Персонажи сюжетные ситуации. Рабочая программа Учебный курс: русская литература

Контрольно-измерительные материалы для переводного экзамена по литературе

за курс 10 класса.

Цель: выявить уровень усвоения знаний и умений учащихся в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 10 класса.

Предлагаемые тесты составлены с учетом Государственного стандарта образования по литературе.

В тесты включены задания по следующим литературы:

История литературы – В1, С1-С5

Теория литературы – В2-В11

Структура Кима.

Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического произведения, состоит из семи заданий с кратким ответом (В1-В7) и задания с развернутым ответом ограниченного объема (С1).

Часть 2 аналогична по структуре части 1 и предполагает анализ лирического произведения (В7-В11,С2). Задание С1 представляет собой развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, его тематике и проблематике. Задания С2 предполагает включение анализируемого материала и литературный контекст.

Часть 3 проверяет умение строить связное содержательное речевое высказывание на заданную сформулированную тему.

Спецификация к переводному экзамену по литературе (10 класс)

задания

Проверяемые знания и умения

Знать определения основных теоретико-литературных понятий, уметь ими пользоваться при анализе художественных произведений

Уметь строить развернутое суждение о роли и месте данного фрагмента в эпическом произведении

Уметь строить развернутое суждение, включая анализируемое материал в исторический контекст

Уметь строить связное содержательное высказывание на заданную литературную тему.

Система оценивания.

За правильный выполнение каждого задания части В учащиеся получают 1 балл.

Оценка выполнения задания С1

Точность и полнота ответа

Экзаменуемый отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки отсутствуют

Экзаменуемый понимает специфику заданий, но не демонстрирует достаточную обоснованность суждений, или допускает 1 фактическую ошибку

Рассуждает поверхностно, слабо аргументирует ответ, подменяет анализ пересказом, или допускает две фактические ошибки

Неверно отвечает на вопрос или дает ответ, который содержательно не соотносится с содержательной задачей, или подменяет рассуждение пересказом текста, или допускает три и более фактических ошибок

Максимальный балл

Оценка выполнения заданий С2

Точность и полнота ответа

Называет не менее двух произведений одного или двух авторов, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводит аргументы; фактические ошибки отсутствуют

Приводит одну позицию сопоставления, указывая произведение и автора; допускает одну фактическую ошибку

Приводит одну позицию сопоставления без фамилии автора или названия произведения; допускает 2-3 фактические ошибки

Не отвечает на вопрос или отвечает неверно

Максимальный балл

Оценка выполнения задания С3

    Глубина и самостоятельность понимания проблемы

Формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя доводы и делая выводы; фактические ошибки отсутствуют

Ограничивается общими тезисами, не во всех случаях подкрепляя суждения доводами и выводами; допускает 1-2 фактические ошибки

Объясняет смысл проблемы поверхностно или упрощенно; 3-4 фактические ошибки

Неверно отвечает на вопрос

    Уровень владения теоретико-литературными понятиями

Уместно применяет литературоведческие термины и объясняет функции литературных приемов

Допускает неточности в употреблении терминов, не объясняет функции литературных приемов

Допускает ошибки в употреблении терминов

Не использует теоретико-литературные сведения

    Обоснованность привлечения текста произведения

Привлекается обоснованно и достаточно разносторонне

Привлекается не всегда целесообразно

Используется только пересказ

Не привлекается

    Последовательность и логичность изложения

Части высказывания логически связаны, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей

Есть повторы и нарушения последовательности

Есть отступления от проблемы, предложенной в вопросе

Отсутствие связи между частями

    Следование нормам речи

1 речевая ошибка

2-3 речевых ошибки

4 речевые ошибки

5 и более речевых ошибок

Максимальный балл

Критерии выставления оценки .

Максимальное количество баллов за всю работу – 32.

Выставление оценки:

«5» – 28-32 баллов

«4» - 19-27 балла

«3» - 11-17 балл

«2» - менее 11 баллов

Время, необходимое для выполнения работы, - 120 минут.

1 вариант

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7, С1.

Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но глаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять начал говорить.

Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную гибель, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Ивановича. А ежели война как теперь, так война. И тогда бы интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, покалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что погибли много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, писклявым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да и ненадолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пора, поезжай в Горки, - вдруг сказал князь Андрей.

О нет! Отвечал Пьер, испуганно-соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.

Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, - повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, - прокричал он. – Увидимся ли, нет… - И он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.

Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.

Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, - и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.

(Л.Н.Толстой «Война и мир»)

В1. Назовите сражение, накануне которого происходит разговор между князем Андреем и Пьером.

В2. Укажите жанр, к которому принадлежит «Война и мир».

