Индивидуальный образовательный маршрут младших школьников по фгос. Индивидуальный образовательный маршрут как эффективный способ самореализации школьника в рамках фгос второго поколения. Кто составляет и ведёт

Основная цель современного дошкольного образования - развитие и воспитание будущего школьника с помощью всех доступных педагогических ресурсов. Однако программа обучения малышей ориентирована на ребёнка со средними способностями, а значит, для работы с детьми, имеющими отклонения от норм развития или, наоборот, опережающими своих сверстников, необходимо корректировать рекомендованные стратегии образования. Этим объясняется актуальность разработки отдельного плана для развития конкретного ребёнка-дошкольника, который получил название индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) согласно ФГОС.

Суть понятия ИОМ

Это интересно. Галилео Галилей говорил: «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе».

Индивидуальным образовательным маршрутом называется программа создания образовательного пространства для конкретного ребёнка, которая составляется с помощью детских психологов, дефектологов, воспитателей и методистов на конкретной образовательной ступени (в детском саду это младшая группа, средняя и старшая). Другими словами, ИОМ предполагает подбор видов деятельности, который позволит решить те или иные трудности в обучении или, наоборот, расширить или углубить знания, степень овладения навыком. Например, при выявлении склонностей к математике, ИОМ может включать дополнительные занятия по предмету, или при сложностях в общении со сверстниками ребёнка можно как можно более часто подключать к групповым играм, начиная с работы в паре и постепенно увеличивая число участников. При этом учитывается не только возраст ребёнка (что характерно для общей образовательной стратегии дошкольного учреждения), но и способности малыша, которые могут опережать или тормозиться в сравнении с общепринятыми стандартами. Таким образом, ИОМ - это компенсация трудностей в обучении с учётом личностного потенциала ребёнка, которая позволяет проявить его интеллектуальные, эмоционально-волевые, деятельностные и нравственно-духовные особенности. Несмотря на то что конкретного «рецепта» составления индивидуальной стратегии нет, принципы, цели и задачи ИОМ оговариваются в таких документах, как

Цели и задачи

Главная цель ИОМ - создание подходящих условий в учреждении, занимающимся дошкольным образованием, для успешной самореализации в среде сверстников и окружающих взрослых отдельно взятого ребёнка, его социального и личностного роста, то есть для роста авторитета и увеличения багажа знаний, умений и навыков.

Задачи личной образовательной стратегии следующие:

  • формирование предметной среды для социального развития малыша (то есть обеспечение необходимой материально-технической базы для занятий, например, если ребёнок увлечён игрой в шахматы, то в игровой комнате, вместе со «стандартными» игрушками может быть шахматная доска специально для него);
  • организация единой системы взаимодействия всех звеньев администрации, а также сотрудничество с родителями, направленное на социально-личностный рост ребёнка;
  • совершенствование диалога с ребёнком на основе взаимоуважения и доверия;
  • создание всех условий для воспитания позитивного отношения малыша к себе и окружающим людям, а также для развития коммуникативной компетентности ребёнка;
  • формирование у малыша позитивного отношения к своей личности, а также воспитание осознания прав и свобод, касающихся актуальных для этого возраста понятий (выбор друзей, игрушек, право на личные вещи, а главное - право на собственное мнение).

Вышеперечисленные задачи обуславливают факторы, определяющие ИОМ:

  • заказ государства;
  • запросы и потребности взрослых членов семьи, в частности, родителей;
  • личностными способностями и уровнем потенциала конкретного ребёнка;
  • материальной и технической оснащённостью, а также педагогическими кадрами учреждения дошкольного образования.

Данные факторы важны на всех уровнях взаимодействия: государство определяет общую стратегию и направленность развития образования (например, воспитание патриотизма, духовности), обеспечивает детские сады необходимыми материалами, родители выдвигают требования к уровню подготовленности детей, малыши реализуют и расширяют свои возможности, а замыкается круг опять-таки государством - оно «получает» личности, которые становятся достойными гражданами своей страны, заботящимися о её процветании.

Все эти аспекты создания ИОМ практически повторяют общую стратегию дошкольного образования, но с той разницей, что теперь индивидуализация, то есть ориентация на воспитание неповторимой личности, осуществляется не только в специально отведённые часы для тех или иных занятий или в отдельных видах деятельности, а проходит «красной нитью» через весь образовательный процесс.

