Как сделать гипотезу в проекте. Как написать гипотезу во введении дипломной работы? Цель и задачи исследования

Сервисы по доставке еды помогают не тратить время на приготовление пищи и экономить деньги на ресторанах. Готовую еду на день или неделю привезут домой или в офис. За это нужно заплатить от 400 руб. до 4,6 тыс. руб. в день. Сравни.ру изучил узнал, что предлагают за эти деньги.

Отличие сервисов по доставке готовой еды от других в том, что они привозят сразу много еды – на день или неделю вперёд. Это не доставка пиццы или блюд из соседнего ресторана. Меню обновляется каждую неделю. Заказать можно на одного или нескольких человек.

Сравни.ру подсчитал стоимость каждых 100 грамм еды, которые предлагают сервисы. Самая низкая стоимость оказалась у предложения Eat Fit – 29 руб., самая высокая у компании Just for you – 327 руб. Не все сервисы предлагают ознакомиться с калорийностью и весом доставляемых блюд. Единственным сервисом, принимающим к оплате наличные, стал «Шеф-повар Кук», остальные работают с банковскими картами.

10 сервисов доставки готовой еды

Что доступно: отдельные блюда по меню и сеты из блюд (второе + гарнир + хлеб).

Примеры блюд: Треска под мандарином, Форель на гриле, Спагетти Карбонара, Грудка куриная на пару, Грибная похлёбка по-деревенски.

Стоимость еды за 100 грамм: 29 руб.

4340 руб.

Доставка: на следующий рабочий день после заказа до 13:00 (заказ до 22:00).

Что доступно: отдельные блюда по меню и сеты питания (завтраки, обеды и ужины) на неделю.

Примеры блюд: Цыплёнок в йогурте на гриле, Венгерский суп-гуляш, Котлеты говяжьи, Чикенстроганов, Оливье.

Стоимость еды за 100 грамм: 34 руб.

Самый дешёвый вариант на 7 дней: 3199 руб.

Доставка: на следующий день после заказа.

Что доступно: завтраки, обеды и ужины на неделю.

Примеры блюд: Зелёные щи с щавелем, Лазанья мясная, Свинина в томатном соусе, Шарлотка с яблоками, Вишнёвый компот.

Стоимость еды за 100 грамм: 37 руб.

Самый дешёвый вариант на 7 дней: 2990 руб.

Доставка: ежедневно.

Что доступно: вторые блюда из меню.

Примеры блюд: Тефтели с ягодным соусом, Фузилли с креветками, Гречневая лапша, Треска в беконе, Говядина по-провански.

Стоимость еды за 100 грамм: 50 руб.

Самый дешёвый вариант на 7 дней: 6930 руб.

Доставка: заказ до 17:00 – доставка на следующий день, после 17:00 – доставка послезавтра (через день).

Что доступно: наборы питания для роста мышечной массы и для поддержания формы.

Примеры блюд: Каша гречневая молочная, Куриная грудка в медово-горчичном соусе, Индейка в томатном соусе, Творожная запеканка с персиком, Ежики куриные с рисом в томатном соусе.

Стоимость еды за 100 грамм: 84 руб.

Самый дешёвый вариант на 7 дней: 4600 руб.

Доставка: 2-3 раза в неделю (в зависимости от программы).

Что доступно: завтраки, обеды, ужины + перекусы (на 1 или 5-7 дней).

Примеры блюд: Омлет с помидорами и зеленью, Треска с зелёным горошком в ананасовом соусе, Лапша удон с курицей и овощами, Творог фермерский с сухофруктами, Перлотто с грибами.

Стоимость еды за 100 грамм: 92 руб.

Самый дешёвый вариант на 7 дней: 6300 руб.

Доставка: на следующий день после заказа (заказ до 16:00).

Что доступно: программы питания в зависимости от нужного количества калорий.

Примеры блюд: Творожные вафли с ягодным соусом, Паста с баклажанами, Куриные шашлыки с рисом, Сладкие роллы с творогом и ягодами, Строганов из курицы.

Стоимость еды за 100 грамм: 145 руб.

Самый дешёвый вариант на 7 дней: 9700 руб.

Доставка: на следующий день после заказа (заказ до 18:00).

Что доступно: программы снижения веса, очищения организма, сбалансированное питание и гипохолестериновое питание.

Примеры блюд: Смузи из яблока, Киноа с сиропом топинамбура, Гороховый крем-суп на овощном бульоне с душистым тимьяном, Лобио из белой фасоли, Северная рыба муксун с ароматными травами.