В3. В данном эпизоде образ князя Андрея раскрывается объективно в связи с закономерностями эпохи. Какое литературное направление второй половины 19 века считало этот принцип главным в изображении действительности?

В4. Значительную часть данного эпизода занимает развернутое высказывание князя Андрея о войне. Как называется такое высказывание?

В5. В данном эпизоде отображено внутренне состояние князя Андрея. Каким термином обозначается изображение душевной жизни человека в художественном произведении?

В6. В речи князя Андрея встречаются эмоционально-оценочные определения(«страшную необходимость», «праздных и легкомысленных людей»). Как называется это средство художественной выразительности?

С1. Как воплотилась в этом эпизоде мысль Толстого об антигуманном характере войны?

Часть 2 .

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В7-В11, С2.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя облегала;

И ты из давала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

(А.С.Пушкин)

В7. Как называется вид рифмовки, который использует Пушкин в стихотворении «Туча»?

В8. Укажите название художественного приема, к которому прибегает Пушкин в следующих строках:

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

В9. Как называется прием «очеловечивания» явлений природного мира, к которому прибегает Пушкин, рисуя образ «последней тучи рассеянной бури»? Укажите термин.

В10. Назовите художественный прием, основанный на противопоставлении разнородных явлений («унылая тень» - «ликующий день»)?

В11. Назовите художественное средство, многократно используемое в стихотворении и усиливающее эмоциональное звучание образов («ясная лазурь», «алчная земля», «унылая тень» и т.д.)?

С2. Кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов №2. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос(в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы

С3. Как вы понимаете слова критика об образе Акакия Акакиевича: через «холодный, злобный юмор» звучит «любовь общая, мировая, христианская»? (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»)

Итоговое тестирование по литературе за курс 10 класса

2 вариант

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В6, С1 .

Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, - загорячился студент. - Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

Ну, понимаю, - отвечал офицер, внимательно уставившись в горячившегося товарища.

Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это повсюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семей, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом всего себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Лона чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!

Конечно, она недостойна жить, - заметил офицер, - но ведь тут природа.

Э, брат, да ведь природу направляют и поправляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого бы ни одного великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», - я ничего не хочу говорить против долга и совести, - но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!

Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!

Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?

Разумеется, нет! Я для справедливости… Не во мне тут идело…

А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию!

(Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

При выполнении заданий В1-В6 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В1. В каком городе происходит разговор студента и офицера?

В2. Кто стал случайным свидетелем разговора студента и офицера?

В3. В разговоре студента и офицера указаны важные, типический черты жизни, описанные объективно. Какое литературное направление второй половины 19 века широко использовало такой способ отображения действительности?

В4. Студент и офицер высказывают разные точки зрения на возможность убийства старухи и на общественную справедливость. Укажите термин, которым в художественном произведении называется столкновение взглядов, жизненных принципов героев.

В5. В репликах студента многократно используются слова, обозначающие преувеличенно большое количество («сто, тысячу добрых дел и начинаний», «сотни…тысячи существований», «тысячи жизней» и т.д.). Какой художественный троп здесь использован?

В6. Взволнованность речи студента создается восклицательными и вопросительными предложениями, не требующими ответа. Как называются в литературоведении такие вопросы и восклицания?

Для выполнения заданий С1 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а потом дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С1. Как разговор студента и офицера повлиял на развитие идеи Раскольникова?

Часть 2.

.

Есть в осени первоначальной,

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и светлая лазурь

На отдыхающее поле… (Ф.И.Тютчев)

В7. Какому жанру классической поэзии близко это стихотворение?

В8. Первая и вторая строки второй и третьей строф построены на противопоставлении реально существующего осеннего поэтического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как называется этот художественный прием?

В9. Для создания поэтического настроения Тютчев использует определения «чистая», «теплая» и т.д. Как называется это художественное средство?

В10. Определите размер, которым написано стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной».

В11. Укажите номер строфы, в которой характер рифмовки отличается от характера рифмовки остальных строф. Номер строфы запишите словом.

С2. Какие русские поэты, изображая природу, стремились осмыслить вечные вопросы бытия?

Часть 3

С3. Почему нравы города Калинова Кулигин называет «жестокими»? (По пьесе Островского «Гроза»)

Итоговое тестирование по литературе за курс 10 класса

3 вариант

Часть 1

.

Дай же отряхнуться, папаша, - говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, - я тебя всего запачкаю.

Ничего, ничего, - твердил, умильно улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто. – Покажи-ка себя, покажи-ка, - прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошел торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее».

Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.

Папаша, сказал он, - позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.

