Монологическое высказывание по русскому языку. Приемы обучения монологическому высказыванию как продукту речевой деятельности. Список использованной литературы

Разделы: Иностранные языки

Как утверждает С.В. Калинина, концепция обучения монологической речи состоит в том, что это должен быть законченный курс, имеющий реальные цели для учащихся и убеждающий их в возможности использовать полученные умения в практической деятельности .

Овладение монологической речью, как известно, встречает определенные трудности, которые существуют и в родном языке – это одновременное осуществление смысловой и языковой программы. Для того, чтобы говорящий мог гладко и связно строить свое высказывание, чтобы это речевое целое произносилось без разрушающих процесс коммуникации пауз между предложениями, одновременно, с произнесением очередного предложения должно быть упреждение следующего, что поможет учащимся приблизиться к подлинному владению устной речью, которое состоит в том, что ученик должен уметь правильно выражать на данном языке свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач. Что касается монологической речи, то для нее характерны такие качества, как ясность (точность мысли), логическая стройность и достаточная информативность, доказательность, а также выражение собственного отношения и оценки. В связи с этим, очевидно, что школьное обучение не может обеспечить в достаточной степени подлинное владение устной речью.

Выделяют три уровня владения устной речью с учетом разных условий обучения: средний, повышенный и высокий.

Массовая школа может обеспечить средний уровень (его можно назвать базовым), главная цель которого состоит в формировании умений в чтении и понимании текстов и развитии устной речи на основе текста в форме описания и повествования. При этом обязательно должны присутствовать связность и логическая последовательность речи.

Повышенный уровень характеризуется усилением внимания к устной речи. Монологическая речь развивается в связи с чтением и слушанием: учащиеся выступают с самостоятельным сообщением по прочитанному (прослушанному) с личной оценкой. Речь ученика должна быть коммуникативно-направленной, логичной и относительно законченной по смыслу. Должны присутствовать описания, повествование и убеждение в речи учащихся.

Третий – высокий уровень овладения языком – это свободное или почти свободное владение языком. Речь характеризуется убедительностью и эмоциональным воздействием, синтаксической усложненностью.

В целом все обучение монологической речи должно быть направлено на овладение умением логически раскрыть мысль, выделить главное, сделать выводы или заключения. Этому необходимо обучать с самого начала изучения иностранного языка.

Устное высказывание монологического характера может иметь две формы – краткую и развернутую. Краткая форма используется при одобрении, возражении, удивлении, реакции в виде реплик. Таким образом, краткое монологическое высказывание почти всегда органически включается в диалогическую речь и поэтому может рассматриваться и самостоятельно, внутри диалогической речи.

Развернутое монологическое высказывание существует отдельно, как особая форма устного высказывания. Это может быть сообщение, рассказ, доклад, изложение, реферирование. Монологическая речь характеризуется завершенностью, как содержания, так и формы. С логической точки зрения – монолог – это развернутая цепь суждений. Предложения имеют полную грамматическую форму, обычно они следуют в своем построении моделям. Для первоначального этапа обучения характерны монолог-рассказ и пересказ, монолог-описание, монолог-высказывание .

Для обучения монологической речи могут использоваться языковые и речевые упражнения. Попытаемся определить их назначение для обучения монологу.

Языковые упражнения должны быть нацелены на формирование навыков употребления языковых явлений, которые изучаются на данном этапе и типичны для монологической речи. Эти упражнения должны быть связаны с такими операциями, которые будучи доведенными до определенного уровня совершенства, обеспечивают механизм построения и реализации речевого акта. К языковым упражнениям мы относим такие типы, как упражнения в имитации, в трансформации, в конструировании, в комбинировании.

К речевым упражнениям для развития монологической речи относятся упражнения для развития подготовленной речи и упражнения для развития неподготовленной речи, о которых будет сказано в дальнейшем. К упражнениям для развития подготовленной монологической речи относятся упражнения для обучения различным видам монологических высказываний: пересказ текста, рассказ, сообщение, описание, характеристика, оценка определенных поступков, действий, комментирование. Для развития неподготовленной монологической речи служат упражнения для обучения вышеназванным видам монологических высказываний, кроме пересказа текста. Совпадение большинства видов подготовленных и неподготовленных высказываний является одной из предпосылок развития обоих типов речи в их тесной связи.

Основное отличие между упражнениями для развития подготовленной и неподготовленной монологической речи состоит в том, что в упражнениях для подготовленной речи даются вербальные и невербальные опоры, а также время на подготовку. В упражнениях для развития неподготовленной речи вербальные опоры и время на подготовку отсутствуют.

Вышеизложенные характеристики языковых и речевых упражнений учитываются при выдвижении определенных требований к ним.