Стоимость еды за 100 грамм: 327 руб.

Самый дешёвый вариант на 7 дней: 32550 руб.

Доставка: на следующий день после заказа.

Что доступно: пять наборов блюд на каждый день в зависимости от количества калорий.

Примеры блюд: Омлет с соусом Ромеско, Индейка с нутом и мятой, Пенне с курицей и песто из петрушки, Кокосовый творог, Треска с перловой крупой в томатном супе с сельдереем.

Самый дешёвый вариант на 7 дней: 7000 руб.

Доставка: на второй день после заказа (заказы до 0:00).

Что доступно: отдельные блюда по меню и программы питания.

Примеры блюд: Овсяная каша с бананом и шоколадом, Парфе из йогурта с бананом, Винегрет с артишоками, Киноа с индейкой, Оливье с креветками и красной икрой.

Самый дешёвый вариант на 7 дней: 7000 руб.

Доставка: на следующий день после заказа (экспресс-меню на сегодня – заказ до 16:00).

Как выбрать?

При выборе сервиса важно:

  • изучить отзывы других пользователей;
  • узнать в какое время и по каким дням доставляются блюда (некоторые доставляют только на следующий день);
  • ознакомиться с содержанием меню, по возможности исключить блюда, которые вы не едите или вызывают аллергию;
  • узнать о наличии рекомендаций по питанию – некоторые сервисы предлагают список блюд и времени, в которое их лучше есть;
  • начинать лучше с заказа на один день, чтобы понять нравится приготовленная еда или нет.

Как мы считали?

В выборку сервисов попали компании, которые занимаются изготовлением и доставкой готовой еды в Москве. Не учитывались сервисы по доставке блюд из ресторанов. Если сервис имел несколько предложений, то выбиралось самое дешёвое из расчёта комплексного питания (завтрак, обед и ужин) в течение дня. Предложения ранжировались по стоимости 100 грамм еды, которая рассчитывалась по формуле: стоимость предложения / вес сета (предложения). Представленные сервисы доставляют блюда в Москве, по некоторым районам столицы и/или в города Подмосковья. Калорийность блюд, вкус и стоимость доставки (при наличии) не учитывалась. При подготовке статьи Сравни.ру не сотрудничал ни с одним из указанных сервисов.

- хорошо, но есть небольшие недостатки

Достоинства: готовые блюда, доставка на дом

Недостатки: цена, качество, нет документов

В наше время очень важно и для чего все только, по сути и живут - деньги. Да, парадоксально и даже печально, но деньги это то, без чего сейчас нельзя нормально прожить. Я уже не говорю о том, сколько их надо, чтобы жить хорошо. Но сейчас не об этом. проблема современных семей в том, что они мало уделяют внимания друг другу и своим детям, а больше стараются дать что-то материальное, для чего, опять же, надо заработать. вот и результат такого ритма жизни, что дети растут или с бабушкой и дедушкой или же сами по себе.

Для того, чтобы прокормить ребенка и себя, я тоже работаю. И при всем том, что у меня есть муж и он тоже работает, но жить в большом городе, да еще и с тем, что жилье надо снимать, что тоже не очень дешево обходиться. В общем, простые проблемы каждого.

Я вообще всегда мечтала, чтобы я присвятила жизнь только свои деткам, а муж зарабатывал вот так, чтобы просто хватало, больше и не надо. но реалии жизни расставили все по другому. И я пошла работать. вскоре открыла свой бизнес и поэтому я очень много времени провожу на работе. Но вот при этом всем мне еще ведь надо находить время и для того, чтобы приготовить покушать, и сделать еще кучу дел.

и вот я поняла, что вообще перестала успевать что-то готовить и один раз я решила использоваться услугами готовой еды с доставкой на дом. Конечно, с современным графиком и режимом работы это очень популярно - покупать готовые блюда да еще и с доставкой на дом.

Я использовалась услугами доставки готовой еды на неделю `Шеф-повар` один раз.

