполагания как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Подчеркивается, что наличие обоснованных перспективных целей — главное условие функционирования и развития образовательного учреждения, а способность руководителя к их постановке — одно из важнейших управленческих качеств.

Однако при этом целеполагание не выделяется в качестве самостоятельной функции и рассматривается как часть другой функции — планирования (В.И. Зверева, В.С. Лазарев и др.) — или трактуется как исходная стадия всего управленческого цикла, как бы предшествующая ему, и потому выносится за пределы системы управленческих функций.

С другой стороны, целеполагание и по своему содержанию, и по роли в управлении признается именно управленческой функцией (И.Н. Герчикова, А.В. Карпов и др.).

Приверженцы данного подхода аргументируют свою позицию следующими положениями :

Целеполагание может происходить не только на начальном этапе управления, может потребоваться переформулировка или постановка новых целей в ходе последующей деятельности. При этом целеполагание не выступает в качестве первого этапа управления, а является следствием иных управленческих функций;

По своему содержанию функция целеполагания — это сложный и развернутый во времени процесс, имеющий свои специфические закономерности, не свойственные иным управленческим функциям;

Функциональной обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено в процесс функционирования учреждения.

Реализация во внутришкольном управлении функции целеполагания является самым трудным и самым ответственным для руководства и педагогического коллектива образовательного учреждения. Качественное целеполагание закладывает основу результативности целеосуществления.

При постановке целей особую важность приобретает вопрос о разграничении в данном контексте понятий «задача», «цель», «идеал».

Задача — это реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат.

Цель предполагает достижение желаемого результата в более продолжительный отрезок времени.

Идеал, или сверхзадача, — это тот редко достигаемый результат, к которому нужно постоянно стремиться.

Широкое распространение в научной литературе получило разделение целей по их значению и по временному охвату на стратегические, оперативные и тактические. Стратегические цели и задачи — ожидаемый долгосрочный результат. Тактические задачи — промежуточные желаемые результаты в обозримом будущем. Оперативные задачи — желаемый результат на текущий момент.

По источнику и способу образования, как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организованной социальной системы, цели могут быть внутренними (инициативными), т.е. формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне (обществом).

Внешние и внутренние цели различаются между собой способом своей связи с потребностями (индивидуальными, групповыми), побуждающими субъекта к их достижению. Связь между целями и потребностями (мотивами) в первом случае образуется по направлению от целей к мотивам, во втором — по направлению от потребностей и мотивов к целям, а в этом случае мотивы трансформируются в цели.

Основными формами технологии целеобразования являются: усвоение целей, задаваемых обществом; превращение мотивов в цели; замена целей, когда запланированный результат не получен или достигнут не полностью; преобразование неосознанных мотивов в осознанные цели.

Планово-прогностическая функция. Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения.

Планирование как один из основных процессов в управлении на всех уровнях должно отвечать ряду принципиальных требований:

Единство целевой установки и условий реализации;

Единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

Сочетание государственных и общественных начал;

Комплексный характер прогнозирования и планирования;

Стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Одним из действенных путей совершенствования этого вида деятельности является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ). В структуру комплексной целевой программы включаются краткое описание состояния проблемы; ее место и роль в общешкольном плане; генеральная цель; система доведенных до исполнителей задач; показатели, сроки и исполнители; вид информационного обеспечения управления процессом решения задач; данные о контроле за ходом выполнения программы, о текущем и итоговом анализе, регулировании.

Системный подход к прогнозированию и планированию требует при определении целей и задач образовательного учреждения комплексного обоснования путей их реализации, учета всех аспектов развития системы образования: политических, экономических, правовых, социальных и педагогических. Этот подход обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на всех уровнях управления.

Организационно-исполнительская функция. Эта функция принадлежит каждому циклу управления. Работа по управлению учреждением образования характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий (отношений) посредством совокупности способов и средств, необходимых для достижения целей. Организационные отношения можно определить как связи между людьми, возникающие из-за распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда.