Ко всем упражнениям для развития монологической речи, как считает А.К. Артыкбаева, предъявляются следующие общие требования :

  • серия упражнений должна разрабатываться с учетом психологических и лингвистических особенностей монологической речи, а также языкового материала и тематики изучаемого материала;
  • она должна обеспечить поэтапное формирование навыков и умений, необходимых для формирования монологической речи на определенном этапе обучения;
  • серия упражнений должна быть направлена на решение не только практических, но и образовательных и воспитательных задач;
  • разрабатываемая серия упражнений должна служить развитию подготовленной и неподготовленной монологической речи с учетом их связи.

Разработанная в соответствии с вышеназванными требованиями серия упражнений должна представить собой совокупность связанных между собой типов и видов упражнений, предназначенных для достижения поставленных задач в области развития монологической речи.

Поскольку для базового (среднего) уровня ведущим является обучение самостоятельному высказыванию на основе текста, то возникает проблема определения наиболее рациональных приемов обучения. Одним из них является пересказ. Как известно, существуют разные виды пересказа: пересказ, близкий к тексту, реферирующий пересказ и, наконец, комментирующий пересказ. Последний требует умения обобщать.

Мотивом пересказа является кульминационное событие, привлекающее внимание говорящего. Задача состоит в том, чтобы отразить экспозиционные факты, к которым относятся время, место, положение действующих лиц, обстоятельства, обстановка.

С.В. Калинина утверждает, для того, чтобы передать содержание текста, необходимо овладеть следующими умениями :

  • выделить цепь фактов и событий, ведущих к кульминационному событию (если таковые есть), и выделить экспозиционные факты;
  • опустить несущественные факты, не нарушая логику повествования, не способствующие раскрытию основной идеи;
  • завершить рассказ.

В процессе реализации замысла высказывания говорящему необходимо овладеть также умениями:

  • удержать, фиксировать план высказывания в оперативной памяти;
  • антиципировать последующее изложение содержания;
  • учитывать личность собеседника, степень его информированности о событиях, его возможную реакцию;
  • обобщать и кратко передавать содержание рассказа с помощью перифраза.

В процессе овладения вышеперечисленными умениями необходимо учитывать творческий характер речи, позволяющий использовать в обучении способности к воображению, фантазии, которые, безусловно, отражают индивидуальность личности ученика. Поэтому ситуации для развития этих умений должны отбираться таким образом, чтобы они давали учащимся возможность реализовать их способности к воображению (например, хотели ли вы стать членом экипажа для полета на Луну, объясните почему).

Выбор того или иного задания зависит от уровня владения языком учащихся и от их интересов. Учащиеся используют тот словарный запас и грамматические явления, которыми они владеют, что позволяет организовать более эффективную работу в процессе обучения говорению.

Монолог, как продукт коммуникативной деятельности, представляет собой в первую очередь текст, реализующий коммуникативное намерение автора. Та или иная форма сообщения (или логика изложения) зависит от того, в какой сфере происходит общение, так как оно по-разному реализуется в художественных, научно-популярных, общественно-политических текстах. Следовательно, учебные тексты, предназначенные для обучения монологической речи как форме иноязычного общения, не могут не учитывать параметры оригинальных текстов.

Тексты, предназначенные для обучения монологической речи, очевидно, должны предъявлять значимую для говорения информацию в максимально доступной языковой и логической форме, как утверждает О.В. Гомелева в своей статье, посвященной типологическим особенностям текста для обучения монологической речи . Среди всех жанров наиболее отвечающим этим требованиям являются научно-популярные тексты, так как они сочетают доступность для понимания с информативной ценностью. Доступность для понимания в научно-популярных текстах обеспечивается за счет снятия лингвистических и экстралингвистических трудностей. Ценная в познавательном отношении информация дается в научно-популярных текстах эксплицитно, излагается простым языком. Адаптация таких текстов с учебными целями (например, наполнение их нужной лексикой и грамматикой) не уничтожает таких значимых критериев этого жанра, как информативность, простота и занимательность изложения.

Таким образом, использование научно-популярных текстов в обучении монологическому высказыванию в средней школе создаст дополнительные условия для повышения интереса к изучению иностранного языка и для переноса умений из родного языка в иностранный.

Необходимо помнить, что для стимулирования учащихся желательно время от времени подводить итоги работы, иллюстрируя им результаты в умении выступать по прочитанному, а также принимать участие в беседе. Убежденность в пользе овладения языками возникает у учащихся в их реальном общении со сверстниками, как в процессе учебной деятельности, так и в бытовой сфере.

Итак, монологическая речь характеризуется ясностью, логичностью, информативностью, а также способностью передавать собственное отношение или оценку предмету. Трудность овладения этим видом речевой деятельности заключается в одновременном осуществлении смысловой и языковой программы.