История о моем заказе готовой еды на дом

На сайте я заказала готовую еду на дом. Буквально спустя минут 10 с момента, как я оформила свой заказ, мне сразу перезвонил администратор и подтвердил мой заказ. Первым вопросом, который задал мне администратор стал о том, знаю ли я о том, что услуга доставки платная. Эту информацию я знала, ведь об этом указано и на самом сайте. Второй вопрос был о том, знаю ли я о том, что заказ привезут не на ужин, а в ближайшее время. Более того, пока я в этот момент еще и решала вопрос с работой, то мне еще всучили (по другому назвать это нельзя) что-то вроде акционной услуги - корзина за почти 3000 рублей. Я чисто машинально ответила да, после чего мне администратор сказал, что заказ оформлен и просто бросила телефон. И только вскоре я поняла, когда мне пришло смс подтверждение заказа и его сумма, что меня просто развели на деньги.

Доставили мне мой заказ еды не в течение часа, как обещали сразу, а спустя почти 2 часа. Вот только они немного и сами лохонулись с тем, что говорят: оказывается, что готовые корзины просто путешествуют по Москве, и вот так происходит пока корзины не найдут своего покупателя.

И вот мне привезли мой заказ. Самое фатальное то, что мне курьер не привез никакого документа о моем заказе: ни товарного чека, ни кассового. А это уже о многом говорит!!

Мне привезли две коробки: одна с холодным, а вторая с гарячим. В коробках все красиво и аккуратно сложено. Все помещено в одноразовые контейнеры. В коробках никаких документов не оказалось тоже, кроме как рекламного буклета.

Блюда, которые я заказала себе в доставке еды "Шеф Повар. Кук":

Суп с щавелем - оказался очень вкусным, ну вот как домашний.

Картофельное пюре с гуляшом, но вот это блюдо не очень: ожиданное пюре на молоке оказалось просто безвкусным; мясо в гуляше жесткое и не вкусное. В общем, эти блюда были просто ужасные.

Солянка - вкусная. Правда, солянка не наваристая и жидковата.

Ризотто с котлетами, но в этом блюдо рис оказался маслянистым, да точнее сказать, просто жирным.

Голубцы - тушились и это чувствуется на воде с томатной пастой.

Блинчики - это что-то ужасное: они точно уж не домашние

В общем, я поняла, что больше заказывать такую еду просто не буду. и вам не рекомендую! Особенно без документов!

Видео обзор

Все(5)

Несмотря на её скромный объём (не больше абзаца), разработка данного элемента очень важна, поскольку она является опорой всего исследования, его движущей силой. Курсовая или дипломная работа создаётся для того, чтобы в процессе исследования подтвердить или опровергнуть сформулированную гипотезу.

Гипотеза дипломного исследования – это его прогнозируемый результат, предположение, достоверность которого проверяется опытным путём в ходе работы. Ради её подтверждения или опровержения вы выбираете , выполняете теоретические и практические изыскания, оформляете свой труд. В или курсовой вы даёте оценку, соответствует ли выдвинутая гипотеза истине. Если так, то она станет теорией, которую вы доказали своей работой. Если нет – она отвергается, ведь опровержение – тоже ценный вывод.

По большому счёту, принято выдвигать 2 гипотезы исследования, которые противоречат друг другу. В дальнейшем с первой вы согласитесь, а вторую отвергнете, как ошибочную.

Ещё на этапе поиска опорного материала гипотеза должна уже находиться у вас в голове, однако окончательно оформить её рекомендуется по завершении основной части, когда написаны теоретический и практический разделы. Ведь в процессе подготовки научной работы, например, при , вы тщательно изучите , продвинетесь к намеченной цели, внимательно проанализируете используемые источники и сможете лучше ориентироваться в выбранной сфере исследования. Даже если у вас совершенно нет каких-либо мыслей по поводу гипотезы, смело приступайте к написанию работы. Вы сами не заметите, как вожделенная гипотеза сама окажется у вас в сознании.

Важно помнить, что в процессе или дипломной работы гипотеза – это не каменное изваяние, не константа. При подготовке практического раздела вы будете выполнять различные эмпирические исследования, в ходе которых, возможно, изменятся намеченные гипотезы. Например, если вы начали с целью доказательства или опровержения идеи о том, что колбасные изделия определённой фирмы значительно превосходят по качеству всех своих конкурентов, то в результате анализа данных можете обнаружить некий секретный ингредиент, ради изучения которого гипотезу придётся перефразировать, смещая фокус исследования.

Получается, что гипотеза не создаётся из воздуха, а опирается на разнообразные догадки, которые давно высказывались, но при этом не были официально оформлены. Нужно лишь выбрать то или иное предположение, подвести под неё логическое обоснование и грамотно воплотить в слова. Так и рождаются гипотезы.