Для кого и зачем создаётся

Индивидуальная стратегия образования создаётся для детей

  • отстающих в усвоении программы дошкольного учреждения;
  • с психическими отклонениями, для детей с инвалидностью;
  • с опережающим умственным развитием.

В целом же ИОМ разрабатывается для

  • тренировки моторики (и мелкой, и крупной);
  • формирования навыков гигиенического, нравственно-культурного, коммуникативного и социального свойства;
  • деятельностной реализации потенциала ребёнка, затрагивающей манипулятивную (раскладывание лото, карточек и пр.), сенсорно-перцептивную (определение геометрических фигур по форме, фактуры материала по тактильным ощущениям и т.д.), предметно-практическую (применение детского набора для песочницы не только по назначению, но и для ухода за комнатными растениями) и игровую области развития;
  • развития речевых способностей (выполняя различные задания, малыш должен комментировать свои действия);
  • формирования правильных представлений о мире, окружающем нас;
  • понимания сути понятий пространства и времени.

Как правило, ИОМ составляется на учебный год, но в некоторых случаях (например, если малыш не справился с проблемой или если дело касается одарённого ребёнка) стратегия может использоваться весь период обучения, корректировать нужно только методы и приёмы работы: так, чтобы они соответствовали возрасту ребёнка.

Кто составляет и ведёт

Разработкой ИОМ занимается воспитатель, но - что имеет особое значение - делает он это ТОЛЬКО совместно с методистом и психологом, а также с учётом рекомендаций и комментариев

  • родителей малыша;
  • логопеда.

Заполняют карточку воспитатель, психолог (некоторые аспекты социально-коммуникативного развития) и логопед (ряд пунктов в речевом развитии). Разграничение аспектов наблюдения и работы проходит индивидуально, что связано с квалификацией работников дошкольного учреждения. Особенно это касается детских садов, где воспитатель также выполняет и функции логопеда. То есть на практике создаётся папка с ИОМ, включающая психолого-педагогическую диагностику малыша, план реализации стратегии, перечень ожидаемых результатов, а также таблица или характеристика с подробностями выполнения каждой поставленной цели. С периодичностью, установленной администрацией учреждения (исходя из целей конкретного ИОМ), родители знакомятся с ходом выполнения поставленных задач, после чего высказывают свои пожелания, задают вопросы касательно конкретной области образования. В перспективе предполагается, что каждый малыш, выпускающийся из детского сада, будет предъявлять своё «досье» учителю начальных классов, который, продолжая начатую линию индивидуализации образования, будет формулировать следующие цели, задачи ИОМ и заниматься их реализацией уже на этапе обучения ребёнка в школе.

Что включает

Основное направление Цели и задачи Методы и средства
Сенсорное воспитание Ц. : развитие осязательных, мышечных навыков через действия восприятия и мышления.
З.: развивать мелкую моторику; мышление, зрительное восприятие
М.: упражнения, игра.
С.: настольно-печатные игры, лото, домино, пазлы, мозаика, шнуровка, втулки, поручения в уголке природы, исследовательская деятельность (с бумагой, природным материалом), пластилин, глина, песок.
Экологическое воспитание Ц.: расширение представлений об окружающей природе.
З.: * учить устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и действиями человека в природе,
*расширять представления о растениях и животных родного края, России, планеты Земля,
*формировать экологическую культуру, необходимость охраны природных ресурсов.
М.: упражнения, игра, опыты, вопрос, беседа, поисковая деятельность.
С.: дидактические игры, лото, домино, пазлы, поручения в уголке природы, исследовательская деятельность (с водой, льдом, природным материалом - уголь, камень, смола, песок, щебень).
Развитие основных видов движений Ц.: развитие общей моторики, координации.
З.: * развивать физические качества -быстроту, ловкость, проявление выносливости и силы, *совершенствовать равновесие.
*воспитывать организованность.
М.: упражнения, массаж, физкультминутки, игра.
С. – спортивные снаряды: гимнастические скамейки, кегли, гимнастические палки, мячи, скакалки, кольцебросы и т.д.
Нравственное воспитание Ц.: приобщение к общепринятым нормам и правилам поведения.
З.: учить умению управлять своим поведением
М.: упражнения, игра.
С.: чтение художественной литературы, драматизация художественных произведений, иллюстрации, слайды.
Речевое развитие Ц.: развитие речи.
З.: * расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков,
*учить использовать в речи синонимы, антонимы,
*совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу,
*формировать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка,
*совершенствовать фонематический слух, определять место звука в слове.
*учить согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными,
*учить образовывать однокоренные слова,
*воспитывать культуру речевого общения,
*упражнять в составлении предложений,
*учить делить слова на слоги.
М.: дидактические упражнения, игра, беседа.
С.: настольно-печатные игры, дидактические игры, тесты, разрезная азбука, игры - схемы, кассы, предметные картинки.
Социально-коммуникативное развитие Ц.: обогащение сознания детей новым содержанием - осмысление понятий - время, знак, символ.
З.: * закреплять навыки использования вежливых слов.
* воспитывать культуру поведения за столом, в общении со сверстниками и взрослыми, в общественных местах.
* воспитывать оптимистические качества.
* формирование навыков самообслуживания.
* закрепление знаний о ПДД
М.: упражнения, игра, вопрос.
С.: настольно-печатные игры, дидактические игры, тесты, игры - схемы, предметные картинки, учебно-методический материал по ПДД.

Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС

Разработка индивидуальной стратегии происходит поэтапно.

  • Стадия наблюдения. Целями этого этапа является выявление детей, испытывающих трудности, в результате наблюдатель заполняет таблицу.
  • Стадия диагностики. Этот этап осуществляется вместе с детским психологом. С ребёнком выполняются тесты, позволяющие выявить причины возникновения тех или иных трудностей. Результатом работы становится таблица.
  • Стадия конструирования. Целью этого этапа является собственно разработка ИОМ на основе выявленных сложностей и поводов их возникновения. Результат - готовая схема маршрута.
  • Стадия реализации. С помощью разных методов происходит выполнение ИОМ. Среди универсальных способов достижения поставленной цели, например, при трудностях в социализации ребёнка, можно выделить такие:
Методы Цели
Беседы, игры, обсуждение прочитанных книг, проблемных вопросов (например, в средней группе - что такое хорошо, а что такое плохо). Знакомство с различными проявлениями эмоций, которые формируют нравственные оценки (например, злость на волка, съевшего Красную Шапочку помогает сформировать отрицательное отношение к подлым поступкам)
Игры, тренинги для развития сферы поведения. Развитие навыков общения, снятие напряжения, снижение агрессивности в поведении, негатива и т.д.
Арт-терапия (изонить, сказкотерапия, куклотерапия) Творческая реализация, воспитание эстетического вкуса
Приёмы психогимнастики для релаксации Расслабление мышц, эмоционально-позитивный настрой и т.д.
  • Стадия диагностики. Оценка результатов работы по ИОМ. Главный критерий - осталась проблема или её удалось устранить. В случае если прогресса нет, разрабатывается новый ИОМ, если же намечается прогресс, то можно продолжить или доработать уже существующий.

Примеры

Индивидуальные маршруты, как уже отмечалось, не имеют установленной схемы оформления, могут быть в виде таблицы или в виде текста - всё зависит от той трудности, на решение которой разработка направлена. Рассмотрим два варианта составления.

Пример №1

Трудности: невнимательна и рассеяна, испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.

Испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.

Месяц
Неделя
Режимные моменты Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями
Январь
3 неделя
Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур» Игра «Танграмм»
4 неделя Прогулка
«Нарисуй на снегу геометрический замок»
Расскажи друзьям о своём рисунке
Февраль
1 неделя
Дидактическая игра «Что изменилось?» Памятка «Игры на развитие логического мышления»
2 неделя Дежурство в уголке природы
Полив растений ориентируясь на описание цветка.
Мультимедийная игра «Ассоциации»
3 неделя Работа с перфокартами
«Состав числа»
Научи товарища
Работать с карточкой.
Игра в гости к нам.
4 неделя Во время утреннего приёма выполнение заданий на раздаточных листах Мультимедийная презентация «Весёлый счёт» Проверь работу товарища.

Результаты действия маршрута : Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. Ребёнок справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.

Пример №2

Возраст ребёнка: 4 лет 2 месяца

Пол: мужской

Проблема: слабые вычислительные навыки

Цель индивидуального маршрута: развитие и закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка

Задача: развивать внимание, память, логическое мышление.