Комплекс упражнений для обучения монологической речи

Монологическое высказывание – это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать. Монолог – это активный и произвольный вид речи, для осуществления которого говорящий должен иметь какое-то содержание и уметь построить на его основе высказывание или последовательность высказываний. Этот вид речи предполагает планируемость и программирование не только отдельного высказывания или предложения, но и всего сообщения. При этом объем и характер информации, а также выбор языковых средств определяются самим говорящим. Основная трудность для говорящего заключается в определении объекта высказывания и последовательности изложения.

Устная монологическая речь имеет специфическую структуру, которая характеризуется, как уже отмечалось ранее, в главе о процессе усвоения иноязычной речи при формировании произносительных навыков:

  • более точным отражением нормы языка;
  • целенаправленностью сообщения;
  • законченностью;
  • непрерывностью и развернутостью;
  • отсутствием полемичности и дискуссионности;
  • меньшей аффективностью.

Классификация упражнений, в связи с преимущественным функционированием в них какой-либо из форм абстрактного мышления, может быть представлена двумя основными типами, предложенными Н.К. Фарадян :

  • логически простые, если в основе лежат суждения по аналогии;
  • логически сложные, если в основе лежат суждения по модальности или умозаключение.

I тип упражнений:

1. Упражнения с целевой направленностью информировать слушающего без побуждения его к словесной реакции: сообщение фактов, описание, характеристика действий.

2. Упражнения с целевой направленностью побудить слушающего к ответным комментариям: сообщение фактов с элементами доказательств; реакция с помощью провокационных вопросов.

Далее предлагается комплекс упражнений, разработанный на основе заданий, представленных Е.А. Маслыко. В этих упражнениях, предложенные примеры составлены на основе текста “Susan Graham talks about the Sydney 2000 Olympic Games” по учебнику “Happy English 3” Т.Б. Клементьевой, J.A. Shannon .

Данные упражнения направлены на то, чтобы учащиеся могли проинформировать о событиях, описываемых в тексте, своих товарищей. Это подразумевает тщательную проработку содержания текста, вырабатывает умение логически представить событие.

Итак, рассмотрим следующие упражнения:

  1. Просмотрите два первых абзаца текста “Susan Graham talks about the Sydney 2000 Olympic Games” и кратко расскажите об открытии Олимпийских игр.
  2. Расскажите только о том, что подтверждает следующие мысли: “It will be the second time that Australia has hosted the Games”; “There are a number of popular sports in Australia which are not Olympic sports”.
  3. Расскажите о следующем факте “Australia’s multicultural development”, используя при этом рабочие материалы (наброски будущего высказывания: план, а также слова, словосочетания и целые предложения, отражающие ход развития мысли, служащие для связи, как отдельных предложений, так и целых смысловых частей).
  4. Выразите свое отношение к приводимым в тексте фактам и событиям. Например, “About 200 countries are expected to participate”; “15 000 members of the media will cover the event”; “Sydney Olympic Park at Homebush is being built on former industrial land, the rehabilitation of which is seen as a major environmental triumph for Sydney”.
  5. Составьте рассказ по картинкам (картинки связаны с темой текста).
  6. Составьте письменный пересказ текста. Выберите для этого 10-12 предложений из текста “Susan Graham talks about the Sydney 2000 Olympic Games”, передающих основное содержание текста.
  7. Составьте сжатый пересказ основного содержания текста своими словами.
  8. Передайте содержание текста, используя замену слов.
  9. Перескажите изложенную в тексте информацию, добавляя известную вам ранее.
  10. Составьте избирательный пересказ текста, отражая одну или ряд взаимосвязанных мыслей. Например, расскажите все об организации Олимпийских игр в Сиднее.
  11. Составьте пословный, портретный пересказ текста, адресуя его определенной группе лиц.

II тип упражнений:

1. Упражнения с целевой направленностью побудить слушающего к принятию решения.

2. Упражнения с целевой направленностью побудить слушающего к действиям.

  • сообщение фактов плюс личное отношение и доказательство истинности фактов;

Данные упражнения могут быть направлены:

  • на контроль понимания и на одновременное совершенствование механизмов неподготовленной речи на основе прочитанного;
  • только на совершенствование механизмов неподготовленной речи на базе прочитанного дома произведения.

Далее предлагаются упражнения, при помощи которых учащиеся способны побудить слушающего к принятию решений, к действиям. Эта группа упражнений особенно важна, поскольку данные упражнения учат анализировать, выделять важное и существенное в тексте, учат отстаивать свою точку зрения, доказывать что-либо, выражать свое мнение, то есть не только работать с готовым текстом, но и размышлять, что очень важно. Общаясь на родном языке, человек владеет всеми перечисленными умениями, ведь это необходимые навыки процесса коммуникации.

Заметим также, что данные виды упражнений помогают повысить мотивацию учащихся. Они видят, что полученные ими умения анализировать, сообщать, доказывать и так далее, возможно использовать в повседневном общении на иностранном языке.