Формулировка гипотезы исследования

Следующие советы помогут вам грамотно и красиво очертить гипотезу.

  • Гипотеза обычно касается объекта или предмета исследования, поэтому находится в непосредственной связи с этими разделами . Также на неё существенно влияют цель, задачи и проблематика.
  • Важно корректно сформулировать гипотезу, не выдавая за неё очевидные вещи, известные всем. Воздержитесь от спорных или размытых понятий, проследите, чтобы гипотезу можно было проверить различными методами, включая анализ, синтез, сопоставление и т.д.
  • Опирайтесь на ключевые слова темы, объекта и цели вашего научного труда. Поскольку эти разделы находятся в непосредственной логической связи, формулировка у них совпадает.
  • Обязательно применяйте речевые обороты, которые бы подчеркнули субъективность выдвигаемой идеи. Например, начните с фразы «следует ожидать…» , «можно допустить, что…» или «предполагается, что…» . При наличии у вас достаточной смелости чётко пишите, что гипотеза принадлежит вам, начиная со фразы: «я думаю» или «я полагаю» .

Признаки правильной гипотезы

Приведённые ниже пункты помогут вам проверить, насколько корректно вы выбрали и сформулировали гипотезу.

  • Прочная логическая связь с темой, целью, задачами и проблематикой исследования.
  • Отсутствие острого противоречия между уже проведёнными исследованиями по вашей теме и вашим умозаключением.
  • Открытость для проверки различными методами исследования.
  • Грамотная формулировка без логических конфликтов и речевых ошибок.
  • Соблюдение баланса между высоким полётом мысли и банальными фактами

Пример выделения гипотезы исследования в дипломной работе

Примеры гипотезы

Итак, как же правильно оформляется гипотеза в курсовой работе? Примеры из разных областей науки наведут вас на нужные мысли.

Направление курсовой работы: бизнес, предпринимательство.

Тема: Мотивация деятельности сотрудников организации.

Гипотеза: Можно предположить, что мотивация сотрудников тесно связана с их осознанием собственной успешности на рабочем месте, а также с ожиданием немедленного поощрения.

Направление: Производственный менеджмент.

Тема: Документооборот в организации.

Гипотеза. Следует ожидать, что при более глубоком внедрении новейших компьютерных технологий в фирме существенно поднимется уровень организованности её документооборота при доведении количества потерь важных документов до нуля.

Направление: Педагогика.

Тема: Повышение любознательности детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: Можно ожидать, что уровень любознательности младших школьников повысится при должной мотивации со стороны педагогического состава и повышении заинтересованности самих преподавателей в учебном процессе.

Работа с гипотезой

От до гипотеза будет неотступно направлять ход вашего научного труда. В первом разделе основной части доказывать или отвергать гипотезы вы будете на основе собранных фактов. Анализируйте их, сопровождайте собственным мнением. Второй раздел вбирает в себя результаты проведённых вами опытов и исследований, выполненные расчёты.

Всё взаимодействие с гипотезой делится на следующие этапы.

  1. Зарождение. Выявление фактов и предположений, которые не укладываются ни в одну известную теорию по вашей теме. Эти умозаключения должны вызывать горячие споры в обществе и остро требовать объяснения, доказательства или опровержения.
  2. Формулировка на основе этих умозаключений.
  3. Теоретическое исследование. Поиск мнений, имеющих отношение к гипотезе, в разных источниках. Сравнение высказанных идей с собственными представлениями, их анализ и цитирование.
  4. Практическое исследование. Осуществление тематических опытов, связанных с гипотезой. Анализ полученных результатов. Выполнение расчётов, подготовка всевозможных итоговых диаграмм и графиков.
  5. Сравнение полученных результатов изысканий с гипотезой, её последующее опровержение или подтверждение.

Не забудьте коснуться гипотезы в заключении, поделитесь мнением, насколько она соответствует действительности, может ли стать теорией и получить широкое распространение в общественном мнении. Возможно, вы выдвинете и докажете такую гипотезу, которая станет поворотным пунктом в развитии вашей области знаний.

Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно.

Основные способы проверки (подтверждения, доказательства) гипотезы:

1) на основе полученной информации из определённых источников, анализа имеющихся знаний, логики;

2) на основе экспериментов, наблюдений, анкетирования и т.п.

Гипотезы бывают:

а) описательные (предполагается существование какого-либо явления);

б) объяснительные (вскрывающие причины его);

в) описательно-объяснительные.