Контрольно-диагностическая функция. Контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления в условиях все большей самостоятельности образовательных организаций занимает особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри учреждения образования с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса входит в практику работы школ и других учреждений образования.

Процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Именно контроль как технология в различных его формах и методах (способах, средствах и воздействиях) обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации для каждого участника процесса.

Регулятивно-коррекционная функция. Регулятивно-коррекционная функция — вид деятельности по внесению коррективов с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне. Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать тот или иной уровень организации системы в определенной ситуации. Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями.

Коррекция невозможна без установления причин, вызывающих отклонения в ожидаемых, проектируемых результатах. Причинами таких отклонений являются необоснованно составленные планы и ошибки в них, слабость прогнозов, отсутствие нужной и своевременной информации, ошибочно принятые решения, плохое исполнение и недостатки в системе контроля и оценки результатов. Конкретные формы и виды регулирования весьма разнообразны и определяются прежде всего спецификой управляемого объекта.

Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором является цель. Под влиянием мотивов и целей формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность их участников.

Выполнение функций управления — процесс комплексный. Каждая функция реализуется во взаимодействии со всеми остальными, и ни одна не реализуется независимо от других. В то же время каждая функция выполняется автономно. Например, функция планирования образовательной деятельности региона, которая осуществляется плановым отделом органа управления образованием, состоит из выполнения нескольких основных и специфических функций: организации работы отдела, изучения поставленных целей и установления за ними персональной ответственности, стимулирования работников, контроля, учета и корректирования их работы и др.

http://www.pandia.ru/text/77/105/610.php

1. Акопов В. С., Асатрян Р. С., Бреусов А. В., Кокуева Ж. М. Методологические основы менеджмента: Учебное пособие для преподавателей и студентов технических и экономических ВУЗов. – М.: МГТУ им. Н. Э.Баумана, 78 с.

2. Быкова В. Г. Мониторинг в образовательном учреждении.//Завуч, 2004, №6, 7, 8.

3. Васильева Т. П., Елизарова Е. М., Киселева Ю. А., Рагинская В. Н. Внутришкольный контроль: организация, планирование, анализ. – Волгоград: Учитель, 2007. – 222 с.

4. Гребенкина Л. К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 160 с.

5. Гринченко И. С. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: Перспектива, 2009. – 132 с.

6. Зверева В. И. Как сделать управление школой успешным. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 158 с.

7. Зверева В. И. Как оценить успешность в управления //Завуч, 2007, №5.

8. Коберник О. Мониторинг как способ управления качеством обучения //Народное образование, 2002, №9.

9. Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. – М.: Новая школа, 2007. – 158 с.

10. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. – М.: Педагогический поиск, 2005. – 80 с.

11. Лебедев О. Е. Модернизация управления образованием: перспекитвы и проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих проблем. – Спб.: СП6АППО, 2006. – 96 с.

12. Лизинский В. М. Еще раз о диагностике и контроле. //Завуч, 2007, №6.

13. Лизинский В. М. Идеи к проектам и практика управления школой. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 160 с.

14. Макарова Т. Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль. – М.: Педагогический поиск, 2002. – 160 с.

15. Моисеев А. М., Капто А. Е., Лоренсов А. В., Хомерики О. Г. Нововведения во внутришкольном управлении. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 229с.

16. Орлов А. И. Менеджмент. Учебник. – М.: Изумруд, 2003. – 298 с.

Контроль как средство управления образовательным учреждением.

1.1 Основные функции менеджмента.

В классическом представлении категория «управление» шире категории «менеджмент», так как она применяется к различным видам человеческой деятельности. Всякий процесс управления содержит две взаимосвязанные части: объект управления (предмет приложения действий) и субъект управления (та часть, которая производит целенаправленное действие). Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды. Управление многообразно и существует в самых различных видах. Это может быть техническое управление, государственное управление, идеологическое управление, управление социальными процессами, управление образовательными процессами и, наконец, хозяйственное управление.