Здесь могут быть предложены следующие виды упражнений:

  1. Истолкуйте выводы, изложенные в тексте, своими словами, приводя доказательства из текста и добавляя свои.
  2. Выразите свое мнение по поводу тех фактов, с которыми вы категорически не согласны. Объясните, почему вы так считаете.
  3. Спросите, согласны ли ваши товарищи с вашими утверждениями и попросите их проанализировать эти факты.
  4. Пригласите собеседника к размышлению (суждению, дискуссии), ссылаясь при этом на авторитеты (источник, данные или какую-либо другую информацию).
  5. Скажите, что полученное сообщение не соответствует действительности и объясните почему. (Учитель заранее произносит предложения, которые не соответствуют содержанию текста).
  6. Скажите, что вы хотите что-либо сделать (в чем-то убеждены, настаиваете на чем-либо) и спросите собеседника, согласен ли он с вами, разделяет ли он вашу точку зрения и почему.

Вышеуказанные два типа упражнений, о которых говорит в своей статье Н.К. Фарадян, способствуют дальнейшему формированию и совершенствованию навыков неподготовленной речи, устной и реально-речевой деятельности, которая в свою очередь, в методике преподавания подразделяется на два вида:

  • подготовлено содержание, но не подготовлена форма;
  • не подготовлена ни форма, ни содержание.
Исходные данные Известно содержание, но не известна форма Исходные данные Неизвестны ни форма, ни содержание. Основа – прошлый опыт прочитанного
Цель Развитие навыков извлечения новой информации из прочитанного с одновременным развитием навыков неподготовленной речи на основе самостоятельного высказывания Цель Развитие и совершенствование навыков неподготовленной речи
Упраж. Упражнения на контроль понимания прочитанного, и одновременное развитие навыков самостоятельного подготовленного и неподготовленного высказывания Упраж. Упражнения на развитие и совершенствование навыков неподготовленной речи

Теперь рассмотрим подробнее принципы работы над текстом. При подготовительной работе учащимся могут быть предложены следующие виды заданий:

  1. Дать оценку сюжета прочитанного.
  2. Охарактеризовать какое-либо событие или персонаж из прочитанного.
  3. Высказать свое мнение по поводу имевшего место события, поступка.
  4. Прокомментировать событие, поступок.

Такие виды заданий дают учащимся возможность более тщательно поработать с текстом самостоятельно и в то же время выразить свои мысли по поводу прочитанного, обозначить свою точку зрения по тем или иным вопросам, запрашиваемым в тексте.

Рассказ не должен являться идентичным пересказу прочитанного текста. Поэтому целесообразно давать задания по рассказам, требующим изменения формы прочитанного, такие как предлагает Н.К. Фарадян:

  • рассказ-пересказ прочитанного, с личной оценкой событий,
  • рассказ от различных действующих лиц;
  • рассказ по ключевым словам;
  • рассказ по иллюстрациям к тексту;
  • рассказ с изменением начала и конца текста.

Для того чтобы придать языковой форме живость, необходимо затренировать клише обращения: I say; This is what I’ll tell you; This is what I’m going to tell you; You can’t imagine, but… .

Для выполнения же упражнений, в которых не подготовлены ни форма, ни содержание, учащимся необходимо приложить больше усилий. Эти упражнения целесообразно выполнять на дальнейших этапах работы с текстом, после того как проведена тщательная работа с текстом. Упражнения, в которых не подготовлены ни форма, ни содержание, можно отнести к творческим. В работе над ними учащиеся учатся выражать свое мнение, производить критический анализ прочитанного, описывать ситуацию с различных сторон. Все это требует от учащихся больших усилий, в работу активно включается воображение, мышление, а развитие мышления на иностранном языке – непременное условие овладения умением как говорить, так и понимать речь.

В целом же можно сказать, что все эти упражнения очень интересны и помогают повысить мотивацию учащихся в процессе общения на иностранном языке.

Список использованной литературы:

  1. Артыкбаева А.К. Требования к упражнениям для развития монологической речи на младших курсах языкового вуза/ А.К.Артыкбаева// Интенсификация обучения речевой деятельности в языковом вузе.- Алма-Ата, 1988.- С.63-67.
  2. Гомелева О.В. Типологические особенности текста для обучения монологической речи/ О.В.Гомелева// Интенсификация обучения речевой деятельности в языковом вузе.- Алма-Ата, 1988.- С.68-71.
  3. Калинина С.В. К концепции обучения монологическому высказыванию/ С.В.Калинина// Иностранные языки в школе.-1991. № 1. С.22-26.
  4. Клементьева Т.Б. Счастливый английский/ Т.Б.Клементьева, J.A.Shannon. Кн.3 для 10-11 кл. общеобраз. шк.- Обнинск: Титул, 1999. -352 с.: ил.
  5. Фарадян Н.К. Развитие навыков неподготовленно-экспрессивной речи/ Н.К.Фарадян. - Ереван: Луйс, 1972.- 84 с.