К научной гипотезе предъявляются следующие определенные требования :

Она не должна включать в себя слишком много положений. Как правило, одно основное, редко больше по особой специальной необходимости;

В нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

При формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

Требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.

Примеры

Мы предполагаем, что в представлениях старших дошкольников преобладающими в образе женщины являются внешние характеристики, а не внутренние качества; доминирующей сферой является профессиональная.

Пример гипотезы в работе теоретического характера

Гипотеза заключается в предположении о том, что влияние Византии на культуру Киевской Руси , в отличие от других стран, оказалось не настолько доминирующим, что позволило обогатить культуру народа особенным своеобразием, самобытностью и неповторимостью.

Пример гипотезы в работе, имеющей эмпирическую часть

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что на сплоченность коллектива старших классов влияет количественное соотношение мужского и женского пола. При этом доминирующее количество мальчиков определяет то, что коллектив подростков имеет более высокий процент сплоченности.

Составление плана исследования

План представляет собой определенный порядок разделов/глав, подразделов/параграфов, которые будут представлены в работе. Правильно составленный план способствует лучшей организации самостоятельной деятельности исследователя, помогает систематизировать материал, обеспечить последовательность его изложения.

Как правило, пункты плана соответствуют задачам исследования.

Пример

Задача исследования Пункт плана (оглавления)
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Охарактеризовать роли женщины в соответствии с гендерными особенностями. 1.1. Характеристика ролей женщины в соответствии с гендерными особенностями
2. Изучить источники, влияющие на формирование образа женщины. 1.2. Источники формирования образа женщины у дошкольников
3. Определить и охарактеризовать особенности образа женщины в представлениях старших дошкольников. 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ ОБРАЗЕ ЖЕНЩИНЫ 2.1. Характеристика инструментария и участников исследования 2.2. Особенности образа женщины в представлениях детей

Как подготовить проект?

Проектная деятельность – одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, выходит, что проектирование – это серия определенных алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной вставшей перед человеком проблемы, и заканчиваются получением определенного результата, причем результата, планируемого еще в самом начале проекта. Другими словами, любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Элементы проектной деятельности учителя очень часто включают в свои уроки, когда учат детей планировать и действовать по составленному ими же плану.
А как вообще разработать проект? Как грамотно организовать проектную деятельность? Какова структура проекта и какую роль здесь может играть учитель? На эти вопросы, обращаясь к разнообразным примерам и приводя конкретные факты, отвечают авторы статьи.

Как вообще разработать проект?

Идея проекта, как правило, рождается у учителя. Но он таким образом создает проблемную ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать.
Результаты проектной деятельности можно представить на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. Есть проекты, которые выигрышно смотрятся на конкурсе и могут занимать призовые места. Какой проект будет заведомо выигрышный, учителю подсказывают интуиция и опыт участия в конкурсах проектной деятельности. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика. Поэтому учитель сам для себя решает, чего он хочет: научить ребенка работать над проектом или победить в конкурсе (что, впрочем, не снижает ценности работы, а, напротив, повышает самооценку учеников).
Например, можно выяснить, как влияют комнатные растения на физическое и психоэмоциональное состояние ученика, провести эксперимент, а потом разводить в кабинете те комнатные растения, которые положительно влияют на эмоции человека и его физическое здоровье. Можно через проектную деятельность поработать в театре. Результатом будут созданные по какой-либо технологии куклы, сценарии и спектакли для первоклассников (творческая сторона проекта). Значимость такого проекта с любых аспектов педагогики трудно переоценить.

Как грамотно организовать проектную деятельность?

Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» – сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.
При работе над проектом наиболее правильным направлением мы считаем образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители.
Скажем, два раза в неделю учитель проводит занятия с детьми по разработке проекта на уровне ребенка, обучая детей планировать, собирать информацию, знакомит с методами исследования и т.д., и один раз в неделю (например, в пятницу вечером) – по схеме: учитель + родитель + ученик, где уточняются основные принципы, правила, структура проекта, действия каждого.
В этом случае проект рассматривается на уровне ребенка, но с двойной подстраховкой: со стороны учителя и со стороны родителей.
Такая организация хороша еще и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения.

Какова структура проекта?

Рассмотрим подробно все эти этапы .

1. Постановка проблемы

Проблема может идти от ребенка (например, проведя анкетирование в классе, можно узнать все волнующие учеников проблемы), а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации, отметим еще раз, проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.