Периодичность занятий:2 раза в неделю

Длительность: 20 минут

Упражнения на занятиях:

  1. «Цифры заблудились» Расставить цифры по порядку Учить называть цифры по порядку

2.»Что изменилось? Какой цифры не стало?» Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряда Провести игру «Назови соседа»

3.«Весёлый паровозик» Прицепить, присоединить вагончики с цифрами к паровозику. Решать примеры путём прибавления цифры 1.

  1. Поставь машины в гараж Решение примеров путём присчитывания единицы Учить называть следующую и предыдущую цифру
  2. «Почтальон» Разнести письма - примеры по домам (решение примеров путём прибавления и вычитания цифр 1 и 2) Провести игру «Принеси письмо бабушке, брату»
  3. «Десантники» Каждого «десантника»- цифру приземлить на свой пример. Игры дома на счёт предметов, которые окружают ребёнка.
  4. Помоги Незнайке решить примеры Решение примеров первого десятка с использованием перфокарт Решать примеры с использованием сказочных героев: Хрюши, Степашки, Чебурашки и т. д
  5. Поможем ёжику собрать грибы. Закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка. Решение примеров в домашних условиях.

Структура индивидуального занятия:

  1. Организационный момент: минутка радости.
  2. Сюрпризный момент: приход сказочного персонажа.
  3. Основная работа: помоги, угадай, подскажи

Работа у магнитной доски;

Упражнения с раздаточным материалом;

Работа в тетради.

    Итог занятия: минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.

Оценка деятельности:

В результате планомерной и систематической работы с ребёнком, имеющим слабые вычислительные навыки, к концу годичного цикла занятий:закрепятся вычислительные навыки; повысится познавательный интерес к математике; активизируется мыслительная деятельность ребёнка, он свободно будет выполнять вычислительные упражнения в пределах первого десятка. Эти достижения помогут в дальнейшем преодолеть проблемы по математическому развитию дошкольника.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Важной составляющей работы учителя по реализации является социализация обучающихся, умение научить их самостоятельно жить в условиях стремительно меняющегося мира. В настоящее время педагоги по всей стране активно внедряют Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 No 413 (далее - ФГОС), в котором обозначены ориентиры педагогической деятельности и стандарты . Социализация детей по ФГОС имеет следующее значение: «Стандарт направлен на обеспечение: <...> воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления» (п. 3 ФГОС).

Социализация детей по ФГОС с помощью портфолио и элективных курсов

Нельзя сказать, что в предыдущие годы мы не задумывались над тем, как наши дети войдут во взрослую жизнь, какую профессию выберут, насколько станут успешными. Так, уже в 2006 г. в рамках программы по профессиональной ориентации в школе шло обсуждение внедрения и ведения портфолио, где отмечались , но и предпочтения ребенка в профессиональной сфере. К выпуску 2008 г. многие из ребят нашей школы имели достаточно хорошие результаты в различных сферах ученической деятельности. Однако в то время наличие портфолио находило применение только в школе и никак не учитывалось при поступлении в высшие учебные заведения.

В 2005-2006 гг. творческая группа учителей разработала программу по профессиональной ориентации в школе , рассчитанную на 1 час в неделю, которая преподавалась классным руководителем в 9-м классе. Данная программа являлась попыткой помочь ребятам социализироваться в обществе, определить для себя профессиональные приоритеты.

В то же время учителями-предметниками в рамках программ по профессиональной ориентации в школе начали разрабатываться программы профильных, предпрофильных и элективных курсов для 8-9-х классов. Это были курсы по выбору, что позволяло обучающимся двигаться по индивидуальному плану. В течение года каждый ученик в общей сложности проходил 68-70 часов. Прообразом дневника успешности стали зачетные листы, которые затем вкладывались в портфолио.

Индивидуальный образовательный маршрут в школе

Сейчас наступило новое время - время ФГОС общего образования, и его внедрение наша школа начала в числе первых. Организуя учебный процесс в школе, мы ведем всестороннюю работу по воспитанию и социализации детей в соответствии с ФГОС. В ее рамках обучающиеся школы составляют по образцу индивидуальный образовательный маршрут ученика начальной школы .