Прежде чем перейти к рассмотрению способов совершенствования речевых умений, нам представляется логичным рассмотреть понятие монологического высказывания.

Как указывает Е.И.Пассов, монологическая речь представляет собой одну из форм общения, которая реализуется не только в устной, но и в письменной форме.

Согласно определению Е.И. Пассова, монологическим высказыванием является такой отрезок речи, который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами. Это означает, что монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса любого уровня - парного, группового, массового и что любое монологическое высказывание диалогично по своей природе, всегда кому-то адресовано, даже если этот адресат - сам говорящий .

Поскольку объектом нашего исследования является процесс обучения монологической речи, целесообразно рассмотреть понятие монологической речи подробнее.

Прежде всего, следует назвать разновидности монолога, которые встречаются в реальном общении. К ним относятся приветственная речь, похвала, порицание, лекция, рассказ, характеристика, описание, обвинительная или оправдательная речь и т.д. .

Важно отметить, что каждый тип монологической речи может реализоваться в зависимости от этапа обучения, ситуации общения, коммуникативной потребности учащихся на уровне предложения, сверхфразового единства, либо развёрнутого высказывания.

Психологическая характеристика монологической речи обусловлена коммуникативной функцией (связное непрерывное изложение мыслей одним лицом). Она отличается относительно непрерывным характером высказывания, то есть процесс порождения речи длится определенное время, не будучи прерванным кем-либо или чем-либо. Данное качество определяет весьма специфическую настроенность говорящего, организацию его высказывания .

Монологической речи свойственна последовательность, логичность. Эти качества проявляются в развитии идеи ключевой фразы в последующих (других). «Развитие идеи» не следует понимать буквально, имеется ввиду ее уточнение, пояснение, обоснование, дополнение, подходы к ней.

Следующей характеристикой монологической речи является относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность. Когда мы довольствуемся такими «монологическими» высказываниями, как Я хочу написать письмо. Я иду на почту. Я покупаю конверт, марку и бумагу. Я пишу письмо, заклеиваю конверт и опускаю письмо в ящик, то не мешало бы подумать о том, что подобное хронологическое перечисление действий не может привлечь внимание собеседника. В процессе общения такие высказывания выглядят нелепо.

К характеристикам монологической речи относят тематичность высказывания и синтаксическую усложненность. Монологическое высказывание делается по определенному поводу и имеет тенденцию оставаться в рамках заданной темы .

Е.Н. Соловова, в свою очередь, отмечает такие характеристики монологической речи, как целенаправленность, соответствие речевой задаче, самостоятельность и выразительность .

Действительно, прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей.

На уроке все несколько иначе. Ситуацию надо создать, иначе исчезает самая важная характеристика монолога - целенаправленность, которая в значительной степени определяет и все остальное.

Попробуем это доказать. Приведем два примера монологических высказываний и определим, как наличие или отсутствие четко осознаваемой цели может повлиять на реализацию основных характеристик монолога.

В первом случае, ученики прочитали текст и получили задание пересказать его близко к тексту. Цель у такого монолога, безусловно, есть, но она, скорее, связана с желанием получить хорошую оценку. Такой монолог будет формально соответствовать всем основным характеристикам монолога. Однако его вряд ли можно назвать речью по сути, так как реальным автором данного произведения был и остается автор текста. Именно ему принадлежит определение логики высказывания, выбор средств выразительности и т.д. Но это не значит, что такое задание, как подробный пересказ текста, не имеет права на существование на уроке иностранного языка, однако пересказ имеет гораздо большее отношение к отработке лексических, грамматических навыков, к проверке умений читать с полным пониманием прочитанного, чем к формированию собственно речевых навыков. Если говорение относится к продуктивным навыкам речи, то формировать его лишь на основе репродуктивных упражнений было бы, по меньшей мере, неправильно.

Во втором случае, ученики прочитали текст и получили на выбор несколько заданий: рассказать текст от лица одного из героев, дать характеристику одному из героев текста, оправдать/осудить поведение или позицию героев текста, подумать и рассказать, как могло бы измениться действие рассказа в иных обстоятельствах, дать аннотацию текста или коротко изложить его содержание, сравнить поведение разных героев и дать оценку их поведению.

Здесь, какое бы задание не выбрал ученик, это будет не просто механическое заучивание текста, а подлинно самостоятельно речевое высказывание, поскольку цель любого из предложенных монологов не дублирует речевую цель автора текста. Целенаправленность, в свою очередь, определит характер монолога, его логику, структурную организацию, законченность, самостоятельность и выразительность. Учащийся будет создавать (проектировать, продуцировать) свое, неповторимое речевое произведение, основываясь на материале текста, будет учиться интерпретировать и трактовать по-иному факты, слова, поступки и т.д., производить необходимые языковые и речевые трансформации текста .