Если речь идет о технологической системе, то говорят «управление», а если об организационной структуре (с людскими ресурсами) – это менеджмент .

Менеджмент означает сферу деятельности, связанную с организацией работы людей ни предприятиях различного рода. В то же время – это область знаний, в рамках которой изучаются возможности эффективного управления.

Английское слово «менеджмент» (management) не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а «менеджер» - как «руководитель». Первоначально оно обозначало искусство управлять лошадьми и произошло от глагола to manage, который примерно означает «объезжать лошадей» и, в свою очередь, восходит к латинскому manus – «рука».

Особое место менеджмента в рыночной экономике обусловлено тем, что именно он должен обеспечить связанность, интеграцию производственных, экономических процессов, внутренние ресурсы и внешнюю среду, усиливать адаптивность, конкурентоспособность. Знания основ менеджмента, методов построения организации, принятия решений – залог эффективной работы предприятия.

Сущность менеджмента выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых оно предназначено. Основных функций четыре: планирование, организация, мотивация, контроль (рисунок 1) .

Рисунок 1 ? Четыре первичные функции управления.

Планирование . Функцией менеджмента «номер один» общепризнанно считается планирование. Планирование – это принятие решения о том, какие должны быть цели организации, и что надо делать для их достижения. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать». Планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов, так как по достижению поставленных целей формулируются новые.

Реализация разработанных планов и программ входит в содержание других функций, и, прежде всего функции организации. Организационная функция тесно связана с функцией планирования. Ее сущность превосходно выразил великий полководец А. В. Суворов: «Каждый солдат должен знать свой маневр». Если офицер не сумел организовать своих подчиненных в согласованно действующую боевую единицу – он погибает вместе со всеми . Для обычного менеджера ситуация лучше – в худшем случае разорится его фирма. Фирма, имеющая много разных планов, при отсутствии цельной схемы (структуры) претворения их в жизнь обречена на провал.

Организационный этап – это этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Речь идет о создании (формировании) структуры фирмы и обеспечении ее всем необходимым для решения задач, определенных на первом этапе процесса управления – этапе планирования.

Поскольку всю работу выполняют люди, то посредством этой функции определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также какие для этого потребуются средства. Руководитель делегирует задания и полномочия или берет на себя ответственность за результат.

Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе реализации организационной функции:

§ детализация целей, которые были обозначены в ходе планирования;

§ определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;

§ поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;

§ координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), то есть каждый член группы должен знать, что он обязан сделать и в какие сроки, а также кто им руководит (управляет);

§ единство цели – каждый член организации работает на общее благо, то есть никто не должен действовать против целей организации;

§ размах контроля, или размах менеджмента – каждый менеджер отвечает за действия управляемых им работников.

Чтобы дела на предприятии шли успешно, необходимы высокая активность и хорошее качество работы ее сотрудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы. Для этого требуется определить, чего же они хотят и выбрать наиболее подходящий для предприятия и действенный для персонала способ удовлетворения выявленных потребностей, то есть поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда приходится применять по отношению к сотрудникам, которые допустили нарушения технологической или производственной дисциплины.Мотивация – это деятельность менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы в плане повышения эффективности их труда для достижения, как личных целей, так и целей фирмы. Мотивация – осуществление действий, обеспечивающих выполнение работы в соответствии с делегированными сотрудникам служебными обязанностями.

В XIX и ХХ веках считалось, что люди всегда будут работать лучше и больше, если имеется возможность больше заработать. Однако специалисты показывают несостоятельность чисто экономического подхода. Мотивация является результатом сложной совокупности потребностей.

Мотивация трудовых отношений – это совокупность стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деятельности. В этих целях используются:

§ стимулирование, то есть побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материального и морального);

§ собственно мотивирование, то есть создание у работников внутреннего побуждения к труду. Главными здесь являются заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности и удовлетворенность от нее.