Обучающиеся, конечно, не всегда выполняют все, что запланировано в программе по профессиональной ориентации в школе. К сожалению, достаточно часто они воспринимают таблицы как очередное ни к чему не обязывающее анкетирование (несмотря на все усилия педагогов по разъяснению важности данной работы для самого ученика). Также и не все родители понимают значимость планирования деятельности, считая это пустой тратой времени.

Необходима терпеливая и постоянная разъяснительная работа, ознакомление родителей с программой по профессиональной ориентации в школе и требованиям ФГОС общего образования, для того чтобы усилия дали свои плоды и планирование стало неотъемлемой частью школьной жизни каждого ребенка, что, несомненно, в будущем поможет планировать свою жизнь не только в школе и вне образовательной организации.

Временный индивидуальный образовательный маршрут школе

В школе много талантливых и энергичных детей, которым интересно участие в различных мероприятиях, проводимых в образовательной организации и за ее пределами. Причем виды мероприятий порой сильно отличаются друг от друга: подростка могут привлекать и спортивные соревнования, и научно-практические конференции, и танцевальные конкурсы. Реализация процесса социализации детей по ФГОС в рамках программы по профессиональной ориентации в школе ставит перед педагогами следующие вопросы.

Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) — это система изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний.

Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту несколько:

  • в классе есть обучающиеся с повышенными образовательными потребностями и особыми способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования;
  • слобоуспевающие учащиеся, у которых в ходе входных, рубежных и итоговых контрольных работ выявлены пробелы в знаниях.
  • обучающиеся, находящиеся длительном лечении и не имеющие возможности обучаться по обычной классно-урочной системе.
  • обучающиеся с ОВЗ.

Таким образом, такой маршрут может разрабатываться для любого учащегося с разными образовательными возможностями и способностями

Образовательные маршруты могут быть кратковременными и долгосрочными. Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика: способствует формированию у него познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их на практике. Ребенок учится плодотворно работать и достигать успеха.

Индивидуальные образовательные маршруты могут быть составлены учителем для самореализации ученика как в урочной, так и во внеурочной деятельности, либо по двум направлениям одновременно

При построении ИОМ учитываются

В урочной деятельности способы работы, как со слабыми учащимися, так и с учащимися с повышенной мотивацией разнообразны: индивидуальные задания, карточки, подготовленные для ликвидации пробелов по западающим темам, организация парной и групповой работы, работа с учениками-консультантами (когда сильный ребенок консультирует слабого), выбор темы исследовательской работы или проекта (для более сильного ученика).

Индивидуальные образовательные маршруты, по моему мнению из-за нехватки времени на уроке я реализовываю после уроков во время проведения групповых занятий. Для учащихся с повышенной мотивацией мною разработаны , где приоритетной деятельностью является самостоятельная работа учащихся, а я только координировать эту деятельность. Так, для сильных учащихся класса по геометрии на весь учебный год подобраны и мною распечатаны задания по всем темам, изучаемым в 8 классе из открытого банка заданий ГИА по математике. Учащиеся самостоятельно дома решают эти задания в отдельно отведенной тетради. На групповых занятиях я проверяю решения и провожу коррекцию.Например, в 7 классе при изучении геометрии провожу дифференцированный контроль знаний. Так учащимся, которым достаточно отметки «3» при подготовке к уроку достаточно знать определения и формулировки теорем без их доказательства, и применять полученные знания при решении несложных задач. Все кто претендуют на отметку «5», учат теоремы вместе с доказательствами и в обязательном порядке доказывают каждую теорему. На уроке опросить каждого сильного ученика по каждой теме нет возможности, поэтому «отчитываться» ребята приходят и до уроков и после, и во время групповых занятий. В свою очередь, это и есть индивидуальный образовательный маршрут. В 5 и 6 классах, где дети активно принимают участие во всероссийских конкурсах (Мультитест, Мир знаний, Олимпус, Прояви себя), которые проходят с октября по март, такой маршрут предусматривает подготовку детей к этим конкурсам и олимпиадам.

Дорожная карта при подготовке к ГИА, которую разрабатывали в этом году учителя-предметники, подготовка к олимпиадам в старших классах- это тоже индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листа индивидуального маршрута обучения.

Также составляется индивидуальная образовательная программа учащегося, которая является технологическим средством реализации ИОМ.

Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности (в том числе в контексте предпрофильной или профильной подготовки), видов деятельности учащегося.

Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:

ОМ позволяет не только реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению пробелов в знаниях учащихся, позволяет подготовиться к успешной сдаче выпускных экзаменов, а учащимся с повышенной мотивацией поможет раскрыть свои таланты и определиться в выборе дальнейшего пути.

И в заключении трудно не согласиться со словами выдающегося педагога Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Реализация индивидуально – образовательных маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников .

Реализация индивидуально – образовательных маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников.

Сегодня, в период реализации национальной политики в сфере образования, школы находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения.

Несомненно, вопрос формирования учебной мотивации может быть назван центральным, приоритетным. Ведь мотив - источник деятельности, а одним из показателей развития личности ученика является его уровень сформированности учебной мотивации.

Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться.

Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать. От этого зависит потухнет или нет в глазах ребенка пытливый огонёк.

Современная психолого – педагогическая литература называет следующие причины учебных затруднений:

  • неумение учиться;
  • отсутствие интереса к учёбе;
  • неуверенность в своих силах.

Чтобы преодолеть эти затруднения, нужно ориентироваться на внутренние силы ребенка, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, ученику нужна педагогическая поддержка.

Педагогическая поддержка – это педагогическая культура, призванная помочь ребенку в успешном продвижении по своей индивидуальной траектории развития.

Можно выделить три основные составляющие этой культуры:

  • образовательная (обеспечение стандарта образования и высокого уровня знаний);
  • психологическая, основанная на развитии мотивации учения;
  • личностно – ориентированная.

Тенденции составляющих педагогической культуры нашли своё отражение в реализации индивидуально – ориентированной программы (ИОП) учителя по ликвидации пробелов знаний у учащихся, испытывающих трудности в обучении и учащихся с низким уровнем мотивации.

Цели и задачи индивидуально – ориентированной программы:

1.Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся.

2.Психолого – педагогическая поддержка учащихся.

3.Повышение уровня учебной мотивации.

Основными идеями реализации программы являются:

Этапы реализации

Формы и способы деятельности

Практический выход

Диагностический

Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение

Материал для исследования

Аналитико - исследовательский

1.Анализ диагностических работ, анкетирование, наблюдения.

2.Выявление успешности обучения по конкретным темам.

Информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ), индивидуальных затруднениях, учебной мотивации.

Организационно - проектировочный

Поиск путей педагогической коррекции

1.Определение темы ЗУН(знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) учащихся.

2.Выбор форм и способов работы.

4.Составление ИОМ (индивидуально – образовательного маршрута) ученика.

5.Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика.

ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика, пояснение для родителей к ИОМ ученика.

Коррекционный

Работа по ИОМ ученика с целью ликвидации пробелов.

Ликвидация пробелов по предмету.

Итоговый

Анализ работы по коррекции

  • Выявление нереализованного (причины)
  • Определение перспектив для дальнейшей работы
  • Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные.

Диагностический этап работы предполагает проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает материал для исследования и планирования дальнейшей работы.

Аналитико – исседовательский этап дает информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными возможностями (РУВ) учащихся.

На организационно – проектировочном этапе учитель ведет поиск путей педагогической коррекции и составляет ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика, а также пояснения для родителей.

ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития.

(индивидуально – образовательный маршрут)

Ученика (цы) _____ класса (фамилия, имя ученик) учитель ___________________________

Цель : ликвидация пробелов по предмету _________________________________________

Формы контроля

Отметка о выполнении

Родители (ознакомлены)_________________Классный руководитель __________________

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально – образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, где, какие знания, умения, навыки приобретет ребенок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор «своего» домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными с особенностями ребенка.

В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребенка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально – образовательного маршрута).

1.При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.

2.Расширять и осваивать разные приемы развития познавательных интересов детей.

3.Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

4.Обеспечит на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы доброжелательности.

5.Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.

6.Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.

7.Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействия учителя истощает запас нервно – психологической прочности ребенка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

Важность такого подхода в образовании детей очевидна.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществит психолого – педагогическую поддержку ребенка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Обеспечение в школе реализации индивидуально – образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определение цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

В результате работы с индивидуально – образовательными маршрутами учеников заметна положительная динамика качества обучения в классе, повысился уровень общеучебных умения и навыков (логических и коммуникативных), знаний, умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно – познавательной деятельности.