Следует также назвать разновидности монологической речи. Во-первых, это описание - природы, портрета, человека, здания, квартиры, улицы, города и т.д., которое может быть конкретным и обобщенным; может содержать перечисление признаков и свойств - тогда оно приближается к характеристике. Для описания характерно употребление номинативных и даже эллиптичных предложений.

Во-вторых, это повествование, характеризующееся динамичностью; действительность здесь представлена в процессе изменения и развития как цепочка взаимосвязанных действий и состояний.

Третьей разновидностью монологического высказывания является рассуждение, которое ведется с разными целями: дать обоснование действиям, выявить их причинную связь, согласиться с тезисом (выводом) или обоснованно отвергнуть его.

При этом, каждый из перечисленных типов монологической речи (описание. повествование и рассуждение) в учебном процессе может реализоваться в зависимости от этапа обучения, ситуации общения, коммуникативной потребности учащихся либо на уровне предложения, либо сверхфразового единства, либо развернутого высказывания (текста) .

В ряду функций монологической речи выделяют информативную, воздейственную и оценочную.

Монологическая речь может быть репродуктивной и продуктивной. Репродуктивной речью является воспроизведение заученного материала, механический пересказ прослушанного, прочитанного текста устно или письменно. В репродуктивном говорении уже задано содержание, т.к. сам текст подсказывает языковые средства. К репродуктивным упражнениям относится подробный пересказ текста. В этом случае, воспроизводя текст, учащийся использует лексические и грамматические средства автора, а не собственные. Продуктивная речь, в свою очередь, представляет собой устную или письменную речь, когда источник речи не просто воспроизводит её в готовом виде, а конструирует в поисках лучшего варианта при оформлении своей мысли .

Продуктивной речью является говорение на заданную тему. В продуктивном говорении высказывание учащегося производится самостоятельно, но здесь необходимо помочь сделать его более развернутым, последовательным. Для развития продуктивной речи следует использовать творческие виды заданий: аннотацию, рецензию, характеристику героев, оценку событий .

В обучении монологическому высказыванию выделяют следующие задачи: научить выражать законченную мысль, логически раскрывать её содержание, высказываться с достаточной скоростью.

При выявлении задач на каждом конкретном этапе обучения иностранному языку необходимо установить стадии развития речевых умений, ибо только они позволяют организовать работу над монологическим высказыванием адекватно его качествам. При этом следует учитывать несколько уровней:

1. автоматизированности - проявляется в так называемой автоматической пробежке (отрезке речи, произносимом без вынужденных пауз);

2. самостоятельности говорящего - определяется, в первую очередь, наличием или отсутствием опор, а также их характером;

3. сложности в решении речемыслительной задачи -- зависит от личного опыта и знаний говорящего, связанных с обсуждаемой проблемой;

4. комбинационности материала - определяется широтой охвата проблем и предметов обсуждения .

Далее следует изучить методологические правила построения монолога. На первом этапе вырабатывается умение высказать одну законченную мысль, одно утверждение по теме на уровне одной фразы. Преподаватель называет тему, учащиеся по очереди произносят по одной любой фразе (точнее, предложению, т.к. это не говорение).

Второй этап начинается тогда, когда от учащихся требуется обратить внимание на логическую связь сказанных фраз. Например, высказывание «Наш класс большой. Наш класс чистый» методологически неудачно, так как предложения построены по одной модели (второе предложение не следует из первого), a высказывание «Наш класс большой. В нем четыре окна» более удачно. На этом этапе нужно отучить учащихся произносить бессодержательный набор предложений и учить высказываться логически.

Третий этап характеризуется новыми логическими задачами и обязательным увеличением объема высказывания. Здесь учащийся должен включать элементы рассуждения, аргументации.

На этапе совершенствования навыков следует добиваться высказывания со всеми присущими ему качествами на уровне двух-трех фраз. Такое высказывание можно назвать микровысказыванием (микромонологом). На каждом последующем этапе развития умения следует развивать высказывание большего объема и соответственно лучшего качества .

Таким образом, монологической речью является одна из форм общения, которая реализуется не только в устной, но и в письменной форме. Она представляет собой речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д.

К качествам монологической речи относятся последовательность, логичность, относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность, тематичность высказывания и синтаксическая усложненность. Для реализации всех характеристик монолога необходимо наличие четко осознаваемой цели. Для этого, при работе с текстом на уроке английского языка, учитель предлагает учащимся задания, при выполнении которых осуществляется подлинно самостоятельно речевое высказывание.

Способны ли ваши ученики воспроизвести монолог на заданную тему на английском языке? Не пересказать прочитанное или услышанное, не рассказать заранее написанное и тщательно вызубренное, а именно поговорить на заданную тему? Довольно часто ответ на этот вопрос - “нет”. Тем не менее навык важный и нужный. Так как же помочь нашим ученикам?