Душевно рад, - начал он, - и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь…позвольте узнать ваше имя и отчество?

Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович.

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?

Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.

Сейчас, сейчас, - подхватил отец. – Эй, Петр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.

Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барина, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.

(И.С.Тургенев. «Отцы и дети»)

При выполнении заданий В1-В6 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В1. Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной Тургеневым картины мира?

В2. Назовите героя произведения, который станет идейным антиподом Базарова.

В3. Какое место занимает приведенный эпизод в сюжете произведения?

В4. Как называется форма общения между персонажами, основанная но обмене репликами и использованная Тургеневым в данном фрагменте?

В5. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности.(«Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.»)

В6. Как называется изобразительная подробность, при помощи которой писатель создает художественный образ («обнаженная красная рука», высокий лоб)?

Для выполнения заданий С1 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а потом дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С1. В чем, по Тургеневу, заключается сложность диалога «отцов и детей»?

Часть 2.

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В7-В11, С2 .

О, как мы убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при нашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло…

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

(Ф.И.Тютчев)

В7. Определите вид пафоса, которым проникнуто стихотворение.

В8. Как называется художественный прием, использованный автором в предпоследней строфе («Боль, злую боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слез!»)

В9. Настроении лирического героя передается с помощью образных определений («буйная слепота», «горючая влага»). Укажите термин, которым в теории литературы обозначаются такие художественные определения.

В10. Как называется художественный прием, использованный автором в пятой строфе: «Увы, как северное лето , был мимолетным гостем он!»

В11. К какой разновидности лирики, воспроизводимой интимные душевные переживания, относят стихотворение «О, как убийственно мы любим?

Для выполнения заданий С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений

С2. В каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?

Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов №2. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос(в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

Итоговое тестирование по литературе за курс 10 класса

4 вариант

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7, С1 .

Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти декорум неизбежных приличий, лишь отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, не грациозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания ни них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкой утро не стояла неубранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой и не валялись хлебные крошки. Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха

В1. Определите разновидность жанра романа, к которому относится произведение Обломова.

В2. Назовите статью Н.А.Добролюбова, посвященную роману И.А.Гончарова «Обломов»

В3. С помощью какого художественного приема в первом абзаце автор подчеркивает неизменность, неподвижность жизни героя («Когда он был дома – а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной».)

В4. Укажите термин, которым обозначают описание внутреннего убранства помещения.

В5. Укажите изобразительно-выразительное средство, использованное Гончаровым при описании кабинета Обломова («чистый вкус», «тяжелые, не грациозные стулья» и др.)

В6. Как в литературоведении называется особо значимый, выделенный элемент художественного образа, подробность, помогающая раскрыть характер героя(«паутина, напитанная пылью», «нумер газеты…прошлогодний,»)?

Для выполнения заданий С1 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а потом дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С1. Что такое «обломовщина»?

Часть 2.

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В7-В11, С2.

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи –

Внимай их пенью – и молчи.

(Ф.И.Тютчев)

В7. К какой разновидности лирики, посвященной вопросам осмысления сущности мира и человека, относится стихотворение Тютчева?

В8. Как переводится название стихотворения?

В9. Какая композиционная особенность стихотворения помогает понять завершающую мысль каждой строфы и отсылает к названию?

В10. В первой строфе Тютчев создает поэтический образ, используя прием уподобления («как звезды в ночи»). Назовите вид тропа.

В11. Во второй строфе поэт заостряет проблему, используя вопрос, не требующий ответа («Другому как понять тебя?»). Как называется такой тип вопроса?

Для выполнения заданий С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений

С2. Кто из русских поэтов 19 века обращался к теме «невыразимого»?

Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов №2. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос(в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С3. Почему Пьер Безухов разочаровался в идеях масонства?

Варианты

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

Бородинское

Петербург

Социально-философский

Роман-эпопея

Раскольников

Павел Петрович Кирсанов

Что такое обломовщина?

Конфликт

Интерьер

Гипербола

Риторические

Художественная деталь

Художественная деталь

Парная, смежная

Трагический

Философская

Антитеза

Молчание

Олицетворение

Антитеза

Сравнение

Сравнение

Любовная

Риторический вопрос

МАОУ СОШ № 147


Контрольно – измерительные материалы для переводной аттестации по литературе в 10 классе по модели ЕГЭ

Учитель русского языка и литературы Чернева О.С.

/ / / Анализ эпизода «Разговор князя Андрея с Пьером перед Бородинским сражением» (по роману Толстого «Война и мир»)

Где же скрывается кульминационный момент романа Льва Толстого «Война и мир»? Читатели неоднократно задумывались над этим вопросом! И ответ очевиден! – вот что стоит в основе романа.