Работа с индивидуально – образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребенку открыть себя как индивидуальность, как личность.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

  • Пропуски занятий по болезни;
  • Слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  • Задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в отсутствие классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
  • Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
  • Прогулы.

Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Мероприятия

1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

2.Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, особенно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь

Обновление по мере необходимости

4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

5.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учеников класса . Лучше вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса

В течение учебного года.

6.Отражать индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года

В повседневной работе удобно использовать таблицы требований по отдельным темам и общему разделу.

Таблица требований

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося

2- е класса

МБОУ «СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г.»

Владислава Л.

На 2015-2018 учебный год.

Общие сведения

Ф. И.О. ребенка: Лаврентьев Владислав Возраст: 8 лет.

Школа: МБОУ СОШ № 1 имени Созонова Ю.Г.

Класс: 2 «Е» класс.

Ф.И.О. родителей: Галина Владимировна Л.

Ф.И.О. классного руководителя: Пневская Лариса Викторовна

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед_ Черныш Ольга Васильевна______________________

Педагог-психолог_____ Похальчишина Анна Зиновьевна __________

Социальный педагог_ Солтанова Оксана Александровна _____________

Инструктор ЛФК _ Быкова Светлана Владимировна _______________

Гармоничный психофизический инфантилизм.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика ученика.

Владик Л., 8 лет, ученик второго класса МБОУ СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г. Рост и физическое развитие соответствует возрасту. Спокойный, неагрессивный, подвижный, вызывает симпатии у одноклассников и окружающих. Сообразительный, ловкий. Равнодушный к урокам, не умеет и не желает заставить себя выполнить необходимое задание. С удовольствием идет в школу только 1 сентября, но вскоре желание ходить в школу пропадает, так как нужно ровно сидеть, напрягать внимание, выполнять неинтересные задания, слушать объяснения учителя. Быстро утомляется, вертится, отвлекает соседей по парте, рассматривает свои вещи, раскрашивает пенал, играет ручкой, пальцами, не смотрит на доску. Может увлечься игрой со школьными принадлежностями так, что не заметит учителя, который уже некоторое время стоит возле его парты. На вопрос «Нравится ли тебе школа? Отвечает утвердительно. Но потом поясняет, что нравятся перемены.

Но тем не менее научился читать, писать, хорошо владеет положенными по программе математическими навыками. Легко улавливает условие задачи. Может решить ее в уме. На уроках русского языка часто занимается посторонними делами, пропускает буквы, не применяет правила, хотя рассказывает их. Не может привести примеры ни на одно правило русского языка. Работоспособность зависит прежде всего от заинтересованности: может хорошо выполнить работу или написать с большим количеством ошибок. Домашние работы выполняет со старшей сестрой. Не проявляет инициативы выполнить домашнюю учебную работу самостоятельно. Не имеет дома обязанностей. Запоминает с урока только с ярким красочным наглядным материалом. К концу второго класса успеваемость была неровной: математика – «4», русский язык - «3», чтение - «4», окружающий мир – «3». На уроках раскрашивает пенал, получая при этом удовольствие и стремясь неосознанно заменить или отложить неприятное дело – выполнение заданий.

Такому ребенку нужно помочь адаптироваться к учебе в школе.

  1. Давать дополнительные, пусть интересные только ему задачи, связанные с красочным и наглядным материалом.
  2. Предложить ему самостоятельно сделать простые наглядные пособия, помогающие закрепить усвоенный материал.
  3. Использовать его инициативу и творческую возможность, чтобы подстегнуть интерес к обучению.
  4. Родителям рекомендуется проявлять большую заинтересованность в успехах в школе.
  5. Приучать его к ответственности за порученные дела в школе и дома.
  6. Объяснять, что может получиться, если все люди начнут делать то, что им больше всего нравится. Показать это на забавных и смешных примерах.
  7. Родителям каждый день учить ребенка отчитываться за прошедший день и выяснять, что хорошего ему удалось сегодня сделать.
  8. Поощрять за хорошие дела и немного журить за плохие.
  9. Натолкнуть ребенка на самостоятельный вывод: что же ему нужно было сделать, чтобы не допустить подобной ситуации вновь.
  10. Не прятать от него любимые игрушки и не запрещать игры, но обязательно договориться о их своевременности.