Сегодня рассказываем, как обучать монологическому высказыванию.

Что это такое?

Это форма речи, характеризующаяся развернутостью, автономностью, наличием цели и особым языковым оформлением. Монолог всегда обращен к кому-то, будь то группа людей, один человек или сам говорящий. Кроме того, такая форма высказывания всегда имеет цель, из которой вытекает оформление речи.

Монологическая речь в рамках изучения иностранного языка является важным навыком, который проверяется рядом экзаменов, как государственных, так и международных. Также, умение излагать свои мысли в особой форме делает нас лучшими собеседниками.

Обучение монологическому высказыванию происходит с начальных классов и может быть условно поделенным на несколько этапов.

  1. Первый этап подразумевает под собой выработку языковых автоматизмов, другими словами, обучение языку в целом. На этом этапе монолог довольно условный и является изложением услышанного или прочитанного, повторением готового материала, имитацией готовой речи и т.д. Такой вид монологического высказывания характерен для низких уровней. Продукт на выходе хоть и является условно монологом, более зависим от внешних материалов, всегда заранее подготовлен и отрепетирован.
  2. На втором этапе происходит обучение отбору и использованию языковых средств, подбор необходимого и уместного языкового материала. Данный этап также характеризуется опорой на готовый текст, но уже является реакцией на него. Кроме того, на этом этапе происходит обучение организации высказывания, использованию слов-связок и других средств оформления речи.
  3. Третий этап - это инициативное высказывание, т.е. уже полноценный монолог на тему. К этому моменту учащиеся в достаточной мере владеют языком, знаниями об оформлении и связности речи и способны построить монологическое высказывание на любую тему без необходимости изложения готового текста.

С третьим этапом, как правило, и случаются проблемы. К сожалению, даже взрослые ученики высоких уровней часто не способны воспроизвести монолог достаточной длины. Либо высказывание их может быть развернутым, однако нелогичным, несвязным и т.д.

Что делать?

Проблема в том, что многие не умеют оформлять свой монолог. Часто студенты признаются, что не знают, о чем можно говорить на протяжении, скажем, 1-2 минут и т.д. Сколько бы не было причин, решение часто одно - научить оформлять речь и планировать ее.

В этом поможет старое доброе средство - mind mapping. Мы уже писали о том, как можно применять это для . Тот же принцип можно с успехом использовать в подготовке монолога на тему.

Как это работает?

Для примера возьмем задания из экзамена IELTS - Speaking Part 2, которое представляет собой монологическое высказывание на заданную тему. С этим заданием возникают проблемы у многих неподготовленных к формату экзамена студентов, просто от того, что они не знают, как организовать свои мысли так, чтобы упомянуть все, что есть в задании и уложить это в 2 минуты. На подготовку к такому заданию дается 1 минута. За это время невозможно написать полную речь, однако возможно создать опорный mind map.

Представьте, что ученику предстоит подготовить ответ на следующую тему:

Describe a language other than English that you would like to learn.
You should say:
what the language is
where it is spoken
what you think would be difficult and what would be easy about learning the language
and explain why you would like to learn it.
(taken from https://ieltsmaterial.com/)

Задача учащегося за 1 минуту подготовить монолог на 2 минуты, включив все необходимое из задания, еще и хорошо структурировать и оформить.

Первое, что я рекомендую сделать своим студентам и делаю сама - подчеркнуть ключевые моменты в задании, чтобы не пропустить ничего в своем высказывании. Основной темой высказывания будет язык, который студент хотел бы выучить помимо английского. Это будет сердцевиной mind map. Далее студент должен упомянуть, какой язык, где на нем говорят, что в нем сложного и легкого , и почему он хочет его учить. Эти идеи будут лепестками mind map. Они помогут нам развернуть наше высказывание до необходимого объема.

К каждому из лепестков на mind map можно добавить краткий ответ на вопрос, причины (если это уместно), а также слова-связки, и другую полезную лексику. В итоге mind map к данному заданию может выглядеть так:

Кликните на изображение, чтобы открыть в большем разрешении

С помощью этого mind map можно составить подобный ответ:

I am going to talk about a language I would like to learn apart from English.

I’ve always wanted to learn Spanish . First and foremost, this language is spoken in Spain and is one of the official languages in this country. Moreover, Spanish is an official language in almost all Latin American countries , however it is influenced by their indigenous languages and has a number of local dialects. Finally, Spanish is still used in the former Spanish colonies either like an official language or just a spoken language.

On the one hand, it might seem that Spanish is a difficult language to learn. First of all, it contains a lot of new and unusual words which you have to get used to and memorise. In addition, it contains a vast amount of irregular verbs which change differently and the only way to remember them is just learn them by heart. However, for me personally, the most difficult thing about Spanish is that they all speak so fast which makes it really hard to understand what they are talking about.