Толстой в описании данного эпизода выражает свое отношение к военным действиям, в целом. Также, он показывает те особенности проведения битв, которые позволили русскому народу взять верх над Наполеоном и его армиями.

Перед Бородинским сражением мы вслушиваемся в беседу двух главных героев романа. За день до начала битвы, князь Андрей встречает своего хорошего товарища в расположении русских войск. решил принять участие в тех великих событиях, которые происходят в его стране, именно по этой причине и очутился на военной территории.

Когда Андрей увидел товарища, то вспомнил о Москве, обо всех тех событиях, которые происходили в последнее время. Это расстроило героя, и он без особой радости отреагировал на такую нежданную встречу.

Первая часть разговора князя и Пьера произошла в присутствие других военных офицеров. Конечно, речь шла о войне, о назначении Кутузова на новую должность. Пьер казался лишним при этих разговорах, ведь был очень далек от военных новостей и событий. Между мужчинами проскальзывает мысль о том, что назначение Кутузова и смещение Барклая можно назвать радостным событием. Офицеры, князь проявляют свою патриотическую позицию. Они знают, что Кутузов всем сердцем со своим войском, со своим русским народом. Именно этими качествами он и завоевал преимущество среди воинов.

В данном разговоре Толстой показывает нам, насколько далек Пьер от тех событий, которые происходят на войне. Он видит лишь поверхностную сторону происходящего. А вот владеет досконально точной информацией, проживает любые ситуации изнутри. Болконский говорит о том, что исход битвы нельзя предсказать. Победа будет зависеть только лишь от внутреннего настроя каждого воина, каждого солдата.

Поражение в бывшей битве под Аустерлицем, по мнению Болконского, произошло из-за разлаженности, растерянности воинов. Они не были заинтересованы в самом сражении. Но теперь ситуация совершенно иная. Князь высказывает мысль о том, что военные начальники никаким образом не могут повлиять на своих солдат. Они только лишь рассеивают панику своими приготовлениями и чрезмерной метушней. Ведь что на уме начальников – желание получить лишнюю награду. Вот и все! А простой народ совершенно по-другому оценивает ситуацию. Вот, к примеру, перед Бородинским сражением солдаты даже водку отказались пить, сказав, что не такой это день!

После общего разговора, между Андреем и Пьером состоялась индивидуальная беседа. В ней князь выразил свое понимание войны. И его можно также причислять на счет самого автора романа. Болконский называет ее грязной, кровавой. И войной должны заниматься понимающие, знающие люди, а не так, для развлечения. По мнению Толстого, люди совершенно спокойно могут затеять войну, из-за всякого пустяка, уничтожать, жечь, убивать. Но к такому шагу нужно относиться серьезно, обоснованно, обдуманно.

Вот такими мыслями делится Андрей в беседе с Пером. Друзья понимают, чувствуют, что этот разговор и эта встреча последняя для них. Они расходятся в разные стороны, с разными мыслями и убеждениями.

В данном эпизоде романа читатель может узнать о позиции самого автора относительно тех военных событий, которые творились на земле. Также, из разговора Болконского и Безухова понятно, что они настоящие русские люди, преданные своей стране.

Бородинское сражение – кульминационный эпизод всего многотомного романа Толстого «Война и мир». Именно это сражение раскрыло то, что, по мнению писателя, помогло русскому народу победить Наполеона. Именно в описании Бородино проявилась точка зрения Толстого на войну вообще, на ход истории, ее движущие силы.

Разговор двух любимых героев писателя – Пьера Безухова и Андрея Болконского – предваряет Бородинское сражение и расставляет некоторые акценты в освещении темы войны, насилия, вопроса победы или поражения в романе.

Князь Андрей вечером 24 августа, за день до Бородинской битвы, встречает Безухова в расположении своего полка. Мы помним, что Пьер решил присоединиться к русским войскам, чтобы быть в центре событий, быть причастным к тому великому, что происходило вокруг. Поэтому Безухов тоже находился среди русских войск.

Но Болконский, увидев своего старого друга, к которому испытывал искреннюю привязанность, совершенно не обрадовался. Больше того, ему было неприятно появление Пьера: он напоминал ему о Москве и обо всем том, что произошло в жизни князя Андрея в последнее время. Именно поэтому герой так неприветливо встретил Пьера и не захотел побеседовать с ним наедине.

Первая половин разговора двух друзей происходила в присутствии еще нескольких офицеров, среди которых был и капитан Тимохин. Конечно, общая беседа вертелась вокруг войны с Наполеоном, предстоящей битвы, назначения Кутузова на пост главнокомандующего. В присутствии Пьера, этого совершенно невоенного человека, казавшегося совершенно лишним в такой обстановке, офицеры чувствовали себя скованно. Говорил в основном робкий и стеснительный капитан Тимохин.