Суть четвертой классической функции менеджмента – контроль. Он призван, заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы. Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске «козлов отпущения» за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния, т. е. профилактики возможных отклонений. В классическом менеджменте функцию контроля следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой организацию можно удерживать на выбранном нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами). Существуют три аспекта осуществления контроля:

· установление стандартов (технологии, нормативов);

· измерение того, что было достигнуто и сравнение с планом;

· коррекция отклонений от плановых показателей.

Различают три вида контроля:

§ Предварительный контроль. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, в области материальных ресурсов – контроль качества сырья, в области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет.

§ Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ и позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Чаще всего его объектом являются сотрудники.

§ Заключительный контроль. В рамках заключительного контроля обратная связь используется тогда, когда работа уже выполнена. Цель такого контроля – предотвратить ошибки в будущем.

Все системы контроля всегда базировались на идее обратной связи: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие главные требования-критерии:

§ эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля;

§ выполнение задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией, способствовать устранению отклонений и выработке эффективных решений;

§ определение границ контроля – контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений;

§ своевременность контроля – временной интервал между проведением измерений или оценок должен соответствовать контролируемому явлению;

§ гибкость контроля – необходимо приспособление к реальным условиям;

§ простота контроля – контроль должен соответствовать возможностям людей;

§ соответствие виду деятельности – неподходящий механизм контроля может маскировать, а не выявлять информацию.

В практике управления существует своего рода технология контроля (рисунок 2). Однако какая бы технология контроля ни применялась, конечная цель его состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента .

Рисунок 2 ? Технология контроля.

В процедуре контроля есть три четко различимых этапа (рисунок 3) .


Рисунок 3 ? Процедура контроля.

В дальнейшем состав этих функций менеджмента был дополнен.

Впервые основные виды управленческой деятельности описал и формализировал в начале ХХ столетия «отец научного управления» Анри Файоль. Он утверждал, что управлять – это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать (рисунок 4) . В классификации функций управления А. Файоля добавлена пятая функция – координация.

Рисунок 4 ? Функции управления А. Файоля .

Он утверждал, что предприятие живет и работает благодаря занятым на нем людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять. Поэтому большое значение приобретает функция координации трудовой деятельностью людей. Сущность функции координации заключается в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Цели координации – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Координация осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов и графиков, внесения в них корректив, увязывания работы между исполнителями.

Для выполнения функции координации необходимо создание эффективной системы обратной связи, то есть получение данных о результатах. Система обратной связи позволяет руководству выявить непредвиденные проблемы и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути движения к поставленным целям.

Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга, так что порой их трудно разделить. Реализация их всех планируется, организуется, координируется, мотивируется, контролируется. Они реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение.

Анализ литературы показал, что функции менеджмента могут видоизменяться и детализироваться в процессе разделения и специализации управленческого труда, поэтому в управлении образовательным учреждением применяется расширенная классификация функций управления.

1.2 Основные функции управления образовательным учреждением

Известный исследователь школоведческих проблем В. И.Зверева рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития . Как указывает М. М. Поташник в понятии «управление» выделяют целенаправленность деятельности, выработку и реализацию управленческих решений при взаимодействии субъектов педагогического процесса с целью достижения оптимального результата .

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования, а также ряда других, реализация которых осуществляется на основе объективного, углубленного и детального педагогического анализа, характеризующего научный подход к всестороннему рассмотрению жизнедеятельности образовательного учреждения.