Для реализации ФГОС начального общего образования большое значение имеет развитие у обучающихся предметных и метапредметных универсальных учебных действий.

Целью индивидуального образовательного маршрута является: совершенствование форм организации образовательного процесса обучения ребенка с ОВЗ, создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации.

Задачи:

  1. Компенсация трудностей в обучении.
  2. Дальнейшее успешное освоение образовательной программы.
  3. Дифференцированные задания.
  4. Поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.
  5. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
  6. Обеспечить участие в олимпиадах, конкурсах викторинах по различным предметам.
  7. Формировать умение ставить цель, планировать и организовывать свою деятельность.

Используемые технологии:

  • Отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной учебной задачи.
  • Поиск информации и работа с полученной информацией.
  • Представление результатов выполнения поставленных учебных задач.
  • Включение в дискуссию с использование ИКТ.
  • Самооценка, оценка преподавателей и одноклассников.
  • Самопрезентация (формы представления результатов- участие в олимпиадах, в т.ч. дистанционных, контрольная работа, сообщение по темам и т.д.).
  • Разнотемповое обучение.

Роль родителей в индивидуальном образовательном маршруте:

  • Оказание посильной помощи при выполнении ребенком дополнительных заданий.
  • Финансовые расходы на дистанционные Всероссийские олимпиады, викторины, конкурсы.
  • Тесное сотрудничество с учителем, психологом, логопедом.

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

Дополнительная и опережающая работа на уроках

Дата

Тема занятия

Форма организации деятельности ученика

Домашнее задание

Результаты

9.09

Гласные звуки русского языка

Индивидуальные занятия

Усвоил

24.09

Почему после «ж» нужно писать «и»

Внеурочное занятие в групповой форме

Усвоил

12.10

Почему в некоторых случаях мы слышим глухой согласный, а писать нужно звонкий?

Проблемное обучение в группе

Усвоил и объяснил

25.10

За какими буквами прячется «й»?

Подбор слов на данную тему

Усвоил и объяснил

11.11

Какие звуки спрятал «ъ»?

Групповая и индивидуальная форма работы

Подбор слов на данную тему

Усвоил, подобрал слова правильно

23.11

Какие звуки спрятал «ь»?

Индивидуальная форма работы

Подбор слов на данную тему

Подбирает слова, умеет объяснить.

9.12

Групповая и индивидуальная форма работы

21.12

Как дружат паузы и знаки препинания?

Групповая и индивидуальная форма работы

Дифференцированные карточки

Правильно определяет расстановку знаков препинания

15.01

Групповая и индивидуальная форма работы

Выразительное чтение стихотворений.

27.01

Групповая и индивидуальная форма работы

Работа с деформированным текстом.

Умеет определять границы предложения.

10.02

Фразеологизмы. «Носария».

Групповая и индивидуальная форма работы

25.02

Фразеологизмы. «Животный мир».

Групповая и индивидуальная форма работы

Составление словаря фразеологизмов

Понимает лексическое значение фразеологизмов

6.03

Синонимы, антонимы.

Групповая и индивидуальная форма работы

Умеет подобрать 1-2 синонима.

18.03

Синонимы, антонимы.

Групповая и индивидуальная форма работы

Работа с текстом: вставить пропущенные синонимы.

Умеет подобрать 1-2 антонима.

4.04

Текст- рассуждение.

Групповая форма работы

Умеет найти текст-рассуждение

11.05

Викторина «Знатоки 2 класса»

Групповая форма работы

Предметные кружки, факультативы

Кол-во часов в неделю_3_

День недели

Время

Кружок

Результаты

Вторник

12:10

Моделирование

Участие в городской выставке «Мастер Золотые руки»

Четверг

12:30

Шахматы

Участие в соревнованиях

Пятница

12:30

Бассейн

Участие в соревнованиях

Внеурочная деятельность

Название занятия, мероприятия

Количество часов

Место проведения

Время занятий

Руководитель

Результаты

«Занимательная грамматика»

12:30

Пневская Л.В

Участие в онлайн-викторине

«Полезные привычки»

МБОУ СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г.

12:30

Солтанова О.А

Участие в выставке

Конкурс чтецов