Разговор коснулся назначения Кутузова и смещения Барклая де Толли. Князь Андрей был очень рад таким перестановкам, так же, как и другие офицеры. Уже здесь начинает звучать тема патриотизма, той скрытой любви к родине, которая живет в каждом русском человеке. И если Барклай действует умом и не переживает всем своим существом за исход битвы, то Кутузов, может быть, не такой искусный полководец, всем сердцем со своим народом, страной, солдатами. Именно поэтому преимущество на его стороне.

В этом эпизоде раскрывается взгляд Толстого на силы, влияющие на ход военных действий. Если Пьер смотрит на войну лишь с точки зрения теоретика и человека постороннего, то Болконский видит ее изнутри. Он прекрасно понимает, что исход сражения нельзя просчитать, потому что «на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна». Отчего же зависит успех на войне. По мнению князя Андрея, исключительно «от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».

Болконский приводит в пример сражение под Аустерлицем. Он считает, что русские потерпели там поражение, потому что не настроились должным образом, не дали себе установку выиграть. Так произошло, потому что им не за что было бороться, русские люди не чувствовали кровной заинтересованности в победе при Аустерлице. Теперь все иначе. И именно от простых рядовых солдат будет зависеть исход сражения.

По мнению князя Андрея, военные начальники никоим образом не могут изменить или повлиять на исход битвы. Вся их суета и приготовления - не больше, чем «забава», «ребячество», по мнению героя. Больше того, они своей суетой лишь мешают общему ходу дел, потому что заняты только собой и своими интересами. Руководство, по большей части, стремится извлечь для себя выгоду, получить лишний крестик или похвалу императора. Кроме этого, мало кого что интересует.

В отличие от них, простой народ понимает значение предстоящей битвы. Тимохин говорит, что его солдаты даже отказались пить водку – «не такой день, говорят».

Когда друзья остались один на один, Болконский выразил уверенность, что предстоящее сражение будет выиграно. Между этими героями начался более теплый и откровенный разговор. В нем князь Андрей выразил свое истинное отношение к войне (здесь его мысли близки мыслям самого Толстого). Этот герой считает войну грязным и кровавым делом. Поэтому ею нужно «заниматься» серьезно, а не играть, как это любят делать люди.

Почему-то военное сословие считается одним из самых уважаемых в обществе. А если разобраться, то за что уважать людей, считающих своим делом убийство невинных людей, кровопролитие? По мнению Толстого, люди слишком легко и беспечно относятся к войне, поводом к ней может послужить любой пустяк. А ведь это в корне неверно. Над этим начинает серьезно задумываться князь Андрей, и Пьер с ним соглашается.

Важно, что герои чувствуют, что эта их встреча – последняя. Так, впрочем, и случилось. Каждый ушел после этого разговора со своими мыслями, раздумьями, в преддверии важного события, свидетелями которого они должны были стать.

Таким образом, данный эпизод играет важную роль в романе. Из него мы узнаем концепцию самого писателя относительно войны вообще, сил, влияющих на победу и т.д. Кроме того, мысли, звучащие из уст Болконского и Безухова, характеризуют их как истинно русских людей, в критический момент оказавшихся вместе со своей Родиной.

У Кутузова был опыт жизни, который научил его верить только в «терпение и время». Убеждение в неотвратимости судьбы, решения которой нужно терпеливо ждать, определяет все поведение Кутузова. Он спокойно созерцает ход событий и уже одним своим видом вселяет в людей спокойствие, уверенность в том, «что все будет так, как должно быть». Кутузов твердо верил в победу России. Толстой утверждает, что военный или политический руководитель может принести пользу, если, почувствовав, как развиваются события, постарается внушить свою веру в благоприятный их исход массам. Эта сила веры и прозрения Кутузова связана с его национальным духом. Он родствен всему народу и не случайно в применении к Кутузову часто повторяется слово «отец».

Кутузов, Пьер, князь Андрей, другие любимые герои Толстого стоят на пороге великих откровений. К ним их ведет война, Бородино. Толстой называл лермонтовское «Бородино» зерном своего романа. В этом стихотворении он видел выражение народного духа, народного взгляда на ход Отечественной войны. Для показа читателям Бородинского сражения Толстой выбрал Пьера. Именно ему должна раскрыться великая и простая правда, к которой он идет с начала романа.

Приближается минута, когда должна окончательно выявиться сущность каждого человека, определиться цена его жизни.