2. Тема проекта

Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Например, проект называется «Миллион алых роз». Дети рассказывают о том, что название взято из известной песни А. Пугачевой. Этим они объясняют правомерность выбора названия проекта. Проблема, которая сподвигла к разработке проекта, связана с тем, что один из самых чудесных цветов, преподносимых любимым женщинам, мамам, друзьям, погибает почти сразу.
Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом – проблема, которая определила название проекта.

3. Цель проекта

После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.
Например, если появилось желание собрать в классе свою коллекцию чудес света, может возникнуть ряд проблемных вопросов:

– Какие архитектурные постройки можно воссоздать в условиях школы?
– Какой материал лучше использовать для конкретного сооружения?
– Какой материал наиболее оптимально подойдет для моделирования? – и т.д.

Выбрав наиболее значимый для вас, можно определить цель проекта: например, какой материал наиболее оптимально подойдет для моделирования архитектурных сооружений.

4. Задачи проекта

Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе: задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию); задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент); задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше – с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.

5. Гипотеза

Гипотезу выдвигают исходя из цели. Возвращаясь к моделированию архитектурных сооружений, можно выдвинуть такую гипотезу: предположим, пластилин самый оптимальный материал, который можно использовать в условиях школы.

Исследуя свойства материала, можно подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.

6. План работы

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

    подумать самостоятельно;

    посмотреть книги;

    спросить у взрослых;

    обратиться к компьютеру;

    понаблюдать;

    проконсультироваться со специалистом;

    провести эксперимент;

В защите же мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы).
Например, в защите проекта дети рассказывают следующее: «Чтобы собрать информацию (это теоретическая задача), мы спрашивали у взрослых: мам, бабушек, соседей; мы читали книги и энциклопедии; мы обращались к Интернету; мы консультировались со специалистом», – и т.д. При этом дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.
Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали.
Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала.

Пример 1 . В проекте «Миллион алых роз» дети проводили два эксперимента: «Роза – вода», где исследовали влияние воды на состояние роз, и «Розы – химические добавки», где изучали влияние химических добавок на долготу жизни срезанных роз. Выводы по исследованию были четко озвучены и в доказательство представлены таблицы и графики по итогам экспериментов.

Пример 2. В защите проекта «Образовательная программа “Испания”» вместо исследования было выполнено моделирование. Дети собрали «Лестницу испанских образов», где были представлены самые яркие образы испанской культуры. Каждый из выступающих (а в защите может участвовать не более трех человек) рассказывал о своей части работы и объяснял, почему использовал именно такой материал для представления своего образа (ткань, пластилин, определенная техника выполнения и т.д.).

Надо отметить, что если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта – другими словами, кратко представить свой «подпроект».
Мы рассмотрели реализацию плана работы по разрешению двух задач: теоретической задачи и задачи, связанной с моделированием или исследованием. Третьей задачей, если вы помните, было проведение презентации проекта. Реализация этой задачи идет на протяжении всей защиты проекта.

7. Продукт проекта

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта – некой материальной (хотя и не всегда) субстанции, которая обязательно должна быть значимой и полезной. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, – все это должно найти свое отражение в продукте проекта.
Это может быть книга, в которой вы собрали самую важную и полезную информацию по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного вами мероприятия, каталог, фильм и т.д. Но в любом случае все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для вас (как для создателей и разработчиков проекта), но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.
К примеру, продуктом проекта «Миллион алых роз» стала брошюра, в которой была собрана не только интересная информация по розам, но и полезная: советы по уходу за розами и результаты исследования воды и химических добавок, влияющих на долготу жизни роз. Эта брошюра была напечатана в нескольких экземплярах, и дети ее дарили друзьям, членам жюри, учителям.
Продуктом проекта «Образовательная программа “Испания”» стала большая иллюстрированная книга-раскладушка, по которой можно изучить Испанию «от и до». Представленная в ней «лестница испанских образов», полезна не только тем, кому интересна Испания, но и всем тем, кто хочет научиться правильно выделять основные образы любой другой страны (государственная символика, архитектура, литература, танцы, кухня, праздники и т.д.).
Таким образом, продукт проекта – это материализованный итог всей вашей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.

8. Выводы (итог) проекта

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.
Важно отметить, что этапы защиты проекта полностью совпадают с этапами разработки, отличаясь лишь сжатостью, точностью и лаконичностью.