On the other hand, Spanish is considered by many people one of the easiest languages to learn . There are many international words in the language as well as words of Latin origin, so it is easier for those whose first language is Roman or who studies Latin at university. Apart from this, Spanish has easy rules of spelling and reading which makes it really quick to acquire both reading and writing in this language, not only speaking and listening. The best part about Spanish, in my opinion, is that the word order is not restricted as in English that is why it is easier to learn for those who have the same word order rules in their languages.

I want to learn the language for at least two reasons . First, it is the second most spoken language in the world by the number of speakers after Mandarin Chinese, so knowing Spanish I can communicate with more people worldwide. Second, it is very beautiful, so if you are in love with Spanish culture as I am, knowing the language is a must. That is why I would learn Spanish if I had a chance.

Саму карту можно делать более или менее подробной, в зависимости от условий. Если это не подготовка к экзамену, а именно обучение монологической речи, времени на подготовку можно выделить больше (5-10 минут). При работе с индивидуальным студентом можно поработать над первыми картами вместе (используйте scaffolding и наводящие вопросы, чтобы помочь ученику, но не давайте готовых идей и ответов).

Чем помогает создание mind map при подготовке монологического высказывания?
→ Структура ответа: можно визуально обозначить основную тему высказывания, а также составляющие высказывания. Нумерация поможет не сбиться в порядке во время устного ответа.
→ Краткие ответы: краткие ответы на ключевые вопросы помогут не сбиться с мысли. От краткого ответа уже проще сформировать детали.
→ Полезные выражения: фиксирование полезных слов-связок для каждого пункта поможет не повторятся и использовать разнообразные средства оформления речи.

На первых порах создание такого рода ментальных карт может занимать много времени. Однако, в процессе обучения это приемлимо. С каждым разом процесс будет проходить быстрее. Оформление мыслей таким образом помогает сделать высказывание развернутым, разнообразным и в случае с IELTS ничего не забыть.

Таким образом можно готовить опору не только для монолога для экзаменов, но и при подготовки ответа на вопросы из учебника, или подготовки речи по теме заданной, например, в формате integrated speaking или discussion questions (примеры взяты из Navigate Advanced C1 Student’s book by Mark Bartram, Kate Pickering, OUP, 2016).

Надеемся, что этот небольшой лайфхак поможет вашим ученикам качественнее оформлять мысли для монологического высказывания.

А что вы думаете о данном приеме? Попробовали бы его со студентами? Какими приемами пользуетесь при обучении монологической речи? Ждем ваших историй и вопросов в комментариях!

Вопервых монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения сознательного обращения к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи: устная научная речь например учебная лекция или доклад судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи. Монолог может быть как неподготовленным спонтанным что характерно прежде всего для сферы разговорной речи так и подготовленным заранее...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14477. ОСОБЕННОСТИ СИНТАКСИСА РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ СПОРТИВНОЙ РЕКЛАМЫ) 85.59 KB
Рекламный текст как особый тип текста 6 Определение рекламного текста. Структура рекламного текста. Особенности понятия тип текста. Синтаксические приёмы распространённые в рекламных текстах. Императив как средство воздействия в рекламных текстах. Эллипсисы в текстах рекламы...
10769. ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ. АРГУМЕНТИРУЮЩАЯ РЕЧЬ 8.1 KB
Строгая классическая хрия Цели. Хрия в переводе с древнегреческого обозначает риторическая речь. Хрия – это миниречь содержащая несколько периодов которые по мнению античных учителей красноречия позволяли полностью доказать или объяснить тему. Таким образом речь оратора или даже более значительное произведение вплоть до книги состояло из частей называемых хриями.
137. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске 7.03 KB
Законченность мысли выражается в интонации: для повествовательных предложений характерно понижение тона в конце предложения. Структура повествовательного предложения зависит от его содержания. Вопросительные предложения заключают в себе вопрос о чемлибо неизвестном говорящему.
20730. Особенности стиля текстов аналитических жанров 40.67 KB
В данной работе рассмотрены жанры аналитических публикаций а также приведены примеры статей корреспонденций журналистских расследований что позволяет более детально понять специфику каждого жанра. Первый способ фактографический нацелен на фиксацию неких внешних очевидных характеристик явления на получение кратких сведений о предмете что где и когда произошло. Нередко это обобщение достигает такого уровня который называется публицистической или даже - художественной типизацией что сближает журналистику с художественной...
7399. КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ 103.83 KB
Материалом исследования послужили 300 рекламных текстов отобранных методом сплошной выборки из современных немецкоязычных журналов Bild der Fru Jolie Joy Lis Stern Der Spiegel. Часто некоторые члены предложения вовсе отсутствуют то есть для рекламных текстов характерно употребление эллиптических предложений: So vielfältig wie ds Leben новая модель автомобиля Тойота Королла; Rus mit der Sprche. Rein ins Leben }