О чем думал перед сражением князь Андрей? В его сознании как бы два потока. С одной стороны он думает о себе, о своей смерти, возможность которой чувствует. И тогда внешняя жизнь кажется ему лживой, обманчивой. Происходит окончательная переоценка ценностей. То, что раньше было дорого ему, теперь оказалось пустым и грубым: «слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество». И другой ряд мыслей - совсем в иной плоскости: мысли о родине, о любви, о несправедливости этого мира, до которого, если следовать первому потоку мысли, ему нет никакого дела. Андрей потерял веру во все, что казалось раньше ему самым важным в жизни. По мысли Толстого, этологический итог развития каждого человека, прошедшего через службу в государственном аппарате самодержавной России, в царской армии, познавшего истинную цену светского общества.

Князь Андрей верит, что сражение будет выиграно. Успех его зависит, по мнению князя Андрея от того чувства, которое есть в нем, в каждом солдате. В это могучее нравственное чувство, объединяющее людей, которые испытывают одно горе, верит князь Андрей. Он ненавидит все, что ведет людей к разъединению, к войнам; он поверил в силу единения людей перед лицом опасности. Андрей считает, что пришла минута, когда России необходимы нравственные, душевные силы. И ими обладает Кутузов. Противопоставление кутузовского, народного начала эгоистическому, корыстно-рассудочному определяет композицию романа. С Кутузовым - князь Андрей, купец Ферапонтов, Денисов, солдаты. Против Кутузова - Александр I, Борис Друбецкой, Берг. Те, кто с Кутузовым, поглощены общим, те, кто против него, разъединены, думают только о личном. Война тяжела для Кутузова, ненавистна для князя Андрея. Князь Андрей считает войну - преступлением.

Преступлением ее считает и сам Толстой. Он не может оправдать убийства даже патриотическими чувствами. Картины войны, нарисованные Толстым, возбуждают отвращение к войне и ужас перед ней. Эти убитые и раненые, которые, как кажется Пьеру, ловят его за ноги; и лужа крови, в которой сидит молоденький офицер; и страх быть схваченным в плен, когда Пьер судорожно сжимает шею француза и ему кажется, что голова француза оторвалась - все это создает мрачную атмосферу убийств, не освещенных никакой идеей. Эти картины рисует художник, в котором уже живут мысли, позднее приведшие его к мировоззрению, ядром которого станет призыв «не убий!». Перед смертельным ранением, в князе Андрее ощутимее становится чувство жизни. Последние его мысли: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» Раненый в живот, он рванулся в сторону - это был порыв к жизни, порыв к тому, чего раньше он не понимал, к счастью простого наслаждения жизнью и любовью к ней.

Плеханов как-то заметил, что «Толстой сильнее всего испытывал чувство ужаса перед смертью именно тогда, когда больше всего наслаждался сознанием своего единства с природой». «Все интересы настоящего сразу становятся князю Андрею безразличны. Он начинает, в последний раз в своей жизни, думать об общих вопросах бытия. Всю жизнь князь Андрей искал свое место в обществе и всю жизнь убеждался, как лживо и ненужно все, что общество предлагало ему. Близость смерти окончательно раскрывает ему глаза на истину. Когда князь Андрей увидел на соседнем операционном столе Анатоля, больное его сознание пронзает мысль: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!». Весь путь князя Андрея вел его к этому выводу.

Андрей, как и все положительные герои Толстого, осваивая мир разумом, не верит в силу разума. Анализирующая мысль все время приводит князя Андрея к отрицанию каких-то кусков жизни. Мир распадается. Остается только одно начало, которое может спасти мир и человека в нем: любовь всех ко всем. Разум не способен принять такую всеобъемлющую, иррациональную любовь. Он требует мести врагу личному и врагу отечества. Разум отказывается верить в Бога, который учит всеобщей любви. Когда мыслящий человек видит во всем зло, он озлобляется сам. Злобное чувство возникает в князе Андрее всякий раз, когда он разочаровывается в очередных идеалах: в светском обществе, в славе, в общественном благе, в любви к женщине. Но где-то в глубине его души всегда жила тоска по любви к людям.

И теперь, когда смерть начала разрушать его тело, эта жажда любви охватывает все его существо. И князь Андрей формулирует эту завершающую весь его путь мысль: смысл жизни - во всеобъемлющей любви. Впервые разум не просто следует за чувством, но и отказывается от себя. Весь путь Андрея Болконского - это путь перемежающегося взаимоотрицания ненависти и любви. Толстой, убежденный в бесплодности ненависти, заканчивает этот путь торжеством в нем любви и совершенным отказом от ненависти. Итог этот, по мысли Толстого, неизбежен для каждого человека, стремящегося к единению и тяготящегося разъединением. В раскрытии главной мысли романа - мысли о необходимости единения, изображению пути князя Андрея принадлежит важнейшая роль. Только в любви, исключающей всякую ненависть - путь к этому единению. Таков смысл исканий князя Андрея.