Необходимость выделения функций менеджмента, применяемых к новой социально-экономической системе школы, доказывается тем, что современному руководителю приходится переводить школу в режим развития. С учетом современных условий можно выделить следующие основания для определения функционального состава :

1) системное, рассматривающее любую организацию как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые ориентированы на достижение конкретных целей в условиях изменяющейся среды;

2) процессное, рассматривающее управление как непрерывный ряд взаимосвязанных управленческих функций;

3) информационное, предусматривающее обеспечение руководителей и исполнителей информацией для принятия решений;

4) коммуникационное, предусматривающее систему установления связей и взаимодействия для обмена информацией между двумя и более людьми;

5) координационное, обеспечивающее систему установления взаимодействия элементов различных уровней в соответствии с их полномочиями;

6) мотивационное, стимулирующее процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Выделенные основания являются достаточными для определения состава и содержания функций управления школой с учетом ее специфических особенностей как социально-педагогической системы. Среди них информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная функции. Функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов (рисунок 5) .

Информационно - Мотивационно - Планово-

аналитическая целевая прогностическая

Регулятивно-

коррекционная

Контрольно - Организационно-

диагностическая исполнительская

Рисунок 5 ? Взаимосвязь функций управления

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций. Качество выполнения предыдущего этапа – необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций. Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью или цикличностью в процессах управления, поэтому эти функции можно назвать типовыми элементами управленческого цикла.

Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором этого состава будет цель. Под влиянием мотивов и цели формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.

Обновление управления общеобразовательной школой связывается прежде всего с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. У руководителей школ возрастает потребность в информации, так как при переходе в режим самоуправления организаторы образования ищут пути повышения эффективности своей управленческой деятельности. Информация должна быть, во-первых, максимально полной по своему объему, во-вторых, предельно конкретной. Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в школах необходимо, прежде всего, определить ее содержание, объем, источники, сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.

Для создания банка данных вся тематическая информация делится на несколько блоков: качество знаний и качество преподавания; уровень воспитанности и воспитательная работа; работа с педагогическими кадрами; работа с родителями, общественностью и предприятиями; организационные вопросы создания условий для получения образования; состояние внутришкольного управления; материально-техническая база; сведения об учащихся, учителях.

Процесс управления любой педагогической системой означает целеполагание и планирование. Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.

Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения. Как один их основных процессов управления планирование должно на всех уровнях отвечать целому ряду принципиальных требований. Они заключаются в следующем: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов. Планирование позволяет прогнозировать основные условия, этапы становления личности и коллектива. Планирование создает такую объективную ситуацию, при которой возможны максимальное и разностороннее развитие личности, самореализация ее творческих возможностей.

Во всей цепочке составляющих управленческого цикла, одинаково значимых для непрерывности и целостности управления, есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития объекта, ? организационно-исполнительская функция. Она объективно принадлежит каждому циклу управления, несет в себе основной потенциал социального преобразования школы. Для реализации принятых решений необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение системы, оптимальное взаимодействие ее компонентов. Организационные отношения можно определить как связи между людьми, возникающие из-за распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Постоянное взаимодействие руководителя с коллегами, учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность. Именно поэтому внутришкольный менеджмент предполагает организацию межличностного взаимодействия, использование психологических методик .

В условиях большей самостоятельности контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри школы с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса входит в практику работы школ. Контроль – активная стадия процесса управления, когда сопоставляются достигнутые результаты с тем, что было запланировано. Основой всей системы контрольных измерений является обратная связь.

Регулятивно-коррекционная функция вносит коррективы с помощью оперативных способов, средств и взаимодействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне. Конкретные формы и виды регулирования весьма разнообразны и определяются спецификой управляемого объекта.

В управленческом цикле изначальным моментом противоречия управления школой в целом является противоречие между функциями организации и регулирования. Функция организации в определенной степени отражает целенаправленное функционирование системы школы в конкретных условиях. Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать той или иной уровень организации системы в данной ситуации. Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями .

Таким образом, процесс управления образовательным учреждением заключается в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. То есть управление образовательным учреждением – это процесс информации, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели школы. Игнорирование какой-либо функции управления приводит на практике к снижению эффективности управленческих действий. Рассмотрим в следующем пункте эффективность управления образовательным учреждением.