Не случайно после раскрытия этих мыслей князя Андрея о любви как единственной правде жизни Толстой пишет о Наполеоне. Те начала бесчеловечности, жестокости, эгоизма, к отрицанию которых пришел Андрей к концу Бородинского сражения, окончательно раскрываются в Наполеоне. До конца своей жизни Наполеон не мог понимать ни добра, ни красоты, ни истины. Бородинская битва вскрыла лучшее, что было в князе Андрее, и худшее, что было в Наполеоне.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » О чем думал перед сражением князь Андрей? . И в закладках появилось готовое сочинение.

Текст 7

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверения в совершенном моем почтении и преданности».

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось.

Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, - сказал один генерал, - вижу, будто живу я на необитаемом острове... Сказал это, да как вскочит! Вскочил и другой генерал.

Господи! Да что же это такое! Где мы! - вскрикнули оба не своим голосом.

И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше, как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности.

Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море.

Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру.

Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену.

Теперь бы кофейку испить хорошо! - молвил один генерал, но вспомнил, какая с ним неслыханная штука случилась, и во второй раз заплакал.

Что же мы будем, однако, делать? - продолжал он сквозь слезы, - ежели теперича доклад написать - какая польза из этого выйдет?

Вот что, - отвечал другой генерал, - пойдите вы, ваше превосходительство, на запад, а я пойду на восток, а к вечеру опять на этом же месте сойдемся, может быть, что-нибудь и найдем. <...>

Сказано - сделано. Пошел один генерал направо и видит -растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть - ничего не вышло, только рубашку изорвал. Пошел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит.

«Вот кабы этакой-то рыбки!» - подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита. Зашел генерал в лес - а там рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают.

Господи! Еды-то! Еды-то! - сказал генерал, почувствовав, что его уже начинает тошнить.

Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми руками. Приходит, а другой генерал уж дожидается.

Ну, что, ваше превосходительство, промыслили что-нибудь?

Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!

Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. То беспокоит их мысль, кто за них будет пенсию получать, то припоминаются виденные днем плоды, рыбы, рябчики, тетерева, зайцы.

(М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

В1 Форму какого фольклорного жанра избрал М.Е. Салтыков-Щедрин для своей «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

В2 Во втором и третьем абзацах фрагмента автор дважды использует для характеристики генералов сходные выражения. Выпишите одно из этих выражений, указывающих на глупость и умственную ограниченность генералов.

В3 Изображая генералов комически, автор акцентирует внимание читателя на том, что «... они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену...». Как называются такие выразительные подробности, несущие значительную смысловую и эмоциональную нагрузку?

В4 Укажите название использованного М.Е. Салтыковым-Щедриным приема сатирического преувеличения, предполагающего соединение фантастики и реальности, который в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» становится «двигателем» повествования.

В5 Какой этап развития сюжета мы видим в данном фрагменте «Повести...» Салтыкова-Щедрина?

В7 Как называется разновидность русской прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, середине или конце сказки, например, «по щучьему велению, по моему хотению»?

C 1 К каким социальным проблемам, комически описывая бездеятельность генералов, обращается М.Е. Салтыков-Щедрин в данном фрагменте?

C 2 В творчестве каких писателей XX века нашли продолжение традиции щедринской сатиры и почему? (Укажите авторов и произведения.)

Текст 8

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но глаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять начал говорить:

Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную гибель, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда бы интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война - это любимая забава праздных и легкомысленных людей... Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны - убийство, орудия войны - шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия - отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то - это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду... Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, покалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! - тонким, писклявым голосом прокричал князь Андрей. - Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла... Ну, да и ненадолго! - прибавил он. - Однако ты спишь, да и мне пора, поезжай в Горки, - вдруг сказал князь Андрей.

О нет! - отвечал Пьер, испуганно-соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.

Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, -повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. - Прощай, ступай, - прокричал он. - Увидимся ли, нет... - И он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.

Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.

Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! - решил сам собой Пьер, - и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.

(Л.Н. Толстой «Война и мир»)

В1 Назовите сражение, накануне которого происходит разговор между князем Андреем и Пьером.

В2 Укажите жанр, к которому принадлежит «Война и мир».

В3 В данном эпизоде образ князя Андрея раскрывается объективно в связи с закономерностями эпохи. Какое литературное направление второй половины XIX века считало этот принцип главным в изображении действительности?

В4 Значительную часть данного эпизода занимает развернутое высказывание князя Андрея о войне. Как называется такое высказывание?

В5 В данном эпизоде отображено внутреннее состояние князя Андрея. Каким термином обозначается изображение душевной жизни человека в художественном произведении?

В6 Взволнованная оценка князем Андреем антигуманной сущности войны близка авторской позиции. Как называется это эмоционально-оценочное отношение автора к изображаемому?

В7 В речи князя Андрея встречаются эмоционально-оценочные определения («страшную необходимость», «праздных и легкомысленных людей»). Как называется это средство художественной выразительности?

C 1 Как воплотилась в этом эпизоде мысль Л.Н. Толстого об антигуманном характере войны?

C2 Что сближает изображение войны у Л.Н. Толстого и у русских писателей XX века? (Включите в свой ответ имена писателей и названия их произведений.)

Текст 9

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, - загорячился студент. - Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

Ну, понимаю, - отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семей, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помо-щию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!

Конечно, она недостойна жить, - заметил офицер, - но ведь тут природа.

Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», - я ничего не хочу говорить против долга и совести, - но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!

Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай! -Ну!

Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?

Разумеется, нет! Я для справедливости... Не во мне тут и дело...

А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию!

(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

В1 В каком городе происходит разговор студента и офицера?

В2 Кто стал случайным свидетелем разговора студента и офицера?

В3 В разговоре студента и офицера указаны важные, типические черты жизни, описанные объективно. Какое литературное направление второй половины XIX века широко использовало такой способ отображения действительности?

В4 Студент и офицер высказывают разные точки зрения на возможность убийства старухи и на общественную справедливость. Укажите термин, которым в художественном произведении называется столкновение взглядов, жизненных принципов героев.

В5 В репликах студента многократно встречаются слова, обозначающие преувеличенно большое количество («сто, тысячу добрых дел и начинаний», «сотни, тысячи... существований», «тысячи жизней» и др.). Какой художественный троп здесь использован?

В6 Как называется разговор двух действующих лиц (в данном случае - студента и офицера) в литературном произведении?

В7 Взволнованность речи студента создается восклицательными и вопросительными предложениями, не требующими ответа. Как называются в литературоведении такие вопросы и восклицания?

С1 Как разговор студента и офицера повлиял на развитие идеи Раскольникова?

С2 Какие персонажи русской литературы близки образу старухи-процентщицы? Свой ответ аргументируйте.

Из литературы конца XIX - начала XX века Текст 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Прошло четыре года. В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками и возвращался домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой. И Пантелеймон тоже пополнел, и чем он больше рос в ширину, тем печальнее вздыхал и жаловался на свою горькую участь: езда одолела!

Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его. Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик и заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти. Когда Старцев пробовал заговорить даже с либеральным обывателем, например, о том, что человечество, слава богу, идет вперед и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни, то обыватель глядел на него искоса и недоверчиво и спрашивал: «Значит, тогда всякий может резать на улице кого угодно?» А когда Старцев в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить. При всем том обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними. И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и все, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал, и за то, что он всегда сурово молчал и глядел в тарелку, его прозвали в городе «поляк надутый», хотя он никогда поляком не был.

От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это - по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек - желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, - было понапихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет.

(А.П. Чехов «Ионыч»)

В1 Назовите жанр произведения А.П.Чехова «Ионыч».

В2 Каждая часть чеховского повествования о докторе Старцеве знаменует собой этап нравственного падения героя. Каким термином обозначается построение художественного произведения, расположение его элементов?

В3 Укажите название средства художественной выразительности, использованное Чеховым для характеристики одной из сторон «либерального обывателя» «...мирный, благодушный и даже неглупый человек».

В4 Как называется выразительная подробность в художественном тексте, несущая смысловую нагрузку и указывающая на происходящие в герое изменения («тройка с бубенчиками»; «бумажки, добытые практикой»)?

В5 Выпишите из текста прозвище, которым наградили Старцева обыватели за его неразговорчивость и нежелание общаться с ними.

В6 Во фрагменте автор указывает на изменения, которые произошли в облике Старцева за несколько лет: «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». Как в литературоведении называется такое изображение внешности героя, служащее для его характеристики?

В7 К какому литературному направлению, в основе которого лежит принцип правдивого изображения жизни, относится «Ионыч» А.П. Чехова?

С1 Каковы причины духовного оскудения Старцева?

С2 В произведениях каких русских писателей изображено нравственное падение человека и в чем сходство жизненных путей этих героев с судьбой Дмитрия Старцева?